ЗАДАЧИ.
Две с прошлого семинара, которые не успели решить (по ГУПам и производственным кооперативам). + 2 новые по некоммерческим организациям
Посмотрите ФЗ » О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и ФЗ «О производственных кооперативах», ФЗ «Об автономных учреждениях», «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях».
1) АО «Марс», заключившее договор поставки с федеральным государственным унитарным предприятием «Взлет», предъявило в арбитраже иск о расторжении договора и взыскании с ФГУП «Взлет» убытков, вызванных расторжением, на том основании, что ответчик является финансово несостоятельным. В обоснование своих требований АО представило следующие данные: уставный капитал ФГУП «Взлет» определен уставом предприятия в размере 500 млн. руб.; по данным инвентаризации на конец последнего года, на балансе ФГУП числится имущество общей стоимостью всего 120 млн руб. Таким образом, в соответствии с п. 5 ст. 114 ГК РФ ФГУП «Взлет» было обязано уменьшить размер своего уставного фонда, в результате чего у кредитора возникает право требовать прекращения существующих договоров и взыскания убытков.
В судебном заседании представитель государственного предприятия заявил, что в состав активов предприятия наряду с собственно имуществом входит и дебиторская задолженность покупателей перед ФГУП в сумме более 370 млн руб. Таким образом, стоимость чистых активов предприятия оказывается ненамного меньше размера уставного фонда. Предприятие не могло самостоятельно уменьшить размер своего уставного фонда, поскольку это прерогатива учредившего его органа — Правительства РФ, следовательно, к нему и следует адресовать иск.
Оцените доводы сторон. Ответьте на вопрос о том, каковы особенности правового положения унитарного, в частности — казенного, предприятия.
2) Член производственного кооператива по ремонту мебели Мастерков вышел из кооператива и потребовал возврата паевого взноса: набор столярного инструмента, ксерокс.
Правомерно ли требование члена производственного кооператива? Каков порядок выхода из производственного кооператива? Что такое «неделимый фонд кооператива»?
Пай и паевой взнос- это равнозначные понятия?
3)Руководитель федерального автономного учреждения «Центр развития спорта и туризма в РФ» А.А. Никифоров самостоятельно принял решение о заключении ряда сделок в отношении имущества, закрепленного за ним учредителем:
а) по продаже спортивных тренажеров и оборудования общей стоимостью 3.000.000 рублей сети фитнесс центров Московской области;
б) по заключению договора аренды комплекса сооружений лыжной базы.
Оцените ситуацию. В чем особенности правового положения автономных учреждений? Чем они отличаются от казенных и бюджетных учреждений? Опишите специфику распоряжения имуществом автономного учреждения.
Супруги Карпенко создали собственное вероучение «Свет разума» и в кругу учеников и последователей проводили у себя на даче религиозные собрания, обряды и занятия с детьми. Через два года такой деятельности они решили зарегистрировать религиозную организацию со статусом юридического лица, однако знакомый юрист объяснил им, что для этого им необходимо просуществовать в таком виде не менее 15 лет. «Зачем вам регистрировать религиозную организацию? Создайте некоммерческое партнерство или общественную организацию», — посоветовал он. Однако Карпенко обеспокоились, что, действуя таким образом, они не получат многих льгот и привилегий, предоставляемых только религиозным организациям.
Оцените ситуацию. В чем отличие правового статуса религиозной организации от некоммерческого партнерства? Зарегистрируют ли ЮЛ?
Содержание
- ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ РАЗУМА
- Естественный Свет Разума
- Правда — свет разума.
- Тема:Некоммерческие организации
- СТАВ СВЕТ РАЗУМА
- Толкование пословицы «Правда — свет разума.» по словарю Даля В.И.
- Правда
- Свет естественного разума и христианское обновление ума
- Философия Просвещения. Эпоху Просвещения – 17-18 вв. – называют веком разума, «естественный свет» которого, постулированный Декартом, предлагается всемерно очищать и
ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ РАЗУМА
ЕСТЕСТВЕННЫЙ СВЕТ РАЗУМА
(лат. lumen naturale) — у Фомы Аквинского способность нашего активного интеллекта (высшей способности разума) проливать свет на образы воспринятых нами вещей, что и делает эти образы умопостигаемыми. Если чувственное восприятие открывает нам внешние качества и облик вещей, а пассивный интеллект (аналитический нетворческий ум) приводит их в порядок, то интеллект активный вскрывает их суть, «схватывает» содержащееся в них общее содержание, чтобы сделать затем возможным определение общего понятия — универсалии. Активный интеллект, способный высветить суть вещей, не нуждается для познания во врожденных идеях. Согласно Фоме, в уме нет ничего, чего раньше не было бы в чувстве, но это слова не эмпириста, а реалиста. «Естественный свет» не является иллюминацией в смысле Августина — последняя благодатна, т.е. сам Бог просвещает разум человека.
Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
>Философский словарь
Естественный Свет Разума
(лат. lumen naturale) — у Фомы Аквинского способность нашего активного интеллекта (высшей способности разума) проливать свет на образы воспринятых нами вещей, что и делает эти образы умопостигаемыми. Если чувственное восприятие открывает нам внешние качества и облик вещей, а пассивный интеллект (аналитический нетворческий ум) приводит их в порядок, то интеллект активный вскрывает их суть, «схватывает» содержащееся в них общее содержание, чтобы сделать затем возможным определение общего понятия — универсалии. Активный интеллект, способный высветить суть вещей, не нуждается для познания во врожденных идеях. Согласно Фоме, в уме нет ничего, чего раньше не было бы в чувстве, но это слова не эмпириста, а реалиста. «Естественный свет» не является иллюминацией в смысле Августина — последняя благодатна, т.е. сам Бог просвещает разум человека.
Смотреть значение Естественный Свет Разума в других словарях
Естественный — природный
натуральный
Словарь синонимов
Свет — м. состоянье, противное тьме, темноте, мраку, потемкам, что дает способ видеть; иные свет принимают за сотрясение малейших частиц вещества, другие — за особое, тончайшее……..
Толковый словарь Даля
Свет — света, м. 1. только ед. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым. Интерференция света. Преломление света. Потоки света………
Толковый словарь Ушакова
Естественный Прил. — 1. Связанный с природой какой-л. местности, климатом, земной поверхностью, фауной и флорой. 2. Связанный с явлениями природы или c изучением природы и ее основных законов………
Толковый словарь Ефремовой
Пройди-свет М. Разг.-сниж. — 1. То же, что: пройдоха.
Толковый словарь Ефремовой
Опубликование (выпуск В Свет) — – выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия , автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения……..
Политический словарь
Старый Свет — В отличие от Нового Света — континенты Европа, Азия и Африка, к-рые были известны европейцам до открытия Америки.
Политический словарь
Выпуск В Свет Или Опубликование — (publication)
выпуск в
обращение экземпляров произведения с согласия
автора произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей……..
Экономический словарь
Год Естественный Хозяйственный — год, учетный период которого связан с подъемом и спадом деловой активности, зависящей от смены времен года, сезонности работ (для сельскохозяйственного производства,……..
Экономический словарь
Год, Естественный Хозяйственный — — который кончается в
момент относительно низкого уровня деловой активности; для некоторых организаций (например, сельскохозяйственных предприятий) учетным периодом……..
Экономический словарь
Естественный Логарифм — Логарифм по основанию «e» (приблизительно 2,7183).
Экономический словарь
Естественный Порок — См. Пороки внутренние
Экономический словарь
Естественный Прирост Населения — —
разница между
РОЖДАЕМОСТЬЮ и
СМЕРТНОСТЬЮ за определенный
период времени. См. также
ТЕМП
ПРИРОСТА НАСЕЛЕНИЯ.
Экономический словарь
Естественный Темп Роста — темп
роста
объема производства, определяемый из
условия полного использования имеющихся производственных ресурсов.
Экономический словарь
Естественный Уровень Безработицы — —
уровень безработицы при полной занятости
Экономический словарь
Естественный Уровень Валового Национального Продукта — уровень реального валового национального
продукта (ВНП), производимого при естественном уровне безработицы; максимально возможный ВНП, который может быть создан……..
Экономический словарь
Износ, Естественный — В страховании имущества: естественное и ожидаемое уменьшение пригодности и стоимости имущества в результате его
износа и обычного воздействия на него окружающей……..
Экономический словарь
Перевод Произведения На Другой Язык В Целях Выпуска В Свет — допускается только с согласия
автора или его
правопреемника и приводит к созданию самостоятельного
объекта авторского
права. С переводчиком заключают……..
Экономический словарь
Свет-дизайн — -а; м. Световое оформление сцены, представления.
Толковый словарь Кузнецова
Свет — Общеславянское слово индоевропейской природы.
Этимологический словарь Крылова
Выпуск В Свет — — см. опубликование
Юридический словарь
Выпуск В Свет (опубликование) Программы Для Эвм Или Базы Данных — — это предоставление экземпляров программы для ЭВМ или базы данных с согласия автора неопределенному кругу лиц (в том числе путем записи в память ЭВМ и выпуска печатного……..
Юридический словарь
Выпуск В Свет Программы Для Эвм Или Базы Данных — — предоставление экземпляров программы для ЭВМ или базы данных с согласия автора неопределенному кругу лиц, при условии, что количество таких экземпляров должно удовлетворять……..
Юридический словарь
Естественный Выход Подземных Вод — — выход подземных вод на суше или под водой. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.95 N 167-ФЗ, ст.17
Юридический словарь
Естественный Радиационный Фон — — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы,……..
Юридический словарь
Естественный Темп Роста — — темп роста объема производства, определяемый из условия полного использования имеющихся производственных ресурсов.
Юридический словарь
Естественный Уровень Безработицы — — объективно складывающийся, относительно стабильный долговременный уровень безработицы, обусловленный естественными причинами (текучесть кадров, миграция, демографические……..
Юридический словарь
Правда — свет разума.
Смотреть что такое «Правда — свет разума.» в других словарях:
-
ПРАВДА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — одна из центральных категорий эстетики., раскрывающая гносеологическую специфику иск ва, П. х. не исчерпывается ни «жизнеподобием», ни верностью худож. образов «правде жизни». В достижении П. х. не меньшую роль играет худож. воображение, фантазия … Эстетика: Словарь
-
КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА — ( Kritik der reinen Vernunft . Riga, 1781) центральная работа Канта, оказавшая системо формирующее воздействие на развитие последующей трансцендентально идеалистической традиции в немецкой философии (Фихте, Шеллинг, К.Л.Рейнгольд и др.), а также… … История Философии: Энциклопедия
-
истина и правда — ИСТИНА И ПРАВДА понятия, используемые для характеристики наших убеждений. Если истина характеризует убеждения в их отношении к реальности, то правда характеризует их в отношении к нравственным ценностям. Европейские народы не… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
-
Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия
-
Богословие — (Θεολογία, theologia) по этимологическому значению есть учение о Боге и по теперешнему словоупотреблению обозначает собою весь состав наук, имеющих предметом своим христианскую религию. Слово это не всегда было в употреблении и, вошедши в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Этика — I. Предмет этики и ее основные направления. II. Исторический очерк этических учений. III. Этика как философская дисциплина. I. Этика (от греч. ήθος нрав) или мораль (от лат. mos нрав) в узком смысле слова значит учение о нравственном. Так как все … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… … Философская энциклопедия
-
Чичерин Борис Николаевич — известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском университете, в 1882 83 гг. московским городским головой; по выходе в отставку живет в своем имении (село Караул, Кирсановского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Чичерин, Борис Николаевич — I известный юрист и философ. Род. в Тамбове в 1828 г.; до 1868 г. был профессором государственного права в московском университете, в 1882 83 гг. московским городским головой; по выходе в отставку живет в своем имении (село Караул, Кирсановского… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
КАНТ — (Kant) Иммануил (1724 1804) нем. философ, крупнейший представитель нем. идеализма. Доцент (1755 1770), проф. Кёнигсбергского ун та (1770 1796). В философии К. традиционно выделяется два периода: «докритический» (до 1770) и «критический». Ранние… … Философская энциклопедия
-
МЕТАФИЗИКА — (от греч. metaphysic то, что после физики) наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин «М.» впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ… … Философская энциклопедия
Клятва на Евангелии это простой ритуал, во время которого вы даете клятву перед Богом и обещаете говорить только правду. Таки действия должны означать, что человек будет искренним, и от него услышат нужную информацию.
А вы задумывались, зачем мы это делаем? Насколько вообще важна правда в нашей жизни и исполнение заповедей. Человек может найти себе оправдания всем своим поступкам, но правда есть правда.
Дьявол — «лжец и отец лжи» (Ии. 8, 44)
Словарь Даля.
Судьи велели истцову и ответчикову правду перед себя поставити.
По правде, по истине, по справедливости.
В нем правды нет, совести.
Без правды жить легче, да помирать тяжело.
Правда твоя, мужичок — а полезай-ка в мешок!
Он на правду черт. Над правдой не мудруй.
По правде тужим, а кривдой живем.
От правды отстать — куда пристать?
Про правду слышали, а кривду видали.
Правда сама себя очистит.
У Бога правда одна.
Правда-свет разума.
Правда светлее солнца.
Правда чище ясного солнца.
Все минется, одна правда останется.
Не в силе Бог, а в правде.
Тема:Некоммерческие организации
12
ЗАДАЧИ
Задача 1
Налоговая инспекция обратилась в областной арбитражный суд с иском к некоммерческой организации «Острогожский союз предпринимателей» о признании недействительной ее государственной регистрации но тому мотиву, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации объединяться в ассоциации или союзы могут только юридические лица, а физические лица, в том числе предприниматели без образования юридического лица, правом создания некоммерческой организации в виде ассоциации или
союза не обладают.
Подлежит ли иск удовлетворению?
Задача 2
Общее собрание гаражного кооператива «Антилопа* приняло решение об исключении из членов кооператива Козеева, который, несмотря на неоднократные предупреждения правления, использовал свой гаражный бокс для ремонта чужих автомобилей. Из 58 членов кооператива па собрании присутствовали 40, из них 26 проголосовали за исключение, 12 воздержались, против проголосовали сам Козеев и еще один член кооператива. По уставу кооператива оощее собрание правомочно, если па нем присутствуют 2/3 членов, °*тросы исключения решаются квалифицированным большип-твом голосов в 2/3 присутствующих. Козеев пообещал обжало-^1Ь решение общего собрания в суд. Председатель кооператива лебодаров, готовясь к выступлению в суде, обнаружил, что Козе-‘ Унаследовавший гараж от своего отца, члена кооператива, сам в „ 1еРа’гив не вступал. Кроме того, председателя заинтересовал та-вопрос; вправе ли вообще Козеев, не будучи членом кооперати-1 °^ьзоваться гаражом, расположенным на территории коопера-тива, а также коммуникациями, подъездными путями и мойкой или же кооператив может принудительно выкупить у него гараж?
Какое решение должно быть вынесено по делу в случае обращения Козеева в суд?
Задача 3
Водитель частной школы «Драйв ин», учрежденной предпринимателем Платоном Сапуновым, Каракозов, доставляя детей домой после занятий, совершил наезд на пешехода Чубукова. Чубуков предъявил школе иск о возмещении причиненного ему вреда. Директор школы Салонанова в судебном заседании пояснила, что школа является образовательным учреждением, не имеет имущества в собственности и поэтому не может нести имущественной ответственности, следовательно, иск должен быть предъявлен Каракозову как причинителю вреда. Адвокат Чубукова на это возразил, что согласно Закону об образовании образовательные учреждения являются собственниками того имущества, которое они приобрели на доходы от своей уставной деятельности. Обучение в школе платное, следовательно, объектом взыскания по требованию истца может быть любое имущество, приобретенное школой в процессе ее деятельности, например компьютеры. Решите дело.
Задача 4
Член Общества защиты животных «Кементари» Зосимов подал заявление о выходе из общества, так как не согласился с внесением в устав организации изменений, в соответствии с которыми ее участникам запрещалось носить меховую одежду и заниматься охотой. Зосимов потребовал вернуть ему уплаченные за вес время его членства в обществе взносы и предоставленный организации в пользование автоответчик.
Дайте юридическую оценку действиям Зосимова.
Квалифицируйте изменения, внесенные в устав общества.
Задача 5
Открытое акционерное общество (ОАО) «Московский электроламповый завод» обратилось в Арбитражный суд Москвы с иском К Московскому колледжу информатики и права о взыскании задолженности по договору о пользовании спортивными сооружениями для проведения учебных занятий. Определением суда к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Министерство образования и науки Российской Федерации. Исковое требование было удовлетворено за счет министерства.
Оцените решение суда с точки зрения соответствия материального права.
субъекты гражданских правоотношении
Задача 6
Супруги Карпенко создали собственное вероучение «Свет разула» и в кругу учеников и последователей проводили у себя на даче религиозные собрания, обряды и занятия с детьми. Через два года такой деятельности они решили зарегистрировать религиозную организацию со статусом юридического лица, однако знакомый юрист объяснил им, что для этого им необходимо просуществовать в нынешнем виде не менее 15 лет. «Зачем вам регистрировать религиозную организацию? Создайте некоммерческое партнерство или общественную организацию», — посоветовал он. Однако Карпенко обеспокоились, что, действуя таким образом, они не получат многих льгот и привилегий, предоставляемых только религиозным организациям.
Дайте оценку доводам юриста.
Может ли быть зарегистрирована данная организация?
Каковы условия государственной регистрации религиозных
организаций?
Кто осуществляет государственную регистрацию религиозных организаций?
ЗАДАНИЯ
1. Перечислите документы, которые необходимо подготовить для регистрации некоммерческого юридического лица.
2. Составьте проект устава потребительского кооператива, используя следующий шаблон и устраняя в нем имеющиеся неточности и двусмысленности.
СТАВ СВЕТ РАЗУМА
» Пустые Люди. Почему и без негатива все плохо.
Ср Фев 05, 2020 9:47 pm автор Lucas_
» Болталка нашего форума
Ср Фев 05, 2020 9:37 pm автор Lucas_
» Расклад «Источник силы» Zlata Sirin
Ср Фев 05, 2020 7:57 pm автор HURREM
» Приворот «Струны Души», Автор Белка
Ср Фев 05, 2020 7:55 pm автор HURREM
» «Видеорегистратор» или «Глаз-Алмаз» Автор VLAS
Ср Фев 05, 2020 7:53 pm автор HURREM
» ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МАГА. И НЕ ТОЛЬКО автор Синильга
Ср Фев 05, 2020 7:42 pm автор HURREM
» ГАРМОНИЯ (гармонизация брачных отношений) автор hawkmoon
Ср Фев 05, 2020 7:27 pm автор HURREM
» Снять рассорки на воск
Ср Фев 05, 2020 7:22 pm автор HURREM
» ПУТЬ К ЦЕЛИ автор Nooma
Ср Фев 05, 2020 7:20 pm автор HURREM
» Отправить в странствие нежелательных людей
Вс Фев 02, 2020 3:31 pm автор HURREM
» Диагностика человека с подселением в вашем окружении
Вт Янв 28, 2020 8:35 am автор HURREM
» Школа Рунической магии
Пт Янв 24, 2020 8:57 am автор Aness
» ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ КОШЕК автор Tyler Durden
Сб Янв 18, 2020 6:43 pm автор HURREM
» Тыжколдунья
Сб Янв 18, 2020 6:40 pm автор HURREM
» АННИГИЛЯТОР (уничтожение фантомов, лярв, мафлоков, мыслеформ и т.д.) Hawkmoon
Сб Янв 18, 2020 6:35 pm автор HURREM
» «Уволить, выгнать» Kama Vilard
Сб Янв 18, 2020 6:32 pm автор HURREM
» НЕЙТРАЛИЗАТОР автор Basty
Сб Янв 18, 2020 6:29 pm автор HURREM
» СТАВ ЛАНГОЛЬЕР — выжигатель, выгрызатель сущностных блоков, привязок, негатива. Sinais
Сб Янв 18, 2020 6:26 pm автор HURREM
» Русская магия – Волшба
Чт Янв 16, 2020 10:26 pm автор СимургЪ
» Если человек при смерти
Сб Янв 11, 2020 7:41 am автор Гэлла
» Молитва от смертного греха
Сб Янв 11, 2020 7:29 am автор Гэлла
» Первичная молитва-заговор
Сб Янв 11, 2020 7:26 am автор Гэлла
» Сильная молитва от зла, порчи, врагов (читать при любых неприяно¬стях)
Сб Янв 11, 2020 7:11 am автор Гэлла
» Какой Бог-Дракон покровительствует тебе?
Сб Янв 11, 2020 6:40 am автор Гэлла
» ДАР ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ.
Ср Янв 08, 2020 1:06 pm автор Лайла
» Ваш вид магии
Ср Янв 08, 2020 1:04 pm автор Лайла
» Тест на предрасположенность к Астральным выходам
Ср Янв 08, 2020 12:58 pm автор Лайла
» Тест: Какая Чакра у вас наиболее развита?
Ср Янв 08, 2020 12:43 pm автор Лайла
» КТО ТЫ БЫЛ В ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ?
Ср Янв 08, 2020 11:47 am автор Лайла
» Ритуальный обряд Открытие свода талантов
Сб Янв 04, 2020 10:16 am автор СимургЪ
» БЕСПЛАТНО!!! АКЦИЯ Анализ отношений с партнером на Таро МАНАРА, В ЭТУ АКЦИЮ ВОЗЬМУ ТОЛЬКО 5 ЧЕЛОВЕК
Сб Янв 04, 2020 8:36 am автор HURREM
» С наступающим 2020
Ср Янв 01, 2020 11:17 am автор Ямуна Прия
» ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД лечение животных автор Ymsir
Вс Дек 29, 2019 6:10 pm автор HURREM
» ТАЙНЫЙ МИР ВАШЕГО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Вт Дек 24, 2019 4:22 am автор Svetlana S
» ОБЛАДАЕТЕ ЛИ ВЫ КОЛДОВСКИМ ДАРОМ?
Вт Дек 24, 2019 4:19 am автор Svetlana S
» ТЕСТ НА МАГИЧЕСКУЮ СПОСОБНОСТЬ
Вт Дек 24, 2019 4:11 am автор Svetlana S
» АКЦИЯ..Таро «Святой Смерти»..Совет мертвых
Пт Дек 20, 2019 8:29 pm автор СимургЪ
» МАСТЕР КЛАСС Магия Нового Года 2020
Пт Дек 20, 2019 7:34 pm автор HURREM
» Как рассчитать свою кармическую задачу по дате рождения
Пт Дек 20, 2019 4:59 pm автор СимургЪ
» Шутливый тест
Пт Дек 20, 2019 4:05 pm автор СимургЪ
» ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ
Пт Дек 20, 2019 1:34 pm автор HURREM
» КУРС МАГИЯ СВЯТЫХ ПИСАНИЙ
Чт Дек 19, 2019 10:01 pm автор HURREM
» Mandragora. Shrew
Сб Дек 14, 2019 5:12 pm автор HURREM
» Если у вас очень сильный враг
Сб Дек 14, 2019 5:10 pm автор HURREM
» Ставы для возвращения здоровья, утраченного из-за порч. Автор Azura
Сб Дек 14, 2019 5:05 pm автор HURREM
» ЛАЗЕРНАЯ ЛИПОСАКЦИЯ (удаление жира) автор hawkmoon
Сб Дек 14, 2019 5:02 pm автор HURREM
» СНЯТИЕ ПРИВОРОТА(МУЖЧИНАМ).
Сб Дек 14, 2019 4:58 pm автор HURREM
» «Плащ ведьмы»
Сб Дек 14, 2019 4:57 pm автор HURREM
» МАСТЕР КЛАСС СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ 2020
Чт Дек 12, 2019 11:01 am автор HURREM
» АКЦИЯ К СВЯТКАМ 2020-по учебе и гаданиям
Чт Дек 12, 2019 10:49 am автор HURREM
Толкование пословицы «Правда — свет разума.» по словарю Даля В.И.
Словарь Даля В.И., статья к слову свет:
СВЕТ м. состоянье, противное тьме, темноте, мраку, потемкам, что дает способ видеть; иные свет принимают за сотрясение малейших частиц вещества, другие — за особое, тончайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем. Свет прямой, самосвет, от горящего тела, солнца; свет чужой, отражательный, от темного тела, на которое падает прямой свет. Свет денной, солнечный: свет огневой. Свет ширится лучами, от точки повсюдно, образуя шар. Отойди от свету, не заступай свету, не засть, не стой в свету, против света. Свет настал, рассветает, солнце всходит. Чуть свет, набрезгу, зарей, на заре. Светом крыто, ветром огорожено, ничего нет. В теми свет виден, зарево, огонек, или сиянье, блеск. Летом свет во всю ночь, светло. Не только свету, что в окне: на улицу выйдешь — больше увидишь (здесь свет может означать и мир). Ни свет, ни заря (рано). От солнца бегать, света не видать. Тьма света не любит — злой доброго не терпит. Один женился — свет увидал; другой женился -с головою пропал. Ты мой свет в окне. Не отлагает свет заутрени, ни тьма вечерни. Чтоб мне свету Божьего не взвидеть! Первый вечер (весной) играют до бела света. Кто нечаянно завидит свет в своем доме — жди счастья. По стене ползет — то к свету, то от света (волоковой ставенек). А что краше света? (красное солнышко). Мету, не вымету; пора придет, сам уйдет (свет солнца).
|| Освещенье, что дает свет или светит. У вас какой свет? Лучина, или жирник, свеча и пр. Порядить молотильщиков на своем, либо на ихнем свету. У нас свет казенный. Нанял жилье с теплом и со светом, с отопленьем и с освещеньем. На дворе свет, светок, или смол. светок, расвет, светает, солнце близится к восходу. Светком приходи, рано, чуть свет.
|| Просвет, простор для света, светла. Окно или дверь пяти, шести четвертей в свету, шириной, ширина проема окна, меж косяков. Прорубить свет, окно.
|| Видение, зрение, свет очей, способность различать глазами, видеть. У него свет отнялся, свету нет, он темный, невидущий, невишной, слепой, ослеп. Свет очей его погас. Бог ему свету не дал, свет отнял.
|| Истина или правое ученье, наука, просвещенье. Свет веры, — истины, Евангелие. Свет разума, ученье или наука. Ученье свет, а неученье тьма. Мы ныне свет увидали, наставились, просветились. Потемщики света не ищут. Народ озарился светом христианства. Муж, во свете благодати. Свет приде в мир, Иоан. Спаситель. Вы есте свет мира, Матф. просветители, наставники. Кем мир свет увидел, того и обидел (кого свет видел, того и обидел, всякого). Кем человек свет увидел, того и возненавидел.
|| Свет, светик мой, свет очей моих, ласкат. милый, любезный, ненаглядный, сердечный, болезный, желанный. И я (царь) ему (патриарху) свету молвил: не гораздо ли, государь, недомогаешь? Ни за что тебя, свет мой, или света, не покину, песня. Ты мой свет очной! Один брат — один свет милый. Свет-цветочек в сыру землю зашел, синю шапочку нашел (лен). Уж у Бога-света сначала света все доспето. Где совет (союз или любовь), там и свет. Увидать свет, родиться. Больной свет увидел, поправляется. Ангел света, противопол. ангел тьмы, добрый и злой. Встанем (со) светком, на заре.
|| Вселенная, мир, земля наша, шар земной. Птичьего молока по всему свету не найдешь. Пожили мы на свете, посрамили добрых людей! На свете жить, не светом жить, не по истине, а по-мирскому. Белый свет не клином стал (или сошелся), простору много. Подумаешь, как чудно создан свет! Грибоедов. Преставленье света, страшный суд и конец миру. Отец светов, всех миров, Бог. Сыны света, чада света, озаренные истиною; чада света сего, мира, дети суеты, соблазна. Белый свет на волю. Даниил. Не нами свет начался, не нами и кончится. Кто людей веселит, за того весь свет стоит. Дураками свет стоит (или: красится). Неправда светом началась, светом и кончится. Родился мал, вырос пьян, помер стар — и свету не видал! На весь свет и солнышку не угреть (не усветить). Всего света не захватишь. Не мил и свет, когда милого нет. От бела света отстану, а старого любить не стану! Видал свету, не только что в окошке. Свету видал: со свиньями корм едал. Божьей волей свет стоит, наукой люди живут. Бояться смерти — на свете не жить.
|| Род людской, мир, община, общество, люди вообще;
|| отборное, высшее общество, суетное в обычаях или условиях жизни;
|| суетность, мирщина; все земное, житейское, насущное, противопол. духовное, нравственное, Божеское. На весь свет не угодишь. Весь свет обмолвится, молва правдива. Всему свету ведомо, всем светом признано. Издать книгу в свет, напечатать и пустить в продажу. Свет лукав. Он в свете живет, в большом свете, бывает на вечерах, на обедах, на сборищах в высшем кругу. Покинуть свет, умереть; или удалиться, уединиться, жить одиноко; или идти в монастырь.
|| Свет, в знач. мир, привет мирянину от монаха или духовного лица; светский, суетный человек. А ты, свет, удаляйся греха. Светы вы мои! бабье восклицанье изумления, просьбы и пр. Светик ты мой, светушка, ласка, привет. Ни отец его духовный, светов, не слыхал приказу никакого, о патриархе, в знач. света истины. Световы очи закатилися, плач по мужу. Световой обычай, мировой, всесветный или набелсветный.
|| Световой луч разлагается на световые, радужные цвета. Светлый издающий свет из себя, освещающий, светящий; яркий, сияющий; блестящий своим или отражательным светом;
|| зеркальный;
|| ясный, прозрачный, сквозистый. Светлое солнышко, ясен масяц, яркие здезды. Светлый день да темна ночь. Светлое небо или погода, не пасмурная. Светлое облако, черная туча. Ночь светла, как бел день. И за светлой пуговицей совесть живет, говор. о приказных. Светлое стекло, вода, немутная, ясная, чистая. Светлая краска, яркая или беловатая, не темная, веселая. Светленькая запонка. На дворе светлым-светлехонько, светлешенько, ну словно день. Светлее или светле светла месяца (Этого окончания в грамткх. не показано; заметим: сравнит. ст. на ее или ей, с удареньем: светлее, темнеей, веселее, черней, другое окончанье на е: раныше, крепче, уже; третье на ее, с удар. позади: менее, более, ранее, из которого образуется 4-е сокращ. с окончат. на е: мене, боле, ране; 5-е, такой же сокращ. вид есть иногда и у окончат. не с удареньем, но тогда оно переносится взад, и в конце пишут е: светле, темне, что подходит к раньше: 6-е, окончанье на ий: старший, младший, и славянск. креплий: также 7-е, славянск. и народн. на ае: крепчае, множае, а по местн. произншн. на яе: тесняе, вольняе: 8-е орл. скореючи.).
|| Радостный, торжественый, веселый или праздничный. Пришел видеть сватлые очи царские. Светлый праздник, -воскресенье, — седмица, пасха, воскресение Христово. В ночь на светлое воскресенье мороз — горох не родится, тамб. В светлый праздник огня в домах не разводить — будет головня в пшенице, либо не гасить с вечера.
|| Светлый ум, глубокий, ясный и отчетливый. У него на все вещи светлый взгляд; светлые понятия, ясные и отчетливые, противопол. темные, запутанные. Светлая трава, см. желтомолочник. Светлейший весьма, самый светлый.
|| Почет некоторых владетельных особ второго разряда и князей высшей степени. Светлость ж. сост. или качество светлого.
|| Ваша светлость, почетное обращенье к светлейшей особе. Светловатый цвет, краска. Светлая полоса по небу, это дороги, бель. Светловатость сост. или качество по прил. Светать рассветать, наставать дню, утру, заре. Уже светает, начинает светать, знать, скоро солнце взойдет. Светанье сост. по глаг., наступанье света, рассветанье. Светило ср. небесное светило, самосветные миры, солнце и звезды; иногда принимается в обшем значении земли, планеты; ночное светило, луна, месяц. Светило укинуло, каз. месяц убывает.
|| Светило, церк. чем светят; фонарь? Прииде тамо со светилы и свещами, Иоан. Светильце ср. лампадка; ночничок. Светлынь о ночи, лунный свет. Светилен м. церк. стих, читаемый на утрени, после канона. Светильник плошка, лампада или жирник;
|| *что, либо кто умственно просвещает, учит истинам.
|| Церк. Да горит светильник всегда, лампадка.
|| Вземлет диакон светильник со свещею, подсвечник.
|| Светильник, растен. Euphrasia, очная помощь, очанка, очная трава. Светиленный, светильный к светильнику или к светильне относящ. Светильня ж. светиленка, прядь волокна, обычно хлопка, в свечах, лампах, лампадах, жирниках или плошках. Светильня нагорала. Круто свитая светильня темно горит.
|| Серная нитка, замест спички, для вздуванья огня.
|| Растенье Thryallis. Светильничный церк. вечерний, вечеренный, относящ. к службе при возжении светильников; светильное сущ. ср. вечерня. Светильна ж. перм. вят. светыч зап., а вообще светец м. коза, род шандала для лучины: железный, пониже аршина, треножник, с лещедкой или рассошкой, для вложенья горящей лучины; деревянный столбик в донце, с железными ушами, с вилкою вверху.
|| Светыч, старин. фонарь. Светыч железный, с острым пятником, для втыканья. Светоч м. большая свеча или факел, смолевая горелка. Похороны со светочами. Светочный к сему относящ. Светочник факелоносец или факельщик. Светцовый к светцу относящийся. Светлица, светличка: светёлка, светелочка, горница с красными (не волоковыми) окнами; чистая, светлая комната, гостиная, иногда с грубкою, с голландскою печью; в светлице не стряпают; белая изба, обычно через сени от черной; светелка бывает и вышкою, твер. иногда на воротах, влад. или ставится особо, клетью, тул.
|| Во влад. особая ткацкая изба, где работает вся семья, иногда и с наемными ткачами, на 4-8 станах; в рабочей светелке кругом все окна. Близ границы не строй светлицы.
|| Светлица, твер. ледяной, изнутри освещенный святочный вертепец. Светличный, светелочный к светелке относящ. Светельник новг. верхняя светелка, теремочек, мезонин. Светличник м. влад. отдающий светлицу внаймы. Светло нареч. ярко, ясно, не темно. На дворе светло, либо заря с зарей сходится, либо луна светит, либо зарево стоит и пр. В избе светло, а на дворе светлее (светлей того). Маленько, светлеенько, весь мир одевает? игла.
|| Светло ср. южн. свет, в знач. освещенья огнем. У вас какое светло горит? Лучина, жирник, свеча или масло и пр. Ныне в светло пошло горное масло. Ночи долгие, за светлом работаем. С Семена-дня засиживают, жгут светло. Огонь в печи (малорос. багатье), а светло для свету, для светла. Вздуй светла, кур. вор. огня для свету. Светлина ж. светлость, бол. в знач. чистота, белизна, яркость;
|| прозрачность, пртвопол. муть. Масло чистое, зорное, светлина такая, словно слеза янтарная! Светник плошка, латка, жирник, каганец, лампадка. Светка м. вост. свет, светло, освещенье в осеннюю пору, напр. при молотьбе, на гумнах, или при лучении рыбы, на козе в лодке; на светку берут солому, свитую куфтами, китиной, либо крупную лучину, из пенья.
|| южн. карта на вскрыше, козырь. Светчий м. ряз. свадебный чин, дружка (от светоч?). Светить, освещать, озарять светом своим, издавать, разливать свет. Солнышко на всех равно светит. И светишь, да не греешь — только напрасно у Бога хлеб ешь! говор. о луне. Светлячок в траве светит. Алмаз в потемках светит, кошачьи глаза светят. Светил бы мне ясен месяц, а по мелким звездам колом бью, любил бы главный начальник. Солнца нет, так и месяц светит.
|| Светить, свечивать кому чем, держать свечу, лучину, фонарь, давая свет, чтоб видно было впотьмах.
|| Светить, в картах, вскрывать козыря, или быть навскрыше. Что светит? южн. что козырь? Светящее ядро, из ярко горящего состава, для освещенья местности. светиться, быть светиму. Ему светится лучиной, светят.
|| Светить собою, издавать свет. Что там издали светится? Свет во тьме светится, и тьма его не объят, Иоан. Пуговки светятся, словно искорки. *У него все лицо светится, радостен. Люди женятся, а у нас глаза светятся. Досветилися звездочки до зореньки. Засветите-ка мне свечу. Не насветится солнышко. Все небо молнием осветило. Зеркало отсвечивает. Посвети-ка мне. Ходит он (Петр I), очами посвечивает. Присветилось мне красно солнышко, все надокучило. Просветил месяц всю ноченьку. Рассветили сад огнями. На весь мир не усветишь. Свеченье ср. длит. светенье окончат. свет м. об. действ. по глаг.
|| Свет получило бол. знач. состоянья по глаг. и объяснено выше; и светка, см. также выше. Свещение окрест трем странам, Иезек. Светильщик, светильщица, кто светит кому. Светляк м. — светлячок, насекомое, по виду червячок; бескрылая самка жучка, котр. также светится, но слабо.
|| Морские светляки, едва видимое животное. Светлик новг. растен. Euphrasia, свечки, глазница, очанка, очная помощь, двенадцатипалочник. Светляковый, светлячный, светлячий к светляку относящ. Свети-цвет сказочный цвет папоротника, в иванову ночь; вспыхивает в руках над кладом. Светлить посуду (медную, оловянную), светлить пуговицы, чистить, зорить, отымать мутность, грязь и слизь, давая одному осаждаться на дно, другому всплывать. Светленье действ. по глаг. Светлить праздник, мыть в доме, убираться, чистить. Светлиться страдат. Светлеть становиться исподволь светлым. Небо светлеет, проясняется. *Ум, понятия его светлеют, становятся яснее, правильнее и отчетливее. Мутный, болезненый взор его светлеет. светлеться, казаться, видеться светлым, или мерещиться светом; светиться. Что-то светлеется издали: либо звездочка, либо огонек. Светленье ср. сост. по глаг. светлеть и светлеться (В Словарь Академии светлеть, светлеться, светленье перепутаны). Светловать что, чистить и гладить, глянцевать, лощить, полировать. Позолоту по дереву покидают туском, или светлуют лощилом, зубом. Граненое стекло светлуют драконовою кровью.
|| Светловать или светложить арх. жить в избытке, вкрасне, богато и торовато. Железные изделия светлуются наждаком, английскою землею. Дерево чистится пемзой, хвощом, а светлуется составами: лаком, политурой. Светлованье, светловка, действ. по глаг. Светловщик полировщик металлических изделий. Светловальня мастерская для светлованья, полировки. Светлуха древесная кислота, добываемая при гонке смолы и дегтя. Светком нареч. южн. зап. твер. вечером засветло и рано утром, чуть свет. Светский, к свету (миру) в разн. знач. относящ., земной, мирской, суетный; или гражданский. Светская власть, противопол. духовная. — люди. — духовенство, белое, не монашеское, противопол. черное. Светские утехи, шумные, чувственные. — человек, посетитель обществ, сборищ, увеселений; ловкий приемами, сведущий в гостинных обычаях. Светски жить, светское творить. Светскость сост. по глаг., обходительность, людскость, привычка и уменье обращаться в свете, с людьми. Свеча, свечка ж. свеща церк. и арх. жигалка, новг. горючая скалочка, со светильнею, коей пламя плавит самое вещество свечи, усиливаясь чрез это, и светит, освещает потемки. Свечи делаются сальные, стеариновые, восковые, спермацетовые; есть маканые, катаные (маглеваные) и литые. О домашней свече говор. зажечь, засветить и погасить, потушить; о церковной: затеплить и сократить. Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа (о обрядливости). Голова без ума, что фонарь без свечи. Игра свечей не стоит, или: эта шкурка вычинки не стоит. Свеча на икону, деньги на церковь, а мука просвирне, ниж. похоронный обычай. Богу на свечу, царю на подати, себе на пропитанье. Собирает на сальную свечу, Василью Кузьмичу. Сулил свечку — а прошла беда; ищи на мне! Три свечи на столе — к покойнику. Троица Троицей — а трех свечей на стол не ставят. Нечаянно свечу погасить — к гостям. Под венцом свеча потухнет — скорая смерть. Воск от свечи на паникадиле, взятый в первый день Пасхи, кладут в улей. Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем дарит. Живет, как на ветру свеча горит. Кого проводишь со свечой, тот тебя и встретит со свечой (говорят там, где обычай ставить ко гробу в церкви свечи). Этого и днем со свечой (с огнем, с фонарем)поискать. Мужик Богу свеща (свеча), государю слуга. Свечу Богу поставить, к образу, на молитве;
|| *принести что в жертву, вологодск. поставить сына в солдаты. Ни Богу свеча, ни черту ожег, никуда не годен. Местные свечи, в церкви, перед иконостасом, большие. Он обещался Николаю-чудотворцу пудовую свечу. Москва от копеечной свечки сгорела, покинутой перед образом. Я бы тому свечу поставил, кто бы теперь меня выручил!
|| Свеча, в артилр. свеча палительная, бумажная трубочка, начиненная горючим составом, для запалу затравки орудия, вместо фитиля, также для поджига потешных огней, подкопов и пр.
|| Курительные свечи, из угольной мякоти, с пахучими смолками, для куренья.
|| Свечка, вят. шиш, указательный палец.
|| Растен. Euphrasia, очанка, светлик. Егорова свеча, растен. Orobanche elatior. Царская свеча, см. лучинник. Орлиная свечка, растен. Nepeta Iavandulacea, жагодбой.
|| Свечи, в потешных огнях, трубки, которые выкидывают вспышки звездочек, огненные катышки.
|| В игре в мячи, удар мяча в землю, с прямым отскоком его кверху, и подхват его налету, после паденья.
|| В алебастровые кучки, при пережиге, ставят свечи или стрелы, шесты, которые, сгарая, покидают продушины в куче, для тяги воздуха.
|| Свечки, костр. пенз. крещенский сочельник, канун Крещенья, Богоявленья, 5 января.
|| Свеча, зап. смол. пирушка: созвав гостей, хозяин ставит свечу, поп благословляет дело; все гости прилепляют кусок воску к этой свече и затем пьянствуют; свеча обходит поочередно все селенье, нарастая, и наконец поступает в церковь. Свечное сало, лой. Свечная лавка, свечной завод или свечная. Свечные деньги, собираемые в церквах за свечи. Свечное или восковое дерево, растен. Myrica ceritera. Свечной мастер или свечник. Церковный свечник.
|| Кто у продажи церковных свечей. Свечной монах.
|| Свечник, стар. придворный чин: кто носит свечу перед царем, царицей, при торжествах. Как царицу укручивают перед венчаньем, и он (свечник) в то время держит свечу, Котошихин Свечница девушка, которая держит свечу, при уборке (окручении) невесты.
|| Свечник, костр. свадебн. чин, у брачных свечей.
|| Свечник и свещник, подсвечник, шандал, во что ставят свечу или свечи, канделябр.
|| Арх. ночник, сальник, жирник, лампадка. Свечниковы припасы. Свечносальный и свечновосковый заводы. Свещеносец пономарь, носящий свечу пред служащим. Свещеносные богомольцы. От нареч. светло произошли сложные слова, б. ч. прил. понятные без объяснений; они относятся бол. к бледности красок цвета; а составные с част. свето-, к яркому озаренью, или к свету в знач.: мир, земля, либо к истине. Свечегас стар. пономарь или церк. староста. Светло-алый бархат. Светло-бурая лошаденка. Светло-вишневый платок. светло-гнедая конская масть. светло-желтая канарейка. светло-зеленое сукно, травянистое. светло-каштановые волоса. светло-коричневый сюртук. светло-лиловый цвет, сиреневый. Светло-малиновый пион. светло-красный кирпич. светло-розовая дымка. светло-русый ус. светло-синий мундир. светло-сизый голубь. Светло-серенькое небо. Светлоносное свыше сияние. Светлосолнечный день. Светлотекучий источник. Световодители приставил еси, кан. анг. хрн. Поем тя, единого светодавца, Бога! ирмос. Имея светодателя, демонов тьму умалил еси, Минея. Светодетель, Творец. Светозарное солнце. Светозарность электрической накалки мало уступает солнцу. Свеотозрачный лик, светлый, блестящий. Просвещаемый светолучными сияниями, Слжб. Воскр. Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведете имамы, ирмос. Светоначальный, относящ. к началу света, противопол. тьма; или к началу мира, к мирозданию. Светоносец, светоносица, вообще, носящий свет; церк. утренняя звезда, денница, зорница. Светоноска, дурно придуманное названье: насекомое Fulgora. Светоносный ангел; — облако; — учение, или — истина. Возлетела еси радующися к светообразному чертогу. Светопись, фотография. Светописное поличие, облик. Светописцы наводнили все города. Светоподатель м. светодавец, светодатель. Светоприемное тело, зовут так вообще планеты, которые светят чужим, солнечным и отраженным, светом, противопол. самосветный. Светоприятный то же. Светородительница, Дево, и Богородица всечистая была еси, Мин. светородный огонь, пламя, солнце. Светород м. фотоген, очищенное горное масло, нефть, петролей, керосин и пр.
|| Кислород, начало или стихия, без которого нет горения. Светотень худож. полутень, разные оттенки, степени, смесь тени и света. Праведнии во светоявлениях, грешнии во мраце бурном, во свете и во тьме. Светорусье русский мир, земля; белый, вольный свет на Руси; говор. и святорусье.
Правда
Правда — истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость. Одно из высших понятий Святой Руси. «Не в силе Бог, а в правде», — говорил русский человек, подразумевая под ней меру добра и совести, абсолютную истину души.
«Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит». «Всякая неправда — грех». «Делай не ложью — все выйдет по Божью». «И Мамай правды не съел». «Бог тому дает, кто правдой живет». «Кто правды ищет, того Бог сыщет». «Живи не ложью — будет по Божью». «Кто неправдой живет, того Бог убьет». «Оправь Бог правого, выдай виноватого!» «За правого Бог и добрые люди». «Бог на правду призрит».
«В неправде Бог карает». «В правде Бог помогает, а в неправде запинает (карает)». «В Боге нет неправды». «Вся неправда от лукавого». «Нечего Бога гневить, надо правду говорить».
«Бог правду видит». «Правда живет у Бога, а кривда на земле».
«Правда груба, да Богу люба». «Правда гневна, да Богу мила».
Правда и добро связаны между собой. «В ком правды нет, в том добра мало», или другая пословица: «В ком добра нет, в том и правды мало».
«Лжей много, а правда одна». «Ложью как хошь верти, а правде путь один». «Правда глаза колет». «Правда уши дерет». «Правда рогатиной торчит».
«Правда на огне не горит, на воде не тонет». «Правда тяжелее золота, а на воде всплывает».
«Правда сама себя очистит». «Правда сама себя хвалит и величает». «Придет пора, что правда скажется». «Правды некуда девать». «Правота — что лихота: всегда наружу выйдет».
«Правда шутки не любит». «С правдой не шути!» «С правдой шутить — что с огнем».
«Не ищи правды в других, коль ее в тебе нет».
«Правда светлее солнца». «Правда чище ясного солнца». «Правда дороже золота». «Правда — свет разума». «Свет плоти — солнце, свет духа — истина». «Истина от земли, а правда с небеси».
«От правды некуда деваться». «Без правды не житье, а вытье». «Без правды житье — вставши да за вытье». «Без правды не живут люди, а только маются». «Без правды жить — с бела света бежать». «Без правды веку не изживешь».
«Дело знай, а правду помни!» «Дело делай, а правды не забывай!»
«Доброе дело правду говорить смело». «Правда суда не боится». «Правда бессудна. На правду нет суда». «Правда из воды, из огня спасает».
«Правды не переспоришь». «Правда есть, так правда и будет». «Как ни хитри, а правды не перехитришь». «Правда прямо идет, с нею не разминешься, не обойти ее, не объехать».
«Правда, что шило — в мешке не утаишь». «Все минется, одна правда останется».
Жизнь прожить следует только по-доброму, по правде, достойно. Народная мудрость проводит эту мысль постоянно. А.Н. Афанасьев в предисловии ко 2-му изд. «Народных русских сказок» (1873) отмечает: «…всегда сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды. Она требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злобою, например, сказка о правде и кривде задает практический вопрос: как лучше жить — правдою или кривдою? Выведены два лица, из которых каждый держится противоположного мнения:
Правдивый и криводушный. Правдивый — терпелив, любит труд, без ропота подвергается несчастию, которое обрушилось на него по злобе криводушного, а впоследствии, когда выпадают на его долю и почести, и богатство, он забывает обиду, какую причинил ему криводушный, вспоминает, что некогда они были товарищами, и готов помочь ему. Но чувство нравственное требует для своего успокоения полного торжества правды — и криводушный погибает жертвою собственных расчетов».
«Основная болезнь народная, — писал в свое время Ф.М. Достоевский, — жажда правды, но неутоленная». С к. XVII в. на глазах у простого русского человека рушили его основы, глумились над его святынями. Он видел непонимание и враждебность к нему со стороны «господ» и так называемой интеллигенции. Русский человек понимал, что по отношению к нему творится несправедливость, неправда, но в душе остро верил в торжество справедливости и правды.
Правда — это победа совести в человеке, общая совесть людей. Не всякая сила стоит за правду, но всякая правда заявляет о себе силой. Правда приближается к человеку в чувстве силы и является в момент решения бороться: бороться за правду, стоять за правду, но всегда правда о себе докладывает силой. Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться —истину надо искать (М.М. Пришвин).
Свет естественного разума и христианское обновление ума
Основные идеи христианской гносеологии (анализ В.В. Зеньковского)
Основы христианской гносеологии содержатся в трудах апостола Павла. В центре рассмотрения данного вопроса следует поставить слова апостола об «обновлении ума» (Рим. 12, 2). Теме «обновления» придается и более широкий смысл — в связи с его учением о том, что «кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор. 5, 17). Это обновление имеет свои ступени. «Внутренний человек, — читаем у апостола Павла, — со дня на день обновляется» (2Кор. 4, 16), то есть восходит постепенно к высшей силе. Но особое значение имеет «обновление ума». В послании к колоссянам мы находим: «Новый человек обновляется в познании» (Кол. 3, 10). Апостол призывает «обновиться духом ума и облечься в нового человека» (Еф. 4, 23-24). Завершением этих слов являются слова о том, что «мы имеем ум Христов» (1Кор. 2, 16). В свете этого понятен и упрек апостола язычникам, что они «не заботились иметь Бога в разуме» (Рим. 1, 28). Он упрекает язычников за то, что познание Бога они не поставили в основу всякого познания и потому «осуетились в своих умствованиях» (Рим. 1, 21).
Чрезвычайно важны и слова апостола Иоанна о том, что Христос есть «истинный свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1, 9). Они устанавливают зависимость всей нашей духовной жизни от света Христова. Наша духовная жизнь — и работа ума, и веления совести, и даже свобода — держится и направляется светом Христовым. Нам, однако, не дано непосредственно осознавать то, что вся духовная жизнь, в том числе и познавательная сила в человеке восходит к свету Христову. В силу закрытости христоцентрической основы духовной жизни все, что протекает в нашем сознании, одинаково и у христиан, и у язычников. То, что привходит в нашу душу с крещением во Святую Троицу, что дает нам благодатная жизнь Церкви, изменяет нас в глубине, но не в непосредственном сознании. С другой стороны, свет Христов просвещает всякого человека, грядущего в мир, и сообщает нашему уму тот «естественный свет», который сам по себе не создает у нас «ум Христов». Восхождение к этой ступени духа и предполагает то «обновление ума», о котором говорит апостол Павел, то есть предполагает, что не только глубина нашего духа, но и наше сознание становится проводником света Христова. Без этого мы все — и крещенные в Святую Троицу и некрещенные — остаемся при «естественном свете разума», то есть не поднимаемся до познания мира в свете Христовом. Поэтому В.В. Зеньковский предлагает со всей ясностью различать «познание во Христе» и «познание вне Христа», которое есть познание, не исполненное света Христова.1
Основной принцип христианской гносеологии
Эти две формы познания — познание в свете Христовом и познание вне Христа — представлялись В.В. Зеньковскому разными стадиями работы разума. Уже в апостольскую эпоху был явлен пример того, как от естественного света разума, от познания вне Христа мы можем подниматься до познания в свете Христовом. Об этом свидетельствует повествование о первом (Иерусалимском) Соборе в Деяниях апостолов. В заключительных словах постановлений Собора мы читаем: «Изволися бо Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28). В этой формуле мы видим признание того, что истина достигается при содействии Святого Духа в Церкви. Индивидуальный разум или разум совокупный должен быть восполнен благодатной помощью Свыше. Признание идеи синергизма в познании и есть основной принцип христианской гносеологии. Носителем истины в ее полноте является не «свет естественного разума», а Церковь во взаимодействии естественного ума и силы Святого Духа. «Обновление ума», о котором говорил апостол Павел, и есть его воцерковление, просвещающее естественную силу разумения благодатной помощью Церкви. Объективная христоцентричность нашего духа не означает того, что мы имеем ум Христов, что мы видим мир в свете Христовом, ибо «обновление ума» не есть его утончение или усовершенствование, а есть его преображение, превращение в функцию целостного духа.
Церковь не отрицает и не отвергает достижений естественного разума, но требует их переработки, чтобы они светились светом Христовым. Усвоение Церковью внехристианского знания не ставит это знание рядом с прозрениями веры, не принимает раздельности веры и знания, но требует преображения ума через наше вхождение в Церковь. Если этого не происходит, если естественный разум отделен от веросознания, то из этого вытекает известное в истории философии представление о самодостаточности разума, то есть свободу получает самоуверенный рационализм.2
Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары
Философия Просвещения. Эпоху Просвещения – 17-18 вв. – называют веком разума, «естественный свет» которого, постулированный Декартом, предлагается всемерно очищать и
Эпоху Просвещения – 17-18 вв. – называют веком разума, «естественный свет» которого, постулированный Декартом, предлагается всемерно очищать и совершенствовать. Предполагается, что естественный свет разума присущ каждому человеку, а все проблемы общественной жизни проистекают из недостатка знания. Поэтому, чтобы решить насущные проблемы, необходимо просвещать человека, распространять знание. Отсюда – сохраняющийся интерес философии к гносеологическим проблемам.
Родоначальником английской просветительской традиции можно считать Джона Локка, который предложил так называемую теорию tabula rasa (лат. «чистый лист» или «чистая доска»). Согласно ей, «нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях». Такая позиция обозначается как сенсуализм – от лат. sensus – чувство, ощущение. Никаких «врожденных идей», признаваемых Декартом, не существует, знание зависит лишь от активности познающего субъекта и правильной организации обучения. Локк различает первичные (математические и пространственно-временные: величина, положение, движение) и вторичные (зависимые от субъекта – вкус, цвет, запах и т.д.) качества предметов.
Отдавая предпочтение чувствам и объективному знанию, Локк способствует построению материалистических концепций, но идеи эмпиризма и сенсуализма разрабатываются и в ином направлении. Джордж Беркли, считая, что разделение на вторичные и первичные качества неправомерно, а составление из ощущений независимых материальных тел – иллюзия, разработал позицию имматериализма. Существовать – значит быть воспринимаемым, а признание существования материи – лишь вредная ошибка, от которой надо избавиться. Скептическое отношение к позиции как материализма, так и имматериализма выразил Давид Юм, который видел задачу познания не в постижении бытия, а в способности быть руководством для практической жизни. Вопрос о том, существует ли объективный мир, по Юму, неразрешим. Причинно-следственные отношения вещей ничем, кроме нашей веры и привычки, не подтверждаются. Важнее рассмотреть этический критерий человеческой жизни – таким критерием служит полезность действия, его результативность, а не мотивация. Эта позиция – этический утилитаризм – была заложена уже Локком и впоследствии развита в англо-американской этике.
Идеи французского Просвещения во многом основаны на концепции Локка, но имеют более заметный прикладной результат. В середине XVIII века выходит многотомная Энциклопедия Д’Аламбера и Дидро (Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751-1788), в которой выражаются материалистические представления о мире. В круг энциклопедистов входят блестящие мыслители – Ф.-М. Аруэ (Вольтер), Э. Кондильяк, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо. Материализм Дидро своеобразен – он имеет метафизический характер. Мир объективен и материален, единственная существующая реальность – материя и движение, источник познания – чувства, человек – это животное, у которого чувства дополняются разумом, поэтому он – высшее творение природы. Наиболее четко механицизм материалистов Просвещения выражен в концепции Ж.-О. Ламетри, который в трактате «Человек-машина» признает объективной основой ощущений внешний мир, а источником движения – душу человека, материальную по природе. Но рациональному механизму человеческого разума мешают страсти, исследованием которых занимается Вольтер. Морализм Вольтера не затрагивает область онтологии и гносеологии, останавливаясь на этических проблемах. Критика религии сочетается с признанием существования божественной высшей силы и идеей о необходимости усмирения страстей в церковном обряде. Свобода человека понимается в абстрактно-правовом и политическом смысле – возникновение государства Вольтер связывает со стремлением одних индивидов быть выше других. Таким образом, в эпоху Просвещения эгоцентрическое сознание, отношение к природе как к подчиненному объекту для преобразования выступает в развитой форме.
Противовесом этой позиции служит контр-просветительская идея Ж.-Ж. Руссо о «естественном человеке» («человек по природе добр», а жизнь в обществе его портит — в противоположность точке зрения философа английского эмпиризма Т. Гоббса: человек есть «атом эгоизма», а жизнь в обществе делает его гуманнее) и возвращении к природе. При всей неоднозначности социально-философских и этических идей Ж.-Ж. Руссо они выражают возникшую к середине 18 в. необходимость пересмотра сложившихся отношений человека и мира природы. Опорой, от которой «оттолкнулся» Руссо, послужила разработанная Дж. Локком теория общественного договора, согласно которой отношения людей первоначально регулировались неким «естественным законом», перед которым все равны, а затем из необходимости регулировать эти отношения без кровопролития вырастает гражданская власть. Деятельность просветителей привела к Французской буржуазной революции 1789 г., лозунг которой «Свобода, равенство, братство» отражает идеологию Просвещения.
Английская и французская философия Просвещения сыграли свою роль в развитии немецкой классической философии, которой предшествовала и немецкая просветительская традиция. Х. Вольф, положивший начало Просвещению в Германии, систематизировал и популяризировал учение Г.-В. Лейбница, впервые создал систему, охватывающую основные отрасли философского знания. Г.-Э. Лессинг высказал мысль о единстве человеческого рода, возникающего тогда, когда эта общность осознается. Под влиянием Вольфа, Юма и Руссо находился на раннем этапе своего философского творчества И. Кант.
Классический рационализм Просвещения, его вера в возможность познания мира и человека с помощью разума стал и основой развития науки, и европейского стиля мышления в целом, и – в отрицательном плане – выражением эгоцентризма «просвещенного» человека.