Содержание
- Пасха на картине Михаила Нестерова
- Пасха Господня — картина «Утро Воскресения» русского художника конца XIX — первой половины XX века Михаила Нестерова.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- Лазарь: история друга Иисуса Христа
- Опасное путешествие
- Христос плачет
- Воскресение
- Пройдите наш небольшой тест и узнайте, хорошо ли вы помните историю одного из самых известных чудес Иисуса Христа — воскрешение Лазаря!
- Чудо жизни
- Лазарь, друг Христа
- Жизнь после смерти
- Святые места
- Джузеппе Cesari — Giuseppe Cesari
- биография
- Избранные работы
- Список используемой литературы
- внешняя ссылка
- «Воскрешение Лазаря». История картины
- Гениальный бродяга
- Караваджо – человек, рисовавший жизнь
- «Лазаре, гряди вон»
- «Воскрешение Лазаря». Караваджо
- Реалистичность и страсть: интересные факты об итальянце Микеланджело да Караваджо
Пасха на картине Михаила Нестерова
Православная Церковь вступает в Страстную седмицу, которую верующие проживают вместе со Спасителем. Эти важнейшие в истории человечества события много веков вдохновляют художников, и сегодня «Фома» знакомит вас с наиболее интересными их произведениями, посвященными последним дням земной жизни Христа в проекте «Холст, Пасха».
Пасха Господня — картина «Утро Воскресения» русского художника конца XIX — первой половины XX века Михаила Нестерова.
Удивительно, но о Воскресении Христа первыми узнали вовсе не Его ближайшие ученики, а те самые женщины, которые видели Его смерть на Кресте. На следующий день после субботы Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Саломия пошли к гробнице, в которую положили Учителя, с миром (благовонным маслом), чтобы помазать его тело — таков был иудейский погребальный обычай. Поэтому их так и называют — Жены Мироносицы.
Но, подойдя к гробнице, они увидели, что камень, закрывавший вход в нее, отвален и лежит рядом. А войдя внутрь пещеры, женщины не нашли там тела Христа. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили все это одиннадцати и всем прочим (Лк 24:4–9).
Воскресение (Утро Воскресения). Триптих. 1908-1909. Эскиз к росписи южной стены церкви Покрова Богородицы
Другой евангелист рассказывает, как, обнаружив пропажу тела, Мария Магдалина прибежала к апостолам и сообщила им, что тело Учителя украли. Но затем Сам Христос явился ей и она вернулась к ученикам, свидетельствуя уже о воскресении Спасителя.
Однако ученики женщинам не поверили, показались им слова их пустыми (Лк 24:11). Петр и Иоанн решили сами пойти ко гробу и, увидев там только плащаницу, испугались, что тело Учителя украла стража первосвященников, которая охраняла гробницу. Но ночью воины просто сбежали, увидев ангела, который сошел с небес и отвалил камень, закрывавший гроб. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые (Мф 28:3–4).
Вечером того же дня растерянные ученики собрались все вместе. Теперь они боялись, что в краже тела обвинят их (по римским законам за кражу тел распятых полагалась смертная казнь). И тут неожиданно к ним, в закрытую изнутри комнату, вошел Иисус. И стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа (Ин 20:19–20).
На триптихе Михаила Нестерова «Утро Воскресения», который хранится в Третьяковской галерее, изображены разговор Жен Мироносиц с ангелом и явление воскресшего Христа Марии Магдалине.
1
Мария, мать Иакова. Согласно рассказу евангелиста Марка, Жены Мироносицы, идя ко гробу, обсуждали, кто бы мог отвалить тяжелый камень от входа в пещеру. Но оказалось, что камень уже отвален. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись (Мк 16:5–8).
2
Мария Магдалина, увидевшая ангела. На ее лице ужас.
3
Ангел, сидящий у входа в гробницу. Он успокоил женщин: Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк 16:6–7). Но их объял трепет и ужас, и они опрометью бросились прочь, от страха так никому ничего и не сказав (Мк 16:8).
4
Камень, отваленный от гроба. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем (Мф 28:2).
5
Христос, явившийся Марии Магдалине, которого та от неожиданности не узнала. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его (Ин 20:15).
6
Знамя в руке Спасителя — символ Его победы над смертью.
7
Магдалина узнает Спасителя и падает к Его ногам. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:16–17). Но апостолы ей не поверили.
Лазарь: история друга Иисуса Христа
Ранним утром на берегу реки Иордан тихо. Ветер не шумит в зарослях тростника. Птицы еще спят в гнездах и не поют свои песни. Лишь изредка крупная рыба ударит хвостом по воде, над которой тают клоки ночного тумана. В этот ранний час на берегу Иордана появился человек. Он вышел из поселка Вифания еще затемно, чтобы успеть до захода солнца прийти в Галаадские земли. Перебраться через реку он мог по каменному мосту, построенному римлянами. Но идти до него было далеко, а путник очень торопился. Зябко пожав плечами (стояла ранняя весна, воздух по ночам остывал и утром было прохладно), он разделся, аккуратно связал одежду в тугой узел и осторожно вошел в холодную воду. Вскоре на поверхности реки была видна лишь его голова и узел с одеждой, который он придерживал над водой. И вот он уже на другом берегу. Немного подождав, пока обсохнет вода на теле, он оделся и быстро зашагал прочь от реки. Ни вещей, ни груза, ни даже запаса пищи у путника не было. Это был гонец. Он нес лишь весть, которую нужно было срочно передать знаменитому целителю и учителю праведности Иисусу. Но весть эта была тяжела.
Опасное путешествие
За несколько недель до этого Иисус и Его ученики ушли из Иерусалима. Здесь иудеи хотели убить Иисуса за то, что Он называл себя Сыном Божьим.
Перебравшись через Иордан, Иисус с учениками на время поселились в местности под названием Галаад. В это время и случилась беда, о которой спешил сообщить Иисусу посланник. Тяжело заболел друг Иисуса по имени Лазарь. Увидев, что никакие обычные лекарства не помогают, сестры Лазаря срочно снарядили слугу и отправили его за Иордан к Иисусу. Ведь он мог исцелить любую болезнь — возвращал зрение слепым, очищал прокаженных и поднимал на ноги парализованных. Конечно, возвращаться в окрестности Иерусалима ему сейчас опасно. Но ведь Лазарь — его друг! Неужели Иисус не придет на помощь к тому, кого так любит?
Лишь к полудню усталый вестник добрался до селения, где остановились Иисус и ученики. Но когда он передал свое печальное известие о болезни Лазаря, Иисус повел себя странно. Вместо того чтобы немедленно бросить все и идти спасать друга, Он лишь сказал:
— Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей. Да прославится через нее Сын Божий.
Вестника накормили, потом дали в дорогу запас воды, и он отправился в обратный путь. А Иисус остался там, где и был. Ученики ничего не сказали Ему на это.
Все понимали: идти сейчас в Вифанию, которая находилась рядом с Иерусалимом, смертельно опасно, ведь иудеи не забыли о своем решении побить Иисуса камнями. Однако спустя два дня Иисус вдруг сказал:
— Собирайтесь, мы опять идем в Иудею.
Ошеломленные ученики не знали, что на это ответить:
— Учитель, давно ли иудеи хотели Тебя убить? А теперь Ты снова идешь туда…
Иисус объяснил:
— Наш друг Лазарь уснул. Я иду разбудить его.
— Если уснул, значит, дело пошло на поправку, и он скоро выздоровеет. Зачем нам туда идти?
Ученики не знали того, что Иисус прозрел духом. Сразу после того как вестник вышел из Вифании, Лазарь умер. И говоря «Лазарь уснул», Иисус говорил о его смерти. Но видя, что ученики Его не понимают, сказал прямо:
— Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Меня там не было. Теперь вы уверуете в то, что Я действительно Сын Божий. Но довольно разговоров. Пора в путь.
Ученики застыли в нерешительности. И тогда один из них, по имени Фома, сознавая, какой опасности подвергается их Учитель, сказал:
— Пойдем и мы, умрем вместе с Ним.
Решение было принято. Ученики любили своего Учителя, верили Ему и сопровождали Его везде, куда бы ни лежал путь. Теперь они отправились вместе с Ним туда, где всех их собирались убить.
Христос плачет
Когда они пришли в Вифанию, то узнали, что Лазарь уже четыре дня как погребен в пещере (так в Иудее хоронили умерших). Многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему. Мария же сидела дома. Встретив Иисуса на подходе к селению, Марфа сказала:
— Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
Иисус ответил ей:
— Воскреснет брат твой.
— Знаю, что воскреснет в общее воскресение мертвых, в последний день.
Иисус сказал ей:
— Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли этому?
Марфа не поняла до конца, о чем говорил Иисус. Но послушно ответила:
— Так, Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
Сказав это, пошла и позвала тайком свою сестру Марию:
— Учитель здесь и зовет тебя.
Сестры не хотели, чтобы собравшиеся у них иудеи узнали о приходе Иисуса, ведь те собирались убить Его. Поэтому Мария, ничего никому не объяснив, поспешно встала и пошла к Нему. Но иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария вышла, пошли за ней, полагая, что она отправилась к погребальной пещере Лазаря — плакать там. Мария же, придя туда, где остановился Иисус, упала к ногам Его и сказала Ему:
— Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Иудеи пришли следом за ней, но когда увидели Иисуса, то не стали набрасываться на него с камнями. Это были люди, которые очень любили Лазаря и сейчас оплакивали свою потерю. Иисус, увидев плачущую Марию и пришедших с ней плачущих иудеев, Сам стал скорбеть и горевать. Обращаясь к сестрам, Он спросил:
— Где вы положили его?
Сестры ответили:
— Господи! Пойди и посмотри.
Тогда Иисус заплакал и пошел к гробнице Лазаря.
Иудеи, глядя на Него, говорили:
— Смотри, как Он любил его…
Впрочем, некоторые из них даже в такую тяжелую минуту не удержались от ехидства и с издевкой сказали:
— Разве не мог этот чудотворец, отверзший очи слепому, сделать так, чтобы и Лазарь не умер?
Иисус же, утерев слезы, но продолжая скорбеть, пришел к гробнице. Это была пещера, вход в которую закрывал большой камень.
Иисус, обращаясь к иудеям, сказал:
— Уберите камень.
Сестра умершего, Марфа, говорит Ему:
— Господи! Не нужно этого делать, ведь наш брат уже четыре дня как умер!
Иисус говорит ей:
— Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
Иудеи сначала возмутились такими словами. Но потом решили: сделаем, как Он говорит. Если не сотворит чуда, тогда прямо здесь и побьем Его камнями до смерти.
Они отвалили камень от пещеры, где лежал умерший, и стали ждать — что же будет дальше.
Воскресение
В таком положении Иисус еще никогда не находился. Весьма часто совершая чудеса, Он творил их, можно сказать, между делом. И чем они бывали удивительнее, тем менее собирал Он для них свидетелей и даже запрещал иногда рассказывать о них.
Но теперь Ему нужно было совершить самое великое чудо при множестве людей. Благотворное впечатление от прежних чудес Иисусовых могло ослабеть с течением времени, затушеваться от злых сплетен, распускаемых Его противниками. А с другой стороны, друзьям и почитателям Иисуса вскоре предстояло самое великое искушение — Его приближающиеся страдания и смерть на кресте. Иисус знал, что спустя всего несколько дней Ему предстоит умереть. Как это воспримут Его ученики? Не падут ли духом? Не разуверятся ли во всем, чему Он три года учил их? Поэтому Иисус хотел дать своим ученикам твердую опору веры и залог надежды, что Сыну Божьему возможно всё. В воздухе повисло напряженное молчание. Камень был отвален, черное отверстие погребальной пещеры зияло, словно пасть какого-то чудовища, поглотившего Лазаря четыре дня назад. А вокруг стояла толпа иудеев, ожидавших, что будет дальше.
Иисус возвел очи к небу и сказал:
— Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что это Ты послал Меня.
Сказав это, он воззвал громким голосом:
— Лазарь! иди вон.
Из гробницы послышались звуки, как будто там кто-то двигался. Спустя миг оттуда вышел умерший Лазарь, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, с перевязанным платком лицом. Все присутствующие ахнули и отшатнулись, видя это невероятное зрелище. Ужас и радостное восхищение поочередно сменяли друг друга на их лицах. Иисус повернулся к застывшим в изумлении иудеям и сказал:
— Развяжите его, пусть идет.
После этого многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. И вот уже народная молва несет свидетельство о случившемся от дома к дому, от селения к селению по всей Иудейской земле. История их народа бережно сохранила случаи, когда великие пророки воскрешали мертвых. Но воскресить четверодневный, уже смердящий труп еще никто не смог. Не иначе, этот галилейский проповедник и в самом деле Сын Божий!
А в это же самое время иудейские первосвященники собрались на совет, решив убить вместе с Иисусом и воскрешенного Им Лазаря…
***
Каждый шел в те дни своим путем. Лазарю предстояло избежать коварного замысла иудеев, бежать на остров Кипр, стать там епископом и повторно умереть уже в пожилом возрасте. Иисус шел к страданиям, крестной смерти и вечной славе Своего Воскресения. Его враги — к такому же вечному позору. Приближалась Пасха.
Пройдите наш небольшой тест и узнайте, хорошо ли вы помните историю одного из самых известных чудес Иисуса Христа — воскрешение Лазаря!
1. Откуда был родом Лазарь, друг Иисуса?
А) Из Назарета. Б) Из Вифании. В) Из Иерусалима. Г) Из Капернаума.
Лазарь родился в Вифании. В этом городе пребывал Христос накануне торжественного въезда в Иерусалим и там же Спаситель совершил известное чудо — воскресил своего друга.
2. Как звали сестёр Лазаря?
А) Сарра и Агарь. Б) Анна и Рахиль. В) Ева и Юдифь. Г) Марфа и Мария.
Марфа и Мария — сестры Лазаря, одни из самых известных персонажей в Новом Завете. В доме этих сестер останавливался Иисус Христос. Обе женщины были свидетельницами воскрешения своего брата, совершённого Христом по их просьбе.
3. Где был погребен Лазарь?
А) В пещере. Б) В Иерусалимском храме В) На берегу Генисаретского озера. Г) На вершине Елеонской горы .
Лазарь был похоронен в пещере по иудейскому обычаю. Вход в пещеру закрывал большой камень: «отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет» (Евангелие от Иоанна, глава 11).
4. Сколько дней уже был мертв Лазарь, когда к нему пришел Христос, чтобы воскресить его?
А) Неделю. Б) Три дня. В) Четыре дня. Г) Месяц.
Лазаря из Вифании также называют Лазарь Четверодневный («Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе»).
5. Какова дальнейшая судьба Лазаря?
А) Стал проповедником в Фессалониках и воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи. Б) Был казнен в 80 году, во время правления римского императора Тита. В) Стал епископом на Кипре и скончался в пожилом возрасте. Г) Проповедовал христианство в Индии и Китае.
После Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр. Он 18 лет служил там епископом. После воскрешения он прожил еще тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году.
Человек – венец творения. Даже создание социальной иерархии не опровергает эту истину. Человек всегда остаётся венцом творения, независимо от своего положения в обществе, своих физических, финансовых и умственных возможностей. Являясь творением Божиим, человек имеет возможность уподобления своему Создателю, которая ограничена лишь Волей Господа Бога.
Однако, известно из Святого Писания, что чем выше человек взобрался по социальной лестнице, тем сложнее ему попасть по ней на Небо. Лестница не та. Но она наглядно демонстрирует относительность понятий «верха» и «низа» в необъятной Вселенной.
Для того, чтобы человек понял необходимость воспользоваться для Спасения другим путём, другой лестницей (или «Лествицей»), ему необходимо поверить в то, что он – творение Божие, что у него на Небе есть Отец, который не оставляет его своим вниманием ни на мгновение и который всегда готов помочь найти правильный Путь в отчий дом. Как навигатор, да.
И так устроен человек, что для того, чтобы начать движение в нужном направлении, ему нужно постоянное подтверждение того, что он должен двигаться, и что направление выбрано правильно.
Чудо жизни
Как ни странно, но человек более всего доверяет не логике, не научным объяснениям, не опыту, не свидетельствам очевидцев, а чуду! Чуду, которое происходит с ним, или с кем-то у него на глазах.
За время своей земной жизни Иисус Христос совершил множество чудес, чтобы люди пошли за ним. О некоторых из них он запрещал рассказывать даже близким людям, потому что не каждый готов донести до других суть произошедшего, не каждому люди смогут поверить, не сочтя его выжившим из ума.
Здесь хотелось бы вспомнить о том месте в Библии, где говорится о воскрешении Лазаря.
Обратите внимание, на значение слова в русском языке. Два слова – «воскрешение» и «воскресение», которые, казалось бы, означают одно и то же, рассказывают нам о разных событиях. В первом случае (воскрешение) речь идёт о действии над кем-то. Во втором (воскресение) – о способности кого-то восстать от одра смерти.
Никто из нас, рождённых женами, не воспринимает жизнь как чудо, потому что это данность, это как бы подарок ко дню нашего рождения. Это чудо происходит с нами каждый день. И лишь события на грани жизни и смерти напоминают нам о том, кто подарил нам жизнь. Как часто мы задумываемся о том, как мы распоряжаемся этим даром?
А может это вовсе не дар, а чудо, данное взаймы? Нам нужна эта жизнь, нужна как инструмент, как домкрат, как стремянка, для того чтобы иметь возможность подняться как можно выше по духовной «лествице». Для того чтобы спаси свою Душу и для того чтобы помочь спастись тем, кто рядом с нами.
Лазарь, друг Христа
Было это в Вифании, неподалёку от Иерусалима. Лазарь – друг Христа, заболел и умер естественной смертью. Четвёртый день пошёл со дня его кончины. Близкие уже похоронили его по обычаю, в пещере.
Зная о смерти друга, Иисус направился в Вифанию. По дороге к дому Лазаря он встретил Марфу, которая сказала, что если бы Иисус был здесь, то друг бы его не умер. Мог ли Иисус не знать об этом? Марфа как бы усомнилась в вездесущности Иисуса Бога. Но Господь утешил её, сказав, что воскреснет брат её. Но и после этих слов Марфа продолжала сомневаться. Она посчитала, что Иисус напомнил ей о всеобщем Воскресении мёртвых. И это маловерие Господь простил ей, убитой горем, потерявшей любимого брата.
Туда, где появлялся Христос непременно стекался народ в огромном количестве. Вот и сейчас к месту встречи Марфы с Иисусом набежала целая толпа во главе с архиереями. Все они последовали за Христом к месту погребения Лазаря, но лишь для того, чтобы посмеяться над попыткой воскресить мёртвого человека, которого они все знали, которого сами похоронили в пещере. Они сами ещё вчера утешали его сестёр на поминальном обеде. И вот они у гробницы Лазаря. Вот так описан эпизод в Библии (Иоан.11:38-45):
«То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень , где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».
Иисус очень любил своего друга, и мог сделать так, чтобы он не умирал вовсе. Но тогда никто бы не думал о том, что Лазарь жив по Воле Господа. Люди считали бы, что Лазарь просто выздоровел. Справился с болезнью. И потому Иисус дал смерти поглотить своего любимого друга дабы показать, что и смертью повелевает Господь.
Никто не думает, что каждое утро он просыпается по Воле Бога, что жизнь его продолжается день за днём только потому, что на это есть Воля Бога.
После чудесного воскрешения Лазаря Христос направился в Иерусалим, но не для того, чтобы при помощи следовавшей за ним толпы, ставшей свидетелем чуду, взойти на трон и стать царём иудейским, а для того, чтобы завершить свой крестный путь и умереть на кресте за грехи мира и показать людям своё Воскресение как победу над смертью.
Жизнь после смерти
Свершилось чудо воскрешения мёртвого человека. Не было чуда подобного этому никогда! Люди признали воскрешение Лазаря, никто не мог усомниться в том, что он был мёртв. Лазаря знали все, и никто не смел оклеветать это чудо, как оклеветали исцеление слепорожденного, говоря: «Это он. Это не он. Похож на него» (Ин 9:9)4.
Именно такая безусловность этого чуда стала причиной ненависти к самому Лазарю со стороны архиереев. Их ненависть дошла до того, что они хотели убить воскрешенного.
Спасаясь от преследования, Лазарь покидает родную Вифанию и отправляется на прекрасный цветущий остров Кипр, который в то время находился под властью Рима. Там он стал епископом в городе Китионе и неустанным проповедником христианства. Было ему на тот момент тридцать лет. Пережив гонения на христиан, Лазарь дожил на Кипре до шестидесятилетнего возраста и отошёл ко Господу.
Святые места
В Вифании, где произошло чудо воскрешения Лазаря, квадратная пещера в скале, послужившая Лазарю гробницей, является местом поклонения верующих всего мира. На этом месте была воздвигнута часовня, а рядом – базилика, затем появился монастырь бенедиктинок, после его разрушения была сооружена мечеть.
Вифания. Вход в Гробницу Лазаря
Часть стены средневековой часовни при гробнице Лазаря принадлежит Православной Церкви. Тут же построен греческий храм, а несколько дальше – греческий православный монастырь Марфы и Марии, посвященный встрече Марфы со Христом в день воскрешения Лазаря. Камень, на котором сидел Христос при встрече с Марфой, теперь является главной святыней монастыря.
В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.
Сердечно поздравляем Вас с праздником Входа Господня в Иерусалим. Желаем Вам мирной Старстной седмицы и радостной встречи Светлого Воскресения Христов. Помоги Вам Бог!
К нашему поздравлению присоединяется отец Спиридон (Саммур). Батюшка служит в храме Рождества Христова в Вифлееме и сердечно поздравляет всех вас, дорогие читатели проекта «Елицы», с наступающей Пасхой Господней.
28 апреля в храме Рождества Христова на Святой Земле состоится праздничное богослужение. Вы можете подать записку о здравии Ваших близких онлайн. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.
Джузеппе Чезари (Giuseppe Cesari), прозванный кавалером д’Арпино — итальянский живописец.
Образовался под руководством своего отца, Чезаре д’Арпино, Р. Мотты и Кр. Ронкалли, 13-ти лет от роду был уже настолько искусен, что расписал фасад одного из римских палаццо и вскоре за тем составил себе известность картинами, исполненными по рисункам Микеланджело.
Григорий XIII и девять следовавших за ним пап поручали Джузеппе Чезари более или менее важные работы. Кардинал Альдобрандини, для которого он написал «Юдифь» (в вилле Альдобрандини, во Фраскати), взял его с собою в Париж, где король Генрих V сделал его кавалером ордена св. Михаила.
Впоследствии, будучи приглашенным в Неаполь, Джузеппе Чезари изготовил картоны для стенной росписи ризницы при тамошней церкви св. Январия (находятся теперь в ней самой), но интриги живописца Коренцио помешали ему написать по ним фрески.
Важнейшими из произведений Джузеппе Чезари считаются фрески на сюжеты древнеримской истории, украшающие большую залу в палаццо деи-Консерватори, в Риме, Другие его работы находятся в римских церквах Сан-Сильвестро на Монтекавалло, Сан-Прасседе и Cан-Mapиa-Маджоре и в церкви Св. Франческо, в Перуджии.
Вообще этот художник написал очень много картин и слыл в свое время первым среди римских живописцев, хотя во всех своих произведениях является холодным, мало вдумчивым, гоняющимся только за внешними достоинствами живописи маньеристом.
Его картины хранятся на севере Европы, в Луврском музее, в Париже, в Мюнхенской пинакотеке, в Дрезденской, Дармштатской, некоторых других галереях и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге («Св. Клара при осаде города Ассизи»). В Государственном Музее Изобразительных Искусств им.Пушкина выставлена картина «Святое семейство со св.Антонием Падуанским и ангелом». Картина интересна тем, что выполнена в чёрно-белой гамме.
Картины художника
Джузеппе Cesari — Giuseppe Cesari
Портрет гравюра Оттавио Леони (1621)
Февраль 1568
Рим
3 июля 1640 ( в возрасте 72)
Рим
Папа Григорий XIII
Папа Климент VIII
Джулио Антонио Santorio
Паоло Эмилио Сфондрати
Алессандро Перетти ди Монтальто
Джузеппе Cesari (февраль 1568 — 3 июля 1640) был итальянский маньеризма художник , также названный Il Giuseppino и называется Cavaliere d’Arpino , потому что он был создан Cavaliere — ди — Кристо его покровителю папа Климент VIII . Он был очень покровительствовал в Риме оба Климентом и Сикст V . Он был руководителем студии , в которой Караваджо обученной по прибытию молодого художника в Риме.
биография
Отец Cesari, в Муциях Cesari, был родом из Arpino , но сам Джузеппе родился в Риме. Здесь он был подмастерьем Никколо Pomarancio . Cesari клеймят по Lanzi , не менее взяткодателя вкуса в живописи , чем Марино была в поэзии. (Lanzi презирал стиль пост-Микеланджело маньеризма как время упадка).
Первая крупная работа Cesari сделано в двадцатые годы была картина правого counterfacade в Сан — Лоренцо в Дамазо , завершен с 1588 до 1589. 28 июня 1589, он получает комиссию за росписей хора сводом в Чертоза — ди — Сан — Мартино в Неаполь . С 1591 он снова в Риме, где он написал свод в Contarelli капеллы в церкви Сан — Луиджи деи Франчези . Он также закончил фрески в капелле Olgiati в Санта Зенона, и сводом ризницы в Чертоза ди Сан Мартино.
Он был человеком обидчивый и вспыльчивый характер, и поднялся с нужде на высоту богатства. Его брат Бернардино Cesari помощь во многих его работах. Cesari стал членом Академии ди Сан Лука в 1585 году В 1607 году он был на короткое время заключен в тюрьму новой папской администрации. Он умер в 1640 году , в возрасте семидесяти двух лет , или , возможно , восемьдесят, в Риме.
Его только прямые последователи сынов его Муции (1619-1676) и Бернардино (ум. 1703). Пьер Франческо Мола (1612-66) подмастерьем в мастерской. Другие ученики включают Франческо Allegrini да Губбио , Гвидо Убальдо Abatini , Винченцо Маненти и Бернардино Parasole .
Его наиболее заметным и , возможно , удивительно , ученик был Караваджо . В с. 1593-94, Караваджо провел работу в студии Cesàri в качестве художника цветов и фруктов.
Cavalier d’Arpino: Страсти Христовы , в церкви Сан — Бьяджо е Карло аи Катинари, Рим.
Избранные работы
- Cappella Olgiati в Санта Зенона (1592)
- Фрески в Салоне Палаццо Conservatori (ныне Капитолийский музей, 1595-56)
- Битва между Горациями и Curiatii
- Нахождение волчица
- Похищение сабинянок
- Нума Помпилиус возбуждающего культ весталок
- Cappella Paolina в церкви Санта — Мария — Маджоре (1609)
Список используемой литературы
внешняя ссылка
- Биография на arte-argomenti.org (на итальянском языке )
- 8 картин или после Джузеппе Чезари на Art UK сайте
- Орацио и Джентилески , полностью оцифрован каталог выставки из музея Метрополитена художественных библиотек, которая содержит материал по Giuseppe Чезарям (см индекса)
«Воскрешение Лазаря». История картины
Настенная живопись римских катакомб, византийские фрески, иконы, а еще Джотто, Лукас Кранах Младший, Рембрандт, Нестеров, Ван Гог… Список художников, обращавшихся к истории воскрешения Лазаря, друга Христа, брата Марфы и Марии, можно продолжать почти до бесконечности. Один из знаковых сюжетов Священного Писания, история чуда, описанная евангелистом Иоанном, стала важной темой в истории мировой живописи. Писали ее по-разному: боговдохновенно, тонко, эмоционально или отстраненно, строго или торжественно, детализировано, современно, в соответствии вкусам или стилю. Но среди прочих был один художник. Прообраз Воскрешения Христа, событие воскрешения мертвого он изобразил так, будто сам был очевидцем этих реальных событий. Хотя то, как он это сделал вызывает справедливое отторжение у многих людей.
Гениальный бродяга
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони (1621)
Микеланджело Меризи да Караваджо – выходец из Ломбардии. Он осиротел в 1576 году в возрасте четырех лет. Его отец архитектор Фермо Меризи умер от чумы, которая обрушилась на Ломбардию.
Мальчик рано начал заниматься живописью, с одиннадцати лет учился у миланского художника Симоне Петерцано. Тогда же научился игре на лютне, овладел искусством фехтования и стал великолепным наездником.
Когда умерла мать, братья разделили достаточно большое наследство и стали жить самостоятельно. Караваджо, которому было уже двадцать лет, отправился искать счастья в Рим. На первое время денег хватало, но потом пришла нужда, в том числе из-за разгульного образа жизни, который вел юноша.
Микеле (так называли его друзья) жил среди оборванцев великого города, скитался, бродяжничал. Случай привел его в мастерскую известного тогда Джузеппе Чезари. Чезари скупал работы молодых художников и перепродавал их. Нанимал художников в свою мастерскую и вообще поставил на поток производство картин. Обратив внимание на талантливого юношу, он взял его в свою мастерскую, где поручал Караваджо писать только натюрморты, пользовавшиеся большим спросом среди покупателей. Правда отношения между Караваджо и Чезари сразу не заладились, поэтому Караваджо незаметно писал еще и для себя. В основном это были портреты уличных мальчишек и бедноты. И хотя эти картины не пользовались спросом у перекупщиков, Караваджо продолжал писать. Тогда то он и написал «Юношу с корзиной фруктов», на которой изобразил своего друга. Картина заинтересовала многих заходивших в мастерскую Чезари и определила будущее художника.
Однажды Караваджо заметил и пригласил работать к себе во дворец кардинал Франческо Мария Борбоне дель Монте. Он поселил его в своем дворце, выделил мастерскую и обеспечил заказами. Это напрямую было связано с деятельностью папы Климента VIII, который уделял большое внимание украшению церквей. Многие меценаты, желая отметиться и получить расположение понтифика, активно содействовали этому начинанию папы. Заказы так и сыпались на художников.
Караваджо – человек, рисовавший жизнь
«Положение во гроб» (1603)
Отличительной особенностью Караваджо была его откровенность. И прежде всего откровенность в передаче натуры. Он не признавал авторитетов, был непредвзят, принципиально ничего не выдумывал, не создавал отвлеченных романтизированных образов. Он писал как есть, скрупулезно выписывая предметы, которые в момент написания и были главными на картине. Если изображал мифологическое существо, а натурщиком выступал юноша с грязными жилистыми руками, то у античного бога были жилистые, рабочие руки. Если натурщик держал в руках виноград со сгнившими ягодами и пожухлыми листьями, то художник выписывал их такими, как они есть.
Многие биографы Караваджо пишут о нем как о человеке, который «не делал ни одного мазка, кроме как подсказанного жизнью», как о «перевернувшем все представление о том, что украшает живопись».
Караваджо писал то, что знал лучше всего. Воспевал красоту земной жизни, как ее видел. Он и верил лишь в то, что видели его глаза. Может быть, поэтому его картины имеют такую силу воздействия. Зритель чувствует себя вовлеченным участником события
Многие критиковали Караваджо за натурализм, вульгарность, за профанированность его святых. Ведь на полотнах это были простые смертные люди. Еще больше заказчиков возмущало то, что ради этой своей «с натуры» в качестве моделей Караваджо приглашал бродяг, нищих и проституток. Но как иначе мог поступать человек, который жил бок о бок с римской нищетой, знал, что это такое, был частью этого мира? «Вы не просто смотрите на мои картины, вы видите, вы верите в них, вы их чувствует», – говорил он. Да, он действительно по-своему интерпретировал сюжеты священного Писания, нарушая сложившиеся каноны и пренебрегая авторитетами. Бывали случаи, что от его картин отказывались заказчики. Но Караваджо воспринимал Евангельскую весть самым серьезным образом, как то, что касается его самого, является его частью. «Успение», «Мадонна пилигримов» (1603), «Ужин в Эммаусе» (1606), «Положение во гроб» (1602) «Уверение Фомы» (1601), «Мученичество святого Матфея» (1600) и многие другие работы демонстрируют Караваджо как евангелиста от живописи и заставляют содрогнуться от того, насколько близки могут быть события Писания.
Вспыльчивый, грубый, эмоциональный, страстный, неуживчивый, экстравагантный, нетерпимый, наживающий всюду и всегда себе врагов, гениальный… Караваджо всегда носил при себе оружие и часто его применял. Однажды он повздорил с неким Томаззони. Из-за девушки, известной в Риме куртизанки, которая, как говорили, позировала ему для картины «Святая Екатерина». Скрестили шпаги, дуэль была жестокой и кровопролитной. Раненый Томаззони умер от потери крови. О стычке быстро стало известно властям, и Караваджо кинулся в бега, ведь его не просто разыскивали за убийство, за его голову объявили награду.
Скрываясь от наказания, он добрался до Неаполя. Здесь его прятали и опекали покровители, которые обеспечивали ему свободу, но взамен требовали писать картины. Потом художник перебрался на Мальту. Несмотря на причастность к убийству (это было непреодолимым обстоятельством), Караваджо приняли в орден мальтийских рыцарей-ионитов. И он вновь стал писать. Мучимый чувством вины, жаждущий прощения и помилования, на Мальте Караваджо создал серию работ настолько откровенных, беспощадных и драматичных в своей подаче, картин без намека на утешение, что его прямо стали называть величайшим художником современности. Всех особенно потрясло огромное полотно «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608), где Караваджо впервые поставил свою подпись. Он подписал картину в центре, кровью Крестителя, будто желая, чтобы это смыло с него совершенное преступление.
«Лазаре, гряди вон»
Страх, ужас неизбежности, негодование из-за несправедливости законов природы, – вот что испытывает человек, соприкасаясь со смертью. Но вот мы читаем евангелиста Иоанна.
В одиннадцатой главе святой Иоанн рассказывает историю жителя Вифании, небольшого поселения вблизи Иерусалима. Праведный Лазарь, тот, что принимал в своем доме вместе с сестрами Марфой и Марией Иисуса Христа, заболел. Мария через знакомых просила передать Христу: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен». «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий», – такой она получила ответ. Лазарь все-таки умер. Плачут сестры, плачут друзья. Не верят в смерть соседи, но хоронят праведника, как подобает обычаю, запеленав в саван, кладут в пещеру, в гроб и задвигают каменной плитой. Продолжают плакать, тосковать, утешать друг друга в печали о Лазаре. А в это время в Вифанию спешит с учениками Христос: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». «Господи! если уснул, то выздоровеет», – говорят ученики и слышат прямой ответ: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему». (Ин 11:14-15)
Уже подходя к городу, Христос встречает Марфу и, видя ее слезы, говорит: «Воскреснет брат твой!» И она, кивая и плача, говорит: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». В словах убитой горем женщины слышны и вера, и сомнение, и потому Христос говорит ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Ин 11:25-26)
Уже там, недалеко от гроба, Христос встретил другую сестру Лазаря, Марию и расплакался вместе с нею. Тут же шепот прошел по толпе: «неужели Он, открывавший глаза слепым, не мог сделать, чтобы и этот не умер?» Дальше события происходят стремительно, чудо происходит без промедления у всех на глазах.
«… То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший… Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет…» (Ин 11:38-44)
И вот уже горе сменяется радостью, слезы – ликованием. Смерти больше нет, страх смерти изжит. И мы через рассказ евангелиста становиться свидетелями Малой Пасхи, прообраза Воскресения Христова.
«Воскрешение Лазаря». Караваджо
В 1608 году Караваджо бежал с Мальты. Он и там умудрился повздорить и оказаться в тюрьме. Его приютил в Сиракузах старый друг и ученик, который и помог осуществить побег с острова рыцарей. Тут же новость облетела Сицилию, и на прославленного художника обрушились заказы. Он получил заказ для церкви святой Лючии. Сразу откликнулся на него, тем более, что был без средств к существованию. Он написал «Погребение святой Лючии», которая считалась покровительницей Сиракуз, достаточно быстро, всего за два месяца. Но многим картина показалась мрачной, серой и скупой в колорите. Поэтому, как только Караваджо получил гонорар, он отправился в Мессину, тем более, что мальтийские рыцари напали на его след.
В Мессине Караваджо познакомился с успешным и состоятельным купцом Джовани Баттиста де Ладзари, который предложил художнику что-нибудь для него написать. Караваджо, как было тогда принято, написал образ святого покровителя заказчика – обратился к теме воскрешения Лазаря.
Мрачные катакомбы, два человека держат тело Лазаря, умершего четыре дня назад. Караваджо обычно писал с натуры, поэтому и здесь он нанял людей, чтобы те позировали ему. Он даже велел принести ему выкопанное тело недавно убитого юноши. И хотя натурщики категорически отказывались держать в руках тело, Караваджо настоял на своем. Говорят, он даже пригрозил им клинком.
“Воскрешение Лазаря” (1609)
Мощная и огромна пустота. Луч света, который прорезает пространство. Свет, который, как прожектор, высвечивает действующих персонажей, который противопоставлен тьме и пустоте и сам является действующим лицом полотна – отличительная особенность Караваджо. Свет скользит по фигурам Христа, Лазаря, его друга, Марии и прямо сейчас, в эту секунду этот неземной свет воскресит к жизни оплаканного брата. Могильщики ухватились и едва удерживают плиту, которую только что отвалили от гроба. Они отвернулись, не желая смотреть смерти в глаза. На землю выкатились кости, череп, спали погребальные пелены с Лазаря. И вот его рука, будто отозвавшись на слова: «Лазарь, выйди» – уже тянется к свету. Смятение, горе, любопытство, недоумение на лицах присутствующих. Нет ликования, нет понимания, что чудо уже случилось, так неожиданно и вопреки законам природы оно вошло в их жизнь.
А зритель вновь участник реальных событий, такой же недоумевающий и растерянный, сопричастный и неравнодушный. Одни биографы говорят, что, увидев недоумение на лице заказчика и его знакомых, пришедших взглянуть на картину, раздосадованный реакцией Караваджо выхватил кинжал и полоснул им по холсту.
Другие утверждают, что заказчик был очень недоволен, и Караваджо в отчаянии снял изображение и написал картину заново.
В 1609 году картина была подарена мессианскому братству крестоносцев. Она пострадала во время землетрясений на Сицилии в 1693, 1783, 1908 годах, но ее удалось отреставрировать. В дошедшей до наших дней картине, которую художник написал за год до смерти, Караваджо предстает человеком, жаждущем истины и доказательств, миссионером и проповедником, искренне верящим в Воскресение из мертвых.
Реалистичность и страсть: интересные факты об итальянце Микеланджело да Караваджо
Караваджо и его картина «Вакх».
Микеланджело Меризи да Караваджо, творившего в конце XVI-начале XVII веков, называют одним из самых выдающихся итальянских художников. Он стремился изображать сюжеты на своих полотнах максимально реалистично, что совершенно не соответствовало общепринятым канонам того времени. Персонажи на его картинах выглядят не отстраненными, а полны эмоций и страсти, которыми наделил их художник. Несмотря на то что, работы Караваджо не сразу были приняты его современниками, его творчество оказало большое влияние на развитие мировой живописи. О некоторых интересных фактах биографии художника – далее в обзоре.
Воскрешение Лазаря. Караваджо, 1609 г. | Фото: seckim.com.
В 1608 году, пребывая в Мессине на Сицилии, художник получил заказ от известного купца. Писать можно было что угодно, и Караваджо выбрал сюжет на библейскую тематику – воскрешение Лазаря. На картине мужчины держат тело, пролежавшее в гробу четверо суток. Живописец настолько стремился показать всю реалистичность происходящего, что нанял работников, которые выкопали для него тело недавно умершего юноши. Люди, которые позировали художнику, наотрез отказывались держать разлагавшееся тело. В ответ на это разозлившийся Караваджо даже пригрозил им ножом, заставляя исполнять приказ.
Успение Богоматери. Караваджо, 1601-1606 гг. | Фото: foma.ru.
Персонажи на картинах, написанных на библейскую тематику, больше напоминают простолюдинов, нежели святых. Из-за этого некоторые церкви даже отказывались принимать работы художника. По мнению священнослужителей, они не вызывали фанатичного трепета у прихожан.
Корзина с фруктами. Караваджо, ок. 1596 г.| Фото: s11.stc.all.kpcdn.net.
Благодаря Караваджо, в мировой живописи появилось такое направление, как натюрморт. Художник одним из первых сделал неживые предметы «главным персонажем». Живописец постоянно боролся с вековыми устоями: делить работы на «низменные» и «высокие». Картину «Корзина с фруктами» он написал в 23 года. Особое внимание Караваджо уделял прорисовке мельчайших деталей, за счет которых достигался реалистичный эффект.
Вакх. Караваджо, ок. 1596 г. | Фото: ru.wikipedia.org.
Исследователи творчества Караваджо в один голос заявляют, что художник писал картины сразу на холсте без предварительной подготовки. После его смерти не было обнаружено ни одного эскиза или рисунка.
Жертвоприношение Исаака. | Фото: ru.wikipedia.org.
Главной чертой, отличавшей Караваджо от других художников того времени, была нарочитая реалистичность. Художник не боялся изображать эмоциональные сцены насилия, жестокости. Главными героями его полотен нередко становились выходцы из низов общества. Картины Караваджо на выставках выставляли последними, чтобы они не перетягивали на себя все внимание публики, а до тех пор они были накрыты плотным сукном.
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, ок. 1621 г. | Фото: img-fotki.yandex.ru.
Караваджо никогда не был законопослушным гражданином. Из-за буйного нрава он постоянно попадал в переделки, будь то драки в тавернах или выкрикивание непристойностей в состоянии опьянения. За это его периодически штрафовали или отправляли за решетку на несколько дней. Но однажды художник «влип по-крупному». В пылу гнева Караваджо совершил убийство, после чего бежал в Неаполь. Спустя некоторое время он отправился Ла-Валетту и вступил в Мальтийский орден. Но и там живописец надолго не задержался, потому что повздорил со старшими по званию. И снова начались скитания.
Саломея с головой Иоанна Крестителя. | Фото: ru.wikipedia.org.
А в это время кардинал Гонзага выпрашивал у Папы Римского помилование для художника. Узнав об этом, Караваджо обрадовался и отправился в Рим. По дороге туда его схватили, т. к. приказ об аресте пока еще никто не отменял. В тюрьме художник провел чуть меньше недели, но этого хватило, чтобы он заразился малярией. 31 июля 1610 года в Риме огласили сразу два сообщения: в первом говорилось о помиловании Караваджо, а вторым оказалось известие о его смерти.
Сам Караваджо сожалел о своем поступке. В картине «Давид с головой Голиафа» он зашифровал свое раскаяние.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: