Содержание
Апология встряски, или с чего начать воцерковление
Части 1, 2, 3, 4
Константин Леонтьев
Священник – Недавно один московский художник писал мой портрет. Я ездил к нему на двенадцать сеансов. Общались постоянно. И вот что любопытно: я встретил у него удивительное сопротивление всему нашему церковному учению. Женщины, женщины…
Литератор – Да, для них это всё, фетиш… Великие почитатели телесного.
С. – Нет, Бога он не отрицает. А вот дисциплину нравственную, воздержание, борьбу с самим собой признавать не хочет. И это самое страшное. То есть человек живёт идолопоклонством. Другой пример: сейчас я лечусь у своего 80-летнего врача. Врач очень хороший, помогает. Он такой здоровый, крепкий. Жены у него нет, и – та же самая история. Иконы висят, Бога признаёт, но аскетику как таковую, борьбу с собой отрицает. Желание бороться со страстями равно нулю..
Л. – Тут недавно про философа Леонтьева вышла замечательная книга: «Восхождение на Афон». Автор – известный леонтьевед Констанин Долгов. Её стоит почитать. Так, Леонтьев пишет сам о себе, что очень любил православное богослужение, любил Церковь, любил высокую нравственность. И вместе с тем любил женщин и все тридцать три удовольствия. И всё это сочетал в себе. В конечном итоге тяжко заболел. И, милостью Божией, понял, что причиной болезни, этого отхода плоти и духа от путей Всевышнего, явилась пестуемая им его личная самочинная любовь к Богу. То есть он захотел любить Его не так, как надо, а как он сам, человек, хочет. С недопустимой эклектикой из морали и аморалки.
С. – Как и Бердяев…
Л. – Чеканные формулировки его, конечно, местами подкупают, но общие выводы этого философа – не в пользу Церкви. Беда современного умного человека: он что-то берёт для себя из Бердяева, что-то из Святых Отцов. А результат, как правило, один: критическое отношение к традиции, занижение ее значимости и, как следствие этого, отсутствие тяги к богослужению, к полноценной церковной жизни. Что для Бердяева, кстати, было в высшей степени характерно.
С. – Это давнишняя беда интеллигенции. Хотят исправить все общество в целом, измышляют целые теории, плачут от вселенской несправедливости, а в результате кончают социализмом или анархизмом. А почему? К Богу отношение – с прохладцей, а то и с ненавистью, и совершенное нежелание бороться с любимыми личными грехами. От этого – неминуемый приход к богоборчеству. Какие чудесные стихи о Христе писал юный Энгельс?!.. И какая страшная метаморфоза!…
Л. – Совершенно верно.
С. – А возьмём католичество! Договориться до того, что папа бывает более прав, нежели апостол Павел! Это Пий IX заявил. А почему? Наверное, потому, что он рассуждал так: апостол Петр выше Павла, а он, папа, – его наместник. Это и есть ключ к пониманию самости, ячества.
Л. – Какую схему правильной духовной жизни вы посоветовали бы современному думающему интеллигентному человеку?
С. – Мне понравилось, как сказал об этом наш известный церковный писатель Василий Ирзабеков: «Я поначалу окончил филологический факультет. Там изучал славянский язык, сдал экзамен на очень хорошую оценку. И поначалу думал: а почему в Церкви служба – не на русском языке? Как я буду стоять на богослужении? Но, заставив себя быть в храме, я уже не мог без него быть. Я понял такую красоту, такую духовную радость, что этот язык стал для меня незаменимым. Это и есть воцерковление. Так что надо потрудиться.
Л. – Но схема воцерковления – это ведь не только присутствие на службах…
С. – Правильно будет сказать, ссылаясь на Евангелие, что воцерковление даётся тому, кого привлечёт Отец наш Небесный. Это воля Божия. Господь видит человека и знает его внутреннее устроение. Но общаясь с людьми, я бы начал вот с чего: «Вы признаёте Творца?» – «Признаём». «Признаёте, что мир сотворён Богом?» – Признаём». «Что он – Начальник жизни?» – «Да». «Что Он – основа жизни и что без Него вообще всё пусто и не имеет никакого смысла?» – «Да». «Хорошо. Далее, надо признать, что Он дал законы жизни, её правила – прежде всего нравственные, духовные. Где они изложены? В Евангелии. Кем они раскрыты и утверждены? Безусловно правильно Святыми Отцами. И никакого иного мнения, кроме семи Соборов Святых Отцов, здесь быть уже не может».
Л. – Но могут спросить – а почему нельзя?
С. – Да потому что они – духоносны и святой своей жизнью прозрели суть явлений и доподлинно знают, как угодить Богу. О, если б нам добраться хотя бы до подножия их мудрости!…
Л. – И все же, упрощённо говоря, что нужно делать для воцерковления?
С. – Признать законы Творца.
Л. – Какие это законы и как их признать?
С. – Духовные. Признать абсолютными и непререкаемыми десять заповедей Моисея. Но это только начало. Если вы их отрицаете, то о христианстве вообще говорить нечего. Оно будет непонятно. Как может говорить о христианстве человек, который прелюбодействует? Человек, который ненавидит отца и мать, посягает на чужое имущество, живёт жаждой наживы, лжесвидетельствует ради своего интереса? Разберитесь сначала в этом. Если же ты все это соблюдаешь безусловно (!), тогда будем говорить о том, что выше. Ибо Господь сказал: «Я пришел не нарушить Закон, но исполнить».
Л. – Вот вопрос: когда мы начинаем работать, миссионерствовать в среде «духовно беспризорных», то с ними нельзя говорить сразу языком «высшей математики» – Святых Отцов. Как говорится, их надо сначала почистить, умыть, одеть и заняться ликбезом, то есть напитать не твердой пищей, а молоком. Но здесь можно легко споткнуться, так как подобным же образом рассуждают представители «христианского марксизма». Нельзя, мол, проповедовать бомжам, копающимся в навозной куче. Нам надо сначала их сделать людьми, помыть, почистить, одеть, дать образование, включить в классовую борьбу…
С. – Понятно. Но цель у «христианских марксистов-то» – иная. А так, конечно, надо быть духовно опытными миссионерами, чтобы работать с живым человеком. Главное при общении с начинающими – не заигрывать с ними, не опрощать таинственное и сложнейшее дело спасения. Надо достичь безусловной уверенности твоих слушателей в том, что есть Бог. Если это удастся заложить, человек сразу же обретает непоколебимую духовную опору. Он перестает ощущать одиночество и признаёт, что есть то, на чём держится весь мирю. Пополемизируем: докажите, что Бог не сотворил мир. Можно ссылаться на Дарвина, что один поедает другого, но тогда это – фашизм. И сионисты тогда тоже правы, утверждая, что истина у того, кто сильный. А слабого нужно уничтожать и давить. У Христа же всего этого нет. Итак, если вы признали за непреложную основу, что всё сотворено Богом в благих целях для человека, равно как и природа создана для него. Тогда приходит второй вопрос – понятие о Боге. Что самое драгоценное для Бога? Человек. Образ Божий в человеке и богоподобие – что это такое? Свободная воля, грех, смерть, вечная жизнь? Вопросы – элементарные, но надо подать их живо, интересно и темпераментно. Когда в свое время мне показали, что есть Бог, я опьянел от восторга, от радости. Это было счастье непередаваемое. Это, как сказано в Апокалипсисе, и есть первая любовь.
ХХ век подвёл итог истории человеческой как страшного отступления от Бога. Это началось в ХIХ веке. Крымская война, по сути, есть первая мировая война. Война безбожного европейского мира против православия. Хотя за двадцать лет до неё Александр I заключил Священный союз. Против чего? Против революции. Идея у Императора была очень благородная: чтобы монархии охраняли христианские государства. Французская революция была репетицией Октября. Казнь короля, гонения на Церковь, которая была отделена от государства, падение нравов. И поэтому Наполеон, хотя его выдвинула революция, понял, что надо быть только монархом. А каким – неважно. Необходимо было надеть эполеты, корону и утвердить иерархию. Потом он подавил из пушек бунт, навёл порядок, в котором так всегда нуждается народ. И – надел на себя корону императора. Так же поступил и Сталин, но при этом не отказался от своей идеологии.
Вся Новая история ожесточенно отрицает Бога, нравственность и обожествляет прогресс. Потому как там всё умно и разумно. Но – без Бога. И ХХ век рождает две сверхмощные антихристианские идеологии: коммунистическую и фашистскую. Истоки первой – Сен-Симон, Фурье, Кампанелла, их прекраснодушное общество будущего, где миром управляет интеллект, а тяжёлый труд заменяет машина. Просвещённое общество будет наслаждаться весельем и красотой, но для Бога там места нет. И эту теорию всецело принимают Маркс и Энгельс. Общество будет бесклассовое, говорят они, но его нужно создать. Для этого нужно уничтожить правящий класс – капиталистов и помещиков. Это первый шаг, для чего необходимо создать учение о диктатуре пролетариата.. А ещё – классовая борьба, террор. Но террор – справедливый, ради блага будущего общества. Этот террор был проявлен еще во французскую революцию. Потом его полностью взял на вооружение Ленин, и проводил до конца жизни Сталин. Последний прекрасно понимал, что как только террор кончится, кончится и идеология. Так оно и случилось. Развенчание культа Сталина стало мощным ударом по марксизму-ленинизму.
Фашизм, в свою очередь, рождается от протестантизма, когда немецкая нация вся откололась от Католической церкви. Но немцы всегда мечтали о господстве, это в них сидит. После франко-прусской войны, победы под Сидоном, когда Бисмарк наголову разбил французскую армию, германская нация воссоединилась. Но христианства там уже не было. Идеология превосходства немцев возникла не на пустом месте – они создали прекрасную промышленность и армию. А у нас идеологию марксизма-ленинизма проводила в жизнь русская интеллигенция. Булгаков, Струве, Ильин, Бердяев – все они поначалу были марксистами, антихристианами и тем самым внесли свою лепту в формирование тоталитарного режима.
Л. – Что же в Бердяеве было антихристианского?
С. – Вина Бердяева, безусловно, в поставленном им вопросе о Боге и аде. Он признает ад, но у него нигде нет церковного понятия о борьбе человека с самим собой. У Бердяева есть общее признание Бога, но его отношение ко Христу для меня как-то непонятно, неясно. Не видеть истину во Христе и не вести светлый, преображающий душу образ жизни, который Он заповедовал нам, – смерть. Поэтому Бердяев и иже с ним создали парижскую школу, ушли от ортодоксальной Православной церкви. От Антония Храповицкого, от Феофана Быстрова. Они ушли в либеральное европейское христианство. Их сообщество признала тогда главой Патриарха Константинопольского. А там было явное заигрывание с католичеством. Это – парижский толк. Автокефалию им дал покойный Патриарх Алексий I. Поэтому мир сегодня стоит перед последним испытанием. А две вышеуказанные идеологии – демонические. Но в них поверили и многие порядочные люди.
Л. – А сионизм? Он ведь из этой же серии.
С. – Сионизм не имел государства и не имел армии. Он влиял через прессу, деньги, парламенты. Чем был страшен Сталин: была поставлена цель – мировое господство, коммунизм во всем мире, на всём земном шаре – серп и молот. И у Гитлера та же задача – при помощи железного порядка, науки, промышленности, искусства и при верховенстве германской расы. Мне рассказывал один фронтовик, который был старше меня лет на десять, как под Харьковом разорвало фронт и погибли около 1,5 миллионов человек а 600 тысяч попало в плен. И все разбежались по домам. У нас в обозе, говорит он, ехал старый солдат и говорит: «Петька, не беги. Сейчас дерутся два змея – пятиглавый с четырёхглавым. И пятиглавый победит. А что потом будет? А потом шестиглавый победит пятиглавого». Вот либерализм и есть шестиглавый змей. Во что это выльется дальше – зависит от России. Сумеет ли она извлечь уроки из страшной трагедии ХХ века? Ведь рухнуло буквально всё, но осталось то, что вечно, – Церковь. И на неё вся надежда. Да и крушение великой России произошло только оттого, что русский народ перестал быть православным.
Л. – Таким образом, единственный способ спасения России – возврат ко Христу.
Святитель Афанасий Ковровский
С. – Да, но не к религии вообще. Однако при этом ни в коем случае не надо подавлять другие традиционные вероисповедания. У людей должно быть право свободы выбора. Всегда существуют две Руси – православная и державная. Конечно, не надо впадать в идеализм – и до Петра были проблемы. Но Святая Русь тогда преобладала над государственной. Не отрицая государства с его институтами, армией и флотом, основной задачей тогда было спасение во Христе. И весь народ был церковный. Как пишет владыка Афанасий Ковровский, многие не знали грамоты, но службу, стихиры, литургию и Всенощное бдение знали наизусть. И храмы всегда были переполнены. И в воскресенье не пойти в храм, как говорил отец Валентин Амфитеатров, было стыдно. А тут мне недавно один батюшка рассказывал, что у него шофёр – «западенец». Так там и сейчас в воскресный день все в церкви, дома стоят пустые, хотя и униаты. Так было когда-то и на Руси. Если так случится сегодня с нашим русским народом, тогда отольётся и вторая форма – материальная, то есть государственная. Какой она будет по названию – самодержавие ли, народоправство ли какое, неважно. Важно, что в основу государства будут положены нравственные принципы, а не политика. Жить не по понятиям, а по совести. А совесть есть совет Бога, данный Им сердцу.
Л. – Что вы скажете о предложении Президента Дмитрия Медведева преподавать основы религии в школе?
С. – Меня порадовало, что в армии будет священник. Не как капеллан в военной форме, а в рясе и со всей надлежащей атрибутикой, это очень важно. И мулла будет там, где больше десяти процентов мусульман, где необходимо духовное окормление. «Ибо вера от слышания»…
Л. – Теперь у «чутких» на всякое добро либералов начнётся – «а у нас светское государство, это нарушение, это неправильно».
С. – Тут надо попытаться убедить либералов: не законами, не диктатурой, не кулаком, а показать статистику, как жутко растет преступность. Отчего? От отсутствия нравственных основ у человека. Вы даете только свободу страстям, а религия полагает предел человеческой разнузданности – все три религии. От Елизаветы Петровны до Николая I было вынесено всего десять смертных приговоров (!): пять декабристов, Стенька Разин, Пугачёв, ещё кто-то… Сегодня же судебная система захлебнулась в этих уголовных преступлениях! Вот из ХIХ века интересная статистика: взяли по 100 тысяч дворян, купцов, духовенства и крестьян. По количеству совершенных преступлений лидируют дворяне, их 900 человек на 100 тысяч. Оно и понятно – вольнолюбие, вседозволенность. На втором месте купцы – 130 человек. Там деньги, сребролюбие. На предпоследнем – крестьяне, там 15. И только один – из духовенства. Вывод: чем дальше от Церкви, от нравственных начал, императивов, тем больше свободы и, соответственно, преступности. А почему? Вольнодумство, проистекающее от извечной человеческой гордыни, и вседозволенность.
Пути разные, цель одна: как Бог приводит к Себе
В храме Серафимо-Дивеевского монастыря
В перестройку довелось прочитать интересную статью (к сожалению, не помню имя автора). Смысл ее был в том, что духу каждой эпохи соответствует определенный литературный жанр, и неслучайно вторая половина XIX века ознаменовалась расцветом русского романа, а начало XX века дало целую плеяду выдающихся поэтов. Перестроечный же период автор статьи назвал эпохой публицистики. А ведь и правда! И сейчас даже странно себе представить, что люди с ночи занимали очередь на почту, поскольку подписка на журналы «Огонек» или «Новый мир» была лимитирована, и ее приходилось добывать столь героическими усилиями. И что ценители литературы, не мыслившие себе жизни без поэзии или прозы, вдруг резко переключились на газетные статьи и читали их с таким же упоением, как своих любимых писателей. Эпоха публицистики продлилась намного дольше перестройки и дала немало талантливых авторов, которые помогали и до сих пор помогают народу понять, «кто мы и откуда», осмыслить перемены, происходящие в стране и в мире. Но мне кажется, что эпоха эта сейчас подходит к концу. Почти все основное на данный момент, наверное, уже разъяснено. «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 13: 9). Конечно, публицистика как жанр никуда не денется, но дух эпохи, наверное, будет выражать нечто другое. Что именно? Поживем – увидим. Я, например, не удивлюсь, если это будут свидетельства очевидцев.
Во всяком случае, такое «развитие сюжета» было бы вполне логично. Теория подтверждается практикой. В споре, когда все отвлеченные аргументы исчерпаны, человек нередко апеллирует к своему личному опыту, к тому, свидетелем чего ему суждено было стать. И тогда, как правило, ничто не в силах переубедить его.
Наверное, не случайно в Латинской Америке, которая во второй половине XX века неожиданно вырвалась в авангард литературного процесса, появился даже особый жанр – «роман-свидетельство» (novela testimonio). А у нас стали так популярны жизнеописания старцев, как минимум наполовину обычно состоящие из свидетельств, и книги о чудесах, полностью составленные из рассказов очевидцев.
Противостояние в мире нарастает, и все больше людей осознает, что первична тут духовная составляющая. Может быть, поэтому, чтобы до наступления решительных событий к истинной вере успело обратиться как можно больше людей, сейчас так обильно изливается благодать, и многие из тех, кто еще вчера обходил церковь стороной, уже не мыслят себе без нее жизни. Их рассказы о воцерковлении, порой настолько поразительные, что напоминают эпизоды из патериков, – это очень важная форма миссионерства. По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «примеры сильнее всего действуют на людей, увлекая их к подражанию». Ну, а когда-нибудь – времен и сроков нам знать не дано – свидетельство о Боге и о пути к Нему вновь окажется равносильным исповедничеству. И тогда опять буквализируется смысл греческого слова «свидетель» – martis.
Татьяна Шишова
Рассказывает Светлана Сафиуллина, педагог, кандидат технических наук:
– Родилась я в Казани, в татарской семье. Не могу сказать, что семья моя была глубоко религиозной, но мама верит в Бога и следует исламу во всех подобающих формах. Отец тоже не сомневался в существовании Бога, хотя был коммунистом. Да и мы, дети, были воспитаны таким образом, что для нас не стоял вопрос, есть ли Бог. Мы были уверены, что Он есть. Хотя, конечно, в школе атеистические «прививки» делались. Однажды после очередной такой «прививки» я пришла домой в смущении: вдруг Бога придумали люди? И задала этот вопрос бабушке. Она очень серьезно меня выслушала, усадила напротив себя и сказала: «Знаешь, ты мне подобные вопросы больше не вздумай задавать. Подрастешь – все поймешь. А пока ничего не понимаешь, лучше молчи». Я это запомнила на всю жизнь, и когда впоследствии у меня возникали какие-либо колебания в вопросах веры, всегда вспоминала урок, полученный от бабушки.
Но, веря в Бога, мы с отцом сомневались в посмертной участи человека. Душа не принимала рая, описанного в исламе. Мне даже порой казалось, что это не нравственное совершенствование человека, а какое-то извращение. Сусальное, рафинированное извращение. Впрочем, и в образе Магомеда было нечто смутительное. Не хочу оскорблять ничьих религиозных чувств, но у меня мелькала крамольная мысль: если пророки Божии так нравственно несовершенны, то к чему можно прийти, следуя за ними?
Тем не менее, я считала себя мусульманкой, знала (и до сих пор помню) молитвы. Но религия существовала отдельно, а мои духовные поиски – отдельно.
Потом я переехала в Москву, вышла замуж, родила дочь. И когда мне понадобилось устроить ее в детский сад, одна моя сердобольная знакомая, увлекавшаяся теософией, посоветовала отдать дочку к вальдорфцам в центр лечебной педагогики им. Рудольфа Штайнера. Время было перестроечное, в тонкостях религиозно-философских учений мало кто разбирался, все идущее из-за границы было в новинку и воспринималось на ура. Да и что, казалось, было плохого в заявках вальдорфцев на целостный подход к человеку и на то, что воспитательные подходы должны учитывать психологические особенности ребенка? У меня, во всяком случае, контраргументов не нашлось, и я решила посмотреть. Пришла. Руководителями центра оказались иностранцы. И не откуда-нибудь, а из самого Дорнаха, где Штайнер основал антропософское общество! Мне они очень понравились: развитые, образованные, альтруистичные. Согласитесь, не так уж часто встретишь, чтобы директор центра в 5 часов утра вставал и собственноручно мыл на работе полы. Я думаю, это были не просто очень рафинированные, но и наиболее правильные вальдорфцы. А поскольку в этой системе есть не только плохое, но и много хорошего, впечатление у меня поначалу сложилось самое благоприятное. Я, как и многие другие родители, обращала внимание лишь на внешнюю сторону вальдорфской педагогики, не понимая, ради чего эти люди так самоотверженно трудятся.
Но Бог, как известно, все может обратить во благо. Так и меня встреча с вальдорфцами заставила задуматься о христианстве. При первом знакомстве они сразу же дали мне одну из своих многочисленных брошюр о Христе. Я, конечно, знала об Иисусе, ведь мусульмане считают его пророком. И меня всегда волновал вопрос: почему Христос, такой совершенный и высоконравственный, не остался последним пророком? Почему после него пришел Магомед – такой, какой он есть? Книжка вальдорфцев меня очень заинтересовала. Я ее читала, перечитывала. И вот однажды, когда дома никого, кроме меня, не было, уснула с этой книжкой в руках и увидела сон, который перевернул всю мою жизнь.
Во сне я очутилась в совершенно незнакомом провинциальном городе. До сих пор помню его в деталях. Потом я даже нарисовала своей православной подруге подробный план. Слева от меня был забор, а за ним – дивный сад, весь в цвету. Отчетливо помню и время года, и время дня: часов 5 вечера, буйная весна. Навстречу мне несется тройка лошадей, запряженная в красивую коляску, обитую кожей, с откидным верхом. Подъехав, тройка остановилась, и я увидела дородную монахиню с большим золотым крестом на груди. Я и сейчас вижу ее так отчетливо, как будто она сидит напротив меня. Рядом с ней была другая монахиня, старенькая, худенькая. Она сошла по двум ступенечкам ко мне и посмотрела на меня с такой тревогой, с таким сочувствием. Никогда не забуду этот взгляд. А потом протянула мне на ладони овальное изображение. Моя религия не разрешала мне заходить в православные храмы, поэтому я многого не знала и никогда не видела. Теперь-то я понимаю, что мне протягивали икону в окладе. А тогда, делаясь с подругой впечатлениями, я описывала это так: «Монахиня показала мне чеканку, на которой выбито изображение Божией Матери. На коленях у нее Младенец и еще что-то: то ли шар, то ли булава. Непонятно…» Но Ольга, моя православная подруга, сразу догадалась. «Тебе, – сказала, – “Державную” икону показали».
Протянув мне икону, старенькая монахиня произнесла, качая головой: «Молись, молись! Может быть, спасешься».
И все будто растворилось. Я проснулась с чувством, что действительно побывала в каком-то другом месте, и долго не могла отойти от нахлынувших переживаний. Это случилось в марте. А через какое-то время мне нужно было решить, стоит ли устраивать дочку в вальдорфскую школу. И тут вдруг моя подруга Ольга принялась меня упрашивать, чтобы я съездила с ней в Дивеево.
– Может, монахинь своих увидишь, – говорила.
– Да как я поеду? Мне же нельзя!
– А ты не будешь в храмы входить. Просто прогуляешься со мной за компанию.
Ну, я и согласилась.
В Дивееве я все-таки вошла в Троицкий собор. Вошла с большим страхом. С одной стороны, я опасалась опошлить своим присутствием богослужение. А с другой, считала, что раз уж Бог создал меня мусульманкой, я не должна изменять вере отцов. Поэтому, войдя, я приникла к колонне, как бы впечаталась в нее, мечтая сделаться невидимой. Мне казалось, стоит на меня посмотреть – и сразу будет понятно, что я не христианка. Но при этом я с интересом сравнивала происходящее с тем, что мне доводилось видеть в мечети. Я заметила, что ритм молитвы совершенно идентичен мусульманской. А потом… Потом произошло нечто необычайное. Когда собравшиеся в храме запели – сейчас, задним числом, мне думается, что они пели «Верую», – у каждого поющего из темечка протянулись к куполу живые трепещущие ленточки. Я по образованию химик. Наверное, поэтому увиденное напомнило мне сгущенный воздух. Такого синевато-серого цвета бывает жидкий азот. Потом я эти ленточки обнаружила на иконах, изображающих архангелов. У них за ушами именно такие ленты. Только на иконах они непрозрачные, а у людей в храме были прозрачные. И я в этот момент всем сердцем, всем своим существом поняла, что здесь происходит то, чего нет больше нигде. Нет и не может быть! И вопросов о том, Кто есть Христос, а кто – Магомед, что есть Православие, а что – ислам, для меня не осталось. Хотя человеку, который не испытал ничего подобного, наверное, бесполезно это рассказывать. Слова тут бессильны. Почувствовать истинность или неистинность чего бы то ни было можно только сердцем.
Ну, а дальше было еще удивительней. Я не сомневалась, я опять-таки сердцем чувствовала, что монахини из моего мартовского сна реально существуют. Но ни того сада, ни забора в Дивееве не обнаружилось – никаких намеков на городок, который мне привиделся во сне. И потом, в Дивееве – говорила я Ольге, – монахини ходят в каких-то «колпаках» (я тогда не знала, что это клобуки), а монашки из моего сна были в «пирожочках» (скуфейках). В конце концов, так ничего и не найдя, я засобиралась домой.
Приезжаем мы с подругой в Арзамас: билетов на Москву нет и не предвидится. Как ехать, непонятно. Но Ольга не унывает:
– Это, наверное, воля Божия. Давай сходим на вечернюю службу.
Едем мы с ней на автобусе, и вдруг она как закричит:
– Смотри, Светлана! Смотри! Твой забор! Твой сад!
И вот мы выходим с ней из автобуса в Арзамасе на том самом месте, где я побывала во сне. В совсем незнакомом для меня городе.
Я опрометью помчалась в ту сторону, откуда ко мне подъехала тройка лошадей. И увидела Никольский монастырь! Он тогда только-только открылся. Я вбежала – и ноги у меня подкосились. Во дворе стояла та самая дородная монахиня с большим крестом. И встретила она меня словами:
– Наконец-то приехала…
Не знаю, может быть, так все игуменьи встречают гостей, а, может, у меня на лице было написано, что со мной происходит… Но почему-то мне кажется, что она меня тоже узнала.
Не спросив, кто я и откуда, она сказала:
– Ну иди, молись.
В храме были одни монахини.
Я вошла и увидела прислоненную к алтарю «чеканку», только увеличенную раз в двадцать, – «Державную» икону Божией Матери.
Ко мне подошла вторая, старенькая, монахиня из моего сна. Взяла меня под локоточки и со словами «Иди, помолись» поставила меня прямо перед этой иконой.
Не буду долго рассказывать, что со мной происходило. Скажу только, что все во мне содрогалось. В один миг у меня переменилось отношение к своей жизни и к миру. Потрясение было настолько сильным, что я потом недели две не могла говорить. Не то чтобы онемела, а просто слова были излишни. И я приняла решение креститься. Мне было совершенно ясно, что без этого – не жить. На праздник Рождества Богородицы мы с мужем и дочкой покрестились.
Правда, вернувшись из Дивеева, я еще какое-то время общалась с вальдорфцами. И не просто общалась, а очень активно им помогала. Они даже пригласили меня на семинар, где «ковались» новые кадры. Но это стало началом конца.
Дело в том, что я вела себя не так, как подобает новичку. Я задавала вопросы. Видимо, достаточно сложные. По крайней мере, мне на них не дали вразумительного ответа. Например, руководители семинара говорили о каких-то кристально чистых пространствах чистого разума и о том, что человек сейчас может развиваться духовно именно через разум. Дескать, век такой на дворе: Небеса можно взять только умом. Я спрашиваю: «А как же быть с сердцем? Как вы сердце очищаете? Оно же с умом связано».
Руководитель растерялся и взял тайм-аут аж на две недели.
Потом я спросила, как они справляются с грехами. Что можно с ними умом сделать? Он тоже не смог ответить. Что такое грех, он, похоже, вовсе не знал.
А тут еще выяснилось, что им наши старцы как бельмо на глазу. Мол, все это позавчерашний день, Небеса закрыты… Я опять не смолчала. И когда на семинарах предлагалось читать какие-то бесконечные поучения их гуру, я возьми да и предложи читать «Отче наш».
Короче, вылетела я оттуда с треском. О чем, конечно, не жалею. А вслед за мной ушли и многие другие люди. Семинар этот, слава Богу, распался.
А через некоторое время случилось еще одно великое чудо. Дело в том, что я серьезно захворала. У меня определили опухоль, причем очень нехорошую. Я уже с трудом ходила, постоянно пила обезболивающие средства. И перед операцией, которая была неизбежна, поехала в Псково-Печерский монастырь. Мне хотелось духовно подготовиться к операции: хорошенько исповедаться, причаститься. А дальше положиться на волю Божию.
Я поехала на Успение с другой своей подругой, Еленой, которая может засвидетельствовать, что все было действительно так, как я рассказываю. В Псково-Печерском монастыре в этот день выкладывают красивую дорожку из цветов. Мы с ней тоже немного поработали. Она старалась меня оберегать от столкновений с людьми, потому что рука у меня сильно болела, и даже легкий толчок был бы мучителен. Я исповедалась, причастилась. А потом совершался чин погребения Божией Матери, и по красивой дорожке из цветов был устроен крестный ход от Михайловского собора до Успенского. Нас помазали, и я помню, как стояла на соборной площади перед Успенским собором, как ликовали колокола, и было такое чувство, будто внутри меня все взрывается, каждая клеточка. То ли от радости, то ли от звона. В приподнятом настроении мы вернулись, чтобы немного поспать. А утром я вдруг понимаю, что мне чего-то не хватает. Чего? Я даже сразу не догадалась. А не хватало боли! И… опухоли. А ведь она к тому времени уже выросла с гусиное яйцо. И вдруг превратилась в горошинку! Ну, а по прошествии некоторого времени и вовсе исчезла.
В заключение хочу сказать следующее. После той встречи с монахинями, оглянувшись на свою жизнь, я поняла, что Бог всегда промышлял обо мне. И теперь я уверена, что Он никого – ни иудеев, ни мусульман, ни язычников, ни даже атеистов – не оставляет без внимания. Он всем Своим созданиям смотрит в сердце. Меня Он прямо-таки за волосы вытащил из той ямы, в которой я находилась. Из ямы моих предрассудков и заблуждений насчет веры отцов. Нет другой веры, она у всех одна. И нет другого Бога, кроме Бога Троицы. Так что моя история не о том, как я пришла к Богу, а о том, как Бог меня привел к Себе.
Чтобы прийти к Богу, нужно пройти через страдания?
Аудио
Высказывание священника Алексея Кульберга: «Милостивый Господь не даст погибнуть нам в нашем благополучии. Бог пошлет скорби: кому-то болезнь, кому-то пьяницу-мужа, кому-то гулящую жену, кому-то непослушных детей. И это будет возвращать нас к необходимости осознания того, что нам нужен Бог, что нужно жить с ним». Вопрос заключается в том – а почему чтобы прийти к Богу, нужно пройти через страдания? Разве нельзя быть счастливым в жизни человеком, обеспеченным, благополучным, самостоятельным и понимать, что это тебе дает Бог, что это приходит в твою жизнь от Бога, благодарить Его, любить Его за это. Вот я пришел к Богу – я что, должен ожидать автоматически, что мне будут приходить страдания и скорби, и это будет именно моим путем?
Вопрос я понял. Вы сегодня в Церкви были? Вот сегодня читали в Церкви про одного юношу, который был очень благополучным. Он вообще все заповеди от юности сохранил – жил так, как Господь велел. Но когда ему Господь предложил продать то, что у него есть, раздать нищим и пойти за Ним – отказался. Для него благополучие оказалось важнее, чем стать апостолом, учеником Христовым. Господь сказал, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Небесное. Не сказал, что невозможно, но трудновато. Потому что от благополучной жизни – к сожалению, таково свойство падшего человека – он склонен забывать Бога. А т.к. для Бога важнее всего не наше благополучие, потому что оно временное и кончается у всех болезнью и смертью… а само благополучие – это вот… мы попользуемся какой-то период, а потом вся наша недвижимость ограничится местом на кладбище два на метр и гробом. Всё. Один костюм, одни ботинки, одна рубаха и всё. Ради этого, собственно, мучиться не имеет смысла.
Для Бога важнее душа. И вот чтобы душа не забыла Бога – а когда человек вспоминает о Боге? Только в минуту скорби. Сказал же русский народ: гром не грянет – мужик не перекрестится. Поэтому гром и гремит.
Но если богатый человек все свое богатство, все свое здоровье, все свое образование, весь свой ум посвятит служению Богу, то ни гулящая жена ему не понадобится, ничего. Все будет само. Поэтому человек либо совершает в своей жизни подвиг ради Христа, либо человек спасается дополнительно к этому еще и скорбями и болезнями и всякими трудами. Поэтому богатые не тоже плачут, а богатые плачут гораздо больше, чем бедные. Вот по моим наблюдениям.
Как прийти к Богу
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28)
Многие люди не верят в Бога. Но, изучая научные факты или переживая особые события в своей жизни, начинают задумываться над реальностью существования Всевышнего. После этого каждый человек задает себе вопрос: «Что Бог хочет от меня, что мне делать, чтобы прийти к Нему?»
Для того чтобы узнать ответы на вопросы о Боге, нужно иметь источник информации о Нем. Основным таким источником является Библия. Изучая Библию, можно точно знать, Кто такой Бог и что Он хочет, чтобы мы делали.
Признать свою греховность
Первым шагом к Богу является признание своих грехов. Без этого нельзя примириться с Богом и жить христианской жизнью. Иногда людям сложно это сделать в силу того, что они не видят собственной греховности. Но Бог говорит, что нет человека без грехов, о чем в Библии написано так: «Нет праведного ни одного» (Рим. 3:10), «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Иоан. 1:8). Потому каждый человек должен осознавать, что он грешен, а значит должен признать свой грех перед Богом и попросить прощения у Него.
Покаяться
Главным Божьим повелением людям как Его созданиям является повеление покаяться, о чем в Библии написано так: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30). В данном тексте Библии мы видим Божью волю относительно каждого человека на земле, без исключений.
Покаяние — самое важное событие в жизни каждого. Оно имеет две составляющих: признание своих грехов и решение отвернуться от прежних дел, обратившись к Божьей воле.
А если не покаяться?
Многие могут задать вопрос: что будет, если мы не покаемся перед Богом? Для ответа на него нужно сказать, что все люди смертны. А это означает, что после смерти душа человека должна предстать перед Богом на суд, о чем в Библии написано: «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).
На этом суде нам нужно будет дать ответ за все, и за грехи в том числе. И никто не сможет самостоятельно оправдаться перед Богом, а потому нам нужен ходатай перед Ним, который бы нас оправдал. Этим ходатаем является Иисус Христос, Он сделал все, чтобы мы были оправданы. Христос пришел на землю, умер на кресте, взяв на Себя все наши грехи, и воскрес из мертвых.
Но эта жертва способна оправдать лишь тех, кто в нее поверит, покается в своих грехах и примет Иисуса Христа в свое сердце как Господа и Спасителя. Тот, кто примирился с Богом через покаяние и веру в жертву Иисуса Христа, имеет оправдание на Божьем суде и жизнь вечную в Царстве Небесном.
Если же человек не принял эту жертву и не покаялся за свои грехи, то ему самому придется отвечать за все. Но оправдаться он не сможет, потому что, даже если нарушил хоть одну заповедь, например, «не пожелай чужого», он будет подвергнут наказанию за грех, ибо написано: «Если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и по неведению сделается виновным и понесет на себе грех» (Лев.5:17). Результатом осуждения является вечное мучение человеческой души в огне, о чем сказано в Библии: «И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 13:42).
Как и когда
это сделать?
Если мы приняли решение примириться с Богом, то это нужно делать сейчас, потому что завтра можем не успеть, как об этом сказано в Библии: «…Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2-е Кор. 6:2). Покаяние нельзя откладывать на завтра, потому что завтрашний день не в нашей власти. Личное покаяние перед Богом можно совершить в любом месте, где бы вы ни находились.
Что дальше?
После покаяния перед Богом нужно узнавать о Божьей воле через изучение Библии, что является неотъемлемой частью жизни каждого верующего человека. Изучая Библию, мы узнаем что нам нужно делать и как жить.
Далее необходимо найти церковь, позиция которой построена исключительно на Библии. Жить христианской жизнью без церкви, без поддержки верующих людей, без утешения и назидания через слово проповеди очень сложно. Бог призывает нас находиться в собрании верующих людей, о чем в Библии написано: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:25).
И уже в церкви следует принять водное крещение по вере, так как это тоже одно из повелений Бога, данное через апостола: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38).
Именно Дух Святой будет помогать идти по жизни и исполнять Божью волю. Тот, кто примирился с Богом, имеет не только вечную жизнь на Небесах, но и помощь от Бога на земле.
Светлана Писарева
Мой путь к Богу
Каждый приходит к Богу своим путем. Мне повезло: мой путь начался в семье. Отца и матери в моих детских воспоминаниях почти нет. Они всегда работали – как, наверное, и все родители в советское время. Отец – главный зоотехник (потом – директор совхоза) и мама – председатель профкома: ответственная работа занимала все их время, поэтому мы с сестрой росли с бабушкой и дедушкой. Я помню их настолько четко – как будто они стоят рядом.
Дедушка – военный летчик, после демобилизации – директор школы – невысокого роста, строгий взгляд и вся грудь в орденах. Он воспитывал детей и внуков по-военному, учил отвечать за свои слова и ничего не бояться. Мне до сих пор не хватает его мудрости и доброты…
Бабушка – учитель русского языка и литературы – до конца жизни сохранила королевскую осанку, роскошные волосы и необыкновенную красоту. Ее любили все – и уже седые ученики приходили в гости на чай, присылали открытки со всех республик и краев – тогда еще СССР. А она радовалась, как девчонка, и говорила: «Смотри, Леночка! Это Васенька прислал письмо! Такой хулиган был! Ой, фото! Ну, совсем не изменился! Надо же… уже капитан!» Я смотрела на фото и не могла понять: вот этот пожилой дядька с форме и с суровым взглядом – Васенька, хулиган?! «Бабушка, наверное, шутит», – думала я тогда.
Бабушка всегда верила в Бога. Дедушка – практически атеист… Как бабушка, имея такого мужа и работая в школе, смогла избежать вступления в коммунистическую партию и молиться каждый день – при этом никто ее не выдал даже во времена сталинских репрессий – не знаю, но факт остается фактом… Промысл Божий!
До сих пор стоит перед глазами: иконы, лампадка – и бабушка, тяжело опустившись на колени, что-то тихонько шепчет – и крестится широко, уверенно. А на лице – тихая радость.
Помню, как она рассказывала историю, которая потрясла ее в молодости и привела к вере…
1933 год. Их, трех молоденьких, семнадцатилетних девчонок после педучилища, отправляют по комсомольской путевке в село – «поднимать грамотность», как тогда говорили. Юные, наивные, напичканные атеистической пропагандой, они приехали и сразу решили открыть клуб. Но где? Единственное подходящее здание – церковь, которая тогда пустовала. Робкие протесты местных стариков не остановили отчаянных девчонок – и работа закипела. Закрасили изображения святых, разобрали доски и всё, что было разрушено «богоборцами». Буквально через неделю повесили объявление о том, что вечером в здании «клуба» будут танцы…
Местной молодежи пришло немного, да и те, кто пришел, робко стояли у стен. Еще свежи были в памяти у этих ребят дни, когда в этом храме – тогда величественном, а сейчас изуродованном – проходили службы: горели свечи, сияли радостью глаза, возносились к небу молитвы… а сейчас – здесь – плясать?! И жались робко парни и девушки к стенам. Остатки стыда не пускали их осквернить храм, где молились их предки, где крестили их самих.
И тут одна из приезжих учительниц, в то время лучшая подруга бабушки, властно махнула платочком в сторону гармониста: «А ну давай “Барыню”!» -и с первыми звуками гармони выпорхнула на середину храма.
Как она плясала! Как артистка! Каблучки звонко стучали по плитам, юбка развевалась около стройных ножек, глаза сияли. Юная, красивая, задорная – за ней потянулись и остальные.
В этот момент бабушка всегда начинала плакать и только слегка успокоившись, продолжала: «Слава Богу, я болела. Сидела на лавочке – голова кружилась, и сил не было не то что танцевать – даже ходила с трудом. Так тихонько и ушла домой. Поднялась температура, и я провалялась в горячке несколько дней, а когда пришла в себя, узнала, что подругу мою – ту, которая первая пошла в пляс – парализовало. Врачи ничего не находили, а она рукой не могла двинуть, и лежала она, бедная, так 15 лет, покаялась, пришла к вере и тихо умерла под Пасху… Верю, Господь простил ее».
После этого клуб в церкви закрыли. Бабушка вышла замуж за дедушку, в то время курсанта Качинского летного училища, родила дочку, мое тетю, и полностью погрузилась в семью и работу. Жила, растила детей, молилась. Господь хранил ее и детей во время войны, когда они под бомбежками уезжали в эвакуацию. Ее молитвами хранил и дедушку – 690 боевых вылетов – и ни одного ранения!
Закончилась война, дедушка вернулся домой. Живи и радуйся! Но – неожиданно подкралась болезнь. В больнице живот разрезали и зашили – рак кишечника, 4 стадия. Никакой надежды.
Бабушка рассказывала, как она молилась тогда – она никогда больше так не молилась. На коленях были синяки, голос охрип… и Господь услышал ее! Но не ей, а неверующему дедушке приснилась красивая женщина в темном платке, которая сказала: «По молитвам твоей жены ты излечишься!» И дедушка действительно выздоровел, прожил до 82 лет, удивляя всех (особенно врачей) своей энергией и жизнелюбием, но к вере так и не пришел. Хотя и убежденным атеистом не был. Просто не говорил об этом никогда, сам не молился, но и бабушке не мешал.
Так и жили – два очень разных и бесконечно любящих друг друга человека. Так и ушли – почти вместе, с разницей в полтора года.
Царствие Небесное и светлая память рабам Божиим Анне и Иоанну! Спасибо вам за все!
А меня закружила жизнь… Лихие 90-е. Воистину, выживали как могли. За спиной – политехнический институт и совершенно не нужная, как выяснилось, профессия инженера-технолога прядильного производства. В круговерти выживания вера и Бог казались совершенно не нужными. Хлеб насущный казался более важным, а в храм – только на Пасху, куличи освятить, да на Рождество – и всё. Но при этом искренне считала себя верующей христианкой.
Потом всё наладилось. Я стала работать бухгалтером, закончила курсы программистов, получила второе высшее, уже экономическое образование, пошла на повышение – стала главбухом. Подрастал сын. Умный, красивый мальчик, совершенно беспроблемный ребенок, мамин сынок. Родилась дочка…
Клайв Стейплз Льюис сказал когда-то мудрую фразу:
«Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан — то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести, Бог обращается к нему через рупор страданий»
Голоса любви мы обычно не слышим, считаем, что достойны и большего. Голоса совести – тоже. Вот вроде, всё Господь дал мне – сына и дочку, хорошую работу, мужа, но я искренне считала, что всего достигла сама, что я такая молодец и достойна всего. Прийти в храм и поблагодарить Того, Кто дал мне всё – просто не приходило в голову. Голос совести так и не проснулся. Нет, я верила и молилась даже – дома. Времени на Бога не было.
И Господь обратился ко мне через рупор страданий…
26 августа 2012 года трагически погиб сын… мой мальчик… моя радость… Умный, добрый, справедливый, ласковый. Он был очень светлый человечек, его все любили. 3 курс института, работа в банке, блестящее будущее – все рухнуло в один миг.
Я плохо помню эти дни… Но четко помню, как стояла напротив икон и кричала: «За что, Господи?! За что?! Я никого в жизни не обидела, всем помогала, не воровала, не блудила… За что?!» Я требовала у Бога отчета. Сейчас страшно вспомнить, но это было. Не знаю, до чего бы я дошла в своем безумстве, но сын приснился мне и сказал: «Мама! Не ругай никого, так должно было случиться. День смерти и день рождения не мы выбираем. Всё есть, мама, всё есть. Молись за меня, мамочка! Я и не знал, что у меня столько грехов».
И я задумалась: если у чистого, доброго 20-тилетнего мальчика столько грехов – сколько же их у меня? И я как через сито стала просеивать свою жизнь – и ужаснулась от того, что увидела… и пошла в храм! Слава Богу за всё!
С этого момента многое изменилось. Мы с дочкой ходим в церковь и не представляем, как раньше жили без этого. Дочка поет на клиросе, занимается в воскресной школе. Я молюсь за своих родных и близких и за сына. И надеюсь, что Господь, по великой милости своей, простил его и меня.
У каждого человека свой путь к Богу. Кто-то с детства и до последнего дня живет с Богом и в Боге – это счастливые люди. Но большинство идут к Нему долгим путем, через скорби и лишения. Но неважно, как мы идем, – важно, чтобы дошли, чтобы успели.
Путь человека к Богу
Путь каждого человека к Богу уникален и предопределен Создателем. Но в силу свободной воли человек имеет выбор из множества путей, предоставленных ему самой жизнью. К примеру, человек, достигнув совершеннолетия, может выбрать любое учебное заведение, чтобы приобрести на будущее определенную профессию. Хорошо, когда его выбор соответствует внутреннему согласию сердца.
Иногда в силу сложившихся обстоятельств человек не имеет возможности выбрать то, о чем мечтал с детства и удовлетворяется меньшим. Кто-то, имея все возможности к осуществлению заветной мечты, наоборот резко меняет свой жизненный курс в погоне за сомнительными ценностями: авантюрные игры в казино, увеселительные попойки, легкие деньги за счет обмана и грабительства себе подобных. И таких путей у каждого человека предостаточно. Библия называет это путями человеческими.
В противоположность путям человека пути Бога определяются Его святостью, праведностьь, они изобилуют милостью, всегда истинны и ведут только к жизни:
Свои пути Бог открывает человеку, искренно стремящемуся познать Его. Бог открывал свои пути Аврааму, Моисею, Давиду и многим другим библейским персонажам, ищущих Бога всем сердцем.
Каждого человека Бог подводит к Иисусу индивидуально, учитывая его характер, темперамент, наклонности, дарования, национальность, интеллектуальное развитие.
Бога не интересует наше материальное состояние, статус в обществе, религиозность: Его интересует прежде всего расположение нашего сердца. Путь человека к Богу всегда сопровождается испытаниями, и у каждого они свои. Для одного испытанием может быть крах его семейной жизни, для другого — тяжкая болезнь, для третьего — прохождение через оккультные воды из-за повышенного интереса к скрытой от глаз действительности. Именно через это Бог провел меня в начале девяностых годов, удовлетворяя духовную жажду по всему сверхъестественному, чтобы затем так просто и ненавязчиво подвести меня к Иисусу. Господь знает наше сердце и ведет нас так, как считает необходимым. Он также ценит нашу настойчивость и упорство в достижении цели.
Вспоминаю свое восхождение еще в молодые годы на гору Машук, что расположена в окрестности города Пятигорска. Это была экскурсионная поездка моей семьи из города Ессентуков. Отправив свою жену с маленьким сыном на электричке домой, сам решил взобраться на вершину 900-метровой горы во чтобы-то ни стало. У меня был выбор: карабкаться по крутому склону, цепляясь за ветки кустарников, изнемогая от груза в руках (5-килограммовый радиоприемник и большая подзорная труба), обливаясь потом; или не спеша подняться по цивилизованной асфальтированной круговой дороге, избегнув многих страданий. Я выбрал первый вариант. Что меня заставило это сделать, не знаю. Только помню несравненное ликование в душе, когда я достиг вершины и уселся на огромный камень с трубой в руках. Я созерцал огромные звезды на темном небе и отдаленную гору, покрытую белоснежным саваном девственного снега. Я слушал многочисленные радиостанции на всех языках мира. В моем сердце царил божественный мир и покой. Уже тогда Бог приоткрылся мне в красоте и величии Своего творения. Уже тогда Он подготавливал мое сердце к восхождению на Его сияющие вершины Царства Божьего. Правда, в тот момент моего жизненного пути я еще не осознавал всего этого.
Господи, велики твои пути и неисследимы!
Часто люди задаются вопросом: как мне поклоняться Богу, в какую церковь ходить, какую доктрину исповедовать, как правильно соблюсти все ритуалы? Но редко кто задается вопросом: как мне найти путь к Богу? И это, к сожалению, правда.
Дорогой человек, Бог не создавал для тебя непреодолимых трудностей на пути к Нему! Он обеспечил тебя всем необходимым для этого путешествия. Он дал тебе одну простую заповедь, которая открывает для тебя дорогу к вратам Царствия Небесного:
А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. (1Иоан.3:23)
Если Бог привел тебя в определенную церковь, делай то, чему тебя учат, проявляй послушание наставникам своим, но помни: во главу угла должен быть поставлен Иисус и Его заповедь. Потому что без растворения Его Слова в твоем сердце верою вся твоя религиозная жизнь — только внешняя ширма, за которой скрывается твой ожесточенный, тщеславный склочный, вечно негодующий дух. И все твои добрые дела — только показуха для людей и Богу противны. Искренняя любовь к Богу и людям — вот главное, все остальное — второстепенно. Если упражняешься в любви, то стоишь на правильном пути к Царству Бога и Отца нашего.
Писание говорит, что «путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.» (Прит. 10:29).
Хочешь стоять на твердом основании — исполняй в первую очередь заповедь Божью, искренно, от всего сердца. Приложи для этого все усилия, чтобы достичь Христа в своей жизни, и Бог откроет тебе путь превосходнейший. Аминь.
Обязательно посмотри видеоролик!
С уважением, Вячеслав Ерогов
В субботу, 26 января, в церкви Благая весть прошёл семинар о Евангелизации «КАК ПРИВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА К БОГУ ЗА 10 МИНУТ» с участием гостя из Германии Вернера Нахтигаля. Брат Вернер поделился простыми правилами, способными помочь каждому верующему успешно приводить людей к Богу.
Истина проста: чтобы успешно доносить Евангелие другим, необходимо самому знать его суть и понимать – зачем это необходимо делать.
Почему мы должны благовествовать?
Первая причина, почему мы несём Евангелие – любовь к людям. Без Иисуса человек попадает в ад – это очень печалит Господа. Есть много верующих, которые хотят получить Божьи благословения, но им не интересно, что в сердце Иисуса. На самом деле, Бога больше всего интересуют неспасённые люди.
Кто должен проповедовать?
Все, кто следует за Христом, все — ловцы человеков.
Как объяснить за 4 минуты суть Евангелия?
Нет другого имени, данного человекам, через которое нам надлежало бы спастись.
1. Бог создал вселенную для общения с человеком. И всё, что Он создал, было «весьма хорошо» (Быт.1гл.)
2. Мир был совершенным, но возникла проблема – люди отошли от Бога. (Рим3:10), Бог свят, а грешный человек не может встретиться со святым Богом.
3. Но у нас есть хорошая весть. Она в том, чтоб Бог любит! И вот, что Иисус сделал для тебя: Иисус – единственный, Кто прожил на земле, ни разу не согрешив, его жизнь была совершенна. Он был распят, потому что Бог Отец возложил наш с вами грех на Него. Иисус умер, чтобы дать нам возможность вновь обрести общение с Богом.
Евангелие – история самой великой любви! Иисус умер на кресте, потому что Он любит тебя!
4. Вы должны подвести человека к решению следовать за Христом.
Предложите человеку помолиться вместе с вами молитвой покаяния:
Господь Иисус, я верю, что Ты – Сын Божий, что Ты умер на кресте, потому что так возлюбил меня. Я верю, что Ты воскрес и жив сегодня, войди в мою жизнь, прости мои грехи и будь моим Господом и Спасителем. Аминь.
Всё очень просто, но когда ты сделаешь эти простые вещи, приходит Бог и превращает в реальность твои слова.
Что такое личное свидетельство?
Расскажите свою историю за 3 минуты:
1. Как Вы жили без Христа
2. Как получили спасение
3. Как живёте сейчас
Запишите своё свидетельство в нескольких предложениях и научитесь рассказывать другим.
Разговаривать с людьми просто, но ошибки бывают. Для того чтобы их было как можно меньше, вам нужно познакомиться с принципами коммуникации.
Принципы коммуникации:
1. Нужно уметь доносить то, что ты хочешь сказать — ясно, на доступном для понимания светского человека языке
2. Не говорите: «приходи к нам в церковь» — вас неправильно поймут
3. Задавайте вопросы, которые помогут человеку открыться, помогут вам продолжить разговор, например:
· Неправильный вопрос: «Ты веришь в Бога?» — он подразумевает односложный ответ. Так нельзя завязать общение
· Правильно: «Что ты думаешь о Боге?»
4. Нужно направить разговор в позитив. Помните, что для вас главное не победить в споре, а рассказать о Христе. Помогите людям пережить Христа, а не спорьте с ними.
5. Не говорите человеку, чего ему нельзя делать. Если человек услышит, что есть Бог, Который его любит, Который Своего Сына отдал в жертву за него, то человек сам поймёт, что не надо наркотики употреблять, ни какого секса до брака и т. д.
6. Нужно привлечь внимание.
· Это может быть подарок, хороший вопрос, найдите лучший способ для вас, как вы можете привлечь внимание
7. Нужно заинтересовать человека
· У человека есть проблема – у Иисуса есть ответ на эту проблему
8. Нужно, чтобы у человека возникло желание обратиться к Иисусу. Только жизнь, а не религия, может коснуться сердца человека, чтобы у него появилось желание встретиться с живым Богом.
9. Вам нужно побудить человека к действию: 2 Кор.5:20 «мы посланники от лица Христова — мы взываем к вам от имени Иисуса Христа: ПРИМИРИТЕСЬ С БОГОМ!» Помолитесь с человеком молитвой покаяния. Предварительно составьте её текст, запишите
Если коротко, то всё очень просто:
1. Научись привлекать людей к Евангелию
2. Делись свидетельством, что Бог сделал для тебя
3. Когда появится желание у человека, тогда можешь рассказать ему о Христе
Евангелие – лучшая новость на земле!
Объяснив основные моменты, важные в деле Евангелизации, Вернер Нахтигаль провёл тренинг – он пригласил двоих желающих из зала и предложил им – рассказать Благую весть людям разных предполагаемых категорий.
В конце семинара брат Вернер сделал вызов присутствующим: постарайтесь приводить к Богу хотя бы одного человека в неделю. Это возможно! А также предложил вести дневник, в который люди могли бы записывать то, что у них получилось за день.
В заключение Вернер сказал: «Бог приготовил для вас добрые дела, которые вам надлежит исполнять. Научитесь доносить Евангелие просто и будете эффективными», и помолился обо всех присутствующих.
А если у вас не было возможности побывать на семинаре лично, у вас есть замечательная возможность посмотрите видеозапись прямо здесь.
Спаси и Вас Христос, что так заботитесь о друге, желаете его привести к вере. Такая забота угодна Богу.
Вы хорошо делаете, что молитесь Богу о нем. Призывайте на помощь апостолов Петра и Павла («Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!»), а также того святого, имя которого носит ваш друг. Если он желает присутствовать при вашей домашней молитве, то в этом нет греха. Но он доложен быть трезв и не курить в это время. Пусть он учится креститься, делать поклоны, учит основные молитвы, основы вероучения. Чтобы прийти в Церковь, к Богу, уверовать в Господа нашего Исуса Христа, необходимо покаяние. Оно — начало, середина и конец жизни христианской. Чтоб пребывать в этой спасительной вере и преуспевать в ней, нужно покаяние. Без него невозможно наследовать Царствие Небесное.
Отказ от курения и наркотиков обязателен. Кто-то бросает легко, кому-то это дается сложно. Надо чтобы и он сам возненавидел грех и начал стремиться к чистоте и святости. Это есть покаяние. Бог же, видя покаяние человека, подаст Свою всесильную помощь. Надо бороться и не бояться. Сам Спаситель сказал:
«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5:31-32).
И еще сказано в Священном Писании:
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17).
Познакомьте его с храмом, со священником, и он подскажет, что и как делать дальше. Дом на двоих — это ответственный шаг. Хорошенько подумайте и всё взвесьте.