И. Н. Крамской. Святочное гадание. 1870-е годы. Старинная поздравительная открытка к святкам. ‹
Один из главных христианских праздников — Рождество Христово — православная церковь отмечает 7 января. На Руси Рождество стали праздновать после введения христианства — в Х веке. Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник — коляду.
Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника все православные сочельничали. До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши — кутьи. Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом — маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком. В рождественский сочельник такую кашу ставили на стол, покрытый соломой, а сверху скатертью. Вынимали соломинку и гадали. Окажется длинная — родится хороший урожай льна, а короткая — будет неурожай. В этот вечер спутывали ноги столу, чтобы скот не бегал. Девушки собирались за околицей и пригоршнями бросали снег против ветра. Если снег падал звучно, это предвещало молодого красавца-жениха, если неслышно и криво — быть за глухим или стариком.
В сам день Рождества обычно пекли крупитчатые калачи, перепечи (небольшие ржаные колобки), фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных, и посылали их в подарок родным и близким. Главными угощениями на праздничном столе были свиное мясо и рождественский гусь с яблоками.
«Настали святки. То-то радость!»
Между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) отмечают святки — двенадцать святых дней, установленных православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества церковь начала с древних времен. В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния (от слова «кумир» — изображение, изваяние языческого божества). Запрещалось также работать, особенно с наступлением темноты. Во многих местах, однако, святость этих дней нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника коляды, воспевавшего культ природы. Колядки, как и святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, это, наконец, поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье. «На коляду дня прибыло на куриную ступню» — говорили в народе.
Существует версия, что слово «колядки» произошло от слова «календы», которым римляне называли начало нового года. Коляда — славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, «бог торжеств и мира», по словам историка Н. М. Карамзина.
Обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье — счастье, но прежде всего — чтобы не прекратилась жизнь. Об этом пелось и в колядных песнях:
… А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством…
Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на «кобылу» сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой. Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:
Коляда, моляда,
Уродилась коляда!
Кто подает пирога —
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не дает ни
копейки —
Завалим лазейки,
Кто не дает лепешки —
Завалим окошки,
Кто не дает пирога —
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба —
Уведем деда,
Кто не даст ветчины —
Тем расколем чугуны!
После безуспешных попыток искоренить коляду христианская церковь включила ее в святки, противопоставив играм и обрядам коляды славление Христа, хождение со звездой и пр. В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, события праздников Рождества и Нового года. Духовенство подключилось к такого рода творчеству, церковники стали сочинять книжные колядки — «канты».
Так святки стали воплощением языческих и христианских верований, самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.
Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.
«На святки самая строгая мать, — читаем в книге С. В. Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила», — не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в «жировой» избе, на посиделках, заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают «слушать» под окнами и гадать в поле».
В «святые вечера» женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей и птиц.
Девушки обычно наряжались в чужие сарафаны и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. Парни надевали женские платья. Так интриговали и дурачили знакомых из других деревень, когда приходили к ним в гости.
Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая — на Васильев день (с 13 на 14 января), вторая — на Крещение (с 18 на 19 января).
Для святок характерны «очистительные» обряды: окуривание и окропление водой крестьянских построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы и др.
ЛИТЕРАТУРА
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880.
Карамзин Н. М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» . М., 1987.
Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
Круглый год. Русский земледельческий календарь. Составитель А. Ф. Некрылова. М., 1989.
Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, 1995.
Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.
Содержание
- Как на Руси праздновали Рождество и святки
- Праздники предков. Как встречали Рождество до революции?
- Отличие Рождества католического от православного
- Традиции празднования православного Рождества Христова
- Традиции празднования католического Рождества
- Как новогодняя ёлка связана с Рождеством?
- История празднования Рождества в России
- КАК В СТАРИНУ ОТМЕЧАЛИ РОЖДЕСТВО?
- Рождество в живописи. Картины про Рождество в России и на Западе
- Рождественские пейзажи в Европе и США
- Рождественские пейзажи в России
- Украинское Рождество
- Рождественские интерьеры в Европе и США
- Рождественские интерьеры в России
- Колядки
Как на Руси праздновали Рождество и святки
«Арестанты на праздниках покушают хороший хлеб»
Интересно, что святки праздновали на Руси еще до распространения христианства. Этот обычай пришел к славянам за пятьсот лет до того, как князь Владимир приказал сбросить в Днепр языческих идолов.
Реклама
Некоторые исследователи считают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Возможно, «Святовит» было одним из имен верховного божества Перуна. С наступлением святок люди бросали в печь немного праздничной еды, чтобы умилостивить богов и души предков, которые спускаются на землю с началом зимы. В это время у них можно было попросить и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и много других благ.
Христианские святки также имеют долгую историю. Известно, что уже в IV веке греческие христиане отдыхали и веселились две недели после Рождества. Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех.
Традиция забывать о сословных границах в честь христианского праздника сохранялась на протяжении веков.
На Руси с наступлением святок полагалось позаботиться о том, чтобы подарки и сладости появлялись не только в собственном доме, но и у малоимущих: вдов, сирот и заключенных.
Люди анонимно посылали подарки в приюты и богадельни.
«Каждый год отец обязательно жертвует на острог мешок белой первосортной муки. Везет ее кучер Гордей на коне Ваське. Надзиратель тюрьмы присылает визитную карточку с благодарностью. Арестанты на праздниках покушают хороший хлеб», — вспоминает автор статьи «Далекое и близкое: Рождественские праздники на Дону».
До святок по православной традиции держали строгий пост: в течение шести недель ели картошку на постном масле, огурцы, кислую капусту, соленые арбузы, тыквы, пирожки с горохом, взвар, рыбу и уху. В канун Рождества — Сочельник — всей семьей в последний раз садились за постный стол после появления на небе первой звезды, но на этот раз полагалось приготовить особенные блюда: кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов.
7 января пост заканчивался и люди начинали праздновать и веселиться. Современный новогодний стол не сравнится с богатой рождественской трапезой. На Рождество особенно любили есть свинину.
«В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, мороженые свиные окорока отрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, разводы розовые видно, снежком запорошило… Везут свинину, поросят, гусей, индюшек — «пылкого морозу». Рябчик идет, сибирский тетерев-глухарь», — писал Иван Шмелев в романе «Лето Господне».
Мясо и свиная голова были неотъемлемой частью рождественских праздников не только русских, белорусов, украинцев, но и болгар, сербов, румын, англичан и немцев. Готовили и птицу: гуся c яблоками или утку, фаршированную луком с рыжиками или груздями. На праздничном столе появлялись заяц в сметане, холодец и заливное.
Самого толстого наряжали в медведя
Любимой традицией были колядки. Царю Петру I этот обычай пришелся особенно по душе, и он сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми.
Колядки проходили так: в святочные вечера все желающие собирались вместе, переодевались в зверей или сказочных персонажей: Иванушку-дурачка, седого старца в маске из сахарной бумаги, склоненную до земли старуху, колдуна, солдата. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. В него переодевали самого толстого парня в компании.
В «Ярославских губернских ведомостях» за 1889 год сохранилось описание таких гуляний. Собирались пять-шесть подвыпивших весельчаков. Один изображал медведя на цепи, надев вывернутую овчинную шубу, и ползал на четвереньках с веревкой в зубах. Другие балагуры играли вожаков и музыкантов со сковородками и заслонками. Ребятня и взрослые тут же бежали к танцующему «зверю», кричали, шутили, подзадоривали.
Такими компаниями шли по деревне или городу колядовать: пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки, в которых восхваляли хозяина дома, чтобы выпросить у него угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве и свои правила.
Хозяина, например, величали «светлым месяцем», хозяюшку — «красным солнцем», детей их — «чистыми звездами». Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.
Иногда в песнях звучали даже угрозы: «Кто не даст пирога — сведем корову за рога, кто не даст ветчины — тем расколем чугуны…». Иногда пели нарочито бессмысленные приговорки. Кто-то одаривал колядующих деньгами, кто-то дарил детям сладости, а взрослым подносил рюмки.
Литературовед Юрий Лотман в комментариях к «Евгению Онегину» писал, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера». В «святые вечера», которые проходили в первую неделю после Рождества, устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» (вторая неделя) — гадали. Кстати, после святок всегда было много свадеб.
«В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист Иван Снегирев в книге «Песни русского народа».
Колядки стали одной из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то, что большая часть населения переместилась в города.
Историк Петр Словцов в книге «Прогулки вокруг Тобольска в 1830 году» писал, что в городе от Рождества до крещенского сочельника среди жителей принято рядиться в «маскированные костюмы» и «прохаживаться с фонарями по улицам или ездить в шутливых нарядах и входить в домы, где им не препятствуют». Ряженых принимали не только в домах простых людей, но и в усадьбах городской знати.
Сегодня трудно представить себе, чтобы среднестатистический менеджер в святочные вечера переодевался в лесного духа и шел колядовать, а раньше так и было. В социальном отношении ряжеными были мелкие канцелярские чиновники, мещане, казаки. В святочных ряжениях участвовала не только молодежь, но и пожилые люди, исключая лишь старообрядцев.
При этом церковь не одобряла ряжение, а также святочные гадания и надевание звероподобных харь. Все эти забавы приводят человека в душепагубный грех, отмечалось в указе патриарха Иоакима от 1684 года, запрещающем дурачества во время святок.
Чтобы обезопасить себя от недовольства церкви, сторонники святок придумали «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера прорубь делали в форме креста, и чтобы, окунувшись туда, смывать с себя все грехи, совершенные на святках.
После смерти Петра I, который защищал колядование и ряжение, государство решило поддержать церковь. Во второй половине XVIII была издана императорская грамота: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».
Таким образом власти пытались избежать массового пьянства и хулиганства в святки. Однако народ так любил эти традиции, что закон постоянно нарушался, и скоро о нем и вовсе забыли.
При этом люди в Рождество помнили и про главный смысл праздника — рождение Иисуса Христа. Молодежь и дети ходили по домам не только с дурашливыми колядками, но и с христославием.
«Но вот, наконец, слышен их топот и голоса: «Можно похристославить? Принимаете христославщиков?» Пелагея широко распахивает дверь, наводняя холодом комнату, впускает группу запорошенных снегом детей в тулупах, подвязанных яркими кушаками. За пазухой у каждого отдувается «наславленное». Нестройным хором поют: «Рождество, Твое, Христе Бо-ожи наш…» У нас радостно замирает сердце. С трепетным восторгом звучит славословие. Раздаем христославщикам копеечки, орехи, конфеты…
Некоторые, узнав, что тут раздают копеечки, приходят славить по второму и по третьему разу. Узнанный конфузливо отказывается, уверяя, что пришел впервые.
Все смеются и дают пострелу копеечку в третий раз».
Рождество считалось семейным праздником. В этот день в одном доме собирались все родственники, звали как можно больше близких людей. По вечерам не только ели вместе, но и рассказывали сказки и загадывали загадки.
Сегодня Рождество празднуют не так широко, хотя воцерковленные православные до сих пор начинают святочные дни с 7 января, а заканчивают спустя десять дней, отметив Старый Новый год. В этом году святки продолжаются с 7 по 17 января.
Если вы хотите почувствовать веселый дух Рождества и народных гуляний, и не потратить на веселье деньги, то в Москве до 13 января открыты бесплатные праздничные мероприятия и аттракционы. Так, на переходе между Манежной площадью и площадью Революции открыта ледяная горка 100 м в длину и 8 м в высоту. Можно взять бесплатные ватрушки и вдоволь накататься с детьми.
Также для детей устраиваются театральные постановки в Доме новогодней сказки (Камергерский переулок). На мастер-классах, которые длятся по 45 мин, посетители смогут не только увидеть сказочных персонажей, но и выполнить задания на логику и смекалку, научатся рисовать снежные узоры и поучаствуют в конкурсах.
А на площади Революции устраиваются мастер-классы «Рождественские театральные сказки», где дети смогут не просто посмотреть постановки, но и сами создать персонажей любимых сказок.
В Рождество посмотреть на ряженных смогут не только дети. На Тверской площади будут проходить уличные спектакли, гастрольные выступления европейских театров и концерты популярных музыкальных групп.
В Климентовском переулке до 13 января открыта кулинарная школа. По примеру древних святочных традиций посетители смогут слепить елочные игрушки из сахарной мастики, а также приготовить праздничные блюда: яблочные гнезда с темным шоколадом, сочный стейк с вафлями из батата и лосося на подушке из авокадо.
Праздники предков. Как встречали Рождество до революции?
7 января православные христиане отмечают один из самых важных праздников — Рождество христово. Многие из традиций после революции были утеряны. Но мы попробовали восстановить дух праздника. И в этом нам помогла Светлана Мельникова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Она провела для нас небольшую экскурсию по новогодней выставке «Любимый праздник в фотографиях и открытках XX века». Экспозиция рассказывает и о новогодних традициях, но мы сосредоточились именно на сегодняшнем празднике.
«Смена календаря все перевернула в нашей жизни. Раньше ведь Рождество встречали до Нового года. И конечно, русский православный человек весь год ждал рождественского чуда.
Вспомним Петра I. Именно он постановил, что Новый год начинается не в сентябре, а в январе. И тогда же появилась традиция украшения еловыми деревьями и ветками публичных мест. Праздник приобрел вкус, цвет и запах. Но эта традиция жила недолго, вскоре ее забыли. Еловые украшения остались только в и кабаках, как это ни парадоксально. И было даже такое выражение „сходить под ёлку“. И означало оно, скажем так, сходить и испробовать наших традиционных напитков.
А затем, потихонечку, украшение праздничного дерева и поздравительные открытки пришли в российскую жизнь. Обычаи прибыли к нам из Германии. Там украшали ели, делали замечательные ёлочные игрушки. Среди жен российских императоров практически все были немки, они прекрасно знали эти традиции, и постепенно они укоренились и у нас.
Но на русской земле обычаи приобрели несколько иные формы. В том числе у нас были свои, особые игрушки. Кстати, первые стеклянные шары делали в Гусь-Хрустальном. Называлась такая игрушка галка, изначально с ними забавлялись дети, а уже позже ими стали украшать ёлки. Еще традиционно красили шишки и грецкие орехи, вешали на ветви пряники, конфеты, коробочки с монпансье. Так что ёлка для ребенка — сладкая вещь. Появились серпантин и конфетти. И главное изобретение — стеклянные бусы, это исключительно русское украшение».
ДЕТАЛЬ:Макушку ёлки и до революции украшали звездой. Но была она не красной, не пятиконечной. Это был символ вифлеемской звезды. Той самой, которая ознаменовала рождение Иисуса Христа.
Как поздравляли друг друга?
«Первые открытки появились в Англии, в середине XVIII века, когда чиновник попросил своего друга изобразить семью за рождественским ужином. Такие поздравительные картиночки он отправил ближайшим друзьям. Эта история имела головокружительный успех и приобрела коммерческий размах. А к нам в страну данная традиция тоже пришла из Германии.
Красивые немецкие открытки с ангелочками и богатым декором так поражали воображение, что предприимчивые российские купцы покупали их без надписей, добавляли русскоязычные пожелания и имели очень хороший доход. А потом уже начали выпускать открытки в России.
Чаще всего в них люди объяснялись друг другу в любви и очень надеялись на встречу в Новом году. Главная составляющая — назначить свидание. Меня больше всего поразила открытка, которую написали в период Первой мировой войны.
Человек едет на фронт, он не знает, что его ждет. Но в дороге отправляет открытку, и в ней надежда, что он останется жив и увидит близких. А скоро в фондах музея-заповедника появятся открытки от семьи Антоновых, потомков известного священника Петра Скипетрова, ставшего одним из новомучеников. У его внучки нашлись в архивах две рождественские открытки, разница между ними год. И на одной написано „Санкт-Петербург“, а на второй уже „Петроград“. И только в этих двух открытках видна история нашей страны».
КСТАТИ:Именно на этой выставке вы увидите ёлку, украшенную подарками друзей музея. Помните, в 2018-м все жители региона передавали старые игрушки в коллекцию ВСМЗ? Все презенты сейчас блестят на ёлке.
Мы не рассказали и о десятой доле экспонатов выставки. Но она будет работать до 8 февраля, так что вы еще успеете побывать в «Палатах», побольше узнать о дореволюционных празднованиях и вспомнить о добрых советских традициях встречи .
У христиан одним из важнейших праздников является Рождество – празднование рождения Иисуса Христа, сына Бога и Спасителя человечества. Празднование Рождества Христова в России претерпевало немало изменений, особенно во времена революции, но сегодня традиции старой Руси вновь возрождаются, молодежь всё так же ходит по домам с колядками, христиане соблюдают рождественский пост, а в сочельник на стол обязательно ставят кутью. Большинству из нас эти традиции знакомы и любимы, но откуда они взялись, и сильно ли отличаются от первоначальных?
Отличие Рождества католического от православного
Строго говоря, точной даты, когда родился Иисус Христос, не знает никто. Первые христиане вообще не отмечали отдельно Рождество, а объединяли его вместе с Крещением в единый праздник Богоявления, который отмечали 6 января. Возможно, они думали, что Мессия, пришедший на землю для искупления человеческих грехов, должен был появиться на свет в тот же день, когда не менее чудесно появился Адам – первый человек и первый же грешник. Эта дата продержалась до IV века, пока император Константин I не распорядился разделить праздники и отмечать Рождество 25 декабря. Этим он пытался косвенно подтвердить, что непорочное зачатие произошло в день еврейской Пасхи, то есть, 25 марта. Но ещё важнее было затмить новым праздником день почитания Солнца, который был очень уважаем языческим населением. Нужно было заставить людей забыть старых богов, чтобы они обратились к новому.
Многие века потом католическое и православное Рождество праздновалось в один день – 25 декабря, пока в конце XVI столетия папа Григорий вместо старого юлианского не ввёл новый календарь, названный его именем. Тут-то между католиками и православными и возникли разногласия.
Ряд восточнокатолических и православных церквей отказались переходить на григорианский календарь и продолжали отмечать Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, но поскольку страны, в которых они действовали, перешли на григорианский календарь, то и получилось, что этот день уже приходился на 7 января по новому стилю.
У большинства же католиков, протестантов и ряда православных конфессий эти даты просто совпали, поэтому там и празднуют Рождество 25 декабря. В этом главное отличие Рождества католического от православного.
Поскольку разница между юлианским и григорианским календарём существует, то разбег между датами медленно, но неуклонно растёт, и в следующем веке добавится ещё один день разницы во времени празднования Рождества по старому и новому стилям.
Традиции празднования православного Рождества Христова
Рождественский пост
Конечно, нас больше интересует, как празднуют Рождество Христово в России. Характер этого праздника у нас такой же, как и в любой другой христианской стране – это сугубо семейное торжество. В своём рассказе мы будем опираться на те традиции, которые были привиты нашими предками еще на Руси, до наших дней дошла большая их половина, но изначальный их смысл уже мало кому известен.
Традиции празднования Рождества на Руси неизменно связаны с рождественским или филипповским постом, который начинается за 40 дней до самого праздника (у православных – 28 ноября). Название «филипповский» связано с тем, что «заговенье» (канун поста) приходится на день памяти апостола Филиппа. В этот день доедаются все запасы мясных и молочных продуктов, дабы потом они не вводили в соблазн. Рождественский пост не такой суровый, как великий. Он нужен для очищения души покаянием и молитвой, а тела – умеренностью в пище. Но ближе к Рождеству пост становится строже.
Сочельник
Встреча празднования Рождества предваряется сочельником – последним днём перед двунадесятым праздником. Постящимся в этот день полагалось есть сочиво – сваренные с добавлением мёда ячменные или пшеничные зёрна. Уже с утра сочельника верующие начинали готовиться к празднику: мыли полы, убирались в доме, после чего и сами шли в баню. С наступлением вечерней трапезы оканчивался и строгий филипповский пост.
Все собравшиеся за столом родственники ждали появления на небе первой звезды – эта традиция навеяна историей Рождества с Вифлеемской звездой, оповестившей мир о рождении Мессии.
Очень интересно, как в старину праздновали Рождество. В сочельник хозяйки приступали к приготовлению обрядовых блюд, которых на столе должно быть ровно 12 – чтобы хватило всем апостолам. Для поминовения усопших готовилась кутья – приправленная льняным маслом и мёдом пшеничная каша. Тарелку с кутьёй ставили под иконами, подкладывая под первую сено – это должно было напоминать первую колыбель Иисуса. Делали также взвар (узвар) – компот из сухофруктов и ягод, который был посвящён рождению на свет младенца. Рождественский стол должен быть разнообразным и сытным, поэтому непременно пекли пироги, блины и расстегаи. С окончанием длительного поста на стол возвращались мясные блюда: колбасы, окорока, ветчина. Приветствовался запечённый поросёнок или гусь.
Под скатерть на столе настилали солому. Вначале на него ставили свечу и тарелку с кутьёй, затем из-под скатерти вытягивали соломинку, на которой гадали – если попадётся длинная, то урожай хлеба будет хорошим, а в противном случае жди неурожая. Уже в сочельник работать (кроме бытовой уборки) было нельзя.
Описывая, как праздновали Рождество на Руси, нельзя не упомянуть об одной из самых ярких и интересных традиций – колядовании. Изначально эта традиция была языческой, одним из видов поклонения Солнцу. Но за последующие столетия христианство вытравило из народной памяти практически все языческие традиции либо встроило их в систему собственных обрядов. В деревнях ряженая в вывернутые наизнанку тулупы и с раскрашенными лицами молодёжь начинала ходить по домам, возле которых радостно возглашала, что Спаситель родился, разыгрывала простенькие представления, пела рождественские песни, желала хозяевам благополучия и здоровья, а после этого хозяева одаривали колядовальщиков какими-нибудь сластями, колбасой, караваем или даже деньгами. Было поверье, что после захода солнца в рождественскую неделю нечисть вылезает на свет божий и начинает делать людям всякие пакости. А блуждающие между домами ряженые должны были показать этой нечисти, что сюда путь заказан.
Крестники накануне Рождества носили своим крёстным родителям кутью, пели им рождественские песни, за что также удостаивались подарков. В этом было общее, как праздновали Рождество на севере России, а также в Беларуси и Малороссии.
Рождество
Празднование Рождества на Руси приобрело ещё такую интересную традицию. Ещё до рассвета в день Рождества на селе проводили обряд посевания изб. Человек во время рождественского поста освобождался от всего плохого, накопленного за предыдущий год. Теперь же нужно было «засеять» его душу зёрнами удачи и благополучия – в этом и состоял сакральный смысл посевания. Первым в избу должен был войти мужчина (чаще всего пастух), держащий торбу с овсом. Он должен был с порога начать разбрасывать зерно, одновременно желая хозяевам благополучия.
С приходом Рождества заканчивается и пост, поэтому к постным блюдам на столе, наконец, добавлялись долгожданные скоромные, то есть, содержащие животные продукты, а также спиртные напитки. При этом со стола не исчезает узвар, кисель, сочиво и рыба, зато к ним добавляются колбасы, заливное, гусь, жаркое, курица, пряники и блины, колядка, прочая выпечка – всё, что сможет приготовить хозяйка к великому празднику. Щедрость угощения была обоснована не только голодными желудками после поста, но и тем, что к такому столу устремлялись добрые духи, всю ночь боровшиеся с нечистью. Им также требовалось немедленно подкрепиться, чтобы и дальше защищать хозяев от невзгод.
Святки
Говоря о том, как празднуют праздник Рождество русские, украинцы и белорусы, важно понимать, что он впитал в себя множество дохристианских, языческих обрядов, которые соответствовали древним верованиям славянских народов. Так, народные гуляния, называемые святками, могут служить лучшей тому иллюстрацией. Когда ещё в первые века прихода христианства на русскую землю, Рождество совпало с древним языческим обрядом святок, они не были вытеснены христианством, а поглощены им, превратившись в рождественские святки.
Они начинались в первый день после Рождества и продолжались до 19 января, то есть, до даты Крещения. В святочные дни у девушек было принято гадать на «суженого», а способы гаданий были очень разнообразны и отличались в разных местностях.
Видео о традициях празднования Рождества Христова:
Традиции празднования католического Рождества
У католиков очень многие принципы празднования Рождества практически не отличаются от наших. В рождественскую ночь во всех храмах проводятся праздничные литургии. Все верующие должны обязательно присутствовать на торжественном богослужении, даже те, кто в другое время в церкви почти не появляется.
В сочельник в Европе принято наряжать ёлку, на вершине которой устанавливается 6-конечная «Вифлеемская звезда». Светящиеся гирлянды на ёлке напоминают исходящий из пещеры свет, который увидели пастухи, и направились туда, чтобы поклониться Мессии.
Также в храмах устраиваются «вертепы» из различных материалов (еловых веток, картона), представляющие собой инсталляцию пещеры, где появился Иисус, и её персонажей: Иосифа, Марии, ягнят, ослика, ангелов и волхвов. Верующие в этот день дарят друг другу свечи, небольшие иконки и другие подарки, которые необязательно должны быть дорогими, но подаренными искренне. Дарят и сладости, которые любят не только дети. Более подробно о традициях празднования Рождества Христова в разных странах Европы и по всему миру читайте в другой статье на нашем сайте.
В сочельник пост продолжается до позднего вечера, поэтому за столом едят лишь сочиво. К празднику готовят рыбу, постные блюда, утку или гуся, но есть их можно только после Рождества, то есть, полуночи. Перед началом праздничной трапезы все сидящие за столом совершают молитву, после чего преломляют облатку (кусочек пресного хлеба). За столом должно оставаться одно пустующее место, предназначенное для любого человека, который может зайти в этот дом и присоединиться к трапезе.
Как новогодняя ёлка связана с Рождеством?
Если вспоминать, какие традиции празднования Рождества оказались наиболее стойкими и самыми радостными, то нельзя забыть про ёлку, заботливо наряженную к зимним праздникам.
Историки считают, что рождественские ели стали появляться впервые в немецких домах в VIII веке, когда был издан запрет на установку в домах больше одного дерева. По этому документу и удалось установить примерный возраст этой традиции.
Уже в те времена ёлки стали наряжать цветными бумажными фигурками, разными блестящими мелочами, монетами и даже выпечкой. В Скандинавии и Германии к XVII столетию эти привычки сформировали устойчивую традицию, которая незаметно стала связанной с рождественским праздником.
Когда где-то рассказывают, как празднуют Рождество в России кратко, то обязательно отмечают, что в России ёлки получили доступ в дома на Рождество благодаря Петру I – именно первый российский император повелел украшать в святые дни дома сосновыми либо еловыми ветками. Но впервые целые деревья в столичных залах стали устанавливать в 1830-х годах, и делали это жившие здесь немцы. Эта традиция быстро приглянулась и русским, которые придали ей традиционный для себя широкий размах. В результате ёлки стали ставить в больших количествах на городских улицах и площадях, и они стали прочно ассоциироваться с празднованием Рождества.
История празднования Рождества в России
Рождество Христово праздновали до революции 25 декабря. Во всех российских храмах начиналось богослужение в честь дня рождения Спасителя. Рождество в России издавна чтили и любили, поэтому во многих российских городах были построены храмы в честь Рождества Христова. Для молодёжи самой любимой рождественской традицией и одновременно развлечением было колядование.
После 1917 года для церкви наступили смутные времена. Большевики запретили отмечать церковные праздники, экспроприировали, разграбили или разрушили многие храмы и монастыри. Населению приходилось работать в праздничные дни, чего раньше никогда не было. Досталось и ёлке, которую также причислили к символам веры и на некоторое время её также запретили. Однако любовь народа к этой безобидной традиции была так сильна, что в 1933 году властям пришлось вернуть её, но теперь ёлка стала просто новогодней.
Даже в период запрета Рождества многие жители страны тайком продолжали его отмечать, втайне приносили домой еловые ветки, посещали священников, крестили детей и совершали обряды. Некоторые пели у себя дома рождественские гимны. А ведь празднование Рождества в России в то время могло закончиться для человека весьма печально, если бы об этом узнали власти.
Когда в 1991 году распался СССР, то официально было разрешено и празднование Рождества. Но нужно признать, что за годы Советской власти люди в массе своей отвыкли от празднования религиозных праздников, поэтому в нашем обществе главным зимним праздником по-прежнему остаётся Новый год.
Хотя попытки возрождения старых рождественских традиций, несомненно, делаются. Многие ходят по домам с колядками, по федеральным телеканалам транслируется торжественное рождественское богослужение из восстановленного храма Христа Спасителя, крестники носят своим крёстным родителям кутью. Так что память о празднике жива, и если посмотреть на традиции Руси, то многие из них возрождаются с новой силой.
А как Вы празднуете Рождество? Придерживаетесь традиций старой Руси или же считаете такое празднование устаревшим? Поделитесь своими обычаями – нам будет очень интересно узнать о них!
КАК В СТАРИНУ ОТМЕЧАЛИ РОЖДЕСТВО?
Христианский праздник Рождества Христова в восприятии славян соединился с древним праздником возрождения солнца, который также приходился на конец декабря — начало января: время, когда начинает увеличиваться световой день.
По старому стилю Рождество отмечали 25 декабря, 1 января праздновали Новый год (сегодня это старый Новый год), а 6 января — Крещение. Эти праздники составляли единый цикл — Святки. Дни с 25 декабря по 1 января называли Святыми вечерами, а 1 января начинались Страшные вечера, которые длились до Крещения.
Но начинался праздничный цикл еще 24 декабря, в cочельник. Существует две версии происхождения такого названия: по одной — «cочельник» происходит от слова «сочень», названия хлебной лепешки; по другой — от «сочива», рисового или ячменного взвара с медом.
Сочельник был последним днем Рождественского поста и считался особенно строгим: нельзя было есть «до первой звезды». Семья весь день готовилась к празднику в трудах и молитвах и лишь в сумерках усаживалась за постную трапезу. Основными блюдами были рождественский хлеб (сочень), сочиво и рисовая каша — кутья. Обязательно подавали орехи, мед, сухофрукты, напитки из ягод. Хозяйки готовили нечетное количество блюд либо ровно 12 — по числу месяцев в году.
С языческих времен сохранилась традиция приглашать к рождественской трапезе души предков. Семья либо ставила на стол приборы по количеству умерших, либо откладывала для покойных немного от каждого блюда в отдельную миску, которую оставляли на ночь. В этот же вечер обходили дома родственников с угощением, что символизировало единение всего рода за общей трапезой. Затем шли на ночную службу в церковь. Люди верили, что ровно в полночь на Рождество небо открывается и Господь слышит всякую просьбу.
В России, в отличие от других славянских стран, гадать и колядовать в сочельник было не принято — эти обряды обычно совершали в святочные вечера. А накануне Рождества принимали лишь славильщиков, которые ходили по дворам с «вестью о рождении Христа» — духовными текстами и песнями. Основным угощением для них был ритуальный хлеб.
После 1918 года, когда в России был принят григорианский календарь, православные праздники Рождества Христова и Крещения Господня стали отмечаться 7 и 19 января соответственно. Новый год в качестве светского праздника перешел на 1 января по новому стилю и выпал из святочного цикла.
Рождество Христово на Руси — великий праздник, по значимости своей уступающей только Светлой Пасхе. В вечер накануне Рождества — Сочельник — принято воздерживаться от приема пищи: «До первой звезды нельзя». По традиции, в этот день с появлением на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую, у верующих завершается четырехнедельный пост. Затем, ближе к полуночи православные идут в храм, чтобы там встретить Рождество.
Праздник Рождества Христова испокон веков был источником вдохновения для русских художников, поэтов и писателей.
Рождество стояло у окна и рисовало на стёклах морозные цветы, ждало, когда в доме вымоют полы, расстелют половики, затеплят лампады перед иконами и впустят Его… — Василий Акимович Никифоров-Волгин «Серебряная метель»
Анатолий Анатольевич Коробкин — Перед Рождеством. Холст, масло, 80х60. 2011 г.
…По душе ходило весёлым ветром самое прекрасное и душистое на свете слово — «Рождество». Оно пахло вьюгой и колючими хвойными лапками. — Василий Акимович Никифоров-Волгин «Серебряная метель»
Генрих Матвеевич Манизер — Ёлочный торг. Холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Борис Михайлович Кустодиев — Ёлочный торг, 1918 г. Холст, масло, 98×98.Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Александр Алексеевич Бучкури — Рождественский базар, 1906 г.
Рождественский романс
Твой Новый год по темно-синей
Волне средь моря городского
Плывет в тоске необъяснимой,
Как будто жизнь начнется снова,
Как будто будет свет и слава,
Удачный день и вдоволь хлеба,
Как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
— Иосиф Александрович Бродский (1961)
Владимир Юрьевич Жданов — Сочельник
Виктор Лукьянов — Рождество, 2001 г.
Какое блаженство, что блещут снега,
Что холод окреп, а с утра моросило,
Что дико и нежно сверкает фольга
На каждом углу и в окне магазина.
Пока серпантин, мишура, канитель
Восходят над скукою прочих имуществ,
Томительность предновогодних недель
терпеть и сносить — что за дивная участь…
— Белла Ахмадулина, декабрь 1974
Алексей Михайлович Корин — Рождественская ёлка, 1910 г.
Александр Викторович Моравов — Рождественская ёлка, 1921 г.
Алексей Соловьев — Прогулка в Сочельник. Холст,масло, 60 x 50см. 2007 г.
Рождество
Мой календарь полу-опалый
пунцовой цифрою зацвел;
на стекла пальмы и опалы
мороз колдующий навел.
Перистым вылился узором,
лучистой выгнулся дугой,
и мандаринами и бором
в гостиной пахнет голубой.
— Владимир Набоков, 23 сентября 1921, Берлин
Сергей Михайлович Коровин (род. 1957) — Рождество
Ирина Владимировна Рыбакова — Рождество, 2009 г.
Cергей Васильевич Досекин — Подготовка к Рождеству, 1896 г.
Леонтий Никифорович Мазанов — Рождественский вечер, 1919 г.
Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый —
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.
Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.
— Александр Блок (1902)
Сергей Смирнов — Сочельник. Час первой звезды
Где ночь бросает якоря
В глухих созвездьях Зодиака,
Сухие листья октября,
Глухие вскормленники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.
Для вас потомства нет — увы,
Бесполая владеет вами злоба,
Бездетными сойдёте вы
В свои повапленные гробы.
И на пороге тишины,
Среди беспамятства природы,
Не вам, не вам обречены,
А звёздам вечные народы.
— Осип Мандельштам (1920)
Юрий Николаевич Волков — Сочельник, 2000 г.
В этот светлый праздник
В этот светлый праздник —
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.
Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.
Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.
Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
— Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)
Александр Алексеевич Бучкури — Катание на святках. Холст, масло
Надежда Полуян–Внукова (Украина) — У бабушки перед Рождеством
Надежда Полуян–Внукова (Украина) — Рождественский вечер
Звезда сияла на востоке,
И из степных далеких стран
Седые понесли пророки
В дань злато, смирну и ливан.
Изумлены ее красою,
Волхвы маститые пошли
За путеводною звездою
И пали до лица земли.
И предо мной, в степи безвестной,
Взошла звезда твоих щедрот:
Она свой луч в красе небесной
На поздний вечер мой прольет.
Но у меня для приношенья
Ни злата, ни ливана нет, —
Лишь с фимиамом песнопенья
Падет к стопам твоим поэт.
— Афанасий Фет (1887)
Константин Александрович Трутовский — Колядки в Малороссии, не позднее 1864 г.
Федот Васильевич Сычков — Христославы. (Дети старой деревни), 1935 г. Холст, масло, 63×83 см. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи
А ЕЩЁ:
— Новый год в русской и советской живописи
— С первого по тринадцатое
— Масленица в русской живописи
— Снежные котики
— Совы Босха
— Зимние красавицы
— Великая сила искусства
— Будка Дюрера в Москве
Рождество в живописи. Картины про Рождество в России и на Западе
Рождество и Новый год – два зимних праздника, стоящих в календаре рядом. Празднуются они похожим образом: елка, гирлянды, подарки… Но все-таки у празднования Рождества есть свой особый колорит, который заметен даже в живописи.
Поэтому мы разделили подборку картин про Новый год, опубликованную ранее, и подборку картин про Рождество. В сегодняшнем выпуске – рождественская живопись, как русская, так и западная. В подборку вошли 128 картин про Рождество.
Рождественские пейзажи в Европе и США
Праздничное убранство города, продолжительные сумерки, раскрашенные огоньками гирлянд – одно из самых ярких впечатлений рождественского времени!
В США есть несколько знаменитых художников, которые специализируются на фантазийных пейзажах, преимущественно рождественских. Эти картины востребованы не только сами по себе, как украшение интерьера, но и для всевозможной рождественской продукции, например, открыток и подарочных пакетов.
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Линда Нельсон
Уолш Кевин
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Kevin Walsh (Кевин Уолш), Великобритания
Kevin Walsh (Кевин Уолш), Великобритания
Kevin Walsh (Кевин Уолш), Великобритания
Kevin Walsh (Кевин Уолш), Великобритания
Рождественские пейзажи в России
В России городские рождественские пейзажи очень близки к новогодним. Более рождественскими выглядят пейзажи с православными храмами, как сельские, так и городские.
Ну а картина Натальи Соколовой «Рождество Христово», проецирующая Евангельскую сцену Рождества в зимний лес, стала визитной карточкой русской рождественской живописи.
Игорь Разживин «Рождественские огни у Мэрии» 2016
Павел Еськов «Рождественский Петербург»
Наталья Соколова «Рождество Христово»
А. Бучкури «Рождественский базар», 1906 г.
Иван Салмин «Дождь на Рождество»
Игорь Разживин «Волшебница зима» 2008
Олег Иванович Молчанов «Рождество в Ипатьевской слободе»
Владимир Юрьевич Жданов «Рождество»
Владимир Юрьевич Жданов «Сочельник»
Владимир Юрьевич Жданов «Вечер накануне Рождества»
Владимир Юрьевич Жданов «Рождество»
Владимир Юрьевич Жданов «Рождество»
Евгений Лоскутов «Рождество» 2015
Владимир Юрьевич Жданов «Рождественская кутерьма»
Владимир Юрьевич Жданов «Святочная ночь»
Владимир Юрьевич Жданов «На святках»
Владимир Юрьевич Жданов «Каникулы!»
Украинское Рождество
На Украине Рождество совершенно уникальное, не похожее ни на русское, ни на западное, ни на какое-либо другое. Лейтмотив этих картин — повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Другая характерная черта праздника Рождества на Украине — колядование, традиция которого там не прерывалась даже в советские годы. В отличие от России, где ее успешно искоренили и лишь сейчас кое-где пытаются возродить.
А. Мицник «Ночь перед Рождеством»
А. Мицник «Украина на Рождество»
А. Мицник «Колядки»
Тепло и уют семейного очага — еще одна отличительная черта празднования Рождества. Украшнная елка, рождественские пряники и конечно же, подарки, которые обожают все дети!
Рождественские интерьеры в Европе и США
Alan Maley
Характерная черта празднования Рождества 100-200 лет назад, как на Западе, так и в России — это праздники около елки, которые устраивали в богатых домах и на которые приглашали множество детей. Описание такой домашней елки есть в сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик».
Именно с таких домашних елок началась традиция современных новогодних шоу, которые тоже называются новогодними елками для детей.
Henry Jules Jean Geoffroy (French, 1853 — 1924) «The Christmas Tree at the Dispensary» 1908
Генри Мослер, «Рождественское утро», 1916
Вигго Юхансен «Счастливое Рождество»
Фридрих Фридман, «Рождество»
Гравюра из немецкой книги «50 басен с картинками для детей»
А. Шварц, 1900
Хедвиг Мехле-Гросманн, «Девочки под елкой», 1894
Каролин Блиш
Сюзан Риос
Сюзан Риос «Рождественское тепло»
автор неизвестен
Timm Sam
автор неизвестен
Lee Stroncek
Инге Лёёк, «Веселые старушки»
Роберт Данкан «Рождественская елка»
Рождественские интерьеры в России
Борис Смирнов, 1909
Владимир Мухин
Мария Павлова «Завтра наступит Рождество» 2012
Колядки
Колядование — одна из самых любимых забав детей и подростков на святках. Веселые ватаги ходят по домам, поют праздничные колядки (щедрики), поздравляют хозяев с Рождеством Христовым, а в ответ получают угощение. Не одарить ряженых колядовщиков считается дурным тоном.
Колядующие носят с собой звезду на длинном шесте, напоминающую о Вифлеемской Звезде — провозвестнице Рождества Христова. Поэтому колядование иначе называется «ходить со звездой». А вот коза (в киде куклы или ряженого в костюме козы) — это наследие языческого прошлого, она появилась, когда коляда еще не была христианской.
«Пришла коляда — отворяй ворота»
Дарья Денисова «Рождественские колядки» 2014
Елена Ревуцкая «Молдавские колядки»
Игорь Медведев «Колядки»
Андрей Свинин «Колядки»
Татьяна Сипович «Колядки» 2009
Иван Горобчук «Колядки» 2007
Константин Трутовский «Колядки в Малороссии» 1864
Федот Васильевич Сычков (1887-1958) «Христославы» 1910
Леонид Иванович Соломаткин (1837-1883) «Городовые-христославы» 1872
Для западного Рождества неотъемлемый персонаж — конечно же Санта Клаус.
Никки Боэм (Nicky Boehme), США
Том Ньюсом «Из жизни Санта-Клауса»
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Томас Кникейд (Thomas Kinkade), США
Норман Роквелл, «Санта Клаус», 1921
Натан Пиннок (Nathan Pinnock) «Хорошо выполненная работа»