Содержание
Покаяние бесов
О том, что самые ревностные ученики Христа могут соблазниться и предать своего Учителя, известно, как и о том, что отпетые грешники могут спасти свою душу покаянием.
А могут ли бесы покаяться? Можно ли их «перевербовать» словами или силой церковных таинств?
Фактически, такой вопрос ставят в фильме «Монах и бес» режиссёр Н.Досталь и сценарист
Ю. Арабов.
Из прочих фильмов режиссёра фильма Н.Досталя широко известны «Маленький гигант большого секса», «Штрафбат», «Завещание Ленина»…
Ю.Арабов – автор сценария многих фильмов режиссёра А. Сокурова, в том числе таких увенчанных наградами, как «Молох» и «Фауст».
Сам А.Сокуров так говорит о нём: «Юрий Арабов обладает уникальным сочетанием мощного интеллекта, тонкой художественной интуиции, грустной иронии и страсти».
Пристальное внимание к теме религии Ю.Арабов проявил ещё в 2009 году в сценарии к фильму «Чудо» о будто бы реальном событии «стояния Зои».
Сама история чуда 1956 года — или легенда о нём – была сенсацией, и в религиозной литературе преподносится в числе других несомненных чудес.
Но фильм сенсацией не стал, большими наградами не отмечен, хотя вниманием не обойдён.
После первых минут просмотра фильма «Монах и бес» вслед за интересом к сюжету появляется предчувствие провокации и богохульства.
О взаимоотношениях человека с бесом людям известно хотя бы из «Приключений на хуторе близ Диканьки». Кстати, для сюжета с полётом кузнеца Вакулы верхом на бесе есть очень серьёзное историческое основание: из жития Иоанна Новгородского известно, что он летал верхом на бесе в Иерусалим.
В фильме «Монах и бес» заметна и «нарошливость» актёров, с которой всегда играют сказочных актёров, и серьёзность, за которой не сразу угадаешь розыгрыш.
…Иван «Семёнов сын» просит принять его в монастырь. Для испытания ему дают «послушание»: очистить грязный колодец… На исповеди Иван кается в самом страшном грехе:
«Любовь у меня в душе неизбывная…»
-К чему? – насторожился игумен монастыря?
-Ко всякой твари…
— И врагов любишь?
— Есть такая слабость…
Ещё Иван покаялся во всепрощении и мудрости.
«Сижу – говорит у окна, смотрю и чувствую, что мудрею, и поделать с собой ничего не могу…
Ирония уже не может остаться незамеченной.
А когда к игумену монастыря приходит бес, приняв образ митрополита, призывающего заняться бизнесом на продаже леса, а потом уходит, обратившись женщиной, в чём у зрителя не остаётся сомнений, когда ветер задирает подол её платье выше пояса, то одни зрители улыбнутся, а другие нахмурят брови — голый зад молодой женщины неизбежно запечатлеется в неразрывной связи с темой монашеской жизни – тут, уж, фильм окончательно принимает черты анекдота.
Остаётся решить, насколько он смешной, умный, необидный и непошлый.
Ирония на тему церкви – это ещё не богохульство. Нет же его в пословице «Бог строит церковь, а чёрт пристраивает часовню».
Но от подозрений в пошлости не остаётся и следа после сцены встречи Ивана с государем императором. «Без правды нет и царствования» — написал Иван царю на листке бумаги.
Царь просит Ивана починить его карету, и свершается чудо исправления сломанной рессоры слюнями.
Царь под впечатлением чуда освобождает 1/3 крестьян от крепостничества, наделяет всех землёй.
Иван после совершения им чуда стирания белья в реке, его сушки и глажения встречается с бесом, силой которого все эти чудеса свершались.
Чудотворная сила беса не противоречит догматам и преданиям православия.
Бес сообщает Ивану, что давно заметил у него отсутствие смирения, считает его «перспективным» и обещает ему должность настоятеля монастыря…
Иван не поддаётся соблазну, напомнив, как Христос изгнал бесов в свиней, а те бросились в море.
«Ну и что – отвечает бес – искупались, и только…»
Иван мечтал побывать на Святой земле сильнее, чем многие мечтают о Париже.
Оказавшись в Иерусалиме, он опрокидывает столы продавцов гвоздей, которыми Христос был прибит к кресту, за что подвергается жестокому избиению. Бес немножко исцеляет Ивана, а
Иван хитростью втолкнул беса в храм, где состоялось «преображение»: надменный вид исчез с лица беса, уступив место смирению и вселенской грусти.
Потом бес добровольно приходит в тот же монастырь, где Иван творил свои чудеса и подвиги, соглашается с предложением игумена чистить нужник.
По ходу дела звучит фраза: «Не всё свято, что в книгу вмято».
Можно ли считать счастливым концом фильма обращение беса в монахи?
Верит ли кто, что такое обращение возможно?
А если нет, то концовка фильма приобретает совершенно другой, если не зловещий, то тревожный смысл аллегории перестроечного возрождения церкви.
Не богохульство ли сама мысль об этом? – Нет, конечно. О «мерзости запустения, стоящей на святом месте» предостерегал ещё библейский пророк …
Тут, главное, только не спешить думать, что настали последние времена.
Фильм языком анекдота или притчи пародирует евангельский сюжет искушения дьяволом Христа.
Вот бес привязывает Ивана к дереву, чтобы сжечь его за отказ «сотрудничать».
Но дождь гасит пламя, и не даёт Ивану стать мучеником …
Уместен ли юмор в контексте разговора о мученичестве за веру и «тайнах беззакония»?
Есть ли темы и обстоятельства, в которых юмор неуместен или оскорбителен?
Вот недавно, говорят, П.Астахов спросил у детей, уцелевших после трагедии на озере в лагере отдыха: «Ну, как поплавали?»… — Смешно?
«Поднимают на смех» для того, чтобы потом «опустить» или бросить…
Православные традиции осуждают смехотворство. И.Златоуст писал, что «что человек шутливый скоро делается злоречивым», «шутливость делает душу слабой, ленивой, вялой», «играть комедии не свойственно христианину»…
«Кощунство — язвительные насмешки, издевательство, неуважение к правилам жизни или обрядам христианства».
Есть такой жанр пародии, где суть комического эффекта в том, чтобы слегка извратить оригинал…
А иногда и часто комизм заключается в разоблачении извращения. Это что-то обратное преднамеренному пародированию с тем же результатом комического эффекта.
В интернете есть ролик, где мальчик лет 6 играет… в литургию! Помогает ему, видимо, брат,
лет 3-х. Старший в общих чертах знает, как и что надо делать: в руках держит, что-то подобное кадилу, произносит правильные возгласы… Младший подпевает ему…
Можно этому смеяться? Наверное, этому невозможно не смеяться.
Но кто осудит этих детей? Скорее, наоборот…
Потому, что явно нет злого умысла! Нет насмешки. Дети играют в священника. Не всем же и не всё время играть в войну…
Есть ли кощунство в фильме «Монах и бес»?
Судьбы людей, оказавшихся в монастыре, не могут располагать к юмору.
Что же теперь, осудить всех писателей, которые когда-либо писали на темы религии?
Вспоминается старый ещё немой фильм с едкой сатирой на чудо исцеления хромого в католическом храме… Священник там говорит проповедь, молится и закатывает глаза к небу, а зритель уже знает, что исцеление – это надувательство, что «хромой» не настоящий, ему объяснили, что и как надо делать…
Если то же «чудотворение» изобразить натурально, то получится состав преступления, именуемого мошенничеством. И это не будет смешно, даже если и будет грустно…
Осмелится ли кто-то подозревать кощунство в фильме «Вий» по рассказу Н.В.Гоголя?
Оскорбит ли фильм «Монах и бес» чувства верующих? — Исключать нельзя.
Трудно решить, оскорбление виновато или чувствительность. Нет критериев.
Но ощущение опасности позволения смеяться над всем оправдано. И причины появления закона «о чувствах верующих» понятны…
Юмористы и сатирики часто рисуют ненастоящую, а выдуманную жизнь.
Придумают уродца, и высмеивают его. «Ради красного словца не пожалеет и отца» — есть такие люди…
Смех, как орудие разоблачения лжи и лицемерия, отрицать и запретить невозможно.
А есть ещё такое явление, когда, можно сказать, устами юродивых глаголет истина…
Фильм «Монах и бес» от народной сказки отличается только тем, что имя автора известно.
В сборнике запрещённых сказок Афанасьева «о попАх» такое написано, что фильм по их мотивам никто не рискнёт снимать.
Афанасьева при его жизни строго «запретили». А народ можно запретить?
Фильм «Монах и бес» не кажется выдающимся. Тема церкви и религии не кажется подходящей для извлечения из неё юмора, хотя, место ему и там, наверное, есть. Всё дело в пропорциях, в соотношении правды и вымысла… Много ли правды открывает фильм?
Юмор – это игра слов и мыслей. Некоторого рода юмор напоминает игру кошки с мышкой…
В обычных человеческих отношениях люди безошибочно выделяют мотив насмешки и далеко не всем позволяют или прощают его в отношении себя.
Высший пилотаж насмешника в том, чтобы насмешка была заметна всем, кроме того, над кем смеются. Смеялись и над Христом, когда били его из-за спины, говоря: «Прореки, кто тебя ударил…».
Вопрос позволительности юмора в некоторых темах граничит с вопросом о сути и позволительности хамства в его первозданном виде.
Можно рискнуть и выделить рациональные мысли фильма:
— бесы имеют дар чудотворения и передают его иногда людям;
— люди могут не знать природу своего дара чудотворения;
— есть опасность извращения христианских заповедей до полной их противоположности, в том числе и заповедей о любви к ближним и любви к врагам;
— бесы могут являться в личине смирения и праведности…
Полезно задуматься над этим? – Несомненно.
Все эти вопросы исследованы в православной литературе. Облегчит ли кому-то их понимание
фильм «Монах и бес»? – Нельзя исключать …
А если кому-то кажется, что фильм слабоват, то пусть сделает лучше.
Лишь бы только не получилось так, чтобы по какому-то злому умыслу или случайному недосмотру до зрителей доходили фильмы только тех авторов, которые не решают трудные вопросы, а, злоупотребляя своим даром пересмешника, запутывают в них.
Чтобы процесс осмысления христианского учения никто не подменил коварными ухищрениями воинственного атеизма, нацепившего на себя маску ревнителя «всеобщих ценностей».
Для решения вопроса о доверии благим намерениям автора фильма, показались интересными несколько высказываний Ю.Арабова о наших реалиях, взятые из его интервью:
— «Вся политика властей Москвы и Питера направлена на выдавливание малоимущих из центра на окраины, в резервации, и улица обязательно еще скажет свое слово, потому что нельзя жить в городе, где невозможно купить не то что дешевого, но даже среднего товара по средней цене, нельзя жить в городе, где цена за жилплощадь в несколько раз превышает цены столиц мира».
— » страной управляют двести-триста семей, имеющих сверхдоходы от выкачивания природных недр. Прибавьте к этому “золотой миллион” обеспеченных людей, живущих в Москве, — вот и почти вся экономика. Как ее назвать? Не понятно. Но то, что лояльность народа к этой власти обеспечивается манипуляцией сознанием, промывкой мозгов, — это несомненно».
— «Телевидение активно занимается форматированием кинопроцесса, но это пока лишь колониальная продукция для слаборазвитых стран, скалькированная с не очень хороших западных образцов, упрощенная, не имеющая отношения к реальности».
— «Мы идем быстрым шагом к обществу, которое называется фашистским и которое гарантирует своим гражданам лишь скудную пайку и такие простые развлечения, как насилие на экране или футбольный мяч, забитый в ворота соперника. Впрочем, и последним мы похвастаться не можем…».
К сожалению, сценарии Ю.Арабова далеки от вопросов, затронутых в этих высказываниях. Но нельзя же это ставить ему в вину. Многие говорят и больше, и острее, а сценариев вообще не пишут…
Фильм Монах и бес смотреть онлайн
Иван Семенович приходит в мужской монастырь с одной проблемой – он горит. Одежда сама воспламеняется на нем, несмотря на то, что на улице моросит дождь. Настоятель монастыря обливает его водой из ведра. Иван просит позволить ему остаться в монастыре. После недолгого разговора настоятель велит ему помыться и привести себя в порядок.
Все служители монастыря замечают странное поведение Ивана. Как будто в нем живут два разных человека – один скромный и кроткий, а другой дерзкий и колкий на язык. Настоятель говорит Ивану, что за просто так он не будет его кормить, и велит ему вычистить древний колодец, который в прошлом был целебным. Колодец же тот до краев полон грязной воды, и его надо вычерпать до дна. Скромная натура Ивана озадачена таким испытанием, однако неожиданно в нем просыпается другая игривая сущность, которой эта работа кажется пустяком.
Меньше чем за день удается Ивану разобраться с колодцем. Настоятель не ожидал от него такой нечеловеческой прыти. Он начинает с подозрением относиться к Ивану и сообщает другому монаху, что надо осмотреть келью Ивана в его отсутствие. Также настоятель велит Ивану исповедаться. Иван не приходит на исповедь вовремя. Он является гораздо позже, чтобы исповедаться лично настоятелю. Странная речь Ивана во время исповедания вводит настоятеля в недоумение, и он отправляет его на реку за рыбой.
Пока Иван уходит на реку, настоятель с парой монахов отправляется в его келью, чтобы все обыскать. В постели Ивана они находят расческу и ножницы, и начинается скандал. Вскоре в келью спящего настоятеля является важное духовное лицо из Томской губернии. Во время разговора с настоятелем, он спрашивает почему тот гонит Ивана, который является практически святым человеком. Человек из Томской губернии советует настоятелю держать Ивана к себе поближе и дать ему возможность больше участвовать в управлении монастырем, поскольку тот может в несколько раз увеличить его доходы. Затем духовное лицо уходит.
Настоятель выскакивает вслед за незнакомцем из кельи и спрашивает писаря о нем, однако тот говорит, что видел женщину. Этот факт озадачивает настоятеля. Выбежав во двор, он видит уходящую женщину, которая затем исчезает. Тут с реки возвращается Иван с огромной рыбой. Настоятель велит связать Ивана, заткнуть ему рот кляпом и отнести его на пристань. Там его кладут на плот и пускают плыть по реке. Однако плот с Иваном возвращается обратно к пристани против течения. Настоятель понимает, что от Ивана им не отделаться. Его возвращают в монастырь и заставляют заниматься стиркой, поскольку он так дружен с водой.
Неожиданно в монастырь заезжает Николай I. У его кареты сломалась английская рессора, и ее необходимо починить. Император спрашивает настоятеля, есть ли у него человек, который сможет починить карету. Настоятель отвечает, что таких людей у него нет. Тогда император просит приютить их на время. За обедом ему подают ту самую рыбу, которую выловил Иван. За столом речь заходит о чудесах в монастыре. Император узнает об Иване и изъявляет желание его увидеть. Иван кажется императору интересным человеком, хорошо разбирающимся во многих вещах. Напоследок он получает от Ивана совет по поводу рессоры – «что не чинят умами, то чинят слюнями». Эта фраза очень веселит императора, после чего он идет к карете, слюнявит платок и протирает им рессору, а затем отправляется спать.
После разговора с Иваном государь решает сократить число крепостных, а также наделить крестьян собственными участками земли. Утром рессора оказывается целой, как будто и не ломалась. Перед отъездом государь просит настоятеля передать Ивану перстень. Настоятель отправляется к Ивану и видит, как тот скидывает грязную одежду в воду, а та сама стирается в реке. Это пугает настоятеля. Он вручает Ивану перстень и отправляет его жить на выселки. Привезя Ивана на место, настоятель велит ему вырубить все сухие деревья, а те, что здоровые, пронумеровать.
Когда Иван остается один, из него выходит другой человек. Иван просит появившегося беса в человеческом обличье оставить его в покое. Но тот говорит, что Иван перспективный, и что он сделает его настоятелем этого монастыря. Бес рассказывает, что имя его Легион. Утром Легион устраивает Ивану шикарный завтрак, однако тот отказывается с ним есть. Легион просит Ивана подписать донос на настоятеля монастыря. Иван говорит, что донос должен быть анонимным и подписывает его крестом, после чего бумага мгновенно сгорает.
За это Легион привязывает Ивана к дереву и разводит под ним костер. Легион хочет расправиться с Иваном, но тут внезапно начинается дождь и тушит костер. Тогда Легион решает, что это даже ему на руку, теперь он хочет попытаться сломить Ивана на какой-нибудь слабости, чтобы тот начал плясать под его дудку. Иван пытается обратиться к Богу, чтобы понять его замысел, так как он сам никак не может отделаться от беса и не знает, что ему делать. Легион тем временем выполняет поручение, которое настоятель оставил Ивану. Вскоре приезжает настоятель и его пугает то, что Иван снова так быстро справился с его заданием. Иван пытается объяснить настоятелю, что это сделал не он, но тот стремительно уезжает прочь.
Легион предлагает Ивану посмотреть Иерусалим. Тот соглашается поклониться бесу и отдать ему свою душу ради того, чтобы побывать в храме Гроба Господня. Бес подхватывает Ивана и устремляется в небо, чтобы быстрее долететь до Иерусалима. Там они попадают на базар, где продают различные вещи, выдавая их за предметы, имеющие отношение к Христу. Ивану кажется это богохульством. Он начинает переворачивать столы с товарами и в результате его избивают. Легион излечивает его.
Перед походом в храм Легион идет подпилить рога и привести себя в порядок. Иван пытается отказаться от похода в храм, но бес заставляет его сдержать слово. Сам бес заходить в храм не желает. Однако Иван просто силой заталкивает его туда. После ночи в храме Иван выносит оттуда бездыханное тело Легиона. Иван пытается излечить Легиона – он везет его к Мертвому морю. После посещения храма у Ивана проходит хромота, и он перестает заикаться. На Мертвом море Легион начинает выздоравливать. Сил у Легиона на обратный полет нет. Иван вынуждает его отдать перстень императора, чтобы они смогли попасть на корабль и вернуться.
Когда они возвращаются обратно, то их арестовывают, считая подозрительными. На допросе Иван начинает сознаваться во всем, чего он не совершал. За вранье их с Легионом велят выпороть. А затем запирают в маленьком доме. Легион пытается залечить раны Ивана, но неожиданно оказывается, что он потерял свои волшебные силы. Тут Иван начинает умирать. Легион видит, как душа покидает Ивана, но сделать ничего не может.
Легион отправляется в тот самый мужской монастырь к настоятелю. Он просит приютить его в стенах монастыря и говорит, что готов выполнять любую работу. Настоятель, услышав его имя, нарекает его Лазарем. И велит ему заниматься стиркой белья, где раньше работал Иван. Легион рад тому, что его пустили в монастырь. Писарь не одобряет поведение настоятеля, говоря, что тот пускает в монастырь всякую шваль. Но тот уверен, что поступает правильно.
«Монах и бес». Эксклюзивные поговорки, афоризмы из фильма, обреченные стать крылатыми.
Наверное, многих не оставила равнодушными достаточно недавняя работа Николая #Досталя «Монах и бес». Фильм приятно удивил меня во многих отношениях. Думаю, мало найдётся таких, кто не обратил бы внимание на обилие в нём оригинальных поговорок и удачных афористичных высказываний,которым просто суждено стать крылатыми. Некоторые их них,я уверена,уже вовсю гуляют по просторам России, да и не только,ведь где нас, русских, только нет..
Здесь нужно отдать должное сценаристу Юрию #Арабову, который, согласно его пояснениям, консультировался при написании сего «либретто» с представителями российского духовенства — они и подарили ему многие из нижеследующих ярких поговорок. И взяты они не откуда-нибудь, а из священных писаний, а конкретно житий некоторых святых! Да и сама идея фильма появилась после прочтения Николаем Досталем книги о монахах Нило-Сорской пустыни ХІХ века. Остальные колоритные #высказывания персонажей являются удачным плодом фантазии сценариста и,возможно,других создателей фильма. По сути, значительная часть этих выражений эксклюзивна, поскольку они были созданы специально для данного киношедевра и никогда не употреблялись раньше — можно только представить, какая кропотливая была проделана для этого работа…
Ниже привожу созданную мной коллекцию словесных перлов из этого уникальнейшего фильма,который советую обязательно посмотреть тем,кто его ещё не видел. Дарю её всем, кто так же, как и я, неравнодушен к изыскам нашего великого и могучего! Некоторые из них снабдила,на всякий случай,своими пояснениями.
. Не та каденция. (Не тот случай).
. Не всё свято,что в книгу вмято. (Не стоит бездумно доверять любому печатному слову).
. Дерзость не мерзость. А мерзость и простить можно.
. Ждали,да все жданики съели…
.Когда нечего сказать не стыдно и промолчать
. Был уродец, а станет новгородец!
. Концерт прошёл,а дирижёр не пришёл.
. Бог строит церковь, а черт пристраивает часовню.
. Мыло не мило,коли лицо загнило…
. Дед бабу любил и ее же доил.
. С работою дружим, а без работы не тужим…
. Мил гость, что душа, избывают его, как ежа…
. Мыло черно,да моет бело.
. Кипяточек врозь, а теплецо западлецо.
. Вода студит,а человек блудит.
. Лес как интерес,нет леса нет интереса.
. Поп кобылу бранит, а она же его и хранит.
. Кто добр, тому бобр. А кто не добр, от того и выдра бежит.
. Верста — не киста, на живот не давит.
. По небу лететь, не человеком вертеть…
. Помереть и родить — нельзя погодить.
. Я из Торжка от мил дружка. Шел на юг, а пришел на север.( Отмазка от вопроса кто ты и откуда).
. Хоть не воровал, а тюрьму узнал…
. Мудрость- состояние ума такое, специфическое…
. Во фрамбуазном состоянии и с сильным амбре ( В расстроенных чувствах и с ощутимым запахом перегара).
. Дворянство по-французски ни бельмеса. Фурье не читают. А в народе мрак, дичь и отупение.
. Еще писатель Шекспир заметил: «Из ничего и выйдет ничего».
. — А что они Христом торгуют? — А чем еще им торговать? (Про торговлю подделками под святыни на рынках в Иерусалиме ).
. Все боги похожи друг на друга, только Ваш ни на кого не похож. (Слова беса об Иисусе Христе).
. Мы камням не поклоняемся. У нас иных дел по горло. ( По поводу поклонения христианским святыням — гробу Господнему, камню помазания и т.п.)
. Подвижник без беса – это всего лишь подвижник. Но подвижник с бесом – это уже юродивый!
. Пойдешь в глубину трансфизических магм. ( Угодишь в ад ).
. Не пью только на небеси, а у нас на Руси — кому только не поднеси.
. Мертвец сказал: «Хороша!» и заснул не дыша.( Про водочку небось…) )
. Чарка вина не убавит ума.
. Молитва ждёт, горячее — нет.
.Куманда — ерунда. Но служение — вне разумения. — КОМАНДА, КУМАНДА ы, ж. Нем. Начальствование над какой-л. воинской частью; командование, власть. ♦ Быть, находиться и т. п. под чьей-л. командой, под командой кого-л — (из академического словаря.)
. Расступились, как воды Чермного моря перед пророком Моисеем. ( Угодливо расступились перед важным лицом).
. Хочешь знать тайну беззакония? Не любите и нелюбимы будете!
. За нее ( Богородицу) и так молятся. А за бедную Лукрецию и сказать некому.
. Сныть, да крапива, да немного пива! ( Про диету во время поста).
. Не печалуйся, брат! Ты что, не видишь, что здесь одна чудь и меря? ( Не обращай внимание на реакцию людей,которые ниже тебя по развитию , либо представителей другой культуры,не понимающим твою….).
. Не вру,а подвираю (Бесовской приём смешивать правду с обманом,чтобы ввести в заблуждение)
. Верую, ибо абсурдно. ( Приписывается Тертуллиану).
. Конечно, не «Савой», не «Славянский базар», но жить можно.
. Все идет отлично. Перед стремительным взлетом часто следует небольшое падение.
. Милостивый государь! Извольте разъяснить свою инвективу! ( Извольте объяснить свой выпад).
. Удалите с глаз,не удаляя. ( Избавьтесь от неугодного человека, сослав его куда подальше).
. Как Иона забрался во чревo кита, так сюда придут лосось и кета… ( Буквально для рыбаков).
. Благочестие – это предрассудок. Руссо читал?
. Честь не есть… Сытым не будешь.
. Ноэль вполне заурядная. ( В этом нет ничего особенного).
. Почти как в Зимнем дворце. Только клопов больше.
. У тебя что, гангрена гипоталамуса?
. Без праци не бенде колораци… ( Без правды нет и царствования).
. Больше кузнечика и меньше воловья носка. ( Праведник о размере своих грехов).
. И вот тебе первое послушание: молчи хотя бы изредка! Со старшим по чину.
. Кого только в монастырях держат! Весело, как в желтом доме!
. Все переполнено грешниками, как церковь в воскресный день.
. Ты уду свою подбери. А то шалаболы болтаются, тебя бабы пугаются.
Также не могла удержаться,чтобы не привести некоторые примечательные диалоги (оформление их сохранено в точности как в тексте к сценария к данному фильму….) :
* * * * *
Иван Семенович. А с-сатана, п-прости Господи, он к-как?..
Легион. В каком смысле?
Иван Семенович. Ну… к-как человек?..
Легион (после паузы). Очень эффективный руководитель.
Иван Семенович. А ведь ты его не л-любишь, Легион.
Легион. А я и не скрываю. Я его ненавижу. У нас так принято. Сильно надоел. Но заменить пока некем.
Иван Семенович. А с-самому встать на его м-место, не думал?
Легион. Опыта мало. Да у него такая охрана, не подберешься.
Иван Семенович. Как у г-государя?
Легион. Государю вашему до него далеко.
Иван Семенович. С-странное это м-место… Пекло. Все д-друг друга ненавидят, а в-вместе живут… Почему?
Легион. У вас в миру еще хуже.
* * * * *
Легион.Значит так, Ванек, будешь славить сейчас Мамону, царя Ирода, Симон волхва и Лукрецию Боржиа.
Иван Семенович.Лукрецию не буду…
Легион. А кого будешь?
Иван Семенович.Богородицу.
Легион. Богородицу не надо, Ваня! За нее и так молятся. А за бедную Лукрецию и сказать некому.
******
Иван Семёнович (обиженно). А ч-что они Христом т-торгуют?
Легион. Это мне и нравится. А чем еще им торговать, Ваня? Песком или смоквами?
* * * * *
Иван Семенович. А интересно знать, куда попадает умерший черт?
Легион. В р-рай.
Иван Семенович. В вечное блаженство? За что так?
Легион. Это д-для вас б-блаженство… а для н-нас… ужас страшный
* * * * *
Иван Семенович. Не всё. Еще каюсь в доброте неизреченной. В отсутствии стяжательства. В самопожертвовании, во всепрощении и мудрости.
Настоятель. Чего?
Иван Семенович (объясняя). Мудрость. Состояние ума такое. Специ¬фи¬ч嬬-
с¬кое. Испытывал, владыка?
Настоятель. Нет. Бог миловал.
Иван Семенович. А у меня постоянно. Сижу, бывало, у окна, смотрю на близлежащую жизнь и чувствую: мудрею. И поделать с собой ничего не могу. Мудрею, и всё тут!
Настоятель. Порок тяжкий.
Иван Семенович. И я об этом. Отпустишь грехи, владыка?
Настоятель. Ты погоди… Не торопи меня. (Он наморщил лоб, о чем-то тяжело думая. Подумав, сказал твердо.) Грехи отпустить не могу.
Иван Семенович (сокрушенно). Хоть не воровал, а тюрьму узнал…
Настоятель (уходя от ответа). Просто ты должен сам у меня отпускать, а не я у тебя.)
* * * * *
Николай Павлович. Ну и дороги! Почто меня Бог наказал такими дорогами? Кто ответит? Александристофорович, душа моя… Родовое ли это проклятие России или будет вспоможение Всевышнего и заживем мы когда-нибудь, как люди?..
Настоятель. Если рассудить во благовремении и нечеловеческим разумением, то дороги нам совсем не нужны… и даже определенно вредны.
Николай Павлович. Ну да, ну да… Если рассуждать по-твоему, то ни рессоры не нужны, ни дороги… А почему?
Настоятель. Потому. Что коли дороги будут, то по ним неприятель проедет. И в самое сердце России попадет.
* * * * *
Николай Павлович (чтобы разрядить обстановку, на русском). Хорошо тебе здесь спать?
Александр Христофорович. Может быть, и хорошо. Только я еще не пробовал. А как вам, ваше величество?
Николай Павлович. Почти как в Зимнем дворце. Только клопов больше. Лютые они здесь… Злые.
Александр Христофорович. А я думал, что клопы при монастырях должны быть постниками))
* * * * *
Николай Павлович. А зачем на колени упал? Думаешь, мне легко так с тобой говорить?
Настоятель. Не думаю. Я вообще никогда не думаю.
Николай Павлович. Тогда чем ты отличаешься от моих министров?
Настоятель. Тем, что живу в медвежьем углу…
Монах
Фильм Аркадия Мамонтова.
Посмотрев это фильм вы по-другому взглянете на жизнь и свое предназначение…
«Истинный монах — это произведение Святого духа» — сказал афонский старец Иосиф Исихаст. Как святой Силуан Афонский, в миру Семен Иванович Антонов, простой русский мужик, солдат и крестьянин, стал таким произведением, стал истинным монахом?
«Молиться за людей — кровь проливать» — эти слова как-то произнес преподобный Силуан Афонский — русский монах, которого за молитвы и духовный подвиг причислили к лику святых. Старец подвизался на Святой горе 46 лет и умер в 1938 году, показав нам пример поистине равноангельного смирения и смелой борьбы с жестокими страстями.
На первом году пребывания преподобного Силуана в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре с ним произошло событие, изменившее всю последующую жизнь: во время уединенной молитвы в храме образ Спасителя на иконостасе вдруг ожил. На месте иконы старец Силуан увидел Господа, смотревшего на него. Это было не просто визуальное наблюдение, но чудо Богоявления, в котором таинственно открылось познание Бога.
Свой духовный опыт старец Силуан передал и нам. Его писания — настоящий источник веры и любви -переизданы много раз на разных языках. Это словно откровение самого Господа.
«Держи ум свой во аде, и не отчаивайся» — вот послание Духа для нашего времени, которое мы получили через творения преподобного Силуана. Какими бы недостижимыми ни казались для современных христиан высоты духа, как бы мы ни печалились, изнемогая от многочисленных соблазнов века сего, как бы ни ослабевали от искушений, слова преподобного Силуана укрепляют немощных и дают надежду.