Содержание
- Самсон
- История персонажа
- Самсон в Библии
- Интересные факты
- Экранизации
- Цитаты
- История Самсона в Библии
- Слабость Самсона
- История Самсона в Библии о его волосах
- Победа и поражение Самсона.
- Далида и Самсон
- История восстановления Самсона в Библии
- В поте лица будешь добывать себе хлеб
- Бог хочет принести покой твоему разуму
- Урок из истории о Самсоне
- Самсон (мифология)
- Библейское повествование
- Научные интерпретации
- В религиозной традиции
- В искусстве и литературе
- Интересные факты
- См. также
- Примечания
- Ссылки
- Верующие женщины Godwomen.org
- Самсон Самсонов, жена
- Кто такой Самсон в Библии
- Сила в волосах: сказания и мифы
- далила
Самсон
Самсон (солнце) (Суд. XIII, 24) – сын Маноя, бывший судиею израильским 20 лет.
Обстоятельства, сопровождавшие его рождение, замечательны. См. Маной. Вопреки желанию своих родителей, которые были почитателями Закона (Исх. XXXIV, 16, Втор. VII, 3), он пожелал жениться на одной женщине из филистимского города Фимнафы. Когда был он на пути в этот город с отцом своим и матерью, навстречу им вышел молодой лев. На Самсона сошел Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было (Суд. XIV, 6).
Спустя несколько дней он захотел посмотреть труп льва и в нем нашел пчелиный рой и мед, который поел сам и принес еще домой отцу и матери. Это дало ему повод к загадке, предложенной филистимлянам во время свадебного пиршества, с обещанием ценного подарка тому, кто разрешит ее в течение семи дней, и с тем условием, что если они не разрешат ее, то должны будут дать ему подобный же дар (30 рубашек из тонкого полотна и 30 перемен одежд). Будучи не в состоянии разрешить эту загадку, гости обратились к жене Самсона, которая своими настоятельными просьбами получила от него разрешение загадки. С сильными угрозами они добились от нее разрешения загадки и передали Самсону. Но он узнал об их коварстве и хотя сдержал свое слово и сделал им подарок, но подарок стоил жизни тридцати человекам их соотечественников – он пошел в Аскалон и, убив там тридцать человек, снял с них одежды и отдал перемены платья их разгадавшим загадку.
Засим он оставил свою жену, изменившую его тайне. По возвращении в город Фимнафу с целью примирения со своей женой он узнал, что она вышла вторично замуж и не может более с ним видеться. Тесть его предложил ему в жены другую дочь, младшую, более красивую. Но Самсон не согласился на это и решил отмстить филистимлянам за жену. Он поймал 300 лисиц и к хвостам каждой пары их прикрепил по зажженному факелу и пустил их в поля и виноградники филистимские. От этого во многих местах в городе и в поле занялся пожар и все сделалось добычей пламени.
Когда же филистимляне узнали, что пожар этот произвел Самсон из-за жены его, которую отец выдал за брачного друга Самсона, зажгли дом, в котором жила жена Самсона, и сожгли ее. Это снова навлекло на филистимлян мщение Самсона, который пришел к ним и перебил им голени и бедра, затем он засел в ущелье скалы Етама.
Тогда филистимляне вступили в удел Иуды. Жители сего удела, желая отвратить от себя ярость их, послали три тысячи человек к Самсону, чтобы связать его и выдать неприятелю. Он сам согласился на это, под условием, что не будет убит своими. Когда же привели его к филистимскому войску и оно, увидев его, испустило радостный крик, тогда, объятый Духом Божиим, он разорвал свои узы и избил тысячу воинов попавшейся ему ослиною челюстью. После этого подвига он почувствовал сильную жажду, воззвал к Богу, и тотчас же перед ним открылся источник (ямина в Лехе), который после назывался источником взывающего.
Показав себя таким образом подвижником брани и вместе подвижником веры, впоследствии Самсон показал своим примером, что и великие люди могут иметь великие слабости. Раз пришел он в Газу и вошел в дом блудницы. Жители Газы, узнав об этом, заперли городские ворота и стерегли, чтобы поймать и убить его. Но Самсон ночью подошел к воротам, поднял их с их вереями и запорами на свои плечи и отнес на вершину близ лежавшей горы.
Столь необыкновенный опыт страшной силы Самсоновой возбудил в филистимлянах желание узнать, от чего у него такая сила. И вот они обратились к Далиде, другой филистимлянке, которую страстно любил Самсон, с просьбою выведать тайну его необыкновенной силы. Долго скрывая от нее это, он наконец открыл ей, что он назорей Богу, и что бритва ни разу не проходила по голове его, и что если остричь его, то сила оставит его. Тогда Далида во время сна велела остричь его, и действительно сила Божия оставила его. Призванные филистимляне взяли его, выкололи ему глаза, привели его в Газу, оковали его двумя медными цепями и приставили к жерновам молоть в доме узников.
Весьма вероятно, что в этом состоянии Самсон очистил прежние грехи свои раскаянием и силы его росли вместе с волосами. В праздник Дагона филистимляне приказали принести его в свое собрание, чтобы поругаться над ним. Они смеялись над ним и заушали его и, наконец, поставили его между столбами здания. Тогда сказал Самсон мальчику, который водил его, чтобы подвел его ближе к столбам, на которых утверждалось здание, и, ощупав их, в последний раз воззвал к Богу о помощи, и, упершись в них, в один правою, а в другой левою рукою, потряс их с такою силою, что все здание обрушилось, и он при своей смерти умертвил врагов более, нежели сколько во время своей жизни.
История персонажа
Библейский герой, еврей, ветхозаветный судья из земли Ханаан. Боролся с недружественным народом филистимлян и прославился подвигами. Имя Самсон переводится с иврита как «солнечный».
Самсон и Далила
В библейскую Эпоху Судей «судьями» называли авторитетных людей, к которым израильтяне обращались за судом. Эти же люди были значимыми носителями этнического самосознания, которые призывали израильтян противостоять ассимиляции и утрате этнической идентичности. В этом качестве мог выступать любой человек — и пророк, и женщина, и даже главарь разбойничьей банды. Мифологический Самсон — один из них.
Самсон в Библии
Народ Самсона, порабощенный филистимлянами, сорок лет страдал из-за этого. Пока Самсон рос, постоянно был свидетелем того, как унижали соотечественников. Возмужавший герой решает отомстить поработителям-филистимлянам.
Самсон
Самсон был назореем — посвященным Богу. Это значило, что герой придерживался некоторых обетов — не мог есть винограда и пить изготовленных на его основе напитков, притрагиваться к мертвецам и стричь волосы. Громадная физическая сила, дарованная герою, «содержалась» в длинных волосах Самсона и проявилась еще в детстве.
Повзрослев, герой решил жениться на филистимлянке. Родители отговаривали Самсона от этого брака, но герой настоял на своем. Раз, отправившись в город, где жила будущая супруга, Самсон встретил льва. Зверь хотел наброситься на героя, но Самсон успел раньше и разорвал льва голыми руками.
Самсон и лев
Во время свадебного пира произошел эпизод, ставший началом неприятной истории. Герой решил развлечься и загадал гостям загадку. Ответивший правильно получил бы тридцать пар одежды и рубашек. Гости вынудили юную супругу героя вызнать у того правильный ответ, а затем передать им. Ночью женщина выпытала у мужа ответ в постели, а потом «сдала» соплеменникам. Формально Самсон проиграл и должен был выдать нечистым на руку свадебным гостям «приз». Герой устроил драку в городе, убил тридцать филистимлян и отдал как приз их одежды.
После этого отец супруги внезапно передумал и без предупреждения отдал дочь за другого мужчину. А сам Самсон решил, что ничто больше не мешает планам мести, и принялся мстить филистимлянам, как только подсказывала фантазия. Легенды описывают, как Самсон поджег хвосты трем сотням лисиц и пустил зверей на поля во время жатвы. Хлеб филистимлян сгорел вместе с лисицами. Сам же борец скрылся в горах.
Самсон с ослиной челюстью
Запуганные Самсоном филистимляне сожгли несостоявшегося тестя героя вместе с дочерью, решив, что агрессия спровоцирована конкретно ими. Но герой заявил, что мстит филистимлянам как народу, а не этим конкретным людям, и дальше будет веселее. Вскоре жители города боялись выходить за стены, потому что Самсон открыл на них охоту. И спасения от героя не было никакого.
Устроенный Самсоном террор привел к тому, что филистимляне напали на соседние владения евреев. К Самсону в горное убежище пришла делегация из трех тысяч соплеменников и выдвинула претензии насчет ухудшившихся еще больше отношений с филистимлянами. Самсон разрешил евреям связать его и выдать филистимлянам, чтобы те успокоились.
Самсон и Далила
Так и поступили, однако в момент, когда героя уже должны были передать в руки филистимлян, тот разорвал путы и сбежал. По дороге герой подобрал ослиную челюсть и принялся убивать ею филистимлян, какие попадутся, и так расправился с тысячей человек.
Остановившегося на ночлег в городе филистимлян Самсона местные попытались поймать, заперев для надежности городские ворота. Но герой вынес ворота вместе со столбами и демонстративно отнес на вершину горы. Совладать с героем в итоге удалось благодаря филистимлянке Далиле. Женщина вызнала, что сила героя в волосах, и когда тот уснул позвала человека, который срезал волосы Самсону.
Смерть Самсона
Потерявшего силу героя ослепили, заковали в цепи и бросили в темницу. Филистимляне со временем расслабились настолько, что развлечения ради притащили Самсона в храм собственного божества Дагона. А волосы героя меж тем успели отрасти снова. В храме Самсон воззвал к Богу и последним усилием обрушил своды на головы тем, кто был внутри, погибнув вместе с ними.
Интересные факты
- Именем Самсона названы два фонтана. Один сейчас находится в Киеве в Национальном художественном музее, другой — действующий — в Петергофе. Оба обыгрывают сюжет разрывания Самсоном львиной пасти.
Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»
- В книге знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» подмечено сходство Самсона из Библии с древнеславянским Кощеем Бессмертным, с учетом перемены ролей антагониста и героя.
- Для протестантов XVII века образ Самсона стал символом их собственной борьбы против власти Папы Римского.
Экранизации
В 1963 году в Италии вышел фильм «Геракл против Самсона», где пересеклись вольно интерпретированные библейские и греческие мифы. Роль Самсона там сыграл актер Илош Хошаде.
Илош Хошаде в роли Самсона
Самсон здесь представлен мятежником и лидером антигосударственного движения, который скрывается от властей в небольшой иудейской деревне. В эту деревню попадают греки Геракл и Одиссей, после того как тех вместе с командой выносит к берегам Иудеи. Корабль греков потерпел крушение, и они хотят вернуться домой.
Самсона разыскивают царские воины, а Геракла, спешащего с товарищами к столице, чтобы там раздобыть корабль, случайно принимают за Самсона. Происходит это потому, что Геракл на глазах у местного купца убивает голыми руками льва — такой же подвиг совершил Самсон, и это известно каждому.
Роуэн Макнамара в роли Самсона
Купец докладывает «куда следует», и в столице спутников Геракла берут в плен, а греческому герою велят пойти и найти взаправдашнего Самсона, раз уж тот утверждает, что сам — не Самсон. Вместе с Гераклом на поиски отправляется царица Далила.
Когда Геракл находит Cамсона, между ними происходит стычка, но в итоге равные силой бойцы завязывают дружбу и решают вместе свергнуть царя в Иудее. Далила, добравшись до столицы прежде героев, «сдает» тех царю, и на подходах к столице Геракла и Самсона ждет армия.
В 2009 году в Австралии вышла мелодрама «Самсон и Далила». В фильме не воспроизводится библейский сюжет непосредственно, здесь речь скорее идет об аллегории. О социальных проблемах, которые возникают в общинах аборигенов в Австралии.
Тейлор Джеймс в роли Самсона
Главные герои — подростки Самсон и Далила — живут в нищете. После того как односельчане избивают Далилу палками, бегут в город. Там судьба героев не становится лучше, никто не обращает на бездомных подростков внимания, и те не знают, как заработать. После тяжелых испытаний герои возвращаются обратно в родную деревню. Роль Самсона в этом фильме играет Роуэн Макнамара.
В 2018 году выйдет на экраны американский боевик «Самсон» — зрелищная экранизация библейского мифа, где героя сыграет актер Тейлор Джеймс.
Цитаты
«И сошел на него Дух Господень, и он растерзал как козленка; а в руке у него ничего не было». «Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек». «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей».
История Самсона в Библии
(Суд 13) История Самсона в Библии начинается с того, что он родился от человека по имени Моной — что значит покой. Можно сказать, что Самсон был сыном покоя. До его рождения, матери Самсона явился Ангел Господень и сказал; что у неё родится сын, чтобы избавить Израильский народ от Филистимлян.
Рождение Самсона
Ей было предупреждение, что когда родится сын, чтобы не давала ему в пищу ни изюм, ни виноград, ни вина. Потому что этот ребенок должен быть назореем Божьим. Это назорейство на всю жизнь. Жизнь Самсона была запечатлена сверхъестественным вмешательством с самого начала еще до его рождения. Дело было не в его силе. Библия говорит, что как только Дух Господень сходил на него, тогда он совершал великие подвиги.
Слабость Самсона
Но при всех его подвигах у Самсона была достаточно банальная проблема для всех мужчин — это похоть. Его слабостью были женщины. Это было связано с тем, как его воспитал отец.
Обычно похоть берет начало у отверженности. Но Самсон не должен был чувствовать себя отверженным, а наоборот особенным человеком. Вспомним, что Самсон должен был жить жизнью назорея от юности своей. Его отец должен был постараться дать ему почувствовать себя особенным. Каждый год во время жатвы, все собирают плоды винограда, и затем танцуют в этом винограде, выдавливая сок. Люди играли на разных инструментах и устраивали настоящий праздник. В празднике участвовали взрослые и дети. Они танцевали и получался сок, из которого в последствии делали вино. Но маленький мальчик по имени Самсон, не приходил на этот праздник, потому что он не мог быть среди винограда. Сок мог случайно попасть ему на уста(вино ему было запрещено). Как трудно ему было наблюдать в стороне, как другие дети играют и веселятся.
История Самсона в Библии о его волосах
Кроме этого волосы Самсона были длинными. Уже в возрасте 3-4 лет, если мальчику не стригут волосы, то прохожие могу назвать его девочкой. А дети могут быть особенно жестокими. Если есть какой нибудь физический дефект, то дети сразу же дадут знать тебе о нем. Скорее всего, дети дразнили Самсона. Он мог возненавидеть свое призвание. Тут должен был вмешаться отец и поддержать, но этого не случилось, поэтому Самсон вырос в отверженности и чувствовал себя не в своей тарелке. Не смотря на грехи и слабости, он все же в какой то степени несет образ Иисуса Христа.
Победа и поражение Самсона.
(Суд 16:3) Самсон вынес городские ворота, положил на плечи и отнес на гору на пути к Хеврону.
Хеврон означает общение. Городские ворота являются центром города. Там сидел весь совет города. Когда ты захватываешь врата, ты захватываешь весь город.
Поэтому Иисус сказал, что врата ада не одолеют церковь. И здесь видно, что Иисус понес на Себе врата ада, наши грехи, наказание, наш стыд, нищету и наши проклятия. Он понес все это на Себе, на этой горе Голгофы и ввел нас на гору Хеврон — общение с Богом.
Против Самсона выступила целая армия и он их всех победил. Тогда диаволу пришлось осуществить коварный план. Он использовал человеческие слабости.
Далида и Самсон
(Суд 16:4) Имя Далида — что значит истощающая. Она должна была лишить его покоя. В Библии написано, что она до смерти истощила его душу. И однажды он сдался и сказал, что никому еще не говорил: «Я от утробы матери моей назорей,я никогда не стриг волосы, я отделен для Бога».
Есть кое что в потере волос Самсона. Число семь означает число совершенства. Бог сотворил всю землю и почил в седьмой день. Но в случае с Самсоном, мы знаем, что его волосы не делали его совершенным. Поэтому число семь здесь означает не совершенство, а отделение для покоя в Боге.
Самсон уснул и Далида пригласила Филистимлян прямо к нему в комнату и они остригли ему волосы. И у него не получилось отразить удар,он понял, что сила его куда то пропала. Он потерял свой покой, ведь он был отделен для покоя. Секрет Самсона был в этом покое. Филистимляне вырезали Самсону глазницы, он ослеп.
Когда вы теряете свой покой в Боге, вы теряете перспективу, свое видение.
Когда Самсон лишился покоя, он остался не только без зрения, и перспективы на жизнь, он потерял все и свободу в том числе. Он просто шел по кругу, крутя эту мельницу, даже не видя куда идет. Но Бог, есть Бог второго и третьего шанса.
Может быть сейчас, в твоей жизни есть грех аморальности, но ты принимаешь решение с этим покончить. Слава Богу, есть надежда. В Библии написано, что волосы Самсона начали отрастать. Постепенно он начал приобретать покой. Он ничего не видел кроме темноты. И вдруг начал снова думать о призвании от Бога. Бог милостив всегда. И вот однажды было большое собрание Филистимлян, почетным гостем была Далида, потому что она предала Самсона. И они стали кричать: приведите сюда Самсона, того, кто когда то внушал всем страх, давайте все вместе над ним посмеемся.
История восстановления Самсона в Библии
Суд 16:26) Самсон попросил отрока подвести его к столбам чтобы ощупать их. Самсон помолился Богу, чтобы Бог укрепил его между этими столбами. И было много умерших вместе с ним.
Где эта область в твоей жизни, куда враг приносит волнение и отсутствие покоя? Если вы еще не верующий и не спасены, то это ваше слабое место. Это ваша совесть. Некоторые люди не любят быть в церкви, потому что к ним приходит осознание греха. Но как только они видят Иисуса на кресте, тогда грехи уходят из сознания. Бог заплатил за них. Но для нас, верующих самое первое место, куда атакует враг, это разум. В разум он приносит волнение, и лишает покоя.
В поте лица будешь добывать себе хлеб
(Иез 44: 17) Когда придут к воротам внутреннего двора, тогда оденутся в одежды льняные…
Лен пропускает воздух. А шерстяное не должно быть на них. От шерсти потеют.
(Иез 44:18) Голова так же должна быть ясной. Бог хочет, чтобы Его народ имел горячие сердца и свежие головы.
Бог Своему народу: в поту они не должны опоясываться.
То есть, в поту ты не должен сражаться за свои благословения. Не надо потеть за исцеление и процветание.
Пот стал последствием падения Адама. Шерсть, это не проклятие, это дар от Бога. Бог дал Адаму и Еве шерстяные опоясания. Но «в поте лица твоего будешь зарабатывать хлеб свой», вот это уже проклятие. Что это означает? Тебе будет трудно зарабатывать на жизнь. Трудно достигать успеха. Потом и кровью будешь добывать себе все необходимое. Будешь все время много работать. А результат будет минимальным. Это проклятие.
Но Иисус Христос пришел и первая область Его страданий, была Его голова, там пролилась первая Кровь. То, что началось в одном саду, было завершено в другом. То что взяло начало от Адама, было искуплено и завершено Иисусом Христом.
В Гефсиманском саду с капельками пота со лба Иисуса стекала Кровь. Это было начало Его страданий.
Бог хочет принести покой твоему разуму
Когда Иисус пролил Кровь вместе с потом, в саду, Он принес искупление нам всем за тот грех Адама и убрал проклятие работы в поте лица.
Иисус сказал: не волнуйтесь и не беспокойтесь во что вам одеться. Что вам есть и что пить. Посмотрите на птиц небесных, они не сеют и не жнут, у них нет кредитных карточек, но Отец небесный почему то питает их. Вы же важнее в глазах Божьих.
Посмотрите на полевые лилии, как они растут. А траву полевую как одевает Бог?
Как атакует враг? Он посылает тревожные мысли вам в голову. Мы не должны принимать такие мысли и говорить их, озвучивать. Когда приходит плохая мысль, приходит беспокойство. Не произноси плохие мысли вслух и эта мысль умрет, так и не родившись.
Урок из истории о Самсоне
Какой урок нам вынести из истории,которая произошла с Самсоном? Как нам сохранить наш разум от этих беспокойств и пребывать в покое?
Вы помните, что Иисусу надели терновый венец на голову?
В притчи о сеятеле терн — это беспокойство и забота этого мира. Тернии — это такой лист дерева, который сам себя заворачивает, что превращается в колючку. Лист становится замкнутым, ему там тесно внутри и только вода его может расправить. Вода — слово Божие. Тернии — беспокойство и заботы, которые ты надеваешь на голову как корону, а Иисус их уже забрал.
Как избавиться от этих мыслей без особых усилий?
Встаньте под поток воды — слова Божьего, встаньте под поток помазанного учения проповеди, поливайте ваши мысли водой слова Божьего. Замените негативные мысли на мысли Божьи, потому что они могущественнее тех, которые враг посылает вам.
Когда вы подходите под поток учения слова Божьего, то на ваши тернии льется вода и распутывает их.
Они превратятся в листья. В свежие листья и начнут снова цвести благодатью, красотой и необыкновенным миром. Не ты хранишь мир, а он хранит тебя. История Самсона в Библии учит нас хранить покой и всегда доверять Господу. Аминь!
Самсон (мифология)
Самсон (мифология)
Самсо́н (ивр. שִׁמְשׁוֹן, Шимшо́н) | |
---|---|
«Самсон» Фредерик Лейтон, 1858 г. |
|
Пол: | муж. |
Период жизни: | ок. XII век до н. э. |
Толкование имени: | «солнечный», от ивр. שמש — солнце |
Местность: | Ханаан |
Занятие: | назорей, Судья, герой |
Происхождение: | еврей из колена Дана |
Упоминания: |
Суд.13:24 — 16:31 |
Отец: | Маной (Маноах) |
Супруг: | Далила |
Место погребения: | «между Цорою и Естаолом» |
Характерные черты: | длинные волосы, чудесная сила |
Ван Дейк Самсон и ДалилаГюстав Доре. Смерть Самсона
Самсо́н (ивр. שִׁמְשׁוֹן, Шимшо́н) — знаменитый библейский Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.
Библейское повествование
Подвиги Самсона описаны в библейской Книге Судей (гл. 13–16). Он происходил из колена Дана, наиболее страдавшего от порабощения филистимлян. Самсон вырос среди рабского унижения своего народа и решил отомстить поработителям, чего и достиг, совершив множество избиений филистимлян.
Будучи посвящен Богу в качестве назорея, он носил длинные волосы, служившие источником его необычайного могущества.
Самсон поддался страсти к коварной филистимлянке Далиле (в русской традиции Далида), обещавшей филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чём сила Самсона. После трёх неудачных попыток ей удалось узнать секрет его силы.
И усыпила его на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его (Суд.16:19) |
Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплён, закован в цепи и брошен в темницу.
Тяжкое испытание привело Самсона к искреннему раскаянию и сокрушению. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. «И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже!» (Суд.16:28)
И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей (Суд.16:30) |
Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом (Суд.16:31).
Научные интерпретации
Самсон как библейско-историческая личность представляет собою характерный тип народного героя времен Судей; история его подвигов изобилует массой интересных в бытовом отношении подробностей, находящих любопытное подтверждение в исследованиях новейших археологов и географов.
В религиозной традиции
В христианстве
Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью:
Столько-то борьба с похотию труднее подвига в воинских рядах! Того, кто так доблестно был мужествен, и прославился чудными подвигами, соделало пленником сластолюбие. Оно лишило его и божественной благодати.
— Феодорит Кирский, Толкование на книгу Судей
Иоанн Златоуст видит в поведении Далилы вмешательство дьявола:
Издревле в раю диавол уязвил Адама женщиною… женщиною мужественнейшего Самсона ослепил…
— Иоанн Златоуст, Слово святого Иоанна Златоуста на день усекновения главы Святого Предтечи Господня Иоанна
В искусстве и литературе
Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса.
В изобразительном искусстве
Франческо Мороне. «Самсон и Далила»
В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах IV в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Лукас Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.
В литературе
Одной из первых пьес, посвящённых Самсону, стала трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556. Тема приобрела особую популярность в XVII в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений XVIII в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В XIX в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в XX в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.
В музыке
В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).
В кинематографе
- 1949 — «Самсон и Далила» / англ. Samson and Delilah, реж.
Интересные факты
«Самсон» — центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля Петергоф
- В фонтане парка Петергоф, российского скульптора Михаила Ивановича Козловского, «Самсон, раздирающий пасть льва» у Самсона короткие волосы.
- А. М. Платунов, автор солидного труда «Так строился Петербург» (издан в 1997 году), написал в сноске: «Самсон — древнегреческий мифический герой, которому приписывалась сверхъестественная физическая сила и отвага.» Таким образом, по воле Платунова, Самсон перекочевал в древнегреческую мифологию.
- В библейском тексте указание на то, что Самсон раздирает пасть льву отсутствует. В Книге Судей говорится следующее:
(Суд.14:6)
В тексте действие Самсона обозначается глаголом «лешассе’а». Комментаторы указывают на то, что этот глагол встречается в Пятикнижии в значении: «разорвать сзади на две части» (Лев.1:17). Таким образом выходит, что Самсон порвал льву совсем другое место…
См. также
- «Самсон» — центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля Петергоф под Санкт-Петербургом.
- «Самсон» — фонтан в Киеве на Контрактовой площади.
Примечания
Ссылки
- Статья «Самсон» в Электронной еврейской энциклопедии
- Рецензия на книгу Давида Гроссмана «Львиный мед. Повесть о Самсоне» на сайте booknik.ru.
- Галерея миниатюр
Эпоха Судей | |||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Завоевание Иерихона | Наложница в Гиве | История Руфь | |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|
Верующие женщины Godwomen.org
Здесь Самсон являет нам печальную картину. Он был предусмотрел на великое. От чрева матери он был назореем Божиим. Его рождение, как и рождение Иоанна крестителя и Самого Господа Иисуса, было возвещсно Ангелом. От человека, вступающего в этот мир в подобных обстоятельствах, должно ожидать нечто особенно великое! Оправдал ли Самсон эти надежды и ожидания? К сожалению нужно сказать, во многом он непоправимо ошибался!
Если Самсон не стал таким, каким хотел видеть его Господь, и не того, что ждал от него Бог, то откуда же это происходило? Что мешало Самсону?
Необузданные страсти, женщины, к которым он прилепился своим сердцем, толкали его на моральное разложение. Прискорбно, что нередко случается такое, что дитя Божие не оправдывает надежды, которые возлагались на него. На пути встает что-то такое, способное воспрепятствовать его победному и радостному шествию. Да, дьявол очень хитер и лукав. Он использует все средства, чтобы удержать детей Божиих и помешать их росту. Одних он связывает славой и честолюбием, других блеском богатства, третьих парализует сексуальной жизнью с какой-либо Далидой.
Писание говорит нам о трех женщинах, с которыми был связан Самсон, и все три были ему на поражение — читайте Судьи с 14 по 16 главы.
Женщина из Фимнафы
Помолвка
Для Маноя и его жены было великим горем, так как Самсон выбрал себе женщину-филистимлянку. В Судьи 14:4 мы читаем удивительные слова: «Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что он ищет случая отомстить филистимлянам». Хотя эта связь была не по воле Господа, все же Он употребил ее на то, чтобы поднять Самсона на филистимлян. При всем этом не подлежит сомнению, что нет воли Божией, чтобы молодые люди вступали в интимные связи без согласия родителей.
Свадьба
«И пришел отец его к женщине, и сделал там Сампн пир, как обыкновенно делают женихи», Судьи 14:10. Итак, свадьба по филистимскому обычаю. Как это выглядит?
Торжественное событие выглядит так, что мать его не пошла на свадьбу, она осталась дома, когда ее муж и сын пошли в Фимнафу. В первый раз, когда они ходили сватать эту филистимлянку, мать Самосона сопровождала мужа и сына. Но когда наступила свадьба, то она уже не пошла. Женщина чувствовала, что она не соответствует этому обществу. Она знала, что ни один человек из Фимнафы не поймет, Кого она любит, к Кому прилепляется вся внутренность ее и поэтому предпочла лучше остаться дома. Возможно, и Самсону казалось приятней, если мать не пойдет на свадьбу.
Идя домой после первого посещения Фимнафы, она безусловно с материнской любовью и тревогой сказала Самсону: «Сын мой, будешь с ней счастлив?». Но Самсону эта тревога могла показаться толь излишней и назойливой. «Но, мама, мы так любим друг друга, что иначе быть не может». Да, Самсон не знал, что для счастливой семейной и необходимо гораздо больше, нежели симпатия между супругами. Большинство браков в действительности заключается на основе любви друг ко другу — но откуда же так много несчастных и разбитых семей? Отчего это происходит?
Молодые люди излишне доверяются своим чувствам и полагаются на свою любовь. Они думают, что любовь так велика, что ее хватит на всю долгую счастливую жизнь. Но как быстро иссякает этот источник собственной любви! И если супруги не придут к источнику, из которого можно почерпнуть новый запас, то очень скоро любовь превратится в недовольство — и несчастье тут как тут! Очень многие забывают пригласить Господа.
Печальный финал
Брак был непродолжительный. Иначе быть и не могло! Брак, который заключен вопреки воле Божией, брак, на котором не поставлена печать Господня, никогда не может быть счастливым. А там, где брак заключается на небесах, и тяжести и горести приносят в конечном итоге радость.
Самсон загадал загадку филистимлянам, и те никак не могли разгадать ее, как ни ломали головы. Это им было очень досадно. Они не могли найти себе покоя еще и потому, что загадка была платная. Все их старания не принесли им успеха, они пошли к жене Самсона, чтобы она выведала у мужа разгадку и сказала им. В противном случае они угрожали сжечь се и дом отца ее.
Теперь Самсон сам себе приготовил розгу: жена его мучила и ночью и днем, прося о разгадке. Всеми способами и средствами она достичь цели: слезами, лаской, уговорами, обидой… Так длилось целую неделю. И после недельной пытки Самсон устал от ее приставаний и сказал, каков ответ.
Вот таким было счастье, к которому стремился Самсон. Жена, стоящая на стороне врагов. Жена, настаивающая на своем во что бы то ни стало, всякими уговорами и женскими чарами. Это ли твое счастье, Самсон? Твой воздушный замок распался! Первая брачная ссора разлучила их, и разлучила навсегда. Самсон пошел, убил тридцать филистимлян, отдал их одежду «разгадчикам» и в гневе ушел домой. Между тем жена его вышла замуж за другого… Измена, предательство, гнев, ненависть, беда и смерть — все это результат несчастного брака.
Образумился ли Самсон, видя, как быстро совратили его молоду жену? Стал ли он пытаться сделать более разумный выбор, чтобы получить жену из рук Господа?
Женщина из Газы
Следовало бы ожидать, что после такого печального опыта с женитьбой на язычнице из Фимнафы, Самсон станет умнее и изберет жену из дочерей своего народа. Но нет! Он все еще не образумился! Второй раз он падает еще глубже, чем в первый. Это не просто филистимлянка, с которой он было связался, это падшая женщина!
В 16 главе книги Судей, где нам повествуется эта печальная история, уже нет упоминания ни об отце, ни о матери Самсона. По-видимому, их уже не было в живых. Тогда по крайней мере они не увидели того падения их любимого сына. Безусловно сердце праведной матери было бы разбито горем, если бы она услышала это! Но надо принять во внимание, что между 15 и 16 главами прошло дополнительно много времени, так как последний стих 15 главы поясняет: «И был’ судьею Израиля во дни филистимлян двадцать лет». За это время Самсон вел себя хорошо и заслужил почести быть названным героем в 11 главе послания Евреям: «…Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках», Евреям 11:32.
По смерти родителей необузданное сладострастие снова проснулось в нем. Охотнее бы промолчать об этом печальном эпизоде жизни Самсона, однако этот вопрос весьма злободневен и в наши дни, потому все же необходимо остановиться на нем.
Большое бедствие
Издавна, из глубин веков просматривая такое явление, что некоторые представители женского пола не считались ни с целомудрием девушки, ни с достоинством женщины. Этот порок не был искоренен, но с течением времени он сильно умножился и разросся.
Далида из Сорека
В третий раз видим мы Самсона в сетях любви, и опять это женщина, недостойная его! Самсон стал известным, почетным человеком. Его имя обрело добрую славу по всей стране. Даже далеко окрест за пределами страны известно его имя, наводящее страх сверхъестественной силой.
Разве Бог не дал бы ему верное, искреннее сердце! Он не привел бы к Самсону разумную, понимающую его спутницу-помощницу соответственно его призвания? Безусловно, Бог сделал но, если бы Самсон в этом отношении шел в ногу с Богом, если бы желал праведной жены и помолился бы Ему об этом! Но он не желал поступать так. В этом он не нуждался в Боге! Ни одна из дочерей израильских не отказала бы народному герою! Всякая девушка почла бы за честь выйти замуж за Самсона, если бы он посватался за нее!
Но он равнодушно проходит мимо девушек из среды своего народа! Ему нравится женщина из среды врагов Израиля, из филистимлян! И «полюбил он одну женщину, жившую в долине Сорек. Имя ей Далида», Судьи 16:4.
Без любви
Без любви отдала Далида свою руку Самсону. Это совершенно ясно вытекает из печальной 16 главы книги Судей. Она была польщена тем, что известнейший герой берет ее замуж. Ее тщеславие щекотало то, что такой неустрашимый герой, непревзойденный воин искал ее руки! Если она выйдет за него, то станет женой самого великого человека на земле!
Однако невозможно построить счастливой супружеской жизни на ложе удовлетворенного честолюбия и превознесенного тщеславия!
Как видим, одна давно хотела бы выйти из тяжких семейных обстоятельств, мучавших ее. Она стремилась обрести большую свободу и самостоятельность в роли жены и домохозяйки. Другая заботилась о старости, боялась под старость лет оказаться одинокой и заброшенной, страшилась беспросветной бедности. Третья не желала оставаться на положении служанки и влачить жалкое существование. Ей хотелось подняться выше, иметь вес и значение в обществе…
И каков результат? Не правда ли, в большинстве случаев они обмаманулись в своих ожиданиях! Они не нашли удовлетворения своей душе в браке по расчету! И возможно в тихие часы одиночества не одна из этих женщин в горьком разочаровании говорит сама себе: «О, если бы я все это знала, то лучше не выходила бы замуж!»
Безусловно, брак предъявляет высокие требования по отношению к обеим сторонам и особенно к жене! Эти требования совершенно невозможно исполнить без любви! Только истинная любовь может обеспечить невесте приносить жертвы во имя любимого, а именно во многих случаях необходимость оставить родину, покинуть родители к дом, а также принять на себя большие обязанности и многие работы по домохозяйству. Но даже действительная любовь друг ко другу не дает гарантии на счастливый брак. Жизнь состоит из тысячи мелочей. Как часто эти мелочи вырастают в непроходимые дебри!
Но вернемся к характеристики третьей жены Самсона. Далида была бессердечной. Как мучила, как терзала она Сам на, чтобы узнать тайну его силы! Она стала сообщницей врагов Самсона и стремилась выдать его в руки филистимлян, желающих погубить его: «И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди», Судей 16:16-17. Горе тому, кто избрал подобную Далиду своей женой!
В своей бессердечности она лишилась искренней любовью, натешилась, удовлетворила свои страсти и желания, и погубила мужа. Далида была примером, какой жена не должна быть. От нее нужно научиться тому, как нельзя поступать. Далида не имела ни сердца, ни любви!
Оказывайте мужу сердечную любовь, будьте к нему внимательной даже в мизерных мелочах. Искренне заботься о нем, и вы почувствуете радостное удовлетворение своей жизнью!
Женщина глазами Бога по книгеЭрнста Модерзона Жены Ветхого Завета
Самсон Самсонов, жена
Известный советский кинорежиссер создал такие кинематографические шедевры, как «Много шума из ничего», «Попрыгунья», «Одиноким предоставляется общежитие», «Оптимистическая трагедия»,в котором снялась жена Самсона Самсонова актриса Маргарита Володина.
Когда они познакомились, режиссер был женат, но это не остановило его, чтобы закрутить роман с молоденькой студенткой ВГИКа, которая была на двенадцать лет его моложе. Она создала образ комиссара в фильме Самсона Самсонова «Оптимистическая трагедия», вызвавший настоящий фурор на кинофестивале в Каннах.
Впервые он снял Володину в своем фильме «Огненные версты», тогда ей было всего девятнадцать лет, а потом она снялась в его «Трех сестрах»,»Арене», в картине «Каждый вечер в одиннадцать». Женой Самсона Самсонова Маргарита Володина была двенадцать лет, а познакомились они, когда ей было девятнадцать, а ему – тридцать шесть лет. В течение всей совместной жизни Володина была настоящей музой для своего мужа, который безумно ее ревновал, потому что боялся потерять.
На фото — Маргарита Володина
В этом браке Володина родила дочь, которая в будущем тоже стала актрисой. Фильм «Каждый вечер в одиннадцать» стал их прощальной совместной работой, и после этого Маргарита Володина больше вообще не снималась. Ни Самсонов, ни его бывшая жена никогда не рассказывали о причинах своего развода, но, видимо, они были настолько серьезными для Самсонова, что после развода он не только прервал всякие связи с бывшей супругой, но даже отказался помогать своей дочери.
Расставшись с Володиной, Самсонов все так же продолжал снимать кино, но таких шедевров, как с ней, он больше не создал, хотя из под его рук выходили прекрасные фильмы. А бывшая жена Самсона Самсонова Маргарита Володина эмигрировала во Францию, куда еще раньше перебралась ее дочь, и поселилась в Париже на Монмартре.
Маргарита Володина родилась в Ленинграде, когда началась война, оказалась в оккупации, и к матери, оставшейся в Ленинграде, смогла вернуться только в 1944 году. После школы она поступила в Школу-студию МХАТ, и в студенческие годы познакомилась с Самсоновым, который ради нее оставил первую жену-косметолога и дочь.
В том, что известный режиссер увлекся Маргаритой не было ничего удивительного – она была первой красавицей на курсе, при этом характер у нее был, хотя и закрытый, но покладистый. У своего будущего мужа она снималась во время студенческих каникул, и за это ее лишили стипендии имени Хмелева – в те времена студентам было строго-настрого запрещено сниматься, но это было еще не самое страшное – после окончания вуза Володину не взяли во МХАТ, и виной тому стало замужество с Самсоновым, бросившим ради нее свою семью. Но когда актрису поставили перед выбором, она все равно выбрала не театр, а Самсонова, которого тогда очень сильно любила и не ошиблась – он сделал из нее настоящую звезду.
На фото Маргарита Володина в «Оптимистической трагедии»
Уже в эмиграции она вспоминала, как проходили съемки «Оптимистической трагедии», после которой она проснулась знаменитой. Они жили на самом настоящем крейсере, а его моряки, которые тоже были задействованы в съемках, называли Володину «товарищем комиссаром». Самсонов ревновал свою молодую жену даже на съемках, ведь рядом с ней были такие красавцы, как Вячеслав Тихонов, Олег Стриженов, хотя Маргарита не давала ему никаких поводов.
После развода для Володиной наступили нелегкие времена – работы не было, надо было кормить дочь и мать, которая жила вместе с ней. Поэтому, когда дочь уехала во Францию, Володина, не раздумывая, поехала за ней, ведь в России ей уже нечего было терять.
После Самсонова она еще два раза пыталась устроить свою личную жизнь. Первый из кандидатов в спутники жизни актрисы, как потом оказалось, занимался финансовыми аферами, а для прикрытия использовал громкое имя Маргариты Володиной. А второй оказался врачом, спасшим ее от смерти, когда она после операции подхватила опасную инфекцию. Но это счастье оказалось недолгим – через год тот мужчина умер от инфаркта.
А сам Самсон Самсонов скончался в 2002 году после тяжелой продолжительной болезни и похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Кто такой Самсон в Библии
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о тех, кто носил имя Самсон в Библии.
Самсон – библейский герой, который обладал сверхъестестенной силой. С Самсоном связана тема женского коварства: сначала его первая жена (Суд. 14), а затем его возлюбленная Далида (Суд. 16) выведывали у него тайны, которые передавали врагам-филистимлянам.
Он упоминается в Книге Судей израилевых и в Послании Апостола Павла к Евреям.
Самсон происходил из рода (колена) Дана и был последним из великих судей израильских (людей, которые пользовались уважением и авторитетом в народе и к которым обращались за разрешением трудных вопросов и дел).
Мать Самсона долго не могла родить ребенка. Однажды ей явился Ангел Господень, который сказал, что она зачнет и родит сына, который «начнет спасать Израиля от руки филистимлян» (Суд. 13:5). А филистимляне были древним народом, который населял приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива до Газы) и ко времени Самсона правили Израилем 40 лет.
Самсон полюбил филистимлянку и, вопреки советам, женился на ней. Во время свадебного пира, он загадал гостям загадку, ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости угрожали жене Самсона и заставили ее ночью выпытать у мужа ответ. Утром она передала его филистимлянам, и таким образом Самсон проиграл в споре.
На героя сошел Дух Господень, и «пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды» (Суд. 14:19). Так он рассчитался за проигрыш. Не предупредив Самсона, отец отдал его жену в жены молодому другу Самсона.
Самсон мстил филистимлянам, сжег их поля, и запугал настолько, что жители Аскалона боялись выходить за ворота. Узнав, что герой мстит за жену, филистимляне пришли к ней в дом и сожгли вместе с отцом.
Между евреями и филистимлянами начались раздоры. Испугавшись, соплеменники связали Самсона и выдали врагам, но он «нашел ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек» (Суд. 15:15).
Через некоторое время Самсон снова влюбился в филистимлянку – Далиду. Она выпытала у Самсона, что его сила заключена в волосах, и ночью остригла косы Самсона.
Филистимляне привели лишенного силы и ослепленного героя на храмовый пир. Самсон воззвал к Богу, силы вернулись, и он в обрушил своды дома «на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:30).
В Послании к Евреям Самсон назван в числе ветхозаветных подвижников веры, «которые не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39-40).
На заставке фрагмент картины Ван Дейк Самсон и Далила. Источник фото wikipedia.org
Сила в волосах: сказания и мифы
20.11.2019 |In Всё самое интересное, Про волосы |By admin
Во множестве историй, идущих из глубин веков, у героев – волшебные волосы, в которых заключена великая, часто магическая сила. И это неспроста! Ученые считают, что красивые густые волосы как признак здоровья нравятся людям на подсознательном уровне. Какие из этих историй сильнее вдохновят вас заботиться о волосах?
Сказки и предания хранят отношение наших предков к волосам как к средоточию силы и мудрости, знаку достоинства и добродетели. А иногда – тайных знаний и магии. Забота о волосах во все времена и во всем мире являлась частью самосовершенствования и приносила пользу не одной лишь красоте! Вспомним сказки, предания и обычаи, в которых именно волосы помогали побеждать и влияли на судьбу.
Красота и волшебство
Героиня мифов и сказок всегда обладает прекрасными длинными волосами, в которых заключено волшебство. Богиня Сиф, супруга скандинавского бога Тора, однажды лишилась своих волос несравненной красоты из-за происков злого бога Локи, который прокрался к ее ложу и наголо остриг спящую. Тор разгневался на Локи, и тому ничего не оставалось, как упросить гномов выковать новые волосы для богини из чистого золота. Едва прикоснувшись к голове Сиф, густые и тонкие золотые пряди приросли, чем немало порадовали ее обладательницу.
Удивительными волосами обладает сказочная Рапунцель, ее коса столь длинна и прочна, что по ней можно взобраться на высокую башню. Именно волосы, прочные, как канат, помогли Рапунцель обрести любовь принца и избавиться от чар злой колдуньи.
Длинные волосы богини земли по имени Стхавара помогли Будде выстоять перед атаками злого и жестокого демона, восемь раз искушавшего его различными ужасными видениями. Демон Мара – воплощенная духовная смерть – бежал от Просветленного Будды, когда богиня окропила океан из своих длинных волос.
Потерять волосы – утратить силу, отрастить волосы – силу обрести
«Бритва не касалась головы моей. Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя», – признался библейский богатырь Самсон коварной красавице Далиле, чем совершил роковую ошибку. Предав могучего победителя филистимлян, Далила остригла его семь кос во сне. После этого Самсон, который мог голыми руками разорвать льва и победить 30 вооруженных воинов всего лишь с ослиной челюстью в руках, оказался бессилен перед врагами. Сила не вернулась к нему, пока волосы его снова не начали отрастать.
Для викингов длинные красивые волосы, собранные в сложные прически, всегда виделись знаком чести и свободы. Бесстрашные герои скандинавских саг берегли волосы от колдунов, способных навредить их шевелюрам из мести, которая иногда все-таки настигала! Однажды отважный и жестокий ярл Хакон отобрал у скальда Торлейва его имущество и сжег его корабль. Переодетый нищим, скальд пришел на пир и попросил позволения прочесть ярлу стихи. Но то было могучее заклинание! От него у Хакона отвалились волосы по одну сторону пробора, и от этого он долго пролежал больной.
Волосы – великая жертва богам
Расстаться с волосами и принести их в жертву всегда считалось большим духовным подвигом. Отголоски этого сохранились в обряде «пострига» в монахи в разных религиях. Добровольное жертвование волос воплощает смирение и отказ от мирских радостей.
Но обет совсем не стричь волосы также был священен. Многие народы верили, что тот, кто никогда не стрижется, наделяется силой и божественной защитой. Библейский Самсон был назореем – то есть дал ряд обетов, среди которых – никогда не стричь волос.
Никогда не стригутся индийские сикхи, чья храбрость вошла в легенды. Они считают свои волосы знаком благоговения перед божеством.
Древние германцы, решив мстить своим врагам, переставали стричься, считая, что этот обет сделает их неуязвимыми, покуда не свершится месть.
Одна из самых знаменитых жертв волос была принесена царицей Вероникой богине любви Афродите – с мольбой вернуть из военного похода мужа Птолемея III живым и невредимым. Чудесным образом отрезанные косы исчезли из храма и переместились на небо, став созвездием Волосы Вероники. Жертва была принята: возлюбленный царицы вернулся домой с победой.
В волосах, как птички в ветвях, обитают душа и мысли
Коренные народы Сибири считали, что в волосах, заплетаемых в косы, словно птичка в ветвях дерева, обитает душа человека, поэтому лишиться кос было для них страшной бедой и бесчестьем. Даже непобедимые богатыри сибирских сказаний имели роскошные косы и могли «лечь на одну половину волос и накрыться другой». Оберегая свои магические силы, многие великие шаманы никогда не стриглись.
Индейцы навахо считают свои волосы своеобразным «дневником», видимым только шаманам и духам. Волосы у корней – это самые свежие, новые мысли, а у кончиков – более отдаленные, там же хранится приобретенный жизненный опыт. Когда юношей-навахо призывают в армию и стригут под ноль, их пожилые родственники обеспокоены: стриженными их может подвести сила и смекалка, а без нее – какая воинская служба!
Вам наверняка известна старая студенческая примета: не стричься перед экзаменом, чтобы не «состричь» знания. Это тоже отголосок древних представлений о силе в волосах!
далила
остригла Самсона
Альтернативные описания
• в Библии любовница Самсона, выдавшая его филистимлянам (мифическое)
• в Библии филистимлянка, возлюбленная Самсона
• в Пятикнижии Моисея филистимлянка, возлюбленная Самсона, выведала тайну его силы, отрезала спящему волосы и выдала беспомощного Самсона филистимлянам за вознаграждение
• женское имя: (древнееврейское) библейская победительница Самсона
• возлюбленная Самсона (Библия)
• картина Рембрандта
• опера французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и …»
• переведите на арабский язык «соблазнительница»
• филистимлянка, погубившая богатыря Самсона, отрезав его волосы
• возлюбленная Самсона
• предала Самсона
• Самсон и …
• влюбленная Самсона
• зазноба библейского Самсона
• Самсон
• муза библейского Самсона
• возлюбленная Самсона (библ.)
• предала Самсона, выдав его секрет
• предавшая Самсона возлюбленная
• зазноба Самсона (библ.)
• «парикмахерша» Самсона
• дама сердца Самсона
• любовница Самсона (библ.)
• та, что любила, но предала Самсона
• дама сердца Самсона (библ.)
• муза Самсона (библ.)
• муза Самсона
• лада Самсона (библ.)
• любовь Самсона
• В Библии: знаменитая филистимлянка, возлюбленная Самсона