Содержание
Толкования Священного Писания
От дний Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его
Отчего Царство Небесное, царство мира и радости, силою берется, и только употребляющие усилие восхищают его? Оттого, что в нас много внутреннего, природного зла, которое нужно искоренять и которое, как змея, которую хотят убить, противится и уязвляет нас; что есть сильный враг Царствия Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас свое царство, царство греха, мрака, смущения, скорби и тесноты. Не удивляйся же, что к Царству света нужно всегда идти напролом.
Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Эти слова надобно относить и к Святым Тайнам Тела и Крови. Так как с ними мы принимаем в себя Царствие Божие, то без нужды, без усилий нельзя принять их достойно, а нужно испытать борьбу внутреннюю пред принятием их: враг постоянно, безотвязно старается похитить из сердца нашего веру в Святые Тайны, чтобы мы приняли их в суд себе, потому что все, что не по вере, грех (Рим. 14,23). Означенные слова надобно отнести также и ко всем прочим тайнам, ко всем молитвам, к добрым мыслям, желаниям и поступкам.
Верно слово Спасителя, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Чтобы делать добро, я постоянно должен бороться с своим сердцем, которое всегда готово склонить меня ко злу: добро всегда с нуждою достигается, а зло сделать всегда легко, только опусти руки. Сердце наше – источник зла, по словам Спасителя.
Царство Небесное силою берется. Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия.
Дневник. Том II. 1857-1858.
На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая; сила Божия, сила благодати и сила диавола, сила лукавая и всепагубная. Человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один – животворный, о коем Господь говорит: Я пришел низвесть огонь «на землю» (Лк. 12:49); а другой – огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собою, чтобы возбуждать в себе огонь Божий, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу свою всякими грехами. Вот у тебя нет чистоты сердца – это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни – перемени себя, будь сочувствующим; не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия – претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовию слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд – смирись, если жаден к пище и питию – будь воздержан и т.д. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро – привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовной; добро привлекает обетование вечной жизни за победу над страстями: «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем… » (Откр. 3:21). «Царствие Небесное», то есть святость и чистота, правота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему – «силою берется», то есть силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, и «употребляющие усилие» приобретают его. Плоть противится духу (Гал. 5:17), то есть всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, между двух огней: огня Божиего, животворящего, и огня дьявольского – палящего и мучающего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или «с духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12), борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощию Божией, ибо без Бога не до порога. И от Бога даны нам все Божественные силы к животу и благочестию, надо только не лениться использовать их. – Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? – Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие; какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу, какую молитву всегдашнюю, какой труд, какое смирение, незлобие, послушание, терпение, милосердие к ближнему. И как верою они дошли до Царствия Божия! Никто из них не посрамился; все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царствие Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей; читайте, слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни – и получите вечное спасение. Ведь вы трудитесь же все так или иначе для земли, для земного благоденствия; потрудитесь же особенно для получения вечной жизни; «ищите прежде Царства Божия и правды, Его, и сия вся», все земные блага «приложатся вам» (Мф. 6:33). Аминь.
Последний дневник (1908 год).
Царство Небесное нудится – и царство сатанинское нудится, то есть грех непрестанно нудит нас следовать его похотям, да еще с наглостью, с силою, с ожесточением; борись с ним непрестанно: не будешь бороться – грех совсем одолеет, а Царство Божие ослабеет.
Дневник. Том X. 1866–1867.
Царство Небесное силою берётся
Жан-Жермен Друэ. «Иисус и Хананеянка»
Выражение «Царство Небесное силою берётся» происходит из Библии.
В Евангелии от Матфея говорится:
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна».
Спаситель заставляет и понуждает ими слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне.
Как известно, Иоанн Креститель был призван, чтобы подготовить людей к принятию Мессии. И когда Мессия, то есть Христос пришёл, Он подтвердил авторитет Иоанна. Цитата из Евангелия от Матфея: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя».
Спаситель говорит о большом значении закона и всех пророков, которые были до того, как Он пришёл. Именно благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию.
Об этом пишет Евангелист Лука. Цитата:
«Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него».
Размышляя над этим местом из Священного Писания, ученик святителя Иоанна Златоуста, святой пятого века преподобный Исидор Пелусиот, говорит о том, как поступают люди, стремящиеся войти в Царство Божие:
«Они те, которые тело свое принуждают к целомудрию, к какой-либо иной добродетели, подчиняют его законам духа, делают его вспоможением и побуждением к добродетели».
Царство Небесное достигается и берётся несмотря на все препятствия и даже унижения, людьми, стремящимися обрести спасение добродетельной жизнью. И все, кто приходят к Богу с усердием, заслуживают быть спасёнными.
Прекрасной библейской иллюстрацией этого выражения является пример из Евангелия от Матфея о хананеянке, женщине из язычников, настойчиво просившей Христа помиловать её, и исцелить дочь. По вере, проявившейся в словах к Господу, дочь женщины была спасена. Спаситель ответил: «велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему».
Выражение «Царство Небесное силою берётся» о том, что всего можно достичь, если верить в это и искренне желать, прилагая усилия. Оно означает настойчивое упорство и убеждённое стремление к чему-либо. То, что за всё важное в жизни нужно сражаться; всё желаемое достигается трудом и борьбой.
Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12,13)
Резюме.
Мф. 11:12,13 «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна».
Только искреннее покаяние было единственно истинным и необходимым условием принятия пришедшего Сына Божия и Его спасительной Жертвы, исцелившей поврежденную в первом грехопадении природу человека. Великим проповедником этого покаяния явился Иоанн Креститель, омывающий приходящих к нему с этим чувством, в знак их духовного очищения, водами Иордана. Ибо, как говорил, свт. Афанасий Великий, «покаяние омывает грехи, но не исцеляет природы».
Но что за усилие, которое все пророки и закон прорекли до Иоанна, и которое теперь столь необходимо для вхождения в Царство Небесное? Святой Исаак Сирин отвечает: «…пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение… Воздаяние бывает уже не добродетели и не труду ради ее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради нее) будут напрасны» .
Как же приобретается это спасительное смирение? Прп. Симеон Новый Богослов кратко и ясно отвечает на этот важнейший вопрос духовной жизни: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». То есть, только приняв твёрдое решение жить по заповедям Евангелия, христианин может увидеть, насколько он и слаб, и нищ, и убог, чтобы стать действительным исполнителем воли Божией. Это ви́дение приводит его к тому смирению, которое, очищая душу от всех страстей, открывает ему врата Царства Небесного.
Афанасий Великий, свт. О воплощении Бога Слова. Твор. Ч.2. 1902. С.195-204.
Исаак Сирин, св. Слова Подвижнические. М.1858. Сл.34. С.217.
Цит. по: Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1905. Т. 4. С. 9.
Царство Небесное усилием берётся
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(От Матфея 5:19-20)
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
(От Матфея 6:13)
Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
(От Матфея 8:11-12)
ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное;
(От Матфея 10:7)
От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
(От Матфея 11:12)
Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
(От Матфея 13:24)
Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.
(От Матфея 13:31-33)
Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то.
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
(От Матфея 13:44-48)
и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
(От Матфея 18:3)
Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.
(От Матфея 19:14)
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
(От Матфея 19:23-24)
Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
(От Матфея 20:1)
И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
(От Марка 4:26-29)
Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
(От Марка 10:14-15)
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
(От Марка 10:23-25)
и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
(От Луки 1:33)
И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
(От Луки 6:20)
Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
(От Луки 7:28)
Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.
(От Луки 9:62)
наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.
(От Луки 12:31)
Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
(От Луки 17:20-21)
Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
(От Луки 18:16-17)
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
(От Иоанна 3:3)
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
(От Иоанна 3:5)
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
(От Иоанна 17:3)
утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
(Деяния 14:22)
Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда.
(2-е Петра 3:13)
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
(К Римлянам 14:17)
ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
(1-е Коринфянам 4:20)
Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
(1-е Коринфянам 6:9-10)
Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
(1-е Коринфянам 15:50)
Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
(2-е Коринфянам 5:1)
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
(К Галатам 5:21)
Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
(От Матфея 26:29)
Как правильно понимать фразу «царство небесное силой берётся»?
Похоже что у ‘традиционных христиан’ нет чёткого мнения на этот счёт.
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силой берется, и
употребляющие усилие восхищают его». (Мф.11:12)
Подстрочный перевод Винокурова:
комментарий отсюда:
Один из самых трудных стихов в Евангелии, имеющий много толкований: если глагол «биадзетай» стоит в пассивном залоге, он может означать, что «с Царством ведется ожесточенная борьба», так как против него выступают Сатана и бесы, или Ирод, или фарисеи и другие враги Иисуса. В данном контексте вероятнее всего, что речь идет о смерти Иоанна от рук Ирода. Если же понимать этот глагол как медиальный, то смысл будет следующим: «Царство стремительно прокладывает себе путь» или «Царства добиваются всеми силами». Насильники (греч. биастай) – перевод этого слова зависит от того, как был понят глагол «биадзетай»: а) Ирод и его приспешники; б) злые духи; в) фарисеи и другие враги Иисуса; г) или зелоты, желавшие силой установить Царство на земле; д) люди, устремляющиеся к Царству.
Что участники сообщества думают об этом?
дополнение:
Дальше и до конца идёт большая цитата из Брюса Алворда «Комментарии к Евангелию от Матфея»
Фраза «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (11:12), может быть понята, по крайней мере, тремя различными путями. Трудности и различные представления возникают из-за того, что глагол «употребляющие усилие» (biazetai; «биазетаи» настоящее среднее или изъявительное наклонение в страдательном залоге глагола biazomai) и существительное во множественном числе «употребляющие усилие» («сильные люди» — biastai — «биастаи», используемый только здесь в НЗ) могут оба быть поняты как в положительном, так и в отрицательном смысле. Глагол biazetai особенно труден, потому что на греческом языке он может со всем основанием переводиться либо в среднем залоге («с усилием продвигающиеся»), либо в страдательном («переносящие насилие»).
I. «Царство с усилием продвинулось (средний залог с положительным смыслом) и сильные (хорошие) люди восхищают его» (NIV). В соответствии с этим взглядом, с одной стороны находится Царство Божье, которое с усилием продвигается вперед и возрастает со времени Иоанна. С другой же стороны, желающие войти в Царство должно приложить настойчивость, решимость и большое усилие, чтобы войти в него, потому что сатана, бесы и мир против них (Клемент Александрийский «Quis div. salv.», 21; Григорий Назианзин, «Orat.», 40:24; Хендриксен, 489; Ириней «Adv. Haer», 4:37:7; Лэдд «Присутствие будущего», приведено по Хегнеру, 307; Мак-Артур «Матфей», 8-15, 256-7; Р. Отто «Царство Божье и Сын Человеческий», 111; приведено по Девису и Эллисону, 2:254).
ЗА:
(1) Единственное другое использование этого глагола (biazetai; «биазетаи») в Новом Завете находится в Лук. 16:16, и там это имеет положительное значение.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Во-первых, хотя Лук. 16:16 похоже на рассматриваемое место, есть некоторые ключевые различия, которые позволяют Лук. 16:16 иметь положительное значение, а Матф. 11:12 — отрицательное. Прежде всего, они касаются различных ситуаций и разной обстановки (Бок «Лука», 1352), и слова стоят в различных формах. У Луки нет существительного (люди), «употребляющие усилие» («biastai»), или глагола «восхищают» — (захватывают) «arpazousin» (Холм, 200). Во-вторых, Матфей конкретизирует, что именно сильные или употребляющие усилие люди прокладывают свой путь к входу, в то время как Лука говорит, что это — «всякий». В-третьих, подобие — это не равенство, и «Иисус, возможно, использовал подобные языковые выражения, чтобы раскрывать различные истины» (Моррис, 282).
(2) Ближайший контекст (11:4-5) указывает на Царство, приходящее властно или «сильно». ЕДНТ (1:216) дает «употреблять силу» как одно из определений слова biazomai.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Это слово обычно определяется не как «сила», но как «действие» или «насилие» (БАГД, 140; ДНТТ, 3:711). Они — другие два (из трех) значений, данных в ЕДНТ, 1:216.
(3) Средний залог слова biazetai более обычный, чем страдательный залог (Карсон, 8:266, Хегнер, 306).
ВОЗРАЖЕНИЕ. Это не исключает здесь пассивного значения.
ПРОТИВ:
(1) Существительное biastai всегда используется в отрицательном или плохом смысле для обозначения яростных или импульсивных людей и никогда не обозначает хороших людей, как в 1-ом мнении выше (БАГД, 141). Глагол «силою берется» или «прибирать к рукам» arpazousin (харпазоусин) «почти всегда используется в отрицательном смысле» (Хегнер, 306), как «отнимать силой, по-разбойничьи» (ТДНТ, 3:711, н. 7), что противоположно положительному смыслу, данному в 1-ом мнении выше. Именно так оно используется в единственном другом своем употреблении в Ев. Матфея (13:19). Поэтому вторая часть этого предложения не может быть переведена с положительным смыслом.
(2) Контекст этой главы подчеркивает кротость и покорность для вхождения в Царство, а не применение грубой силы или собственных усилий (11:28-30).
II. «Царство сильно продвинулось (средний залог с положительным смыслом), и яростные (плохие) люди нападают на него» (Карсон, 8:267). В этом понимании стих говорит, что от начала служения Иоанна Царство сильно продвинулось вперед, но оно не устранило всего противления (как ожидал этого Иоанн), и есть такие, которые яростно нападают на него. Это такие люди, как Ирод Антипа, поскольку он заключил в тюрьму Иоанна, еврейские начальники (9:34; 12:22-24) и жаждущие политического Мессии (Карсон, 8:267-8; Фентон, 138, очевидно; Пэммент «Царство Небесное согласно 1-му Евангелию» НТС 27, 1980-81: 211-32, приведено в Хегнеру, 307).
ЗА:
(1) Это мнение хорошо соответствует контексту (Карсон, 8:267). Действительно это, пожалуй, немного лучше соответствует, чем мнение 3.
(2) Существительное biastai всегда используется в отрицательном или плохом смысле, никогда не обозначая хороших людей, а только яростных или импульсивных (БАГД, 141). Сторонники этого мнения рассматривают слово таким образом.
(3) Глагол «силою берется», или «брать в свои руки» — arpazousin («харпазоусин»)» «почти всегда используется в отрицательном смысле» (Хегнер, 306), «отнимать силой» (ТДНТ, 3:711, н. 7), и именно так рассматривают его сторонники этого мнения.
(4) Ближайший контекст этого места много говорит о злых силах, которые отвергают, препятствуют и противятся Царству Божьему (некоторые яростно). Например, Ирод Антипа, который силой заключил в тюрьму Иоанна Крестителя (11:2); «это поколение», которое отвергло Иоанна и Христа (11:16-19); и не покаявшиеся города (11:20-24; ТДНТ, 1:612).
ПРОТИВ:
(1) Глагол biazetai и существительное biastai очень близко связаны по смыслу, что делает маловероятным то, чтобы понимать их по-разному (одно слово в отрицательном смысле, а другое в положительном, или наоборот). «Параллелизм этих предложений проясняет, что глагол «биазетаи» обозначает насилие в плохом смысле слова» (Хилл, 200).
ВОЗРАЖЕНИЕ. Два слова с одинаковым корнем не должны быть обязательно поняты в одинаковом смысле, и нет никакой причины, указывающей, что эти две фразы должны пониматься как параллельные.
III. «Царство претерпевает насилие (пассивный залог с отрицательным смыслом), и яростные (плохие) люди нападают на него» (Перевод Короля Иакова, Новая Американская Стандартная Библия, NRSV, современный перевод). Согласному этому подходу, Царство претерпевает яростное обращение, то есть его посланцы, проповедники и сторонники испытывают препятствия, а такие как Ирод Антипа, еврейские религиозные начальники и подобные отвергают их, применяя насилие. Поступая так, они «хватают его» и «отбирают его» у других (БАГД, 109), и «требуют его для себя» (БАГД, 109) (Биэр, 260; Бломберг, 188-9; Девис и Эллисон, 2:256; Френс, 195; Хегнер, 307; Хилл, 200; Моррис, 282; Шренк, ТДНТ, 1:611-2; Тауссент, «Се, Царь», 151-2).
ЗА:
(1) Слово biazetai «чаще всего имеет отрицательное и пассивное значение «претерпевать насилие» (Бломберг, 187; ТДНТ, 1:611). «Это соответствует обычному использованию вне Библии слова «biazomai» и второй половины стиха» (Девис и Эллисон, 2:256).
ВОЗРАЖЕНИЕ. Это не исключает в данном случае положительного активного значения.
(2) Глагол biazetai и существительное biastai очень близко связаны по смыслу, что делает маловероятным то, чтобы понимать их по-разному (одно слово в отрицательном смысле, а другое в положительном, или наоборот). «Параллелизм этих предложений проясняет, что глагол «биазетаи» обозначает насилие в плохом смысле слова» (Хилл, 200).
ВОЗРАЖЕНИЕ. Два слова с одинаковым корнем не должны обязательно пониматься в одинаковом смысле, и нет никакой причины, указывающей, что эти две фразы должны пониматься как параллельные.
(3) Слово «де» («но»), с которого начинается стих 12, предполагает контраст со стихом 11, также делая начало стиха 12, скорее всего, отрицательным (Бломберг, 187).
(4) Существительное biastai всегда используется в отрицательном или плохом смысле, никогда не обозначая хороших людей, а только яростных или импульсивных (БАГД, 141). Сторонники этого мнения рассматривают слово таким образом.
(5) Глагол «силою берется», или «брать в свои руки» — arpazousin («харпазоусин»)» «почти всегда используется в отрицательном смысле» (Хегнер, 306), «отнимать силой» (ТДНТ, 3:711, н. 7), и именно так рассматривают его сторонники этого мнения.
(6) Ближайший контекст этого места много говорит о злых силах, которые отвергают, препятствуют и противятся Царству Божьему (некоторые яростно). Например, Ирод Антипа, который силой заключил в тюрьму Иоанна Крестителя (11:2); «это поколение», которое отвергло Иоанна и Христа (11:16-19); и не покаявшиеся города (11:20-24; ТДНТ, 1:612).
(7) В Матф. 23:13 «еврейские начальники делали попытку удержать бразды Царства у Мессии и принудить Царство соответствовать их удовольствиям» (Тауссент «Се, Царь», 152).
Таким образом, своей ненавистью и противлением они подвергали Царство насилию и пытались выхватить его у людей.
IV. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Синодальный перевод).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Вторая фраза, почти с полной уверенностью, должна рассматриваться как отрицательная (против 1-го мнения), так как существительное «biastai» всегда используется в отрицательном смысле, никогда не говоря о сильных, хороших людях, а лишь о яростных (БАГД, 141), и так как глагол «хватать в свои руки» («arpaziousin») «почти всегда используется в отрицательном смысле» (Хегнер, 306). Таким образом, 1-ое мнение (которое использует его в положительном смысле) исключается. Как 2-ой, так и 3-й подходы имеют преимущество, рассматривая вторую фразу «употребляющие усилие восхищают» (biastai arpazousin) в этом смысле. Хотя 2-й подход возможен и хорошо читается в контексте (II, ЗА-1), внебиблейское использование «biazetai», как страдательного залога (III, ЗА-1), а также параллелизм обоих терминов (III, 3A-2) делают его более вероятным. Выберите 3-ий подход.