На экраны вышел новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Очередная картина маэстро российского кино — настоящее кинособытие. Признаков этого множество: и узнаваемый почерк режиссера, и малоизвестные актёры в главных ролях, и (так уж получилось) особая политическая актуальность темы гражданской войны. Однако больше всего поражает то, как Михалкову и другим сценаристам удалось соединить в одном фильме два совершенно разных литературных произведения Ивана Бунина «Солнечный удар» и «Окаянные дни».
Светлое воспоминание о внезапной любви молодого русского офицера разбивается о наступившие годы лихолетья. Солдаты и офицеры армии Врангеля ждут отправки в эмиграцию, понимая, что теряют навсегда не только свою Родину, но и самих себя. И вот среди них – молодой русский офицер, некогда влюбленный, а теперь сломанный и не понимающий, как произошло все то, что он видит.
Михалков предупреждает сразу: это фильм по мотивам, поэтому ждать механического соединения двух совершенно разных (даже по жанру – рассказ и записки) произведений не стоит. Режиссер снимал не историческую картину и не экранизацию, а фильм-переживание, фильм-поиск, фильм-вопрос… Никита Михалков, Александр Адабашьян и Владимир Моисеенко работали над сценарием много лет. В результате была достигнута нужная интонация, позволяющая беспристрастно, насколько это возможно, размышлять о тех самых «проклятых» вопросах бытия. Один из них – как всё это произошло? По словам Михалкова, произведения Бунина – потрясающий материал, чтобы вглядеться в прошлое, осознать своё место в мире. Будучи в эмиграции, Бунин постоянно задавался философскими вопросами. На его глазах совершилось одно из самых кровавых событий XX века – революция, поэтому творчество писателя буквально пронизано попытками понять, как это случилось. Этот же вопрос задаёт себе и главный герой. В итоге он приходит к выводу: «А вот мы и виноваты, мы всё видели, но думали, что всё само собой образуется. Так что вот этими руками и сделали»…
Не мудрено, что найдутся люди, которые раскритикует саму идею снимать полный метр по двум разным произведениям Бунина, кто-то скажет, что в фильме мало бунинской злости, непримиримости, категоричности. Однако Михалков перед собой такую задачу не ставил. Режиссер не хотел кого-то обелить или встать на чью-то сторону. Не нужно искать в фильме «символ веры» режиссера. Лейтмотив «Солнечного удара» — эмоции: трагедия, безысходность, чувство безвозвратной потери, и с их передачей Михалков справился отлично. «Мы привлекали обширный исторический материал – мемуары участников Гражданской войны, Белого движения, научные исследования. Материал нас буквально захлестнул. Это такой силы и правды свидетельства, что мы просто лишились дара речи! Как, например, вам фраза из гимназического сочинения на тему «Как ты воспринимаешь революцию»? Девочка пишет: «Хочется есть и пахнет мертвыми» — вдумайтесь, что ворвалось в жизнь страны… Глубокое погружение в исторический материал лишило нас объективности. Когда я прочитал первый вариант сценария, я понял, что не должен это снимать. С Александром Адабашьяном мы переработали сценарий. Постарались не разделять героев на белых и красных, черных и белых, хороших и плохих. Мы говорим о соединении противоположностей в каждом человеке, о том, что у каждого своя правда. Только как точно знать и как ее постигать, эту правду?»
Солдаты и офицеры армии Врангеля ждут отправки в эмиграцию, понимая, что теряют навсегда не только свою Родину, но и самих себя. Фото: предоставлено кинокомпанией «Три Т».
Знаменитый режиссер и директор «Мосфильма» Карен Шахназаров стал одним из первых зрителей «Солнечного удара».
«Самое главное, что отличает большого художника — свой собственный стиль, своя манера и интонация. В этом смысле, это очень михалковский фильм. Именно поэтому мне кажется, что он удался. Потому что сохранить свой стиль, свою интонацию – очень сложно. «Солнечный удар» — это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения», — считает Шахназаров.
При этом фильм Михалкова лишен каких-либо назидательных интонаций. Вопрос «Как все это случилось?», вынесенный даже на афишу картины, остаётся без ответа.
— Я думаю, что на этот вопрос невозможно однозначно ответить. И не эту задачу ставил автор фильма. Важна именно постановка сама по себе. А ответить на него каждый сможет сам в силу своих взглядов, понимания, движения истории. Картина не претендует на то, чтобы дать ответ. И, мне кажется, это было бы наивно. Это не есть цель художественного произведения, — комментирует Шахназаров.
Не давая прямых ответов, Михалков интригует зрителя и заставляет размышлять, тревожит человеческую душу. Виталий Игнатенко, член Совета Федерации РФ от Краснодарского края посетил один из первых показов. Он обратил внимание на то, что фильм получился на редкость злободневным, и это при том, что у Михалкова не было задачи снять картину по политической повестке дня.
— Часто бывает, что художественные произведения предчувствуют какие-то события. И получается в конечном итоге такое воспоминание о будущем, — рассказывает он.
Благодаря мастерству режиссера две сюжетных линии – линия любви и линия войны – сходятся в контрапункте и вызывают единственно логичный вопрос: как такое произошло? Как эта светлая жизнь, полная легкости, любви, бунинской дымки, стала «окаянными днями»?
— Михалков соединил несоединимое: замечательный рассказ о любви с очень жесткой историей «Окаянные дни». Задумайтесь, 1907 и 1920. Как за тринадцать лет могло такое случиться с огромной, великой, тонкой и доброй страной, которая пришла к этим окаянным дням. Что произошло? Что случилось? На мой взгляд, Михалков предугадал события. То, что мы сейчас видим на Украине и эти конфликты, которые развиваются между людьми и братьями, говорят о том, что он попал в точку, — уверен Игнатенко.
Однако Михалков отрицает всякую связь фильма с современной политической конъюнктурой. Посмотрев его картину, можно сделать вывод: все начинается с человеческих отношений. «Как говорил Чехов, у каждого счастливого человека за дверью должен стоять кто-то с молоточком, который будет стучать ему о чужом несчастье. С героями фильма произошло то, что происходит с людьми, у которых нет за дверью этого человечка с молоточком. Другая часть ответа заключается в том, что человека надо видеть и с человеком надо разговаривать. Как кто-то замечательно сказал: человек есть не средство, а цель. Всегда лучше двигаться навстречу, а не отгораживаться забором от людей другого круга, уровня культуры, образования. Это, кстати говоря, к сожалению, свойственно части русской интеллигенции, во многом способствовавшей тому, что происходило, и способствующей сегодня тому, что происходит», — уверен Михалков. Все начинается с каждого из нас, с наших личных отношений – и это, пожалуй, единственный ответ, который даёт Михалков.
«Солнечный удар» можно пытаться проанализировать, а можно просто почувствовать душой. И в этом смысле фильм очень русский. И не только потому, что Бунин – русский автор, и не только потому, что рассказывается в фильме о русской истории. Дело в том, что философские корни картины — в традиционно русской манере рассуждать о вечных вопросах и никогда не находить ответа. В эту «ловушку» попадались великие писатели: Достоевский, Толстой, Гоголь; режиссеры: Ромм, Тарковский, Бондарчук. Режиссер Виктор Мережко уверен, что «Солнечный удар» — это фильм-путешествие: «как раньше паломники ходили за тысячи верст на богомолье, так и картина, коль скоро она является молитвой художника, превращается для зрителя в богомолье». Но вот каким будет это путешествие, и в какую точку оно приведёт – каждый зритель решает сам.
Содержание
Солнечный удар
Российская драма, поставленная Никитой Михалковым по мотивам произведений Ивана Бунина, с Мартиньшем Калитой и Викторией Соловьевой в главных ролях.
Сюжет фильма Солнечный удар
Действие фильма «Солнечный удар» происходит в Гурзуфе — городке на берегу Черного моря недалеко от Севастополя в 20-е годы прошлого века. Тогда Крым был средоточием белых, практически уже потерявших надежду защитить Россию. Многие стремились уехать на пароходах за границу. Но Врангель, который осознавал бесполезность усилий, напечатал объявление о своем отъезде.
Что же касается офицеров, то, ввиду полного истощения средств, он предупредил их, что в случае бегства они не должны рассчитывать ни на какое содержание от него и с момента их вступления на пароход не могут получать даже кормовых. Это вынудило многих остаться в Крыму, в который уже входили красные. Кроме того, советская власть пообещала белым офицерам лишь забрать погоны и выслать из пределов Крыма, определив на работу по специальности на благо молодой республики.
В числе оставшихся в Крыму офицеров, — поручик, который проводит день после восхитительной ночи с незнакомой женщиной. Его чувства в течение дня меняются: мимолетная влюбленность привела к страстной ночи и усталому утру, удовлетворению и облегчению от того, что женщина уезжает, — и… к невероятному опустошению… И день вроде бы не удался — водка, чья-то свадьба, мухи и непрестанно зудящие комары. Но оказывается, что в жизни поручика это был самый счастливый день, потому что дальше последует гибель его мира.
Создание фильма Солнечный удар
«Солнечный удар» стал очередным обращением Никиты Михалкова к русской литературной классике. Если ранее режиссер использовал в качестве основы сценария своих картин произведения Гончарова («Несколько дней из жизни И.И.Обломова») и Чехова («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Очи черные»), то на этот раз он черпал вдохновение в творчестве Ивана Алексеевича Бунина.
Основой сценария картины послужили изданный в 1925 году рассказ «Солнечный удар» и книга «Окаянные дни», в которую вошли дневники писателя, которые он вел в 1918—1920 годах. По словам Михалкова, замысел экранизации рассказа Ивана Бунина у него появился давно, еще в 1970-е годы, а его воплощение началось более чем через три десятка лет:
«Я шел к «Солнечному удару» 37 лет, в великой русской литературе нет вещи столь тонкой и наполненной чувственностью. Я 11 раз переписывал этот рассказ от руки — казалось, я уже должен был знать, какое слово в предложении будет следующим — и всё равно оно было другим, тем, которое полностью меняло энергетику. Если бы Господь дал мне хоть на 40 процентов соответствовать этой литературе, я был бы рад. Снять эротическую сцену нетрудно — для этого надо иметь двух незастенчивых актеров. Я же придумал этой истории другое обрамление. Про гибель русского мира. Не пугайтесь, здесь больше не будет танков!»
Сценарий, в котором переплетены сюжет рассказа об истории короткой страсти и дневниковые записи, в которых задокументирована гибель великой империи, Михалков начинал создавать в сотрудничестве с Владимиром Моисеенко, с которым ранее уже работал над лентами «Утомленные солнцем 2» и «Двенадцать». Смерть Моисеенко прервала эту работу, но спустя некоторое время Михалков продолжил трудиться над сценарием, но уже на пару со своим давним соавтором и другом Александром Адабашьяном.
Авторы картины сознательно не приглашали в картину звезд первой величины, даже на роли центральных персонажей. В исполнительский ансамбль ленты вошли не примелькавшиеся актеры, большая часть которых была найдена ассистентами Михалкова в провинциальных театрах и театральных вузах. Режиссер отмечал, что это было принципиальным решением:
«К сожалению, в настоящий момент медийность не самым лучшим образом влияет на многих актеров, помимо этого у них далеко не всегда бывает время подумать над самой ролью, так как съемки проходят с невероятной скоростью. Это не значит, что все известные актеры плохие, но иногда складывается впечатление, что из-за нехватки времени у них пропадает желание трансформироваться, меняться, рисковать и пробовать новые образы».
Натурные съемки «Солнечного удара» проходили в Гороховце, небольшом городе во Владимирской области. Ранее Никита Михалков уже работал здесь – частично в Гороховце снималось продолжение «Утомленных солнцем». Отдельные сцены снимались в Павлове-на-Оке Нижегородской области и Одессе.
Мировая премьера фильма состоялась в столице Сербии Белграде, а на следующий день картина была представлена российским зрителям.
Драма «Солнечный удар» выдвигался от России на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но не вошел в число номинантов. В 2015 году фильм «Солнечный удар» был удостоен премии «Золотой орел» в номинациях «Лучший игровой фильм», Лучшая операторская работа», «Лучшая работа художника-постановщика» и «Лучшая музыка к фильму».
Интересные факты о фильме Солнечный удар
— Эпизоды на пароходе пришлось снимать в Швейцарии, потому что только на Женевском озере имелись колесные пароходы — в рабочем состоянии и в достаточном количестве для воссоздания оживленного пароходного движения, характерного для России начала XX века. Интерьерные сцены снимались в павильонах «Мосфильма». Один из павильонов студии использовался для съемок финального эпизода, в котором было задействовано около 450 человек.
— В эпизодических ролях фотографа и его ассистента в картине снялись сценарист Александр Адабашьян и композитор Эдуард Артемьев.
— Сыграть поручика в «Солнечном ударе» мог Евгений Миронов. По словам Михалкова, этого не произошло по причине занятости актера в другом проекте. Миронов только озвучил этого героя.
— Исполнитель главной роли Мартиньш Калита для того, чтобы сыграть своего персонажа, которому в одних сценах — 22 года, а в других — 35 лет, за два месяца поправился почти на 20 кг.
— Песня «Не для меня» звучит в фильме в исполнении Никиты Михалковым и Государственного академического Кубанского казачьего хора под руководством Анатолия Арефьева.
Съемочная группа фильма Солнечный удар
Режиссер: Никита Михалков
Авторы сценария: Никита Михалков, Владимир Моисеенко, Александр Адабашьян, Иван Бунин (рассказ)
Продюсеры: Леонид Верещагин, Никита Михалков, Александр Уткин
Актеры: Мартиньш Калита, Виктория Соловьева, Сергей Серов, Алена Спивак-Бычкова, Наталья Суркова, Денис Васильев, Ксения Попович, Олег Граф, Вадим Головко, Андрей Попович и другие
Оператор: Владислав Опельянц
Композитор: Эдуард Артемьев
1907 год, спустя некоторое время Россию потрясут знаменитые события, но главным действующим персонажам мелодраматической картины «Солнечный удар» далеко не до этого. В центре сюжета картины, сюжет которого взят знаменитым режиссером Никитой Михалковым из произведений Бунина, два персонажа — поручик и случайная знакомая. Молодые люди познакомились во время плавания на теплоходе, и эта роковая встреча внесла существенные коррективы в судьбы обоих.
Две противоположности, внезапно испытавших взаимную страсть, сойдут на уединенном острове и отправятся в гостиницу, где проведут всего одну, но такую незабываемую ночь. На утро прекрасная незнакомка исчезнет без следа, а мужчина на всю оставшуюся жизнь запомнит испытанные мгновения счастья. Дома девушку ждали супруг и маленькая дочка, но даже настолько чистолюбивая и ответственная особа не смогла устоять перед настоящим очарованием молодого парня, покорившего сердце дамы раз и навсегда.
Встретятся ли возлюбленные когда-нибудь или грядущие перемены станут роковыми? На горизонте уже маячит хаос перестройки, но человеческое сердце всегда помнит тех, кто отвечал взаимностью на раскрытую душу. Помнит и скучает.
Господин офицерик
Солнечный удар (2014)
Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Мартиньш Калита, Виктория Соловьева, Анастасия Имамова, Мириам Сехон, Сергей Серов
Премьера: 9 октября 2014 года
Смотреть онлайн бесплатно
Крым 1920 года. В то время как остатки разгромленной армии генерала Врангеля эвакуируются из Севастополя, солдаты и офицеры, попавшие в окружение, сдаются красноармейцам и покорно ждут своей участи. Многие из них мучаются вопросом: «Как вышло, что мы потеряли нашу Россию?», и безымянный капитан (Мартиньш Калита) возвращается мыслями в 1907 год, когда он был беззаботным поручиком, обрученным с привлекательной девушкой и внезапно влюбившимся в красавицу, которая плыла с ним на речном пароходе.
Кадр из фильма «Солнечный удар»
Мартиньш Калита – латвийский актер из Лиепайского театра. «Солнечный удар» – его дебют в России, и он получил роль после пятичасового собеседования с Михалковым
Новый фильм Никиты Михалкова представлен зрителям как соединение двух произведений Ивана Бунина – романтического рассказа «Солнечный удар» и сборника дневниковых записей о послереволюционной России «Окаянные дни». Это, мягко говоря, неправда. «Солнечный удар» в картине действительно экранизирован, а вот от «Окаянных дней» в фильме нет почти ничего. В дневниках Бунина речь идет о гражданской жизни в Москве и Одессе, а картина Михалкова проводит всю свою «позднюю» часть с белыми офицерами в красном плену. Классик ничего подобного не описывал, и точнее было бы сказать, что вторая часть фильма – это придуманное сценаристами продолжение «Удара», основанное на реальных событиях и вдохновленное горькими размышлениями из «Дней».
Изображение в картине Розалии Землячки может показаться карикатурным, но оно основано на воспоминаниях и свидетельствах об этой страшной женщине, на совести которой сотни тысяч жертв красного террора
Обычно, когда сценаристы дополняют классику, их отсебятина – худшая часть фильма. В «Солнечном ударе» все ровно наоборот. Не потому, что Бунин плохой писатель, а потому, что Михалков плохой его экранизатор. Легкая, воздушная и короткая бунинская зарисовка – не столько история, сколько блистательно пойманное ностальгическое настроение – в руках режиссера превратилась в натужное, затянутое и усыпанное ненужными деталями повествование, которое увенчивается кошмарнейшей эротической сценой в истории мирового кино (нет, это не шутка и не преувеличение).
Кроме того, короткий роман поручика настолько не рифмуется с послереволюционными событиями ленты, что их художественное противопоставление наводит лишь на самые общие и плоские мысли вроде: «Надо было, капитан, не по бабам шляться, а в академии лучше учиться, чтобы потом не проиграть войну экономисту Фрунзе и медичке Розалии Землячке. Позорище же несмываемое!» (если Фрунзе лишь поминается в начале фильма, то Землячка, высокопоставленная партийная активистка, – ключевая героиня второй части ленты). Контрастное сопоставление тем эффектнее, чем больше перекличек между сопоставляемыми историями, а параллелей между случайным романом и жизнью в плену нет почти никаких.
Понимая это, авторы картины продолжили историю 1907 года, водрузив поверх полутора часов в обществе поручика и его пассии еще час, в течение которого поручик заводит новое знакомство, непосредственно связанное с позднейшими событиями. Этот час составляет, так сказать, идейную мякотку картины, но он лишь косвенно сопряжен с романом поручика. Поэтому, откровенно говоря, Михалкову надо было вовсе забыть о бунинском «Ударе» и просто снять фильм о том, как (внимание, спойлер!) офицер-дворянин, проведя несколько часов в компании мальчика-простолюдина, годы спустя встречает его уже взрослым коммунистом и осознает, что приложил руку к превращению набожного парнишки в безбожного комиссара.
Такое кино было бы не только компактным, но и выразительным и насыщенным смыслом. И оно, вероятно, получилось бы еще лучше, если бы лента полностью сосредоточилась на двух ключевых персонажах, а не заполняла экран эпизодическими типажами – порой яркими и забавными, но в конечном счете лишь крадущими время у фильма и зрителей. Михалков, вероятно, задумывал эпопею, но его «Солнечный удар» больше похож на кусок мрамора, от которого надо отсечь лишнее, чтобы осталась Венера Милосская. Хотя временами Венера виднеется – актеры удачно подобраны, есть красивейшие кадры и удачные сцены… Это определенно не позорнейший и безумный «Утомленные солнцем 2», но и не великолепный «Утомленные солнцем». Новый фильм Михалкова – где-то посредине.
С 9 октября в кино.
Страна на грани «Солнечного удара»
В большинстве михалковских фильмов, сколь бы ни были драматичны их сюжеты, есть свет и надежда. Здесь, на первый взгляд, — нет. «Солнечный удар» — это трагедия. Тяжелая, беспросветная, безвыходная трагедия.
Умный собеседник
Никита Михалков когда-то прославился как мастер тонкого камерного кино: «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни
И. И. Обломова», «Урга — территория любви».
Позднее он долго искал иной киноязык — общественно заостренный, публицистический. Нравилось не всем. Часть зрителей нередко воспринимала изощренные артхаусные приемы Михалкова как личное оскорбление или надругательство над историей России. Ничего подобного у Михалкова нет. Но он с очень большим трудом добивался понимания, поскольку предлагал широкой аудитории картины с «фестивальными» инкрустациями, «шифрами», «кодами», нарочито усложненной системой образов.
В данном случае ему удалось найти золотую середину между публицистикой и камерностью. На экране могут присутствовать колоссальные толпы, но диалог ведут маленькие группы — по 5-6 персонажей максимум. Иными словами, массовость «Солнечного удара» — мнимая. Она превосходно маскирует камерность фильма. А камерный подход позволяет режиссеру почти напрямую беседовать со зрителем — словно оба сидят за одним столом и ведут неторопливый спор о судьбе России. Язык этого спора предельно прост, никакой избыточной замысловатости.
Михалков не поучает и не проповедует — он выступает в роли умного собеседника. «Давайте поговорим, — как будто приглашает режиссер. — Давайте поговорим, пока у нас еще есть дом, где можно собраться и поговорить…»
Море грехов
Действие фильма происходит в двух слоях времени. Озорное любовное приключение, начавшееся на волжском пароходе за семь лет до начала Первой мировой, соединено с жуткой историей белых офицеров, на исходе 1920 года оказавшихся у большевиков в плену.
Первый слой разворачивается в тонах романтической шалости: главный герой — блестящий офицер в парадной форме, главная героиня — прекрасная незнакомка, кругом — почтенная публика, хорошо устроенная жизнь, солнечный жар, золотая рябь на речных волнах. Всё прекрасно…
То есть всё выглядит прекрасным.
Второй слой: несколько тысяч людей, которых скоро зверски убьют. Они все еще желают понять смысл происходящего. Центральный персонаж — тот самый блестящий офицер с волжского парохода — наблюдает за происходящим и мучается непониманием: с чего, Бога ради, началось падение России в этот темный ужас, выстуженный ветрами крымской осени?
Сам Никита Михалков в интервью газете «Взгляд»
(8 октября 2014 года) подсказал зрителям смысл своего художественного высказывания: «Наш герой, находясь на краю — и своей родины, и своей жизни, — все время задает себе вопрос: “Как это случилось?” Как же так, что всего 13 лет назад, в 1907 году, он плыл по Волге, с ним случился солнечный удар, у него был потрясающий день в маленьком городе, и все было так печально и расслабленно, была романтика жизни — а теперь он стоит в холодном лагере для пленных и срезает погоны. “Зачем мы?” — спрашивает другой герой фильма, есаул. “Зачем все это, зачем русская литература, зачем мы учили французский, если все доведено до такого крайнего состояния?..” По всей картине разлиты ответы на вопрос “Как это случилось?”. Мальчик спрашивает тебя про Дарвина, а ты отмахиваешься, шутишь, милая горничная украла шарф, фотограф обманул… и так далее. Казалось бы, глупо говорить, что из-за этого случилась революция — но и из-за этого тоже она произошла».
Режиссер проговорил в своем творении всё, что считал важным, прямо, четко, прозрачно. Никаких разночтений, никаких полутонов.
Народ русский отошел от Господних Заповедей, ушел от веры, поддался пороку и бесовским соблазнам. Он сам себя разрушил. Своими собственными руками, по собственной воле. Мелкие, частные грехи приводили к унижению любви и гибели правды между людьми, а это, в свою очередь — к разрушению самого строя русской жизни, самых ее основ.
Да, на периферии киноповествования звучат слова «Европа», «марксизм» и т. п. — как антураж для какого-то гнусного мошенничества, обмана, низкопробного фокуса. Но… народ ведь сам выбирал — поддаться ему на этот трюк или отступить подальше, «не идти на совет нечестивых». Не поддался бы, сделал бы иной выбор, и благо бы ему было. Выходит, не обвинение в адрес каких-то злобных чужаков уместно, а покаяние в собственных грехах.
Грехов же — море разливанное, они всех сортов и разновидностей. Настоящая выставка сокрушительного расставания с Заповедями.
Вся эта милая романтическая связь во время волжского круиза, она ведь… прелюбодеяние. Главная героиня, мать двоих детей, изменяет мужу. А главный герой с энергией, достойной иного применения, предает свою невесту.
Красавец-офицер нимало не обращает внимания на вопросы мальчика из волжского городка: отрок рассказывает, как вежливый преподаватель из Петербурга учил местных детишек тому, что Бога нет. Верно ли он учил? Офицер, изнывающий от блудного воспаления головного мозга, небрежно бросает дежурную благоглупость: «Кто во что верит, то и есть». Что ж, Бог воздаст ему по слову его. Мальчик именно тогда, послушав «умного» взрослого дядю, перестает верить в Бога. А заодно и воспроизводит знаменитую формулу Достоевского: «Если Бога нет, то всё дозволено». Пройдет тринадцать лет, и выросший мальчуган, теперь уже матерый чекист, очень интеллигентно, очень вежливо пустит на дно морское баржу с сотнями пленников.
А всё началось с того, что бравый командир совратил незнакомую даму.
«Отличились» не только главные герои. Второстепенные персонажи лгут, воруют, скупердяйничают… всё по мелочи, всё как-то почти невинно. Однако сумма мелочей — вроде суммы трещин на мраморе: была несокрушимая плита, и вот она превратилась в жалкие обломки. Из тысяч маленьких грехов соткался один громадных грех — отход нации от веры, от Бога. Общепринятое легкое и приятное потакание собственным слабостям уничтожило нравственное здоровье русского общества.
Российская империя на заре XX века выглядела прекрасно: пароходы, храмы, чистые города, храбрые офицеры, прекрасные дамы… Картинка, предложенная Михалковым, столь притягательна, что дух захватывает! От нее идет ощущение крепости и здоровья, словно от рослого красавца-подосиновика на лесной поляне.
А внутри-то всё уже зачервивело, внутри-то — труха, пакость.
Притом тяжелее всего поражены образованные слои общества, его элита, те, кто должен его вести…
Михалков передал ощущение этой всеобщей внутренней зачервивленности с необыкновенной художественной силой. Он как будто надавал современному русскому обществу пощечин, чтобы оно не замерзло, уснув от обольщения «величественным прошлым». Куда там дремать! Ведь скатываемся в ту же яму, поддаемся тем же порокам, совершаем те же грехи, и в стране возрождаются те же общественные хвори, что терзали ее сто лет назад!
Приговор русской классике
Еще один публицистический удар Михалков нанес по русской классической литературе.
Врангелевские офицеры, сдавшись красным, ведут в одном из крымских лагерей беседы о смысле России и ее предназначении. И вот из уст персонажа, выставленного режиссером в черном свете (предатель и размазня), звучат горделивые слова о величии страны, у которой есть Гоголь, Толстой et cetera. Видимо, есть у нее и великая духовная миссия. А высокая литература — то ли необходимое условие для правильного хода страны по пути выполнения этой миссии, то ли уже и первый плод движения по избранному маршруту.
Но на последних минутах фильма другой персонаж — офицер, вызывающий больше уважения, один из «фаворитов» режиссера, утверждает нечто прямо противоположное. Он признается в страстной ненависти к русской литературе: столько времени нация поливала себя грязью!
Так не следует ли отдать господам литераторам, в том числе и титаническим фигурам классиков, изрядный кус от большого пирога общей вины за падения России?
Фильм построен на материале литературных дневников И. А. Бунина «Окаянные дни» и его же рассказа «Солнечный удар». Но то, что у Бунина — великая любовь, начавшаяся как сумасшедшая вспышка и закончившаяся ощущением боли, надлома, надвигающейся старости, то у Михалкова — великий грех, впадение в прелесть, поражение, понесенное от соблазна. И всё бунинское волшебство нежданной встречи у Михалкова обращено в злую магию, в помрачение души.
Михалковская трактовка Бунина — еще одно обвинение в адрес русской классики, пусть и не столь прямое, как слова офицера, ненавидящего литературу. Михалков сделал так, что читатель, когда-то упивавшийся, быть может, Буниным, начинает понимать, что придонный смысл его рассказа — изящно оформленная грязь.
Этот вердикт Михалкова — дерзкий ход. То, что ему простят в последнюю очередь. И правда в его интерпретации есть. Кто-то должен был «с высокой трибуны» сказать то, что давно плавало по сети, звучало в полемических перепалках литераторов второго ряда, но никогда не ставилось в фокус внимания русской образованной публики. Михалков решился, и за отвагу можно лишь сказать ему спасибо.
Однако не все так просто.
Да, в нашей классике много воспевания греха. И много высокоинтеллектуальных плевков в собственную страну, собственный народ. Но ведь этим русская литература не ограничивается. Она ведь еще и громадное предупреждение о болях и скорбях взрослого человека. Проживая странные, изломанные судьбы, Онегин, Печорин и прочие «лишние люди» своим примером «закрывали» для образованной публики губительные дороги…
Так стоило ли одним махом ставить знак равенства между всей этой сложностью и грехом, грязью?. Вышло как-то сгоряча.
Весточка из тьмы
В большинстве михалковских фильмов, сколь бы ни были драматичны их сюжеты, есть свет и надежда. Здесь, на первый взгляд, — нет. «Солнечный удар» — это трагедия. Тяжелая, беспросветная, безвыходная трагедия. И уж точно этот фильм не для детей, не для семейного просмотра. В нем очень много боли, отчаяния и холода. Если пропустить его сквозь собственное сердце, это будет мучительное испытание.
Главный герой и его товарищи скорбят, размышляют, спорят, даже трогательно заботятся друг о друге, хотя все они — люди военные, должны были загрубеть в горниле Гражданской войны… Мечтают о лучшей доле. И все до одного, без исключений, примут страшную смерть.
А их палачи останутся. Они — хозяева новой жизни. Им — править русским народом.
Для России, изгрешившейся и погибшей в братоубийственной сваре, Михалков не оставил ни единого лучика света. Просто смерть безо всякого триумфа.
И все-таки надежда есть — но она уже за пределами фильма. Надежда не для его героев, которые мучительно пытаются понять причины и смысл Катастрофы. Все эти споры уже никак не изменят их судьбу. Надежда — для нас, надежда в том, что происходящее на экране может стать уроком для нас. Михалков повествует о Российской империи — но современная Россия незримо присутствует в фильме. Отчетливо слышится: туда же идем! Тормозите, пока не поздно! Часы тикают, но время еще есть.
Фотографии со съемок фильма предоставлены
кинокомпанией «Dream Team».
О чём новый фильм Михалкова «Солнечный удар»?
В российский прокат 9 октября выходит фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятый по одноимённому произведению Ивана Бунина и дневникам писателя «Окаянные дни».
По словам режиссёра, новая картина посвящена всему русскому миру и имеет особый смысл из-за событий на Украине.
АиФ.ru рассказывает о новом фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар».
О чём фильм «Солнечный удар»?
В фильме «Солнечный удар» описываются ощущения эмигрантов через осмысление потерянной России. Основная идея фильма — попытка ответить на вопрос: как начинается война, которая потом никого не щадит?
Сюжет картины основан на истории любви поручика и прекрасной незнакомки, обрушившейся на них, как солнечный удар. Познакомившись на пароходе, герои сходят на берег в маленьком уездном городке Павлино, где проводят в гостинице одну-единственную ночь вместе. Наутро женщина исчезает — её дома ждут супруг и дочка. А поручик спустя годы не может забыть даму… Образ этой девушки-незнакомки с развевающимся шарфом становится образом, который главный герой пронесёт через всю жизнь и который не оставляет его ни на минуту.
По словам режиссёра, фильм «соткан из переплетения совершенно воздушных, лёгких, завораживающих моментов «Солнечного удара» 1907 года и мрачных, опустошающих и трагических событий «Окаянных дней» 1920 года — времени, когда русский мир был «разодран в клочья» Гражданской войной, когда десяткам тысяч русских людей пришлось бежать из родной страны, ища пристанища в странах Европы и, в частности, в Сербии».
В главных ролях:
- Мартиньш Калита,
- Виктория Соловьёва,
- Ксения Попович,
- Александр Адабашьян,
- Эдуард Артемьев,
- Сергей Бачурский,
- Кирилл Болтаев,
- Денис Васильев,
- Иван Казарновский,
- Владимир Юматов,
- Сергей Карпов Егорий.
Оператор фильма — Владислав Опельянц.
Монтаж картины — Мича Заец.
Сценарий — Никита Михалков, Владимир Моисеенко, Александр Адабашьян.
Продюсер — Леонид Верещагин, Никита Михалков.
Композитор — Эдуард Артемьев.
Художник — Валентин Гидулянов.
Монтаж — Светолик Зайч.
Продолжительность фильма — 180 минут.
Бюджет — 24 млн долларов.
Места съёмок — Россия, Украина, Швейцария.
Когда «Солнечный удар» выйдет в прокат?
Как уточнили в пресс-службе Михалкова, мировая премьера картины состоится 3 октября в столице Сербии, Белграде. В России фильм впервые покажут 4 октября в Симферополе и 5 октября в Севастополе. Московская премьера ленты запланирована на 7 октября. А с 9 октября «Солнечный удар» выходит в широкий прокат.