Вопрос:
В каком случае причащающийся может принять причастие в свое осуждение, и в чем оно может выражаться? Где есть указания на осуждение в Священном Писании?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Об этом говорит апостол Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29). В комментарии к этому посланию святитель Иоанн Златоуст пишет: «Причина стольких благ, трапеза, источающая жизнь, становится осуждением? Не по своему естеству, говорит он, а по произволению приступающего. Как Его пришествие, доставившее нам те великие и неизреченные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти тайны становятся средством большего наказания для недостойно причащающихся» (Гомилия 28 на 1-е Послание к коринфянам). Из слов апостола Павла видно, что он считает недостойно причащающимся того, кто не рассуждает о Теле Господнем, то есть принимает без веры – как простой хлеб. По мнению святых отцов, недостойно причащаются имеющие злобу на ближнего и находящиеся во вражде, имеющие неисповеданные смертные грехи, зараженные еретическими учениями. Последствиями недостойного причастия бывают недуги, как духовные, так и телесные. «Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, то есть подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости» (Авва Феона; см.: Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. 22 собеседование).
Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему страшном видении: «Братия приступили к принятию святых таин. Как только некоторые простирали руки, бесы, как бы предупредив священника, клали им на руки уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые духи отступали от них и с ужасом далеко убегали. Видел он также, что ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукою священника простирал свою руку к алтарю и участвовал в преподании святых таин. И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, как во время бдений, при чтении псалмов и молитв кто-нибудь из братии, по внушению злых духов, предавался помышлениям. И не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братий, приступающих к алтарю» (Руфин. Жизнь пустынных отцов. О Макарии Александрийском).
Необходимо строго следить за тем, чтобы не причащаться недостойно, но избегать другой крайности: отказываться от регулярного участия в этом великом таинстве под предлогом недостоинства. О таких говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны уклоняться от святого причастия… И кто чище будет духом, тот тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению… Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками, но еще более и более с жаждой надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми». Церковь предоставляет нашей христианской совести испытывать нашу готовность к причастию. Благословение на причастие дает священник, который принимает исповедь.
Великая пятница. Признаки причастия в осуждение
Страстна’я пятница… Христа распяли на кресте за грехи человечества. За наши грехи. За мои грехи…
Много ли сегодня истинных христиан?.. Много ли тех, кто сражается с грехом в себе до пота и крови? Много ли тех, кто выполнил заповеди Христа? Кто’ выполнил то, что Христос сказал богатому праведному юноше? Кто’ выполнил то, о чем Христос говорил в нагорной проповеди? Много ли тех, кто восходит с Ним на Голгофу? Тех, кто, действительно, идёт узким путём спасения?
А путь ОЧЕНЬ узкий… ОЧЕНЬ тесный… Скорбный, терновый. Полный страданий и покаянных слёз.
К сожалению, из тысяч спасающихся только один, действительно, спасается. Для современного, развращённого многими удобствами и страстями, человека путь спасения стал слишком тесен, слишком узок, слишком некомфортен. Но комфортно ли было Христу?.. И разве сказал Он, что кто-то войдет в Царство Божье не тесными вратами? Не через скорби и страдания? А через веселие и радость?
Нужно понимать, то НИКТО из истинных христиан в радостях и веселии не приходит ко спасению. При нашей греховной природе это невозможно в принципе. Все мы, рожденые на Земле, от земных родителей, порабощены грехом. Кто-то в бОльшей, кто-то в меньшей мере — но все. Веселиться могут лишь те «христиане», которые не имеют в себе дара Духа, а потому не способны видеть всю свою греховность. Остальные спасаются через покаяние, плач о своих грехах, перенесение скорбей, Причастие Тела и Крови Христовой.
Христос говорил: «Горе смеющимся ныне». «Возьми свой крест — и следуй за Мной». За Мной куда?.. Путь у каждого истинного христианина, как у Христа — один: до личной голгофы и последующего воскресения вместе со Христом. Так бывает ли путь христианина весёлым?..
О ДУХОВНОЙ РАДОСТИ
Да, есть духовная радость. Есть посещения Божественной благодати, которые дают неизъяснимую сладость в сердце молящегося, внутреннюю радость. Её могут испытать те, кого Господь хочет привлечь к Себе и даёт вкусить эту благость авансом. Её могут испытывать подвижники при духовных подвигах, при перенесении скорбей: так укрепляет и поддерживает Господь идущего узким путём спасения.
Но нам до чистой духовной радости, которую испытывали святые праведники после многих аскез, духовных подвигов, духовных трудов, пока очень и очень далеко… Мы ещё не прошли и начальной стадии пути спасения: покаяния, полного очищения от грехов, отречения от мира, от всех мирских удовольствий, развлечений, не понесли духовных подвигов.
ОБ ИСТИННЫХ ПАСТЫРЯХ И ЛЖЕПАСТЫРЯХ
Истинных пастырей, которые, действительно, ведут людей узким путём спасения, в современном мире осталось очень и очень немного. После столетнего гонения на православное христианство, которое люто ненавидит дьявол, истинных пастырей осталось мало. Даже в нашей церкви есть священники, которые не до конца стоят в истине. Есть те, которые не могут провести человека путём спасения, потому что сами пока не имеют достаточного духовного опыта, духовных даров. Последнее время тяжелое в этом плане: жатвы много, а делателей мало. Очень мало духовников.
Не говорю уже о том, сколько в современном мире развелось ересей. К сожалению, ереси сегодня растут, как грибы после дождя. Из-за духовной безграмотности современных людей, любой активный лжепастырь легко увлекает в свои сети множество душ, которые погибают вместе с ним. И я не знаю, есть ли среди лжепастырей те, кто может провести людей путём спасения? Мне бы очень хотелось в это верить… К сожалению, вижу другое: очень много расхождений с Библией. А я верю Богу и Библии.
Обманывают такие горе-христиане и горе-пастыри (лжепастыри) себя всевозможными иллюзиями о спасённости. Но там, где слепой ведёт слепого, оба в яму упадут. Путь узкий, очень узкий. И на этом духовном пути столько расставленно сетей диавольских, столько подводных камней, что протестантским лжепастырям, самонадеянно отказавшимся от опыта Церкви Христовой, даже не снилось.
Эти люди надеются на то, что они сами, люди последнего времени, которые в духовном плане слишком слабы и неопытны, которые не берут на себя никаких подвигов и аскез, знают всё лучше святых. Ними, якобы, руководит Дух. Зачем им проверять, что это за духи? Зачем сверять всё с духовными наставлениями святых, которые, действительно, имели дары Духа? Они поймут, что обманываются — Духа там нет. Их это разочарует: потеряют свою власть, большие деньги, влияние. Поэтому и отвергли Предание Церкви Христосой, вопреки Библии. Ну что ж, это их право и их погибель. Но горе той нерассудительной пастве, которая верит лжепастырю, служит лжепастырю: все погибнут…
О РАССУДИТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАНИИ ВОЛИ БОЖИЕЙ
Радует то, что есть церковь Христова, которая стоит в истине. И пребудет она до скончания века. Есть истинные пастыри. Они нас учат духовной рассудительности, а не слепому подчинению:
«Несмотря на всё уважение к пастырям и на подчинённость им, несмотря на общую евангельскую заповедь: «Не судите!», пасомым Самим Господом вменяется в нравственную обязанность крайняя духовная бдительность и рассудительность даже в отношении самих пастырей: по истинному ли пути они сами идут и всё стадо словесное за собой ведут?
Об этой крайней осторожности и смиренной духовной рассудительности говорит святой апостол Павел: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:15-17).
Заповедано: «Не судите», но одновременно с этим добавлено: «Не будьте и нерассудительны».
Не осуждайте ближнего, а в нашем случае — старшего, за его слабости, ошибки, погрешности и грехи, — но о самом ошибочном пути, не осуждая, рассудите. Дабы и вам не принять за истину — ложное, так как это ложное может касаться самых основ жизни духовной: «Ибо я знаю, — говорит божественный апостол, прощаясь с Церковью земною, — что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих (это говорится пастырям) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте…» (Деян.20:29-31).
Вот для такого бодрствования и нужна духовная смиренномудрая рассудительность. Дабы превратное, т.е. ошибочное, неистинное понимание не признать за истинное»
Огромным подспорьем при катастрофической нехватке духовных наставников является Предание Церкви, творения святых отцов. Собственно, по ним мы и учимся, как спасаться. Святые, обоженые люди прошли этот путь, знают все его подводные камни — и передали свой духовный опыт будущим поколениям.
Церковь Христова, которой больше 2000 лет, накопила большой опыт прохождения духовного пути, пути спасения. И грешно быть настолько самонадеянными, чтобы не внимать наставлениям святых.
Протестанты не признают Предание Церкви Христа, но Библия учит иному. Апостол Павел говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» — письменное.
Кому, как не святым, которые стали обожеными людьми, передавать нам свой опыт?
Протестантское отречение от опыта Церкви Христовой — отличный сатанинский ход. Благодаря этому несметное множество душ, считающих себя спасёнными, попались в сети диавола.
ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА НЕТ ДУХОВНИКА
Несмотря на то, что в наше, последнее, время огромный дефицит хороших пастырей, духовников, не будет унывать, братья и сёстры! Благодать Божья даётся в таинствах не по достоинству священника, но по Божьему произволению и по достоинству причащающегося.
Если нет духовника, но есть искреннее устремление к Богу — такого человека ведёт и обучает Сам Господь. Господь всегда с нами. Он Сам укрепляет тех, кто Его.
В последние времена на Земле остался лишь малый остаток Церкви Христовой — и тому надлежит быть.
Радуемся тому, что у нас пока есть возможность спасаться, причащаясь Тела и Крови Христа. Благодарим Бога за Его Великую Жертву за наши грехи. И внимательно исследуем себя, чтобы Причастие нам было во спасение, а не в осуждение.
ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ В ОСУЖДЕНИЕ
Предлагаю вашему вниманию рассуждения на эту тему православного катехизатора Масленникова Сергея Михайловича:
А также рекомендую его сайт:
Спаси нас, Господи!