Содержание
Ирина Языкова: Понимают ли современные иконописцы смысл иконы?
Ирина Языкова. Фото Анны Гальпериной
– Что изменилось с тех пор, когда вы более 25 лет назад делали первую выставку современной иконописи?
– Тогда, в 1989 году, сразу после 1000-летия крещения Руси, мы боялись, что не наберем икон на достаточно большой зал, но набрали около ста работ, и очень радовались. Участники той выставки были полуподпольными иконописцами, имена которых почти не знали, за исключением нескольких человек, например, архимандрита Зинона (Теодора), его имя уже было на слуху.
Конечно, тогда был начальный уровень: иконописцы только начинали открывать традицию, хотя некоторые работали уже 10-15 лет. Но это было после десятилетий тотального уничтожения церковной культуры, это была духовная пустыня.
Сегодня же можно сказать, что традиция восстановилась и развивается. По-разному, на разных уровнях – есть иконописцы, которые делают работы очень высокого качества, но также очень много ремесленников. Ведь традиция идет не только вглубь, в высоту, но и вширь, – открывается много храмов, много людей заказывают иконы.
Ремесленники – это тоже нормально, и в Древней Руси не все были Андреи Рублевы. Средний уровень, слава Богу, растет. Но важны ориентиры – те, на кого стоит равняться, кто может быть учителем, кто пролагает пути традиции, а не только повторяет пройденное.
Поэтому мы стараемся на выставке показать мастеров, разные мастерские, но также и учебные заведения: это иконописная школа Московской духовной академии и Свято-Тихоновский университет, иконописная школа святого Алипия Печерского из Дубны. Дипломные работы студентов расположились рядом с работами уже сложившихся мастеров, таких как отец Зинон, Александр Лавданский, Александр Соколов, отец Андрей Давыдов, Ирина Зарон. Это нужно, чтобы показать, что молодые тоже могут писать достойные иконы, что есть у мастеров достойная смена.
Молодеющая традиция
На выставке вообще много работ молодых иконописцев, и это радует – традиция молодеет. Одно время мне казалось, что хорошо работают только мастера, которых я знала 20-25 лет назад, и что всё время повторялись одни и те же имена. Сейчас появляются новые имена.
Е. Луканина. Умиление
Сегодня успешно трудится уже второе поколение, есть целые династии иконописцев. Например, прекрасно работает Филипп Давыдов, сын отца Андрея Давыдова, со своей женой Ольгой Шаламовой; Александр Черный, сын Сергея Черного; дети Лавданского и Соколова тоже приобщились к церковному искусству. То есть в иконопись пришли люди, которые видели, как делается икона, с самого детства, они буквально выросли на лесах храмов.
Обычно мы показывали работы московских иконописцев, но на эту выставку удалось привезти произведения иконописцев из Питера, Владимира, Суздаля, Архангельска, Свияжска, Твери. Так что выставка дает представление, что делается в других городах, а не только в столице. Вообще-то это редкий случай – когда столько разных иконописцев экспонируются вместе.
В. Жданова. Преподобный Серафим Вырицкий
Различать стиль и канон
– Можно ли говорить про язык современной иконы?
– Нельзя сказать, что существует какой-то общий стиль – мы видим сегодня большое стилистическое разнообразие. И это хорошо.
Но еще важно отметить, что сегодня есть общее стремление к тому, чтобы сделать икону художественным произведением, а не просто неким слепком, списком, копией, чтобы повторить все складочки древних образов. В то же время многие иконописцы, создавая произведение, стремятся не потерять каноничность, строгость, молитвенность.
Мне нравится разнообразие стилистических поисков, потому что одно время было распространено стремление сделать икону «как в XV веке», например, или «как в ранневизантийский период» и так далее. А сейчас развитие идет по пути, что называется, авторской иконы, когда нет привязки к определенному стилю, но появляется своя самостоятельная и очень узнаваемая манера. Иконописцы, слава Богу, стали различать стиль и канон, и при соблюдении канона они не боятся художественной свободы, поиска новых выразительных средств.
Иван Кусов, Святой целитель Пантелеимон
Хотя на выставке есть и иконы-копии, они хорошего качества, в них точно виден и образец, и мастерство исполнителя, но их немного, всё больше иконописцев, которые уже хорошо усвоили иконописный язык, свободно перерабатывают образцы и выдают оригинальные вещи.
Бог же не творит всё одинаково – и человек тоже должен стремиться к тому, чтобы творить новое. И для Бога в том числе.
Конечно, иконы пишутся для Церкви, для Бога, а не для самовыражения, в них не нужно стремиться показывать что-то эдакое, сильно оригинальничать. Но икона должна быть высокохудожественным произведением, иконописец может сказать свое слово так, чтобы оно было услышано, написать так, чтобы его икона стала для кого-то откровением.
По идее, каждая икона, каждый образ должен быть уникальным, потому что красота любого святого индивидуальна, неповторима. Я уж не говорю о Богородице, о Христе.
Тон свободы, поиска, художественной неповторимости, что особенно чувствуется в последнее десятилетие, опять же задают мастера. Помню, каким открытием стали лет 10-15 назад появившиеся на выставке иконы Ирины Зарон. Она с начала девяностых работала для храмов, ничего не показывая на выставках, как-то вдали от всех. А потом однажды дала свои иконы на выставку и все стали ходить смотреть на них, потому что она – удивительный художник, ее ни с кем не спутаешь, она пишет канонично и при этом свободно, я бы сказала, в художественно изысканной манере, и это всегда живые и по-настоящему новые произведения.
Мария Египетская
Богословие или ремесло?
– Насколько сейчас художники прониклись именно богословским пониманием иконы?
– Есть иконописцы-богословы, но их мало. Отец Зинон – редкий пример, чтобы понять это, достаточно почитать его тексты. С некоторыми его суждениями трудно согласиться, но именно потому, что он думает, размышляет, ищет. Александр Соколов, недавно от нас ушедший, тоже смотрел на икону с точки зрения богословской глубины.
По большей же части люди идут путем ремесла, в лучшем случае – искусства, постигая икону с этой стороны. Это тоже неплохо, мастерство необходимо. Но, к сожалению, не все понимают, что такое богословский язык иконы. Теоретически все сегодня грамотные, все читали Флоренского, Трубецкого, Успенского, писания Святых отцов об иконе – Иоанна Дамаскина, Федора Студита… Но икона не просто отражение богословия, она и есть способ богословствования. Вот этого, к сожалению, в большинстве случаев у иконописцев нет, они не могут пойти дальше, чем просто художественное выражение канонических форм.
Поэтому не все понимают глубину образа, не все умеют сделать новый образ. Но всё равно сейчас в иконописи есть движение, нет застылости на месте, и это хорошо, это живой процесс.
По выставкам, которые проходят раз в два-три года, я вижу, что и молодые растут, тянутся, пользуются находками, пусть не своими, а чужими, всё равно это движение.
М. Шешуков. Симеон Богоприимец
– Иконописцам стало понятно, как писать образы новомучеников?
– К сожалению, это остается проблемой. Мы, когда собирали эту выставку (а готовить ее начали больше чем за полгода), даже просили некоторых иконописцев: «Напишите какие-то новые образы». И я заметила, что очень мало пишут новомучеников, потому что они не получаются. Как правило, берут древних святых, просто менее известных…
Сделать новый образ – это уже значит мыслить по-иконному. То есть не просто научиться ремеслу, не просто быть художником, который пишет в иконном стиле, а действительно сделать новый образ. Пока так не получается. Образы новомучеников – это, наверное, самая большая проблема вообще в современной иконописи.
Имена иконописцев нужно знать
– На что стоит обратить внимание на выставке?
– Всегда радует Ирина Зарон, ее тонкие и глубокие работы. Рядом с ними, по контрасту – замечательные иконы отца Андрея Давыдова из Суздаля, который работает в технике энкаустики (восковой живописи). У него всегда яркие, декоративные, радостные образы.
Есть на выставке две иконы отца Зинона. Это, кстати, редкий момент, он не любит давать иконы на выставку.
Архимандрит Зинон. Святой Исаак Сирин
Заслуживают внимания работы иконописца, которого мы недавно открыли через интернет – Максима Шишукова из Свияжска. Он, художник по образованию, пишет очень необычно, ни на кого не похоже.
Интересны работы петербургских иконописцев – Филиппа Давыдова и Ольги Шаламовой, Дмитрия Мироненко, Александра Стальнова.
Дмитрий Мироненко. Святой первомученик Стефан
Хочется отметить работы мастерской Новотихвинского монастыря из Екатеринбурга.
Мастерская Новотихвинского монастыря. Снятие с Креста
На выставке есть и мозаика. Так, Александр Давыдович Корноухов дал свой эскиз в материале – огромная четырехметровая мозаика Спасителя. Интересны мозаики молодого мастера Дениса Иванникова.
– Сейчас много учебных заведений, готовящих именно иконописцев. Но на слуху почему-то всё те же имена мастеров, которые начинали еще в советское или постсоветское время, у которых было художественное образование, но иконопись они изучали самостоятельно…
– Имена младшего поколения иконописцев просто не на слуху, но они есть. Те же Филипп Давыдов, Ольга Шаламова, Денис Иванников, которых я упомянула. Или, например, Александр Солдатов (он в нынешней выставке, правда, не участвует), выпускник Иконописной школы при Московской духовной академии, сейчас он уже преподаватель – это один из лучших мастеров сегодня. У нас представлено несколько дипломных работ этой школы, показывающих, что там обучают на очень высоком уровне.
Зачем мы устраиваем выставки? Именно для того, чтобы люди знали имена современных иконописцев. Потому что даже в храмах, которые расписывали известные художники, прихожане часто этого не знают.
Я сколько раз спрашивала в Серпухове: «Вы знаете, кто написал икону “Неупиваемая Чаша”?» Не знают. И удивляются, что написал ее на тот момент 33-летний Александр Соколов: «А мы думали, она старинная».
Мне хочется, чтобы выставка была для народа открытием имен. Мы привыкли, что искусство иконы анонимное. Да, оно анонимное в каком-то смысле. У нас нет традиции подписывать иконы, как в Греции. Но всё равно и в Древней Руси знали имена Андрея Рублева, Дионисия, потому что их искусство отличалось от других и люди это замечали.
Хотелось бы, чтобы люди ходили на выставку, смотрели, узнавали и запоминали эти имена, эти образы, чтобы они знали: у нас хорошие иконописцы, есть на что посмотреть, есть чем полюбоваться, есть даже у кого заказать икону.
У выставки много целей, и надеюсь, что все они будут достигнуты. Надеюсь, что выставка не разочарует, а наоборот, будет открытием для многих людей.
Ирина Константиновна Языкова родилась в Москве. В 1981 году окончила отделение искусства исторического факультета МГУ. После университета работала в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, затем во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).
С 1980-х годов читает лекции по иконописи для самой широкой аудитории. Впоследствии эти лекции легли в основу ее первой монографии «Богословие иконы», написанной по заказу Московской Патриархии, готовившей серию учебников для духовных школ. Вышло второе, исправленное и дополненное издание «Богословия иконы».
С 1991 года преподает в богословских вузах. Первым среди них был Общедоступный православный университет (ОПУ), основанный протоиереем Александром Менем в 1990 году. В 1995-м перешла в Библейско-богословский институт святого апостола Андрея (ББИ), который выделился из ОПУ как самостоятельный аккредитованный богословский вуз. Ныне она занимает должность проректора ББИ.
С 2001 года читает курс по церковному искусству в Коломенской духовной семинарии. С 2002 года преподавала также в Российском православном институте святого Иоанна Богослова на факультете церковно-исторической живописи. Была деканом этого факультета.
В 2002 году в Италии издательством «Матрёнин двор» была выпущена книга Ирины Языковой «Се творю всё новое. Икона в ХХ веке». Книга вышла на двух языках – итальянском и русском – и стала первым серьезным исследованием иконописной традиции прошедшего столетия. Эта книга легла в основу диссертационной работы Ирины Языковой «Икона в духовной культуре России ХХ века» на соискание ученой степени кандидата наук, которую она защитила в 2005 году.
Весной 1989 года, работая в ВООПИиК заведующей выставочным залом, Ирина Языкова подготовила выставку «Современная икона», которая экспонировалась в Знаменском соборе на Варварке (тогда улица Разина). С этого времени исследовательский интерес Ирины Языковой сосредоточился на современном иконописном творчестве. Ею написаны десятки статей, подготовлены несколько каталогов современных иконописцев, она постоянно выступает с этой темой на научных конференциях и круглых столах, устраивает выставки.
В 2008 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил Ирину Языкову орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени за многолетнюю преподавательскую работу и исследовательскую деятельность.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения красавицу_видеть_хотите Дух иконописца не спрячшь за красивыми словами… Художник Максим Шешуков
Мы, люди 21 столетия, древнерусской иконописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью и копотью уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы — главная, самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками украшали в древности далеко не каждую церковь, а иконы обязательно были не только в каждом храме, но и в каждом доме. Техника, в которой они создавались, была особой. Доска, на которой должна быть написана икона, покрывалась левкасом или загрунтованной тканью — паволокой, и само изображение наносилось на грунт темперой, т.е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось слоем олифы. Именно такой старинный способ используют свияжские иконописцы в своих трудах…
Максим Шешуков, современный иконописец, занимается иконой с начала девяностых. Работает и живет в Свияжске, в древнем городе, основанном на острове еще Иваном Грозным в нескольких километрах от Казани. Сам он родом из Казани, но перебрался в Москву, учился иконописи в мастерской Владимира Ивановича Щербинина при Сретенском монастыре в Москве, женился, появилась квартира. Казалось, большой город, центр России, живи и радуйся, но…
Как-то друзья посоветовали ему купить домик в Свияжске и поселиться вдалеке от ларьков и «рыночной экономики», там, где живая и настоящая жизнь оставалась еще нетронутой.
Потом здесь стали покупать дома и другие художники, потихоньку создавать свои мастерские и сама собой начала складываться колония творческих чудаков, этакий культурный анклав.
«Художники — они как клопы, их не уничтожить. Художники — это Божий проект — поэтому, и я верю в Бога… Я уже не молодой человек и больше не занимаюсь муками творчества, я занимаюсь только свободным творчеством: взять молоток и гвоздь, вбить гвоздь в стену — при этом не испытывать никаких мук и есть — настоящее творчество…»
Шешуков о работе иконописца говорит всегда, в любом интервью, как о рутинной и будничной, приземляя и намеренно снижая ее пафосность. Ничего высокого, но самое земное и есть самое настоящее. В его словах есть, конечно, и правда, если рассматривать работу иконописца как ограниченную строгими канонами и рамками. Доски для икон должны быть подобраны особым образом, а не або как; краски – только настоящие, минеральные, из земли и камня, и никакой химии. Доски обрабатываются тоже по особой технологии. И все по старинным образцам, старым технологиям и рецептам еще пятивековой давности. У Максима Шешукова своя артель – пять человек: один готовит доски, другой — краски, третий — прориси, а иконописец просто «раскрашивает». Так издавна строилась на Руси иконописная мастерская.
Но есть в словах иконописца и лукавство, потому что самое главное в иконописи вовсе не технические приемы и ремесло. Икона рождается только когда мысль, дух и жизнь будут тоже настоящими, не поддельными, не выдуманными и не ряженными под русскую старину. Икона проявляет невидимое – дух иконописца, который не спрячешь за красивыми словами. Он здесь налицо и на ликах.
«Это как в музыке: есть ноты, а есть исполнители. Любой художник-иконописец — это, по сути дела, исполнитель. Все упирается просто в исполнительское мастерство. Одно дело Рихтер будет исполнять, другое дело — какой-нибудь кабацкий музыкант… Ведь существует широкий диапазон каких-то возможностей: кто-то трудится над виртуозным оттачиванием, кто-то идет по совершенно центральной линии — по нотам… Так и у нас. Да и сама иконописная мастерская — это всегда несколько человек. Как некий маленький оркестр…
Вот так скромно и в нескольких словах иконописец говорит о том, что он делает изо дня в день: просто играет по нотам. Творчество Максима не ограничивается иконописью. Он занимается еще и керамикой, и пишет картины. И опять сравнивает это с музыкой:
«Икона — это конкретная нотная грамота, а радикальные иконообразные картины — это уже другая область. Другое музыкальное произведение. Все как в музыке… Есть канонические вещи — есть абстрактные…»
Глядя на его иконы, понимаешь, что русская иконописная традиция не умерла, она возрождается, живая и настоящая.
Девушка с тремя крылами
Побиение Стефана камнями