Вопросы деторождения интересовали людей с времен далекой древности. Сам термин «планирование семьи» появился лишь во второй половине XXв., а в 1914г. в Америке введен термин «контроль рождаемости». В России проблема семьи в начале XXв. рассматривалась исключительно как вопрос о допустимости аборта с моральной и юридической точек зрения. На 12-м съезде Общества русских врачей памяти Н.И.Пирогова принята резолюция о недопустимости уголовного преследования женщин за искусственный аборт и врачей, выполнивших эту операцию. В 1966г. 12 государств подписали Декларацию по народонаселению. Согласно этой декларации родители должны сами определять время рождения детей и их число. В 1970г. Комитет экспертов ВОЗ дал не только определение планирования семьи, но и обозначил виды практической работы, дающие возможность планирования семьи: санитарное просвещение, консультирование по вопросам планирования семьи, обеспечение противозачаточными средствами, лечение бесплодия.
Практически все население России в репродуктивных возрастах прибегает к различным методам регулирования числа рожденных детей и сроков их появления на свет. При этом, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, сохраняется неблагоприятное соотношение между практикой прерывания беременности и практикой ее предотвращения, т.е. собственно планированием семьи.
Актуальность и необходимость планирования семьи и народонаселения обусловлены тем, что нормальные роды происходят менее чем у половины женщин, рождается большое количество больных, недоношенных и с пороками развития детей.
Целью работы является изучение проблематики планирования семьи.
Наибольшее внимание мы уделим консультированию по вопросам планирования семьи. Так, как мы предполагаем, что большинство проблем, возникающих во время наступления беременности и во время ее течение, наступают из-за не полной информированности в этой сфере.
В формировании, развитии и поддержании самочувствия личности наиболее значимой является семья. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, развиваются индивидуальные качества личности и ее внутренний мир. К основным функциям семьи относятся следующие: социализирующая функция (семья поддерживает культурную непрерывность общества путем передачи ценностей и норм детям); статусная функция (семья дает социальное положение своим детям, социальное положение родителей часто является фактором, определяющим жизненную карьеру детей, семья следит, чтобы дети поддерживали социальный статус родителей); эмоциональная функция (обеспечивает удовлетворение потребностей человека в интимной совместной жизни, дает ощущение безопасности и обеспечивает эмоциональное равновесие); контролирующая функция (сплоченная, уравновешенная семья противодействует отклонениям от норм поведения почти во всех областях социальной жизни, так как эти отклонения могут иметь последствия для всех членов семьи); репродуктивная функция (нацелена на поддержание биологической непрерывности общества).
Семья единственная группа, которая разрастается изнутри, и обеспечивает биологическое существование своих членов. С репродуктивной функцией связано такими понятиями как половое воспитание и планирование семьи. Именно в семье закладываются такие качества как ответственность за собственные поступки по отношению к своему партнеру, к своим будущим детям. К процессу грамотного, полностью обдуманного создания полноценной, здоровой семьи.
Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В течение многих веков трактовка вопросов полового воспитания определялась традициями, освященными религией. Только в XX в. начались попытки научного подхода к проблемам полового воспитания. Во 2-й половине XX в. повсеместно возникает интерес к ним со стороны не только специалистов — педагогов, сексологов и др., но и общественности, государственных органов. связано, в частности, с распространением среди молодёжи многих стран взглядов, отрицающих какие-либо ограничения и моральные нормы в половой жизни («единая половая мораль — свободная любовь»), с ростом ЗППП, ВИЧ/СПИД, частоты подростковой беременности, абортов и родов у несовершеннолетних.
Планирование семьи — это совокупность медицинских мероприятий, направленных на рождение желанных, здоровых детей, профилактика абортов и сохранения здоровья женщины.
При планировании семьи учитывается: оптимальный возраст для рождения детей (19-30); интервал между родами 2,5 года; контрацепция; профилактика абортов и ЗППП
Мероприятия по планированию семьи нацелены на решение следующих задач: помочь избежать наступлению нежелательной беременности; иметь только желанных детей; регулировать интервалы между беременностями; контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от возраста родителей; устанавливать число детей в семье.
В укреплении здоровья женщин и решении проблем планирования семьи существенную роль играют общественные и неправительственные организации. Основная цель работы с молодыми родителями – это повышение психологической культуры, актуализация родительских чувств, развитие способности к активному слушанию и конструктивному общению с детьми.
Планирование семьи является одной из важнейших проблем, реализуемых в России с 90-х годы. Решение этой проблемы направлено на охрану здоровья населения и прежде всего репродуктивного; создание условий для рождения только здоровых и желанных детей и тем самым — сохранение генофонда нации. Проблема планирования семьи касается каждого гражданина нашей страны и относится к разряду проблем, обеспечивающих национальную безопасность страны, так как связана со здоровьем будущего поколения.
Испокон веков искусственное прерывание беременности было вне закона. Все религиозные конфессии запрещали верующим участвовать в этой процедуре. 20 век легализовал аборты и возвел их в когорту методик планирования семьи. Появление во второй половине 20 века, альтернативных средств, регуляции рождаемости, изменение культурных традиций мирового сообщества заострило вопрос о нравственной оценке процедуры искусственного прерывания беременности.
Доктор Натансон как-то сказал, что если бы лоно матери было прозрачным, и мать могла бы видеть своего развивающегося ребенка, ни о каких абортах не могло бы быть и речи. Эксперимент, проведенный в его клинике, показал, что 9 из 10 женщин, решивших сделать аборт, отказываются от этого намерения, увидев своего ребенка на мониторе УЗИ. Они начали понимать, ЧТО они собрались совершить. Но очень редко находится кто-то, кто поможет женщине разобраться в сути происходящего. Язык не поворачивается обвинять в этом врачей-гинекологов, специализирующихся на абортах, хотя это их самая прямая обязанность, ведь на беседу с каждой посетительницей клиники им отводится что-то около 5 минут.
Давайте вспомним о том, что беременность — это не грипп, и она не появляется ни с того, ни с сего. Половая жизнь предполагает не только море удовольствия и наслаждения, но также еще и ответственность за возможные последствия. Каждый человек, который любит вкусно поесть, рискует набрать лишний вес. Каждый человек, живущий регулярной половой жизнью, каждый день имеет шанс стать матерью или отцом. Поэтому если люди сочли себя достаточно взрослыми, чтобы начать половую жизнь, они уже вполне выросли и созрели, для того чтобы нести ответственность, думать о последствиях
Для того, чтобы оценить уровень информированности будущих матерей, мы обратились в кабинет по планированию семьи в женской консультации г. Новороссийска. Мы предложили группе респондентов (беременные женщины в возрасте 23-28 лет, всего 40 человек) ответить на вопросы, представленные в анонимной анкете. После анкетирования мы обратились за консультацией к специалистам кабинета планирования семьи и попросили прокомментировать ситуацию, связанную с частотой обращения молодых пар за оказанием помощи до и во время наступления беременности.
«Как правило, у большинства молодых женщин беременность наступает не запланировано, существуют единичные случаи, когда молодая семья заранее обращается в кабинет репродуктивного здоровья для планирования рождения детей. Но все же следует отметить, что частота обращения таких пар медленно возрастает. Наступление ранее не планированной беременности также является желанным. И основной задачей специалистов кабинета планирования семьи является — сделать все необходимое для будущих родителей, что бы создать полную уверенность в том, что их здоровье будет сохранено. Работники кабинета репродуктивного здоровья и акушеры-гинекологи, курирующие беременность пациенток, стараются коллективно наблюдать будущих мам и давать всю необходимую информацию по всем важным вопросам и сохранять здоровье полноценной семьи».
«Проблемы, возникающие из-за отсутствия знаний в области планирования рождаемости в семье, собственного здоровья связаны с возникновением нежелательной беременности, осложнений в родах, рождением недоношенных, больных детей».
Результаты анкетирования показали, что большинство женщин обращающихся в кабинет планирования семьи состоят в браке.
Существенным показателем эффективности работы кабинетов планирования семьи является тот факт, что женщины обращаются за консультациями при наступлениями второй беременности.
Также следует отметить, что даже если беременность наступала не запланировано, для будущих родителей она все равно оставалась желанной.
Большинство будущих отцов заинтересованы в сохранении здоровья будущей матери и ребенка. И лишь 5 % опрошенных женщин, не состоящих в браке, заботятся о будущем малыше и собственном здоровье самостоятельно.
В связи с наступлением беременности, безусловно, все респонденты стараются изменить образ жизни для благоприятного развития плода.
Исходя из самооценки респондентов, мы можем сказать, что среди будущих молодых родителей есть те, кто полностью информированы об аспектах репродуктивного здоровья и планирования семьи, готовы к рождению желанного ребенка. Но все же, по их мнению, даже профилактическая консультация специалистов не помешает. Также следует отметить востребованность специалистов по планированию семьи и для тех кто, имеет общее представление или сомневается в своих силах.
Стоит отметить, что многие из беременных женщин, считают, что медицинское обследование должна проходить только будущая мать.
Анализ результатов исследования позволяет сделать выводы о том, что у большинства будущих родителей сформировано общее представление о понятии «планирование семьи и репродуктивное здоровье», в связи индивидуальными особенностями течения жизни беременность нередко является неожиданностью для молодой пары, но, как правило, будущий ребенок остается желанным и любимым. Лиц, которые имеют для себя четкое представление о репродукции и планировании детей, в общении со специалистами интересует также и профилактическая сторона. Это говорит о стремлении и отсутствии полного безразличия к будущему ребенку и собственному здоровью. Среди опрашиваемых присутствуют женщины, которые не состоят в браке ,и их партнеры совершенно не заинтересованы в рождении будущего ребенка. Но будущие матери отдают в себе отчет в том, что ответственность за себя и будущего малыша лежит только на них. И помощь специалистов-врачей для них исключительно важна. В ходе опроса мы выяснили, что далеко не все женщины считают целесообразным проходить медицинское обследование их партнерам, что является показателям не полной информированности в ряде вопросов по репродуктивной системе, этот же факт подтвердили и специалисты. Все без исключения будущие матери выполняют рекомендации по назначению в срок и стремятся выполнить все необходимое, для благоприятного течения беременности и исхода родов. Помощь, оказываемая в ходе консультаций специалистами, безусловно, важна для беременных женщин, по их собственному мнению, она дает полную уверенность в том, что их собственное здоровье и здоровье будущего ребенка будут сохранены.
В заключении мы можем сказать, что большинство проблем, возникающих во время наступления беременности и во время ее течение, наступают из-за не полной информированности в сфере репродуктивного здоровья и планирования семьи. Но благодаря эффективности работы специалистов данной области, количество лиц, стремящихся обратиться за консультацией, получить необходимую помощь, научится разбираться в вопросах по планированию семьи и репродуктивного здоровья, значительно возрастает.
Планирование семьи — это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, или на свободное и ответственное родительство, является международно признанным правом каждого человека. Вопросы о том, когда и сколько иметь детей, как избежать нежелательной беременности, какие противозачаточные средства (контрацептивы) лучше применять и как ими пользоваться, рано или поздно встают перед каждым человеком, каждой семьей. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений.
Половое воспитание, знание об аспектах репродуктивного здоровья и планировании семьи должны закладываться в сознании молодых людей не с момента вступления в брак, появления беременности, а с тех пор, когда они только начинаю становиться на дорогу взрослой, самостоятельной жизни. Поэтому мы посчитали целесообразным проводить профилактические мероприятия по данным вопросам, мы привлекли специалистов, из кабинета планирования семьи, психологов для проведения профилактических бесед, тренингов, частных анонимных консультаций. Таким образам, мы выполняем задачу по расширению доступа необходимой информации, интересующей молодых людей, как основы для создания крепкой и здоровой семьи.
Содержание
20. Планирование семьи. Определение. Современные проблемы. Медицинские организации и службы планирования семьи в рб.
- •Ответы на экзаменационные вопросы по общественному здоровью и здравоохранению.
- •1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
- •2. Здравоохранение. Определение. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
- •3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь «о здравоохранении»). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
- •4. Страховая и частная формы здравоохранения.
- •5. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
- •6. Национальные программы профилактики. Роль их в укреплении здоровья населения.
- •7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика.
- •8. Здоровый образ жизни, определение понятия. Социальные и медицинские аспекты здорового образа жизни (зож).
- •9. Гигиеническое обучение и воспитание, определение, основные принципы. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Требования к лекции, санитарному бюллетеню.
- •10. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
- •11. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
- •12. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения.
- •13. Механическое движение населения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
- •14. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методика вычисления показателей. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции.
- •15. Специальные показатели рождаемости (показатели фертильности). Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
- •16. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции.
- •17. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень.
- •18. Материнская и перинатальная смертность, основные причины. Показатели, методика вычисления.
- •19. Естественное движение населения, факторы на него влияющие. Показатели, методика вычисления. Основные закономерности естественного движения в Беларуси.
- •20. Планирование семьи. Определение. Современные проблемы. Медицинские организации и службы планирования семьи в рб.
- •21. Заболеваемость как медико-социальная проблема. Современные тенденции и особенности в Республике Беларусь.
- •22. Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи
- •23. Алкоголизм и наркомания как медико-социальная проблема
- •24. Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема. Факторы риска. Направления профилактики. Организация кардиологической помощи.
- •25. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема. Основные направления профилактики. Организация онкологической помощи.
- •26. Международная статистическая классификация болезней. Принципы построения, порядок пользования. Значение ее в изучении заболеваемости и смертности населения.
- •27. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
- •Методика изучения общей и первичной заболеваемости
- •Показатели общей и первичной заболеваемости.
- •Показатели инфекционной заболеваемости.
- •Основные показатели, характеризующие важнейшую неэпидемическую заболеваемость.
- •Основные показатели «госпитализированной» заболеваемости:
- •4) Заболевания с временной утратой трудоспособности (вопрос 30)
- •Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
- •31. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
- •32. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
- •Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
- •33. Инвалидность как медико-социальная проблема Определение понятия, показатели. Тенденции инвалидности в Республике Беларусь.
- •Тенденции инвалидности в рб.
- •34. Первичная медико-санитарная помощь (пмсп), определение, содержание, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
- •35. Основные принципы первичной медико-санитарной помощи. Медицинские организации первичной медико-санитарной помощи.
- •36. Организация медицинской помощи, предоставляемой населению амбулаторно. Основные принципы. Учреждения.
- •37. Организация медицинской помощи в условиях стационара. Учреждения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
- •38. Виды медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи населению. Центры специализированной медицинской помощи, их задачи.
- •39. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи в Республике Беларусь.
- •40. Охрана здоровья женщин и детей в Республике Беларусь. Управление. Медицинские организации.
- •41. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи в Республике Беларусь.
- •42. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
- •43. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы. Организации.
- •II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
- •III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
- •45. Медико-социальная экспертиза (мсэ), определение, содержание, основные понятия.
- •46. Реабилитация, определение, виды. Закон Республики Беларусь «о предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».
- •47. Медицинская реабилитация: определение понятия, этапы, принципы. Служба медицинской реабилитации в Республике Беларусь.
- •48. Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
- •Основные показатели деятельности поликлиники.
- •49. Участковый принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы участкового врача-терапевта.
- •Организация работы участкового терапевта.
- •50. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
- •52. Основные показатели, характеризующие качество и эффективность диспансерного наблюдения. Методика их вычисления.
- •53. Отделение медицинской реабилитации (омр) поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления больных в омр.
- •54. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях.
- •55. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими учреждениями. Документация.
- •56. Содержание профилактической работы участкового врача-педиатра. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
- •57. Структура, организация, содержание работы женской консультации. Показатели работы по обслуживанию беременных женщин. Документация.
- •58. Родильный дом, структура, организация работы, управление. Показатели деятельности родильного дома. Документация.
- •59. Городская больница, ее задачи, структура, основные показатели деятельности. Документация.
- •60. Организация работы приемного отделения больницы. Документация. Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций. Лечебно-охранительный режим.
- •Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
- •Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
- •Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
- •Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
- •Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
- •Раздел 6. Работа диагностических отделений.
- •62. Годовой отчет о деятельности стационара (ф. 14), порядок составления, структура. Основные показатели деятельности стационара.
- •Раздел 1. Состав больных в стационаре и исходы их лечения
- •Раздел 2. Состав больных новорожденных, переведенных в другие стационары в возрасте 0-6 суток и исходы их лечения
- •Раздел 3. Коечный фонд и его использование
- •Раздел 4. Хирургическая работа стационара
- •63. Отчет о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам (ф. 32), структура. Основные показатели.
- •Раздел I. Деятельность женской консультации.
- •Раздел II. Родовспоможение в стационаре
- •Раздел III. Материнская смертность
- •Раздел IV. Сведения о родившихся
- •64. Медико-генетическое консультирование, основные учреждения. Его роль в профилактике перинатальной и младенческой смертности.
- •65. Медицинская статистика, ее разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.
- •66. Статистическая совокупность. Определение, виды, свойства. Особенности проведения статистического исследования на выборочной совокупности.
- •67. Выборочная совокупность, требования, предъявляемые к ней. Принцип и способы формирования выборочной совокупности.
- •68. Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков.
- •69. Организация статистического исследования. Характеристика этапов.
- •70. Содержание плана и программы статистического исследования. Виды планов статистического исследования. Программа наблюдения.
- •71. Статистическое наблюдение. Сплошное и несплошное статистическое исследование. Виды несплошного статистического исследования.
- •72. Статистическое наблюдение (сбор материалов). Ошибки статистического наблюдения.
- •73. Статистическая группировка и сводка. Типологическая и вариационная группировка.
- •74. Статистические таблицы, виды, требования к построению.
- •75. Клинико-статистическое исследование. Особенности клинико-статистического исследования.
- •76. Относительные величины, виды, методы расчета. Использование в работе врача. Возможные ошибки в применении относительных величин.
- •77. Интенсивные и экстенсивные показатели. Методика расчета, единицы измерения, использование в работе учреждений здравоохранения.
- •78. Показатели соотношения и наглядности. Методика расчета, единицы измерения, применение в здравоохранении.
- •79. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения
- •80. Средние величины, виды, методика расчета. Применение в работе врача.
- •81. Среднее квадратическое отклонение, методика расчета, применение.
- •82. Ошибка репрезентативности, методика расчета ошибки средней и относительной величины
- •83. Определение доверительных границ средних и относительных величин.
- •1) Для средних величин:
- •2) Для относительных величин:
- •84. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t»
- •86. Динамические ряды, их виды, методы выравнивания. Показатели.
ПЛАНИРОВАНИЕ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ, МЕТОДЫ, ПРОБЛЕМЫ
Термин «планирование семьи» зафиксирован в официальных медицинских документах. «По определению Всемирной организации здравоохранения, соответствующему официальной позиции ООН, ядро планирования семьи составляют действия, направленные на достижение свободного и ответственного репродуктивного выбора и ответственного родительства как неотъемлемых прав человека». Более развернутое определение дано Комитетом экспертов ВОЗ: «Термином планирования семьи определяются те виды деятельности, которые имеют целью помочь отдельным лицам или супружеским парам достичь определенных результатов:
- избежать нежелательной беременности;
- произвести на свет желанных детей;
- регулировать интервалы между беременностями;
- контролировать выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей;
- определить число детей в семье.
Виды обслуживания, которые делают эту политику возможной, включают санитарное просвещение и консультирование по вопросам семьи и брака, а также организацию соответствующих служб и мероприятий, таких как генетические консультации, рентгенологические обследования с целью выявления злокачественных опухолей и опекунские советы».
Такой подход к планированию семьи сформировался лишь в конце 60-х годов. В истории человечества сначала появились философские концепции о роли общества в регулировании рождаемости населения. Тяготение к этим теориям, упрощенно трактующим проблему планирования семьи и недооценивающим силу личностных установок репродуктивного поведения, можно наблюдать и в наши дни.
Можно считать, что причиной запрета аборта в нашей стране в 1936 году была неомальтузианская посылка о том, что ограничение доступа к средствам регуляции рождаемости приведет к росту рождаемости. Современные исследования убедительно доказали, что «никакие запреты в отношении противозачаточных средств и аборта не в состоянии каким-либо образом отразиться на тенденции рождаемости…». Так, ни проведение программ контроля над рождаемостью в развивающихся странах, ни активная антинаталистическая политика в Китае не оказали сколько-нибудь заметного влияния на рождаемость. То же относится и к пронаталистической политике во Франции, которая до 70-х годов сопровождалась строгим запретом на аборты и ПЗС (противозачаточные средства), но, тем не менее, не привела к росту рождаемости». Запрет на аборты и ПЗС не в состоянии лишить людей возможностей использовать контрацептацию, если они этого хотят, но оставляет в их распоряжении наиболее вредные и неэффективные методы. Такой запрет не оказывает влияния на рождаемость, но приводит к ухудшению здоровья женщин и их детей.
История изучения планирования семьи в нашей стране показывает, что именно в ней в начале 20 века впервые были начаты исследования регулирования рождаемости, которые обогатили представления о взаимоотношениях человека и общества в решении вопросов репродуктивного поведения. В 1920 году советское правительство отменило запрещение аборта. В конце 20-х годов «стал ощущаться крен в сторону позитивного изучения и пропаганды противозачаточных средств. Не только выпускались брошюры с описанием известных методов предупреждения беременности, но также начались разработки новых методов».
Было организовано массовое распространение противозачаточных средств. Основная роль в этом отводилась женским консультациям. Кроме них в этой работе предполагалось участие акушерских пунктов, родильных домов, амбулаторий по женским болезням, сельских консультаций, но уже тогда стало ясно, что эти учреждения не могут охватить всех нуждающихся. В медицинских журналах появились статьи практикующих врачей о необходимости усилить среди населения работу по планированию семьи. Так, врач В. Синебрюха в журнале «Вестник современной медицины»(1927 год, №23)писал, что распространение ПЗС «нужно расширить еще больше и вынести за стены учреждений охраны материнства, так как немногочисленное количество последних с немногочисленным также врачебным персоналом не может справиться полностью с этой задачей. Организацию применения ПЗС нужно расширить на все медицинские учреждения для женщин, как типа профилактического, так и лечебного, и, следовательно, на всех врачей акушеров-гинекологов, и больше на врачей общих амбулаторий и других специальностей». В 1931 году в журнале акушерства и женских болезней предлагалось расширить женские консультации и ввести в них новые отделы, в том числе отделы по регулированию дето рождений и бесплодию, отдел физического воспитания и социально-правовой.
Однако политическая ситуация в стране быстро менялась, а вслед за ней менялось и отношение к планированию семьи. В 1936 году выходит запрет на аборты, прекращаются публикации статистических данных об абортах, «со страниц научных изданий постепенно исчезают фамилии авторов, активно изучающих социальные факторы аборта и контрацепции.… Из круга обязанностей женских консультаций была исключена работа по профилактике абортов путем распространения средств контрацепции».
К 1995 году, когда аборты были разрешены, сложившееся в 20 – 30-е годы традиции были утеряны. В 50 – 60-е годы работы по изучению планирования семьи вновь затормозились, поскольку снова была взята за основу концепция помех, опровергнутая еще исследованиями двадцатых годов.
В концепции помех утверждается, что «каждому человеку и, соответственно, каждой семье присуща потребность в очень большом числе детей. Ограничение же рождаемости существует лишь постольку, поскольку есть внешние причины, препятствующие удовлетворению этой потребности. Если же причины (условия жизни) будут устранены, то рождаемость вырастет».
Из концепции помех следовало, что политика государства должна быть направлена не на обеспечение помощи семье в решении проблем ее планирования, а главным образом на улучшение жизни людей, то есть на снятие всяких помех к высокой рождаемости. Считалось, что условия жизни будут улучшаться, следовательно, рождаемость повысится, количество абортов уменьшится само собой.
В 70-е годы в нашей стране складывается концепция исторически изменяющейся потребности в детях, соединяющая в себе психологический, демографический и социологический подходы. Основным положением этой теории «является разделение между прошлыми условиями жизни, в которых проходила социализация индивида и формировалась его индивидуальная потребность в детях, и текущими, которые могут способствовать реализации имеющейся ПВД (потребности в детях), а могут тормозить ее удовлетворение»
В ней доказывается, что семья планирует количество детей, исходя из своих внутрисемейных ориентаций и потребности каждого из супругов в детях. Из нее следует, что общество оказывает влияние на регуляцию рождаемости, но не прямо, через запреты или разрешение использования тех или иных методов контрацепции, а опосредованно, через воздействие на сознание личности, на ее репродуктивные установки, складывающиеся под влиянием многих факторов, в том числе и отношения общества и ближайшего окружения человека к рождению его ребенка, то есть под влиянием социальных репродуктивных норм.
До сих пор изучение планирования семьи считается прерогативой медицины, роль социальных дисциплин, в теоретическом, и роль информации, в практическом решении проблем планирования семьи недооценивается.
В современном обществе планирование семьи и регуляция рождаемости имеет огромное значение как с позиций необходимости обеспечения экономического развития страны и роста населения, так и с позиций охраны здоровья матери и будущего поколения. Планирование семьи, обеспечивающее желаемую численность семьи, осуществляют с помощью средств контрацепции, методов искусственного прерывания беременности, способов лечения бесплодия. Раннее начало половой жизни, плохая информированность о методах регуляции рождаемости, короткий период послеродовой лактации приводит к тому, что около половины всех беременностей оказываются нежелательными и большая часть их них прерывается. В результате растет материнская заболеваемость, увеличивается число бесплодных браков, что негативно сказывается не только на здоровье женщин, но и на развитие общества в целом.
Состояние здоровья женщин является важнейшей основой формирования взаимосвязи передачи из поколения в поколение потенциала жизненных сил и энергии. Однако именно состояние здоровья самой женщины, степень ее адаптационных иммуннозащитных возможностей все более становится тем слабым звеном, которое при определенных неблагоприятных обстоятельствах может способствовать снижению ее репродуктивного потенциала, уровня здоровья и жизнеспособности новорожденных на всех последующих этапах жизненного цикла их развития. К числу таких неблагоприятных обстоятельств в настоящее время следует отнести наличие у женщин соматических, инфекционных и гинекологических заболеваний, проживание в состоянии постоянной психологической напряженности и затяжного хронического стресса, ведущих к различным проявлениям психических отклонений и дезадаптации, широкое распространение вредных привычек.
Большую роль в негативном влиянии на репродуктивное здоровье женского населения играют искусственные аборты. Уровень распространенности абортов остается одной из наиболее ярких характеристик проникновения идей планирования семьи в массовое репродуктивное сознание женщин: перехода от аборта, как главного традиционного средства регулирования рождаемости, к контрацепции. Сформировавшиеся стереотипы старшего поколения о вредном влиянии контрацептивов на здоровье все еще доминируют и при ответе на этот вопрос совсем юных женщин. При этом зачастую респондентки думают, что лучше сделать аборт, чем в течение длительного времени регулярно использовать контрацепцию. Отсутствие у молодежи правильного представления о показаниях и противопоказаниях к использованию контрацептивных средств во многом объясняет настороженное отношение молодых женщин к современным методам контрацепции.
Кроме того, в настоящее время при изменении стереотипов репродуктивного поведения населения «от абортов — к контрацепции», важно определить обстоятельства, являющиеся «барьером» для успешности продвижения в этом направлении. Так как основными пользователями гормональных контрацептивов являются практически здоровые женщины, то кроме высокой надежности препараты должны отвечать повышенным требованиям безопасности. Однако известно, что препараты, имеющие стероидную структуру, влияют на многие органы и ткани, активно вмешиваются в метаболические процессы организма. Обеспечить необходимую безопасность гормональной контрацепции и правильное их использование с лечебной целью позволяет знание неконтрацептивных эффектов синтетических эстрогенов и гестагенов.
Совершенствование и более широкое внедрение высоконадежных контрацептивных препаратов является одной из приоритетных задач современной медицины.
2. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОЙ И ПРЯМОЙ ПОМОЩИ СЕМЬИ
Государственная семейная политика — комплексная система деятельности государства, направленная на семью как социальный институт с целью укрепления, развития, суверенитета, защиты прав и интересов семьи на основе правового регулирования отношений с государством. Это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленная на улучшение условий и качества жизни семьи.
Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Впервые объектом государственной семейной политики стала семья как единое целое, как социальный институт с представлением ей нового социального статуса, реальных прав, государственных гарантий для своего функционирования. Семья становится объектом государственной заботы и поддержки.
Современная государственная семейная политика начала формироваться в 90-е годы XX столетия, когда общество, регионы осознали необходимость новых государственных целевых программ в отношении семьи.
После выхода Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712 семейная политика получила государственный статус. В Указе сформированы цель, принципы, основные направления и место в социальной политике; социальная политика — это продолжение политики государства в укреплении положения российской семьи.
Вышедший до этого целый ряд нормативных документов в отношении женщин и детей имеет объективную взаимосвязь и направлен в адрес семьи. Это Концепция государственной семейной политики (1991 г.), подготовка к проведению Международного года семьи (1994 г.); Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года» от 14 сентября 1995 г. № 942; постановление Правительства РФ «О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995—1997 годы» от 13 января 1996 г. № 28; ряд указов Президента РФ по вопросам Президентской федеральной целевой программы «Дети России»; Указ Президента РФ «О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышении ее роли в обществе до 2000 года» от 18 июня 1996 г. № 932; Семейный кодекс РФ.
Цель и главные принципы государственной социальной политики направлены на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией РФ.
В ст. 7 Конституции РФ дано определение России как социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», «государственная поддержка семьи».
Положения семейной политики преемственны и долгосрочны; принципы государственной социальной политики на федеральном и региональном уровне едины. На федеральном — минимальные социальные льготы и гарантии, а на региональном — их дополнения и развитие.
Основные принципы семейной политики:
- автономность и суверенность семьи в самостоятельном принятии решений относительно своего развития, предоставление возможности выбора форм поддержки только на добровольных началах;
- приоритет интересов ребенка вне зависимости от его пола, возраста, типа семьи, обеспечения его выживания, защиту полноценного физического, психического, интеллектуального развития;
- равные права всех типов семей на поддержку государства независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений. Равноправие между мужчиной и женщиной в справедливом распределении семейных обязанностей и возможностей в занятости;
- партнерство государственных, общественных институтов, всех граждан в семейной политике с определяющей ролью государственных органов;
- доступность, адресность, дифференцированностъ социальной помощи семье. Предоставление всем нуждающимся социальных гарантий для приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи, создание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния на трудовой основе. Социальная защита нуждающихся семей от нищеты, лишений, вынужденной миграции, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, войн и вооруженных конфликтов;
- комплексность. Социальная помощь охватывает все стороны жизнедеятельности семьи, все ее функции;
- профилактическая направленность и научная обоснованность. Социальная помощь проводится на основе анализа, прогноза развития ситуации, участия науки в определении содержания семейной политики.
В настоящее время семейная политика в РФ носит лишь краткосрочный характер социальной защиты в условиях массовой бедности многих российских семей. Она направлена на выживание семей и включает социальную помощь и социальное обслуживание семей.
Основные задачи социальной защиты:
- реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий;
- адаптация системы социальной защиты к изменившимся социально-экономическим условиям;
- дифференцированный подход к различным категориям населения.
Социальная помощь:
- прямая натуральная (бесплатное детское питание, лекарства, одежда, обувь, питание беременным женщинам, предметы ухода и санитарии, специальные технические и транспортные средства для реабилитации инвалидов);
- финансовая (денежные выплаты на детей — пособия, пенсии, трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские льготы, адресная социальная помощь семьям с детьми в тех случаях, когда семья не может обеспечить прожиточный минимум своего существования);
- социальная поддержка — формы помощи, стимулирующие активность семьи, ставящие ее в ситуацию повышенной ответственности за свои действия, когда денежная или другая экономическая помощь имеет временный характер (кредиты, страхование, временные льготы и т.п.), расширяющие возможности самообеспечения семьи (дополнительное обучение, переобучение, переквалификация, трудоустройство, кредиты при самозанятости);
- социальное курирование семей с более высоким уровнем самообеспеченности — разработка и предложение «тонких социальных технологий», преодоление различных семейных проблем, консультирование. Экономическая помощь должна быть направлена на освоение семьей новых форм деятельности и имеет возвратный характер.
Условия и порядок предоставления государственной социальной помощи малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Основные виды пособий выплачиваемые семьям с детьми. Пособие по беременности и родам — это пособие, выплачиваемое женщинам за период отпуска по беременности и родам.
Пособие по беременности и родам выплачивается в течение 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов; при многоплодной беременности — в течение 84 дней; при осложненных родах — в течение 86 календарных дней; при рождении одновременно двух и более детей — в течение 110 дней (названные сроки равны сроку отпуска по беременности и родам).
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине независимо от числа дней, которые были фактически использованы до родов.
При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае усыновления двух и более детей – до истечения 110 дней).
Пособие по беременности и родам должно быть выплачено не позднее чем по истечении 10 дней со дня предоставления в компетентный орган всех необходимых документов.
Данное пособие выплачивается при наступлении отпуска по беременности и родам в период нахождения женщины в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком или дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком.
Работающим женщинам (проходящим службу, обучающимся с отрывом от производства) данное пособие выплачивается по месту работы (службы, учебы).
Законом предусмотрены также иные случаи выдачи листка временной нетрудоспособности по беременности и родам.
Размер пособия по беременности и родам зависит от того, находилась ли женщина на момент ухода в отпуск по беременности и родам субъектом трудовых правоотношений либо имела иной статус.
Право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности имеют все категории беременных женщин, если они встали на учет в медицинских учреждениях (что подтверждается справками, выдаваемыми этими учреждениями) в ранние сроки беременности, т.е. до 12 недель.
Размер данного пособия составляет 300 руб.
Выплата единовременного пособия производится по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам, т.е. по месту работы, учебы, службы.
Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (усыновитель, опекун).
Размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 6000 руб., в случае рождения двух и более детей указанная сумма выплачивается на каждого ребенка.
При рождении мертвого ребенка такое пособие не выплачивается.
Пособие назначается и выплачивается одному из родителей по месту работы (учебы, службы), а в отсутствии таковых — в органах социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Максимальный срок выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 500 руб. в месяц независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
Выплата пособия производится со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ему полутора лет. В случае, если отпуск предоставляется по частям, размер пособия определяется пропорционально количеству тех календарных дней в месяце, которые приходятся на отпуск в данном месяце.
В случае, если в течение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщина имеет право на какое-либо другое пособие (по безработице, по беременности и родам и др.), ей назначается одно из пособий по ее выбору.
Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из :ей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку или попечительство, совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (для учащегося — до окончания им общеобразовательного учебного учреждения, но не более чем достижения 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в РФ или ее субъекте.
Назначение и выплата ежемесячного пособия в повышенном размере возможно на детей одиноких матерей.
Ежемесячное пособие в повышенном размере не назначается и не выплачивается, если лицо, от которого родился ребенок, признано в установленном порядке отцом ребенка или ребенок усыновлен при вступлении матери в брак (эти факты сообщаются органами ЗАГСа органу социальной зашиты населения). Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Социальное обслуживание семьи — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация воспринимается человеком субъективно, как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию, в связи с возрастом, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, безработицей, конфликтами и жестоким отношением в семье, одиночеством и т.п.).
Система социального обслуживания имеет слабую материальную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, узким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональных кадров.
Социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих определенную лицензию, в порядке, установленном Правительством РФ.
Виды социального обслуживания:
- социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании; в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;
- социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;
- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;
- консультативная помощь гражданам и семьям в социально-
экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты; - реабилитационные услуги в профессиональной, социальной,
психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно опасным поведением и др.Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социально-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семей. Создаются свои целевые программы и даже концепции социальной политики (Кировская, Смоленская, Новосибирская, Пермская области).
Анализ более 50 региональных программ показал, что все они направлены на поддержку остронуждающихся категорий семей, им оказывается дополнительная адресная поддержка. Во всех регионах приоритетной является социальная поддержка беременных женщин и женщин, имеющих детей. Социальная поддержка оказывается в форме продажи товаров широкого потребления и предоставлении различных коммунальных, бытовых, транспортных и других услуг по льготным ценам, натуральной помощи (питание, одежда, обувь).
Определенное распространение получили компенсационные выплаты семьям с детьми, не посещающими дошкольные учреждения. В Саратовской области компенсация на дошкольные учреждения выдается семьям безработных в объеме 70 % минимальной зарплаты. В Ярославской области ежемесячное пособие на дошкольные учреждения положено детям, не посещающим эти учреждения по медицинским показателям.
Во многих регионах осуществляется помощь студенческим семьям. В Белгородской области обязательно выделение отдельных комнат в студенческих общежитиях. В Тамбовской области семьям студентов, имеющих ребенка, предоставляется денежное пособие в размере 50 % минимальной зарплаты, в Новгородской — двух минимальных зарплат.
Усилия региональных властей направлены на повышение конкурентоспособности женщин, молодежи, инвалидов, создание рабочих мест для социально незащищенных категорий населения, создание новых моделей занятости (неполный рабочий день, временный найм, краткосрочный контракт, самозанятость), позволяющих совмещать профессиональные и семейные функции (Белгородская область). Организуются различные формы надомного труда, курсы профессионального обучения для многодетных матерей, безработных родителей (Калужская, Орловская, Псковская, Пензенская области, Республика Мордовия).
Осуществляется поддержка региональными органами власти предпринимательской деятельности семей (обучение основам семейного предпринимательства), содействие в организации самостоятельной производственной деятельности, создание малых предприятий (Белгородская, Пензенская области); предоставление безвозмездной материальной помощи, беспроцентных ссуд для развития фермерского хозяйства (Орловская область); введение льгот для малообеспеченных семей с детьми при приватизации мелких объектов торгового и бытового обслуживания (Нижегородская область). В Калужской области предоставляются льготы по налогообложению и кредитованию предприятиям и фермерским хозяйствам, созданным семейными детскими домами, многодетными семьями.
Меры, принимаемые в области улучшения жилищных условий семей, как правило, малоэффективны, касаются незначительной части населения. Это льготы по оплате жилья, жилищно-коммунальных услуг (Белгородская, Кемеровская, Орловская области); выделение ссуд, субсидий многодетным семьям на строительство жилья, земельных участков под индивидуальное строительство (Пензенская область).
Для подготовки детей и молодежи к семейной жизни организуются лектории, школы на базе учреждений здравоохранения, разрабатываются специальные программы, учебные пособия. Создаются службы планирования семьи по вопросам полового и сексуального воспитания и репродуктивного поведения.
Региональная семейная политика в подавляющем большинстве регионов отождествляется с социальной политикой, касающейся женщин и детей, тогда как семейная политика отражает только «семейное направление семейной политики»; реализация социальной политики на региональном уровне не имеет системности, научного обоснования, что снижает ее эффективность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ