Содержание
- Слово на Святую Пасху
- Стихиры Пасхи
- Стихиры Пасхи – текст:
- Стихиры Пасхи – ноты:
- Стихиры Пасхи на русском:
- О чем говорят стихиры Пасхи:
- Стихиры Пасхи, исполнение хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, обиходный распев:
- «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»…
- Тропарь Пасхи – ноты обиходных праздничных песнопений
- Стихиры Пасхи
Слово на Святую Пасху
«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117, 24).
Братья! Весьма справедливо к настоящему дню применимы эти псаломские слова, которыми святой пророк призывает нас к радости и веселию. Сам Дух Святой подвизает всех тварей к совокупному торжествованию нынешнего дня: ибо в этот день Воскресением Иисуса Христа заключается ад, отверзается Небо, побежденный ад возвращает своих мертвецов, разбойник вводится в рай, телеса святых входят во святой град, мертвые воспаряют к живым. В этот день ад отпускает своих узников в Горние селения, земля препровождает погребенных своих на Небеса, Небо представляет ко Господу тех, которых восприяло.
Воскресение Господа нашего для умерших есть жизнь, для грешников – отпущение, для святых – слава. Поэтому-то святой Давид подвизает всякое создание и всю тварь к радостнейшему торжествованию настоящего дня, говоря: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!»
Сей День все проникает и освещает, небо и землю и преисподнюю объемлет: ибо Свет Христов не заграждается стенами, не разделяется стихиями, не помрачается тьмою. Свет Христов есть день без вечера, день бесконечный: он всюду блещет, везде освещает, ничто от него не укрывается. И что еще сказать? День тот есть Сам Христос, как говорится у Апостола: «нощь убо прейде, а День приближися» (Рим. 13, 12): ночь прошла, говорится (а не последует), чтобы мы разумели, что с приближением Света Христова и диавольская тьма прогнана, и неведение грехов прешло, и что настоящим светосиянием прежние умозаблуждения истреблены, и обольстительное нечестие прекращено. Что этот День (разумеется – Христос) освещает Небо, землю и преисподнюю, об этом свидетельствует Священное Писание: «Бе Свет истинный, И же просвещает всякого человека, грядущаго в мир» (Ин. 1, 9). Что этим Днем освещается самый тартар, О том мы читаем у пророка: «Живущий во стране и сени смертней, Свет возсияет на вы» (Ис. 9, 2). А что этот День сияет на Небеси, о том читай у пророка Давида: «Положу в век века семя Его, и Престол Его яко Дние Неба» (Пс. 88,30).
Кто же есть День Неба, как не Христос Господь? (Пс. 18, 3). Он есть День Сын, Которому День Отец открывает таинство Божества Своего; Он есть День, о Котором пишется (у Соломона): «Аз сотворих, да возсияет на Небеси Свет непрестанный…» И так как за Днем Неба никогда не последует ночь, то и по явлении правды Христовой тьма грехов исчезает. Так как День всегда сияет и не может быть объят никакою тьмою, то и Свет Христов сияет и не покрывается никакою темнотою грехов. Потому евангелист Иоанн и говорит: «Свет во тьме светится, и тьма Его не объят» (Ин. 1, 5).
Итак, в Воскресении Господа нашего все стихии соторжествуют. В этот день и само солнце (думаю я) бывает яснее обыкновенного: подобает, чтобы и солнце при Воскресении Его возрадовалось, поскольку оно при страдании Его покрыто было мраком сетования.
Поэтому, братья, все да возрадуемся в этот Святой День! Пусть никто не исключает себя из общей радости, будучи обличаем совестью грехов своих; пусть никто не избегает торжественнейших молитвословий, будучи отягчаем множеством беззаконий своих. В настоящий день грешник должен быть благонадежен в прощении грехов: поскольку он имеет великое поручительство в Том, чрез Кого разбойник удостоился рая.
И как христианину не надеяться на прощение грехов? Если при распятии Христос Спаситель помиловал того разбойника, то как Он не помилует христианина по Воскресении? И если смиренный Страдалец оказал столько милости кающемуся, то какую милость окажет Воскресший во славе – просящему! Аминь.
Стихиры Пасхи
Стихиры Пасхи, глас 5
Стихиры Пасхи – текст:
Да воскреснет Бог, / и расточатся врази Его.
Яко исчезает дым, / да исчезнут.
Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, / а праведницы да возвеселятся.
Сей день, егоже сотвори Господь, / возрадуемся и возвеселимся в онь.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Стихиры Пасхи – ноты:
Стихиры Пасхи знаменного распева для смешанного хора скачать PDF
Стихиры Пасхи на русском:
Да восстанет Бог и рассеются враги Его.
Пасха священная ныне нам явилась, – Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. Пасха – Христос Избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных (христиан), Пасха двери рая нам открывшая, Пасха, освящающая всех верных
Да исчезнут они, как исчезает дым.
Идите после видения, жены-благовестницы, и Сиону возгласите: “Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!” Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, Царя-Христа узрев, как жениха, из гроба выходящим.
Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся.
Жены-мироносицы глубоким утром, к гробнице Подателя жизни представ, нашли Ангела, на камне восседавшего, и он, обратившись к ним, так возглашал: “Что вы ищете Живого между мертвыми? Что оплакиваете Нетленного как подвергшегося тлению? Возвратившись, возвестите ученикам Его!”
Это день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в нем!
Пасха благая, Пасха, Господня Пасха, Пасха священная воссияла нам. Пасха! Радостно друг друга обнимем. О, Пасха – избавление от скорби! Ибо из гроба в сей день, как из брачного чертога просияв, Христос жен исполнил радости словами: “Возвестите Апостолам!”
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и теперь и всегда и во веки веков:
Воскресения день! И засияем торжеством и друг друга обнимем; скажем: “Братья!” и ненавидящим нас всё простим ради воскресения и так возгласим: “Христос воскрес из мертвых, победив смертью смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мертвым”.
Расточатся – рассеются; показася – явилась; отверзающая- открывающая; рцыте – скажите; красуйся – радуйся; узрев – увидев; происходяща – выходящего; представша – представ; обретоша – нашли; провещав – обратившись; сице – так, таким образом; в онь – в нём; исполни – исполнил; обымем – обнимем.
О чем говорят стихиры Пасхи:
Стихира – богослужебное песнопение, написанное в оригинале стихотворным размером и поющееся после коротких отрывков из псалмов. Пасхальные стихиры относятся к праздничным и объединяются со стихирами октоиха.
“Октоих” – богослужебная книга “осьмогласия”, т.е. системы восьми гласов (определённых мелодических оборотов), которые поочерёдно меняются каждую неделю. Тексты октоиха посвящены воскресным событиям, и, подчёркивая особое торжество в первую неделю Пасхи, гласы чередуются каждый день (за исключением седьмого).
Стихиры Пасхи состоят из стихов – отрывков из псалмов – и из текстов, посвящённых празднику. Стихи взяты из 67 псалма царя Давида – главного пророчества о воскресении Христа:
“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся…”
Между каждой фразой-стихом следует хвалебный гимн празднику.
Особо следует отметить, как часто в тексте встречается слово “Пасха”. Это название праздника отсылает нас к истории Ветхого Завета. Слово Пасха имеет древний смысл (перевод – “прошёл мимо”) и изначально связано с еврейским праздником освобождения народа от 430-летнего египетского рабства. Пророк Моисей приходит к фараону, чтобы упросить его отпустить израильтян на свободу, и получает отказ, за что Бог посылает на страну “десять казней египетских”: мор, язву, источники наполняются кровью вместо воды (книга Исхода) и другие. Но фараон не вразумляется этими знамениями и не даёт своего разрешения. Тогда Господь посылает самую страшную казнь – в ночь на Египет спускается ангел смерти, который уносит с собой каждого первенца египетского. Израильтянам же было сказано Господом:
“Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра , но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня”.
Так, первенцы Израиля были спасены от смерти, и каждый год иудеи праздновали этот день.
Эти древние события имеют пророческой смысл – агнец, которого потребили израильтяне в ту ночь – есть прообраз Спасителя, убиенный за весь человеческий род.
Кроме того, события Страстной седмицы — предательство Иуды, арест Христа, Страсти Христовы и распятие — произошли накануне еврейской Пасхи. А Воскресение Христово — в ночь на Пасху.
Потому название еврейского праздника стало названием и Воскресения Христова как исполнения всех пророчеств.
В дальнейшем тексте идёт речь об евангельских событиях – встречи жён-мироносиц с Ангелами и со Христом – “Приидите от видения жены благовестницы и Сиону рцыте”. Жены-благовестницы – это одни из ближайших учениц Христа, жены-мироносицы (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Сусанна и другие). “Сиону рцыте”: Сион – место, где скрывались от иудеев в то время апостолы. Вместе с ангелом-благовестником мы говорим жёнам идти к ним и сообщить радостную новость о Воскресении, восклицаем всему Иерусалиму, чтобы он встречал Спасителя, как невеста встречает своего жениха (“…красуйся, ликуй и радуйся Иерусалиме, царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща”). Сравнение Спасителя с женихом следует из Его Евангельской притчи о десяти девах (“Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху…” Мф 25:1-13).
Третий текст стихир по своему содержанию подобен второму, он так же повествует об явлении ангела мироносицам. “Что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете нетленного во тли? Шедше проповедите учеником Его” – такой фразой встречает их Вестник. Этими словами он являет им, что Бог есть “путь, истина и жизнь” (Ин 14:6), и смерть не имеет власти над Ним.
Четвёртая стихира, как и первая, – гимн светлому празднику, он – “залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола” (свт. Иоанн Златоуст).
Стихира на “слава и ныне” – смысловая и эмоциональная кульминация всего “цикла”. В этот день мы прощаем своих ненавистников, как и учил в нагорной проповеди Христос: “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф 5:44). И завершает стихиры пение тропаря “Христос Воскресе” – центральное песнопение пасхальной службы.
Все тексты гармонируют между собой в едином эмоциональном порыве, потому и музыка (обработка знаменного распева), которая вошла в обиход церковного пения на Пасху, представляет собой целый хоровой концерт.
Стихиры Пасхи, исполнение хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, обиходный распев:
На заставке фрагмент фото spbda/www.flickr.com
«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»…
И действительно, день рождения человека и именины – это его личная малая Пасха, личное воскресение. И все окружающие, близкие, любящие его люди радуются вместе с ним. Ведь родилась целая вселенная, Бог сотворил по неизреченной любви целый микрокосм по образу и подобию Своему.
День рождения – это особенный день, когда мир стал лучше, краше, добрее, потому что в нем появилась еще одна уникальная личность – ТЫ.
День рождения человека – это как рождение сверхновой сияющей звезды!
В нем выражена огромная Божественная любовь, создавшая из небытия совершенно уникальный организм, которому нет ни одного аналога.
И, конечно же, главное чувство, которое мы должны испытывать в день рождения, – это чувство благодарности к Богу, нашему Творцу, к своим родителям и к жизни.
И лучше всего выразить эту благодарность Богу можно поисповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин на Божественной литургии. Отслужить благодарственный молебен. Его кульминация: когда священник торжественно возглашает: «Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков». И в этом праздничном, исполненном благоговейной любви возгласе есть что-то бесконечно детское и нежное, обращенное к любимому Отцу Небесному. Оно сродни возгласу на утрене: «Слава Тебе, показавшему нам свет». И действительно, Бог показал нам свет.
Молитва в день рождения оканчивается прекрасными и нужными словами, в которых именинник просит: «Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей. Аминь». И если мы от чистого сердца попросим Божьей помощи в нашей жизни, то, конечно, Господь пошлет нам Свою благодать.
Подобным образом можно встречать и день своего тезоименитства, или именины, т. е. день памяти того святого, в честь которого вас назвали перед Таинством Крещения.
В конечном счете нужно понять, что каждый день нашей жизни Господь несет нас на руках. Он заботится об атмосфере, о хлебе насущном для нас, о нашей безопасности и ограждении от злых духов и многом другом, чего мы даже не понимаем еще.
И счастлив тот человек, жизнь которого станет гимном, хвалебным псалмом-славословием Богу – нашему любящему Отцу. Такой человек, по сути, просит у Господа только одного: чтобы самому по собственному произволу не вырваться и не упасть из Его теплых ладоней, но оставаться в них, полностью предавшись воле Божией. Ведь Господь несет нас в еще большее блаженство – в новый горний град Иерусалим, где не будет ни боли, ни слез, ни отчаяния, но «чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца» (см. Откр. 22:1).
Потому сотворенные из небытия для вечной жизни начертаем с Божьей помощью в сердцах своих эти великие и прекрасные слова: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».
И пусть эта воистину пасхальная радость будет зажжена в сердце каждого именинника на целый год!
5 августа 2018 года по благословению Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского, благочинный церквей Каменско-Днепровского округа настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Олег Чиквашвили после Божественной литургии поздравил прихожан, празднующих в июле день рождения, с праздником. В это воскресенье поздравления и напутствия принимали сразу несколько прихожан. Любимый батюшка поздравил с Днем рождения от себя лично и от всех прихожан и подарил иконы виновникам торжества.
Сладкий стол ожидал всех желающих после праздничного молебна.
Источник: Пресс-служба Запорожской епархии УПЦ
Тропарь Пасхи – ноты обиходных праздничных песнопений
Совсем скоро придёт великий праздник Воскресения Христова, состоятся торжественные богослужения, на которых с радостью в сердце православные будут много-много раз повторять слова «Христос Воскресе».
С этих слов начинается и тропарь Пасхи – ноты его обиходного варианта (на пятый глас), а также и иных напевов («Придворный», «Колокольчик»), можно посмотреть и скачать себе прямо с этой странички.
Напоминаю, что тропарь – это краткое песнопение, прославляющее одно из евангельских событий или какого-либо святого. Из текста, который содержат в себе ноты тропаря Пасхи, понятно, о чём именно идёт речь. Тропарь Пасхи по тексту разделён на три фразы. Первая – «Христос воскресе из мертвых», этими словами провозглашается радостная весть о воскресении Спасителя. Вторая фраза – «смертию смерть поправ», эти слова означают, что своими страданиями он победил смерть. Последняя, третья, фраза в тропаре – «и сущим во гробех живот даровав» говорит о том, что все праведники после смерти удостоены вечной жизни.
Итак, тропарь Пасхи – ноты в его обиходном варианте распева на пятый глас можно открыть, сохранить и распечатать, кликнув сюда – Тропарь Пасхи глас 5
Если первая ссылка не работает, не отчаивайтесь, вот вам запасная, с помощью которой вы сможете скачать ноты тропаря Пасхи с сервиса Яндекс-диск – http://yadi.sk/d/DAm5Zrxx4Nc4A
Кстати, если у вас не открываются файлы в формате pdf, советую вам скачать и установить на свой «родненький компик» малюсенькую программу для просмотра таких файлов. Программа называется Adobe Reader, она бесплатная. Скачивать нужно только с официального сайта, который легко найти, если ввести прямой запрос с названием программы в поисковике.
Посмотрите, как торжественно звучит пасхальный тропарь в исполнении большого хора участников праздничного фестиваля:
Тропарь Пасхи на праздничных службах поётся многократно, поэтому, как правило, хор разучивает его сразу на несколько разных напевов. Например, давно уже полюбились регентам и клирошанам и стали широко распространёнными такие напевы, как Придворный или так называемый Колокольчик.
Тропарь Пасхи Придворного напева – ноты смотрим здесь – Тропарь Пасхи Придворного распева или скачиваем с Яндекс-диска – .
Тропарь Пасхи Колокольчик – ноты открываем и сохраняем с этой странички – Тропарь Пасхи Колокольчик или снова делаем всё при помощи нашего любимого Яндекса – http://yadi.sk/d/Dbf9tWs94O2ML
Тропарь Пасхи на разных языках – ноты
Если вы служите в архиерейском соборе, то в праздник нужно петь тропари Пасхи на разных языках. Есть ноты с текстом тропаря на греческом, латинском, английском и французской языках. Всё объединено в один pdf-файл.
Ноты Тропарь Пасхи на разных языках – Тропарь Пасхи на разных языках ссылка на скачивание с Яндекса
Вот нашёл на ютубе видео, в котором поют тропарь Пасхи на греческом языке. Звучит очень празднично:
P.S. На нашем сайте вы также можете скачать и много других нот для церковного хора – например, рождественские колядки или ноты тропаря и кондака Рождеству Христову.
Стихиры Пасхи
Разучиваем пасхальные песнопения и радуемся вместе Светлому Празднику!
Стихиры Пасхи, глас 5:
Да воскреснет Бог, / и расточатся врази Его.
ПЕРЕВОД: Да восстанет Бог / и рассеются враги Его. Пасха священная в сей день нам явилась, / – Пасха новая, святая, / Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. / Пасха – Христос Избавитель; / Пасха непорочная, / Пасха великая, / Пасха верных, / Пасха двери рая нам открывшая, / Пасха, освящающая всех верных.
Яко исчезает дым, / да исчезнут.
Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, / а праведницы да возвеселятся.
ПЕРЕВОД: Так да погибнут грешники от лица Божия, / а праведники да возвеселятся. Жены-мироносицы / глубоким утром, / гробнице жизни Подателя представ, / нашли Ангела, на камне восседавшего, / и он, обратившись к ним, так возглашал: / «Что вы ищете Живого между мертвыми? / Что оплакиваете Нетленного как подвергшегося тлению? / Возвратившись, возвестите ученикам Его!»
Сей день, егоже сотвори Господь, / возрадуемся и возвеселимся в онь.
ПЕРЕВОД: Это день, который сотворил Господь, / возрадуемся и возвеселимся в оный! Пасха радостная, / Пасха, Господня Пасха, / Пасха всесвященная нам взошла. / Пасха! Радостно друг друга обнимем. / О, Пасха – избавление от скорби! / Ибо из гроба в сей день, / как из брачного чертога просияв, Христос / жен исполнил радости словами: / «Возвестите Апостолам!»