КАТАЛОГ ПРАВОСЛАВНЫХ СМИ :::…
КАТАЛОГ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ
Выпуск 4
Составители:
Сергей Чапнин, Александр Морозов, Светлана Рябкова, Ксения Лученко, Ярослав Козлов
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Церковная журналистика — это не только яркие страницы истории российской журналистики XIX — начала XX веков, но и заметное явление в информационном пространстве нашего времени.
До начала 90-х годов прошлого века Русская Православная Церковь выпускала лишь одно периодическое издание — «Журнал Московской Патриархии», на страницах которого в условиях жесточайшей цензуры Церковь богословствовала, проповедовала, свидетельствовала о своей литургической жизни и пастырском служении. В 1989 году начинает выходить первая православная газета — «Церковный вестник», и с этого времени начинается возрождение церковной журналистики. В последующие годы практически в каждой епархии возобновился выпуск православных газет, журналов, альманахов.
Как правило, это издания распространяются в пределах одной епархии или даже прихода, и потому составить полную картину современной православной периодики достаточно сложно. Первый опыт систематизации православной периодики предпринял в середине 90-х годов библиографический отдел Синодальной библиотеки Московского Патриархата (см. «Христианство», т. 3). В последующее десятилетие объем православной периодики значительно расширился.
В конце 2003 года редакция газеты «Церковный вестник» подготовила «Каталог православной прессы», в котором были описаны издания, имеющиеся в библиотеке Издательского Совета Русской Православной Церкви и в Синодальной библиотеке. Спустя год, при подготовке Первого Фестиваля православных СМИ «Вера и слово», его участникам было предложено заполнить паспорт православного СМИ. На основе этих сведений, значительно дополненных и уточненных, составлен настоящий каталог. Если за прошедший год ни одного номера издания не поступило в нашу библиотеку и информацию о них не удалось подтвердить, сведения из каталога были исключены.
В предыдущем выпуске каталога все издания были сгруппированы в три раздела:
Мы сохранили эту рубрикацию, но включили в каталог дополнительный раздел «Радио, телевидение, Интернет». Конечно, он не отражает полную картину современного православного теле- и радиовещания, и тем более — все разнообразие православных интернет-ресурсов, но фиксирует паспорта электронных СМИ, присланных участниками Фестиваля «Вера и слово».
Мы обращаемся к редакциям всех православных изданий, радиостанций и телестудий с предложением уточнить и дополнить наш каталог. Паспорт издания, в соответствии с которым мы хотели бы получать информацию о периодических изданиях, помещен на нашем сайте.
Мы просим высылать заполненные паспорта по факсу 246-0165 или по электронной почте
Сергей Чапнин,
ответственный редактор
газеты «Церковный вестник»
Также опубликовано на сайте http://www.kazan-day.ru.
XV. Церковь и светские средства массовой информации
XV.1. Средства массовой информации играют в современном мире все возрастающую роль. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока. Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях. СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.
XV.2. Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3. 15). Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного Священноначалия с тем или иным органом информации. Православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви.
В рамках каждого из видов СМИ (печатных, радиоэлектронных, компьютерных), которые имеют свою специфику, Церковь — как через официальные учреждения, так и через частные инициативы священнослужителей и мирян — располагает собственными информационными средствами, имеющими благословение Священноначалия. Одновременно Церковь через свои учреждения и уполномоченных лиц взаимодействует со светскими СМИ. Такое взаимодействие осуществляется как путем создания в светских СМИ особых форм церковного присутствия (специальные приложения к газетам и журналам, специальные полосы, серии теле- и радиопрограмм, рубрики), так и вне такового (отдельные статьи, радио- и телесюжеты, интервью, участие в различных формах публичных диалогов и дискуссий, консультативная помощь журналистам, распространение среди них специально подготовленной информации, предоставление материалов справочного характера и возможностей получения аудио- и видеоматериалов ).
Взаимодействие Церкви и светских средств массовой информации предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставляемая журналисту и передаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнения священнослужителей или иных представителей Церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать ее учению и позиции по общественным вопросам. В случае выражения сугубо частного мнения об этом должно быть заявлено недвусмысленно – как самим лицом, выступающим в СМИ, так и лицами, ответственными за донесение такого мнения до аудитории. Взаимодействие священнослужителей и церковных учреждений со светскими СМИ должно происходить под водительством церковного Священноначалия – при освещении общецерковной деятельности — и епархиальных властей – при взаимодействии со СМИ на региональном уровне, что прежде всего связано с освещением жизни епархии.
XV.3. В ходе взаимоотношений Церкви и светских средств массовой информации могут возникать осложнения и даже серьезные конфликты. Проблемы, в частности, бывают порождены неточной или искаженной информацией о церковной жизни, помещением ее в ненадлежащий контекст, смешением личной позиции автора или цитируемого лица с общецерковной позицией. Взаимоотношения Церкви и светских СМИ подчас также омрачаются по вине самих священнослужителей и мирян, например, в случаях неоправданного отказа журналистам в доступе к информации, болезненной реакции на правильную и корректную критику. Подобные вопросы должны разрешаться в духе мирного диалога с целью устранения недоумений и продолжения сотрудничества.
В то же время возникают и более глубокие, принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом.
РПЦ и СМИ: проблемы взаимодействия
9 декабря в Отделе внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата состоялся семинар на тему «Внешнее служение Русской Православной Церкви в первом десятилетии XXI века: задачи и приоритеты», в котором, помимо сотрудников ОВЦС, приняли участие представители некоторых синодальных учреждений, священнослужители, общественные деятели, ученые. В качестве представителя светской религиозной журналистики в семинаре участвовал главный редактор портала «Религия и СМИ» Александр Щипков.
По словам руководившего работой семинара митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ОВЦС, председателем которого он является, планирует проводить подобные встречи регулярно. «Я сторонник открытой церковной политики… Нам нужно слышать свидетельства и голоса со стороны», — сказал митрополит. Он предложил для обсуждения несколько основных тем, непосредственно касающихся «внешнего служения» РПЦ. Однако в ходе работы семинара, который принял форму свободного обмена мнениями, речь шла по преимуществу о второй теме: «Участие Церкви в общественной жизни страны: цели, методы, формы. Информационная политика Церкви». Другие темы предполагается обсудить на последующих встречах.
Одним из главных направлений внешней деятельности РПЦ является выстраивание отношений с властью, что особенно актуально ввиду начала работы нового состава Государственной Думы. Митрополит Кирилл высказался за открытый диалог с властными структурами, подчеркнув, что ОВЦС занимается прежде всего контактами с исполнительной властью; взаимодействие с Думой, по его словам, не позволяет решать многие вопросы, касающиеся церкви. В целом, как считает председатель ОВЦС МП, общественная деятельность церкви в новых условиях должна быть спокойной и конструктивной.
Предлагая выстроить «честную систему отношений церкви и власти», митрополит Кирилл в очередной раз выступил против создания специального государственного органа «по делам религий», поскольку, по его мнению, такой орган обязательно будет вмешиваться во внутренние дела церкви, в частности, в ее кадровую политику, как это было в советском прошлом, а в конечном счете — «как раковая опухоль разъедать церковное тело».
«РПЦ играет большую роль в преодолении крайностей в либеральном мышлении», — сказал митрополит, обратив внимание на примиряющую роль церкви и необходимость способствовать установлению «цивилизационного баланса». На семинаре звучали голоса, настаивающие на том, что нужно серьезно осмыслить цивилизационную роль православия перед лицом современных глобальных вызовов. Основой для такого осмысления многим видится социальная концепция РПЦ, принятая Архиерейским собором 2000 года. Высказывалось мнение, что она может послужить фундаментом для разработки «идеи национальной модернизации на основе традиционных ценностей».
Оказалось, впрочем, что подобные предложения вполне согласуются с планами ОВЦС. Митрополит Кирилл сообщил, что очередной Всемирный русский народный собор, который состоится в феврале 2004 года и сопредседателем которого он является, будет посвящен теме «Православный мир» и, в частности, рассмотрению православия как цивилизационного феномена.
Что же касается социальной доктрины РПЦ, то следует признать более чем логичным предложения некоторых участников семинара по дальнейшей разработке обозначенных в ней концептуальных вопросов. Собственно, сам документ и называется «Основами социальной концепции», что предполагает более углубленную работу над отдельными его темами. Среди последних со всей очевидностью следует выделить более чем актуальные сегодня темы секуляризации и глобализации, которым в «Основах» посвящено лишь несколько страниц (см. последний раздел документа). В этом отношении, однако, пока ничего не сделано на официальном церковном уровне, хотя со времени принятия соцдоктрины прошло уже более трех лет.
Собирание интеллектуальных сил (речь шла, в частности, о возможности создания особого центра для формирования позиций РПЦ по всем актуальным вопросам), развитие положений социальной доктрины, осуществление открытого диалога церкви с властью и общественностью, — всЈ это хорошо и правильно, но вряд ли даст зримые результаты без продуманной и эффективной информационной политики церкви. В современных условиях, тем более, если учитывать специфику работы СМИ, никакое доброе дело не будет «работать» на благо церкви в общенациональном масштабе, если оно не проявилось в информационном пространстве, не оказалось в сфере внимания потребителей масс-медиа. Сегодня это ясно всем. Судя по всему, это всЈ более ясно осознается и представителями церковной институции. Митрополит Кирилл согласился с тем, что в настоящее время в РПЦ отсутствует эффективная информационная политика, а также с тем, что необходимо специальное обсуждение этой проблемы.
С журналистами у официальных представителей церкви давно много проблем. Это и взаимное непонимание (разговор часто идет на разных языках), и отсутствие соответствующей квалификации у пишущей и говорящей братии (журналистов, профессионально занимающихся религиозной темой, до сих пор можно практически пересчитать по пальцам), и, с другой стороны, известная закрытость церковных учреждений, отсутствие специально подготовленных работников для общения с прессой. Конечно, церкви нужно не только развивать свои собственные средства массовой информации, возможно, прежде всего в Интернете (это особая тема), — церковь заинтересована в проникновении в светское медийное пространство. В ходе обсуждения этой темы на семинаре Александр Щипков призвал представителей церкви к большей смелости и открытости в отношениях со СМИ, тем более что и сами журналисты, которым свойственно ошибаться, нуждаются в таком общении. В свою очередь митрополит Кирилл отметил важность обсуждения с самими журналистами вопросов информационной деятельности церкви, чтобы услышать и их мнение на этот счет.
Тема «Церковь и СМИ» — сложная, и связанные с ней проблемы, конечно, не сводятся к перечисленным выше. На наш взгляд, основная трудность заключается в том, что любая информация о церкви, а также то Слово, которое церковь призвана донести до широкой публики (как потенциальной паствы), в современном светском медийном пространстве по необходимости должны «подаваться» в таком стиле и на таком языке, которые самой церкви, в ее внутренней жизни, не свойственны. Иначе и информирование, и проповедь, хотя бы в форме нравственных оценок, будут, так сказать, вотще. Другими словами, главное — это проблема перевода.
Собственно, масс-медиа, о чем говорит сам этот термин, выполняют функцию посредника, медиатора. Они осуществляют массовую коммуникацию, транслируя информацию, то есть передавая ее от источника к потребителю. И, конечно, в процессе передачи происходит истолкование содержания информации. Это неизбежно, поскольку, как мы давно знаем, чистых фактов нет, а есть интерпретации. Поэтому любая информация в процессе трансляции претерпевает трансформацию. Кто же ее трансформирует? Сами СМИ — в соответствии как с квалификацией и компетентностью их работников, так и с установками редакционной политики, на которую влияет масса факторов, включая идеологические (мировоззренческие) и политические.
Речь в данном случае идет о светских СМИ. Конфессиональные могут позволить себе говорить на внутрицерковном языке, потому что их адресат — это актуальные или потенциальные члены церкви. Более того, если конфессиональные издания будут использовать «внешний» язык, то вряд ли это поймут их читатели. Но равным образом и потребители светских СМИ вряд ли поймут, о чем речь, если с ними будут говорить на церковном языке. Поэтому задача церкви в светском медийном пространстве — предлагать не просто информацию о своей внутренней жизни или церковную проповедь, но такие материалы, которые уже «переведены» на светский язык (в широком смысле), то есть заранее, самостоятельно вкладывать в предлагаемую информацию нужную церкви и соответствующую ее самопониманию интерпретацию.
Наверное, когда говорят о необходимости воспитания и подготовки «церковных журналистов», следует иметь в виду прежде всего эту задачу. Но дело не только в подготовке журналистов; точнее, сам процесс такой подготовки предполагает выполнение другой, весьма сложной, задачи, а именно — выработки особого языка светской журналистики, адекватно освещающей религиозную жизнь. Такого языка, который был бы одновременно адекватен религиозному содержанию и той форме, в которой это содержание оказывается приемлемым для СМИ и внятным для их потребителя. В противном случае, не учитывая специфику современной массовой коммуникации, церковь не сможет использовать массовые медийные каналы в своих целях и в своих интересах.
Более или менее удачные опыты выработки такого «специального» языка, конечно, есть, но в целом, на наш взгляд, он еще не сформировался. Более того, нередко подобные опыты воспринимаются «в штыки» некоторыми церковными ревнителями (включая представителей духовенства), которые за формой подачи материала не видят ни полезного для церкви содержания, ни истинных намерений авторов, а потому готовы всЈ, что не похоже на прямую проповедь или аффектированную «защиту Церкви», воспринимать и квалифицировать как «антицерковную журналистику».
Честно говоря, «черно-белое» разделение людей — и журналистов в том числе — на своих и чужих, на «защитников» и «врагов» Церкви вряд ли может служить действительному благу церковному; скорее — отталкивает от Церкви многих ее потенциальных членов и просто тех, кто относится к ней с уважением и доверием. Как отметил в ходе дискуссии на семинаре митрополит Кирилл, в общественно-политическом пространстве прямая апелляция к религиозным ценностям не работает. Это справедливо и по отношению к масс-медиа, поскольку они — «плоть от плоти» общества и политики (как в широком, так и в узком смысле слова политика).
Семинар, состоявшийся 9 декабря, — не первый опыт обсуждения деятельности ОВЦС с участием приглашенных специалистов, представителей общественности и СМИ. В начале минувшего лета уже имела место подобная встреча, посвященная взаимодействию РПЦ и Всемирного Совета Церквей, на которой присутствовал генеральный секретарь ВСЦ Конрад Райзер.
Подводя итоги семинара, митрополит Кирилл еще раз отметил, что открытое обсуждение актуальных тем и проблем будет помогать церкви в ее деятельности. Можно только приветствовать подобную установку на использование возможностей «соборного разума» (говоря на церковном языке), или (говоря на языке светском) на коллективное осмысление того, что нуждается в таком осмыслении и обсуждении. Любые действия, направленные на преодоление всЈ еще дающей о себе знать закрытости церковной институции, — это шаг навстречу обществу, что тем более важно и актуально, если иметь в виду, что речь идет об обществе, которое стремится стать гражданским обществом.
Следующий семинар в ОВЦС МП запланирован на конец января.
11 декабря 2003 г.
Православные журналы. Всегда есть, что почитать
Для данного обзора было выбрано несколько православных журналов: «Виноград», «Наследник», «Нескучный сад», «Фома», «Русский дом», «Татьянин День», «Славянка», «Православное книжное обозрение». Экземпляры этих изданий есть во многих приходских библиотеках, что облегчает доступ к ним. Издания имеют свои интернет-порталы, так что ознакомиться с их материалами можно в режиме онлайн.
Начать обзор стоит с журналов «Виноград» и «Наследник», так как из списка вышеназванных изданий именно у этих двух главной темой является проблема детей, молодёжи, семьи и воспитания. А, как известно, семья– первая ступень в формировании молодого поколения.
«Виноград»примечателен тем, что на страницах этого журнала уделяется немалое внимание проблемам подросткового воспитания и решения этих проблем в православном ключе с обращением к традиционной духовности и культурному опыту прежних эпох. Таким образом, на страницах издания осуществляется диалог современности и традиции. Большой акцент в журнале делается на проблеме материнства и мужского воспитания.
Православный молодёжный журнал «Наследник» обращен к молодой аудитории. На страницах этого издания можно встретить множество интересных статей, репортажей, очерков, интервью, по своему содержанию интересных прежде всего молодежи.
Стоит также отдельно сказать о версии журнала в Интернете. Разнообразный контент и удобный интерфейс весьма привлекательны с точки зрения среднего интернет-пользователя.
«Виноград» и «Наследник» великолепно подходят как для индивидуального ознакомления, так и в качестве дополнительной литературы в помощь учителям школ и преподавателям средних профессиональных учебных заведений, т.е. людям, напрямую занимающимся проблемами детей и подростков.
Также материал журнала «Виноград» можно рекомендовать студентам и аспирантам педагогических вузов.
«Нескучный сад» позиционируется как журнал о православной жизни; весьма информативен и объёмен. На страницах журнала можно ознакомиться с традициями Православия, с Православием в контексте истории и современности, большое внимание уделяется вопросам соотнесения науки и веры, веры и современной культуры, религии и политики, диалога Церкви и общества, диалога Православия с другими мировыми культурными традициями.
Журнал «Фома»можно охарактеризовать как культурно-просветительское, аналитическое, религиозное издание. Позиционирует себя как «православный журнал для сомневающихся», что изначально говорит о демократичном характере издания. В журнале активно осуществляется анализ современных общественных и культурных процессов.
«Русский дом»– журнал, из названия которого сразу понятна патриотическая направленность данного издания. На страницах «Русского дома» представлено очень много интересного материала: обсуждаются проблемы, ищутся ответы на многие вопросы, связанные с положением России в мире, проблемами русской культуры, современным положением православной веры, приводится много интересных фактов из истории нашей страны, раскрывается многообразие православных традиций и канонов.
Три вышеперечисленных издания рассчитаны на разнородную, но, прежде всего, думающую аудиторию. Данные журналы можно рекомендовать в качестве дополнительной литературы или как материал для факультативных занятий школьникам старших классов, а также студентам гуманитарных колледжей и вузов.
Интернет-издание»Татьянин День» весьма информативно и примечательно интересным новостным порталом, имеет характерный уклон в историю православной культуры. Здесь можно ознакомиться с весьма разноообразным материалом, элементами православной этики в контексте исторического, культурного и общественного процесса.
Данный православный интернет-портал может быть весьма полезен с религиоведческой точки зрения. Информацию этого интернет-издания можно использовать в качестве дополнительного материала при работе с такими дисциплинами, как философия, теология, религиоведение, обществознание, история и рядом других гуманитарных учебных дисциплин вузов.
Православный женский журнал «Славянка» отличается от всех вышеперечисленных изданий тем, что обращен непосредственно к прекрасной половине человечества. Как и во всех подобных изданиях, в «Славянке» затрагиваются вопросы женской красоты и здоровья, семейного очага, воспитания детей. Страницы насыщены обзорами, интересными статьями, интервью, очень удачно подобран фотоматериал. Отличает это издания от других женских журналов то, что «Славянка» обращается к читательницам через призму православных традиций, исконно русского видения образа женщины.
Издательский Совет Русской Православной Церкви выпускает журнал «Православное книжное обозрение». Журнал рассказывает обо всех самых важных событиях в церковном книгоиздании и книгораспространении: об официальных мероприятиях, выставках, встречах, презентациях, выходе новых книг. В «Православном книжном обозрении печатаются обзоры, аннотации, рецензии, интервью, статьи о книжной культуре разных времен и мн.др.
В заключение обзора стоит напомнить что Православие– это не просто форма вероисповедания, Православие– это целая культурно-этическая позиция, почва русского мироощущения, фундамент народа и страны; русский язык носит характер объединяющего языка, связывающего воедино великую колоритную нацию, это язык, с помощью которого осуществляется преемственность поколениями культурных ценностей и традиций.
Важно повышать интерес к отечественной культуре, православным традициям. От того в каком информационном поле формируется мировоззрение молодого поколения и зависит будущий нравственный облик нашего народа и страны.