Содержание
- Спас Нерукотворный
- Происхождение иконы Спас Нерукотворный
- Спас Нерукотворный: значение
- Молитвы образу Спас Нерукотворный
- В чем помогает икона Спас Нерукотворный
- Спас Нерукотворный: иконография
- Спас Нерукотворный — первая икона Иисуса Христа
- Образ, дарованный Богом
- Спас Нерукотворный: история происхождения образа
- Судьба иконописного образа
- Чудесное обретение образа в Свято-Борисо-Глебской обители
- Иконография образа
- Икона Спаса Нерукотворного: в чем помогает, молитвы
- Тропарь, глас 2
- Кондак, глас 2
- Величание
- Молитва
- Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944)
- Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа
Спас Нерукотворный
Происхождение иконы Спас Нерукотворный
Происхождение иконы Спас Нерукотворный можно угадать по ее названию. Нерукотворный — означает, что этот образ не был написан руками иконописцы и появился в Церкви благодаря чуду. Образ Христа отпечатался на плате, которым Спаситель вытер свой лик. День почитания иконы в Православной Церкви — 29 августа.
Спас Нерукотворный: значение
Существует Предание, согласно которому человек, страдающий от проказы, попросил своего архивария Ханнана (Ананию) отнести Христу письмо. В письме он просил спасителя прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь попросил архивария принести хотя бы образ Спасителя, если Сам Он не сможет явиться.
Ханнан увидел Христа, когда Того окружала плотным кольцом толпа. Он понял, что не сможет пробиться сквозь нее и взобрался на высокий камень, чтобы написать образ Спасителя. Иисус увидел это, попросил воды умыться и вытер свой лик платом. К удивлению Ханнана на плате отобразился образ Христа. Он подошел к Ханнану и отдал ему плат с ответным письмом, где говорил, что не может пойти в Едессу, так как Ему надлежит исполнить то, для чего Он был послан, но вместо Него придет его ученик.
С помощью плата Авгарь исцелился от проказы, но ее следы оставались на его лице, пока однажды, после Пятидесятницы, в Едессу не вошел апостол Фаддей. Святой апостол исцелил Авгаря окончательно и крестил его.
Авгарь же взял плат Христа и прикрепил в нише над городскими воротами, вместо стоящего там языческого идола. К сожалению, один из потомков Авгаря стал язычником и попытался уничтожить Спас Нерукотворный, епископам пришлось спрятать икону с зажженой перед ней лампадой в городской стене.
Спас Нерукотворный стал символом силы веры, благодаря которой даже плат Иисуса был целительным для человеческого недуга, но речь шла не только о физических недугов. Господь исцелил и тело и душу Авгаря за его веру в спасительную силу Господа нашего Иисуса Христа.
Молитвы образу Спас Нерукотворный
Тропарь, глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Молитва О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.
В чем помогает икона Спас Нерукотворный
Спас Нерукотворный считается одним из первых изображений Спасителя. Перед иконой молятся:
- Об исцелении;
- Об укреплении в вере;
- Для помощи в решении жизненных трудностей.
Спас Нерукотворный: иконография
Интересно, что:
- Икона Спас Нерукотворный входит в программу обучения иконописцев и становится их первой самостоятельной работой;
- Образ Спас Нерукотворный изображает Христа с нимбом замкнутого типа в знак гармонии и наполненности мирового устройства;
- Лик Спасителя изображается практически полностью симметричным в знак совершенства всего, что создает Господь;
- Лик Спасителя на иконе Спас Нерукотворный свободен от эмоций и человеческий страстей. Он спокоен и чист, прекрасен Божественной красотой;
- На иконе изображен только лик Спасителя, это символизирует главенство души над телом.
Спас Нерукотворный — первая икона Иисуса Христа
Рубрика: Иконы, Молитва, Святыни Православия
Образ, дарованный Богом
Образ Христа “Спас Нерукотворный” по праву называется первой иконой Иисуса Христа. Уникальность ее в том, что лик Спасителя не был зафиксирован человеческой рукой (отсюда название “Нерукотворный”). Это отпечаток лица Иисуса Христа на полотне – убрусе. Впоследствии образ стал иконографическим, его стали изображать на иконах. Все современные иконы с формальной точки зрения дело рук иконописцев и художников, и только первообраз является Нерукотворным.
Спас Нерукотворный (новгородская икона XII века, Третьяковская галерея)
Спас Нерукотворный: история происхождения образа
По Преданию Церкви, история происхождения иконы относится ко времени земной жизни Спасителя. Древним городом Эдессой (современный город Шанлыурфа на юго-востоке Турции) правил Авгарь Ухама. Он был неизлечимо болен проказой. Правитель узнал об Иисусе Христе, который совершал многие чудеса, в том числе исцелял безнадежно больных. Авгарь послал в Палестину своего слугу Ананию. Слуге было приказано, если Спаситель не сможет прийти сам, изобразить его на холсте.
Живописец из-за большого скопления народа, всегда окружавшего Иисуса Христа, не смог написать Его Лик. Господь не мог посетить Авгаря, но пообещал прислать к нему кого-то из Своих учеников. Узнав о желании Анания изобразить Его, Христос повелел принести воды и полотенце. Он умылся, отёр Свое Лицо и на полотне чудесным образом остался отпечаток Его лика. Так был явлен миру нерукотворный образ Спасителя. Это изображение было принесено в Эдессу правителю, после чего Авгарь исцелился от проказы.
Судьба иконописного образа
Впоследствии Эдессу посетили апостолы Фома и Фаддей, обратившие местных жителей в христианство. Нерукотворный образ Иисуса Христа был размещен над городскими воротами. Каждый проходящий через них должен был воздать хвалу Иисусу Христу. Через некоторое время христиане подверглись гонениям со стороны властей. Чтобы спасти икону, ее пришлось замуровать в крепостную стену. Там она в целости сохранилась до 545 года.
Эдесса была осаждена персидским царем. Епископу Евлавию во сне явилась Богородица и указала место в стене, где хранился образ. Нерукотворный Спас был найден, но при этом обнаружено еще одно изображение Иисуса Христа на кирпичной кладке. После того, как с иконой был совершен крестный ход, персы отступили и город был освобожден.
После завоевания Эдессы османами в 944 году Нерукотворный Спас перенесли в Константинополь в храм Премудрости Божьей. В честь перенесения в Константинополь образа Спасителя Церковью был установлен праздник, который отмечается 16 (29) августа. К сожалению, образ был утерян и его дальнейшая участь неизвестна. По одному из предположений, Нерукотворный Спас был похищен в 1204 году крестоносцами, которые направились в Венецию. Но корабль затонул в Мраморном море вместе с убрусом.
Чудесное обретение образа в Свято-Борисо-Глебской обители
Чудо явления Нерукотворного Спаса в Свято-Борисо-Глебской женской обители произошло в 1997 году. Изначально старинная икона Спаса принадлежала обычной женщине. После Великой Отечественной Войны образ сильно потемнел, а в конце века был передан в обитель. Преображение образа “Нерукотворный Спас” произошло 20 июля во время Божественной Литургии, когда вспышка света осветила икону. Обновленная иконы в течение пяти дней благоухала. Была создана епархиальная комиссия, которая подтвердила факт чудесного обновления иконы Нерукотворного Спаса.
Иконография образа
Существуют несколько типов написания иконы “Нерукотворный Спас”. Важной особенностью иконы является то, что на ней изображен только лик Иисуса Христа на полотне. В некоторых случаях — на коричневом или золотом фоне. Второй вариант написания иногда называют “Спас на чрепии”, то есть на черепице. Название дано в память о событии, когда изображение Спасителя проявилось на стене в Эфессе.
Именно такой тип иконы в настоящее время находится в Третьяковской галерее, его создание относят к XII веку. Этот особый образ был написан мастером из Новгорода и отличается величественностью изображения. На иконе Спаситель изображен с открытыми глазами, лик не выражает эмоций, спокоен.
Икона Спаса Нерукотворного: в чем помогает, молитвы
Перед Нерукотворным образом Спасителя молятся об исцелении от болезней душевных и телесных, о даровании крепкой, искренней веры, в сложные жизненные моменты. Как Авгарь по вере в Спасителя исцелился от неизлечимой болезни, так и многие люди, с верой молясь перед иконой Нерукотворного Спаса, получают просимое.
Один из чудотворных образов Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга. Икона была написана знаменитым иконописцем Симоном Ушаковым в 1676 году для царской семьи. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на железной дороге 17 октября 1888 года он вышел невредимым из разрушенного вагона вместе со всей семьей. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.
Тропарь, глас 2
Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неопиисанное Слово Отчее,/ и Образ неписанный, и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего Воплощения,// почитаем, того лобызающе.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе,/ и почитаем пречистаго лика Твоего// преславное воображение.
Молитва
О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков. Аминь.
Метки: икона Спас, нерукотворный образ Иисуса Христа, Спас Нерукотворный, Спас Нерукотворный икона
Огненный столп над св. Убрусом в чрепиях (клеймо иконы Cпас Нерукотворный с клеймами)
«…и явился образ Иисусов на плащанице, так что ужаснулись и в страхе все были. … И, опасаясь, спрятали образ Господень между двух глиняных плит. И явился столп огненный с небес и встал над тем местом, где был спрятан образ Господень. Когда же стража увидела такое чудо, завопила громким голосом. И когда услышали все люди в городе, всполошились, и было смятение великое в городе. … Когда же пришли горожане на место, где стоял огненный столп, ужаснулись и пали ниц, и, взглянув, увидели, что отпечатался тот образ Господень на одном из камней.» (Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века)
О происхождении реликвии, послужившей источником иконографии, в православной традиции:
Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Св. Мандилион (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας — «убрус, плащ») стал первой в истории иконой.
Царь Авгарь получает Нерукотворный образ Спасителя (фрагмент иконы)
Константинопольский мастер, фреска, после 944 г., монастырь св. Екатерины на Синае
Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.
Когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
Открытие Нерукотворного Образа, находящегося в тайнике городских ворот Эдессы.
Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. 29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором Константином VII Багрянородным и торжественно перенесён в Константинополь, этот день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник.
Обретение замурованного Нерукотворного Образа и водружение его на колонне у ворот Эдессы
Поклонение Нерукотворному Образу в Фаросской церкви Константинополя
Кирилл Уланов, 1694 г., Мастерская Оружейной палаты
Реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение). След Спаса Нерукотворного на чрепии в дальнейшем был также потерян, но память о нем сохранилась в иконографии росписей храмов.
Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа в православной иконописной традиции Мандилио́н (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας — «убрус, плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион, представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице, скрывавших нишу с иконой Нерукотворного Спаса, на которых согласно преданию проступил образ Христа). В храмах Византии и на Руси Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.
На Руси эти образы назывались: «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие». Изредка на этом типе икон фоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (по сравнению с убрусом) цветом.
Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшие из сохранившихся икон данного иконографического типа — фрески в барабане купола собора Спаса Преображения Мирожского монастыря во Пскове. Интерьер собора расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции.
Собор Спаса Преображения. Выстроен из плинфы и камня до 1156 г.
Св. Мандилион. Фреска собора Спаса Преображения Мирожского монастыря. Псков, ок. 1140 г.
Св. Керамидий. фреска собора Спаса Преображения Мирожского монастыря. Псков ок., 1140 г.
Русский исследователь Н.П. Кондаков писал: «С XII-го столетия в византийских и древнерусских церквах вошло в обычай изображать в основании купольного барабана Нерукотворный Убрус и св. Керамиду или только первый. Древнейшее изображение обоих находится в Новгородской церкви Спаса на Нередице, построенной в 1196 году. Здесь эти изображения помещены на поясе купольного барабана, промеж Евангелистов, на западной и восточной стороне. Один из этих образов есть, несомненно, известный образ царя Авгаря… Другой образ – св. Керамидий…» . При этом Кондаков уточнял, что волосы «св. Керамидия» решены в «красноватых тонах», что напоминает цвет обожженной глины.
Церковь Преображения Господня на Нередице (Спас на Нередице).
Св. Мандилион, Св. Керамидий. Фрески церкви Спаса на Нередице. Новгород, ок. 1199 г.
Иконография Спаса Нерукотворного на убрусе и на чрепии была воспроизведена Дионисием в росписях Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1491). Св. Керамидион написан чистой охрой, которая является той же глиной.
Рождественский собор Ферапонтова монастыря. Реконструкция К. К. Романова. Северный фасад. Вологодская обл.
Ансамбль Ферапонтова монастыря. В центре — собор Рождества Богородицы.
Св. Мандилион. Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Дионисий и сыновья, 1502 г.
Св. Керамидий. Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Дионисий и сыновья, 1502 г.
Западный вариант легенды:
Западный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме.
Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.
Ганс Мемлинг. Святая Вероника.
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944)
Кондак 1
Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия, тем с надеждою вопием Ти:
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне noгибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Икос 1
«Иисусе, Спасителю мой, – молил смиренно Авгарь князь Едесский, – прииди ко мне и исцели неисцельныя болезни моя, в нихже от многих лет стражду». Ему же подражая, и аз, пораженный гpexoвною проказою, мольбою вопию сице:
Господи мой, Господи, помилуй мя по велицей милости Tвoeй, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Господи Спасителю мой, росою милости Твоей омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.
Господи, отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
Господи, сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей.
Господи, не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 2
Видя любовь и веру Авгаря Едесскаго, Господи, Ты писал еси ему «Блажен еси Авгарь, не видевый Мя и веровый в Мя. Аз пошлю ученика Моего и той исцелит тя и жизнь вечную подаст ти и сущим с тобою». Посли же, Господи, милость Твою и мне вопиющему: Аллилуиа.
Икос 2
Разум не постигает тайны, как Господь приложением к Божественному лику Своему убруса, изобрази на нем подобие Свое, посылаше оное к Авгарю, желание того исполняя. Сей же радости великой исполнься, поклонися образу Христову. Емуже и мы с благоговением днесь поклоняемся, с мольбою и верою зовуще:
Господи мой, Господи, устне моя отверзиши, и уста моя возвестят хвалу Твою,
Господи мой, Господи, возврати ми радость спасения и Духом Владычным утверди мя.
Господи, Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, по милости Твоей пощади мя.
Господи мой, Господи, Спасителю мой, призри на скорбь души моея и поспеши на помощь мне.
Господи мой, Господи, услыши мя и от всех скорбей избави мя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди, ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 3
Силою любве и радости преисполненный поклонися Авгарь Нерукотворенному образу Спасителя мира и, получив своих болезней исцеление, с верою воззва «Христе Боже, всяк уповающий на Тя не постыдится». Сим поучая и нас всегда уповати на милости Господни и пети Ему: Аллилуиа!
Икос 3
Имея любовь к падшему роду человеческому, Ты, Христе Боже, чрез единаго от учеников Твоих воззвал eси Авгаря от мрака гpеxoвного и просветил душу его светом истины Твоея. Воззови и меня от глубины греховныя, да и аз с плачем возопию Тебе сице:
Господи мой, Господи, даруй ми слезы умиления, да ими Тя умолю – очисти прежде конца вся моя npeгрешения.
Господи, просвети мою душу светом Твоего Божественнаго познания, и введи мя по милости Твоей в Царство Твое.
Господи мой, Господи, просвещение мое и Спаситель мой, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою.
Господи мой, Господи, Боже мой, вразуми сердце мое, и отжени от него искушение лукаваго, и настави мя на путь спасения.
Господи мoй, Господи, не отрини убо моления моего и услыши мя, Твоею Благостию утверди сердце мое страхом Твоим.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 4
Буря страстей и треволнений житейских потопляет мя, и сердце, объятое ужасом смерти, вопиет Ти: Господи, несть помогающаго ми на земли, спаси мя, якоже древле Авгаря, и даруй купно с ним пети Ти: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша, яко иудее ненавидят Тя, и хощут нечто злое содеяти Тебе, Господи, пишет Авгарь: «Аз молю: прииди ко мне и обитай со мною». Того любви подражая, и аз, восстав из глубины падения моего, дерзновенно молю Тя, Христе Боже, сице:
Господи Боже мой, вниди в дом души моея и пребуди неотлучен со мною грешным.
Господи, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки.
Господи мой, Господи, к Тебе прилепилась еси душа моя, прииди и радости исполни сердце мое.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 5
Благословен грядый во имя Господне – воспеваху древле дети еврейскии, встречая Господа в Иерусалиме. Мы же днесь, раскрывая двери сердец наших грядущему к нам Спасу, со умилением зовем: Аллилуиа.
Икос 5
Дивныя глаголы Ты рекл еси, Господи, всем погибающим: «Да не смущается сepдце ваше, и да не устрашается, веруяй в Бога, и в Мене веруйте и наследите Царство, уготованное вам от создания мира». Аз же, помышляя свое беззаконие, молю Тя, Блаже, утверди сердце мое и просвети ум мой, Тебе вопиющий:
Господи мой, Господи, призри на мя и просвети очи мои, да не усну в смерть.
Господи мой, Господи, путеводя Израиля от земли фараоновой, настави мя на путь Твой, да пойду во истине Твоей.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, верую в Тя, помози моему неверию.
Господи мой, Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, и не удаляйся от мене за беззакония моя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 6
Воззрети очима на образ Твой, Господи, не смею окаянный аз от лукавых моих деянии, но яко мытарь, стеня, взываю Ти: Боже, очисти мя грешнаго от фарисейскаго лицемерия и научи чистым сердцем пети милосердию Твоему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия в скорби моей утешительное слово Твое, Спасителю мой, еже рекл еси: «Не оставлю вас сиры, прииду к вам». Того ради аз, избегши темноту отчаяния, с надеждою на Твое человеколюбие прибегох к Тебе сице моляся:
Господи мой, Господи, Прибежище мое в беде и в скорби, не остави мя едина.
Господи мой, Господи, безгрешный, с беззаконными вмененный, изми мя от рук ненавидящих мя.
Господи мой, Господи, от поругания видимых и невидимых врагов сохрани мя.
Господи мой, Господи, прости мя и приими мя, якоже блуднаго древле во объятия Твоя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 7
Дивныя показал еси дела Твоя, Господи, в пречистем образе Твоем и чудности даровал утешение всем земнородным, научив их в скорбных обстояниях жизни прибегати к Твоему милосердию и пети Тебе с любовию: Аллилуиа.
Икос 7
Храм носяй телесный весь осквернен, множество содеянных мною лютых, трепещу страшнаго Суднаго дне и молю: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, и яко Давид вопию Ти:
Господи мой, Господи, услыши моление мое, внемли молитве моей и помилуй мя.
Господи Боже мой, Твой есмь аз, вразуми мя и жива будет душа моя.
Господи Боже мой, пастырю мой, заблудих, яко овча погибшая, взыщи раба Твоего и спаси мя.
Господи мой, Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 8
Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и трепещу, яко имый множество согрешений, но Ты, Милостивый Боже, прежде конца обрати мя, поющего Ти: Аллилуиа.
Икос 8
Весь был еси любовь к падшим человеком, о, Иисусе, и даровал еси им образ Твой Святый, ясно глаголющий всем в скорби и печали сущим: «Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Сего ради погибающий, со дерзновением молю Тя, Христе, сице глаголя:
Господи мой, Господи, хранителю мой, сохрани мя от врагов, нападающих на мя.
Господи мой, Господи, в вышних живый и на смиренныя призираяй, призри на мя грешнаго и буди отрадой моей.
Господи мой, Господи, спаси мя, утопающаго в пучине житейских искушений.
Господи мой, Господи, да не смущается сердце мое и да не устрашается во исповедании имени Твоего.
Господи мой, Господи, приими мя, яко мытаря, яко Хананею помилуй, помилуй мя по милости Твоей.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему, и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 9
Вси языцы, приидите, с любовию и трепетом поклонимся пречистому образу Спасителя мира, избавльшему нас от работы вражия и благодарственно вопием Ему, Победителю смерти и ада: Аллилуиа.
Икос 9
Весь пораженный проказою греховною, недоумеваю, како есть достойно величати Тя, о, Владыко многомилостивый, но верою сердечною исповедую Тя, истиннаго Сына Божия, смиренно стою пред образом Твоим Святым, сице моляся:
Господи Иисусе, Радосте моя, даждь ми, да возрадуюся о милости Твоей.
Господи, Спасителю мой Преблагий, спаси раба Твоего от неверия и беззакония.
Господи мой, Господи, Милость неизреченная, благодатию Твоею потреби гнев в сердце моем.
Господи мой, Господи, чистота неописанная, чистоту сердца и ума даждь ми.
Господи мой, Господи, одеяйся светом яко ризою, освяти мя, печалями житейскими омраченнаго.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 10
Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, душу мою студными деяниями люте разслабленную воздвигни Божественным Твоим милосердием, якоже древле разслабленнаго при овчей купели, и на спасения стези настави ю, да поем Ти: Аллилуиа.
Икос 10
Царю Предвечный, Утешителю, Христе Истинный, очисти мя от всякия скверны, якоже очистил eси десять прокаженных и исцели мя, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, да воспою Ти, сице глаголя:
Господи мой, Господи, недуги наша приемый и болезни понесый, исцели болезни сердца моего.
Господи мой, Господи Иисусе, Помощниче мой, помози ми, яко изнемогает душа моя от скорби сея.
Господи мой, Господи, очи давый слепому во еже видети, даждь ми око, да узрю кротость и терпение Твое.
Господи долготерпеливый, избави душу мою от нечестиваго и спаси мя ради милости Твоея.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 11
Пение всеумиленное Тебе приносяща, и сокрушенным сердцем молящася, не презри мя, о, Преблагий Владыко! Отврати убо лице Твое от грех моих! Но не отврати лица Твоего от раба поющаго Тебе: Аллилуиа.
Икос 11
Христе Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека грядущаго в мир, призри на мя, грешнаго и непотребнаго раба Твоего и исправи жизнь мою по заповедям Твоим, и душу мою освяти, да принесу Ти молитву сице:
Господи Иисусе Христе, Ты Свет мира, светом Твоим осияй мя.
Господи мой, Господи, Ты источник жизни, даруй душе моей жизнь нетленную и утверди ю в заповедех Твоих.
Господи Иисусе Христе, Ты Солнце правды, правдою Твоею согрей душу мою и озари ум мой.
Господи мой, Господи, Ты наставник мой, научи мя творити волю Твою и любити Тя всем сердцем.
Господи мой, Господи, Ты отверзл eси очи слепому, отверзи и мне двери покаяния и, яко щедр, очисти вся грехи моя.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 12
Благодатию Твоею всесильною, утверди сердце мое в вере, надежде и любви, даруй ми покаянием и неослабленным исполнением заповедей Твоих достигнуть Царствия Небеснаго, идеже с лики апостольскими воспою Ти: Аллилуиа.
Икос 12
Ты, Пастырю добрый, рекл еси всем, в скорби и печали сущим: «Друзи Мои, Аз иду ко Отцу Моему и Отцу вашему уготовити место вам, но паки прииду и возьму вас к Себе, аще заповеди Моя соблюдаете». Сему благоговейно внимая, дерзну и аз, погруженный в лютую скорбь, приступити к Тебе, сице моляся:
Господи мой, Господи, милосердый Спасителю мой, спаси мя погибающаго.
Господи мой, Господи, отжени от мене тучи неверия, зла и вражды и Духом Твоим Благим настави мя на путь правды.
Господи мой, Господи, утешение души моея, утеши мя в печали сущаго.
Господи Боже мой, имене ради Твоего, оживи мя и правдою Твоею изведи из печали душу мою.
Господи, Царю Пресильный, помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем.
Господи Боже, Спасителю мой, прииди ко мне погибающему и исцели болезни моя неисцельныя.
Кондак 13
О, Премилосердый и Преблагий Господи Боже, Спасителю мой, пришедый в мир для спасения падшаго человека, не возгнушайся мене паче всех человек прегрешившаго и не отврати от мене лица Твоего, но призри на лютую скорбь и печаль души моея, исцели и утверди в свете истины и любве, да поем Ти: Аллилуиа!
О, Спасе мой Премилосердый, пришедый в мир для спасения падшаго человека, взыщи мя погибающаго и благодатию Твоею душу мою освяти, тело очисти и жизнь исправи по эаповедем Твоим, да воспою Ти чистым сердцем: Аллилуиа.
О, Спасе Moй Премилостивый, призри на раба Твоего, утопающаго в мори житейских искушений и бед, и, яко же древле Петра утопающа, спаси благодатию Твоею, освяти душу и утверди на стези заповедей Твоих, да чистым сердцем и усты вопию Ти с любовию: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды. Затем читается 1-й икос и 1-й кондак)
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа
Память 16/29 августа
Во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа царь Едессы Авгарь1 жестоко страдал от проказы и воспаления суставов. Он услышал о бесчисленных исцелениях, которые совершал Иисус. Поскольку сам он не мог ни передвигаться, ни даже показываться перед подданными, он послал в Иерусалим писца Ананию с письмом к Иисусу. В послании повелитель просил Спасителя прийти к нему и исцелить его: он предложил Христу поселиться в Едессе, чтобы избежать козней иудеев. Кроме того он поручил Анании, который был искусным живописцем, написать портрет Того, о Котором говорили, что Он – Сын Божий.
В Иерусалиме Анания вручил письмо Господу. Христос был окружен большой толпой, поэтому Анания, чтобы лучше видеть Его, поднялся на камень и попытался сделать набросок. Но оказалось, что он не может запечатлеть черты Спасителя, потому что Его лицо, казалось, беспрерывно менялось под действием невыразимой благодати, которая от Него исходила. Христос, проникавший в сердца и мысли людей, догадался о намерении Анании и, желая показать, что невозможно отделить Его человеческую сущность от Божественной, исполнил благочестивое желание посланца, явив великое чудо.
Иисус попросил принести небольшой сосуд, омыл в нем Свое лицо и отер его полотном, сложенным вчетверо. Тотчас Его черты оказались неизгладимо отпечатанными на этом Мандилии – нерукотворно, то есть без помощи человеческих рук. Он вернул полотно Анании с письмом, предназначенным Авгарю. В нем Иисус объяснил, что Ему необходимо исполнить в Иерусалиме предвечный Божественный замысел о спасении людей. Но Он пообещал, что после завершения Своего служения, когда Он вознесется на небо, Он отправит к Авгарю одного из Своих учеников, чтобы тот позаботился о спасении души и тела царя2.
Повелитель принял Ананию с великой радостью и простерся перед изображением святого лика с верой и любовью, после чего обнаружил себя почти полностью исцеленным от проказы за исключением одной язвы на лбу.
После Вознесения Господа нашего и Пятидесятницы святой апостол Фаддей был послан в Едессу. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. Впоследствии он выказывал столь большое почитание Нерукотворного образа, что приказал поместить его в нишу над главными воротами города, где прежде находился идол. На воротах сделали надпись: «Христос Бог, всякий, кто надеется на Тебя, никогда не узнает несчастья». И каждый, кто входил в город, должен был ему поклониться. Так было во время правления Авгаря и его сына.
Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.
Прошло много лет. Хотя царство вновь стало христианским, о существовании иконы забыли.
В 544 году персидский царь Хосров осадил город, ввергнув всех его обитателей в великий страх. Тогда епископу Евлалию в видении было открыто местонахождение Образа Спасителя, заступничеством Которого жители Едессы могут победить. Епископ повелел раскрыть нишу. Каково же было его удивление, когда он не только обнаружил образ невредимым, но и увидел, что после стольких лет лампада все еще горит! Более того, на черепице, которая закрывала нишу, Евлалий увидел точную копию образа3, отпечатавшегося на ней. Спешно собравшиеся жители образовали длинную процессию: в великом трепете они несли две святыни, которые привели в страх ряды осаждавших. А когда епископ окропил врагов маслом от лампады, это масло превратилось в жаркое пламя, обратившее неприятеля в бегство.
Несколько лет спустя Едесса перешла в руки персов, а затем в 628 году была отвоевана императором Ираклием, но вскоре покорена арабами. Когда христианская армия вновь достигла города, император Роман Лекапин поспешил перенести в Константинополь (19 августа 944 г.) святой Мандилий и письмо Авгарю. Святой Образ, протообраз всех христианских икон4, был встречен огромной толпой и положен вначале во Влахернской церкви, а на следующий день – в Святой Софии. Отсюда его перенесли в храм Богородицы Фаросской, находившийся во дворце, дабы Нерукотворный Образ защищал столицу и весь народ5.
________________
1 Авгарь V Уккама (13–50 Р.Х.), царь Осроены, страны, расположенной между Тигром и Евфратом, столицей которой была Едесса.
2 Едесское царство действительно было первым государством, которое в результате обращения царя Авгаря VIII (177–212) официально стало христианским.
3 Эта вторая нерукотворная икона была впоследствии перенесена в сирийский город Иераполь, а император Никифор Фока, по преданию, перенес ее в Константинополь около 965 года. Другие нерукотворные образы упоминаются в «Синаксаре» св. Никодима под 9 и 11 августа. Согласно другому преданию, Керамион (Керамида), или Спас на чрепии, то есть отпечаток с Мандилия на черепице, чудесным образом возник тогда, когда Анания, боясь по пути язычников, спрятал последний в груде черепицы.
4 В православном храме изображение святого Мандилиона обычно находится или над триумфальной аркой (над алтарем), или над царскими вратами (между храмом и притвором).
5 Следы святого Мандилия теряются после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. Согласно некоторым источникам, он был среди реликвий, приобретенных Людовиком IX в 1247 г. Они были положены в Сен-Шапель в Париже и уничтожены во время революции. С другой стороны, считают возможным отождествлять его с Туринской плащаницей, на негативном отпечатке которой видно изображение, обладающее поразительным сходством с этим иконографическим типом святого лика. Но это привлекательное предположение является спорным.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
Икона «Спас Нерукотворный» считается одним из самых первых христианских изображений, на котором был увековечен лик Иисуса Христа. Значение этого образа очень важно для православных верующих, его нередко приравнивают по значению к кресту и распятию.
История святого Лика
Эта икона имеет два варианта создания — на платке (Мандилиона) и на плите (Керамион).
Наиболее популярное в средние века повествование о появлении этого святого Образа называется в научной литературе epistula Avgari .
Больной проказой эдесский царь Авгарь послал письмо Иисусу с просьбой приехать и исцелить его. Иисус ответил письмом, которое позже получило широкую известность в качестве самостоятельной реликвии, но не исцелило Авгаря. Тогда Авгарь прислал слугу-художника, чтобы тот нарисовал образ Иисуса и привез с собой. Приехавший слуга застал Иисуса в Иерусалиме и попытался его зарисовать.
Видя неуспешность его попыток, Иисус попросил принести воды. Он умылся и утерся платом, на котором чудесно запечатлелся Его лик. Слуга увез с собой плат и, согласно некоторым версиям рассказа, с ним вместе отправился апостол Фаддей.
Проходя мимо города Иераполя, слуга спрятал на ночь плат в груде черепицы. Ночью произошло чудо, и изображение плата отпечаталось на одной из черепиц. Слуга оставил эту черепицу в Иераполе. Таким образом, появился второй Керамион – иерапольский, который также, в конце концов, оказался в Константинополе, но имел меньшее значение, чем эдесский.
Авгарь, который исцелился и уверовал во Иисуса Христа, по преданию был крещен апостолом Фаддеем. Он прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.
Один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.
Со временем место это было забыто.
Образ был снова обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем Хозроем I в 544 или 545 году.
Положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.
Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение.
После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.
В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В VIII веке христиане праздновали Нерукотворный Образ во многих местах.
Начиная с 843 года праздник Нерукотворного Образа совпадал в Едессе с Торжеством Православия.
Перенесение в Константинополь
Традиция гласит, что известная нам икона является рукотворной копией чудесно обретенного оригинала. Таким образом, сразу возникли две версии изображения: Мандилион (на плате) и Керамион (на плитке).
В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. 16 августа он был торжественно перенесен в Константинополь и помещен в Фаросском храме Богоматери.
В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.
Согласно свидетельствам паломников, обе реликвии хранились в сосудах-ковчегах, подвешенных на цепях в одном из нефов Храма Богоматери Фаросской, домовой церкви Императора. Эта знаменитая церковь была также местом хранения других сопоставимых по значению реликвий.
Сосуды никогда не открывались и обе реликвии никогда не демонстрировались, но списки начали возникать и распространяться по христианскому миру, постепенно приняв форму известного нам иконописного канона.
Спас Нерукотворный на черепии
После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году, Мандилион предположительно попал в Париж, хранился там до 1793 года и исчез во время французской революции.
Историю Св. Мандилиона часто путают с историей плата Вероники – отдельной реликвии, хранящейся в Соборе Св. Петра в Риме и принадлежащей западной традиции. По преданию, в день распятия Св. Вероника дала полотенце Иисусу, изнемогающему под тяжестью своего креста, и он вытер им свой лик, отпечатавшийся на полотенце.
Эль Греко, картина «Св Вероника с платом»
Некоторые считают, что это и есть история возникновения иконы Спаса Нерукотворного, т.е. Мандилиона, но это совершенно независимая реликвия, независимое повествование и независимое изображение, имеющее другие типические черты.
На большинстве иконописных версий плата Вероники глаза Иисуса закрыты и черты лица другие, чем на Мандилионе. Его главу венчает терновый венец, что согласуется с ситуацией рассказа.
На Мандилионе глаза открыты, тернового венца нет, волосы и борода Иисуса мокрые, что согласуется с рассказом о слуге Авгаря, в котором Иисус вытирается полотенцем после умывания.
Культ плата Вероники возник относительно поздно, около 12 века. Некоторые известные иконы, связанные с этим культом, являются в действительности версиями Св. Мандилиона и имеют византийское или славянское происхождение.
«АЗ ЕСМЬ ДВЕРЬ»
Икону Спаса Нерукотворного часто размещают над входом в сакральное помещение или пространство. Вспомним, что он был обретен в нише над воротами города Эдессы. В России его также часто помещали над воротами городов или монастырей, а также в храмах над входными дверями или над царскими вратами алтарей. При этом подчеркивается сакральность охраняемого иконой пространства, которое тем самым уподобляется Богохранимому граду Эдессе
Так как иконы вообще, как правило, пишутся на тканевой основе (паволока) натянутой на доску, Св. Мандилион является прото-иконой, прототипом всех икон. Из сохранившихся изображений наиболее близкими оригиналу считаются несколько сохранившихся в Италии икон византийского происхождения, датировка которых дискутируется. На этих иконах Св. Лик имеет натуральные размеры, черты лица восточные (сиро-палестинские)
Св. Мандилион занимает особое место, как среди икон, так и среди реликвий. Многие реликвии являются обычными предметами, уникальными в силу своей близости к Божественному (например, пояс Богоматери).
Мандилион же являлся материей, непосредственно измененной целенаправленным Божественным воздействием и может рассматриваться как прообраз преображенной материальности будущего века.
Реальность преображения ткани Мандилиона подтверждает реальную возможность обожения человека уже в этом мире и предвещает его преображение в будущем, причем, не в виде бестелесной души, а в качестве обновленной материальности, в которой Образ Божий будет таким же образом «просвечивать» через человеческую природу, как Святой Лик просвечивает через ткань Мандилиона.
Если язычники поклонялись «Богам сделанным людьми» (Деяния, 19:26), то христиане могли противопоставить этому Нерукотворный Образ, как материальное изображение, сделанное Богом.
Создание Иисусом собственного изображения являлось сильнейшим доводом в пользу иконопочитания.
Сказание об Авгаре заслуживает внимательного прочтения, так как оно содержит богословски значимые идеи, связанные с иконопочитанием:
(1) Иисус хотел иметь Своё изображение;
(2) Он послал вместо себя Своё изображение, подтверждая тем самым правомочность почитания изображения как Своего представителя;
(3) Он послал изображение в ответ на просьбу Авгаря об исцелении, что прямо подтверждает чудотворность иконы, а также потенциальную целительную силу других контактных реликвий.
В сказании об Авгаре примечательна также роль художника, который оказывается неспособным нарисовать Христа своими силами, но приносит заказчику изображение, начертанное согласно Божественной воле. Этим подчеркивается, что иконописец является не художником в обычном смысле, а исполнителем Божьего замысла.
НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ НА РУСИ
Иконы Спаса Нерукотворного попадают на Русь, по некоторым источникам, уже в IX веке. Древнейшая из сохранившихся икон данного иконографического типа — Новгородский Спас Нерукотворный (вторая половинаXII века).
Можно выделить следующие иконографические типы Нерукотворного образа:
— «Спас на убрусе» или просто «Убрус», где лик Христа помещен на изображении плата (убруса) светлого оттенка
— и «Спас на чрепии» или просто «Чрепие» (в значении «черепица», «кирпич»), «Керамида». Изредка на этом типе иконфоном служит изображение кирпичной или черепичной кладки, чаще же фон дан просто более тёмным (посравнению с убрусом) цветом.
Почитание Нерукотворного Образа приходит на Русь в 11-12 веках и распространяется особенно широко начиная со второй половины 14 века.
В 1355 г. новопоставленный московский митрополит Алексий привез из Константинополя список Св. Мандилиона, для которого был сразу заложен храм-реликварий.
По всей стране стали возникать церкви, монастыри и приделы храмов, посвященные Нерукотворному Образу и получавшие название «Спасских». Перед иконой Спаса молился Дмитрий Донской, воспитанник митрополита Алексия, получив известие о нападении Мамая.
Хоругвь с иконой Спаса сопровождала русское войско в походах начиная от Куликовской битвы вплоть до первой мировой войны.
Эти хоругви начинают называть «знамения» или «знамена»; слово «знамя» заменяет древнерусское «стяг». Иконы Спаса размещаются на крепостных башнях.
Также как и в Византии, Спас Нерукотворный становится оберегом города и страны. Распространяются образы для домашнего использования, а также миниатюрные изображения Спаса, использующиеся как амулеты. Церковные здания на книжных иллюстрациях и иконах начинают изображать с иконой Спаса над входом в качестве обозначения христианской церкви. Спас становится одним из центральных образов русского православия, близким по значению и смыслу к кресту и распятию.
СЛУЖБА ИКОНЕ
Общецерковный характер поклонения Св. Мандилиону выразился в существовании праздника иконы 16 августа, в день переноса реликвии из Эдессы в Константинополь.
В этот день читаются особые библейские чтения и стихиры, выражающие богословские идеи, связанные с иконой. Стихира празднику передает изложенное выше сказание об Авгаре. Библейские чтения излагают важнейшие этапы истории Воплощения. Ветхозаветные чтения напоминают о невозможности изображения Бога, остававшегося невидимым, тогда как Евангельские чтения содержат ключевую для богословия Мандилиона фразу: «И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи видевшие то, что вы видите!» (Лк. 10:23).
«ПЛАТ ВЕРОНИКИ»
В честь «Плата Вероники» в своё время называлось ныне отменённое созвездие. На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа.
Попытки исследовать изображение установили что изображение было нанесено не краской и не какими-либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.
Известны, как минимум, два «Плата Вероники»:
1) в соборе Святого Петра в Ватикане:
и 2):
«Вуаль Вероники» — «Лик из Манопелло», — но на нём нет тернового венца, рисунок в позитиве, пропорции частей лица нарушены (нижнее веко левого глаза сильно отличается от правого и др.), что позволяет сделать вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю, а не «Плат Вероники».
Образ «Спас Нерукотворный» позволяет Церкви утверждать, что икона – не пережиток язычества, но свидетельство того, что Бог действительно стал Человеком и приходил на землю, чтобы Своей Жизнью, смертью и Воскресением дать человечеству спасение и жизнь вечную.
Молитва
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим образ Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.
ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:
Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.
Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.
Во время Великого поста эти правила будут исполняться особенно строго.