Содержание
Спасутся ли некрещеные?
С одной стороны мы знаем, что жившие до Христа выведены были из ада и проповедь Его, имевшая одну возможную цель – спасение, обращена была к каждому, ибо всем желает спасения и следовательно каждый не был обделен возможностью спастись: «…праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным…» (1 Пет. 3:18-20). Мы не знаем сколько спаслось, не вызывает сомнения то, что спаслись принявшие духом проповедь Христа, но для нас здесь важно иное: души этих людей обрели спасение не зная крещения в нашем традиционном понимании сего таинства.
С другой стороны известны неложные слова Господа: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3:5).
Можно, конечно, предположить такую логику разрешения проблемы: крещение – суть единственный путь спасения со времен пришествия Христа, а раз Сам Господь не дал древним таинства, то правило Его о невозможности спастись иначе как через рождение от воды и Духа справедливо лишь в отношении тех, кто жил и живет со времен установления таинств. Однако подобное мнение не только не разрешает проблемы и порождает еще больше вопросов, но допустимо сказать: оно чуждо православному духу.
Во-первых, мы будем вынуждены признать, что пришествие в мир Христа есть радость для одних безвинных, и горе для других. Так, например, погибшие от рук Ирода младенцы спаслись, а те младенцы, что пострадали после земной жизни Христа, не успев креститься, уже не спасутся. Причина? Вот она: ужас и какое великое несчастье – Господь пришел в мир и установил таинства, без которых не будет уже спасения. Поздно!
Что говорят Отцы, об участи некрещеных младенцев?
Свт. Феофан Затворник: «А дети – все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!». Прп. Ефрем Сирин пишет: «Кто умер во чреве матери и вступил в жизнь, того (Судия) сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, котораго матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое» и даже указывает на превосходную степень блаженства умерших во младенчестве: «Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упиваются в Царстве… Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий… Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям».
Христос, указуя на детей и незлобие их: «… истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3), «…таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14).
Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители: «Получившие св. крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси вовеки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены; они не виноваты, что не получили св. крещения…».
А ведь не только младенцы, те, что едва родившись, умерли или были убиты, равно абортированные, умершие во чреве, но и не мало взрослых со времен Христа, целые народы и даже континенты (Америка, Австралия), не имели возможность креститься и даже слышать о Христе. Можем ли мы представить, что бы Господь дал кому либо бытие без шанса на спасение, как если бы Сам приговорил их к смерти, обрек на вечные муки и тех, кто жил по совести, но не был погружен в купель Святого Духа?
Не хулой ли на Бога будет утверждать, что Господь вочеловечился и распялся не ради спасения всех, а только ради спасения некоторых, пребывающих в границах канонической Церкви? Ведь одно дело когда человек сознательно отверг Истину и совсем другое, когда человек и не имел возможности принять Истину!
Во-вторых, если возможно было Христу спасти Давида и Авраама, Исайю и Моисея, коих ни крестил и не причащал, но без сомнения вывел из ада и уготовил Царство Небесное в будущем веке, то не иначе как не человеческой, а какой то иной природы, те, что рождаются после пришествия Спасителя и не могут спастись без крещения и причастия на земле, как их предки, либо могут, если того захочет Господь, но не любимы Христом, что не возможно.
Знаем, что язычники судимы будут по закону совести, написанному на сердцах их (Рим. 2:12-16), что само по себе убедительно свидетельствует о возможности спасения тех, кто не был приобщен Церкви при жизни, но дает ли нам это право в заповеди Христа о необходимости крещения делать исключения? Нет. Мы все носители одной природы и знающие закон и не знающие и те, что прежде Христа жили, и те, что во время и после Его земной жизни. Конечно, можно судить нечто, предвосхищая суд Божий, о духовном состоянии тех людей, которые имея откровение Божье не захотели вступить в лоно Церкви. «Простой индус, верящий во всевышнего и исполняющий, как умеет, волю Его, – спасется. Но тот, кто, зная о христианстве, идет индусским мистическим путем – нет» (прп. Нектарий Оптинский). Быть может они останутся в этом решении неизменными и на Страшном Суде, хотя нам в словах святого важно обратить внимание на то, что он допускает возможность спасения индуса, то есть человека не только не крещённого, но и не верящего во Христа как Сына Божьего. В любом случае кажется очевидным: вопрос крещения как необходимого условия спасения это не вопрос только личной веры, но метафизический, ибо о Христе, в конце концов, узнает всякая душа, достаточно ей будет лишь отделиться от тела и предстать на суд Божий. У Бога же нет иных забот, как использовать любую возможность и все средства для спасения людей и каждого человека в отдельности.
Ты знал Закон и не принял Его, сознательно отверг крещение предложенное тебе? Ну что же, придет время, когда всякое знание упразднится, и все мы будем судимы по закону совести будь то эллин, иудей или христианин. Более того мы все воскреснем. Воскреснет жертва и его палач, воскреснет праведник, воскреснет грешник, воскреснут святые Стефан, Константин, Владимир.., воскреснут Ирод, Калигула, Нерон… в преображенных, не тленных, бессмертных телах. Духовных! А значит телах причастных Телу Христову! Ибо если не причастны будут бессмертному телу Христа, имя которому Церковь, то как воскреснут? И о каком крещении здесь может идти уже речь? О том, которое есть крещение по существу, а не по форме. Крещение по сути – принятие Духа Святого, а не погружение в купель. Ведь и в земной жизни способы крещения различны: апостолы исполнились Духа крестившись огнём (Деян. 1:5), первые мученики собственной кровью… История Церкви так же знает крещение песком в пустыне, слюной в темнице. Неведомым образом приняла крещение и само Святое Причастие Богородица в тайне боговоплощения. Свт. Григорий Богослов указывает на возможность посмертного крещения огнём в День Судный: «этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха». Свт. Григорий Двоеслов, молитва которого о посмертной участи гонителя христиан Траяне, была услышана писал и о возможности крещения слезами тех, кто горячо молится о прощении умерших во грехе: «Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами».
Таким образом, Церковь, установив проследование таинства крещения, исполняет канон, как наиболее приемлемый, полный и торжественный способ приобщения человека святой Церкви. И когда возможно ему следовать, то незачем и что либо менять. Но то вовсе не значит, что при других обстоятельствах, в земной жизни, или по воскресению из мёртвых, ни как нельзя креститься иначе, кроме как известным нам способом.
Крещение есть умирание ветхого и рождение нового человека Христа ради. Без этого таинства человек даже умом внимая необходимости духовного перерождения не получит такового, если само естество его не будет таинственным образом приуготовлено к принятию Святого Духа. А далее все зависит от искренности и решимости самого человека, будь то при жизни или по смерти, ибо дух принуждаем не бывает. Не будет так, чтобы человек в крещении лукавил, а спасся совершенным над ним священнодействием: «Если ты лицемеришь, люди крестят тебя ныне, а Дух Святой крестить не будет» (свт. Кирилл Иерусалимский), «Твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным – и по крещении не дается» (преп. Марк Подвижник), «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются; а у Господа остаются неприобщенными!» (прп. Серафим Саровский), а свт. Иоанн Златоуст пишет, что Иуда на Тайной вечере причастился, но вместе с причастием вошел в Иуду сатана. Сложно представить и того, как если бы трое великих святителей Василий, Григорий, Златоуст, смолоду подвязавшиеся в благочестии, но крестившиеся поздно, не сподобились бы спасения, если бы умерли до совершения над ними обряда крещения. Но думаю так: кто в земной жизни погружен был в крещальную купель, но жил не по совести, тот не получил ещё крещения Духом, хотя быть может, пройдя посмертные страдания и наконец воскреснув раскаяньем воспримет Духа Святого и будет ему полнота крещения. Тот, кто до смерти жил по совести, но не знал таинства, по воскресении из мертвых переродится телом и душой, впрочем как и все прочие, и будет для него посмертная жизнь и гробом и купелью и смертью и рождеством. Таким образом, приготовится он к тому, чтобы принять Духа духовно и если произойдет это, не падет уж более ни когда.
Те же, кто и по воскресению из мёртвых отвергнут Духа Божьего, сохранятся навечно, но для жизни без радости, как бы в Боге без Бога, ибо Бог будет все во всем (1Кор 15:28). Словно сочетаются с Телом Христа, как нечто инородное, будут своими среди чужих, подобны младенцу который родился, но не на что пригодился. Родятся во смерть, умрут для жизни. Это граждане без гражданства, наследники без наследства, причастники без благодати о которых сказано: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе…» (1Кор. 11:29).
Справедливо сказать, что вне Церкви нет спасения, но не так чтобы все язычники, иудеи или мусульмане погибли по причине веры в ложных богов, не верных представления об Истине и как следствие не были Ей приобщены, ибо по смерти, когда Истина откроется всем лицом к лицу, уже не будет язычника, иудея или мусульманина. Справедливо сказать, что вне Церкви нет спасения, но с тем, что есть Церковь земная, а есть небесная, и жизнь делится на «до» и «после». У Бога же всё одно, и Церковь одна, и жизнь человека одна, коей положено, начало но нет конца. Господь найдет способы и крестить и причастить овец своих, не при земной жизни так по воскресению из мёртвых, если все прочее, что нужно для спасения, а именно желание и готовность принять Духа Святого, увидит в человеке. И что есть воскресение из мёртвых как не заветное рождение от Духа и причастие бессмертному Телу Христа, имя которому Церковь?
Впрочем, разумнее всего не искушать Бога и ни что не откладывать на потом, из того, что можно и надлежит сделать сегодня.
А.Н. Миронов. 2014 г.
Отнимающие надежду
Спасутся ли хорошие люди вне Церкви? Спасутся ли неверующие? Спасутся ли католики и протестанты? Спасутся ли аборигены Австралии, никогда не слыхавшие о Христе? Спасутся ли индейцы майя, умершие в XIII веке? Спасется ли ваша покойная бабушка?
Такие вопросы часто обсуждаются в православных блогах и СМИ. И у нас на сайте «Фомы» было несколько публикаций, и на портале «Православие и мир». Иногда меня тянет высказать свои «пять копеек», но останавливает недостаток богословских знаний. Ведь чтобы отвечать на эти вопросы всерьез, по существу, нужно профессионально знать православное догматическое богословие, нужно досконально знать труды святых отцов… и всем этим я похвастаться не могу. Да, где-то что-то когда-то читал… но моей нахватанности совершенно недостаточно для разговора на равных с теми, кто получил систематическое духовное образование.
Тем не менее, рискну поделиться некоторыми мыслями, которые читателю вовсе не обязательно принимать.
Начну с того, что наши православные публицисты или проповедники, рассуждая на эту тему, давая ответы на вопрошания людей, очень часто не учитывают контекст разговора, не учитывают мотивацию вопрошающих. Например, им кажется, что вопрошающих интересует прежде всего собственное спасение. «Спасусь ли я, если не приму крещения, не войду в Церковь?» Интерпретируя слова собеседника именно таким образом, они затем раскатывают его в блин. В ход идут и прямые евангельские цитаты, прямые слова Христа, и цитаты святоотеческие, и вполне логичные, рациональные выводы из этих цитат. Действительно, если ты не нуждаешься во Христе как в Спасителе от греха (а значит, и от являющихся прямым последствием греха вечных мук) — значит, Он и не будет тебя спасать — потому что не станет нарушать твою свободную волю. Если ты считаешь, что тебе вообще не от чего спасаться, если полагаешь, будто душа твоя здорова, и потому отвергаешь предлагаемое лекарство — значит, ты сам себе злобный буратино. Это абсолютно логично, тут возразить нечего.
Проблема, однако, в том, что подобная мотивация вопрошаний встречается редко. Гораздо чаще людей волнует не собственная посмертная судьба, а судьба их покойных родственников, друзей, наставников… словом, всех, кто им близок и дорог. Вопрошающими движет не шкурный интерес, а любовь — любовь, которая не прекращается после похорон. Люди ведь не от нечего делать задают свои вопросы, а потому, что уже сталкивались с весьма распространенным ответом: все некрещеные автоматически идут в ад, на вечную погибель, без вариантов. «Как же так? — возражают они. — А где же милосердие Божие, о котором вы, христиане, столько твердите?»
Вопросы, которые задают такие люди — действительно душераздирающие. Как совместить любовь Божию (которую, вполне возможно, они уже ощутили в своей жизни) — и такую догматическую жестокость? Возникает «когнитивный диссонанс», и именно в таком смятенном состоянии ума и духа люди спрашивают нас — «профессиональных православных».
А что делаем мы? А мы смотрим на них скучающе-снисходительно и начинаем разговаривать как с бездельниками, которым нечем заняться и оттого они развлекаются досужими рассуждениями на религиозную тему. Да, мы вслух такого не скажем, мы общаемся вежливо, но внутренне воспринимаем вопрощающих как «праздно болтающих». Да, мы ответим им — обязаны же, по слову апостола, давать ответ «с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15), но всерьез ни к ним, ни к их вопросам не относимся.
Поэтому если уж отвечать — то отвечать надо не зуду в мозгу, а боли в душе. Вообще, бывают «вопросы ума», а бывают «вопросы сердца». Нельзя их путать.
Второе, что я заметил — у вопрошающих иногда душа болит не только за близких родственников и знакомых, но и «за весь мир». Такие люди мучаются карамазовскими вопросами, но речь идет не только о слезинке невинного ребенка, а вообще о любом варианте Мировой Гармонии, оплаченном гибелью невиновного человека. Они рассуждают примерно так: «если иракский юноша, родившийся в нищей и безграмотной мусульманской семье, объективно не имеющий никаких возможностей узнать правду о Христе, умрет и по причине своей некрещенности попадет в ад — так зачем мне, знающему о Христе, рай? Что я буду там делать, в раю? Наслаждаться любовью Божией — и в щелочку поглядывать, как мучается в адском пламени этот парень? А смогу ли я наслаждаться при виде его страданий? Пусть даже это не мой близкий, пусть меня не связывает с ним любовь, пусть он для меня посторонний человек — но ведь все-таки он человек! Человек, у которого не по его вине отняли шанс!»
Вот тут уже сложнее сказать, вопрос ли это ума, или все-таки сердца. То ли беспокойный ум возбуждается и начинает будоражить сердце, то ли наоборот. Но очевидно, что это не досужие измышлизмы, имеющие целью посмеяться над христианским учением.
Такое, кстати, тоже случается: когда спрашивают, чтобы поиздеваться, чтобы пообличать, и за этими обличениями не стоит никакой внутренней драмы. Но, по-моему, чаще бывает иначе. Для вопрошающих это крайне важно, душа их напряжена, от ответа для них зависит всё.
И вот тут — третий момент: наши «отвечальщики», прекрасно знающие богословие, патристику, логику и изрекающие истину от лица Церкви, редко задумываются о последствиях своего ответа. «Да! — твердо говорят они. — Твой отец мучается в аду и будет мучаться вечно! И 99% человечества будет так мучаться. И в этом как раз и заключается высшая любовь!»
Ну ладно, если они говорят такое человеку, не первый год пребывающему в Церкви и имеющему некоторый иммунитет от слепого доверия к подобным речам. А что будет с неофитом? А что будет с тем, кто еще только тянется к Православию, но пока не сделал свой выбор? В большинстве случаев человек развернется и уйдет. В конфликте между любовью к близким и православной догматикой (а точнее, таким вот ее практическим применением) победит, разумеется, любовь.
Когда Благая Весть интерпретируется как всякое отсутствие надежды — у человека закрадывается мысль, что, может, не такая уж она и благая…
Впрочем, как показывает опыт интернет-дискуссий, отвечальщиков это ничуть не пугает. «Ну и что? — говорят они. — Пусть эти сомневающиеся уходят. Наше дело — не утешать их, а твердо возвещать истину Христову! Много званных, да мало избранных. Они сами виноваты!»
Вот такие соображения. Повторю: я не готов дать содержательный ответ по поводу спасения некрещеных, по поводу индейцев майя, по поводу католиков и вашей бабушки. Но скажу только одно: мой отец умер десять лет назад. Умер некрещеным. Он задумывался о Боге, о Церкви, пробовал читать Библию… может, поживи он подольше, принял бы крещение. Но — не успел. Я каждый день молюсь за упокоение его души. У меня нет стопроцентной уверенности, что он спасен — но есть твердая надежда. И надежду эту никто у меня не отнимет.
Часто задают такой вопрос: можно ли спастись некрещёным? Ведь среди них есть очень хорошие люди. Почему же Бог их не помилует за их доброту? Многие некрещёные так и говорят: Бог у меня в душе, креститься необязательно; важно не делать гадостей ближнему…. Конечно, гадостей ближнему делать не надо. Но для чего мы крестимся? Увы, крещёные тоже часто не могут ответить на этот вопрос. Ответы могут быть самые разные: чтобы не болеть, чтобы не сглазили или не колдовали, чтобы удача в жизни была, потому что на Руси все всегда были крещены и надо поддерживать русскую традицию… а кого-то послали креститься экстрасенсы… Давайте разберёмся, для чего же надо креститься?
Над человеческим родом тяготеет проклятие Божье: прах ты есть в прах и возвратишься. Нам понятно, что тело материально и после смерти оно становится землёю. А что с душой? Душа-то бессмертна и у некрещёных! А душа уходит тоже в землю. Вспомните верования древних народов? Где располагался по их верованиям ад, тартар, аид…? Именно под землёй. Представления всех народов о «царстве теней» одинаково: души находятся в тягучем вечном полусне. Они серы и бродят под землёй. Они безмолвствуют. В «царстве теней» нет слова и общаться невозможно ни мысленно, ни словесно. Туда не долетают звуки. Души едва двигаются – их движения тяжелы, души будто закованы в камень, в каменную скорлупу. Вечное пребывание под землёю. И муки, сожаление о потерянной яркой жизни. Что мы знаем о жизни в раю? Она противоположна! Яркие цветы, сады с плодами, зелёная трава, добрые звери, песнопения птиц, ангелов и людей… и свет невечерний, неиссякаемый свет! А люди активны: они могут общаться, познавать Бога – а это процесс бесконечный. Они могут заниматься какой-то деятельностью даже на земле – они помогают живым: могут являться живым людям, оказывать помощь.
Вот такие представления о рае и аде бытуют у самых разных народов.
Теперь поговорим о Крещение. Что такое крещение? Это усыновление Богом нас, земных людей. Мы становимся Ему сыновьями и дочерями. Почему и не разрешается молитву «Отче наш» читать некрещёным! Они не могут сказать Богу: «Отец!». Несомненно, Бог печётся о всех людях. Но таинственное преобразование нашего тела и души, которые впоследствии смогут жить вечно – это даруется печатью Духа Святаго только во время Крещения и потом – при Причащении Христовых Тайн. Бог есть Творец и для некрещёных – для всех. Но Отец Он только для тех, кто захотел стать Его ребёнком.
Бог за пределами Вселенной, Он вне пространства и времени. Именно поэтому Бог не может быть изображён. Представление, что Бог – старец, сидящий на облаке – не верно. Бог не имеет тело, как у человека. И Бога никто из смертных не видел. У Бога нет прошлого и будущего. Его Предвечный Сын всегда рождается. Но Бог – Личность. А главные характеристики Личности — ум, воля, чувства. Потому в Псалтири многие псалмы описывают чувства Бога – Его гнев или милость…Все мы находимся в Божественном разуме, как в воздухе. И если бы Бог выпустил нас из Своей Длани, Ладони, мы бы не просто умерли, а перестали бы существовать. Всё живёт, дышит, развивается только Благодаря Богу и Его Божественным энергиям. Но Бог больше, чем Его энергии.
Когда же Господь сотворил Себе внутри чрева Богородицы Тело, Он стал и Богом и Человеком. И навсегда теперь Сын Божий сидит на престоле одесную Отца в человеческой плоти! Не такой тленной, как у нас, а очищенной, совершенной, нетленной. Но главное: на Божьем престоле восседает Человек! Человек, перенёсший муки и страдания, имеющий раны на руках и ногах — это чтобы мы не говорили: «Хорошо Тебе, Господь, рассуждать и судить нас! Ты – горя не видел и не мучился, как мы!» Почему мы именуем Иисуса Христа чаще Господом, а не Богом? Слово Господь имеет латинские корни и означает буквально: Жертва. Hostia – лат., искупительная жертва. Тот же корень прослеживается и в греческом языке. То есть, Бог – это Бог вообще. Но Господь – это Бог, принёсший Себя в Жертву. Именно потому мы изображаем Христа на иконах и никогда не согласимся с иконоборцами! Наши иконы свидетельствуют: Бог был Человеком, Бог жил на земле, Бог принёс Себя в Искупительную, Заместительную Жертву. Каждый исповеданный и раскаянный грех – омыт Кровью Христовой. Потому за него уже не несёт человек наказание. Нераскаянные грехи Кровью Христовой не омыты и вопиют к Небу об отмщении. Каждый грех должен быть искуплен – таков Закон.
Когда мы принимаем святое крещение, наше тело обретает возможность воскреснуть, наша душа обретает способность жить рядом с Богом, она уже не уходит в землю. Теперь человек стал частично небожителем. Человек изменился так, что может уйти на Небеса по той самой дороге, которую уже проложил для нас Господь. Подобное притягивает подобное. Некрещёную душу тянет смертная земля. Крещёная душа сама устремляется вверх к Небесам. Крещёный человек становится частью Тела Христова. Тело Христово – это неисчезающая реальность.
Крещёный человек усыновляется Господом и оживотворяется Духом Святым. Именно Крещение и затем Причащение даёт возможность жить вечной жизнью тленному ранее человеку.
Мы спасаемся Силой Божьей. Это нетварная Сила. Мы её чаще всего именуем Благодатью. Когда мы говорим, что получаем в Таинствах Церкви Благодать – это значит, что мы получаем Силу Божью. Крещёный человек регулярно припадает к этому источнику Силы – к Причастию. И тело человека реально и качественно меняется.
По закону физики, властвующем над этим миром, всё стремится к распаду, хаосу и нарушению порядка. Порядок трудно поддерживать. Но ещё труднее ликвидировать хаос и беспорядок. Поэтому христианин в своей жизни во всём должен стремиться к порядку, ибо беспорядок – это сила тления, а не жизни. Существует ли зло? Нет! Зла вообще нет. Оно не имеет в себе жизненной силы. Что же мы видим в реальной жизни? Ведь зло есть, — скажет любой. Увы, зла нет. Зло, вернее то, что мы именуем злом, есть только изуродованное добро, искалеченное, неправильно использованное, обращённое в беспорядок. Зло – это как паразит. Оно паразитирует на добре, искажая сущность добра.
На свете нет злых вещей. Сами подумайте, как хирургу без наркотиков сделать операцию? А как бы мы жили, если бы не имели ума? Но на что у некоторых людей направлен ум? Кто-то создаёт лекарство против рака, а кто-то – ядерное оружие. И то, и другое без разума не создать.
Итак, благодаря Крещению, мы соединяем в себе максимально тварное и нетварное, насколько это возможно для человека. И именно поэтому мы можем жить вечно и участвовать в деятельной и разумной жизни после своей земной смерти. Земные дни окончатся, но жизнь продолжится. Это как роды в новую жизнь.
Бог создал человека не в законченном виде. Для того, чтобы человек мог совершенствовать как себя, так и своё познание Бога. Отпечаток образа Божьего одинаков и на мужчине, и на женщине. Это нужно знать и не унижать половину Божьего Творения! Дух Святый питает каждого человека не по признаку пола, а в той мере, в какой человек может Его принять.
Почему блуд для Христианина считается одним из тяжелейших грехов? Помним, что мужчина и женщина образуют в паре всего человека, целого человека. Они буквально соединяются в одно тело едино, как сказал Господь. Что происходит при блуде? Человек становится одним телом с блудником или блудницей, которые до этого момента становились одним телом с другими блудниками. Образуется такое уродливое тело-монстр. Это тело по причине своего уродства не может быть частью Тела Христова. Если христиане образуют одно тело – Церковь, то блудники образуют другое тело – антицерковь. Именно отсюда берёт начало выражение «наставить рога». То есть, блудящий человек дарит и своей половине (даже если вторая половина и невинна) – рога дьявола. Именно поэтому Церковь требует от священника немедленного развода, если его жена не дай Бог, изменила. Священник больше не может жить со своей женой и составлять с нею одно тело. В противном случае он больше не может служить Литургию и будет низвержен из сана.
Тело крещёного человека и личность крещёного человека – часть Личности Бога. Поэтому они подлежат спасению. Так что крещение – не просто какой-то обряд или традиция. Это единственно существующий путь спасения для человечества. Ведь то, что Божье – будет спасено и будет жить вечно.
Ну а человек «от обезьяны»? Если человек так думает – он Богу чужой. Этот человек сам выбрал себе отца и мать – обезьяну. Попросту говоря: пусть обезьяна его и спасает. Бог дал нам право самим выбирать себе отца.
Верующий и крещёный человек становится богом по благодати. У крещёного человека соединяется душа и тело и приобретают свойство нетленности. А у некрещёного душа бессмертна, а тело смертно. И потому душа и тело некрещёного человека навсегда разъединены (разумеется, до поры крещения). Бог стал Человеком навсегда, чтобы мы стали вечными сынами Божьими, богами по благодати тоже навсегда. Ведь если Отец – Бог, то сын не может быть не Бог! Степень Божества у нас не та, что у Христа. Ведь Христос рождён от Бога Отца, следовательно тоже нетварен. А люди и ангелы – тварны. Мы Божьи творения. Но Бог по благодати нам даёт усыновление и любит нас. Теперь мы можем через Христа соединяться с Богом, познавать Его и общаться с Ним. Почему именно через Христа? Потому что Он – тоже Человек.
Почему Бог запрещает людям обращаться к астрологам, читать гороскопы? Потому что небо и светила – это тоже тварь. Тварь эта была создана ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. Когда мы обращаемся к астрологам, мы во-первых, поклоняемся твари, а не творцу. Во–вторых, мы допускаем мысль, что тварь, которая была создана ДЛЯ нас, теперь господствует над нами и руководит нами, определяет нашу судьбу. Как мы называем звёзды и Луну? Небесные светила. То есть, они светят. Светит и фонарь на столбе. Вы будете подходить к уличному фонарному столбу, чтобы поклониться ему и по его свету погадать о своей судьбе? Конечно, это нелепо и глупо. Но те «фонари» на небе поместил Сам Бог – для нас, чтобы нам было жить веселее и красивее. Потому наше поклонение им в Очах Божиих мерзко.
Таинство Евхаристии будет совершаться для своих, для Божьих людей до конца мира. Две тысячи с лишним лет назад началась эра Пасхи. Телец упитан предназначен для всех желающих отведать Пасху Господню. Бог ждёт нас с распростёртыми объятиями. Его руки, распятые на Кресте – это не символ страданий. Ими Христос обнимает мир и каждого из нас. Спешите в Его объятия! Не отказывайте себе в радости вечной жизни с Богом.
780 просмотров
Что Библия говорит о спасении
Слово спасение стало очень популярным христианским термином.
Мы вспоминаем об Армии Спасения, или об уличном проповеднике, носящем на себе плакат с предупреждением о конце света.
Но когда мы думаем и спасении в терминах христианства, первый вопрос, который мы должны задать себе:
Спасение от чего?
Если мы говорим о спасении от чего-то, мы имеем в виду потребность спасения от какой-то опасности. Потому, когда речь идёт о спасении, мы прежде всего должны иметь в голове чёткое понимание о том, от чего мы, или кто-то другой, нуждаемся во спасении.
Писание даёт ясный ответ на этот вопрос.
Что же Библия говорит о спасении?
В Евангелии от Иоанна, Иоанн Креститель говорит об Иисусе:
“Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.” (Ин. 3:36)
Но подождите! Я думала, что Бог есть Бог любви, а здесь говорится о гневе Божьем на тех, кто не уверует.
Почему бы Богу не быть более терпимым?
Потому что Божья цель номер один для всего творения, даже для человечества, — Его прославление.
Это самая главная цель нашего рождения. Но наше противление Ему, наше неверие в Него, и то, что мы не позволяем Ему через Библию диктовать нам, как жить, — это пощёчина Ему.
Всю историю, после того, как Адам и Ева съели плод с Древа Познания Добра и Зла, человечество продолжает давать пощёчины Богу своим противлением и отказом принимать Его власть над ним.
Даже Израильтяне.
И в Послании к Римлянам мы видим причину, по которой это настолько разрушительно:
“Ибо возмездие за грех — смерть.” (Рим. 6:23)
Смерть нашей души.
Окончательная смерть нашего тела.
Вечная смерть нашего духа.
Бог создал небеса как вечное место пребывания для всех, кто умрёт, но при одном условии:
Ты должен быть идеальным — ты должен быть святым.
Хм, это кажется нечестным. Не так ли?
С первого же дня всё складывается против нас!
Это довольно ясно намекает на гибель для каждого человека, потому что, как мы видим, в Библии сказано: “Нет праведного ни одного” (Рим. 3:10) и “Потому что все согрешили и лишены славы Божией”, и “Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” (Рим. 5:12).
Но человек — это вечное существо. Наше тело умирает, но наш дух вечен. Итак, если наш дух не может, согласно очень строгим Божьим правилам, вечно жить в небесах, остаётся одна единственная альтернатива для человечества: “Да обратятся нечестивые в ад” (Пс. 9:17).
Это, похоже, свидетельствует в пользу тех, кто изображает христиан как злобных радикалов, кричащих, что все пойдут в ад, если не учитывать одну вещь.
Бог есть любовь.
Он действительно таков, и вот как Он показал это.
Бог знает, что со дня нашего рождения у нас есть склонность делать вещи, которые не следует делать. Библия по сути говорит следующее: “Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть” (Пс. 102:14).
Это означает, что Бог понимает человеческую природу. Он не забывает о том факте, что мы несовершенны и никогда таковыми не будем.
Потому Он придумал другое правило для небес.
Это правило состоит в том, что есть плохие вещи, которые мы делаем, — плохое, что мы сделали, но не хотели этого, — плохие вещи, которые мы делаем потому, что мы упрямы и хотим делать по-своему, плохие вещи, которые мы делаем, несмотря на… любую причину, и есть путь исправить это всё.
Оглядывались ли вы когда-нибудь назад и сожалели ли о чём-то, что вы сделали? Глупый поступок в школе, как, например, списывание на экзамене.
Или о чём-то большем, например, аборт — и боль, и вина, которые просто так не уходят?
Есть способ для того, чтобы это ушло.
Это та часть, в которой мы видим, что Бог действительно есть любовь.
Библия говорит:
“Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения” (Евр. 9:22)
Но вот в чём суть.
Мы не можем быть теми, чью кровь можно пролить, потому что жертва должна быть полностью идеальной. И это приводит нас только к одной личности.
Это именно та причина, по которой Иисус пришёл на землю.
“Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Кор. 5:21)
Он родился не случайно.
Он пришёл не для того, чтобы сказать хорошие вещи людям.
Он пришёл не для того, чтобы сказать, что мы должны любить и прощать друг друга.
Он пришёл даже не для того, чтобы исцелять людей и дать им лучшую жизнь.
Иисус пришёл с одной единственной целью — чтобы умереть.
“Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16)
Это была одна единственная причина Его рождения, потому что, согласно Божьему плану, Он должен быть тем, кто прольёт Свою кровь, чтобы наши грехи были прощены.
Бог в буквальном смысле позволил Своему Сыну быть убитым, как преступник, чтобы дух каждого из нас не провёл вечность в аду.
Но есть условия для этого. Кровь Иисуса не даёт бесплатный пропуск на небеса всему человечеству, жившему, живущему и будущему жить.
Мы поговорим об этом в следующей статье — Как спастись?
Автор — Розилинд Джукич / rosilindjukic.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!
Последнее: 10.02 (Украина). Спасибо!
Кто спасется?
Спасется тот, кто будет благодушно и со смирением переносить все приключающиеся ему скорби
Свт. Игнатий Брянчанинов
Кто хочет спастись, тот должен великодушно переносить все скорби, которые будут ему попущены во время этого короткого земного странствия. Случится ли неурожай, или и созревший уже хлеб истребит саранча, побьет град; случится ли падеж скота, пожар, болезни свои и членов семейства, смерть кого-либо из ближайших родственников, придется ли потерпеть гонение от сильного человека, а также поношения, оскорбления, уничижения и укоризны от ближних — все это должно переносить великодушно, без ропота, особенно же без хуления.
Господь заповедал нам: «в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21, 19); «претерпевший до конца, — сказал Он, — тот спасется» (Мф. 24, 13). Это значит: спасется не тот, кто какую-либо одну скорбь перенесет терпеливо, а при других скорбях будет предаваться печали и ропоту; спасется тот, который все скорби, все напасти, какие бы ни попустились ему во время земной жизни, будет благодушно переносить до самой кончины, до дня и часа смерти. Благодушное терпение скорбей есть деятельное, живое познание и исповедание Искупителя! Благодушное терпение скорбей есть последование Господу нашему Иисусу Христу. «Христос пострадал за нас, — сказал св. ап. Петр, — оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр. 2, 21).
Никакой произвольный подвиг, никакое произвольное лишение и злострадание не могут принести той пользы душе, какую приносят ей посылаемые Богом невольные скорби. Всякий произвольный подвиг не чужд самомнения и тщеславия, более или менее явных, но подвиг, в который возводится душа скорбию, посылаемой Богом, свободен от упомянутых тонких и гибельных страстей. Этим подвигом приносится душе обильное смиренномудрие, доставляется ей истинное покаяние.
Посылаемые Богом скорби — верный признак для человека, что человек тот избран Богом, возлюблен Богу.
«Кого Я люблю, — свидетельствовал Господь, — тех обличаю и наказываю» (Апок. 3, 19). По этой причине Апостол так утешает скорбящего и страждущего: «Сын мой, не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами» (Евр. 12, 5-7).
Таково достоинство скорбей земных, когда они переносятся с благодушием! Они — дар Божий! Они — знамение усыновления Богу !
Чтобы научиться терпеливому и благодушному перенесению скорбей, должно встречать каждую приходящую скорбь словами блаженного разбойника: «Достойное по делам моим принимаю; помяни меня, Господи, во Царствии Твоем» (Лк. 23, 41) . Также полезно вспоминать и повторять слова многоболезненного Иова: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов, 2, 10); «как угодно было Богу, так и сделалось: да будет имя Господне благословенно во веки!» (Иов, 1, 21).
Все святые многими «скорбями и смертями» наследовали Царство Небесное! Все святые славословили и благодарили Бога за посланные им искушения и напасти, которыми они очистились, как золото в горниле, и сделались способными к вечному блаженству.
Благодушное терпение посылаемых Богом скорбей есть распятие на кресте своем . Исповедник своей греховности делается исповедником Искупителя и с креста своего восходит в рай для вечного наслаждения небесными радостями, которых временными залогами служат земные скорби.
(Т. 4, гл. «О спасении»).
Богу известно кто спасется, а кто — нет?
Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007
3.110. Павел (pradchenko@???.ru) пишет: «У меня есть вопрос, на который я не могу ответить себе. Я понимаю, что суть Божия и промысел Его не доступен для человека, но тем не менее… С одной стороны судный день предречен, т.е. уже известно, что будет. Следовательно Богу известно кто спасется, а кто — нет. Или я ошибаюсь? Тогда получается некий детерминизм, а это противоречит понятию свободной воли. Делее, если развивать мысль в эту сторону, то появится понятие судьбы и т.д. С другой стороны, мне сложно допускать мысль, что Бог не знает кто спасется. Как быть?»
Дорогой Брат Павел, Вы затронули интересный, но весьма нелегкий вопрос. Христианство поделилось на этом вопросе. По русски этот «детерминизм» называется «предопределение». Целый ряд христиан верят в предопределение в том или ином виде. Другие совершенно отказываются от этой идеи, даже не смотря на то, что Библия содержит некоторые тексты, которые легко истолковываются с позиции предопределения.
Сразу же скажу, что я НЕ нахожу в Священном Писании предопределения или судьбы. Я верю в свободную волю человека. Я верю во Всеведение и Всемогущество Божье. Я признаю, что я не в силах в совершенстве постичь Его. Тем не менее, у меня сложилось следующее представление относительно предопределения:
Господь знает будущее, знает конец от начала. Но знает ли Он, кто погибнет, а кто спасется? Я затрудняюсь дать однозначный ответ. Но если я скажу, что «Бог НЕ ЗНАЕТ, останусь ли я верным Ему или откажусь от Него», я не думаю, что этим я приуменьшу или ограничу Всеведение Божье. Господь не создал роботов, живущих в заранее запрограмированном мире. Господь не создал Люцифера, который в определенный момент должен был стать сатаной. Господь не создал Адама и Еву, которые в определенное время должны были согрешить, с тем, чтобы потом запустить всю систему искупления. НО при всем этом ни появление сатаны, ни грех первого человека, ни какие-либо мои действия, НЕ ЗАСТАЮТ БОГА ВРАСПЛОХ. Бог НЕ ЗНАЛ всего этого, НО ПРЕДВИДЕЛ. Возьмем, например, игру в шахматы. Представим себе самого-самого гроссмейстера играющего против школьника. Кто победит? Сомнений быть не может — гроссмейстер, профессионал. И хотя какая-то ничтожная доля возможности остается, что этот школяр — будущий супер-гроссмейстер, и что он по своей простоте и нелогичному мышлению загонит профессионала в тупик, все же, исход борьбы предрешен с самого начала. Так? Полагаю, что со мной согласятся почти все. Но знает ли наш гроссмейстер, как пойдет игра? Может ли он до начала игры нарисовать всю схему ходов? Нет, конечно же. Он может видеть игру на несхолько ходов наперед. Он может предсказать, к чему приведут те или иные ходы противника. В некоторых ситуациях он может даже с очень большой точностью предсказать добрую часть игры, особенно, если ему хорошо известен стиль игры противника. Но эта игра остается игрой, а не передвижением фигур по заранее предписанному плану. И в любой игре остается масса непредвиденного и неизвестного. И профессионализм гроссмейстера заключается в способности предвидеть это непредвиденное и неизвестное, и заранее застраховать себя от него.
Так вот, в моем представлении, Бог — это супер-Гроссмейстер, играющий одновременно на биллионах досок, каждая в биллионы фигур. Но Он способен предвидеть в точности многие ходы потому, что Он в совершенстве знает законы причинно-следственной связи и характер действия каждого Своего творения. Бог мог не знать, что именно Люцифер, а не какой другой ангел станет сатаной. Но Бог знал, что такая возможность существует, и потому заранее имел путь для выхода из этой ситуации. Бог знает Вас и меня. Он знает, как мы будем вести себя в той или иной ситуации, потому Он может предсказать результат наших действий. Но при всем этом имеется некоторый НЕ ПОДКОНТРОЛЬНЫЙ БОГУ элемент, который делает из нашей жизни не унылое движение по предписанной программе, а насыщенную борьбу между добром и злом. Сомнений нет: Бог победит сатану, и истина победит ложь. Но какой ценой? И если кому выгодно говорить о предопределении, то это лишь сатане: «Ты даже и не пытайся, все равно ты там не будешь». Или: «Можешь уже не беспокоиться о своем спасении — ты уже спасен, и теперь никакие твои плохие действия не погубят тебя». Только сатане выгодно рисовать такого Бога, который ПРЕОДПРЕДЕЛИЛ СУДЬБУ каждого. Но я не боюсь сказать: есть то, что даже Всезнающий Бог не знает. Есть то, что даже Всемогущий Бог не может. И это то, что Бог СОЗНАТЕЛЬНО отнял у Самого Себя, дав нам свободную волю выбора.
Но этих моих слов недостаточно, потому требуется некоторое исследование Библии, потому что вопрос предопределния принимает самые разные формы, включая и такой, весьма чувствительный вопрос, как уверенность в спасении.
«Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Ис 46:10). Эти слова не обязательно означают предопределение. Представьте себе игру в бильярд. Вот все шары замерли в определенном положении. Игрок направил свой кий на один шар и приготовился ударить. Специалист, видя всю раскладку и направление удара, может тут же сказать, как разлетятся шары, какой шар полетит куда и какой с каким столкнется, и даже можно предсказать последствия их столкновения — какой из них повлияет на другой, и т.д. можно проследить всю цепную реакцию от удара по одному шару. Итак, результат этого удара предрешен? Еще нет, потому что не известна сила удара, что может повлиять на целый ряд последствий. Но даже если нам известна и сила удара, все равно остается вопрос: траектория движения шара предопределена или предсказана? Если бы каждый шар в отдельности имел свою волю и мог остановиться, где ему вздумается, можно было бы предсказать все движения шаров при ударе? И да, и нет! Да — после определенного момента. Нет — потому что определенные действия непредсказуемы. Игра в бильярд и игра в шахматы — предсказуемы, потому что в них играют только два ума и две воли, но все движения происходят по строго предписанным законам. Игра в футбол уже менее предсказуема, потому что здесь играют два десятка умов и волей. И все же, некоторые берутся предсказывать исход борьбы и здесь, потому что они знают способности команд и условия игры. Бог гораздо более способный предсказатель. Он в точности знает характер каждого игрока. Он более точно чем самый быстрый и мощный компьютер может исчислить все траектории движения хоть бильярдных шаров, хоть футбольного мяча. И потому Он ЗНАЕТ от начала то, что ПРОИЗОЙДЕТ в конце. Но Его знание не императивно, то есть оно не является предписанием к исполнению, а всего-лишь профессиональным предвидением ВСЕХ возможных обстоятельств с учетом характеристик участвующих сторон.
«… что предопределено, то исполнится» (Дан 11:36; ср. Дан 9:27; Деян 4:28; 17:26,31 и др). Предопределение — это не обязательно точно расписанные пошаговые действия на каждый определенный момент времени. Как мы знаем, Господь живет вне времени, и «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет 3:8). Потому предопределение здесь более означает своеобразную гарантию, что обещанное Им произойдет во что бы то ни стало. И у Бога есть достаточно методов для того, чтобы повлиять на ход событий. Мы иногда говорим о случайностях или стечении обстоятельств. Но если подумать, то случайностей не бывает, но все в мире закономерно. Что же касается «предопределенных» действий, которые ожидаются от какого-либо разумного существа, которое имеет право выбора (человек, ангел, сатана), то здесь Господь, прекрасно знающий законы причины и следствия, знающий характер и намерения того или иного разумного существа, предсказывает их действия и поступки. Причем, почти все подобные предсказания условны: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер 18:7-10; см Исх 15:26; 3Цар 21:29; Иез 33:8,9).
«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8:29,30). Этот текст особо хорошо раскрывает сущность предопределения Божьего: Господь вначале «предузнал», то есть, используя Свои способности, узнал, что тот или иной человек сделает по собственной воле, а затем «предопределил» это действие, то есть, допустил это действие в жизни того человека.
Я согласен, что не все совершенно очевидно и понятно в вопросе предопределения или детерминизма, но Господь действительно не навязывает Свою волю творению Своему, и не расписывает все их действия. Он только предузнает их и предсказывает. А также Он имеет Свои определенные планы, которые проводит в жизнь, когда соответствующие обстоятельства наступают.
Вопрос:
Спасутся ли протестанты, живущие на территории Германии, которые из-за происхождения считают протестантизм единственно правильной религией? Тоже самое хотелось бы спросить, к примеру, про австралийцев, живущих в глубине континента, которые никогда не слышали о православии?
Отвечает архимандрит Амвросий (Ермаков):
У св. апостола Павла есть такие слова: «Внешних же судит Бог…» (1 Кор. 5, 13). Наверное, лучше внять апостольским словам, предоставить этих людей суду Божию и не задаваться вопросом, какова будет их загробная участь.
В свое время преп. Антоний Великий пытался получить от Бога ответ на свои вопросы и сомнения по поводу людей, пострадавших безвинно, в раннем возрасте и др., но услышал от Бога такой ответ: «Антоний, внимай себе…»
Бог дал человеку путь, которым можно придти к спасению. Этот путь – Церковь. И другого пути нет. Мы должны идти этим путем сами и показывать его другим людям. А что касается тех, кто как нам кажется, никогда не смогут его найти, то об их спасении ведает только Бог. И наши, подобного рода вопросы и видимая забота об участи протестантов и «австралийцев в глубине континента» – ничто в спавнении с Промыслом Бога-Любви о человеке.
Я твердо знаю одно: путь, предлагаемый человеку протестантами, католиками, язычниками и т. д. – путь прелести и погибели, и не берусь судить, спасется или погибнет человек – вот этот католик, вот этот – протестант, вот этот язычник и др., кто действительно в силу своего географического местонахождения, происхождения и других причин не сумели стать православными. И так же твердо знаю еще и то, что если я, не дай Господь вдруг оставлю Православие и захочу стать католиком, протестантом или уехать вглубь австралийского континента, то не будет мне никакого оправдания и ждет меня вечная погибель. «Внешних же судит Бог».
«Главный» вопрос православно-духовой жизни: спасутся ли сектанты и прочие нехристи?
Поводом к написанию данной работы послужила моя вечерняя прогулка. 27 января 2017 года, идя вечером по тротуару мимо двухэтажного здания одной социальной организации, я обратил внимание на шум танцующих ног, звуки гитары, пение, хлопки ладоней, доносившихся из слегка открытого окна первого этажа. «Ну, – думаю, – сектанты собрались». Точно! Не выдержал, подошел к самым окнам.
Молитву под гитару не слышит Бог?
Что происходило внутри, я видел отчасти, – окна были заклеены изнутри и лишь в одном окне были горизонтальные жалюзи, через которые я разглядел пританцововавших и прихлоповавших в такт песни молодых людей. Слова песни так же можно было хорошо разобрать: «Слава живому Богу, направи стопы мои к Тебе, аллилуйя». Типичные протестанты: закольцованная песня с непрерывным, как мантра, повторением одного и того же куплета, подпевание верующих, экстаз и всеобщее ликование.
Основное служение христиан-протестантов – служение прославления. На своих собраниях они много поют, прославляя, как им кажется, Бога. Танцы, пение, воздетые руки, – много-много положительных эмоций, бурлящий адреналин, – именно это привлекает молодых людей на такие собрания. Предполагаю реакцию «добропорядочного православного», начитавшегося святых отцов о ереси папизма и протестантизма: не слышит их Бог! Пой, не пой, а все без толку! Вот у нас в храме хор поет – то чистый бальзам на душу. Соединенная с этим пением моя молитва уж точно восходит к самым небесам, вызывая ожидаемый отклик. Не спасутся ни католики, ни протестанты – и говорить больше нечего!
Монополия на спасение
Вот так – сплеча, топором, наотмашь – ррррраз, – и отсекли миллионы людей от Христа. Они де неправильно, неправославно веруют, а значит, и вечную жизнь не наследуют. Безблагодатна вера их, пуста, и путь всех неправославных – путь погибели. Ай-яй-яй. А еще христианами себя называем – то есть учениками Того, Кто сказал: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35).
Какая уж тут любовь? Тут «суд без милости», а никакая не любовь. Да, с православной точки зрения, путь веры тех же протестантов – путь заблуждения, уводящий от истины, которая, безусловно, сохраняется неискаженной только в Православии. Но спасутся они или нет – нам ли рассуждать об этом? Нам, православным, считающим себя зачастую чуть ли не привилегированной кастой, владеющей монополией на спасение. Мусульмане, буддисты, индуисты… Как ведь хочется, с высоты своей исключительно правильной православности, жалостливо сказать о них: «Нууу, ребята, хотите, не хотите, а придется пойти в ад. Христа не знали? Чего тут говорить, все с вами ясно».
Что услышим на Суде?
Нам нужно быть морально готовыми к тому, что, из всех сотворенных людей, ставших на Страшном Суде пред Владыкой Христом, с нас, православных, спросится больше всего. Знали истину? Знали. Искали Мою волю? Искали. Исполняли ее, как Я вам, православным, заповедал? Сколько из нас, называющих себя православными, ответит на этот вопрос утвердительно? Оправдаемся ли пред Богом-Любовью, «монополисты»? А все почему? Потому что волю Божию мы трактовали по-своему, исполняя то, что казалось нам правильным. Выборочно, то есть, исполняли – то, что было удобнее и приятнее.
Например, благотворителей наших благодарили и благословляли, а тех, кто чинил нам козни, – проклинали, придумывали разные виды мести и прочая. Хорошо одетых, упитанных и денежных считали друзьями, а от пахнущих горем бездомных брезгливо отворачивались. И отмазка есть: про любовь к ЭТИМ Христос ничего не говорил. Но, простите, как же тогда понимать Его слова: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником (то есть бездомным), и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25, 42-43). «Ну, – скажут, – то Бог про Себя говорил – вот если бы Он Сам попросил меня о еде или о ночлеге – да я всем сердцем! Такой Гость! А про бомжей, зеков и тем более безблагодатных сектантов, – ничего такого Он не говорил».
Послушные орудия правды Божией
Оставим участь протестантов, католиков, мусульман, оккультистов и атеистов суду Божию, а более – Его милосердию, человеколюбию, желая спасения всем людям. Всем, повторю! И служить мы должны с любовью – и протестантам, и мусульманам, и язычникам, не клеймя их позором и не грозя геенной, а кротко, со смирением, желая им лишь блага, лишь радости, лишь счастья. Желая спасения! Сколько примеров история знает, когда такое отношение истинных христиан к нехристианами кардинально меняло последних, и, со временем, приводило их к крещению и Христоношению.
Мы должны всецело предать себя промыслу Божию, искать волю Его, служить, если понадобится, орудием правды Его. Может, именно через нас Господь обратит к Себе протестанта, буддиста, колдуна, «идейного» атеиста. Невозможно? Нам – да, Богу же возможно все. Только орудием нужно быть послушливым, а не своевольным. А для этого нужно просить у Господа поселить в нашем сердце любовь – к Нему и к ближним своим. Истинная, а не притворно-благочестивая любовь – это сильнейшее желание всем людям блага, счастья. Иного же счастья, как не во Христе, нет на земле. И потому нужно желать Христа всем, ВСЕМ – православным, протестантам, католикам, представителям других религий, и даже ненавистникам Его – оккультистам, неоязычникам, безбожникам.
Мы слишком скоры на приговор и шельмование всех «не наших». Всех «не наших» – в геенну? Но тогда хочется спросить, а я – «наш»? Я, который носит на шее пудовый крест и каждое воскресенье исправно ходит на Литургию? А может, никакой я не «наш», и мое православие – лишь видимость? Если любви нет, то какое, простите, Право-славие? Какое «правильное прославление»? И те же, заклейменные мною, сектанты, может, в своей искренней любви друг ко другу намного ближе к Богу, чем я?
Пустите вперед себя Христа…
Пусть протестанты – харизматы, пятидесятники и прочие, – заблуждаются. Но они собрались в тот вечер вместе, – не для того, чтобы выпить водки и закусить, не для того, чтобы «оттянуться» в хмельном веселье под модные шлягеры. Они собрались ради Бога. Чтобы попеть о Нем. Чтобы поговорить о Нем. И любовь побуждает уважать их за это и просить Бога об их спасении. Спасет ли их Господь или нет – нам неведомо. Но попросить Его об этом – это что, для нас, православных, что-то запредельное? Или мы уже их всех, так сказать, оптом, заочно «отгрузили» в геенну?
Пустите вперед себя Христа, пусть Он Сам разберется с чадцами Своими! А нам стоять бы у Него за спиной, да помалкивать. О себе больше думать, своем спасении. Господь сказал через пророка Своего: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11). Господь хочет всем нам жизни, а не смерти. Разве не знал Он, создавая людей, что люди отклонятся от истины, что будет множество разных религий? Знал. Так Ему и решать, что с этим делать. Мы не знаем души человеческой, знает ее только Бог. Может, даже в самой темной и заблудшей душе Бог найдет едва тлеющую искорку, которую и раздует Он в пламенеющий огнь, так что будет человек иметь жизнь и жизнь с избытком. Сказал же Христос: «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14, 2). Кто знает, не будет ли в этом доме обители для тех, кто не был православным по крещению, но православным по жизни своей…
Артемий Слезкин
Не о том, спасутся ли католики
Спасутся ли католики? А православные? Где границы Церкви, и нужно ли их определять? Чем определяется спасение или погибель души? Размышляет Сергей Худиев.
Время от времени я наблюдаю очередную дискуссию на тему «спасутся ли католики», причем некоторые ее участники считают важным настаивать, что нет, ни в коем случае.
В самом деле, вот какой-нибудь Фридрих Гааз, который веровал во Христа как в Господа, Бога и Спасителя, возлагал свое упование на Него, ревностно старался быть Ему угодным, усердно служа больным и заключенным, должен же он провалиться прямиком в огонь неугасимый? Иначе же как-то неправославно выйдет, как-то противно учению Святых Отцов…
Но я не католик, меня больше волнует другой вопрос — спасутся ли Никонияне? Спасутся ли члены РПЦ МП — потому что я время от времени имею сколь бесплодные, столь и утомительные беседы с истинно-преистинно православными раскольниками, которые много обличают РПЦ МП в том, что она растлилась и омерзела в беззакониях, и вообще не Церковь Христова, а безблагодатное сборище, члены которого — что бы они там не мнили о себе — вообще не Христиане. Потому как РПЦ МП попрала все каноны, впала во все ереси, поклонилась всем Ваалам, и так далее, и тому подобное.
Причем это не типаж либерального интеллигента, который вообще не интересуется церковной жизнью, путает насельников с насильниками, а кадило с паникадилом, а именно люди глубоко религиозные, начитанные в отеческих писаниях, и всегда готовые предъявить тысячу и одну святоотеческую цитату, доказующую, что РПЦ МП — это безблагодатное сборище, ее епископы — не Епископы, священники — не священники, таинства — не Таинства, и всякий ищущий спасения должен бежать от нее, как от разверстых врат адовых.
Это люди, которые, похоже, все свое время проводят, перекапывая Толстые Книги и составляя из них Сумму Против РПЦ МП, тут с ними сложно состязаться. Причем достается не только РПЦ, а всем поместным Церквям, которые находятся с ней в общении — «Мировому Православию», часто обозначаемому, почему-то, английской аббревиатурой WO, которому противопоставляется «Истинное Православие», «ТО».
Куда же бечь? Где истинная Церковь? Тут бывают разные ответы. Довольно часто человек так занят обличением РПЦ МП, что вопроса этого не поднимает, а если начать у него настойчиво спрашивать, где ж нам искать истинной Церкви, деликатно уходит, так, что складывается впечатление, что истинная Церковь на земле в эту скорбную годину представлена им одним. Есть более оптимистичные варианты — где-то в Южной Америке сохранился один приход, не преклонивший колена перед Ваалом, так что нужно срочно учить испанский язык и стоять на коленях, воя, перед соответствующим посольством, чтобы получить визу и добраться до единственного места на земле, где еще совершается Евхаристия.
Но тут являются еще более Истинно Православные люди, которые говорят, что в Южной Америке — еретики и развратники, поправшие каноны и т.д., а бечь надо в Китай. Причем они тоже не дураки по части выкладывания отеческих цитат, доказующих, что все остальные суть кривоверы и безблагодатные сборища.
Поэтому, перед тем, как беспокоиться о католиках, стоит задаться другим вопросом — а на чем мы, члены Русской Православной Церкви, основываем свою надежду спасения? Я с пониманием отношусь к стремлению жестко очертить границы спасения — я часто не согласен с тем, как именно люди их проводят, но я понимаю, что их мотивы не являются глупыми или злыми, или смехотворными.
Было бы ужасно ложно обнадеживать людей. Но что находится внутри этих границ? Что делает спасительную общину спасительной? Я понимаю, что и у нас найдутся внимательные читатели Толстых Книг, которые в ответ на суммы, составленные раскольниками, составят контрсуммы, в которых будет обосновано, что Русская Православная Церковь — это как раз Церковь, а безблагодатные сборища — это раскольники.
Неужели мое вечное спасение определяется тем, что я могу разобраться в доводах, предъявляемых в прениях сторон? Со стороны глядя, я чувствую себя просто безнадежно некомпетентным, как зритель, наблюдающий за схваткой двух высококлассных адвокатов в суде. Послушаешь одного — все гладко и согласно канонам и Святым Отцам; послушаешь другого — тоже все гладко и согласно канонам и Святым Отцам. При этом одна сторона точно представляет собою безблагодатное сборище и непременно должна провалиться в ад.
Если возможность моего спасения основана на принадлежности к правильной общине, а правильность общины выясняется путем выстраивания сложной аргументации на цитатах из канонов и Отцов, то вопрос о том, спасутся ли не то что католики, а и православные, остается для неспециалистов темным, а специалисты резко расходятся во мнениях.
Почему же я иду в храм РПЦ МП, полностью полагаясь на то, что ее Епископы суть истинные Епископы, священники действительно облечены благодатью священства, Таинства есть подлинные Таинства? Нет, не потому что меня убедили адвокаты нашей стороны — я, честно говоря, их не понял, по нехватке специального образования. А по совсем другой причине.
И эта причина находится в Евангелии. У святителя Филарета (Дроздова) есть замечательный текст «Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви (1815)».
У. Испытай тщательнее, не сие ли самое причиной того, что тебя занимает мысль: не есть ли Церковь Греко-Российская — ложная церковь?
И. Желал бы я иметь оружие против этой мысли.
У. „Духовный меч“ есть слово Божие. Оно говорит: Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына (1 Ин. 2:22). Видишь ли, кто есть лживый в отношении к христианству? — Тот, который не признает Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богочеловеком, Искупителем. Следовательно, и ложная церковь есть та, которая не признает Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богочеловеком, Искупителем, — церковь антихристова. Но Церковь Греко-Российская, по разуму истинного слова Божия, исповедует Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богочеловеком, Искупителем.
И. Сим оружием защищаться может и другая христианская церковь.
У. А ты все ищешь такого себе оружия, которое бы защитило тебя погибелью других!
И. Так разве я должен почитать истинной, например, и Римскую Церковь?
У. Ты непременно хочешь заставить меня судить. Знай же, что, держась вышеприведенных слов Священного Писания, никакую Церковь, верующую, яко Иисус есть Христос не дерзну я назвать ложной. Христианская Церковь может быть только либо „чисто истинная“, исповедующая истинное и спасительное Божественное учение без примешения ложных и вредных мнений человеческих, либо „не чисто истинная“, примешивающая к истинному и спасительному веры Христовой учению ложные и вредные мнения человеческие.
Сие самое различение употребляет апостол, когда говорит: Несмы бо, якоже мнози, нечисто проповедующие слово Божие, но яко от чистоты, но яко от Бога (2 Кор. 11:17). Что принадлежит до Церкви Восточной, я доказал еще прежде, что ее Символ содержит чистое учение.
Русская Православная Церковь «по разуму истинного слова Божия, исповедует Иисуса Христом, Сыном Божиим, Богочеловеком, Искупителем», совершает, по этой вере, молитвы и Таинства — все, вопрос закрыт, доводы раскольников можно отклонить как просто не относящиеся к делу. Люди, которые с верой, благоговением и страхом Божиим приступают к Причастию, причащаются именно Святых Христовых Тайн, и мнение тех или иных раскольников, что это не так, можно сразу отклонить, как противное Писанию.
Вот человек идет к Чаше, говоря, «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый (или первая) есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную».
Отвергнет ли Бог эту веру? Нет, «Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. (Рим.10:11)». На чем основана надежда нашего спасения? На Личности и спасительных деяниях Господа нашего Иисуса Христа. Спасутся ли православные РПЦ МП? Да. Почему? По вере во Христа.
Нет ничего плохого в фундаментализме, если Вы стоите на правильном фундаменте. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. (1Кор. 3:11)» Раскольник, который нападает на «WO» со своим набором цитат, тоже своего рода фундаменталист — проблема в том, что он перепутал фундамент и доходит до прямого отрицания обетований Божиих. Лучше не подражать ему в этом отношении.
Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, которая содержит неповрежденное Апостольское Предание и сохраняет непрерывное преемство веры со времен своего основания Господом нашим Иисусом Христом; и принадлежать к ней — величайшая драгоценность, которая только может быть у человека в жизни. И эта истина не требует того, чтобы всего остальные, кто призывают имя Христово, непременно погибли. Потому что это именно Церковь провозглашает: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).