Содержание
- Притчи Иисуса Христа с толкованием
- Простые истории, открывающие путь к спасению
- Все речи Спасителя проникнуты любовью к каждому
- Толкования истории об овце, отбившейся от стада
- История о потерявшейся овце, спроецированная на отношения в семье между родителем и его ребёнком
- Все мы – блудные сыновья
- Господь призывает нас учиться прощать
- Обиженный так же создан по образу и подобию Божию, как и тот, кто его обидел
- Пост и молитва – вот что требуется от каждого христианина, дабы не пришлось человечеству платить кровью за свои грехи
- Знаменитые богословы-толкователи Священного Писания
- В каждой из историй, рассказанных Христом, присутствует Он Сам и каждый из нас
- Вочеловечившегося Господа бесы узнавали сразу
- Смысл и подтверждение фразы: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным»
- Истинное милосердие
- Почему Господь не открыл, когда наступит День Страшного Суда?
- Книга Книг – Вечная Мудрость
- 3 притчи Иисуса Христа
- 12 притч: Христос о Царствии Небесном
- Притча о сеятеле (Мф 13:3-8)
- Притча о невидимо растущем семени (Мк 4:26-29)
- Притча о плевелах (Мф 13:24-30)
- Притча о зерне горчичном (Мф 13:31—32)
- Притча о рабах, получивших равную плату (Мф 20:1—16)
- Притча о сокровище, скрытом в поле (Мф 13:44)
- Притча о званных на брачный пир (Мф 22:2—14)
- Притча о закваске (Мф 13:33)
- Притча о неводе (Мф 13:47—50)
- Притча о десяти девах (Мф 25:1—13)
- Притча о жемчужине (Мф 13:45—46)
- Притча о немилосердном должнике (Мф 18:23—35)
- Почему Иисус Христос говорил притчами?
Притчи Иисуса Христа с толкованием
Все Евангельские притчи удивительно коротки. Нет такого писателя или философа, который оставил бы после себя столь мизерное наследие. Однако слова, сказанные Иисусом Христом и переданные в Евангелиях, мы перечитываем всю жизнь по многу раз. Они не устаревают и остаются актуальными уже более двух тысяч лет. За это время были написаны целые тома исследований и толкований.
Простые истории, открывающие путь к спасению
Может быть, притчи Иисуса Христа настолько витиеваты, что не каждый, прочитавший их, способен понять смысл сказанного Господом? Отнюдь нет. Они предельно просты и логичны, а притчи Иисуса Христа для детей так и вовсе переписаны различными литераторами таким языком, что на их фоне народные сказки для самых маленьких выглядят куда более таинственными. Иисус Христос был первым, кто стал обращаться к людям, не деля их по вероисповеданию, национальности или общественному статусу. Притчи Господа Иисуса Христа простыми словами открывают людям, в чём заключается смысл жизни. Христос своими притчами показал нам самый короткий путь к спасению души. А спасение души – это мир, покой, счастье, благополучие и гармония. Он же показал и то, что этот путь совсем не лёгок, но, принеся Себя в жертву всему человечеству, Он гарантировал, что Сам Господь берёт на себя заботу о спасении каждого, обратившего к Нему своё сердце.
Все речи Спасителя проникнуты любовью к каждому
Притчи Иисуса Христа охватывают все стороны жизни человека. Их можно исследовать в самых различных ракурсах, например рассматривая, как отношения между Богом и человеком или между человеком и другими людьми. Каждую из них можно проецировать на отдельные житейские ситуации, а можно рассматривать как весь жизненный путь человека. Для сравнения можно взять притчи Иисуса Христа и притчи, написанные именитыми писателями. Один знаменитый русский литератор, оставивший после себя прекрасные романы, в которых сохранил для нас подробности войны 1812 года, а также раскрывший традиции, нравы, обычаи и быт наших предков, живших в 19 веке, в какой-то момент своей жизни обратился к жанру нравоучительных притч. Читая притчи Иисуса Христа и этого литератора, невольно обращаешь внимание на то, что в историях Христа нет ни тени досады на неразумных людей.
Христианские мыслители, бравшие на себя смелость трактовать короткие притчи Иисуса Христа, единодушно сходятся во мнении, что Господь любит каждого из нас и понимает до самых потаённых уголков души, что Он существует только для того, чтобы спасти и дать счастье каждому из своих творений, то есть нам с вами, какими бы разными мы ни были и какие бы искушения не терзали наши души.
Толкования истории об овце, отбившейся от стада
Заблудшая животина в притче Иисуса Христа об отбившейся от стада овце показывает, как важен для Господа каждый человек. По крайней мере, многие богословы считают, что в этой притче идёт речь о праведниках и об одном грешнике. По их мнению, Господь радуется каждому грешнику, раскаявшемуся в своих грехах и примкнувшему к сонму праведников. Однако Феофилакт Болгарский видит в этой истории ещё один смысл. Заблудшая овца – это люди, а стадо – это все остальные разумные твари. Иными словами, он считает, что Господь из всех живых существ на земле и во вселенной считает только человека заблудшей овечкой. Возвращение людей под Свой кров Он считает самой большой радостью для Себя.
Ещё один богослов, архиепископ Аверкий (Таушев), под стадом подразумевает сонмы ангелов, а под заблудшей овцой — грешного человека.
Притча говорит о том, что Бог допускает возможность того, что человек, подобно овечке, рано или поздно, по той или иной причине, отобьётся от стада. Однако Он не бросит его, а приложит все усилия, чтобы вернуть назад. Слова Христа, переданные Его учениками, о радости Хозяина от возвращения заблудившейся овцы – это не радость от восполнения утраченного имущества. Это совсем другое.
История о потерявшейся овце, спроецированная на отношения в семье между родителем и его ребёнком
Представьте себя на месте этого Хозяина. Овечка – это ваш маленький ребёнок, отправившийся исследовать соседний двор. Такую параллель провести чрезвычайно трудно – ведь вы не имеете возможности, как Хозяин из притчи, то есть Бог, видеть, как малыш бесстрашно проходит мимо песочницы с разбросанным мусором или мимо большой собаки, и вовремя отводить от него серьёзные опасности. Вы не можете прочитать в душе ребёнка, как он в какой-то момент вспомнил о вас и как горячо захотел оказаться рядом с вами, как почувствовал огромную любовь к вам и тоску, как он испугался жизни без вас, и как он принял решение вернуться. Господь всё это видел и принял своё чадо с распростёртыми объятиями. При этом притча не говорит, сколько раз человек может так уходить и возвращаться. Это значит, что Бог не ограничивает нас. Мы сами принимаем решение – идти вместе со стадом или отклониться от него. Он всегда будет радоваться нашему возвращению и не станет наказывать. Как жить по этой притче, спросите вы? Ведь мы – овцы, которые время от времени делают ошибки, раскаиваются в них, а потом получают от Господа благодать. Эта притча так же многомерна, как и все притчи про Иисуса Христа. Если ваша овечка отбилась от стада, то есть ваш ребёнок пошёл по опасному пути, обратитесь к Господу, чтобы Он защитил его и спас от гибели. Думайте и молитесь о родном человеке постоянно, и тогда вы, а также и заблудившийся ребёнок, испытаете ту же радость, о которой говорится в притче.
Все мы – блудные сыновья
Эту же тему затрагивает и притча Иисуса Христа о блудном сыне. Однако эти две истории нельзя считать полностью аналогичными, ибо Святое Писание не содержит ни одного лишнего или случайного слова. История о младшем сыне, ушедшем из дома и расточившем отцовское наследство, о его старшем брате, оставшемся в доме и все эти годы добросовестно трудившемся на нивах отца, а также о том, как тот встретил вернувшееся из скитаний своё вконец обнищавшее блудное дитя – это также притча про Иисуса Христа. Короткие истории, рассказанные Спасителем Своим ученикам, всегда подразумевают участие в них Господа. В истории про блудного сына отец — это прообраз Господа, а его сыновья – мы, люди.
Господь призывает нас учиться прощать
Эта притча учит нас прощать без задней мысли, принимать раскаяние без назидательных внушений, без умствований и морализаторства. Господь пытается внушить нам, чтобы мы не боялись, что раскаявшийся близкий человек, получив отпущение, снова пустится во все тяжкие. Это не должно нас заботить. Умение прощать не менее важно, чем умение просить прощения. Ни для кого не секрет, что в том, что сын бросает семью и растрачивает отцовское имущество на удовлетворение собственных прихотей, есть вина и отца. В обычной человеческой жизни такое бывает довольно часто. Внутри семьи мы на протяжении всего совместного существования время от времени припоминаем друг другу прошлые обиды. Это формирует неприязненные отношения, из которых хочется вырваться, и мы время от времени бросаем семью и начинаем жить только своими личными интересами, убеждая себя, что настрадались достаточно – можно и для себя пожить. Следствие этого – душевное опустошение.
Одна и та же ситуация, лишь слегка изменившись, повторяется снова и снова. У разных народов даже сложились пословицы: «Чёрного кобеля не отмоешь добела», «Сколько волка ни корми, а он всё равно в лес смотрит», что говорит о бессмысленности прощения. Эти пословицы, хоть и являются народной мудростью, насчитывающей многие сотни лет, всё-таки проникнуты неприязнью и презрением к человеку. В них чувствуется пристрастное отношение к согрешившему, вознесение собственной личности над личностью человека, которого назвали чёрным кобелём или волком. Ни в одной из Своих притч Господь не выглядит презирающим людей.
Обиженный так же создан по образу и подобию Божию, как и тот, кто его обидел
Человек создан по образу и подобию Божию. Как легко соотнести эту истину с самим собой и насколько трудно воспринять Образ Бога в человеке, доставившем неприятность! Иисус Христос, беседуя с учениками, не ставил Себя выше их, ибо лучше, чем кто бы то ни было, понимал, что все люди вместе и каждый человек в отдельности – Образ и Подобие Самого Создателя. Ради спасения каждого из нас Он принёс Себя на жертвенный алтарь, выполнив волю Отца. Долг каждого христианина — совершить своё жертвоприношение во имя Господа. В состоянии ли хоть один из нас совершить подобный поступок ради спасения человечества?
Пост и молитва – вот что требуется от каждого христианина, дабы не пришлось человечеству платить кровью за свои грехи
Читая Евангелие и толкования к нему, написанные замечательными и святыми людьми, мы понимаем, как мало требуется от нас, чтобы мир не потрясали трагедии с человеческими жертвами. Мы должны лишь стараться любить, прощать и оправдывать друг друга, всегда помнить о Боге и не терять связи с ним. Чтобы эта связь сохранялась, требуется приносить жертвы постами и каждое своё действие сопровождать молитвой — и больше ничего. Это сказал Иисус.
Знаменитые богословы-толкователи Священного Писания
Почти все притчи Иисуса Христа с толкованием отечественных и зарубежных священников и теологов есть в такой книге, как «Рече Господь…». Святые отцы церкви с давних времён придавали большое значение толкованию слов Спасителя, сохранённых в Евангелии. В ней приведены практически все притчи Иисуса Христа с толкованием таких почитаемых христианским миром богословов, как Мейстер Экхарт, святой Иоанн Златоуст, блаженный Феофилакт Болгарский, Архиепископ Александрийский Афанасий, святитель Лука Войно-Ясенецкий, Григорий Великий Двоеслов, священномученик Григорий Шлиссельбургский, святой Василий Кинешемский, архиепископ Тавроминский Феофан Керамевс, архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), святой Филарет (Дроздов) Московский и Коломенский, архиепископ Аверкий (Таушев), святой праведник Иоанн Кронштадский, протоирей Всеволод Шпиллер, протоирей Александр Шаргунов, святой Кирилл Александрийский, святой Феофан Затворник, преподобный Иоанн Дамаскин, протоирей Виктор Потапов, блаженный Иероним Стридонский, епископ Мефодий (Кульман), митрополит Антоний Сурожский, протоирей Димитрий Смирнов, монах Евфимий Зигабен, а также толкователи Библии Гладков Б.И. и Лопухин А.П.
В каждой из историй, рассказанных Христом, присутствует Он Сам и каждый из нас
Считается, что в Евангелиях содержится не многим более тридцати притч:
— о сеятеле;
— о злых виноградарях;
— о горчичном зерне;
— о десяти девах;
— о потерянной овце;
— о блудном сыне;
— о брачном пире;
— о закваске;
— о добром сеятеле и плевелах;
— о неплодной смоковнице;
— о работниках в винограднике;
— о потерянной драхме;
— о талантах;
— о сокровище, скрытом в поле;
— о немилосердном должнике;
— о заброшенном неводе;
— о купце, ищущем хорошего жемчуга;
— о двух сыновьях;
— о благоразумном рабе;
— о фарисее и мытаре;
— о десяти минах;
— о богаче и Лазаре;
— о работнике, пришедшем с поля;
— о неправедном судии;
— о неверном домоправителе;
— о смоковнице и деревьях;
— о семени, взрастающем из земли неприметным образом;
— о человеке, просящем в полночь хлеба у своего друга;
— о неразумном богаче;
— о двух братьях;
— об исцелении души и тела;
— о лилиях и др.
Вочеловечившегося Господа бесы узнавали сразу
В период Своего вочеловечения Господь ходил по израильской земле, исцелял больных и рассказывал людям, как им следует поступать, чтобы наследовать жизнь вечную и удостоиться Царствия Небесного. Общаясь с людьми разного воспитания, образования и веры, для того чтобы все они правильно поняли Его, Он использовал простые примеры из обычной, хорошо известной им повседневной жизни. Ученики записывали Его слова. Оставаясь с ними наедине, Господь разъяснял, что имел в виду. Таким образом, истории, которые рассказывал Иисус из Назарета, и есть тайные притчи Живого Иисуса Христа. Ведь узнать в проповеднике, коих тогда было великое множество, воплощение Самого Бога, простому человеку немыслимо. Всё, что человек способен воспринять, уже когда-то было. Всё новое – это, как известно, хорошо забытое старое. А Господь ещё никогда не являлся людям. Зато его сразу узнавали слуги сатаны. В Евангелии от Марка есть место, где человек, одержимый бесом, узнал в Нём Бога и закричал об этом всем. Господь изгнал этого беса из человека, а самому человеку запретил говорить о Себе и о случившемся исцелении.
Смысл и подтверждение фразы: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным»
Феофилакт Болгарский это объясняет так. Никогда и никого не следует оповещать о сделанном добром деле. Совершённое втайне от людей, оно открыто Богу. Не оглашённый добрый поступок считается посвящённым Богу, поэтому Господь призрит на него Своё милосердие. Добрый поступок, ставший известным людям, получает воздаяние от них, поэтому считается совершённым не для Бога, а для людей. «Нет ничего тайного, что не стало бы явным», — говорит Иисус. Это подтверждается тем, что Сам Господь – Тайна из Тайн, стал Явью для людей, воплотившись в Сыне.
Истинное милосердие
Один человек шёл из Иерусалима в Иерихон, и по дороге на него напали разбойники. Они ограбили, избили его и бросили на произвол судьбы. Священник и левит, бывшие одного вероисповедания и национальности с ним, прошли мимо, не оказав помощи, а некий самаритянин, оказавшийся в этой местности проездом, подобрал беднягу и отвёз в ближайшую гостиницу. Там он попросил позаботиться о пострадавшем, оставил деньги и сказал, что на обратном пути зайдёт снова и, если хозяин потратит больше оставленных денег, то он и эти расходы оплатит. Эта притча Иисуса Христа о милосердии говорит, что человек, милосердный во имя Бога, не различает людей по категориям. Он проявляет его всегда, когда требуется помощь.
Почему Господь не открыл, когда наступит День Страшного Суда?
Вся наша жизнь — подготовка к Божьему Суду, когда Он взыщет с каждого по делам его. Ученики спрашивали Его, когда совершится этот Суд. Притча Иисуса Христа о Страшном Суде не даёт ответа на этот вопрос. Если бы мы знали, что конец времён наступит не при нашей жизни, то и не стали бы к нему готовиться, вероятно, пустились бы во все тяжкие, ведь всё равно при жизни нам его не видать. Таким образом мы навредили бы и своим потомкам, так как не смогли бы своим примером научить их христианской жизни. А если бы узнали, что он наступит в ближайшие годы, при нашей жизни, то также много навредили бы себе, ибо решили бы, что уже всё равно ничего не изменить. Господь не открывает рокового года, Он говорит в притче о званых и избранных, а также в притче о десяти девах, что мы должны всегда находиться в ожидании пришествия Судии, ибо когда Он придёт, горе будет тем, кто не готовился к этому Дню.
Книга Книг – Вечная Мудрость
Господь принёс людям Благую Весть о грядущем счастье для всех уверовавших в Него и идущих Его путём. Чтобы удостоиться чести стать участником брачного пира, то есть войти в Царство Небесное, мы должны постоянно помнить и чтить завет Спасителя «Да любите друг друга». По этой причине уже две тысячи лет пересказывают притчи Иисуса Христа для детей и внуков ответственные и любящие их мамы и папы, а также бабушки и дедушки. И дай Бог, чтобы эта традиция никогда не прекратилась.
Простые евангельские притчи при каждом чтении открывают нам свои новые грани. Будучи зафиксированными в Священном Писании, они все имеют отношение к жизни каждого конкретного человека в разных ипостасях. Каждая притча требует регулярного переосмысления и проецирования на житейские обстоятельства. Не случайно мудрые люди говорят, что для того, чтобы жизнь сложилась благополучно, достаточно изучить, осмыслить и освоить только одну книгу – Библию.
3 притчи Иисуса Христа
Господь Иисус часто рассказывал занимательные истории своим ученикам, чтобы в доступной форме донести мудрость до простых сердец. Их принято называть притчами, «земными историями с небесным значением». Они помогают нам понять Бога и самих себя. Поэтому и дети очень любят притчи, ведь в них сочетаются простота повествования и глубина смысла. Журналист и писатель, автор-составитель более десятка популярных сборников притч Клюкина Ольга написала такую книгу, которую дети будут с удовольствием читать и много раз перечитывать, а замечательные картинки помогут создать атмосферу игры.
***
Назидательные истории отличаются и простотой в подборе сюжетов: видя засеянное поле, Иисус рассказывает притчу о сеятеле, зная, что его ученики по большей части рыболовы, он рассказывает им притчу о рыбной ловле.
Притч, представляющих собой законченные новеллы, насчитывают более тридцати. Причина, по которой Христос выбрал иносказательную форму для своей проповеди, указана, в частности, в Евангелии от Матфея:
«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:10-13)
Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с несколькими притчами Иисуса Христа и их толкованием в пересказе для детей:
1. Притча о пшенице и сорняках (о добром семени и плевелах)
Мф. 13:24-30, 36-43
«С чем можно сравнить Царство Божие? Допустим, человек посеял на своем поле семена пшеницы, а ночью, когда все спали, его враг посеял на том же поле сорняки. Спустя некоторое время пшеница взошла вместе с сорняками, и удивленные слуги стали спрашивать хозяина поля: «Господин, ведь ты сеял пшеницу – откуда же взялись сорняки? » Хозяин ответил, что это сделал его враг.
Тогда слуги предложили выполоть сорняки, но хозяин запретил это делать: вместе с сорняками они могли выдернуть и пшеничные колосья: «Пусть это все растет, пока не начнется жатва. Тогда я и скажу жнецам: соберите сорняки в пучки и сожгите их, а пшеницу уберите в закрома»».
Потом, по просьбе учеников, Иисус разъяснил смысл притчи: сеющий пшеницу – это Он Сам, поле – это мир, в котором мы все живем, семена пшеницы – это дети Царства Божия, сорняки же – это приспешники зла, их посеял дьявол. Жатва – это конец мира, а жнецы – ангелы Божии.
Точно так же, как собирают и сжигают сорняки, в конце мира Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они отыщут всех, творивших зло и соблазнявших людей на плохие поступки. И будут они брошены в огненную печь, где их ждут великие мучения. А праведники будут сиять, как солнце, в Царстве Божием!
Толкование священника Константина Пархоменко:
«Известно, что в иудействе были некоторые люди, которые, когда хотели напакостить своему врагу, приобретали или сами заготавливали семена каких-нибудь колючек, складывали в мешочки, приходили ночью на поле своего врага и сеяли. Они всходили, и человек не понимал, что происходит: почему его доброе зерно, его посевы заглушаются сорняками, по-славянски – плевелами.
Слова о том, что сорняки будут сожжены, намекают на Страшный суд с огнем – это ветхозаветный образ. Пророки предсказывали, что, когда Бог придет судить Вселенную, это будет сопровождаться огнем, будет совершена переплавка вселенной. Необязательно понимать в прямом смысле, что это огонь. Это ветхозаветные образы катастрофы, считалось, что концу мира будут сопутствовать разные катастрофы.
Что в этой притче Христос имеет в виду? Что Слово Божие сеется! Конечно, как мы говорили, Слово Божие означает не просто устную проповедь Христа. Еврейское «дабар» – слово Божие – означает всякое слово и действие Божие, то есть всякое обнаружение силы и замысла Божия. И хорошо, что есть всходы, возрастают добрые зерна. Но есть и много людей, которые озлобились против Меня как Посланника Отца Небесного, противодействуют Мне, что-то замышляют. Да, есть и плевелы, и их много. Ну, ничего, будет Суд, который все расставит по своим местам».
2. Притча о богаче и нищем Лазаре
Лк. 16:13-31
Иисус убеждал фарисеев, что нельзя одновременно служить Богу и гоняться за богатством – одно всегда будет мешать другому. Фарисеи же, которые любили деньги, лишь смеялись над словами Иисуса. Тогда Он предупредил их:
«Вы хотите выглядеть праведниками перед людьми, но Бог знает, кто вы есть на самом деле. Что ценят люди, то ненавистно Богу».
И рассказал притчу:
«Жил один очень богатый человек – он носил дорогие одежды, каждый день устраивал роскошные пиры. У ворот же его дома лежал нищий по имени Лазарь. Лазарь питался объедками, которые бросали ему; тело нищего было покрыто язвами, которые облизывали собаки.
И вот пришел день, когда Лазарь умер. Ангелы подхватили его и усадили на почетное место близ Авраама. Потом умер и богач, но он попал в ад. Корчась в муках, богач вдруг увидел вдали Лазаря рядом с Авраамом и закричал: «Отец мой Авраам! Смилуйся надо мной и вели Лазарю дать мне глоток воды – мои мучения ужасны».
Но Авраам ответил ему: «Вспомни – тебе довелось испытать в жизни удовольствия, а Лазарю доставались одни несчастья. Пусть же теперь он утешится, а ты пострадай. Кроме того, вас все равно разделяет бездна, которую невозможно перейти». Тогда богач попросил: «Прошу тебя, пошли Лазаря в дом моего отца, и пусть он все расскажет моим пятерым братьям – я не хочу, чтобы они мучились, как я».
«У них есть Закон Моисеев и писания пророков – пусть их слушают». «Да это что! Вот если бы кто из умерших явился к ним, тогда бы они раскаялись в грехах! » – воскликнул богач.
«Если они Моисея и пророков не слушают, – возразил Авраам, – то пусть даже кто и воскреснет – они все равно не поверят»».
Толкование:
В этой притче интересно то, что в ней богач выставлен безымянным, а бедняк назван Лазарем. Это как бы подтверждает то, что имена, когда-то знаменитые на земле, забываются, а праведники, неизвестные миру, прославляются на небесах.
Из притчи видно, что смерть, прерывая земное существование человека, открывает начало жизни в вечности. То, как мы жили на земле, предопределит и нашу будущую вечную жизнь.
3. Притча о десяти девах
Мф. 25:1-13
Объясняя ученикам, что такое Царство Божие, Иисус рассказал им притчу о десяти девах:
«Десять девушек встречали жениха. У каждой из них был в руках светильник. Но пять девушек были неразумны и не захватили кувшинчиков с маслом, чтобы поддерживать огонь. Другие же пять были умными и не забыли взять масло. Вышло так, что жених задержался в дороге, и девушки в ожидании его задремали. Когда уже наступила полночь, кто-то крикнул: «Жених появился! Идите, встречайте его! »
Девушки проснулись; светильники уже их догорали. Умные снова разожгли их, а неразумные начали просить: «Дайте нам масла – а то наши светильники погасли». Умные же им ответили: «Чтобы хватило масла и нам, и вам, сходите лучше и купите».
Неразумные побежали покупать масло, а умные тем временем встретили жениха, прошли с ним в комнату, где должен был начаться свадебный пир, и дверь за ними захлопнулась. В этот момент вернулись неразумные девушки и начали просить: «Господин, господин! Открой нам дверь! » Он же сказал им в ответ: «Нет, я вас не знаю»».
«Так что будьте все время начеку, — закончил Иисус, — потому что неизвестен день и час, когда придет Сын Человеческий».
Толкование:
Брачный пир в сюжете был выбран для примера как понятное современникам Иисуса мероприятие. По древнему восточному обычаю, жених в сопровождении своих родных и друзей приходил в дом невесты, а так как это обычно совершалось ночью, то подруги невесты, не зная точного времени прибытия жениха, запасались ламповым маслом и ждали участников торжества. После прихода жениха двери дома закрывались, подписывался брачный договор и начинался свадебный пир.
Аверкий (Таушев) пишет, что благоразумные девы — это «все истинные христиане, всегда готовые встретить Господа, имеющие при своей чистой и искренней вере и добрые дела (елей)», а неразумные — «христиане по имени, беспечные, не имеющие добродетелей».
Отказ мудрых дев дать елей неразумным вызван тем, что «никто собственной добродетелью тогда не поможет другому. Едва будет достаточно её для спасения самого себя, так как во многом согрешает человек, даже весьма добродетельный. Смотри, как мудрые даже там обнаруживают милосердие: они желали бы дать неразумным, но не могут».
12 притч: Христос о Царствии Небесном
Царствие Небесное. Что это и где? В философских и религиозных книгах, воображении или вообще на том свете? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. При этом Господь упоминает пятьдесят пять раз (ни много ни мало!) Царствие Небесное и тридцать два раза — Царствие Божие …
О нем 12 евангельских притч, которые мы представляем Вашему вниманию.
Притча о сеятеле (Мф 13:3-8)
Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Притча о невидимо растущем семени (Мк 4:26-29)
Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
Притча о плевелах (Мф 13:24-30)
Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
Притча о зерне горчичном (Мф 13:31—32)
Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
Притча о рабах, получивших равную плату (Мф 20:1—16)
Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званых, а мало избранных.
Притча о сокровище, скрытом в поле (Мф 13:44)
Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
Притча о званных на брачный пир (Мф 22:2—14)
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны.
Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
Притча о закваске (Мф 13:33)
Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
Притча о неводе (Мф 13:47—50)
Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
Притча о десяти девах (Мф 25:1—13)
Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
Притча о жемчужине (Мф 13:45—46)
Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
Притча о немилосердном должнике (Мф 18:23—35)
Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить, тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умоляя его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Глава 9
ПОЧЕМУ ИИСУС ГОВОРИЛ ПРИТЧАМИ?
Философы, умеющие ценить изящную тонкость даже и тогда, когда они открыто философствуют, ведут свою речь, опираясь более на наглядную убедительность, чем на принудительную силу доказательств. Посмотри, как Платон в «Пире», рассуждая о последней цели, о высшем благе и вообще о божественном, не напрягает доказательства, не уподобляется борцу, натирающему руки песком, чтобы сделать охват более цепким и неотвратимым, но увлекают собеседников доходчивыми предложениями, примерами и мифами.
Плутарх, «Застольные беседы», I в. н. э. {65}.
Евангельская притча есть нечто единственное, небывалое и неповторимое. Чтобы в этом убедиться, стоит лишь поискать чего-нибудь подобного притчам о бедном Лазаре, о блудном сыне или милостивом Самарянине не только во всех книгах человеческих, но и во всей Книге Божественной, кроме Евангелия. Этот небесный цветок цвёл на земле только раз.
Дмитрий Мережковский, «Иисус Неизвестный», 1934 г. {66}.
Известно, что Иисус, проповедуя народу, излагал свое учение в притчах — то есть в образах, сравнениях и примерах из повседневной жизни:»И приступивши ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: …потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем» (Мф. 13:10-15).
И ещё: «Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им» (Мф. 13:34).
Принято считать, что Христос избрал именно такую — облегчённую — форму для своих проповедей из-за состава аудитории — ведь почти всегда его слушателями были простые люди из низов, не обременённые книжной учёностью — рыбаки, ремесленники, крестьяне и скотоводы. Элементарная безграмотность его последователей будто бы и являлась единственной причиной того, что Иисус обращался к ним на языке притч.
На самом же деле всё обстояло не так просто. Если внимательно перечитать Евангелия, то можно заметить, что притчами Иисус говорил чаще всего в том случае, когда выступал перед большими скоплениями народа. Когда же слушателей оказывалось немного, то Иисус прекрасно общался с ними и без притчи, и его вполне понимали: «И таковыми многими притчами проповедовал им (народу. — А. Л.) слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял всё» (Мк. 4:33-34). Но ведь, как не трудно догадаться, и в том и другом случае его слушателями оказывались одни и те же люди — рыбаки, крестьяне, пастухи и ремесленники. Почему же, выступая перед толпой, Иисус говорил притчами, а в беседах наедине — не всегда?
Наиболее точный ответ на этот вопрос даёт сравнительно молодая научная дисциплина — коллективная психология, или психология масс. Трудами таких её видных представителей, как Г. Лебон, Г. Тард, В. Бехтерев, С. Московичи и др., было показано, что люди, собираясь в толпу, в значительной мере утрачивают индивидуальность, проникаясь общими для всех мыслями и желаниями. При этом мысли и чувства даже не усредняются, а скорее стремятся к самой низшей отметке. «Коллективная душа» толпы как бы приноравливается к уровню её самых примитивных и неразвитых членов, благодаря чему каждый индивидуум в толпе может принимать участие в совместных действиях и чувствовать себя на равной ноге со всеми. Воспитание, образование, жизненный опыт — все это в толпе слетает, как шелуха, обнажая самые простые поведенческие и мыслительные реакции и способности. Порабощение «коллективной душой» индивидуальной души иногда бывает столь выраженным, что не заметить этого просто невозможно. Недаром еще Солон любил повторять, что отдельно взятый афинянин — это хитрая лисица, но когда афиняне собираются на народные собрания, то уже имеешь дело со стадом баранов {68}.
С толпой нельзя разговаривать, как разговаривают с одним человеком. Доводы, обращенные к толпе, всегда должны быть простыми и ясными, ещё лучше, если они будут подкреплены яркими примерами, образами и сравнениями. Гюстав Лебон писал по этому поводу:»На толпу нельзя влиять рассуждениями, так как ей доступны только грубые ассоциации идей. Поэтому и ораторы, умеющие производить впечатление на толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку. Законы логики не оказывают на неё никакого действия» {69}.
Вот почему Иисус Христос всегда говорил притчами, когда хотел привлечь на свою сторону толпу. Будучи незаурядной личностью и непревзойдённым знатоком человеческих душ, Иисус прекрасно понимал, какой именно способ общения с людьми необходим, чтобы донести свои мысли до массовой аудитории. Когда же ему приходилось беседовать с кем-нибудь наедине, то притчи звучали в его речи гораздо реже.
Когда Иисус говорил: «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули…», то, несомненно, имел здесь в виду не безграмотность своих слушателей как таковую, а лишь те изменения в поведении и восприятии, которые всегда происходят с людьми, поглощаемыми толпой.
Если представить на минуту, что Иисуса никогда не было, и всё, что о нём написано — ловкая выдумка, то откуда в таком случае евангелисты могли знать, что с толпой можно разговаривать только притчами, и что другого языка она просто не понимает?
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Почему Иисус Христос говорил притчами?
Я бы сравнил притчи с баснями, но в баснях всегда мораль лежит на поверхности и, как правило, поясняется автором: мораль сей басни такова… И дальше идёт объяснение. С притчами сложнее. С одной стороны, они отличаются простотой в подборе сюжетов, а с другой — сложны для понимания, так как имеют образное значение.
Даже своим ученикам Иисус вынужден объяснять притчи, меняя персонажи, расширяя сюжет, чтобы их смысл и мораль стали доступными для понимания. Например, рассказывая притчу «О добром семени и о плевелах» (МФ, 13.3) собравшемуся народу и своим ученикам, Он видит полное непонимание. Народ, озадаченный притчей, в растерянности расходится, а ученики просят Иисуса «изъяснить притчу о плевелах на поле» (Мф, 13. 36).
Учитель объясняет, что доброе семя в притче — это сын человеческий, поле — мир, плевелы — «сыны лукавого», и так далее (Мф, 13. 37−44). Но ученики опять не понимают смысла притчи и просят повторно разъяснить им суть сказанного. Тогда Иисус сравнивает «Царствие Небесное с неводом, закинутым в море и захватившем рыб всякого рода». Затем после сортировки «рыб» хорошую забрали, а «худую выбросили вон». То есть отделили, как добрые семена от плевел (Мф. 13.45−50). После чего «спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они ответили: «так, Господи»!
Почему же возникают такие ножницы во мнении о доступности текста притч рядовому человеку?
Да потому, что читатели не знают историю вопроса, не учитывают время и социальную обстановку. Не интересуются сутью конфликта иудаизма и учения Иисуса Христа, а ведь именно в этом кроется разгадка причин использования в проповедях языка притч!
Дело в том, что учение Христа, сформулированное в Нагорной проповеди, подрывало основы иудаизма. Именно поэтому Иисус преследовался религиозными деятелями Иудеи. Именно поэтому синедрион — высший судебный орган в Древней Иудее (трибунал) — и вынес смертный приговор строптивому проповеднику. Н. Н. Ге, «Суд Синедриона. „Повинен смерти“», 1892 г.
Фото: ru.wikipedia.org
За Иисусом фарисеи устроили настоящую охоту. Им нужен был повод, чтобы схватить Его и судить. Они специально подсылали к Нему провокаторов, которые задавали «неудобные», скользкие вопросы во время Его проповедей, ожидая, что Иисус произнесёт крамольные слова.
Яркий пример тому — история с динарием, которую чаще других вспоминают в народе. И верующие, и неверующие. Ответ Иисуса даже перекочевал в пословицу, стал крылатым выражением: «Богу — Богово, а кесарю — кесарево»! Мол, каждому своё или каждому воздать должное. Однако всё не так просто! Как поняли эту фразу современники и ученики Иисуса? Несмотря на кажущуюся простоту, толкований множество.
Рассмотрим историю вопроса. В Евангелии от Луки во второй главе, стих первый и второй сказано:
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния».
Необходимо пояснить, что переписи населения делались в целях определения числа налогоплательщиков. Ранее налог в казну Рима не взимался. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат подчинялся кесарю не напрямую, а через наместника в Сирии Квириния. Налоги в Древней Иудее всегда являлись весьма существенным обременением населения, и указ императора Августа вызвал бурное недовольство в стране. Надо платить или не надо — широко обсуждалось. Естественно, что отношением к уплате налогов Риму оценивалась эффективность политиков и популярность проповедников. Тициан, «Динарий кесаря», 1516 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Если бы Иисус сказал собравшимся о покорности властям и необходимости уплаты налога — вера в Его учение была бы потеряна, а неповиновение властям означало бы подстрекательство к бунту.
Перед Иисусом стояла сложная задача. Подосланные к Нему провокаторы из фарисеев и левитов только и ждали его неосмотрительности. Скажи Он, что платить не надо — Его можно будет арестовать и предать суду.
Иисус, как известно, попросил динарий, на одной стороне которого изображён император, и сказал народу и фарисеям:
«Так вот и платите Кесарю Кесарево, а Богу отдайте Богово — душу свою. Слушайте и почитайте царя, и Бога не забывайте, исполняйте его заповеди. Одно другому не мешает». Reddite guae sunt Caesaris, Caesari: et guae sunt Dei, Deo. (Лат.) — «Воздайте кесарево кесарю, а божие богу» (Евангелие от Матфея, 22: 21).
Ответ более чем дипломатический! Придраться было не к чему, и шпионы удалились ни с чем. Что имел в виду Иисус? Ведь он не отрицал необходимость уплаты налога своим туманным ответом, а ответил загадкой. Народ разошёлся, не поняв смысл притчи.
Разгадку я нашёл у Эрнеста Ренана*:
«Словами „кесарю — кесарево“ Иисус создал далёкое от политики, убежище для души среди господства грубой силы. Такое учение имело свои опасные стороны. Провозгласить, что совершенный человек платит подать только из презрения и нежелания спорить из-за неё — это значило по древнему пониманию поддержать власть. Христианство в этом смысле сильно способствовало ослаблению чувства гражданского долга и подчинения мира абсолютной власти совершившихся фактов».
Догадка Ренана, его интерпретация мыслей Иисуса, философия вопроса, возможно, верна. Но я, при всей своей въедливости и подготовке к восприятию сложных религиозных текстов, до этого никогда бы не додумался, как и большинство простых людей. К. Г. Блох, «Нагорная проповедь», 1877 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Таким образом, у Иисуса были веские причины выбрать иносказательную форму для своих проповедей. Разгадка кроется в тексте самого Евангелия:
«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они, видя не видят и, слыша — не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:10−13).
Примечание*: Эрнест Ренан «История происхождения христианства» 2016 г, Издательство Альфа-Книга, М., 1275 стр. ISBN 978−5−2140−4.
Теги: христианство, Иисус, евангелие, Иисус Христос, притчи, толкование, интерпретация