Содержание
Ропот
Почему так часто мы, православные, ропщем? Дает ли нам нынешняя жизнь повод для недовольства? Как нужно относиться к тому, что посылает нам Бог? Кому родственен ропотник?
Возлюбленные о Господе, мы сегодня поговорим с вами о таком бытовом недуге, как ропот. Мы, священники, вынуждены смотреть на «изнанку пылесоса»: стоять на исповеди и слушать откровения человеческие о «великих подвигах». Мы знаем мир с другой стороны, как знают его работники, например, морга, или врачи, или милиционеры, или прокуроры, те, кто больше всех развращается, потому что постоянно сталкивается с изнанкой мира. По улице ходят красивые люди, но поговори с ними… «Заговори, чтобы я тебя увидел», – пишет Платон. Раскрывается рот, пошел поток сознания… – и ты думаешь: кто это? Сытый, молодой, красивый, хорошо одетый человек с высшим образованием. Какой демон в нем? Даже не демон, а пучок демонов. И одним из демонов в этом пучке является демон ропота. Люди ропщут, недовольны постоянно, бурчат, ворчат, мучаются… Казалось бы, отчего? И сегодня я хотел бы поговорить о том, как исцелиться от этого недовольства жизнью.
У писателя Аркадия Аверченко есть несколько небольших новелл, довольно остроумных, о революции, свершившейся в России. В одной из них он описывает некоего дядьку, сапожника, мало зарабатывающего, по его словам, и вечно недовольного. Он сделал свою работу, на вырученные деньги купил себе чуть-чуть икорки, чуть-чуть севрюжки, хлебчика свеженького, чуть того, чуть сего, шкалик водочки… Пьет, икоркой закусывает и на жизнь жалуется. Говорит: «Скорей бы поменялась эта власть». И вот власть поменялась, и теперь он получает за ту же работу зарплату, на которую покупает себе черствого хлебца, без севрюжки и икорки и вообще без всего, да косуху самогона. И горько пьет и не знает, чего еще желать. Потому что то, что было, оказывается, было прекрасно, было чудесно. И что было жаловаться болванам?! – спрашивает Аверченко «за кадром» у этого человека.
А что ты жаловался? Тебе плохо живется? – Купи козу. Есть такой еврейский анекдот. Пришел к раввину «страдалец», жалуется: «Господи, помилуй. Хатка маленькая, куча детей, старуха-мама на руках, дышать нечем, жить негде…» – «А ты козу купи», – говорит раввин. – «Какую козу?» – «Настоящую! Которая бекает, которую доить можно…» – «И куда мне эту козу притаранить?» – «Да прямо к себе в хату и притарань. Потом посмотришь, что будет». «Страдалец» купил козу, живет. Всё, как было, так и осталось: мама старая, дети, дышать нечем, жить негде, да еще коза бекает, доиться хочет. Опять «страдалец» идет к раввину: «Я с ума сойду от такой жизни! Повешусь!.. Что делать?» – «Продай козу». Продал и прибегает снова к раввину: «Какая же красота! Как без козы хорошо!»
Купи козу, ропотник. Тебе плохо живется? Заболеть хочешь? Если у тебя рак найдут, лучше будет? Или если ты ногу сломаешь, или машину разобьешь, или от тебя уйдет любимый человек? Или если тебя зальют соседи? Проблем хочешь? Кто хочет проблем, ропщи на здоровье. Тебе Бог даст проблем, и ты будешь счастлив: «Боже, как хорошо было раньше. А вчера было так прекрасно!» «Счастье было так возможно…»
Нам роптать нельзя: мы живем в уникально сытом, здоровом, комфортном мире
Друзья мои, роптать нельзя. Мы живем в уникально сытом мире. В мире уникально красиво одетом. Мы живем в здоровом, комфортном мире, в котором уважаются права личности. Нас никто не будет за шиворот тащить на рабские работы принудительно. Нас никто не будет заставлять делать то, что мы не хотим. С нами будут цацкаться, и любой полицейский, который в хорошие добрые времена огрел бы тебя дубиной по голове, скажет: «Уважаемый гражданин, предъявите, пожалуйста, документы. Будьте любезны, пойдите сюда». А иначе с нами говорить не будут – боятся. Все боятся, что придется отвечать. Так что же вы ропщете, чего хотите?!
Что нужно человеку, чтобы ему не роптать? Что тебе дать, чтобы ты был доволен? Включите-ка фантазию. Вот вас поселили на острове в Карибском море, дали вам яхту, домик месяца на три бесплатно и пить-есть, что хочешь. Вы там будете счастливы? Только два дня. А дальше? А дальше – песок колючий, солнце жаркое, ананас невкусный, в катере мотор заглох… Опять начнется. Всё будет плохо опять. Плохому человеку всё плохо. Хорошему человеку всё хорошо.
Я слушаю исповеди, разговоры, нытье слушаю всякое с утра до вечера. Как любой священник, я устал от нытья. Почему не благодарите Бога? Почему вы приходите в Церковь даже, в этот святой дом Божий, Врата Небесные, Лестницу Иакова, жаловаться и скулить? Почему у подножия Лестницы Иакова продолжаете: «Дай мне это!.. Дай мне то!..» Почему не благодарите? Благодарность – лучшее лекарство от уныния. Это благо-дарность. Нужно учить людей на исповедях и на проповедях: «Перестаньте просить! Благодарите, хвалите Бога». Вы только подумайте, как мы живем?!
Благодарность – лучшее лекарство от уныния. Почему вы не благодарите Бога? Почему даже в храм приходите ныть?
Такой интересный опыт: несколько лет назад, может быть, пять или больше, один журналист представил себе мир деревней из 100 человек и подсчитал валовый продукт этого мира. Сколько людей, сколько мужчин, сколько женщин. Сколько черных, сколько белых. Сколько верующих. Интересная получилась статистика. Валовый продукт всей деревни сосредоточен в руках двух человек, оба живут в Америке. Человек 70 неграмотных, 30 грамотных. У подавляющего большинства заработная плата на прожитье – в день 1 доллар. У 30–40 из 100 – 5–7–8–10 долларов. Мы попадаем в топовое число. Грамотные. Едим хорошо. Чтобы так ели наши предки! Если бы наши предки встали из гробов и сели за наш стол да посмотрели бы на разносолы, которые мы едим, то сказали бы: «Ну, братья, вы в раю живете!» Если бы они в ванну залезли, выпрямили ноги под горячей водой и в мыльной пене отдохнули полчасика или телевизор включили, какую-то песенку послушали… – они сказали бы вам: «Это чем же вы заслужили такую великолепную жизнь?! А ведь мы в IX, X, XI, XV, XVIII… веке жили совершенно по-иному, и мы не роптали. Мы грызли сухарь и радовались».
Паисий Святогорец рассказывал о том времени, когда он на Синайской горе в монастыре святой Екатерины молился. Этот монастырь «обслуживали» бедуины: сопровождали туда туристов, этим зарабатывая на жизнь, привозили воду, продукты… Бедуины – арабы, не христиане, они мусульмане. Паисий Святогорец рассказывал: «Я помню тех бедуинов: когда у них была щепотка чая и немножко сахара, они плясали на одной ножке от радости и благодарили Бога, что у них есть чай и сахар. А евреи… ох уж эти евреи! Они построили им коттеджи в пустыне и свезли к ним поломанные автомобили со всего Израиля в подарок. Теперь у каждого бедуина есть поломанный автомобиль – и никакой у них радости».
Цивилизация нагружает человека ложными благами и отнимает у него радость. Она делает его хамом неблагодарным, заставляет его роптать, завидовать, мечтать о себе. «Почему это они, а не я?! Почему их по телевизору показывают, а не меня? Почему у него это есть, а у меня этого нет?» – в таких паскудных мыслях живет падший человек. И если эти мысли не поменять, счастья никогда вам не видать. Вы будете всю жизнь жить, как ноющее чмо, и умрете несчастными. И рая вам не видать, потому что в раю все благодарные. Людям руки резали, а они благодарили Бога; им глаза выкалывали – они благодарили Бога. Людей опускали в огонь или кипящую смолу – они говорили: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» В раю все благодарны. В раю нет ни одного нытика. Если бы была экскурсия в рай, мы бы ходили по раю и удивлялись: «А где здесь ноющие, плачущие, страдающие?» Ослик Иа в рай войти не может. В раю Винни-Пухи. Винни-Пуху всё хорошо. Он всегда поет: «В голове моей опилки, тра-та-та». Ему всё весело. А вот ослик Иа вечно сомневается: «Так ли это?» – «Как твои дела, ослик?» – «Плохо. А чего ждать от тех, которые мешают мне жить?» Всё плохо у ослика Иа. Ослик в раю не будет, а Винни-Пух – будет. Это оптимист, который знает, что у него в голове опилки, – он самокритичен: «Я глупый, у меня плохое чистописание…», – но он веселый.
Христианин должен быть сильным, веселым человеком с самокритичной оценкой. А не дохлым, нудным, сдувшимся шариком. «Откуда взялась эта тряпочка? Что это было за “бум”, и откуда взялась эта тряпочка?» Это человек, который ни на что не годен.
Человек, по апостолу Павлу, должен быть готов на всякое доброе дело, на всякое благое дело. А ты дохлый, а ты скулишь, а ты ноешь, тебе жизнь не всласть. Тебе пища не вкусна, тебе солнце не в радость, ты ни от чего не веселишься. Да ты Демон! Помните, как про Демона говорит Пушкин? «И ничего во всей природе / Благословить он не хотел». Ты ни на чем взгляд не остановишь с благословением. У тебя нет такой секунды, когда бы ты сказал: «Остановись, мгновенье: ты прекрасно!» Нет такого у тебя! Тебе всё нудно, плохо. «Им хорошо – а мне плохо… Им еще лучше, мне всё плохо». Друзья мои, и это господствующее настроение людей. Причем молодых, здоровых людей. А на старух поглядите, на стариков: сколько огня в их глазах, хотя они уже еле ходят! У них вся жизнь за спиной, только Страшный суд впереди, Царство Небесное – и у них еще интерес к жизни есть, они борются за жизнь. Встают с трудом с постели, ухаживают сами за собой. Молодые, ленивые – разваливаются, сидят по полдня и дурака валяют, ищут приключений и удовольствий. Конечно, будет уныние и хандра; конечно, жизнь будет не в радость человеку. Конечно, будешь роптать.
Наш народ, переживший лагеря и войны, никогда не унывал
Друзья мои, роптать нельзя никогда! Наш народ, переживший лагеря, войны, коллективизацию, вынужденную эмиграцию, никогда не унывал. В лагерях были веселые люди, сохранявшие присутствие духа. На войне всегда в любом подразделении, в любой роте и любом батальоне есть Теркин. На привале гармошку развернет и спляшет, частушку споет и поднимет всем настроение. И обязательно должен быть такой человек. В эмиграцию люди уехали, и вот представьте себе: дворян, генералов, епископов, ученых пинком под зад выгнали вон из России – выгнали с насиженных мест, из дворянских усадеб, из своих собственных домов и квартир в центре Москвы, Петербурга и других городов, выгнали с кафедр, на которых они преподавали, лишили их имени, чести, славы, денег, семьи, здоровья… – и что, они повесились все, что ли, за рубежом? Ничего подобного. Храмы построили, журналы стали издавать, открыли учебные заведения, кадетские корпуса, семинарии, русские культурные центры, родили детей, воспитали несколько поколений людей, говорящих по-русски, крещенных в Православной Церкви. А нам бы сегодня пинка под зад и вон отсюда – и что бы мы делали? Мы бы повесились, пошли бы по кабакам запивать свое горе, а потом бы пошли вздергиваться на крепком гвозде у себя в отдельном номере. Так нельзя!
Мы – русские люди, нам нельзя хандрить. Мы сытые люди, нам нельзя печалиться. Мы верующие люди, нам нельзя унывать. Мы должны помогать друг другу, мы не должны жаловаться. Плакать должны в одиночку, втихаря. Потом лицо умыть и выйти к людям со светлым лицом. Как пишет Юрий Самарин об Алексее Хомякове: он похоронил любимую жену – горячо любимую, единственную женщину, которую он любил, – и детей – одного за другим, но оставался всегда бодр и удивительно оптимистичен. Юрий Самарин вспоминал, как однажды ночевал у Хомякова дома и слышал рыдания из дальней комнаты. На цыпочках пошел посмотреть: Хомяков всю ночь молился на коленях со слезами, рыдал перед Богом о себе, о сердце своем, о жене, о детях… Утром вышел к завтраку как ни в чем не бывало, умытый, свежий, с расправленными плечами, искрометный, веселый, умный, никому не поверяющий своих бед…
Плачьте перед Богом! Плачьте перед Богом, а не подружка перед подружкой на перекуре. Плачьте перед Богом – перед людьми не плачьте. Перед людьми умойте лицо и будьте твердыми, веселыми и сильными. Нельзя хандрить! У нас всё есть. У нас есть больше, чем мы заслуживаем. У нас есть больше, чем мы того достойны. Благодарите Бога, ничего у Него не просите. Слава Тебе, Господи, я живу. Слава Тебе, Господи, у меня есть друзья. Слава Тебе, Господи, я – на своих ногах при ясной памяти. Слава Тебе, Господи, у меня есть работа, какие-никакие деньги есть, я сам себе хлеб покупаю, не протягиваю руку. Слава Тебе, Господи, я крещенный. Слава Тебе, Господи, я много знаю и умею читать, я могу постичь любую науку. Слава Тебе, Господи, у меня еще вся жизнь впереди. Слава Тебе, Господи, я в рай войду, когда умру, потому что Ты за меня умер, – я верую в это, я в раю хочу жить. Вечно жить. Что хандрить?! Эй, вы, люди, возьмитесь за ум, перестаньте унывать, тосковать, печалиться! Пусть печалятся, тоскуют и унывают безбожники. Пусть они разгоняют свою тоску сатанинскими удовольствиями. Пусть «ширяются», «двигаются» и нюхают, потому что у них больше радости нет. Мы с вами имеем миллион причин для того, чтобы улыбнуться и сказать: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»
Митрополит Антоний (Паканич) рассказывает, из-за чего душа лишается благодати Святого Духа.
В Послании апостола Павла к Филиппийцам есть наставление: «Всё делайте без ропота и сомнения…» (Фил. 2:14).
Эти с виду простые слова являются серьезным предупреждением.
Ропот – это грех против Бога, проявление неблагодарности Своему Создателю, искажение смысла жизни и своего предназначения.
Ропот произрастает из гордыни и самомнения и становится настоящим проклятием для человека и его дальнейшей судьбы.
«В ропоте присутствует проклятье. То есть человек ропщущий всё равно что проклинает себя, и потом к нему приходит гнев Божий», – поучал старец Паисий Святогорец.
Это только кажется, что постоянное недовольство всем безобидно и бесстрастно. Ропот порождает ропот.
Он поглощает человека изнутри и распространяется на близких, влияет на судьбу и в какой-то степени программирует будущее, лишая человека Божией защиты.
Ропот – всегда признак слабого духа, психологической незрелости и маловерия.
Каждый из нас в той или иной степени ропщет на свою судьбу, близких, работу, окружение, обстоятельства. Эти капли ропота подтачивают нашу веру в Бога, в Его святую волю, силу и могущество.
И это страшный, убийственный процесс.
Незаметно мы перестаем благоговеть перед Богом и Его Божественными проявлениями в мире и жизни. Нас уже ничего не удивляет, не восхищает и не радует. Мы черствеем, ожесточаемся и не замечаем, что находимся в плену недовольства, критики и постоянной оценки. Оцениваем события, людей, передергивая и перекручивая реальность таким образом, чтобы показать их несостоятельность в собственных глазах и глазах окружающих.
Ропот искажает верный, спасительный ход мысли, живую логику, лишает гибкости и терпения, человек во что бы то ни стало стремится доказать свою «правоту», подгоняя все факты, а по сути демонстрируя личностный крах.
По большому счету ропот – это нежелание покориться воле Божией.
И именно из-за этого душа лишается благодати Святого Духа и духи зла могут властвовать над ней.
Когда душа смиряется, она находится под Божией защитой, и в таком случае только Бог имеет власть над ней, она сохранена от всякого зла Божественным огнем.
Человека, который сознательно лишает себя Божией милости и защиты, можно уверенно назвать глупцом и упрямцем.
Но, слава Богу, есть еще мудрецы и праведники, денно и нощно славословящие Бога, не оценивающие себя, свою жизнь и других, а мирно живущие и питающиеся небесной сладостью.
Такие люди становятся духовно чуткими и с благодарностью реагируют даже на еле уловимые Божьи милости и ласки.
Они уже открыли истину для себя: счастье имеет отношение к вечности, а не к земным благам и суете.
Записала Наталья Горошкова
Скорбями и болезнями спасается современный христианин. Нет гонений на церковь — нет и опытных духовников. Ведет Бог верующих путем страданий в Царство Небесное. Спасение тому человеку, из уст и сердца которого не слышен ропот на крестном пути.
С терпением и благодарностью идет верующая душа в обители горние. «Верую, Господи, что Ты посылаешь скорби во спасение мне!» — с радостью и надеждой встречают истинные христиане трудности на своем жизненном пути.
Что такое ропот
Одним из главных препятствий на пути в Царство Небесное становится непонимание промысла Божьего. Люди все время чем-то недовольны, хотят большего и лучшего. Они не понимают, почему те или иные неприятности случаются именно с ними, а не с кем-либо другим, за что посылаются скорби, болезни. Такое состояние души, выражаемое недовольством, упреками Богу и людям, в православной аскетике называется ропотом и считается одним из опаснейших грехов.
Происхождение слова
Слово возникло в праславянском языке (ropot-).
Его корни можно встретить у других народов:
- Укр. — роптати, ропотіти.
- Болг. — ропот.
- Словен. — ropot, ropotati.
- Чешск. — reptat.
- Словацк. — reptat.
- Польск. — reptac.
В русскую речь оно пришло из старославянского языка. В святоотеческих преданиях и церковном обиходе это слово сохранилось и встречается особенно часто.
Значение понятия
Ропот на Бога в православии — это одно из проявлений гордости, уныния, которое свойственно людям материальным или маловерным. Его источником служит внутреннее противление воле Божьей. Внешне это проявляется в виде недовольства, выражаемого не прямо или открыто, а в косвенной форме — негромкой приглушенной речью. Общее значение слова — неясный (негромкий) шум или звуки.
Сейчас недовольство стало чуть ли не статусом современного человека. Со всех сторон его учат, что он должен быть недовольным своей страной, экологией, финансовым положением, фигурой и так далее. На улицах и в общественном транспорте только и слышно, как кого-то ругают (больше всех, как правило, достается политикам). Но злость еще никого и никогда не сделала лучше.
Ропот и печаль
Печаль — это чувство, которое возникает в результате появления каких-либо неблагоприятных жизненных обстоятельств, препятствий, болезней — одним словом, скорбей. Каждый привык по-своему реагировать на трудности. Хороший христианин со своей печалью пойдет к Богу, и Тот поможет ему справиться с жизненными невзгодами. Он не будет жаловаться другим на неудачи, возникшие сложности. Тем более не станет никого обвинять в том, что с ним произошло — ни Бога, ни людей.
Маловерный потратит все душевные и телесные силы, переживая из-за существующих и несуществующих скорбей. Словесное негодование — это внешнее проявление уныния, печали, его следствие. Его можно услышать из уст слабых духом людей, не имеющих в себе внутреннего нравственного стержня. Жалобы, нытье, проклятия и упреки — вот признаки неверующей души. Это несогласие с тем, что происходит, неприятие чего-либо.
Сначала человек недоволен погодой, природой, ближними, правительством, временем, какой-либо ситуацией. А потом доходит до того, что Отцу Небесному шлет упреки: «Как же Ты допустил, чтобы это случилось со мной?». Или другими словами, но так же ропотно.
Причины появления
Немалую роль в распространении уныния и недовольства играет насаждение идеологии первенства материальных благ. Сознанию людей прививается чрезмерное стремление к высокому уровню жизни, без которого якобы нельзя считать себя счастливым или состоявшимся. Стало принято оценивать людей по социальному статусу, материальному преуспеванию.
Но ведь никогда раньше на Руси такого не было, по крайней мере, в широком применении. Со страниц русской литературы приветливо улыбается множество неунывающих и находчивых «неудачников», которые живут и горя не знают. Понятия счастья и радости всегда связывались с духовным преуспеянием, с умением переносить трудности стойко и благодушно, а не с достижением богатства.
Становится очевидно, что корни этого кроются в православной вере. Не важно, богатый человек или нищий. В любых обстоятельствах нужно оставаться христианином и возносить благодарение Богу за то, что есть. В первом случае — не становиться самодовольным и надменным, во втором — не унывать.
Самой частой причиной недовольства выступают совсем не внешние неблагоприятные обстоятельства. Человек с пустотой в душе, который не чувствует смысла жизни, не может понять, ради чего нужно терпеть все трудности, преодолевать их. И внутри у него поселяется уныние, выливаемое в недовольство всем вокруг.
Почему это грех
Православная вера говорит о том, что все находится в промысле Божьем. Небесный Отец заботится о своем творении. Без Его воли вообще ничего не происходит. Но гордая душа противится своему Творцу. Она имеет собственное представление о том, как лучше жить в этом мире. Отсюда проистекает неблагодарность Богу за Его благодеяния, попечение.
Материальный мир загружает жизнь все новыми благами и удовольствиями, за которыми поспеть очень трудно. Это вселяет в душу неудовлетворенность собой и своей жизнью. «Почему у меня нет всего того, что имеют другие, чем я хуже?» — задает себе вопрос человек недуховный, погрязший целиком в телесных попечениях, забывая о Боге и своем истинном предназначении.
Недовольство разрушает христианина как личность, делает его жалким, вечно ноющим существом, не способным ни на какое доброе дело. Да, у каждого есть моменты, когда на глаза наворачиваются слезы, в душе селится печаль, и все видится в черных красках. И если не идти со своей скорбью к Богу, то можно начать направо и налево расточать жалобы. Постоянно выплескивая из сердца небольшие порции яда, со временем человек растрачивает свои душевные и телесные силы, разрушает самого себя.
Как с ним бороться
Чтобы встать на путь исправления, необходимо осознать, что высшая мудрость жизни заключается в единстве духа, души и тела. Невозможно жить успешной полноценной жизнью, имея в избытке только материальные блага.
Основная причина любого недовольства — это отсутствие духовной жизни, внутренняя пустота.
Первое, что нужно сделать — это от всей души обратиться к Богу и раскаяться в том, что стремился прожить сам и по-своему, чем и предопределил для себя путь нахождения в духовной тьме, безвыходности, жестоком отчаянии, унынии и негодовании.
Благодатные перемены могут произойти с душой не сразу. Любой страсти в качестве лекарства следует противопоставить определенные добродетели.
Необходимо поучиться таким важным христианским качествам:
- терпение;
- смирение;
- самоукорение;
- послушание;
- доверие Промыслу Божьему.
Причиной уныния становятся часто не трудные обстоятельства жизни, а то, как человек к ним относится. Если христианин внутренне расслаблен, ждет от жизни одних «подарков», а также испытывает вечное недовольство от нехватки комфорта и достатка, это парализует его волю, истощает, делает склонным к унынию.
Святые отцы говорят, что самое главное средство от уныния — это благодарность Богу. Даже если она приносится с некоторым усилием и принуждением, но сознательно. Это будет выражением веры, и без нее никакая духовная жизнь невозможна. В связи с этим священники еще упоминают о решимости твердо переносить все находящиеся на жизненном пути искушения, делая это с терпением и всецело уповая на Господа. И помня, что милость Божья даже самые жестокие испытания превращает в неизреченные блага.
Видео
В видео с проповедью протоиерея Андрея Ткачева можно более подробно узнать о природе этого греха и его влиянии на душу.
Мой муж – один из самых терпеливых людей. Сколько я его знаю, он никогда не позволяет жаловаться ни себе, ни нам, которые рядом с ним шагают по пути, полному всяких неурядиц и неудобств. Он – пастор, и Евангелие для него – огромное сокровище, которое влияет на все в его жизни, включая его настроение в самый пасмурный день, в самых трудных перипетиях служения. Как жену, жизнь рядом с таким человеком научила меня любить Бога и доверять ему. О ропоте и довольном сердце он говорит часто в нашей семье, и об этом он недавно проповедовал в нашей церкви. Сидя на первой скамейке и слушая его, я благодарила Бога за такой пример: все, чему учил он, я вижу в его жизни.
В последние пару лет мы в церкви проходим через 1 Послание Коринфянам, в котором Павел раскрывает многое из греха верующих, живших в Коринфе. Это послание – как инструктаж о том, что такое человеческое «я», что с ним делать и почему. У коринфян была массовая проблема – их «я» было настолько большим, что затемнило собой все для них – Иисуса, который объединял их; других людей вокруг них с их слабостями; Святой Дух, который жил в них и делал из них храм для Бога, а не прелюбодеяний.
Мы качаем головами: мол, какие же вы слепые, коринфяне. Ну как так можно забыть все и удариться в пересуды, раздоры, прелюбодеяния? Но Павел не останавливается на этом и упоминает грех, который по большому счету считается приемлемым среди нас и который нам легко оправдать.
Это грех хоть и считается у нас приемлемым, не менее противен Богу, чем прелюбодеяние.
Ворчание. Ропот. Жалобы.
Так в чем же этот грех, и зачем нам надо задуматься о нем? Древнегреческое слово, переведенное как «ропот, роптать» просто означает роптать, ворчать, жаловаться, выражать недовольство.
Ропот – естественная и греховная реакция на все вокруг нас, с чем мы не соглашаемся, или что нам не нравится.
Ропот может быть произнесен вслух, или быть просто расположением сердца. Ропот может быть обращен против человека, как например, супруга, или против группы людей, как например, церковь. Ропот часто произносится против обстоятельств или какой-то ситуации. Мы даже ропщем против Бога (хотя, откровенно говоря, я думаю, что все ворчание на самом деле обращено против Бога, но это – тема для отдельного поста). Ропот – естественная и греховная реакция на почти все вокруг нас, с чем мы не соглашаемся, или что нам не нравится.
Это слово встречается в Новом Завете 11 раз, и каждый раз в отрицательном свете. Вот примеры:
«Всё делайте без ропота и сомнения» (Флп. 2:14).
«Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1 Кор. 10:10).
«Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей» (Иак. 5:9).
«Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1 Петра 4:9).
Почему Библия так настаивает на том, чтобы мы не роптали? Почему нам нельзя иногда пожаловаться хоть немного? Мы думаем, что просто-напросто высказываем правду-матку о нашей реальности, но Бог нам говорит о том, что наше сердце твердеет в этом ропоте (Евр. 3:8), и этот ропот слышится Им, Творцом и Искупителем, как оскорбление и вызов Ему (Пс. 78:17-19). Почему мы видим в Его слове такой повсеместный и часто повторяющийся запрет на ропот?
Изложу вкратце три причины, по которым нам надо признавать в ропоте и ворчании серьезный грех и активно бороться с ним.
Во-первых, ропот представляет собой реальную угрозу единству в церкви. По крайней мере 4 из 11 мест в Новом Завете, в которых встречается слово «ропот», имеют отношение к единству церкви (см. процитированные выше отрывки). Конечно, поддерживать единство в церкви никогда не было легко, и самым верным способом разрушить это единство – просто начать ропот против других людей в церкви или против лидеров.
Во-вторых, ропот не дает нам светить «среди строптивого и развращенного рода». Именно это является главной мыслью в Флп. 2:12-14. Когда мы делаем все без ропота и сомнений, мы светим как светила в этом мире; из этого следует, что ропот затемняет этот свет. Другими словами, ворчание и ропот тушат свет Евангелия. Ропот имеет серьезные последствия.
В-третьих, ропот и ворчание показывают неверие в Бога. Контекст отрывка 1 Кор. 10:10 говорит о том, что Израиль в пустыне искушал Христа, жалуясь на Моисея и на Бога из-за их ситуации, и из-за того, как Бог их вел по пустыне. Вместо того, чтобы доверять Богу в своих испытаниях, они жаловались и недовольно ворчали.
Противоположностью вере является ропот: он обнажает глубокое, на уровне сердца, убеждение в том, что Бог делает что-то не так в моей жизни, Он совершает какую-то ошибку.
Итак, братья и сестры, давайте решим не роптать и не жаловаться. Ради единства в церкви, ради нашего свидетельства, и чтобы показать нашу веру в благость Бога – давайте все делать без ропота и разногласий.
- Shares
Что не позволило израильскому народу войти в Обетованную Землю после чудесного освобождения из Египта? Дух бунта, источником которого было неверие, которое, в свою очередь, подпитывалось постоянной привычкой ворчания и ропота. И поэтому целое поколение израильтян блуждало бесцельно по пустыне в течение 40 лет, потому что, вместо поклонения Богу и благодарения Ему, они решили роптать и жаловаться. Можем ли мы научиться на их ошибках?
Пример ропота
Обращаясь к книге Чисел, мы на протяжении четырех глав можем увидеть наглядный пример ропота.
В Числах в 11-й главе сыны Израилевы ворчат и жалуются на еду, которую Господь давал им.
В Числах в 12-й главе, Аарон и Мириам ропщут и жалуются на женщину, на которой женился их брат Моисей.
В Числах в 13-й главе, 10 из 12-и главных мужей Израиля возвращаются из Земли Обетованной, которую они ходили осматривать, полные неверия и страха. (Кстати, можете ли вы вспомнить какое-либо из имен этих 10 мужей, которые распускали худую молву? Я не вспомнил ни одного! Но все мы знаем имена тех, кто возвратился с позитивными известиями: Иисус Навин и Халев).
В Числах в 14-й главе, сыны Израилевы бунтуют, отказываясь идти в Обетованную Землю, и вместо этого хотят вернуться в Египет. Их постоянное ворчание и ропот устилают им путь!
Только посмотрите на это множество стихов, описывающих поведение Израиля после того, как Бог чудным образом освободил его от рабства в Египте: «И возроптал народ на Моисея, говоря: «Что нам пить?» (Исход 15:24). «И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне» (Исх. 16:2). «Я услышал ропот сынов Израилевых» (Бог сказал это; Исх. 16:12). «И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея» (Исх. 17:3). «И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы» (Числ. 14:2). «И так Я успокою ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на вас» (Слова Господни; Числ. 17:5). «Господь по ненависти к нам вывел нас из земли египетской, чтобы отдать нас в руки аморреев и истребить нас» (Моисей вспоминает происходящее 40 годами позже; Втор. 1:27).
Эти стихи дают нам наглядный пример постоянной привычки Израиля ворчать и роптать. Ничего не было достаточно хорошим. Прошлое было лучше настоящего. Всегда было что-то не так. «Вай, вай, вай! Мы несчастны! Моисей, сделай с этим что-нибудь!» Каким незрелым и глупым является постоянное ворчание и роптание.
Что говорит Библия
Вот краткая сводка того, чему учит нас Писание о ворчунах и ропотниках:
- Ворчуны и ропотники открывают дверь неверию, которое приводит к бунту
- Ворчуны и ропотники никогда не принимают твердого решения веры для преодоления существующих проблем и препятствий властью Духа и Слова
- Ворчуны и ропотники – это неблагодарные и не умеющие ценить доброе люди
- Ворчуны и ропотники – это критики, и они скорее разрушают, чем созидают
- Ворчуны и ропотники не имеют радости и поэтому подвергают сомнению радость других (они проецируют свои собственные невзгоды на других!)
- Ворчуны и ропотники никогда не довольны настоящим; вчера было непременно лучше; сегодня нужны перемены (конечно, они быстро забывают свое отношение ко вчерашнему дню, когда вчерашний день был сегодняшним!)
- Ворчуны и ропотники характеризуются как “глупцы”, согласно стандартам книги Притчей!
А теперь давайте сравним ворчунов и ропотников с теми, кто благодарен Богу и полон хвалы:
- Ворчуны и ропотники являются убийцами веры, ворами радости, гасителями Духа и разрушителями благословений
- Благодарные и славящие Бога люди являются созидателями веры, приобретающими радость, двигателями Духа и умножающими благословения
- Хвала приносит присутствие Бога; ворчание прогоняет его
- Восхваление возвышает нас; ворчание тянет нас вниз
Давайте же примем сердцем слова апостола Павла: «Все делайте без ропота и сомнения… за все благодарите» (Фил. 2:14; Кол. 3:15). Не только окружающие вас увидят перемену, но и вы также будете чувствовать ее.
Жизнь, наполненная благодарностью, – это чистая, счастливая, свободная жизнь. Жизнь в жалобах, напротив, — удушающая, бездейственная, ограниченная. Какую жизнь выбираете вы? Я хочу призвать вас быть благодарными!
Майкл Браун stream.org, перевод Нелли Минкевич для ieshua.org
- Shares
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
*РОПОТ*
Н.Б.Толк.Сл.русского языка. «Недовольство, протест, выражаемый негромко. Но вполне открыто»
ПААРАЙЯ : Ропот – это оружие в обеих руках: т.е. в руке человека, и в руке Бога, иначе, это война с Богом, и это проклятие! Человек не может сам его оставить, и оно передаётся из рода в род по наследству – это родовое проклятие.
Ропот на Бога и ближнего, это отношение сердца (т.е. чувства: умом понимаешь, а справиться не можешь, или вовсе не осознаёшь). Последствия: отсутствие благословений, мира, покоя и радости, нарушения отношений с Богом; «дыра в кармане» ( по другому — кольт в кармане), плохие семена в сердце и судьбе.
Уплотнённый ропот превращается в дух ропота, и начинает управлять человеком. Дух ропота разрушает только БОГ, Сам или через своих служителей.
БИБЛИЯ:
1Цар.15:23; -«Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление – то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царём.
15:22; — ..неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение, лучше тука овнов.»
Еф.5:6-7; — «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; Итак не будьте сообщниками их.
Иуд.1:16; — Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям, нечестиво и беззаконно; 4:27; — И не давайте места даиволу. 4:31; — Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
1Кор.10:10; — Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.(около 15000 чел. по делу Корееву)
Чис.25:9; — И при Ситтиме от идолопоклонения и блудодеяния – 24000 чел.;
Чис.21:4 -6; — ..И стал малодушествовать народ на пути, И стал говорить народ против Бога и против Моисея: И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых.»
Кн.Прем.Соломона1:11-6; — «Итак хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдёт даром, а клевещущие уста убивают душу. Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал всё для бытия, и всё в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправедность причиняет смерть: нечестивые привлекли её и руками и словами, сочли её другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо ОНИ достойны быть её жребием. 2:23 – 24; — Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его.»
Так, что есть ропот в нашем обиходе? Это недовольство, выражаемое через претензии, в: раздражении, обиде, унынии, сварливости, осуждении, вредности, непокоривости, бунте и злословии, мести, коварстве… Вообщем ропот имеет широкий спектр чувств, питающих желания: от убить кого-то, до самоубийства. Человек настолько привык выражать своё отношение в озлоблённых чувствах, насыщаемых страстью, что весьма сильно удивляется, когда узнаёт, что сии чувствования есть грех, их же убивающий и разрушающий их добрые отношения, успех, здоровье, судьбу, и даже будущее их потомков! Но, слава Богу! Теперь уже открыто, и даже определяется медицинскими аппаратами, волновая структура ауры живущих. Так вот грехи имея, различную волновую структуру, воздействует по системе резонанса на определённые органы тела. Гордость, проявленная через: превозношение, презрение, брезгливость, особенно спесь, нетерпимость; поражает почки.
Ропот, проявленный через недовольство, непрощение, вредность, желание управлять через недовольство, ревнивые претензии, недоброжелательство; разрушает печень. Ропот, идущий через бунт и возмущение из-за обид от несправедливости и непорядочности (законничество) , может притянуть гепатит и его дальнейшие последствия. А вот вредность поражает ещё и кишечник, и потому у вредных упорные запоры! И не зря, в народе, язвительного, вредного и сварливого человека называют желчным, что связано с желчным пузырём и желчью, которая выбрасывается или в кровь, и человек желтеет, или через желудок!
Претензии к Богу, и всему что от Бога: родителям, детям, наставникам, обстоятельствам, родине, выраженные в обиде, унынии, скорби, страхе, сердитости — в смысле принимать всё близко к сердцу, напряжённом раздражении, страдании; подрывает сердце. Претензии к противоположному полу бьют по репродуктивным органам. Ропот, явленный во гневе и ярости, воздействует на поджелудочную железу. Врачи утверждают, что, заболевание щитовидной железы вызывает страх, плаксивость, жалобливость, но на самом деле, это дух страха и сомнения, воздействуя через грехи, разрушает её. Приведу очень яркий пример соотношения греха и болезни;
Чис.12:1-14; — «И упрекали Мариам и Аарон Моисея…И сказал Господь внезапно,…как же вы не убоялись УПРЕКАТЬ раба Моего Моисея? И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошёл. И вот, Мариам покрылась ПРОКАЗОЮ, как снегом. И возопил Моисей ко Господу, говоря: Боже, исцели её! И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ Моисею: если бы отец её ПЛЮНУЛ ей в лицо, не должна ли была она СТЫДИТЬСЯ семь дней? Итак пусть будет в заключении семь дней вне стана». Здесь встаёт два вопроса: 1.почему пострадала кожа? вероятнее всего и не только. 2.как оценил Бог значимость её упрёков, иначе претензий? Мариам не устроила значимость отношений Бога к Моисею, ОНА ВОЗРЕВНОВАЛА О СЕБЕ, и решила повысить свой «рейтинг» по закону, т.е она поставила закон выше воли Бога! А это идолопоклонство, то бишь, поклонение ИДЕАЛАМ! Если человек кумирит в своём сердце справедливость, праведность, обязанность, долг, добродетель…и хочет и себя ,и других подвести под закон, то это уже законничество, и чревато оно различными поражениями кожи: от юношеских (максималисты) прыщей, до аллергии, псориаза и витилиго, ну и как у Мариам! На второй вопрос ответьте сами. Кстати, если бы Бог не отошёл, то Мариам бы не просто опалилась гневом Божиим, а сгорела, как 14000 мятежников, роптавших по поглощении землёй Корея! ОСУЖДЕНИЕ –это вообще отдельная статья; осуждение — это САМОПРОКЛЯТИЕ, ибо что человек осуждает, то к себе и своим детям и внукам притягивает; вот вам: «Что посеешь то и пожнёшь» (- часть первая)
Итак, РОПОТ ПО КУМИРСТВУ; приведу из Библии, ещё, очень поучительный пример о детях священника Илии: 1Цар.2:12-34; «Сыновья же Илии были люди негодные; они не знали Господа и долга священников в отношении к народу (при том, что служили у жертвенника Господня). И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу. И сказал им Илия: Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу; вы развращаете народ Господень; Если согрешит человек против человека, то помолятся о нём Богу; ЕСЛИ ЖЕ ЧЕЛОВЕК СОГРЕШИТ ПРОТИВ ГОСПОДА, ТО КТО БУДЕТ ХОДАТАЕМ О НЁМ? Но они не слушали голоса отца своего. И пришёл человек Божий к Илию, и сказал ему: так говорит Господь: для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, и ДЛЯ ЧЕГО ТЫ ПРЕДПОЧИТАЕШЬ МНЕ СЫНОВЕЙ СВОИХ, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля? (вот вам попирание воли Божьей, через ропот противления; что есть идолопоклонство, в завете «Возлюбите Господа своего больше себя и всего, что дорого тебе»).2:30; — ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены. И не будет в доме твоём старца во все дни, но всё потомство дома твоего будет умирать в средних летах». – Вот вам, уважаемые, ПЛОХИЕ СЕМЕНА В СЕРДЦЕ И СУДЬЕ, и вот вам КОЛЬТ В КАРМАНЕ, т.е. выстрел в будущее!!! Таким же выстрелом в будущее явилось решение царя Саула поступить себе в угоду, противясь воли Божьей:
1Цар.15:22-26; — «И отвечал Самуил: Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; Ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление – то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царём. 28:19; — И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете мертвы». Что является основополагающим для кумирства? — отношение сердца!
Не очаровайтесь, чтобы не разочароваться; не обольщайте сами себя! — Человек обо всём формирует свой образ воззрения, и по этому образу, строит свои отношения с этим образом; будь то человек, событие, обстоятельство, общество, тот или иной вид творчества!
В зависимости от характера, иначе – мировоззрения самого человека, формируемый образ воззрения (ФОВ) насыщается, или идеализированными, или, наоборот, гнусными, порочными качествами, что, чаще всего не соответствует реальному образу объекта или субъекта. Например, если кому-то прилагаются завышенные – идеализированные качества и значимости, то тогда и требования предъявляются соответствующие; ну, а коли «Идеал» не оправдал, возлагаемого на него, ореола «божественности», доверия и надежд, то совершается «катастрофа» разочарования и отверженности от Любви к кумиру ! Именно это состояние и определено, как идолопоклонничество! – Иер. 17:5-6; — «…проклят человек, который надеется на человека, и плоть свою делает опорою…». Именно так, св. Илия кумирил своих детей.
Отсюда видим, что каждый, на кого возлагают свою веру, упование или надежду, становится кумиром сердца, полагающихся на него, соответственно, страстолюбиво, ему своей верой поклоняющихся! Разочарованный человек, всегда имеет претензии к своему идолу, из-за несбывшихся надежд и верований! А это уже ропот, проявленный, через недовольство, отверженность от Любви, раздражение, пренебрежение, осуждение. Если вы, с верой, рассчитывали на силу, умение, ум, способности, некоего человека, а он не смог ли, не посчитал нужным или возможным оправдать ваше «доверие» ему, о котором он, возможно, даже и не предполагал; и вы разочарованы в нём, значит, вы облачили его, в своём сердце, в одежды кумира! Поставили его, в надежде своей, над собой, а значит, на место Бога! Если вы имеете претензии к кому-либо, из-за чего-либо, значит вы разочарованы и, следовательно, вы этого кого-либо кумирите! Полагались ли вы на порядочность, закон справедливости, добродетели, нравственности, НО! обманулись в своём доверии – это ваша ошибка, и она есть грех кумирства!!!
А ваше разочарование – есть ропот!
Если человек имеет ФОВ другого человека(объекта – субъекта) ниже по уровню значимости, а также ценности своего потенциала, и строит свои отношения с ним, полагаясь только на себя, то, в добродетели и порядочности, он кумирит самого себя! И через «немощь», слабость и тщету этого человека, по жалости и нравственности кумирит ЕГО! Когда же опекун узнаёт, что «немощный, слабый, тщетный» опекаемый имеет пристрастие использовать его для своих похотей, а не для помощи в нуждах, то тогда опекун впадает в разочарование о себе, и, конечно, об опекаемом! И это ропот, явленный в недовольстве, претензиях к себе и оппоненту и сожалении о потерянных усилиях, т.к. опекун тянул опекаемого до своего уровня, но оказалось, что сам имеет уровень жизненного опыта, гораздо меньше, чем он сам о себе думал! В подобных случаях люди, оправдывая себя, обычно заявляют: «Не делай добра – не получишь зла!» НО! В действительности: Пр.16: 18; — «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность.», а также в Пр.11:2; — «Придёт гордость, придет и посрамление;». Почему же положенные усилия, считаются потерянными, и об этом приходит сожаление? Потому, что сеялось не в Любовь к этому человеку; подобно тому, как благоухают луга по весне, а сеялось в свою значимость, то есть, в страстолюбие!
В первом случае, отношением сердца, был сотворён кумир для себя по схеме: «Он сильный – я слабый», во втором случае: «Я сильный – он слабый». Формируемый образ воззрения, это образ отношений, нашпигованный различными чувствами самого формирователя! Образ отношений, и в первом: «Он сильный – я слабый», и во втором: «Я сильный – он слабый» случаях, есть кумир, поставленный, между человеком и Богом в этой связи: «Сильный – слабый»
Иисус сказал: Ин.15:5; «..ибо без Меня не можете делать ничего»! В отношениях между людьми ( объектами, субъектами) должен быть Бог, т.е. стоять между ними! Чтобы упование было на Бога, и посев Любви шёл через Бога! т.е., не ты помогаешь, а Бог через тебя помогает, и не человек тебе помогает, а Бог через человека тебе помогает! В Лк. 22:26; Иисус скозал Апостолам: «А вы не так; кто из вас больше, будь, как меньший; а кто начальствующий, как служащий», а в 22:27; Иисус говорит о себе: «А Я посреди вас, как служащий»!
То есть: если Бог Иисус служит через вас; можете ли вы роптать против того, кому служит через вас Бог?! И если через другого человека вам служит Бог; можете ли вы роптать на этого человека?! И если через вас, вам служит Бог, можете ли вы роптать на Бога??! Рим.14:12; «Итак, каждый из вас за себя даст отчёт Богу»
Гал.6:7-8; «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт: Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную.» Гал.6:4-6; «Каждый да испытывает своё дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, Ибо каждый понесёт своё бремя. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.» НО! Бог даёт доброе через вас каждому из вас! Это значит; каждый делится ЛЮБОВЬЮ через то, что, имеет в своей сокровищнице и тогда, через деление вы прирастаете тем, чем через выбор свой, делитесь Божьим сокровищем в вас с другими! Вот это сокровище и есть ваше бремя!!! Мф.11:30-28; «Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко! Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас.»
РОПОТ, КАК АГРЕССИЯ
Агрессия – это желание убить или разрушить!
Убить; чувством, помышлением, желанием, словом, действием.
Через этот грех действует дух убийства! Агрессия, это злоба, устремлённая на разрушение формы выбора оппонента в любых или определённых аспектах. Т.е. если человек имеет неприятие какого-нибудь формата выражения чувства, мировоззрения, желания .деяния, и т.д. и при этом у него является желание и стремление принудить к разрушению это носительство идеи, чувства, воплощения выбора оппонента, и в случае сопротивления, уничтожить даже и самого оппонента, вместе с его выбором устремления – это агрессия! Это готовность враждовать! Она сидит в человеке, как в засаде и ждёт момента для конфликта. Человек, имеющий в себе состояние агрессии, иначе злости, всегда на взводе для броска, он злобится на всех, кто ему не нравится!
Это отношение сердца, которое питается ропотом через: самоправедность, осуждение, раздражение, невоздержание (вспыльчивость), нетерпение и вражду, и даже самосуд и принуждение, чтобы утвердить своё представление о порядке. Иначе, основное качество агрессора принудить других к приятию и утверждению его личных установок жизни, через разрушение воли выбора установлений, оппонента, то есть подчинить волю других своей воле!
В основании агрессии лежит грех самоправедности, а также кумирство значимости и признательности.
Как же человек, заражаясь (заряжаясь) агрессией, попадается на крючок сатаны?
Господь Иисус Христос призывает нас, как добрых духовных воинов продолжать Его дела на Земле, т.е. разрушать дела дьявола! По — другому; разрушать ложь, лукавство, коварство, извращение истины, т.е. разрушать грех и утверждать в сердцах Божью истину и мир Божий!
Первый вариант: Человек по своему разумению, от искреннего сердца, принимает «свою правду», а правильнее, своё представление о правде Божией, как за истину в высшей инстанции, и, впав в грех самоправедности, воюет за неё, как за самого себя! И это есть в каждом из нас; борясь за свои «правильные» устои жизни, мы очень часто впадаем в яростный ропот, отстаивая свой, основополагающий выбор для установления своего мировоззрения жизни!
Второй вариант: Это есть такие, которые воюют за своё тщеславие: » Я прав, даже если я неправ!» — здесь агрессия базируется на грехах превосходства, значимости, признательности, и конечно, тщеславия!
Третий вариант: И, что ещё хуже, это провокатор –агрессор; у него цель вас обмануть, запутать, сбить с толку: этот агрессор – асс; у него цель стоит конкретная – убить вас, как личность и даже, как человека! А иные, пылая злобой, ставят целью убить целые народы!!!
За каждым грехом – ложью, глупостью, ошибкой, промахом, стоит сатана. И цель у него ясна: «украсть, убить и погубить!» — (Ин.10:10;) Иисус пришёл, чтобы разрушить дела диавола (1Ин.3:8;) ! Сказано: «Милосердием и правдою очищается грех». Божья Истина – есть Свет, и в Еф.5:13; сказано: «Всё же обнаруживаемое делается явным от света, ибо всё, делающееся явным, свет есть». Понятно, что лживая «правда», в свете Истины, обнаруживается, как ложь!
Так что же в себе самом имеет агрессор?!! — Он имеет в себе место диавола! Он, как загнивающий плод, имеет в себе тлен! Он имеет двоедушное сердце, и одна часть души, наполнена злом, иначе смертью, потому, как грех – есть жало смерти! Если человек имеет в себе агрессию, т.е готовность враждовать; нападать или защищаться злыми проявлениями чувств, помыслов, желаний, слов и деяний; человек имеет в себе самом разрушение успеха, добрых отношений, здоровья и судьбы, а также будущей жизни своего потомства! – Ибо сказано: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа! (Пр.19:3;)», и ещё сказано: «Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои! (Пл.Иер. 3:39;)», и также сказано: «Что посеет человек, то и пожнёт! (Гал.6:7;)». Итак, сеющий зло, и пожнет зло в своей судьбе, а сеющий добро в милосердии, пожнёт милость Божью ! Так что нам говорится о милосердии? Милое сердце – значит Любящее сердце, смелое сердце! «Ибо совершенная Любовь изгоняет страх. (1Ин.4:18;)», Бог есть Любовь и Любовь есть совокупность Совершенства! Какого? — Состава Божиего; плодов Святого Духа(Гал.5:22-23;). В писании (Кол.3:12,14;) сказано: облекитесь в святость, кротость, благость, милосердие…и наипаче в Любовь! Будьте совершенны в Любви. «Очищайте себя, как Он чист!»; 1Ин.5:18; — «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.»
То есть, если вы имеете к агрессору Любовь, выражаемую через кротость, смиренномудрие, добродушие, долготерпение, воздержание и благочестие, НО! при этом, будучи в мире Божием, имеете крепкую стойкость, смелость, готовность противостоять всякому неправедному принуждению и нападкам, всем Божьим Составом, т.е. Любовью; то диавол, что стоит за агрессором, «убежит от вас», и человеку не захочется враждовать с вами, и вероятнее всего, он осознает свою ошибку, ведь через вас побеждает Бог Любовь!!! Аминь.
Тема №21: О ропоте среди христиан
1. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6).
Что означает слово «ропот»? «Ропот — недовольство, выражаемое негромкой речью, в неясной форме. Роптать — ропотом выражать недовольство, обиду», -так написано в «Словаре русского языка» С. Ожегова. В. Даль это слово трактует более резко: «Роптать -ворчать, брюзжать, корить. Выражать недовольство, обиду».
2. Апостол Иуда, предостерегая христиан против нечестивых учителей, отвергающих Христа, пишет о них: «Это — ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям» (Иуда 1:16). Ропот и дух ропота — грех. В военное время паника и ропот в войсках всегда вели к поражению. В военно-морском флоте существует закон: чтобы прекратить панику на корабле, первый выстрел делается в воздух, а второй – в человека.
К сожалению, в наших церквах нередко слышится ропот на пастырей, на хор, на музыкальные группы, друг на друга. Люди, склонные к ропоту, не в мире с Богом. На Украине поют: «Як е одежа i харч1, то живи i не ропщи». Например, в Мексике, где наши братья несут труд миссионеров, материальное положение людей намного хуже, чем на Украине. Мы должны благодарить Бога за хлеб насущный, а не роптать, что многого нам не хватает.
3. Апостол Павел в своем послании напоминает коринфянам о евреях, которых Бог вывел из египетского рабства: «Но не о многих из них благоволил Бог. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1 Кор. 10:5,10). В Библии приводится много примеров ропота: «И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне» (Исх. 16:2). Ропот был вызван отсутствием еды в пустыне, когда еще совсем недавно, находясь в египетском рабстве, народ ел мясо и хлеб досыта.
В другой раз народ Израиля возроптал, испугавшись народов, населявших землю обетованную, которую им предстояло завоевать. Эта история описана в 14 главе книги Чисел: «Ироптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы. И для чего Господь ведет нас в землю эту, чтобы мы пали от меча?… поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (ст. 2-4). Тогда Иисус Навин и Халев разодрали одежды свои и сказали: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю эту. Только против Господа не восставайте, и не бойтесь народа земли этой. И сказало все общество: побить их камнями» (ст. 8-10). Здесь ропот переходит в дух бунтарства и революции, с которым неизбежно связаны война и кровопролитие. Об этом свидетельствует история нашей страны: в 1917 году народ не захотел царя, в результате — гражданская война, были пролиты реки крови, народ потерял страх Божий и забыл о Боге на многие десятилетия.
Бог ненавидит ропот: «… доколе будет раздражать Меня народ этот? Поражу его язвою и истреблю его» (ст. 11-12). Но Моисей, у которого был дух Христов, молился: «Прости грех народу этому по великой милости Твоей» (ст. 19). И Господь простил народу Израильскому грех ропота, однако, поскольку Он не только многомилостивый, но и справедливый, то сказал: «В пустыне этой падут тела ваши, … которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я клялся поселить вас, кроме Халева и Иисуса Навина» (ст. 29,30).
4. Ропот — злой дух. Роптать — это ненормально, страшно и ужасно. Мариамь и Аарон упрекали Моисея за жену ефиоплянку и роптали на Моисея. Моисей же, как Христос перед Пилатом, молчал, потому что «был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ. 12:3). Бог же, ненавидящий ропот, сказал Аарону и Мариами о Моисее: «Устами кустам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? И воспламенился гнев Господа на них… и вот, Мариамь покрылась проказою, как снегом» (Числ. 12:8-10). Аарон же осознал греховность ропота и покаялся, сказав Моисею: «Господин мой! Не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили» (Числ. 12:11). И возопил Моисей к Господу, говоря: «Боже, исцели ее!» (Числ. 12:13). И Господь явил милость к Мариами и исцелил ее после семи дней заключения вне стана. В глазах Господа ропот каждого из нас вызывает духовную проказу. Исцеление от проказы ропота наступает только после искреннего покаяния, когда взываем к милости Его.
За ропот, бунт и революцию Бог всегда наказывает. Когда левит Корей, и с ним 250 человек, восстали против Моисея и Аарона; наказание Господне последовало незамедлительно: «Иразверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Коревых и все имущество» (Числ. 16:32). За малодушие и ропот народ Израиля был наказан: «И послал Господь на народ ядовитых змеев…» (Числ. 21:6).
5. Ропот возникал не только среди народа Израильского, но и среди первых христиан. «Произошел у еллинистов ропот на евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:11). Но Бог дал устройство в церкви, и причины для ропота не стало. Избрали семь человек «пещись о столах», среди которых были такие сильные мужи веры, как Стефан и Филипп. Апостол Петр написал: «Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота» (1 Пет. 4:9). Примером может послужить следующая история, которая произошла с братом Яковом из Германии. Однажды к нему постучался странник, пасущий овец в горах. Он был одет в рваную одежду, выглядел уставшим и был голоден. Брат Яков принял странника в свой дом. Они помолились, поужинали, затем брат Яков помыл ему ноги, которые были все в язвах и невыносимо пахли, потому что странник давно не мылся. Яков был брезглив, но, преодолев это, терпеливо и без ропота вымыл ноги гостю, затем смазал их специальной мазью. После этого, собрав всю свою семью, брат Яков поблагодарил Бога за то, что Он послал им странника. Гостю предоставили ночлег.
Утром следующего дня, собираясь на работу, Яков поручил жене накормить странника, дать ему в дорогу еду и что-нибудь из одежды. Жена сказала: «Все сделаю», и Яков ушел. Когда хозяйка зашла в комнату, где находился странник, то обнаружила, что его там нет, а постель аккуратно заправлена, причем из дома никто не выходил. Это был Ангел Божий. Пусть же каждый из нас задаст себе вопрос: «А как бы я принял странника?» Мое желание, чтобы никто из нас не услышал из уст Господа таких слов: «Я к тебе три раза приходил в виде вдовы, сироты и бездомного, но ты не принял Меня». Что касается брата Якова, то его поступок, несомненно, записан на небесах.
6. Апостол Павел написал Тимофею: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6). Апостол Иаков объясняет, что: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27). Мы должны заботиться о вдовах, сиротах, отвечать на нужды народа.
Чтобы лучше понять значение слов «быть довольным», приведу несколько примеров.
Женя Полищук была тяжело больна: 4 года и 7 месяцев пролежала она в скорченном положении, без движения. Женя не могла даже дотянуться до стакана воды, чтобы утолить жажду. Но никогда не роптала на Бога, а пела: «Небеса ожидают меня». Бог исцелил ее чудесным образом, после чего хранил несколько лет от преследований. Недавно Женя была гостем нашей церкви «Вифания» и свидетельствовала о великих делах Божьих. Показывала белое платье, которое ей шили для похорон, но, вопреки приговору врачей, она жива и здорова, вырастила и воспитала восемь детей. Вспоминаю брата Василия, который всегда благодарил и славил Бога. Однажды, в результате несчастного случая, ему оторвало ногу. На вопрос неверующих: «Где же был твой Бог?», он отвечал: «Слава Богу, что только одну ногу. Сделаю протез, и буду жить. На небесах у меня будет две ноги!».
7. Одна сестра, у которой была только одна рука, самоотверженно трудилась, помогая многодетным семьям. Никто никогда не слышал от нее ни слова ропота. Она говорила: «На небесах у меня будет две руки».
Слава Богу, что есть такие люди, которые служат примером для нас! Но есть, к сожалению, и другие, у которых самая малая неприятность вызывает взрыв отрицательных эмоций, шум, крик, недовольство. Слово Божье учит нас: «Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31). В подобных случаях следует незамедлительно каяться, говоря Богу: «Я с глубоким покаянием иду к Тебе. Прости меня». Всегда надо помнить, что мы — Божий народ, а не ропотники. Потому я говорю каждому из вас: «Никого не суди, молись, благословляй всех, особенно обижающих тебя. Тогда Бог благословит тебя и жену твою, и детей твоих, и дело рук твоих».
Да поможет всем нам Бог никогда не роптать!
роптание
Русский
В Викиданных есть лексема роптание (L158885). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | ропта́ние | ропта́ния |
Р. | ропта́ния | ропта́ний |
Д. | ропта́нию | ропта́ниям |
В. | ропта́ние | ропта́ния |
Тв. | ропта́нием | ропта́ниями |
Пр. | ропта́нии | ропта́ниях |
роп-та́-ни·е
Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -ропт-; суффиксы: -а-ниj; окончание: -е .
Произношение
- МФА:
Семантические свойства
Значение
- действие по значению гл. роптать; высказывание недовольства кем-либо, чем-либо ◆ Желаньем медленно томим, // Томим и ветреным успехом, // Внимая в шуме и в тиши // Роптанье вечное души, // Зевоту подавляя смехом: // Вот, как убил он восемь лет, // Утратя жизни лучший цвет. А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», 1824–1826 г. ◆ Все выносил я без упреков, без роптаний, никто не слыхал моих жалоб, я даже всегда хвалил виновников моего горя. А. К. Воронский, «Гоголь», 1934 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- звуки, напоминающие ропот ◆ Было тихо, и эту тишину наполняло немолчное роптание бегущей воды, непрерывающийся шепот, беспокойный и торопливый, то сонный и затихающий, то задорный и насмешливый, но река была спокойна, и светлеющая поверхность не оскорблялась ни одной морщиной. А. С. Серафимович, «У обрыва», 1907 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- негодование, ропот
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: ропот
- глаголы: роптать
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- Английскийen: grumble
- Украинскийuk: ремствування
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
Перевод
Список переводов
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Значение слова ропот
Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие — ропот.
Вопреки же, все терния и сорняки рождаются от несытой пиявками зависти, зависть же — от ропота, ропот же — от неблагодарной воли, наполнившей сердечные недра неусыпаемым червем, беспрерывно денно и нощно кущ грызущим.
До моих ушей донесся слабый непрерывный ропот, словно поблизости струилась полноводная, но тихая река, и к этому ропоту примешивался своеобразный гул множества человеческих голосов.
Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие — ропот.
И сомнение переходит в ропот на жизнь и Создателя жизни, ропот, невыносимый до того, что он в состоянии обнаружить его даже перед смешным резонером Полонием, словами: «Изо всего, что вы можете взять у меня, ничего не уступлю вам так охотно, как жизнь мою, жизнь мою», — перед ничтожными Розенкранцем и Гильденштерном: «И гордое величие неба с его золотыми звездами кажется мне грудой заразительных паров»…
Тогда мистер Мэгг, понимая, что повторно слова не получит, ставит председателю на вид, что вы, мол, сэр, должны строго держаться порядка дня; и пользуется случаем заявить, что ежели почтенный джентльмен, которого он видит пред собой, но не уронит своего достоинства, назвав его более определенно («ого-го!» и ропот одобрения), полагает, что может его перекричать, то этот почтенный джентльмен — хотя бы грудью стоял за него Рядовой прихожанин, с которым он так близок (ропот одобрения и протеста, причем мистера Мэгга неизменно поддерживает Налогоплательщик), жестоко ошибается, в чем он сейчас убедится.
Самые ближние слышали еще, как человек бьется головой об доски, а также и другой какой-то непонятный звук; это не был ни стон, ни вопль, ни ропот, никакой другой человеческий звук – непостижимый скрежет и ропот исходил от распятого, истязаемого тела, словно ломали забор или валили дерево.
В последнее время в Европе, или, лучше сказать, во Франции (а это почти одно и то же) глухо начал раздаваться какой-то ропот против священнейшего гражданско-религиозного установления – брака; начали обнаруживаться какие-то сомнения насчет его законности и даже необходимости; теперь этот ропот превратился в какой-то неистовый вопль, а сомнения начали предлагаться во всеуслышание, в виде какой-то аксиомы.
Он не может сомневаться, как прежде, – он прав, он знает это, – но что же ему в этой правоте, ему, бессильному, больному, признающему волю рока?… И сомнение переходит в ропот на жизнь и Создателя жизни, ропот, невыносимый до того, что он в состоянии обнаружить его даже перед смешным резонером Полонием, словами: «Изо всего, что вы можете взять у меня, ничего не уступлю вам так охотно, как жизнь мою, жизнь мою», – перед ничтожными Розенкранцем и Гильденштерном: «И гордое величие неба с его золотыми звездами кажется мне грудой заразительных паров»… Он знает, что он прав, – и потому слова его звучат гордой злобной иронией; но он чувствует, что сознание правоты влечет за собою необходимость действия, и неспособный перевести мысль в дело, наедине с самим собою предается последней степени отчаяния, презрению к самому себе… «О Гамлет, Гамлет – позор и стыд тебе!» – говорит он, но тотчас же готов опять сомневаться в правоте своих предчувствий, ибо человеку страшно самосознание, ибо за все, за самую нелепость, готов он схватиться прежде, чем примет страшную правду.
Они умирали чаще покорно, безропотно: на ропот уже оное было сил и он был бесполезен, ибо не было у людей другого утешения, как только сказать: на всё судьба!