Содержание
Архиепископ Зосима (Зотик Иоасафович Еремеев, родился в 1947 г.)
Архиерей Русской Православной старообрядческой Церкви. С 2004 года — управляющий Донской епархией c титулом епископ Донской и Кавказский (с января 2016 года — архиепископ).
Зотик Еремеев родился в большой семье потомственных старообрядцев Белокриницкого согласия в селении Сы́рково (Се́рково) Рези́нского района (Молдавия). Обладая природным острым умом и трудолюбием, с 5 лет научился церковной грамоте — чтению, а затем и церковному знаменному пению. Воспитывался в строгости, в трудностях, в ревности к Богу. Любил церковную службу, стояние на молитве в домашних условиях.
После окончания неполной средней школы закончил профтехучилище (январь 1965 — июнь 1967 гг.) с одновременным окончанием курса вечерней школы рабочей молодежи. По окончании училища работал 1 год электриком на хлебокомбинате. Затем был принят в то же училище на должность мастера производственного обучения, где проработал 3 года и сделал 3 выпуска электромонтеров. Далее Комитет профтехобразования направил Зотика в Орехово-Зуевский индустриально-педагогический техникум (на дневное отделение) для получения специального образования по этой специальности. Окончив техникум в 1973 году с отличием (поступил в 1970 году) получил свободное распределение на работу, но на работу не пошел, а поступил в 1973 году в Московскую духовную семинарию (окончил ее в 1977 году). Поступить в семинарию Зотика подвигла жажда духовных знаний, так как в Молдавии таких учебных заведений не было. По окончании духовной семинарии был направлен на работу в Кишиневскую епархию РПЦ, где был устроен в качестве помощника секретаря и по совместительству должен был участвовать в хоре кафедрального собора Кишинёва. Как указывается в «Обращении прихожан РПСЦ к местоблюстителю престола Митрополита Московского и всея Руси архиепископу Иоанну (Витушкину) и Собору», «Принял эти предложения с целью последующего совершенствования знаний в духовной академии».
Нужно отметить, что Зотику, как грамотному и отличному выпускнику духовной семинарии, много раз предлагалось принять священный сан в РПЦ, однако он всякий раз от него отказывался, твердо зная цель своего временного пребывания в учреждениях РПЦ. За время обучения Зотик воочию увидел еретичность новообрядческой церкви в её учении и практической деятельности и глубже утвердился в истинности древлеправославия. Благодаря знанию молдавского языка он многим помог обрести истинную веру и обратить к старообрядчеству. В новообрядческой Церкви узнали о такой деятельности работника Кишиневской Епархии Зотика, после чего он был вынужден уволиться и расстаться с желанием о поступлении в духовную академию.
Начало своего служения Христовой Церкви будущий епископ положил в селении Губино Орехово-Зуевского района Московской области, куда он был направлен уставщиком (прослужил 8 лет). В 1991 году его рукоположили священником РПСЦ, а в 1992 г. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви избрал отца Зотика Еремеева во епископа Кишиневского и всея Молдавии. В то время духовным отцом семьи о. Зотика был священноинок Севастиан (Озерский). Он убедил и благословил о. Зотика согласиться на определение Собора. Также и супругу его Тамару убедил мирно расстаться и принять иночество, что и было в скором времени исполнено. О. Зотик стал священноиноком Зосимой, а бывшая супруга — инокиней Таисией (позднее она стала игуменией монастыря в с. Белая Криница, Украина). В мае 1993 г. священноинока Зосиму митрополит Алимпий (Гусев) в сослужении с епископом Силуяном (Килиным) и епископом Иоанном (Витушкиным) рукоположил во епископа Кишиневского и всея Молдавии.
Став управляющим Кишиневской епархией в 1993 г., епископ Зосима всецело и активно включился в пастырскую деятельность, направленную на укрепление древнего православного благочестия и соблюдения церковного Предания в старообрядческих общинах Молдавии. Владыка Зосима начал свою деятельность с установления в храмах епархии канонической дисциплины и единообразия в церковном пении и чтении, для чего им были изданы книги: Обедница, Обиход, Ирмосы, Праздничная певчая, Служба Пресвятой Богородице «Неопалимая Купина», Служба на святую Пятидесятницу, правда, малым тиражом — для удовлетворения нужд приходов епархии. Также им была издана брошюра «Правила благочестивого поведения в доме Божиим» (Кишинев, 2001 г.), а с 2000 г. — епархиальный Церковный календарь с материалами на актуальные темы.
Параллельно с этой деятельностью им велась работа по ремонту, восстановлению и новому строительству. Благодаря его неустанному попечению и поддержке в приходах Кишиневской епархии сделано много полезного. Практически все приходы были оснащены необходимой утварью. В приходе г. Оргеев произведен ремонт крыши храма, заменены купола и кресты. В приходе г. Теленешты осуществлен ремонт здания церкви, произведены земляные работы по отводу грунтовых вод. В селе Покровка построено каменное ограждение, заменены купола и кресты храма. В селе Егоровка начато строительство нового большого здания церкви, на что Епархия выделила значительные средства. Последствия землетрясения 1987 г. для Кишиневского старообрядческого храма были весьма печальны. Произведён сложный и дорогостоящий наружный капитальный ремонт здания, позже построено два притвора, заменены купола и кресты. В начале текущего тысячелетия построено здание Духовного Центра, в котором размещены воскресная школа, библиотека, трапезная, иконописная мастерская, архиерейские покои и другое. Здесь же было организовано и обучение крюковому пению. С 2000 года в Епархии было налажено производство свечей, в том числе из чистого воска, и приходы, нуждающиеся в свечах, обеспечивались Епархией. Информация в церковной прессе, устные воззвания о помощи на восстановление когда-то прекрасной архитектуры храма в городе Кагуле возымели свое действие — здание этого храма отреставрировано, был восстановлен иконостас, написано 20 новых икон, и совершено великое освящение храма.
Значительным достижением в духовной жизни старообрядцев Молдавии является восстановление женского монастыря в селе Кунича. Сегодня он является единственным местом в Епархии, где совершается ежедневная полная служба. Думается, что нет особой необходимости объяснять, какое значение для духовной жизни, для сохранения и распространения веры имели и имеют монастыри. Епископ Зосима проявлял серьезное внимание к подрастающему поколению, то есть к будущему Церкви: в летний период при монастыре была организована воскресная школа, где обучали церковному чтению и пению, молодежь приобщалась к духовным ценностям и традициям предков. Здесь же было организовано обучение церковному уставу и пению приходских уставщиков. О высокой компетенции епископа Зосимы можно судить и по тому, что он немало времени уделяет приходящим извне Церкви Христовой для увещания и разъяснения истин христианской веры.
Возникшие в Русской Православной старообрядческой Церкви проблемы, повлекшие за собой резкое ухудшение с руководством Церкви, вынудили написать обращение к Белокриницкой Митрополии (21 октября 2003 года) с просьбой принять в клир. За это был запрещен в священнослужении единолично (что является неканоничным действием) указом митрополита Алимпия (Гусева) от 23 октября 2003 года.
27 октября 2003 года Освященный Собор РПСЦ в Румынии, состоявшийся в старообрядческой митрополии в городе Браила, заслушав «устное и письменное от 21 октября 2003 года обращение епископа Зосимы», постановил:
- Принять в церковное общение епископа Зосиму (Еремеева) с 21 октября 2003 года (нов. ст.).
Это дело епископа Зосимы было детально рассмотрено на Освященном Соборе РПСЦ в Москве, состоявшемся 9–11 февраля 2004 года. Указ митрополита Алимпия о единоличном запрещении епископа Зосимы был отменён «как противоречащий канонам Церкви». 11 февраля 2004 года Освященный Собор постановил:
- 2.1. Принять к сведению прошение епископа Зосимы о возвращении в юрисдикцию Московской митрополии РПСЦ, поступившее 11 февраля 2004 года.
- 2.3. Суждение о месте временного служения епископа Зосимы предоставить митрополиту Андриану (Четвергову) после предоставления епископом Зосимой отпускной грамоты от Митрополита Белокриницкого Леонтия.
- 2.4. Суждение об определении места постоянного служения епископа Зосимы иметь на очередном Освященном Соборе.
Освященный Собор РПсЦ, состоявшийся 19-22 октября 2004 года, постановил:
- Избрать епископа Зосиму правящим архиереем Донской и Кавказской епархии.
С 22 октября 2004 года и по сегодняшний день епископ Зосима (с января 2016 года — архиепископ) находится на кафедре Донской и Кавказской епархии.
После смерти митрополита Андриана (Четвергова) рассматривался как его возможный преемник. Пресс-секретарь Московской митрополии РПСЦ Сергей Вургафт в связи с этим отметил, что епископ Зосима «фундаменталистскими взглядами, авторитарностью, видит Церковь гораздо более закрытой и строгой к своим членам структурой», «На мой взгляд, епископ Зосима менее, чем все другие архиереи, будет склонен к продолжению политики открытости».
В октябре 2005 года участвовал в выборах предстоятеля РПсЦ, набрав в первом туре 23 из 245 голосов и заняв третье место.
12 января 2016 года в Покровском храме г. Ростова-на-Дону во время Божественной литургии в память священномученика Зотика и в честь 70-летнего юбилея Владыки Зосимы, митрополит Корнилий (Титов) возвел владыку Зосиму в сан архиепископа.
Поздравления с 70-летним юбилеем
Иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону
«Владыка Зосима служит в нашей епархии уже 13-й год. Для нашей Общины и всей епархии это целая эпоха. Никакой Донской и Кавказский епископ не служил так долго на нашей кафедре. Никогда в истории Покровского Собора не совершалась так часто архиерейская служба. Господь прислал нам епископа Зосиму в очень важный, переломный момент истории нашей Общины, в момент смены поколений. И владыка смог безболезненно провести нашу общину через этот опасный период. За это время мы все к нему очень привыкли. Чтим его как епископа и отца. Мы чтим и уважаем владыку за то, что он, несмотря на все перипетии своей земной жизни, по-прежнему тверд в своих убеждениях. И хотя ему приходилось страдать за свои взгляды, он неукоснительно держится их. Мы научились понимать владыку с полуслова, полувзгляда, а он научился терпеть наши несовершенства. Дай Бог, чтобы наше совместное служение и дальше продолжалось во славу Исуса Христа и Его Святой Церкви».
Дмитрий Латышев, прихожанин общины г. Краснодара
«12 сентября 2016 г. епископ Зосима освящал в нашем городе строительство будущего древлеправославного храма. И я имел честь впервые в жизни беседовать с епископом Зосимой, хотя знаю его с 90-х годов. С его именем тесно связано мое родное русское старообрядческое село Покровка, что в Молдавии. Владыка Зосима восемь лет окормлял Покровку, будучи епископом Кишиневским и всея Молдавии. В те не столь далекие годы, после смерти о. Тимофея Щербакова, Община осталась без священника. Владыка большую часть времени отдавал службе именно в Покровской церкви. Служба, работа и офицерские погоны не позволяли мне часто бывать на моей маленькой родине, но все же посещение сельской церкви, рассказы моего отца Латышева Ивана Xаритоновича (в ту пору он в течение 10-ти лет был Председателем ревизионной комиссии Общины), моего дяди Латышева Павла Родионовича (в то время Председатель Общины) позволяют мне хотя бы немного на примере одной Общины (1300 человек) показать, насколько разнообразной и полезной была деятельность владыки.
Как бывший офицер скажу: епископ Зосима был и есть настоящий полководец нашей Церкви. Строг и требователен не только к прихожанам, но и к себе. В те трудные, «демократические» годы, когда в обществе был разброд и шатание, смятение в умах и душах людей, он начал с наведения в епархии порядка и дисциплины. Прихожанки начали единообразно надевать платки, у мужчин появились более окладистые бороды, на кладбище был наведен идеальный порядок. Начал обустраиваться келейно-трапезный комплекс на 200 человек, благоустраиваться прилегающая территория. И важно, что служба стала вестись строго по канонам Церкви и была духовно насыщена.
К концу 90-х годов в храме остались одни старики. Владыка все поменял. Ручеек молодежи начал возрастать. По благословению епископа Зосимы при Общине начала действовать воскресная школа, которую возглавила инокиня Таисия (ныне игумения Белокриницкого монастыря). Из нее вышли хорошие чтецы, хористы клиросов. Среди них духовный воспитанник владыки Зосимы Настоятель Кишиневского храма о. Андрей Вознюк, матушка Татиана, дьяк Покровской церкви Никола Захаров и другие.
Благодаря преемственности, заботе о знаменном пении, в Покровке удивительным образом сохраняется и сейчас старинная форма пения. В этом немалая заслуга епископа. Надо отметить, что владыка был очень требователен ко всем, не взирая на чины и ранги. Помню один из храмовых праздников села Покрова Пресвятой Богородицы. На храм в церковь пришли руководители района, директора хозяйств. Они немало помогли приходу в подготовке торжества. Как правило, их пропустили в первый ряд, вместе с ними и я принял посильное участие в организации праздника, поэтому был рядом. В конце службы владыка поблагодарил нас за помощь, но подверг хорошей критике за редкое посещение службы. Таким он был во многом. Да и сейчас, во время нашей последней встречи, он не преминул покритиковать меня за недостатки в книге «Вера и жизнь», за щетину. «Хоронить тебя должны во-от с такой длинной бородой», — его пожелание для меня. Как тут обижаться? Пусть жестко, но он направляет на праведный путь. Не лучше же ласково, но в яму.
Так же твердо он отстаивал позиции нашей Церкви от разного рода политиков и покусителей на ее устои в начале 2000-х годов. Он и сегодня строг, справедлив и требователен — не поменялся, разве, чуть поседел. А в душе он очень чувствителен и раним. Как он переживает, когда спрашивает о тех стариках и старушках, с которыми когда-то служил или которых просто знал.
Это моя маленькая толика воспоминаний о нашем владыке. Но дела Церкви, служба, заботы о вере не дают ему времени и права расслабляться. У него впереди еще немало творческих дел: строительство новых храмов, их открытие и окормление, подготовка и обучение молодых прихожан, выпуск богословской литературы, просто руководство всей большой епархией.
Здравия, терпения, долголетия и Божией благодати ти, Владыко!
От редакции. При составлении биографии использованы открытые источники, а также вестник Ростовской н/д общины «Издревле» № 1. Достоверность биографических данных лично утвердил архиепископ Зосима.
Блуждающий епископ
В последние несколько лет в прессе прокатилась целая волна краеведческих публикаций о старообрядческих селах севера Молдовы, об уникальном женском монастыре в Куниче, о буднях и праздниках общественного движения «Русское духовное единство», бережно хранящего многие, в том числе старообрядческие, традиции русского народа. Увы, поводом для написания данной статьи стали события крайне тревожные:…
КАК известно, в мире существуют две старообрядческие митрополии — Московская, во главе с митрополитом Алимпием, и Белокриницкая (с центром в румынском городе Браила), возглавляемая митрополитом Леонтием. Староверы Молдовы всегда находились в каноническом подчинении Москвы. Туда и стали поступать жалобы из ряда сел республики на епископа Кишиневского и всея Молдовы Зосиму. Факты в них излагались столь тревожные, что 20 октября нынешнего года митрополит Алимпий направил в наши края специальную комиссию во главе с епископом Новосибирским и всея Сибири Силуяном. В нее, по решению митрополита, был включен и председатель «Русского духовного единства» Петр Донцов.
Проследовала она перво-наперво в село Покровка Дондюшанского района, где о заступничестве в своем письме в Москву молили более 300 человек. Шесть часов проработала комиссия, как нынче говорят, в режиме нон-стоп. Да не по старинке: на видеопленку были записаны откровения десятков мирян, буквально ошеломившие «ревизоров». Вот что рассказал член комиссии иерей Геннадий Чунин, настоятель старообрядческого храма в Санкт-Петербурге:
— Представить себе не мог, что епископ Зосима способен на такие деяния! Скажем, под невнятными предлогами он не шел к умирающему, а после его смерти отказывался отпеть погребение, мотивируя это тем, что умер человек без покаяния. По его вине некрещеным умер ребенок, которого епископ Зосима затем запретил хоронить на кладбище. Родители малыша таким отношением владыки были просто убиты. Без всяких объяснений мог вдруг запретить в одном из сел венчать молодых. При этом он не позволял священникам совершать требные действия за пределами своих приходов. Поэтому в каких-то крайних ситуациях люди не могли обратиться за помощью в другой приход. Все это можно назвать не иначе как духовным произволом. В свои 38 лет я не представлял, что подобное вообще возможно в нашей Церкви.
В том же ключе звучала и прочая информация, собранная комиссией. Оказалось, что службы в иных старообрядческих церквях совершаются крайне редко. За десять лет нахождения в Молдове епископ Зосима рукоположил лишь двух священников, при том, что в республике их всего шестеро на 14 приходов, двоим из них — за 80, одному — под 80.
Вместе с тем из 14 членов церковного совета Кишиневской общины четверо, занимающие основные руководящие должности, оказались родными братьями владыки. Один из них и преградил комиссии путь, закрыв перед ней ворота главного старообрядческого храма страны — кишиневской Мазаракиевской церкви.
ИЗВЕЩЕННЫЙ обо всем этом митрополит Алимпий 23 октября издал указ, гласящий: «Презрев свой долг послушания и смирения, епископ Зосима воздвиг препятствия в работе комиссии, сопровождая свои неканонические действия оскорбительными для меня и членов комиссии высказываниями, чем причинил мне сильнейшую обиду. Исходя из вышеизложенного и руководствуясь 55 правилом Св. Апостолов,
1. Привлекаю епископа Зосиму к Церковному суду.
2. До суда запрещаю епископа Зосиму от всякого священнодействия и отстраняю от управления Кишиневской и всея Молдовы епархии.
3. Временно исполняющим обязанности епископа Кишиневского и всея Молдовы назначаю епископа Новосибирского и всея Сибири Силуяна».
Однако далее последовали события и вовсе невероятные, противоречащие незыблемым канонам древлеправославной веры. 25 октября владыка получил копию указа о запрещении в священнослужении под роспись, а 26… служил литургию в Мазаракиевской церкви.
На следующий день он оказался в Браиле, на Соборе, который, как не трудно догадаться, охотно принял «обиженного Москвой» епископа. После того однодневного визита в Румынию он и… заявил вдруг о своем подчинении Белокриницкой митрополии. Хотя священник, запрещенный в служении главой одной митрополии, ни при каких обстоятельствах не может перейти в другую. То есть, либо владыка обманул румынский епископат, не сообщив об указе митрополита Алимпия, либо Собор сознательно нарушил каноны Старой веры. Весьма красноречив и такой факт. 28 октября на собрании мирян в селе Кунича люди трижды с тревогой спросили епископа Зосиму: правда ли, что он перешел в румынскую митрополию. В ответ прозвучало: нет и еще раз нет! Напомним, что под решением Браильского Собора значится 27 октября…
ИЗ ТОГО же решения следует, что в церковное общение были с ходу приняты : еще шесть российских иереев, которые якобы возжелали последовать за епископом Зосимой. В связи с этим Собор, в частности, решил «создать из присоединившихся приходов временную Российскую епархию Белокриницкой митрополии до времени наведения в Московской митрополии канонического порядка и решения ее судьбы на Всеобщем Всестарообрядческом Освященном Соборе. Назначить правящим архиереем вновь созданной епархии преосвященного епископа Зосиму с нахождением в духовном подчинении Белокриницкой митрополии».
Кто же эти россияне, пожелавшие покинуть свою митрополию? Как сообщил в своем покаянном письме митрополиту Алимпию один из «перебежчиков» — иерей Иванов из города Клинцы Брянской области, подписать чистый лист бумаги его уговорили под всяческими предлогами. Потом на этом листе и оказалось прошение о переходе в Белокриницкую митрополию. «Для меня было громом среди ясного неба, — пишет он, — что образована новая епархия под руководством Зосимы, а наш приход оказался под румынами». Да уж, в одночасье оказаться «под румынами» староверы на брянщине едва ли мечтали.
Кто же так заморочил голову этому священнику, заполучив его подпись обманным путем? Вот тут и выходит на арену 36-летний Елисей Елисеев, бывший комсомольский вожак, потом «вожак» кришнаитов, а позже — иерей из бурятского города Улан-Удэ. Будучи 10 октября с.г. запрещенным в священно-служении митрополитом Алимпием за множество прегрешений, решил он искать защиты в румынской митрополии. Да не в гордом одиночестве. Кого и как вербовал он в российской глубинке, сейчас выясняет специальная комиссия. Стоит лишь заметить, что пятеро из той шестерки возглавляли сверхмалые приходы (по 10-15 человек) и ни один из них не был «коренным» старообрядцем.
Геннадий Чунин отозвался о Елисееве так: «Он из тех, кто мнит себя героем- правдолюбцем. Мастер писать и распространять листовки по поводу и без повода. А признания иерея Иванова говорят о том, что сколачивал Елисеев ту шестерку самыми авантюрными приемами. Можно предположить, что, оказавшись на пути в Румынию в Кишиневе, он без труда привлек в свою компанию и разобиженного епископа Зосиму. Ничего хорошего для себя от предстоящего церковного суда тот не ожидал. А страх, как известно, толкает и не на такие «подвиги». ТЕПЕРЬ епископ Зосима заявляет, что суду Московской митрополии он не доверяет и готов предстать лишь перед совместным судом обеих митрополий. Такой вот церковный раздор. В масштабах Молдовы его можно было бы окрестить коротко и хлестко: раскол. Но на раскол он явно «не тянет», поскольку речь тут — о метаниях проштрафившегося священника, пытающегося укрыться от наказания под крышей другой митрополии, а вовсе не об уходе туда прихожан из Молдовы. — Как горячо заверили нас письменно и устно на многочисленных собраниях в старообрядческих общинах на обоих берегах Днестра, — рассказал Геннадий Чунин, — переходить в Румынскую митрополию люди не стали бы ни при каких обстоятельствах.
И все же нет сомнений, что вся эта история с созданием «временной Российской епархии Белокриницкой митрополии» далека от завершения. Ключ же к ней стоит искать не только в политических уловках (нельзя забывать, что все румынские священники находятся на государственной службе!), но и в феноменальной молодости румынского епископата: из четырех духовных пастырей троим там нет и сорока лет. Как тут не «помахать шашкой», не похвалиться собственными ноу-хау вроде «временной епархии»? Правда, если вдуматься в это «историческое» решение, останется лишь недоуменно пожать плечами. Ведь в 32 румынских приходах насчитывается 40 тысяч старообрядцев, а в России только активно посещающих древлеправославные церкви — около двух миллионов человек. Не с руки как-то румынскому епископату грозить Московской митрополии пальцем…
Что же касается совместного Московско-Браильского суда, которому доверил бы решать свою судьбу епископ Зосима, и это, как говорится, из области воспаленного воображения. Ведь ему-то хорошо известно, что в 1996 году на Соборе обеих митрополий чья-то попытка поставить вопрос о выдвижении единого патриарха не увенчалась успехом. Было ясно, что к подобному сближению ни одна сторона не готова. О каком же совместном суде тут толковать?
Едва ли поможет дальнейшему братскому общению и эта история. На газетном языке — сенсационная. А в общем-то — весьма грустная, сотворенная вовсе не дьявольским наваждением.
Кстати, сегодня неутомимый гастролер Елисеев нашел приют в Кишиневе. Как выяснилось, приход в Бурятии он возглавлял крохотный. За последние десять лет возникло таких немало — «на ровном месте», без сдобренной вековыми традициями почвы. Вот и стал он культивировать свои «традиции», к религии не относящиеся. Чем будет он сдабривать нашу почву — догадаться не сложно. Безоговорочное покровительство, столь спешно обещанное ему в Браиле, отрабатывать нужно на полную катушку.
Р.S.
Когда верстался номер, редакции стало известно постановление совещания правящих архиереев Русской Православной старообрядческой Церкви: «Признать правильным отстранение от управления Кишиневской и всея Молдавии епархией до Церковного суда епископа Зосимы. Преосвященному епископу Силуяну исполнять обязанности правящего Архиерея Кишиневского и всея Молдавии епархии до того времени, пока Освященный Собор Церкви не примет решения о том, кому быть постоянным Кишиневским и всея Молдавии епископом».
ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ ЕПАРХИЯ
Владикавказский Георгиевский собор
Владикавказская и Аланская епархия Русской Православной Церкви
Владикавказская кафедра была учреждена 3 апреля 1875 года как Карталинское и Кахетинское викариатство.
С 23 апреля 1885 года, с присоединением к ней от Ставропольской епархии Терской области стала самостоятельной кафедрой в составе Грузинского Экзархата. В ее состав входили Терская и Дагестанская области и один осетинский поселок Кубанской области. Территория епархии занимала пространство в 89.848 кв. версты. В гражданско-административном отношении епархия делилась на 13 округов (9 дагестанских и 4 терских).
10 сентября 1894 года епархия была выделена из подчинения Грузинскому Экзархату. Пресеклась в советский период. Её территория вошла в состав Ставропольской епархии.
С 1922 по 1930 год существовала Владикавказская обновленческая епархия.
22 марта 2011 года была возобновлена как самостоятельная кафедра в пределах республик Северной Осетии―Алании, Ингушетии, Чечни (выделены из Ставропольской епархии) и республики Дагестана (выделена из Бакинской епархии). 26 декабря 2012 года из состава Владикавказской была выделена самостоятельная Махачкалинская епархия, после чего в ведении первой осталась Северная Осетия.
Исторические названия
- Владикавказская (викарная, затем самостоятельная, 3 апреля 1875 — ?)
- Владикавказская и Моздокская (10 сентября 1894 — ?)
- Орджоникидзенская (? — ?)
- Владикавказская и Махачкалинская (22 марта 2011 — 26 декабря 2012)
- Владикавказский и Аланская (с 26 декабря 2012)
Статистика
- 1900 — Пространство 89.848 кв. в. Население 1.532.477 ч. (по национальностям — кавказские горцы (осетины, кабардинцы, ингуши, лезгины и др.), русские, кочевые кара-ногайцы, кумыки, армяне, татары, персы, поляки, немцы, евреи и проч.) из которых 405089 православных. Приходов 132, церквей 168 (соборных 6; монастырских 3; приходских 128; в том числе: одноклирных 119; двуклирных 9; при казенных заведениях 7; домовых 2; кладбищенских 17; приписных 15; часовен и молитвен 11). Служащего духовенства 364 (протоиереев 10; священников 160; диаконов 53; псаломщиков 141). Благочиннических округов 11. Монастырей 3 (мужской 1; женских 2) и в них монахов 13, монахинь 53, послушников 20, послушниц 246. Церковное просвещение: миссионерская духовная семинария 1 (воспитанников в ней 154), женское епархиальное училище 1 (воспитанниц в нем 117), духовное училище 1 (воспитанников в нем 102), двухклассных церковно-приходских школ 12 (воспитанников в них 107), школ грамоты 46 (учащихся в начальных школах 8799). Просветительные, благотворительные и хозяйственные учреждения: братств 5, попечительство о бедных духовного звания 1, больниц при монастырях 2. В епархии имелось 8 благочиннических библиотек и 93 при церквях, заключавших в себе до 10000 томов .
- май 2011 — 45 действующих храмов (42 приходских, 3 приписных), 17 строящихся храмов, 15 часовен; 3 монастыря; 1 духовное училище; 1 православная гимназия
- февраль 2012 — общее количество храмов, часовен и молитвенных помещений — 89; 36 храмов и часовен находятся в стадии строительства и восстановления. Количество священнослужителей — 89 (в т. ч. священников — 65, диаконов — 14, за штатом — 10). Духовенство по регионам: Северная Осетия — 58; Республика Дагестан — 26; Республика Ингушетия — 1; Чеченская Республика — 2
Архиереи
Викарные епархии
- Пятигорская (ныне самостоятельная)
География благочиний
Монастыри
- Аланский Богоявленский (женский)
- Аланский Успенский (мужской)
Учебные заведения
- Владикавказское духовное училище
- Владикавказское епархиальное училище (недейств.)
- Александровская миссионерская духовная семинария (недейств.)
Православные объединения и организации
- Братство Владикавказское во имя Архистратига Михаила (недейств.)
Литература
- Андрей (Мороз), игум., История Владикавказской епархии, Элиста: Джангар, 2006, 240 с.:
Использованные материалы
- Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
- Страница сайта Русское Православие:
- ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года, официальный сайт Русской Православной Церкви:
- «Епархиальный совет Владикавказской епархии обсудил текущие вопросы церковной жизни», официальный сайт Владикавказской и Аланской епархии:
См.