Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
А) «Закон Божий, в десятословии нам преподанный, научает нас седьмый день посвящать ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоился воспринять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям».
Б) «…В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.
Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».
1) Данный документ был издан в период правления Павла I.
2) Данный документ имел характер рекомендации и не всегда исполнялся.
3) В соответствии с данным документом в России образовалась новая социальная группа — вольные (свободные) хлебопашцы.
4) Данный документ был издан в период правления Александра I.
5) В соответствии с данным документом крестьяне получили личную свободу.
6) Данный документ был издан в период правления Александра II.
Десятого ноября 1796 года был отменён объявленный ещё при Екатерине II рекрутский набор, спустя месяц — разорительная для крестьян хлебная подать; в следующем году с крестьян и мещан снята недоимка за подушную подать. Русских крепостных было запрещено продавать без земли с публичного торга, а украинских — в любом случае.
Разумеется, Павел не собирался принципиально менять положение крепостных, более того, кажется, искренне полагал, что у помещиков им живётся лучше. За своё короткое царствование он успел раздать почти 300 тысяч душ и приказывал с помощью армейских частей подавлять волнения, вспыхнувшие в 1796—1797 годах в тридцати двух губерниях, вызванные его же распоряжением о приведении крепостных к присяге (те подумали, что их переводят от хозяев в казну, и отказывались подчиняться владельцам). Чаще всего мужики сами «винились», в других случаях дело доходило до ружейной и пушечной стрельбы: на Орловщине полк под командой губернатора «превращал в пепел» мужицкие хаты, а в селе Брасове над могилой тридцати четырёх убитых картечью крестьян была поставлена надпись: «Тут лежат преступники против Бога, государя и помещика, справедливо наказанные огнём и мечом по закону Божию и государеву».
Но благородное сословие расценило как посягательство на свои привилегии царский манифест от 5 апреля 1797 года, запрещавший принуждать крестьян к работе в воскресные дни, а барщину рекомендовавший ограничить тремя днями в неделю (на практике в некоторых имениях барщина была и меньше).
«Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий, в десятословии нам преподанный, научает нас седьмой день посвящать Ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который Мы удостоилися восприять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более, что для сельских издельев остающиеся в неделю шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении, достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям»51.
Идеалом Павла было регламентированное крепостное право. Об этом свидетельствует организация «командорских имений», получаемых кавалерами Мальтийского ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Они не были полновластными помещиками — имениями управляли чиновники, крестьянские повинности были строго регламентированы, — а только пользовались доходами.
Современники увидели в царской воле «попытку подготовить низший класс нации к состоянию менее рабскому». К тому же верховная власть заявила о своём праве регламентировать отношения крестьян и помещиков, в которые доселе не вмешивалась (хотя на деле это было лишь благое пожелание, исполнение которого было предоставлено доброй воле помещика). Мужики решили, что император уравнивает их с «господами». Молодой столичный дворянин Пётр Полетика вспоминал, что как-то, спрятавшись на всякий случай от проезжавшего мимо Павла за забором, услышал, как стоявший неподалёку сторож сказал: «Вот-ста наш Пугачёв едет!» «Я, обратясь к нему, спросил: “Как ты смеешь так отзываться о своём государе?” Он, поглядев на меня, без всякого смущения отвечал: “А что, барин, ты, видно, и сам так думаешь, ибо прячешься от него”. Отвечать было нечего…»
Такой курс неизбежно уравнивал все сословия перед волей императора, которому приписывали фразу: «В России дворянин тот, с кем я говорю и пока я с ним говорю». В 1798 году дворянам было запрещено продавать дворовых людей и крестьян без земли. Павел рискнул сделать то, от чего до последних лет царствования отказывалась его мать: увеличить основной главный прямой налог — подушную подать. Только в 1794 году в условиях инфляции и дефицита бюджета Екатерина подняла её с 70 копеек до 1 рубля 2 копеек. Павел начал с того, что повысил оброчный сбор с 3 рублей до 3,5—5 (в зависимости от губернии), а подушную подать — до 1 рубля 26 копеек; таким образом государство перераспределяло крестьянские деньги в пользу казны за счёт урезания оброка помещикам. Не случайно после убийства Павла одним из первых требований сановных кругов было понижение подушной подати до прежних размеров, хотя и мотивировалось оно жалобами на отягощение крестьян.
Главной целью императора было укрепление монархии. Именно Павел в 1797 году впервые в российской практике принял «Акт о порядке престолонаследия», вводивший действовавший до 1917 года принцип наследования по праву первородства в мужском колене; женщины могли занять престол только по смерти всех мужских представителей династии. Принятое одновременно «Учреждение о императорской фамилии» укрепляло власть и авторитет монарха среди членов императорской фамилии: он определял их имущественное положение и доходы, давал разрешение на вступление в брак.
Что же касается дворянства, то 4 мая 1797 года государь запретил подачу коллективных прошений на высочайшее имя; теперь делегациям от дворянских обществ не разрешалось приезжать в столицу для встречи с монархом. Губернские дворянские собрания были упразднены, а круг лиц, имевших право участия в уездных собраниях, сокращён: исключённые из военной службы лишались права голоса, а отставленные не могли избираться на должности. Были отменены выборы в уездные и нижние земские суды; часть выборных должностей в судебно-административных учреждениях заменена чиновниками, назначенными от короны. Отменено было и многое из введённого екатерининским «Учреждением о губерниях»: ликвидированы наместничества и наместники, приказы общественного призрения, надворные суды, нижние расправы, все губернские сословные суды. Городское управление было слито с органами охраны порядка — с 1799 года во всех губернских и уездных городах стали открываться военно-полицейские органы — ордонансгаузы. В селениях государственных крестьян появились волостные правления и волостные головы, которым предписывалось проводить в жизнь решения властей.
Когда-то Павел с помошью Панина строил планы создания Сената, выбираемого дворянскими собраниями, имеющего право контролировать соблюдение законов в стране и подавать представления на издаваемые монархом акты. Но теперь ему пришлось проводить уже совсем иную политику… Он явно не верил в какую-либо разумную «инициативу снизу» и самоуправление; в обществе он видел только сложную машину, механиком которой его назначил Бог…
Дело было, видимо, не только в боязни революции наподобие французской. Павел опасался, что представительство и выборность дадут дворянству легальный инструмент законного сопротивления начатой им переделке социально-политического устройства монархии. Мы не можем утверждать, будто он понимал, что привилегии благородного сословия тормозят развитие страны, но очевидно, что ведущей идеей императора стала бюрократизация и централизация государственного аппарата.
На исходе века екатерининский либерализм был не только ненавистен Павлу — он казался проявлением слабости, доказательства которой виделись ему даже в стиле указов матери. Сам он предписывал писать подаваемые ему бумаги «чистым и простым слогом, употребляя всю возможную точность и стараясь изъяснить самое дело, а высокопарных выражений, смысл потемняющих, всегда избегать».
Павел стремился поднять сан самодержца на недосягаемую высоту, окружить его почти божественным почитанием. Современники вспоминали: «Никогда не было при дворе такого великолепия, такой пышности и строгости в обряде. В большие праздники все придворные и гражданские чины первых пяти классов были необходимо во французских кафтанах, глазетовых, бархатных, суконных, вышитых золотом или, по крайней мере, шёлком, или с стразовыми пуговицами, а дамы в старинных робах с длинным хвостом и огромными боками (фишбей-нами), которые бабками их были уже забыты. Выход императора из внутренних покоев для слушания в дворцовой церкви литургии предваряем был громогласным командным словом и стуком ружей и палашей, раздававшимся в нескольких комнатах, вдоль коих, по обеим сторонам, построены были фронтом великорослые кавалергарды, под шлемами и в латах».
Содержание
Десятословие по Христианскому Законоположению
1) «Господь Бог твой, Господь един есть» (Втор. 6,4), во Отце, и Сыне и Духе Святом познаваемый: во Отце не рожденном, в Сыне рожденном безначально, безвременно и безстрастно, яко Слове, который, помазав Собою принятое Им от нас, наименовался Христом, и в Духе Святом, также из Отца не рожденно, но исходно происходящем. Сей единый есть Бог и сей есть Бог истинный, в Троице ипостасей – Господь един, естеством, волею, славою, силою, действом и всеми свойствами Божества не разделяемый.
2) «Его единаго возлюбиши, и Ему единому послужиши, всем помышлением твоим, всем сердцем твоим и всею крепостию твоею; и да будут словеса Его и заповеди Его в сердце твоем», чтоб творить их, поучаться в них, и говорить о них, «сидя в дому и идя путем, лежа и востая» (Втор. 6,5–7). Всегда помни Господа Бога твоего и бойся Его единого, и никогда не забывай Его заповедей Его; и тако Он даст тебе силу творить волю Его. Ибо Он ничего другого не требует от тебя, «точию еже боятися Его, и любити Его, и ходити во всех путех Его» (Втор. 10,12).
3) Он хвала твоя, и Он Бог твой. Не дивись без меры безстрастию и невидимости премирных Ангелов, ни крайнему лукавству низпадших оттуда сил, их хитрости и злокозненности на прельщение нас, и не дерзай думать, что в них есть что-либо равночестное Богу. Не засматривайся на величие неба и многообразность его движения, ни на блеск солнца, ни на светлость луны, ни на других звезд сияние, на пригодность воздуха к дыханию и на многополезность моря и земли, и бойся что-либо из сего сделать для себя богом. Ибо все сие работно Ему, как творение Его, словом Его из небытия к бытию воззванное. «Яко той рече, и быша: Той повеле и создашася» (Пс. 32,9).
4) Сего убо единого славь, к Нему прилепися любовию, и Ему кайся день и ночь о вольных и невольных грехах своих. Ибо Он «щедр и милостив…, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 85,15), – вечный благодетель, обещающий и дающий царствие небесное непрестающее, жизнь безпечальную и безсмертную, и свет невечерний в наслаждение чтущим Его и любящим, поклоняющимся Ему и заповеди Его хранящим. Но Он же есть и Бог ревнитель, Судия праведный и страшный Отмститель, воздающий нечувствующим в Него, не покаряющимся Ему и заповеди Его оставляющим, муку вечную, огнь неугасимый, страдание непрестающее, скорбь безутешную, тьму кромешную, скрежет зубов, червь неусыпающий, – что уготовал первому отступнику лукавому, и с ним всем, прельщенным от него и последовавшим ему и оставившим Творца своего делами, словами и помышлениями.
5) «Не сотвори себе всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах», чтоб служить тому и поклоняться яко Богу (Исх. 20,4). Ибо все есть творение единого Бога, Который в последние веки, из девственной утробы плоть прияв, на земли явися и с человеки поживе, и за спасение людей пострадав, умерши и воскресши, на небеса с телом вознесся и сел одесную величествия на высоких, с каковым телом опять приидет судити живых и мертвых. Сего, ради нас вочеловечившагося, икону сотвори, по любви к Нему, и чрез нее воспоминай о Нем, чрез нее поклоняйся Ему, чрез нее возводи ум свой к поклоняемому телу Спасителя, седящему во славе одесную Отца на небесах. – Равным образом и святых иконы: и твори, и поклоняйся им, не как богам, – что воспрещено, – но во свидетельство твоего с ними общения, любви к ним и чествования их, ум свой возводя к ним чрез иконы их; как и Моисей сотворил иконы Херувимов и поставил во Святом Святых, да и само Святое Святых было образом пренебесных вещей, а Святое носило образ всего мира, и Моисей назвал его Святым, не твари славя, но чрез них мир сотворшего Бога. – И ты не почитай богами икон Господа Иисуса Христа и святых, но чрез них поклоняйся по образу Своему вначале нас создавшему, а после сей самый нашенский образ Свой благоволившему восприять по неизреченному человеолюбию Своему, и в нем описуемым соделаться.
6) И не образу только Христа Господа поклоняйся, но и образу Креста Его, потому что он есть знамение победы Христовой над диаволом и над всем полчищем сопротивных сил, почему они трепещут и бегут, когда видят его изображаемым. Образ сей, и прежде появления первообраза, был высокопрославлен в пророках и явил великие и дивные чудеса, и во второе пришествие распеншегося на нем Господа Иисуса Христа, имеющего приити судить живых и мертвых, предыдет пред Ним, яко страшное и великое знамение Его силы и славы. Славь же Его ныне, чтоб тогда с дерзновением воззреть на Него и спрославиться с ним. И иконам святых поклоняйся, яко сраспеншихся Христу, крест изображая на лице своем и на память приводя действенно проявившееся в них причастие страстям Христовым. Равным образом чти и гробницы святых и какие-либо останки от костей их: ибо не отступила от них благодать Божия, как и от поклоняемого Тела Христова не отступало Божество, во время животворящей Его смерти. Делая же сие и славя прославивших Бога, как явившихся чрез дела совершенными в любви Божией, ты вместе с ними прославлен будешь от Бога, и с Давидом воспоешь: «мне же зело честни быша друзи твои, Боже» (Пс. 138,17).
7) «Не возмеши имени Господа Бога твоего – всуе» (Исх. 20,7), – ложно божась или клянясь ради чего-либо земного, или ради страха человеческого, или ради стыда, или ради собственной корысти. Клятвопреступление есть отречение от Бога. Потому не спеши божиться, но всячески избегай божбы, боясь как бы ради ее не впасть в клятвопреступление, от Бога отчуждающее, и к беззаконным причясляющее. но будь истинен во всех словах своих, и доставишь им чрез то твердость клятвы. Если же когда случится тебе без нужды связать себя клятвой, то, когда это будет в чем-либо сообразном с божественным законом, делай то, поколику оно законно; а вину свою, что так неосмотрительно поступил, очисть милостыней, молитвой, плачем и тела озлоблением, умилостивляя тем Христа, рекшего: не клянись, или не божись. – Когда же то будет в чем-либо беззаконом, то смотри из-за божбы своей (неразумной) отнюдь не делай дела беззаконного, чтоб не быть сопрочастну к пророкоубийцу Ироду. Но оставь эту беззаконную клятву неисполенною, положи потом себе законом не божиться и не клясться без разбора, спеша умилостивить Бога, приболезненнейше пользуясь вышеуказанными врачевствами.
8) Один день недели, – который называется Господним, потому что посвящается Господу, воскресшему в оный из мертвых, и тем общее всех воскресение предуказавшему и в нем предуверившему, – этот день святи (Исх. 20,10–11), и никакого житейского дела в оный не делай, кроме необходимых, и всем, кои под тобой и с тобой, давай покой, чтоб вместе славить стяжавшего нас своей смертью и воскресением своим совоскресившему наше естество. Воспоминай будущий век и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних; и самого себя испытуй, не преступил ли или не оставил ли чего, и исправь себя во всем. Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных; причащайся Святого тела и крови Христовой, и начало полагай исправнейшей жизни; обновляй себя и уготовляй к принятию будущих вечных благ, ради которых земным не пользуйся на зло даже и в прочие дни; в день же Господень, чтоб Богу приседеть, совсем все то оставляй, кроме необходимейшего, без чего жить нельзя. Имея таким образом Бога местом прибежища, ты не преступишь заповеди, огня страстей не возжешь, и бремени греха на себя не возьмешь; и тако освятишь день субботный, субботствуя не деланием зла. – Дню Господню уподобляй и великие узаконенные праздники, тоже в них делая, и от того же воздерживаясь.
9) «Чти отца твоего и матерь твою» (Исх. 20,12), ибо чрез них Бог ввел тебя в жизнь, и после Бога они суть виновники твоего существования. посему и ты после Бога их почитай и люби, если любовь к ним содействует любви к Богу, если же не содействует, то устранись от них. Коль же скоро они препятствием будут тебе, особенно в деле веры, истинной и спасительной, яко неправославные, то не только отсранись, но и отвратись от них, и не только их, но ивсех других такого рода людей. Ибо Христос Господь сказал: «аще кто… не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою» (Лк, 14,26), и «не приимет Креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф.10,38). Так должно относиться к тем по плоти, отцам, друзьям, братьям, кои препятствуют спасению; тех же, кои единоверны и не препятствуют спасению, и почитай и люби.
10) Если же по плоти отцев так, то сколь более должен ты почитать и любить отцев, родивших тебя по духу? которые из бытия претворили тебя в благобытие, сообщили тебе свет ведения, научили тебя явно истинствовать, возродили банею пакибытия, вложили в тебя надежду воскресения и безсмертия, не престающего царствия и наследия, и соделали из недостояного достойным вечных благ, из земного небесным, из временного вечным, сыном и учеником не человека, а Богочеловека Иисуса Христа, давшего тебе дух сыноположения, как Сам Он сказал: «и отца не зовите себе на земли: един бо есть Отец ваш, Иже на небесех. Ниже нарицайтеся наставницы: един бо есть наставник ваш, Христос» (Мф. 23,9–10). Всякую убо честь и любовь должен ты воздавать отцам своим духовным, поколику честь к ним возносится ко Христу Господу и к Духу Святому, в коем приял ты сыноположение (Рим. 8,15) и к Отцу Небесному, «из Негоже всяко отчество на небесех и на земли именуется» (Еф. 3,15). Постарайся во всю жизнь иметь духовного отца и открывать ему всякий грех и всякий помысл и получать от него отпущение и врачевство: ибо им дано вязать и разрешать души, и все, что они свяжут на земли, будет связано на небеси, и все, что они разрешат на земли, будет разрешено и на небе (Мф. 18,18). Сию благодать и власть получили они от Христа; почему повинуйся им и не противоречь им, чтоб не причинить погибели душе своей. Ибо если противоречащий плотским родителям в том, что не воспрещено законом Божиим, по закону предается смерти, то противоречащий духовным отцам не изгонит ли из себя Духа Божия и не погубит ли души своей? Почему советуйся с духовными отцами своими и слушайся их до конца, да спасется душа твоя, и наследует вечные и нетленные блага.
11) «Не прелюбы сотвори» (Исх. 20,14), чтоб вместо того, чтоб быть членом Христовым, не стать членом блудничным (1Кор. 6, 15) и, по отсечении от тела божественного, не быть ввержену в геену. Если дщерь жреца, осквернившаяся блудом, по закону огнем сжигается, как посрамившая отца (Лев. 21,9), сколь паче телу Христову такое очищение причинивший повинен будет мучению вечнующему?
12) Но если вмещаешь, и девство храни, да возможешь весь быть Божиим и к Нему прилепиться совершенною любовью, Ему приседя всю жизнь, не развлеченно всегда печась об одном Господнем, будущую предвкушая жизнь и как Ангел Божий жительствуя на земле: ибо девство их принадлежность, и им уподобляется тот, кто прилепляется к девству; но еще более, чем им, уподобляется он Отцу, прежде всех век девственно рождшему Сына, и девственному Сыну из девственного Отца рожденно произшедшему в начале, в последняя же лета от Девы Матери, плотию нетленно рождшемуся, и Духу, из единого Отца, не рожденно, но исходно происходящему неизреченно. Сему единому Богу уподобляется и нетленным браком сочетавается предызбравший истинное девство, и девствуя душой и телом, всякое чувство, слово и помышление украшающий красотами девства.
13) Если же не предпочитаешь ты девствовать, и не дал обета о сем Богу, то подобает тебе пояти о Господе одну законную жену, и с нею одною жить и как собственный тебе сосуд иметь во святыне, от чужих всеми силами воздерживаясь. Тебе можно от них совершенно воздержаться, если будешь блюстись от неуместных с ними сообращений, не станешь услаждаться блудническими словами и слышаниями, и самое зрение свое, телесное и душевное, отвращать будешь от них, сколько возможно, и навыкнешь не засматриваться с любопытством на красоту лиц. Ибо всяк, «иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» (Мф. 5,28), и по сей причине нечист есть пред Христом, смотрящим в сердце. От сего же ниспадает блудный сей и до срамных дел плотских не только до блудов, прелюбодеяний и других естественных смешений, но и до всяких неестественных непотребств. Ты же, отсекая от себя горькие корни, не смертоносные будешь приносить плоды, но сотворишь плод чистоты и сущей в ней «святыни, еяже кроме́ никтоже у́зрит Господа» (Евр. 12,14; Рим. 6,22).
14) «Не убий» (Исх. 20,13), чтоб не лишиться сыновства тому, кто и мертвых животворит, и не стать делами своими сыном исконного человекоубийцы. поелику же убийство происходит от ударов, удары от поношения и брани, эти от гнева, а гнев от причиняемого нам другими ущерба и вреда, или от удара, или от поношения: то «от вземлющаго ти ризу, и срачицу не возбрани», сказал Христос (Лк. 6,29), ударившему не отплачивай ударом, и поносящему – поношением. Ибо таким образом и себя самого, и озлобляющего тебя избавишь ты от греха убийства. Ты получишь прощение, в чем погрешил пред Богом; ибо говорится: «отпущайте, и отпустят вам» (Лк. 6,37), а злословящий о тебе, и зло тебе сделавший приимет наказание – муку вечную; ибо «кто речет брату своему…: «уроде», повинен есть геене огненней» (Мф. 5,22), сказал Христос. Итак, если сможешь с корнем исторгнуть зло и в душу вселить блаженную кротость, воздай славу Христу, наставнику и содетелю добродетелей, без Коего, как научены, не можем мы сделать ничего хорошего. Если же не можешь пребыть безгневным, укори себя, когда погневаешься, и покаяся пред Богом и пред тем, кто услышал от тебя или пострадал что злое. Ибо кто в начатках греха раскаивается, тот не дойдет до конца его: и кто о малых грехах не болезнует, тот чрез них впадет и в великие (Сир. 19,1).
15) «Не укради» (Исх. 20,15), да не «сокровенных Ведатель» (Дан. 13,42) тебе, яко презрителю Его, воздаст многократным наказанием. – Лучше убо из того, что есть у тебя, тайно подай нуждающимся, да от видящего в тайне Бога приимешь стократно больше того, и в будущем веке жизнь вечную.
16) «Не послушествую на друга своего свидетельства ложна» (Исх. 20,16), да не уподобишься в начале оклеветавшему Бога пред Евою, и да не будешь подобно ему проклят. Лучше же прикрой падение ближнего, если от этого не будет вреда для других, чтоб не Хаму уподобиться, а Симу и Иафету, и благословения сподобиться.
17) «Не пожелай» чего из принадлежащего ближнему твоему, ни стяжаний его, ни денег, ни славы, «ни всего, елика суть ближняго твоего» (Исх. 20,17). «Ибо похоть в душе зачавшись раждает грех, грех же содеянный раждает смерть» (Иак. 1,15). Ты же, не желая чуждаго, воздержись и от хищения по лихоимству. Лучше же и от своего давай просящему, и оказывай милость, по силе своей, нуждающемуся в милости, и не отвращайся от хотящего занять у тебя. Если найдешь что потерянное другим, сбереги то для владельца, хотя бы он был из враждебно к тебе расположенных. Ибо таким образом ты и его примиришь с собою и победишь благим злое, как повелевает тебе Христос.
18) Соблюдая все сие всеми силами и по таким правилам жительствуя, ты вложишь в душу свою сокровище благочестия, и угодишь Богу и ублажен будешь от Бога и тех, кои суть по Богу, и наследником соделаешься вечных благ, коих сподобиться буди всем нам благодатию и человеколюбием Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем, и всесвятым, благим и животворящем Его Духом, ныне и пристно и во веки веков. Аминь.
Разбираемся, в чем он будет состоять.
— Я в Бога не верю, и моя дочь ваш Закон Божий учить не будет! — шумят родители-атеисты.
— Не хочу я, чтобы мои дети Коран читали, мы православные люди! — требуют другие папы и мамы.
— Я мусульманка, а сыновей в школе батюшки заставляют чужие молитвы повторять! — кипятятся третьи.
— Мы будем учить только священную Тору! — упираются четвертые.
В такой протяженной, многонациональной и многоконфессионой стране, как Россия, очень сложно найти золотую середину с тем, чтобы рассказ школьникам об основных религиях не превращался в пропаганду одной из них. А не искать ее не получается. Во многих регионах в программу уже вошли разнообразные курсы, разработанные местным духовенством, — далеко не всегда продуманные и толерантные, с уважением рассказывающие о тех, кто исповедует другие религии.
Логика губернаторов (а по закону включить новый предмет в региональный компонент школьной программы можно только по решению местных властей) понятна: в школах нужно не только учить, но и воспитывать. Молодежи нужно помочь обрести нравственные основы. А что же федеральное правительство?
Не так давно президент Дмитрий Медведев поддержал идею преподавания в школах основ религиозной культуры. Но пока — как эксперимент.
КАК ПРОЙДЕТ ЭКСПЕРИМЕНТ?
1. Будет ли это что-то вроде дореволюционного Закона Божьего?
— Нет. Новый предмет не будет навязывать религиозные идеи. Он скорее посвящен основам культуры, истории традиционных религий и светской этики. Это будет предмет сугубо светский, дающий школьникам представление об основных традиционных религиях нашей страны.
2. Зачем нужен эксперимент? Во многих регионах аналогичные курсы уже давно введены.
— На федеральном уровне начинание новое. Поэтому нужно все тщательно взвесить, проверить, понять, как будет организовано преподавание, по каким пособиям, где взять учителей такого предмета. Отсюда и срок эксперимента — три года. Предполагается, что задействованы будут 18 регионов. Участвовать в эксперименте будет по одной параллели классов в каждой школе. Всего предполагается, что новый предмет станут изучать около 20 тысяч классов в 12 тысячах школ. Это около 240 тысяч ребят. Им будут преподавать новый предмет больше 35 тысяч учителей.
Первые уроки планируется начать уже весной 2010 года.
Опыт регионов, где уже преподают подобные предметы, будет использован для разработки новых учебников, методических пособий для учителей, организации курсов повышения квалификации педагогов.
3. Учителями станут священники, ведь они лучше других знают историю и культуру своей религии?
— Нет. Предметы будут вести светские учителя. Скорее всего, это будут учителя начальных классов, истории, литературы, обществознания, которые пройдут специальные курсы повышения квалификации.
4. В чем же суть эксперимента?
— Предполагается во время эксперимента отработать новый учебный курс, который будет состоять из трех модулей:
1) основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм),
2) история религий,
3) основы этики.
Ребятам будет предложено изучать один из трех модулей. Начать курс предполагается в последней четверти 4-го класса и завершить в первой четверти 5-го класса. Почему? Психологи считают, что именно в 10 — 11 лет ребятам в большей степени присущи такие социально-психологические черты, как бесконфликтность, мягкость, сопереживание. И это созвучно содержанию курса.
Выбор курса — дело сугубо добровольное.
5. А где взять время в программе на новый курс?
— Ввести курс предлагается за счет часов регионального компонента. Ориентировочно 2 учебных часа в неделю.
6. Что будет отрабатываться во время эксперимента?
— Специалисты постараются определить оптимальное количество часов для изучения учебного курса, организационные и экономические условия преподавания (как подбирать кадры, как доплачивать учителям за ведение нового предмета).
КОММЕНТАРИЙ ЧИНОВНИКА
«Мы думаем над тем, чтобы учителям было интересно вести такой предмет»
Специально для «КП» новый эксперимент в школах прокомментировал министр образования и науки Андрей Фурсенко
— Андрей Александрович, и все-таки зачем нужны новые траты, когда более чем в 20 областях России предмет «Основы православной культуры» преподают и по пять, и по десять лет?
— Решения принимались законодательными собраниями регионов, и предмет вводился в рамках регионального компонента. С точки зрения закона все правильно: в школах вводится светский предмет, не Закон Божий. С моей точки зрения, тот подход, который согласован и предложен сейчас, — он более разумный, стратегически гораздо более важный для страны и для ребят. Считаю, что в школе должны преподавать светские преподаватели.
Хотя не вижу большого греха, если в школе появятся священнослужители, встретятся со школьниками, расскажут им что-то… Но преподавание религиозных дисциплин должно все-таки происходить вне школы. Есть закон о разделении государства и церкви. Поэтому мы пытаемся навести порядок в рамках всей страны, поэтому и начали эксперимент. Если он оправдает себя, новый предмет постепенно завоюет себе право на существование во всех школах. Потому что он разумен. И он, что очень важно, ничего не навязывает. У ребенка и его семьи есть право выбора — какой модуль изучать.
Министерство много обвиняли в том, что мы на федеральном уровне навязываем жесткий атеистический подход к преподаванию всего, что связано с религиями. Хотя это не так. Но ничуть не лучше, когда на региональном уровне всем ученикам жестко навязывается подход, связанный с изучением истории культуры одной религии. Причем не всегда это бывает православие, где-то это ислам, где-то другие религии. Я считаю, что право выбора должно оставаться за школой, за учениками, за родителями. А это организовать гораздо сложнее.
— А где взять такое количество педагогов — грамотных, умных, тонко понимающих особенности разных религий? Боюсь, кончится все тем, что учителей географии, биологии, математики нагрузят еще одним предметом и они нехотя пойдут его преподавать…
— Вопрос законный. Действительно, где мы возьмем столько учителей? А сейчас они есть или нет? Нет. Но мы не можем же «задернуть шторки» и считать, раз нужного количества учителей нет, значит, мы и не будем ничего делать. Мы должны решать проблему, готовить учителей. Поэтому будут выделены деньги на их переобучение. Поэтому в общем-то и начинается эксперимент. Пока нужно около 35 — 40 тысяч учителей. На фоне полуторамиллионного сегодняшнего педагогического корпуса это не так много.
С другой стороны, проблема очень серьезная. Надо думать о том, как найти учителей, как оплачивать их труд, как сделать так, чтобы им было интересно этот предмет преподавать. Надо думать о том, какие учителя могут в первую очередь этим заниматься и повести за собой других.
Именно поэтому мы предварительно решили, что эксперимент нужно проводить в 18 различных регионах. Мы еще ничего не объявили, регионы не назвали. При этом к нам уже начали приходить письма от некоторых местных руководителей органов управления образованием с просьбой не включать их в эксперимент. Одновременно есть письма с просьбой об участии того или иного региона в данном начинании. Безусловно, это очень трудоемкая и ответственная работа. Думаю, что по окончании эксперимента через три года именно второй подход будет преобладающим, а регионы — участники эксперимента будут благодарны за то, что им дали возможность выполнить такую серьезную работу.
А вы что думаете? Дискуссия — на сайте!
Закон Божий: время прошло?
Четыре века назад Закон Божий помог преодолеть чрезвычайную богословскую неграмотность верующих в России. Но есть ли ему место в сегодняшней системе образования — церковного и светского?
Петр I (1672–1725)
По поводу необходимости такого предмета, как Закон Божий, в околоцерковной среде спорили и спорят очень много. А с момента появления в школе курса «Основы религиозной культуры и светской этики» эти дискуссии всколыхнулись с новой силой.
Сторонники Закона Божия считают, что его в России преподавали исконно, повсеместно, с исключительной полнотой, и дети получали тогда от учителей всё, что положено любому христианину знать о своей вере. Вот и ныне бы, как встарь, предписать обучение Закону Божию — всем и полно, без изъятий. Он бы, как шар воздушный, возносил души к облакам!
Те, кто настроен к нему критически, отвечают: нет, не полезен был Закон Божий, а вреден! «Исторический эксперимент» с его преподаванием закончился печально! Нельзя детей приучать к слову Божию с помощью розги! А для современной школы немыслимо рекомендовать Закон Божий даже в самой малой мере. Это ведь свинцовая болванка, неокрепшую веру вмиг утопит…
Кто прав?
До Закона Божия
У дверей школы. Н. П. Богданов-Бельский. 1897
Прежде всего: допетровская Русь Закона Божия не знала. Было ли в том благо? Вот уж нет, нисколько.
Московское царство выросло на окраине бывшей Киевской Руси, в глухих дебрях, на холодном севере. Очень долго не существовало тут ни мощной традиции духовного просвещения, ни ученого монашества, лучше всего способного к подобному труду, ни даже простейших школ. Горько говорить, но Русская Церковь веками мучима была страшным недугом — малограмотностью духовенства. Он поразил даже столь крупные центры, как Москва и Новгород Великий.
Большой русский святой, архиепископ Новгородский Геннадий, с тоской писал в Москву о том, каких претендентов на место священника доставляют к нему для поставления в сан: «Приведут ко мне мужика, и я велю… прочесть Апостол, а он и ступить не умеет; я велю Псалтирь дать, а он и по той едва бредет». Геннадий отказывал, но пришедшие со ставленником горестно уверяли: «Нет человека в нашей земле, кого бы можно избрать», — пусть-де поучится при архиерейском доме, а потом все же станет попом… Видя такое невежество, архиепископ молил: надо завести в Новгороде училище, где иерею ставили бы навык правильно читать священные книги и вести церковную службу.
Из этой тьмы Закон Божий выглядит как громадное достижение…
И в конце XV века, и в XVI веке русское правительство, а вместе с ним Русская Церковь не раз выражали потребность: надо, надо обзавестись школами! Но исторические источники твердо свидетельствуют о возникновении первых школ на Москве лишь в середине XVII столетия, при первых Романовых. До конца века через них не прошло и 1000 человек.
Основам веры учили хаотично.
Есть поблизости «книжный» человек, готовый даром или за малую мзду учить ребятишек, так они будут знать кое-что. А нет такого — они и длинной молитвы не сведают: весь «закон Божий» сведется для них к «Отче наш», «Господи, помилуй!» да «грешен, батюшка»…
Да, в Московском царстве водилось немало первоклассных знатоков Священного Писания, канонов и церковной истории. Но они проходили, большей частью, не через школу, а через наставничество. Знания о вере передавались из рук в руки, из уст в уста, лучшие богословы не знали «регулярного» образовательного процесса. Каждый русский «книжник» допетровской эпохи — «штучный товар».
Как в Россию пришел Закон Божий
Первое в России пособие по Закону Божию составил при Петре I архиепископ Феофан Прокопович. Но это вовсе не значит, что сейчас же по всей стране началось его изучение. Его прежде всего познавали учащиеся духовных школ. Долгое время духовная школа в России не имела деления на ступени, однако постепенно произошло размыкание на духовные академии (церковные «вузы»), семинарии и уездные училища. Закон Божий изучался в последних. И, разумеется, без знания его нельзя было получать образование в семинарии. Школяры уездных училищ и семинаристы составляли тысячи, а затем десятки тысяч по всей стране. Выпускники становились псаломщиками, дьяконами и священниками во храмах. Следовательно, для них Закон Божий являлся частью «профессионального обучения». Тем, без чего их будущая деятельность оказывалась просто немыслимой.
Но как же другие дети?
На уроке закона Божьего. А. И. Репин. 1889
А они совсем не сразу стали изучать этот предмет как часть обязательной программы. При государыне Елизавете Петровне, в 1743 году, вышло государственное и церковное предписание: обязательно давать детям знание букваря, счета и основ веры, т. е. главной части Закона Божия. Но на огромных просторах России не существовало в ту пору сети общеобразовательных школ с четко определенной программой. То, чему научится ребенок, в очень значительной степени зависело от воли родителей и приходского попа. Притом в первую очередь это касалось именно первейших начал Закона Божия.
Во второй половине XVIII столетия, при Екатерине II, в низших («народных») училищах повсеместно ввели Закон Божий, но составные его части обнимали то большее пространство учения, то меньшее… Вот например: следует ли включать туда понятие о благовоспитанности и нравственных идеалах? Долгое время были уверены: да, несомненно! Затем решительно отказались. Лишь к середине XIX века сложилось твердое представление о том, что должно составлять Закон Божий. Туда вошли: свод основных молитв, представление о богослужении, Священная история, а также катехизис — наставление в основах веры.
Но и в XIX веке колоссальное количество детей вовсе не училось в какой-либо школе. В лучшем случае (у дворян, богатых купцов) им доставались домашние учителя, в худшем — все те же родительские педагогические усилия да благосклонное внимание местных представителей духовенства.
Итак, не надо представлять старую Россию как поле многовекового, повсеместного и фундаментального изучения Закона Божия. Он сделался обязательным предметом преподавания за полтора века до революции, а форму полную и основательную получил всего-то за век до нее. Притом далеко не все дети могли приобщиться к нему в школе.
Закон Божий: плюсы и минусы
Минусы Закона Божия очевидны: они проистекали от стремления жестко закрепить в голове ученика сумму знаний — часто в ущерб более важной задаче: восприятию духа христианской веры. Разумеется, то, что воспринимается как нудная обязаловка, так или иначе вымывается из памяти — и весьма скоро. Но Закон Божий изучается не только для того, чтобы дать школьнику знание о вере и Церкви, он всегда мыслился как инструмент, помогающий спасению души. Если у мальчика или девочки выработалось устойчивое отталкивание от Закона Божия как, скажем, от нелюбимой геометрии, химии и т. п., разве пожелает он в переломные моменты жизни воспользоваться этим инструментом?
При всем том и плюсы у Закона Божия имелись огромные.
Прежде всего, он являлся хорошим профилактическим лекарством от разного рода суеверий, искаженных представлений о сути христианства, ересей, безграмотных «мудрований» насчет веры. Он избавлял от дремучего невежества. Кроме того, Закон Божий задавал единое культурное поле для миллионов людей. Единые знания, единое понимание православного богослужения, единый корпус молитв давали им возможность легко общаться и понимать друг друга в вопросах веры. Как сказали бы сейчас, Закон Божий «облегчал коммуницирование». Солдат и мещанин, провинциал и столичный житель, приходя на литургию, в равной мере понимали, что происходит, какие действия уместны, а как поступать не следует. Решив обсудить что-либо, касающееся их вероисповедания, они находили общую почву для разговора. Для общества, по определению состоящего в основном из христиан, это великое дело.
Трудно сказать, что в конечном счете перевешивало — положительные или отрицательные стороны Закона Божьего. Во всяком случае, пользу от него современники знали и чувствовали.
Урок Закона Божия в церковно-приходской школе при Троице-Сергиевой Лавре. Фото конца XIX в.
* * *
Однако ныне вернуть его в школу невозможно. Главнейшая причина понятна: для современного общества христианство не норма, а идеал. Кто-то принимает этот идеал, кто-то отвергает, а кто-то к нему присматривается, но не готов занять твердую позицию. Как, на каком основании преподавать столь пестрой аудитории предмет, в который включено не только теоретическое знание о вере, но и практические навыки церковной жизни, то есть молитвы, понятие о богослужении, о требах? Закону Божию в современной школе пришлось бы с жестокими боями добывать «место под солнцем», преодолевая сопротивление тех родителей, кто не хочет делать христиан из своих отпрысков. Наверное, в нынешних условиях Закон Божий подходит лишь для православной гимназии да приходской воскресной школы.
Справка “Фомы”: Факты о преподавании Закона Божьего
Инициатор разработки курса Закона Божия — царь Петр Первый. По его приказу в 1720 году архиепископ Феофан (Прокопович) написал «Первое учение отроком» — первый учебник по Закону Божию. Он содержал в себе, кроме азбуки и главных молитв, «краткий катехизис, излагавший главнейшие догматы веры и заповеди Десятословия», которые и предписывалось Духовным регламентом изучать детям всех званий.
Преподавание Закона Божия при Петре велось только в нескольких частных школах, к примеру, в школе для бедных детей, основанной в 1721 году Феофаном (Прокоповичем), в начальных школах при уральских заводах, открытых В. Н. Татищевым по указанию Петра Первого. В то же время в «математических» и «навигацких» школах, открытых при Петре, преподавание Закона Божия не предусматривалось.
Первый массовый учебник Закона Божия издан был только в 1765 г. — «Православное учение, или Сокращенная христианская богословия» иеромонаха Платона (Левшина; впоследствии митрополита Московского). «Православное учение» представляло собой программу обучения Закону Божию наследника престола великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I), большое место в ней было уделено вопросам нравственного воспитания. Книга получила широкое признание и использовалась как в школах, так и для наставления народа.
Впервые в учебную программу светских учебных заведений Закон Божий был введен только в 1774 году. В 1786 г. в школьное обучение была введена «Книга о должностях человека и гражданина», изданная при ближайшем участии императрицы Екатерины II, где догматы веры стали больше подтверждаться доводами разума, чем Св. Писанием, и изучались лишь настолько, насколько были необходимы для нравоучительных выводов. В 1819 г. книга была изъята из школьного употребления.
Обязательным преподавание Закона Божия стало только с 1819 года, благодаря манифесту 1817 года, в котором император Александр I потребовал, чтобы «христианское благочестие было основанием истинного просвещения».
С 1828 года в качестве основного учебного пособия при изучении Закона Божия стал применяться «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова), сперва написанный по-русски, но затем, по требованию тогдашнего министра народного просвещения адмирала А. С. Шишкова, переведенный на церковнославянский.
В правление Николая I программа обучения Закону Божию в гимназиях была такой: 1-й класс — Священная история Ветхого Завета (чтение важнейших мест), 2-й класс — изучение Нового Завета; в 3-м — большой катехизис (до 8-го члена Символа веры); 4-й класс — катехизис, введение в литургику; 5-й класс — окончание катехизиса, литургика с текстами важнейших молитв Святой литургии и из Цветной и Постной триодей; 6-й — история Восточной и Русской Церкви; 7-й — повторение важнейших тем.
Поначалу Закон Божий преподавался только священнослужителями (законоучителями), но в конце XIX — начале XX вв. миряне, в том числе и женщины, получившие специальную подготовку, также стали допускаться к преподаванию.
с 20 июля по 1 августа 1909 г. в Петербурге прошел Всероссийский съезд преподавателей Закона Божия светских средних учебных заведений. Его участники искали новые, менее формальные способы преподавания, обсуждали вариант отказа от обязательных учебников, думали, как приблизить обучение к реальной жизни. Но практических шагов не воспоследовало…
Подготовлено на основе статьи В. М. Бычковой «Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России».
В.Шапинов
Нужен ли школе «Закон божий»?
Представьте, что Вас попросили растолковать смысл следующих терминов: «авраамический религиозный комплекс», «папоцезаризм», «прозелитизм», «экуменизм», «неоязычество в христианском мире», «особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект». Что это? — спросите Вы, — задания для игры «Кто хочет стать миллионером»? Оказывается, нет. Это всего лишь цитата из программы курса «Православная культура», преподавание которого Министерство образования собирается ввести в российских школах. Выпускник девятого класса должен, согласно программе, уметь «объяснить (раскрыть сущность)» вышеприведенных понятий.
Инициатива Минобразования на канцелярском языке называется «упорядочение преподавания предметов и курсов православной культурологической направленности». Получается все чистенько и гладенько — школы, как будто, сами собой, «по просьбам трудящихся» ввели у себя преподавание православия, а министерство только упорядочивает, вводит в рамки стихийный почин низов. Помогает составить курс, причем факультативный. Но, как обычно, гладко оказывается только на бумаге.
Да и на бумаге не очень гладко. Вот, например, что пишут чиновники от образования в разосланном министерством «Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»: «Учебные курсы православной культуры включаются в учебный план общеобразовательной школы на всех образовательных ступенях…». Так что указание было получено прямое и недвусмысленное. И пускай никого не смущает слово «факультатив», ибо в школе факультатив имеет устойчивую тенденцию превращаться в обязательный предмет.
Реставрация «Закона божьего»
Ну а что плохого в «православной культуре»? — спрашивают защитники нововведения, — пускай дети узнают свои корни, Россия-то страна православная.
Но, как ни поливай навоз малиновым сиропом — все равно не вкусно. Вот и тут также, — как ни крути — это посягательство на свободу совести, то есть на свободу исповедовать любую религию, либо не исповедовать никакой. Неотъемлемое право человека, закрепленное 14 статьей Конституции.
Также это нарушает Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», который гласит: «В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство… обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». Так что никаких «православных культур» в школе и близко не должно быть. Но, ведомственный акт, как всегда оказывается сильнее закона и Конституции.
Привить ребенку религиозный взгляд на мир очень просто. И в семье никто никогда не сможет запретить родителям прививать ребенку догматы православия или любой другой религии. Но ведь предлагается задалбливать все это в школе в централизованном порядке.
В школе реставрируют «Закон божий». Можно сколько угодно отвлеченно рассуждать о «православной культуре» с которой дети должны познакомиться, — эти либеральные рассуждения призваны лишь замаскировать истинную цель введения нового предмета.
Но есть не только намерения, есть уже и первая практика преподавания «Закона божьего» в наших школах. Вот достаточно откровенное свидетельство одного из идеологов-пиарщиков Русской Православной Церкви дьякона Андрея Кураева:
«А если мы говорим о воспитании в школе, то я могу просто засвидетельствовать, что когда я прихожу в класс, и дети узнают, зачем я пришел и о чем пойдет речь, то у них пробуждается неподдельный интерес. Для них это радость. Как зажигаются глаза первоклашек, когда они видят, что в класс к ним зашел человек, который будет говорить с ними о Боге! Не просто любопытство и не просто радость от новизны. Но еще и радость о снятии табу, снятии запрета. Была какая-то тема в жизни, которую взрослые запрещали. Дети сами эту область знают и не понимают — почему же взрослые с ними об этом не говорят…
Детям нужна защита. Детям радостна жизнь в Церкви». (А.Кураев, «Школьное богословие»)
Если оставить в стороне лубочные картинки радости детей от «воцерковления», то в сухом остатке будет следующее: (1) рассказывать будут не «культуре», а «о боге», (2) целью обучения по курсу является «жизнь в Церкви», то есть фабрикация прихожан для РПЦ.
Еще нагляднее иллюстрирует цели нововведения фрагмент письма разосланного Алексием II местным архиереям в 1999 г.: «…если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс «Основы православной культуры».
Православная страна?
У нас нет прихожан, — шутят православные батюшки, — у нас есть прохожане и захожане. Действительно, несмотря на все спекуляции на историческом православии России и агрессивную религиозную пропаганду последнего десятилетия, людей, которых действительно можно было бы назвать православными верующими, не так уж много.
Вот данные различных социологических служб по интересующему нас вопросу:
Фонд «Общественное мнение»: православные — 53%, атеисты — 32% (всероссийский опрос городского и сельского населения проводился 7-8 апреля 2001 г., приняло участие 1500 человек).
Мониторинг.ру: православные — 50%, атеисты — 33% (5 января 2001 г., выборка 1600 человек).
Сколько же из этих, примерно 50% православных действительно верующих и сколько ходят в церковь и соблюдают обряды?
По данным Государственного комитета по делам молодежи (8 мая 2001 г.), верующими себя считают только 44% опрошенных. Отметим, что далеко не все из них православные и вообще христиане. По данным ВЦИОМ (13 ноября 2001 г., Россия, город, село, выборка 2407 человек), никогда не посещают храм 63% респондентов. По данным ФОМ (12 августа 2000 г., Россия, город, село, выборка 1500 человек), раз в месяц и чаще посещают богослужения только 6% опрошенных, а ни разу не бывали — 35%. Отметим, что храмы и богослужения иногда посещают даже атеисты.
А вот результаты опроса ФОМ (апрель 2000 г., Россия, город, село, выборка — 1500 человек): полностью исполняют религиозные предписания 2% опрошенных, в значительной степени — 9%, в небольшой степени — 38%, совсем не исполняют — 12%. Опрос проводился только среди тех, кто навал себя верующим, но проценты приведены от общего числа респондентов.
Так что дела веры православной, а тем более РПЦ идут явно не лучшим образом. Кстати, верующих не становиться больше — согласно тем же опросам их количество медленно, но верно снижается. Однако церковные иерархи во всех своих заявлениях и интервью записывают в православные 80% населения России. И люди обычно этой цифре верят, потому что данные опросов доступны не всем, а вот попов по телевизору или тележурналистов, которые за ними повторяют, видел каждый. Чтобы не разрушать эту иллюзию, РПЦ вынуждена была даже официально обратиться к Президенту с просьбой не включать пункт о вероисповедании в список вопросов Всероссийской переписи населения…
Духовность или материальный интерес?
РПЦ по данным «Экономической газеты» является одним из крупнейших капиталистических предприятий России. Много написано и о том, как получив в начале 90-х значительные налоговые льготы, РПЦ, наряду с различными «афганскими» организациями и Национальным фондом спорта превратилась в гигантскую монополию по торговле спиртными напитками и сигаретами. Говорят также, что РПЦ принадлежит около 7% экспорта нефти.
Обладая такими капиталами, церковь вполне могла пролоббировать через Минобразования «Закон божий». Да и кто осмелится ссориться с церковью? Это же все равно, что ссориться с Газпромом. Поэтому чиновники и сочли лучшим для себя наплевать на опросы, мнение избирателей закон и Конституцию.
Но, даже зная политический и экономический вес церкви, все равно поражаешься масштабам религиозной пропаганды, которую намереваются развернуть в школах страны. Предполагаемый объем курса «православной культуры» — 544 часа. Для сравнения — это больше, чем выделяется школьной программой на физику или химию. Преподавание будет начинаться с первого класса и продолжаться все 11 лет обучения — как при батюшке-царе! Причем в начальной школе под «Закон божий» будет отведен один урок в неделю, а с пятого по одиннадцатый класс — один-два урока.
Если вы думаете, что введением «Закона божьего» в школе все ограничится, то вы ошибаетесь. Вот отрывок из интервью декана исторического факультета МГУ Сергея Карпова:
«По моим данным, у нас в стране уже в десяти государственных вузах идет обучение студентов по специальности «теология», где учащиеся знакомятся с целым комплексом знаний, связанных с историей и современной деятельностью православной церкви. Еще в 2000 году Минобразования ввело госстандарт на эту специальность. Считаю, что новшество не противоречит светскому характеру образования, так как направлено на полноценное развитие науки, освобождающейся от ущербности атеистического сознания. Если в каком-то вузе хотят готовить теологов, у них есть соответствующие учебники, преподаватели, то почему бы и нет? В МГУ я пока не вижу необходимости введения такой дисциплины. Хотя и не исключаю в будущем появление теологического факультета».
Из истории известно, что происходит, когда «развитие науки освобождается от ущербности атеистического сознания»: исключат из учебников истории «неприятные» для Церкви моменты, запретят преподавание теории Дарвина. А там — недалеко и до теории Коперника и костров инквизиции. Скажете: в ХХI веке это невозможно? Отчего же, ведь побивают камнями согрешивших женщин в Нигерии или Афганистане. А по социально-экономическим показателям Россия движется в сторону этих стран, а не «европейских демократий».
Строятся плану по «воцерковлению» и дошкольного воспитания. Вот цитата из выступления все того же дьякона А.Кураева на передаче «Свобода слова»:
«»Азбука для маленьких христиан». Автор — священник Анатолий Стальбовский. Большой формат, крупный красивый шрифт. Каждой букве посвящена отдельная страница, иллюстрированная нежными акварельными сюжетами. Вот стишок ее первой странички:
Ангел-хранитель
тебя охраняет,
Все твои мысли
он тайные знает,
Вместе с тобой
веселится удаче,
А согрешишь —
он страдает и плачет.
Слово и изображение сольются для маленького зрителя-читателя в единый образ мира, созданный Богом. И счастлив тот ребенок, кому предстоит научиться узнавать буквы, читать по этой книге».
Представляете, как будет счастлив ребенок, которому с младых ногтей привьют веру в «ангела-хранителя», сочетающего в себе черты агента ФСБ, телохранителя и психоаналитика? Интересно было бы узнать мнение компетентных психологов по поводу этого стишка, — на мой, сугубо непрофессиональный взгляд, ощущение, что кто-то за тобой все время наблюдает, да еще и «мысли тайные знает» не способствует формированию у ребенка крепкого душевного здоровья.
Даже верующие-христиане сегодня вряд ли исповедуют веру в ангела-хранителя — это уже стало отжившим, архаичным преставлением, вроде Ильи-пророка, совершающего по небу поездки на колеснице. Взрослому такое в голову не вобьешь, а вот ребенку, пожалуй, можно. И это очень крепко привяжет маленького россиянина узами религиозного страха и невежества к «матери-церкви».
Забота о церковной казне и увеличении паствы — вот что движет реформаторами образования. И этот их мирской мотив понятен. Но что же получится из человека, которого в младенчестве приучат бояться агнела-хранителя, в школе вдолбят в голову «авраамический религиозный комплекс» и объяснят смысл решений Никейского собора 325 г., а в вузе удобрят все это «наукой, освобождающейся от ущербности атеистического сознания»?
Постмодернизм и коммунизм
Кто же еще кроме православных иерархов и чиновников, находящихся с ними «в доле» поддерживает планы по «воцерковлению» образования в России?
Вы не поверите, коммунисты!
Первый секретарь ЦК КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что считает необходимым введение в российских общеобразовательных школах курса по «православной культуре» и назвал решение Миобразования «вполне обоснованным».
Остается только удивляться такой позиции. Ведь Геннадий Андреевич закончил школу в те времена, когда на нее еще не снизошла церковная благодать и должен знать, что одним из первых решений Советской власти в нашей стране была реализация демократической нормы отделения церкви от государства и школы от церкви.
Но видно, в нашем постмодернистском настоящем, Зюганову ближе не Ленин, а один из отцов церкви Тертуллиан, прославившийся очень современно звучащим лозунгом «Верую, ибо нелепо». По всей видимости, не далек тот час, когда эта фраза станет девизом российского государственного образования, некогда одного из лучших в мире.