Содержание
- «Милостыня да запотеет в руках твоих»
- Усыплять ли совесть
- Милостыня – подарок дающему?
- Подвиг для спасения
- Должно ли быть рассуждение в милостыне?
- Всем ли просящим подавать милостыню?
- Милостыня
- милостыня
- Русский
- Подайте ради Христа — о христианской милостыне
- Милостыня и ее суть
- Милостыня или милосердие является одной из важнейших христианских добродетелей
- О выгоде и полезности милостыни
- Милостыня и благотворительность
- О служении Богу
«Милостыня да запотеет в руках твоих»
Знакомое чувство: делаешь все хорошо, а совесть не на месте. Видишь «неправильных нищих» и «милостыня запотела» в руках твоих. Мы продолжаем отвечать на комментарии к статьям.
Усыплять ли совесть
Возле Храмов помятые личности просят «во славу Божию». Только знаешь, что это совсем не слава, а сбор на опохмелку. Очередная печальная женщина в метро с табличкой: «Умирает муж – дочь – сын – внук. Помогите Христа ради!» часто вызывает противоречивые чувства. Телевизор показывают репортажи о «разводах на жалость».
Только совесть не спокойна, когда проходишь мимо, ничего не подав. Святой праведный Иоанн Кронштадский часто употреблял изречение из «Дидахе», христианской книге 1-2 века. «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках».
Мы трудимся в «поте лица» лица (Быт.3:19), чтобы добыть средства для существования. Не об этом ли речь. Ведь подавая нищему, я добываю средства для души. Рука с запотевшей милостыней об этом: жалко отдать, но я заставляю себя.
Святитель Григорий Богослов, говорит: «Бог измеряет подаяние…расположением плодоносящего»
Милостыня – подарок дающему?
Милосердный самарянин (Лк.10:34-35) не задумывался о том, кого спасает на дороге. Святой Иоанн Милостивый не рассуждал, когда три раза подряд давал милостыню одному и тому же человеку.
А святой Варсонофий Великий не позволял отказывать даже ненавидящим Христа, ведь Бог поливает все нивы. Солнце светит праведным и грешным.
Милостыня – доступное богоугодное дело, способное помочь духовной жизни человека.
Священномученик Кирпиан Карфагеский говорил, что «через милостыни молитвы соделываются действенными… милостыня освобождает жизнь от опасности… милостыня избавляет душу от смерти».
Подвиг для спасения
Святой Иоанн Златоуст замечает, что «подаяние милостыни уподобляет нас милостивому Господу». И, по словам святителя Василия Великого творим «милостыню, чтобы обратно получить ее от Бога». Получается нищие – это наши проводники в Царство Божие.
И наша запотевшая рука — это подвиг, сжигающий яд жадности. Для нас немощных утешительной музыкой звучат слова святителя Иоанна Златоуста: «Если ты не хочешь подать столько, сколько евангельская вдова, то отдай нуждающемуся по крайней мере лишнее».
Главное не предстать перед Господом с сопревшей в кулаке денежкой. Потому как не получилось определить, что важнее личность нищего или собственное спасение.
«Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь» — Дидахе
«Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». — Василий Великий
Как святитель Тихон Задонский инструктировал раздавать милостыню:
Поступать при раздаче, – писал свт. Тихон Задонский, – прошу именно таким образом:
1) как в нашем селе, так и в окольных деревнях проведай самых бедных вдовиц и прочих, которые платят подушнину или оброки, или которых держат под караулом за подушнину или оброки;
2) проведав бедность каждого, и их число, смекни посланные деньги, сколько кому достанется, и на бумажке напиши у себя в доме…
3) так сделав, раздавай каждому, смотря по нужде;
4) раздавая же, не говори, что от меня присланы, когда спрашивать будут, потому что деньги не мои, и родственники мои, узнав, будут на меня гневаться и браниться, что им не прислал; ты только, говори, что прислано от человека убогих ради; об этом прошу тебя именем Христовым;
5) людям, хотя они и бедны будут, но запивают или ленятся работать, таким ни копейки не давай; нищим, которые ходят по улице и под окно со шалгунами, отложи рублей десять и, собрав их, раздай им смотря по бедности;
6) что кому отдашь, то напиши на сей тетради и с сим письмовручителем пришли ко мне, как он из Петербурга будет ехать обратно сюда;
7) себе за труды три рубля, а ежели мало покажется, пять рублей возьми из сих денег, когда хочешь. Прошу покорно потрудиться ради Христа, который за труды твои воздаст тебе Своей милостью».
И еще размышления Златоуста
«Если ты хочешь почтить Жертву, то принеси в жертву душу свою, за которую принесена Жертва: душу свою сделай золотой. Если же она хуже свинца и глины, а ты приносишь золотой сосуд, какая из того польза? Мы требуем в дар Богу ваши души, ведь ради душ принимает Бог и прочие дары. Хочешь почтить Тело Христово – не испытывай презрения, когда видишь Христа нагим. Сначала напитай Его, алчущего в лице нуждающегося, и тогда уже употреби остальное на украшение трапезы Его (храма). Итак, украшая дом Божий, не презирай скорбящего брата: этот храм превосходнее первого. Те украшения могут похитить, а что сделаешь для брата, алчущего, бездомного и нагого, того и сам диавол не может похитить: оно сберегается в неприступном хранилище.Укрась и язык кротостью и смирением, сделай его достойным призываемого тобою Бога, наполни благословением и многою милостью; можно ведь и словами творить милостыню. Святитель Иоанн Златоуст»
Должно ли быть рассуждение в милостыне?
Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, и творить милостыню заповедал нам Господь. Но как быть, если с протянутой рукой стоит явный пьяница, собирая деньги не на еду, а на бутылку «огненного зелья», и, следовательно, наша милостыня пойдет на дело греховное? И надо ли подавать «нищим», для которых попрошайничество стало профессией? Должно ли быть рассуждение в милостыне, или творить ее надо не раздумывая, во исполнение слов Спасителя: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42)? И вообще есть ли какие-то «правила», кому и как благотворить? Отвечают пастыри Русской Церкви.
Святитель Василий Великий: «Кто ссужает всякого мимоходящего,
тот бросает псу»
Игумен Лука (Степанов) Игумен Лука (Степанов):
– Подаяние милостыни – не то же самое, что безрассудная расточительность. «Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века» (Пс. 111: 9), – взывает Псалмопевец. Значит, та милостыня вечно ценна, которая сотворена для убогих. Убогими же разумеем тех, для кого Бог по жизни есть и упование, и цель. Это те, кто крайне нуждается в необходимом для поддержания жизни, а потому далек от земных утешений. И еще – слуги Божии, самозабвенно творящие Его святое дело на земле. И тех, и других сегодня надо еще поискать…
Иеромонах Иларион (Резниченко):
Иеромонах Иларион (Резниченко): – Рассуждение должно быть во всем. На то оно и рассуждение, чтобы его почаще использовать. Мы все понимаем, что милостыня бывает разной. Уже в раннее время есть предостережение, что милостыня должна быть после того, как ты крепко подумал о ее необходимости и правильности в данный момент. Ранний христианский памятник «Дидахе» говорит: «… да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать». Также известны слова святителя Василия Великого: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Святитель Филарет Московский говорит еще более конкретно: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души». Поэтому благотворить – хорошее дело, если с умом.
Не надо забывать и то, что благотворительность – это не только деньги, это может быть и одежда, продукты, даже личное время. И порой видно, что псевдонуждающиеся хотят именно денежной помощи, и если им предложить иное – они от этого радости не испытывают.
Купи нищему хлеба – и так исполни заповедь, но исполни!
Протоиерей Сергий Правдолюбов:
Не осуждай просящего! Вспомни: когда Господь подает тебе просимое, ты тоже не всегда употребляешь это только на полезное
– Есть евангельское слово, которое без всяких условий гласит: «Просящему у тебя дай». Не сказано, сколько дай, но – «просящему у тебя дай». Если ты видишь человека, который около храма стоит и собирает деньги на то, чтобы выпить, потом подраться и всякие бесчинства творить, ты можешь сказать ему: «Я могу дать тебе на хлеб, на еду, но не на выпивку». И бывало, батюшки доходили с таким человеком до магазина и покупали молоко, хлеб и то, что необходимо было действительно голодному человеку. А в 1990-х годах, помню, в воротах Троице-Сергиевой Лавры стояли такие нищие, которые, глядя на тебя наглыми глазами, говорили: «Меньше 100 рублей не принимаю».
Протоиерей Сергий Правдолюбов Но, опять-таки, кто мы, чтобы различать, кому нужно давать, а кому нельзя? Есть такой выход: дать этому нищему небольшую денежку, совсем небольшую, чтобы он действительно мог каким-то образом просуществовать на эту денежку, а не напиваться до бесчувствия. В «Учении двенадцати апостолов» говорится: нужно, чтобы монета твоя запотела в твоей руке, чтобы понять, кому ее можно давать. Но все равно можно допустить ошибку. Праведный Иоанн Кронштадтский, глядя на хорошо одетого господина, в хорошей одежде, чуть ли не с цилиндром на голове, давал ему много денег, ибо он ощущал и знал, что человек на краю гибели и, может быть, даже самоубийства. Мы не имеем такой благодати. Поэтому все-таки нужно выполнять основное правило Священного Писания: «Просящему у тебя дай». И помнить всегда, что, когда ты просишь, Господь тебе подает, и ты не всегда употребляешь это на только полезное, но бывает так, что и не на полезное. Поэтому нечего тебе осуждать и другого человека, своего ближнего. Подай денежку и успокойся – выполни евангельское слово.
Заповедь о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов
Протоиерей Максим Козлов:
Старец Амвросий Оптинский: если стоит выбор – помочь конкретному нищему или приюту, помоги приюту: там поддержат многих, а не одного
– Должно ли быть рассуждение в милостыне? – Да, конечно, должно. Но сама заповедь милования говорит именно о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов. Люди, которые на протяжении года-трех-пяти на одном и том же месте собирают на «билеты в Архангельск», или те, кто с несчастными одурманенными детьми ходят по вагонам метро, рассказывая о «тяжелых онкологических заболеваниях» этих детей и о деньгах на их дорогое лечение (сейчас, правда, такого стало поменьше, а несколько лет назад было очень распространенным явлением), – это как раз «профессионалы».
Протоиерей Максим Козлов Но по пути домой или в городе мы часто видим людей, которые действительно нуждаются в помощи. Бабушка с веточками укропа стоит, торгуя этим укропом, не от хорошей жизни. И даже если предположить, что этот район вокруг метро контролируется мафией и самой бабушке останется от того, что вы ей заплатите, 10 или 15 процентов, можно ей пожертвовать, даже понимая, сколь малая сумма достанется именной ей. Я уже не говорю обо всех тех ситуациях, когда речь идет о людях, которые вам знакомы.
С другой стороны, можно вспомнить и ответ преподобного Амвросия Оптинского на вопрос: что лучше – помочь конкретному нищему или помочь приюту для девиц, оказавшихся в трудной ситуации? Старец отвечал так: лучше помочь приюту для девиц, потому что это учреждение поддержит не одного человека, а многих. Поэтому если стоит выбор: по чуть-чуть разным лицам или какую-то более весомую сумму систематически работающим благотворительным фонду или организации или даже отдельному человеку, который, как мы знаем, занимается помощью нуждающимся, то лучше перечислить средства им.
Помню, когда я был настоятелем храма великомученицы Татианы, к нам часто обращались люди за билетами в разные концы нашей родины. И тогда мы, рассудив и набравшись некоторого опыта, стали делать так: говорили, что купим билет (потом стало понятно, что это лучше всего делать электронным способом), наш сотрудник отдаст его проводнику, и таким образом мы человека отправим туда, куда он хочет поехать. И выяснилось, что примерно 5% обращавшихся действительно имели нужду в такой помощи: они оказались в трудной ситуации, и это их выручало. А 90–95% по получении информации о том, как им эта помощь будет оказана, отказывались от нее. Но ради этих 5–10% стоило это дело затевать.
Важно понимать, кому надо помочь в первую очередь
Протоиерей Олег Стеняев Протоиерей Олег Стеняев:
– Отцы заповедали нам, что милостыня должна запотеть в руке. Нельзя заниматься благотворением бездумно. При этом очень важно, чтобы мы выстраивали правильную иерархию ценностей: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Сказано в Писании: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10), то есть прежде всего – своим по вере. С другой стороны, каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они тоже подсказывают нам правильную иерархию: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Граница ответственности, очерченная рукой Бога для каждого человека, – это, прежде всего, его семья. Сказано: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Это – его народ. Сказано: «И разделил Господь языки». Это – те люди, которые принадлежат к его религиозной традиции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстраиваем отношения с людьми в благотворении, исходя из правильной иерархии предпочтений, это очень разумно.
Если человек хочет денег и не хочет трудиться,
то деньги ему на пользу не пойдут
Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин:
– Как хотелось бы просто подать милостыню и спокойно, с мирным сердцем идти дальше. Но, к сожалению, в жизни не всё бывает так просто. Иногда веришь тому, что тебе на улице говорят, даешь деньги, а потом вдруг оказывается, что тебя просто-напросто обманули. Иногда замечаешь, что у встречающихся на улице нищих, сколько им ни подают, всё уходит словно в трубу. Ряд жизненных опытов невольно приводит к мысли, что в милостыне должно быть рассуждение.
Вот, например, святой Иоанн Кронштадтский, который сам ничего не жалел для нищих людей, пришел к выводу, что подаяние деньгами зачастую лишает людей стимула трудиться, способствует порокам, в частности винопитию. Поэтому он нашел один очень практичный выход – организовал дом трудолюбия, где опустившиеся на дно люди учились зарабатывать себе на жизнь. Кстати, в наше время в Москве есть подобная сеть домов под названием «Ной». И вот тут вдруг оказалось, что многие нищие предпочитают попрошайничать, нежели выполнять посильный труд, получать средства к жизни и иметь крышу над головой.
Отец Иоанн Кронштадтский нашел очень практичный выход – организовал дом трудолюбия для несчастных
Если человек хочет денег и не хочет трудиться, то деньги ему точно на пользу не пойдут. Это своеобразный эгоизм: «Дайте мне денег, потому что вы обязаны их дать», но, как правило, такой человек сам очень бесчувствен к окружающим. Мне вспоминается из Пролога история о каменосечце Евлогии, простом работяге, трудившемся на каменоломне. Пока он пребывал в непосильных трудах, то отличался чуткой душой, делил свой заработок с бедными. И вот как-то о нем узнал некий старец, который подумал: «Если бы Евлогий был богат, сколько бы он сделал добра!» Старец умолил Бога, и на следующий уже день Евлогий нашел в скале пещеру, наполненную золотом. Каково же было удивление старца, когда он увидел теперь перед собой необычайно скупого, бессердечного и жестокого человека, думающего лишь о себе. Только после долгого времени, потеряв в перипетиях судьбы всё богатство, Евлогий вновь стал милостивым к ближним.
Человеку нужен труд, а не обилие денег, иначе он станет хуже животного. Другое дело, что, действительно, есть люди, оставшиеся совершенно одни, потерявшие трудоспособность, – инвалиды или очень пожилые люди. Им, конечно же, надо помочь всем, чем возможно.
Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии
Общий вывод, наверное, будет таким. Если человек просит денег, то подать можно столько, чтобы это позволило ему не умереть от голода в данный момент. Очень хорошо подавать не деньгами, которые неизвестно куда пойдут, а продуктами, потому что кушать надо всем, и обманщикам тоже. Лучше всего постараться заметить людей, которые действительно очень нуждаются; как правило, такие люди всегда есть где-то рядом, но стесняются просить. Вот им надо помогать обязательно. Доверять же на улице рассказам об украденном кошельке или умирающем родственнике, которому не хватает вот именно ваших денег на операцию, вряд ли возможно, хотя, конечно, бывает всякое.
Но если вы дали денег, не жалейте об этом, не пережевывайте в мыслях, что там и как с вашими деньгами будет. Пожертвовали деньги – слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии. Господь принимает вашу милостыню, и это самое главное.
Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» –
провал в духовной жизни
Священник Александр Сатомский Священник Александр Сатомский:
– Да, однозначно: рассуждение в милостыне должно быть. Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» – провал в духовной жизни. На это могут возразить, что Христос сказал: «Просящему у тебя дай». Но ведь Бог не лишил нас разума! Он не требует, чтобы мы дали просящему убийце нож или наркоману дозу! Точно так же Он не требует, чтобы мы неправильной или неосторожной милостыней ввели человека в грех (дали алкоголику на бутылку) или закабалили человека (об эксплуатации преступными синдикатами людей, выдаваемых за нищих или калек, почитайте статьи в прессе). И святые отцы учат нас духовному рассуждению. Святитель Иоанн Златоуст в своих письмах к диакониссе Олимпиаде напоминает ей: богатство вручено ей в руки Богом, и она не имеет права раздавать Божие бездумно. Поэтому, если вы сомневаетесь, дать ли просящему, – не давайте ему денег. Если он нищий – купите ему еды или лекарство. Даже если он откажется от них – вы сделали, что могли; если же примет – благодарение Богу!
Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело
Диакон Владимир Василик Диакон Владимир Василик:
– Очень хороший вопрос. В «Учении двенадцати апостолов» представлены диаметрально противоположные подходы к милостыне – в то же время вполне христианские. В нем говорится следующее. Дающий не судится – горе берущему, если он берет не на дело. Тот, кто дает щедро и с любовью, причем, может быть, в руки недостойные, не только не судится, но и получает награду. С другой стороны, «да запотеет милостыня твоя в руке твоей, прежде чем ты узнаешь, на что даешь». И действительно, необходимо рассуждение.
Мне часто приходилось сталкиваться со случаями, когда просили на какие-то мифические операции, говорили о чудовищных заболеваниях. Но как только я сообщал, что у меня есть связи в медицинских кругах и я могу вывести на врачей, которые это сделают бесплатно (а у меня кое-какие связи действительно есть), немедленно у просящих не оказывалось телефона, тут же рвались все контакты и эти люди тихо исчезали с горизонта. Стоит ли осуждать таких людей? Нет, ни в коем случае. Мне вспоминается пронзительное стихотворение, автора которого, к сожалению, я не знаю, но автор, я считаю, гениальный и это настоящий христианин:
Вот женщина, шатаяся, идет.
Толпа во след: «Шалава, что застыла?»
Никто ее страданий не поймет:
Она вчера ребенка схоронила.
Вот бомж застыл в лохмотьях старых.
Толпа свое: «Давай иди работай!»
Им не понять: в глазах его усталых
Слепая и тягчайшая дремота.
Вот девушка, что вечно с телефоном.
Толпа свое: «Очнись! Ума ни грамма».
И всем плевать, что год с сердечным стоном
Она всё ждет звонка пропавшей мамы.
Что б подлостей подобных избежать,
Не зная ситуаций, промолчите
И прежде, чем кого-то осуждать,
Возьмите его жизнью проживите.
Я бы не стал осуждать тех людей, которые лукавят. Я бы просто не стал подавать, потому что часто милостыня пойдет не на дело. Гораздо охотнее я подам тому, кто честно скажет: «Помогите на выживание».
Подавать милостыню инвалидам и детям, которых явно эксплуатируют их «хозяева», надо – для того, чтобы избавить их от побоев
Коснусь еще одной очень страшной стороны вопроса. Попрошайничество у нас только на первый взгляд выглядит стихийным. Оно великолепно организовано. Его контролирует цыганская мафия. У одного цыганского барона как-то взяли интервью. Он сидел за решеткой и охотно согласился поделиться информацией. Есть несколько разрядов нищих. Первый – это так называемые «мадонны», да простит меня Господь. Это женщины с детьми, дети не их, часто малыши напичканы транквилизаторами, чтобы не кричали и не беспокоили. Отцы этих детей бросили, денег на нормальную жизнь, да даже на выживание – не дают. Бывали жуткие случаи, когда эти дети просто умирали от голода. Второй разряд – инвалиды. Инвалиды не из РФ – у нас в стране ситуация под контролем, – а из Украины и Молдавии. Людей заманивают обещаниями, привозят сюда, отбирают документы, держат на каких-то квартирах, как скот в хлеву… Катают их с утра до вечера в их колясках, чтобы они собирали милостыню. Практически всё им поданное они отдают хозяевам, а сами существуют за прокорм, некоторые за дозу наркотиков или за алкоголь. А если они мало приносят, то их еще и бьют, чтобы они жалостливей выглядели. Поэтому смысл подавать им всё же есть – для того, чтобы избавить их от побоев. Но если вы имеете серьезную легальную возможность через связи с некоррумпированными соответствующими органами разрулить эту ситуацию, чтобы арестовать тех, кто «пасет» этих несчастных, и поместить просящих милостыню в нормальные условия, то надо совершить именно это, а не питать преступность. Но в наших условиях такое остается мечтой, потому что у нас, как в пограничной полосе, неписаный закон: «Мы знаем все, мы знаем все: кто ты, кто я, кто он…» Всем всё известно, все всё знают, все в курсе и ничего не делают, потому что с этого живут. Так что в таких ситуациях пусть каждый полагается на свою совесть и понимание того положения, в котором находится каждый конкретный человек. Можно подавать продуктами. Вряд ли мафиози польстятся на ваш банан или булку.
По поводу афганцев-ветеранов, которые якобы просят. Понятно, что это все «липа», потому что афганцы имеют немалые льготы – это во-первых, а во-вторых – это настоящее боевое братство, люди, которые друг друга не бросают. Вы в данном случае имеете дело с маскарадом, который не стоит осуждать, но и не стоит в нем участвовать.
На мой взгляд, надо подавать тем, кто не просит у вас: вашим соседям, бедным старушкам и друзьям, нищим студентам, многодетным мамам… – и подавать щедро. Подавать тем, кто никогда не встанет на паперть – из чувства достоинства, из воли к жизни и из элементарного трудолюбия. Подавайте, повторюсь, щедро – не копеечкой, не рублем, а сотнями и тысячами, если, конечно, они у вас есть. Если вы ситуацию знаете досконально и знаете, что этот человек нуждается в помощи. Можете это делать анонимно через почтовые переводы, если не хотите славы. Если же хотите это сделать гарантированно, то подавайте из рук в руки, а потом забывайте об этом.
Давайте тем, кто об этом не просит, – и давайте щедро!
Давайте щедро! На собственном опыте убеждался, что Господь за доброхотную и серьезную милостыню вознаграждает пятикратно и десятикратно. И еще раз скажу: подавайте тем, кто об этом не просит.
И еще один момент. Понятно, что мы любим благолепие храмов, что это вещи хорошие, благие. Но ресурсы всё-таки у нас ограничены. Если перед вами стоит выбор: отдать деньги в богатый столичный храм или послать деревенскому батюшке – не поленитесь, пошлите батюшке. Если перед вами выбор: подать на ту церковь, на которую так или иначе всё равно подадут и без доходов она не останется, или помочь конкретному человеку – помогите конкретному человеку, потому что в очах Господа это не менее ценно, ибо все мы являемся храмами Божиими и образом Божием на земле.
Всем ли просящим подавать милостыню?
Источник: Союз православных журналистов
В современном мире человек встречается с огромным количеством различных вызовов. Это всевозможные трудности, которые приходят к нам как явно, так и в завуалированном виде.
В любом случае, мы можем даже не подозревать, что только что сделали доброе дело. Стоит отметить, что такая же ситуация возможна и со злыми делами. Именно таким образом можно описать проблему подачи милостыни.
Есть те, которым действительно нужна помощь. Но существуют и банальные аферисты, которые будут использовать Вашу милостыню на спиртные напитки, наркотики, или другие неблагоприятные вещи. Именно поэтому в вопросе подачи милостыни стоит проявлять особое благоразумие. Давайте более детально разберем этот вопрос.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся
Святой Апостол и Евангелист Матфей приводит нам следующие слова: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). Слова Господа Иисуса Христа безгранично дороги для каждого христианина. Именно поэтому люди стараются наследовать его заповеди, отдавая порой последнюю копейку на нужды бедных. Такие порывы души ценны для нашего Спасения.
При этом, Христос говорит о том, чтобы человек если и творил милостыню, то ни в коем случае не показывал людям о том, что собрался сделать, или делает доброе дело.
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6: 1–4).
Но как эти слова связать с тем, что на церковных сайтах очень часто можно найти огромное количество новостей о передачи гуманитарной или финансовой помощи нуждающимся? Дело в том, что Христос старается уберечь человека, дающего жертву, в первую очередь от собственной гордости. Другое дело, когда этим занимается сама Церковь, как сообщество большого количества людей.
«Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф. 5: 16).
Именно с этой целью, с целью прославления Господа, Церковь в некоторых случая максимально громко заявляет о соделанных делах в области милосердия. Взять хотя бы в пример ситуацию со сбором гуманитарной помощи для пострадавших во время конфликта на востоке Украины. Сотни тысяч людей отдавали свои продукты, чтобы священники передали их нуждающимся. Именно в этом и заключается ценность христианского милосердия: отдать свое, не называя своего имени, не ожидая славы, чтобы получить награду в будущем веке от Всевышнего.
Давайте подведем некоторые итоги:
- Творить милостыню – заповедь Христа.
- Творящий милостыню пусть не говорит о своем добром деле, чтобы не возгордиться.
- Церковь оповещает других людей о добрых делах с целью прославления Творца.
Подать, или не подать, вот в чем вопрос?
«Прóсите, и не получаете, потому что прóсите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4: 3). А некоторые просят, и получают деньги для того, чтобы удовлетворить свои греховные страсти. Именно поэтому каждый православный христианин должен подходить к делу подаяния милостыни со всей ответственностью.
Тенденция наживы на доброте других людей была заметна уже во ІІ веке. Древний христианский памятник «Учение двенадцати Апостолов», или «Дидахе» предостерегает: «Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял», или еще одна цитата оттуда же: «пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь».
Дальнейшая богословская мысль святых отцов разделилась на два лагеря.
Например, святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что в любом случае просящему милостыню нужно подать: «подавайте (милостыню) всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростью».
А вот святитель Василий Великий настаивает на рассудительности: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию».
Случаи из жизни
Как поступать в таких случаях современным христианам? Однозначно ответить сложно, ведь даже святые не могут прийти к общему мнению по этому вопросу. Лично я могу рассказать о двух случаях в своей жизни, которые связанны с подобной дилеммой.
Случай первый. Мальчик на рынке
Однажды, я просто ходил между прилавков на городском рынке, присматриваясь к ценам. В один момент ко мне подбежал мальчик, лет десяти. То, о чем он попросил, ни у кого не вызовет удивления: «дайте пару гривен на хлеб». На что я ответил: «Пойдем, купим тебе хлеба». После моих слов, он быстро убежал и скрылся в толпе людей. О мотивах сбора средств подобным образом нам остается только догадываться. Согласитесь, ведь неприятно думать о том, что наша последняя копейка может пойти на очередной шприц для наркомана, или спиртное для зависимого от алкогольных напитков.
Случай второй. Бабушка
Тот же рынок, только ситуация несколько иная. Старенькая бабушка, вытянув руку, просит милостыню. На самом деле очень печальная картина, которая, к сожалению, часто встречается на улицах наших городов. Я просто подошел к ней и дал булку хлеба. Когда она увидела в своей руке такую подачу, то подняла свои глаза, из которых шли потоки слез. Мне даже стало как-то неловко и тяжело смотреть на происходящее…
Лично мое мнение таково: следует просто хорошо присмотреться к окружающим, и я уверен, можно легко найти человека, который действительно нуждается в помощи. А еще лучше найти одного человека, которому просто можно время от времени помогать материально. Правда, такая помощь может быть не только в виде денег, но и в необходимых вещах, одежде, книгах, и тому подобное.
Если хотите помочь тяжелобольным, то воспользуйтесь официальными сайтами нашей церкви. На них постоянно публикуется множество объявлений о тех, кто нуждается в срочном лечении.
После всего у нас возникает логичный вопрос: если давать милостыню, то сколько, в каком количестве?
На этот вопрос нам отвечает сам Спаситель, который говорит, что лепта вдовы, а это относительно маленькая финансовая единица, была засчитана больше во благо, чем огромные подаяния других людей. Каждый сам решает, сколько милостыни он может дать другим. Стоит отметить лишь то, что она не должна быть настолько большой, чтобы человек чувствовал горькое послевкусие о том, что он мог бы сам купить или сделать на эти деньги. В то же время, милостыня не должна быть способом избавиться от ненужной мелочи, которая болтается у нас в кармане. Ни в первом случае, ни во втором, благой цели не будет достигнуто. Ведь цель милостыни – проявление любви к ближнему, и спасение собственной души.
P.S. Всегда творите милостыню, ведь это одна из величайших христианских добродетелей. Но подавайте ее рассудительно, чтобы не помочь грешнику в ужесточении его сердца.
Источник: Союз православных журналистов
Милостыня
См. раздел МИЛОСЕРДИЕ
- Книга о благотворении и милостынях свщм. Киприан Карфагенский
- Гомилия «О милостыне» свт. Иоанн Златоуст
- Даяние содержит в себе божественный «кислород» преп. Паисий Святогорец
- Как творить милостыню
- Неправильные нищие, или запотевшая милостыня А. Ткаченко
- Что такое милостыня и христианская милость? А.Г. Долженко
- Милостыня игумен Борис (Долженко)
- Учение древней Церкви о собственности и милостыне проф. В.И. Экземплярский
- О милостыне свящ. Сергий Николаев
- Подача милостыни – нравственная обязанность истинного христианина А.Г. Долженко
Ми́лостыня – 1) акт милосердия в форме подаяния нуждающемуся; 2) добрые поступки, направленные на помощь ближнему, как результат христианской любви (к Богу и ближним); 3) предмет подаяния (деньги, вещи и пр.).
Евангелие учит нас заботиться о нищих (Мф.19:21, 26:9; Мк.10:21, 14:5; Лк.14:13, 16:20, 19:8; Ин.13:29; Деян.4:34).
Для христианина благотворительность – это не только (и не столько) социальное дело, сколько служение Богу, пребывающему за пределами этого чувственного и рационально постигаемого мира. Благодарность за полученную помощь верующий благотворитель предназначает Богу, а не собственной персоне.
Верующий подаёт нищему буквально то, что ему «послал Бог», ибо он относится к своему достатку как к дару, который получен по воле Бога; милостыня для христианина – это благодарственная жертва Ему за жизнь и те блага, которые он имеет.
Благодарность за полученную помощь верующий благотворитель опять же предназначает Богу. Ни о какой социальной иерархии здесь нет и речи: дающий милостыню и принимающий её равны перед Богом как два грешных человека, и каждый по-своему служит Ему.
Помощь ближнему воспринимается религиозным человеком как неотъемлемая часть его служения Богу, наряду с храмовым богослужением, молитвой и аскезой.
Подобно телу, душа и дух человека требуют сообразной себе пищи и попечения о них, а потому, кроме вещественной милостыни, бывает милостыня душевная и духовная. Помочь человеку душевно или духовно является делом не менее важным, чем милостыня вещественная.
- Душевная милостыня выражается обычно в сочувствии, по словам Апостола: Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим.12:15).
- Под духовной милостыней понимается духовное утешение ближнего, молитва за страждущих, чтение или дарение им душеполезных книг. Старец Адриан говорил: «дать человеку почитать духовную книгу выше, чем дать кусок хлеба голодному. Это милостыня самая большая».
***
прп. Паисий Святогорец:
«О милостыне. – Надо размыслить так: «Если бы на месте нищего был Сам Христос, то что я дал бы ему? Безусловно, самое лучшее». Так человек понимает, какова настоящая любовь.
Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит.
Человеку, для того, чтобы понять, верно ли он преуспевает в отношении духовном, нужно прежде всего испытывать себя, радуется ли он отдавая, а не принимая. Правильный духовный путь таков: забывать добро, сделанное тобой, и помнить добро, сделанное тебе другими.
Тот, кто не думает о себе, но постоянно, в хорошем смысле этого слова, думает о других – о таком человеке всё время думает Бог.
Многостяжатель в конечном итоге на все свои сбережения покупает вечную муку. Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради ближнего… находят под могильной плитой ключ от вечности».
свт. Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь».
«Подавая лежащему на земле, мы подаём Сидящему на Небе».
«Сам Бог повелел подавать милостыню не для того, чтобы только насыщать бедных, но чтобы и подающие получили благодеяние, и даже больше, чем первые». Вот ещё его слова: «Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброй совестью, и когда переселится отсюда, найдет великую милость у Судии и услышит блаженные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего» (Мф.25:34). И действительно – Православная Церковь, устами своих святых, опытно свидетельствует о том, что награда за добрые дела уже сейчас, в самой этой жизни, возвращается Богом человеку, причем в несравнимо большем размере».
свт. Димитрий Ростовский: «Если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».
преп. Максим Исповедник: «Творящий милостыню… не делает различия между злым и благим, между праведным и неправедным в потребностях телесных. Но всем равно разделяет, соразмерно с нуждою; хотя добродетельного, за благое расположение воли его, предпочитает порочному».
свт. Григорий Нисский: «Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты дашь хлеб, другой – чашу вина, иной – одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного».
преп. Серафим Саровский: «Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что только лишь ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».
Святой подвижник прп. Кирилл Белозерский говорил князю Андрею Можайскому: «…поститься не можете, а молиться ленитесь, так хоть подавайте, и милостыня этот ваш недостаток восполнит».
См. ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ, ДЕНЬГИ
милостыня
Слово дня 25 января 2009. |
Русский
В Викиданных есть лексема милостыня (L128187). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | ми́лостыня | ми́лостыни |
Р. | ми́лостыни | ми́лостынь |
Д. | ми́лостыне | ми́лостыням |
В. | ми́лостыню | ми́лостыни |
Тв. | ми́лостыней ми́лостынею |
ми́лостынями |
Пр. | ми́лостыне | ми́лостынях |
ми́-лос-ты-ня
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 2a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -милостын-; окончание: -я .
Произношение
- МФА: ед. ч. , мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- мн. нет подаяние нищему, нуждающемуся ◆ Подать милостыню. ◆ Просить милостыню. ◆ Ждал её улыбки, как милостыни. ◆ У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Евангелие от Матфея: синодальный перевод, «1816-1862» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- подаяние; частичн.: подачка
Антонимы
- —
Гиперонимы
- помощь
Гипонимы
- —
Родственные слова
Ближайшее родство
- уменьш.-ласк. формы: милостынька
- пр. существительные: милость
- прилагательные: милый, милостивый
- глаголы: миловать
- наречия: мило, милостиво
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- просить милостыню
- подавать милостыню
Пословицы и поговорки
- милостыню подавай, а кому — не знай
Перевод
Библиография
- Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
- за милость к ближним своим человек получает милость от Бога.
- за милость временную человек получит для себя милость вечную.
- за милость, проявленную к ближним своим, человек получит помилование самого себя Богом. А также отпущение и прощение своих грехов.
- сам по себе человек ничего сделать не может так как слаб и бессилен, как перед естественным, так и сверхъестественным злом;
- и только благодаря помощи Божьей, человеку дарована жизнь и возможность совершать милостыню;
- человек совершает милостыню не для того, чтобы прославлять себя и возгордиться, а для того чтобы прославлять Бога, давшего человеку возможность совершать милостыню;
- совершая добрые дела, человек не делает ничего особенного, так как исполняет лишь свои обязанности христианина по деланию добра и по соблюдению Законов Божьих.
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Подайте ради Христа — о христианской милостыне
Милостыня и ее суть
“Милостыня — то, что подается нищему, подаяние”.
“Милость: доброе человеколюбивое отношение, благодеяние, дар, благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны высшего” (Словарь русского языка” С.И.Ожегова издание 22-е).
Согласно христианским представлениям милостыней называется совершение добрых дел в виде раздачи подаяния нищим. А также совершение добрых поступков, как результат христианской любви к ближнему.
Милостыня или милосердие является одной из важнейших христианских добродетелей
Что еще можно сказать о христианской милостыне? О делах милости Святой Иоанн Златоуст сказал: “Различен милования образ и широка заповедь сия”.
Дела милости или милосердия делятся на две категории. Они существуют в виде милости телесной и милости духовной.
Подача милостыни в виде подаяния относятся к делам милости телесной.
Раздавание милостыни (подаяния) представляет собой важнейшую обязанность в жизни истинного христианина.
“Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением. Ибо доброохотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью. Чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело. Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век” (2Кор.9:7-9).
Милостыня является исполнением заповеди Божьей о любви к ближнему своему. В отношении к нему Господь Бог истинному христианину предписывает проявлять внимание и заботу. “Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое. Как пребывает в нем любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною” (1Ин.3:17-18).
Сам Иисус Христос поощрял творение милостыни. Более того, он говорил о том, что за этот поступок люди будут помилованы. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5,7).
Святой Василий Великий настоятельно советовал помогать ближним и заботиться о нищих. Этот Святой говорит о том, что человек может иметь два плаща и две пары обуви. Но еслион не делится с соседом, у которого ничего нет, то является просто вором. Следуя Святому Василию Великому нужно понимать очень важную вещь. Все земные богатства людей являются достоянием не человека, а Бога. “Господня земля и что наполняет её, вселенная и все живущее в ней” (Пс.23:1) есть собственность Божья.
О выгоде и полезности милостыни
Человеку выгодно и полезно совершать милостыню. Это важно по ряду причин:
Мы даем ближнему блага, которые дал нам Господь. Этим действием мы совершаем благочестивый поступок. “Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него” (1Тим.6:6-7).
Согласно представлениям христиан, скупому богачу трудно достичь спасения своей души. И почти невозможно попасть в Царство Божие. “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши. Нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу” (Лк.18:24-27).
Всем людям необходимо жить так, чтобы богатство не затмевало их разум. А также исполнять заповеди Божии, проявляя любовь к Богу и к ближнему.
Писание о милостыне
“Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде. В благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни. К которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание” (1Тим.6:11-12).
Творение милостыни является добрым богоугодным поступком. Кроме того, так мы проявляем свою любовь и заботу к ближнему.
Недаром Иисус Христос сказал: “Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся” (Мф.5:42).
О размере милостыни говорят слова из Ветхого Завета. “Дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается” (Втор.15,8).
Милостыню нужно творить без лицемерия, втайне, без огласки. “Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф.6:4).
Свят. Тихон Задонский говорит “Если вы любите любящих вас, какая вам за то благодарность? (Лук. 6;32). Милость – это когда делается добро недостойным. То есть тем, которые ничем у нас этого не заслужили: иначе не милость, а воздаяние будет. …Когда делается добро без всякой ожидаемой корысти от того, кто принимает его. Ибо любовь, плод которой есть милость, не ищет своего (1 Кор. 13:5): иначе будет торг или даяние взаймы».
Все мы однажды предстанем на Суд Божий. Дай Бог, чтобы было чем оправдаться. И одно из первых условий — это дела милосердия. Именно их всем нам нужно непрестанно творить. Даже фарисеям, убеждённым в своей «праведности» людям, Господь сказал: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все у вас будет чисто» (Лк. 11:41).
Милостыня и благотворительность
Для человека естественно и нормально быть милосердным, потому что он создан по образу и подобию Божьему, а Бог есть любовь.
К тому же добрые человеческие качества требуют формирования, а сформироваться они могут только в результате их сознательного выбора. Например, усилия и понуждения по практическому развитию и реализации этих качеств.
Кроме того, на духовный подвиг можно позвать, но нельзя заставить на него пойти. Более того — это невозможно. Выбор всегда остаётся за человеком. Что нужно знать о христианской милостыне?
Прежде всего христианское милосердие Божественно. Только человек духовный, живущий благодатью Духа Святаго, является милосердным по-настоящему, по существу. Поэтому какой-то творец добрых дел, причем даже и широкомасштабных акций благотворительности, не может быть назван милосердным.
С другой стороны — да, он может быть назван благотворителем.
Но само милосердие — это проявление свойства Божества в этом мире. Ведь Господь говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9,13).
То есть человека необходимо учить милосердию. И лучший способ для этого воцерковление.
Церковь есть собрание учеников Христовых, а Господь сказал ученикам: «Вы — соль земли».
Суть соли — предохранять мир от гниения. И именно, благодаря делам милосердия, и сохраняется духовный мир.
Подавая милостыню, человек совершает добрый поступок, проявляя заботу и внимание, сострадание и щедрость к окружающим его людям. Совершением добрых поступков человек служит Богу, а Господь “воздаст ему за благодеяние его” (Пс.17:19).
Милостыня и промысел Божий
Человек, творящий милостыню, добрые дела должен помнить непреложные истины:
Душе человека, в которой пребывает Бог, не нужны похвалы людские. Так как наивысшей наградой человеку за его добрые дела будет внимание и забота Божия: “И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним” (1Ин.3:22). “Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек” (Пс.124:1).
О служении Богу
Милостыня. Святитель Василий Великий говорил о трех степенях служения Богу: служение Богу из страха, для награды и из любви.
Человек сначала служит из страха наказания — «Я боюсь, что меня Господь накажет за то, что я такой жестокий и злой. Чтобы преодолеть злость и жестокость, я иду в больницу и помогаю другим, хотя мое сердце не расположено к любви». Если человек делает это усердно, то Господь постепенно смягчает его сердце, он перестает быть жестоким, он уже не боится наказания, но хочет получить большую награду, делает это ради награды, понимая, что Господь может наградить его за это миром душевным, сделать его сердце милостивым. А потом уже человек понимает, что добро нужно делать ради самого добра, что делание добра уже само по себе есть награда.
Преподобный авва Дорофей говорил, что больной больше служит нам, чем мы больному. И человек в конце концов становится благодарен больному за то, что есть возможность проявить любовь здесь, на земле. В Царствии Небесном уже нельзя будет ухаживать за больными, там больных не будет, поэтому нужно стараться успеть это сделать здесь, на земле.
Милостыня. О бескорыстной помощи, не ради прославления, а ради сострадания и милосердия к ближним говорит пророк Исаия. “Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет… И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою… И ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякнут” (Ис.58:7-11).