Содержание
- Покаяние происходит не только на исповеди
- Откровение помыслов и исповедь мирянина
- «Кто найдет эти деньги, должен выстроить на них монастырь и три скита».
- Афон. Монастырь Эсфигмен. Вид от келии, где подвизался прп. Антоний Киево-Печерский.
- Епископ Троицкий Панкратий и монах Симеон Афонский (иеромонах Симон Бескровный).
- Деревня Омодос (Кипр). Средневековый пресс «Линос», который использовался для изготовления вина.
- Афон. Монастырь Ватопед. Панигир преподобного Евдокима (Саввы) Ватопедского (5 октября по ст. ст.). Клирос. Братский хор.
- О выборе духовного отца
- О проблеме исповеди у молодых священников
- Молитва — это труд
- Наместник о. Андроник и о. Назарий с местным хулиганом.
- Вид на Спасо-Преображенский собор и схимнические келлии во внешнем каре с северной стороны. Белое здание в каре — полуразбомбленная советской авиацией больничная церковь Живоначальной Троицы.
- На кладбище в скиту Всех Святых, у восточной стены алтаря, похоронен иеросхимонах Клеопа (Антонов). Фото примерно 1994 года.
- Причащение — смысл Литургии
- В «Эвергетиносе» мы читаем историю о прозорливом старце, сказавшем: «Силу, которую я видел сходящей на крещаемого, я видел также и под монашеским облачением в момент пострига».
- И подрясник, который выдается всем послушникам — одинаковый у всех: у Патриархов и митрополитов, игуменов, семинаристов, у новоначальных послушников.
- Пострижение волос совершается, чтобы «отъятием нечувственных власóв соотложити и бесловесныя мысли и деяния и сподобитися восприяти благое и легкое иго Господне и взяти крест и последовати Владыце Христу».
- Возрождение русского монашества — дело не законов и мер, а лиц, живущих высоким идеалом иночества. Быть монахом по призванию, стать иным по жизни, а не только по званию, — долгий путь преображения души.
- “никого не сподобляти монашеского образа, прежде нежели трехлетнее время, предоставленное им для испытания, явит их способными и достойными такового жития”.
- Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что «монахи восполняют число ангелов, заменяя ангелов падших». Так что можно сказать, что во время монашеского пострига, часто сравниваемого с Крещением, умирает человек, а рождается ангел.
- Нам нужно не расслабляться, терпеть все те временные неустройства и искушения, все те скорби, которые неизбежны на иноческом пути, ради обетования.
- «Облачение в монашеские одежды — это таинство, как и возлагание венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизни» старец Иосиф Афонский
- Тщательно следить, что происходит в своей душе
- Как создать церковную общину?
- Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?
- История установления Таинства Евхаристии
- Православная церковь о причастии
- Видео «О подготовке к Причастию»
- В чем важность исповеди
- Грех ли Причастие без исповеди
- Исключения для причастия без исповеди
- О Причащении без Исповеди
- Как правильно исповедоваться?
- Меню
Покаяние происходит не только на исповеди
Обязательно ли перед каждым Причастием исповедоваться священнику? Что делать, чтобы исповедь не становилась формальной? Какие события в жизни мирянина должны быть освящены благословением священника? Почему нельзя спешить с выбором духовника? Как избежать духовной «раздвоенности»? Эти и другие актуальные вопросы мы обсудили с председателем Синодальной комиссии по канонизации святых, викарием Святейшего Патриарха Московского и все Руси Кирилла, игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископом Троицким Панкратием.
Откровение помыслов и исповедь мирянина
— Владыка, сегодня можно услышать разные точки зрения относительно исповеди: частой она должна быть или редкой, регулярной или только в случае впадения в тяжкие грехи… Какой подход, на Ваш взгляд, является наиболее верным?
— Я думаю, что сейчас наступил такой период в жизни нашей Церкви, когда эти вопросы проходят испытание жизнью. Практика полувековой давности или Синодальной эпохи уже мало приемлема — сегодня, как правило, люди причащаются чаще. Да и сама жизнь сильно изменилась. Прежние подходы и решения уже не могут устраивать людей, поэтому вырабатываются новые — в том числе и в таких дискуссиях. Очень хорошо, что идут обсуждения, что люди осознают, думают, рассуждают.
Нельзя формализовать духовную жизнь Я полагаю, эти вопросы, в конце концов, найдут свое разрешение и надеюсь, что они не будут закреплены в каких-то обязательных правилах. Сейчас не то время, чтобы существовал один шаблон: причащаться или исповедоваться столько-то раз во столько-то дней. Тем более что строгих канонов на этот счет и не существует — есть разные практики, разные обычаи. Должна быть определенная степень свободы в этом важнейшем вопросе. Каждый человек с помощью духовника решает его по-своему. А уж дело прихожанина — находить того духовника, который ему нужен, который сможет ему помочь.
— Должно ли каждое причащение сопровождаться предварительной исповедью? Можно ли причащаться без исповеди или если исповедь была за несколько дней до Причастия?
— На мой взгляд, если человек не чувствует каких-то тяжелых грехов, которые бы его вынуждали искать полноценной исповеди, ему не обязательно перед каждым причастием исповедоваться. Таинство Покаяния — это ведь важное самостоятельное таинство, «второе крещение» и недопустимо его сводить к некоему обязательному придатку к Евхаристии. Ведь исповедь часто становится формальной из-за того, что человек привыкает к мысли: исповедь — это то, что я назову перед батюшкой, покаяние-то, что я ему расскажу. Но это в лучшем случае можно назвать откровением помыслов. А часто это просто беседа. Горячего же, глубокого покаяния перед Богом нет, и человек, быть может, даже не обращает на него внимания.
Надо понимать, что покаяние происходит не только в момент исповеди. Покаяние — это состояние души, это решимость порвать с грехом и изменить свою жизнь. Оно может произойти в любой момент жизни. Часто спрашивают: что делать, если дома я каялся, плакал, а пришел на исповедь, и у меня в сердце ничего нет — я просто сухо поисповедовался? Ничего страшного. Слава Богу, что ты покаялся дома — Господь и это примет.
Если так понимать покаяние, то становится понятно, что не обязательно перед каждым Причастием идти на исповедь к батюшке. Ничего страшного, если вы, причащаясь три или четыре раза в месяц, исповедуетесь всего два раза.
«Кто найдет эти деньги, должен выстроить на них монастырь и три скита».
Афон. Монастырь Эсфигмен. Вид от келии, где подвизался прп. Антоний Киево-Печерский.
Епископ Троицкий Панкратий и монах Симеон Афонский (иеромонах Симон Бескровный).
Деревня Омодос (Кипр). Средневековый пресс «Линос», который использовался для изготовления вина.
Афон. Монастырь Ватопед. Панигир преподобного Евдокима (Саввы) Ватопедского (5 октября по ст. ст.). Клирос. Братский хор.
Предыдущий Следующий
— Полезна ли наша традиционная практика исповеди как откровение помыслов?
— Я вообще не думаю, что откровение помыслов всегда полезно для мирян. Исповедь мирянина и монашеское откровение помыслов — это совсем разные вещи. Монах в идеале должен своему духовному отцу открывать все движения его души и на все брать благословения. Для мирянина это невозможно и даже вредно. Странно, когда жены спрашивают у священников то, что должны спрашивать у своих мужей: куда ехать в отпуск, покупать ли ту или иную вещь, заводить ли еще детей…
Какие-то важные события можно освящать благословением священника, но оно не должно быть определяющим и решающим. Миряне сами должны решать вопросы, связанные со своей жизнью.
Я против того, чтобы монастырское старчество распространялось на мирян — оно создает почву для такого опасного явления, как младостарчество или, точнее, лжестарчество. Мирянину нужно знать основы веры, читать Евангелие, жить по нему и в своей духовной жизни пользоваться советом духовника.
О выборе духовного отца
— Как сегодня искать духовника?
Афон и Валаам: духовная связь — Так же, как и всегда. Если духовника нет — не огорчаться, молиться, чтобы Господь послал встречу с таким священником, который действительно помогал бы идти к Богу.
Здесь нельзя спешить, и надо быть очень осторожным. Случаев лжестарчества, когда духовник вмешивается во всю жизнь человека, сейчас действительно очень много, и это не зависит от возраста и положения священника. Духовник вообще ничего не должен решать в жизни своего чада, он должен только предостерегать его от ошибок и греха.
— Полезно ли мирянам искать духовника в монастыре?
— Если это опытный духовник — отчего же нет. Можно иметь духовника в обители, приезжать к нему нечасто, когда есть необходимость решить какие-то личные серьезные проблемы в духовной жизни, а обычные грехи исповедовать приходскому священнику. Многие также находят возможность побеседовать с духовным отцом письменно или посредством телефона.
— А вообще исповедь по телефону допустима? Митрополит Вениамин (Федченков) описывал, как тверской губернатор, видя из окна своего дома, что за ним идут мятежники, позвонил архиерею и исповедался ему по телефону…
— Если покаяние понимать не только как те слова, которые мы произносим на исповеди, а как готовность измениться, оставить грех и идти ко Христу, жить по Его святым заповедям, то вопрос о том, каким образом оно технически осуществляется, второстепенен. Человек может покаяться дома перед иконами, в метро, разговаривая по телефону или отправляя сообщения. Главное — что происходит в его душе.
Но нельзя считать, что Покаяние как церковное таинство можно совершить по телефону. Таинство имеет определенное чинопоследование, совершаемое священником, оно является завершением этого покаянного делания.
Великие учители покаяния. Покаяние есть возобновление Крещения
Каракал.
Эсфигмен.
Пантократор (Вседержитель).
О. Венедикт у пещеры св. Григория Паламы.
Старый монах.
Дары волхвов из монастыря св. Павла.
Вид с вершины Святой Горы на Афонский полуостров.
Монастырский дворик (Григориат).
Место пустынных подвигов старца Иосифа Исихаста.
Предыдущий Следующий
О проблеме исповеди у молодых священников
— В нашей Церкви есть проблема, что ставят исповедовать, а вместе с тем и духовно окормлять — совсем молодых и еще не опытных священников.
— Закончил человек семинарию в 20 с небольшим лет, только женился или принял постриг, получил сан — и начинает окормлять. А как он будет окормлять, когда сам еще ни духовной жизни, ни житейских трудностей не знает?
Греческие Церкви следуют другой практике — духовника поставляют. Над священником совершается определенный молитвенный чин, и только тогда священник может принимать исповедь и духовно окормлять других людей. Это иногда приводит и к другой крайности: исповедь становится редкой, что тоже плохо.
Если бы у нас было достаточно много священников, имеющих и духовный, и житейский опыт, таких проблем бы не было. Я бы, по-хорошему, раньше 40 лет и не ставил бы человека исповедовать. Но мы не можем этого себе позволить. Духовенства вообще не хватает — что уж говорить о духовниках…
— Как священник должен учить своих духовных чад каяться?
Беседа с игуменом Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом — Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Чтобы научить каяться других, священник сам должен научиться приносить покаяние. К сожалению, многие священники, особенно служащие на сельских приходах, каются и исповедуются очень редко. Так уж устроено: духовники в епархиях заняты, батюшки сами заняты…
Хорошо в большом городском приходе — служат несколько священников, они могут друг другу покаяться. Но и это тоже не всегда. Бывает, что они не очень доверяют друг другу.
— Недоверие между собратьями — это плохо и нуждается в искоренении или все-таки нормально?
— Это жизнь. Конечно, лучше, если бы было доверие, но оно не всегда есть. Собственно говоря, потому и нужен духовник — священник, которому доверяешь.
Молитва — это труд
Покаянию учит молитва. Если у человека нет опыта реальной духовной жизни, нет опыта молитвы и личного предстояния пред Богом, то у него не будет настоящего, глубокого и искреннего покаяния. Молитва, особенно покаянная, как бы прокладывает для души путь к Богу. Одна из самых главных, во всяком случае для монашествующих, молитв — Иисусова молитва — покаянного духа. Само предстояние Богу практически не может быть иным, как покаянным, на том уровне духовного развития, на котором находится большинство из нас.
— С другой стороны, молитва — это дар свыше…
— Молитва — это труд. «Царство Божие силой нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12). Это значит, что Царствие Небесное получат те, кто прилагал усилия для его обретения. Вот почему мы должны понуждать себя, даже если сначала молитва идет с трудом. Конечно, Господь по Своей милости дает благодать и молитву молящемуся, но для этого человек должен сам работать над своей душой.
Только так человек и учится покаянию.
Если же он будет жить рассеянной жизнью, без молитвы, то, может быть однажды — если «гром грянет» — у него получится прийти в покаянное и молитвенное чувство, но это не будет тот дар, о котором вы говорите.
Наместник о. Андроник и о. Назарий с местным хулиганом.
Вид на Спасо-Преображенский собор и схимнические келлии во внешнем каре с северной стороны. Белое здание в каре — полуразбомбленная советской авиацией больничная церковь Живоначальной Троицы.
На кладбище в скиту Всех Святых, у восточной стены алтаря, похоронен иеросхимонах Клеопа (Антонов). Фото примерно 1994 года.
Предыдущий Следующий
Причащение — смысл Литургии
— Владыка, как вы посоветуете готовиться к Причастию?
— Покаянное чувство должно сопровождать нас постоянно, и это, собственно говоря, должно быть главным нашим приготовлением к Причастию. Если мы будем постоянно готовиться к принятию Святых Христовых Таин и принимать их так часто, как мы можем, то это и будет правильное христианское устроение.
— До сих пор, как ни странно, идут споры не только о частоте, но даже о днях, когда возможно Причащение: некоторые священники не причащают взрослых на Светлой седмице, потому что в эти дни не положено поститься…
— А вы не ходите к таким священникам. Пусть их храмы опустеют. Если где-то в глуши, то придется потерпеть. Или просить. Просите, и дастся вам.
Ну, а сам священник как служит (порой несколько раз в неделю)? Он же причащается. Почему же он простирает другие требования поста на своих прихожан? Почему он от них требует строго поститься неделю, а сам не постится? Отчего делает для себя исключение? Отчего возлагает на своих пасомых «бремена неудобоносимые»?
Первопроходцы Если мы соблюдаем посты среды и пятницы, никакой дополнительный пост для подготовки ко Причастию не нужен. Между прочим, на Афоне сейчас именно так и живут: постятся в понедельник, среду и пятницу, а причащаются четыре дня в неделю — во вторник, четверг, субботу (после постных дней) и воскресенье. И это совершенно правильно: люди живут Христом. Литургия — это центр их жизни, вокруг которого строится все остальное. Иначе невозможно.
Понятно, что миряне не могут жить, как монахи. Но стараться, чтобы в центре была Литургия, соединение со Христом — можно.
Известно мнение многих святых отцов о том, что причащаться необходимо чаще. Это понятно любому человеку, который хоть немного изучает этот вопрос. Смысл литургии в том, чтобы причащаться. Ведь Господь говорит: пейте от Чаши все — все приглашаются.
Другое дело, что не всегда мы достойны приступить к Чаше. Но нельзя свое недостоинство преувеличивать. «Никто же достоин» так и сказано в литургической молитве свт. Василия Великого. Но это не значит, что приступать к Таинству не надо — если мы не будем причащаться, в нас не будет Жизни, не будет Христа. Мы просто погибнем. Это должно быть совершенно понятно каждому христианину.
Бывает, что верующие люди ограничиваются Причастием раз в месяц или только по великим праздникам. Это не очень хорошо. На мой взгляд, для христианина правильно за каждой воскресной службой причащаться Святых Христовых Таин, а готовиться к этому все предшествующие дни — молитвой, внимательной жизнью, покаянным настроем. Но, конечно, решать, когда причащаться должен каждый христианин самостоятельно, посоветовавшись с духовником.
В «Эвергетиносе» мы читаем историю о прозорливом старце, сказавшем: «Силу, которую я видел сходящей на крещаемого, я видел также и под монашеским облачением в момент пострига».
И подрясник, который выдается всем послушникам — одинаковый у всех: у Патриархов и митрополитов, игуменов, семинаристов, у новоначальных послушников.
Пострижение волос совершается, чтобы «отъятием нечувственных власóв соотложити и бесловесныя мысли и деяния и сподобитися восприяти благое и легкое иго Господне и взяти крест и последовати Владыце Христу».
Возрождение русского монашества — дело не законов и мер, а лиц, живущих высоким идеалом иночества. Быть монахом по призванию, стать иным по жизни, а не только по званию, — долгий путь преображения души.
“никого не сподобляти монашеского образа, прежде нежели трехлетнее время, предоставленное им для испытания, явит их способными и достойными такового жития”.
Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что «монахи восполняют число ангелов, заменяя ангелов падших». Так что можно сказать, что во время монашеского пострига, часто сравниваемого с Крещением, умирает человек, а рождается ангел.
Нам нужно не расслабляться, терпеть все те временные неустройства и искушения, все те скорби, которые неизбежны на иноческом пути, ради обетования.
«Облачение в монашеские одежды — это таинство, как и возлагание венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизни» старец Иосиф Афонский
Предыдущий Следующий
Тщательно следить, что происходит в своей душе
— А что делать с нашей постоянной «раздвоенностью»? В храме я церковный человек, а в жизни светской, обыденной — быт заедает, суета… Часто оказывается так, что в нас как два разных человека сосуществуют — легкая «духовная шизофрения». Какое там постоянное покаянное состояние!
— Легко. Произошла какая-то неприятность, недоброе слово слетело с уст, помыслы какие-то — так ты тут же и покайся. Для этого именно и нужна внимательная жизнь. Нужно тщательно следить, что происходит в твоей душе. Тогда не будет никакой раздвоенности.
Как мы в советские годы жили? У нас был еще больший контраст между Церковью и обычной жизнью. Но даже в этих условиях мы старались определять свою жизнь верой.
Мы должны строить свою жизнь по вере, по Евангелию, по заповедям — независимо от условий, в которых она протекает.
Тем более что сейчас ничуть не больше суетности, чем было тогда. Все — то же самое. И, по-моему, так было всегда и в любом обществе. Можно подумать, в древности не было суеты, быта и внецерковной жизни! Конечно, была. И точно так людей отвлекала. Но мы должны искать, прежде всего, Царства Божия, а остальное приложится нам. Это должно быть для христианина главным.
Жизнь в вере. Возрастание в смирении через послушание — Но в те же Средние века быт был иначе устроен, а ритм жизни подчинялся Церкви, хотя бы на уровне постов и молитв: в определенный момент все шли на службу, в определенный день у всех менялся режим питания… К тому же человек не был настолько публичен — пользователи интернета находятся постоянно на виду. Лично у меня, например, когда я пишу в блоге или социальной сети, возникает проблема — я стараюсь быть искренней, но все равно есть ощущение картинности: я такой показываюсь людям, я хочу так выглядеть. Мне кажется, у современного человека есть искушение лицемерием — не прямой ложью, а чем-то тонким…
— Не думаю, что главное сильно изменилось с прошлых времен. Конечно, мы претерпеваем огромные информационные нагрузки — мы значительно больше, чем наши предки, вовлечены в жизнь мира, мы меньше времени, чем они, можем провести в тишине и уединении. Но фундаментальные основы жизни человека в мире остались неизменными. Мы просто должны следовать тому, что нам сказал Господь: открыть Евангелие и действовать в соответствии с Его заповедями.
Как создать церковную общину?
— Другая проблема — распались общинные связи. Даже совместная молитва, Литургия превратилась в частное дело. Как сделать так, чтобы люди ощущали себя общиной, единым целым?
— Это зависит от приходского священника. Будет хороший священник — будет и активная приходская жизнь, будет и христианское общение.
Чтобы этого достичь, священник должен стараться жить, как жил св. прав. Иоанн Кронштадский — чтобы его служение, его слово соединяло людей.
Подходят все формы внебогослужебной приходской деятельности. Трапеза, чаепитие после службы — все это приближает священника к прихожанам, возникают более теплые, человечные, доверительные отношения. Если приходской священник является для своих прихожан также и духовником, то во время таких трапез можно беседовать о духовной жизни (разумеется, речь не идет о личных духовных вопросах — тут нужно найти время для беседы с глазу на глаз). Очень плохо, когда священник — фигура недоступная. Он же пастырь.
Проблема в том, что у нас очень большие храмы — в том числе и новые. В нем служат несколько священников, туда ходит очень много народу — как тут найти единство?! Старинные же приходские храмы были очень маленькими. Духовный отец — это был священник, которого знал весь приход и который знал весь приход. Это и есть основа для жизни общины.
Беседовала Мария Сеньчукова.
Интернет-СМИ «Православие и мир» 10 сентября 2013 г.
Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?
Стр 1 из 2
Как готовиться к Исповеди.
Исповедь и Причастие – это два РАЗНЫХ Таинства.
Для Исповеди никакой подготовки не требуется.
Исповедоваться без Причастия можно. Но Причащаться без Исповеди нельзя
(за исключением тех прихожан, кому благословил духовник).
Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?
Если вы сейчас желаете приступить к Исповеди, а ко Причастию не готовились, или еще не знаете – как готовиться ко Причащению, то к Исповеди вы можете приступить сейчас в любом случае, без всякого препятствия. Для этого от вас не потребуется знание какой-то специальной инструкции, т.к. для Исповеди не требуется никаких спец. знаний, и никакой спец. подготовки.
Но если вы готовились ко Причащению (в первый раз), то не можете приступить к нему без Исповеди. Священник на Исповеди, помимо принятия от вас покаяния, должен выяснить – каково ваше представление о таинстве Причащения, и возможно вас поправить, если вы заблуждаетесь. Священник должен выяснить — как вы готовились ко св. Причащению, и возможно вас немного поправить и в этом. Кроме того, священник на Исповеди должен убедиться, что вы православный человек, что вы не держите обид и злопамятства на других людей, что вы не имеете нераскаянных смертных грехов. Всё это нужно прояснить священнику на Исповеди для того, чтобы Вы не приняли таинство Причащения в осуждение себе и во вред.
В данном случае Исповедь является и частью подготовки ко Причащению: душа готовится ко Причащению покаянием, отпущением грехов.
Итак, исповедоваться без Причастия можно, но причащаться без Исповеди (в первый раз) нельзя.
Что требуется для того, чтобы приступить к Исповеди?
Для этого достаточно знать свои грехи, и иметь желание в них покаяться.
Можно приступить к Исповеди независимо от того – постились вы или нет, кушали сегодня или не кушали.
Вы сейчас стоите в храме? В данный момент совершается в храме Исповедь? Вам припомнились ваши грехи, появилось желание сбросить с себя греховный камень – исповедоваться? Идите на Исповедь прямо сейчас, не нужна вам для этого никакая инструкция, вы имеете всё что нужно: грехи и покаяние.
Когда человек решает приступить к Исповеди в первый раз, то обычно свои наибольшие грехи он хорошо помнит и осознает, они лежат «на поверхности» души. С ними и идите сейчас на Исповедь, выскажите все грехи, которые помните сейчас, а то что вспомните после – принесёте на следующую Исповедь. Не откладывайте своё покаяние «на завтра», когда вы забудете грехи, потеряете решимость исповедоваться, зачерствеете душой, и потеряете способность покаяться.
Если у вас сейчас в храме созрела решимость исповедоваться, но в данный момент Исповедь в храме не совершается, и нет священника в храме, чтобы спросить – есть ли у него возможность поисповедовать вас сейчас, тогда вознамерьтесь исповедоваться на любом ближайшем богослужении. Исповедь совершается на каждом вечернем богослужении (в период Великого Поста – не на каждом вечернем богослужении), которое традиционно во всех храмах начинается в 17:00. В некоторых храмах Исповедь совершается и на утреннем богослужении, которое начинается традиционно во всех храмах в 08:30. Для точности посмотрите расписание богослужений на церковной ограде храма, или спросите у церковных работников. В настоящее время все храмы постепенно переносят совершение Исповеди только на вечернее богослужение.
Если есть время перед Исповедью: один или несколько дней.
Если вы планируете исповедоваться на ближайшем богослужении, то время ожидания дня и часа своей Исповеди, рекомендуется использовать на подготовку– покаянным РАЗМЫШЛЕНИЕМ (испытанием своей совести, припоминанием своих грехов). Если вы будете исповедоваться в первый раз, то нужно постараться припомнить свои грехи за всю жизнь (начиная с семи лет — всё, что есть в вашей памяти).
Воспоминаемые вами грехи, для своего удобства, вы можете записать на листочек, сделав для себя шпаргалку (чтобы не забыть). Придя на Исповедь можно исповедоваться на память, пользуясь при необходимости составленным списком грехов, или же просто всё прочитать по листочку. Желательно читать самому.
При воспоминании своих грехов, можно воспользоваться как подсказкой – просмотром общего перечня наиболее распространённых грехов, который можно найти в церковной лавке или в интернете. Брошюрка с перечнем грехов, обычно называется «В помощь кающемуся».
Перед тем, как идти на Исповедь, можно дома прочитать покаянный канон, или утренние молитвы, или 50-й Псалом, или молитву «Отче наш», и просто произнести молитвенное воздыхание: «Господи, прими моё покаяние, даруй мне прощение моих согрешений».
Но здесь нет обязательного требования, это на ваше усмотрение. Для Исповеди достаточно иметь осознание своих грехов и покаяние.
Перед исповедью нужно примириться с обидчиками и простить обиды.
Основные понятия об Исповеди.
Прощаются все грехи, в которых человек кается. НО! необходимым условием для получения прощения грехов, является — личное прощение обид своим обидчикам.
Исповеданные грехи в следующий раз на Исповеди называть не нужно, если они не повторялись снова.
В последующие Исповеди нужно называть грехи, которые еще припомнились человеку, и те, которые повторились снова.
5. Сколько раз нужно исповедоваться? Как часто?
В день Крещения душа человека одевается в белые одежды, в одежды «света», в одежды «радости».
После же Крещения, человек эти одежды пачкает. И каждый из нас эти одежды запачкал своими грехами.
Но православный человек отличается от не церковного (и от формально православного) тем, что эти «одежды» регулярно очищает таинством Исповеди. Появились грязные пятнышки, и православному человеку неприятно быть грязным, ходить в такой грязной одежде, и он скорее спешит на Исповедь, и в своих грехах кается. И получает снова светлые одежды, и имеет духовную радость. Какой бы не была грязной душа человека, какими бы великими грехами не осквернила себя, если человек кается, то Господь очищает любую грязь, и облачает душу человека в светлые одежды радости и чистоты.
Нецерковный же человек, считает свои грехи за норму жизни, высказывает примерно такие формулировки: «Все «так» живут, поэтому нет в грехах ничего страшного», или говорит о грехе: «Это такая мелочь», или так: «Никакой это и не грех — то, что вы называете «грехом»», и т.д.
Православные христиане, следящие за чистотой одежды своей души, приступают к Исповеди регулярно. Периодичность у каждого своя, и зависит от меры духовного роста. Многие исповедуются еженедельно — каждое воскресенье или среди недели.
Все православные христиане стараются исполнять 4-ю заповедь Закона Божия: «Шесть дней работай, седьмой же посвящай Господу Богу Твоему», и каждый воскресный день приходят в храм: благодарят Бога за неделю прошедшую (за радости и за скорби), просят Божьего благословения на следующую неделю, и испытывают свою душу: какие грехи совершили за неделю? Если припомнились какие-то грехи, тогда подходят на Исповедь, и в своих грехах каются, и исходят из храма в светлых одеждах радости. Это самая оптимальная периодичность.
Может отложить Исповедь «на завтра»?
При каком исповедании – в прощении грехов будет отказано?
Сокрытые грехи.
Есть грехи, которые человек не может исповедовать, потому что не помнит их, это – забытые грехи. С этим ничего не поделаешь, если Господь не откроет памяти человека. При искреннем покаянии в ведомых и в не ведомых грехах, Господь прощает и забытые грехи.
Но если человек свой грех точно знает и помнит, но намеренно не называет его, например, по причине стыда, тогда такой грех называется «сокрытым», он становится сугубым, приобретает большую тяжесть, и осуждение. И человек отходит от Исповеди с тяжелым сердцем, с осознанием того, что у него не хватило смелости, решимости свой грех назвать. Но если и трудно было назвать свой грех, но человек преодолел себя и всё-таки грех свой назвал, тогда он отходит от Исповеди с радостью, и ощущением победы: было тяжело, но человек победил, и получил прощение.
Перед Исповедью священник произносит такое поучение:
» Вот чадо, Христос невидимо стоит, принимая твое исповедание: не устыдись, и не убойся, но без оправдания скажи всё, что соделал, да получишь оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Я же только свидетель есть, да свидетельствую перед Ним, все, что скажешь мне, если же что скроешь от меня: сугубый грех будешь иметь. Будь внимателен, чтобы тебе не уйти из врачебницы не уврачеванным».
Грехи, исповеданные на земле, они на Суде Божием будут совершенно изглажены, но сокрытые и неназванные — тогда откроются для всех: совесть человека как судия станет перед каждым, выставляя все наши грехи для всех. Тогда будет день великого стыда и позора для одних, и день великой славы и награды для других.
Формулировка грехов.
На Исповеди у человека есть соблазн: сформулировать свой грех так, чтобы он выглядел незначительным, или извинительным, вынужденным. Человек старается грех свой умалить. Или оправдывается, желает обвинить в своем грехе других. Например, говорит: да я разгневался, но у меня «такие!» соседи плохие. В общем, нужно свой грех называть прямо, как он есть, не умаляя его, и не оправдываясь: черное называть — черным, белое – белым.
Иногда человек на Исповеди желает рассказать не грехи, но то – какой он великий праведник, какие подвиги совершает, как постится, как он молится, или желает рассказать какие-то пространные истории из своей жизни о чудесных случаях с ним, и т.п. Нет, на Исповеди нужно не добродетели свои выставлять и хвастаться, но сказать всё самое грязное о себе, самое скверное, всё, за что стыдно ему: от этой грязи человек и пришел избавиться на Исповедь.
А человека?
Ангелы не смогли бы и слушать наши грехи, но испепелили бы нас, поэтому Господь поставил для Исповеди такого же человека из плоти и крови, который сам имеет опыт грехопадения и покаяния. Если бы апостол Петр не согрешил, каким бы он строгим был пастырем? Но апостол Петр – отрекся от Христа трижды, затем покаялся, горько плакал, и Бог его простил восстановил в апостольском чине. Также и каждый священник имеет множество грехов, борется с ними, кается, исповедуется, и Бог подает прощение. Т.е. священник сам на себе знает, что такое грех, покаяние и прощение. А некоторые священники насобирали множество грехов до священства, и потом покаялись, изменили. Поэтому священник, имея личный опыт прощения своих грехов на Исповеди, радуется за кающегося человека, какие бы тяжелые грехи человек не называл: чем тяжелее грех, тем больше радость о его покаянии и прощении.
Церковь учит, что на Суде Божием будут принимать участие и все святые, которые имели такую же плоть и кровь, имели такие же страсти и соблазны, но победили. Поэтому и святые – будут нашими обличителями, т.к. имели равные с нами возможности или впасть в грех, или победить его.
Таинство Исповеди установлено не человеком, но Богом. Господь дал власть Своим ученикам прощать грехи, сказав: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23). И эта власть передается в Церкви от апостолов до настоящего священства.
Как готовиться к Исповеди.
Исповедь и Причастие – это два РАЗНЫХ Таинства.
Для Исповеди никакой подготовки не требуется.
Исповедоваться без Причастия можно. Но Причащаться без Исповеди нельзя
(за исключением тех прихожан, кому благословил духовник).
Отличие Исповеди от Причастия. Доступно ли одно без другого?
Если вы сейчас желаете приступить к Исповеди, а ко Причастию не готовились, или еще не знаете – как готовиться ко Причащению, то к Исповеди вы можете приступить сейчас в любом случае, без всякого препятствия. Для этого от вас не потребуется знание какой-то специальной инструкции, т.к. для Исповеди не требуется никаких спец. знаний, и никакой спец. подготовки.
Но если вы готовились ко Причащению (в первый раз), то не можете приступить к нему без Исповеди. Священник на Исповеди, помимо принятия от вас покаяния, должен выяснить – каково ваше представление о таинстве Причащения, и возможно вас поправить, если вы заблуждаетесь. Священник должен выяснить — как вы готовились ко св. Причащению, и возможно вас немного поправить и в этом. Кроме того, священник на Исповеди должен убедиться, что вы православный человек, что вы не держите обид и злопамятства на других людей, что вы не имеете нераскаянных смертных грехов. Всё это нужно прояснить священнику на Исповеди для того, чтобы Вы не приняли таинство Причащения в осуждение себе и во вред.
В данном случае Исповедь является и частью подготовки ко Причащению: душа готовится ко Причащению покаянием, отпущением грехов.
Итак, исповедоваться без Причастия можно, но причащаться без Исповеди (в первый раз) нельзя.
Евхаристия – это великое церковное таинство, представляющее собой вкушение Святых Даров. У тех, кто впервые принимает в нем участие, часто возникает вопрос: можно ли причащаться без исповеди? Давайте посмотрим, что говорит по этому поводу церковь.
История установления Таинства Евхаристии
Подробно о возникновении христианской традиции написано в Святом Писании. Иисус Христос установил обычай причащения на Тайной Вечере, которая проходила за день до Его казни. Спаситель преломил со Своими учениками хлеб, называя его «Тело Мое», и налил вина – «Кровь Моя».
Проведя такой ритуал, Мессия как бы показывает, что Всевышний больше не нуждается в кровавых жертвах. Ему достаточно Сына, который подобно агнцу умирает за прегрешения человеческие, чтобы Создатель не обрушил Свой гнев на верующих людей. Иными словами, Евхаристия символизирует укрепление Нового Завета.
По аналогии с Тайной Вечерей сегодня православные священнослужители использует для великого Таинства красное сухое вино и просфоры.
Иисус Христос установил обычай причащения на Тайной Вечере
Православная церковь о причастии
Перед тем как причаститься, обязательно читаются подготовительные молитвы и каноны. Песнопения произносятся на церковнославянском языке. Основная их идея – покаяние перед Всевышним, а также вознесение благодарственных речей за всемогущество Творца. Чтобы молитвенный смысл был понятен, рекомендуется за день до исповеди прочитать священные тексты самому, перед образом. Они содержат список грехов, в которых нужно каяться перед Богом.
Также перед Евхаристией читают Канон Пресвятой Матери Божьей, Ангелу Хранителю и подготовительное правило к великому Таинству. Обязательным является предварительное соблюдение поста, ведь постясь, вы вспоминаете все, даже самые давние прегрешения, готовя себя к Причастию. Послабления делаются только больным людям, беременным женщинам или путешественникам.
Видео «О подготовке к Причастию»
В этом видеосюжете протоиерей рассказывает о правилах подготовки к Причастию.
В чем важность исповеди
Смысл этого Таинства – осознание, признание и искреннее покаяние в своих грехах. Исповедаться, как правило, приходят к священнику, который является проводником к Господу Богу. Церковник не отвечает за чистосердечность кающегося, а также не несет ответственности перед Создателем за слова или поступки грешника.
Исповедоваться необходимо перед каждой Евхаристией. Целью покаяния является полное духовное очищение, позволяющее надеяться на спасение. Искренние признания с последующим раскаянием открывают дорогу в Царство Небесное. Все совершенные прегрешения прощаются и вычеркиваются из списка прижизненных дел, который будет озвучен на Страшном Суде.
Только после исповеди можно причащаться, вкушая Святые Дары. Эти два Таинства неразрывно связаны между собой и преследуют единую цель – спасение души.
Грех ли Причастие без исповеди
В раннехристианский период дозволялось проводить Евхаристию без покаяния, так как последователи учения Христова отличались высокими нравственными устоями и духовной чистотой. Они все время проводили за молитвами, причащаясь практически каждый день. Чуть позже апостол Павел Первым посланием Коринфянам озвучил условия, поставленные Господом Богом. Так, без покаяния и отпущения грехов причащающегося могли настигнуть болезни или смерть.
Ученик Христа отождествлял причащение без исповеди с самоосуждением. Апостол сравнивает плоть Спасителя с Церковью, а народ называет ее телом. Чтобы не согрешить перед великим Таинством, он призывает к посту и воздержанию накануне Евхаристии.
Таинство ПокаянияТаинство ЕвхаристииПричащение детей
Как уже было упомянуто, священнослужитель не несет ответственности перед Богом за причащающегося. Каждый человек волен делать так, как ему угодно, однако он должен понимать, что совершает грех, вкушая Святые Дары без покаяния.
Нельзя касаться безгреховной плоти Христовой земным телом, погрязшим в грехах. Нечистые руки, тронувшие Жертву – выказывание непочтения Господу. Совет автора
Некоторые церковники называют отпущение грехов вторым крещением. Связано это с полным духовным очищением и исцелением. Только искренне покаявшись, возможно участвовать в великом Таинстве. А вот исповедоваться без последующего причащения допускается.
Исключения для причастия без исповеди
Таких исключений в православии очень мало. Можно пропустить покаяние на праздник Воскресения Христова, если священнослужитель объявил это во всеуслышание в церкви. Также разрешается не исповедоваться перед смертью, когда человек из-за тяжелого состояния не способен говорить или связно формулировать свои мысли. Незнание церковных законов не освобождает от ответственности, которую несет причащающийся без покаяния.
Смысл Таинства – осознание, признание и искреннее покаяние в своих грехах
Не стоит бояться раскаяться в своих грехах перед вкушением Святых Даров. Прежде всего это нужно лично вам, чтобы с чистой душой соприкоснуться с телом Христовым.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
О Причащении без Исповеди
3. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4. и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
(Второе послание к Тимофею 4:3,4)
Дошла информация о том, что в некоторых храмах «благословляют» Причащение Святых Христовых Тайн без обязательной Исповеди. Якобы раз исповедовались за пост и можно идти на Причастие весь пост уже без Исповеди.
Это неправильное обновленческое мнение, доселе неслыханное, но к сожалению случившиеся, сообщили прихожане.
Как и искусственное выделение Святок и Светлой*(см.ниже) седмицы, что в эти недели можно Причащаться без поста и (или) Исповеди. Ещё довелось слышать мнение об необязательности чтения молитвенного правила перед Причастием Тела и Крови Христа. Всё это обновленческие мнения появившееся не так давно.
Вот как отзывается о Таинстве Исповеди один из главных либеральных идеологов «литургического возрождения» протопресвитер Александр Шмеман: «Причащаться надо почаще», – вещает «высокодуховный» американский проповедник, – тут он, ортодокс из ортодоксов, приводит в пример первых христиан. «Но готовиться к Причастию не надо», – тут же добавляет он, превращаясь в сверхлиберала. Исповедь о. Шмеман с обычным для него издевательством именует «…своего рода билетом на причастие…» и говорит: «Лично я вообще бы отменил (!) частную исповедь» (Прот. Александр Шмеман. «Дневники. 1973-1983». М., 2005, с.35)
Как всегда у подобных мнений, которые появились несколько десятков лет назад, а широко стали проявляться только что, нет последовательности. Давайте будем последовательными.
Тогда если хотите Причащаться без Исповеди, часто, без чтения Канонов, без соблюдения поста (вне постов, минимум три дня по Типикону) — ведь раньше было частое Причастие, без обязательной Исповеди и пр. Согласен, но с тем условием, что если вы приводите в пример первые века христианства, то давайте и вернём всё как было в те времена:
Всенощная — всю ночь
Литургия без сокращений
Десятину на храм, а лучше как в Деяниях Святых Апостолов всё имение, а там часть выделят вам.
Неукоснительное соблюдение Канонов — за блуд отлучение от Причастия на 7 лет, за прелюбодеяние на 15, за аборт на 10 лет и т.д.
И если ко всему этому вернёмся, тогда и будем Причащаться так часто как нам позволит совесть. А иначе не придумывайте того, чего не было в Церкви Православной никогда.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) чьё мнение я глубоко уважаю, говорил: «Исповедь перед Причастием обязательна». Постоянно рекомендую готовиться к Исповеди по его книге «Опыт построения Исповеди».
«В XIV в. свт. Григорий Палама в своей проповеди «О Святых и Страшных Христовых Тайнах» прямо указывает на необходимость Исповеди перед Причастием: «Если же с дурною совестью, и не получив, благодаря Исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем , то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божие щедроты и терпение Его к нам».
Необходимо отметить, что эту проблему уже обозначил Святейший Патриарх Алексий на двух Епархиальных собраниях, которые проходили в Москве. Он обратил внимание на странную практику, возникшую в некоторых московских приходах. В частности, на Епархиальном собрании 2005 года он сказал: «Кроме того, от прихожан требуют, чтобы они причащались как можно чаще, не менее одного раза в неделю. На робкие возражения верующих, что сложно еженедельно достойно готовиться к принятию Святых Таин, такие священники утверждают, что всю ответственность они берут на себя. В результате теряется свойственное православным людям благоговение и страх Божий пред Святым Причастием. Оно становится чем-то привычным, обычным и будничным».
На следующем Епархиальном собрании в 2006 г. Святейший Патриарх опять обратился к этой теме. В одной из записок ему задали такой вопрос: «На прошлом Епархиальном собрании Вы, Ваше Святейшество, предупреждали об опасности потери благоговения к Святым Тайнам при очень частом причащении, например один раз в неделю. Та же самая озабоченность выражается в Православном Катехизисе святителя Московского Филарета, который рекомендует мирянам причащаться не чаще одного раза в месяц. Те же опасения можно найти в трудах святителя Феофана Затворника и последних Глинских старцев. Почему же по-прежнему в некоторых московских храмах, несмотря на Ваши предупреждения, практикуется еженедельное и даже более частое причащение мирян, в результате чего прихожане теряют благоговение и страх перед Святым Таинством?»
Святейший Патриарх ответил: «Видимо, те, кто допускает такую практику, незнакомы с Православным Катехизисом святителя Филарета, а также с трудами святителя Феофана Затворника и не проявляет желания с ними ознакомиться». Мне кажется, что реформаторам в этой области необходимо прислушаться к словам Святейшего Патриарха.
Сейчас издается много православной литературы — это прекрасно, но много ли ее читают те люди, которые делают первые шаги к храму? Современный человек читает очень мало, поэтому просветительские возможности печатной продукции не стоит переоценивать. В такой ситуации без обязательной Исповеди перед Причастием не обойтись. Любой священник многократно сталкивался с такими примерами: человек приходит на Исповедь, кается в недавно совершенном грехе блуда, прелюбодеяния или аборта и тут же говорит: батюшка, благословите причащаться, я с утра ничего не ел. Человек говорит это искренне, он не намерен причаститься в осуждение или сознательно пренебречь принципами духовной жизни, он их просто не знает. Или другой, еще более распространенный пример: человек не видит в себе ни одного греха или называет формально какую-нибудь общую фразу без малейшего сокрушения или самоукорения и стремится к Святой Чаше. Если бы у нас не существовало традиции исповедоваться перед Причастием, то кто, когда и где поможет таким людям?
Давайте вспомним грозные слова апостола Павла о недостойном Причащении: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27–30). Если мы хоть ненадолго задумаемся над этими апостольскими словами, то к чему они нас приведут? К Исповеди.
Если сейчас отвергнуть принцип взаимосвязи Исповеди и Причастия и предоставить всем возможность решать вопрос об Исповеди исходя из личных соображений, то мы уподобимся неразумной матери, которая родила ребенка, а потом вынесла его на улицу, положила на перекрестке и, оставляя его, сказала: руки, ноги, голова у тебя есть, там храм, здесь дом, за пригорком огород — иди трудись, питайся и живи богоугодно.»
С сайта Православие.ру
Исповедь перед Причастием многовековая традиция Русской Православной Церкви, не отрекаться от которой надо, а неукоснительно соблюдать для спасения души.
Святитель Феофан Затворник пишет в «Письмах разным лицам о разных предметах веры и жизни», что когда ждешь дорогого гостя, то весь дом свой уберешь, вычистишь, омоешь – так как же ты, надеясь принять в храмину души своея Гостя Божественного, дерзаешь не предочистить душу в Таинстве Покаяния?
Редкая исповедь, а правильнее исповедь на усмотрение самого человека — это такая же новинка в греческой Церкви, только зародившееся ранее благодаря западному влиянию (католическому), которую не следует перенимать, а наоборот, остерегаться.
Примеры из современной жизни Греции
…В греческой православной традиции в 20 веке из-за проникновения западной культуры произошли изменения: появились скамьи внутри храма (хотя, замечу, что стасидии в монастырях были всегда для долгих богослужений), женщины перестали носить косынки, могут в брюках зайти в храм.
…Но, как отмечают греческие авторы, в отношении мирян такая практика исповеди, к сожалению, часто приводит к тому, что в дни больших праздников, да и не только, многие приступают к причастию или совсем без исповеди (бывает, что люди вообще в жизни еще ни разу не исповедовались), или давно неисповеданными.
…В Греции к Литургии отношение более неформальное. Но необязательность исповеди подчас приводит к очень странным, мягко говоря, ситуациям.
Бывает, что православный грек причащается регулярно в течение многих лет и ни разу при этом не исповедуется.
…Другой батюшка описывает греческого старосту, который не исповедовался 30 лет.
«Редкая исповедь в грекоязычных Церквах – порочное явление. Оно возникло в силу того, что большинство православных священнослужителей, служивших в XIX веке под османским игом, были безграмотными. Мало кому из них благословлялось исповедовать народ, и, таким образом, взаимосвязь двух Таинств была утрачена. Мы всё-таки говорим о духовном возрастании человека… Оно должно быть проявлением духовной зрелости верующего. Мы понимаем, что человек может возрастать духовно или если он регулярно приходит на откровение помыслов, или приступает к исповеди, поэтому совершенно разделить эти Таинства нельзя… Знаю, что в Американской Православной Церкви прихожане месяцами могут не исповедоваться, но причащаются очень часто. Я считаю, что это – порочное явление, которое неоправданно», – считает и архиепископ Германский и Великобританский Марк (Арндт).
«А Вселенский Патриарх Феодосий, который был вынужден вмешаться для примирения монахов Святой Горы Афонской, споривших между собой о редком и частом причащении, в 1772 году дал разъяснения на этот счет, сказав: «Что касается более частого и более редкого приступания к причащению Пречистых Таин, говорю, что не назначено определенного времени, но обязательно необходимо приготовление через покаяние и исповедь» Sf. Atanasie de Paros. Istoria Athosului // Pr. P. Vintilescu. Despre deasa ori rara ;mp;rt;;ire. Р. 390. Ср.: Еп. Порфирий (Успенский). История Афона: В 2 т. М., 2007. Т. 1. Ч. 3. Гл. 21. С. 912. .
И Вселенский Патриарх Гавриил, будучи официально извещен письмом правления Святой Горы о недоразумениях и смутах, появляющихся там между практикующими частое причащение и теми, кто отстаивал более редкое с должным приготовлением, издал соборный томос в апреле 1785 года, в котором обращает их внимание на то, что «в том, что касается времени причащения Божественных и Пречистых Таин, признано, что частое причащение полезно, только если оно будет совершаться достойно; а чтобы оно было достойным, обязательно необходимая безупречная чистота сердца нашего. Ибо время причащения, говорит великий отец святой Иоанн Златоуст, определяют не праздник и торжество, но чистая совесть и непорочная жизнь».
И еще далее говорит тот же божественный отец: «Если кто хочет участвовать в этой Жертве, тот должен много дней до этого очищаться через покаяние, молитву, милостыню и размышление о духовном и более не возвращаться , как пес на свою блевотину. Так что, по святому Иоанну Златоусту и по божественному апостолу, да испытывает себя каждый из нас и так да ест от Хлеба и да пьет из Чаши (см.: 1 Кор. 11, 28)» Manuel Ghedeon. Kanonikai diataxeis . Constantinopol, 1888. T. 1. P. 269–270, 272–274 // Pr. P. Vintilescu. Despre deasa ori rara ;mp;rt;;ire. Р. 399. См.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Первое Послание к Коринфянам. Беседа 28. § 1. С. 277.
Впоследствии понадобилось закрепить это в более подробном виде синодальным томосом Патриарха Григория от августа 1807 года, в виду тех двух направлений, которые продолжали сталкиваться в среде этих монахов, из коих «одни говорили, что лучше причащаться часто и без исповеди, тогда как другие говорили, что лучше делать это в определенный срок и без осуждения». Обе стороны не получили, однако, одобрения в решениях Синода, который, как и прежде, подчеркнул, что «причащение Пречистых Таин должно совершаться непременно после испытания каждого верующего, по божественному апостолу, который говорит: да искушает же человек себе… Однако это испытание не может совершаться им самим, но священниками-духовниками, уполномоченными от архиереев церковными грамотами, напутствующими их в том, как нужно исследовать и испытывать глубины сердечные тех, кто исповедуется, их помыслы, дела и обыкновения и как подавать им врачевство, накладывая на них епитимии по правилам святых и богоносных отцов, а после их исправления – дозволять достойным причащаться Святых и Пречистых Таин, как учит и божественный Златоустый отец Церкви…» Об исповеди и частоте Причащения Архимандрит Клеопа (Илие)
«Лаодокийская церковь это прообраз церкви последних времен, показующая теплохладность христиан перед кончиной мира, смешанную с гордостью, «богат, разбогател ни в чем не имею нужды» Откр.3,14-21 — кажущееся духовное преуспеяние, без покаяния, исправления греховной жизни, духовной брани, лицемерная вера, смешение понятий добра и зла, слепота духовная, следование за теми, кто лстит слуху: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». 2.Тим.4,3-4.
Буквально рвоту вызывает такая душа у Бога: «извергну тебя из уст Моих». Сколько видишь христиан, уже годами ходящих в храм, «всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» 2.Тим.3,1-7. Или в ослеплении своем гордящихся своим «духовным» преуспеянием, думающих, что они уже все прочитали, везде были, все постигли, все знают, а сами «несчастны, жалки, нищи, слепы и наги», лишенные всякого настоящего духовного делания, различения добра и зла, любви, подлинной добродетели, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» 2Тим.3,5. «
Сбывшиеся пророчества Апокалипсиса http://www.stihi.ru/2013/10/26/8641
23 (Зачало 149) Аз бо приях от господа, еже и предах вам, яко господь иисус в нощь, въ нюже предан бываше, приемь хлеб,
24 и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите, сие есть тело мое, еже за вы ломимое: сие творите в мое воспоминание.
25 Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание.
26 елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть господню возвещаете, дондеже приидет.
27 Темже иже аще яст хлеб сей или пиет чашу господню недостойне, повинен будетъ телу и крови господни.
28 Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет.
29 ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая тела господня.
30 Сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и спят (усыпаютъ) доволни.
31 (Зачало 150) Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были.
32 Судими же, от господа наказуемся, да не с миромъ осудимся.
1Кор.11,23-32
Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание».
Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.1Кор.11,23-32
* О причащении на Светлой седмице
По поводу причащения на Светлой седмице, да пост отменяется, но постились ли мы Великий пост по Уставу, не объелись ли и напились после Пасхи, каждый да испытывает себя. Если же не постящийся в Великий пост дерзнут причащаться слыша, что де можно причащаться на Светлой седмице без поста, то совершат явное кощунство.
При этом ни исповедь, ни молитвенное правило не отменяются.
В «Правиле ко Святому Причащению» (М., 1893) говорится: «Ве;домо буди, яко во Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, вместо же канона Господу Иисусу и Пара;клисиса Богоматери чтется канон Пасхи с Богородичнами его, прочии же, по днем седмицы, опускаются».
Последование ко Святому Причащению и молитвы по Причащении предваряются троекратным чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых…»; псалмы и Трисвятое (с тропарями после него) при этом не читаются. Часы Пасхи полагается совершать на Светлой седмице вместо 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа, полунощницы и повечерия.
Вообще, от дней Светлой седмицы и до отдания Пасхи вместо «Царю Небесный» читают: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). И со второй седмицы вновь начинаем читать обычные келейные правила, Акафисты и каноны. Только вместо молитвы «Достойно есть», читается эта песнь Богородице: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!
Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же , Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».
Как правильно исповедоваться?
Как правильно исповедоваться?
Во первых: исповедь должна быть краткой и содержать в себе самое главное — то, о чем говорит и разум, и совесть, о чем «болит душа». Грехи лучше исповедовать устно, а не писать. «Написание» оправдывает себя при «генеральной исповеди», которая совершается в том случае, если человек никогда не исповедовался, или, например, более 10 лет.
Во вторых: нельзя «детализировать» «плотские грехи». Исповедь — это такое же «покаяние», но в присутствии священника, который является не судьей, а свидетелем, и потому в ней происходит не суд, а покаяние.
В третьих: тяжелые грехи, уже исповеданные, не надо повторно излагать священнику, если только они не совершены вновь.
Итак, надо помнить самое важное:
Не молитва священника, а Бог отпускает грехи, ибо только Он видит степень искренности человеческого покаяния. Поэтому неискреннее, формальное называние грехов не является исповедью.
Смущает то, что не все грехи и не подробно исповедаю, и утаиваю грехи, хотя пишу длинные списки грехов. Объясните суть исповеди, что говорят духовники, и отличие ее от покаяния?
— Первое, что советуют:
На исповеди надо говорить только самое главное, что особенно задевает совесть, а не пытаться перечислять все грехи – это невозможно, поскольку мы ни одной минуты не проводим по Божьему. Грехи перед священником нужно называть общим словом, а не рассказывать где, когда, как, кому и т.д., например: осуждение, зависть, воровство, обман, нехорошее поведение. А если священник начинает допрашивать (хотя он не имеет никакого права это делать, ибо исповедь — свободное решение человека, а не допрос на следствии или судебное разбирательство, как в католицизме), то можно отвечать, извините, подробностей рассказывать не могу. И это не есть утаивание. Ибо не всякому всё можно говорить. Утаиванием же называется вообще молчание о тех больших грехах, которые можно без пояснений назвать данному священнику, например, убийство, разбой, ограбление, содомство, воровство, блуд.
Второе – если есть разумный, смиренный, проверенный много раз духовник, то его отдельно, не на исповеди, можно спросить, как бороться с той или иной страстью, но не о том, что покупать или продавать, жениться или разводиться и прочее, ибо это вопросы не исповеди, а советования.
Третье – покаяние перед Богом необходимо совершать всякий раз, и хорошо бы сразу как только совершим какой-либо грех делом, словом или помыслом.
Если в каких грехах человек покаялся и получил у священника разрешение от них, то на следующих исповедях их уже не следует повторять.
Запрещается на исповеди «размазывать» свои грехи, особенно плотские. Так же запрещается и священнику лезть в интимную жизнь человека, задавать подобные вопросы. Ибо самими вопросами можно развратить человека.
Нельзя исповедь заменять «отчетом о проделанных грехах», зачитывая их по бумажке, превращая её, таким образом, в пустую форму, потому что Бог внимает сердцу сокрушенному и смиренному, а не словам.
Тот, у кого душа болит, и кто кается – тому не надо писать. Писать можно в том случае, если человек действительно десятки лет не исповедовался, тогда понятно, надо и вспомнить, и записать.
— Что такое «генеральная исповедь»? И когда она нужна?
— Генеральная исповедь — это исповедь о грехах за всю прошедшую жизнь. Она необходима только тому, кто никогда в жизни или многие годы не исповедовался. Ему надо подумать, вспомнить, покаяться и исповедоваться за все прошедшее время. А если человек постоянно исповедуется, но некий батюшка потребует от него генеральной исповеди, то это явный признак, что вы попали на властолюбца и гордеца или просто глупого человека и от исповеди у него лучше воздержаться.
Меню
(Весной 1999 года Вологодскую епархию по приглашению епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана посетил А.И. Осипов — известный православный богослов, профессор Московской духовной академии. А.И. Осипов встречался с преподавателями и студентами Вологодского педагогического университета и Молочной академии им. В.В. Верещагина, выступал перед сотрудниками областной администрации и департамента образования. А.И. Осипов посетил Покровское, Горицы, он встречался с общественностью Череповца.) Что такое покаяние и исповедь?
Суть всей христианской жизни заключается в том, чтобы увидеть себя, свои болезни. Ибо это видение дает мне возможность, с одной стороны, заняться самим собой. Второе — я начинаю совсем иначе относиться к другим людям. Мне стыдно осуждать другого в том, что я сам делаю. Не могу! Я начинаю понимать, что если я это делаю, то и другой, по слабости, может сделать. Ошибся! Появляется снисхождение к другому, благожелательство, сочувствие к другому, любовь к другому человеку. Поэтому покаяние, будучи изменением моего внутреннего состояния, дает возможность не только исцелиться самому от своих грехов, но и порождает то доброе отношение к другому человеку, которое столь необходимо в наше время. Самым страшным грехом является самооправдание. Представьте себе, я заболел, и другие, видя это, говорят мне: «Иди в больницу». Я им отвечаю: «Вы больны, вы и идите. Я хорош, здоров». Самооправдание — жуткая вещь.
Больше всего человек от чего страдает? От отсутствия благожелательства друг к другу. Как хочется любви! Это как солнце, которого ждет душа наша. Хотим? Прояви сам и тоже получишь. Таким образом, с помощью покаяния человек приходит в некую норму — очищаясь, нормализуется, становится здравым человеком. И это здравие дает человеку то, что мы неустанно ищем — счастье, то состояние радости, которое столь важно для каждого из нас.