Содержание
- Урок 19. Отношение христианина к природе
- Отношение христианина к природе
- Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии
- На пути к экологической катастрофе
- Русская Церковь о сохранение природы
- Возделывать сад земной
- Философия экологизма
- XIII. Церковь и проблемы экологии
- Церковь и экология
Урок 19. Отношение христианина к природе
5 класс Урок 2 (19) Отношение христианина к природе
Вы узнаете:
— Что делает человека выше природы
— Какую ответственность несет человек за сохранение природы
СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ
1. Бываете ли вы сердиты, если кто-то разрушает то, что вы с заботой и любовью построили?.
2. Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу?
3. Как вы полагаете, если у нашего мира есть Творец, как Он воспринимает такие действия людей?
Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца.
Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди.
Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.
Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина.
Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура – это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным.
К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы получить побольше выгод и удобств. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм.
Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли.
Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин (Владыка) на земле — Бог, а не человек, который «ходит под Богом».
Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.
А человек выше природы. Выше потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или сохранил и преумножил.
Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас. Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей.
Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению.
Христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка – «блажен, иже и скоты милует» (Притч.12, 10. церк-слав.перевод).
Милосердное отношение к ним проявляет себя, в частности, в том, что человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним.
Врезка
Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот».
Врезка Библейская история
Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.
(С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища)
ВОПРОСЫ и задания
1. В чем проявляется милосердие к животным? Есть ли у тебя домашние питомцы и какие у тебя обязанности перед ними?
2. Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»?
3. О каких книгах Ломоносов говорил, что они написаны Богом?
4. Вам знакомо слово «экологический кризис»? Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?
ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ
Расскажите о том, как возникает, складывается семья. Узнайте значения слов помолвка, обручение, венчание.
Илл.:
Г. Гагарин Добрый пастырь
Фото: улыбка св. Амвросия Оптинского
Фото: монах с голубями
Айвазовский. Всемирный потоп
П. Рыженко. Сергий с медведем.
Православный взгляд узнает в подмене понятий, воцарившейся в западной цивилизации, нечто более серьезное, чем реорганизация мирового экономического устройства, нечто более зловещее, чем обычное стремление к наживе.
Отказ от развития, обрекающий слабые страны на крах, а их жителей на вымирание, говорит о том, что субъект мирового управления мотивирован злом. Он ведет планету к катастрофе. Он не от Бога.
На протяжении всей истории человек преобразовывал природу вокруг себя, не присваивая ее дары, а стремясь их приумножить. Производя отбор сельскохозяйственных культур, человек не только обслуживал свои нужды, но и вносил разнообразие в природу. Домашние животные, особенно близкие спутники человека — собаки и кошки — тем отличаются от своих диких родственников, что в них вложена частица человеческой души. Возникновению этих видов нет объяснения в эволюционной теории. Это не результат отбора, а чудо преображения, как и тот эффект воспитания чувств, которое производит с ребенком общение с домашними любимцами.
О принципиальном различии в отношении к животным в восточных верованиях и в христианстве писал князь Е. Н. Трубецкой: «Жалостливое отношение к живой твари есть и в религиях Востока, в браманизме и буддизме, но там это сострадание и жалость обусловлены признанием тщеты всего жизненного стремления как такового. Эта жалость чужда надежды; она не несет с собою никакого обетования и радости для низшей твари. Христианство любит эту тварь иною любовью: оно верит в ее безусловную ценность и открывает ей в человеке и через человека сонаследие вечной жизни».
Возникновение домашних животных за много веков и эпох до появления научной селекции и открытия генетики — доказательство правоты христианского взгляда на отношения человека с природой.
Преображение природы человеком — процесс, в котором неизменно уничтожаются не только отдельные особи, но и видовые массы. Одним видам делается преимущество над другими — культурным растениям (не обязательно употребляемым в пищу) над сорняками, насекомым, способствующим опылению, — над насекомыми, поедающими кору и листья живых растений или сосущими кровь человека или скота. Это отличие подхода авраамических религий от ряда восточных религий (буддизма, джайнизма) исходит не из произвола, а из представления о Божественном присутствии в дикой природе.
Н. О. Лосский описывал «предвестники» нравственного поведения у высокоразвитых млекопитающих (хищников и травоядных) и напротив, прототипы безнравственности — использование своего потомства в пищу, умерщвление полового партнера и др. — у ряда видов дифференцированных членистоногих (пауков, клещей, термитов). При этом он отмечал, что у животных-паразитов наблюдается гипертрофированное развитие одних систем (пищеварение, размножение) и неразвитие других (зрение, дыхание). Из его сопоставления следует, что бытовое эстетическое восприятие человеком различных видов живых существ зависит не только от их формы, цвета, движения, но и от их образа жизни, вплоть до дифференциации внутри отрядов и семейств. Самые высокие эстетические эмоции вызывают представители фауны, проявляющие прототипы альтруизма, нежности и верности в брачных и родительских отношениях, в том числе длительно воспитывающие у потомства навыки трудного выживания в дикой среде. Самое глубокое отвращение, напротив, вызывают существа без конечностей и глаз, паразитирующие на других животных и человеке, легко добывающие себе пищу и безразличные к своему потомству — это тоже живые существа, но они не названы в Книге Бытия обладателями души живой.
Следуя христианской этике, человек целенаправленно помогает братьям меньшим, которым покровительствует, избавиться от паразитов, мешающих жить, цвести и плодоносить, высасывающих кровь и соки. Преображенная человеком природа отличается от хаоса нетронутой природы тем же, чем сад отличается от леса. Сад — это преображенная, более совершенная природа, где растения не отнимают друг у друга свет и тепло, где им продлевается жизнь, когда они болеют, в которой сам человек испытывает высшие эстетические переживания. Превращение дикого леса в сад — стремление к Божественному идеалу гармонии. Оно требует целенаправленного творческого, развивающего душу труда, противостоящего энтропии как в природе, так и в самом человеке. Такую деятельность в быту называют «благодарной», поскольку ее результат вызывает особого рода эстетические чувства у самого преобразующего — подобно чувствам композитора, завершившего симфонию.
Городская среда, насыщенная садами и парками, не только содержит больше кислорода, чем «каменные джунгли» — в ней человек раскрывает лучшие свои черты, вдохновляется самыми чистыми помыслами, особенно если эстетика природы вливается в эстетику классической архитектуры.
Христианский идеал предполагает вовлечение дикой природы в человеческие смыслы — в противоположность первобытному хаосу, а никак не в согласии с ним. Сюжеты русских икон «О тебе радуется, благодатная, всякая тварь», где Богородица изображалась на фоне храма в окружении дикой твари — не хищной, не коварной, а преображенной, тянущейся к ней с выражением любви, или «Всякое дыхание да хвалит Господа», где твари лесные, стремясь ко Христу, соседствовали с ангелами небесными.
«Если есть всемирный смысл, то весь мир должен объединиться во единый храм Божий, вся тварь должна собраться вокруг благовестителя этого смысла — человека… Это и есть тот грядущий космос, собранный во Христе, мир, согретый материнскою любовью св. Девы и воскресший в Боге, который в христианстве противополагается ныне царствующему на земле хаосу», — писал по этому поводу Е. Н. Трубецкой.
Стремление к этому идеалу в человеческой культуре воплотилось в создании зоологических садов и парков. Аллегории приручения всего животного мира проникли и в советскую детскую литературу, служа образной антитезой насильственной мировой революции в поэтических сказках К. И. Чуковского. К этому же ряду относится многовековой цирковой жанр укротительства, в начале ХХ века в России ставший высоким искусством благодаря В. Л. Дурову. Между тем в западной культуре середины ХХ века эта идея инвертировалась в свою противоположность — в опыты проживания людей в хищной стае не с целью ее очеловечивания, а ради эскапистского погружения человека в первобытность.
Отечественное цирковое сообщество практиковало выращивание детенышей хищников в домашних условиях, о чем были написаны замечательные развивающие книги. Увы, это начинание было прервано после инцидента с семьей Берберовых, содержавших дома взрослых львов. Фактически Берберовы совершили две ошибки: во-первых, предоставили диким зверям статус равноправных членов семьи, во-вторых, создали вокруг питомцев телевизионный культ — то есть, сообщив питомцам человеческие свойства, развили в них гордыню. Этот эпизод, достойный не только естественнонаучной, но и богословской интерпретации, не опровергает, а подтверждает императив владычествования человека над дикой природой, постулированный в Книге Бытия.
Христианское отношение человека с живой природой — это отношение покровительства. Природа не может без человека излечить свои раны не только, когда их создал сам человек — например, при извержении вулкана или падении метеорита. Только человек в состоянии остановить наступление пустыни, спасти растения от засухи, погасить пожар, вызванный молнией. Но эти действия — не самоцель: человек отстаивает ту среду, в которой он обитает сам, которую преобразует, стремясь к достижению гармонии, и каждое такое действие уменьшает хаос, создает новое качество.
Вопреки обилию природозащитных мероприятий и инициатив, сам стиль организации которых выражает ханжество международной бюрократии, процессы глобализации отнюдь не способствуют сохранению природы в преображенном или даже в первобытном состоянии. Распад СССР ознаменовался разрушением и разграблением уникального Сухумского заповедника. В Африке национальные парки (Кения, Танзания) стали лагерями незаконных вооруженных формирований при прямом попустительстве западных держав. Подвергшийся «демократизации» Египет не имеет средств на борьбу с опустыниванием своих земель. Практика политического мальтузианства грозит как человеку, так и живой природе, поскольку лишает ее покровительства, к которому Св. Писанием призван человек.
Исходя из этого, русское православие, формулируя собственный подход к проблемам окружающей среды, может выступить на международном уровне с Доктриной преображения природы, ставящей во главу угла Человека — как выразителя воли Господней и как покровителя всего живого. Человек, как образ и подобие Божие, должен обладать источниками собственного выживания, чтобы осуществлять заботу о природе и целенаправленно, а не хаотически, восстанавливать ее цветущее разнообразие. Фундаментальное право человека на жизнь есть первая предпосылка развития природы в гармонии.
Поставив экологическую проблему с головы на ноги, отделив приоритеты экологической науки и практики от мизантропического и псевдо-апокалиптического налета, от смысловых подмен и софистики, Россия, в лице ученого сообщества, Русской Православной Церкви и — при их согласии — других авраамических конфессий, могла бы инициировать объективное, базирующееся на подтвержденных данных разных отраслей наук, исследование реальных угроз: а) изменений климата в различных частях света; б) влияния различных источников энергии на окружающую среду; в) оценки запасов ресурсов углеводородов, а также металлов, используемых в энергетике. Для реализации этого начинания целесообразно создание международной организации, альтернативной Международному бюро по изменениям климата (IPCC), которое в канун Копенгагенского саммита уже было уличено в грубой подтасовке данных, в частности, о таянии ледников (а его руководство — в конфликте интересов).
До получения достоверных данных о тенденции к глобальному потеплению и/или об угрозе полного истощения минеральных ресурсов земли за 100 лет (точнее, за 60, т. к. подобный прогноз Римского клуба относится к 1972 году) как исполнение указаний и требований, основанных на неподтвержденных гипотезах, представляется нецелесообразным.
«Существующие учебники экологии, в которых нет Божиего мира, представляются мне каким-то чудовищным искажением природы», — говорил на Рождественских Чтениях 1997 года энтузиаст религиозного преподавания естественнонаучных дисциплин профессор Московской государственной геологоразведочной академии, доктор химических наук А. В. Панкратов. К сказанному можно добавить, что в государственных доктринальных документах в этой области сегодня, к сожалению, также нет Божиего мира — зато присутствуют требования IPCC и догматы т. н. Хартии Земли, где права человека приравнены к правам дикой фауны и флоры.
«Чудовищное искажение», о котором говорит А. В. Панкратов, представляется нам результатом не только игнорирования христианского представления об отношениях человека с природой, но и объективных научных данных о природных процессах. Между тем экологические проблемы могли бы стать важной платформой для постоянного диалога между наукой и религией в России, на основе которого выносились бы рекомендации о неотложных мерах защиты природных сред в различных регионах, о ликвидации последствий неряшливого пользования природными источниками и недрами, о восстановлении лесных массивов, о совершенствовании противопожарных мероприятий, о воспроизводстве рыбных ресурсов, а также об уместных и целесообразных формах развития энергетики с учетом экономической обоснованности и о приоритетах создания пригородных зеленых зон и озелененных общественных пространств в городах.
Экологическое образование в школе, прививающее не только знания об исчезающих видах, но и о способах их сохранения в естественных и искусственных условиях, необходимо совместить с изучением географии — включая как основы геологии и климатологии, так и экономическую географию. Неподдельная любовь к дикой природе начинается со своих скворцов и журавлей, а не с заморских горилл.
Экологическая доктрина Русской Православной Церкви, выражающая традицию богословской мысли в сфере отношений природы и человека, призвана поставить во главу угла нравственные ценности, рассматривая совершенствование природной среды на основе совершенствования самого человека, и через них сформулировать этические требования ко всем профессиям, связанным с использованием природных ресурсов, отдав должный приоритет отраслям производства общественно необходимых продуктов, и с определением источников средств на экологические нужды — с позиций благополучия и достатка граждан. Этот документ, рассчитанный на мировое звучание, должен быть противопоставлен мизантропии.
Константин Черемных
Отношение христианина к природе
«Всё, что совершается чудесного в этом мире, не идёт ни в какое сравнение с тем чудом, которое являет собою этот мир, это небо и земля, и всё, что в них существует, — а всё это создано, конечно, Богом. А Тот, Кто их создал, и способ, которым Он создал их, остаются тайными и непостижимыми для человека».
Августин Блаженный
Однажды известный английский учёный Исаак Ньютон принимал у себя дома гостей. Это были его коллеги, профессора того университета, где трудился Ньютон. В беседе Ньютон упомянул о Боге, Который создал наш мир. Один его собеседник возразил: «Ну что вы, господин Ньютон, никакого Творца у нашего мира нет. В природе всё создаётся и развивается само собой, без вмешательства какого-то божественного разума!» Хозяин дома не стал спорить. Но после чая он пригласил гостей в свою лабораторию. Украшением лаборатории Ньютона была модель Солнечной системы. Это был как бы глобус из тонких прутиков. На прутья были нанизаны шарики-планеты. В центре был светильник-Солнце. Вокруг третьей планеты Земля вращалась Луна. Планеты можно было передвигать по прутьям, выстраивать из них разные сочетания, показывать причины затмений и тому подобное.
Гости были в восторге от этой конструкции. И вот тот самый физик, который за чаем сказал, что мир понятен и без Бога, спросил Ньютона: «Скажите, а где найти того мастера, который сделал для Вас такую замечательную модель! Я хочу заказать ему такую же для себя!» На что Ньютон вполне серьёзно ответил: «А никакого мастера нет! Эта модель возникла тут сама собой. Знаете, постепенно появились эти прутики и шарики. Шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились!» Гость растерялся: «Да Вы шутите, такого не может быть! Эта модель слишком сложна, чтобы вот так вот случайно возникнуть! Её обязательно кто-то изготовил!» Тут уж пришла пора для серьёзного ответа, и Ньютон сказал: «Скорее шутите Вы! Скажите, что сложнее — эта игрушечная модель мироздания или само мироздание? Но ещё час назад Вы утверждали, что у нашего мира нет никакого Творца и всё возникло случайно, а теперь Вы же уверяете, что даже для гораздо более простой игрушки всё же нужен творец!»
Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Он сотворил за шесть дней природу и человека и вложил в мир Свою любовь и мудрость. Всемогущий Творец поместил человека на планете, идеально приспособленной для жизни, с кислородом в атмосфере и разнообразными богатствами недр, с красивыми ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишённую лесов, трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной сутолоке мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь.
Поэтому, познавая мир, христианин в определённой степени постигает и замысел его Творца.
Великий русский учёный Михаил Ломоносов говорил: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной он показал Своё величие, в другой — Свою Волю. Первая — видимый этот мир, Им созданный. Вторая книга — Священное Писание».
В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию — заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что «христианин, изучающий законы природы, несёт великое христианское служение».
Развитие науки и познание мира — это доброе дело для христианина. Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура — это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным.
К сожалению, в последние столетия человек слишком увлёкся перестройкой окружающего его мира. Вам, наверное, приходилось слышать фразу «Человек — царь природы». Но вы когда-нибудь задумывались о том, кто же присвоил нам с вами этот титул?
Первым представителем древнейших людей считают «человека умелого» (homo habilis). Время его появления на нашей планете — два с половиной — три миллиона лет тому назад, в то время как возраст Земли, по разным оценкам, — около пяти миллионов лет. Получается, что, появившись сравнительно недавно, мы стали себя воображать царями этого мира и властителями всех континентов и морей. А может быть, мы с вами никакие не цари, а самозванцы? А даже если и властители, то в чём же состоит эта власть?
Кто из животных и растений, получая от человека приказ, будет его выполнять? Разве что собака, да и то не каждая, а только очень дрессированная. При этом перечень возможных команд собаке очень мал. Животное не приготовит ужин, не сбегает за продуктами в магазин, не починит кран на кухне. А принести брошенную палку — это не больно-то значимая работа, которая определяла бы величие господина.
Итак, кто ещё, кроме собаки? Ищем, ищем, мысленно думаем обо всех животных и растениях на планете и… приходим к неутешительному выводу, что человеку никто, кроме человека, беспрекословно не подчиняется. То есть человек способен руководить только своими собратьями по виду.
Вот и получается, что никакие мы не цари природы, а самое страшное из-за нашего так называемого царствования вот что: «Мы перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм».
Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств для себя, а не для всех.
Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что, по сути, отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли.
Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин (Владыка) на земле — Бог, а не человек, который «ходит под Богом».
Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней животным. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека есть. У человека есть совесть, а у звёзд её нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов — нет. У человека есть «образ Божий», то есть разум и свобода.
И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано — с того больше спросится. Волк и заяц — это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса. Поэтому перед Творцом, Который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.
Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить её от нас.
Экология — это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей.
Для христианина вся природа — это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев — тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно ещё и в душе такого хулигана создаёт привычку к
злобе и разрушению.
Однажды мир уже пострадал из-за действий человека и был полностью уничтожен своим Создателем. В Библии рассказывается об огромном корабле, построенном праведником Ноем по велению Всевышнего. Но почему Бог приказал это сделать?
Первые люди, изгнанные из рая, жили своими трудами — в поте лица обрабатывали землю, растили детей и приспосабливались к жизни, не надеясь ни на чью помощь.
Прошли тысячелетия. Люди забыли своего Создателя, стали грешить. Скверные дела их переполнили чашу терпения Бога. И Он решил уничтожить человечество. Бог сказал: «Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил… ибо Я раскаялся, что создал их».
Но среди множества людей он посчитал достойным спасения семью праведника Ноя.
Святой Иоанн Златоуст отмечает главную черту личности Ноя — небывалую твёрдость и решимость на пути добродетели: «Как был предан добродетели этот праведник, когда среди такого множества людей, с великою силою стремившихся к нечестию, один он шёл противоположным путём, предпочитая добродетель, — и ни единодушие, ни столь великое множество злых не остановило его на пути добра… Представь же необычайную мудрость праведника, когда он среди такого единомыслия злых людей мог избежать заразы и не потерпеть от них никакого вреда, но сохранил твёрдость духа и уклонился от греховного единомыслия с ними».
Согласно Библии, Бог предупредил Ноя о грядущей катастрофе, повелев построить ковчег, точно описав его параметры. Ной был человеком богобоязненным и выполнил наказ Создателя. На то, чтобы построить ковчег, у Ноя ушло сто лет. Кроме семьи Ноя, на судне разместилось множество животных.
Ной призывал людей раскаяться в своих грехах, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский: «Ной звал людей, а пришли одни скоты».
И в самом деле Ной заполнил свой ковчег только животными, которым
угрожал потоп. С той поры слово «ковчег» имеет ещё и смысл прибежища. Чтобы животные смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре».
В точно назначенное время начался невообразимый ливень. Он лил, не останавливаясь, сорок дней и ночей. Вся Земля скрылась под водной толщей сплошного океана. Из-под воды даже не просматривались вершины гор! Сорок дней сильнейшего дождя смыли всё остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.
Семь месяцев плавал ковчег Ноя по бескрайнему океану, который поглотил всю нашу землю.
Через 150 дней вода начала постепенно убывать. Ноев ковчег стойко выдержал испытание стихией. В седьмой день седьмого месяца судно пристало к горе Арарат. Чтобы удостовериться, что стихия больше не бушует, Ной выпустил ворона, который вернулся в ковчег ни с чем. Потом Ной выпустил голубя, но тот «не нашёл места покоя для ног своих» и возвратился в ковчег. Спустя неделю праведник вновь выпустил на волю голубя, который, вернувшись, принёс в клюве листочек маслины. Так Ной узнал, что вода сошла с земли.
Подождав ещё семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже больше не возвратился к нему. Тогда Ной открыл крышу ковчега и увидел, что поверхность земли высохла. Бог сказал Ною: «Выйди из ковчега ты, жена твоя, сыновья и их жёны; выведи с собою всех животных, которые с тобою… и пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются…»
Ной с домочадцами покинул своё плавающее убежище. Свою роль ковчег выполнил — спас людей и животный мир планеты.
Как мы с вами видим, христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка «блажен, иже и скоты милует».
Милосердное отношение к ним проявляет себя, в частности, в том, что человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как
домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним.
Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Христианство знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. Чувствуя святость, которая струится от подвижников, от их намоленных келий, вещей, звери приходили к святым и служили им. О подобных случаях нам изобильно сообщают жития святых.
Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот».
В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы.
1. В чём проявляется милосердие к животным?
2. Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»?
3. О каких книгах Ломоносов говорил, что они написаны Богом?
4. Чувствуют ли животные доброе сердце человека?
Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви выразил позицию РПЦ по по актуальным проблемам экологии. Текст документа, принятого Собором 4 февраля, опубликован на сайте Московского Патриархата.
Фото: С. Власов
Все человечество несет ответственность за состояние природы — творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф, спровоцированных человеческой деятельностью.
Грехопадение прародителей повлекло за собой искажение первозданной природы. Священное Писание свидетельствует об этом: «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее» (Рим. 8:20). Загрязнение и разрушение природы — прямое следствие человеческого греха, его зримое воплощение. Многообразные проявления греховного отношения к природе характерны для современного «общества потребления», ставящего главной целью получение прибыли. Единственная возможность восстановить здоровье природы состоит в духовном возрождении личности и общества, в подлинно христианском, аскетическом отношении человека к собственным потребностям, обуздании страстей, последовательном самоограничении.
Главные положения позиции Русской Православной Церкви по проблемам сохранения живой природы и окружающей среды содержатся в Основах социальной концепции (раздел XIII, «Церковь и проблемы экологии») и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека (раздел III.5).
Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира (Быт. 2:15) и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Русская Православная Церковь считает своим долгом и далее участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды, думая о сохранении здоровья и нормальной жизни людей.
1. Богословское осмысление вопросов экологии
Русская Православная Церковь, исповедуя библейское учение об отношениях человека и тварного мира, готова вносить свой вклад в осмысление мировоззренческих оснований экологических исследований и экологической деятельности.
Церковь свидетельствует о единстве сотворенного Богом мира и предлагает целостную картину человеческого бытия. Эта мысль подчеркивает отличие теоцентрического мировоззрения от позиции гуманистического антропоцентризма, рассматривающего окружающую среду как источник «эгоистического и безответственного потребления» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XIII.4) и от языческого обожествления природы, подчас соединяемого с попытками возвысить ее над человеком, объявить ее самодостаточной, а человеческие усилия по ее преображению — ненужными.
Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1:28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1:25). Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс. 91:5).
В свете Священного Писания экологическая деятельность понимается как заповеданное Господом обращение человека с тварным миром. Бог благословил человеку пользоваться материальными благами для поддержания его телесной жизни (Быт. 1:29). Книга Бытия также свидетельствует, что Господь открыл человеку возможность познавать и изучать творение, так как обладать и владычествовать над ним (Быт. 1:28) в соответствии с замыслом Божиим невозможно без знания законов природы. Особое значение для правильного понимания места человека во Вселенной имеет библейское учение о владычестве человека над сотворенным Богом миром, которое должно быть сообразным Всеблагому творчеству Создателя Вселенной, ибо человек создан по образу Божию. Преподобный авва Дорофей пишет: «Будем все хранить совесть нашу во всем: в отношении к Богу, к ближнему и к вещам». Люди призваны к творческому участию в бытии творения, его защите и сохранении: «Взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15).
Одним из последствий грехопадения первых людей явилось нарушение богоустановленных отношений между ними и природой. Человек стал руководствоваться прежде всего эгоистическими и потребительскими побуждениями. Поэтому экологическая деятельность не достигнет желаемых результатов, если люди не будут стремиться преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по Его заповедям.
Учитывая важность вопросов экологии, необходимо развивать в высших церковных учебных заведениях богословские исследования о взаимосвязях человека и тварного мира, а также рассматривать экологическую тематику на церковных научно-практических форумах. Следует вести богословское обсуждение проблем экологии с братскими Поместными Православными Церквами, а также обмениваться опытом в этой области в межхристианском и межрелигиозном диалогах. Обращаясь к экологическим вопросам, Церковь сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение.
2. Литургическая жизнь Церкви и экология
Церковь призывает благодать Святого Духа не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Божественная Евхаристия освящает тварный космос. Плоды земли и творения рук человеческих — хлеб и вино — действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы, освящая верных. Освящение водной стихии, совершаемое на Богоявление, открывает новую перспективу для материального бытия: освященная вода становится святой водой, «приводящей в жизнь вечную». Церковь всегда откликалась молитвой и трудом на события, требовавшие взаимодействия человека и природы, и на ситуации, в которых природные стихии становились для человека враждебными. Церковь ежедневно молится о «благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных», совершаются и особые молитвы о людях, трудящихся на земле, об избавлении от стихийных бедствий, вредоносных животных.
В условиях экологических кризисов и катастроф люди крайне нуждаются в молитвенной поддержке. Представляется важным издавать существующие, адаптированные и вновь разрабатываемые молебные чины с призыванием помощи Божией на сельскохозяйственную деятельность, а также на различные труды, направленные на сбережение окружающей среды. В дополнение к существующим могут быть созданы богослужебные чины и отдельные молитвы, возносимые во время стихийных бедствий и техногенных катастроф.
3. Экологическое воспитание
Русская Православная Церковь утверждает, что человек изменяет окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преодоления духовного кризиса человечества.
Реальной альтернативой потребительству является христианский образ жизни. Православие учит воспитывать в людях умеренность и воздержанность в удовлетворении жизненных потребностей, ответственность за свои действия, отказ от излишеств, в том числе от нерачительного использования продуктов питания, уважение к потребностям других людей, понимание важности духовных ценностей для каждого человека.
Примером бережного и целомудренного отношения к окружающей среде нередко являлись православные монастыри, где и происходило плодотворное взаимодействие благой воли человеческой и освящающей силы Божией, в том числе в области сельскохозяйственной деятельности.
Следует поощрять приобщение священнослужителей к изучению основ экологии как науки и законов функционирования биосферы. Для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы христианской экологической этики в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания, содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших духовных учебных заведений, воскресных школ, православных детских лагерей, а также в дополнительное духовное образование и курсы переподготовки. Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых.
4. Церковное участие в экологической деятельности
Священнослужители и миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Эта деятельность в первую очередь должна быть направлена на свидетельство о том, что лишь воздержанность, уважение к другим и ответственность в каждом человеке, основанные на сознательном исполнении заповедей Божиих, позволят человечеству преодолеть возникшие экологические проблемы.
Православные верующие призываются содействовать разработке и внедрению технологий и способов управления хозяйством, ориентированных на возможно более бережное отношение к окружающей среде.
Экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы. Тема экологии может рассматриваться как компонент пастырского, миссионерского, социального и молодежного служений. Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств.
5. Соработничество с общественными, государственными и международными институтами в сфере экологии
В трудах по защите природы Русская Православная Церковь открыта к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами. При этом Церковь подчеркивает, что вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в политической борьбе и экономической конкуренции или как способ удовлетворения корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. В такого рода случаях Церковь оставляет за собой право воздерживаться от сотрудничества в экологических и смежных проектах. Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, международных организаций, общественных и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на природу, а через это — на здоровье и жизнь человека.
Особую важность имеет диалог Церкви со специалистами и руководителями, от которых зависит принятие решений о стратегии городского, сельскохозяйственного, промышленного и добывающего развития, а также поддержка исследований в области экономии ресурсов, разработки и внедрения экологически чистых технологий, поиска альтернативных источников энергии, сохранения средообразующих функций природных систем.
Епархии, благочиния и приходы могут подписывать соглашения о сотрудничестве с региональными и местными структурами, деятельность которых направлена на сохранение окружающей среды.
В рамках соработничества с государством и обществом по вопросам экологии Церковь открыта к тому, чтобы:
- участвовать в форумах, конференциях и встречах экологической направленности, знакомить все заинтересованные стороны со своим пониманием экологических проблем и имеющимся опытом их разрешения;
- давать оценку общественно значимым экономическим проектам, влияющим на состояние живой природы и окружающей среды;
- осуществлять совместные проекты с общественными, государственными и международными структурами;
- активно развивать церковное присутствие в общественной и научной экологической работе на международном, национальном и региональном уровнях;
- участвовать в разработке, обсуждении и осуществлении информационных, образовательных и воспитательных программ, имеющих экологическую составляющую, а также законов и иных нормативных актов, затрагивающих в той или иной мере вопросы экологии.
В диалоге с представителями общества, государства, международных организаций Русская Православная Церковь считает долгом содействовать укреплению в людях, принадлежащих к разным социальным, этнокультурным, возрастным и профессиональным общностям, чувства солидарной ответственности за сохранность Божиего творения и поддерживать их труды в этом направлении.
Глобальное загрязнение окружающей среды, истощение планетарных ресурсов и бытовое «свинство» могут превратить половину Земли в непригодную для жизни пустыню уже в 2049 году. Экология не является для христианина вопросом второстепенным, ведь наш мир – творение Божие. А значит, мы в ответе за то, что происходит с окружающей средой вокруг нас. О философии и этике экологизма с точки зрения православия.
На пути к экологической катастрофе
В конце 2017 в журнале BioSience было опубликовано «Второе предупреждение человечеству», подписанное 15 364 учёными из 184 стран. Первый подобный манифест, обращенный ко всем жителям Земли, появился 25 лет назад. В обоих случаях «предупреждение» предостерегает правительства стран, корпорации и граждан от потребительского и небрежного обращения с окружающей средой.
Ученые заявили, что за четверть века, прошедшие со времени публикации первого обращения никаких положительных изменений в глобальной экологии, за исключением стабилизации озонового слоя стратосферы, не произошло.
- Количество выбросов углерода в атмосферу в 2017 увеличилось на 2%.
- К началу XXI века человек уничтожил 50% лесов, существовавших на планете.
- 250 из 500 крупных рек мира серьезно истощены или загрязнены.
- За XX с лица земли в результате человеческой деятельности были стерты 100 видов животных. Десятки на сегодняшний день занесены в Красную книгу как вымирающие.
Научно-технический прогресс в купе с потребительским отношением ставит человечество перед весьма серьезной проблемой выживания. Ведь речь идет не о фондовых рынках и комфортной среде обитания, а о естественном пространстве жизни.
В экологическом рейтинге стран тенденциями развития позорное последнее место занимает Россия.
Это не означает, что сейчас в нашей стране все хуже всех, нет. Но и позитивных тенденций на изменение Йельским и Колумбийским университетами, составлявшими рейтинг, не отмечено. К промышленным объектам, «делающим» наш экологический день, примешивается устрашающее массовое бытовое загрязнение: от брошенной мимо урны бумажки до организации коллективных несанкционированных свалок рядом с местами проживания.
Экологизм – один из показателей духовного состояния общества.
Русская Церковь о сохранение природы
В 2012 году Русская Православная Церковь разработала проект «Основ экологической концепции». В разделе «Богословское осмысление вопросов экологии» емко выражена позиция авторов:
«Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1:28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1:25). Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25)», – говорится в документе.
Церковь сообщает в документе о своем намерении как вступления в публичный диалог с обществом, так и организацию работы, связанной с повышением экологической грамотности, минимум – своих прихожан. Уже в социальной концепции РПЦ озвучивается позиция, связанная с тревожной обстановкой в экологии планеты: увеличение количества промышленных отходов, неправильная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыванию генетического многообразия жизни.
Истоки нарушения правильных взаимоотношений между человеком и природой по мнению Церкви – в грехопадении человечества в доисторические времена.
Экологический кризис, как и все беды человечества, становится следствием духовной деградации.
Документ резюмируют слова Максима Исповедника о возможности превращения земли в рай только тогда, когда каждый человек будет носить рай в самом себе.
Одним из самых последовательных и активных «экологистов» Русской Церкви в наши дни можно назвать епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора. Архиерей не раз выступал в публичном поле с высказываниями о связи православного мировоззрения с защитой окружающей среды.
«Верующий человек должен быть ответственным не только во время посещения храма, но и в повседневной жизни. Заповедь Бога о том, что человек должен заботиться о земле, на которой живет относится к нам не гипотетически. Окружающий мир сегодня нуждается не столько в документах, не в теории, сколько в практической деятельности. Если каждый прихожанин Русской Православной Церкви выйдет весной на улицу и подберет пару пластиковых бутылок, страна станет заметно чище, природа будет здоровее», – отметил владыка Диодор в одном из своих интервью.
Возделывать сад земной
Беда современного человека – в потребительском отношении к миру.
«Бери от жизни все» – банально, но именно в этом слогане кроется ключевое «взять все». Не отдать, а именно взять.
Мировые корпорации и местечковые производства по этой сложившейся в постмодерне парадигмой уверенными темпами двигают человечество к катастрофе. Антиэкологическое безумие сродни слепому безбожию, пребывая в котором, люди убеждены, что будут жить вечно. Дары Бога для них – всего лишь очередная халява. Бери, сколько можешь унести, а после нас хоть трава не расти.
Помойки, прорастающие по всей стране в разных масштабах, лишь подтверждают множащийся в обществе духовный кризис. С одной стороны, потомки Хама, не видящие ничего святого в окружающей их реальности, на бытовом уровне позволяют себе мусорить. С другой, им никто не противостоит. Кроме, конечно, исключительных случаев, как в Волоколамске. Но подмосковный город взорвался отнюдь не из-за высокой экологической мотивации жителей, а прямой угрозе нормальной жизни горожан.
Интересно, что библейская «геенна огненная» (по-еврейски Гэй бе-Инном) – была в Иерусалиме времен Христа ничем иным, как помойкой, смердящей и тлеющей. Действительно, что может быть на земле омерзительнее помойки? Ад, состояния падшей души, в тварной метафоре потрясающе восходит именно к свалке, к мусорному полигону. В то время как рай, райский сад – это торжество девственной природы, чистоты, творчески возделываемой заботливым человеком.
Философия экологизма
Мир за нашими окнами – дар Божий. Помните заповедь о возделывании сада Эдемского? Бог наказывает Адаму, а в его лице всему человечеству бережное отношение к природе. Воздух, вода, леса, горы, недра, флора и фауна – доверительный капитал, который Творец отдает людям в управление. Земля, по которой мы идем, пусть даже она закатана в толстый слой асфальта и заставлена коробками многоэтажек, остается землей.
У казаков в дореволюционной России даже был обычай: не плевать на землю, по ней ходит Богородица.
Такому нравственному отношению к миру современнику, считающему себя намного умнее людей прошлых веков, еще бы поучиться. Экологизм – широкая тема, за которой скрывается целый образ жизни. Но в условиях катастрофы, которая висит над головой человечества, начинать надо с себя и с малого. Соблюдать личную общественную чистоту, выходить на субботник и стараться пресекать мусурное беззаконие наших сограждан. Решительно и с любовью. Возможно, выполняя эти простые правила лично и научив другого, мы уже через несколько лет получим совсем другой мир вокруг себя.
XIII. Церковь и проблемы экологии
XIII.1. Православная Церковь, сознающая свою ответственность за судьбу мира, глубоко обеспокоена проблемами, порожденными современной цивилизацией. Важное место среди них занимают экологические проблемы. Сегодня облик Земли искажается в планетарных масштабах. Поражены недра, почва, вода, воздух, животный и растительный мир. Окружающая нас природа практически полностью вовлечена в жизнеобеспечение человека, который уже не довольствуется многообразием ее даров, но безудержно эксплуатирует целые экосистемы. Деятельность человека, достигшая масштабов, соизмеримых с биосферными процессами, постоянно возрастает благодаря ускорению темпов развития науки и техники. Повсеместное загрязнение природной среды промышленными отходами, неправильная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыванию генетического многообразия жизни. Истощаются невосполнимые минеральные ресурсы недр, сокращаются запасы чистой воды. Появляется множество вредных веществ, многие из которых не включаются в естественный круговорот и накапливаются в биосфере. Экологическое равновесие нарушено; человек поставлен перед фактом возникновения необратимых пагубных процессов в природе, включая подрыв ее естественных воспроизводительных сил.
Все это происходит на фоне невиданного и неоправданного роста общественного потребления в высокоразвитых странах, где стремление к изобилию и роскоши стало нормой жизни. Такое положение создает препятствия к справедливому распределению естественных ресурсов, являющихся общечеловеческим достоянием. Последствия экологического кризиса оказались болезненными не только для природы, но и для человека, находящегося с ней в органическом единстве. В результате Земля оказалась на пороге глобальной экологической катастрофы.
XIII.2. Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. «Тварь, — пишет апостол Павел, — покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8. 20-22). В природе как в зеркале отразилось первое человеческое преступление. Семя греха, возымев действие в человеческом сердце, произрастило, как свидетельствует Священное Писание, «терние и волчцы» (Быт. 3. 18) на земле. Стало невозможным полное органическое единство человека и окружающего мира, которое существовало до грехопадения (Быт. 2. 19-20). В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог (Пс. 23. 1), Которому принадлежат «небо и… земля и все, что на ней» (Втор. 10. 14), в то время как человек, по выражению святителя Иоанна Златоуста, есть лишь «домоправитель», коему вверено богатство дольнего мира. Это богатство – «воздух, солнце, воду, землю, небо, море, свет, звезды», как замечает тот же святой, Бог «разделил между всеми поровну, как будто между братьями». «Владычествование» над природой и «обладание» землей (Быт. 1. 28), к которым человек призван, по Божию замыслу не означают вседозволенности. Они лишь свидетельствуют, что человек является носителем образа небесного Домовладыки и как таковой должен, по мысли святителя Григория Нисского, показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в «возделывании» и «хранении» (Быт. 2. 15) величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом.
XIII.3. Экологический кризис заставляет пересмотреть наши отношения с окружающим миром. Сегодня все чаще критикуются концепция господства человека над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею. Осознание того, что современное общество платит за блага цивилизации слишком дорогую цену, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Так, выявляются виды деятельности, наносящие вред природной среде. Одновременно разрабатывается система ее защиты, пересматриваются методы хозяйствования, предпринимаются попытки создания ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, которые одновременно могли бы «встроиться» в естественный природный круговорот. Получает развитие экологическая этика. Руководствующееся ею общественное сознание высказывается против потребительского образа жизни, требует повысить нравственную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе, предлагает ввести экологическое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по защите окружающей среды на базе широкого международного взаимодействия.
XIII.4. Православная Церковь по достоинству оценивает труды, направленные на преодоление экологического кризиса, и призывает к активному сотрудничеству в общественных акциях, направленных на защиту творения Божия. Вместе с тем она отмечает, что усилия такого рода будут более плодотворными, если основы, на которых строятся отношения человека с природой, станут носить не сугубо гуманистический, но и христианский характер. Одним из главных принципов позиции Церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. C христианcкой точки зрения природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем, а также храм, где он – священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу. В основе понимания природы как храма лежит идея теоцентризма: Бог, дающий «всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17. 25) является Источником бытия. Поэтому сама жизнь в многоразличных ее проявлениях носит священный характер, являясь Божиим даром, попрание которого есть вызов, брошенный не только божественному творению, но и Самому Господу.
XIII.5. Экологические проблемы носят, по существу, антропологический характер, будучи порождены человеком, а не природой. Посему ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики. Природа подлинно преображается или погибает не сама по себе, но под воздействием человека. Его духовное состояние играет решающую роль, ибо сказывается на окружающей среде как при внешнем воздействии на нее, так и при отсутствии такого воздействия. Церковная история знает множество примеров, когда любовь христианских подвижников к природе, их молитва за окружающий мир, их сострадание твари самым благотворным образом сказывались на живых существах.
Взаимосвязь антропологии и экологии с предельной ясностью открывается в наши дни, когда мир переживает одновременно два кризиса: духовный и экологический. В современном обществе человек подчас теряет осознание жизни как дара Божия, а иногда даже самый смысл бытия, которое порою сводится к физическому существованию. Окружающая природа при подобном отношении к жизни уже не воспринимается как дом, а тем более как храм, становясь лишь «средой обитания». Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, ибо неспособна оказывать преображающее воздействие на мир. Ослепленному грехом человечеству не помогают и колоссальные технические возможности — при безразличии к смыслу, тайне, чуду жизни они не приносят настоящей пользы, а подчас причиняют вред. У человека, деятельность которого духовно не ориентирована, техническая мощь, как правило, порождает утопические надежды на безграничные возможности человеческого разума и на силу прогресса.
Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. Это утверждение отнюдь не означает, что Церковь призывает свернуть природоохранную деятельность. Однако она связывает надежду на положительное изменение взаимосвязей человека и природы со стремлением общества к духовному возрождению. Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души. По мысли преподобного Максима Исповедника, человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.
Церковь и экология
На прошедшем пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви был принят проект документа «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Его комментируют член Межсоборного Присутствия Епископ Бобруйский и Быховский Серафим, а также руководитель проекта по энергоэффективности Гринпис России Игорь Подгорный.
Епископ Бобруйский и Быховский Серафим: Христианский образ жизни – огромный вклад в защиту окружающей среды
Дискуссия по этому документу шла более двух часов, и в итоге он был значительно переработан, богословски более насыщен, если сравнивать с первоначальными проектами. Документ получил название «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии». Он имеет богословское содержание и достаточно конкретные рекомендации для работы.
Русская Православная Церковь не в первый раз обращается к этому вопросу. Так, например, в Основах социальной концепции уже есть раздел «Церковь и проблемы экологии».
В целом, с начала девяностых годов Русская Православная Церковь активно участвует в дискуссии на экологические темы. Установлен день – 1(14) сентября – День молитвы о Божием творении. Это общеправославное решение всех Предстоятелей Поместных Православных Церквей.
Сегодня масштабы техногенных катастроф таковы, что наша Церковь считает важным и необходимым вновь ясно и определенно заявить о своей позиции и более активно действовать в вопросах экологии. Церковь ведь не может игнорировать, что вокруг нас происходит.
На обсуждении документа было также обращено внимание, что в современной экологической дискуссии есть опасность политизации и идеологизации этой темы. А потому было заявлено, что Церковь не участвует в политической борьбе, в том числе в случаях, когда эксплуатируется экологическая тематика.
В итоге была выверена официальная церковная позиция по вопросам экологии, и был подготовлен проект документа, который затем будет уточнять и принимать уже Архиерейский Собор.
Так что теперь представителям Церкви будет проще ответственно объяснить людям, как Церковь видит столь острые и жгучие сегодня вопросы экологии.
Было отмечено, что христианская проповедь, христианский образ жизни сами по себе – это уже огромный вклад в защиту окружающей среды, реальная альтернатива потребительскому обществу. Ведь Церковь говорит о необходимости самоограничения, о необходимости аскетического отношения к природе, к миру, к себе.
А чем еще можно ответить на навязываемый сегодня дух потребительства и гедонизма?
Мы включаем экологическую озабоченность во все сферы жизни и работы Церкви. Она должна быть компонентом пастырской, миссионерской, молодежной деятельности приходов, монастырей, церковных учреждений образования.
Вообще, я защищал кандидатскую на близкую, хотя и более узкую, тему – «Учение святого апостола Павла об отношении человека к тварному миру». Этот круг вопросов мне более-менее знаком. Поэтому было особенно приятно, что Святейший Патриарх тонко понимает и чувствует эту тему. Вычитывая документ, он давал компетентные и очень точные, на мой взгляд, оценки…
Игорь Подгорный: «Общество потребления – одна их глобальных проблем»
Когда читаешь любую концепцию, любую стратегию, видишь там очень правильные вещи (как и в данном документе), всегда задаешься вопросом, а как это воплотиться в каких-то конкретных делах, как это будет работать?
Здесь некоторая необычность ситуации, что документ написан не каким-то государственным министерством или ведомством, по своему роду деятельности вроде как охраняющим природу.
Еще такой момент, что в последнее время Церковь не ругает только ленивый, в том числе по экологическим моментам, связанным с каким-то строительством, «захватом земель». В документе написано, что Церковь готова открыто все это обсуждать, в том числе с людьми, которые по роду деятельности заняты в природоохранной системе – с государственными структурами, с общественными организациями. И это даст возможность, в том числе, уменьшить спекуляции по этим вопросам.
Я не готов что-то советовать, но мне кажется, было бы эффективно сейчас собрать встречу, может быть, максимально широкого круга, чтобы были представители Церкви, общественных природоохранных организаций, государственных организаций. Тогда многие вопросы можно было бы просто снять. Потому что люди порой возмущаются тем или иным вопросом, поскольку они, как говорится, «не в теме». Когда начинаешь разбираться, оказывается, что за разговорами на самом деле нет повода для возмущения.
Не секрет, что наибольший вред природе наносят те государственные структуры, ведомства, которые поставлены природу защищать. Мы с этим, к сожалению, сталкиваемся очень часто. Как переломить эту ситуацию, я не знаю. И если со стороны Церкви в этой области будет какое-то воздействие, думаю, это станет продуктивным моментом.
Мне очень близко то, что в документе написано про общество потребления. Это одна из самых наших серьезных и самых глобальных проблем. Мне кажется, в этом кроется большая часть наших проблем, связанных с отношением к природе, с использованием природных ресурсов и так далее.
Для того, чтобы это понять, не нужно быть природоохранником. Достаточно зайти в любой магазин и посмотреть, что там продается и для чего. 90% вещей, которые там предлагаются в первый же месяц, если не раньше, окажутся на свалке.
И если с помощью Церкви попытаться людям донести простую вещь: все, что мы имеем, сделано из ресурсов, которые не восполняются. Или восполняются, но крайне не быстро. Мы киваем на ту же Америку, что там высокий уровень потребления. Но ведь и мы не отстаем. Пусть у нас не по пять автомобилей на семью, но мы с легкостью покупаем, скажем, продукты в индивидуальной упаковке, потом выбрасываем этот пакетик на свалку и думаем, что ничего не происходит. А на самом деле достаточно хоть раз посмотреть на свалку со стороны, чтобы понять, какой объем отходов мы производим.
То есть вопрос уже даже не о бережном отношении к природе, а хотя бы – о разумном. То, что мы сейчас делаем – на грани разума.