Содержание
- Священник, лишенный сана
- СПЕРВА
- Как правильно пишется: “сначала” или “с начала”?
- ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА
- «Извергнуты из сана» за вольности: скандал со священниками в Татарии
- Священный сан
- Священство в православии
- Священство в католицизме
- Священство в протестантизме
- См. также
- Священства таинство
- Таинство Священства
- Почему сперва брак, а потом принятие сана?
Священник, лишенный сана
Примеры употребления слова распоп в литературе.
Который распоп Гришка варит будто бы в баньке любовное зелье, и зелье от зачатия, и чтобы плод сбрасывать.
Нам известно, что распоп Гришка, кроме того, в баньке пишет подметные воровские письма, и по ночам ходит в Немецкую слободу на дворы к некоторым посланникам, и заходит к женщине-черноряске, которая, черноряска, бывает в Новодевичьем монастыре, моет там полы, и моет пол в келье у бывшей правительницы Софьи Алексеевны.
В брошенной баньке, где скрывался распоп Гришка, на дворе у царевен Екатерины Алексеевны и Марьи Алексеевны, под полом найдена тетрадь в четверть листа, толщиной в полпальца, — читал по столбцам дьяк Чичерин таким однообразным голосом, будто сыпал сухие горошины на темя.
Два зверовидных мужика, нагибаясь под сводами, приволокли распопа Гришку, с закаченными глазами, с бороденкой, сбитой, как шерсть, — лицо у него было зеленоватое, с отвислой губой.
А дело было весьма важное: со взятием распопа Гришки князь-кесарь нападал на след — если не прямого заговора — во всяком случае злобного ворчания и упрямства среди московских особ, все еще сожалеющих о боярских вольностях при царевне Софье, что по сей день томится в Новодевичьем под черным клобуком.
Источник: библиотека Максима Мошкова
СПЕРВА
Смотреть что такое «СПЕРВА» в других словарях:
-
сперва — сперва … Орфографический словарь-справочник
-
сперва — сперва/ … Правописание трудных наречий
-
СПЕРВА — СПЕРВА, нареч. (разг.). Прежде, раньше, сначала. Сперва выслушай, потом возражай. «Ты подумай сперва!» Некрасов. «Приятели сперва не согласились, но Владимир Петрович настоял на своем.» А.Тургенев. «Старую сосну сперва подрубали, после арканом ее … Толковый словарь Ушакова
-
сперва — нар., употр. часто 1. Если что либо происходит сперва, то это означает, что что либо имеет место на начальном этапе какого либо процесса, какой либо деятельности; в разговорной речи. Сперва нужно распределить дела. | Сперва изучите инструкцию. =… … Толковый словарь Дмитриева
-
сперва — См … Словарь синонимов
-
СПЕРВА — СПЕРВА, нареч. (прост.). Сначала, вначале, раньше. С. подумай, потом говори. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
сперва — сперва/, нареч., прост. Сперва подумай, потом говори … Слитно. Раздельно. Через дефис.
-
сперва — нареч. Разг. В первое время, первоначально, в первый момент. * Сперва Онегина язык Меня смущал (Пушкин). // Раньше, прежде всего, в первую очередь. С. подумай, потом отвечай! … Энциклопедический словарь
-
Сперва — нареч. обстоят. времени 1. Первое время; первоначально. 2. перен. Прежде всего; сначала. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
сперва́ — нареч. разг. Первое время, в первый момент; первоначально, сначала. Сперва Онегина язык Меня смущал; но я привык К его язвительному спору. Пушкин, Евгений Онегин. || Раньше, прежде чего л. другого, в первую очередь. Синцов издали увидел, как… … Малый академический словарь
Данное слово в предложении может выступать как в роли наречия, так и в роли существительного с предлогом “на”.
Давайте разберёмся с правильным правописанием.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
- “сначала”, где “с-” со словом пишется слитно,
- “с начала”, где “с-” со словом пишется раздельно.
Как правильно пишется: “сначала” или “с начала”?
Согласно орфографической норме русского языка оба варианта являются нормативными. Выбор того или иного варианта зависит от того, в качестве какого члена предложения мы употребляем данное выражение.
сначала
“С-” со словом “-начала” мы пишем слитно, если употребляем “сначала” в качестве наречия.
Почему наречие пишется слитно?
Правило:
“Обычно пишутся слитно наречия, образованные от существительных с пространственным и временным значением”.
Например:
- наверху
- вверх
- навек
- назад
- сначала
Но у данного слова есть омонимичная форма существительного с предлогом, которая пишется раздельно.
с начала
“С-” со словом “-начала” мы пишем раздельно, если это слово употребляется в качестве существительного с предлогом.
Правило:
“Раздельно пишутся омонимичные формы существительного с предлогом, где существительное употреблено в своем прямом значении”.
Как отличить существительное с предлогом от наречия?
Существительное в предложении употребляется в своем прямом значении и имеет зависимое существительное в форме родительного падежа. Также слово “начала” можно изъять из предложения без искажения смысла.
Например:
С начала 2020 года.
Уберем слово “начала”:
С 2020 года (“года” – это зависимое существительное в родительном падеже).
Наречие “сначала” в отличие от существительного с предлогом в предложении отвечает на вопрос “когда?” и его можно заменить на синонимы “раньше, сперва” без искажения смысла. Также, мы не сможем извлечь из предложения слово “начала”, так как получится бессмыслица.
Например:
Сначала он поест, потом расскажет.
извлечем “начала”:
С он поест, потом расскажет.
Как мы видим, убрать из предложения “начала” не получится, так как слово является наречием и пишется слитно.
Примеры для закрепления:
- Сначала мы рискнули, а потом все взвесили.
- Нам обещали с начала года привезти новое оборудование.
- Сначала объясни нам, что здесь произошло?
ИЗВЕРЖЕНИЕ ИЗ САНА
, церковное наказание, налагаемое на клириков как за нарушение ими служебных обязанностей, так и за грехи, общие у клириков и мирян. Между наказаниями мирян и клириков за одни и те же грехи существует параллель: деяния, к-рые в отношении мирян влекут за собой отлучение от причащения на тот или иной срок (епитимию), в случае совершения их клириками караются И. и. с. При этом, однако, клирики не подлежат, подобно мирянам, отлучению от причащения, ибо в таком случае одно и то же преступление каралось бы дважды. 25-е Апостольское правило гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священнаго чина, но да не будет отлучен от общения церковнаго. Ибо Писание глаголет: не отмстиши дважды за едино» (Наум 1. 9)» (см. также: Васил. 32, Трул. 4).
Но из общей нормы существуют и исключения, на к-рые указал патриарх Феодор IV Вальсамон в толковании на это правило: «Не говори, что слова: «не отмстиши дважды за едино» — относятся к каждому извергаемому за что бы то ни было. Ибо удостаиваемые священства по ходатайству властей или за деньги — и извергаются и отлучаются, как говорят 29-е и 30-е Апостольские правила. Но говори, что слова сии относятся только к извергаемым за преступления, указанные в настоящем правиле, и за другие подобные» (Правила ап. с толк. С. 57).
Согласно Ап. 29, «аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон Волхв мною Петром». Те же санкции предусматриваются в канонических посланиях К-польских патриархов св. Геннадия и св. Тарасия, в к-рых речь идет о симонии. От симонии в собственном смысле слова следует, однако, отличать известную из церковной истории практику, когда в разные времена условием рукоположения считалось внесение пошлины в казну архиерейского дома. Подобная практика, очевидно предосудительная, вызывала подчас обвинения в симонии, но в строгом смысле слова о симонии здесь речь идти не должна, т. к. само решение о рукоположении не мотивируется размером пошлины, к-рый устанавливается одинаковым для всех кандидатов на данную степень. Такой вывод вытекает из церковно-судебной практики прошлого.
По Ап. 30, «аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в церкви власть: да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним». Согласно толкованию патриарха Феодора Вальсамона, это правило в равной мере распространяется на пресвитеров, диаконов, иподиаконов и чтецов симониатов; т. о., он относит данную норму и к симониатам, получившим за мзду церковнослужительские степени (Правила ап. с толк. С. 65). Вместе с тем Ап. 30 не распространяется на случаи санкционирования поставления на священные степени гражданской властью. Оно действует лишь в отношении интриганов и карьеристов, ищущих содействия «мирских начальников» в стремлении добиться посвящения в высшие степени.
Внимательный анализ содержания 29-го и 30-го Апостольских правил, учет особенностей преступлений, караемых по этим канонам, убеждает в том, что, в сущности, в них нет противоречия с принципом «не отмстиши дважды за едино». Получение сана за мзду или через вмешательство мирских начальников есть незаконное похищение сана, поэтому одно только И. и. с. было бы не наказанием, а лишь констатацией того, что преступник-симониат был поставлен беззаконно. Настоящее же наказание состоит в применении к нему за это преступление той кары, которая налагается на мирянина, каким он в сущности и оставался.
И. и. с. во всех случаях является полным лишением всех прав, связанных с принадлежностью к клиру, иными словами — низведением в состояние мирян; не существует церковного наказания, к-рое бы заключалось в низведении с высшей степени священства на низшую, напр. епископа в пресвитера, пресвитера — в диакона. Этот принцип распространяется и на церковнослужительские степени, так что не может ни диакон быть низложен в иподиакона, ни иподиакон — в чтеца; иное дело, когда изверженные из сана клирики могут занимать церковнослужительские должности иподиаконов или мирян, но уже в качестве мирян, каковые должности в РПЦ и занимают по большей части миряне — лица, не имеющие посвящения в соответствующие степени. Изверженные из сана сохраняют все права мирян, включая и право причащаться Св. Таин, какой бы ни была тяжесть содеянных ими грехов, за исключением симонии и получения сана посредством вмешательства «мирских начальников».
Особые обстоятельства возникают в связи с отпадением клириков от Церкви в неверие или инаковерие, а также с уклонением их в ереси или расколы. По 73-му прав. Василия Великого, уклонившиеся в ересь или отпадшие от христ. веры извергаются из сана. И. и. с. при этом сопровождается и констатацией невозможности церковного общения, тем более в таинстве Евхаристии, это связано с общим принципом недопустимости канонического общения с еретиками и раскольниками, но отлучение от общения само по себе не представляет в этой ситуации дополнительного наказания, поскольку изверженный из сана за отпадение от Церкви в ересь или раскол в случае покаяния и возвращения в лоно Церкви беспрепятственно приемлется в церковное общение.
В соответствии с 13, 14 и 15-м правилами Двукратного Собора И. и. с. подлежат клирики, не возносящие за богослужением имя своего епископа («таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести» — прав. 13), а епископы — имя своего кириарха (первого епископа — патриарха или митрополита; в эпоху Вселенских Соборов епископы, как правило, зависели не прямо от патриархов, но от митрополитов, которые в свою очередь находились в юрисдикции патриархов), и т. о. «учиняющие раскол». Из 13-го прав. явствует, что никакие обвинения против законного епископа, пока они не доказаны в судебном порядке и не повлекли за собой «совершенного осуждения его»,- в данном случае это следует понимать как И. и. с. или, по меньшей мере, запрещение в служении,- не могут быть поводом для разрыва с ним канонического общения и выхода из повиновения ему. 15-е прав. делает исключительно важное разъяснение, касающееся возможных случаев впадения предстоятелей в ересь: «…отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборного разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений». Право, и даже обязанность, порвать каноническое общение с епископом, впавшим в ересь, правило ограничивает 2 условиями: во-первых, ересь в этом случае должна быть известной и соборно уже осужденной, во-вторых, проповедование ереси епископом, с которым надлежит порвать общение, является публичным. Ошибочное или даже еретическое мнение, высказанное епископом в частном порядке, не может давать пресвитеру или нижестоящему архиерею основание для прекращения возношения его имени за богослужением. Если же публично проповедуемое епископом еретическое учение является новым и Соборами еще не осуждено, то для прекращения общения с епископом надлежит дожидаться соборного осуждения этого учения и самого лжеучителя. До тех же пор разрыв общения с ним остается, согласно 15-му прав., незаконным и влекущим за собой И. и. с., даже если бы прекративший возношение имени оказался прав в своих подозрениях и последующий соборный суд их подтвердил.
И. и. с. клириков соотносится с препятствиями к посвящению. Общее правило таково: все, что служит препятствием со стороны кандидата для рукоположения в клир, возбраняется и уже посвященному священнослужителю или церковнослужителю. Грехи, к-рые, если они совершены мирянином, влекут за собой отлучение от причащения и составляют препятствие к посвящению, в случае совершения их клириками караются И. и. с. Т. о., по св. канонам И. и. с. налагается за те преступления, за к-рые миряне подвергаются отлучению от Св. Таин. Кроме того, священнослужитель извергается из сана не только за убийство, хотя бы и невольное или совершенное в состоянии самозащиты (по Ап. 66: «Аще кто из клира в сваре кого ударит, и единым ударением убиет: да будет извержен за предерзость свою»), но и за избиение, даже и лица виновного. Клирикам возбраняется поднимать руку на человека: 27-е Апостольское правило гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал (1Петр 2. 23)». И. и. с. подлежат также священнослужители, нарушившие 7-ю заповедь Божию: виновные в блуде, прелюбодеянии, противоестественных грехах (Ап. 25; Васил. 3, 32, 51, 70). Причем подобные грехи, будь то блуд, убийство, хотя бы и невольное, а также воровство, влекут за собой, согласно канонам, И. и. с., даже если они совершены однократно.
Поскольку клирики должны быть высоконравственными людьми, они извергаются из сана в случае неисправимого пьянства, увлечения азартными играми: «Епископ, или пресвитер, или дьякон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (Ап. 42), «иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен» (Ап. 43), но в данном случае речь идет не об однократно совершенном грехопадении, а о греховной страсти, от к-рой не хочет или не может избавиться виновный клирик.
Высокие требования предъявляются к семейной жизни клириков. Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям, а также вступление в брак целибатным и монашествующим священнослужителям и посвященным иподиаконам запрещены под угрозой И. и. с. Извергаются из сана и лица, вступившие после хиротонии в брак. 10-е прав. Анкирского Собора (314) дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением, однако уже 6-е прав. Трулльского Собора (691-692) строго запретило брак не только диаконам, но и иподиаконам после поставления. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., опираясь на апостольские наставления о высоте священного служения (1 Тим. 3. 2, 12; Тит. 1. 6) и на канонические правила (Трул. 3 и др.), вынес определение, в котором подтвердил недопустимость 2-го брака для вдовых и разведенных священнослужителей (Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 46).
Из жизни духовных лиц должно быть устранено все, что может соблазнить паству. 62-е прав. Трулльского Собора запрещало духовным лицам под угрозой И. и. с., равно как и мирянам под угрозой отлучения, участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в жен. одежды и женщин — в мужские, надеванием масок. Согласно 24-му прав. Трулльского Собора, «никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен». Предосудительно для клирика и посещение корчемниц: «Аще кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает» (Ап. 54).
Российское законодательство синодальной эпохи предполагало также И. и. с. священнослужителей за те преступления, за к-рые миряне лишались всех прав состояния или только нек-рых прав с заключением в крепость (Уложение о наказаниях. Ст. 22).
И. и. с. принципиально носит необратимый характер: священный сан, раз снятый, не может быть возвращен (Трул. 21; Васил. 3). Поместный Собор 1917-1918 гг. вынес определение «О возможности восстановления в священном сане лиц, лишенных сана по суду», по к-рому «лица, лишенные священного сана приговорами духовных судов, правильными по существу и форме, не могут быть восстановлены в сане. Приговоры суда о лишении священного сана, признанные Высшим Церковным Судом неправильными по существу или по форме, подлежат пересмотру и могут быть отменены за признанием их недействительными» (Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 45). Т. о., только в случае судебной ошибки или при нарушении установленного порядка судопроизводства может быть пересмотрен приговор о лишении сана, но сан не может быть возвращен в порядке «помилования».
Если бы извергнутый из сана, пренебрегая приговором церковного суда, дерзнул на совершение священнослужения, то он на основании 28-го Апостольского правила за такое преступление подлежал бы анафеме. В соответствии с общепринятыми каноническими нормами лица, официально обвиняемые в совершении церковных преступлений, за к-рые они подлежат И. и. с., запрещаются в служении до вынесения по этим обвинениям судебных решений (Сард. 14; Карф. 29(38), 79(90)). На этом основании в Уставе духовных консисторий содержится следующее положение: «Духовному лицу, оговоренному в преступлении, запрещается священнослужение, смотря по обстоятельствам, какие помещаются в оговоре и открываются при следствии. Распоряжение об этом вверяется собственному усмотрению епархиального архиерея, обязанного пещись, чтобы обвиняемые в известных преступлениях против благоповедения не приступали к служению алтарю Господню, как скоро есть уже достаточная причина предусматривать, что они обвиняются справедливо» (Устав духовных консисторий. Ст. 159).
Канонически власть извергать из сана принадлежит правящему епископу по отношению к клирикам всех степеней, включая пресвитерскую. Епископы же извергаются соборной властью. В наст. время в соответствии с действующим «Положением о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)» И. и. с., равно как и пожизненное запрещение в священнослужении диаконов и пресвитеров, а также отлучение от Церкви мирян налагается епархиальным архиереем с последующим утверждением этого акта Святейшим Патриархом (Ст. 47. 3), а епископы и иные лица, занимающие должности, назначение на к-рые входит в компетенцию Свящ. Синода, если они обвиняются по делам, связанным с исполнением ими служебных обязанностей, извергаются из сана постановлением Общецерковного суда с последующим утверждением его Святейшим Патриархом, а также Свящ. Синодом, если из лишения сана вытекает необходимость увольнения наказанного от должности, назначение на к-рую производится Синодом (Ст. 49. 4).
Изверженные из сана диаконы и пресвитеры могут подавать апелляции в Общецерковный суд, а епископы — Архиерейскому Собору. Рассмотрение дела во 2-й инстанции для тех и других носит уже окончательный характер и может подлежать пересмотру лишь в случае появления неизвестных ранее обстоятельств, свидетельствующих о том, что при прежнем рассмотрении дела имела место судебная ошибка либо были нарушены установленные формы судопроизводства (см.: Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 45).
Лица, изверженные из сана, в соответствии с законодательством Византии и России допетровской и имп. эпохи лишались и некоторых гражданских прав. В синодальную эпоху в России священнослужители, которых извергли из сана за канонические, а не за уголовные преступления, могли оставляться в духовном ведомстве на низших должностях: дьячками, пономарями, церковными сторожами. Вдовые лица из числа изверженных из сана могли быть пострижены в монашество, но не могли быть вновь посвящены. Если же имена изверженных из сана вычеркивались из списка духовного ведомства, то те, кто были родом из дворян или из почетных граждан, возвращались в прежнее состояние, остальные приписывались к мещанам или крестьянам и переходили в податное состояние. Исключенные из духовного ведомства в связи с И. и. с. лишались орденов, чинов и званий, полученных до вступления в клир и во время служения на церковных должностях. Им на 7 лет воспрещались въезд в столицы и вступление на гос. или общественную службу по выборам: бывш. диаконам на 12, а бывш. священникам на 20 лет. До сер. XIX в. И. и. с. сопровождалось острижением головы и бороды в духовной консистории и заменой духовного платья армяком. В наст. время в связи с отделением Церкви от гос-ва И. и. с. влечет за собой не гражданско-правовые, но только церковные последствия.
Римско-католич. Церковь не знает такой меры наказания, как совершенное извержение из священства. Придавая таинству Священства значение абсолютной неизгладимости (character indelebilis), католич. доктрина и католич. церковное право знает лишь низложение (depositio и degradatio); Кодекс канонического права 1983 г. содержит только термин dimissio, т. е. увольнение из священного чина,- что можно сопоставить с пожизненным запрещением в священнослужении, практикуемым в правосл. Церкви,- низложенный клирик утрачивает все права и обязанности, присущие ему, за исключением обязанности целибата (CIC. 290-293) и права, если он имеет сан епископа или пресвитера, принимать исповедь у находящегося при смерти христианина (CIC. 976).
Ист.: Устав духовных консисторий с дополнениями и изъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената / Cост. М. И. Палибин. СПб., 19122; Собор, 1918. Определения; Никодим , еп. Правила; Правила ап. с толк. 2000; Устав РПЦ, 2000; Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). М., 2008; CIC.
Лит.: Перић Д. Црквено право. Београд, 1997. С. 101-106; Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 302-304; Цыпин В., прот. Курс церковного права. М., 2002. С. 528-535.
Прот. Владислав Цыпин
«Извергнуты из сана» за вольности: скандал со священниками в Татарии
Казань, 18 февраля 2019, 02:44 — REGNUM Протоиерей Владимир Головин, получивший скандальную известность «неподобающим для сана священника» поведением, а также советами смотреть порно и другими вольностями, извергнут из сана решением Епархиального суда Чистопольской епархии Русской православной церкви Московского патриархата. Это решение закреплено в указе управляющего Чистопольской епархией. Решение о извержении из сана принято и по протоиерею Анастасию Головину — его сыну, передаёт корреспондент ИА REGNUM.
«Определением моим решение Епархиального суда Чистопольской епархии РПЦ МП от 14 февраля 2019 года по делу № 01-OI — 2019 об извержении из сана протоиерея Владимира Валентиновича Головина утверждаю», — отмечается в документе.
Аналогичным документом сана лишился и протоиерей Анастасий Головин — сын Владимира Головина.
Епархиальный суд Чистопольской епархии признал вину Владимира Головина «в создании сообщества, противопоставившего себя церкви, ведении деятельности, носящей смущение в среду верующих, в искажении учения церкви о молитве, упорном непослушании правящему архиерею, клевете на священноначалие и досаждении словом ряда архипастырей доказанной». Претензии к теперь уже бывшему протоиерею Анастасию заключаются в том, что «намеренно и осознанно оставил свое место служения, противясь указу правящего архиерея № 35 от 13 сентября 2018 года», после чего «проявил халатность и незаинтересованность приходом» и «не появился на месте своего служения». Среди претензий и то, что Анастасий принял «идеологическую сторону протоиерея Владимира Головина».
Подобное решение Епархиального суда вызвало протест со стороны сторонников Владимира Головина, которых только в одной из групп соцсетей набралось почти 90 тыс. человек.
«Беспрецедентная для Русской православной церкви кампания по очернению одного из самых лучших проповедников современности», «Надо сразу срочно писать протест в епархию, собирать подписи по всей стране», «К патриарху надо ехать», «Очень обидно за о. Владимира», — пишут сторонники бывшего протоиерея.
В социальных сетях появилась многочисленная группа в поддержку священника, где обсуждается вопрос «гонений на него» и того, чем сторонники могут помочь уже лишённому сана Владимиру Головину. Группа насчитывает уже свыше 1,5 тыс. участников.
Сторонники Головина также рассказали, что же конкретно вменяется в вину его сыну:
«Протоиерей Анастасий (1985 г.р.) был настоятелем Авраамиевского прихода г. Болгар, где служил и его отец, протоиерей Владимир Головин. 13 сентября 2018 г., согласно указу правящего архиерея, протоиерей Анастасий был освобожден от должности настоятеля и переведен на служение штатным клириком в г. Чистополь. В октябре 2018 года церковный суд епархии отправил протоиерея Анастасия Головина в запрет за оставление учебы в семинарии и оставление места служения. В декабре запрет был продлен на два месяца».
Напомним, в сентябре 2018 года Владимира Головина отстранили от служения до начала декабря, запретив ношение рясы, наперсного креста, а также какие-либо священнодействия. В вину ему вменялось «продолжение деятельности, вносящей соблазн в жизнь церкви». Епархия посчитала недопустимыми те высказывания, что протоиерей озвучивал во время публичных проповедей, в их числе слова, что, по мнению специальной комиссии, граничили «с кощунством и глумлением над Христом», неподобающим для сана священника признали и «восторженный рассказ слушателям о воспевании им богослужебного гимна во время близости с супругой», а также совет смотреть «непристойные фильмы тем женщинам, чьи мужья их смотрят», и консультации, что священник давал женщинам «о выборе фасона нижнего белья». Отмечалось в сентябрьском решении комиссии также, что имелись случаи, когда Головин «сквернословил в храме» и оправдывал сквернословие. Среди прозвучавших обвинений было и то, что он недопустимо для носящего сан высказался в адрес погибших героев Великой Отечественной войны, сравнив их подвиг с самоубийством и отсутствием веры.
Священный сан
Священный сан Рукоположение святого Стефана в диаконы (Витторе Карпаччо, около 1514 года)
Свяще́нство, рукоположе́ние или хирото́ни́я — в общехристианском использовании — посвящение человека, наделяющего его правами публично проповедовать, совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения значительно различаются среди христианских конфессий.
Правом совершения рукоположения во многих христианских конфессиях обладает только епископ.
Священство в православии
В Православной Церкви существуют три степени священства: низшая — диакон, затем — пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей). При посвящении в диакона, ставленник (то есть принимающий сан) получает благодать лишь служить (то есть помогать) при совершении таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. А при посвящении в епископа (архиерея), ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств.
Перед рукоположением во диакона ставленник проходит ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь. После этой исповеди духовник говорит архиерею, достоин ставленник или нет принять священный сан.
Рукоположение диакона и иерея может совершать лишь архиерей. Это таинство совершается во время литургии. Ставленник трижды обводится вокруг престола, стаёт перед престолом на колени и кладёт на него свою голову, на которую архиерей возлагает омофор и свои руки (отсюда и название — рукоположе́ние), что означает возложение рук Христа, читает особую молитву. Епископ молится об избрании человека священником при незримом присутствии Господа.
Затем архиерей вручает рукоположенному необходимые для его служения атрибуты и провозглашает «Аксиос!» (греч. достоин), на что священники, хор и все присутствующие тоже отвечают троекратным «Аксиос!». Этим возгласом церковное собрание и община свидетельствует о своём согласии на рукоположение достойного ставленника.
Рукоположение в сан диакона совершается архиереем за Литургией после Освящения Даров. Во время совершения самого таинства архиерей вручает новопоставленному диакону атрибуты диаконского служения — поручи, орарь и рипиду.
Рукоположение в сан священника (пресвитера) совершается архиереем за Литургией после Херувимской песни, перед Освящением Даров. Во время совершения самого таинства архиерей вручает новопоставленному священнику атрибуты его служения — епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест и Служебник.
Приняв сан, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил сам Господь Иисус Христос в своей земной жизни и апостолы. Рукоположенный пресвитер может совершать таинства крещения и миропомазания, от имени Господа прощать грехи раскаявшимся грешникам, совершать святую евхаристию, а также совершать таинства брака и соборования.
Рукоположение в сан епископа в современной практике православной церкви осуществляется несколькими епископами (собором епископов). Оно совершается за Литургией после Малого входа, перед чтением Апостола. При рукоположении во епископа на главу новопоставляемого епископа возлагается раскрытое Евангелие. Это Евангелие держат в своих руках все служащие архиереи. Этим символизируется тот факт, что епископ ставится самим Господом, а служащие архиереи — лишь исполнители Его воли.
В православной церкви все священнослужители должны быть либо монахами, либо (для диаконов и священников) женатыми первым браком. Овдовевшие священники, перешедшие из католицизма или, в редких случаях, рукоположенные целибатными (холстяками, не принявшими монашеских обетов), побуждаются к пострижению в монашество. Например, архидиакон Павел Алепский, путешествовавший по России во времена патриарха Никона, видел заточенными в темницу нескольких овдовевших священнослужителей, отказавшихся от монашеского пострига (со времён Крещения Руси считалось благим поступком постричься в монашество хотя бы перед смертью. Так святой благоверный князь Александр Невский принял схиму с именем Алексий уже на смертном одре). Первым же целибатным священником в РПЦ был рукоположен профессор (будущий ректор) МДА Александр Горский (ему его родители не благословили принимать монашество) в середине 19-го века. С этих пор случаи рукоположения немонашествующих холостяков участились, но не приняли массового характера.
Священство в католицизме
Рукоположение католического священника
В Католической Церкви, как и в Православной существует три степени священства — диакон, священник и епископ. Правом совершения таинства священства для всех трёх ступеней обладает лишь епископ. В обряде этого таинства отсутствует тайносовершительная формула, главными элементами обряда являются возложение рук епископом на кандидата и молитва призывания Святого Духа. После совершения таинства рукоположенный простирается ниц перед алтарём в виде креста в знак смирения и посвящения жизни Христу.
Священство в протестантизме
В протестантском богословие рукоположение не рассматривается как таинство, а лишь как обряд призвания христианина на служение публичной проповеди и таинства. Основанием для этого является учение о всеобщем священстве верующих (1Петр.2:9-10). При крещении человек получает дар Святого Духа и тем самым посвящается в священство, никакой «дополнительной» благодати уже не требуется. Исходя из этого последующее призвание на служение пастора, проповедника, пресвитера и т. д. является лишь способом поддержания внешнего порядка в церкви. Ввиду достаточного расхождения внешней обрядовости, в протестантизме не может существовать какого-то строгого определения названию титулов. Различаются должности епископа, пастора и пресвитера.
Во многих случаях должности пресвитера и пастора носят общие или, по крайней мере, схожие функции (например, должность пресвитера в баптистской церкви примерно равна должности пастора в пятидесятничестве или лютеранстве), епископ же является предстоятелем от многих приходов и общин, возглавляя региональное и/или общегосударственное объединение верующих.
См. также
- Клир
Священства таинство
См. раздел ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА
Фотоальбом ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА
- Таинство Священства прот. Владимир Хулап
Та́инство свяще́нства – таинство, в котором чрез святительское (архиерейское) возложение рук на правильно избранного нисходит Святой Дух и он поставляется во епископа — осуществлять архиерейское служение, или во священника – совершать таинства и духовно руководить вверенной ему паствой, или в диакона – помогать священнику в совершении богослужений и таинств.
Совершается таинство священства, называемое еще рукоположением и хиротонией, (греч. «возложение рук»), на литургии, только над лицом мужского пола, православно верующим, состоящим в первом браке или принявшим монашество, и не имеющим в предыдущее время жизни тяжких грехов, не допускающих рукоположение (что выясняется духовником).
Живущий в безбрачии и принявший священный сан, называется целибатным священником или диаконом, иначе – целибатом (лат. «неженатый»). В диакона рукополагается мирянин или церковнослужитель, а в сан священника может быть рукоположен только уже состоящий в сане диакона. Епископ рукополагается собором (совместным совершением таинства) не менее, чем двух архиереев.
Таинство Священства
протоиерей Владимир Хулап
Священство ведет свою историю с глубокой древности. В России священники составляли особое сословие – духовенство. И за последние годы мы видим, что количество священников выросло. По каким принципам избираются эти люди, и что означает – стать священником?
Священство, прежде всего, это служение. Служение Богу и людям, служение нашим ближним.
И поэтому, конечно, для того, чтобы человек стал священником, встал на этот путь священнослужения, он должен чувствовать в своей душе призвание. То есть некий толчок, некий импульс, некий стимул, который действительно определяет направление его жизни. Ведь священство – это не просто профессия, не просто какая-то профессиональная деятельность. Священник не работает, он служит.
Священническое служение разделяется на три очень больших и важных блока. Прежде всего – это священнослужение, это совершение богослужения, прежде всего Божественной Литургии, других церковных Таинств, чинопоследований. Тем самым, священнослужение – это служение храма, служение народу Божьему через предстояние в молитве, через молитвенное делание.
Второй важный аспект – это научение. Священник – он благовестник, он миссионер, он проповедник, поэтому возвещение Евангелия, возвещение тех слов, которые говорил Христос две тысячи лет назад, тех слов, которые апостолы записали и собрали в виде книг Нового Завета, актуализация евангельской вести в современных условиях – это вторая, очень важная составляющая священнического служения. И, наконец, третья составляющая – это руководство общиной. Общины бывают разные: от небольшого деревенского прихода до огромного, многотысячного прихода кафедрального собора в большом крупном городе, в мегаполисе. Поэтому, третья функция – руководство, пастырство, наставление, созидание Церкви Божьей вот в этом конкретном месте, в тех условиях, куда Господь священника на служение поставляет.
Конечно, помимо призвания и любви к Церкви, любви к Евангелию, любви к слову Божьему, священнику остро необходимо образование. Поэтому сейчас наше священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно говорило и принимало решения, согласно которым священником может становиться человек только после того, как он получил законченное духовное образование. Конечно, духовное образование – это необходимая, но недостаточная составляющая, это не просто какой-то набор знаний. Тот период времени, который человек проводит в духовной семинарии, позволяет разобраться в себе и понять: действительно ли это призвание Божье, действительно ли человек готов посвятить всю свою жизнь вот этому служению, самоотдаче, принесению в жертву самого себя. Не только бескровной жертвы, евхаристической, но и жертвы, действительно, каждого дня и, нередко, каждого часа своего времени или это все-таки не его. В ходе духовного образования будущие священники пробуют себя и в служении социальном нуждающимся ближним, и в служении гомилитическом, то есть проповедничеком. Они знакомятся с тем, как живут священники, в чем заключаются их основные задачи. Во время духовного обучения они как раз и делают свой выбор, принимая священный сан после окончания духовных школ или понимая, что в Церкви, помимо священнического служения, есть и другие виды служения, которое, в том числе, могут совершать и миряне.
Что означают понятия «черное» и «белое» духовенство?
Черное и белое духовенство – это отношение священника к своей семейной жизни. То есть черное духовенство – это монашествующие. Белые священники, так называемые, это священники, которые вступают в брак. Священник своей жизнью призван показывать пример, призван показывать, если не идеал, то, по крайней мере, стремиться к нему, поэтому Церковь говорит о двух максимах. Первая максима – это абсолютная аскеза, это безбрачие ради Христа. Вторая максима – это христианский брак. И поэтому уже до рукоположения, до того, как человек принимает священный сан, он должен принять решение: либо он принимает монашество, то есть всю жизнь он будет безбрачным, либо он может жениться, создать семью, но после рукоположения женитьба священника уже не возможна. Более того, если с его женой что-то случается, например, она умирает, священник второй раз вступить в брак не может. В противном случае он должен снять с себя сан. По сути дела речь в данном случае идет о том, что до принятия сана нужно обдумать всю свою жизнь, нужно понять, к чему ты предрасположен больше: к уединению, к одиночеству, к жизни в монастыре, к интенсивному богослужению, к ежедневному суточному богослужебному кругу, к более созерцательной жизни. Или ты хочешь жить той же жизнью, которой живут твои прихожане, то есть жизнью семейной, жизнью воспитания детей, жизнью созидания семьи, как малой церкви. И, поэтому, действительно, период обучения в духовной школе или период подготовки к принятию священного сана – это, в том числе, выбор одного из этих двух векторов своей жизни.
Черное духовенство, монашествующие, несут, прежде всего, служение в монастырях, может быть, исполняют какие-то церковные послушания, связанные с их свободой от мирских связей. Приходские священники, чаще всего, это священники женатые. В этом православная традиция существенно отличается от традиции Католической церкви, где существует обязательный целибат, то есть обязательное безбрачие духовенства. В Православной Церкви этого нет, и у будущего священника есть выбор. Он может сам определить свой семейный путь или путь безбрачия.
В чем смысл церковной иерархии?
Иерархия существует везде. Если мы посмотрим на окружающую нас жизнь, то иерархия существует в семье – это отец, мать и дети. Иерархия существует, начиная с первого класса в школе – это учитель и ученики. Действительно, любая организация, говоря даже со светской точки зрения, а Церковь является организацией – большой организацией, крупной организацией, к ней принадлежат миллионы верующих, поэтому эта организация также нуждается в какой-то структуре. Эта структура называется «иерархией», то есть буквально, «священной властью». Это не просто какой-то менеджмент на разных уровнях управления предприятием, фирмой. Речь идет о том, что основу этой организации заложил сам Христос в Новом Завете. В Ветхом Завете было священство, но это священство принадлежало к потомкам Аарона, колену Левия, то есть оно было родовым. Священство принадлежало определенной группе людей и передавалось по наследству. Мы видим, что Христос совершенно по другому принципу избирает двенадцать, а затем и семьдесят апостолов – тех, кому Он вручает дело благовестия Евангелия и дело созидания церковной общины. В начале, действительно, апостолы были единственными руководителями общины, но, поскольку служений в этой общине было очень много, очень рано начинается дифференциация этих различных служений. Разные функции церковных служений закрепляются за теми или иными людьми. Например, первым, как описывается в книге Деяний апостольских, возникает служение диаконов, буквально, «тех, кто служит при столах». Как мы сейчас сказали бы: служение социальных работников, то есть тех, кто распределяет пожертвования, распределяет какие-то продукты между нуждающимися членами общины. Соответственно, апостолы получают возможность для большего благовестия, большую свободу для миссионерских путешествий и так далее. Затем, когда количество церквей в Римской империи увеличивается – церквей именно как местных общин – епископы (буквально, по-гречески «блюстители») становятся преемниками апостолов. Более того, исключительно епископская структура руководства общиной тоже оказывается недостаточной. Прихожан очень много, уделить каждому внимание епископ не может, поэтому очень рано возникают священники — пресвитеры (буквально «старейшины»), затем они будут называться иереями (букв. «священнодействующими») – в качестве помощников епископов.
Таким образом, в Христианской Церкви очень рано возникает наша трехчастная иерархия. На самом высшем уровне находится епископ, или глава поместной церкви – это патриарх, который также является епископом. Затем, на приходском уровне, священник. Здесь тоже есть свои градации, в зависимости от срока служения в священном сане. Третий уровень – это диаконы. Это те, кто раньше исполнял функции социального работника, но сейчас их служение, в основном, ограничивается только литургическими функциями. Они читают ектении во время богослужения, помогают священнику совершать Литургию и другие церковные Таинства. Тем самым, эта иерархия является не самодостаточной, иерархия – это не самоцель существования церковного организма, но это, действительно, ответ на те вызовы, которые стоят перед Церковью. В истории Церкви мы видим, например, существовали диаконы не только мужчины, но были и диаконисы, то есть и женщин рукополагали в эту низшую диаконскую ступень. Помимо этих трех степеней существовали и существуют иподиаконы, чтецы, певцы и так далее, так называемые, низшие ступени, каждая из которых выполняет те или иные служения, в которых нуждается Церковь.
Опять же, порядок иерархический – это порядок не просто какого-то преимущества, превосходства, когда высшая ступень диктует что-то низшей, и этот диктат распространяется сверху вниз на каждую последующую ступень. Христос говорит о том, что тот, кто хочет быть из вас высшим, да будет всем слугой. И вот это служение – служение Богу и служение людям, служение Церкви на той ступени, на которой Господь поставил епископа, священника или диакона – является его целью жизни. Когда это служение реализуется, мы видим, что любое церковное служение: и клирика, и мирянина – оно, действительно, приносит свои настоящие плоды. Плоды, которые ожидает от нас Христос.
Духовно-просветительский телепроект «Слово»
Почему сперва брак, а потом принятие сана?
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Разъясните, пожалуйста, вопрос о браке священников.
В случае, когда человек собирается принять сан и, в то же время, быть семейным человеком, он сперва вступает в брак, а уже после происходит возведение в сан. При возведении в сан, с кандидата символически снимается кольцо в знак того, что он теперь обручён с Церковью. При этом запрещается всё то же самое, но наоборот, т.е. сперва принятие сана, а потом вступление в брак (пусть даже с человеком, который соответствует каноническим нормам). Скажите, пожалуйста, на основании каких канонов и постановлений строится подобная логика?
Логика, которую я описал выше, мне плохо понятна, так как в обоих случаях (когда кандидат женился или не женился) кандидат обручается с Церковью и, исходя из этой логики, если он не женился до принятия сана, то он как бы остаётся обручённым с Церковью (здесь я имею в виду преимущественно целибат, хоть это преимущественно католическая традиция). А в случае, когда кандидат рукополагается уже будучи женатым, символизм со снятием с него обручального кольца имеет всё тот же смысл – обручение с Церковью. Тут возникает ещё один вопрос: как в таком случае воспринимать его фактическую жену?
Надеюсь, основную мысль передал, буду благодарен за пояснения.
Егор
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогой Егор!
Ответ на Ваш вопрос содержится в 26-ом Правиле Святых Апостолов:
“Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы”.
Очень хорошо разъясняет это правило епископ Никодим (Милош):
Это правило находится в тесной связи с подобным же предписанием в Апостольских постановлениях (VI, 17). Оно различает священников женатых от неженатых и относительно последних предписывает, что таковые не должны жениться, если вступили в клир неженатыми, а допускает только право свободно жениться чтецам и певцам, если пожелают.
Это Ап. правило было затем буквально повторено на Трулльском Соборе (6 пр.), причем было установлено, что, кроме чтецов и певцов, ни один иподиакон, диакон или пресвитер не смеет после своего рукоположения вступать в брачную связь; сделавший же это должен быть извержен из священного сана. Желающий вступить в клир и иметь супругу, должен жениться еще прежде своего поставления в иподиаконы.
Α почему правило это, как и многие другие, воспрещает духовным лицам на высших иерархических ступенях жениться после рукоположения, на это архимандрит Иоанн в толковании данного правила замечает, что женитьба духовного лица после рукоположения показывала бы, что оно не понимает всей высоты телесного воздержания, приличествующей его сану и, служа соблазном народу, она низводила бы его до некоторой степени с высоты его сана в ряды обычных мирян.
Хотя женитьба не есть что-либо нечистое, оскорбляющее духовный сан (Ап. прав. 5 и 51), однако, кто до женитьбы, в девстве, соединился со Христом и Его церковью в таинстве священства, для того было бы странно и совсем непристойно после этого связывать себя опять тесными узами с миром. Совсем иное дело женитьба до рукоположения, когда еще нет таинственной связи, связующей духовное лицо с алтарем посредством Божественной благодати; совсем иное представляет также и женитьба церковнослужителей, не принявших таинства священства, вследствие чего и женитьба их менее противоречит сущности и значению их служения в церкви.
Храни Вас Господь!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.