Псков
Псков имеет огромное количество интересных достопримечательностей, среди которых выделяются древний Кром (Кремль), а также несколько десятков старинных храмов и палат.
Главные достопримечательности Пскова
Псковская крепость
Псковская крепость — самая известная достопримечательность города. Это самое мощное и красивое фортификационное сооружение периода Древней Руси, в структуре которого хорошо сохранились каменные стены и башни, а также другие атрибуты форпостов: валы, рвы и подземные ходы. Псковская крепость имела несколько оборонительных рубежей и включала: Кром (ядро крепости и самая защищенная её часть), Довмонтов город, стена посадника Бориса и Средний город.
Когда-то протяжённость стен Псковской крепости составляла около 9 км. Строили крепость на протяжении пяти с половиной веков. При этом на протяжении всей её восьмивековой истории она ни разу не была взята штурмом. Материалом для строительства стен служила известняковая плита. Плиты скреплялись известковым раствором. Крепость включала пять оборонительных колец, являясь одним из самых совершенных средневековых форпостов на территории всей Европы.
Кром
Псковкий Кром
Кром — самая старая и важная часть Псковской крепости, построенная на высоком холме. Его западная стена протянулась вдоль русла реки Великая, восточная — вдоль русла реки Пскова. Кром имеет форму треугольника. Его защищают четыре древние башни: Смердья (Довмонтова), Кутекрома (Кутняя), Средняя (Снетная) и Троицкая (Часовая). В Средневековье в Кром можно было попасть через двое ворот. До нашего времени сохранились только Троицкие ворота.
Точная дата основания Крома неизвестна. Археологические исследования свидетельствуют о том, что первые каменные стены здесь были построены уже в 10 — 12 столетии. Современный вид Кром приобрёл в 13 — 14 столетии. Башни (кроме древней Смердьей, построенной ещё в первой половине 14 века) были построены на протяжении 15 века.
Архитектурной доминантой Пскова является внушительный Троицкий собор, построенный в 17 веке в стиле традиционной русской архитектуры. Этот храм возвышается над обширным пространством древней площади, на которой проходило псковское вече.
Схема Крома
Довмонтов город
Довмонтов город примыкает к Крому с южной стороны. Этот район Пскова был основан во второй половине 13 века одноимённым литовским князем. До этого здесь жили ремесленники. Также в древности на этой территории находилась рыночная площадь — Торг. В 14 — 15 веке Довмонтов город являлся административным и религиозным центром Пскова. В то время на его территории располагалось более 15 церквей, а также множество гражданских построек.
Приказные палаты
Сейчас Довмонтов город лежит в руинах. Здесь можно посмотреть только на фундаменты древних храмов. Единственным хорошо сохранившимся сооружением этого квартала являются Приказные палаты, построенные в конце 17 века. В этом здании сейчас находится музей.
Стена посадника Бориса
Стена посадника Бориса (район Профсоюзной улицы) была заложена в начале 14 века для защиты Крома с южного направления. В 15 столетии она была разобрана, чтобы не мешать росту города. В древности этот участок имел десять башен. До нашего времени дошла только одна — Мстиславская.
Район между стеной и рекой в древности представлял собой болото. Веками жители Пскова засыпали топь. При посаднике Борисе это место было вымощено деревом и использовалось для рыночных целей. Со временем болото было полностью засыпано.
Кром
Средний город
Средний город — территория между Довмонтовым городом и Окольным. Этот район когда-то назывался Застенье, так как располагался за стенами 14 века. В 16 веке был построен Окольный город, а Застенье стало называться Средним городом, располагаясь между двумя линиями стен.
Сейчас граница между Средним городом и Окольным стёрла.
В позднем Средневековье этот район отличался очень плотной застройкой. В то время здесь насчитывалось более 6 тысяч дворов и десятки храмов, многие из которых сохранились до настоящего времени.
Окольный город
Окольный город — самая поздняя часть Псковской крепости, завершенная в 16 столетии. Она укреплена мощными стенами толщиной до 5 метров, которые выдержали несколько серьёзных осад.
Стены Окольного города имели протяжённость 3 км. Когда-то они включали семь башен. До нашего времени сохранились только три из них.
Красивые башни Псковской крепости
Плоская башня
Плоская башня датируется 14 веком. Несмотря на некоторую приземистось, из-за которой она и получила свое название, это одна из самых выразительных башен Псковской крепости. Это сооружение имеет сугубо оборонительное назначение и усилено бойницами.
Плоская башня формирует один из самых известных видов Пскова. Это очень фотогеничное место.
Мстиславская башня
Мстиславская башня — единственная сохранившаяся часть укреплений Среднего города, которая, по-видимому, ранее являлась частью стены посадника Бориса. Башня была построена в 14 веке. Она имеет наружный диаметр 15 м. и толщину стен до 2.5 м.
Покровская башня
Покровская башня — одна из самых красивых и, наверное, самая мощная башня Псковской крепости. Считается крупнейшей крепостной башней Европы, имея наружный диаметр 90 метров. Когда-то это сооружение имело пять ярусов. Толщина стен башни колеблется от 6 метров до 3.5 метров. Это сооружение было построено в конце 15 — начале 16 веков. Фундаментом для башни является скальное основание.
Власьевская башня
Власьевская башня — мощная 32-метровая башня, построенная в 16 веке и охранявшая единственные проездные ворота в древний Псков.
Храмы Пскова
Псков славится великолепной сакральной архитектурой. Здесь можно увидеть несколько десятков средневековых каменных храмов, которые являются уникальными памятниками древнерусской архитектуры.
Свято-Троицкий кафедральный собор
Свято-Троицкий кафедральный собор — главный храм Пскова, расположенный в Кроме на бывшей вечевой площади. По легенде первая церковь здесь была основана в 10 веке княгиней Ольгой. Текущий храм является четвёртым по счету и датируется второй половиной 17 века.
Свято-Троицкий кафедральный собор построен в стиле традиционной русской архитектуры. Это самое высокое здание древнего города (78 м). Внутри собор имеет простые белые стены, среди которых выделяются внушительный иконостас. Рядом расположена колокольня 17 века, построенная на фундаменте крепостной башни.
Церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы
Бывший Гремяцкий монастырь — древний мужской монастырь, упразднённый в конце 18 века. До нашего времени здесь сохранилась средневековая каменная церковь 14 столетия, перестроенная в 16 веке после пожара.
Храм Александра Невского
Храм Александра Невского — красивая кирпичная церковь, построенная в начале 20 века.
Церковь Воскресения Христова
Церковь Воскресения Христова — старинная церковь, основанная в 16 веке. Является действующим храмом.
Церковь Петра и Павла с Буя
Церковь Петра и Павла с Буя — древний православный храм, впервые упомянутый в 14 веке. Текущая церковь построена в первой половине 16 века. Здание имеет типичную для псковских храмов структуру — один купол, три апсиды и простой белый фасад.
Церковь Сергия Радонежского с Залужья
Церковь Сергия Радонежского с Залужья считается одним из самых изящных сакральных памятников Пскова. Храм был основан в Средневековье и когда-то являлся частью одноимённого мужского монастыря. Церковь неоднократно перестраивалась на протяжении 17 — 18 столетий. Интересной особенностью здания является красивый купол с керамическим покрытием.
Церковь преподобного Варлаама Хутынского
Церковь преподобного Варлаама Хутынского — старинный средневековый храм, построенный в конце 15 столетия.
Церковь Иоанна Богослова
Церковь Иоанна Богослова — старинный храм в стиле древнепсковской архитектуры. Точная дата строительства этого памятника неизвестна. По одним данным церковь датируется 14 веком, а по другим — 15 или 16 столетием.
Церковь Покрова и Рождества Богородицы
Церковь Покрова и Рождества Богородицы — старинный храм, впервые упомянутый в 1399 году. Расположен в юго-западной части Окольного города недалеко от Покровской башни.
Церковь Старое Вознесение
Церковь Старое Вознесение была построена в первой половине 16 века на месте более древнего религиозного сооружения. В древности на этом месте находился женский монастырь.
Церковь Новое Вознесенье
Церковь Новое Вознесенье была частью Ново-Вознесенского монастыря, упразднённого Екатериной II в 18 столетии. Точный возраст церкви неизвестен. Здание может датироваться как 14 веком, так и 16 столетием.
Храм Богоявления Господня
Храм Богоявления Господня — старинная церковь, расположенная у древнего брода через реку Пскову. Была основана в конце 14 столетия. Существующая церковь датируется 15 веком и является одним из главных храмов Запсковья.
Храм Николая Чудотворца
Храм Николая Чудотворца — великолепный памятник сакральной архитектуры древнего Пскова и один из самых важных псковских храмов. Церковь была впервые упомянута в 1371 году. Текущее здание датируется первой половиной 16 века.
Церковь Георгия со Взвоза
Церковь Георгия со Взвоза — каменная церковь 1494 года.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Успения Пресвятой Богородицы — интересная древняя церковь, впервые упомянутая в 1444 году. Текущее здание датируется первой половиной 16 века. Церковь построена у древней паромной переправы.
Мирожский монастырь
Мирожский монастырь — один из древнейших русских монастырей, основанный в 12 столетии. Был закрыт в советский период и восстановлен совсем недавно.
Монастырь включает несколько религиозных сооружений: собор Спаса Преображения — один из старейших храмом Пскова, основанный в 12 веке, с фресками домонгольского периода, Стефановская церковь 17 века и колокольня 19 столетия.
Собор Рождества Иоанна Предтечи
Собор Рождества Иоанна Предтечи — один из древнейших (среди сохранившихся) древнерусских храмов. Церковь была впервые упомянута ещё в 1243 году (ещё до татаро-монгольского нашествия). Храм сочетает в себе черты новгородской и византийской архитектуры.
Церковь Василия на Горке
Церковь Василия на Горке — красивый псковский храм, построенный между 1413—1415 годами.
Церковь великомученицы Варвары
Церковь великомученицы Варвары — деревянная церковь, которая датируется 1618 годом.
Церковь архангелом Михаила и Гавриила
Церковь архангелом Михаила и Гавриила — древний православный храм, возведённый в 14 веке. Расположен на старой торговой площади, которая являлась одним из центров древнего Пскова.
Другие достопримечательности Пскова
Золотая набережная
Золотая набережная — одно из самых красивых мест Пскова. Слева находится Кром, а справа — красивые старинные дома конца 19 — начала 20 века.
Поганкины палаты
Поганкины палаты — один из самых красивых примеров гражданского строительства в Пскове. Это каменное здание было построено в 17 веке. Сейчас здесь размещены главные экспозиции местного музея, среди которых уникальные древние иконы.
Монумент в память о Ледовом побоище
Монумент в память о Ледовом побоище на Чудском озере является одним из самых красивых и интересных скульптурных композиций в городе. Он был установлен в 1993 году. Считается, что здесь проходил путь войск Александра Невского на битву.
У этого термина существуют и другие значения, см. Псков (значения).
Город | |||||
Псков | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
57°49′ с. ш. 28°20′ в. д.HGЯOL | |||||
Страна | Россия | ||||
Субъект Федерации | Псковская область | ||||
Городской округ | город Псков | ||||
Внутреннее деление | 14 микрорайонов | ||||
Глава города | Полонская Елена Александровна | ||||
История и география | |||||
Основан | 903 | ||||
Первое упоминание | 903 | ||||
Прежние названия | Плесков | ||||
Город с | 903 года | ||||
Площадь | 95,6 км² | ||||
Высота центра | 45 м | ||||
Часовой пояс | UTC+3:00 | ||||
Население | |||||
Население | ↘210 116 человек (2019) | ||||
Плотность | 2197,87 чел./км² | ||||
Национальности | русские, эстонцы, ижорцы | ||||
Конфессии | православные | ||||
Катойконим | псковичи́, пскови́ч, пскови́чка; псковитя́не, псковитя́нин, псковитя́нка |
||||
Цифровые идентификаторы | |||||
Телефонный код | +7 8112 | ||||
Почтовые индексы | 180xxx | ||||
Код ОКАТО | 58401 | ||||
Код ОКТМО | 58701000001 | ||||
Прочее | |||||
Награды | |||||
Почётное звание | «Город воинской славы» | ||||
pskovgorod.ru | |||||
Псков Москва Псков Псков | |||||
Медиафайлы на Викискладе |
Псков — город (с 903 года) на северо-западе России, административный центр Псковской области и Псковского района. Является городом областного подчинения; образует самостоятельное муниципальное образование город Псков в статусе городского округа. Расположен на реке Великой при слиянии её с рекой Псковой. Население — 210 116 чел. (2019).
Псков — один из древнейших городов России, впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 903 годом. В 1348—1510 годах — столица независимой Псковской республики. В 1510 году присоединён к Великому княжеству Московскому. До начала XVIII века Псков был одним из крупнейших городов России и Европы, важнейшим оборонительным и торговым центром страны. Псковская крепость состояла из пяти крепостных колец (три из которых сохранены по сей день), что делало Псков практически неприступным.
На протяжении всей своей многовековой истории Псков не раз становился центром ведения крупных боевых действий, но был взят лишь однажды, не считая оккупации во время обеих мировых войн. После основания Санкт-Петербурга Псков утратил своё главенствующее положение на западных рубежах страны, а после того как по итогам Северной войны границы сместились далеко на запад и к Российской империи отошли Рига и Ревель (ныне Таллин), значение Пскова как торгового и оборонительного пункта окончательно упало. Во время Великой Отечественной войны город три года был оккупирован Германией, за это время погибли 3,5 тысячи мирных граждан. В декабре 2009 года Пскову присвоено звание «Город воинской славы».
Псков — важный туристический центр Псковской области и северо-запада России. Памятники древнего Пскова включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Троицкий собор, Псковская крепость, Мирожский монастырь, Поганкины палаты, ряд древних церквей Пскова входят в список культурного наследия Российской Федерации. Город также является крупным транспортным узлом, он расположен на пересечении железных дорог и крупных автомагистралей. Развита сеть внутригородских автобусов.
Русский язык, 8 класс
изложение по тексту На древней псковской земле есть уголок , куда люди приходят с большим душевным трепетом. Здесь хотят сохранить нетронутой каждую ветку на старой липе, здесь нельзя сдвинуть, даже чуть-чуть, старую скамью или убрать поросший мхом валун, здесь стоит какая-то особенная тишина,которую боятся спугнуть громким голосом, криком. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от биографии А. С. Пушкина и овеянная его поэтическим гением. Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена (последнего пушкинского клена в Михайловском), среди густых кустов сирени, акаций и жасмина. Кое-где увитых зеленым хмелем, стоит маленький зеленый флигелёк. Флигелёк этот был построен еще Осипом Абрамовичем Ганнибалом в конце 18 века одновременно с большим господским домом. В нем помещались баня и светёлка. В баньке Пушкин принимал ванну, когда снаступлением холодов он не мог купаться в Сороти. При Пушкине в светёлке жила Арина Родионовна. Пушкин в светлицу няни приходил, когда ему было особенно одиноко. Здесь, у няни, он чувствовал себя как у бога за пазухой, сюда он шёл отдохнуть , послушать её чудесные сказки. Здесь было всё простое, русское, деревенское, уютное… Старинные сундуки, лавки, в красном углу, «под святыми», стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено… В углу – русская печь с лежанкой, пучками душистых трав. Напротив печи на полке – медный самовар, дорожный погребец, глиняные бутылки для домашних наливок. На комоде — заветный ларец няни. Шкатулка эта прямоугольной формы, дубовая, с отделкой из вишневого дерева, с откидной крышкой, в центре которой – небольшое, ныне заделанное отверстие «для копилки». Ларец закрывался на замок, сохранность его довольно хорошая. Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны, дошедшая до наших дней. Эту шкатулку Арина Родионовна подарила поэту Языкову,посетившему Пушкина летом 1826 года. Языков хранил в ней свои сувениры из Тригорского, письма к нему Пушкина и подаренный ему поэтом автограф стихов «У лукоморья дуб зелёный…». Спустя много-много лет потомок Языкова передал эту реликвию в Михайловское. по плану 1 Уголок на псковской земле. 2 Деревянный флигелёк в Михайловском. 3 В светлице у няни – «как у бога за пазухой». 4 Обстановка в светлице. 5 Заветный ларец у няни. 6 «Михайловская реликвия».
Музей-заповедник А.С. Пушкина
На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитые усадьбы — Михайловское, Тригорское и Петровское, белокаменный Святогорский монастырь, древние городища Воронин и Савкина Горка.
Сегодня все эти места, овеянные гением великого русского поэта, составляют Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина, основанный 17 марта 1922 года.
Земля псковская неотделима от биографии А. С. Пушкина, . неразрывно связана с его творчеством. Поэт называл ее «теплицей юных дней». Сюда, в имение родителей Михайловское, его привозили ребенком, приезжал он юношей после окончания Лицея, позже он провел «изгнанником два года незаметных». Здесь, в «обители трудов и чистых нег», «текли часы трудов» его «свободно-вдохновенных».
Через всю сознательную жизнь, через всю поэзию, начиная с восторженного юношеского стихотворения «Простите, верные дубравы! » и кончая глубоко прочувствованным стихотворением «Вновь я посетил», написанным незадолго до гибели, Пушкин пронес в своей душе немеркнущую любовь к этим родным его сердцу местам.
Уже зрелым поэтом и человеком с большим житейским опытом Пушкин писал: «Не любить деревни простительно монастырке, только что выпущенной из клетки, да 18-летнему камер-юнкеру. Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет. Порядочный человек по необходимости проходит через переднюю и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своем кабинете».
Таким «кабинетом» для Пушкина не раз на протяжении его короткой жизни становилось родное Михайловское. Сюда поэт мечтал в конце жизни навсегда уехать со своей семьей из опостылевшего светского Петербурга.
В Михайловском он создал драму «Борис Годунов», поэму «Граф Нулин», антикрепостническую «Деревню», автобиографические «Записки», деревенские главы «Евгения Онегина» и такие шедевры лирики, как «Я помню чудное мгновенье…», «Андрей Шенье», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Сожженное письмо», «Талисман», «19 октября», «Зимний вечер», «Признание» и другие. Всего в Михайловском поэт написал более ста произведений, десятки писем своим друзьям, родственникам. Здесь родились замыслы многих его произведений, созданных позже, уже не в Михайловском.
В псковской деревне опальный поэт поистине стал «богатырем духовным», творческие силы которого, по его собственному признанию, «достигли полного развития». Этот творческий подъем он сам вспоминал вскоре после освобождения из ссылки, призывая вдохновенье в новых условиях, в новой обстановке «не дать остыть душе поэта»:
Вот почему с полным основанием можно назвать произведения, написанные Пушкиным на Псковщине, своеобразным пушкинским поэтическим путеводителем по сегодняшнему заповедному Михайловскому.
От Михайловского парка двухкилометровая живописная дорога ведет в Тригорское, с которым поэт был связан многими узами. Здесь, у своих друзей Осиповых-Вульфов, Пушкин бывал в годы ссылки почти ежедневно, и он скоро оценил всю дружбу, теплоту, искреннее к себе участие. Тригорский дом стал для ссыльного поэта дорогим еще и потому, что в нем, вперемежку с его стихами, звучали и стихи гостивших здесь Дельвига и Языкова; здесь он слушал в исполнении дочерей П. А. Осиповой музыку Россини, Моцарта, Бетховена, Виельгорского; здесь он ощутил «чудное мгновенье», встретив А. П. Керн. Поэт до самой смерти был в переписке с хозяйкой Три-горского Прасковьей Александровной Осиповой-Вульф. Тригорскому и его обитателям он посвятил не одно стихотворение, а черты его быта нашли отражение в «Евгении Онегине».
Замечательным памятником Пушкинского заповедника является и Петровское, бывшее имение предков А. С. Пушкина по материнской линии Ганнибалов. Это место поэт любил, часто бывал у своих родственников.
Обстановка и быт Петровского и его окрестностей нашли отражение в творчестве Пушкина — «Арап Петра Великого», «Дубровский».
В пяти километрах к югу от Михайловского, на восточной окраине поселка Пушкинские Горы (при Пушкине — Святые Горы), находится Святогорский монастырь. У древних стен монастыря находится священное для каждого почитателя его таланта место — могила А. С. Пушкина.
Сюда, в заповедные места, в старинные парки и пушкинские музеи, «в гости к Пушкину», теперь ежегодно приходят более 500 тысяч туристов и экскурсантов.
И во много крат возрастает художественная сила бессмертных пушкинских творений для тех, кто побывал здесь, «в глуши лесов сосновых», кто отдал дань восторга красоте этих мест, кто ощутил здесь немеркнущую любовь Пушкина к этому уголку земли — «стране родной».
В этих местах благословенных, как нигде, поэт ощущается живым. И люди идут и идут на встречу с ним.
Городи ВороничПетровское — дом ГаннибаловУголок кабинета А.П. ГаннибалаВид с Тригорского холмаРека СоротьМихайловское — Аллея Керн
В. Козырев
Прошлое России – одно из самых бурных и насыщенных на события на планете. И при этом судьба каждого уголка нашей огромной Родины уникальна сама по себе, ручейками и полноводными реками вливаясь в стремительный поток нашей общей истории. Одна из таких рек – псковская история.
Древняя псковская история
Псковщина – одна из самых древних земель, заселенных славянами. Согласно археологическим изысканиям, предки современных псковичей – племена кривичей – пришли на эту территорию около 6 века нашей эры. Первое же письменное свидетельство о Пскове встречается в «Повести временных лет», в которой летописец упоминает, что князю Игорю привели жену из Пскова, имея ввиду княгиню Ольгу.
Псков был одним из крупнейших и богатейших городов Древнерусского государства, так называемым «стольным градом» — то есть местом пребывания наместников княжеской семьи. При этом уже тогда псковичи отличались характерным для них свободолюбием. Формально подчиняясь Киеву, псковские князья постоянно стремились вести независимую политику, за что и поплатился в свое время князь Судислав, один из младших сыновей князя Владимира. Начиная с 12 века псковские земли перешли под управление Новгорода, которое сохранялось до 1348 года, когда была создана Псковская вечевая республика. В это время между Москвой и Тверью шла борьба за великое княжение, в которой Новгород был задвинут на задний план, потеряв влияние на Псков.
210 лет существования республики стали в псковской истории периодом расцвета. Активно развивались ремесла – ювелирное дело, ковка, в большом количестве строились великолепные храмы, в монастырях не покладая рук работали летописцы и иконописцы, многие из которых внесли огромный вклад в русскую художественную культуру. А разветвленная торговая сеть позволила Пскову стать одним из самых богатых городов Руси.
При всем при этом Псков был не только высоко развитым культурно и экономически регионом. Это был также и форпост на пути у западных завоевателей. Живя на границе с Западной Европой, именно псковичи первыми встречали захватчиков, неизменно показывая высокий боевой дух и воинское мастерство. Псковские ратники сражались на Чудском озере под руководством Александра Невского, а уже после, во главе с псковским князем Довмонтом, гнали неприятеля вплоть до берегов Балтики.
Псковская история во времена Русского государства и Российской империи
В начале 14 века Москва окончательно утвердила свое господство, и Псковская республика была расформирована. Но значения первого оборонительного рубежа псковские земли не утратили. Следы многочисленных войн встречаются на Псковщине практически повсюду. Не только крепости, но и монастыри, и храмы, хранят истории об ожесточенных сражениях. Первыми встретили грудью псковичи вторжение польско-литовского короля Стефана Батория в 1581, в последствии нанеся Речи Посполитой и окончательный удар, решивший исход войны. Кровавые бои кипели здесь во время русско-шведской войны. Огромное значение Пскову придавал Петр I, начавший Северную войну, и именно отсюда русские войска начали свое победное наступление на Прибалтику.
По итогам этой войны к уже Российской империи были присоединены земли бывшей Ливонии, лишив Псковщину значения приграничной земли. Впрочем, на воинственности местных жителей это не сказалось. В 1812 годы псковичи не только отважно сражались, но и собрали в фонд ополчения 14 миллионов рублей – по тем временам просто огромные деньги.
Современная псковская история
Мирное течение жизни на Псковщине прервала революция. Именно в Пскове подписал свое отречение от престола последний император России Николай II. Близость Прибалтики вновь сыграла с псковичами злую шутку – именно оттуда по территории псковской земли пытались вести наступление на Петроград белые войска. А стоило всему хоть немного успокоиться, началась Великая Отечественная война. Большая часть Псковской области была оккупирована немцами. Но псковичи не были бы псковичами, если бы яростно не сопротивлялись. За годы войны на Псковщине действовало 29 партизанских бригад! Псковская земля продолжала рожать бесстрашных героев.
Окончание войны принесло на псковскую землю долгожданный мир, который длится и по сей день. Распад СССР в 1990 году вернул Пскову его приграничный статус, вновь сделав его важным торговым узлом. Так что в псковской истории все еще впереди – и возвращение себе славы одного из самых богатейших регионов, и, возможно, и новые подвиги – как тот, например, что совершили псковские десантники во времена Второй чеченской войны. Что ж, будущее покажет.
История
от Рождества Христова
903-2003 гг. От первого упоминания Пскова в Повести временных лет минуло 11веков. Согласно Псковской летописи, город был уже в 862г., когда «наехали князи Рюрик з братиею из Варяг в Словяне княжити…». Данные археологии увеличивают возраст Пскова до 2000 или более лет: поселения на Псковском городище- возвышенном мысу при слиянии рек Великой и Псковы, в северной части Крома — существовали на рубеже эр. Освоению края способствовала соединенность речной системы Чудского озера с Варяжским (Балтийским) морем, за выход к которому славяне боролись с варягами (скандинавами) и чудью (эстами и ливами). Полиэтничность раннего населения города отражена в названии Пьсков (Плесков, Пльсков), выводимом от реки Пскова. Piskawa (по-ливски), pihkwa, piskwa (по-эстонски) означает «смолистая вода». Другие толкования гидронима — «плеск», «блеск», «рыбная река», «песок». Археологами установлено, что в Пскове X-XI вв. жили потомки славян — псковских кривичей, представители прибалтийско-финских, балтских и скандинавских племен.
Троицкий собор
От рода Варяжска происходила и киевская княгиня Ольга (Helga), в крещении — Елена. Государственным строительством и радением за православную веру Ольга снискала особое почитание. Автор Повести Временных Лет впервые сообщает о Пскове в контексте ее биографии, констатируя факт приведения князю Игорю «жены от Пьскова (Плескова) именем Ольгу». У язычника Игоря были другие жены, но в анналы вошла одна. Второе, по времени, упоминание Пскова в Повести Временных Лет датировано 947 г.: «Иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знамянья, и места, и повосты, и сани ее стоять въ Плескове и до сего дне…». Степенная книга рассказывает о первой встрече Игоря с Ольгой на ее родине, в Выбутах (12 км от Пскова), и об основании княгиней Троицкого собора и города Пскова. По Иоакимовской летописи, «Олга… повелела построить град на берегу Великой реки, и нарекши его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая». Археологическое изучение Пскова доказало, что он возник задолго до рождения Ольги. Однако именно в Ольгино княжение Псков из укрепленного поселения превращался в административный и торгово-ремесленный центр: распространение системы погостов на широкую территорию вело к преобразованию догородской структуры Пскова в городскую.
Княгиня Ольга
Псков не был княжеской вотчиной, но признавал главенство киевского князя. Возвышение Новгорода — проводника политико-административного влияния Киева на Северо-Западе обусловило включение Пскова в Новгородскую волость. Псков находился в компетенции новгородских архиепископа и князя — войскового предводителя, делившего с посадниками исполнительную и судебную власть. Псковские посадники назначались из Новгорода. Вече новгородское — законодательный орган — предопределяло решения веча псковского.
Псковитяне, имея ресурсы для жизнеобеспечения и этнографически отличаясь от потомков ильменских (новгородских) славян, стремились к самостоятельности. В 1036 г. псковский князь Судислав был арестован Ярославом Мудрым за неподчинение. Ослабление роли Киева усилило центробежные тенденции. В 1136 г. новгородская оппозиция лишила власти внука Владимира Мономаха, Всеволода Мстиславовича. Псковитяне блюли собственный интерес.
В 1137-1138 гг. Всеволод Мстиславович княжил в Пскове и готовил захват новгородского стола. Его смерть предотвратила вооруженный конфликт. Но твердость псковитян вынудила Новгород признать независимость своего младшего брата, упроченную при князе Довмонте, в крещении — Тимофее (1266-1299 гг.). Даже военные альянсы не воссоединили братьев. Де-юре Псков отделился от Новгорода в ходе борьбы за сюзеренитет между Москвой и Тверью.
В 1327 г. великий князь Александр Михайлович Тверской после антитатарского восстания в своей вотчине сбежал в Псков. Великое княжение хан передал Ивану Калите. Тот требовал явки беглеца в Орду. Псковитяне не выдали князя Александра.1,5 года он укрывался в Литве, держа связь с Псковом. При нем возникли первое псковское законодательство и Болотовский договор, который подтверждал соглашение 1138 г. и фактическое положение дел: посадники избирались псковским вечем; владычные наместники назначались из псковитян; псковитина не вызывали на суд в Новгород. Иван Калита не осуждал действия Пскова, но сдерживал их через новгородского владыку и московского митрополита: псковская церковь не получила автономии. В 1337 г. хан, по совету Ивана Калиты, перевел Александра Михайловича в Тверь, чтобы в 1339 г. казнить без сопротивления Пскова и Литвы. Москва победила Тверь, усилив влияние в Новгороде и в Пскове. Более Новгород не посягал на вольности Пскова.
«Псковская пошлина» (законы и традиции)
Псковское вече
Внешне- и внутриполитическую жизнь Пскова определяло вече — собрание лично свободных глав семейств и дворовладельцев мужского пола. Атрибутами вечевой республики являлись вечевой колокол — для созыва собраний, и степень (возвышение)- для обращений ораторов. Навече председательствовал степенной посадник (с1420г.- два), избираемый ежегодно избояр. Смененные, старые, посадники становились командующими воинских подразделений ипослами Пскова зарубежом. Современем старые посадники вновь могли баллотироваться встепенные. Вечевые дела вела господа- коллегия князя, сотских (глав кончанских сотен), степенных и старых посадников. Традиция веча принимать решения криком делала его управляемым для господы, состав и полномочия которой обусловили сосредоточение власти в руках 20 боярских семей. Князь не руководил господой в силу ограниченности своей компетенции. Критериями приглашения на княжение были наличие у претендента сильной дружины, принятие им псковской пошлины и православия. Вступая в права, избранник целовал вечу крест. За нарушение старины князя изгоняли. Князь играл роль судьи и военачальника. Но непосредственно он командовал лишь конным отрядом численностью многократно меньшей городского ополчения. Судебная власть и доходы князя лимитировались участием сотских в рассмотрении дел.
В 1397г. вече утвердило Псковскую судную грамоту (ПСГ) — свод государственных законов на основе княжьих грамот Александра Невского и Константина Дмитриевича и приписок псковских пошлин. ПСГ оформляла отношения бояр с зависимыми людьми; определяла порядок наследования имущества; регламентировала условия заключения вексельных и залоговых сделок; устанавливала правила документооборота в городском архиве- ларе; закрепляла процессуальные нормы. ПСГ дополнялась вплоть до конца вечевого строя и присоединения Пскова к Москве. ПСГ стала одним из источников кодекса права Русского государства — Судебника 1497 года.
1510 г. ознаменовался снятием вечевого колокола, присягой на верность Василию III и выводом из Пскова 300 боярских семей. За пределы Кремля и Середнего города выселили всех псковитян и вынесли торг. Бескровность мероприятий обеспечила искусная дипломатия Василия III и дьяка Третьяка Долматова. А в ее основе лежало многолетнее военное и политическое взаимодействие Пскова с Москвой.
Великий пожар
1562 — Апреля 28 был во Пскове самый величайший пожар, начавшийся на Полонище у Нового Креста и продолжавшийся до самого Запсковья, обнявший все Застенье, подгорье и мельницы, потом перешедший на Запсковье и все истребивший до Варлаамской церкви и за нею посад до самого Поля, где была церковь Св. Лазаря, а с другой стороны до Гремячей горы за стеною. Тогда сгорел и весь Кремль, и в нем Троицкая соборная церковь, крытая вся с приделами свинцом, и все прочие в Домонтовой стене церкви и колокольни и житницы великого князя, всех же церквей и монастырей каменных и деревянных сгорело пятьдесят два, а отстояли только без повреждения церкви Св. Михаила и Гавриила, Преображения Господня, Николая Чудотворца, Варвары Великомученицы, Печерское подворье с церковью Одигитрии, Великого Василия, Апостолов Петра и Павла и Бориса и Глеба. Пожар умножился еще от взрыва находившегося в кремлевских погребах ко Пскове-реке пороха, коим вышибло стену к рыбным рядам и много людей побило. — На месте сгоревшей стены в Рыбниках построена деревянная, а на месте сгоревшей в Песках против Гремячей горы начата строиться каменная чрез реку Пскову.
Нашествие Стефана Батория
В 1581 году польский король Стефан Баторий с отборной стотысячной армией подошел к Пскову и обложил его. Защитников Пскова было вдвое меньше, чем врагов. Выполнив все осадные работы, поляки 7 сентября начали бомбардировку стен, а восьмого в стене между Покровской и Свиногорской башнями было пробито несколько больших проломов. Начался штурм. Псковичи почти все до единого приняли участие в битве. Потеряв 862 человека, они истребили 5 тысяч врагов. Узнав силу псковичей в бою, Баторий сделал попытку перельстить их обещаниями. Он обещал псковичам возвратить их самостоятельность, вернуть их древние обычаи и вольность, если они сдадут ему город, а в случае отказа угрожал беспощадным кровопролитием. Осада затягивалась. Тридцать один штурм был отбит и сорок вылазок сделали псковичи. Надежды на взятие Пскова больше не было, и 6 февраля 1582 года войска Батория отступили. Впечатление о городе содержится в дневнике Я. Пиотровского, младшего секретаря королевской канцелярии, участника военных действий на стороне Батория во время осады Пскова в ходе Ливонской войны: «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж! Помоги нам боже с ним справиться!… Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, весь обнесён стеною, за нею красуются церкви, все каменные; домов за стенами не видно» (Дневник последнего похода Стефана Батория…, 1882, с. 92, 94). Удивление размерами Пскова высказывалось не только в окружении Стефана Батория; имеются многочисленные свидетельства иностранных авторов XVI в. о достоинствах псковской крепости, великолепии построек, многолюдности Пскова. Нередки сравнения его по величине с западноевропейскими городами.(Кирпичников А. Н., 1988;1994, с.190200).
Осада.
Отречение Николая II
Псков явился для Государя и Его семьи началом того крестного пути, который закончился екатеринбургской Голгофой, — убийством в доме Ипатьева. 1 Марта царский поезд прибыл в Псков, где находился штаб Северного Фронта и остановился на станционных путях неподалеку от вокзала. Вечером 2 марта в Псков приехали депутаты Думы для того, чтобы уговорить Государя отречься от Престола. К их требованиям присоединился генералитет, и даже великие князья. В ночь со 2 на 3 Марта Николай подписал телеграмму в Ставку, которая впоследствии получила название манифеста об отречении; он отказывался от Престола и за себя, и за сына Алексея в пользу своего брата Михаила. На здании Псковского железнодорожного вокзала в 1997 году была установлена памятная доска, посвященная 80-летию тех трагических событий, в результате которых Россия была ввергнута в пучину ужасов Революции и Гражданской войны.
В день 85-летия со дня гибели последнего российского императора, в 2003 году на привокзальной площади Пскова открылась часовня, увековечившая память об отречении Николая II от престола.
Псков в годы Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года псковичи, как и вся страна, были потрясены сообщением о начале войны с Германией. Но в первые дни люди не получали достоверной информации, поэтому верили, что враг будет остановлен и разбит у западной границы. Первые сведения о войне псковичи получили от беженцев из Белоруссии и Прибалтики, поток которых усилился в конце июня. 2 июля начались бомбардировки Пскова и Великих Лук. Только тогда было получено разрешение на организацию эвакуационных комиссий, которые занимались определением ценности и очередности отправки. Прежде всего были вывезены деньги, архивы, промышленное оборудование. Меньшей ценностью представлялись произведения искусства. Так, для эвакуации сокровищ Псковского музея было выделено всего 3 грузовика, а на железной дороге — только один вагон! Поэтому спасти удалось немногое. Что было возможно, закопали во дворе музея, но многое было разграблено и пропало навсегда.
Подступы к Острову и Пскову прикрывали летчики. В конце июня 1941 года три молодых летчика 158-го полка на истребителях совершили первые в истории войны воздушные тараны немецких «юнкерсов». Петр Харитонов, Степан Здоровцев и Михаил Жуков открывают славную страницу героических подвигов на псковской земле. Уже 8 июня 1941 года им было присвоено звание Героя Советского Союза.
Основные танковые силы противника были направлены на Порхов и Псков. Псков был сдан практически без боя, оборонительная линия по реке Великой и по старой государственной границе не дала ожидаемого результата. Но это была не вина одного человека, а результат ошибок и просчетов, которые были свойственны первому периоду войны: техническое превосходство противника в воздухе, отсутствие связи между частями, неумение вышестоящего командования правильно оценить обстановку.
Ольгинский мост
Еще до войны в Германии была разработана программа экономического ограбления страны. Военная администрация, в лице командования вермахта, должна была внушить населению «тот страх, который способен отбить у населения всякую охоту к сопротивлению». Было организовано издание газет и листовок, в которых рассказывалось о победном шествии немецких войск. Население сгонялось для просмотра кинохроник, в городах велось радиовещание на русском языке.
С первых же дней оккупации была введена обязательная трудовая повинность для всех лиц от 18 до 45 лет, которая в дальнейшем была распространена на тех, кому исполнилось 15, и продлена до 65 лет для мужчин и до 45 лет для женщин. Рабочий день длился 14-16 часов. За малейшую провинность люди подвергались наказанию розгами, а за более серьезные проступки -тюремному заключению. Одной из страшных страниц оккупации являлась отправка молодых людей для работы в Германию и Прибалтику. Отправленных размещали по хуторам, где они работали как сельскохозяйственные рабочие в поле, ухаживали за скотом, получая при этом скудное питание, донашивая собственную одежду, подвергаясь издевательствам. Некоторые были отправлены на военные заводы в Германию, где рабочий день продолжался 12 часов, а заработная плата составляла 12 марок в месяц. Этой суммы хватало лишь на то, чтобы купить по 200 г хлеба, 20 г маргарина в день и 100 г сахара в месяц.
Памятник в Крестах
На оккупированной территории немцами было создано несколько концлагерей. В них содержались сотни тысяч раненых, больных, измученных людей. Священник И. Иванов, например, оставил следующее свидетельство о содержании их в Крестах: «С первых же дней захвата города по улицам гнали колонны наших русских солдат, полуодетых и босых. Жуткую картину представляли собой эти несчастные страдальцы, двигающиеся как тени. Мы видели своих братьев, умирающих от голода, и не имели возможности оказать им посильную помощь. Здесь же на улице их избивали, пристреливали тех, которых покидали остатки сил и которые от истощения не могли дойти до лагеря». Только в концлагере н Крестах погибло, например, 65 тысяч человек — количество, равное почти всему довоенному населению Пскова.
«Новый порядок», основанный на постоянном страхе, жестокой эксплуатации, откровенном грабеже и насилии, принудил большую часть населения на первых порах подчиниться оккупантам, но уже в первые месяцы оккупации были организованы небольшие партизанские отряды. Численность отрядов составляла от 25 до 180 человек.
В освобожденном городе
1943 год памятен псковичам наиболее ярким событием-всенародным восстанием в северных районах Псковщины. Поводом к восстанию послужил приказ о выселении крестьян в другие зоны для подготовки этой территории к военным действиям, однако, глубочайшие причины народного восстания коренились в той политике насилия, геноцида, которую проводили захватчики, да еще в том чувстве справедливости, которое движет человеком, когда на его земле командует завоеватель. Оно было подготовлено и мощно развернувшимся партизанским движением. Именно на этом этапе произошло слияние партизанского движения с народным восстанием.
Освобождение Псковской земли осуществлялось в несколько этапов и заняло более двух лет. 23 июля 1944 года город Псков был освобожден.
Актуальные туры
- I. ПСКОВ 2 дня
Псков — Пушкинские горы — Изборск — Печоры
Даты заезда: по субботам
- II. ПСКОВ 3 дня
Псков — Пушкинские горы — Изборск — Печоры
Даты заезда: по пятницам
- III «Ласточкой» в Псков_3 дня
Псков — Пушкинские горы — Изборск — Печоры
Даты заезда: по пятницам
- XIV. Путешествие по Пскову_3 дня
Даты заезда: по пятницам
- V. ПСКОВ 5 дней (с отдыхом в Печорах)
Даты заезда: по пятницам
- VI. ПСКОВ 6 дней (с отдыхом в Пушкинских горах)
Даты заезда: по пятницам
- VII. ПСКОВ 7 дней (с отдыхом в Изборске)
Даты заезда: по пятницам
- VIII. ПСКОВ 7 дней (с отдыхом на Чудском озере)
Даты заезда: понедельник
- IX. ПСКОВ 7 дней (с отдыхом на Псковском озере)
Даты заезда: по пятницам
- X. Древний Псков и Великий Новгород_3 дня
7 марта; 12, 26 июня; 10, 24 июля; 7, 21 авг. 11, 25 сент.
- XIII. Печки — Лавочки
Экологический тур
Даты заезда: по четвергам
- XI. «Ласточкой» в Псков_2 дня
Даты заезда: по субботам
- XII. ПСКОВ 3 дня_Талабские острова
Даты заезда: по пятницам
- Масленица в Пскове_2 дня
«Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.»
29 февраля — 1 марта
- Масленица в Пскове_3 дня
«На Масленице повеселись, да блином угостись».
28 февраля — 1 марта
- Майские праздники в Пскове_2 дня
3 — 4 мая; 09 — 10 мая
- Майские праздники в Пскове_3 дня
2 — 4 мая; 9 — 11 мая
- Майские праздники в Пскове_4 дня
1 — 4 мая
- Майские праздники в Пскове и Великом Новгороде_3 дня
3 — 5 мая; 9 — 11 мая
- Майские праздники в Пскове и Великом Новгороде_4 дня
2 — 5 мая
- Майские каникулы в Пскове и Великом Новгороде_5 дней
1 — 5 мая
- «Ласточкой» в Псков на майские_3 дня
2 — 4 мая; 8 — 10 мая
- «Ласточкой» в Псков на майские_2 дня
3 — 4 мая; 10 — 11 мая
Направления
- ПСКОВ
«Какой большой город! Словно Париж…» — воскликнул романтичный ксендз Пиатровский, стоя под стенами неприступного Пскова.
Первые поселения на высоком крутом мысу появились в IV-V вв., постепенно развиваясь к IX-X вв. превратились в укрепленный город, стоящий во главе псковской земли. С именем великой княгини Ольги связано строительство первой церкви в Псковском кремле — деревянного Троицкого собора.
- ИЗБОРСК
Уже в VIII-IX веках Изборск, по словам летописца, стал «большим и славным городом», где, как и в Новгороде, правили первые русские князья.
В 30 километрах от Пскова находится Старый Изборск. Здесь сохранилась крепость XIV века, построенная псковичами для защиты западных рубежей Руси. Крепость стоит на Жеравьей горе над широким Городищенским озером.
- ПЕЧОРЫ
«Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью».
Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Летопись повествует о том, как в конце ХIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца “гласы поющих неизреченно и прекрасно”…
- ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ
«Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья. Где льется дней моих невидимый поток. на лоне счастья и забвенья.» А.С. Пушкин.
Главным притягательным центром Пушкинского заповедника является Михайловское — бывшее родовое имение Ганнибалов-Пушкиных. Старинный ганнибаловский дом, в котором жил Пушкин, не сохранился, но восстановлен таким, каким был при жизни поэта, здесь сосредоточена основная музейная экспозиция.
- ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД
Великий Новгород — это шанс узнать достоверную историю Руси.
В первые века истории нашего государства Новгород — главная опора сильной княжеской власти на Руси. Из Новгорода повелся род Рюриковичей. Из Новгорода совершил поход на Киев в 882 г. князь Олег.
- МУЗЕИ
«Недаром в народе поговаривали, что богатство его «нечисто», что Поганкин разбогател, найдя клад, что он водит знакомство в Гдовском уезде с разбойниками, которые ездят к нему и бражничают в его палатах.»
«Музей в Пскове открыт с 1876 г. В настоящее время он является объединением, состоящим из головного музея и 5 филиалов, расположенных в разных районах нашей области.
- Никандрова пустынь
Господь возвестил ему: «Добрый покой найдешь в указанном тебе месте»
Свято-Благовещенская Никандрова пустынь — православный мужской монастырь в честь преподобного Никандра пустынножителя, расположенный в Псковской области в 70 километрах от Пскова….
- Талабские острова
«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного» — эту поговорку оптинского старца Амвросия любил повторять отец Николай Гурьянов.
В 25 километрах от Пскова, посреди вод Псковского озера, распологается Талабский архипелаг. По одной из легенд архипелаг назван по имени первопоселенца Тала — рыбака из племени чудь. По другой версии название произошло от финно-угорского слова «тало», что означает дом, строение.