Содержание
- Вертеп
- Значение слова Вертеп по Ефремовой:
- Значение слова Вертеп по Ожегову:
- Вертеп в Энциклопедическом словаре:
- Значение слова Вертеп по словарю Ушакова:
- Значение слова Вертеп по словарю Даля:
- Значение слова Вертеп по словарю Брокгауза и Ефрона:
- Определение слова «Вертеп» по БСЭ:
- Рождественский вертепный театр. Куклы.
- Рождественский вертеп своими руками: куклы и сценарий на Рождество
- Рождественский вертеп своими руками
- Вертеп: сценарий для детей
- Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)
- Вертеп: как сделать кукол своими руками
- Вертеп: народная драма
- ВЕРТЕП
- Вертеп: что это за действо и почему его так ждут в украинских семьях на Рождество
- Ясли Христовы
- Евангельский рассказ
- Ясли в пещере Рождества
- Ясли в Санта-Мария-Маджоре
- См. также
- Примечания
Вертеп
Смотреть что такое «Вертеп» в других словарях:
-
ВЕРТЕП — Слово вертеп старославянизм по своему происхождению. На это указывает и фонетический облик его (е под ударением перед твердым согласным). Этимология слова считается неясной (Преображенский, 1, с. 76 77). Проф. Г. А. Ильинский находил в этом слове … История слов
-
вертеп — Гнездо, гнездилище, трущоба, притон, пристанище. Вертеп разбойников. . Ср. пещера … Словарь синонимов
-
вертеп — 1. ВЕРТЕП, а; м. = Притон. ◁ Вертепный, ая, ое. 2. ВЕРТЕП, а; м. В старину: кукольный театр в виде двухъярусного ящика с марионетками для уличных представлений на библейские и комические сюжеты. Ходить с вертепом по ярмаркам. ◁ Вертепный, ая, ое … Энциклопедический словарь
-
ВЕРТЕП — ВЕРТЕП, 1) украинский народный кукольный театр. Получил распространение в 17 19 веках. Представления вертепа по традиции устраивались на Рождество. В верхнем ярусе 2 ярусного ящика разыгрывались эпизоды из Евангелия (рождественская драма), в… … Современная энциклопедия
-
ВЕРТЕП — муж. пещера, подземный или иного устройства скрытный притон; едва подступные овраги, тул. вертепинище ср. | * Притон, скрывище каких либо дурных дел. Это вертеп разбойников, а не гостинница: тут грабят. | южн. зрелище в лицах, устроенное в малом… … Толковый словарь Даля
-
Вертеп — ВЕРТЕП, 1) украинский народный кукольный театр. Получил распространение в 17 19 веках. Представления вертепа по традиции устраивались на Рождество. В верхнем ярусе 2 ярусного ящика разыгрывались эпизоды из Евангелия (рождественская драма), в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
-
ВЕРТЕП — 1) пещера; потаенное место (устар.).2) Место, где собираются с преступными или др. неблаговидными целями, притон.3) Народный украинский кукольный театр, получивший распространение в 17 19 вв. Куклы, укрепленные на проволоке внутри 2 ярусного… … Большой Энциклопедический словарь
-
Вертеп — см. Народная драма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
-
Вертеп — 1) народный украинский кукольный театр (XVII – XIX вв.). Куклы, укрепленные на проволоке внутри 2 ярусного ящика – вертепа, приводились в движение вертепщиком. Сцены на библейские сюжеты, сатирические интермедии сопровождались музыкой, основанной … Энциклопедия культурологии
-
ВЕРТЕП — ВЕРТЕП, вертепа, муж. (церк. слав., первонач. пещера). 1. Притон, место разврата и преступлений (книжн.). 2. Ящик с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа (Этногр., театр.). 3. Самое это представление (театр … Толковый словарь Ушакова
-
ВЕРТЕП — ВЕРТЕП, а, муж. 1. Притон преступников, развратников (устар.). 2. Большой ящик с марионетками место кукольных представлений на библейские и комические сюжеты (стар.). | прил. вертепный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова
Значение слова Вертеп по Ефремовой:
Вертеп — Место разврата и преступлений. притон.
1. Большой ящик с передвижным кукольным театром, где разыгрывались сцены на церковно-библейские и комические сюжеты.
2. Представление, которое давалось в таком кукольном театре.
Значение слова Вертеп по Ожегову:
Вертеп — Большой ящик с марионетками — место кукольных представлений на библейские и комические сюжеты
Вертеп Притон преступников, развратников
Вертеп в Энциклопедическом словаре:
Вертеп — пещера. потаенное место (устар.). 2) Место, где собираются спреступными или др. неблаговидными целями, притон. 3) Народный украинскийкукольный театр, получивший распространение в 17-19 вв. Куклы, укрепленныена проволоке внутри 2-ярусного ящика — вертепа, приводились в движениевертепщиком. Сцены на библейские сюжеты, сатирические интермедиисопровождались музыкой, основанной на народных мотивах. Вертеп близокбелорусской батлейке, русскому театру Петрушки.
Значение слова Вертеп по словарю Ушакова:
Значение слова Вертеп по словарю Даля:
Вертеп
м. пещера, подземный или иного устройства скрытный притон. едва подступные овраги, тул. вертепинище ср. | *Притон, скрывище каких лиоо дурных дел. Это вертеп разбойников, а не гостинница: тут грабят. | Южн. зрелище в лицах, устроенное в малом виде, в ящике, с которым ходят о святках, представляя события и обстоятельства рождения Иисуса Христа. Малый вертеп мой лучше Синайския горы. Вертепный, к нему относящийся. Вертепник м. -ница ж. житель вертепа, пещеры. Вертепистый, богатый оврагами, провалами, пещерами. Вертепижины ж. мн. моск. водороины во множестве, овражистые извилины. сувои, сугробы, раскаты по зимней дороге. То горб, то долина: вертепижины насижены.
Значение слова Вертеп по словарю Брокгауза и Ефрона:
Вертеп (нем. Christschau, польское Szopka, от нем. Schoppen — хлев или сарай) — так называются в Малороссии, Польше, Белоруссии и некот. местах Сибири представления, имеющие целью изобразить Рождество Христово и связанные с ним события. В наш старый театр В., по-видимому, проникли из Польши, не ранее конца XVI столетия. На Западе издавна существовали духовно-театральные обряды, исполнявшиеся на Рождество (см. Мистерии). Отсюда им легко было проникнуть в католическую Польшу, а затем и в Малороссию. Польская szopka, ставшая в то время (XVI в.) обычным рекреационным занятием польских семинаристов, ходивших по городам и селам со своим миниатюрным театром, на нашем юге получила название «вертепа». Этот род духовно-театральных представлений был очень популярен на Украйне и только в последние два десятилетия начал исчезать. Серьезность содержания вертепного действия не помешала проникнуть в него народному юмору. В лице Ирода, воинов, избивающих младенцев, пастухов, пришедших поклониться Христу и др. нередко воплощались типы чисто местного характера. Польский или малорусский вертеп представляет собой небольшой деревянный ящик или домик в два яруса: в верхнем представляется серьезная часть «действия» (духовная), а в нижнем — интермедия. Рукой бойкого хожалого (называемого вертепщиком), скрытого позади, невидимо для зрителей приводятся в движение куклы и фигуры, за которых вертепщик сам говорит, сообразно роли изменяя голос. Вместе с В. носят обыкновенно «звезду». Прологом к вертепному представлению служит пение колядок и «кантычек», исполняемое носителями вертепа и звезды. В. нередко сопровождает доморощенный оркестр, в большинстве случаев состоящий из скрипки и бубна. Украинский В. исследован Н. Маркевичем в книге «Обычаи, поверья и пр. малороссиян» (Киев, 1860), где приведен полный текст одной из вертепных пьес. После вступительного хора является пономарь, приглашающий повсюду возвестить о рождении Спасителя. Действие сопровождается рядом священных кантов, прерываемых отдельными явлениями, в которых изображается: поклонение пастухов, Ирод и три царя, избиение младенцев, плач Рахили и смерть Ирода, которого дьявол тащит в ад. Умершего Ирода нечего бояться, а потому дид и баба — комическое intermezzo — пляшут под звуки песни «Ой под вишенькой, под черешенькой». За дедом с бабой является солдат, держащий к зрителям речь, в которой он умышленно коверкает великорусский говор. Солдат себя аттестует: «Я солдат простой, не богослов, не знаю грешных слов. Хотя я отечеству суть защита, да спина в мене избита. Читать и писать не вмею, а говорю, что разумею» и т. д. Солдата сменяет цыган с женой и сыном. Цыганка на цыгане вымещает злобу за их бедность. ссора переходит в драку. дело кончается миром и пляской под бойкую песнь, в которой осмеивается бродячая цыганская жизнь. Затем на сцену являются венгерец и поляк, каждый со своими особенностями. Поляк, грозный помещик, выставлен хвастуном, особенно гордящимся своими предками. Вместе с женой поляк обыкновенно танцует краковяк. Сцена заканчивается бранью на мальчика за то, что тот, подкравшись, передразнивает своего пана. гневный помещик говорит: «А пудзь до дзембла, лайдак! батогами забию». Брань пана умолкает при появлении запорожца, главного героя пьесы. Еще за сценой он поет любимую малороссийскую песнь: «Та не буде лучше, та не буде краше, як у нас, та на Украини!» Нарядный казак с умыслом выведен вымирающим типом, с грустью вспоминающий лихую старину: «Ай, панове, что это было, когда я молод был, то-то у меня была сила!». За думами следуют дурачества над ворожеей-цыганкой и над жидом, которого казак отдает черту. Казак с чертом обращается как с равным, и в этом вновь рисуется смелость его: он даже булавой понукает черта скорее убрать жида. Не забыт и гнет унии. Казак дерзко отвечает на увещания униатского попа ходить в костел и больше бить поклонов: «Отроду я в костел не ходил и поклонов не бил, зато тебя побью!». Наконец, в лице дьячка, говорящего малопонятным для простолюдина полуцерковным языком, осмеивается семинарская ученость. Крестьянин Клим отдает дьяку взамен денег за ученье сына свинью, старую и блудливую, которую никто не покупает. дьяк, уверенный, что надул мужика, с напыщенной благодарностью ее принимает. Сравнение текста духовных сцен малорусского вертепа с соответственными текстами польским и немецким делает вероятным предположение, что малорусское вертепное действо составлено учениками Киевской академии в позднейшее время и не ранее начала XVIII века. Польское влияние сказалось только на общем складе пьесы, подробности же выработаны самостоятельно. Отражение в вертепных пьесах действительной жизни — главная причина той быстроты, с которой вертепы распространились по лицу всей России. В Белоруссии вертеп появился в 1830-х годах. здесь он часто называется бетлейкой (от Betleem — Вифлеем). Видевший и описавший белорусскую бетлейку г. Кульжинский («Бетлейки в Северо-Западном крае», в «Душеполезном чтении», 1873, т. III) говорит, что бетлейка «совершенно бесцензурна и не имеет почти никакого отношения к Рождеству Христову. в ней особенно странно смешение священных изображений с шутовскими, а между тем бетлейка здесь популярна и любима простонародьем». Переселенцы или ссыльные, вероятно, занесли вертеп и в Сибирь, где марионетки носят название панов и богатырей. Очевидцы сибирских вертепов описывают их устройство сходным с малорусским вертепом. Н. Полевой в «Репертуаре» за 1840 г. (в статье «История русского театра. Мои воспоминания») описывает виденный им в Иркутске вертеп первых годов нынешнего столетия. Игра гудочников и скрипачей сопровождает представление (ср. Снегирев, «Руские простонародные праздники»). В северо-восточной России создался особый род вертепа под новым названием райка — происшедшим, вероятно, от представлений в вертепах пьес о рае и муке вечной. В Москву, надо полагать, театр марионеток также занесен с юга. но здесь характер райка под влиянием занесенных с конца XVII ст. с Запада забав, с одной стороны, и развития лубочных картин, с другой, меняется, и из театра марионеток раек превращается в народную панораму: в вертеп вставляется стекло, марионетки заменяются картинами, а присказки раешника заменяет речь вертепщика. Кроме приведенных сочинений, ср. Konopka, «Piesni lu du krakowskiego» (1840, 85— 90). Jos. Sikorski, «Jaseł.ka» (â. журнале «Pamię.tnik muzyczny i teatralny», 1862, №№ 2 —15). Kolberg, «Lud» (V, 197— 226). «Этнографический сборник» (I, 320 — 322). Щукин, «Вертеп» («Вестник Имп. русск. геогр. общ.», 1860, VIII, 25 —35). Галаган, «Малорусский вертеп» (с предисловием Житецкого, в «Киевской старине» 1882, кн. 10, с рисунком и нотами). О. П., «Отживающая или начальная форма вертепной драмы?» (ibid., 1883, № 4). «К вопросу о вертепной комедии на Украйне». (ibid., № 12). Бессонов, «Белорусские песни» (98 —99, 104— 105). Алексей Веселовский, «Старинный театр в Европе» (Москва, 1870). П. Mopoзов, «Очерки из истории русской драмы XVII — XVIII столетий» (СПб., 1888).
Определение слова «Вертеп» по БСЭ:
Вертеп (старославянский и древнерусский — пещера)
1) старинный народный кукольный театр, возникший на Украине в 17 в. и распространившийся по России в 18-19 вв. Близок русскому Петрушке и белорусской батлейке. Устроителями и исполнителями В. были воспитанники духовных училищ и семинарий. Представлял собой двухъярусный ящик или макет небольшого дома, разделённого на 2 этажа. Вертепщик по прорезям приводил в движение кукол, прикрепленных к проволоке. В верхнем ярусе разыгрывались сцены религиозно-библейского содержания (рождение Христа, поклонение волхвов, избиение младенцев). в нижнем ярусе — интермедии, включавшие сатирические рассказы, анекдоты, в которых удалые запорожцы, сметливые крепостные противостояли польским панам, священникам-униатам, русским дворянам. Представления В. пользовались успехом в народе. 2) Слово
«В.» употребляется также для обозначения трущобы, притона.
Лит.: Йосипенко М., Народний ляльковий театр «Вертеп», «Театр», К., 1937, № 1.
Рождественский вертепный театр. Куклы.
Детям очень нравится смотреть мультфильмы. Их привлекает движущаяся картинка, яркие цвета, сказочность сюжетов. Когда-то, давным-давно,когда на белом свете не было ни компьютеров,ни телевизоров, ни, даже «великого немого» — синематографа, люди развлекали себя маленьким, сделанным вручную из подручных средств, домашним театриком.
Особенно часто, в канун рождества устраивались ими для потехи и назидания вертепные представления для всех желающих. А желающих тогда находилось очень немало. и не только из числа детей, а и взрослых. Очень часто после первой,канонической части священной истории, вертепом показывались сценки из жизни, приправленные шутками, весёлыми частушками и даже потешными плясками.
Оказывается, в наши дни тоже есть немало желающих посмотреть на движущиеся кукольные фигурки, снова и снова (а бывает, и впервые) услышать историю рождения Светлого Младенца Христа.
А есть такие желающие эти фигурки и сам вертепный домик для них смастерить своими руками. Нет ничего невозможного!
Я уже показала, как мы делали вертепный ящик из фанеры. Теперь поделюсь, как я делала к нему куколок.
Необходимые материалы- проволока, самозатвердевающая полимерная глина, фольга, акриловый белый грунт, акриловые краски, синтепон, различные лоскутки тканей. Из инструментов- различные пасатижи,плоскогубцы-что имеется в хозяйстве для разрезания и сгибания проволоки, небольшой стек (я использую стек для моделирования ногтей-продаётся в любом косметическом магазине) кисти различной толщины, особенно- №0,или 1-для расписывания лица куколки, иголки,нитки.
Сначала выгибаю проволочный каркас. В нижней части куклы оставляю проволоку подлиней,так как она будет крепиться к вертепу и передвигаться по прорезям в полу. Ног у кукол не будет.В верхней части каркаса формирую шарик из фольги- голова. И уже на фольгу наношк полимерку, вылепливаю головки в соответствии с характером каждого персонажа. Обматываю синтепоном всю фигурку до-примерно- ниже пояса. Перематываю хорошо всё обычной нитью, формирую массу. И далее леплю кисти ручек.
Покрываю акриловым грунтом.
И расписываю акриловыми красками. Можно расписать и масляными,но они долго сохнут. Можно расписать гуашью. Но в таком случае в палитру необходимо добавлять понемногу клея ПВА- чтобы краска позднее не размазывалась.
Вот что у меня получилось.
Ангел. Его украшают серебряной и золотой бумагой. В руках он может иметь цветущую ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.
Три Царя, Волхвы. Куклы очень условные, все трое крепятся на одном пруте, драпируются различными тканями. Выходят либо единожды — вначале, либо дважды — вначале и в конце — на поклон Младенцу. Они держат в руках дары для младенца- золото, ладан и смирну.
Пастух. Кукла может изображать или очень молодого пастушка, или глубокого старика; пастух со своими овцами приходит на поклон к младенцу Христу. Овечки, обычно две — белая и черная, прикрепляются к пастуху.( Овечек можно сделать из шерсти, синтепона, накрутив её на проволочный каркас.)
Рахиль с младенцем. Может быть одета в некий обобщенный женский наряд, иногда с элементами национального костюма. На Украине Рахиль иногда одевали в национальный украинский костюм. Рахиль — мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца, которого из ее рук можно вынуть. Она со слезами, на коленях умоляет Ирода пощадить своего младенца, но царь неумолим и приказывает поднять малютку на копье.
Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова — она надевается на штырь, а когда ее «срубают», висит на красной нитке. Ирод должен по возможности иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут быть спрятаны под одеждой. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем — убить всех мальчиков возрастом до двух лет.
Смерть. Обычно в виде скелета, иногда одетого в хламиду. Смерть держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к кукле неподвижно, то это движение — главное в сцене — выполняется всем телом. Смерть, резко наклонившись, бьет косою Ирода так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красной нитке. Смерть появляется в действе только один раз.
Воин. Одна или две куклы. (Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но если воин один — это вполне приемлемая театральная условность.) Воины — очень красочные куклы, здесь воображению можно дать волю: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники, и прочее, и прочее. Один из воинов должен обязательно держать в руках пику, которой он убивает младенца. Воины выходят дважды в одной и той же сцене — сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.
Черт. Изображение черта часто встречается на иконах: ликом черен, с огненно-красной пастью. Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. «Уносит» условно — достаточно прижать кукол друг к другу. Сцена с Чертом может проходить на фоне декорации ада.
Воинов и чёрта в этот раз я не сделала, но вертепное действо с каждым годом можно дополнять и усложнять новыми персонажами и декорациями. Но главная декорация- это трон Ирода-должна быть неизменна.
Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество всем близким — и большим и маленьким.
Рождественский вертеп своими руками: куклы и сценарий на Рождество
Рождественский вертеп своими руками
Приближается волшебная рождественская пора. Ожидание чудесной елки, исполнения желаний, ощущение особого, неповторимого праздника… В нашей Детской — мастер рождественских чудес Александр Греф, художественный руководитель бродячего кукольного театра «Вертеп».
Подарите ребенку на Рождество то, что лучше всего на свете — театр! И не простой театр, а самый красивый, самый таинственный и самый древний — кукольный вертеп!
Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в глубине сцены люлька, склонившиеся Пресвятая Богородица и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием… Плавно, словно чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает Радостную Весть!.. Пастухи и волхвы кланяются младенцу… Огонек свечи, колеблемый замирающим дыханием зрителей; в неровной тени простенькие куклы оживают — и свершается чудо! Никто уже не скажет, что это сказка. Так было, именно так все и было!
Чудесное это действо живет в России более двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до Крещения по всему христианскому миру. Вертеп играли для себя и соседей, переходя из дома в дом, повторяя игру с песнями и колядками.
Вертепные ящики в старину делали очень большими: в два, даже три этажа, со сложными украшениями — и хранили затем как реликвии долгие годы. В них куклами управляли снизу, через специальные щели в дне ящика. Позднее появились одноэтажные вертепы, сделанные попроще, из подручных материалов — может быть, они не были предназначены для длительного хранения и каждый год изготавливались заново. В них кукловод управлял куклами сверху, с помощью прута.
1 — Святое семейство.
2 — Люки для вывода кукол на сцену.
3 — Место для светильников.
4 — Щели для ведения кукол.
5 — Кулисы.
6 — Маленькие отверстия в заднике для глаз кукловода.
7 — Полое пространство под сценой для руки, держащей куклу.
8 — Ирод на троне.
9 — Смерть и Черт.
10 — Вифлеемская звезда.
Текст вертепного действа передавался из уст в уста с добавлениями и сокращениями, и за века в нем сплавились и языки, и обычаи. Но как дороги трепет и пиетет, с которыми наши предки относились к Рождественской истории! Никому не пришло в голову вложить текст в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества — картина, икона, знак. Она освящает все действо. Мы знаем нарисованные сцены со Святым семейством, знаем выполненные в куклах — люди создавали их кто как умел, по силе своей любви. Если вы решили сделать двухэтажный вертеп, то Святое семейство должно быть помещено наверху, в одноэтажном вертепе — справа от сцены (слева для зрителей). Символика вертепного действа проста и строга: вверху (справа) — рай, внизу (слева) — ад. Никогда живущие в раю — Святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы — не переходят вниз; никогда жители ада — черт, смерть, царь Ирод, его войско — не поднимутся наверх.
Замечательно готовить вертепное действо всем вместе, всей семьей и показать в Рождество самым маленьким. Вертеп можно — и нужно! — играть каждое Рождество, и потому действо год от года можно усложнять.
Вертеп: сценарий для детей
- Изображение Святого семейства, пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна, — в общем, изображение Рождественского вертепа. На фоне вертепа разворачивается первая сцена явления Ангела, возвещающего Благую Весть. Она повторяется в конце действа при зажигании Вифлеемской звезды.
- Внутренние покои дворца Ирода. Могут быть просто нарисованы на заднике. Царский дворец обозначается троном, у которого стоит или на котором сидит царь Ирод. Царь Ирод призывает к себе воинов и приказывает идти в Вифлеем — убить всех мальчиков, «сущих первенцев». «Ходили мы в Вифлеем, — отвечают воины, — избивали младенцев, но одна лишь Рахиль не дает свое чадо убить».
Входит Рахиль с младенцем на руках и просит у царя милости. Страшный царь велит «избить» и этого, как ему кажется, последнего младенца. Ибо не может знать царь земной, что те, кого он ищет, ушли нищими под покровом ночи в Египет. Воин наклоняется и пронзает копьем младенца на руках Рахили. О, ужас! Ужас! Ужас!.. Плачет Рахиль. Выходит ангел и утешает ее: «Не плачь, Рахиль, твое чадо на небе, у Царя Небесного в руках!».
Все уходят.
Ирода охватывает жестокий страх, и он пытается оправдать свое злодеяние необходимостью. Но не тут-то было! К нему является Смерть с косою. «Пора тебе, Ирод, сойти в ад!» — восклицает она и отсекает дрожащему царю голову. Со страшным шумом выскакивает Черт и утаскивает Ирода в ад! Ужас, тишина и пустота…
Но что это? Мы слышим тихое пение. Это ангел небесный славит спасенного Христа! Вновь выходят пастухи с овечками поклониться Святому семейству. Злу воздано, радость возвращается в мир! Гаснут свечи на сцене, и тихо-тихо загорается Вифлеемская звезда. Путеводная звезда надежды и веры!..
Все вертепное действо длится от 10 до 20 минут, в зависимости от текста и музыкального сопровождения.
Адаптированный текст вертепной драмы (по записи Н. Виноградова)
Явление 1
Из правой двери выходит Ангел и идет к пещере с пением.
Ангел. Дево днесь пресущественного рождает,
И земля вертеп к непреступному приносит,
Ангелы же с пастырями славословят,
Волствии же со звездою путешествуют,
Нам бо ради родися,
Отроча млада, предвечный Бог.
Ангел поклоняется и уходит.
Явление 2
Выход трех царей.
Цари. Шедше трие цари
Ко Христу со дары,
Ирод им предвластен,
Куда идут, спросити.
Идем к Рожденному,
Идем поклониться.
Идем поклониться,
Пред Царем явиться,
Аще поклонюся,
Пред Царем смирюся,
Где Христос родися,
Там звезда явися;
Звезда грянет чудно
С востока до полудня.
Голос из-за сцены. Ангел им являет, На путь наставляет.
Явление 3
Выходит к ним Ангел.
Ангел. Идите иным путем,
К Ироду не ходите:
Ирод смущает,
Волхвов созывает,
Младенцев избивает.
Цари. Шедше трие цари
Во свои во страны,
Христа славословят,
Чая в небе быти,
На веки хвалити.
Цари и Ангел уходят.
Явление 4
Выходит царь Ирод, садится на царский трон.
Ирод. Аз есмь царь,
Кто может мя снидь?
Пошлю своя воины
В страны вифлеемския
Избить младенцев,
Сущих первенцев.
(Встает на троне с громким говором.)
Воины мои, воины,
Воины вооруженные,
Встаньте предо мной.
Явление 5
Воины входят и становятся перед царским троном.
Воины. Почто, царю, нас призываете,
Что творить повелеваете?
Ирод. Подите в страны вифлеемские,
Избейте всех младенцев,
Сущих первенцев.
Воины. Ваше царское величество,
Ходили мы в вифлеемские страны,
Избивали всех младенцев,
Сущих первенцев.
Одна госпожа Рахиль
Не дает своего чада убить,
А хочет идти
К вашей милости просить.
Ирод. Кто она такова?
Привести ее сюда!
Воины. Идем и приведем!
Воины уходят.
Явление 6
Воин приводит Рахиль к царю Ироду. Рахиль падает на колени и плачет.
Рахиль. О, царю,
Великий государю!
Помилуйте мое чадо-отрочате,
Чтобы не было чего на том свете отвечати!
Ирод. Воин, возьми его и убей,
Чтобы не было более душе и телу скорбей.
Рахиль. Царь, помилуй мое чадо!
Ирод. Воин, возьми и убей его!
Воин забирает младенца у нее из рук и убивает его пикой. Рахиль падает на землю и плачет.
Рахиль. Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Ах, увы! Ах, увы!
В горести, печали!
Вижу младенца прободенную утробу
И предаюся гробу.
Плач повторяется два раза. Рахиль все время лежит на полу у трона.
Явление 7
К Рахили является Ангел в белой одежде, с крыльями, поднимает ее.
Ангел. Не плачь, Рахиль, восстань, Рахиль.
Увидишь свое чадо
У Царя Небесного в руцех.
Маленькое чадо
В рае будет радо!
Явление 8
В дверь входит Смерть.
Смерть. Полно тебе, Ирод,
Проклятый, безумный,
На сем свете жить.
Пора тебе, Ирод,
Во ад снить!
Смерть царю Ироду на троне голову снимает косой, тело падает с трона. Черт подбегает к телу царя Ирода.
Черт. О, проклятый Ироде,
За твоя превеликия злости
Поберу тя в преисподнюю бездну…
Хватает тело царя Ирода. Ирод проваливается вместе с Чертом в люк (в преисподнюю).
Явление 9
Пастушок и Ангелы выходят с пением поклониться младенцу Христу. Зажигается Звезда.
Пастушок. Нова радость стала,
Яко в небе хвала,
Над вертепом звезда ясна, светла воссияла.
Пастушки идут с ягнятком,
Пред малым Дитятком
На колени упадали,
Христа прославляли:
«Молим, просим, Христе-Царю,
Небесный Государю,
Даруй лето счастливое
Сему Господарю».
Вертеп: как сделать кукол своими руками
Куклы, управляемые сверху с помощью прута, изготавливаются из любого удобного вам материала: ткани, дерева, бумаги и даже глины.
Размеры кукол диктуются, конечно же, размерами сцены, вертепного ящика. Но в любом случае мы рекомендуем делать их не более кисти руки и не менее длины пальца.
Тщательность проработки деталей куклы — лица, украшений одежды, рук, ног и прочего зависит от вашего желания и вкуса. Однако вертепная драма — зрелище символическое и допускает использование очень условных кукол — без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без деталей лица, достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.
Прут, на который вы будете крепить куклу, должен быть для удобства работы достаточно длинным — по крайней мере, в локоть длиною. При вождении куклы удобнее, когда прут упирается в пол сцены, иначе вам трудно будет определить высоту, на которой находится кукла; а вверху прута сделайте ручку, чтобы кукла не вертелась в пальцах. На уровне плеч куклы желательно изготовить крестовину, тогда будет легче прикрепить куклу к пруту, и она в самый неподходящий момент не начнет вращаться вокруг него.
Прут можно изготовить из проволоки или дерева, крестовину — из палочки, хорошенько обмотав ее ниткой, смазанной клеем.
- Царь Ирод. Самая большая и нарядная кукла. По традиции, у Ирода съемная голова — она надевается на штырь, а когда ее «срубают», висит на красной нитке. Ирод должен по возможности иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в пьесе не действуют и могут быть спрятаны под одеждой.
- Ангел. Его украшают серебряной и золотой бумагой. В руках он может иметь цветущую ветвь или колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней сценах, во второй сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на небо.
- Три Царя, Волхвы. Куклы очень условные, все трое крепятся на одном пруте, драпируются различными тканями. Выходят либо единожды — вначале, либо дважды — вначале и в конце — на поклон Младенцу.
- Пастух. Кукла может изображать или очень молодого пастушка, или глубокого старика; пастух со своими овцами приходит на поклон к младенцу Христу. Овечки, обычно две — белая и черная, прикрепляются к пастуху.
- Рахиль с младенцем. Может быть одета в некий обобщенный женский наряд, иногда с элементами национального костюма. На Украине Рахиль иногда одевали в национальный украинский костюм. Рахиль — мать всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на руках младенца, которого из ее рук можно вынуть. Рахиль появляется лишь во второй сцене.
- Воин. Одна или две куклы. (Царь Ирод обращается к воинам во множественном числе, но если воин один — это вполне приемлемая театральная условность.) Воины — очень красочные куклы, здесь воображению можно дать волю: они могут быть в латах, как римские легионеры, в кафтанах, как опричники, и прочее, и прочее. Один из воинов должен обязательно держать в руках пику, которой он убивает младенца. Воины выходят дважды в одной и той же сцене — сначала на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.
- Смерть. Обычно в виде скелета, иногда одетого в хламиду. Смерть держит в руках косу, которой отсекает Ироду голову. Если коса прикреплена к кукле неподвижно, то это движение — главное в сцене — выполняется всем телом. Смерть, резко наклонившись, бьет косою Ирода так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и повисает на красной нитке. Смерть появляется в действе только один раз.
- Черт. Изображение черта часто встречается на иконах: ликом черен, с огненно-красной пастью. Черт выходит на сцену по зову Смерти и уносит тело Ирода в ад. «Уносит» условно — достаточно прижать кукол друг к другу. Сцена с Чертом может проходить на фоне декорации ада.
Примечание. Здесь приводится сокращенный вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к минимальному.
Александр Греф,
художественный руководитель бродячего
кукольного театра «Вертеп», Москва
Вертеп: народная драма
Вертеп — кукольный театр, где каждый год играется рождественская история мира. Все как и в любом театре. Но «от вас самих зависит, будет это спектакль или мистерия», сказано в одной пьесе Серебряного века. Таинство то есть. В вертепе это однажды получилось — не у артистов, а у детей, которые в годы, когда Бог был под запретом, ходили и славили Христа; а потом часть рождественской истории — избиение младенцев — продолжилась в их жизни: детей выслеживали и пытали.
О вертепе и его тайне рассказывает театральный художник, теоретик театра кукол Ирина УВАРОВА.
Как во времена Рима
Впервые вертеп я увидела в 1963 году на Львовщине, в селе Городжив. Вечер сочельника мы провели в большом крестьянском доме. В селе было холодно и тихо, в эту ночь в память о вифлеемском хлеве в сени взяли корову. А рано утром у порога запел мальчик о том, что чистая Дева родила Сына: «В ясли положила, сеном притрусила Божьего Сына». В руках он держал вещественное доказательство того, что говорит чистую правду.
Доказательство имело вид маленькой конуры с передней стеклянной стенкой. Внутри тлел одутловатый огарок. Лежал бурый мох, и в него воткнута была плоская кукла, упрятанная в красную тряпицу. Тут же лежал Младенец-сверток, его полотняное личико было помечено тремя точками, крепко поставленными измусоленным химическим карандашом. Тут стояли и бумажные овцы, и тот же карандаш изобразил на них прямую, как щетина, шерсть. А в самой глубине была наклеена старая открытка с пышногрудой нимфой. Ее нагие икры, кокетливо показанные из вьющихся одежд, и пышные волосы выдавали причастность к польскому сецессиону.
Это и был вертеп. Ящик этот, седьмая вода на киселе гордым и пышным сооружениям, вертепам о двух этажах, при нарядных куклах с крупными печальными лицами, вырезанными из дерева знающими мастерами, — этот городживский ящик растерял абсолютно все, но помнил главное: Христос родился.
«Христос родился — солнце сияет!» — пели мальчики. Теперь их было трое; один со звездой на шесте, другой с колокольчиком, сделанным из консервной банки. Оба при торбах, в которые благодарные хозяева бросали хлеб, орехи, яблоки, сало и городские конфеты «Ласточка».
Три мальчика пришли в простоте душевной к другому Мальчику на день рождения, чтобы поздравить. Они уже были школьниками, а Он — Младенцем, и Ему шел Первый день. Их вертеп был воспоминанием о настоящем кукольном вертепе, замутненным обрубком исторической памяти, они — трое юных волхвов — хранителями исчезнувших воспоминаний.
Мой приятель, который привез меня сюда, сказал: «Только бы хлопцев не поймали». А их на самом деле отлавливали, как христиан во времена Рима. С любопытством разглядывал Рим свою дальнюю провинцию Иудею, откуда шла ересь. А правитель Иудеи Ирод-царь, охотясь за Младенцем и не найдя его, велел истребить всех младенцев — так сообщается в сюжете вертепной народной драмы. В селе Городжив рассказывали, как спецбригада рыскала по следу мальчиков, что ходили с вертепом. Дети убегали. Один убежал в лес и замерз до смерти. Другого пытал школьный учитель, входивший в бригаду охотников за детьми: скажи, кто сообщники, вы ведь по трое ходите, да и сунул пальчики преступника в дверную щель, так орехи кололи… Пальцы детские в чернилах школьной науки не могу забыть. Это они, ухватив огрызок химического карандаша, тщились изобразить свечку, что на младенца изо всех сил дышала, когда он родился. А еще тогда подумала: ведь это матери надо было отпустить своего ребенка — идти с вертепом ради Христа.
Вернувшись в Москву, написала про праздник в селе Городжив, про детский самодельный вертеп. Только никто печатать это не решился — ни «Театр», ни «Вопросы театра», вообще никто.
«Что вы хотите, — риторически спрашивал мой друг Аркадий Белинков. — Мне вот заказали статью в Детскую энциклопедию на букву «Б» — «Библия». Только нельзя, говорят, употреблять слова: во-первых, «Бог», во-вторых, «евреи». А вы — Рождество…»
Я и сейчас вижу перед собой этот короб, сохранивший, как мог, как сумел, традицию вертепа, и мох вместо соломы, и открыточную нимфу, простодушно заместившую Деву Марию — она и на кукольном театре образ нерукотворный.
Божия повесть
Родина рождественского вертепа — Западная Украина. Вертеп вышел из бурсы: семинаристы во время каникул на святках играли вертеп, правильно это называлось — ходили с вертепом, пели колядки; а за это им несли колбасу, хлеб, сладости. Вертеп — это, во-первых, кукольный домик, как правило двухэтажный и с мезонином. Передней стенки нет, зато есть маленькие занавески на каждом этаже. Во-вторых, вертеп — механический театр, хотя никакого особого механизма в нем нет; кукловод, скрытый за домиком, водит кукол, посаженных на штыри, снизу, по специальным прорезям в полу каждого этажа. Столь же наивная механизация имеется и при самих куклах: солдат Ирода копьем подцепляет младенца Рахили, вытаскивает из материнских объятий, роняет с копья на пол вертепа. Смерть косой сносит голову Ироду, черт утаскивает обезглавленное тело за кулисы.
У вертепа есть своя драматургия; в основе ее — сведения о Рождении Христа, взятые из текстов двух евангелистов: Луки и Матфея. Далее развитие сюжета происходит так, как обычно в апокрифах: апокриф берет какой-либо текст какого-либо пророка и осваивает его, толкуя.
Верхний этаж отведен для Божией повести: рождество Младенца, поклонение пастухов и волхвов. Набор кукол в обоих этажах вертепа стандартен. Верхний этаж: Святое семейство, ангел, пастухи, волхвы, осел, бык. Куклы Марии и Иосифа статичны. В яслях — сверток с Младенцем; ясли (ящичек) заменяют иногда колыбелью или корзинкой. Колыбель можно качать (тогда еще одно механическое движение). В целом же Святое семейство подается в статике, в чем свой смысл: Младенец — центр мироздания. Мир приходит в движение, к нему устремляясь.
Были и попытки выполнить куклу-Младенца в виде пупса. Но — странное дело — верхний этаж вертепа этих новаций органически не принимает. Они возникают и исчезают, не приживаясь.
Слева пастухи. Справа Волхвы. Появляются, приближаются к центру со своими подарками, сохраняя дистанцию. Подарки: ягненок, пастушьи торбы, должно быть с сыром и хлебом. У волхвов в руках что-нибудь соответствующее их царскому положению. И главное: и пастухи, и волхвы продвигаются по своим прорезям плавно и очень медленно, в ритме замедленной съемки. С паузами. Паузы заполнены безмолвием.
Вертепы нового поколения, возникшие уже после 1980 года, не могут обойтись без дополнительных эффектов. Так, мне известен вертеп в одном театре кукол в Украине, где в ясли вместо свертка, символизирующего Младенца поместили электрическую лампочку, на современный лад материализовав тему Света.
В нижнем этаже все происходит иначе, там уже страсти вмешиваются: разгневанный Ирод отдает свой страшный приказ — горе Рахили — Смерть пришла за Иродом — Черт утаскивает его в ад.
Трагическое и комическое
Вторая часть вертепа — мирская. Что это значит? Если первая часть играет Божию повесть — вторая часть без всякой видимой связи с верхним играет какое угодно действие, главное, чтобы было весело. Его герои — всем известный петрушка, персонажи сказок, а также придуманные на ходу куклы-образы. Главный мотив — злободневность. В народном искусстве встречается такое склеивание сюжетов: комическое сменяет трагическое. Первая часть — это трагедия! Представьте: полутемная комната, горят свечи, и вот уже Ирод замыслил свое злодейство, младенцы убиты, Рахиль плачет, и ее трагедия сопутствует радости Рождества Христа. Почему Рождество сопровождается избиением младенцев? Потому что впереди у Младенца-Христа — Голгофа, крест. А плач Рахили о детях предваряет страдания Богородицы у креста. Но как Христос воскреснет и восторжествует, так и царь Ирод получает возмездие — появляется Смерть и уносит его. История получает завершение.
И вот дальше начинается комическая часть, которая строится как любая народная драма. Нижний этаж вертепа отражает элемент смеховой народной культуры. Это свойственно народному гулянию, и здесь нет никакого обесценивания. Герои балагурят, разговаривают естественными голосами, смеются и паясничают. Только, конечно же, вертеп нельзя путать со скоморошеством. Сюжеты нижней части, как правило, не закреплены: часто это народная импровизация: у тебя есть кукла коза — играй козой. Это история, которая сама зародилась и сама продолжает развиваться — редкий случай, когда ничего не спускали сверху, не рекомендовали, не пропагандировали.
Конечно, во времена гонений, например, в Городживе вторая часть вертепа была неактуальной. Вертеп играли, потому что — Рождество. Вместо службы: в храм пойти нельзя, он закрыт, вот мы играем вертеп и так помним Рождество. И преследовали не потому, что театр, а потому, что Бога славили.
Глубинное единство обеих частей вертепа при внешней их разности можно найти в презепе (presepe, ясли) — западном варианте вертепа. В презепе все происходит на открытой площади, причем каждый художник презепе воспроизводит свой собственный город: все заняты своими делами, вот прачка несет белье, торговец — свой товар, какие-то дикие горцы спускаются в деревню, и тут же, немного в глубине, — Дева Мария родила Младенца Христа. Так подчеркивается всемирность действия, его литургичность — общность, вневременность — в смысле несвязанности Рождества какой-либо линейной хронологией, что, кстати, подчеркивает и наш тропарь: «Дева днесь (сейчас) пресущественнаго раждает». Рождество произошло для всех людей, оно касается судеб всех людей без исключения, которые когда-либо родятся или уже родились, оно меняет ход мира коренным образом. Но вместе с тем презепе отражает и то, что не все люди поняли, что случилось. И кто-то может так и остаться увлеченным собственным делом, не заметив в самом центре своего города-мира — родившегося Спасителя.
Для тех, кто хочет увидеть настоящий вертеп 14-15 января 2011 года в Москве, в помещении театра «Бродячий вертеп» будет проходить 5-й Фестиваль школьных и семейных вертепов «Старый Новый год». Адрес: Вадковский переулок, д. 3, ЦДТ «На Вадковском». Фестиваль проводится под эгидой Союза театральных деятелей России. Будет проходить и прямая интернет-трансляция фестиваля. Информацию можно получить на сайте: booth.ru. Если вы хотите принять участие в создании вертепа или у вас уже есть семейный вертеп — обращайтесь на сайт!
ВЕРТЕП
ВЕРТЕП (первоначальное значение слова – пещера, потаенное место), славянский народный кукольный рождественский театр (преимущественно украинский и русский). Наибольшее распространение получил в 17–19 вв.
Классический вертеп представляет собой переносной двухэтажный деревянный ящик высотой около 2 м и шириной около 1 м. В полу обоих этажей сделаны прорези, по которым актер водит деревянных же кукол. В верхнем ярусе разыгрывается сюжет, связанный с рождением младенца Иисуса Христа; в нижнем – сюжетная линия, связанная с Иродом и избиением младенцев и Рахилью. В том же нижнем этаже могут разыгрываться и вставные комические интермедии, не связанные с рождественским сюжетом впрямую.
История российского вертепа поистине драматична. После Октябрьской революции, когда начались гонения на церковь и религию, основной удар пришелся на ритуалы и обряды, связанные с Рождеством. Социальные потрясения 1920–1930-х привели к тому, что народный кукольный театр, – в том числе и вертеп, – в России был не просто прочно забыт, но практически утрачен. Отдельные виды народного театра сохранились только на окраинах советской империи – в некоторых деревнях Молдавии (Маланка) и Белоруссии (батлейка). Кое-где на Западной Украине сохранились, скорее, не вертепы, а некоторые вертепные традиции: в Рождество дети ходили колядовать с крошечными бумажными самодельными вертепчиками, скрываясь от бдительного присмотра властей. В России были забыты тексты вертепных представлений (с 1917 до 1980 не было опубликовано ни одного текста), практические принципы вождения кукол. Казалось, что живой народный вертеп потерян навсегда, и только в музеях Москвы, Ленинграда и Киева сохранились его следы – ящики и комплекты кукол.
В 1980 Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского решил восстановить вертеп для программы Русский народный театр. Задача была тем сложнее, что нужно было, ничего не придумывая заново, реконструировать подлинный вертеп, возвращаясь к истокам народного театра. Покровский обратился за содействием к исследователю театра кукол, режиссеру, фотографу Виктору Новацкому. Новацкий проделал огромную исследовательскую работу, изучая музейные вертепные экспонаты, пытаясь понять и «оживить» его кукольную жизнь. Им была проделана и сложнейшая текстологическая работа: по крохам собрано все, что было опубликовано в начале 20 в., добавлены фрагменты из двух неопубликованных вертепных текстов, предоставленных сотрудником кафедры фольклора МГУ Э.Померанцевой. Найдены были и описания вертепных представлений, на которые опирались в своей работе над спектаклем Дмитрий Покровский и его артисты: необходимо было восстановить и голосовые особенности вертепных актеров, оградив их от возможных современных анахронизмов.
Результат восстановления был неожиданным: вертепное действо оказалось сакральным, показав глубокое родство с мистерией, мифом. Вертеп Покровского и Новацкого положил начало возрождению живого народного театра в России, – той его ветви, которая имеет к петрушечному и балаганному театру весьма отдаленное отношение.
После падения советской власти и легализации православия кукольные и т.н. «живые» вертепы (в которых куклы замещаются актерами) стали появляться во множестве. На практике подтвердился принцип, открытый Д.Покровским и В.Новацким еще при первом восстановлении вертепа: его эмоциональное воздействие на зрителя тем сильнее, чем нейтральнее произносится текст. В исполнении важно не актерское мастерство, а внутреннее отношение к происходящему. Тогда за скромным и непритязательным действием разворачивается не только двухтысячелетняя история христианства, но и более древние обряды и ритуалы, связанные с календарным циклом. Так, например, считается, что вертеп нельзя играть вне Святок – времени от Рождества до Крещения. На Украине бытует поверье, что играть вертеп в другие дни – тревожить души предков. Однако Дмитрий Покровский, безусловный авторитет в области фольклора, утверждал, что причины этого запрета в другом. Как невозможно петь «летние» песни зимой, – голоса не будут звучать, – так и рождественское действо не получит нужной энергетики в отрыве от конкретного календарного времени.
Вертеп, – возможно, именно в силу сохранившихся отзвуков языческих традиций, – не входит в число канонических рождественских христианских действ. С 1990-х, когда православная религия переживает в России новый виток своего развития, вертеп иногда играется для детей и на утренниках, проводимых церковью. Множество вертепов участвует и в светских Рождественских фестивалях искусств.
Значения в других словарях
- вертеп — ВЕРТ’ЕП, вертепа, ·муж. (·церк.-слав., ·первонач. пещера). 1. Притон, место разврата и преступлений (·книж. ). 2. Ящик с марионетками для представления драмы на евангельский сюжет о рождении Христа (этногр., театр.). 3. Самое это представление (театр., этногр.). Толковый словарь Ушакова
- вертеп — Это слов, ныне имеющее значение «притон», происходит от старославянского вьртьпъ, обозначавшему «пещера, сад» и образованному от основы verti – «закрывать». Этимологический словарь Крылова
- вертеп — орф. вертеп, -а Орфографический словарь Лопатина
- вертеп — (притон). Заимств. из ст.-сл. яз., где вьртьпъ «пещера, сад», суф. производное (суф. ьпъ) от вьртъ (ср. сербохорв. врт «сад, огород»), производного к *verti «закрывать». Буквально — «закрытое место > место укрытия». Ср. ворота. Этимологический словарь Шанского
- вертеп — Верт’еп (пещера, труднодоступное место) (Иер.7:11 ; Мат.21:13 ; Мар.11:7 ; Лук.19:46) — притон, место сборища для недобрых дел. Это же слово в Рим.37:8 ; Пс.103:22 ; Ис.11:8 ; Ам.3:4 переведено как нора, гнездо, логовище, убежище. Библейский словарь Вихлянцева
- вертеп — -а, м. 1. устар. Пещера. Когда-то, в старину, Лев с Барсом вел предолгую войну За спорные леса, за дебри, за вертепы. И. Крылов, Лев и Барс. 2. Убежище преступников, развратников; притон. Малый академический словарь
- ВЕРТЕП — ВЕРТЕП — 1) пещера; потаенное место (устар.). 2) Место, где собираются с преступными или др. неблаговидными целями, притон. 3) Народный украинский кукольный театр, получивший распространение в 17-19 вв. Большой энциклопедический словарь
- Вертеп — (старославянский и древнерусский — пещера) 1) старинный народный кукольный театр, возникший на Украине в 17 в. и распространившийся по России в 18—19 вв. Близок русскому Петрушке и белорусской батлейке. Устроителями и исполнителями… Большая советская энциклопедия
- вертеп — ВЕРТЕП 1. ВЕРТЕП, -а; м. = Притон. ◁ Вертепный, -ая, -ое. 2. ВЕРТЕП, -а; м. В старину: кукольный театр в виде двухъярусного ящика с марионетками для уличных представлений на библейские и комические сюжеты. Ходить с вертепом по ярмаркам. ◁ Вертепный, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
- вертеп — ВЕРТЕП, а, м. 1. Притон преступников, развратников (устар.). 2. Большой ящик с марионетками место кукольных представлений на библейские и комические сюжеты (стар.). | прил. вертепный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
- вертеп — Верте́п/. Морфемно-орфографический словарь
- ВЕРТЕП — ВЕРТЕП Слово вертеп — старославянизм по своему происхождению. На это указывает и фонетический облик его (е под ударением перед твердым согласным). Этимология слова считается неясной (Преображенский, 1, с. 76—77). Проф. Г. А. Историко-этимологический словарь
- вертеп — • Сумрачный (Бальмонт). Словарь литературных эпитетов
- Вертеп — 1) народный украинский кукольный театр (XVII – XIX вв.). Куклы, укрепленные на проволоке внутри 2-ярусного ящика – вертепа, приводились в движение вертепщиком. Словарь по культурологии
- вертеп — вертеп I м. Место, где собираются преступники, развратники, наркоманы и т.п.; притон. II м. 1. Старинный кукольный театр в виде большого двухъярусного ящика с марионетками, где разыгрывались сцены на церковно-библейские и комические сюжеты. Толковый словарь Ефремовой
- вертеп — верте́п «пещера, притон; сценическое изображение рождества Христова», укр. верте́п, др.-русск. вьртьпъ «пещера, сад», ст.-слав. врътъпъ «пещера, сад» (Клоц., Супр.), болг. връто́п «водоворот», словен. vrtèp. По Брандту (РФВ 25, 215), русск. слово заимств. Этимологический словарь Макса Фасмера
- вертеп — (иноск.) — скрытый притон (собств. пещера) Ср. Вертеп разбойников. Ср. Жители пригородов не смели ездить во Псков, как в вертеп разбойников. Карамзин. Ист. Гос. Рос. 8. Ср. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме… Фразеологический словарь Михельсона
- вертеп — Пещера. Краткий церковнославянский словарь
- Вертеп — ВЕРТЕП — см. Народная драма. Литературная энциклопедия
- вертеп — Вертеп, вертепы, вертепа, вертепов, вертепу, вертепам, вертеп, вертепы, вертепом, вертепами, вертепе, вертепах Грамматический словарь Зализняка
- Вертеп — (нем. Christschau, польское Szopka, от нем. Schoppen — хлев или сарай) — так называются в Малороссии, Польше, Белоруссии и некот. местах Сибири представления, имеющие целью изобразить Рождество Христово и связанные с ним события. В наш старый театр… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- вертеп — ВЕРТЕП м. пещера, подземный или иного устройства скрытный притон; едва подступные овраги, тул. вертепинище ср. || *Притон, скрывище каких-либо дурных дел. Это вертеп разбойников, а не гостиница: тут грабят. || Южн. Толковый словарь Даля
- вертеп — Гнездо, гнездилище, трущоба, притон, пристанище Вертеп разбойников ср. !! убежище см. >> пещера, убежище Словарь синонимов Абрамова
- вертеп — сущ., кол-во синонимов: 16 бардак 57 блат-хата 8 злачное место 8 кукольный театр 2 малина 26 малинник 12 пещера 28 подземелье 3 подземный дворец 4 пристанище 23 притон 27 публичный дом 15 сполиарий 2 театр 40 хаза 20 яма 84 Словарь синонимов русского языка
Вертеп: что это за действо и почему его так ждут в украинских семьях на Рождество
Вертеп – это молитвенное прославление Бога через театральное действо и комическое отображение бытовой жизни, которого уже придерживаются несколько веков подряд. Однако вертеп берет свою основу далеко не из христианства, а с еще древнего почитания нового Солнца, Нового земледельческого года, который начинается с поворотом солнца на весну.
Читайте также: 12 блюд на Сочельник
Именно поэтому рождественский вертеп тесно вяжется с верованиями в счастливый почин и с магическими действиями, которые должны обеспечить в новом году хороший урожай.
В Украине старинный странствующий марионеточный театр возник в период барокко (вторая половина 17-18 века). Хотя первое письменное упоминание о вертепе датируется еще 1666 годом и оно содержится в материалах львовского ставропигиального братства.
Звездочет обычно первым заходит в дом и приглашает других актеров вертепа
Существуют и другие предположения относительно первого вертепа: это 1591 и 1639, также скоморошные «игры, глаголемыя куклы», которые существовали еще в Киевской Руси, а обычай «хождения с куклами» известен еще с 1573.
Тогда вертеп состоял из двух- или трехэтажного деревянного ящика, где на третьем или втором этаже показывали рождественскую драму, а на втором и первом или только первом, – механически привязанную к ней сатирически-бытовую интермедию. Эти этажи по христианской традиции трактовались как «подземелье», «небо» и «земля».
У каждого в вертепе своя роль
Когда вертеп заходит в дом – сразу становится празднично и интересно
«От дома к дому Иисуса прославлять … «
Читайте также: Чем отличается католическое Рождество от православного: интересные факты
Первая рождественская часть вертепа, которую называли «святая», имела обычно стабильную композицию, а вот вторая часть менялась в зависимости от местных условий, традиций и остроумия вертепника.
«Живой» вертеп не обходит ни один дом в праздник Рождества 7 января
В Рождество христиане обычно оставляют двери открытыми, чтобы их смог посетить вертеп
Больше всего появления вертепа ждут маленькие дети
Сами вертепные куклы, которые двигались с помощью прикрепленных к ним снизу проводов, имели свои отдельные роли. Ими двигал вертепник, который стоял позади сундука и водил куклу по проемам в полу, наблюдая за действием в специальные окошки.
Читайте также: Блюда в Сочельник рецепт постных вареников с картошкой и капустой
Кукол в вертепах могло быть до 40. вертепник говорил и пел за всех героев, меняя голос для предоставления определенной характеристики персонажей и принимал на себя ответственность за целую постановку.
В вертепе молодежь не только выполняет свои роли, но и забавляется и шутит между собой
Красавицы-колядницы
И актерам странствующего вертепа не помешает любая погода
С веками вертеп видоизменялся – к нему стали добавляться различные музыкальные сопровождения, которые добавляли зрелищности большей мистерии. Впоследствии кукольный вертеп превратился в «живой» вертеп, исполнителей иногда именовали машкаратами, – это название происходит от слова «маска», что означает маска, личина.
Это был как маскарад, который нес добрым людям весть о рождении Иисуса Христа. В уличном вертепе ходили колядовать дети и подростки, а в машкараты принимали только взрослых парней: дети должны быть одеты в обычную одежду, а взрослые, которые играли серьезные роли (смерть царя, ангелов), были в масках.
Колядницы вертепа
Ангел и колядница вертепа
Пастушок и Смерть в вертепе
Обычно участники «живого» вертепа готовят заранее религиозное представление, распределяют роли, учат стихотворные тексты, шьют костюмы. Действующими лицами в таких вертепах являются Ангел, Пастушки, Три Царя, Жид Мошко и его жена Сура, Черт, Смерть, Царь Ирод и его воины, Казак и другие. С вертепом также часто ходят колядники старшего поколения.
Читайте также: Когда колядуют, щедруют и посевают
Вертепную драму обычно делят на два действия – религиозное и светское, но, развиваясь, оно почти всегда теряет религиозный характер, что приводит к слиянию обеих частей спектакля вертепа в целостное действие.
Сюжеты рождественских вертепов были более или менее одинаковы: царь Ирод узнает от волхвов и трех царей, что родился Христос, претендент на его престол. Чтобы избавиться от соперника, он зовет воина и приказывает ему убить всех вифлеемских детей от 2 лет и младше.
Рождественский обед
Весь состав вертепа заходит в дом
Пока одни герои говорят, другие ждут своей очереди на улице
Теперь вертеп отправляется в следующий дом
Воин выполняет приказ, но одна старуха Рахиль не дает своего ребенка на избиение, потому озлобленный Ирод приказывает убить ее ребенка. За такое страшное преступление Смерть отрубает Ироду голову, а черти тащат его в ад. После смерти Ирода в постановке, с песнями и танцами, появляются цыган, лях, москаль, жид, крестьянин, дед, бабка, отец или другие.
Читайте также: 6 текстов щедривок на украинском языке
«Живые вертепы» часто делятся на три основные возрастные группы: маленькие дети в возрасте примерно от 6 до 10 лет, во второй – дети 11-15 лет, третья – молодежь.
В вертепе всегда шумно и весело
Молодежь всегда охотно отправляется в вертеп, чтобы интересно провести время со сверстниками
Сценарии вертепа записывали, запоминали крестьяне и передавали из поколения в поколение, так как они были основаны на реальных историях из быта украинцев. Настоящий фольклор, который часто видоизменялся и дополнялся в зависимости от событий.
С течением времени простота и понятность сюжета возродила вертеп в западных и центральных регионах Украины. Стало заметно больше вертепных композиций в костелах, на площадях и в крупных магазинах, начали появляться вертепные театры на детских праздниках в садах и школах. В период рождественских праздников открывается много кружков по созданию фигурок и кукол для вертепа из дерева, бумаги, в виде оригами и других материалов.
Читайте также: Блюда на Сочельник рецепт компота из сухофруктов
Коза
Царь Ирод
Пастушок
Особые также вертепы, которые из года в год выставляют в наших храмах как визуальное напоминание о радостном рождении Христа в бедной стайне, и маленькие крошечные вертепы на тетраподе, и масштабные, размером в человеческий рост композиции, которые устанавливают на церковном дворе.
Украинский вертеп на Западной Украине
Украинский вертеп
Все это несет большой вклад в нашу историю. Многие исследователи и украинские писатели изучали явление вертепа и, что интересно, его актуальность не уменьшается с годами.
«.. Христос родился!»
Мы ждем вертепное действо в своих домах во время рождественских праздников, мы ждем его на местах работы, когда приходится работать в праздник Рождества, мы ждем его на улицах городов и сел, потому что именно актеры вертепа добавляют настоящий дух Рождества, который нам всегда нужен независимо от возраста, погоды или места пребывания.
С праздником Рождества! Пусть добрые пастушки с царями принесут радостную весть в ваш дом и наполнят ваши сердца счастьем и покоем!
Ясли Христовы
Ясли Христовы — ясли (кормушка для домашних животных) в которую, согласно евангельскому рассказу, Богородица как в колыбель положила новорожденного младенца Иисуса. Известны две реликвии, отождествляемые с яслями Христовыми — в Вифлееме и в Риме.
Евангельский рассказ
О яслях упоминает в своём Евангелии апостол Лука:
(Лк.2:6-7)
Далее ангел, возвещая пастухам о рождении Спасителя, говорит «вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2:12).
Кроме канонического Евангелия о том, что новорожденного Иисуса положили в ясли повествуют апокрифические Арабское евангелие детства Спасителя и Евангелие псевдо-Матфея:
Она вошла в хлев и положила Младенца в ясли, и вол и осел (bos et asinus) поклонились Ему. Тогда исполнилось то, о чем говорил пророк Исайя: «Вол знает владельца своего, и осел — ясли господина своего».
Протоевангелие Иакова говорит о яслях уже в момент начала избиения младенцев Иродом: «Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребёнка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли».
Ясли в пещере Рождества
Под амвоном базилики Рождества в Вифлееме находится пещера Рождества Христова. В пещере устроен придел Яслей (сегодня он находится в ведении католиков). Справа от входа в этот придел находятся Ясли, где был положен Христос после рождения. Они представляют собой обложенное белым мрамором углубление в полу (ок. 1 х 1,3 м), устроенное в виде колыбели. Над Яслями горит пять неугасимых лампад, а за ними, у стены, поставлен небольшой образ изображающий поклонение вифлеемских пастухов Младенцу.
В древности, по свидетельству Иеронима Стридонского, ясли были сделаны из глины, а затем их выполнили из золота и серебра. Средневековые паломники прикладывались к яслям через три круглых отверстия, имевшихся в их мраморном обрамлении. В XIX веке Михаил Скабалланович описывает ясли Христовы как сделанные из мрамора, причём «дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа».
Ясли в Санта-Мария-Маджоре
В римской базилике Санта-Мария-Маджоре с 642 года хранятся привезённые из Палестины дощечки, почитаемые как ясли Христовы. Их называют Sacra culla, Cunambulum или Praesepe. Они сделаны из оливкового дерева и представляют собой пять дощечек, скреплённых металлическими полосами. На одной из металлических полос сохранилась сильно затёртая греческая надпись VII—IX веков с именами христианских святых. Точное время изготовления самих дощечек не установлено, есть мнение, что их возраст меньше, чем должен был быть у подобных деревянных пластин, если бы они находились в Вифлеемской пещере при рождении Христа. Возможно эта реликвия была положена в пещеру христианами Иерусалимской церкви взамен оригинальных яслей, которые паломники в первые века разобрали как святыню.
Дощечки помещены в драгоценный реликварий, который установлен в крипте под главным алтарём базилики. В крипту ведут две лестницы справа и слева от алтаря. Перед реликварием помещена скульптура коленоприклонёного папы Пия IX работы Джакометти.
По традиции 25-го числа каждого месяца к яслям допускают верующих для поклонения, а в рождественский сочельник совершают с ними крестный ход вокруг базилики.
См. также
- Христианские реликвии
Примечания
Ясли Христовы на Викискладе
- Евангелие от псевдо-Матфея
- Протоевангелие Иакова
- Архимандрит Леонид Кавелин. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М.:Индрик, 2008. С.269-276
- Лисовой Н. Н. Вифлеем // Православная энциклопедия
- Скабалланович М. Н. Вифлеем — родина Христа
- 1 2 Когда же наступит Новый год? (комментарий в свете веры) // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»
- Зенон Косидовский Сказания евангелистов