Стахий Колотвин – выходец из того поколения, кого коснулись важные периоды становления нашей страны: он родился в годы перестройки и воцерковлялся в 90-е, постигал азы богословия в 2000-е, а священником стал уже в современное время. В его биографии церковь и вера в Бога всегда стояли на первом месте, поэтому сейчас он отдает всего себя совершению служб и служению проповеди.
Священник уверен, что работа должна делать любого человека счастливым; сам он не только является настоятелем Храма Воздвижения Креста Господня в Митине, но и принимает участие в съемках православных телепрограмм. Отец Стахий очень мудро рассуждает и объясняет все доходчиво, да и с юмором у него все в порядке, поэтому зрители с удовольствием его слушают. Он уверен, что надо жить так, как будто за дверью стоит Христос. Ведь в этом случае придется вести себя чинно, никому не грубить и отогнать все скверные мысли; так жить, конечно, сложно, но зато есть стимул.
Его гармоничные и теплые отношения с женой и детьми для многих верующих людей стали примером того, какой должна быть настоящая семья. Сам священник старается найти время, чтобы пообщаться со своими родными, а также отправиться с ними в далекие путешествия. Такой образ жизни нравится ему и дает положительный настрой на служение Церкви.
Содержание
- Приобщение к вере
- Места служения
- Участие в телепроектах
- Личная жизнь
- Интересные факты
- Футбол
- Церковь
- Футбол и Церковь
- Околофутбол
- Руки Лёлика чисты!
- «Любите футбол — ходите на стадионы»
- Иерей Стахий Колотвин
- Биография
- Бразильский батюшка служит в московском храме
- Бразилец Сержиу Силва: “Каждый день в России я очень счастлив”
- О бразильских предках и русских потомках
- Как можно не пойти на мессу в воскресенье?!
- О детстве и о том, что выходные не вечны
- О том, кто может попасть в рай
- «Иди в русскую церковь – они самые консервативные!»
- О 6 часах пути до храма и красоте богослужения
- Диплом на стол – и в семинарию!
- О священстве и девушках, которые не хотят быть матушками
- О первом впечатлении от России
- О том, что русские – «грустная версия бразильцев»
- О том, все ли бразильцы играют в футбол, как Пеле
- Бегство от Большой бразильской свадьбы
- О Патриархе, который не бросает слов на ветер
- О самом сложном в священстве
- О расколе и пяти годах для снятия «розовых очков»
- Требоисполнитель или священник?
- О дочери Аннушке, сыне Серафиме и пути в Россию
- О счастье
- О самом сильном впечатлении от России
- О первой Пасхе в Москве и освящении нон-стоп
- О Евангелии на португальском
- О чемпионате мира по футболу и молебне для бразильской сборной
- «Медовый месяц» священства
- О том, как переживать «черные полосы» в жизни
Приобщение к вере
Будущий священник родился в 1989 году в Москве. Его родители на тот момент были православными людьми, но к церкви приобщались постепенно. Маленький Стахий посещал православную группу детского сада — храм Бориса и Глеба в Дегунине, а также ходил на службы вместе с мамой и отцом. Насмотревшись, как батюшка шествует в церкви с кадилом, он старался походить на него: брал массажёр, складывал его вдвое, затем ходил с ним по квартире и гремел. Со временем ему понравилось алтарничать и повторять слова молитв за службой.
Стахий Колотвин в детстве
Младшие братья и сестра Колотвина родились, когда родители стали уже воцерковлёнными людьми. Его младший брат совсем не похож на него: в детстве он занимался баскетболом и увлекался математикой. Зато они оба страстно любили футбол и играли в шахматы. Младший брат получил образование в МГУ, а сестра поступила в МГИМО.
Мама Стахия ходила в храм в воскресенье, а также старалась бывать и на будничных службах, особенно в дни памяти великих святых. Часто мальчик отправлялся вместе с мамой в паломнические поездки, которые ему очень нравились. В то время его отец работал в грантовой организации и ему приходилось регулярно ездить в командировки. Иногда Стахий составлял компанию родителю; бывая в разных городах, они заезжали в храмы и монастыри, где поклонялись святыням. Его родители даже не думали тогда о том, чтобы он стал священником. Они просто прививали сыну веру и старались дать ему хорошее образование.
родители
Колотвин учился в платной школе, где было немало замечательных педагогов. Особенно он вспоминает уроки преподавателя истории искусств – Виталия Егоровича Сусленкова, который не только хорошо разъяснял свой предмет, но и помогал школьникам почувствовать красоту и глубину всего прекрасного. Часто всем классом они отправлялись в различные города России, чтобы осмотреть ту или иную достопримечательность.
Мама Стахия очень хотела, чтобы он научился играть на скрипке, правда, у самого мальчика не было желания осваивать этот инструмент. В результате он выбрал классическую гитару и прошел обучение в музыкальной школе. Также будущий священник ходил на резьбу и занимался фехтованием, став со временем кандидатом в мастера спорта. Юноша любил гонять с друзьями в футбол, страсть к которому не прошла до сих пор.
https://www.instagram.com/stahijkolotvin/
Будучи старшеклассником, Колотвин долго думал, кем же ему стать. Ему нравилась археология, физика, но он хотел заниматься чем-то другим. Юноше всегда нравилось общаться с людьми, спорить и что-то там организовывать, поэтому он решил стать православным политиком, который будет помогать Церкви. Его родители предлагали поступать в МГУ или МГИМО, но все решил случай. Вместе с мамой Стахий отправился за благословением к настоятелю Новоспасского монастыря Алексию (Фролову), который выслушал его и сразу предложил: «Тогда чего искать? Надо у Престола Божия служить, тем более стартовая позиция есть». Юноша получил образование в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на Богословском факультете, а также прошел учебу в аспирантуре.
Места служения
Учебу Колотвин окончил, когда ему был 21 год, затем ещё три года он алтарничал. С 2008 года он поступил на службу в Кафедральный собор Богоявления, где был чтецом и псаломщиком, а через три года появился в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково. Также Стахий набирался опыта в Храме Владимирской иконы Божией Матери в Куркине и Храме Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково. В настоящее время он выступает священником в Храме Всемилостивого Спаса в Митино, куда пришел в 2014 году.
https://www.instagram.com/stahijkolotvin/
Еще в те времена, когда он служил в храме у отца Григория Геронимуса и только начал делать первые шаги в сане священника, он очень долго беседовал с прихожанинами на исповеди, за что его батюшка по-отечески журил. Однако, сам Колотвин был уверен, что делает все правильно, ведь не имея пастырского опыта, ему приходилось выслушивать всех кающихся и давать подробные советы, подкрепляя их ссылками из Священного писания.
Сейчас он также преподает в школе Северо-Западного викариатства «Спас» Закон Божий, стараясь обучать более старших детей. Отец Стахий уверен в том, что детей не надо насильно приобщать к вере и важно дать им максимальную свободу. Сам он на своих уроках старается объяснить ученикам, что только с Божьей помощью христианин может достигнуть большего, чем неверующий человек. Священник часто организует поездки для школьников, отправляясь с ними в разные города и страны. Они уже побывали на Святой Земле, в Константинополе, Греции и других святых местах.
Участие в телепроектах
С некоторого времени Колотвин принимает участие в разных православных программах. Будучи гостем передачи “Беседы с батюшкой” на телеканале “Союз”, он ответил на ряд вопросов телезрителей:
- Можно ли заменить вечерние молитвы малым повечерием?
- Есть ли разница между “крещенской” и “богоявленской” водой?
- Нужно ли молиться за грешных людей?
- Какая духовная польза от чтения Священного Писания?
- Как научиться делать добро?
- Что делать, если ребенок снимает крест и говорит, что Бога нет?
https://www.instagram.com/stahijkolotvin/
Разговор со священником можно увидеть и на канале православного библейского проекта Экзегет. В одном из видео он дает толкование на главы Библии и объясняет, что значит:
- Возрождение человека;
- Крещение Иоанном Предтечей;
- Дела плоти;
- Схождение Духа Святого;
- Возможность воскреснуть для жизни.
Отец Стахий также сотрудничает с телеканалом СПАС, появляясь в таких программах, как:
- «Прямая Линия. Ответ священника»;
- «Завет»;
- «Не верю»;
- «И будут двое».
Личная жизнь
Будучи юным, Колотвин встречался с девушками, но все эти свидания не приносили ему особой радости, так как у юноши не было единодушия с ними. Тогда он стал молиться: «Господи, пошли мне настоящую любовь», и вскоре, действительно, встретился со своей избранницей. Его будущая жена Анна училась в том же университете, но сначала молодые люди лишь просто здоровались друг с другом. Когда же они стали встречаться, то Стахий довольно быстро решил сделать девушке предложение. Анна любила юношу, но решиться стать женой священника некоторое время не могла.
венчание
Все же она дала согласие, и вскоре состоялась их свадьба. Это событие случилось в мае 2009 года. Молодожены венчались в храме в Красном Селе, куда приехали приглашённые батюшки и почти 150 человек их друзей. Все время, пока шел обряд, пел хор, состоявший из его однокурсников. А после венчания все гости устремились на торжество, которое устроили их любимые мамы и папы.
Жена Колотвина тоже из многодетной семьи, поэтому у них был пример родителей перед глазами. Сначала в семье на свет появился старший сын Глеб, а затем родились дочь Варя и сын Родион. Так как священнику приходится часто отлучаться из дома, воспитание детей легло на плечи Анны. Она приобщает детей к труду, заботится об их здоровье и образовании, а также рассказывает о важных православных событиях. Когда в семье бывают праздники и дни рождения, Анна с детьми печет торт и ставит какой-нибудь спектакль.
Стахий Колотвин с женой и дочерью
За 10 лет семейной жизни не все безмятежно было между супругами, но любовь к Богу всегда укрепляла их отношения. Они всегда относились друг к другу с уважением, поэтому не находили веских причин для бурных ссор и конфликтов. Если и случались недопонимания, Стахий уже через некоторое время просил прощения и мирился с женой. Часто он разгружал жену от заботы о детях и давал ей время, чтобы она отдохнула и выспалась.
В свою очередь, Анна также часто идет на уступки и поддерживает инициативы мужа. Например, она уже давно мечтает о ремонте в квартире, но Стахий не хочет тратить деньги на это, так как для него важнее путешествия. Кому-то нравится проводить время дома под тёплым пледом, кто-то мечтает о машине, а вот священник любит посмотреть новые места и получить яркие впечатления. Супруги никогда не боялись брать с собой маленьких детей, хотя путешествовать с ними непросто.
семья
Колотвин не устает восхищаться своей избранницей:
Моя жена – всегда на высоте, подобно мироносицам, а я, подобно тому, как апостолы мироносиц догоняли на пути к Воскресшему Христу, также вынужден Аню постоянно в духовном росте догонять!
В 2019 году Анне наконец то удалось сдать экзамены по вождению и получить права. Правда, это получилось только с четвёртой попытки, но она все же смогла сделать это. Сам священник после прошлых неудачных попыток сдать экзамен утешал жену и говорил, что ей незачем торопиться с правами, так как денег на автомобиль все равно пока нет.
Интересные факты
- От рождения имя Колотвина — Станислав, но его стали называть Стахий. Несмотря на то, что такого православного святого нет, священник полюбил это имя. Его крещение проходило в советские годы, и занималась этим бабушка, а вот родители не поехали в церковь.
- Будучи школьником, он пел в детско-юношеском хоре византийского распева. Их регентом была замечательная женщина, Лимонова Елена Евгеньевна, которая возила хористов по паломническим местам. В одной из таких поездок ребятам даже удалось спеть в Иерусалиме у храма Гроба Господня.
- В школьные годы Колотвин увлекался археологией и историей, прочитав немало учебных пособий и книг на эту тему. Сейчас ему нравится ездить по разным местам, бродить по развалинам, карабкаться по горам и выискивать что-то интересное.
- В некоторых печатных источниках отца Стахия называют «викингом в рясе». Это прозвище он получил неслучайно: оказывается, священник до сих пор является футбольным фанатом. Сейчас у него есть абонемент на футбольный стадион, благодаря чему он иногда может пообщаться со своими друзьями и понаблюдать за игрой на центральной трибуне.
- В 2019 году ему удалось побывать в Гонконге и совершить Божественную Литургию в одном из небоскребов города. Жизнь на острове очень дорогая, поэтому нет возможности построить здание для православного прихода, из-за чего храм в честь апостолов Петра и Павла здесь расположен на 12 этаже.
Футбол
Начало 2000-х. «Локомотив» в уверенных руках Юрия Сёмина творит историю, команда сметает со своего пути всех соперников, открывает талант тогда ещё молодых и голодных до побед Сычёва, Измайлова, Билялетдинова, дважды завоёвывает золото чемпионата страны и собирает в Черкизове аншлаги, покоряя с каждым годом сердца новых болельщиков…
Пятилетний цикл (с 2002 по 2006 год) по праву можно считать лучшим в истории красно-зелёных, именно в это время был заложен фундамент фанатской культуры «Локомотива», и именно тогда впервые на футболе оказался наш герой.
Ныне настоятель прихода храма Воздвижения Креста Господня в Митине, иерей Стахий Колотвин, в фанатском миру известен как Стас Священник, бывший участник известной в российском околофутболе «фирмы» — Red Green Vikings. Его история, совмещающая, казалось бы, несовместимое, началась в 2005 году, когда солнечным субботним днём, 28 мая, он впервые отправился на стадион «Локомотив».
— Я отчётливо помню день, когда стал футбольным фанатом, — рассказывает Станислав. — Друг позвал меня на матч «Локомотив» — «Динамо». Проигрывая 0:1, хозяева поля победили 4:1, а я влюбился в футбол и «Локо». Кстати, болельщики команды тогда, как и сейчас, в основной своей массе были неагрессивными, дружелюбными, спокойными. Выделялись на общем фоне.
— Но вы вскоре стали настоящим фанатом.
— После того матча стал регулярно посещать игры «Локомотива». Поначалу ходил на «спокойную» боковую трибуну, считал, что смотреть футбол с «фанатки» — это ниже плинтуса. Однако в итоге туда и попал — за ворота. Почему? Билеты были дешёвые. Я ведь был ещё подростком, тратить мог только деньги, которые давали родители на карманные расходы.
Церковь
Станислав — старший сын в многодетной православной семье, с детства алтарничал и пел на клиросе в различных храмах столицы, поэтому к решению посвятить себя служению он был готов практически с рождения. Тем не менее это решение далось непросто.
— Жизнь вполне могла сложиться и по-другому. После школы собирался поступать на журфак МГУ, но закрались сомнения: а всё ли я делаю правильно? Тот ли путь выбираю? Переломный момент произошёл после беседы с ныне покойным архиепископом Костромским Алексием (Фроловым). Я точно не знал, чего хочу, но владыка смог направить меня в нужное русло.
Поступил в Православный Свято-Тихоновский университет на богословский факультет, затем в аспирантуру. Диаконом служил в известном многим месте — Покровском женском монастыре у мощей святой блаженной Матроны, ну а с 20 июня этого года являюсь настоятелем прихода храма Воздвижения.
— Что входит в ваши обязанности как настоятеля?
— Помимо собственно служения я отвечаю за хозяйственные и административные вопросы, ищу средства на строительство, ведь храм ещё не достроен. В общем, дел хватает.
Футбол и Церковь
Рукоположенный самим патриархом Кириллом батюшка, впрочем, свои походы на стадион не оставляет. В выходной день он нередко меняет рясу на удобные джинсы и кроссовки и отправляется хорошо известной дорогой, которую за 11 лет успел изучить досконально, в родное Черкизово, где играет любимый «Локомотив».
— Конечно, теперь на футболе я бываю реже, чем до того, как стал священником. Этот сезон вообще какой-то неудачный, потому что все игры домашние выпадают на вечер субботы, а священники накануне воскресенья всегда служат… Так что волею судеб мне доступны лишь воскресные матчи. Например, недавно видел вживую победу «Локомотива» над ЦСКА.
— Футбол, боление — это страсть?
— Страсть в понимании христианина — проблема, отказ от свободной воли. Человек делает выбор не объективно, а под бесовским давлением. Например, страсть выпить, блуд, зависть, да много чего. Футбол для меня — увлечение, хобби. Конечно, мои крики «го-о-ол!» на стадионе — это не пример идеального поведения христианина. Но я воспринимаю спорт как творчество и так выражаю свой восторг. Мы видим игру, вроде обычную, но прекрасную, которая облагораживает душу человека. Возможно, ничуть не меньше, чем созерцание изобразительного искусства. Говорю это вполне объективно, так как искусство люблю, регулярно посещаю музеи в России, в Европе.
— Вы продолжаете смотреть матчи с южной, фанатской трибуны, где всегда стоит мат-перемат…
— Матерщины хватает, и я, конечно, такие «заряды» не поддерживаю. Но я не в силах это изменить. И положительно отношусь к песнопению на стадионе. Это очень хорошо и красиво, даже люди, не интересующиеся футболом, попав на стадион, наслаждаются совместным пением и скандированием. Уверен: в фанатских песнях есть сила творчества. Другое дело, что не всегда она направляется в нужное русло.
Впрочем, хороших песен с ритмом, рифмой и положительной энергетикой достаточно. Мне, к примеру, нравится скандирование «Русские, вперёд!». Хорошее христианское пожелание для нашего народа. А ещё здорово, когда матчи попадают на Пасху и по стадиону несётся: «Христос Воскресе — Воистину Воскресе!»
Околофутбол
Участие в жизни известной хулиганской «фирмы» — самая загадочная страница в биографии священника-фаната, о которой Станислав старается подробно не распространяться. Нет, он не стыдится прошлого, просто опасается за бывших коллег по околофутболу, тех, кто по-прежнему в деле.
Стоит заметить, что пик популярности околофутбола в России приходится именно на те годы — 2003—2006. Быть «хулиганом» в то время считалось наивысшим признанием в фанатской среде, это было модно, в тренде… Правда, Станиславом двигали совершенно другие мотивы.
— У меня всегда было стремление защитить тех, кто в этом нуждается. Когда я учился в языковой гимназии, там было много ботаников в очках и их постоянно притесняли ребята с района. Я же с детства тренировался, позже стал кандидатом в мастера спорта по фехтованию, поэтому именно мне приходилось защищать и помогать слабым.
Когда я полюбил «Локомотив», болельщиков у нас было мало и им тоже приходилось непросто. Я понял, что как-то надо поддерживать людей, с которыми я вместе болею за один клуб. Вот так и попал в «Викинги». Но вообще, конечно, околофутбол — тема, о которой не хочется говорить подробно. Это затрагивает многих людей, которые вряд ли хотели бы афишировать свои былые подвиги. Кто знает, тот знает. Пусть люди дальше живут с миром.
— И всё же, неужели в фанатские годы вами двигало исключительно желание защищать слабых?
— Конечно, элемент подростковой эйфории тоже присутствовал. На фанатскую трибуну, самую дешёвую, чаще попадают подростки — и многим сложно избежать соблазна сотворить ложного кумира. Вот дядька с флагом, вот дядька с барабаном, рядом — накачанный и весь в татуировках мужик… Волей-неволей захочешь быть таким же… Но с возрастом, конечно, с улыбкой вспоминаешь подобные мысли.
— «Викинги» — самая влиятельная локомотивская «фирма». Вам доводилось принимать участие в драках?
— Этот вопрос я, пожалуй, оставлю без комментариев.
— Околофутбол со стороны — агрессивное явление. А изнутри?
— В этом закрытом мире есть много положительных людей, на которых я до сих пор могу положиться. Более того, одно из качеств фанатов я бы очень хотел воспитать в своих прихожанах — говорю о взаимовыручке. Это настоящее братство. Фаны не бросают своих, в любой ситуации готовы помочь, объединяются в горе и радости.
А вот среди людей, регулярно посещающих церковь, хватает тех, кто забывает о самых простых вещах. Не надо быть другом каждому. Но помогать тому, кто объединён с тобой общей молитвой, надо всегда.
— В чём состоит главный околофутбольный грех?
— Гордыня. Человек, ещё не достигнув ничего в жизни, порой ложно отождествляет себя с успехами команды. Ну, и ненависть, конечно. Причём на пустом месте. Врага нет, а его изобретают. В лице команды соперника, её фанатов. Ссор в нашей жизни и так хватает, а тут добавляются искусственные.
Руки Лёлика чисты!
29 сентября 2016 года. Теннисные корты в Черкизове забиты до отказа. Руководство и игроки столичного «Локомотива» выходят к своим фанатам на прямой разговор. Не отворачиваясь и не отделяя себя от болельщиков, они на протяжении трёх часов отвечают на острые вопросы о трансферах, турнирных неудачах и тревожном будущем, которое после смены руководства покрыто туманом и тенью, оставленной экс-президентом клуба Ольгой Смородской.
На фоне красно-зелёных цветов, в которые окрашена временная трибуна, выделяется молодой человек в чёрном одеянии священнослужителя. Он берёт микрофон и задаёт острый вопрос — вопрос, который имеет большое значение для него лично.
— Мой друг попал в беду. Я сейчас говорю об Алексее Ерунове (это известный в фанатском мире как Лёлик директор по работе с болельщиками «Локомотива» и многолетний лидер «Викингов», которого после марсельской бойни на Евро-2016 французские власти осудили на два года, недавно этот срок был сокращён на шесть месяцев. — Прим. Лайфа). Я попросил у руководства клуба сохранить за ним зарплату и простить те кредиты, что он брал в счёт своего заработка. Я очень хорошо и давно знаю Лёшу. Уверен, он не начинал драку первым.
«Да, я был там, но мои руки чисты», — говорил он СМИ. И я абсолютно уверен: так оно и было. В столкновении с англичанами участвовали молодые и горячие головы. Но Лёша уже давно не такой, у него два ребёнка, один совсем маленький, у старшей дочки Ксюши кроме него, по сути, никого и нет, её мать умерла. Алексей ответственен за свою семью, он всегда был очень осторожным. Когда нужно, он, конечно, постоит за товарищей, но рисковать бессмысленно точно не будет.
— Какой ответ вы получили от руководства клуба?
— Как я понял, «Локомотив» не будет платить зарплату Ерунову. Но уверен: ему всё равно необходимо помочь. Это христианская позиция. Но даже если абстрагироваться от веры, помощь Ерунову привлечёт на стадион новых болельщиков «Локомотива». Хорошее фанатское движение не менее важно для медиарейтинга клуба, чем красивая игра команды. И Алексей Ерунов многое сделал для того, чтобы фанаты «Локо» имели позитивный имидж.
«Любите футбол — ходите на стадионы»
— Часто можно услышать мнение, что ходить на футбол опасно. Особенно с детьми, которые могут пропитаться агрессией и наслушаться нецензурщины. У вас их двое, скоро появится третий… Поведёте на стадион?
— Да рановато им ещё на футбол-то ходить. Дочери три с половиной годика, одному сыну — два, второй через месяц родится. В таком возрасте вести малышей на стадион просто вредно: для нервной системы ребёнка такой шум — сильный стресс. Но когда дети подрастут, может быть, и сходим. Разумеется, сначала на семейный сектор. На фанатский пущу их, когда они будут к этому готовы, станут взрослыми.
— А как вас на трибунах принимают? Знают, чем вы занимаетесь вне пределов стадиона?
— Постоянно слышу вопрос: «Хочу православную татуировку, какую лучше набить?».
— И какую же?
— Да это же неважно. Ты хоть обвешайся крестами, набей на всём теле татуировок, это не имеет никакого смысла. Главное — что у тебя в душе!
— В фанатском мире положено поддерживать команды на выездах. Вы такие матчи посещали?
— Изредка. Кстати, ездил не только с «Локо», но и со сборной. Был на Евро-2012, шёл в той дружной колонне на матч против Польши. (12 июня ВОБ и РФС согласовали проведение «Русского марша» — российские болельщики должны были пройтись до Национального стадиона Варшавы, размахивая российским триколором; в итоге марш был сорван польскими фанатами, которые, увидев в действиях гостей провокацию, устроили массовую драку. — Прим. Лайфа). Тот день запомнился, конечно, но не с самой лучшей стороны.
— Вам тогда сильно досталось?
— А я, к счастью, в саму драку-то и не попал. Шёл в первых рядах колонны, а напали поляки на центр. Так что в потасовке не участвовал.
— Вы так и не ответили, дрались ли за «Викингов»… А если сейчас окажетесь в эпицентре какой-нибудь заварушки, как себя поведёте?
— Для простого христианина и для священника разные критерии. Первому можно драться, если речь идёт о защите себя и семьи. Священник же не должен брать в руки оружия, и бить других ему нельзя. Впрочем, можно сделать бросок, ну или болевой. (Смеётся.) Но это всё шутки, конечно. Священника должен защищать народ. Я, кстати, переживал по этому поводу, когда начал служить. Думал, а вдруг семье будет угрожать реальная опасность и я не смогу за них постоять… Но решил, что в любом случае буду защищать родных, даже рискуя из-за этого потерять службу.
Иерей Стахий Колотвин
Биография
Священник Стахий Колотвин родился в 1989 г. в Москве. Старший брат в православной многодетной семье.
В 2005 году окончил Классическую гимназию при ГЛК Ю.А.Шичалина, а также ДМШ №1 им. Прокофьева по классу классической гитары. В том же году поступил на Отделение древнехристианской письменности Богословского ф-та Свято-Тихоновского университета, которое окончил в 2010 г.; в 2013 г. окончил аспирантуру Богословского ф-та ПСТГУ.
За годы обучения выступал докладчиком на научных конференциях в России, Сербии и Германии, участвовал в миссионерских поездках ПСТГУ по отдаленным районам Архангельской области, дважды направлялся на стажировку в Грецию в Фессалоникийский университет им.Аристотеля.
С детства о. Стахий алтарничал и пел на клиросе в различных храмах г.Москвы, параллельно с обучением в ПСТГУ нес послушание штатного чтеца Богоявленского кафедрального собора в Елохове.
19 января 2013 г. рукоположен в сан диакона Высокопреосвященнейшим Марком, архиепископом Егорьевским, Управляющим Северо-западным викариатством г. Москвы, и назначен в штат храма Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове. На несколько месяцев командировался в Покровский ставропигиальный женский монастырь и храм Владимирской иконы Божией Матери в Куркине.
30 марта 2014 г. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл рукоположил о. Стахия в сан пресвитера и своим Патриаршим Указом назначил его штатным священником храма Всемилостивого Спаса в Митине.
В 2014 году назначен ответственным за строительство Крестовоздвиженского храма в Митине.
В настоящее время несет общецерковное послушание референта Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также является сотрудником Управления по связям с общественностью ПСТГУ и преподает Закон Божий и ОПК в православной школе «Спас» Северо-западного викариатства г. Москвы.
Отец Стахий женат, воспитывает дочь и сына.
Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла выпускник Богословского факультета ПСТГУ, сотрудник Управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям священник Стахий Колотвин назначен настоятелем Патриаршего подворья при строящемся храме Воздвижения Креста Господня в Митине.
Уже больше года выпускник ПСТБИ несет пастырское служение на самом краю Москвы — при выезде из Митино в сторону области его трудами был построен временный деревянный храм в честь князя Владимира, по размерам и эстетическим качествам не уступающий многим постоянно действующим московским церквям. С него и началась полноценная жизнь общины будущего Крестовоздвиженского храма, где уже не только совершается Евхаристия, но и происходит общение прихожан за воскресными чаепитиями и занятия с детьми в воскресной школе, где отцу Стахию помогает выпускник и преподаватель БФ, Антон Владимирович Анашкин, недавно защитивший кандидатскую диссертацию по классической филологии.
Отец Стахий является штатным клириком храма Всемилостивого Спаса в Митине, там он по-прежнему несет свое служение в будние дни. Настоятелем Спасского храма является священник Григорий Геронимус, интервью с которым было недавно опубликовано на нашем сайте.
Администрация и сотрудники ПСТБИ сердечно поздравляют отца Стахия с назначением и желают ему крепости сил и Божьей помощи в предстоящих трудах по возведению нового храма и устроению возглавляемой им приходской общины.
Вас же, дорогие читатели, просим поддержать молодого настоятеля и его семью своими молитвами.
Бразильский батюшка служит в московском храме
По паспорту он Сержио-Танкредо Сэттэ Камара э Силва. Родился в Рио-де-Жанейро, в католической семье. Третий год служит священником Крестовоздвиженского храма в Митине. У него русская жена, дети — Анна и Серафим. При этом он настоящий бразилец: любит футбол, хотя сам давно не играет, болеет за земляков, минувшим летом хотел даже выйти на Никольскую улицу, где тусовались болельщики, и крикнуть: «Я из Бразилии!» И всё-таки свой дом он нашёл здесь, в Москве. Вот его рассказ.
До храма ехал шесть часов на автобусе
Мои родители юристы. Семья верующая, особенно моя тётя — с детства она каждое воскресенье водила нас с братьями на мессу. С тех пор мне всегда было удивительно, как это некоторые христиане по воскресеньям не ходят в храм.
В 11 лет я пережил серьёзное испытание. Наша семья переехала в Нью-Йорк: отец получил новую работу. И родители стали сильно ссориться. Было ощущение, что они разведутся. Это меня потрясло. Я стал горячо, со слезами, молиться, чтобы они помирились. И они действительно смогли найти общий язык.
Потом мы вернулись в Рио. Я продолжал ходить в католический храм, но нарастало ощущение, что мне чего-то недостаёт. После каждой литургии священник говорил о политических событиях или о телепередачах, а мне хотелось больше знать о Евангелии, о духовной жизни.
Друг обратил моё внимание на православие. Но в Рио православного прихода не было, пришлось ездить за 300 километров — в Сан-Паулу. Это утомляло: 6 часов на автобусе, а туда и обратно — 12 часов, но я ездил. Я ещё не знал церковнославянского языка и многого не понимал, но меня захватила красота православного богослужения. Возникла уверенность, что именно здесь я нашёл то, что давно искал.
Нет русских предков, но есть русские потомки
Крестили меня в 2004 году в православном храме с именем Сергий — в честь святого Сергия Радонежского. А от рождения у меня двойное имя — Сержио-Танкредо. Слово «танкредо» означает «очень верующий», меня это обрадовало. Сержио — очень распространённое имя в Бразилии. Иметь своим небесным покровителем святого Сергия — для меня большая честь. Я немало читал о его жизни и стараюсь ему подражать.
После рукоположения я первое время служил в Соединённых Штатах — в соборе в Нью-Джерси. Потом меня направили в Буэнос-Айрес. Однажды я приехал в Россию и месяц жил в Троице-Сергиевой лавре, учился. Там познакомился со своей будущей женой, и через год мы обвенчались. Венчание, свадьбу, медовый месяц — всё устроили в Италии. В Бразилии справить свадьбу не так просто: нужно собрать всех родственников, друзей, знакомых и даже малознакомых — сотни гостей! Это очень дорого, у нас не было таких денег. Поэтому мы всё сделали скромнее: обвенчались в римском православном храме Святой великомученицы Екатерины. Через два года у нас родилась дочка Аннушка, сейчас ей уже шесть лет. А в ноябре 2014 года родился сын Серафим. Я иногда говорю, что у меня нет русских предков, зато есть русские потомки.
Доброе приглашение отца Стахия
Во время моего зарубежного служения жена очень тосковала по родине. Она уехала с маленькой Аннушкой на два месяца в Москву. А когда родился Серафим, уехала с детьми уже на пять месяцев. В общем, я понял, что нам было бы лучше жить в России. И когда приехал в Москву, познакомился со священником Стахием Колотвиным, он учился вместе с моей матушкой в Свято-Тихоновском университете.
Отец Стахий — настоятель церкви Воздвижения Креста Господня в Митине. Он пригласил меня служить в его храме. В итоге наша семья оказалась наконец в Москве. Приняли меня здесь очень хорошо. Я бываю на родине. И вот, когда в июне этого года навещал маму и папу, вдруг ощутил, что мой дом в России.
Наш храм не так давно начал строиться, приход невелик. Службы идут в маленькой деревянной церкви. Я очень хотел бы привлечь внимание людей не к самому себе, а к нашему храму, который строится лишь на пожертвования. Если кто-то сможет нам помочь, это будет поистине доброе дело.
Русские здесь не такие, как за границей
У бразильцев и русских немало общего. Один мой русский друг говорит, что Россия — это трагическая версия Бразилии, а Бразилия — карнавальная версия России. У наших народов есть какой-то общий дух, который нас объединяет.
Во время чемпионата мира по футболу мне очень хотелось пригласить бразильскую сборную в наш храм. Но их база находилась в Сочи, а в Москву они приехали совсем ненадолго, поэтому встреча не удалась. Зато ко мне приезжают друзья из Бразилии. И многие с удивлением открывают для себя, что русские — очень открытый и эмоциональный народ, а вовсе не холодные северяне.
Я немало общался и с теми русскими, которые родились и живут за рубежом, с потомками белой эмиграции. Это было в те годы, когда я служил в приходах США и Аргентины. Могу отметить, что это несколько иные люди. Есть разница между зарубежными русскими и теми, что живут в России. За рубежом многие ходят в православный храм именно для того, чтобы сохранить свою русскость. А в России такой нужды нет. И это значит, что здесь люди ходят в храм только для общения с Богом.
5 фактов об отце Сергии
- Знает португальский, испанский, английский, русский и церковнославянский языки. С женой общается на русском.
- Во время недавнего ЧМ по футболу смотрел матчи, болел за Бразилию, но на стадион не ходил.
- Читает в подлиннике Тургенева, Пушкина, Гоголя.
- Был рукоположен в сан священника митрополитом Иларионом, первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.
- Среди людей, которых ему довелось крестить, были американцы, кубинец, бразилец и турок.
Бразилец Сержиу Силва: “Каждый день в России я очень счастлив”
«Интересно, то, что каждый бразилец играет в футбол, как Пеле — это такое же заблуждение, как то, что в России медведи ходят по улицам?» — думаю я перед интервью. Отец Сержио Сэттэ Камара э Силва действительно умеет играть в футбол!
По светскому образованию – журналист, студентом он каждое воскресенье ездил на 300 километров от Рио в православный храм. Никогда в жизни не думал, что будет жить в России. А уже почти год служит в Москве.
С отцом Сергием мы встретились в буквальном смысле на стройке – в строительном вагончике у храма Воздвижения Креста Господня в Митине. Это уютный деревянный храм в огромном спальном районе, его каменный «собрат» пока еще проектируется, но уже строится колокольня и воскресная школа.
«Я понимаю, что я для вас – экзотика, — говорит отец Сергий. – Мне очень не хочется рекламировать себя. Но мне хочется привлечь внимание к строительству нашего храма». На сегодняшний день он действительно экзотика: единственный православный бразильский священник в России. Глядя на отца Сергия, задаешься вопросом: откуда все-таки в человеке берется эта сила поиска смысла, которая так меняет его жизнь, перебрасывая с континента на континент, из одной культуры в другую? Об этом батюшка согласился рассказать.
Крестовоздвиженский храм в Митине
О бразильских предках и русских потомках
Я шучу, что у меня нет русских предков – только русские потомки, потому что моя жена – русская, москвичка! А русских корней у меня нет — я родился в Рио-де Жанейро, в Бразилии и вообще никогда не думал, что буду жить в Москве. До того, как прийти в православие, ничего не знал про Россию, ноль, абсолютно ничего! Все, что в Бразилии я слышал про русских, это успехи в спорте — фигурное катание, волейбол, это Остап Бендер. Но я себя духовно нашел именно в Русской Церкви, и с этого все началось …
Как можно не пойти на мессу в воскресенье?!
У меня очень благочестивая католическая семья, в детстве тетя, сестра моей мамы, всегда меня и троих моих братьев вела в церковь. Родители в то время не были очень воцерковленные, потом стали, и они сейчас очень благочестивые люди.
Моя мама стала бесплатно работать для католической архиепископии, как юристом, по своей профессии, так и в сфере катехизации, всю жизнь отдала этому, после того, как воцерковилась, и сейчас работает. С детства мы каждое воскресенье были на католической мессе, и не было никакого «не хочу» — надо ходить и всё! Я не всегда хотел, иногда мог сказать: «Ой, я болею», или находил другие причины. Но эта «обязаловка» не отталкивала, наоборот!
Сегодня я чувствую, что, наверное, еще из католичества у меня чувство ответственности и чувство долга в отношении церкви: я не могу в воскресенье не быть в храме! Для меня это немыслимо. Я даже помню, что, когда начал ездить на православные службы в Сан-Паолу, поразился, что люди могли прийти два воскресенья подряд, а в третье – не прийти: может, у них были другие дела, я не знаю, но все-таки меня это удивляло. Я думал: как можно не быть в церкви в воскресенье?!
О детстве и о том, что выходные не вечны
Помню, когда был еще маленький, я всегда очень сильно чувствовал, что всё в этой жизни временно. Очень сильно это чувствовал! Любой ребенок школьного возраста, я думаю, особо не хочет ходить в школу, и все мы живем для выходных – в субботу и воскресенье можно гулять. И в детстве каждый раз в воскресенье днем я думал: «Ой, завтра надо опять в школу идти». И на меня накатывало такое уныние… Дело не в том, что я ненавидел школу, нет, я отлично учился, просто это мне казалось неправильным, что человек живет так — его жизнь разделена: 5 дней я занимаюсь чем-то не очень приятным, чтобы в воскресенье играть или гулять, и так каждую неделю…
Вообще разные детские переживания заставляли думать о жизни, о Боге. Когда мне было десять лет, мы с семьей переехали в Штаты. В это время мои родители очень сильно ссорились, и я думал, что они разводятся.
Очень хорошо помню это детское чувство, что если мои родители разведутся, это будет конец света для меня, это смерть! Поэтому я начал очень сильно молиться, чтоб они не разводились.
Рядом с моей школой был храм, через улицу, так что я молился дома – прятался, очень сильно плакал и молился – а после уроков заходил в храм, и там тоже молился. Сейчас я понимаю, что эти события помогли сформировать мою духовную жизнь вообще. Мои родители до сих пор вместе, но все эти детские страдания, всё это мне очень помогло в будущем.
О том, кто может попасть в рай
«Я хороший человек, я гарантировано попаду в рай. Почему бы нет?» — так я думал, когда мне было 14-15 лет. Но в 16-17 лет это чувство «я попаду в рай, у меня все хорошо» перестало удовлетворять, и я захотел иметь более глубокую духовную жизнь и не нашел ее в католичестве. Да, я ходил на мессы каждое воскресенье, но каждый раз видел, что эта служба не была торжеством жизни в Святом Духе, которого я от нее ожидал.
Это такой мейнстрим-католицизм, где священник на проповеди говорил какие-то непонятные вещи – комментарии об обществе, о телевидении, — но ничего про Евангелие, про духовную жизнь. Всякий раз для меня это было все более и более странно, отталкивало.
Позже — это было начало эры Интернета, 2000-е годы — я помню, нашел православный сайт про жития святых, и вот там было написано: «Только люди, такие же чистые, как святые, могут попасть в рай». И вот я подумал: «Я, конечно, — хороший человек, но я — никакой не святой. И если надо быть святым, чтобы попасть в рай, я хочу знать, что мне для этого делать!»
Отец Сержио Силва. Фото: Анна Данилова
«Иди в русскую церковь – они самые консервативные!»
Не было такого, что я из мейнстрим-католицизма сразу перешел в русское православие. Нет! Сначала я ходил к католикам-традиционалистам – лефевристам: у них нет никакой духовности, просто там политика и ненависть к Ватикану. Потом пошел к униатам-мелькитам, это — арабы, у них служится Литургия Иоанна Златоуста, но они подчиняются Папе Римскому. Хотя мне там очень понравилось, службы были очень красивые, но я чувствовал, что это все-таки что-то не то. А однажды мой очень хороший друг спросил меня:
— Ты знаешь о Православной Церкви?
— Нет, никогда не слышал.
— Лучше идти в Русскую Церковь, потому что они самые традиционные, самые консервативные.
И он дал мне книги, в частности, книгу епископа Каллиста (Уэра), человека, который сам вырос в западно-христианской традиции, но затем открыл для себя православие. Еще я прочел житие преподобного Серафима Саровского и Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, и это меня очень сильно впечатлило.
В католицизме тоже есть жития святых, конечно. Я читал и их, помню, житие Франциска Ассизского на меня произвело впечатление: он все раздал нищим, и это меня поразило. Сейчас, проводя некие ассоциации, параллели в своей жизни, я понимаю, что, наверное, это житие на меня очень сильно повлияло: я минималист, предпочитаю почти ничего не иметь в материальном отношении. Так что, я думаю, что это всё тоже было шагом в сторону православия.
О 6 часах пути до храма и красоте богослужения
Чтобы попасть на православную службы, нужно было ехать за 300 километров, в Сан-Пауло, потому что в Рио не было русской православной церкви. Так что я раз в месяц ездил в Сан-Паоло, по 6 часов на автобусе.
В русской церкви все было так красиво, и красота православной службы ассоциировалась с тем, что я читал в житиях святых и вообще про подлинную Церковь Христову. Я искал именно этого, того, чему Христос учил, а после проповедовали апостолы, и я хотел следовать этому пути тоже. В православной церкви что-то говорило моей душе, моему сердцу, что я нашел этот путь — я очень сильно это чувствовал!
Помню, что на Благовещение в 2003 году — мне было 20 тогда — я сказал священнику, что должен принять православие. А он ответил:
— Нет, ты продолжай читать, продолжай готовиться.
И крестил меня в Великую Субботу 2004 года, к тому времени я два года ходил в православный храм.
Диплом на стол – и в семинарию!
Когда я принял православие, то учился на журфаке, на втором курсе университета, и сразу проявил желание поступать в семинарию. Но мои родители и мой священник отсоветовали:
— Нет, сначала заканчивай университет, потом поедешь в семинарию.
Пришлось согласиться.
На журфак я поступил не потому, что так люблю журналистику – нет, не особо! — но я должен был выбирать какой-то жизненный путь, какую-то профессию, какой-то университет, чтоб получить образование. Это было требование родителей. А я всегда хорошо писал. Вот и подумал, что надо пойти учиться на журналистику.
Университет я закончил 15 декабря… и через две недели уже улетел в семинарию!
О священстве и девушках, которые не хотят быть матушками
Если у меня должен быть начальник какой-то, пусть Бог будет моим начальником — я так решил тогда! И уже думал о священстве. Но, когда поступил в семинарию, понял: это зависит не столько от меня, сколько от Бога.
Вот, например, женитьба. Для принятия священнического сана мне надо жениться, но я уже видел, что нельзя жениться на первой попавшей, это нехорошо кончается… А у меня как-то не складывалось: было несколько свиданий в семинарии, но девушки не особо хотели становиться матушками.
Так что на третьем курсе я уже собирался стать монахом. Мне очень нравилась монастырская жизнь, ежедневные Литургии, я знал, что здесь смогу принести какую-то пользу, и очень любил ходить на православные службы, всегда старался на них присутствовать. А в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, в Штатах, жизнь очень строгая, намного строже, чем здесь: Литургия служится каждый день, и все семинаристы обязаны на ней быть, нельзя пропускать. Мне очень нравилось там.
Каждый год летом я приезжал домой в Рио, чтобы побывать с семьей, и вот после третьего курса вернулся и сказал родителям:
— Я, наверное, стану монахом, я люблю монастырскую жизнь, службы…
Реакция была… не очень. Родители были немножко в шоке! Я вообще очень боялся реакции моей мамы, когда начал ходить в православную церковь, потому что она — очень верующая католичка. Так что я боялся. Маме было тяжело принять, что я буду креститься заново — в Зарубежной Церкви крестят заново, потому что считают, что после Второго Ватиканского собора все таинства католической церкви недействительны. Это родителям очень не понравилось! Но на тот момент мне уже был 21 год, я сам принимал решения. И кроме того, я же не ушел в буддизм или ислам — это христианство, но более строгое, скажем так. Со временем родители приняли это, моя мама даже была на моем рукоположении в Штатах.
День рукоположения
О первом впечатлении от России
Впервые в Россию я попал, когда поехал в Лавру, чтобы практиковать русский язык — в семинарии в Джорданвилле в то время все уроки были на русском, так что пришлось учить русский через английский.
Честно говоря, у меня остались не очень хорошее впечатление в тот приезд от России. Я даже шутил с другом:
— Люди говорят, что Бразилия – это третий мир, а здесь в каком-то смысле хуже!
В бытовом плане, я имею в виду. Это, конечно, впечатление 10 лет тому назад, сейчас многое изменилось.
Мы тогда целый месяц прожили с двумя другими семинаристами в Лавре, и это было очень интересное время! Даже забавно: я очень подружился этими с ребятами — сейчас они все священники, — и один из них мне так сказал:
— Приезжай на Рождество, будет здорово!
А я ему ответил:
— Да, наверное…
Но про себя подумал:
— Нет уж, в Россию я не вернусь.
Но что смешно, через некоторое время я познакомился со своей будущей женой, она — русская, и действительно вернулся в Россию на Рождество!
Выпускной Акт в Джорданвиллье с Архимандритом Лукой
О том, что русские – «грустная версия бразильцев»
Вообще бразильцы и русские — очень похожи! У меня есть один очень хороший друг, он тоже священник, служит здесь рядом. Он учился в МГИМО, хорошо знает португальский, и вот он говорит, что Россия – это трагичная версия Бразилии, а Бразилия – это комичная версия России. Не знаю, почему, наверное, это в том смысле, что бразильцы и русские действительно очень похожи друг на друга. Просто у нас есть некий общий дух, который нас объединяет.
О том, все ли бразильцы играют в футбол, как Пеле
Да, то, что все бразильцы хорошо играют в футбол, это правда. И я учился в футбольных школах, но уже давно не играю. Просто надо с детства очень много заниматься и отдаться этому полностью, а у меня такого желания не было. Либо у человека есть призвание к футболу, либо очень часто дети из бедных семей занимаются футболом. Я никогда не жил богато, но в моей семье есть аристократические корни: брат моего дедушки был первым губернатором Рио-де-Жанейро, у нас в семье были кардиналы, послы. Моя бабушка всегда говорила:
— Ты тоже станешь послом когда-нибудь.
Так что, я думаю, мои родители ожидали от меня большего, чем карьера футболиста.
Хотя я интересуюсь футболом, смотрю по телевизору. Отец Стахий Колотвин, наш настоятель, очень любит «Локомотив». Очень рад, что именно здесь будет чемпионат мира и надеюсь, что здесь Бразилия выиграет его шестой раз.
Бегство от Большой бразильской свадьбы
В Бразилии еще больше, чем здесь, принято устраивать большие свадьбы. Там надо звать 400 человек, и все это стоит очень дорого! В 2009 году мы познакомились с моей будущей женой Дашей, в 2010 году венчались. Но я не хотел венчаться в Рио, потому что это означало бы, что я должен был там устроить огромный праздник, пригласить кучу людей, которых я вообще никогда в жизни не видел! У меня не было таких денег. Жена тоже не очень хотела венчаться в Москве, и в итоге мы венчались в Риме, в храме святой великомученицы Екатерины в 2010 году. Медовый месяц был там же, в Италии. Так и сэкономили, потому что у меня не было денег тогда, у нее тоже — мы только начали жить.
Когда человек становится священником, он должен отдать свою жизнь приходу, людям, а для молодоженов это — очень непросто. Я надеялся, что нам удастся пожить пару лет тихой, спокойной семейной жизнью, не рукополагаться пока. Но случилось всё совсем не так…
Венчание в Риме
О Патриархе, который не бросает слов на ветер
Летом 2010 года мне позвонил один священник и сказал:
— Завтра я буду служить в Успенском соборе с Патриархом. Если ты хочешь, приходи.
Конечно, я хотел! Приехал, стоял на службе в алтаре, молился. После причастия духовенства все подходят к Патриарху, чтобы взять благословение. И вот я подошел к Патриарху Кириллу, взял благословение. Он спросил:
— Откуда вы?
– Я из Рио-де-Жанейро.
— Вижу, что хорошие кадры готовятся, – сказал он, – Тебе надо заканчивать семинарию.
— Я только что закончил.
— Тогда тебе надо жениться.
— Я только что женился.
— Тогда я могу тебя рукоположить, и ты будешь служить здесь, в Москве.
…Я не знал, как ответить! Ведь я только хотел взять благословение у Патриарха и похвастаться потом друзьям: «Вот, я взял благословение у Патриарха в Успенском соборе Москвы!», а вышло вот так. Я ответил:
— Хорошо.
Потом я разговаривал с друзьями, со священниками, которые были в алтаре тогда, и все они сказали: «Патриарх не бросает слова на ветер. Если он сказал, что хочет тебя рукополагать, лучше согласиться и всё». Вообще, конечно, если ты верующий человек и тем более если ты священник, то не скажешь своему Патриарху «нет».
Это был знак – сам епископ всей нашей Церкви хочет меня рукополагать.
Тогда я не мог остаться в России, потому что у меня истекала виза, и меня рукоположил первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей, митрополит Иларион, в Джорданвилле, где я учился, где были все мои друзья!
С Патриархом. Фото: Владимир Ходаков
О самом сложном в священстве
До рукоположения и еще год после у меня был нервный тик, потому что я понимал, какая большая ответственность быть священником… Я служу только шесть лет, и могу только сказать, что очень уважаю людей, которые служат в Церкви всю жизнь. Да и не только священников — любой человек, который занимается одним делом всю жизнь, заслуживает уважения: у него есть опыт, и постоянство, а это очень важно.
Наверное, самое сложное в священстве — сохранить веру, несмотря на все проблемы, которые бывают в жизни, несмотря на собственные недостатки и недостатки окружающих.
Мы служим, потому что мы верим в Бога. И Господь восполняет наши немощи.
О расколе и пяти годах для снятия «розовых очков»
Когда я еще учился в семинарии, после воссоединения церквей (восстановление канонического общения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви заграницей в 2007 году – ред.) в Южно-Американской епархии случился самый большой раскол в Русской Зарубежной Церкви. Ушли все приходы, которые не признали воссоединения – и не признают до сих пор. Я потерял всех друзей, ушел в раскол священник, который меня крестил… Я видел, какая беда там происходит, и, еще учась в семинарии, пообещал после рукоположения поехать туда, чтобы помочь. Митрополит Иларион направил меня служить в Штаты, в Александро-Невский собор в Нью-Джерси… но всегда меня мучила идея ехать в Южную Америку. А в Аргентине к тому же только что умер один из последних священников которые остались верными Русской Церкви. Я же обещал и должен выполнить этот обет!
Спустя год я смог поехать в Аргентину, хотя никогда в жизни не думал, что буду там жить.
Там я сформировался как священник. Аргентина – очень красивая страна, там очень хорошие люди, мои прихожане – русские эмигранты, очень хорошие друзья там остались, мы до сих пор поддерживаем контакт. Но были и трудности. После семинарии я был окрылен, думал, что приеду и буду поднимать приход: проводить лекции, занятия, чтобы привлекать прихожан. Но, приехав, увидел, что владыка справляется без меня, помощи не нужно. Я всегда очень любил и люблю ходить на службы, но там мы служили только по субботам, воскресеньям и двунадесятым праздникам, остальное время я был свободен. А когда ты мало служишь, когда ты не востребован, то как священник, ты становишься хуже. Я видел, что становлюсь хуже, чувствовал, что, можно сказать, «ржавею». Шло время, и я думал: «Нет, я должен чем-то заняться, иначе я с ума сойду просто!». Тогда я поступил в магистратуру в католическом университете в Рио, ездил туда учиться в свободное время от богослужении.
Требоисполнитель или священник?
Есть поговорка «каков поп, таков приход», да? И, мне кажется, она работает и наоборот: люди подражают друг другу, перенимают поведение, настрой. Допустим, люди редко причащаются, не очень интересуются православием, не задают вопросов — остается только молиться вместе. И батюшка подстраивается. Когда люди приходят не каждое воскресенье на Литургию, могут уйти во время проповеди, хотят, чтобы богослужение побыстрее заканчивалось – ты сам, как священник, подстраиваешься к приходу. Но я в этом увидел и свои недостатки – наверное, я бы мог и лучше передать людям веру. Это — с одной стороны.
Я чувствую, что люди требовательные, тогда я тоже готов давать это все, что имею!
Хотя, повторю, люди в Аргентине очень хорошие, и когда попрощался с ними, я плакал все время, и люди плакали. Уезжать было очень сложно…
Я чувствую, что эти годы были для того, чтобы я сохранил веру. Потому что я и в Штатах уже немного чувствовал себя таким… требоисполнителем, а это очень неприятно.
В то же время я не чувствую себя оторванным от Зарубежной Церкви, рад, что митрополит Нью-Йоркский Иларион не забывает меня недостойного, но более того, обещает передать к нам в храм частицы мощей наиболее почитаемых святых русского зарубежья!
О дочери Аннушке, сыне Серафиме и пути в Россию
В июле 2012 года у нас родилась Аннушка, потом в ноябре 2014 года — Серафим. Тогда я уже заметил, что моя жена скучает по родине. В 2013 она приехала в Москву и пробыла здесь два месяца. Потом, когда Серафим родился, уехала в Россию уже на пять месяцев.
Когда я приехал забирать жену и детей, то познакомился с отцом Стахием – он учился вместе с моей матушкой в Свято-Тихоновском университете. И в разговоре он сказал:
— Если хотите приехать сюда, можете служить у меня на приходе.
Его только назначили настоятелем на пустой участок земли, храма еще даже не было.
В другой свой приезд он попросил меня послужить во временном храме, произнести проповедь. И снова сказал:
— Мне очень скоро будет нужен второй священник, приезжай.
У меня были и другие варианты – Штаты, Австралия — но эта идея, что здесь строится новый храм, формируется община, меня очень привлекла! Отец Стахий – мой ровесник, мы равны, скажем так, хотя он настоятель, капитан корабля, я его уважаю, он очень хороший человек. И потом, какая радость – участвовать в созидании нового храма. Думаю: надо ехать!
Я сказал жене:
— Даша, переедем в Россию! Отец Стахий приглашает. Аннушка растет, скоро ей надо в садик, она начнет ходить. Россия – православная страна: там больше шансов, что она станет верующим человеком, чем здесь.
Это из опыта. Мы видим, что другие священники, которые служат за рубежом, боятся: там очень велико давление среды, так что часто даже дети верующих становятся атеистами. Не то, что в России гарантировано сын или дочь священника станет супер-верующим человеком, нет. Но мне всегда казалось, что здесь более здоровое общество, чем в Америке, чем в Бразилии, чем в Аргентине. Нравственно здоровое.
Так мы оказались здесь, в Москве.
Отец Сержио Силва с женой и детьми. Фото: Анна Данилова
О счастье
Знаете, бывает, человек думает: «Ой, снова завтра идти на работу…», ему не хочется. А я, когда думаю: «Завтра идти в храм» — мне очень приятно, радостно. Слава Богу за это, я очень рад!
Здесь меня очень хорошо приняли.
Я каждый день очень счастлив. 5 лет я служил только в субботу и воскресенье, чувствовал себя не очень нужным, а здесь я служу Литургию 16 раз в месяц!
У нас есть чаепития после Литургии в воскресенье, на которых мы обсуждаем Евангелие и Апостольские послания. Если в Аргентине я мог сказать проповедь раз в месяц, то здесь — на каждой службе. Все это стало для меня шоком. И я просто счастлив!
О самом сильном впечатлении от России
Самое сильное впечатление от России – здесь люди очень добрые, очень щедрые. Хотя бывает, что кажутся суровыми.
У нас в семье даже есть такая шутка: когда видим фотографии, на которых дети не улыбаются, — мы шутим, что это «русская улыбка». Да, это есть, но я говорю о том, что люди очень добрые.
По крайней мере мои прихожане – очень добрые, очень щедрые люди. Я понимаю, что, наверное, на улице или в метро русские иногда не очень уважительно обращаются друг к другу, это тоже чувствуется… Но люди здесь всегда готовы помогать друг другу. Не то, что я не вижу этого в других странах, но здесь, имея дело со своими прихожанами, я замечаю это чаще.
О первой Пасхе в Москве и освящении нон-стоп
Сейчас была моя первая Пасха в России. Впечатление очень сильное! Пасха здесь очень отличается. И не столько Пасха, сколько вообще Пост. Конечно, я думаю, что во всем православном мире люди чаще в храмы ходят во время Поста, но здесь это очень чувствуется: столько было исповедей, столько людей приходили в храм Постом! Это очень приятно. Я привык, что ко мне на службу каждое воскресенье заходят 15-20 человек, из них причащаются только двое, и те – дети. А здесь — столько людей в храме постоянно, это очень хорошо! Для священника это очень приятно, особенно, если ты уже был в полупустых храмах, где мало кто интересуется, задает вопросы.
А здесь у нас на Пасху было 450 причастников! В нашем маленьком деревянном храме – 250 причастников было на ночную службу, 200 — на утреннюю.
А освящение куличей… Я не ожидал, что будет столько народа! Помню, что отец Стахий писал расписание: будем освящать куличи с 9 утра до 8 вечера. Он сказал: «Мы будем с тобой чередоваться – я пару часов, потом ты пару часов, потом снова меняемся». Я сказал: «Хорошо. Сколько раз мы будем освящать? Каждый час? Четыре раза по 15 минут выйдем, освятим». Он: «Нет, непрестанно». Я подумал: «Да, ладно!». А потом понял, что действительно, непрестанно! С одной стороны, это было смешно: я освящал эти куличи, шел в одну сторону, потом — обратно, там другой столик, и я видел, что новые куличи уже лежат там, откуда я только что вернулся! Я не понял: я уже освящал эти или это новых людей? В Аргентине мы освящали куличи только два раза – у нас был маленький столик для куличей. А здесь!… Не только куличи освящали, все подряд!
Это первое впечатление. А второе — в первый раз здесь пришло столько людей: очередь доходила до дороги, была на дублере. Тогда мы увидели потенциал нашего храма, это очень важно, и очень надеемся, что люди, которые стали чаще ходить во время Поста в церковь и пришли куличи освящать, станут прихожанами, а не просто «захожанами», которые только куличи освящают или, в лучшем случае, раз год во время Поста причащаются.
О Евангелии на португальском
В этом году на Пасху у нас Евангелие читалось на английском, испанском, португальском, отец Стахий знает древние языки, так что он читал еще на латыни, на греческом, и еще по-французски. По пять стихов, чтоб не утомлять прихожан!
О чемпионате мира по футболу и молебне для бразильской сборной
Интересно, что чемпионат мира по футболу в 2018 году пройдет здесь, в России! Мы с отцом Стахием обсуждаем идею пригласить бразильскую сборную к нам в храм. У меня есть друзья журналисты, и когда придет время, мы хотим поговорить с бразильскими СМИ, и, я надеюсь, с русскими тоже – хотим таким образом привлечь внимание к нашему приходу, к нашему строящемуся храму, ведь у нас нет компании-спонсора, все построено исключительно на частные пожертвования прихожан. Очень хочу, чтобы бразильская команда пришла сюда, мы можем отслужить молебен для них: шутим, что российская команда будет молиться с Патриархом в храме Христа Спасителя, а пусть бразильская команда приходит сюда, и мы будем за их победу молиться и посмотрим, у кого какой результат потом будет!
«Медовый месяц» священства
Я здесь всего 9 месяцев, и с самого начала, как приехал, я очень счастлив. И это время очень похоже на время поступления в семинарию в Джорданвилле, где я очень любил учиться, любил жить в монастыре, и был тоже очень счастлив. Конечно, я понимаю, что сейчас только начало служения, если сказать по-английски или по-португальски, такой «медовый месяц», «медовый год». Но тем не менее… Я очень люблю со своими прихожанами молиться. Чувствую, что эти люди стали родными для меня. И очень рад, что им нравится, как я служу. Слава Богу!
О том, как переживать «черные полосы» в жизни
А в трудные времена главное, я думаю, не терять веру! Я это очень сильно чувствую сейчас: иногда мы проходим какие-то трудные ситуации в жизни, непонятные для нас, задаем вопрос «зачем я это испытываю вообще?». И только потом, когда время пройдет, а мы старались терпеть эту проблему, мы увидим, что это сделало нас сильнее, подготовило нас к чему-то другому. Не то что к худшему испытанию, но подготовило для жизни вообще!
Я очень сильно чувствую, что те пять лет в Аргентине меня готовили для служения здесь. Они меня смирили. Думаю, что любой священник или человек, который закончил семинарию, фантазирует: «Я буду настоятелем, я буду это делать, то, другое, третье». А потом он сталкивается с реальностью и видит, что все не так просто. Я переживал, что все не так радужно, как я себе представлял, но со временем увидел, что нет – я люблю служить, я хочу служить, и это главное.
Мне кажется, мы должны стараться стать святыми, должны сосредоточиться на этом.
Мы знаем, что мы все грешные, у всех есть проблемы. Не надо никаких фантазий о себе: «О, я буду настоятелем!». Я всегда думаю так: Христос Бог стал человеком, чтобы нас спасти, а я что же, не могу быть вторым, третьим, четвертым священником?! Я должен быть обязательно крутым, главным? Нет! Для человека важнее, чтобы он был в нормальной атмосфере, с людьми, которым он доверяет. И надо хранить веру! Если Бог тебя поставил в трудную ситуацию, то это для того, чтобы ты чему-то научился, хотя ты можешь этого и не видеть, но это обязательно так. Испытания нас готовят к будущему.
Подготовила Валерия Михайлова