Содержание
- Религия Греции
- Как утверждалось православие на эллинских землях
- Святая Гора Афон — живая Византия
- Отличия греческого православия от русского
- Другие религиозные течения
- в каком году греки приняли христианство на государственном уровне? ни где не могу найти! помогите
- Религия Греции и ее особенности
- Вера, утверждённая законом
- Начало христианизации Эллады
- Последователи первоверховного апостола
- Вера, сохранившая нацию
- Земной удел Пресвятой Богородицы
- Особенности религии греков
- Пятидесятники ─ кто они, чем опасны и каковы их особенности?
- «Неведомые языки»
- Обряды, ведущие к помешательству
- Благочестие и непротивление злу
- Веротерпимость, ставшая национальной чертой
- Религия
- служебник
- Киевская Русь
- Новый Служебник: интересное достижение
- Реакция
- Традиции и становление религии в Греции
- Как происходило становление христианства и церкви в Греции?
- Религиозные праздники
- Греческие святые места
- Лучшие православные памятники культуры в Греции- видео
- Греческая православная церковь — Greek Orthodox Church
Религия Греции
Когда апостол Павел пришел с проповедью на эллинские земли, среди прочих рукотворных сооружений он увидел жертвенник Неведомому Богу. Выступая в ареопаге, божий посланник сказал: Вот этого чтимого, но пока неизвестного вам Бога, я и проповедую. Обращение в христианство народа, взрастившего культ идольских богов и оставившего миру огромное культурное языческое наследие, — тот редкий случай в истории, когда светом евангельской истины был освящен культурный и в большинстве своем образованный народ.
Греция — страна православная по своей культуре, истории, религиозному выбору. Современные греки считают себя наследниками традиций христианской Византии. 98 % населения страны — ортодоксальные христиане. Греческая (официально — Элладская) Православная церковь — одна из самых влиятельных и третья по количеству верующих в православном мире. А Греция — единственная страна, в которой православие закреплено в Конституции как государственная религия. Церковь в греческом обществе играет важную роль, а вера является неотъемлемой частью культуры.
Крещение в этой стране считается обязательным. Брак не признается государством, если он не венчанный. Религиозные праздники возведены в ранг государственных. А день рождения для грека — событие менее важное, чем именины. Профессиональные праздники отмечаются в день памяти святых покровителей профессий.
Как утверждалось православие на эллинских землях
Христианство в Греции возникло в основном стараниями Первоверховного апостола Павла. Многие годы святой боговестник занимался проповедью веры Христовой среди язычников. Те, в cвою очередь, с интересом воспринимали эти проповеди. В местах апостольских трудов Павла оставались маленькие христианские общины, которые со временем стали основанием для христианизации всего европейского языческого мира. В Эфесе и на Патмосе трудились апостол Иоанн Богослов и его ученик святой Прокопий. В дело просвещения языческого народа внесли достойную лепту святые Марк и Варнава. На Патмосе было написано Откровение Иоанна Богослова.
Почти триста лет христиане Греции подвергались притеснениям. Периоды жестоких гонений сменялись короткими временами затишья. И только с возникновением Византийской империи началось утверждение христианской веры на греческой земле. Христианство стало религией государственной. На всей территории империи строились величественные храмы, учреждались монашеские обители. Развивалась богословская наука, определялась и утверждалась организационная структура христианской церкви.
Благодаря трудам и стараниям святых отцов первых веков христианства, религия, ставшая для греков основой жизни, смогла устоять в сложный период османского владычества. Благодаря церкви греки сохранились как народ. Они смогли сберечь язык, традиции, культурное наследие.
Греческая земля подарила миру многих святых. Среди них святитель Григорий Палама, великомученик Димитрий Солунский, святая Параскева мученица, святитель Нектарий Эгинский. Многие подвижники, прославленные в лике святых, провели свою жизнь на Афоне.
Святая Гора Афон — живая Византия
Афон — особо чтимое во всем православном мире место. Эта Святая гора — земной удел Пресвятой Богородицы. Здесь все, даже воздух и камни, пропитано благодатью Святого Духа. На земле нет больше места, где бы византийская традиция сохранилась в такой чистоте, как на Афоне. Это место молитвенного подвига тысяч православных подвижников, здесь ни на минуту не прекращается молитва.
По преданию, вместе с апостолом Иоанном Матерь Божия плыла на Кипр посетить Лазаря Четверодневного, который к тому времени был уже епископом критским. Но внезапно поднялась буря и отнесла судно к берегу, к подножию Афона. Местные жители тепло встретили Святую Гостью. Она же благословила это место, назвав его своим жребием. И обещала до скончания века заботиться и ходатайствовать о нем перед Сыном. А также предупредила, что ни одна женщина да не дерзнет ступить на Гору Афон.
Нужно сказать, что не только на Афоне, но и во многих других греческих монастырях соблюдается древнее византийское правило о запрете вхождения в мужские монастыри женщин и наоборот, за исключением лиц духовного сана. Сохранение этого правила на Афоне было одним из условий, выдвигаемых Грецией, при вхождении страны в Евросоюз. Попытки некоторых руководителей ЕС снять этот запрет успехом не увенчались из-за административного статуса монашеской республики.
Административно Святая Гора представляет собой автономное самоуправляемое сообщество 20 православных обителей. Центральный соборный орган монашеской республики — Священный Кинот. Уставная Хартия Святой Горы имеет силу государственного закона. Статус Афона закреплен Конституцией Греции. Гражданскую власть на Святой Горе представляет губернатор. Его полномочия — контроль за соблюдением гражданского законодательства.
Отличия греческого православия от русского
Благодаря тому, что когда-то греки признали христианство истинной религией, христианизировались и русские земли. Святые просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий по происхождению были греками. Представители этого народа стали первыми иерархами христианской церкви на Руси. У русской церкви с греческой единая вера. Но есть и небольшие отличия в обрядах и традициях. Вот некоторые из них:
- Богослужение у греков короче, чем в русской церкви. Его отличает простота.
- Право исповеди есть только у получивших на это благословение иеромонахов. К духовнику на исповедь человек приходит в любое время, независимо от того, есть ли в этот момент в храме служба. В рамки Литургии исповедь не втиснута.
- Церковный хор состоит исключительно из мужских голосов.
- Одежда священников несколько другая: камилавка с ободком по верху, риза без шейного возвышения. Цвет богослужебной одежды другой. Например, на Пасху русское священство облекается в красный цвет, а греческое — в белый. Хотя в начале пасхального богослужения и те, и другие облечены в белые одежды, символизирующие свет, воссиявший миру после Воскресения Христа.
- В греческий храм женщина может войти с непокрытой головой и в брюках. Храмы открыты постоянно.
В греческом православии есть огромный плюс перед другими христианскими конфессиями: основной акцент сделан на внутреннее содержание веры. Отсутствие пышности и ослабление внешних ограничений не привели к утрате глубокого внутреннего осмысления веры каждым членом церкви. Единственное, что нужно Господу — человеческое сердце. Греки это хорошо понимают и никогда об этом не забывают.
Другие религиозные течения
Из других христианских течений в Греции представлена католическая, протестантская, старообрядческая и иудейская церковь. Католиков в стране около 200 тысяч. Из них только 50 тысяч — этнические греки. Католические общины существуют в крупных городах и в местах компактного проживания эмигрантов из стран Западной Европы — на островах Тинос и Сирос. Среди них есть римокатолики (самая большая по численности община), а также прихожане греческой и армянской католической церкви.
Около 40 тысяч христиан Греции являются приверженцами протестантских течений. Экспансия протестантских миссионеров в страну началась в начале 90-х.
В Греции действует девять иудейских общин. Количество соблюдающих традиции иудаизма — 5 тысяч. Община в Салониках имеет самую древнюю историю — около 2,5 тысяч лет.
Начиная с XV века территория современной Греции стала линией противостояния христианского и исламского миров. Почти четыре века, до 1829 года, Греция входила в состав Османской империи. И тогда, и даже сейчас исламский фактор играет важную роль в политической жизни страны. На начало 2015 года в стране проживало около 230 тысяч мусульман. События последних месяцев значительно увеличили эту цифру. Район традиционного проживания греческих мусульман — западная Фракия. Каждый третий житель этой области исповедует ислам. Это единственное религиозное меньшинство, права которого правительством закреплены официально. Но только в этом регионе страны.
Жизнь без веры — это просто существование. В Греции, как и во всем мире, люди заняты своими житейскими проблемами. Зачастую принадлежность к той или иной вере достаточно формальная. Но на этой благословенной земле уклад жизни все же немного другой. Над повседневной суетой всегда возвышается Церковь. Системой праздников, постов, своим весомым словом в обществе она помогает людям всегда помнить о другой, более важной реальности — жизни вечной. В обществе, воспитанном в вере, комфортно и представителям других конфессий. Эти люди выбрали веру другую и это их право. Общество уважает этот выбор и не ограничивает сделавших его в гражданских правах.
в каком году греки приняли христианство на государственном уровне? ни где не могу найти! помогите
Конституция Греции
вступила в силу 11 июня 1975 года
Во имя Святой, Единосущной
и Нераздельной Троицы
Часть первая
Основные положения
Раздел II
Отношения Церкви и государства
Статья 3.
1. Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года.
2. Существующий в определённых районах государства церковный режим не противоречит положениям предыдущего пункта.
3. Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой-либо другой язык без разрешения Автокефальной Церкви Греции и Великой константинопольской Церкви Христовой запрещается.
Религия Греции и ее особенности
В православном мире Греческая, или, как её принято называть, Элладская церковь является третьей по числу своих последователей и одной из самых влиятельных. В то же время Греческая республика стала единственной страной, конституционно закрепившей православие в качестве государственной религии. В жизни её общества церковь играет важнейшую роль, а вера исторически стала неотъемлемой частью культуры.
Вера, утверждённая законом
В религиозном и культурном отношении современная Греция по праву считается наследницей Византии. Из 11 млн её жителей, 9,4 млн человек принадлежат к Элладской Православной Церкви, во главе которой стоит архиепископ Афинский. Кроме того, значительное количество граждан (по некоторым данным, около 800 тыс. человек) являются последователями так называемых старостильных православных церквей, использующих в своём богослужении Юлианский календарь.
Основная религия Греции ─ православие ─ опирается не только на многовековые традиции, но и на целый ряд законодательных актов, принятых в последние десятилетия. Например, брак не признаётся законным без обряда венчания. Большинство церковных праздников имеют статус общегосударственных, а профессиональные принято отмечать во дни памяти святых, являющихся небесными покровителями данного рода занятий. Ввиду того авторитета, который имеет в Греции православная церковь, крещение считается обязательным, а именины являются более веским поводом для торжества, чем день рождения. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию указывается в особой графе паспорта.
Начало христианизации Эллады
Из Нового Завета известно, что свет христианской веры в I веке принёс на Греческую землю первоверховный апостол Павел. До его появления в этих краях государственной религией Греции было язычество, и жители страны, имевшей богатейшее культурное наследие, оскверняли себя идолопоклонством. Многие годы святой благовестник провёл среди них, проповедуя учение Христово.
Греки весьма живо воспринимали новое для них учение, и во многих районах, где проповедовал апостол Павел, после его ухода оставались созданные им христианские общины. Именно они впоследствии дали толчок к распространению Христова учения по всему европейскому языческому миру.
Последователи первоверховного апостола
Свой вклад в христианизацию Эллады внёс и святой евангелист Иоанн Богослов, трудившийся там вместе со своим учеником Прокопием, также впоследствии канонизированном православной церковью. Основными местами их проповеднической деятельности стали город Эфес и остров Патмос на юго-востоке Эгейского моря, где было написано знаменитое «Откровение Иоанна Богослова», известное также под названием «Апокалипсис». Кроме того, достойными продолжателями дела, начатого апостолом Павлом, явились святые Варнава и Марк.
Однако, несмотря на все апостольские труды, Греция ещё в течение трёх столетий оставалась языческой, и христиане подвергались жестоким гонениям, лишь изредка сменявшимся периодами относительного затишья. Православие восторжествовало в ней лишь в IV веке, после возникновения Византийской империи.
Вера, сохранившая нацию
С этого времени православная религия Греции получила общегосударственный статус, следствием чего стало появление многочисленных храмов и основание целой сети монашеских обителей. Тот же исторический период был отмечен бурным всплеском богословской мысли и утверждением организационной структуры церкви.
Общепризнано, что именно благодаря религии Греция сумела сохранить свою национальную самобытность в годы турецкого владычества XV-XIX вв. Несмотря на все попытки насильственной исламизации, жители Эллады сберегли свою веру, которая помогла им пронести сквозь годы османского ига культурное наследие прошлых веков, свой язык и традиции. Более того, многие исследователи склонны полагать, что в тот период лишь благодаря церкви греки не исчезли с лица земли как нация.
Земной удел Пресвятой Богородицы
Греция стала родиной многих святых, почитаемых во всём христианском мире. Достаточно назвать лишь такие известные имена, как великомученик Димитрий Солунский, святители Григорий Палама и Нектарий Эгинский, святая Параскева-мученица и ряд других угодников Божиих, оставивших заметный след в истории православия. Многие из них местом своего служения Богу избрали святую гору Афон, признанную земным уделом Пресвятой Богородицы.
Именно Ей Священное Предание приписывает заповедь, запрещающую женщинам посещать расположенные там монастыри. Любопытно, что сохранение этого правила, соблюдаемого на протяжении 2 тыс. лет, входило в число условий, выдвинутых Греческой Республикой при вступлении в Евросоюз.
Особенности религии греков
Несмотря на то что у Русской и Греческой церквей одна общая вера, между ними существуют некоторые отличия сугубо обрядового характера. Например, богослужения в греческих храмах короче, чем в русских, и их отличает нарочитая простота. Исповедовать прихожан могут не все священники, а только иеромонахи, причём сама исповедь не совершается во время литургии. В церковном хоре поют только мужчины. Храмы открыты круглосуточно, и женщинам вход в них разрешён без головных уборов. Есть также отличия и в облачении священников.
В наши дни религия Греции не ограничивается лишь православием. По статистическим данным, в стране сегодня насчитывается 58 тыс. католиков. Кроме того, протестантизм в Греции исповедуют 40 тыс. человек. В стране также насчитывается около 5 тыс. иудеев, проживающих главным образом в Салониках. Имеются также представители этнической греческой религии (политеизма) ─ около 2 тыс.
Пятидесятники ─ кто они, чем опасны и каковы их особенности?
В настоящее время в Греции, как и во всём мире, немалой популярностью пользуются различные мистические учения. Наиболее распространённым среди них является Пятидесятничество. Религией это течение назвать нельзя, поскольку по ряду характерных признаков оно представляет собой секту. Отколовшись в начале XX века от протестантской церкви Америки, пятидесятники с тех пор исповедуют собственное учение, по ряду вопросов расходящееся с христианской догматикой, и практикуют совершенно чуждые церковным канонам обряды.
Особый упор члены секты делают на так называемое Крещение Святым Духом ─ обряд, в основе которого заложена христианская догма о сошествии Святого духа на апостолов, но имеющий форму, глубоко чуждую церковной традиции. Заключается он в том, что во время молитвенных собраний все присутствующие приводятся в состояние транса, при котором теряют ощущение реальности и начинают издавать бессвязные звуки (глоссолалии), близкие по своему фонетическому строю к человеческой речи, но лишённые всякого смысла.
«Неведомые языки»
Этим обрядом пятидесятники воспроизводят эпизод, приведённый в первой главе книги «Деяния святых апостолов», автором которой принято считать евангелиста Луку. В ней описывается, как в пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа на Его учеников, собравшихся в Сионской горнице в Иерусалиме, снизошёл Святой Дух в виде огненных языков, после чего они обрели дар, проповедуя Слово Божье, говорить на неизвестных им ранее языках.
Члены секты полагают, что в процессе совершаемого ими обряда они получают дар, сходный с тем, который был ниспослан апостолам при схождении на них Святого Духа. Доказательством, по их мнению, является, упомянутые выше глоссолалии, которые сектанты выдают за непроизвольную речь на неведомых никому языках.
Обряды, ведущие к помешательству
Сразу отметим, что специалисты неоднократно проводили исследования этого феномена и пришли к заключению, что глоссолалии не только не являются речью на каком-либо из современных языков, но даже не имеют сходства ни с одним из умерших. В свою очередь медики находят в них многие черты, соответствующие симптомам ряда психический заболеваний, что всеми силами пытаются опровергнуть пятидесятники.
Кто они, чем опасны и почему их секта считается деструктивной ─ вопросы, неоднократно освещавшиеся в средствах массовой информации. Резкая критика обрядов, совершающихся во время молитвенных собраний, звучала как со стороны медиков, подчёркивавших их отрицательное воздействие на человеческую психику, так и со стороны представителей официальной Церкви, приписывающих глоссолалии воздействию сатанинских сил.
Благочестие и непротивление злу
В обыденной жизни пятидесятники придерживаются «учения о благочестии», проповедуя отказ от наркотиков, алкоголя, курения и азартных игр. Они являются ревностными поборниками семейных устоев и добросовестного отношения к труду.
Традиции, принятые в среде пятидесятников, предписывают им следовать доктрине о «непротивлении злу насилием». В связи с этим многие из них отказываются служить в армии и вообще брать в руки оружие. Такая позиция находит отклик среди жителей разных стран мира, и благодаря этому число последователей секты пятидесятников с каждым годом увеличивается.
Веротерпимость, ставшая национальной чертой
В предыдущих разделах статьи упоминался период османского господства в Греции, в результате чего, начиная с XV века, она стала границей, разделявшей христианский и мусульманский миры. Несмотря на то что события тех далёких времён стали достоянием истории, их отзвуки слышны и поныне. Сегодня на территории страны (главным образом в Западной Фракии) проживает около 250 тыс. мусульман, и хотя от общего числа жителей они составляют незначительный процент, исламский фактор в Греции продолжает играть весьма существенную роль.
В своей повседневной жизни греки, как и все прочие люди, заняты решением обычных житейских проблем. Но системой религиозных праздников, постов и регулярных богослужений Церковь помогает им возвыситься над обыденной суетой и не позволяет забыть о вечности, ожидающей каждого из людей за порогом смерти.
Воспитанные в православной вере, они проявляют сочувствие и к представителям других религий, поэтому население Греции всегда отличалось веротерпимостью. Среди них испокон века было принято уважать чужой выбор и не ограничивать гражданские права иноверцев.
Религия
Христианство сменило языческую древнегреческую веру примерно во II веке нашей эры. В XI столетии католическая и православная церкви окончательно разошлись, и Греция взяла сторону православия. Религия Греции всегда играла большую роль в развитии страны. В период правления Османской империи в Греции именно православие способствовало сохранению греческой общности, культуры, языка и традиций.
И сегодня церковь имеет большое значение в жизни страны, а греки считаются одной из самых религиозных наций в Европе. 98% населения принадлежит Элладской православной церкви. Большая часть этих людей регулярно посещают церковь и придерживаются ее канонов. Такие события, как свадьба или похороны, немыслимы для греков без участия церкви. 95% молодоженов венчаются в церкви. Детей крестят в первый год жизни. В школах проводятся религиозные курсы и всеобщие молитвы перед уроками, перед учебным годом учеников благословляет священник.
Глава Элладской православной церкви – Архиепископ Афин, который управляет синодом епископов в столице. Церковь имеет влияние даже на политику, вмешиваясь в некоторые государственные вопросы. Православие в Греции внесено в конституцию как государственная религия, но для греков гарантирована свобода вероисповедания, хотя пропаганда других религий в стране запрещена.
В Греции хорошо развита монастырская жизнь – в стране находится несколько сотен монастырей, среди которых есть знаменитые на весь мир места паломничества, например Афон. Хотя в последнее время монастыри не процветают – монахов становится меньше, а среди них немало иностранцев.
Христианство в Греции распространено широко, но в меру – дальше уважительного отношения к церкви греки не заходят. Это объясняет распространенные среди жителей суеверия: многие носят амулеты, верят в приметы и даже приносят в жертву баранов и ягнят, как в Древней Греции. А греческие карнавалы и вовсе похожи на античные эллинские празднества в честь многочисленных богов. Более того, около 2 тысяч человек в Греции до сих пор исповедуют греческое язычество, несмотря на попытки правительства и православной церкви остановить эти традиции.
В пограничных районах Греции проживают представители других религий – мусульмане (потомки турков Родоса и Фракии), католики, иудеи и протестанты. Около 30 тысяч греков являются свидетелями Иеговы. Есть небольшие сообщества кришнаитов, буддистов, евангелистов, староверов.
Далее: Телефонная связь ›
служебник
См. также в других словарях:
-
Служебник — 1709 года. Служебник (греч. Ίερατικόν) богослужебная книга, содержащая богослужебные тексты, произносимые священниками и диаконами во время богослужения. Служебник непременный атрибут дл … Википедия
-
служебник — бревиарий Словарь русских синонимов. служебник сущ., кол во синонимов: 2 • бревиарий (1) • книга … Словарь синонимов
-
СЛУЖЕБНИК — СЛУЖЕБНИК, служебника, муж. (церк.). Церковная книга, содержащая тексты, по которым совершается служба (см. служба в 5 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
-
Служебник — название употребляемой священником и диаконом в правосл.церкви книги, содержащей в себе главные церковные службы литургии (св.Иоанна Златоуста, Василия Вел., преждеосвященных даров), отчего этакнига также носит название литургиарион . Кроме того … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
-
СЛУЖЕБНИК — а; м. Церк. Православная богослужебная книга, содержащая тексты церковных служб каждого дня. * * * СЛУЖЕБНИК СЛУЖЕБНИК, в Православной Церкви богослужебная книга (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ), содержащая последования чинов Литургии (см. ЛИТУРГИЯ… … Энциклопедический словарь
-
Служебник — богослужебная книга, содержащая по преимуществу молитвословия, произносимые на общественных богослужениях круга дневного священником и диаконом. В состав служебника входят: чин литургии Василия Великого, литургии Иоанна Златоуста и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
-
СЛУЖЕБНИК — богослужебная книга для священника и диакона. Содержит в себе порядок вечерни, утрени и литургии. В конце служебника помещены: отпусты, прокимны, величания и месяцеслов, т.е. список святых, ежедневно воспоминаемых церковью. Архиерейский служебник … Русская история
-
Служебник — (Литургиарий) богослужебная книга, содержащая по преимуществу молитвословия, произносимые священником и диаконом во время храмового (общественного) богослужения суточного круга. В состав Служебника входят: чин литургии свт. Василия Великого,… … Православие. Словарь-справочник
-
Служебник — название употребляемой священником и диаконом в правосл. церкви книги, содержащей в себе главные церковные службы литургии (св. Иоанна Златоуста, Василия Вел., преждеосвященных даров), отчего эта книга также носит название литургиарион . Кроме… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Служебник — м. Церковная книга, содержащая тексты, по которым совершается служба II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
служебник — служебник, служебники, служебника, служебников, служебнику, служебникам, служебник, служебники, служебником, служебниками, служебнике, служебниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Киевская Русь
Продолжаем публикацию доклада протопресвитера Павла Кумарианоса о литургической реформе в Элладской Православной Церкви в ХХ веке. В этой части доклада речь идет о реформированных греческих богослужебных книгах: Иератиконе (Служебнике) и Евхологии, а также описана реакция противников богослужебных реформ. Читайте также предыдущую часть.
Новый Служебник: интересное достижение
Откровенно говоря, лучше всего литургическую реформу можно оценить по опубликованным богослужебным книгам.
Официальные богослужебные книги в Греции публикует «Апостолики Диакония» — специально уполномоченный издательский дом Священного Синода Элладской Церкви. Последние издания — Иератикон, краткий Иератикон и сокращенный Евхологий. (Иератикон — аналог нашего Служебника, Евхологий — более полный сборник различных богослужебных чинов, часть которых в русской традиции выделена в книгу Требник. — Ред.)
Стоит упомянуть любопытный факт. Теоретически, с тех пор как был учрежден и начал работу Комитет по литургическим вопросам, «Апостолики Диакония» должна сотрудничать с ним в сфере издания литургических книг. Однако, на практике это едва ли имело место. «Апостолики Диакония» издала три наиболее важные богослужебные книги, не объединяя усилий с Комитетом. Если уж быть честным до конца, то следует признать: это свидетельствует о непоследовательности и нехватке церковного сознания.
Если отстраниться от этого печального факта, то можно сказать, что на публикацию указанных изданий повлияла точка зрения сторонников литургической реформы. Более того, редактор нового Иератикона отец Константин Папаянис, хоть он и не является академическим ученым, показал себя как очень хороший литургист.
Весьма ограниченные рамки этого доклада не позволяют рассказать о всех особенностях новых изданий. Остановимся на нескольких примерах, которые показывают преимущества нового Иератикона. Наши комментарии будут ограничены изданием Божественной литургии, как свт. Иоанна Златоуста, так и свт. Василия Великого.
1. К минимумы сведены рубрики (уставные указания в тексте службы. — Ред.). Это явное отличие! В старых изданиях Иератикона сохраняли исчерпывающий, подробный, и местами утомляющий диатаксис (этим словом в византийской традиции называется подробное описание порядка совершения того или иного богослужения. — Ред.).
2. Текст Божественной литургии разбит на подразделы, названия которых, взятые из церковного Предания, носят богословский характер. Характерный пример такого подхода — намеренное употребление терминов «Вход» и «Вход святых Даров» вместо дезориентирующих названий «Малый вход» и «Великий вход».
3. Удалено указание читать священнические молитвы «тихим гласом». Также все молитвы поставлены каждая на своем месте и в нужный момент литургии. Старые издания Иератикона приводили к совершенному распаду Божественной литургии, поскольку большинство молитв печаталось после их произносимой вслух концовки (экфонесиса, или возгласа), или в абсолютно несоответствующем месте литургии, поскольку подразумевалось, что служащий священник прошепчет их про себя.
Что же касается отдельных пунктов исправленного издания, можно отметить следующее:
4. Из начала чина протесиса (в русской традиции принято называть проскомидией, хотя это название является ошибочным. — Ред.) удален тропарь «Готовися, Вифлееме».
5. В отличие от предписаний старого Иератикона, священник после входа, произнося «Благословен Грядый во имя Господне», обращается в сторону епископского трона на горнем месте, а не к Предложению (жертвеннику).
6. Священник выходит для каждения перед чтением Евангелия во время пения Аллилуиа (это песнопение должно исполняться полностью со стихами), а не во время чтения Апостола.
7. Восстановлены две молитвы верных перед Херувимской песнью как составные части Божественной литургии, которые были удалены в старых изданиях.
8. Диалог между служителями «Дух Святый найдет на тя…» не восстановлен, но в сноске указано, что он неправильный, и читателя отсылают к разделу примечаний, где приведена правильная форма этого диалога (этот диалог исправлен в новых изданиях Служебника Русской Православной Церкви. — Ред.).
9. Удалено предписание священнику благословлять народ, держа в руках свернутый воздух, во время произнесения перед анафорой: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…».
10. До сих пор священнику ошибочно предписывалось обращаться к иконе Христа, возглашая «Благодарим Господа!» — теперь это исправлено.
11. Сноска к возглашению «Твоя от Твоих…» приводит правильную форму: «Тебе приносяще…» (обычно в греческой литургии возглашается «Тебе приносим…», а исправленная форма предполагает завершение фразы в ответе народа: «Тебе поем, Тебе благословим… и молим Ти ся, Боже наш», — в точности, как в церковнославянском Служебнике. — Ред.).
12. Вставленные до сих пор в эпиклезис тропарь третьего часа и повторение «Боже, милостив буди мне, грешному» теперь удалены.
13. Восстановлены некоторые фразы в тексте Божественной литургии, например: «Полнота Духа Святаго» и «Теплота Духа Святаго» заменены на «Полнота чаши веры Духа Святаго» и «Теплота веры, исполнь Духа Святаго».
14. Примечание к интерполированным личным молитвам перед причащением священников сообщает, что эти молитвы не являются подлинной составной частью Божественной литургии.
15. Примечание к литургии свт. Василия Великого упоминает, что, согласно Преданию, совершать эту литургию можно чаще, чем десять раз в году, как вошло в обычай.
16. Опущена интерполированная фраза «преложив Духом Твоим Святым» в эпиклезисе литургии свт. Василия Великого.
17. Удалены рубрики, относящиеся к присутствию епископа во время Божественной литургии, поскольку богословски очевидно, что если епископ присутствует, он может либо совершать литургию в обычном порядке, либо неформально просто находиться в алтаре.
18. В конце нового Иератикона напечатано Дополнение, включающее несколько молитв литургии свт. Иоанна Златоуста из евхология Барберини 336. Это молитвы:
молитва входа: «Благодетель всех и Творец всего творения, прими Церковь Твою входящую, и исполни каждому то, что на пользу, и приведи всех к совершенству, и сотвори нас достойными Царства Твоего. Благодатью и милосердием и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с Ним же благословен…» (Здесь и далее полные тексты молитв приводятся по русскому изданию евхология Барберини гр. 336 с незначительной стилистической правкой. — Ред.);
молитва Трисвятого: «Святой святых, Боже наш, единый Святой, живущий во святилище, свят Ты, обладающий в Себе Самом славой непостижимой. Свят Бог, всё устроивший словом! Свят Бог, прославляемый непрестанно голосом четверовидных животных! Свят Бог, поклоняемый и прославляемый тьмой святых Ангелов и Архангелов, трепещущих от Его невидимости! Свят Бог, взирающий недреманным оком на многооких Херувимов с немолчным голосом и приклоняющий ухо Свое! Свят Бог, восседающий на шестикрылых Серафимах, плещущих своими крылами и воспевающих победную песнь: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Свят воистину Ты, Боже наш, потому что Престолы, Господства и Силы поклоняются на небесах, и люди на земле Тебя воспевают и служат! Ты, Человеколюбче, прими из наших грешных уст песнь Трисвятую, возносимую нами и всем народом Твоим, и пошли нам богатые милости и щедроты Твои, молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых, от века Тебе угодивших. Возглас: Яко Свят еси, Боже наш…»;
молитва у горнего места: «Владыко Господи Боже Сил, спаси люди Твоя и умири их силою Духа Твоего Святаго, знамением честнаго креста Единороднаго Твоего Сына, с Ним же благословен еси во веки веков. Аминь»;
молитва Заамвонная: «Какую хвалу, какую песнь, какую благодарность воздадим Тебе, Богу нашему Человеколюбцу? Ибо нам, приговоренным к смерти и погрязшим во грехах, Ты подарил свободу и причастил нас бессмертному и небесному блаженству святого Тела и Крови Христа Твоего. Умоляем Тебя: сотвори неосужденными нас и рабов Твоих диаконов, сохрани их с нами в почитании и честном жительстве, и удостой присутствующих людей причащаться этой трапезы Твоей тайной до последнего нашего издыхания, во освящение души и тела, в хранение заповедей Твоих, дабы удостоиться Твоего Царства небесного со всеми Тебе угодившими, молитвами и предстательством Пресвятой и Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых Твоих. Возглас: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу…».
19. Последний отдел нового Иератикона содержит примечания, написанные редактором новой версии о. Константином Папаянисом. В некоторых из них приводятся обоснования тех или иных поправок ссылками на древнюю форму Божественной литургии, другие исправления — для следующих изданий Иератикона — обсуждаются на основании рукописной традиции.
Реакция
Естественно, как всегда случалось в истории Церкви, инициатива литургической реформы была встречена сильной реакцией.
В порядке хронологии первым было движение против Конгресса «Синаксис». В адрес редакторов отправили письмо, подписанное 22 священниками, в котором до некоторой степени все участники конгресса клеймились как еретики, последователи «Нью-Эйдж», подверженные секуляризму, пытающиеся подорвать Церковь, повредить Предание, ввести модернистские идеи и пр.
Эта же ячейка реакционеров подняла волну протестов в статьях и митингах против движения за литургическое возрождение.
Статьи: С самого момента возникновения этой инициативы в газетах и другой периодике стали появляться материалы, как научного, так и публицистического характера, в которых выражалось несогласие с движением. Нужно отметить, что данная инициатива архиепископа не была опровергнута на богословских или научных основаниях, но критиковалась с помощью вырванных цитат, вводящих в заблуждение фактов и недоверия. Излюбленные эпитеты в адрес архиепископа — это «еретик» во всех языковых формах и вариациях, а также «отвергающий Предание», «модернист», «неоарианин», «неонесторианин», «неомонофизит», «неоварлаамит», «обманщик» и пр.
Митинги: Вторая форма реакции — митинги как форма альтернативы конференциям. Эти митинги носили характер «разбойничьего собора», поскольку обычно они представляли собой результат личной инициативы монахов или иеромонахов, без участия какого-либо епископа. Как анти-конференции, они проходили обычно как параллельные мероприятия — в дни проведения церковных конференций. Хотя в таких митингах принимали участие и некоторые члены академического сообщества, «звездами» выступлений обычно были клирики с высокодуховной репутацией, «духовные старцы», «одаренные монахи» и пр. Представления и мироощущение участников этих митингов основывалось преимущественно на богословах эпохи турецкой оккупации. Если говорить о современных богословах, то основной источник, на который они ссылаются, — это Романидес.
Позвольте отметить здесь странное восприятие Предания, которое господствует в таких кругах. Согласно этому странному пониманию, далекое прошлое Предания подвергается критике, в отличие от современности или недавнего прошлого, но не наоборот. Иначе говоря, достоинства и авторитет Дидахи оцениваются по меркам богословия святого Никодима Святогорца.
Перевод с английского прот. Андрея Дудченко.
Продолжение: Критическая оценка литургической реформы
Дата публикации: 08.11.2013
Традиции и становление религии в Греции
При одном только упоминании о Греции, в голове всплывает множество ассоциаций о великих философах, открытиях, словах, проникших во все языки мира, мифах и древнегреческих богах, знакомых каждому со школьной скамьи.
Греки известны не только своим жизнелюбием, но и глубокой верой, почитанием традиций. Они называют себя потомками великой Византийской культуры, в большинстве своем исповедуют Православие.
Православными христианами себя признают более 90 процентов коренных жителей.
Греческая Конституция называет христианство государственной религией, при этом оставляя право выбора вероисповедания самим гражданам, исключая возможность ведения миссионерской деятельности.
Представители разных конфессий мирно соседствуют друг с другом. Значительная часть мусульман сосредоточена на Родосе, на Эгейских островах часто встречаются католики, есть в стране протестанты, иудеи и те, кто продолжает веру древних греков в богов Олимпа.
Как происходило становление христианства и церкви в Греции?
В большинстве своем главенство Зевса, верховного Божества, признавалось греками до первого столетия н.э.
Основы христианской веры заложены с апостольских времен. Проповеди апостола Павла обратили многих греков в Православие, тогда активно стали создаваться общины христиан.
Им посвящены пять посланий, входящие в Новый Завет. . Кстати древнейшие рукописи Евангелия найдены на греческом языке.
К началу пятого века Греция стала относится к патриархату Константинополя Византийской империи, период просветительства отмечен деятельностью создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия и святителя Григория Паламы.
Затем наступил период тяжелых испытаний, когда греческие земли находились под властью турок.
После того, как османские султаны захватили власть, на протяжении четырехсот лет христиане подвергались жесточайшим гонениям.
Тогда именно церковь помогла сохранить язык и традиции Греции. Монахами были организованы тайные школы, где учеников обучали по ночам. Освободиться от ига удалось только в 19 веке, тогда же Греческая церковь получила независимость. На Святой горе Афон была организована «монашеская республика».
А из этой статьи можно узнать об острове Закинф.
Хотите знать, какая погода в Греции в феврале? можно прочитать об этом подробнее.
Религиозные праздники
Элладская ( или Греческая) Православная Церковь объединяет 81 епархию, в её составе находится 200 монастырей.
Она называется автокефальной, то есть никому не подчиняется.
Официально церковь и государство разделены, но церковная традиция присутствует во всех сферах жизни греков.
Для школьников предусмотрены специальные курсы, посвященные религиозным вопросам, каждый день в любом учебном заведении (школе или ВУЗе) должен начинаться с молитвы, читаемой преподавателями и учащимися.
Священники активно участвуют в общественной жизни, присутствуют практически на всех торжествах.
Церковь влиятельна в отношении государственных институтов. Политические решения всегда получают одобрение или неодобрение православных иерархов. И никто не противится такому сотрудничеству.
В основной календарь государственных праздников включено много религиозных торжественных дат:
- 6 января – Богоявление ( по-гречески Ta Fota, что переводится как огни)
- Великому посту предшествует греческая масленица (Апокриес), сопровождаемая карнавалами.
-
Пасха считается самым главным торжеством. Она называется ламбри, то есть свет.
В этот день верующие зажигают свечи, с которыми выходят на улицы и площади, раздается грохот фейерверков и звон колоколов, разносящий радостную весть о Воскресении Христа.
Неповторимая атмосфера охватывает всю страну. Подготовка к празднику начинается за неделю. В четвтерг многие семьями приходят в церкви, принося букеты цветов.
В пятницу по городам проходят эпитафиос – шествия с украшенной Плащаницей.После пасхального Богослужения кушают магиритсу, а с утра принято катать крашенные яйца по поверхности стола. Чьё уцелеет, у того предстоящий год сложится хорошо.
- праздник Успения Богородицы именуют летней Пасхой или Кимиси тис Фиотоку, в этот день никто не работает.
- Греки почитают Святителя Николая, 6 декабря устраивая процессии к морю с чтением молитв.
- Рождество Христово отмечается 25 декабря, в это день принято украшать дом, а на стол подавать голубцы, как символ обернутого в пеленки Христа.
В каждой греческой семье особое значение придают совершению таинств, воскресным службам, посещаемым всем вместе.
Венчание в церкви равнозначно (и даже предпочтительнее) заключению гражданского брака. А если грек проходит мимо монастыря или храм, он обязательно совершит крестное знамение.
Вдоль автодорог часто можно увидеть строения в виде храмов или комнаток с лампадой и иконой внутри, их называют проскинитариями, устанавливая на скорбных местах гибели людей.
Греки очень религиозны, поэтому храмы и монастыри встречаются в больших городах и уютных деревушках.
Они сливаются в единый архитектурный ансамбль, поднимаясь от земли белокаменными или кирпичными стенами, упираясь золотом крестов и блеском куполов в бездонное, голубое небо.
Греческие святые места
Знатоки Древней Греции приезжают в страну, чтобы увидеть музейные экспозиции и известный Парфенон, туристы выбирают пляжи, чтобы отдохнуть от суеты и понежиться на солнце.
Паломники стремятся соприкоснуться с теми местами, откуда Православие пришло на русскую землю, найти уединение и совершить молитвенное прошение.
Греческие служители церкви лояльно относятся ко всем прихожанам: и к тем, кто укрепляется в вере, и к тем, кто делает первые шаги. Они всегда дружелюбны и приветливы.
В храмах действуют более лояльные правила: разрешается сидеть, для этого установлены специальные стулья, а женщинам дозволяется появляться в брюках и без платка на голове.
При этом слишком вольный наряд сочтут за неуважение. Внешнее греки не ставят в приоритет, для них главное внутренняя сила веры и молитвы.
Солнечная страна пропитана духом Христианства и богато украшена древними храмами и обителями:
-
- Афон называют уделом Пресвятой Богородицы. Святая Гора открыта для паломников, но доступ женщин на неё запрещен.
-
-
Метеоры в Фессалийской равнине представляют собой потрясающее зрелище.
На каменных столпах, вырастающих из земли, устроены монастыри. На этом месте на крутых уступах скал, в недоступных пещерах селились иноки.
Их стали называть висящими между небом и землей. В 14 веке образовался монастырь на вершине каменной глыбы, за пять столетий их число превысило 20. На сегодня действующими остались шесть: два женских и четыре мужских.
Сначала насельники поднимались и спускались по веревочным лестницам, путь был опасным и очень тяжелым, затем стали использовать сети, только к середине 20 века были вырублены ступени в скалах.
- Остров Родос славится своими Святынями. Женщин, желающих стать мамами, привлекает монастырь с образом Божией Матери Цамбики.
-
-
- Остров Корфу хранит мощи Святителя Спиридона Тримифунского. К нему обращаются за помощью в разрешении жилищных вопросов. Раз в шесть месяцев Святителя переодевают, а частицы изношенной одежды раздают верующим.
- На острове Эвиа покоятся мощи Иоанна Русского.
- Пещера, где апостол Иоанн Богослов создал Книгу Откровений посещаема паломниками на о. Патмос.
- В греческой столице немало интересных мест, но одно особо знаменательно, христианская проповедь апостола Павла впервые в Греции, в Афинах зазвучала с горы Ареопаг.
- Апостол продолжил проповедовать в Коринфе, где своим величием выделяется обитель Дафни.
-
История города Патры связана с жизнью апостола Андрея Первозванного.
Его честная глава хранится в Соборе, освященном в честь этого Святого.
- В Салоники паломники едут поклониться мощам Дмитрия Солунского, покровителя воинского дела, чьё житие было первым переведено с греческого на церковно-славянский язык.
Греческая Православная церковь считается крупнейшей в мире, она хранит традиции со времен апостолов, дружелюбно встречая всех желающих прикоснуться к источнику веры.
Старец Паисий, духовно наставлявший многих греков говорил, что жить с Богом, значит жить в раю.
Этот принцип может объяснить жизнелюбие и радушие многих жителей райской страны, пропитанной горячим солнцем, морским воздухом и молитвенным возношением «Кириа Елейсон» ( «Господи помилуй!»), звучащим непрерывно на протяжении веков.
Лучшие православные памятники культуры в Греции- видео
Видео о самых известных храмах и монастырях Греции, которые стоит посетить каждому путешественнику:
Греческая православная церковь — Greek Orthodox Church
Эта статья о всех православных юрисдикциях греческого культурного наследия. Для Православной Церкви в Греции, см Церковь Греции .
Патриархи Константинопольский , Александрийский , Антиохийский и Иерусалим , и архиепископы Афин , Кипр , Албания и гора Синай
Койне греческий , Кафаревус , арабский и английский , с другими местными языками , используемых в диаспоре
Различные, но Константинопольский проводится в специальной связи
Восточное Средиземноморье и греческая диаспора
Апостол Андрей
ортодоксальный
Истинное Православие ( греческий Старый Calendarism ) (1920 — е годы)
23-25 млн (около 50% из которых находятся в Греции)
Часть серии на
Мозаика Христа Пантократора , Святой Софии
Поместные юрисдикции
- Частично признал автокефалию:
- пасхальный цикл
- 12 Великие праздники
- Другие праздники:
- Четыре периода поста:
Название Греческая православная церковь ( греческий : Ἑλληνορθόδοξη Ἑκκλησία, Ellinorthódoxi Ekklisía , IPA: ), или греческое православие , это термин , относящийся к телу нескольких церквей в более широком общении с Восточным Православным христианством , чья литургия является или традиционно проводится в греческом койне , оригинальный язык Септуагинты и Нового Завета , и чья история, традиции и богословие уходит корнями в ранние Отцы Церкви и культуры Византии . Греческое православное христианство также традиционно помещают тяжелый акцент и присудил высокий престиж традиции восточно — православного монашества и аскетизма , с корнями в раннем христианстве в Ближнем Востоке и в византийской Анатолии .
Исторически сложилось, что термин «Греческая православная» также используется для описания всех восточных православных церквей в целом, так как «греческий» в «греческой православной» может относиться к наследию Византии . В течение первых восьми веков христианской истории, большинство крупных интеллектуальные, культурные и социальные события в христианской церкви имели место в империи или в сфере своего влияния , где греческий язык был широко разговорным и используется для большинства богословских сочинений. Со времени, большинство частей литургии, традиций и практики церкви Константинополя были приняты все, и по- прежнему обеспечивают основные закономерности современного православия. Таким образом, восточная церковь стала называться «греческим» Православной таким же образом , что западная церковь называется «Римским» католиком. Тем не менее, название «греческий» было оставлено славянским и другими восточной православные церквами , в связи с их народами национальных пробуждений , уже с 10 — го века н.э. Таким образом, на сегодняшний день , как правило , только те церкви, которые наиболее тесно связаны с Греческим или византийской культуры, которые называют «Греческая православная».
Официальной религией в Греции является православное христианство. Его исповедует практически все население страны (более 98%).
Глава Элладской Православной Церкви — Архиепископ, резиденция которого расположена в Афинах. Православные церкви монастырской республики Святой Горы Афон, а так же церкви Крита и Додеканских островов находятся в непосредственном подчинении Вселенскому патриарху, резиденция которого — в Константинополе (Стамбуле).
Согласно Конституции Греции, православное христианство является государственной религией страны. Всем гражданам предоставляется свобода вероисповедания, однако пропаганда других религий среди православных верующих запрещена.
В стране представлены и другие ответвления христианства. Самым распространенным после православия считается католицизм, исповедуемый среди немногочисленного населения некоторых островов Эгейского моря, принадлежавших в свое время Венецианской республике, оказавшей значительное культурное и религиозное влияние на местных жителей.
Кроме того, в Греции есть протестанты, Свидетели Иеговы, староверы, пятидесятники, евангелисты, а так же квакеры и мормоны, численность которых достаточно скромна. В Салониках, втором по величине городу Греции, существует общество «Евреи Сефарды» — это несколько тысяч человек, хранящих ценности крупной еврейской общины, уничтоженной во время Холокоста во Второй Мировой войне. Мусульманское меньшинство Греции — это в основном потомки турков-мусульман, живущие во Фракии и на острове Родос. Самые малочисленные конфессии страны — кришнаиты, буддисты, бахаиты, саентологи, а так же последователи древнегреческой (языческой) веры.
Множество светских реформ, проводимых в Греции, не сказались на Элладской православной церкви, которая по-прежнему не отделена от государства и остается одним из влиятельнейших институтов в стране. Религия тесно переплелась с повседневной жизнью греков, войдя в каждый дом, каждую семью. Вопрос «ты христианин?» часто приравнивается к вопросу «ты грек?».
Исторически сложилось так, что в своем большинстве, греки считают себя потомками и наследниками христианской Византии, а не языческой Древней Греции. Именно поэтому в стране так много монастырей, церквей и часовен — памятников византийской эпохи.
В каждой греческой семье строго соблюдаются церковные обычаи и таинства, к которым относятся очень серьезно. Самое распространенное время для посещения службы — это воскресенье. И, конечно же, праздничные богослужения.
Проходя или проезжая мимо церквей, каждый верующий грек обязательно перекрестится. Такие большие религиозные праздники как Рождество, Богоявление и Пасха превращаются в Греции в массовые народные гулянья. Можно смело говорить о том, что христианские обычаи и традиции тесно связаны с жизненным укладом современного греческого общества.
Чтобы перечислить все православные святыни Греции, потребуется не одна страница, поэтому стоит отметить лишь самые значимые для христианского мира. Ими являются мощи Спиридона Тримифутского, мощи Св. царицы Феодоры на острове Корфу; множество сохранившихся византийских церквей на Крите, с великолепными фресками критской школы; Метеоры — потрясающие своей красотой монастыри, расположенные «между небом и землей» и, конечно же, Святая Гора Афон — удивительная монашеская республика, где непрерывно возносится молитва за весь мир.
Это далеко не все православные святыни Эллады. Вы сможете узнать о них подробнее, отправившись в Паломнический тур по Греции.
Для этого обратитесь в Греческий православный паломнический центр Солунь, предоставляющий уникальную возможность посетить самые значимые святыни Греции, не отвлекаясь на организационные вопросы.
Фотографии Святого Афона от Костаса Асимиса
Полная коллекция фотографий Афона от Костаса Асимиса находится на сайте паломнического центра Солунь
Фотогалереи Афона от Костаса Асимиса