Содержание
- поэт
- Русский
- Мокшанский
- Поэт
- Во множественности толкований
- Этимология
- Общественное отношение и статус
- См. также
- Примечания и сноски
- Сотворение мира
- Тора в свете последних научных открытий
- Взгляд на Сотворение мира
- 6 дней Творения — 6 эпох развития Вселенной
- Происхождение Вселенной по первой главе Книги Бытия
- Космология
- Теория «Большого Взрыва»
- Подтверждение теории
- Текст Торы
- 1. Сотворение мира
- 2. Свет
- 3. Отделение света от тьмы
- 4. Хаос
- 5. Сотворение мира в один день
- Выводы
- LiveInternetLiveInternet
поэт
Поэт в Википедии | |
Поэт в Викицитатнике | |
Поэт в Викитеке | |
Поэт на Викискладе |
Русский
В Викиданных есть лексема поэт (L149921). |
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | поэ́т | поэ́ты |
Р. | поэ́та | поэ́тов |
Д. | поэ́ту | поэ́там |
В. | поэ́та | поэ́тов |
Тв. | поэ́том | поэ́тами |
Пр. | поэ́те | поэ́тах |
по-э́т
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -поэт- .
Произношение
- МФА: ед. ч.
(файл) мн. ч.
- МФА (торж.): ед. ч.
(файл) мн. ч.
Семантические свойства
Значение
- писатель, художник слова, сочиняющий поэтические произведения ◆ Погиб поэт! ― невольник чести ― М. Ю. Лермонтов, «Смерть поэта», 1837 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Но спасибо, наш кудесник, // Живописец и поэт, // Малодушным внукам вестник // Богатырских оных лет! П. А. Вяземский, «Памяти живописца Орловского», 1832–1838 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ ◆ Поэтом можешь ты не быть, // Но гражданином быть обязан. Н. А. Некрасов, «Поэт и гражданин», 1856 г. (цитата из Викитеки)
- перен., книжн. или шутл. человек, наделённый сильным творческим воображением либо склонный к мечтательности и фантазированию ◆ Мысль превосходная… . ты должен быть поэт М. Ю. Лермонтов, «Маскарад», 1835–1836 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Он так привык теряться в этом, // Что чуть с ума не своротил, // Или не сделался поэтом. А. С. Пушкин, «Евгений Онегин», 1823–1831 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- стихотворец, бард, пиит, рифмоплёт (пренебр.), рифмач (разг., презр.), версификатор, поэтишка (уничиж.)
- мечтатель
Антонимы
- поэтесса (по признаку пола); частичн.: прозаик
- ?
Гиперонимы
- писатель, сочинитель, творец
- человек
Гипонимы
- баснописец, бард, менестрель, скальд, миннезингер, акын, боян, трувер, песенник
- —
Родственные слова
Ближайшее родство
- уничиж. формы: поэтишка, поэтик
- пр. существительные: поэтесса, поэзия, поэтика, поэтизация
- прилагательные: поэтичный, поэтический
- глаголы: поэтизировать
- наречия: поэтично, поэтически
Происходит от др.-греч. ποιητής «делатель, исполнитель; сочинитель; поэт», далее из ποιέω «делать, изготовлять; сочинять», далее из праиндоевр. *kwoiwo-. Русск поэт — в XVIII в., в форме пии́т, а также пии́та. Первая форма заимств. через франц. роètе или нем. Роеt и далее через лат. poēta, пии́т — непосредственно из греч. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- поэт в России больше, чем поэт
Перевод
писатель, сочиняющий поэтические произведения
- Азербайджанскийaz: şair
- Албанскийsq: poet
- Английскийen: poet
- Арабскийar: شَاعِر (shaa`ir) м.
- Арагонскийan: poyeta
- Армянскийhy: բանաստեղծ (banasteghc)
- Астурийскийast: poeta
- Африкаансaf: digter
- Баскскийeu: poeta, olerkari
- Башкирскийba: шағир
- Белорусскийbe: паэт
- Белуджскийbal: شاہر (šáhar, šáhir), شاعر
- Болгарскийbg: поет м.
- Бретонскийbr: barzh
- Валлийскийcy: bardd м., prydydd
- Венгерскийhu: költő, poéta
- Волапюкиvo: poedan, hipoedan м.
- Вьетнамскийvi: nhà thơ
- Галисийскийgl: poeta
- Греческийel: ποιητής (poiitís) м.
- Грузинскийka: პოეტი
- Гэльскийgd: bard м.; filidh
- Датскийda: digter, poet
- Древнегреческий†grc: ποιητής (poiētēs)
- Египетский арабскийarz: شاعر (shaaʕer) м.
- Жемайтскийsgs: puoets м.
- Западнофламандскийvls: dichter
- Зулуzu: bongi
- Ивритhe: פייטן (paytán) м.
- Идишyi: דיכטער (dihter) м.; פּאָעט (poet) м.
- Идоиio: poeto
- Индонезийскийid: penyair, bujangga
- Интерлингваиia: poeta
- Ирландскийga: bard, file
- Исландскийis: skáld ср., ljóðskáld ср.
- Испанскийes: poeta
- Итальянскийit: poeta
- Казахскийkk: ақын
- Каталанскийca: poeta
- Кечуаqu: jarawiku
- Китайский (традиц.): 詩人 (пиньинь: shīrén)
- Китайский (упрощ.): 诗人 (пиньинь: shīrén)
- Корейскийko: 시인
- Кумыкскийkum: шаир
- Курдскийku: сор.: بوێژ, курм.: helbestvan
- Кхмерскийkm: កវី
- Латгальскийltg: poets м., ailinīks м.
- Латинскийla: poeta
- Латышскийlv: dzejnieks м.
- Лезгинскийlez: шаир
- Лимбургскийli: dichter
- Литовскийlt: poetas м.
- Люксембургскийlb: Dichter
- Македонскийmk: поет м.
- Малагасийскийmg: poety
- Малайскийms: penyajak
- Малаяламml: കവി (kavi)
- Мальтийскийmt: poeta м.
- Масайскийmas: olaokoni
- Мокшанскийmdf: валморай, поэт
- Монгольскийmn: шүлэгч
- Мэнскийgv: bard
- Неаполитано-калабрийскийnap: puèta
- Немецкийde: Dichter, Poet
- Нидерландскийnl: dichter
- Норвежскийno: dikter
- Окситанскийoc: poèta м.
- Осетинскийos: поэт
- Панджабиpa: ਕਵੀ
- Папьяментуpap: poeta
- Персидскийfa: شاعر (šāʿer)
- Польскийpl: poeta м.
- Португальскийpt: poeta м.
- Пьемонтскийpms: poet; poeta
- Румынскийro: poet
- Санскритsa: काव्यकर
- Себуаноceb: magbabalak
- Сербскийsr (кир.): песник м., пјесник м.
- Сербскийsr (лат.): pesnik м., pjesnik м.
- Сицилийскийscn: poèta
- Словацкийsk: básnik, poét
- Словенскийsl: pesnik
- Старофранцузский†fro: poete
- Суахилиsw: malenga
- Тагальскийtl: poeta
- Таджикскийtg: шоир, шеърнавис, нозим
- Тайскийth: กวี, นักกวี
- Татарскийtt: шагыйрь
- Телугуte: కవి (kavi) м.
- Тсванаtn: mmoki
- Турецкийtr: şair, ozan
- Туркменскийtk: şahyr, kyssachy
- Удмуртскийudm: кылбурчи
- Узбекскийuz: shoir
- Украинскийuk: поет
- Урдуur: شاعر (shâ’er) м.
- Финскийfi: runoilija
- Французскийfr: poète м.
- Фриульскийfur: poete
- Хиндиhi: कवि (kavi)
- Хорватскийhr: pjesnik
- Чешскийcs: básník, poeta
- Шведскийsv: poet
- Эмилиано-романьольскийeml: puet
- Эрзянскийmyv: поэт
- Эсперантоиeo: poeto
- Эстонскийet: poeet, luuletaja
- Якутскийsah: поэт
- Японскийja: 詩人 (хирагана: しじん, ромадзи: shijin)
мечтатель
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Мокшанский
поэт
Существительное.
- поэт (1) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- ?
- —
- ?
- ?
Ближайшее родство
- Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
- Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
- Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
- поэт — в основном значении слова:
- поэт — в определении человека, наделённого талантом мелодичного красноречия и гармонии, в рифмованной интонации изложения устной и/или письменной речи;
- поэт — бродячий поэт-сказитель;
- поэт — былинный поэт;
- поэт — детский поэт;
- поэт — поэт-песенник;
- поэт — придворный поэт;
- поэт — народный поэт;
- поэт — «писатель»;
- поэт — художник изящного слога-сложения и рифмы;
- поэт — сочинитель поэтических произведений и текстов песен;
- поэт — мастер слова: красноречивый человек, способный красиво и понятно изъяснятся;
- поэт — в определении человека, наделённого талантом мелодичного красноречия и гармонии, в рифмованной интонации изложения устной и/или письменной речи;
- поэт — в переносном и шутливом смысле слова:
- поэт — человек, наделённый сильным творческим воображением, либо — склонный к мечтательности и фантазированию.
- Русские поэты
- Список зарубежных поэтов
- Поэзия
- Стих
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Поэт
Поэ́т — многозначный термин русской словесности, с основным значением в определении человека — наделённого талантом мелодичного красноречия и гармонии, в рифмованной интонации изложения устной и/или письменной речи, который может быть литератором или поэтом-песенником, творящим в разнообразных поэтических жанрах. Вариант слова в женском роде — «поэтесса.
Во множественности толкований
Этимология
Этимологический словарь русского языка М.Фасмера сообщает:
рассматриваемое слово или термин — „поэт», происходит от др.-греч. ποιητής «делатель, исполнитель; сочинитель; поэт», далее из ποιέω «делать, изготовлять; сочинять», далее из праиндоевр. *kwoiwo-. Русск поэт — в XVIII в., в форме пии́т, а также пии́та. Первая форма заимств. через франц. роètе или нем. Роеt и далее через лат. poēta, пии́т — непосредственно из греч.
Общественное отношение и статус
В ряде культур, знающих различие между поэзией и прозой, поэт рассматривается как творец, наделённый высоким статусом: он обладает особым поэтическим даром и этот дар носит, некий — сверхъестественный характер. К таким культурам относится страны Востока и Азии, а также — традиционная культура европейских стран. В связи с этим особым культурным статусом, слово «поэт» — в таких культурах, по-видимому, часто носит более оценочный, нежели терминологический характер: иными словами, про плохого или слабого поэта часто говорят, что он «не поэт» вовсе, или — стихо- и рифмоплёт, тогда как — отдельным гражданам или субъектам, для признания кого-либо поэтом недостаточно лишь одного факта, создания, или — даже, публикации пары-тройки стихотворных произведений и/или издания небольшого сборника стихов.
См. также
Примечания и сноски
- На верхнем изображении справа: Бродячий, легендарный поэт-сказитель Гомер с сопровождающим его поводырём (с картины William-Adolphe Bouguereau (1825‒1905 г.ж.) «Гомер и поводырь» (1874 г.)
- На центральном изображении верхнего ряда иллюстраций: Орфей и Эвридика (фрагмент с картины Jean-Baptiste-Camille Corot, «Orphée ramenant Eurydice des enfers»)
- Картина «На могиле Омара Хайяма» (Джей Гамбидж, ок. 1911 год).
- На нижнем правом изображении: Кассия Константинопольская.
- На нижнем центральном изображении: Александр Сергеевич Пушкин (автопортрет 1829 г.)
- На нижнем левом изображении: Портрет Арманда Сильвестра (с картины Жан Беро, 1894 года).
- В связи с этим, смотрите раздел «Во множественности толкований и значений» данной статьи.
- Смотрите словарно-энциклопедическую статью, — Поэзия.
- По этому поводу смотрите словарно-энциклопедические статьи «Фантазёр», «Мечтатель», «Теоретик», «Творец», «Изобретатель», «Кулибин» и т. д.
- Макс Фасмер «Этимологический словарь русского языка» (нем. Russisches etymologisches Wörterbuch von Max Vasmer. Heidelberg, C. Winter, 1950‒1958), тома I‒IV. Перевод с немецкого и дополнения члена-корреспондента АН СССР О. Н. Трубачёва. Под редакцией и с предисловием профессора Б. А. Ларина. Первое русскоязычное издание. М., 1964‒1973 гг. Издание второе, стереотипное. М.: «Прогресс» — 1986‒1987 гг.
- Фридрих Ницше о поэтах.
Сейчас Вы находитесь на странице словарной статьи, поясняющей значение какого-то слова, сокращения или словосочетания, которая может быть расширена и дополнена Вами аудиовизуальным материалом, альтернативными дополнениями известных пояснений, исторической справкой, способом изготовления или использования описываемого, на внешние источники интернета и литературой, а также иными разделами до статьи энциклопедического вида.
Если Вы попали сюда по ссылке одной из статей «Традиции» ошибочно, пожалуйста, вернитесь и перепишите данные так, чтобы они указывали непосредственно верное направление к нужной для пояснения слова или термина статье. |
архимандрит Наум (Байбородин)
Творец и Освятитель мира
© Издательство Сибирская Благозвонница, текст, оформление, 2018
* * *
От редакции
Архимандрит Наум (Байбородин) (1927–2017), духовник и старец, известный в России и далеко за ее пределами, считал самым важным в жизни каждого человека пройти путь очищения и освящения своей души ради той встречи с Богом, которой в конце своей жизни ждет любой христианин. Путь этот пролегает через исполнение заповедей, пост и воздержание, участие в Таинствах Православной Церкви, через чистую, целомудренную жизнь и особенно через непрестанную молитву, через достойное причащение Святых Христовых Таин.
Архимандрит Наум учил, что недостаточно лишь оставить страсти и избегать грехов. Этого мало. Как говорит псалмопевец, уклонися от зла, и сотвори благо (Пс. 33, 15). Это благо, о котором здесь говорится, и есть та духовная работа, которую должен вести христианин каждый день и час своей жизни, стоя на страже своей души. К этому отец Наум неустанно призывал каждого приходящего к нему человека.
Однако в этой духовной работе имеют значение усилия не только души и сердца, но и разума. Каждый православный христианин должен оставаться в ограде Святой Церкви, твердо держась истин православного вероучения. А для этого их надо, как минимум, знать.
Именно этой задаче отец Наум и посвятил ту книгу, которую вы сейчас держите в руках. В ней излагается православное учение о творении мира: материального и духовного (ангельского), а также человека, получившего от Бога при творении дар находиться между этими двумя мирами, телом пребывая в мире вещественном, а по душе сродного Ангелам. В книге рассказывается также и о благодати, освящающей и спасающей людей и усваивающей каждому человеку плоды искупления, дарованного Господом нашим Иисусом Христом.
Бог – творец мира
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; Оно было в начале у Бога. Все чрез Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что начало быть.
Ин. 1, 1–3
Учение о творении Богом мира составляет не только начало в учении о Боге в явлении Его тварям, но и центральный пункт во всем христианском богословии, его средоточие. Понятие о Боге как самобытном и высочайшем Духе образуется из знания о Нем как Творце мира. Признавая Его как Творца мира, мы усваиваем истины о Его всеблагом и премудром Промысле в отношении всего мира, а также совершении домостроительства нашего спасения. Признание Высшего Разума, стоящего у истоков нашего мира, должным образом поясняет и проявление разума в жизни мира.
Значение догмата о Боге – Творце мира определяется также и тем, что в нем усматривается с очевидностью его богооткровенность.
Причина вмоизрнаикновения
Первым действием Божиим в отношении Его к конечному бытию было сотворение этого бытия. По учению Церкви, Бог есть Творец «небу и земли, видимым же всем и невидимым».
Как же говорит Откровение о Причине возникновения мира?
Уже в первых строках Библии мы находим совершенно ясное и прямое учение об этом. В начале, – говорится там, – сотворил Бог небо и землю… И сказал Бог: да будет свет… да будет твердь… да произрастит земля зелень, траву… да будут светила… да произведет вода пресмыкающихся, душу живую… сотворим человека …И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1, 1, 3, 6, 11, 14, 20, 26, 30–31).
В начале – то есть прежде, чем было что-либо из относящегося к миру, а значит, и прежде всякого вещества, всякой материи. Сотворил Бог. Эти слова свидетельствуют о том, что мир произошел не сам собой, но бытие ему дал Бог. Не из готового вещества Он образовал его, не из Своего Собственного Существа Он его устроил, но сотворил, то есть произвел единственно творческим актом по Своей свободной воле.
Этой мыслью о Боге – Творце мира, в самой простой форме высказанной Моисеем, всецело проникнуто все Откровение как Ветхого, так и Нового Завета. Везде в Священном Писании мы находим одно и то же представление о Боге как о Совершенном Существе, не зависящем ни от кого. Это Существо – полнейший и безусловный Владыка всего мира. Все существующее абсолютно зависит от Него одного, и зависит всецело – и по своей природе, и по образу своего существования. А такое представление о Боге необходимо предполагает мыслить о Нем как о Творце мира.
Так, Иов, указывая на то, как изменчиво творение, говорит о том, что именно эти постоянные изменения, которым ежечасно подвергаются все сотворенные вещи, неумолкаемо свидетельствуют о своей безусловной зависимости от верховной Причины. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие? – вопрошает он (Иов. 12, 9). Слова рука Господня сотворила сие ясно означают, что бытие даровано Господом тварям через одно творческое действие Его всемогущества.
То же самое повторяет и псалмопевец, который неоднократно изображает премудрое устройство мира и отсюда всегда мысленно поднимается к Самому Премудрому Создателю и Устроителю неба и земли и всего, что они заключают в себе.
В начале Ты, Господи, основал землю, – говорит он, – и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся. (Пс. 101, 26–28). Прямо и ясно здесь утверждается то, что все существующее – дело рук Господа, то есть Его творческого всемогущества. Эту же самую мысль псалмопевец в других местах яснее выражает так: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их (Пс. 32, 6). Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились (Пс. 148, 5).
Итак, Бог – главная и единственная Причина возникновения мира. В Книге Притчей ясно сказано и то, что творение мира происходило по плану, от вечности существовавшему в Божественном уме. Этот план был приведен в действие при творении мира Предвечной Премудростью Божией. Когда Он уготовлял небеса, я была там, – говорит Премудрость. – Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время (Притч. 8, 22–31).
Мир изначально существовал в предвечной мысли Божией. Каким же образом мысль превратилась в материю, из которой состоит все? Екклесиаст говорит на это: Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все (Еккл. 11, 5), потому что Он, что захочет, все может сделать (Еккл. 8, 3).
Пророк Исаия, обращаясь к своему народу, говорил: Забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю (Ис. 51, 13). Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства: Я Господь, и нет иного (Ис. 45, 18).
А пророк Даниил на вопрос языческого царя, почему он не покланяется Вилу, отвечал: Потому что я не поклоняюсь идолам, сделанным руками, но поклоняюсь живому Богу, сотворившему небо и землю и владычествующему над всякою плотью (Дан. 14, 5).
Творение из ничего
Однако самый возвышенный образец ветхозаветной веры мы видим в лице матери мучеников Маккавеев, которая, увещевая одного из своих сыновей и призывая его к терпеливому перенесению мучений, говорила ему: Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего (2 Мак. 7, 28).
Сотворение мира
Тора в свете последних научных открытий
Для верующего еврея слова Торы — абсолютная истина. Но тогда как же он должен относиться к результатам научных исследований?
Этот вопрос на протяжении веков привлекал к себе внимание исследователей Торы, которые старались быть в курсе современных научных знаний и, по возможности, использовать их для новой интерпретации того или иного отрывка Торы.
За последние несколько десятилетий была накоплена огромная масса новой научной информации. Такие важнейшие технологические достижения, как создание транзистора, компьютера, лазера и др., дали возможность производить эксперименты, о которых прежде можно было только мечтать.
Не следует забывать, что еще сравнительно недавно многие научные теории строились, в основном, на догадках и логических умозаключениях.
Теперь ситуация радикально изменилась. Ряд отраслей науки — космология, геология, молекулярная биология и другие — впервые получили серьезное экспериментальное подтверждение. Новое объяснение научных фактов нередко ведет к совершенно неожиданным последствиям. Так, в наших взглядах на мир произошла, в сущности, истинная революция.
Явно настало время задать вопрос: как должен относиться к этим новым научным открытиям человек, верящий в Б-га?
Профессор Авиезер в своем исследовании касается всех областей науки, имеющих отношение к рассказу о сотворении мира в Книге Бытия , в том числе космологии, астрономии, геологии, биологии, антропологии и археологии.
Выдающийся ученый (почетный член Американского Физического Общества) показывает, насколько точно новейшие научные данные во всех этих областях соответствуют тексту Книги Бытия. Более того, для многих выражений из Книги Бытия, представлявшихся до сих пор неясными и туманными, он сумел найти точное объяснение в свете современных научных знаний.
Профессор Авиезер не претендует на полное решение всех проблем. Но его свежий взгляд на вещи дает пищу для размышлений и вносит существенный вклад в наше понимание первой, самой трудной главы Торы.
Взгляд на Сотворение мира
Изучая первую главу Книги Бытия, люди обычно не склонны понимать написанное в ней буквально. Такой подход к тексту неудивителен. Имея даже малое представление о науке, нельзя не заметить, что между «фактами», как их понимает наука, и «фактами», какими они предстают перед нами при буквальном прочтении первой главы Книги Бытия, существует, по всей видимости, немало противоречий.
На этих страницах мы задаемся вопросом: можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы проводим детальное сопоставление библейского текста и данных современной науки. Этот анализ показывает, что, в противоположность распространенному убеждению, многие места библейского рассказа поразительно соответствуют новейшим открытиям в таких отраслях науки как космология, астрономия, геология, палеонтология, антропология и археология.
Как хорошо известно, во всех этих науках за последнее время наблюдался значительный, порой драматический прогресс. Однако мало кто отдает себе отчет в том, какое глубокое воздействие эти вновь обретенные знания могут оказать на наше понимание первой главы Книги Бытия. В этом и заключается основной тезис данной монографии: современная наука дала нам уникальную возможность по-новому, с углубленным пониманием прочесть многие места библейского текста, которые иначе кажутся загадочными. Наука в наши дни не только не противостоит Книге Бытия, но стала важнейшим инструментом для ее понимания.
6 дней Творения — 6 эпох развития Вселенной
С самого начала следует договориться о значении библейской хронологии — шести дней творения. При любой попытке сопоставления библейского текста с данными науки термин «день» необходимо понимать не как отрезок времени в двадцать четыре часа, а как фазу, период в процессе развития мира.
Идея эта, разумеется, не нова. Талмудические мудрецы издавна обратили внимание на тот факт, что нельзя говорить о «дне» или «вечере и утре» в обычном смысле слова, когда на небе нет ни солнца, ни луны.
Рабби Эли Мунк, в своей исчерпывающей работе по этимологии первой главы Книги Бытия, детально рассматривает вопрос библейской хронологии, тщательно сравнивая различные точки зрения традиционных еврейских комментаторов 1. Свой анализ библейской хронологии он заключает следующими словами: «Нет единого традиционного определения слова “День” в Семи Днях Книги Бытия». Имея в виду это расхождение во взглядах, Мунк в своей книге всегда пишет слово «день» курсивом, дабы никто не принял его за отрезок времени в двадцать четыре часа. В книге Challenge,2 сборнике высказываний традиционных комментаторов Библии, также отсутствует единое толкование библейской хронологии.
В настоящей книге мы исходим из предпосылки, что шесть дней творения означают не отрезок времени в 144 часа, а шесть отдельных фаз в развитии Вселенной — от сотворения мира до появления человека. Такой же позиции придерживаются многие комментаторы Библии, начиная со времен древних талмудистов и до наших дней 3.
Анализируя текст, мы делаем упор на события и констатацию фактов, как они записаны в первой главе Книги Бытия . Для этих событий и фактов мы стараемся найти отвечающие им разделы в научной теории развития Вселенной. Мы не собираемся утверждать, что всему найдено объяснение. Тем не менее, мы покажем, что многое в библейском тексте можно понимать буквально, основываясь на данных современной науки.
Итак, мы покажем, что современная наука дает ответы на каждый из вопросов, возникающих в связи с библейским текстом. Это, разумеется, не означает, что Книгу Бытия можно читать, как учебное пособие. Мы утверждаем лишь, что существует научное объяснение, которое не противоречит библейскому тексту. Установлению этого факта и посвящена настоящая работа.
1. Rabbi E. Munk, The Seven Days of the Beginning (Jerusalem: Feldheim, 1974).
2. A. Carmell and С. Domb, Challenge (Jerusalem: Feldheim, 1978), стр. 124-140.
3. Munk, стр. 50.
Происхождение Вселенной по первой главе Книги Бытия
Цитата:
1 B начале Бог сотворил небо и землю. 2 Земля же была хаотична и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
Вопросы:
События, связанные с первым днем творения, описаны в пяти первых стихах Книги Бытия. В них содержится несколько утверждений, кажущихся невероятными.
1. Прежде всего, мы читаем, что Бог сотворил Вселенную (1:1). Совершенно очевидно, что сотворение Вселенной — величайшее из всех когда-либо происходивших событий. Ни одному ученому, однако, не удалось обнаружить никаких доказательств, ясно и неопровержимо свидетельствующих об этом событии. Почему? Почему не имеется, в сущности, никаких признаков, указывающих на это событие? И вообще, приходится признать, что сама концепция созидания ех nihilo (т.е. чего-то из ничего) противоречит хорошо известным законам природы, в частности, закону сохранения массы и энергии. Из этого закона следует, что создание чего-либо из ничего — невозможно.
2. Мы читаем, что Бог сотворил свет (1:3). Какой свет? Мы знаем сейчас такие источники света, как Солнце и звезды, свет, отражаемый Луной, свет горящей спички или включенной лампы. Но в первый день не было ни Солнца, ни звезд, не было и человека. Таким образом, природа этого света — тайна, так и не объясненная в последующем тексте. Между тем, этому вопросу придается такое значение, что весь первый день, одна шестая часть всей истории сотворения мира, посвящен этому загадочному свету.
3. Затем, читаем мы, Бог «отделил» свет от тьмы (1:4). Тьма не есть субстанция, могущая быть отделенной от света. Слово «тьма» обозначает попросту отсутствие света. Там, где есть тьма, нет света; там же, где есть свет, нет тьмы. Таким образом, концепция отделения света от тьмы лишена логического смысла.
4. Мы читаем, что вначале Вселенная находилась в состоянии хаоса (на иврите: тоhу ва-воhу) (1:2). В тексте не дается ни малейшего указания на природу этого хаоса. Что именно находилось в хаотическом состоянии? И как этот хаос был ликвидирован, если он был ликвидирован вообще?
5. Наконец, мы читаем, что вся сложная цепь космологических событий, без которых не могло обойтись сотворение мира, совершилась на протяжении одного-единственного дня (1:5). Между тем, хорошо известно, что космологические события измеряются не днями и даже не годами, а миллиардами лет.
Вот некоторые вопросы, на которые хотелось бы получить ответ. А теперь мы рассмотрим современные научные факты по каждому из этих вопросов, детально разбирая при этом все кажущиеся противоречия между наукой и Книгой Бытия. Мы покажем, что, как бы это ни казалось невероятным, полученная за последние годы научная информация дает библейскому тексту объяснение, полностью соответствующее современному уровню научных знаний.
Космология
Космологией называется отрасль науки, занимающаяся вопросами происхождения Вселенной.
Интерес к ней не иссякал тысячелетиями почти во всех цивилизациях. Однако вплоть до нынешнего века все космологические исследования имели под собой весьма скудную научную основу, а то и вообще никакой, основываясь исключительно на домыслах. Важно отметить, что даже к середине двадцатого столетия положение мало изменилось в лучшую сторону. Как пишет Нобелевский лауреат, профессор Гарвардского университета, Стивен Вайнберг, «в 50-хх годах нашего века принято было думать, что уважающий себя ученый не станет уделять время такому предмету, как изучение ранних стадий развития Вселенной — тогда просто не существовало экспериментальной и теоретической основы, на которой можно было бы построить историю Вселенной на ранних стадиях развития» 1.
Распространенный в 50-х гг. подход к космологии был основан на убеждении, что Вселенная, какой мы ее сегодня наблюдаем, всегда существовала в своем теперешнем виде.2 И в самом деле — предполагаемая неизменность Вселенной подтверждалась результатами тысячелетних непрерывных астрономических наблюдений, рисующих постоянную, не изменяющуюся картину неба. Расположение звезд и созвездий, наблюдаемое нами сегодня, практически тождественно тому, которое мы находим в записях древних звездочетов.
Традиционное представление о неподвижности звезд естественным образом подсказывает нам мысль о неизменности Вселенной; оно, вероятно, и объясняет отчасти нашу готовность к восприятию этой мысли, хотя никакого подлинно научного обоснования у нее нет
Теория «Большого Взрыва»
В 1946 году Джордж Гамов с сотрудниками предложил совершенно иную космологическую теорию.3 Основные особенности этой революционной теории представлены в таблице, в которой время измеряется миллиардами лет. Настоящее время обозначено цифрой «15», ибо, по теории Гамова, Вселенная началась 15 миллиардов лет назад. Именно в тот момент, обозначенный на таблице цифрой «0», появился внезапно, из ничего, гигантский огненный шар, так называемый первичный сгусток энергии, известный в популярном обиходе как «Большой Взрыв».
Внезапным появлением первичного огненного сгустка и ознаменовалось начало Вселенной,в том смысле, что до «Большого Взрыва» не существовало абсолютно ничего.
«Большой Взрыв», таким образом, является точнейшим воплощением сотворения ex nihilo.
Событие |
Время (млрд лет) |
Настоящее время |
|
Образование атомов и молекул. Вселенная внезапно становится прозрачной. Начинает сиять свет, заполняя всю Вселенную. |
|
Внезапное появление первичного сгустка энергии. Начало Вселенной «Большой Взрыв» — созидание ex nihilo. |
Термин «огненный шар» не должен создавать ошибочного впечатления, будто бы что-то действительно горело. Этот сгусток представлял собой высочайшую концентрацию чистой энергии. Знакомым нам примером концентрированной чистой энергии является яркое световое пятно, образуемое солнечными лучами в фокусе увеличительного стекла. Первичный огненный шар можно представить себе в виде увеличенного в миллионы раз сгустка солнечных лучей, концентрированных линзой.
Оставим пока важнейший вопрос о том, откуда появился этот огненный сгусток, и займемся описанием некоторых основных особенностей этой теории.
В частности, каким образом происходило развитие первичного сгустка энергии, результатом которого явилась та Вселенная, которую мы знаем? Наш мир состоит из материи (в виде атомов и молекул), являющей собой исходную составную часть всего, что мы видим, от звезд и галактик до океанов, деревьев и животных. Откуда же взялась вся эта материя?
Ответ содержится в знаменитой формуле теории относительности Эйнштейна: Е = mс2, где Е означает энергию, m — материю, и с — скорость света. Эта формула отражает способность материи превращаться в энергию. Более того, поскольку с2 представляет собой огромную величину, малого количества материи достаточно, чтобы произвести гигантское количество энергии.
Такое превращение материи в энергию не есть всего лишь гипотетическая возможность, оно лежит в основе производства атомной энергии; Хиросима и Нагасаки были разрушены мощными атомными бомбами — а с другой стороны, миллионы семей пользуются электричеством, полученным в результате использования того же процесса в мирных целях.
Теория «Большого Взрыва» построена на том, что эйнштейновская формула действует в обоих направлениях: не только материю можно превратить в энергию, но и энергия может быть превращена в материю. Хотя для производства даже малого количества материи требуется огромное количество энергии, запас ее в первичном сгустке был столь грандиозен, что он послужил источником всей материи, существующей ныне во Вселенной.
Первичный сгусток состоял из световой энергии того же типа, какая излучается Солнцем. Термин «свет» употреблен нами для обозначения общего явления, называемого учеными «электромагнитное излучение». Явление это легче всего объяснить, вновь обратившись к Солнцу. Электромагнитное излучение Солнца, видимое глазом, называется видимым светом. Спектр его включает все оттенки от красного до синего (знакомые нам цвета радуги). Солнце испускает также электромагнитное излучение, не видимое глазом, или невидимый свет. «Цветовой» спектр невидимого солнечного света включает в себя инфракрасные лучи (дающие коже ощущение тепла), ультрафиолетовые лучи (причина загара), микроволны (используемые в микроволновых печах), радиоволны, рентгеновские лучи и т.п.
Существенной разницы между цветами видимого и невидимого света нет; все вместе они составляют полный спектр электромагнитного излучения. Заряженный соответствующей пленкой фотоаппарат с равным успехом зарегистрирует все эти цвета. Поэтому, следуя общепринятой практике, мы называем словом «свет» все электромагнитное излучение, включая как видимый, так и невидимый свет.
Мы подходим теперь к важнейшему событию, совершившемуся вскоре после «Большого Взрыва», и обозначенному в таблице цифрой 0,001. Для понимания этого события необходима некоторая базисная информация.
Известной нам формой материи являются атом либо группа атомов, называемые молекулой. Однако, когда, сразу после нулевого времени, произошло образование материи, она не существовала в форме атомов. Невероятно высокая температура первичного сгустка мгновенно разрушила бы любой атом. Поэтому материя существовала в иной форме, которая называется «плазмой». Существенное различие между этими двумя формами материи заключается в том, что атом в электрическом отношении нейтрален, тогда как плазма состоит из частиц, несущих либо положительный, либо отрицательный заряд. Эти заряженные частицы «ловят» свет, блокируя его проникновение сквозь плазму. Поэтому со стороны плазма всегда выглядит темной.
Спустя доли секунды после «большого взрыва» вселенная состояла из света первичного сгустка, пронизывающего плазму. Хотя свет сгустка был невероятно силен, плазма вобрала его в себя; свет не мог проникнуть сквозь нее и потому был «невидим». Чтобы представить себе эту ситуацию, вообразите, что в мире имелся в то время некто с фотоаппаратом. Вселенная казалась бы нашему фотографу темной из-за плазмы, и заснятые им кадры были бы абсолютно черными, хотя Вселенная была наполнена светом первичного огненного шара. Дело выглядело бы так, словно кто-то, не пользуясь вспышкой, нащелкал снимков в совершенно темной комнате.
Начиная с нулевого момента, раскаленный первичный сгусток стал стремительно охлаждаться. К моменту, обозначенному на таблице цифрой 0,001, он охладился настолько, что это позволило заряженным частицам плазмы соединиться и образовать атомы. Образование атомов из плазмы было жизненно-важным событием, определившим путь развития Вселенной в ее теперешнем виде.
В противоположность плазме, любое пространство, наполненное свободными атомами и молекулами, совершенно прозрачно. Стоит лишь вспомнить прозрачную атмосферу нашей планеты, состоящую из молекул воздуха (в основном, азота и кислорода). Свет свободно струится сквозь атмосферу; с поверхности Земли отчетливо видны Солнце, Луна, отдаленные звезды и галактики. Таким образом, когда 15 миллиардов лет назад плазма внезапно превратилась в атомы и молекулы, она перестала задерживать свет огненного сгустка. Свет этот превратился в «видимый»; он вскоре заполнил всю Вселенную и заполняет ее по сей день.
На этом мы заканчиваем наше, очень краткое, описание основных положений теории Джорджа Гамова о «Большом Взрыве». Как и для каждой научной теории, критерием ее приемлемости служит подтверждение практикой правильности ее предположений. Наиболее поразительным в теории «Большого Взрыва» является предположение о том, что мир заполнен светом вот уже 15 миллиардов лет, с самого «начала времени». Этот свет, большая часть спектра которого невидима, обладает совершенно особыми качествами (рассматривать их сейчас нет необходимости), благодаря которым его легко отличить от любых других видов электромагнитного излучения.
Однако, предсказанная радиация не была обнаружена сразу. И вот почему: первичный сгусток был невероятно раскален и содержал гигантскую энергию. С течением времени, однако, он расширялся и охлаждался, в результате чего лучистая энергия распространялась во все стороны. Сегодня, пятнадцать миллиардов лет спустя, энергия первичного сгустка чрезвычайно сильно разрежена, его электромагнитная радиация столь слаба, что обнаружить ее с помощью имевшейся прежде научной аппаратуры было технически невозможно.
Подытожим ситуацию. Космологическая теория «Большого Взрыва» коренным образом отличалась от общепринятых концепций. Кроме того, выдвинутое теорией драматическое предположение о существовании особого излучения, наполняющего всю Вселенную, не могло быть проверено по техническим причинам. Не удивительно поэтому, что теория «большого взрыва» не была воспринята научной средой всерьез.
Подтверждение теории
После Второй мировой войны во многих областях технологии произошли революционные сдвиги. То была эпоха полупроводников, лазера и электронно-вычислительных машин. Научная аппаратура также подверглась радикальному усовершенствованию. Многие эксперименты, проведение которых было неосуществимо с помощью техники сороковых годов, стали рутиной в 60-х. Детекторы радиации, что особенно для нас важно, тоже были усовершенствованы во сто крат. К шестидесятым годам обнаружение сверх-слабой магнитной радиации, предсказанной теорией «большого взрыва», стало технически осуществимым.
В 1965 г. два американских ученых, сотрудники научно-исследовательской лаборатории телефонной компании «Белл», Арно Пензиас и Роберт Уилсон, занимались измерениями галактических радиоволн с помощью особо чувствительных антенн. Во время испытания антенны они заметили очень слабое, незнакомое электромагнитное излучение, которое шло, казалось, со всех сторон из космического пространства. Вскоре стало ясно, что это и есть та самая радиация, которую предсказала теория «Большого Взрыва».
После опубликования открытия Пензиаса и Уилсона их результаты были подтверждены многими другими исследователями. В настоящее время не остается и тени сомнения, что это фундаментальное предположение теории «Большого Взрыва» является научно обоснованным фактом. Более того, подтвердились также и другие ключевые предположения этой теории. Так например, теория предполагает, что все галактики Вселенной разбегаются с огромной скоростью в результате первоначального взрыва, причем отдаленные галактики движутся с большей скоростью, чем ближние. Это угаданное Гамовым «разбегание» галактик было подтверждено, главным образом, исследованиями американского астронома Эдвина Хаббла; скорость галактического движения получила название константы Хаббла. Еще одна победа теории «Большого Взрыва» связана с химическим составом Вселенной. Соотношение количества водорода и гелия, наблюдаемое во Вселенной, полностью соответствует постулатам теории.
Значение открытия Пензиаса и Уилсона трудно переоценить. В 1978 г. им была присуждена Нобелевская премия по физике.
Профессор Стивен Вайнберг назвал его «одним из важнейших научных открытий двадцатого века».5 Энтузиазм Вайнберга вполне понятен. Теория «Большого Взрыва» радикально изменила наши представления о происхождении Вселенной.
Теория «Большого Взрыва» получила дополнительное подтверждение в 90-х годах. Агентство NASA запустило спутник СОВЕ за пределы атмосферы с целью измерения различных свойств излучения, вызванного «Большим Взрывом». Полученная информация полностью подтвердила теорию «Большого Взрыва». Открытия, сделанные в 1992 г. с помощью СОВЕ, неоднократно освещались прессе.
Поскольку все предположения теории «Большого Взрыва» получили подтверждение, она превратилась в общепринятую космологическую теорию, все же прочие теории этого рода были преданы забвению.
В настоящее время все космологические исследования проводятся исключительно в рамках теории «Большого Взрыва».
Текст Торы
Теперь вернемся к нашему первоначальному намерению сравнить библейский текст с выводами современной науки. Итак, рассмотрим подробно каждый из пяти пунктов, перечисленных в начале данной главы
1. Сотворение мира
Сотворение мира приобрело значение признанного научного факта. Профессор Кембриджского университета, лауреат Нобелевской премии Поль Дирак сформулировал позицию современной науки по отношению к сотворению мира следующим образом: «Развитие радиоастрономии, произошедшее за последние годы, чрезвычайно расширило наши познания об отдаленных частях Вселенной. В результате, стало очевидно, что сотворение мира совершилось в некий определенный момент времени».6
В настоящее время любой исследователь, с помощью соответствующих измерений, может получить данные, ясно и недвусмысленно доказывающие, что сотворение мира действительно имело место.
Поучительно будет процитировать высказывания нескольких ведущих космологов. Профессор Кембриджского университета Стивен Хокинг: «Момент сотворения мира как таковой лежит вне пределов известных в настоящее время законов физики»7.
Профессор Массачусетского Института Технологии Алан Гут и профессор Пенсильванского университета Пол Стайнхардт: «Момент сотворения мира по-прежнему не имеет объяснения»8.
А вот названия двух недавно вышедших научных работ по космологии: «Сотворение мира»9 и «Момент сотворения мира» 10 .
И, наконец, статья, опубликованная недавно в одном из ведущих мировых журналов по физике, носит заглавие «Сотворение мира из ничего»11.
Термин «сотворение мира» явно перестал быть исключительной прерогативой исследователей Библии и вошел в словарь науки. В любой серьезной научной дискуссии по космологии сотворение мира занимает теперь ведущее место.
Теперь мы подходим к центральной проблеме — к решающему вопросу о том, чем было вызвано внезапное появление первичного сгустка энергии, возвестившего сотворение Вселенной. По мнению некоторых ведущих космологов, сотворение мира «лежит за пределами известных в настоящее время законов физики»12 и «по-прежнему не имеет объяснения»13.
В отличие от науки, Книга Бытия дает объяснение. Она объясняет причину сотворения мира и делает это в первой же строке: «В начале Б-г сотворил…»
2. Свет
Итак, космология установила, что внезапное, необъяснимое появление сгустка энергии и есть сотворение мира. Библейское выражение «Да будет свет» можно, следовательно, понимать как указание на первичный огненный шар — «большой взрыв» — возвещающий возникновение Вселенной. Вся материя и вся энергия, существующие ныне в мире, ведут свое происхождение непосредственно от этого «света». Отметим особо тот факт, что в первый день совершились не два отдельных, не связанных между собой акта творения — Вселенной и света, — но лишь один.
3. Отделение света от тьмы
Теория «Большого Взрыва» утверждает, что первоначально Вселенная состояла из смеси плазмы и света первичного огненного шара. Вселенная в этот момент казалась темной из-за плазмы. Внезапное преобразование плазмы в атомы вскоре после сотворения мира привело к тому, что электромагнитное излучение («свет») первичного сгустка энергии «отделилось» от темной до тех пор Вселенной и беспрепятственно засияло в пространстве.
Библейские слова «И отделил Бог свет от тьмы» можно истолковать как описание «отделения» света от темной огненно-плазменной смеси. Пятнадцать миллиардов лет спустя эта отделенная радиация («свет») была обнаружена Пензиасом и Уилсоном, за что они и получили Нобелевскую премию.
4. Хаос
Начиная с 1980 г., теория «большого взрыва» обогатилась существенными новыми открытиями, которые Гут и Стайнхардт определили общим термином «расширяющаяся Вселенная». В недавно опубликованной статье, где подводятся итоги этих новых открытий, имеется следующая фраза: «первоначально Вселенная находилась в беспорядочном, хаотическом состоянии»14.
Одна из новых книг по космологии подробно рассматривает феномен изначального хаоса и проистекающие из него важнейшие космологические последствия 15. Раздел книги, где рассматривается этот вопрос, озаглавлен «Первичный хаос» и помещен в главе, называющейся «От хаоса к космосу».
И, наконец, Андрей Линде, профессор Московского физического института им. Лебедева, предложил так называемый «сценарий хаотического расширения», описывающий истоки Вселенной 16.
Объяснение природы этого хаоса и его значения выходит за пределы данной монографии, однако необходимо подчеркнуть, что роль хаоса в развитии первоначальной Вселенной превратилась в важнейший предмет космологических исследований. Насколько важен этот предмет для нашей темы — очевидно: Книга Бытия утверждает, что Вселенная началась с состояния хаоса (на иврите: тоhу ва-воhу) .
5. Сотворение мира в один день
Существует широко распространенное убеждение, что, поскольку в настоящее время космологические изменения происходят чрезвычайно медленно, то они и всегда происходили в таком же темпе. В этом, по сути дела, и заключалась философия прежних, ныне опровергнутых космологических теорий. Современная же теория, теория «Большого Взрыва», гласит, напротив, что длинная цепь драматических космологических изменений в начале Вселенной совершилась в чрезвычайно короткое время.
Эту ситуацию ярко подчеркнул профессор Гарвардского университета Стивен Вайнберг, назвав свою популярную книгу по современной космологии «Первые три минуты». Профессору Вайнбергу понадобилась 151 страница текста и множество диаграмм, чтобы описать те важнейшие космологические изменения в нашей Вселенной, которые заняли всего три минуты.
Выводы
Основные выводы лучше всего передает формулировка профессоров Гута и Стайнхардта, которые считают, что «с исторической точки зрения, вероятно, самый революционный аспект» современной космологической теории заключается в утверждении, что материя и энергия были сотворены в буквальном смысле этого слова. Они подчеркивают, что «этот постулат радикально противоречит многовековой научной традиции, утверждавшей, что нельзя сделать нечто из ничего» 17.
Короче говоря, в результате многовековой напряженной научной работы, проделанной лучшими умами человечества, создана, наконец, картина мира, поразительно совпадающая с теми простыми словами, которыми начинается Книга Бытия.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ — в цикле статей «Сотворение мира и наука» на нашем сайте.
1. S. Weinberg, The First Three Minutes (London: Andre Deutsch & Fontana, 1977), стр. 13-14.
2. H. Bondi, Cosmology, 2-е изд. (Cambridge University Press, 1960).
3. Weinbeirg, см. 1; G. Bath, The State of the Universe (Oxford University Press, 1980), гл. 1.
4. C.J. Hogan, Nature, т. 344, март 1990, стр. 107-108.
5. Weinberg, стр. 120.
6. Р.А.М. Dirac, Commentarii, т. 2, № 11, 1972, стр. 15; т. 3, № 24, 1972, стр. 2.
7. S.W. Hawking and G.F.R. Ellis, The Large Scale Structure of Space-Time( Cambridge University Press, 1973), стр. 364.
8. А.Н. Guth and P.J. Steinhardt, Scientific American, т. 250, май 1984, стр. 102.
9. P.W. Atkins, The Creation (Oxford. W.H. Freeman, 1981).
LiveInternetLiveInternet
Греческая мифология;
Музы — девять богинь поэзии, искусств и наук,
в картинах великих художников
Продолжаю мою любимую тему греческая мифология. Кто такие музы? Музы — это девять богинь поэзии, искусств и наук. Музы дословно означают «мыслящие». Их матерью была богиня Мнемозина, а отцом муз был сам царь богов, Зевс.
Музы поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль. Они — спутницы Аполлона. Вместе с ним под звуки его божественной кифары водят они хороводы на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ (его волшебные воды давали вдохновение), и в Аонии на горе Геликон возле источника Гиппокрены («лошадиный источник», возник от удара копыта крылатого коня Пегаса).
Храмы, посвященные музам, назывались Мусейонами (отсюда современные «музей», «музыка»). Музы славятся не только искусствами, но и тем, что знают судьбы людей, им ведомы прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что музы покровительствуют всем тем, кто стремится к прекрасному. Именно они вдохновляют певцов и музыкантов. «Его посетила муза», — говорят о талантливом человеке. Каждая из муз покровительствует различным искусствам
Каждая из муз покровительствует различным искусствам:
КЛИО («дарующая славу») — Муза Истории
.
В представлении древних, девушка со свитком из папируса и грифельной палочкой в руках: очевидно, в свитке хранилась летопись былых времен. О Клио известно, что она родила сына Гиацинта.
Вуэ Симон (1590-1649), французский живописец. КЛИО
Миньяр Пьер (1612-1695), французский художник, брат Никола Миньяра. Имел прозвище Римский чтобы отличаться от брата.
КЛИО
Мейнье Шарль (1768-1832), французский художник. КЛИО
МЕЛЬПОМЕНА («поющая») — Муза Трагедии
.
Изображалась в виде женщины в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).
Jollain Nicolas-Rene, Мельпомена
Булонь Луи Младший (1654 — 1733) — французский живописец
Мельпомена и Урания
Сирани Элизабета, Мельпомена
Simmons Edward Emerson, Мельпомена
ТАЛИЯ («цвету», «разрастаюсь») —
покровительница комедии и легкой поэзии
.
Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.
Натье Жан-Марк (1685-1766), французский живописец эпохи рококо- ТАЛИЯ
Тишбейн Иоганн Генрих Вильгельм (1751-1829), немецкий живописец, график. ТАЛИЯ
Булонь Луи Младший (1654-1733), французский придворный живописец, Музы Талия и Эрато — музы Комедии
ЭВТЕРПА («увеселяющая») — Муза лирических песен
Изображалась со сдвоенной флейтой в руке, у ног свиток.
Тишбейн Иоганн Генрих Вильгельм (1751-1829), немецкий живописец, график. Эвтерпа
Буше Франсуа (1703-70), французский живописец. Эвтерпа
Арнольд Бёклин (1827-1901) — швейцарский живописец, Эвтерпа
Handmann, Эвтерпа
ТЕРПСИХОРА («усладительнотанцующая») —
Музой хорового пения и танца
Изображалась в виде молодой женщины в позе танцовщицы, с улыбкой на лице. На голове у нее был венок, в одной руке она держала лиру, а в другой плектр.
Наттиер Жан-Марк, (1685-1766), французский живописец эпохи рококо. Терпсихора
Тишбейн Иоганн Генрих Вильгельм (1751-1829), немецкий художник, Терпсихора
Буше Франсуа (1703-70), французский живописец.
Терпсихора
Давид Луи (1748-1825), французский живописец.
Mademoiselle Guimard as Terpsichore
ЭРАТО («приятная») —
Муза любовной (эротической) поэзии
Изображалась с лирой в руках, иногда рядом Эрос.
Буше Франсуа (1703-70), французский живописец, Эрато
КАУФМАН Анжелика, (1741-1807), немецкая художница. Эрато
Мейнье Шарль (1768-1832), французский художник. Эрато
Липпи Филиппино (1457-1504), итальянский художник, Эрато
КАЛЛИОПА («прекрасноголосая») —
Муза героической поэзии и красноречия.
Изображалась в виде девушки с вощеной табличкой и стилем (заостренной грифельной палочкой для начертания букв) в руках. Сыновьями Каллиопы были знаменитые певцы Лин и Орфей.
Куапель Шарль Антуан (1694-1752), французский художник.
Каллиопа
Фаньяни Джозеф, Каллиопа, Метрополитен
Чезаре Дандини (1596—1656), работал в манере Пассиньяно во Флоренции, Каллиопа
Гирш Александр-Огюст, Каллиопа, обучающая Орфея
УРАНИЯ («небесная») —
Муза астрономии и математики
—
атрибуты: циркуль (или указательной палочкой) в руках, звездная сфера.
Гверчино Франческо Джованни (1591-1666), итальянский живописец, Урания
Тишбейн Иоганн Генрих Вильгельм (1751-1829), немецкий художник, Урания
Лёсюёр Эсташ (1616-1655), французский художник, Урания
Мейнье Шарль (1768-1832), французский художник.
Аполлон и Урания
ПОЛИГИМНИЯ («многопоющая») —
Муза священных гимнов
,
которой приписывают изобретение лиры; учит людей риторике и ораторскому искусству, олицетворяет силу речи. Полигимния помогала «запомнить схваченное». Изображалась в виде закутанной в покрывало девушки в задумчивой позе, с мечтательным лицом и со свитком в руке. Частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты.
Вуэ Симон (1590-1649), французский живописец.
Муза Полигимния
Мейнье Шарль (1768-1832), французский художник.
Полигимния
Фаньяни Джозеф, Полигимния, Метрополитен
Клио прошлых времен дела вещает потомкам,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песнь поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром* в руке Эрато чарует и словом и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Изучает Урания звезды небес и неба вращенье,
Жестами все выражая, Полигимния славит героев.
(Авзоний)
=Maridara=