Содержание
- Почему Церковь против суррогатного материнства?
- Суррогатное материнство и церковь
- Католицизм и православие
- Иудаизм
- Суррогатное материнство и Мусульманство
- Другие религии
- Родителям суррогатных младенцев Церковь напомнит, что они совершили грех, а дети невинны
- Суррогатное материнство грех или жертвенная любовь
- Где и как ее искать
- Нужно ли православным прибегать к ЭКО
- Официальная позиция Церкви
- Путь разрушения
- Немного об отношении православной, католической церкви и других религий об ЭКО
- ЭКО с точки зрения православия
- Цены
- Основные этапы
- Суррогатное материнство: почему Церковь против!
Почему Церковь против суррогатного материнства?
Бесплодный брак и бездетность — беда многих семей, равно как и людей, своих семей не создавших. Потому в мире так востребованы вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), широкий спектр которых предлагает современная медицина.
Почему же Церковь так активно выступает против суррогатного материнства?
Почему Церковь против суррогатного материнства?
Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой женщина добровольно соглашается забеременеть с целью выносить и родить биологически чужого ей ребёнка, который будет затем отдан на воспитание другим лицам — генетическим родителям. Они и будут юридически считаться родителями данного ребёнка, несмотря на то, что его выносила и родила суррогатная мать.
Как отмечается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви
Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. (…)
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. (…) К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности.
«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.
Почему Церковь против суррогатного материнства?
В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:
- Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.06.93. № 5487-1, ст. 35 «Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона».
- Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
- Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».
Для регистрации ребенка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.
Сейчас при отсутствии или выраженной неполноценности матки бесплодной женщины для вынашивания беременности привлекается другая женщина — так называемая «суррогатная мать». Уже само это именование является формой дискриминации женщины, вынашивающей беременность. Иногда суррогатную мать сравнивают с кормилицей, помогающей нуждающейся семье из альтруистических соображений, однако не стоит забывать о том, что все же слишком велико «различие в интенсивности отношений между суррогатной матерью и плодом и няней и ребенком».
Появляется опасность превратить суррогатное материнство в профессию. В процессе вынашивания беременности мать и ребенок находятся в состоянии непрестанного взаимообщения, между ними возникает глубинная психосоматическая связь, разрыв которой, обусловленный контрактными обязательствами, может привести к тяжелым душевным недугам.
К чему приводит законодательное разрешение суррогатного материнства?
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон ранее комментировал законодательное регулирование вопроса о суррогатном материнстве.
Почему Церковь против суррогатного материнства?
«Суррогатное материнство приведет к дальнейшему разрушению семьи, которая как никогда нуждается сейчас в поддержке и заботе. Законодательные нормы о суррогатном материнстве сделают более циничным отношение к рождению детей. Будут разрушаться естественные чувства у матери, которая вынашивает детей на продажу.
Понятно, что нужда иногда заставляет людей совершать безнравственные поступки, но законодательно закреплять их право на это неверно. Вот почему законодательные нормы о суррогатном материнстве негативно повлияют на институт семьи в нашем обществе. К несчастью, создание подобных законов не чья-то злая воля, а продукт дезориентированного сознания нашего общества».
Может ли суррогатная мать оставить себе своего ребенка?
Доктор философских наук, заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова Ирина Васильевна Силуянова рассказывает, что
«В настоящее время мы находимся в состоянии противоречия между двумя действующими законами – Семейным кодексом Российской Федерации, где за суррогатной матерью сохраняется право оставить себе ребенка, и нового закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», по которому у матери нет такого права. Деторождение явно выталкивается в пространство товарно-рыночных отношений: заключен договор, соблюдается финансовая сторона, но исключается из поля зрения эмоциональное состояние суррогатной матери».
Почему суррогатное материнство безнравственно?
Почему Церковь против суррогатного материнства?
Как считает протоиерей Димитрий Смирнов,
«Суррогатное материнство сродни проституции. Потому что женщина свое тело использует для того, чтобы кому-то родить дитя, ну, для его удовольствия. Удовольствия быть отцом, матерью. Поэтому, естественно Церковь не может быть за проституцию. Она всегда, испокон веков была против.
Суррогатное материнство также как и просто проституция человека – и мужчину, и женщину – унижает. Дело в том, что Бог создал человека не как орудие удовольствия других людей. В этом случае они ставятся в неравное положение – получается, что один платит другому не за его труд, не за его талант, а за эксплуатацию того, что ему дано от Бога – его собственное тело. Человек используется как некая ферма для выращивания людей. Это, конечно, совершенно Богопротивная вещь».
Так как к проблеме примешивается тема социального неравенства, т.к., по мнению протоиерея Димитрия Смирнова,
«суррогатное материнство – это, конечно, технология, по которой богатые эксплуатируют бедного. Потому что этот договор, эти процедуры и обеспечение медицинской помощи – это все дорогостоящий многомесячный процесс. Получается беспощадная, наглая и бессовестная эксплуатация богатыми бедных. Если мы живем в социальном государстве – у нас не должно этого быть.
Еще 100-200 лет назад люди говорили, что проституция – это есть эксплуатация бедных богатыми, потому что из богатых слоев люди в проститутки не идут. Здесь то же самое. Трудно себе представить, что дочка президента большой компании пошла бы и стала суррогатной матерью. Нет, это удел молодых, хороших, но не очень, может, развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее».
Почему ЭКО — бесчеловечная технология?
Церковь уже с момента зачатия зародыша считает его человеком, имеющим бессмертную душу.
«Пусть этот человек еще не оформился, но это уже человек с бессмертной душой. И он продолжает жить в вечности», — отмечает епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.
Технология ЭКО требует, чтобы огромное количество эмбрионов находилось в замороженном состоянии в холодильниках.
«Очень страшно, что так много детей, у которых есть душа, в каком-то состоянии находятся в холодильниках. И неизвестно, что с ними будет дальше: они могут так никогда и не стать людьми. Эта технология страшная и бесчеловечная».
Разве Богу неугодно счастье родителей, получивших ребенка от суррогатной матери?
Протодиакон Андрей Кураев комментировал ситуацию относительно известных людей, которые завели ребенка от суррогатной матери:
«Главный догмат их секты: «Если мне что-то удалось, значит, Бог именно этого и хотел, а я исполнил просто свою, но и Его волю!». Ну да, Берии и Геббельсу удалось обустроить концлагеря – это что, тоже Божья воля? Чикатило удалось осуществить не один десяток своих мерзких планов. Тоже исполняя Божью волю?
Богословие различает понятия «Божья воля» и «Божье попущение». Есть то, что Господь желает, а есть то, что Он терпит, становясь «бессильным» перед нашей тупой и эгоистической волей: «Сколько раз хотел Я,.. и вы не захотели!» (Мф. 23,27). Но это слишком сложная концепция для их ухоженных головок.
Когда им удобно – они вспоминают про Библию. Когда им удобно – дают совершенно идиотские толкования библейских текстов (Лолита заявила, что Дева Мария зачала Христа от голубя; мало того, что это зоофилический бред, так и по сути: разве Мария поступила как суррогатная мать – продала своего Сына Ироду?)».
Правильно ли крестить младенца, который родился от суррогатной матери?
Мнения священников по этому поводу различны, однако большинство склоняется к тому, что крестить ребенка людей, сознательно совершающих грех, не желающих исправляться и не собирающихся воспитывать дитя христианином — нельзя.
Почему Церковь против суррогатного материнства?
«Ни в одном из этих случаев — если родители получили ребенка с помощью суррогатной матери, если один родитель получил ребенка с помощью суррогатной матери, если ребенок принадлежит гомосексуальной паре — ребенка крестить нельзя, пока родители не раскаются, потому что крещение возможно только в том случае, если родители ребенка сами являются членами Церкви, исповедуют православную веру и следуют заповедям», — считает иеромонах Димитрий Першин.
«Если ребенок вырастет и сам, будучи уже сознательным, обратится к Богу, то никто не может воспрепятствовать этому его свободному решению. Если же родители не собираются вести непорочную жизнь и следовательно не могут воспитывать своего ребенка в православной вере, то крещение нужно отложить до благоприятных обстоятельств: либо родители покаются, либо сам ребенок вырос и пожелал креститься», — отмечает протоиерей Александр Ильяшенко.
Суррогатное материнство и церковь
В мире насчитывается множество вероисповеданий и их отдельных течений, и каждая религиозная община имеет свой взгляд на вопрос бесплодия и применяемых методов борьбы с этой проблемой. Некоторые убеждены, что суррогатное материнство – это преступление против божественного замысла. Другие относятся к нему нейтрально или даже положительно, принимая достижения современной науки и медицины. Далее рассмотрим позиции основных мировых религий.
Католицизм и православие
РПЦ заявила об отношении церкви к суррогатному материнству еще в 2013 году в ходе заседания Священного Синода. Главной повесткой собрания был вопрос крещения младенцев, родившихся с помощью ЭКО и вынашивания суррогатной матерью. Однако там были высказаны и общие суждения касательно данной репродуктивной технологии. В целом, мнение духовников сошлось с позицией католической церкви, которая не единожды осуждала разделение понятий супружества и родительства из-за вмешательства в таинство рождения третьего человека (имеются в виду доноры спермы, яйцеклеток и суррогатные матери).
Такие методы трактуются католицизмом как глубоко бесчестные. Забор биологического материала от донора нарушает право ребенка появиться на свет от родителей, связанных священными узами брака. Кроме того, церковь видит в репродуктивных методах нарушение права людей стать матерью и отцом друг через друга. Таким образом, можно утверждать, что суррогатное материнство и католицизм являются плоскостями глубоко несовместимыми и даже противоборствующими.
Православная церковь провозгласила несколько догм, во многом повторяющих позицию католиков. Основные тезисы, высказанные на упомянутом выше заседании:
- Родители ребенка, который появляется после вынашивания оплодотворенной яйцеклетки другой женщиной, рассматриваются как «заказчики».
- Суррогатное материнство – противоестественное и аморальное, даже если женщина не получает материального вознаграждения после рождения ребенка.
- Данная репродуктивная технология рассматривается как унижение достоинства женщины, ведь ее тело используется как своеобразный инкубатор.
- Суррогатное материнство в философии православия противоречит возможности формирования полноценной связи между матерью и дитям, что впоследствии приводит к сложным последствиям для каждой из вовлеченных сторон.
- Сведения о суррогатной матери обязательно указываются в документе о крещении младенца.
Таким образом, две главных ветки христианства (православие и католицизм) имеют практически идентичные взгляды на данный вопрос. Так как церковь относится к суррогатному материнству с большим осуждением, немногие верующие решаются прибегнуть к помощи врачей-репродуктологов. Однако следует заметить, что вышеприведенные догматы рассматривались представителями РПЦ не в разрезе биоэтики, а непосредственно относились к таинству крещения. Если вчитываться в документ, составленный в ходе заседания Священного Синода, становится ясно, что церковь не отказывается от политики открытости для каждого человека, который стремится к спасению души.
Крещение рассматривается как полное принятие религиозного учения и согласие в дальнейшем стать на путь духовного просвещения. Хотя суррогатное материнство – это грех в православной философии, дети, рожденные не биологической матерью, не считаются грешниками. С другой стороны, не может идти и речи о достойном христианском воспитании ребенка, если его родители не являются ревностными прихожанами и не раскаиваются в содеянном поступке. Крещение возможно только после покаяния, принесенного суррогатной матерью или биологическими родителями. Это необходимо независимо от того, осознано или неосознанно они пришли к нарушению этой догмы.
Единственным отличием от позиции католической церкви может считаться заявление РПЦ о допустимости использования метода ЭКО, если:
- используется генетический материал супругов;
- оплодотворенную яйцеклетку вынашивает сама жена;
- не нарушается целостность брачного союза, а медицинские технологии просто помогают превозмочь трудности, мешающие естественному оплодотворению;
- готовые оплодотворенные яйцеклетки не уничтожаются.
Католики являются более принципиальными в данном вопросе. Так же, как и мнение церкви о суррогатном материнстве, искусственное оплодотворение «внутри супружеской пары» остается для католицизма неприемлемым с моральной точки зрения (хотя и менее предосудительным), ведь идет разделение полового и воспроизводящего акта. Муж и жена должны не просто дарить себя друг другу, но и прославлять торжество жизни, создавая индивидуальность зародыша с самых первых этапов его существования. Если же в репродуктивный акт вмешивается медицина и врачи, происходит превосходство техники над природой и предназначением человека, что ведет за собой разрушение божественного замысла.
Иудаизм
От иудеев вряд ли можно услышать, что суррогатное материнство – это плохо, ведь их религиозные каноны полностью поддерживают желание любой женщины стать матерью. Конечно же, существуют некоторые нюансы в зависимости от конкретной концессии. Например, реформистский иудаизм разделяет детей по происхождению и воспитаю. Ортодоксальные евреи убеждены, что ребенок причисляется только к той религии, что и родившая его женщина. То есть выбор суррогатной матери может осуществляться только среди евреек. Такого же взгляда придерживается и консервативное течение иудаизма, ведь по убеждению его сторонников зарождение души происходит именно в материнском чреве.
Суррогатное материнство и Мусульманство
Учитывая суровые традиции данного религиозного течения, сразу возникает вопрос: разрешено ли суррогатное материнство в исламе? Мусульманские духовники делают акцент на том, что при использовании данной репродуктивной методики материнские функции оказываются разделенными между двумя женщинами: той, что предоставила биологический материал, и той, которая вынашивала плод, особенно если последняя после рождения кормит ребенка своим грудным молоком. Таким образом, отношение к суррогатному материнству неоднозначно, ведь оно порождает проблему идентификации настоящей матери, а также ряд этических, правовых и духовно-религиозных вопросов.
В частности, факихи выступают против широкого распространения данного метода. По их мнению, медицинское вмешательство может иметь негативные последствия, ведь обеспеченным семьям просто не придется переживать обо всех нюансах, возникающих во время беременности и после родов. Женщины смогут иметь до 12 детей в год от разных суррогатных матерей (в здоровом организме каждый месяц вырабатывается яйцеклетка, готовая к зачатию). Однако суррогатная мать в исламе не считается грешницей, как и биологические родители, особенно если это их единственная возможность продолжить род и ощутить радость родительства.
Единственное, следует соблюсти ряд требований и условий:
- суррогатная мать должна состоять в браке;
- обязательно наличие разрешения от мужа женщины, которая соглашается выносить ребенка другой пары;
- перед вживлением эмбриона женщина не должна иметь сексуальных отношений с супругом на протяжении трех менструальных циклов (примерно 3 месяца) для исключения вероятности внутрисемейной беременности;
- материальные расходы полностью ложатся на отца вынашиваемого ребенка (на протяжении всей беременности и в течение примерно 40 дней после родов);
- появившийся на свет ребенок и суррогатная мать подпадают под ту же категорию канонических запретов, что и в случае естественного зачатия и рождения (запрет на половые отношения, родственные браки и пр.);
- суррогатная мать имеет право настаивать на грудном вскармливании, дабы не подвергать себя физическим страданиям и обеспечить младенца оптимальным набором полезных веществ, которых нет в искусственном молоке.
Другие религии
В других вероисповеданиях также существуют неоднозначные мнения о суррогатном материнстве. Искусственное оплодотворение разрешено у мусульман-суннитов, если для этого имеются медицинские показания. Мусульмане-шииты негативно настроены против современных репродуктивных технологий, считая, что подобные вмешательства лишают новорожденного права как на духовное, так и на материальное наследство.
В буддизме искусственные методики нежелательны, однако духовниками никогда не накладывалось однозначных запретов на их использование.
Проблема бесплодия очень актуальна среди женщин индуистского вероисповедания. Данная религия категорически выступает против мужского донорства. Обязательно нужно использовать биологический материал супруга. Многие индуисты до сих пор придерживаются традиционных взглядов на семью, считая, что появление сына в доме гарантирует поддержку, а рождение дочери может принести только огорчение и обузу. Поэтому большинство пар целенаправленно решается на искусственное оплодотворение, чтобы в семье рождались только сыновья.
Сегодня сфера генетики и репродуктологии стремительно развивается, помогая тысячам пар обрести радость быть родителями. Поэтому бесплодие не является приговором. Стоит только разобраться в собственных приоритетах и решить, как обрести желанное счастье и сохранить духовное равновесие, если вы столкнулись с запретами своего вероисповедания.
Родителям суррогатных младенцев Церковь напомнит, что они совершили грех, а дети невинны
Известный православный миссионер профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев прокомментировал «Российской газете» позицию Русской православной церкви по поводу «суррогатного материнства»
Russian Look
Известный православный миссионер, профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев прокомментировал «Российской газете» позицию Русской православной церкви по поводу суррогатного материнства. Свой комментарий он опубликовал и в своем блоге.
По его словам, это отношение ясно выражено в Основах социальной концепции РПЦ, принятой Архиерейским собором в 2000 году.
В этом документе сказано, что «суррогатное материнство… противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. Суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания».
— Когда-нибудь Церковь увидит в суррогатном материнстве Божий промысел, уверен Максим Галкин
Церковь, подчеркнул собеседник «РГ», не предлагает никакого специально религиозного, догматического обоснования своей позиции по этому вопросу. Аргументы здесь чисто нравственные, психологические и социальные. Каково будет жить человеку, когда он узнает тайну своего рождения? Как будут к нему относиться окружающие? Каково будет женщине, которая дала согласие на эксперимент со своим телом, потому что ей показалось, что она может исполнить условия договора, но затем, когда по ходу беременности в ней реально просыпаются материнские чувства и она ведет диалог с малышом, которого носит в себе, а тем более после родов, когда по всем законам природы она испытывает самые светлые и радостные чувства, в том числе и к малышу, появившемуся на свет, отрывать его от себя? Это все крайне бесчеловечные вещи.
Протодиакон отметил, что согласен с позицией французского парламента, охарактеризовавшего суррогатное материнство как форму работорговли. В странах с развитой демократией оно, как правило, запрещено. Как ни странно, запретов на него нет именно в православных странах: России, Украине, Грузии, Молдавии, Греции, подчеркнут представитель РПЦ.
«Наши женщины становятся «инкубаторами» для зарубежных потребителей их суррогатных услуг», — подчеркнул он, добавив, что когда в 2011 году Госдума приняла закон, разрешающий суррогатное материнство, со стороны РПЦ возражения не последовало. Причем принятию закона не предшествовала широкая общественная дискуссия, хотя проблема есть — в том числе и медицинская.
Согласно мировой статистике, ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) существенно увеличивает риск рождения ребенка-инвалида. Так, в частности, считает вице-президент РАМН, главный педиатр Минздравсоцразвития РФ Александр Баранов. 75% детей, рожденных при помощи ЭКО (а суррогатное материнство предполагает ЭКО), больны неврологическими болезнями. Долгожданный купленный малыш — в зоне такого риска.
Касаясь вопроса о крещении детей, родившихся таким образом, Андрей Кураев заявил, что если пара с огромным возрастным разрывом, приобретшая через суррогатное материнство ребенка, придет вдруг его крестить, их надо остановить.
«Сегодня наша Церковь запрещает крестить детей, родители которых не прошли предкрещальной подготовки. И в ходе этой подготовки родителям суррогатного ребенка надо объяснить, что дитя, которое само по себе ни в чем не виновато, появилось на свет путем греха их родителей, которые пошли на него в угоду своим амбициям, несмотря на то, что у них уже есть свои дети и внуки», — сказал протодиакон.
«Эти очень неприятные истории часто прикрывают гомосексуальные шашни наших эстрадных «звезд». Обычно суррогатных детей берут гомосексуальные пары, а среди «звездюков» нашей эстрады такая парность часто в порядке вещей. А раз жизненный путь малыша отмечен грехом его родителей-«заказчиков», с ними следует очень серьезно говорить на эту тему», — сказал Андрей Кураев.
«Раз они стоят на пороге церковного Таинства, то для Церкви естественно требовать от них покаяния в этом грехе. Не позировать перед телекамерами, а с большой горечью сказать, что все произошло путем греха, и дать — перед лицом Церкви — обещание, что такого больше не произойдет. Как и рекламы греха», — убежден миссионер.
«Если же их суррогатные дети будут легко крещены, это будет означать, что они встретились с очередным бессовестным священником, который крайне небрежно относится к исполнению своего пастырского долга. И, на мой взгляд, на это должна будет последовать реакция Патриарха», — заключил Андрей Кураев.
Напомним, что накануне по поводу рождения от суррогатной матери двойни у Аллы Пугачевой и Максима Галкина высказался глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. Священник согласен с мнением тех, кто считает, что суррогатное материнство нужно запретить.
«Я бы, конечно, это запретил. Мы видим, что дурной пример оказался заразителен», — заявил представитель Церкви.
Как отметил священник, суррогатное материнство — «это бунт против Бога, очень веселый фашизм: договор — деньги — отъем ребенка».
Он считает, что с соответствующей законодательной инициативой должен выступить комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.
Максим Галкин считает, что когда-нибудь Церковь увидит в суррогатном материнстве Божий промысел
Между тем сам Максим Галкин не считает «суррогатное материнство» спорным с точки зрения морали.
«Церковь многие достижения прогресса приняла как должное и нашла в них Бога. И я думаю, что пройдет какое-то время, и Православная церковь официально найдет Божий промысел в суррогатном материнстве», — заявил Галкин в интервью, которое в среду опубликовала газета «Комсомольская правда». Что же касается комментариев «публичных священников», то к ним , как сказал артист, он относится «с большим скепсисом».
«На мой взгляд, если священник выступает в СМИ с разного рода заявлениями по довольно светским поводам, то он может быть настолько прогрессивен, чтобы принять суррогатное материнство как факт научного прогресса», — приводит портал «Интерфакс-Религия» слова Максима Галкина.
Суррогатное материнство грех или жертвенная любовь
Где и как ее искать
Решиться и найти суррогатную мать для рождения ребенка бывает непросто. Бесплодные пары не знают, с чего начать и стоит ли вообще предпринимать попытки.
Для начала следует оценить необходимость использования услуги. Суррогатные мамы нужны при аномалиях половых органов (приобретенных или врожденных) несовместимых с вынашиванием, хронических заболеваниях, не позволяющих зачать малыша, а также тотальном бесплодии. К услугам банка суррогатных матерей придется прибегнуть одиноким мужчинам и женщинам, которым не позволяет реализовать детородную функцию возраст.
Некоторые страны запрещают быть сурмамой родственникам биологических родителей, предупреждая таким образом возникновение спорных моментов в будущем. В России программа суррогатного материнства не устанавливает жесткие ограничения для кандидатки, не считая требований Минздрава.
Поэтому найти суррогатную мать можно среди родственников, друзей и знакомых. Если будущие родители не желают просить об этом людей из близкого окружения, можно воспользоваться интернет-ресурсами. В крупных городах существуют специализированные агентства суррогатного материнства, которые помогают в поиске подходящей кандидатки. В медицинских клиниках, специализирующихся на лечении бесплодия при помощи вспомогательных репродуктивных технологий, можно получить список суррогатных матерей и их расценки.
В сети можно легко столкнуться с мошенниками. Объявления женщин, обещающие уже сегодня предоставить необходимые справки и документы для вступления в программу, обычно оказываются фальшивкой. Претендентка берет задаток или просит определенную сумму на дополнительное обследование, после чего пропадает. Такая схема отнимает у биологических родителей не только деньги, но и драгоценное время. Поэтому лучше воспользоваться услугами агентств или специализированных клиник.
От иудеев вряд ли можно услышать, что суррогатное материнство – это плохо, ведь их религиозные каноны полностью поддерживают желание любой женщины стать матерью. Конечно же, существуют некоторые нюансы в зависимости от конкретной концессии. Например, реформистский иудаизм разделяет детей по происхождению и воспитаю. Ортодоксальные евреи убеждены, что ребенок причисляется только к той религии, что и родившая его женщина. То есть выбор суррогатной матери может осуществляться только среди евреек. Такого же взгляда придерживается и консервативное течение иудаизма, ведь по убеждению его сторонников зарождение души происходит именно в материнском чреве.
Причины негативного отношения христианства к суррогатному материнству
Церковь так аргументирует свою позицию – обращение пары, одиноких людей к суррогатной матери:
- нарушает целостность союза супругов;
- попирает святость материнства;
- угрожает духовной целостности, физическому здоровью личности (как женщин, участвующих в этом процессе, так и ребенка, который в будущем может узнать о своем происхождении);
- вырабатывает в обществе представление о человеческой жизни как о некоем продукте, который можно купить;
- унижает достоинство женщины, которая фактически торгует своим телом, как неким резервуаром для вынашивания биологически чужого ребенка (то же справедливо по отношению к женщине, которая предоставляет свои услуги на бесплатной основе);
- нивелирует установившуюся психоэмоциональную связь между плодом и суррогатной матерью;
- заведомо лишает будущего ребенка права иметь полноценную семью, если к услугам суррогатной матери прибегает одинокая женщина, мужчина, лицо с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
- является формой богоборчества, основанной на превратно понимаемой свободе личности;
- нарушает Божий замысел о человеке;
- формирует безответственное отношение суррогатной матери, генетических родителей к рожденному подобным образом ребенку;
- игнорирует мнение самого зачинаемого человека (Церковь признает чадом Божиим зародыша с момента его образования в утробе матери / пробирке).
Позиция Церкви относительно крещения ребенка от суррогатной матери
Не одобряя действия суррогатной матери и генетических родителей ребенка, Церковь не отказывает детям из пробирки в крещении. Такие дети не несут ответственности за грехи родителей, и могут креститься самостоятельно, достигнув совершеннолетия.
В отношении крещения несовершеннолетних, Церковь выдвигает ряд требований:
- лица, несущие ответственность за христианское воспитание младенца (его генетические родители, восприемники, суррогатная мать) должны покаяться в содеянном грехе;
- даже если родители не знали о том, что использование услуг суррогатной матери является грехом, они также должны раскаяться;
- если родитель или родители сознательно пошли против церковного учения, и не приносят явного покаяния, ребенок не будет крещен до совершеннолетия, когда он сам сможет принять решение о вероисповедании;
- исключением является смертельная опасность – в таком случае младенец благословляется не зависимо от способа его появления на свет;
- также Церковь не запрещает крестить таких детей, если их подкинули или сдали в приют.
Такая позиция представителей православного священства имеет пастырское значение – общество получает четкий ответ на вопрос о допустимости использования данной ВРТ с точки зрения христианского вероучения.
Нужно ли православным прибегать к ЭКО
Почему этот вопрос важен? Поскольку христиане строят свою жизнь в соответствии с Божьими принципами и Законом, они должны размышлять о том, насколько их поступки соответствуют вере, в которую они призваны.
Ребенок — это дар Божий, и если по какой-то причине этот дар еще не получили супруги, то стоит задуматься почему. Многие из нас не хотят принимать ответ «Нет» или «Подожди» от Господа. Человеческой натуре свойственно желать и получать желаемое мгновенно, не ожидая.
Что говорит православие об ЭКО
А иногда Бог предполагает для нас какие-то изменения в процессе ожидания. Так и в вопросе искусственного зачатия. Человек вмешивается в планирование семьи своими способами, которые неугодны Господу. Хорошо ли это? Каждый думающий христианин ответит, что нет.
Почему именно метод экстракорпорального оплодотворения подвергается такой серьезной критики среди священства? Ответ лежит в сущности самой процедуры: у матери берут несколько яйцеклеток и оплодотворяют их вне организма семенем отца. Зародившиеся эмбрионы делят: часть подсаживают матери, а часть уничтожают или замораживают.
И вот тут появляется проблема, ведь это уже зародившаяся жизнь и ее убивают. Так чем ЭКО лучше аборта, ведь и там и там убивают детей. Строгое отношение православной церкви к ЭКО обусловлено именно убийством, которое происходит в процессе данной процедуры.
Такое же негативное отношение Церковь имеет и к суррогатному материнству, в ходе которого ребенок зачастую «покупается».
Важно! Недопустимыми считает Церковь все методы оплодотворения вне тела женщины, которые предполагают консервацию или намеренное уничтожение эмбрионов
Официальная позиция Церкви
Суррогатное материнство в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», (данный документ размещен на сайте Московского Патриархата, пункт XII «Проблемы биоэтики») осуждается как грех. Единственно допустимой репродуктивной технологией Православная Церковь считает ЭКО, когда по медицинским показаниям осуществляется искусственное осеменение одной яйцеклетки будущей матери спермой мужа (пара должна состоять в законном браке и принять таинство венчания). Редукция эмбрионов, генетический отбор наиболее жизнеспособных из них, донорство эякулята и яйцеклеток при этом не допускаются.
По мнению церкви, «чадородие есть желанный плод законного супружества», но отнюдь не единственная цель брака. Поэтому, если преодолеть недуг бесплодия с помощью терапевтических, хирургических методов супругам не удается, они должны либо смириться со своей участью, приняв отсутствие детей как свое жизненное призвание, либо продолжать молиться Богу о естественном зачатии малыша, либо взять на воспитание приемного ребенка. Иные пути к деторождению, такие, как суррогатное материнство, Церковь осуждает.
Путь разрушения
— Владыка, известно, что Церковь отрицательно относится к суррогатному материнству. Почему? Уже слышны обвинения, что Церковь, «как обычно», против достижений науки… — Есть много новых технологий, которые Церковь поддерживает. Церковь не против, скажем, трансплантации парных органов, не против донорства крови. Церковные люди призывают к тому, чтобы переливать кровь, чтобы быть донорами, хотя этого не было раньше. Но суррогатное материнство — это совсем другое. Оно нарушает нормальные отношения между людьми.— То есть здесь дело в том, что непонятно, чей это ребенок? — Здесь дело в том, что люди хотят иметь ребенка, но не могут его зачать и выносить, и они хотят сделать это каким-то иным путем. Но этот путь нарушает естественный ход рождения человека, который установлен Богом. Этот путь может разрушить семью. Суррогатное материнство лишает женщину, которая вынашивает ребенка, материнских чувств. Ведь это особое время в ее жизни — в ней живет другой человек, она с этим человеком делается одним существом: одна кровь течет по их телу, она чувствует сердцебиение ребенка, ребенок воспринимает все то, чем живет мать. Не зря беременным женщинам советуют слушать музыку, смотреть на что-то красивое, не делать каких-то тяжелых грехов, потому что ребенок все это чувствует. Мы знаем замечательное место из Евангелия, когда Иоанн Предтеча, который находился во чреве святой праведной Елизаветы, взыграл, когда к нему приблизилась Дева Мария, во чреве которой был Господь. Мы знаем рассказ о преподобном Сергии Радонежском, который даже вскричал во чреве своей матери. Ребенок в чреве, несомненно, чувствует, несомненно, реагирует на какие-то внешние раздражители. А в случае суррогатного материнства все это он переживает не внутри матери, которая потом будет его воспитывать, а внутри какой-то другой женщины, которая, являясь ему матерью, впоследствии от него откажется. Вот это и бесчеловечно, аморально. Такие технологии появляются тогда, когда люди не смиряются с Промыслом Божиим. Когда люди чувствуют себя хозяевами жизни, когда они готовы весь этот мир изменить, перекроить, переделать на свой вкус, сделать его удобным для себя — попираются очень важные законы. Мы сейчас говорим о необходимости развития экологии как науки — потому что современная цивилизация разрушает землю. Суррогатное материнство разрушает не внешний мир, оно разрушает внутренний мир женщины, разрушает установившиеся в человечестве связи между отцом и матерью, между матерью и ребенком. Оно лишает эти отношения того, что должно в них быть. Конечно, когда человек не знает Бога, не верит в то, что мир этот создан Творцом, что есть некий благой Промысел о нем, тогда он готов идти на все. Как, знаете, говорил один трансплантолог священнику: «Когда речь идет о жизни человека, как можно говорить о нравственности?» То есть, если у женщины умирает ребенок или если она не может иметь ребенка, она готова пойти на все, чтобы это изменить. Как некоторые женщины готовы пойти на блуд, зачать ребенка с каким-то чужим мужчиной, желая иметь ребенка у себя дома как некую игрушку. Ей скучно без ребенка, и она не думает о том, что у этого ребенка не будет потом отца. Так и с суррогатным материнством — основные законы бытия попираются людьми, которые не могут смириться с Промыслом Божиим. — Но ведь лечиться Церковь не запрещает? Почему бы тогда и с болезнью не смириться, зачем нужны врачи? — Не всякое лечение благословляется Богом. Нельзя лечиться при помощи заговоров, нельзя лечиться у экстрасенсов, нельзя применять лекарства, сделанные из абортивного материала. Нельзя лечиться от бесплодия, понуждая другую женщину выносить вашего ребенка и отказаться от него, повредив тем самым своей душе, разорвав естественную связь, сложившуюся в течение девяти месяцев беременности. Можно лечиться от бесплодия, усыновив ребенка чужой женщины, которая отказалась от него.
Немного об отношении православной, католической церкви и других религий об ЭКО
Как Церковь относится к таким детям?
— Ну, бывает, что дети рождаются в результате каких-то страшных грехов, например изнасилования. Ребенок ведь в этом не виноват. Конечно же, этих детей нужно воспитывать, Церковь готова этих детей брать на воспитание, готова помогать расти таким детям.
Меньшее из зол
— Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» содержит много положений, с которыми Церковь не может согласиться. Одновременно Церковь подписывает соглашение о сотрудничестве с Минздравсоцразвития, которое является разработчиком законодательства…
— Сотрудничество Церкви с государственными структурами всегда было сложным, всегда было неоднозначным, всегда оценивалось разными церковными деятелями по-разному, всегда это вызывало какие-то споры. До каких пор Церковь может идти на соглашение с государством, которое не принимает тех правил, которые Церковь считает вечными, незыблемыми, установленными Богом? Где та грань, за которой всякие отношения нужно прекращать? Есть ли эта грань? Мы собирались вместе с замечательными священниками, богословами и обсуждали новый закон «Об основах охраны здоровья граждан». И мы пришли к мнению, что нынешний закон, который мы не можем принять во всех его аспектах, все-таки лучше того закона, который был прежде. С одной стороны, Церковь обвиняют в том, что она не принимает современные технологии — но это неправда, в Церкви есть люди, которые как раз новейшие технологии внедряют в жизнь. Например, в социальной работе, в науке. Очень много ученых, замечательных, умных людей, которые как раз двигают вперед науку — и во все времена так было. С другой стороны, Церковь обвиняют в том, что она идет на соглашательство с государством там, где это нельзя делать. Церковь идет на подписание этого закона, потому что это меньшее зло, чем тот закон, который был. Если бы был закон, по которому из десяти человек пять нужно убивать, и после этого принимается закон, по которому убивать будут только одного, то Церковь, я думаю, будет говорить, что надо проголосовать за него. Мы свидетельствуем, что аборт — это абсолютное зло в любом случае, но мы поддерживаем снижение показаний к аборту, поддерживаем введение ограничения абортов, поддерживаем работу с женщинами для того, чтобы они не делали аборт: это и работа психологов, визуализация плода, прослушивание сердцебиения ребенка, неделя тишины — когда аборт можно сделать не раньше чем через семь дней после обращения и у женщины есть время передумать.
Церковь готова разъяснять свою позицию по этим острым вопросам, она готова беседовать с людьми, которые думают и чувствуют, — потому что, если человек только думает, но не имеет сердца, с ним говорить бесполезно. С людьми, у которых есть сердце, которые понимают, что есть добро и зло, мы готовы вести диалог.
Автор Юлия Данилова
Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоционально-духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания.
Пожертвовать
09 октября 2013г.
#Вопрос-ответ
ЭКО с точки зрения православия
Многие ненавистники и гонители Церкви говорят, что негативное отношение ее к данной процедуре обусловлено тем, что Церковь — это вымирающий мамонт, который настроен против технологий, современных возможностей и науки в целом.
Мнение церкви об ЭКО
Но дело не в этом. Ведь священство только одобряет стимуляцию и лечение женского организма, с целью забеременеть. Но оно призывает не идти на компромиссы с Богом, ради достижения своих, лично установленных целей. Жизнь — это дар Божий в любом случае, человек не имеет права просто распоряжаться им по своему усмотрению: захотел — убил ребенка с помощью аборта, захотел — купил за деньги у суррогатной матери.
Наши желания должны быть в контексте Заповедей Господа, только так человек будет послушен Богу. Не лучше ли для человека оставить свои эгоистические желания и принять волю Божью в свою жизнь?
Председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеймон говорит, что корень проблемы не в современных технологиях, а в том, что человек пытается контролировать все аспекты жизни и мира в целом.
Конечно, с течением временем и множественной практикой технология ЭКО перестает быть настолько убийственной — врачи научились оплодотворять и выращивать столько эмбрионов, сколько нужно, без убийства (хотя не всегда это срабатывает). Но данная процедура от этого не стала более христианской: эмбрионов продолжают консервировать, чтобы со временем разморозить и оплодотворить снова (это происходит с применением жидкого азота).
Не менее нравственной является и создание так называемого «банка», где хранятся эмбрионы до тех пор, пока их родители решат ими воспользоваться. И это лишь равенственные биологические факты, которые не затрагивают вопроса души зачатых детей, которые хранятся в азоте, вместо рождения. Такое отношение к человеку является бесчеловечным, он перестает быть чем-то одушевленным и становиться просто предметом, которым распоряжаются, как хотят.
Кроме этого, Церковь поднимает вопрос, который еще недостаточно изучен, здоровья детей в результате такого рождения. Главный педиатр России в 2009 году публично предоставил информацию о том, что 75% рожденных детей после ЭКО являются инвалидами. Вопрос женского здоровья после процедуры также не изучен досконально.
Важно! В результате изучения этого вопроса, Церковь запретила православным верующим использовать процедуры экстракорпорального оплодотворения для зачатия ребёнка, так же, как и суррогатное материнство. Синод предлагает воспользоваться другими средствами для рождения и усыновления детей
Цены
Суррогатная мать за рождение ребенка получает немаленькую сумму. Цена за такие услуги вариабельна и зависит от региона. На периферии стоимость суррогатного материнства ниже, чем в административных центрах и столице. В Москве цены начинаются от 900 тыс. рублей и могут достигать 3-3,5 млн.
Кандидатка получает вознаграждение не сразу. В договоре о суррогатном материнстве прописаны даты выплат. Как правило, они происходят ежемесячно. За суррогатное материнство в России платят от 10 до 50 тыс. рублей в месяц – только женщине, вынашивающей ребенка. Это своеобразная «зарплата», в которую не входят ежедневные расходы на еду и проезд. Помимо стоимости услуг суррогатной матери биологические родители оплачивают ее содержание – покупают необходимую одежду, продукты питания, лекарственные средства и оплачивают проживание в определенном регионе (неподалеку от медицинской клиники, ведущей наблюдение за беременностью).
Если женщина приехала из другой страны или региона, биологическим родителям придется позаботиться о временной регистрации и оформлении медицинской страховки для нее, что тоже требует определенных расходов. Многие интересуются, сколько стоят услуги суррогатной матери, которая является профессионалом своего дела (имеет опыт благополучного рождения детей для биологических родителей). Цена проверенной сурмамы начинается от 1.5 млн рублей.
В США стоимость услуг по вынашиванию малыша для бездетной пары выше. Ценовой диапазон начинается с 50-60 тыс. долларов. Гораздо дешевле найти сурмаму в Беларуси и Украине. Там подобная услуга обойдется в 700 тыс. – 1.5 млн. рублей. Однако надо включить в стоимость перелет, проживание, оформление гражданства и расходы, связанные с последующим вывозом ребенка за пределы страны.
Если вы ищете сурмаму за границей и желаете сэкономить, учтите, что нельзя сокращать перечень медицинских обследований. Ведь это может отразиться на здоровье будущего малыша.
Основные этапы
Готовиться к суррогатному материнству необходимо не только женщине, оказывающей услугу. Большая ответственность возлагается на биологическую маму. Первоначально синхронизируются циклы женщин, чтобы перенести эмбрионы определенного возраста в нужный день после овуляции
При подготовке важно исключить беременность у сурмамы
- Стимуляция суперовуляции гормональными средствами осуществляется у биологической мамы в течение 1-2 недель. Когда фолликулы достигнут нужного размера, выполняется пункция. В это время кандидатка находится в естественном цикле и, как правило, не принимает никаких лекарств.
- После пункции яйцеклеток происходит оплодотворение в пробирке. В таких условиях эмбрионы живут 3-5 суток, после чего переносятся в полость детородного органа выбранной кандидатки.
- В течение двух недель врачи ведут наблюдение за женщиной. Так как беременность наступила не естественным путем, ей назначаются поддерживающие препараты на основе прогестерона, а также необходимые витамины.
- Если через две недели беременность подтверждается, то сурмаме предстоит встать на учет к гинекологу. При отрицательном результате женщина получает вознаграждение, сумма которого оговаривается заранее в договоре. Следующую попытку можно будет предпринять после менструации.
Инсеминация в программе суррогатного материнства не предусмотрена. При проведении данной процедуры произошло бы оплодотворение яйцеклеток кандидатки сперматозоидами будущего папы, что противоречит законодательству. В России сурмама не может быть донором яйцеклетки для пары, которой вынашивает ребенка. Для одинокого мужчины услуги сурмамы предоставляются только с использованием донорской яйцеклетки другой женщины.
Суррогатное материнство: почему Церковь против!
Несколько дней назад певица Лолита Милявская и протодиакон Андрей Кураев в ток-шоу Владимира Соловьева «Поединок» вступили в интересную дискуссию, касающуюся рождения дочери Киркорова от суррогатной матери.
Вот видео-версия программы:
Несмотря на то, что формат ток-шоу изначально невыразителен для церковной стороны, т.к. предполагает лишь поверхностную аргументацию (не позволяющую донести глубину, присущую Божественному Откровению), то есть соревнование в остроте фраз и эмоциональности высказываний, отец протодиакон, по результатам голосования телезрителей, вышел победителем.
Мне хотелось бы в этой статье показать, что позиция Церкви вовсе не пустое ретроградство и борьба с прогрессом, и суммировать аргументы против поверхностного восприятия любого научного открытия как априори нравственного и имеющего индульгенцию в этическом плане.
Речь будет идти об искусственном оплодотворении женщины спермой мужчины с последующей передачей родившегося ребенка этому мужчине.
Итак, какие аргументы мы имеем.
1) Богословские аргументы.
а) От имени Церкви, как известно, может выступать лишь Собор. По вопросу суррогатного материнства у нас есть соборное решение: официальный документ Русской Православной Церкви, утвержденный на юбилейном Архиерейском соборе 2000 года. Он называется Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
Выдержка, касающаяся нашей темы:
XII.4. Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия. В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав, пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями.
В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время беременности.
«Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца. Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности.
б) Часто спрашивают: «А ведь в Библии не написано, что суррогатное материнство запрещено, почему же Церковь не ориентируется в этом вопросе на Библию?». Тут следует пояснить, что Библия не с «неба упала», как Коран, надиктованный Мухаммаду от имени Аллаха и по вере мусульман вечно находящийся у его престола.
Истинный Бог не насиловал волю человека, Библия представляет собой результат синергии (соработничества) Бога и человека, более того, это книга, созданная в лоне Церкви, книга Церкви. Библия была создана в определённый культурно-исторический период, она содержит всё, что необходимо для спасения, обожения, святости человека во все времена и не ставит задачей детально описать все формы греха, все формы человеческой деградации.
в) Также сторонники суррогатного материнства приводят пример Агари, служанки Авраама, которая родила от него ребёнка по желанию супруги ветхозаветного патриарха Сарры.
Ну, во-первых, это было сделано по воле и инициативе Сарры, против Божьего повеления.
Во-вторых, вся эта ветхозаветная историия имеет смыслом, целью не описание внутриплеменных брачных отношений, а глубокий символизм. Подробнее см. Толковая Библия Лопухина и толкование свт. Феофилакта Болгарского.
г) Ещё распространённый тезис: «Без воли Бога ничего не происходит». Тут уместно отметить, что воля Бога проявляется двояко: как одобрение добра и как попущение зла (не препятствование свободной воле человека совершить беззаконие или совершиться следствию человеческого беззакония). Знание о том, что «Бог есть любовь», требует отнести любое противное Божьей воле деяние именно к попущению, а не согласию.
д) И, напоследок, цитата из вышеприведённого ток-шоу о том, что Господь заповедал»: «Плодитесь и размножайтесь!». Он не уточнил, как, каким именно образом». Это, мягко говоря, неправда. Речь шла именно о браке, более того, о браке как о Таинстве, установленном Богом. По словам протоиерея Владимира Воробьёва: «Православное учение о браке утверждает, что настоящий православный брак — есть таинство, то есть событие духовное, принадлежащее к духовной реальности, к духовному бытию»…
См. подробнее о понимании брака в Православии.
е) Наши оппоненты предлагают нам низвести женщину, райское создание, до уровня самки, инкубатора, детей, как Божьего дара, до товара, забавы для обеспеченных мужчин, а семейный союз и вовсе мешает их гедонистическому эгоизму.
Церковь же призывает оценивать человека как образ и подобие своего Создателя, как венца творения, наделённого бессмертной душой, умом, свободой выбора. Бог ценит нас больше, чем даже мы себя оцениваем. Он пошёл на боль и Крестную смерть ради нашего спасения, и наша задача ответить своей жизнью на Его любовь, пытаться возрасти до уровня, предлагаемого Церковью, а не пытаться истолковать Священное Писание в сторону попустительства греху.
2) Морально-этические аргументы.
а) Принято наш мир называть цивилизованным, но о какой цивилизации идёт речь, если нам приходится спорить по вопросу: благо ли для матери продавать собственного ребёнка за деньги или пусть даже дарить симпатичному дяде, обрекая дитя расти без материнской любви, под опекой нянек?
Вчера по каналу «Культура» была показана премьера замечательного документального фильма «Нота» о выдающемся дирижёре Рудольфе Баршае (пользуясь случаем, рекомендую посмотреть этот фильм).
Включите фильм с 1.02.20. Когда этот музыкальный классик в возрасте уже более 80 лет говорит о кончине своей матери, в его глазах стоят слёзы, и он вспоминает это как величайшую трагедию своей жизни… Заметим, что режиссёр не был одинок, он был четырежды женат, имел детей и музыку, которая поглощала буквально всю его жизнь…
Что же говорить о детях, с младенческой колыбели отторгнутых матерью и которые рано или поздно узнают, что она их продала?…
б) Без сомнения, для души (если угодно, психики) ребёнка не пройдёт бесследно разлучение с матерью, но безболезненно ли пройдёт это и для неё? Ведь подписывается договор о продаже ребёнка до зачатия, а отдавать приходится того, кто был любим, кто был твоей частичкой целых девять месяцев, кто был рождён тобой, кто припал к твоей груди после родов… Сможет ли мать усыпить свою совесть или даже просто стать эмоционально безразличной к свершившемуся?…
в) Распространение суррогатного материнства неминуемо будет приводить ко всё большему пренебрежению брачным союзом между мужчиной и женщиной, который установлен Богом, и приводить к распространению противоестественных форм сожительства или эгоистической формы приобретения ребёнка «для себя».
г) Популярный штамп: рождение ребенка – это абсолютное благо. С точки зрения Божественного Откровения, это не так.
Во-первых, Абсолютным Благом является только Бог, это и одно из Его имён. .
Во-вторых, люди склонны делать акцент на чудесном даре рождения нового человека и в меньшей степени думать, что главная задача родителей не просто родить, а правильно воспитать дарованное им потомство. Ведь наверняка и Гитлер, и Чикатило умилительно смотрелись в колыбели, а что поучилось в итоге?… Таким образом, рождение ребёнка не самоцель, значительно важнее его воспитание.
В-третьих, далеко не все младенцы становятся святыми, т.е. исполняют своё предназначение. Представление о подлинном счастье, цели и смысле жизни, которые вложил в нас Создатель, большинство людей не может даже сформулировать…
д) Что касается прогресса, то его христианское понимании отличается от светской его трактовки. Это не просто избавление от ручного труда, биологическое бессмертие и максимальный комфорт. Это не попытка построить рай на земле в обход Бога, а стремление к истинному Раю, предуготованному нам Творцом.
3) Социальный аспект.
Тем, кто считает, что суррогатное материнство — это очень удобно и технологично, стоит задать себе вопрос: а готова ли я стать суррогатной матерью? Думаю, что большинство предпочтёт не видеть себя в этой роли.
По словам протоиерея Димитрия Смирнова: «По сути, речь идет о технологии, позволяющей богатым эксплуатировать бедных. Трудно представить, что в суррогатные матери пойдет дочка преуспевающего бизнесмена. Нет, это удел молодых, хороших, но, быть может, не очень развитых интеллектуально девушек из деревни, из каких-то рабочих предместий и так далее. Но если у нас социальное государство — такой практики не должно быть».
4) Всегда ли бесплодие безвинно?
Сторонники суррогатного материнства пытаются оправдать свои действия вынужденностью ситуации, так как по статистике около 15% супружеских пар бесплодны. При этом умалчивается одно обстоятельство: а сколько из женщин, неспособных к зачатию, перед этим убивало своих детей во чреве путём медицинского аборта или применения абортивных контрацептивов (спиралей, гормональных таблеток)? Не смею огульно осуждать всех бесплодных женщин, но для некоторых не является ли бесплодие следствием содеянного? При этом я не хочу всё сводить к греху и Божьему наказанию, достаточно даже того, что официальная медицина говорит о потенциальной опасности абортов.
5) Мировая практика суррогатного материнства. По этому поводу есть хорошие статьи:
Суррогатное материнство: мамы на продажу.
Суррогатное материнство: чужой ребенок за деньги.
Этические проблемы «суррогатного материнства.