Содержание
- «На этой выставке нет ни одной пустой, конъюнктурной работы»
- В Манеже открылась выставка «Православная Русь — ко Дню народного единства»
- От начала войны до осмысления трагедии и подвига
- Выставкой «Память поколений» заинтересовались по всей России
- Посещение Президентом России В. В. Путиным и Святейшим Патриархом Кириллом выставки «Память поколений» в Москве
«На этой выставке нет ни одной пустой, конъюнктурной работы»
С 4 ноября по 8 декабря 2019 года в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит XVIII церковно-общественная выставка-форум – «Православная Русь – ко Дню народного единства». В этом году её тема – «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». В Москву привезли 150 лучших произведений живописи и скульптуры о войне из 34 городов России.
Гелий Коржев. Серия «Опаленные огнем войны». Картины «Проводы», «Мать», «Старые раны». Фото: Патриархия.Ru
Они впервые предстали в едином собрании, рассказывая о пути к Победе, о том, как отражалась тема войны в советском и российском изобразительном искусстве 1940–2010-х годов. На выставке представлены работы о войне таких известнейших отечественных художников и скульпторов, как А. Дейнека, П. Корин, А. Пластов, П. Кончаловский, Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Мухина, Е. Вучетич, Р. Фальк, А. Лактионов, И. Глазунов, В. Поков, Г. Коржев и многие другие.
Особо стоит отметить выдающиеся картины «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Письмо с Фронта» Александра Лактионова, «Фронтовая дорога» Юрия Пименова, Триптих Павла Корина «Александр Невский», «Сгоревшую деревню» и «В оккупации» Александра Дейнеки.
Триптих Павла Корина «Александр Невский». Фото: Александр Корольков / rg.ru
31 октября в Москве в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная этому событию. В самом ее начале митрополит Псковский и Порховский Тихон, Председатель Патриаршего совета по культуре и главный редактор портала Православие.Ru, подчеркнул, насколько правильным было принятое решение о том, чтобы посвятить историческую экспозицию нынешнего года картинам и скульптурам о Великой Отечественной войне:
«Прошло 75 лет, и для нас все важнее и важнее становится вопрос, что же это было для наших отцов и дедов? Возможно, мы не сможем понять всю силу чувств, которые охватили тогда людей, но осмысление войны продолжается и сейчас. Иногда оно весьма бравурное, иногда достаточно сдержанное. Мы пытаемся понять свою историю и своих предков, но то, что нам передано в произведениях искусств, не сравнится ни с чем. Я думаю, это будет особым открытием для всех, посетивших эту экспозицию.
Что меня особенно поразило? Мы можем ощутить, почувствовать то же, что и те люди, которые 22 июня 1941 года вступили в совершенно другую жизнь из прежней спокойной и мирной жизни, – при всех сложностях советского периода, о котором мы знаем. Я сейчас был в зале Манежа, где пока на полу у стены стоит знаменитая картина Аркадия Пластова «Фашист пролетел». Для меня стало настоящим открытием, когда я вдруг испытал то, наверное, главное чувство, которое испытывали все люди нашей страны: потрясение от памяти о том, что было совсем недавно, и того ужаса, что происходит сейчас.
Аркадий Пластов. Фашист пролетел
Вы помните, наверное, эту картину. Осенний пейзаж, осень 1941 года, самое начало войны, чудесные березы. Тихий и скромный, родной русский пейзаж. Пастушок – но этот пастушок убит, он лежит в траве, рядом убитая корова, а вдалеке улетает немецкий самолет. Это потрясает и нас сейчас, но как это потрясало людей в то время, и насколько это было сродственно их чувствам! И недаром Верховный главнокомандующий Сталин именно эту картину взял с собой в 1943 году на Тегеранскую конференцию и повесил ее в зале переговоров, когда речь шла об открытии Второго фронта. Он знал, что делал. И как свидетельствуют воспоминания людей, которые были на переговорах, и на Черчилля, и на Рузвельта эта картина произвела громадное впечатление.
Александр Лактионов. Письмо с Фронта
Или работа Александра Лактионова «Письмо с фронта», написанная после войны, в 1947 году. Это уже воспоминание о войне и о том, что и во время войны были тихие драгоценнейшие минуты. Эта картина об одном из таких мгновений. Собрались соседи, пионер, рядом раненый боец, который приехал на побывку, и все читают письмо с фронта. А дело на картине, надо сказать, происходит в Сергиевом Посаде, и не просто в Сергиевом Посаде, а в Троице-Сергиевой Лавре. Тогда она была закрыта, монахи выселены, но поселились новые люди, насельники, и вот они, счастливые и радостные, в этот солнечный день слушают письмо. А Лактионов, кстати, когда писал эту картину, получил келью в лавре».
Картины на выставку в Москву привезены со всех концов нашей страны – от Калининграда до Хабаровска, от Архангельска до Астрахани и т.д. Была проделана громадная работа по отбору и реставрации картин, выстроена и осуществлена сложнейшая логистика. Специально подсчитали: если бы какой-то человек самостоятельно решил посмотреть все эти картины в тех городах, откуда их привезут, ему пришлось бы проделать маршрут в 85 тысяч километров, то есть дважды обогнуть земной экватор и дополнительно проехать еще 5 тысяч километров. За одни билеты он заплатил бы более 160 тысяч рублей. А сейчас можно просто прийти в Манеж и бесплатно посмотреть эту уникальную выставку.
Юрий Пименов. Фронтовая дорога
Как сказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова,
«Мы поставили перед собой задачу показать на примере художественных произведений то, как война была пропущена художниками через себя, свое сердце и свою душу. Мы решили показать, как война изображалась на протяжении десятилетий, начиная с 1941–1942 годов, показать, что эта тема значила для огромного количества художников разных поколений нашей страны. На этой выставке нет ни одной пустой, конъюнктурной работы, которая создавалась бы как равнодушно исполненный заказ».
«Память поколений» станет продолжением выставки «Сокровища музеев России», которая с большим успехом год назад прошла в Манеже и в восьми региональных центрах страны. Прошлую выставку за три недели посетило в Москве свыше 250 тысяч человек, а в регионах её увидели более миллиона посетителей. Директор Департамента музеев Министерства культуры Российской Федерации Владислав Кононов оправданно заметил на пресс-конференции:
«Совместные проекты Патриаршего совета по культуре и Министерства культуры РФ – это всегда знаковые и яркие проекты, вызывающие огромный интерес и приводящие к огромным очередям. Не побоюсь громких слов: они меняют культурный ландшафт нашей страны».
Экспозиция развернется на основном этаже Центрального Манежа, где уже организована специальная застройка с климатическим куполом для сохранности уникальных экспонатов. Всего будет 15 залов, посвященных разным периодам войны и послевоенной истории изобразительного искусства нашей страны.
Икона святителя Николая Чудотворца из Николо-Богоявленского морского собора в Петербурге. Фото: Владимир Андреев
Отдельно стоит упомянуть старинную икону, которая традиционно прибудет на московскую выставку, На этот раз это будет образ святителя Николая из Николо-Богоявленского собора Санкт-Петербурга. В годы войны перед ней совершались ежедневные молебны о победе русского воинства и снятии Ленинградской блокады. Часто эти богослужения лично совершал владыка Алексий (Симанский), во времена блокады – митрополит Ленинградский, а впоследствии – Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Работа экспозиции будет сопровождаться насыщенной экскурсионной программой, подготовленной Министерством культуры России, Государственной Третьяковской галереей, историческим парком «Россия – Моя история», РОСИЗО. Экскурсоводами на выставке выступят студенты Сретенской духовной семинарии и представители Российского военно-исторического общества.
Фото: Владимир Андреев
Сейчас строятся планы и маршруты, в какие города и на какой срок поедет эта выставка после Москвы. Очевидно, что она вызовет не меньший интерес, чем прошлогодняя выставка «Сокровища музеев России».
- Выставка продлится до 8 декабря 2019 года
- Время работы 4 ноября: 16:00-21:00,
- 5 ноября – 8 декабря: 10:00-21:00.
- Вход свободный.
В Манеже открылась выставка «Православная Русь — ко Дню народного единства»
В Центральном выставочном зале «Манеж» открылась XVIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — ко Дню народного единства». В церемонии открытия приняли участие Президент России Владимир Путин, Министр культуры России Владимир Мединский, Мэр Москвы Сергей Собянин, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Выставка-форум приурочена не только ко Дню народного единства, но и к церковному празднику — Казанской иконы Божией Матери. В этом году экспозицию посвятили 75-летию Победы, тема выставки — «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве».
Зрители увидят 150 произведений живописи и скульптуры из 42 музеев, расположенных в 34 городах России.
От начала войны до осмысления трагедии и подвига
В целом экспозиция состоит из двух основных тематических блоков. Первый посвящен живописным работам 1941–1945 годов, отражающим начало войны, действия врага на оккупированных территориях, события на фронте и в тылу, героизм и победу. Второй блок включает в себя послевоенные произведения, созданные в 1946–2011 годах.
На выставке представлены работы известных отечественных художников и скульпторов: Александра Дейнеки, Павла Корина, Аркадия Пластова, Петра Кончаловского, Юрия Пименова, Веры Мухиной, Евгения Вучетича, Александра Самохвалова, Роберта Фалька, Александра Лактионова, Владимира Яковлева, Ильи Глазунова, Виктора Попкова, Гелия Коржева, Кукрыниксов и других.
Например, здесь можно увидеть «Фронтовую дорогу», созданную Юрием Пименовым, автором знаменитой довоенной картины «Новая Москва», и полотна «Сгоревшая деревня», «В оккупации» Александра Дейнеки. Также в экспозицию вошло произведение Аркадия Пластова под названием «Фашист пролетел». По свидетельствам очевидцев, именно эта работа висела в зале переговоров во время Тегеранской конференции 1943 года, на которой обсуждался вопрос об открытии второго фронта. Тогда картина поразила Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля.
В Манеже представлен триптих Павла Корина «Александр Невский», созданный в 1942–1943 годах. Произведение стало символом будущей победы. Кроме того, посетители смогут рассмотреть картину «Письмо с фронта» Александра Лактионова, написанную уже после 1945-го. Работа принесла художнику всесоюзную славу, ее репродукции размещались в учебниках и журналах, выпускались в виде календарей и плакатов.
Среди скульптур, вошедших в экспозицию, стоит отметить произведения Веры Мухиной и Евгения Вучетича, в том числе модели монументов «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет».
На выставку-форум привезена икона Святого Николая Мирликийского — одна из святынь Никольского Морского Богоявленского собора в Санкт-Петербурге. В годы войны перед ней ежедневно молились о победе и снятии блокады. Часто эти богослужения совершал митрополит Алексий (Сергей Симанский) — будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. В те годы он служил правящим архиереем в Ленинграде.
Выставка продлится до 8 декабря. Организаторы — Патриарший совет по культуре, Правительство Москвы, Министерство культуры России, исторический парк «Россия — моя история» и Российское военно-историческое общество. В кураторскую группу вошли искусствоведы Государственной Третьяковской галереи и Государственного музейно-выставочного центра «Росизо».
Увидеть экспозицию 4 ноября можно с 16:00 до 22:00, в остальные дни — с 10:00 до 22:00. Вход свободный.
Выставкой «Память поколений» заинтересовались по всей России
Более двух десятков обращений из разных регионов России о проведении выставки «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» поступило в Патриарший совет по культуре.
Присоединиться к новому художественному проекту, который с 4 ноября по 8 декабря 2019 года проходит в Центральном «Манеже» Москвы, уже пожелали: Екатеринбург, Махачкала, Тюмень, Севастополь, Волгоград, Саратов, Краснодар, Якутск, Ростов-на-Дону, Калининград, Владивосток, Пермь, Нижний Новгород, Южно-Сахалинск и некоторые другие города, сообщает пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Одним из первых о своем желании принять экспозицию заявил Псков, который также стал первым подтвержденным регионом проведения выставки, открывшей год празднования 75-летия Великой Победы.
Также к числу заявителей присоединились участники арт-тура экспозиции прошлого года «Сокровища музеев России». 17 ноября этот проект завершил путешествие по 9 городам страны, собрав более 1,5 миллионов посетителей.
– Окончательный список участников передвижной экспозиции «Память поколений» будет представлен в начале 2020 года. Также актуален вопрос о создании цифровой копии экспозиции в Манеже. Он будет решен в скором времени, – сообщил организатор выставки Иван Есин.
Выставка «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» проходит с 4 ноября по 8 декабря 2019 года в Центральном «Манеже» Москвы (Манежная площадь, д. 1) в рамках XVIII церковно-общественная выставка-форум – «Православная Русь – к Дню народного единства». По последним данным ее уже посетило более 70 000 человек. Вход на выставку свободный.
Масштаб экспозиции: 150 произведений живописи и скульптуры из 32 городов России впервые предстали в едином собрании, рассказывая о пути к Победе, о том, как отражалась тема войны в изобразительном искусстве 1940-2010-х годов.
Участие в выставке приняли 44 музея и частные галереи. Картины привезены со всех концов страны – от Калининграда до Хабаровска, от Архангельска до Астрахани. С целью собрать вместе эти уникальные произведения искусства, организаторы выставки преодолели более 80 тысяч километров.
Экспозиция развернулась на основном этаже Манежа, где устроен специальный климатический купол для обеспечения сохранности уникальных экспонатов – предметов музейного фонда России.
Работа экспозиции сопровождается экскурсионной и культурной программой, подготовленной историческим парком «Россия – Моя история».
Посещение Президентом России В. В. Путиным и Святейшим Патриархом Кириллом выставки «Память поколений» в Москве
4 ноября 2019 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после торжественной церемонии возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади посетили выставку «Память поколений: Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», открывшуюся в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве.
XVIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — к Дню народного единства», посвященная Дню народного единства, проходит с 4 ноября по 8 декабря. Организаторы выставки ― Патриарший совет по культуре, Правительство Москвы, Министерство культуры РФ, Исторический парк «Россия — Моя история», Российское военно-историческое общество. В кураторскую группу выставки под руководством директора Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегуловой вошли искусствоведы Третьяковской галереи и ГМВЗ «РОСИЗО».
Нынешняя экспозиция в Манеже — первая сводная ретроспективная выставка, посвященная важнейшей для отечественной истории и отечественного искусства теме. 150 произведений живописи и скульптуры из 34 городов России впервые представлены в едином собрании, рассказывая о пути к Победе, о том, как отражалась тема войны в изобразительном искусстве 1940-2010-х годов. Участие в выставке приняли 42 музея. Картины привезены со всех концов России — от Калининграда до Хабаровска, от Архангельска до Астрахани. Наряду с программными и всем известными работами знаменитых мастеров, составляющими гордость собраний центральных музеев, в экспозицию вошли ценные и значимые произведения живописи и скульптуры из региональных музеев, многие из которых экспонируются в Москве впервые.
Главу государства и Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали министр культуры РФ В.Р. Мединский, мэр Москвы С.С. Собянин, председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова.
В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл поклонились главной святыне выставки — иконе святителя Николая Чудотворца из Николо-Богоявленского собора Санкт-Петербурга. В годы войны перед ней совершались ежедневные молебны о победе русского воинства и снятии блокады. Часто эти богослужения возглавлял митрополит Алексий (Симанский) — будущий Патриарх Московский и всея Руси, в те годы занимавший Ленинградскую кафедру.
Осматривая экспозицию, Президент России и Предстоятель Русской Церкви остановились у стенда «Ржевский мемориал советскому солдату». Мемориальный комплекс в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны будет возведен подо Ржевом, на месте кровопролитных боев 1942-1943 годов. В памяти народа город Ржев навсегда останется символом ожесточенных сражений, продолжавшихся 14 месяцев и стоивших жизни сотням тысяч бойцов и командиров Красной армии.
Далее В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл ознакомились с экспозициями залов «Начало войны», «Фронт», «Память истории», «Оккупация», «Фронтовой заказ», «Салют Победы», «Маршалы Победы», «Слава павшим героям», «Воспоминания: 1950-е», «Память: 1960-е», «Старые раны: 1960-е», «День Победы: 1970-е», «Эхо прошедшей войны: 1980-1990-е», «Связь времен 1980-2000-е», «За отвагу» (художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский посвятили ветеранам Великой Отечественной войны полотно-панораму, использовав название самой ценной солдатской медали, которую давали только за личную храбрость и мужество в бою).
***
Выставка «Память поколений» стала продолжением экспозиции «Сокровища музеев России», в 2018 году с успехом проходившей в Манеже и в восьми региональных центрах страны. Эта выставка оказалась чрезвычайно востребованной: за три недели в Москве ее посетили свыше 250 тысяч человек, а в регионах увидели более миллиона посетителей.
Первые залы выставки «Память поколений» повествуют о важнейших вехах Великой Отечественной: начало войны, бесчинства врага на оккупированных территориях, события на фронте, жизнь и труд в тылу; рассказывают о героизме защитников Отечества, и, наконец, о Победе. Вторая часть экспозиции посвящена осмыслению военного подвига и трагедии народа в живописи послевоенных лет.
Посетители выставки увидят, в частности, полотна Александра Дейнеки «Сгоревшая деревня», «В оккупации», которые напоминают о времени страшных испытаний для нашей страны, современником и свидетелем которых стал знаменитый художник.
Юрий Пименов, автор знаменитой довоенной картины «Новая Москва», в годы войны создал картину — «Фронтовая дорога», которая представлена на выставке в Манеже.
Размещенное в экспозиции трагическое произведение Аркадия Пластова «Фашист пролетел» напоминает о зверствах фашизма и о том, что во время Тегеранской конференции 1943 года об открытии второго фронта, именно эта картина, размещенная в зале переговоров, по свидетельствам очевидцев, поразила Ф. Рузвельта и У. Черчилля.
Представленный на выставке триптих Павла Корина «Александр Невский» стал одним из символов грядущей Победы. Произведение, созданное в 1942-1943 годах, было призвано поднять дух народа.
Вскоре после Победы художник Александр Лактионов написал картину «Письмо с фронта», которая завоевала любовь миллионов людей. Она принесла художнику всесоюзную славу, ее репродукции размещались в учебниках и журналах, выпускались в виде календарей и плакатов.
Из скульптурных работ посетители увидят произведения Веры Мухиной и Евгения Вучетича, в том числе модели монументов «Воин-освободитель» и «Родина-мать».
Патриархия.ru