Содержание
- Сценарий летнего праздника «Пришёл Спас — всем гостинцев припас!»
- Торжественные сценарий
- Отзыв: Крем-мед Медовый дом «Делай детей» — Хочешь сделать детей, но не знаешь как? Как намекнуть мужу, что пора? Что подарить гинекологу?
- Сценарий детского праздника “Медовый Спас”
- Сценарий детского праздника «Медовый Спас»
- Развлечение для детей средней группы «В гостях у пчел»
- В ГОСТИ К ПЧЕЛАМ, В ЗАПОВЕДНЫЙ ЛЕС
- План-конспект занятия на тему «В гости к пчелам»
Сценарий летнего праздника «Пришёл Спас — всем гостинцев припас!»
Татьяна Герасимова
Сценарий летнего праздника «Пришёл Спас — всем гостинцев припас!»
РАЗВЛЕЧЕНИЕ НА УЧАСТКЕ С МИНИМАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
Под песню Н. Кадышевой «А у нас ноне белый день» дети собираются на участке, образуют круг.
ВЕДУЩАЯ: Добрый день, красны девицы и молодцы!
Пришёл праздник под названьем Спас,
Всем гостинцы он припас!
Гостинцы вкусные для души утеха –
Мёд, яблоки, хлеб да орехи!
В августе народ празднует Спас – это праздник сбора
урожая: сначала Медовый Спас, потом Яблочный и
последний Хлебный, или Ореховый. И мы с вами все 3
Спаса сегодня встретим — отметим! Первый — Медовый спас.
Медом наполнен воздух, август в самом разгаре,
Божье благословенье Спас нам медовый дарит.
На Руси в этот день всех медом угощали
С медовыми пряниками чаи распивали.
Начинали качать мед. Пчелки всех медом угощают, ведь он
помогает от всех болезней. Вам нравится мёд?. А уж как
медведи любят мёд, так и норовят залезть к пчёлам в их
домик – улей!
ИГРА «МЕДВЕДИ И ПЧЁЛЫ» А. Усачёв – «Медовая песенка» Дети делятся на 2 подгруппы – «медведи» и «пчёлы». По сигналу «Пчёлы за мёдом!» дети-«пчёлы» выбегают из «улья», «летают», «собирают с цветов нектар». Дети-«медведи» в это время «залезают в улей, лакомятся мёдом». По сигналу «Пчёлы – домой!» дети-«пчёлы» с жужжанием бегут к «улью» и «жалят» не успевших выбежать «медведей». Анализ игры.
ИГРА «ЧЕЙ УЛЕЙ СКОРЕЕ СОБЕРЕТСЯ» «Иван Купала» — «Пчёлы»
ВЕДУЩАЯ: Потрудились пчёлки на славу, много мёда собрали да людям
отдали! Пусть теперь отдохнут полосатые труженицы! А
нам пора Яблочный Спас встречать, всех яблоками угощать!
В этот день полагается срывать и освящать в церкви яблоки
и другие фрукты. Считается, что в этот день яблоки
становятся чудодейственными: откусив «Спасово» яблоко,
можно загадать желание, и оно обязательно исполнится.
Пора и нам собрать яблоки…
ИГРА «СОБЕРИ ЯБЛОКИ ПО ЦВЕТУ» для младш. гр.
«Барбарики» — «Я яблоки люблю»
ИГРА «ВЫЛОВИ ЯБЛОЧКО» для старших детей «Яблонька» — «Прибежит Серёжка»
ВЕДУЩАЯ: Собрали все яблочки, молодцы! Дружно и весело!
Должно быть, у всех, без сомненья,
Хорошее настроение.
Должны все в согласии жить-
Друг друга любить и дружить!
Приглашаю весь народ
На веселый хоровод!
ХОРОВОД «Иван Купала» — «Виноград»
ВЕДУЩАЯ: А теперь, мои ребятки, отгадайте-ка загадку:
Круглый, зрелый, загорелый попадался на зубок,
Попадался на зубок, расколоться всё не мог.
А потом под молоток. Хрустнул раз – и треснул бок. (орех)
Улетают ласточки, покидают нас,
И идет к нам Ореховый, третий самый Спас.
Караваи новые подавай на стол,
Встретим осень ласково, Спас не зря пришел!
Надо успеть засушить последние яблоки, орехи, грибы…
ИГРЫ «ЗАПАСЛИВЫЕ РЕБЯТА» Рус. нар. муз. в совр. обр. Участвует 3 команды: одна развешивает на веревке с помощью прищепок яблоки, вторая – орешки, третья – грибы.
ВЕДУЩАЯ: Ну вот, ребятки теперь вы кое –что узнали о трёх Спасах:
Медовом, Яблочном, да Орехово –Хлебном. И теперь вам
будет понятна русская поговорка:
Первый Спас – на меде стоит,
Второй Спас – яблоки едят,
Третий Спас – свежим караваем угощает!
А теперь милости просим к нашему столу!
УГОЩЕНИЕ
Затем старшие дети рисуют на асфальте яблоки, орехи, хлеб, грибы и т. п.
Торжественные сценарий
Цель: вспомнить и приобщиться к традициям русского народа.
Задачи: — дать информацию о первом спасе;
— познакомить с обрядами, приметами, кричалками этого дня;
— вспомнить образные выражения связанные с пчелами и медом;
— изготовить букет «маковийский цветок»;
— провести викторину «Что мы знаем о пчелах?»;
— угоститься лакомствами, которые готовили к этому дню.
Вед 1
Знаете ли вы – месяц август начинается,
Сразу Спасы открываются!
Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
Спас – спаситель – эпитет присваиваемый Иисусу Христу, поэтому три августовских Спаса — три праздника в честь Спасителя.
Вед. 2
августа отмечают в православном мире три праздника: «Мокрым спасом» или «Спас на воде»,»Маковей», «Медовый (первый) спас». «Медовых спасов» всего три.
В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому этот день называю «Мокрым спасом».
Еще один интересный обряд — освящение воды, особенно колодцев. Это, кстати, глубинный обычай наших пращуров, уходящий корнями еще в дохристианские верования. Перед тем, как осуществить освящение, парни с мужчинами вычищали дно колодцев. Девушки плели веночки и украшали ими колодцы, а в воду бросали аир и любисток, чтобы выгнать оттуда злые силы и помочь поселиться добрым духам. А в день праздника сюда направлялся поход — с колокольчиками, музыками и детворой, чтобы осуществить святочное событие — освящение воды.
Вед. 1
Именно в это время вода в реке считалась целебной, поэтому до восхода солнца купались, проговаривая: «Водица-Студеница, очищала ты корни и кремни, очисти и меня, крещенного».
Детей дать выпить воду и обрызгиваем водой и повторяем эти слова, можно детям дать воду и слова, чтобы обрызгивали друг друга
Вед. 2
В этот день еще в церквях поминают семерых братьев-мучеников Маковеев и их мать Соломию, которые погибли за христианскую веру. Поэтому этот день ещё называют «Маковей».
Накануне «Маковея» нужно приготовить «маковийский цветок» — букет, который состоит из многих растений — мяты, чабреца, календулы. Считается, что каждое растение имеет присущее ему магическое значение. Все растения вместе с несколькими головками мака освящаются в церкви. В давние времена освященный мак весной рассеивали на огороде, а засушенные цветы девушки вплетали в косы для укрепления волос.
Вед. 1
К праздничному столу подавались кушанья, в которых обязательно присутствовал мак, который к этому времени созревает. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники – постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко, добавляли мёд, получалась маково-медовая масса, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником.
Вед. 2
Мак упоминается в многих пословицах, поговорках, хоровых песнях и загадках:
«Мачёк с мёдом – усы оближешь»;
«Чёрен мак, да бояре едят»;
«Рад Яков, что пирог с маком»;
«Поминаючи мак, не прогневайся и так»;
«На тычинке городок, в нём семьсот воевод» и т.д.
В день Маковея молодежь водила хороводы с песнями, с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парней маком, щипали их, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!»
Вед. 1
Еще этот день называют «Медовый (первый) спас»
♦ «Первый Спас — первый сев!»,
♦ «Спас — всему час!»;
♦ «От Первого от Спаса накопит и мужик запаса»;
♦ «Спасов день покажет, чья лошадка обскачет» (то есть, покажет, кто раньше начал сеять).
Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. Из одного улья собирают до 70 килограммов меда. После того, как мед соберут, его принято освящать в церкви. Все-таки это, прежде всего, религиозный праздник, установленный в честь Христа.
Вед. 2
Только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли в пряники, блины и пироги, на его основе делали алкогольные и безалкогольные напитки.
С Первого Спаса заканчивались летние хороводы и начинался Успенский двухнедельный пост.
В эту пору всего много: и овощей, и фруктов, и ягод, которые к тому времени как раз поспевают, что делает пост разнообразным и поэтому легким. Недаром в народе говорят: «Успенский пост не голодный», или «Спасовка-лакомка».
Вед. 1
После «мокрого Спаса», Медового (первого спаса) или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».
На Первый Спас меняется погода, становится все прохладнее.
♦ «Пришел Первый Спас, держи шубу про запас»;
♦ «Первый Спас — мокрый»;
♦ «С Первого Спаса — холодные росы»;
♦ «Отцветают розы, падают холодные росы».
К традиционным «спасовским» приметам относили и поведение птиц, причем наблюдать особенности птичьих повадок начинали еще за неделю до Спаса. Смотрели люди и на ласточек со стрижами. Считалось, что с Первого Спаса эти птицы уже начинают улетать на юг — и будут улетать в три очереди, «в три Спаса». Когда улетит последняя ласточка, тогда и наступит осень, ведь «ласточка весну начинает и осень накликает». На Первый Спас ласточки в последний раз облетают родные края. Дети в этот день внимательно всматривались в небо и, увидев в нем ласточек, кричали:
«Ласточка-касатка! А где же твоя матка? Где твои братцы, Где твои детки, Где же твои сестрицы? Испей Спасовой водицы! Улетать — не улетай, До Спожинок доживай!»
Вед. 2
Наши предки знали толк в меде, а пчеловодческое искусство особо почиталось. Россия была страной чистой природы. Русские цари всегда имели свои пасеки.
Интересно, что в пчеловодческом искусстве не было профессиональных секретов, знание считалось общенародным – постигай, на сколько хватит ума, способностей и терпения.
В народе говорят: «Пчела – кормилица и врач, пчела – помощник агронома». Кто же она такая, пчела? О том, как появились пчелы на Божий свет, рассказывает древняя легенда.
Вед. 1
Создал Бог шмелей, а черт – пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь у него разлетается куда попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, что у того делается. Черт накормил его медом. Понравилось Богу и завидно стало. «Будем, – говорит он черту, – меняться». Черт, разумеется, не согласился. «Ну, ладно, – говорит Бог, – вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!» Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх, пчелы все за ней и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога теперь и мед, и воск есть.
«Пчелка – божья пташка» – говорили в народе. Если у кого заведутся пчелы, это объяснялось как знак особенной Божьей милости к человеку. Залетевший на чужой двор пчелиный рой сулил хозяину дома удачу и счастье.
Вед. 2
Убить пчелу считалось большим грехом, воровство пчелиных колодок приравнивалось к святотатству. Трепетное отношение к пчеле, ее почитание объясняется еще тем, что один из продуктов пчеловодства – воск – широко употребляется в церквах при богослужении. Без пчелы, говорили в народе, не могла совершиться обедня.
По представлениям наших предков, мед принадлежал не к обычным продуктам земли, а к миру высшему, поднебесному, где находятся звезды.
Мед, как продукт поднебесный, вместе с утренней росою падает на землю, на цветы, с которых уже пчелы и берут его. Поэтому росу называли медвяною или медовою.
Вед. 1
Викторина «Что мы знаем о пчелах?»
1. Сколько времени может прожить пчела самостоятельно и сколько в семье, т. е. в сообществе?
(Ответ: самостоятельно может прожить не более суток, а в семье – несколько месяцев).
2. Сколько видов пахучих веществ может различать пчела?
(Ответ: свыше 40 видов пахучих веществ).
3. Как долго живет пчела после ужаливания?
(Ответ: пчела, ужалив и утратив жало, живет всего несколько часов и погибает. Пчела, ужаленная другой пчелой, сразу же погибает. Когда пчела умирает, она высовывает или выбрасывает язычок).
4. С какой скоростью летает пчела?
(Ответ: средняя скорость 28—30 км/час).
5. На какое расстояние от пасеки летают пчелы?
(Ответ: пчелы предпочитают брать нектар вблизи пасеки, на расстоянии до 1 км, в отдельных случаях, в зависимости от вида пчел, 3-4 км).
6. Когда пчелы жалят меньше всего?
(Ответ: пчелы менее агрессивны в теплые солнечные дни между 9 и 11 часами и 15-17).
7. Чем издает пчела звук в полете?
(Ответ: звук, издаваемый пчелой в полете, производится крыльями).
8. Мы знаем, что главной пчелой является матка, как отличить ее от рабочих пчел по внешним признакам?
(Ответ: матка крупнее рабочей пчелы. Длина тела – 20-25 мм, а у рабочей пчелы – 12-14 мм. Крылья покрывают брюшко наполовину, тогда как у рабочей пчелы они покрывают его полностью. На ножках матки нет приспособлений для сбора пыльцы. Матка обычно надежно спрятана от чужих глаз. Ее окружает свита из 12 пчел: все головами к матке. А есть пчелы, которых называют трутнями. Если двух маток посадить рядом, они вцепятся друг в друга, и уцелеет более сильная. Если матка погибает, в семье начинается анархия, которая ведет к ее гибели).
9. Существуют ли предания об исцеляющей силе меда?
(Ответ: да, например, былина об Илье Муромце когда тот, испив напитка медвяного, принял силу богатырскую).
10. Какие меры надо принимать, когда человека ужалит пчела?
(Ответ: чтобы уменьшить действие яда, сразу после ужаления надо извлечь жало — сковырнуть его и протереть больное место нашатырным спиртом, соком лука или чеснока, валидолом. Наиболее тяжелы последствия при ужалении в губы, шею, в глаз. Снимают токсическое действие яда молоко, кефир, а также алкоголь с медом (50 г водки и 20 г меда).
11. Как можно найти в лесу место обитания семьи диких пчел?
(Ответ: сейчас в лесу диких пчел мало, поэтому найти дупло с пчелами очень трудно. Для обнаружения пчел весной можно выставить кормушку с медом (в наиболее вероятном месте их сбора). Проследив, в каком направлении они летают, можно постепенно дойти до гнезда).
12. Что такое зрелый мед?
(Ответ: когда пчелы запечатали все соты в рамке).
Вед. 2
В нашей жизни есть много образных выражений, связанных с пчелами и медом. Назовите их. (Если не называют, отвечает сам ведущий).
1. На языке мед, а на сердце лед.
2. И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало
3. Медовый месяц.
4. Медвяная роса.
5. Ложка дегтя в бочке меда.
6. Вашими бы устами да мед пить.
7. Медоточивые уста.
8. С медом и долото проглотишь.
9. Мёд на столе — достаток в доме.
10. У хорошего пчеловода нет плохого года
Вед. 1
Приметы про пчел.
Пчела жалит только грешника.
Пчелы дружно летят к своим ульям, значит, скоро будет дождь.
Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят.
Пчелы сидят на стенах улья – к сильной жаре.
Вед. 2
Что дают нам пчелы?: воск, прополис, яд, пыльца, вощина, маточкино молочко. И, конечно же, главный продукт пчеловодства – мед.
Выдающийся врач древности Авиценна в «Каноне» завещал людям: «Хочешь сохранить здоровье, долголетие и молодость, обязательно ешь мед».
Вед. 1
Мед употребляют чаще всего в натуральном виде, добавляя в молоко, сливки, чай, кисель, компот, мороженое. Хорош мед с оладьями, блинами, с какой-либо кашей (рисовой, манной, гречневой, овсяной и т. п.). Находит мед также применение при изготовлении печенья, пряников, конфет, столового уксуса, прохладительных напитков.
100 лет назад на Руси самым популярным напитком (особенно в Москве) были сбитни. Молодцы расхаживали по улицам и площадям с медными самоварчиками и кричали: «Сбитень! Сбитенек! Горячий сбитень!»
Готовили и разносили сбитень в сосудах, очень напоминающих самовар. Кстати, считается, что своим появлением самовар обязан именно сбитню. На рынках и гуляниях сбитень разносили еще в медных чайниках, так называемых саклах. Зимой саклы носили на спине укутанными. Существует очень много рецептов сбитня.
Угощаем детей сбитнем, выпечкой и медом
Отзыв: Крем-мед Медовый дом «Делай детей» — Хочешь сделать детей, но не знаешь как? Как намекнуть мужу, что пора? Что подарить гинекологу?
Ответ прост>Лучший подарок, по-моему, мёд! Это и ослик сразу поймет!
Ну не могла я пропустить эту прикольную баночку, аккуратно стоявшую на полках ленты! Еще и со скидкой.
Вот эта вот забавная надпись «Делай детей», стильный дизайн, веселый кролик и намек ниже пояса сразу поднимает настроение и способствует покупательской активности, имхо.
Дизайн баночки с медом идеально подходит для того, чтобы отблагодарить своего гинеколога/репродуктолога/акушерку. Это и тонкий намек для любимого мужчины. Ну и способ потроллить своих взрослых детей, если банальное «хочу внуков» вызывает у них оскомину.
Объем небольшой. 250г. Съедается быстро. Внутри, под крышкой, нет никакой защиты, сразу мед. Хотелось бы бумажную наклейку (намек производителю медовый дом;).
Схватила я сразу перед кассой, не читая состав. Дома сразу села пить чай. Открыла крышку и… Запах атас! «Делай детей» нестерпимо воняет!!! Я подумала, что мед безнадежно испорчен, поискала дату и наткнулась на состав. А я думаю, чего это аромат такой знакомый… в составе меда есть бобровая струя! Причем, настоящая, этот запах я не перепутаю не с чем, знаком по бадам.
Вот полный состав этого меда: мед натуральный цветочный, корица молотая, бобровая струя сушеная, родиола розовая сушеная, эстракт мяты.
Как вы видите, состав натуральный и очень полезный, особенно для мужчин. Я бы даже сказала классический рецепт от мужского бесплодия, для мужского здоровья и повышения потенции. Бобровую струю и родиолу розовую очень любят назначать андрологи и первая (бад в таблетках) реально улучшает показания спермограммы! Так что, девочки, бегом за медком!
Для нашего пола мёд тоже идет на ура, ведь это кладезь здоровья, да и иммунитет укрепляет отлично (в очередной раз проверила на себе, этот мед помог при простуде).
На вкус же мед «делай детей» очень пикантный. Явно прослеживается корица, да ее и видно невооруженным глазом на фото выше. А в послевкусии ощущаются нотки мяты. Все это очень гармонично сочетается с густым медом. Производитель заявляет этот мед как мед-суфле или мед-крем. По консистенции он отличается от классического меда. И я больше отношусь к этим разноцветным баночкам как к лакомству. С чаем идет только в путь!
Есть и небольшой минус. После дегустации меда с бобровой струей во рту некоторое время сохраняется аромат этой струи (как будто кошки на…;). Но родственники сказали, что дыхание свежее, изо рта не пахнет. Поэтому поглащаю сей десерт и дальше ложками.
Короче я не сдержалась и прикупила еще три вида данной продукции: «крепко спи», «будь бодрей» и «будь спокоен». Еще из прикольного есть: «не старей» и «похудей». Везде разный состав и вкус отличается.
Сценарий детского праздника “Медовый Спас”
Сценарий детского праздника «Медовый Спас»
Ведущая: Что за праздник сегодня у нас?
Этот праздник — Медовый Спас!
Летом пчелы нектар собирали,
В мед старательно превращали.
Спас Медовый сегодня зовет
Насладиться, попробовать мед.
Топтыжка: Здравствуйте, ребята! Услыхал я про медовый праздник и пришел к вам сюда. Я — мишка Топтыжка очень люблю мёд. А где же его взять? Кто его делает? (ответы детей). А-а-а, понял. Надо идти в гости к пчёлам, они угостят нас мёдом.
Горшочек с мёдом — вот мечта, манящая всегда.
Друзья, за мной, вперед в поход! Мы будем кушать нынче мёд!
Дети за Топтыжкой идут по полосе препятствий: по следам, по бревнышку, по веревке, разложенной на земле, перепрыгивают через веточки (расстояние между веточками 20-30 см), змейкой обходят камешки, идут по пенькам, пролезают в » тоннели», перешагивают через » грибочки».
Дети встречают Белочку
Белка: В ярко-рыжей шубке, детки, я скачу на ветку с ветки,
Как оживший огонек, спрыгну с ёлки на пенек.
Топтыжка: Белочка, подскажи нам, пожалуйста, дорогу к пчёлам
Белка: А зачем вам пчёлы?
Топтыжка: Мы за мёдом идем, сегодня праздник Медовый Спас, все мёдом лакомятся.
Белка: Отгадайте, ребятки, мои загадки, какие запасы я на зиму делаю, тогда покажу:
- Стоит высоко, висит далеко,
Кругом гладко, в серёдке сладко. (Орех)
- В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)
- Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл. (Гриб)
- Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой.
На солнце покраснела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)
Белка: Молодцы, все загадки мои отгадали. Теперь внимательно слушайте, как к пчёлам пройти:
Там, за холмом, на большой поляне, где растут самые душистые цветы, стоит огромное дерево. В нем большое дупло. В этом дупле и живут пчелы.
Только недружелюбные они, не дадут они вам мёд, покусают.
Топтыжка: А мы попробуем по-дружески их попросить.
Белка: Ну, ладно, ладно, ступайте, а мне некогда, надо запасы на зиму делать (уходит)
Топтыжка: Ребята, вы внимательно Белочку слушали, всё запомнили? Давайте повторим, чтобы не заблудится…
Там, за холмом, (Выглядывают из-под сложенной руки, поворачиваются в стороны)
На большой поляне, (Разводят руки в стороны)
Где растут самые (Приседают и медленно поднимаются)
душистые цветы,
Стоит огромное дерево, (Поднимают руки вверх и подпрыгивают)
В нем большое дупло, (Показывают руками круглое дупло)
В этом дупле живут (Сгибают руки в локтях, машут «крылышками»
пчёлы и «жужжат»)
Топтыжка: Молодцы, ребята, хорошо запомнили дорогу, тогда пошли дальше.
Подходят к дереву с дуплом, из-за которого «вылетают» пчёлы. Пчёлы начинают жужжать и не пускают детей дальше.
Топтыжка: Не кусайте нас, мы к вам в гости пришли.
1 пчела: Пчёлам всем летом много работы,
Надо чтоб мёдом наполнились соты,
2 пчела: Дружной семьей мы над садом летаем,
Сладкий нектар из цветов собираем,
3 пчела: Мы от работы не устаем,
Мёд собираем и песни поем.
“Хоровод Весёлая пчёлка» (муз. Д.Тухманова,сл. Ю.Энтина; исп. «Непоседы»)
Топтыжка: А, давайте, мы пчел позабавим, в игру поиграем.
Подвижная игра «Медведи и пчёлы».
Выбирают две команды считалкой:
Мак-мак, василек, водит желтенький цветок.
Раз, два, три — водишь с ним и ты!
После этого дети — «медведи» говорят слова:
Мишка лапой косолапой не спеша малину рвёт,
Ходит, ищет косолапый сладкий и душистый мёд. (Е. Мельникова)
«Медведи» ходят по площадке, приседают, «собирают малину». По сигналу «Пчёлы!»- разбегаются по площадке, стараются залезть повыше и замирают. «Пчёлы» дотрагиваются, «жалят» тех, кто не успеет найти место на возвышении. После сигнала: «пчёлы улетели» «медведи» спускаются и вновь ходят по площадке. Затем меняются ролями.
Топтыжка: Пчёлки, угостите нас мёдом, мы же вас веселили, в игру играли.
Пчёлы угрожающе «жужжат».
Топтыжка: Как же нам пчёл задобрить? Как вы думаете, что любят пчёлы? (дети отвечают) Нектар? А где же он бывает? На цветах? Давайте соберем букеты и подарим пчёлам, может они тогда угостят нас мёдом?
Игра «Собери букет»
По площадке разложены разные цветы. Надо собрать букет маков, ромашек, васильков, одуванчиков. Играют по 5 человек в каждой команде. Кто быстрее соберет свой букет.
Топтыжка: Пчёлки мы вам подарки принесли, нам ничего от вас не надо, только станьте, пожалуйста, добрее. (Дарит цветы пчёлам)
Выходит большая пчела, выносит мёд в туесочке.
Пчела: Я — Жужа, пчела, я вам мёду принесла,
Ах, какой он чистый, сладкий и душистый.
Топтыжка: Жужа, Жужа, пчёлка, золотая чёлка,
Дай, пожалуйста, нам мёду, но чуть-чуть, не всю колоду.
Нынче, ведь Медовый Спас, будем праздновать сейчас!
Пчёлка Жужа отдает туесок с мёдом ребёнку. Дети по кругу передают туесок с медом друг другу, пока он не дойдет до Топтыжки.
Топтыжка: Жужа, мы тебя благодарим, все СПАСИБО! говорим.
Топтыжка: Славный праздник – Спас Медовый, все сластить всегда готовый!
Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,
Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждет!
Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!
Угощаем детей выпечкой с маком и медовым сбитнем.
Альфия Круглова
Детский праздник Медовый Спас
«Первый Спас медовый – будьте все здоровы!»
Праздник на лесной полянке.
На полянке у ворот ребят встречает Хозяюшка:
Добрый день, детушки – малолетушки!
Вас встречаю у ворот –
Праздник нынче всех вас ждет!
Дружно за руки беритесь,
Все за мною становитесь.
Всё я знаю, всё смогу,
Вас на полянку поведу!
Звучит русская народная песня «Как пошли наши подружки» или «Пойду ль я, выйду ль я».
На полянке детей встречает Машенька в русском сарафане.
Машенька:
Добрый день, мои друзья!
Вас рада нынче видеть я.
И хозяйке спасибо, что детишек привела.
Знаете ли вы – месяц август начинается,
Сразу Спасы открываются!
1-ый медовый, 2-й яблочный, 3-й хлебный
Хозяйка:
Спасы – праздники большие,
Да Великие такие.
Сегодня наступает Спас медовый,
Расскажи о нем толково.
Машенька:
На Руси в этот день всех медом угощали
И чаи распевали,
А кто же в природе нам мед добывает?
Дети: Пчелы!
Машенька:
А кто же из лесных жителей мед обожает?
Дети: Медведь!
Хозяйка:
Будем дружно песню петь,
В гости, чтоб пришел Медведь!
Исполняют русскую народную хороводную песню «Ой вставала я ранешенько» с движениями по кругу.
Медведь:
Ладно, уж не трону
Буренушку твою.
В праздник на детишек
Сегодня посмотрю.
А потом, а потом
Угощу детей медком!
Хозяйка предлагает Медведю сесть на пенек.
Хозяйка:
Красному гостю – красное место!
Я тебе, Медведюшка, в сказки поведу.
Медведь:
Ну, а я не возражаю,
Песней – сказку открываю.
Исполняется песня (инсценировка) «На мосточке» муз.А.Филиппенко, сл. Г.Бойко.
Волк:
Я веселый буду тут,
Хоть упал я брюхом в пруд.
Все по праздник медовый говорят,
Вот и я сегодня позову козлят.
Игра – «Козлята и волк» (по А.Бурениной)
Танец
Медведь:
Ой, спасибо вам за танец, друзья.
Всех козлят и волка, очень люблю я!
Козлик:
Медведюшка, разреши представить,
Танцевать тут, петь заставить.
Белочку с подружками – хохотушками, веселушками.
Медведь:
Белочек я всех люблю,
Да и танец посмотрю.
Танец и песня «Белочка» (по А.Бурениной)
Медведь:
Благодарю вас лесные сестрицы.
Вижу петь, плясать вы мастерицы.
Белка:
Мы учились, мы старались,
На полянке оказались,
А сейчас мы отдохнем,
Лисичку в гости позовем.
Все: Лисичка, выходи сюда!
Лиса из-за кустов:
Иду-иду я, господа!
(выбегает на полянку)
Ой, друзья, я так спешила,
Даже песни все забыла.
Хочу с вами поиграть,
Будете мне помогать?
Дети:
Ну, конечно, лиса, будем.
Игры тоже все мы любим!
Мишка:
Ну, и я играть хочу,
К малине деток не пущу!
Игра русская народная «У медведя во бору»
Хозяйка:
Ой, как славно поиграли,
Но деток-то не угощали!
Медведь:
Угощу я всех друзья,
Приготовил бочку я!
Зайки, там у поворота,
Мой лежит бочонок меда!
Его катите-ка сюда,
Торопитесь господа!
Зайки выкатывают бочонок меда.
Зайки:
Мед вы мишкин получайте,
И хозяюшку встречайте.
Идет зайчик с самоваром:
Эй, зайчата, помогайте,
Всю полянку накрывайте.
Скатерть белую несите,
Чашки, бублики кладите!
Развлечение для детей средней группы «В гостях у пчел»
Бружева Мадина
Развлечение для детей средней группы «В гостях у пчел»
Развлечение для детей средней группы
«В гостях у пчел»
Цель: создать у детей радостное и веселое настроение, расширить знания детей о пчелах, меде и его пользе для человека.
Предварительная работа: наблюдение за пчелами на участке детского сада, подвижная игра «Пчелы и цветы», рассказывание о пчелах, меде, разучивание стихотворений о пчелах.
Атрибутика: шапочки – ободки с изображением пчелок (5 штук) и цветов (5штук); игрушечный медвежонок, улей.
Ход развлечения: (можно проводить на участке детского сада)
Воспитатель приглашает детей погулять с ним на полянке, под кустом находит игрушечного медвежонка.
В.: Смотрите, ребята, медвежонок Барни. Он плачет. (Берет игрушку в руки,
гладит, успокаивает). Что случилось, медвежонок? Может быть, тебе нужна
наша помощь?
Медвежонок: (за него говорит воспитатель) Я хотел попробовать меда,
пришел на пасеку, залез лапой в улей, и меня покусали пчелы!
В.: (обращается к детям) Разве можно так поступать? Надо уметь обращаться с пчелами. Поможем медвежонку узнать больше об этих насекомых?
Медвежонок: Пойдемте на пасеку, посмотрим, как пчелы живут, и попросим у них сладкого меда.
(Дети с воспитателем подходят к клумбе, где стоит улей (имитация).
В.: Вот и пасека. Здесь в домиках-ульях живут пчелы. Они трудятся все лето, собирают с цветов сок, который называется — НЕКТАР, и затем превращают его в сладкий, душистый и полезный мед. Люди используют мед очень давно. Он помогает при разных болезнях, при простуде. Люди замечают, когда пчелы заливают нектар в соты, они становятся очень активными, их можно увидеть на каждом цветке и трогать пчел в это время нельзя, а то они могут покусать.
А у нас есть свои пчелки (выбегают 3 девочки в шапках-ободках пчелок, читают стихи):
1. У пчелок мохнатых так много работы
Надо, чтоб медом наполнились соты.
2. Дружной семьей над садами летаем,
Сладкий нектар мы с цветов собираем.
3. Мы от работы не устаем,
Нектар собираем и песни поем.
В.: Не волнуйтесь пчелки, не жужжите, мы вас не обидим. Мы пришли с вами познакомится и попросить сладкого меда для медвежонка Барни. И еще хотим с вами поиграть.
Проводится подвижная игра «Пчелы и цветы».
Дети делятся на 2 группы по 5 человек «цветы» и «пчелы», надевают шапочки-ободки. Читают хором стихи:
Пчелки, пчелки,
Поверху летают,
К цветам припадают,
Нектар собирают,
В улей таскают.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж.
«Цветы» убегают, «пчелки» их догоняют, пойманные «цветы» становятся «пчелками», игра продолжается.
В.: Вот как хорошо мы поиграли, пора нам в детский сад возвращаться, а наши пчелки приготовили для вас сладкий сюрприз. (Из улья достаются конфеты для детей).
МБДОУ№8
воспитатель Бружева М. М.
В ГОСТИ К ПЧЕЛАМ, В ЗАПОВЕДНЫЙ ЛЕС
В древние времена одомашнивание дикой пчелы человеком начиналось именно с бортничества. В европейских и древнерусских летописях встречаются изображения бортей и древних пчеловодных инструментов. Позже человек научился делать колоды — прообразы ульев, а затем и ульи. Борть по своему строению наиболее приближена к дуплу — жилищу пчёл, обитающих в естественных условиях.
Для изготовления бортей местное население издревле использовало сосну обыкновенную. И по сей день борть выдалбливается в стволе живой или сухостойной сосны с определённой толщиной ствола. Обычно таких размеров достигают деревья столетнего возраста. Для успешного заселения борти семьёй пчёл должны быть соблюдены определённые условия: достаточная высота дупла от земли, определённая толщина его стенок, хорошая освещённость отверстия (летка), наличие поблизости источника воды. В бортевом пчеловодстве используются и колоды. Это обрубок дерева, укреплённый в кроне сосны, и имеющий аналогичное борти строение. Вмешательство человека в жизнь пчелиной семьи сведено к минимуму. Борти осматриваются пчеловодами дважды в год — весной, после зимовки, и осенью — для отбора мёда и подготовки борти к зиме. Весной также оснащаются новые борти, которые пчёлы заселяют самостоятельно. Пчёл в бортях не лечат и не подкармливают сахаром. В жёстких условиях естественного отбора выживают только наиболее сильные, жизнеспособные семьи. В современных условиях бортевое пчеловодство является одним из самых экологичных форм природопользования.
Предлагаю осеннюю экскурсию в заповедный лес к бортевым пчёлам. Это мероприятие в заповеднике называется «осенняя ревизия бортевых пчелиных семей», но для читателя это скорее экскурсия в осенний заповедный лес. Во время осенней ревизии бортевики (люди, занимающиеся бортевым пчеловодством) осматривают борти и колоды. В заповеднике бортевики несут на себе двойную нагрузку: они являются еще и госинспекторами, охраняющими лес от браконьеров. За ними закреплены лесные обходы. При осенней ревизии бортевики готовят пчёл к зиме: выгребают со дна гнёзд скопившиеся за лето отходы пчелиной семьи (подмор), добавляют в утепляющие веники (по-башкирски — сырпы) свежие ветки и траву. Бортевики отбирают из бортей и колод излишки мёда, оставляя каждой семье на зиму, в зависимости от её состояния (сильным — чуть меньше, слабым — побольше), 7—10 килограммов. Это всего лишь беглое описание интересной, но тяжёлой работы бортевика.
В старые времена мёд заменял дорогой и не всегда доступный сахар деревенским, чаще всего небогатым многодетным семьям. Многие борти в заповеднике именные, отмечены родовым знаком — тамгой. На стволе бортевой сосны, на уровне глаз или чуть выше, красуется знак, напоминающий то вилы, то человечка, то волны. Это и есть тамга. Некоторым бортям не один десяток лет. Памятные, родовые тамги лесники ставят в заповеднике на новые бортевые деревья и по сей день. Кроме того, на всех бортевых деревьях прикреплены металлические номера. В заповеднике борти национализированы, но на сопредельной территории у некоторых пчеловодов имеются в лесу собственные пчелиные семьи.
Сотрудники научного отдела заповедника участвуют в осенней ревизии бортей ежегодно — помогают лесникам в отборе ценного бортевого мёда. Часто решаются попутно и научные задачи — по изучению медоносных пчёл и живущих в их гнёздах беспозвоночных. На этот раз на осеннюю ревизию в урочище Буйляу мы отправились вместе с госинспектором этого лесного обхода Сабитом Галиным, его помощником и братом Азаматом (лаборантом научного отдела) и научным сотрудником Ольгой. Сборы были недолгими — на следующий день предстояло возвращение домой. Осенняя ревизия проводится в середине сентября, в пору бабьего лета — именно тогда стоят идеальные для работы с пчёлами дни: тёплые, ясные, безветренные. Из деревни Иргизлы, где расположен научный отдел и проживают его сотрудники, отправляемся на попутной машине до деревни Максютово на реке Белой. Здесь живут несколько лесников заповедника. До заповедной территории отсюда не более трёх километров.
От Максютово дорога резко поднимается вверх, на хребет Аккашка. Дорога так размыта, что глубокие колеи может осилить только тяжёлая техника да «уазики». Здесь проще передвигаться на мотоцикле, ещё лучше — верхом на лошади или пешком. В здешних лесах самый лучший транспорт — верховая лошадь, на ней можно проехать практически где угодно. И в сухую погоду подниматься на Аккашку нелегко, а после дождей — практически невозможно: глубокие глинистые колеи, торчащие местами крупные камни. Трудный подъём вознаграждается наверху — здесь чудесный вид на окрестности и живописная дорога по вершине остепнённого хребта, именуемая Сырт-юл. Когда едешь, а особенно идёшь пешком по этой дороге, кажется, что находишься на спине огромного динозавра — кругом вздымаются параллельные хребты, и горизонт в синей дымке. Куда ни посмотришь — везде горы, горы. В пору бабьего лета они расцвечены красным, золотым и коричневым. Это нарядные дубы, вязы и клёны — нагорный широколиственный лес во всей своей красе. Почти в самом конце сырта — начало территории заповедника, видны пограничные аншлаги. Ещё несколько километров вниз, затем — вдоль поймы небольшого ручья, и дорога становится непроходимой для машины. Пора идти пешком. Взваливаем с Ольгой на себя рюкзак и сумку и идём по лесной дороге. Длинный, пологий спуск вниз, и мы на поляне Буйляу. В осеннюю пору здесь тихо, не слышно птиц. Спускаемся к ручью и слышим далеко сзади шум трактора — едут братья-бортевики.
Избушка стоит в стороне от поляны Буйляу, за ручьём, на отроге хребта. Тихое место. В июльскую пору, в разгар вегетации, тут стоят травы высотой в человеческий рост. Сейчас трава пожелтела и местами усохла. Погода стоит погожая, и мы решили пообедать на свежем воздухе. Сабит, который присматривает за этой избушкой, расположенной на его обходе, давно оборудовал кострище и спуск к ручью, откуда берут воду. Он сделал красивые резные наличники на окно избушки, а внутри — надёжные ящики для продуктов. Местные мужчины — мастера на все руки: могут построить дом, смастерить любую мебель, улей, сделать лыжи. Многие семьи держат пчёл. В деревнях у многих — новые дома, просторные и светлые, при которых обязательно имеется избушка с печкой — аласык. В ней удобно варить корм для скотины, держать в холода новорождённых телят, ягнят. Летом — это удобное место для обработки молока после ежедневной дойки, здесь семья обедает и ужинает, отдыхает в жару. У многих — просторные сараи и сеновалы, обширные скотные дворы. Женщины — мастерицы прясть шерсть и вязать тёплые носки, варежки, свитера. Здесь традиционно в каждом доме пекут прекрасный пшеничный хлеб.
Усаживаемся вчетвером за трапезу. На костре закипает чайник. При походе в лес лесники традиционно берут много еды. Из домашней пищи — свежий хлеб, обязательно банка густой домашней сметаны, крутые яйца, молоко, колбаса из магазина и конфеты.
Госинспекторы редко ходят пешком, чаще — верхом на лошади. В этот раз они приехали на тракторе с тележкой, так как придётся везти собранный мёд. Обычно для сбора мёда из бортей используют батманы — деревянные бочкообразные ёмкости, выдолбленные из цельного куска дерева, с деревянной же крышкой. При передвижении верхом пара батманов закрепляется на седле по бокам лошади.
Осенний погожий день в разгаре. Вначале решено осмотреть ближайшие к избушке борти и колоды. У бортевика Сабита после травмы не зажила нога, он прихрамывает. С тревогой поглядываю на него — как же он полезет на высоченные деревья? Работа бортевика — тяжёлая и опасная, требующая ловкости и хорошего здоровья. На колоды залезть проще — обычно они расположены ниже бортей, в развилке крупных ветвей. К колодам бортевики поднимаются по толстым сучьям, без специального снаряжения. Сначала решено осмотреть ближайшие колоды, мы пешком отправляемся к ним. Бортевик с помощником набивают гнилушками дымарь и поджигают его с помощью кусочков бересты. Добившись нужной струи дыма, Сабит ловко взбирается по сучьям большой сосны к колоде. Наверху он надевает пчеловодную шляпу с сеткой и снимает защитную металлическую сетку с утепляющего веника. Затем снимает веник и кидает его вниз. Записываю номер колоды и сведения о силе семьи, которые сообщает бортевик, открыв крышку должеи и дымя внутрь отверстия. Сабит срезает мёд, отправляет его в батман и на верёвке спускает вниз вместе с ножом. Каждой семье бортевик оставляет определённое количество мёда. Бывает и так, что семья очень слаба и не переживёт зиму. Тогда, увы, мёд забирается весь, и пчёлы обречены на скорую смерть. Иногда слабые семьи оставляются со всем медовым запасом: бортевик не забирает мёд в надежде, что пчёлы справятся с зимовкой и доживут до весны. Сабит выгребает подмор со дна колоды и выбрасывает вниз. Азамат собирает свежую траву, добавляет её в веник и на верёвке отправляет Сабиту. Тот укрепляет его на закрытой должее, сверху опять прибивает сетку. Спускается вниз. Всё, эта колода готова к зимовке. Азамат утрамбовывает мёд в батмане, закрывает его крышкой. Сабит на глаз оценивает количество мёда, Ольга записывает. В этой колоде мёда было отобрано немного, 3—4 килограмма. А бывает, у сильных семей забирают до 12 кило.
Бортевик за работой
Конечно, в ульях пчёлы собирают намного больше мёда. Но бортевой мёд — самый ценный, поскольку собран в естественных условиях. В бортях пчёл не лечат, не подкармливают сахаром. Большую часть года, как в естественных дуплах, они предоставлены сами себе. Бортевой мёд собран и с разнотравья, и с деревьев (липы, клёна). В ульях человек регулирует этот процесс, вынуждая пчёл во время цветения липы, например, полностью переключаться на этот медонос. Бортевой мёд, в отличие от центробежного ульевого, содержит воск, пергу (обработанную пчёлами пыльцу), поэтому имеет более богатый химический состав. Большинство витаминов и микроэлементов, а также биологически активных веществ, необходимых человеку, есть в бортевом мёде. Конечно, ценен и наш бурзянский мёд с пасек, поскольку собран с лугов и лесов, не знающих химических обработок. Нет в окрестностях и полей с сельскохозяйственными культурами.
Отправляемся пешком к бортям в кварталах 38 и 42. Каждый из нас, стремясь помочь бортевику, берёт какое-нибудь его снаряжение. Я беру кожаный ремень-кирам, с помощью которого бортевик влезает на дерево. Кирамы искусно сплетены из выделанной лошадиной кожи и служат своим хозяевам не одно десятилетие. Раньше хороший кирам стоил как лошадь. Он тяжёл, сворачивается хозяином в плотное кольцо, затем закрепляется в центре веревкой. В таком виде кирам можно нести на плече или закрепить у седла. Ещё одна вещь, необходимая в работе для бортевика — подставка для ног — лянге (по-башкирски — ләнге). Она изготовлена из дерева и очень лёгкая. Ещё необходим лёгкий топор и пчеловодный нож со срезанным наискось остриём, верёвка, дымарь, гнилушки, гвозди, батман с прикреплённой влажной тряпицей (вытирать руки). И, конечно, бортевику трудно работать одному, желательно иметь помощника. Раньше в семье, где имелись борти, отцу помогали сыновья, которые одновременно усваивали навыки работы с пчёлами. И сейчас наши бортевики в заповеднике берут своих сыновей в лес, когда весной оснащают новые борти и колоды. К сожалению, это трудное ремесло нынешняя молодёжь осваивает не очень охотно. Гораздо проще иметь ульи возле дома. У всех наших бортевиков дома имеются ульи с пчёлами. И как они всё успевают? Пчеловоды в округе никогда не надевают защитных перчаток при работе с пчёлами, и не убивают жалящих их пчёл. Только аккуратно снимают с себя незащищёнными руками и отпускают: «Жалко пчёл убивать», — говорят они. А ведь бурзянские пчёлы славятся своей злобливостью. От иных семей в бортях и колодах, при попытке их осмотреть, убегают даже бортевики, настолько пчёлы бывают агрессивны.
Мёд в батмане
Подходим к бортевому дереву. Обычно для устройства бортей используются живые зрелые сосны. Это высокие толстые деревья с гладким стволом. Борть выдалбливается на достаточной высоте. Сверху устанавливается защитное приспособление от медведей — тукмак. Это небольшая доска, подвижно прибитая гвоздём к стволу. При отклонении она, как маятник, возвращается обратно, ударяя зверя по голове. Чем больше медведь отмахивается от тукмака, тем больше он ударяет зверя. Почти каждое бортевое дерево в заповеднике «проверено» медведем. Если и не залезет на борть, то обязательно сделает попытку. Вот и на эту борть намеревался залезть медведь — Сабит показывает следы когтей на стволе. Не зря этот зверь медведем зовётся — «мёдом ведает». А точнее — «знает, где мёд». В природе мёд для медведя — самое притягательное лакомство. По наблюдениям лесников, борти разоряют медведи небольших размеров — «бортевики». Часто этим занимаются медведицы, обучая навыкам разорения пчелиных гнёзд своих медвежат. На территории Бурзянского района плотность медведей — одна из самых высоких в Европе. Неудивительно, что эти сладкоежки ежегодно разоряют или делают попытки разорить борти и колоды в заповеднике. Очень любят мёд и куницы, также постоянно пытающиеся добраться до пчёл в колодах и бортях.
Сабит готовится к подъёму. Закрепляет кирам выше пояса, охватывая им ствол, и рывками поднимается на дерево. На стволе есть зарубки для ног, но подниматься всё равно трудно. Нужно и равновесие сохранить, а страховки нет никакой. Поднявшись до борти, Сабит обвязывает верёвку с лянге вокруг дерева и ставит ноги на подставку. Возле борти с пчёлами нужно работать 30—40 минут, сохраняя при этом равновесие с помощью кирама и держась на стволе за счёт опоры на лянге. Снизу кажется, что бортевику не составляет большого труда удерживаться возле борти. Но это обманчивое впечатление. Бывали случаи, когда бортевики падали с дерева. Спустившиеся с дерева бортевики, по моим наблюдениям, тяжело дышат и часто ложатся отдохнуть на несколько минут здесь же, у подножия бортевого дерева. За день пчеловод может подняться только на несколько деревьев. В нагорных широколиственных лесах подходящих для устройства бортей взрослых сосен немного, и часто они расположены далеко друг от друга. Так что за день бортевику приходится много передвигаться со своим снаряжением по лесу, от борти к борти. В этой борти, как сообщил Сабит, имелись мелкие осы и один шершень. Записываю информацию. Осенью, когда пчёлы более вялые и собираются в клубок, осы стремятся проникать в их семьи и похищать мёд. А должею — крышку, прикрывающую дупло, грызла куница — видны следы зубов. Деревянную пробку в летке в зимний период долбят дятлы, стремясь добраться до пчёл.
Цветущий курай
День клонится к вечеру. С закатом быстро темнеет и холодает. Возвращаемся в избушку. Варим на костре ужин, кипятим чай. Местные жители чай пьют обязательно с молоком. В сгущающейся темноте ярко горит костёр. Своими голосами мы потревожили лесных жителей: недалеко закричала самка серой неясыти — обычной совы. В заповеднике обитают два вида неясытей — серая, или обыкновенная, и длиннохвостая, или уральская. Они осёдлы, то есть зимуют в здешних лесах. Эти неясыти — единственные совы с чёрными глазами в этих лесах. У всех остальных сов, в том числе и бородатой неясыти — глаза светлые, жёлтые или коричневые. Недалеко на хребте послышалось негромкое, глуховатое тявканье, как будто лаяла небольшая собака. «Медведь», — шёпотом сказал Азамат. Я побежала за видеокамерой, чтобы записать голос медведя. Обычно они тявкают, когда встревожены. Сейчас осень, косолапые нагуливают жир. В это время они больше передвигаются в поисках пищи, часто выходят к лесным избушкам, бродят в окрестностях деревень, где режут крупный рогатый скот — коров, лошадей. Вот на том же хребте послышался голос ещё одного медведя, такой же лай. Мы с интересом слушали, что будет дальше. Голоса приближались, медведи шли навстречу друг другу по вершине хребта. Внезапно лай замолк, вероятно, звери решили избежать встречи.
Следующий день встретил облачным небом и мелким моросящим дождём. В такую погоду семьи пчёл не осматривают. Но ближе к полудню небо прояснилось, и бабье лето опять вступило в свои права — стало солнечно и тепло. С утра я слышала крики желны в глубине леса. Это самый крупный из наших дятлов, угольно-чёрного цвета. Самцы желны щеголяют в красных шапочках, у самок их нет. После завтрака садимся втроём в тракторную тележку, берём с собой и полиэтиленовую флягу для мёда. Сабит — за рулём трактора. Едем в урочище Бустан-бирган, где бортевик должен осмотреть больше десятка бортей. Передвигаемся сначала по поляне Буйляу, затем по пойме ручья. Оставляем трактор и идём пешком. Кругом — лиственный лес, одетый в золотую листву, под ногами — сухая, жёлтых и коричневых тонов трава. А вот и бортевая сосна. В лиственном, желтеющем лесу она выделяется тёмно-зелёной хвоей и янтарно-коричневым, мощным и стройным стволом. Таких сосен осталось мало в наших лесах. Ещё до открытия заповедника многие были вырублены леспромхозами. На этот раз борть была на небольшой, трёхметровой высоте.
Кураист Азамат
Пока ждём, когда бортевик выполнит свою работу, Азамат находит стебель высохшего курая — реброплодника уральского из семейства зонтичных, и ловко срезает ножом. Ровно обрезает края, делает несколько отверстий на боку. На наших глазах рождается курай — любимый народный инструмент башкир. Азамат встаёт в позу кураиста и из стебля сухого растения плывут чудесные звуки, то глухие и низкие, то высокие и пронзительные. Исполняется башкирская народная песня «Азамат», протяжная и печальная. «Так бы и лежала всю жизнь здесь, под деревьями, глядя в синее небо и слушая курай», — сказала я, когда Азамат закончил играть и картинно поклонился нам с Ольгой. Мы дружно зааплодировали. Азамат исполнил ещё одну мелодию, на этот раз плясовую, и тоже замечательно. В башкирских деревнях многие умеют играть на курае. Хотя дело это сугубо мужское и играть на нём очень трудно. Я попыталась выдавить хоть один звук из него, но ничего не получилось. Азамат так же легко сделал ещё один и сыграл на нём мелодию. Хорошо, что любовь к этому замечательному инструменту не угасает в народе. Многие деревенские мальчики учатся играть на нём. Я выпросила у Азамата изготовленные в лесу кураи. А дома у него есть концертный, из дерева. Говорит, что некоторые городские кураисты пользуются и металлическими. Наверное, его звук отличается от звука курая, изготовленного из природного материала. Интересно, что в звуковом строе этого инструмента нет ноты «фа». Как музыканты-кураисты ухитряются обходиться без неё, создавая прекрасные мелодии? Загадка! А цветок этого растения — символ Башкортостана.
Следующее бортевое дерево оказалось высоченной сухой сосной, абсолютно лишённой коры. И борть была расположена высоко. «Как Сабит со своей раненой ногой туда полезет?» — мелькнуло в голове. Он собрал снаряжение и спокойно полез на дерево. В кроне соседней, живой сосны показалась белка. Шум напугал зверька и он быстро скрылся, перепрыгивая с дерева на дерево. У белки уже началась осенняя линька: тело было рыжим, а голова и хвост — серыми. После осмотра нескольких бортей батманы уже полны мёда, и лесники выгружают его во флягу. Из следующей, более низко расположенной борти Сабит не стал отбирать мёд. «Семья молодая, пчёлы заселились в этом году, поэтому весь запас нужно им оставить на зиму», — говорит он.
День клонится к вечеру, пора возвращаться к избушке и собираться домой. За два дня бортевик с помощником успели осмотреть 11 бортей. Осталось 3 борти, которые братья осмотрят в ближайшие дни, уже без нашего участия. Возле избушки грузим вещи в тележку. Сабит с Азаматом грузят фляги с мёдом. Всего было собрано полторы фляги душистого бортевого мёда — около 100 килограммов. По словам Сабита — больше, чем в прошлом году. А я везу домой на память два настоящих курая.
Погружаемся в тележку. Дорога медленно тянется в гору. Наверху, на хребте Аккашка, едем по золотой аллее осеннего леса. А далеко на западе алеет огромное закатное небо. Спускаемся в Максютово уже в сумерках. Там нас с Ольгой ждёт машина. Прощаемся с братьями. Вот и прошли два чудесных дня в осеннем заповедном лесу.
План-конспект занятия на тему «В гости к пчелам»
Самигуллина Эльмира Тимергаяновна
Организация: МБДОУ Иштуганский детский сад «Березка»»
Населенный пункт: Республика Татарстан, Сабинский район, п. ж/д р. Иштуган
Цель: содействовать получению знаний о пчелиной семье и их роли в жизни человека.
Ход занятия
-Здравствуйте, ребята! Давайте все вместе встанем и поздороваемся. Поворачиваемся к своей паре и повторяем за мной.
«Доброе утро!» — тебе сказали,
«Доброе утро!» — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
-Ребята, вы почувствовали теплоту в сердечке? Пусть это тепло будет сопровождать нас в течение всего занятия.
(слайд)
-Для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам прослушать аудиозапись с сопровождением.
(слайд)
-Итак, ребята, о чем мы будем говорить?
-А тема нашего занятия «В гости к пчелам».
(слайд)
-Ребята, на занятии мы сегодня узнаем:
1) Кто такой пчеловод и что такое пчеловодство
2) Строение пчелы
3) Семья пчел и их дом
4) Как пчелы делают мед?
-Ребята, а знаете ли вы отрасль хозяйства, которая занимается разведением медоносных пчел? (ответы детей)
-А какая профессия у человека, который занимается пчеловодством? (ответы детей)
-Ребята, как вам уже известно, у представителей каждой профессии своя форма одежды и свои инструменты, и пчеловоды не исключение. И сейчас мы с вами подберем форму пчеловоду. (парная работа) (работа на карточках)
-Молодцы, ребята! А почему же пчеловоду нужна такая закрытая одежда? (ответы детей)
-Ребята, знаете ли вы строение пчелы? Я вам предлагаю выполнить работу, в ходе которой сами узнаете строение. Ваша задача правильно указать части тела пчелы. Одна пара работает у доски, другая на местах. (парная работа)
-Молодцы, ребята!
-А знаете ли вы, что пчелы делятся на 2 большие группы:
1 –это пчелы, которые живет в лесу. (дикие)
2-одомашненные пчелы.
-Ребята, а где же домики у диких пчел? (ответы детей)
(слайд)
А где живут домашние пчелы? (ответы детей)
Физкультминутка
Мама-пчела: Полетели пчёлки (пчёлки летают)
Собирать с цветочков мёд (кружатся).
Мишка, Мишенька идёт (медведь направляется к ним),
Мёд у пчёлок унесёт.
Пчёлки, домой! (дети садятся за столы)
Пчелки: Этот улей домик наш.
Уходи, медведь, от нас (пчёлки жужжат на медведя и машут крыльями): «Ж-ж-ж-ж!»
(Мама-пчела-воспитатель, один ребёнок исполняет роль медведя, а остальные дети — пчёлы.)
-В своих домиках пчелы живут семьями. У каждой из членов семьи есть свои обязанности. Какие, сейчас мы узнаем.
Нам нужно разделиться на группы. Перед вами картинки пчел. Ваша задача: рассказать, какие обязанности выполняет каждая пчела. (Групповая работа)
(слайд)
Молодцы, ребята! Вот мы и познакомились с составом семьи.
-А сейчас мы узнаем, как же пчелы делают мед.
Пчела-разведчица находит источник нектара, прилетает к улью и, при помощи особого танца на сотах, сообщает остальным, где находится цветок-медонос. Ее танец похож на восьмерку. Потом разведчица отправляется к месту, где она нашла нектар, ведя за собой сборщиц. Пчелы собирают нектар хоботками. В ротовой полости пчелка добавляет к нектару специальное вещество, которое превращает нектар в сироп В улье пчела заливает сироп в ячейку сот и обдувает его своими крыльями, испаряя влагу. Закрывает тонким слоем воска. Так и получается мед.
-Ребята, где же хранят пчелы мед? (ответы детей)
-Соты имеют вот такую вот форму.
(слайд)
-Ребята, вот мы узнали как, пчелы делают мед. А как же из этих сот пчеловод добывает жидкий мед? С помощью специального ножа, пчеловод открывает ячейки и отправляет рамы в прибор для гонки меда. Как называется этот инвентарь? (ответы детей) Сейчас мы узнаем процесс работы медогонки. Пчеловод помещает рамы в отделы, крутит ручку, и мед стекает к крану.
(слайд)
-Давайте оценим нашу деятельность на занятии. Поставьте пчелок на том расстоянии, как вы считаете, понравилось ли вам занятие. (На доску прикреплена магнитом картинка цветка. У каждого ребенка на руках картинка пчелы. Задача детей прикрепить на доску картинки на том расстоянии, насколько понравилось им занятие. Подальше от цветка-занятие не понравилось, и они не поняли тему; поближе к цветку-занятие понравилось, но были затруднения; на цветок- занятие понравилось, и они поняли тему)
Литература: