Содержание
- Митрополит
- Высший церковный сан — слово из 8 букв
- п а т р и а р х
- Кто является главой исламской конфессии ? И хотелось бы узнать подробнее об исламской иерархии.
- Священник, имеющий епископский сан — слово из 6 букв
- Иерархия духовенства
- Священнические звания белого и черного духовенства
- БЛАГОЧИНИЕ
- Терминология
- История в Русской Церкви c XVIII века
- Использованные материалы
Митрополит
Митрополи́т – (греч. μητροπολίτης (от греч. μητρόπολις – столичный город, матерь городов) – архиерей областного города) – правительственная степень епископа; 2) епископ — обладатель этой правительственной степени.
Митрополит – титул епископа главного города, области или провинции. Титул митрополита возник потому, что некоторые епископы (главных городов, то есть метрополий) имели под своим началом нескольких подчиненных им епископов, управляющих епархиями. Кафедра митрополита находилась в главном городе (метрополии) провинции Римской Империи. Впоследствии митрополитами стали называться епископы, управляющие крупными епархиями. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула «архиепископ». Отличительной частью облачения митрополита является белый клобук.
«Митрополит и его округ»
Через своего епископа каждая частная Церковь поддерживала единство с прочими частями Единой Вселенской Церкви и вступала с ними в связь. По примеру апостольского Собора, епископы нескольких соседних епархий собирались для взаимных советов и составляли общие определения по церковным делам. Посредством таких собраний из нескольких епископских областей образовались особые крупные части Церкви, как бы округа. Центрами этих округов и местами Соборов были главные города в различных частях империи, которые не только в политическом, но и в церковном отношении имели большее значение, как матери для других городов при распространении христианства, или митрополии. Епископы этих городов – митрополий пользовались большим уважением перед остальными епископами менее важных городов одного и того же округа, были среди них первыми, или архиепископами, и председательствовали на Соборах. С IV-го века в восточных Церквах им было присвоено наименование митрополитов. В некоторых странах епископы, имевшие значение митрополитов, назывались примасами.
К авторитету, которым пользовались митрополиты по значению своих городов, Церковь присоединяла и власть, чтобы упрочить союз отдельных Церквей и укрепить единство церковного управления. Так, митрополитам было предоставлено право не только созыва областных Соборов и председательства на них, но и высшего надзора за церковными делами их округов; епархиальные епископы должны были считать своего митрополита своим главой и не имели права предпринимать без него ничего важного, превышающего их власть. (Апост. 34; Ант. 9). Он заботился о замещении вакантных епископских мест (IV всел. 25); утверждал избрание епископов (I всел. 4; Лаод. 12) и ставил их на должность с епископами своего округа (IV всел. 28); поставленный в епископы без разрешения митрополита не должен был оставаться епископом (I всел. 6). С его разрешения и с его грамотой епископ мог отправляться в путешествие вне пределов митрополии (Карф. 32). Митрополит принимал апелляции на суд епископа от его клира (Карф. 37 и 139) и обвинения на него (Карф. 28). Окружные епископы обязаны были поминать при священнослужениях имя своего митрополита, в знак их общения с ним (Двукр. 14). Но власть митрополита была ограничена местным Собором его округа (Апост. 34; Ант 9). До учреждения патриаршества, митрополит ставился Собором епископов округа (Сард. 6) и мог быть судим таким же Собором вместе с соседствующими митрополитами (III всел. 1).
Некоторым епископам давался иногда титул митрополита без власти. Пользуясь правом чести, они должны были в порядке церковного управления подчиняться тому митрополиту, к округу которого принадлежали их епархии; напр., епископ иерусалимский, до возведения своего в патриаршеское достоинство, был в зависимости от кесарийского митрополита (I всел. 7)».
Протоиерей В.Г. Певцов. Лекции по церковному праву.
«Исторически первым епископским титулом являлся титул митрополитов. Митрополиты были епископами первенствующих городов провинций; под их председательством проходили епископские соборы. В 34-м Апостольском правиле о них говорится так: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу…». Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии», а митрополиями на административном языке Римской империи именовались центры провинций (по-гречески – епархий). Поскольку на территории такой «епархии» находилось несколько епископий (епархий – в нашем понимании), то значение греческого слова «епархия» (т.е. латинская «провинция») соответствует, когда речь идет о церковно-территориальном делении, нашему митрополичьему округу (ныне такие округа существуют в одной только Румынской Церкви).
Термин «митрополит» впервые упоминается в канонах I Никейского Собора. В конце 4-го правила сказано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». Своеобразие устройства Африканской Церкви заключалось в том, что там только епископ самого Карфагена был первоиерархом всей поместной Церкви, а в митрополичьих округах первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии».
Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право.
Высший церковный сан — слово из 8 букв
Определения из сканвордов слова ПАТРИАРХ
- основатель
- старейшина, основоположник
- «Владелец» Московских прудов
- Никон по сану
- батюшка Всея Руси
- в христианской церкви: глава церковной иерархии
- высшее духовное лицо
- высший духовный сан
- высший духовный сан в православной церкви
- высший православный церковный сан
- высший титул церкви
- высший церковный сан
- глава православной церкви
- глава рода в первобытном обществе
- глава рода в родовом обществе
- глава церковной иерархии
- глава, старейшина рода
- кем был Иов
- м. праотец, родоначальник, маститый и уваженный глава семейства. Ветхозаветные патриархи Ной, Авраам. Высший начальник духовенства в государстве, в области. До Петра, и еще при нем, были всероссийские патриархи, а ныне патриархи только остались в греческой церкви. Патриархов жезл. Патриарший приказ, бывшая у нас верховная расправа. Патриарший клей, высший разбор рыбьего клею. Патриаршеская власть. Патриархия цареградская, антюхпиская. Возвести кого на патриаршество. Патриархальные обычаи, простые, кроткие, семейно-домашние. Патриаршествовать, быть в сем сане
- монарший правитель
- самый главный православный
- сан всея Руси
- скажите по-гречески «отец-начальник»
- старейшина рода, родовой общины
п
а
т
р
и
а
р
х
• в христианской церкви: глава церковной иерархии
• высший духовный сан в православной церкви
• высший православный церковный сан
• глава православной церкви
• глава рода в первобытном обществе
• глава, старейшина рода
• старейшина рода, родовой общины
• старейшина, основоположник
• Никон по сану
• высший духовный сан
• скажите по-гречески «отец-начальник»
• самый главный православный
• кем был Иов?
• глава церковной иерархии
• батюшка Всея Руси
• глава рода в родовом обществе
• высший титул церкви
• высшее духовное лицо
• высший церковный сан
• «владелец» Московских прудов
• сан всея Руси
• монарший правитель
• Старейшина рода
• Основатель, основоположник чего-нибудь
• «Владелец» Московских прудов
• кем был Иов
• м. праотец, родоначальник, маститый и уваженный глава семейства. Ветхозаветные патриархи Ной, Авраам. Высший начальник духовенства в государстве, в области. До Петра, и еще при нем, были всероссийские патриархи, а ныне патриархи только остались в греческой церкви. Патриархов жезл. Патриарший приказ, бывшая у нас верховная расправа. Патриарший клей, высший разбор рыбьего клею. Патриаршеская власть. Патриархия цареградская, антюхпиская. Возвести кого на патриаршество. Патриархальные обычаи, простые, кроткие, семейно-домашние. Патриаршествовать, быть в сем сане
• скажите по-гречески «отец-начальник»
Кто является главой исламской конфессии ? И хотелось бы узнать подробнее об исламской иерархии.
Александр Фокин 12199 4 года назад Веду канал про историю СССР https://t.me/USSResearch Доцент ТюмГУ, кандидат исторических наук, stand-up котик, игрок в ЧГК Пользователю можно задать вопрос
Вот что про это пишет Исламская энциклопедия: Мусульманское духовенство — термин носит условный характер, поскольку в исламе не существует институтов духовенства, аналогичных христианской церкви как в функциональном, так и в структурном отношении.Под мусульманским духовенством подразумевают совокупность лиц, связанных с отправлением культа, мусульманским судопроизводством, разработкой и трактовкой вопросов мусульманского права и богословия, руководством общиной верующих и мусульманским государством (см. Халиф), а также глав отдельных религиозных общин, орденов, братств. В шиитском исламе служители культа имеют более четкую иерархическую организацию, чем у суннитов. Строгая иерархия свойственна большинству суфийских братств, некоторым общинам и организациям.
Действительно, в исламе нет такого понятия как церковь и следовательно нет четкой иерархии. Например имамом может стать любой человек хорошо разбирающийся в Коране. При этом он не должен совершать каких-то особых обрядов как в христианстве или буддизме. Хотя зачастую государства стремятся искусственно сформировать некие структуры через которые легче осуществлять контроль. Так в дореволюционной России была должность — ахун, иногда ее переводят как епископ, то есть человек отвечающий за определеную область и через которого идет взаимодействия с имами этой области. Или в 1788 г было создано «Оренбургское магометанское духовное собрание» в котором заседали муфтии, нечто подобное существует и сейчас в России
Конечно, в исламе существует определенная дифференциация исламского духовенства, он она скорее связана с деятельностью и определенным достижениями и на ее основании сложно создать некую четкую схему. Больше о исламском духовенстве можно по ссылке посмотреть:
Мусульманское духовенство — термин носит условный характер, поскольку в исламе не существует институтов духовенства, аналогичных христианской церкви как в функциональном, так и в структурном отношении.
Под мусульманским духовенством подразумевают совокупность лиц, связанных с отправлением культа (см. Мулла, Муэдзин), мусульманским судопроизводством (см. Кади), разработкой и трактовкой вопросов мусульманского права (см. Факих) и богословия (см. Улемы, Муджтахид), руководством общиной верующих (см. Имам) и мусульманским государством (см. Халиф), а также глав отдельных религиозных общин (см. Муфтий), орденов, братств (см. Шейх, Ишан).
В шиитском исламе служители культа имеют более четкую иерархическую организацию (см. Аятолла), чем у суннитов. Строгая иерархия свойственна большинству суфийских братств (см. Суфизм, Тарикат), некоторым общинам и организациям (см. Братья-мусульмане).
Мусульманское духовенство в социальном отношении весьма неоднородно: его высшие слои часто включены в высшие эшелоны государственной власти в мусульманских странах. Руководители орденов и братств, некоторых сектантских общин нередко ошибочно воспринимаются массовым сознанием верующих как выразители интересов и чаяний широких народных масс.
Священник, имеющий епископский сан — слово из 6 букв
Определения из сканвордов слова ИЕРАРХ
- церковный служитель
- церковный высший сан
- Босс в рясе
- архиерей
- в православии он архиерей
- в церкви лицо, принадлежавшее к высшему духовенству, епископату
- высокий церковный сан
- высшее церковное лицо
- высший духовный сан
- высший свяшеннослужитель
- высший священнослужитель
- высший церковник
- высший церковный священнослужитель
- духовный высший сан
- епископ
- епископ или митрополит
- епископ, архиерей, митрополит
- лицо высшего христианского духовенства
- лицо, относящееся к высшей церковной иерархии
- м. священноначальник: епископ, архиерей, митрополит. Иераршеский, иерарший, ему принадлежащ., свойственный, иерархия ж. священоначалие, порядок управленья, подчиненности духовенства округ, которым глава духовенства заведует. Иераршество ср. чин, сан, звание и обязаности иерарха. иерархия, как округ. Иераршествовать, быть иерархом. Иерей м. священник христиан, пресвитвер, поп иереев, ему принадлежащ. иерейский, к ним вообще относящ. Иерейство ср. звание или должность иерея. Иерействовать, быть иереем. Иеродиакон м. монах, посвященный в диаконы -конов, ему принадлежащ., иеродиаконский, к нему относящ., иеродиаконство ср. сан, звание это. Иеромонах, поп-чернец, монах-священник. -хов, ему принадлежащ. иеромонаший, -шеский, к нему относящ. Иеромонашество ср. сан или звание это
- митрополит по-другому
- православный архиерей
- представитель высшего духовенства
- святое лицо с саном епископа
- священник, имеющий епископский сан
- церковное звание
Иерархия духовенства
Священнические звания белого и черного духовенства
Белое духовенство – это женатое духовенство. Черное – это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.
Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас – с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.
I. Епископы (архиереи) – высший священный чин
Епископ – надзирающий архиерей
Архиепископ – наиболее заслуженный епископ
Митрополит – епископ, руководитель митрополии
Викарий – помощник другого епископа или его наместник
Патриарх – главный епископ в Поместной Церкви
II. Иереи – второй священный чин
У слова “священник” существует несколько греческих синонимов:
Для белого священства:
1) Иерей (священник; от греч. hieros – священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально – старейшина).
2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).
Для черного священства:
1) Иеромонах – монах в сане священника.
2) Архимандрит – (от греч. аrсhоn – глава, старший и mаndrа – овчарня; буквально – старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом “мандра” в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.
! Игумен – (от греч. hеgumеnоs, буквально – идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви – заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.
III. Дьякон – низший священный чин
Для белого священства:
- дьякон
- протодьякон
Для черного священства:
- иеродьякон
- архидиакон
***
Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого “паппас”, что означает “папочка”, “батюшка”. В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo – священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название “поп” постоянно встречается как синоним слов “священник”, “иерей” и “пресвитер”. Протопоп – то же, что протопресвитер или протоиерей.
Обращение к священнослужителям:
Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: “отец Георгий”, “отец Николай” и т. д. Или просто “батюшка”. В официальных случаях диакона называют – “Ваше Благоговение”, пресвитера – “Ваше Преподобие”, протопресвитера – “Ваше Высокопреподобие”. Обращаясь к епископу, говорят “Владыка” (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют “Ваше Преосвященство”, архиепископа и митрополита “Ваше Высокопреосвященство”. К Патриарху всегда обращаются: “Ваше Святейшество”. Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.
БЛАГОЧИНИЕ
Благочи́ние (или благочи́ннический округ) — административное подразделение епархии, объединяющая группу приходов
Терминология
Учреждение округов в составе епархии, ввереных особым надзирателям в помощь правящим архиереям известно с древности. Такие надзиратели были известны как хорепископы и периодевты в древности. На Руси в ранние века имелись десятинники и поповские старосты, а с первой половины XVIII века — благочинные. В более старом использовании благочиннические округа именовались протопопиями, а также сороками — отсюда известное наименование Москвы «городом сорока сороков». С распространением Православия в XX веке в страны исторически принадлежащие к Западной культурной сфере, православные благочиния обыкновенно стали там называться деканатами, а их надзиратели — деканами (дословно с греческого через латинский — «десятниками»).
К началу XXI века, при сходстве их устройства, за внутриепархиальными объединениями приходов закрепились различные наименования в разных поместных Церквах.
- Русская: благочиние, благочиннический округ
- Болгарская: духовная околия (центр благочиния — архиерейское наместничество; благочинный — архиерейский наместник)
- Румынская: протопопиат
- Польская: деканат
- Чехословацкая: протопресбитерат, деканат
- в Америке: деканат (deanery)
История в Русской Церкви c XVIII века
В Духовном Регламенте 1719 года архиереям Русской Церкви вменялось для более тщательного и усиленного наздора распорядиться чтобы:
«протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, как духовные фискалы то все, т. е. относящееся к обязанностям епископа, насматривали и ему бы епископу доносили есть ли бы такое нечто, т. е. противное данному епископом обещанию, где проявилось, под виною извержения кто бы утаить похотел.»
Именным высочайшим указом декабря 1797 года, изъясненным в указе Святейшего Синода от 24 марта 1799 года было повелено для лучшего исполнения настоятелями монастырей своих обязанностей, владыкам определять из настоятелей одного благочинного над монастырями епархии.
Таким образом с начала XIX века в Русской Православной Церкви сложилось два типа благочиний: 1) по территориальному признаку, объединяя приходы в непосредственной близости друг от друга; и 2) монастырские благочиния, объединяющие монастыри епархии. К началу XX века в Русской Церкви приходское благочиние включало 10-30 окресных церквей, в зависимости от количества монастырей монастырских благочиний могло быть несколько. Если в округе находится более 15 приходов, то благочинному мог быть придан помощник. В случае надзора за женскими обителями могла быть назначаема «смотрительница благочиния» из игумений (или старших сестер монастыря если он один). Был и один благочинный ставропигиальных монастырей.
В XX веке в Русской Церкви появились также так называемые патриаршие или ставропигиальные благочиния в зарубежье. Попечение о них может вверяться какому-либо архиерею, но эти благочиния находятся в непосредственном ведении патриарха, без включения в состав епархии. Таковыми были Голландское, Туркменистанское и Югославское благочиния.
Ныне в Русской Церкви благочинного назначает правящий архиерей из настоятелей. Благочинный является всесторонним наблюдателем за жизнью ввереного ему округа; связующим звеном между епархиальным правлением и клиром благочиния; советником, а в делах не требующих обращения к архииерею, — также и судьей для ввереного ему духовенства. По указанию архиерея может проводить приходские и окружные собрания. В некоторых епархиях при благочиннических округах учреждены особые благочиннические советы, состоящие из председателя — благочинного и двух его помощников.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь История Отечества с древнейших времен до наших дней.
- Страница официального сайта Видновского благочиния:
- «Благочинный,» энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: