Содержание
- 8 таких разных московских святых
- Князь Даниил. Строитель города
- Андрей Рублев. Не просто художник
- Василий Блаженный. Юродивый, испугавший царя
- Митрополит Филипп. Аристократ и правозащитник
- Митрополит Иннокентий. Просветитель индейцев
- Митрополит Филарет. Человек науки
- Матрона. Московская чудотворица
- Епископ Афанасий. Мученик за веру
- Небесные Покровители Москвы
- Святые покровители Москвы
- Георгий Победоносец. Символ Москвы и защитник православного воинства
- Русская Православная Церковь
- Святые земли Русской. Они сформировали реальность, в которой мы живём
8 таких разных московских святых
Каждый год в начале осени (в 2016 году – 3 сентября) Церковь отмечает память Собора московских святых, который включает в себя 542 человека. Они жили на протяжении семи веков, были свидетелями и современниками разных эпох в истории страны, и о каждом из них можно рассказать очень много. Мы выбрали лишь нескольких из них, чтобы показать, насколько разными были эти люди и их путь к святости.
Князь Даниил. Строитель города
В год кончины великого князя Александра Невского младшему из его сыновей Даниилу было два года. В наследство ему достался самый маленький удел: безвестный городишко Москва, стоявший на пересечении торговых путей между крупными княжествами.
Св. кн. Даниил Александрович. Миниатюра из Царского тутулярника. 1672-1673 гг.
Увы, в большинстве своем дети Александра Невского не унаследовали мудрости отца: на долгие годы они с головой ушли в междоусобные войны. И лишь младший и миролюбивый Даниил старательно избегал конфликтов, заслужив славу смиренного миротворца.
Принужденный как-то идти в поход вместе с одним из братьев, он приложил огромные усилия и смог закончить дело миром до начала первого сражения. Сам же он воевал лишь раз, причем весьма успешно: конфликт с Рязанским княжеством закончился тем, что к Москве отошел крупный тогда город Коломна.
Большинство сил князь Даниил тратил на укрепление своего маленького удела, занимался торговлей, строительством, мирным расширением владений.
Князь-миротворец мог показаться слабым и трусливым на фоне воинственных братьев, но история рассудила по-своему: к концу его правления Москва стала центром одного из крупнейших княжеств. Теперь с ней считались все. И уже сын Даниила, Юрий, присоединил к титулу «князь московский» и титул «великого князя», заявив претензии города на столичный статус.
Андрей Рублев. Не просто художник
О жизни Андрея Рублева мы знаем немного. Посвященный ему фильм Тарковского основан не на реальных событиях, а является лишь художественным размышлением о великом иконописце. Но точно известно, что жизнь реального Рублева была тесно связана с Москвой.
В его работах прослеживается уже сложившийся к тому времени особый московский иконописный стиль. Сам преподобный Андрей много лет жил, а после кончины был погребен в столичном Андрониковском монастыре на берегу Яузы, где сейчас действует музей его имени.
Но лучше всего говорят о преподобном его работы, и в первую очередь знаменитая Троица. На этой иконе нет лишних деталей и каждый элемент несет особую богословскую символику. Чтобы создать подобный шедевр недостаточно было быть гениальным художником. Троица, как и все творчество Рублева, стало вершиной русской иконописи, но кроме того она является свидетельством той духовной высоты, которую достиг преподобный Андрей своим монашеским подвигом.
Василий Блаженный. Юродивый, испугавший царя
Главный символ Москвы – храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, но большинство знают его как собор Василия Блаженного. Второе имя он получил в честь святого, чьи мощи покоятся в одном из его приделов.
Василий родился в московском селе Елохово, прямо на паперти храма, куда его мать пришла молиться о благополучных родах. В шестнадцать лет Василий принял на себя подвиг юродства: круглый год он ходил без одежды, ночевал на улице и соблюдал строгий пост.
Каждый в Москве знал юродивого Василия. Его любили за добрый нрав и доверяли его словам. Но в тоже время он был чуть ли не единственным, кого действительно боялся царь Иван Грозный. Известно, что разгул опричнины, принесший царю недобрую славу, начался лишь во второй половине его жизни. К тому моменту уже были мертвы люди, умевшие сдерживать гнев царя: его супруга Анастасия, митрополит Макарий и московский юродивый Василий.
Смотрите также: Василий Блаженный. История в картинках
Митрополит Филипп. Аристократ и правозащитник
Но даже в годы разгула опричного террора в стране нашлись люди, не побоявшиеся выступить против него. Федор Колычев происходил из влиятельной боярской семьи, близкой к царю. Его ждала блестящая карьера при дворе, но он выбрал иной путь: оставил все и ушел на север, приняв в Соловецком монастыре постриг с именем Филипп. Со временем он стал настоятелем знаменитой обители, при нем она достигла своего расцвета, а позже по личному приглашению царя Филипп был назначен московским митрополитом.
Митрополит Филипп (Феодор Колычев)
Грозный царь очень рассчитывал на поддержку давнего друга, которого знал еще с юности, но новый митрополит не стал молчать, видя что происходит в стране. Он публично осудил зверства опричнины, призвав царя отказаться от террора. Митрополит прекрасно знал на что идет, но посчитал неправильным для своего сана молчать в столь непростой для государства момент. По требованию царя он был отстранен от должности, сослан в дальний монастырь, а позже убит там опричником Малютой Скуратовым. Лишь в годы правления Романовых власть официально признала свою вину перед митрополитом, а Церковь причислила его к лику святых.
Митрополит Иннокентий. Просветитель индейцев
Митрополит Иннокентий почти десять лет занимал московскую кафедру и оставил у горожан о себе самые теплые воспоминания. Но в историю святитель вошел по другой причине: перед тем как прибыть в Москву он много лет прослужил первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки.
Там он прославился тем, что сумел обратить в христианство множество местных жителей, и в тоже время всегда уделял большое внимание сохранению их традиционной культуры. Прививая новую веру, создавая на Аляске школы по европейскому образцу, святитель Иннокентий стремился сохранить и традиционные корни индейской культуры, наполнив их новым христианским смыслом. И это несомненно ему удалось, память о нем живет на Аляске и сегодня.
Уже в годы своего московского служения митрополит Иннокентий создал в столице миссионерское училище, для тех, кто был готов продолжить его труды.
Кстати, чуть позже Москву прославил и еще один святой, тесно связанный с Америкой: Патриарх Московский и всея Руси Тихон перед своим избранием на Патриарший престол около десяти лет прослужил православным епископом в США.
Митрополит Филарет. Человек науки
Академик Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности митрополит Филарет Московский остался в воспоминаниях современников одним из самых образованных людей своего времени. С его именем связано создание самого распространенного на данный момент (так называемого «Синодального») перевода Библии.
Именно митрополиту Филарету император Александр II поручил составить текст будущего манифеста об отмене крепостного права. Прославился он и делами милосердия, которым всегда уделял особое внимание в своем служении.
Матрона. Московская чудотворица
Пожалуй, самая знаменитая святая XX века, блаженная старица Матрона, значительную часть жизни прожила в Москве, где ныне в Покровском монастыре покоятся ее мощи. Будучи тяжело больной с детства, она всей своей жизнью явила пример настоящей любви и доверия к Богу: несмотря ни на что никогда не унывала и не отступала от веры.
Блаженная Матрона. Фото 1952 г.
Господь лишил ее физического зрения, но дал взамен дар особой прозорливости. Ее молитвы совершали подлинные чудеса, а сама она была удивительно светлым человеком, о котором у москвичей сохранилось немало добрых воспоминаний.
Епископ Афанасий. Мученик за веру
Судьба епископа Афанасия (Сахарова) во многом типична для его поколения. Скончавшись в 1962 году, он оказался ближе всех к нам по времени из целого поколения московских мучеников за веру XX века.
Приняв монашество всего за пять лет до революции он не отступил от веры, несмотря ни на какие вызовы. С конца 20-х его жизнь – череда ссылок, арестов и заключений. Святой побывал на Соловках, строил Беломоро-Балтийский канал, в 1947 году был признан инвалидом, но вышел на свободу лишь после смерти Сталина, в 1954-ом.
Небесные Покровители Москвы
У каждого города есть свои Небесные Покровители.
На гербе Москвы изображён Георгий Победоносец. Первоначально на гербе столицы был изображён просто всадник и герб назывался «Погоня». Во времена Иоанна III завершилось объединение основной части русских земель вокруг Москвы и стали чеканить серебряные монеты. Создателем монетного двора стал Аристотель Фиорованти, итальянец дал в руки всаднику — копьё, появилось изображение всадник «с копием в руце» и дало название мелкой монете — «копейка». Когда спрашивали у москвичей, кто изображён на монете, объяснением было:»се наш царь изображен». В царствование Алексея Михайловича, во всаднике на московском гербе «признавали» святого Георгия и связали его с основателем столицы – Юрием Долгоруким, он носит имя Юрий – Егорий — Георгий. Московский герб — щит со святым Георгием, устроился на груди у коронованного двуглавого орла, а после стал гербом всей Московской губернии. Официально изображение святого Георгия на московском гербе было утверждено при Петре I и просуществовало до октября 1917-го. Возвращение Георгия Победоносца в символику Москвы произошло в 1993 году.
Георгий Победоносец, также является покровителем Англии, Канады, Грузии, Греции и Константинополя. Считается, покровительствует военных всего мира и современных скаутов. Год рождения Георгия неизвестен, год смерти 304 – й. В те времена целые армии не могли убить дракона,который жил в озере, около ливийского города Селена. Георгий сразил чудовище одним ударом копья, подвиг добавил почётное звание — Победоносный! Чудесные исцеления больных сифилисом, герпесом и проказой, обращающихся с молитвой к Георгию, сделали его покровителем людей, страдающих этими недугами. День святого Георгия Победоносца отмечается 5 мая.
Однако Русская Православная Церковь считает духовным покровителем Москвы не Георгия Победоносца, а московского митрополита святителя Петра, он был одновременно и митрополитом Киевским, Московским и всея Руси Чудотворцем. В 1315 году на высоком берегу реки Неглинки, митрополит Пётр, основывает первую обитель города, получившую название Высоко-Петровский монастырь. В 1325 году митрополит Пётр переносит кафедру Киевского митрополита в Москву, благодаря чему город вскоре становится столицей Руси. По благословению Святителя в Кремле был заложен Успенский собор. В 1326 году Святитель скончался,у его гроба начались происходить чудеса, в августе 1327 года, митрополит Пётр был причислен к лику святых. Святитель Пётр стал первым московским митрополитом и святым, у его мощей князья целовали крест в знак верности Великому князю Московскому. Посох святого в течении столетий и до наших дней вручается Московским Патриархам при интронизации.
Святитель Пётр с большим искусством писал иконы, в Успенском соборе Московского Кремля сохранилась написанные им образы – икона Успения Божией Матери и икона Пресвятой Богородицы, именуемая Петровской, по имени иконописца. Петровская икона Божией Матери написана в 1306-м году, когда владыка ещё был игуменом Ратского монастыря на Волыни. Образ с иконы Петровской Богородицы, в течении XV века назывался «животворимой» и совершала множество чудес,он явился во сне игумену Геронтия и предрёк возведение на верховный престол митрополии русской святителя Петра. Став митрополитом Киевским и Всея Руси, Пётр был вынужден постоянно менять место своей резиденции из опасности иноплеменных вторжений. Только купеческая Москва, в лице князя Ивана Калиты с радостью приняла будущего святителя земли Русской, где он заслужил любовь народа политической деятельностью, направленной на объединение русских земель, раздираемой междоусобными войнами. В 1613 году икона была принесена в Кострому, где участвовала в призвании на царство Михаила Федоровича Романова и положила конец смутному времени на Руси! Во время революции 1917 года Петровская икона божьей Матери исчезла из Успенского собора, но была чудесным образом найдена уже в наше время.
6 сентября — День празднования Петровской иконы Божьей Матери и совпадает с празднованием Москвой — Дня Города! Да хранит Вас, Господь и Небесные Покровители!
На фото Петровская икона Божьей Матери
Святые покровители Москвы
Автор Ольга Гуманова 05.09.2010 00:10
В воскресенье 5 сентября Русская православная церковь совершает память всех московских святых. В их числе такие известные и любимые народом Божии угодники, как Василий Блаженный, благоверный князь Даниил, святитель Алексий, святой праведный Алексий Мечев, блаженная Матрона… Или пока неизвестных? Какие святые несли подвиг рядом с вашим домом?
Небесным хозяином Москвы считают святого благоверного князя Даниила Московского. Мощи святого находятся в Свято-Даниловом монастыре, который был им основан. Князь Даниил, который был четвертым сыном Александра Невского, перед смертью принял великую схиму и завещал похоронить себя не в церкви, как полагалось хоронить князей, а на монастырском кладбище. После его смерти не прошло и тридцати лет, как обитель была переведена в Кремль, а на прежнем месте осталась лишь приходская церковь с полузаброшенным кладбищем.
Во времена великого князя Иоанна III (1462 — 1505) преподобный Даниил напомнил о себе потомкам, переставшим чтить его память. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня — я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам — князьям.
В годы правления царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.
В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов. С тех пор у мощей непрестанно совершались чудеса и исцеления.
: Чьи молитвы услышит блаженная Матрона?
В 1930 году, после закрытия монастыря, мощи были перенесены братией в церковь Словущего в Даниловской слободе, но и этот храм в 1932 году был закрыт, после чего мощи святого благоверного Даниила Московского бесследно исчезли.
Монашеская жизнь в обители была возобновлена накануне празднования 1000-летия Крещения Руси. Тогда же мощи благоверного князя, вывезенные после закрытия монастыря из России, были возвращены монастырю православным Митрополитом всей Америки и Канады Феодосием.
«Церкви Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение», — так обращается Церковь в молитвах к благоверному князю Даниилу. Есть легенда, согласно которой преподобный Даниил незадолго до начала Великой Отечественной войны явился Сталину и сказал: «Не забывай, что ты земной хозяин Москвы, а я — хозяин Москвы небесный, мною Москва спасётся». После этого глава советского государства приказал обновить кремлевские соборы.
Святому благоверному князю Даниилу Московскому молятся при сложных жилищных проблемах, о семейном благополучии, о совете и любви между мужем и женой, об обретении своего жилища, о сохранении Москвы. «Святитель Спиридон Тримифунтский решает жилищные проблемы в мировом масштабе, а Даниил Московский — в пределах Москвы», — говорил один известный московский старец. Считается, что людям, приехавшим в Москву из других городов, нужно поклониться благоверному князю. Если он решит, что вы должны остаться в Москве — обязательно останетесь и обретете жилье.
Один из самых почитаемых святых уроженцев первопрестольной — Святитель Алексий Московский. Будущий митрополит родился в Москве в 1292 году в семье боярина Федора Бяконта и в 1320 году принял пострижение в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе. Он приложил много сил и стараний для победы Руси над татаро-монголами, для объединения русских княжеств вокруг Москвы и сплоченного национального отпора иноземным завоевателям, и в то же время — для налаживания мирных дипломатических отношений с Ордой.
Авторитет святителя был велик и там. Как известно, в 1357 году, когда у татарского хана внезапно ослепла жена, Тайдула, он вызвал в Орду именно Московского митрополита Алексия и попросил исцелить супругу. За чудесное излечение, совершенное по молитве, прозревшая Тайдула подарила святителю ханскую землю в Кремле, на которой он основал и другой московский монастырь, Чудов.
Там святитель и был похоронен после смерти, последовавшей 12 (25) февраля 1378 года. После сноса Чудова монастыря большевиками его святые мощи передали в Елоховский Богоявленский собор, где они покоятся в наши дни. В Богоявленском соборе святителю Алексию постоянно совершаются молебны. Считается, что по его молитвам совершаются исцеления от различных болезней.
Любим и почитаем народом и другой московский святой, тоже носивший имя Алексий — святой праведный Алексий Мечев, живший во второй половине XIX — начале XX века. Он служил священником в храме Святителя Николая в Кленниках, на улице Маросейке. Пламенная ревность ко Господу сочеталась в нем с удивительной простотой, смирением и кротостью.
В то время среди москвичей было принято говеть и причащаться один раз в год, во время Великого Поста. Отец Алексий начал совершать Божественную литургию в своем храме ежедневно. В любой день в его храме можно было исповедаться, причаститься, получить совет священника. Москвичи узнали об этом, и через несколько лет храм на Маросейке наполнился людьми. К нему шли скорбящие, больные, опустившиеся, и для каждого священник находил слово наставления и утешения.
Знаменитые оптинские старцы приезжавших к ним москвичей направлял к отцу Алексию. Старец Нектарий говорил: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий». Маросейский батюшка был наделен от Бога даром прозорливости.
Община при храме на Маросейке не распалась даже в тяжелы годы революции и гражданской войны. Напротив, у Николы в Кленниках находили приют прихожане и служащие закрытых в те годы московских храмов. После кончины отца Алексия в 1923 году общину возглавил его сын священник Сергий Мечев, который в 1941 году был расстрелян в тюрьме НКВД, а в наши дни канонизирован как священномученик.
В советские годы верующие приходили просить помощи у батюшки Алексия Мечева на его могилу на Введенском кладбище. В наше время его святые мощи находятся в том самом храме, где служил священник — святителя Николая в Кленниках, возле выхода со станции метро «Китай-город» на Маросейку.
Вспомнить всех московских Божиих угодников невозможно — ведь помимо тех, кого Церковь уже прославила в лике святых, есть и те, о чьих подвигах мы пока не знаем. Но поклониться сразу всем святым покровителям города Москвы можно в Бибирево, где строится единственный пока в столице храм во имя Собора Московских святых. При храме в Бибирево действует огромное количество кружков и курсов для детей и молодежи — от уроков игры на гитаре до военно-исторического клуба. Кроме того, здесь продается «православный шоколад» — в церковной лавке можно найти соответствующую шоколадку для каждых именин или праздника — «шоколадку для Ксении», «шоколадку к Рождеству» — и порадовать ими своих близких.
Георгий Победоносец. Символ Москвы и защитник православного воинства
Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. Это поражение змея, обитавшего в озере у подножья Ливанских гор, близ Бейрута, и пожиравшего людей. Убив змея, святой Георгий избавил от верной гибели царскую дочь, которой надлежало стать очередной жертвой змея. Залив, на берегу которого расположен Бейрут, и сегодня носит имя святого Георгия.
На Руси Георгий Победоносец издавна почитается как защитник православного воинства и помощник земледельцам в полевых работах. Со времен принятия христианства он является ангелом-хранителем и покровителем великокняжеской семьи. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во крещении Георгий, первым способствовал почитанию Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве. Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. С княжением великого князя Дмитрия Донского святой Георгий выступает как покровитель Москвы, его изображение становится гербом государей московских, а позже входит в состав русского государственного герба — Российского орла. В 1856 году учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца.
Герб российской столицы восстановлен Законом Москвы от 1 февраля 1995 года. В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.
Примечательно, что Георгия Победоносца как воплощение воинской доблести и преданности долгу чтят не только христиане. Мусульмане почитают его под именем Джурджис и приписывают ему совершение подвигов, в том числе и на территории нынешнего Дагестана, где, по мнению некоторых историков, расположена могила Георгия. А в Российской Империи орден «Георгия Победоносца» (высшая награда для солдат) существовал в двух разных формах: кресты — для воинов-христиан и восьмиугольные щиты — для воинов-мусульман.
Юрьев день
Юрьевым днем (весенним и осенним) назывались церковные праздники, посвященные христианскому святому Георгию (Юрию, Егорию) Победоносца (23 апреля и 26 ноября по ст. ст.). К осеннему Юрьеву дню заканчивались все полевые работы, поэтому в этот день происходили расчеты крестьянина со своим владельцем по денежным и натуральным повинностям. В этот же день после выплаты «пожилого», т.е. после расчета, крестьянин раз в году получал возможность переменить владельца. Однако с введением так называемых «заповедных лет» право крестьянина поменять владельца стало постепенно исчезать. Судебник 1649 г. окончательно отменил это право «Юрьева дня», что означало полное закрепощение крестьян. Отсюда поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
Русская Православная Церковь
Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей. В 12 лет поступил в монастырь. Будущий святитель успешно изучил книжные науки, много времени уделял внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Достигнув священства, он по благословению своего наставника удалился из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Рати — Новодворский монастырь. Здесь он так прославился подвигами благочестия, что сделался известным всей Волыни. В 1308 году Патриарх Константинопольский Афанасий возвел св. Петра на Русскую митрополию. Много трудностей испытал Первосвятитель в годы управления. В страдавшей под татарским игом Русской Земле он утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству.
В 1325 году свт. Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важное значение для всей Русской Земли. Свт. Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. 21 декабря (3 января) 1326 года святитель отошел к Богу.
Святитель Алексий, митрополит Московский (в миру Елевферий), родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Будущий святитель рано обнаружил склонность к духовной и монашеской жизни. Однажды, на двенадцатом году жизни отрок раскинул сети для ловли птиц и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня он стал уединяться, часто посещать церковь, и в 15 лет решился стать иноком. В 1320 г. он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где принял постриг.
Несколько лет спустя митрополит Феогност повелел Алексию оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 г. владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал в 1354 г. его преемником. В то время Русская Церковь была раздираема великими распрями, в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. Желая положить конец смутам, св. Алексий отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху, который посвятил его в архиепископа Киевского. В дальнейшем святителю пришлось принять участие в продолжительной и упорной церковно-политической борьбе, которая привела к разделению Русской митрополии.
Несмотря на все смуты, святитель всячески заботился о своей пастве, о строительстве монастырей, о благоустройстве монашеской жизни. Им были устроены три монастыря в Москве (Чудов, Спасский Андроников, Алексеевский) и восстановлены две древние обители во Владимире и Нижнем Новгороде. Когда скончался великий князь Иоанн Иоаннович, св. Алексий взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия (будущий св. Димитрий Донской). Святой владыка немало потрудился, чтобы примирить и смирить строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы.
Скончался св. Алексий в глубокой старости, 12/25 февраля 1378 г., и погребен в Чудовом монастыре. Его мощи были обретены через 50 лет чудесным образом и хранятся в Богоявленском Патриаршем соборе.
Святитель Иона, митрополит Московский, родился в городе Галиче в благочестивой христианской семье. В 12 лет юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви святой Иона был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии.
В 1432 г. он был избран в митрополиты всея Руси. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416-1439 гг.) в Константинополь, чтобы принять постановление на митрополию, то оказалось, что незадолго до этого уже был посвящен на русскую митрополию зломудренный Исидор. Недолго пробыв в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский Собор (1438 г.), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского патриарха Григория III (1445-1450 гг.) впервые совершено русскими архиереями в Москве 15 декабря 1448 г.
Святитель Иона, вступив на митрополию, с архипастырской ревностью стал заботиться о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы, рассылая учительные грамоты. Во время осады Москвы ногайскими татарами в 1451 г. святитель Иона совершил крестный ход по стенам Кремля, моля Пресвятую Богородицу о спасении города. И молитва его была услышана.
За свою святую жизнь получил от Бога дар прозорливости и чудотворений. Получив извещение о своей кончине, мирно почил 31 марта (13 апреля) 1461 г. При гробе святителя стали совершаться многочисленные исцеления. Его нетленные мощи были обретены 27 мая (9 июня) 1472 г. и положены в Успенском соборе Кремля.
Святитель Филипп, Митрополит Московский, в миру Феодор, родился в 1507 году и происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе. Мать его, овдовев, стала монахиней и основала в Москве Варсонофьевский монастырь. Будущий святитель Филипп жил сначала при дворе государя, но в 1537 году после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество. В 1548 году стал игуменом и среди духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении.
Стремясь опереться на церковный авторитет, в 1565 году Иван Грозный предложил ему занять пост Митрополита. Филипп соглашался при условии отмены царем опричнины. Иван Грозный сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в государственные дела, но зато получил право «советования» с государем, включавшее возможность «печалования» за опальных.
В первое время святительства Филиппа (1567-1568 гг.) утихли ужасы опричнины, но так было недолго. Вскоре опять начались грабежи и убийства мирных граждан, Русь пришла в великое неустройство. Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но, видя, что убеждения помогают, решился действовать открыто, призвав Грозного к милосердию публично.
Перед Великим постом царь в черной одежде опричника пришел к литургии в Успенский собор и просил митрополита Филиппа благословить его. Тот отказался, осудив самозванное иночество Грозного. Это очень разозлило царя. В ноябре 1568 года послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в колдовстве и чародействе, что не соответствовало действительности. Через три дня на литургию в Успенский собор Кремля ворвались опричники, содрали с Филиппа ризы и с позором потащили вон из храма, посадили на повозку и повезли за пределы города. Московский народ, забыв о страхе, с плачем бежал за ним.
Митрополит был заточен в Богоявленский монастырь, а потом свезен в Тверской Отрочь монастырь. Здесь, по приказу Ивана Грозного, 23 декабря 1569 года он был задушен главой опричников Малютой Скуратовым. После мученической кончины святителя Филиппа тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери.
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. Он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах.
В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.
В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение мощей Казанских чудотворцев — святителей Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.
За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен Собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе.
Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарху подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания, в которых призывал обратиться от злых дел своих.
Вскоре самозванец, как и его предшественник, был убит своими приближенными. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.
Русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель отвечал, что не сделает этого, если поляки не уйдут из Москвы. Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля (2 марта) 1612 года скончался мученической смертью от голода.
Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор.
Празднование в один день в честь всероссийских святителей Петра, Алексия и Ионы установлено Святейшим Патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Святитель Филипп причислен к ним в 1875 году, по ходатайству святителя Иннокентия, митрополита Московского (память 31 марта (13 апреля) и 23 сентября (6 октября)), а святитель Ермоген — в 1913 г. Празднуя память святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.
Святые земли Русской. Они сформировали реальность, в которой мы живём
Деяния этих людей пережили их самих. Возможно, они даже не подозревали, как их свершения скажутся в будущем. Мы сделали подборку самых узнаваемых русских святых.
Князь Владимир (960-1015), равноапостольный
Основной его заслугой считается крещение Руси. Именно поэтому князь был прославлен в лике равноапостольных — честь немалая. Крестив страну, он тем самым ввёл её в круг великих европейских держав. Взяв Херсонес и укрепившись в Крыму, Владимир угрожал величайшей державе мира — Византии. И принял крещение от побеждённых. Это сформировало русскую государственность как таковую. Принятие византийской традиции определило всё последующее развитие и политики, и экономики, и культуры.
Читайте также: «Не казню — греха боюсь». За что князя Владимира прозвали Красным Солнышком
Князь Александр Невский (1220-1263), чудотворец
Не проиграл ни одной битвы. Добился облегчения зависимости Руси от Орды. Использовал союз с Ордой для устрашения шведов и рыцарей Тевтонского ордена. Но главной его заслугой следует считать иное. В крайне тяжёлое время он сумел сохранить то, что осталось от «Золотой Руси», создав из осколков и ошмётков разорённой татарами территории основу будущего национального государства.
Читайте также: Стратегия чуда. От имени Александра Невского трепетала вся Европа
Митрополит Алексий (1300-1378), святитель
В миру — Елевферий Бяконт. Сын родовитого боярина, он должен был пойти по военной части. Однако в 1320 г., в 19 лет, ушёл в монастырь. Впоследствии стал митрополитом. Был фактическим правителем Московского княжества при трёх князьях (Симеон Гордый, Иоанн Красный, Дмитрий Донской). Инициировал строительство первого Московского каменного Кремля, что дало городу имя Белокаменная. Его стараниями Москва вышла на первое место как «собирательница земли Русской». По большому счёту, Алексий сделал Москву столицей России.
Живописец Андрей Рублёв (1360-1428), преподобный
Создатель национального русского стиля в живописи, одной из вершин мировой культуры. Канон Андрея Рублёва долгое время считался обязательным для отечественной иконописи. На мировом рынке искусства по сей день наиболее ценными и популярными считаются русская икона и русский авангард. Надолго сформировал ощущение божественного в русском искусстве. Русский Бог — это не «молния от запада до востока», а тихий, ласковый свет, как в «Троице» Андрея Рублёва.
Читайте также: Образцовый художник. Жизнь и наследие Андрея Рублёва
Князь Ярослав Мудрый (978-1054), благоверный
При нём и при его непосредственном участии был составлен первый свод законов русского права, известный как «Русская Правда». Ярослав порвал с церковной зависимостью от Константинополя и впервые сам назначил русского митрополита. Основал первые школы при монастырях. Повелел «творити праздник святого Георгия», своего небесного покровителя, по всей Руси, после чего этот святой стал одним из символов нашей страны, — теперь он «прописан» в гербе Москвы, одноимённых орденах, медалях и ленте Победы.
Читайте также: Тайна мудрого Ярослава. Почему исчезли останки киевского князя?
Адмирал Фёдор Ушаков (1745-1817), святой праведный воин
Вот слова из его докладной записки: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность флота под моим началом на море, ни одно судно из оного флота не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». Провёл 43 морские баталии, все завершились его победой. Перевернул представления о тактике морского боя как такового, стал родоначальником русской тактической школы военно-морского дела.
Читайте также: Свидание у Тендры. Как адмирал Ушаков излечил турок от гордыни