Содержание
Самомнение
- Самомнение Сокровищница духовной мудрости
- Самомнение Энциклопедия изречений
- О самомнении и смиренномудрии свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Для плодоносного покаяния необходимо отвержение самомнения свт. Игнатий
- Самомнение свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Как избежать самомнения свт. Феофан Затворник
- Самомнение преп. Амвросий Оптинский
- Самомнение свт. Тихон Задонский
- Самомнение преп. Оптинские старцы
- Самомнение схиархим. Иоанн (Маслов)
- Самомнение свт. Димитрий Ростовский
- Самомнение. Как с ним бороться? преп. Исаак Сирин
- Самомнение преп. Макарий Великий
Самомне́ние — 1) завышенное мнение о себе; 2) страсть ума, форма гордыни, проявляющаяся в стойком, чрезвычайно преувеличенном мнении о собственной персоне (достоинстве, личных качествах, талантах, положении в обществе и даже (!) «добродетелях»).
Чем самомнение может препятствовать спасению?
Беседуя с учениками незадолго до предстоящих Крестных Страданий, Спаситель отметил: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).
Это значит, что cпасение в принципе невозможно без соработничества со Христом, без содействия благодати Божьей, благодати Христовой.
С другой стороны, это предостережение означает, что спасение каждого отдельного человека достигается через добросовестное исполнение заповедей Христа, через знание и соблюдение преподанного Им учения веры.
Достаточно часто обладатели самомнения считают себя первым мерилом истины и справедливости. Как результат, они реже обращаются за советами к духовникам и просто к товарищам. А зачем? Ведь они — сами себе голова. Нередко такие вот гордецы выступают с огульной критикой даже в адрес признанных отцов Церкви, полагая, что знают о спасении больше, чем знали великие подвижники (в нашей Церкви это особенно проявляется среди сочувствующих протестантизму).
Опять же, в той ситуации, где один христианин, столкнувшись с соблазнами, трудностями, готов слёзно испрашивать у Бога вразумления, другой — помощи, третий — милости, гордый и надменный человек нередко полагается исключительно на себя, ведь в своём понимании он — велик.
Кроткий, смиренный христианин, трезво оценивая свои силы и возможности, понимает, что без Бога он — ничто. Не так, конечно же, считают люди гордые и надменные.
В своё время блаженному Августину пришлось приложить немало усилий, чтобы изобличить ересь пелагиан, извративших Евангельское учение и сведших роль благодати, в деле спасения, почти что к нулю. Всякий человек, утверждали еретики, способен преодолеть стремление ко греху, опираясь на самого себя, лишь бы только он этого захотел.
Вообще самомнение часто служило причиной заблуждений и ересей, отступлений от Церкви. Бывало, что самомнение доводило верующих до полного отказа от веры в Бога, до атеизма.
А разве не надменность застилала глаза фарисеям, хулившим Христа? Мол, как это так, Сын плотника учит народ?
Будучи по своему характеру формой гордыни, страсть самомнения, оставаясь не уврачеванной, приводит ко всем тем плачевным последствиям, к которым приводит и гордость вообще.
Пример проявления наивысшей степени самомнения — диавол, а из людей в этом отношении всех превзойдёт сосуд диавола, антихрист. Как известно, его самомнение дойдёт до того, что он воссядет во храме и назовёт себя богом (2Сол.2:4).
Гордость, тщеславие и самолюбие
В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.
«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».
Бог гордым противится
Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».
«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».
Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».
Преподобный Никон предостерегал:
«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».
Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:
«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.
Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные
Преподобный Амвросий наставлял:
«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».
А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:
«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.
Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.
Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»
Чем же ты гордишься?
Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:
«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».
«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».
Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:
«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».
Как определить у себя признаки смирения или гордости
Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:
«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:
«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».
Печаль наказания Божия гордым
Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:
«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».
Избавиться от гордости очень трудно
Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:
«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.
Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».
Брейгель. Гордость
Гордость неразрывно связана с другими страстями
Преподобный Амвросий говорил:
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».
«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».
А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:
«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».
Одна гордость может заменить все прочие страсти
Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:
«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».
Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:
«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».
Как бороться с этими страстями
Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:
«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».
Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:
«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».
Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:
«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».
И старец Амвросий давал такой совет:
«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».
Преподобный говорил:
«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».
«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».
«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».
Старец советовал:
«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».
Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:
«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».
Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:
«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».
Преподобный писал духовному чаду:
«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».
«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».
Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:
«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».
В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость
Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:
«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»
Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».
«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице Славимому и Поклоняемому Отцу и Сыну, и Святому Духу во всех моих грехах: во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный от самого Крещения до сего времени и живущий во грехах.
Исповедаю, что согрешил я против всех заповедей Божиих: маловерием и неверием; сомнением и вольным мнением; суеверием; гаданием; самонадеянностью; нерадением; отчаянием в своем спасении; надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога.
Забвением о правосудии Божием и неимением преданности воле Божией; нестаранием познания Бога и веры в Него; благоговения к Нему; страха перед Ним; надежды на Него; любви к Нему и ревности к славе Его.
Согрешил: порабощениям себя страстям; корыстолюбием; гордостью; самолюбием; тщеславием; раболепством духу времени; мирским обычаям против совести с нарушением заповедей Божиих; любостяжанием; чревоугодием; лакомством; объядением; пьянством.
Согрешил: клялся Богом (божбою); ложною клятвою; нарушением клятвы; неисполнением обетов; принуждением других к: божбе, клятве; неуважению к святыне и благочестию; хулою: на Бога, на святых, на всякую святыню; богохульством; кощунством; призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках и забавах.
Согрешил: непочитанием праздников и занятиями, унижающими честь праздников; неблагоговейным стоянием в церкви, разговорами и смехом; леностью к молитве и к чтению Священного Писания; оставлением утренних и вечерних молитв; утаиванием грехов на исповеди; нестаранием о должном приготовлении к Причащению Святых Тайн; неуважением к священным предметам и небрежным изображением на себе Крестного знамения; несоблюдением постов по уставу Церкви; леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы; потерей времени напрасно в праздности и рассеянности.
Согрешил: непочитанием родителей и начальников; неуважением: старших, пастырей духовных и учителей.
Согрешил: напрасным гневом; оскорблением ближних; ненавистью; причинением вреда ближнему; враждою; злопамятством; соблазном; советом на грех; не сохранением человека от смерти; отравлением; убийством (в т.ч. детей во чреве) и советом к сему.
Согрешил: плотскими грехами — блудом; прелюбодеянием; сладострастием; страстными поцелуями; нечистым осязанием; засматриванием на красивые лица с вожделением; люблением своего тела, самоудовлетворением, влечением к лицам своего пола, мужеложством, скотоложством.
Согрешил: сквернословием, услаждением нечистыми мечтами; произвольным раздражением; невоздержанием в посты; воскресные и праздничные дни; кровосмешением; излишним щегольством с желанием нравиться и прельщать других.
Согрешил: воровством; присвоением чужой собственности; обманом; утаиванием найденной вещи; принятием чужой вещи; неуплачиванием долга по ложным причинам; препятствием в выгодах других; тунеядством; святотатством; не милосердием к бедным; скудостью; расточительностью; роскошью; игрой в карты; вообще беспорядочной жизнью; корыстолюбием; неверностью; несправедливостью; жестокосердием.
Согрешил: ложным свидетельством; оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением грехов и слабостей их; подозрительностью; сомнением в чести ближнего; осуждением; двоедушием; сплетнями; насмешками, остротами; ложью; лукавством; обманом; лицемерным обращением с другими; лестью; пресмыкательством перед вышними по должности и имеющими преимущества и власть; болтливостью и празднословием.
Согрешил: худыми желаниями и помышлениями, завистью; корыстолюбием и горделивыми мыслями и желаниями.
Согрешил: унынием; печалью; зрением; вкусом; обонянием; осязанием; помышлениями; словами, желаниями, делами и в прочих моих грехах, которые из-за беспамятства моего не упомянул.
Не имею: прямодушия; искренности; простоты; верности; правдивости; уважительности; степенности; осторожности в словах; благоразумной молчаливости; охранения и защищенная чести других.
Не имею: любви; воздержания, целомудрия; скромности в словах и поступках; чистоты сердца, щедрости; милосердия; смиренномудрия; вообще не усердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.
Каюсь, что прогневал Господа Бога моего, искренне об этом жалею и желаю раскаяться, и впредь с помощью Божией всевозможно удерживаться от грехов.
Исповедаю Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице Славимому и Поклоняемому Отцу и Сыну, и Святому Духу во всех моих грехах: во грехах зачатый, во грехах рожденный, во грехах воспитанный от самого Крещения до сего времени и живущий во грехах.
Исповедаю, что согрешил я против всех заповедей Божиих: маловерием и неверием; сомнением и вольным мнением; суеверием; гаданием; самонадеянностью; нерадением; отчаянием в своем спасении; надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога.
Забвением о правосудии Божием и неимением преданности воле Божией; нестаранием познания Бога и веры в Него; благоговения к Нему; страха перед Ним; надежды на Него; любви к Нему и ревности к славе Его.
Согрешил: порабощениям себя страстям; корыстолюбием; гордостью; самолюбием; тщеславием; раболепством духу времени; мирским обычаям против совести с нарушением заповедей Божиих; любостяжанием; чревоугодием; лакомством; объядением; пьянством.
Согрешил: клялся Богом (божбою); ложною клятвою; нарушением клятвы; неисполнением обетов; принуждением других к: божбе, клятве; неуважению к святыне и благочестию; хулою: на Бога, на святых, на всякую святыню; богохульством; кощунством; призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках и забавах.
Согрешил: непочитанием праздников и занятиями, унижающими честь праздников; неблагоговейным стоянием в церкви, разговорами и смехом; леностью к молитве и к чтению Священного Писания; оставлением утренних и вечерних молитв; утаиванием грехов на исповеди; нестаранием о должном приготовлении к Причащению Святых Тайн; неуважением к священным предметам и небрежным изображением на себе Крестного знамения; несоблюдением постов по уставу Церкви; леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы; потерей времени напрасно в праздности и рассеянности.
Согрешил: непочитанием родителей и начальников; неуважением: старших, пастырей духовных и учителей.
Согрешил: напрасным гневом; оскорблением ближних; ненавистью; причинением вреда ближнему; враждою; злопамятством; соблазном; советом на грех; не сохранением человека от смерти; отравлением; убийством (в т.ч. детей во чреве) и советом к сему.
Согрешил: плотскими грехами — блудом; прелюбодеянием; сладострастием; страстными поцелуями; нечистым осязанием; засматриванием на красивые лица с вожделением; люблением своего тела, самоудовлетворением, влечением к лицам своего пола, мужеложством, скотоложством.
Согрешил: сквернословием, услаждением нечистыми мечтами; произвольным раздражением; невоздержанием в посты; воскресные и праздничные дни; кровосмешением; излишним щегольством с желанием нравиться и прельщать других.
Согрешил: воровством; присвоением чужой собственности; обманом; утаиванием найденной вещи; принятием чужой вещи; неуплачиванием долга по ложным причинам; препятствием в выгодах других; тунеядством; святотатством; не милосердием к бедным; скудостью; расточительностью; роскошью; игрой в карты; вообще беспорядочной жизнью; корыстолюбием; неверностью; несправедливостью; жестокосердием.
Согрешил: ложным свидетельством; оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением грехов и слабостей их; подозрительностью; сомнением в чести ближнего; осуждением; двоедушием; сплетнями; насмешками, остротами; ложью; лукавством; обманом; лицемерным обращением с другими; лестью; пресмыкательством перед вышними по должности и имеющими преимущества и власть; болтливостью и празднословием.
Согрешил: худыми желаниями и помышлениями, завистью; корыстолюбием и горделивыми мыслями и желаниями.
Согрешил: унынием; печалью; зрением; вкусом; обонянием; осязанием; помышлениями; словами, желаниями, делами и в прочих моих грехах, которые из-за беспамятства моего не упомянул.
Не имею: прямодушия; искренности; простоты; верности; правдивости; уважительности; степенности; осторожности в словах; благоразумной молчаливости; охранения и защищенная чести других.
Не имею: любви; воздержания, целомудрия; скромности в словах и поступках; чистоты сердца, щедрости; милосердия; смиренномудрия; вообще не усердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.
Каюсь, что прогневал Господа Бога моего, искренне об этом жалею и желаю раскаяться, и впредь с помощью Божией всевозможно удерживаться от грехов.
Грехи человеческие
20 Мытарств человеческих грехов
1.СЛОВОМ: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажение слов, упрощение, велеречие (напыщенность), нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывы, пение страстных песен, кривотолки, сварливость, гнусности, подстрекательство, кощунство, поругание человеков и имени Божьего, упоминание всуе, хамство.
2.ЛОЖЬ: лесть, подхалимство, пресмыкание, угождение с хитростью, подлость, трусость, суета, обособленность, воображение, артистизм, поясничество, лжесвидетельство, клятвопреступление, брезгливость, утаивание грехов на исповеди, скрытность.
3.КЛЕВЕТА: оскорбления, осуждение, обиды, искажение правды, ябедничество, жалобы, надругательства, глумление, святотатство, содействие грехам других, нахальство, бесцеремонность, циничность, моральное давление, угрозы, недоверие, сомнения.
4.ЧРЕВОУГОДИЕ: объедение, опивство, тайноядение, еда не по времени, без крестного знамения, нарушение постов, пиршествование, курение, наркомания, токсикомания, еда нечистого и идоложертвенного, непотребство.
5.ЛЕНЬ: небрежение, самооправдание, упрямство, невнимание, забвение, многоспание, безделье, уныние, малодушие, слабоволие, праздность, забывчивость, беспечность, халтура, тунеядство, строптивость, необязательность, хладность и теплохладность о духовном, нерадение о Боге, бесчувственность.
7.СРЕБРОЛЮБИЕ: корысть, поиск выгоды, многозаботливость, корыстолюбие, жадность, скупость, накопительство, расточительство, спекуляции, взятки.
8.ЛИХОИМСТВО: нахальство, вымогательство, грабеж, разбой, коварство, ухищрения, не отдача долгов.
10.ЗАВИСТЬ: в благах материальных, в душевных достоинствах, лицеприятие, хотения.
11.ГОРДЫНЯ: самомнение, своеволие, самовозношение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, самообожание, ослушание, неуступки, неповиновение, презрение, бесстыдство, бессовестность, богохульство, невежество.
12.ПАМЯТОЗЛОБИЕ: злопамятность, злорадствование, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы, опорочивание кого-либо или соучастие в этом.
16.ЛЮБОДЕЯНИЕ: (вне церковного брака) плотское, душевное (мечты, фантазии, упоения, услаждения), сладострастные воззрения, блудные помыслы, соизволение на грех, осквернение целомудрия, ночные осквернения.
17.ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ: (в церковном браке) то же и еще совращение, насилие, падение, нарушение обета безбрачия (целибат).
19.ЕРЕСИ: неверие, суемудрие, душевно-духовный блуд, искажения и извращения истин, искажение православия, сомнения, нарушение молитв, отвлеченность, отступничество, отверженность, нарушение церковных постановлений, поведения в храме (посещение с покровом и в юбках женщин), пропуски служб, потеря страха Божия.
20.НЕМИЛОСЕРДИЕ: нечувствие, безжалостность, гонение немощных, жестокость, окаменение, очерствение (не заботились о стариках, детях, больных, не подавали милостыни, не жертвовали собой и своим временем ради других), бесчеловечность, бессердечность. НЕ ПОКАЯНИЕ.