Сергей Стратановский. «Изборник: стихи 1968–2018» (2019)
В Издательстве Ивана Лимбаха готовится к выходу новая книга известного петербургского поэта Сергея Стратановского: Стратановский Сергей. Изборник: стихи 1968–2018 / Вступ. ст. А.Ю. Арьева. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2019. — 384 с.
Поэт Сергей Георгиевич Стратановский в 1968 г. окончил филологический факультет Ленинградского университета. Участвовал в Блоковском семинаре Д.Е. Максимова. Работал экскурсоводом в музее Пушкина на Мойке, в Эрмитаже; с 1983 г. библиограф в Публичной библиотеке (РНБ). Как и многие другие неофициальные поэты Ленинграда, посещал ЛИТО Глеба Семёнова. Стал известен благодаря публикации в антологии М. Шемякина «Аполлон-77». Около 40 стихотворений было опубликовано в антологии К. Кузьминского «У Голубой лагуны» (1983). Первая публикация на родине состоялась в сборнике «Круг» (1985). Член Международного ПЕН-клуба (с 2001). Стипендиат Фонда Иосифа Бродского (2000).
Купить книгу можно будет здесь: http://limbakh.ru/index.php?id=10
«Свои первые стихи Сергей Стратановский написал в конце шестидесятых годов, и это уже были вещи сложившегося, совершенно оригинального автора», в 1970-е «вместе со стихами его соратников и друзей — Елены Шварц, Виктора Кривулина и Александра Миронова — они становятся едва ли не основным содержанием русской поэзии того времени в ее ленинградском изводе, самым чистым ее воздухом» (Михаил Айзенберг). Лауреат Пастернаковской премии (2005), Премии Андрея Белого (2010), Премии Кардуччи (2011) и многих других. Книги Стратановского переводились на английский, французский, итальянский, польский и другие языки.
С разрешения издательства Ивана Лимбаха публикую несколько стихотворений Сергея Стратановского из этой книги.
Социологический трактат в стихах о феномене алкоголизма
Мы чудесно спасемся пустот бытия!
И тоску, словно черствую булку,
Алкогольным ртом жуя,
Человек ползет по переулку
Трактуем всеми как свинья.
А некогда его портреты в цехе
Сияли гордо и красиво,
Он жил, радея за успехи
Родного коллектива.
Была квартира и семья,
И сыновья учились в школе
На диалектиков,
но сущность бытия
Он потерял и в алкоголе
Нашел забвенье и себя.
О ты — феномен отчужденья,
Сизифо-жизнь, никчемный труд…
Живут дома как наважденья
Каналы мутные текут.
О Ленинград — земля пустая
И нелюбезная народу,
Здесь мутят черти из Китая
В каналах медленную воду.
Здесь Ленэнергии: Ленсвет, Ленгаз, Ленмозг
Сосут вампирами пустыми,
И ты сгибаешься под ними,
Ничтожный человеко-мост.
Мост от рожденья до могилы,
Через каналы и дома,
Сквозь свет нелепый и немилый,
Сквозь годы в мире несчастливом,
И птица над заливом
Летает, как тюрьма.
Ей не дано свободы,
Ее сожрет Китай,
За беды и невзгоды
Ей не обещан рай.
И человек по мостовой,
С отяжелелой головой,
Ползет, тоскуя и блюя,
Трактуем всеми как свинья,
Как язва общества и мусор бытия.
1971
Эдуард Багрицкий
Смерть — наш товарищ:
Мичурин из сада убийства,
Врач, прививающий бешенство
пионерчикам розовощеким,
В коже защитной чекист,
в прозодежде рабочий, механик…
Ширится, словно ударничество,
смерти служебный реестр.
В колбе микробов ненависти
кормит поэт полумертвый,
Крыльями машет над ним
птица романтики яростной.
Слышишь: враги наступают
с запада, с севера, с юга.
Раненный пулей кулацкой,
видишь, упал комсомолец —
Кровь заливает лицо,
кровь на подушке поэта.
Слушай меня, комсомолец:
С юга, с востока — враги.
Кровь — наш товарищ,
и если прикажет — солги.
Кровь — наш товарищ,
и если прикажет — убей.
1977
«Троица» Рублева
Трое пришли к Аврааму,
трое священно-молчащих,
Странствующих и усталых…
Посохи в тонких руках,
Чуть склоненные головы, перезвон
Колокольчиков в поле, во ржи…
1998
После выставки Филонова
Какая сила в противоиконе?
В чашах трапециевидных,
в чёрноквадратном хлебе?
В рыбах ржавожелезных
на сколоченном грубо столе?
Что за сила несветлая
в перекошенных лицах застольцев
Трапезы тайной?
1993
Вяйнямёйнен и русский князь
На ладье лебединой,
По реке долгой, длинной,
на север, лесами обильный,
Русский князь — витязь сильный
К Вяйнямёйнену старому
приплыл со своей дружиной.
И сказал русский князь:
«Помоги нам, кудесник старый,
Бьют нас татары,
жгут наши села и нивы,
Города разоряют,
лучших людей в плен уводят…
И мы просим тебя, заклинатель старый,
Послужи нам силой своей волшебной —
Знаю, можешь ты словом мощным
Мор наслать на народ, искони враждебный».
И ответил ему Вяйнямёйнен старый:
«Слово лечит, а не губит,
слово строит, а не рушит.
Словом я ковал железо, словом я ладью построил,
Но убить не смеет слово
никого на целом свете.
Я пойду к тебе на службу, русский князь,
Только воином обычным в твое войско,
Ибо сила моя тяжела мне стала,
И хочу сойти я к смерти,
к Туонелы водам черным».
«Жаль», — ответил ему русский князь.
Григорию Сковороде —
Господню старчику,
что странствовал в то время
От города к селу
и от корчмы к корчме,
Хасид пронзительный
из тамошних, тогдашних
Не встретился нигде
(хоть встретиться и мог),
И умный диалог
о Боге и Добре,
О смысле Библии
не вспыхнул на дороге
Подобно искоркам во тьме.
А если б встретились?
Ну, где-нибудь в корчме?
И спор затеяли?
Что? Поняли б друг друга?
2009
Иди туда, иди туда,
Где смог и черная вода
Под транспортным мостом,
как ближний гром, грохочущим.
Там сквер без детворы, дворы несвежие,
В одном из них пятно,
на крестоказнь похожее.
Иди мимо него
в большой трущобный дом,
На лестницу его,
щербатую, крутую,
Карабкайся по ней —
площадки, двери, ниши…
Пусть с передышками,
но выше, выше, выше…
И наконец, чердак,
но есть еще за ним
Ступени белые,
ведущие на небо,
Навстречу ангелам…
2013
Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
— в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
Рифмы жизни. Сергей Стратановский.
Деревянный Дворцовый мост и вид на Адмиралтейскую набережную в Санкт-Петербурге (Россия). Цветная фотолитография XIX века (1890—1900).
Конечно, поэт – только человек, одновременно обремененный и награжденный волшебным даром стихотворчества. Природа этого дара, безусловно, надмирная. Иному писателю достаточно своей внутренней вселенной, в которой, отражается окружающий его мир. Другому – необходимо перевоплощение, переселение в иные миры и души, подчас самые обычные и «понятные» – чтобы посмотреть «изнутри», заговорить языком разнообразных персонажей как нашей обыденной, так и даже исторической, библейской жизни, как это происходит у жителя Санкт-Петербурга – Сергея Стратановского.
Сомнения волхва
Нет, ни за что не поеду
и россказням вашим не верю
Что за младенец грядущий?
Стар я уже и устал
Трудно без помощи слуг
нынче мне сесть на верблюда
Знаю: в гостиницах грязь,
на дорогах – разбойники, воры
Нет, не поеду, увольте.
Впрочем, в каком это месте?
Ах, в Вифлееме. Не слышал
То-то, должно быть, клоповник
и глухомань
Не поеду.
Впрочем, звезда, говорите,
новая вдруг появилась
На небосклоне горит…
Может быть, знаменье вправду?
Может, слухи не так уж нелепы?
Может поехать?..
Эй, слуги,
Где мой любимый верблюд!
Сергей Стратановский, «Сомнения волхва», 1981 год.
Стратановский – легенда ленинградского «стихотворного подполья» 70-х–80-х годов, один из самых поразительных русских поэтов, пишет нелегкие стихи: они необычны и в своем построении, причудливы в содержании. Он, по слову другого стихотворца, «оригинально совместил деформацию — с неподдельной гармонией, гротеск – с лиризмом, сарказм – с теплом».
Говорили «вцепись»,
повторяли «держись»
Как за буйный шиповник – руками
Но меня не хватает,
совсем не хватает на жизнь
От нее заслоняюсь – стихами
А еще не хватает,
совсем не хватает на смерть
Сохрани меня, Господи!
Помоги не сорваться, суметь
Уцепиться за чахлый,
ползущий по склону кустарник
Сергей Стратановский, начало 2000-х годов.
Сергей Георгиевич, на мой взгляд, прежде всего поэт мучительной человеческой боли, его духовный опыт и бесстрашное поэтическое зрение таинственно преображают «ад бытия», за которым нам бывает так трудно разглядеть Божий Промысел. Этот поэт не отворачивается от жизни, но сострадает ей, надеясь и веря.
Вот одно из самых новых стихотворений Стратановского:
Греция
Там на мраморе белом
горячие тени, чуть синие,
А на кладбище ночью
огненных пчел рой мерцающий.
А на гору взойдешь
виноцветное море откроется
Многошумное море – таласса.
Как хотел мой отец
увидать этот край, этот рай
Не пришлось, не случилось
да и я не увижу, наверно.
Но беды в этом нет –
жизнь не трепет оливковых рощ,
Жизнь – рост души
ну а где и когда – разве важно.
Сергей Статановский, «Греция», 2011 год.