Содержание
Мешает ли юбка спасению?
Я недавно крестилась. Друзья говорят, что теперь надо воцерковляться, то есть ходить в храм, исповедоваться, причащаться, найти своего духовника и свой приход. Но ничего этого делать не хочется. Меня отпугивают православные женщины в платках и юбках до пят. Таких часто можно встретить не только в храме, но и просто на улице, и глядя на них, я понимаю, что не хочу становиться похожей на них. Неужели для верующей женщины так важно носить юбку? Татьяна
Отвечает настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Красногорске, благочинный Красногорского округа протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ:
— Уважаемая Татьяна. Несколько лет назад вышла отличная книжка Владимира Легойды «Мешают ли джинсы спасению?». Прочитав ее, все поняли, что нет, джинсы не мешают. А юбка? Длинная бурая юбка без разреза мешает? Об этом еще никто книжку не написал. Поэтому попробую вам ответить.
Недавно я встретился с другом юности, а ныне известной журналисткой, крестившейся лет тридцать назад в сознательном возрасте. Она делилась со мной своими трудностями, внешними и внутренними. В ответ я высказал мысль, что причина ее тяжелого душевного состояния отчасти в обстоятельствах жизни, а отчасти в том, что она хотя и верует в Бога, но по своей вере не живет. Тогда моя друг-собеседница воскликнула, что не чувствует потребности надеть юбку до пят и серый свитер.
Я ответил ей: «Да я не имел в виду одежду!» Одета она была, кстати, скромно. Дальше мы с ней поговорили о смысле христианской жизни. Но почему она с самого начала заговорила о юбке? Ну ладно какой-нибудь человек, поработавший в храме или монастыре, которому недостаточно культурные члены общины навязывали местный дресс-код. Или девушка, попавшая на исповедь к излишне строгому монаху, считающему уместным всех одеть в подрясники. Но с моей-то собеседницей ничего этого не было!
Другой пример на ту же тему. У нас в храмах раньше были (не знаю, есть ли сейчас) старушки, в глаза ругавшие людей, которые вели себя в церкви не так, как по их мнению следовало. Один замечательный, ныне покойный, архипастырь назвал таких старушек «православными ведьмами». Почему столь строго? Почему не «дурами»? Почему не «хамками»? «Ведьма» — очень серьезное обвинение. А ведь этот архипастырь сам ни разу, я думаю, ни с одной «православной ведьмой» не сталкивался.
Дело в том, что все мы — даже лучшие и умнейшие из нас — подвержены идеологическим штампам и модам. Долгое время держалась мода ругать старушек, которые ругаются в храмах. Они ругают нас, а мы — их. Они нас — грубо и в глаза, мы их — тонко и за глаза.
Конечно, церковных сотрудниц нужно воспитывать, чтобы они не обижали прихожан; конечно, это обязанность в первую очередь настоятеля. Нужно и других пожилых прихожанок воспитывать. И молодых прихожанок. И прихожан мужского пола. И себя самих. И на это у нас уходит вся жизнь. Поэтому будем к себе строги (не до отчаяния, помня о милосердии Божьем), а ко всем будем снисходительны. И с любовью относясь ко внешним, стараясь, чтобы ничто не мешало им прийти в Церковь, будем с любовью относиться и к тем, кто уже в Церкви. Они-то ведь тоже наши. Уча их мягко обращаться с людьми, не лишим их самих нашей любви.
А что касается дресс-кода, для того, кто не знает ничего о внутренней, духовной жизни, естественно все внимание обращать на внешнее. Христиане же знают, должны знать, что главное — это сердце человека, а не то, как он выглядит. Поэтому не нужно всех женщин стараться переодевать в длинные юбки, но по той же причине не нужно всех переодевать и в брюки.
Помню, когда я, крестившись в возрасте 27 лет, только начал церковную жизнь, мне очень понравилось ходить в косоворотке. Так я везде и ходил: в голубой «русской» рубахе с матерчатым пояском, в простых штанах, туристических ботинках, бороде и шевелюре вокруг зреющей лысины. Но духовный отец (протоиерей Георгий Бреев, нынешний духовник епархии города Москвы) мне не делал на эту тему замечаний.
Однажды, мы с ним ехали в метро, спокойно разговаривали, и я как-то сам почувствовал, что ему должно быть неловко сидеть рядом с такой яркой фигурой. Наверное, ему действительно было неловко, но он тогда мне ничего не сказал и виду не подал. И правильно сделал, потому что важно не то, чтобы неофит во что-то переоделся, а чтобы он сам почувствовал: ни косоворотка, ни фрак, ни пиджак не приближают его к Богу и не удаляют.
Поэтому люди, которые всех хотят нарядить в «православные» юбки, думая, что в этом главное, — ошибаются. Но и те, кто с презрением смотрят на мешковато одетых сотрудниц некоторых приходов, тоже ошибаются. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). Не пища и питие, не платок и не шляпка, не джинсы и не юбка.
Нужно ли надевать юбку в храм
В правилах посещения храма говорится, что женщины должны быть в юбках. У невоцерковленных людей это правило вызывает порой негодование и протест. Давайте разберемся, откуда идут корни запрета на ношение брюк в храм. И действительно ли представительницы прекрасного пола должны носить в церковь юбку и почему.
Священное писание и святые отцы об одежде
- О запрете женщине надевать мужскую одежду и наоборот, мы можем прочитать в книге Библии «Второзаконие». Как пишет известный богослов А. Лопухин, этот запрет преследовал цель оградить Богоизбранный народ от мерзости противоестественных смешений, которые были в ходу у язычников, населявших территорию земли обетованной.
- Согласно второй версии, в одежду другого пола одевались жрецы во время совершения обрядов.
- В 7 веке Шестой Вселенский Собор в Константинополе подтвердил запрет на ношение нарядов другого пола.
- Представители секты евстафиан проповедовали равенство мужчины и женщины и призывали последних носить мужские одежды ради подвига. Церковь осудила это на Гангрском соборе, опираясь на Священное Писание.
Влияет ли на женщину ношение мужской одежды
Давно замечено, что та или иная одежда очень влияет на поведение человека. Сравните девушку в длинном платье и девушку в рваных джинсах. Одинаково ли они себя ведут? Чаще нет. Платье или юбка придают женственности, требуют от их владелицы скромности, грации. Сложно представить женщину в романтическом платье курящей или произносящей похабные слова, или непристойно смеющейся. В брюках женщина чувствует себя более свободно, раскованно, что порой негативно отражается на ее поведении.
Наши предки считали, что в длинной юбке женская фигура напоминает треугольник и соединяется с матерью-землей, берет от нее силы.
Почему в храм нужно ходить в юбке
На фразу о том, что в храм нужно ходить в женской одежде, некоторые посетительницы в брюках резонно отвечают: «А у меня брюки женские». Действительно, в то время, когда писалась Библия и собирались Вселенские соборы, о брюках не слышали не только женщины, но и мужчины. Но если церковные традиции требуют ношения юбки, то нужно им следовать. Во-первых, этим мы показываем послушание Церкви. Во-вторых, женщина в брюках может смутить своим внешним видом других прихожан. А в Писании очень строго и определенно сказано о тех, кто соблазняет ближнего.
Но это не означает, что если вы оказались рядом с храмом в брюках, то в него нельзя войти. Тем более, что за свечным ящиком вам наверняка дадут халат или еще что-то.
Очень плохо делают те, кто из ложной ревности нападают на женщин, вошедших в храм в брюках. Это верный шаг к тому, чтобы оттолкнуть человека от Церкви.
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
сайт Горловской и Славянской епархии
Что носить летом? До какой степени можно обнажать тело в жару? Как быть на пляже? Допустимо ли мужчине зайти в храм в футболке, а не в рубашке с коротким рукавом? В каком виде можно прийти в ваш храм, чтобы оттуда не выгнали? Ответили священники нашей епархии.
Классика — идеальный выбор
Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново:
Когда я в 1990-х годах воцерковлялся, меня тоже волновал вопрос, в каком виде правильно ходить в храм. Один очень интересный верующий человек ответил мне так: «Молодой человек, вы неправильно ставите вопрос. Надо из дома выходить в таком виде, чтобы можно было в любое время зайти в храм». Мы должны понимать, что нужно воцерковлять все стороны нашей жизни, и внешний вид в том числе. Приходя к вере, мы начинаем следить за своей речью, жестами, поведением. Так же должно произойти и с нашим внешним видом: постепенно он тоже должен меняться в лучшую сторону. В храме надо выглядеть достойно.
Прежде всего мне хотелось бы обратить внимание на мужчин, потому что в вопросах одежды говорят преимущественно о женщинах — юбка или брюки, допустима ли косметика, можно ли открывать плечи… Однако внешним видом наших прихожан тоже нужно серьёзно заниматься. Если давать конкретные советы, то, на мой взгляд, мужчине в храме подобает быть одетым в брюки, а не шорты, бермуды и тому подобное. Брюки предполагают наличие носков и классической обуви. Если вы надеваете джинсы, то они должны быть традиционных цветов — чёрные, тёмно-синие, коричневые, летом можно светлые, но не кричащих расцветок. Желательно, чтобы они не были рваными и не отличались фасоном от обычных брюк. Хотелось бы также, чтобы мужчины носили классические рубашки с воротничком, а не футболки.
Сейчас очень модным стал спортивный стиль, но я убеждён: в храме он недопустим. Внешний вид формирует внутреннее состояние православного человека. Одежда — это один из атрибутов внешнего христианства, поэтому в гардеробе верующего человека обязательно должна присутствовать классика. Спортивные брюки, тапочки на босую ногу — считаю, что в храме это неприлично. Мы ведь идём на самое важное и торжественное событие своей жизни! Нужно учиться так относиться к каждой литургии, как будто она первая или последняя. Литургия — это торжество жизни, и приходить на него расслабленным недопустимо.
Какие традиции сложились у нас на приходе? Скажу так: я веду каждодневный изнурительный труд в этом направлении. Говорю, объясняю, напоминаю, привожу примеры. Рассказываю, что если бы было всё равно, в какой одежде предстоять Господу, тогда что-то менялось бы и в одежде священнослужителей, однако Церковь очень консервативна в этом вопросе. Если священник выйдет на исповедь в спортивных штанах и без носков, это оттолкнёт людей, не даст им сосредоточиться. Поэтому я учу прихожан не пренебрегать своим внешним видом.
Что касается женщин: я думаю, они созданы для того, чтобы украшать наш мир. Прекрасно, если мужчина испытывает возвышенные чувства, глядя на женщину. Её вид должен пробуждать желание писать стихи, а не говорить пошлости. Девочек надо воспитывать так, чтобы они стремились вызывать высокие, а не потребительские чувства.
Если женщина идёт в храм нарядной, это хорошо. Шарф или косынка — такой аксессуар, которым она может подчеркнуть красоту богослужения (например, выбрав соответствующий цвет) или продемонстрировать индивидуальный подход к своей одежде. Когда видишь, что прихожанки меняют косыночки в зависимости от праздника, это радует. Мне хотелось бы, чтобы женщины в храме выглядели достойно и красиво, вдохновляли мужчин служить Богу и вызывали у них самые нежные чувства.
Внимательно к себе и снисходительно к окружающим
Протоиерей Николай Николенко, настоятель Пантелеимоновского храма г. Железное:
У нас, слава Богу, не курортный город, отдыхающих нет, и потому проблема летней одежды остро не стоит. Вот в приморских городах ситуация действительно сложная. Если человек приехал в бриджах и в таком виде зашёл в храм свечку поставить и помолиться о том, что его беспокоит — я замечания не сделаю, и своих прихожан учу тому же. Главное — чтобы мы никого в храме не обидели.
Одежда сейчас такая, что не знаешь, что рекомендовать, особенно в случае с летним гардеробом. Можно быть в длинной юбке, которая просвечивается, и это будет хуже, чем шорты. А можно быть в шортах, но с покаянным чувством в сердце о том, что не подумал, в чём в храм пойти. Так что судить никого нельзя. Для Бога главное — не одежда, а наши души. Всё зависит от внутреннего состояния человека. Если турист пришёл в храм в купальнике, как это было в 1990-х годах, когда открыли Святогорскую лавру, — конечно же, надо сказать ему о неуместности такой одежды. Если же всё в рамках приличий — не стоит быть особо придирчивым. Конечно, каждый человек должен отдавать себе отчёт, куда и зачем он идёт. Священник может с любовью намекнуть, если что-то не так.
Если обобщить, то прежде всего надо смотреть на то, кто именно пришёл в храм в неподобающей одежде. Если это постоянный прихожанин — можно деликатно указать ему на его ошибку. Если же это случайный человек, лучше его не трогать. Воцерковлённым людям я посоветовал бы перед выходом из дома обратить внимание, насколько аккуратно они одеты, не коротка ли одежда, не просвечивается ли платье или рубашка (сейчас даже мужчины носят ничего не скрывающие рубашки-сетки). Конечно, одежда не может осквернить человека, но тот, кто идёт в храм, должен уделить внимание своему внешнему виду и постараться одеться прилично и опрятно.
Избегать крайностей и наслаждаться отдыхом
Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево:
Когда на улице жара +35 — +40 градусов, надевать юбки в пол и рубашки с длинным рукавом я считаю лишним. Носить их в зной тяжело. Я за шорты и короткие рукава, никакого греха в ношении такой одежды не вижу. Разумеется, всё должно быть в пределах разумного — те же шорты бывают самой разной длины.
Что касается летней одежды для храма: надо понимать, что мы там будем стоять перед Богом. Идти на службу в шортах, безрукавках, майках и тому подобной одежде свободного покроя недопустимо. В храм надо одеваться подобающе. Я не говорю, что женщина обязана надевать юбку в пол, но колени эта юбка прикрывать должна. Нужно проявлять уважение к Церкви, к окружающим людям и постараться никого не соблазнять своим внешним видом. Правда, порой можно наблюдать и другую картину, когда особо благочестивые бабушки вразумляют молодую девушку и ругают её за то, что она неправильно одета. Это тоже крайность, ведь у человека могут быть определённые обстоятельства: например, родственник лёг в больницу, хочется помолиться о нём в храме, а подходящей одежды под рукой нет. Можем ли мы человеку в такой ситуации запретить зайти в храм? Во всех остальных случаях в храм надо одеваться скромно, чтобы никого своим видом не соблазнять.
Что касается пляжной одежды — мы не живём в Средневековье, когда оголённое плечо или колено считались верхом неприличия. За окном XXI век, магазины изобилуют самыми разнообразными моделями купальников и плавок, и выбрать подходящую не составляет труда. Здесь тоже желательно обойтись без крайностей, потому что некоторые купальники не то что не скрывают ничего, но подчёркивают всё, что можно и нельзя. Три ниточки вверху, две внизу не очень вяжутся с образом верующей женщины, этого не должно быть. Есть разные модели купальников, как закрытых, так и открытых, в которых можно выглядеть адекватно. Так что подберите себе нормальный купальник или плавки — и купайтесь на здоровье. Купаться в рубашке или подряснике я бы не советовал, потому что это вызовет только смех у окружающих.
Если человек хочет кого-то поучать, он найдёт повод: окажется, что окружающие если не купальники неправильные носят, то на пляже неправильно лежат или ещё что-то не так делают. Надо во всём знать меру, а лубочное христианство на пляже (священник в подряснике и шляпе, женщина в длинной юбке или рубахе) и выглядит архаично, и для отдыха неудобно. Ну и, конечно же, нужно думать о своём поведении ничуть не меньше, чем об одежде. Надеюсь, наши читатели это понимают и в таких напоминаниях не нуждаются.
Можно быть православным и красиво одетым
Протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра:
Говоря о допустимой или недопустимой одежде, я бы не стал обсуждать конкретную длину рукава или фасон платья — скорее, хотелось бы высказать несколько общих моментов.
Первый. Всякий раз, когда мы в храме или на улице осуждаем того или иного человека за то, что он одет не «по-православному», под православным идеалом мы подразумеваем современный стиль одежды. То есть нам кажется, что православные мужчины всегда носили брюки (желательно тёмные), туфли (с закрытыми пяткой и носком) и рубашки с длинными рукавами (застёгнутые на все пуговицы). Православные женщины всегда ходили в косынках и длинных платьях или юбках и блузах. Однако давайте посмотрим на иконы Иисуса Христа и апостолов в полный рост. Где вы там видите брюки? Туфли с закрытым носком? Рубашки с пуговицами? Апостолы — вчерашние рыбаки из Галилеи — в условиях того времени и климата ходили либо босиком, либо в открытых сандалиях. Вы можете себе представить современного священника, ходящего по мраморному полу собора босиком или выходящего в таком виде на проповедь? Скорее, это будет выглядеть юродством или насмешкой.
Вместо брюк и рубашек были одежды, форму которых напоминают современные облачения священников. Но по улицам сегодня в таких одеждах мужчины не ходят. Значит, брать за абсолютный образец «православности» одежду хоть I, хоть XXI века тоже не нужно.
Второе. Сознательно или нет, но идеал православия мы ищем в среде монашества. Отсюда такое тяготение к тёмным и довольно длинным одеждам. Но большинство из нас — не монахи, и мы живём не в удаленных от мира обителях. Да и монахи — люди радостные, а не угрюмые. Поэтому что мешает девушке в 18-20 лет надеть на воскресную литургию не бесформенный балахон серого цвета, а красивое платье?
Посмотрите на картины художников, изображавших быт людей в XVIII-XIX веках. Видим, что помимо обычных косынок женщины носили в храм всевозможные кокошники, чепчики и шляпки. К литургии всегда относились как к празднику, поэтому надевали на неё лучшую одежду. Можно быть православным и красиво одетым. Одно другому никак не мешает.
Андрей Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви
Третье. Если по прошествии времени традиции одежды меняются, то на что же тогда ориентироваться? Конечно же, на опыт Церкви и голос собственной совести и разума.
По словам апостола Павла, необходимо чтобы «жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9-10). Также мы помним, что «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5). Отсюда — давняя традиция молиться с покрытой головой, не отменяющаяся и летом.
Стыдливость и целомудрие — вот те критерии, которые отличают «приличное одеяние» от неприличного. Одежда не должна быть вызывающей, соблазняющей, чрезмерно открытой. Твой внешний вид не должен быть соблазном или искушением для других молящихся в храме. Главное — не забывать, что любой человек — это образ Божий. По словам святителя Василия Великого, благочиние сообщается от тела к душе, и благоустройство тела весьма скоро приведет к благоустройству души. При желании и наличии вкуса эти принципы спокойно можно реализовать в своей одежде. В этом плане лето ничем не отличается от других времён года.
Екатерина Щербакова