Содержание
Заключение. Когда князь Владимир был причислен к лику святых
Н. И. Серебрянский первым отметил, что в византийской традиции Х-ХШ вв. не было такой процедуры канонизации, которая в совершенно развитом виде появляется в эпоху соборов, проведенных митрополитом Макарием в 1547 и 1549 гг. 916 По этому вопросу он полемизировал с М.Д. Приселковым, считавшим, что санкция Константинопольского патриарха была совершенно необходима. Он полагал, что Ярослав готовил канонизацию своего отца, но в ней ему отказали в Византии. 917
В. Водов указал на ошибочность мнения Е. Е. Голубинского о канонизации Владимира после победы Александра Невского над шведами 15 июля 1240 г. 918 Он также выделил общую особенность «варварской Европы»: ни один из государей-крестителей, начиная с франка Хлодвига (481–511), не был причислен к лику святых. Исключение составляют Олав Норвежский (1015–1030) и Стефан (997– 1028), первый король Венгрии. Но Олав был еще и королем-мучеником. Стефан же на самом деле был крещен ребенком своим отцом Гейзой и, по преданию, св. Войтехом-Адальбертом. Именно Гейза, в крещении тоже Стефан, окончательно установил христианство в Венгрии. Канонизация его сына была вызвана политическими причинами. Культ святого государя в средневековой Европе до XII в. – это культ государя-мученика. 919 Ситуация, сходная с канонизацией св. Стефана, складывается и в Болгарии в эпоху войн с Русью и с Византией. Нет никаких следов почитания святым Бориса-Михаила, при котором крестилась Болгария. Служба его внуку Петру, последнему независимому царю, появилась вскоре после его смерти, вероятно, при царе Самуиле. 920 Сам Петр – фигура безусловно трагическая, что могло тоже сыграть роль в становлении его почитания.
Во всех странах, кроме Руси и Норвегии (где канонизованы свв. Владимир и Олав), в качестве крестителей почитают известных подвижников или учителей Церкви, даже если они не имеют отношения к просвещению данной страны. В. Водов отметил культ св. Войтеха- Адальберта в Польше. Он был изгнан из Чехии, крещенной еще во времена св. Мефодия, и прибыл ко двору Болеслава Польского, сына первого князя-христианина Мешко и чешской княжны Дубровки. Св. Войтех был убит язычниками пруссами, Болеслав выкупил его останки и поместил их в соборе в Гнезно, превратив изгнанного Пражского епископа в первого польского святого. Впоследствии его мощи были захвачены чехами и возвращены в Прагу. Еще ярче ситуация в Болгарии: благодаря ученикам свв. Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности почитали как покровителей страны. Уже в «Повести временных лет» в рассказе о преложении книг в статье 996 г. фиксируется предание о св. Константине-Кирилле как крестителе Болгарии, хотя ни о чем подобном в житиях свв. братьев не говорится. К этому следует добавить, что отсутствие культа государя-крестителя всегда дополняется культом государя-мученика. Если первый для нас понятен и очевиден, то второй представляет определенную сложность для современного восприятия. Ведь в подавляющем большинстве случаев государь-мученик жертва не язычников, а своих единоверцев, родственников или подданных. 921 Такова же ситуация и на Руси. Уже при жизни Ярослава Владимировича всеобщим церковным почитанием пользовались его братья свв. Борис и Глеб, убитые Святополком Ярополчичем.
В «Слове о законе и благодати» Иларион писал о святости крестителя Руси. О том же очень подробно говорил и Иаков Мних. Н.К. Никольский указал, что в известии о смерти и похвале Владимиру, читающейся в Начальном своде (сохранился в Новгородской 1 летописи младшего извода) и «Повести временных лет», видно почитание князя святым. 922 Первоначальный (краткий) вид текста сохранился в чтении свв. Борису и Глебу из Пролога 1-й редакции. Видимо, так он выглядел в летописании Ярослава (Древнейшем своде). Приведем его по «Повести временных лет»: «И въложиша и въ кърсту мраморяну, и съхраниша т ѣ ло его с плачьмь, блаженаго князя. Сь есть новыи Констянтинъ великаго Рима, иже крьстився самъ, и люди своя крьсти, тако и сь сътвори подобьно ему… Сего бо въ память дьржать русьтии людие, поминающе святое крещение, и прославляють Бога въ молитвахъ…» В этом тексте Владимир прямо назван «блаженным», т. е. святым. После сравнения с Константаном в летописи помещена обширная похвала, где, тем не менее, летописец сетует на отсутствие должного почитания князя. Опять возникает, казалось бы, давно объясненный Иларионом и Иаковом вопрос об отсутствии чудес. Летописец не обращается к Владимиру как к святому, а, наоборот, призывает читателей молиться за него Богу: «Да аще быхомъ им ѣ ли потыцание и мольбы приносили Богу за нь в дьнь преставления его, видя бы Богь наше тъщание къ нему, прославилъ бы и. Намъ бо достоить за нь Бога молити, понеже т ѣ мь Бога познали». Прежнее завершение краткой похвалы ныне читается в конце статьи от слов «Сего бо въ память дьржать русьтии людие…».
С одной стороны, поклонение Владимиру как крестителю Руси представлено у Илариона и Иакова, и это позволяет исследователям говорить о его канонизации в XI в. 923 С другой, уже Нестор в «Чтении свв. Борису и Глебу» (начало 1080-х гг.), подробно описывая крещение Руси и вспоминая о видении, которое сделало Владимира христианином, не называет его святым. Исходя из «Повести временных лет» и ее предшественника, Начального свода, можно сказать, что узаконенного почитания Владимира в конце XI – начале XII в. не существовало. Предположение Б. А. Успенского об упоминании имени Владимира вместе со свв. Борисом и Глебом в берестяной грамоте № 906 – плод недоразумения. 924 Как указывают публикаторы, она содержит ключевые слова литургического отпуста, 925 и, конечно, «отча Василия» значит: «иже во святыхъ отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокыискыя». Когда служится Литургия Василия Великого (это бывает всего десять раз в год), его имя произносится вместо имени другого отца Церкви и творца Литургии, св. Иоанна Златоуста. 926 Эта грамота остается самым ранним памятником письменности (последняя треть XI в.), где сыновья Владимира Борис и Глеб поминаются как святые.
Самые первые свидетельства сложившегося почитания Владимира святым дает нам Пролог. Появление в нем чтения святому или празднику показывает, что он был признан хотя бы в той епархии, где бытовал данный тип менология. Мы подробно рассматривали уже древнейшие списки Проложного жития св. Владимира, которые датируются XIII в. Оно входит в обе редакции Пролога, которые появились не позже последней четверти XII в. (см.: Гл. 3.3). Проложное житие св. Владимира обнаруживает большую древность. Князь ищет истинную веру по Божественному вдохновению, целью похода на Корсунь, как и в «Памяти и похвале» Иакова Мниха, является обретение учителей христианства. И чтение свв. Борису и Глебу, и чтение на освящение Десятинной церкви в Прологе 1-й редакции основаны на летописном тексте, предшествующем и Начальному своду, сохранившемуся в Новгородской 1 летописи младшего извода, и «Повести временных лет». Этого не достаточно, чтобы возводить Проложное житие непосредственно к летописанию времен Ярослава Мудрого (Древнейшему своду) или Печерскому своду 1070-х гг. Агиограф мог написать собственный текст, опираясь на источники первой половины – середины XI в., но произошло это не позже третьей четверти XII в. Призыв прославить память «блаженного» Владимира песнями, литургические возгласы «Радуйся!», которыми заканчивается текст, указывают на существование в это время службы.
Древнейшие списки полной службы св. Владимиру датируются серединой – второй половиной XIV в. (РНБ, ОР, Соф. 382, 927 Соф. 386). К тому же времени относится и первая запись стихиры «Прид ѣ те, стец ѣ мься вьси» с распевом (РГБ, ОР, ф. 113 (Волок.), № З). 928 В службе св. княгине Ольге (стихиры и канон), написанной Кириллом-мнихом и сохранившейся в позднем списке, 929 в светильне поминается и св. Владимир. Кирилл-мних – это не кто иной, как выдающийся древнерусский писатель Кирилл, епископ Туровский. В Гл. 3.3 уже говорилось о явной связи 2-й редакции Пролога, где впервые появляется память св. Ольги, с Туровской землей. Служба была написана до того, как Кирилл стал епископом Туровским. Точная дата его поставлення не известна, впервые он упоминается как епископ в Киевской (Ипатьевской) летописи под 1169 г., а под 1182 г. им был уже Лаврентий. Следовательно, службу Ольге Кирилл написал во всяком случае до 1169 г.
В сборнике Матвея Кусова 1414 г. (Мусин-Пушкинский) сохранился более древний вариант: даны две стихиры, три тропаря, в каноне свв. Кирику и Улите после 6-й песни помещены кондак и икос св. Владимиру. 930 Все они не совпадают со службой по спискам XIV в. Первая стихира («Прид ѣ те, стец ѣ мъ ся вьси»), которая помещена и в Волоколамском стихираре, возможно, относится к XI в. Св. Владимир восхваляется вместе со своими «честными летораслями Романом и Давидом». Гимнограф обращается к присутствующим: «Т ѣ мь же и мы св ѣ тьлои нын ѣ п ѣ сньми память ихъ в ѣ рьно чьтуще, любовию празднуемы да молять ся за ны…». Так как здесь нет двойственного числа, то автор явно взывает ко всем троим, и текст мог быть составлен сразу после прославления свв. Бориса и Глеба. Первый тропарь из сборника («Уподобивыи ся купьцу») приписывался к службе 1-й редакции по спискам XV-XVI вв. Обе стихиры вошли во 2-ю редакцию службы. Б. М. Клосс сообщил, что он обнаружил рукопись службы св. Владимиру XII в., но текст пока не опубликован. Исследователь не указал, к какой редакции он относится.
Разнообразие службы уже в XIV в. противоречит представлению о поздней канонизации св. Владимира. Его культ прошел довольно сложный путь от почитания святым при его сыне Ярославе до полного к нему равнодушия в конце XI в. В середине – конце XII в. намечается явный подъем интереса к памяти и деяниям св. крестителя Руси. Тогда в Прологе появляется его житие. В течение всего XIII в., несмотря на общее тяжелое положение и татаро-монгольское завоевание, поклонение св. Владимиру все больше расширяется географически. Цикл посвященных ему произведений пополняется, видимо, новыми гимнографическими памятниками.
Говоря об отсутствии устоявшегося почитания Владимира святым в XIII в., В. Водов указывает, что волынский князь Владимир Василькович (1240–1288) носил крестильное имя Иоанн. Оно указано в записи о его смерти в Галицко-Волынской (Ипатьевской) летописи. Это тем более важно, что в похвале ему использована похвала Владимиру из «Слова» Илариона. Только под 1254 г. в воспоминании о походах Владимира на западных славян он назван святым в Галицко-Волынской летописи. В житии св. Александра Невского помощь ему в Невской битве 15 июля 1240 г. оказывают свв. Борис и Глеб, а не Владимир.
Тем не менее эти свидетельства не могут считаться решающими в вопросе о том, как развивался культ св. Владимира в XIII в. И после 1254 г., и даже после 1311г., когда в Новгороде была построена надвратная церковь св. Владимира в Детинце, не видно его всеобщего почитания. В похвале Ивану Калите в Сийском Евангелии 1339 г. цитируется «Слово о законе и благодати» Илариона и Проложное житие Владимира, но с характерным изменением текста: «Хвалить Римьская земля Петра и Павла, Асия Иоана Богословеца, Индийская Фому, Ераполь Филипа, Руская земля первозванаго апостола Андр ѣ я, Гречьская земля цесаря Костянтина». У Илариона вообще не говорилось о Греческой земле, о ней написал составитель Проложного жития св. Владимира. Иераполь добавили в Сийском Евангелии и приписали крещение греков императору Константину, а не апостолу Андрею, как это сказано в Проложном житии св. Владимира.
В научной литературе уже высказывалось мнение, что почитание св. Владимира как крестителя Руси сменилось версией об апостоле Андрее как начинателе русского христианства. Она впервые появляется в «Повести временных лет», что по времени совпадает с ослаблением почитания Владимира. Это представление основывается на житиях апостола Андрея, где рассказывается о его проповеди в Греции, на берегах Черного моря и у скифов. Жития долго не считались каноническими и не принимались в самой Византии. Митрополит Иларион, который не называет ап. Андрея учителем Греции, следует здесь св. патриарху Фотию (858–867, 877–886). 931 Однако в Студийском монастыре предание о проповеди ап. Андрея было воспринято сразу после создания монахом Епифанием около 820 г. первой авторской редакции жития. Вместе с апокрифическими Деяниями этот текст был помещен в студийском менологии, с которого и был осуществлен славянский перевод этих текстов. В Императорский менологий времен Михаила IV (1034–1041) уже была официально включена переработка жития. 932 Именно Студийский устав был положен в основу устава Печерского монастыря, в котором и создавалась «Повесть временных лет». Не удивительно, что скепсис таких интеллектуалов, как Фотий и его литературный ученик Иларион, был побежден авторитетным монашеским преданием. Была и еще одна причина.
Как мы видели, первые христиане у славян видели своими просветителями не князей, а монахов, подвижников и проповедников. В «Повести временных лет», в новом по отношению к Начальному своду 1090-х гг. рассказе о преложении книг, в статье 996 г. говорится о том, что св. Мефодий был «настольником» апостола Андроника. Эти сведения есть в житии св. Мефодия, где отражено реальное восстановление папой римским Сирмийской митрополии, куда входили Паннония и Моравия. 933 Но дальше летописец объявляет Иллирию прародиной славян, и апостола Павла, учителя Андроника, соответственно учителем всех славян и самой Руси. Выше он рассказал о том, что апостол Андрей якобы путешествовал из Корсуня в Рим по Днепру и благословил место, где потом появился Киев. 934 Здесь он еще не назван учителем Руси, но до такого отождествления оставалось совсем немного. В этом отношении апостол Андрей оказывался идеальным героем, сравнения с которым князь, конечно, не выдерживал.
Проблему, почему же после творений Илариона и Иакова Мниха Владимир все же не почитался святым, так или иначе затрагивают многие исследователи. Это объясняли и его конфликтами с Византией (М.Д. Приселков), и греховной жизнью князя, 935 и особенностью восприятия правителя в раннесредневековых обществах (В. Водов). Однозначный ответ на этот вопрос дать нельзя. Видимо, представление о том, что русское христианство имело апостольское начало, было основной причиной, почему культ св. Владимира не был популярен даже у книжников. Эта вера жила очень долго и успешно боролась с памятью настоящего крестителя Руси.
Высказывалось предположение, что на роль просветителя Руси выдвигался и «апостольский муж» св. Климент, папа римский, мощи которого (глава) были привезены в Киев св. Владимиром. 936 М.А. Оболенским был открыт и опубликован впоследствии утерянный текст, который он назвал «Слово на обновление Десятинной церкви». На самом деле он озаглавлен «М ѣ с ѧ ца ноемвриа въ 25 день. Мучение св ѧ таго св ѧ щеномученика епископа Климента». Копия М. А. Оболенского была найдена А. Ю. Карповым, которому принадлежит исчерпывающее исследование климентовской традиции на Руси и публикация памятника. Он состоит из переводного с греческого Мучения св. Климента и «Слова на обновление» (название условно). По мнению ученого, сохранившееся в нескольких списках русское «Слово объ отрочати» (Чудо св. Климента в Херсонесе) и «Слово на обновление» восходят к одному памятнику, время создания которого колеблется в широком диапазоне от 1093 г. до разрушения Киева монголами в 1240 г. 937
В заключении «Слова на обновление» говорится о приходе св. Климента из Рима в Херсон, а затем на Русь (т. е. о перенесении мощей) и обновлении его храма неким князем. В тексте нет никаких имен собственных, кроме тех, что были в греческих оригиналах. Сказано о приходе св. Климента «отъ Рима убо въ Херсонъ, отъ Херсоня въ нашю Рускую страну», но при этом не назван ни один город. Киев определен как «митрополия же мати градомъ», Десятинная церковь названа «Владычня Матере церкви божественная». Киевский митрополит и киевский князь названы «стар ѣ иншиствуя во святител ѣ хъ» и «стар ѣ иншиствуя во княз ѣ хъ». Еще туманнее определение того, кто обновил храм: «Тако прародителскъ добродетели общникъ, церковь твою обновляя, яко же бо сего благороднаго благов ѣ рныи праотець христолюбивым сыи, поистине же мучениколюбець, съ многимъ тщаниемъ, пребольшою в ѣ рою, оттуду до зде любезно и благочестно принесе твоя пречестныя мощи на совещение и спасение себе же и роду своему и стране нашей, яко жь и в ѣ руемь». То, что это церковь Богородицы в Киеве, из текста никак не следует. «Церковь твоя» может быть посвящена только св. Клименту, в связи с чем А. Ю. Карпов пишет, что речь может идти об одноименном приделе.
Титмар Мерзебургский действительно называет в 1018 г. храм, где был похоронен Владимир с супругой, церковью не Богородицы, а св. Климента. Он основывался на рассказах саксонцев, побывавших в Киеве с войском Болеслава Польского и Святополка Ярополчича, и отражал местную традицию. 938 Но уже в Церковном уставе Владимира сказано, что десятина была дана церкви Богородицы, и Иларион так же называет храм, построенный св. кн. Владимиром. Известен обычай неофициальных именований храмов. Так, собор Покрова Богородицы в Москве больше известен как храм Василия Блаженного по имени похороненного там московского юродивого. Но мог ли назвать церковь Богородицы храмом св. Климента человек, желавший представить Русь ученицей апостолов? В тексте говорится об особом покровительстве св. Климента Руси, но из этого не следует, что существовал его культ как апостола. Во многих европейских странах, в том числе в России, существует особое почитание св. Георгия и св. Николая, поклонение их мощам, ничем не отличающееся от описанного в «Слове» почитания св. Климента. Но эти святые никогда не считались просветителями. В тексте слишком мало данных, чтобы говорить о восприятии св. Климента как учителя Руси.
В первой половине XIV в. происходит окончательный перелом в восприятии истории крещения Руси. 939 Появляется Краткий вид Обычного жития св. Владимира, а за ним и различные редакции Распространенного вида. Создаются все новые и новые варианты службы св. Владимиру в рамках существующих двух основных редакций. Когда в 1353 г. на сороковины князя Андрея Ивановича, дяди Димитрия (будущего Донского), родился посмертный сын, его назвали Владимиром. С тех пор это имя как крестильное, а не только княжое, закрепляется в русской традиции. Возрождение духовной и церковной жизни после долгого упадка времен татаро-монгольского ига, подъем народного сознания оказываются опять связаны с именем св. Владимира. Теперь уже с окончательным осознанием его роли в превращении Руси в христианскую страну.
Почему были канонизированы Борис и Глеб?
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб
…Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси,
а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.
Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси.
Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом — навсегда раб.
Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб — сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни.
Владимир-язычник. В.М. Васнецов.
Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь.
Владимир беседует с греческим философом.
Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример.
Великий князь Владимир Святой подавал пример своим поданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества.
Крещение Руси. В. Васнецов.
Старшие дети Владимира были рождены во то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой.
Лосенко. Владимир и Рогнеда.
Борис и Глеб были младше, родились примерно в годы Крещения Руси, и с самого детства воспитывались в христианской вере. Их мать была из Волжской Булгарии.
Когда сыновья Великого князя стали взрослеть, Владимир поручил им управлением территориями. Это было принято на Руси, но впервые все земли были отданы в управление великокняжеским сыновьям. Назначение княжичей правителями земель было необходимо для единства управления, преодоления местного сепаратизма.
Однако назначение родственников на управленческие должности не способствует эффективности управления. Княжеские сыновья склонны были проявлять самоуправство, и их сложно привлечь к ответственности.
Святополк, получивший в княжение туровскую землю (южная Белоруссия), заключил союз с польским королем, и в 1013 году попытался выступить против отца. За что был посажен Владимиром в тюрьму в Киеве.
Ярослав, получивший в управление богатейший Новгород, зимой 1014 года решил не отправлять отцу дань. (То есть присвоить себе налоги с Новгородской земли). Владимир начал готовиться к войне с другим сыном. В это время прошел слух, что на Киев наступают печенеги. Поход на Новгород был отложен, войско с княжичем Борисом отправлено в степь. В это время летом 1015 года Владимир Святой внезапно умирает.
Владимир отправляет Бориса на границу.
Святополк присутствует при погребении Владимира.
Кто из сыновей унаследует великое княжение? Начнется ли братоубийственная война как было между Владимиром и Ярополком?
Владимир при жизни считал наследником сына Бориса, считая его верным сыном и продолжателем своей политики. В княжение Борису было вначале определена Волынь (Западная Украина), затем Муром (один из древнейших городов), затем Ростовская земля. Однако Владимир не отпустил сына в Ростов и держал его при себе в Киеве, намереваясь передать ему великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе. (см. «Генеалогия древнерусских князей. Е.В. Пчелов)
Борису было поручено оборонить Киев от печенегов.
Войско Бориса в походе. Миниатюра из жития.
После смерти Владимира в самом выгодном положении оказался Святополк. Узы киевской тюрьмы не были тяжелыми для княжеского сына, видимо — это был домашний арест. Зато он один оказался в столице во время смерти отца. И не замедлили воспользоваться своим положением. Святополк объявляет себя великим князем, и его задача — избавиться от соперников, скорей, пока они не предприняли что-то.
Основной соперник — Борис, и к нему незамедлительно посланы убийцы. Что делает князь? Он отказывается поступать как язычник. Он не включается в борьбу за власть, он христианин. Он предпочитает пострадать, но не идти против совести. Примеру Бориса следует Глеб.
И это стало нравственной победой святых братьев. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признает их святыми. Это был переворот от языческого сознания, от властолюбия и наживы, к христианству, достижению духовного и нравственного идеала.
Святополк убил конкурентов, но проиграл. Его власть ничего не дала ему. Он сгинет в безумии неизвестно где.
Смерть Святополка. Б.Чириков.
А Борис и Глеб становятся нравственными образцами. Люди увидели в них князей, не ценящих власть больше всего, но поступающих по совести.
У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Свтополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь.
Остаётся ещё Ярослав. Победитель.
Он с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый. Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя.
А Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории.
Актуальна эта история и в наши дни. Современное мировоззрение близко к языческому. Борьба за власть и наживу, стремление к материальному накоплению, популярность колдунов и ведьм, презрение к «лузерам», «лохам». И так нужны сейчас моральные примеры нестяжательства, милосердия, доброты.
Внутренняя политика России
Проект памятника Святому Князю Владимиру в Москве.
Ссылка на полный текст статьи:
В 2015 году Россия торжественно отмечает 1000–летнюю годовщину даты кончины Великого Князя Владимира, умершего по официальной версии 15/28 июля 1015 года. Биография Святого Владимира обросла невероятным количеством легенд, вымыслов и обычных фальсификаций, сделанных с «благими намерениями». В данной статье мы откроем всю правду о Святом Князе Владимире, которую умалчивают православные и романовские историки, коммунистическая историческая наука и их современные подельники, фабрикующие мифы о Руси. Мы будем ссылаться на официальные хроники и результаты наших собственных исследований истории Руси и Рюриковичей.
Начнем с того, что некорректно называть князя Владимиром, а тем более совмещать христианское понятие Святой с языческим именем Владимир. В крещении князь принял имя Василий, которое стало его именем в жизни вечной и на троне.
Современная историография наполнена многочисленными ошибками и нестыковками. Она скромно утверждает, что Владимир родился около 960 года. Точная дата неизвестна. Прожил всего 55 лет. Официальных детей у него было двадцать три – 13 сыновей и 10 дочерей. Все они родились якобы в период 977–980 годов, что просто невозможно. При этом ребенком в 10 лет он стал князем Новгородским, а в 18 лет – Великим Князем Киевским. Априори мы утверждаем, что эти данные не соответствуют действительности.
Особо отметим, что общепризнанная норманская теория происхождения Рюрика и Владимира является историческим подлогом, который инспирируется Домом Романовых и их адептами в исторической науке России. Фантазии норманистов были раз и навсегда опровергнуты результатами генетических обследований сохранившихся потомков Рюрика, которые оказались этническими финно–угорами, то есть ариями Поволжья, а вовсе не жителями Западной Европы.
Кратко опишем семейные отношения и связи Рюриковичей в IX – XI веках .
Рюрик, он же Лачин (Ясный сокол), родился в семье булгарского кагана Урус (Русь) Айдара, в крещении Лео, принявшего впоследствии ислам. Дедом Рюрика был император Нового Рима Константин Слепой. Рюрик – Лачин появился на свет около 822 года. Умер по разным данным – в 882 году по булгарским хроникам , а согласно ПВЛ в 879 . У Рюрика был старший брат – Габдулла Джилки, мусульманин, который получил по наследству от отца Урус Айдара Булгарскую Державу в 855 году. Рюрик принял христианство и имя Константин в 860 году в Итиле от своих кузенов – Равноапостольных Святых Кирилла и Мефодия . В 862 году князь сформировал свою собственную державу – Новгородскую Русь. В 869–879 годах он являлся императором–соправителем Македонской династии под тронным именем Константин.
Игорь Рюрикович родился в 878 году в браке Рюрика и Ефанды (в крещении Елены), сестры князя Вещего Олега, который позже стал известен как император Лео Философ. Этот брак для Рюрика был вторым. Первая жена Умила, сестра кагана Хазарского каганата Ицхака, не имела детей. По нашей реконструкции истории , Игорь Рюрикович являлся императором–соправителем Македонской династии под тронным именем Роман I Лакапин. Лакапинами (Лачинами) в Византии называли потомков и родственников легендарного Рюрика – Лачина . Для скептиков заметим, что случайного совпадения имен, биографий и периодов жизни более 50 царских и императорских особ практически невозможно.
Игорь женился на булгарской княжне Ольге в 903 году, которая якобы только через 40 лет родила первого ребенка – сына Святослава в 942 году. Отметим, что официальная наука спокойно закрывает глаза на очевидный бред – Игорю и Ольге было бы соответственно 64 года и 55 лет в момент рождения ребенка.
На самом деле у Игоря и Ольги было много детей – дочь Елена, сыновья Святослав и Глеб , возможно еще несколько дочерей.
Елена была отдана в 919 году замуж за императора Константина Багрянородного. После чего Игорь Рюрикович под тронным именем Роман I Лакапин был провозглашен со–императором в 920 году. Святослав родился около 905 года, а его брат Глеб около 907 года. Пока точно установить года рождения князей не представляется возможным. Отметим, что в 924 году оба сына были провозглашены со–императорами Македонской династии, поэтому они должны были быть уже взрослыми (старше 16 лет).
В булгарских хрониках Святослава называли Барысом (разновидность имени Кубар), а Глеба именовали Галиб, Улеб или Гали. В Новом Риме Святослав считался со–императором Стефаном Лакапином в 924–945 годах, а Глеб – со–императором Константином Лакапином в 924–945 годах.
Кто же были родителями Святого Владимира?
История появления на свет Владимира довольна запутана. Тайна рождения вызвана похотливым поведением его матери – Малуши. Родственные связи булгарских царей, русских князей и византийских императоров Македонской династии были описаны нами в работах . На рисунках № 1 и № 2 представлены семейные отношения всех важных действующих исторических лиц того времени.
Рисунок №
Малуша – по русским летописям ключница княгини Ольги , дочь Малка Любичанина, сестра Добрыни, наместника Новгорода, и мать Владимира Святого. Считалась наложницей князя Святослава, отца Владимира. В булгарских хрониках Малуша близкая родственница русских князей через отца Мала и его прапрадеда Джилки, старшего брата Рюрика. В летописи говорится, что дочь Мала вышла замуж за Барыса (Святослава) в 946 году, а сын Мала Диу–Барын (Добрыня) стал первым русским боярином (воеводой в Новгороде), I том, стр. 87–88 . Историки приписывают Малуше дату рождения как 940–944 года. Дата смерти неизвестна. При этом Иоакимовская летопись разделяет двух сыновей Святослава и ребенка Малуши:
«Святослав имел три сына, им же тако области раздели: старейшему Ярополку даде град Киев со всею областию, Олгу юнейшему Древляны, а Владимиру, сыну Малушину Новград»
Мы полагаем, что Малуша была женой Глеба, младшего брата Святослава, и родила Владимира от Глеба. В ПВЛ в тексте мирного договора 945 года с Византией говорится:
«Улеб от Володислава; Каницар от Предславы; Шихберн Сфандр от жены Улеба»
Улеб это форма имени Глеб. Володислав здесь это сын Глеба – Владимир. Есть также представитель Малуши, жены Глеба по имени Шихберн Сфандр.
После убийства Глеба Святославом в 945 году, Малуша досталась Святославу в качестве любовницы, а Владимир был усыновлен Святославом. Удивительно, но никаких других подробностей о дальнейшей жизни Малуши, матери Равноапостольного Святого Владимира, не найдено.
Малуша была родной бабушкой Марии, дочери Владимира и Анны, что известно, но Мария Владимировна была Богородицей согласно нашей реконструкции истории . РПЦ и российские историки тщательно скрывают факты жития русской Богородицы в X–XI веках, однако, в Никоновской летописи черным по белому написано:
«Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици»
Буквально село Будутине было подарено Богородице. Современные историки говорят, что это был дар неизвестной церкви Богородицы. Но на самом деле село было буквально завещано живой и здоровой Богородице Марии Владимировне (961–1060).
Согласно нашей реконструкции Малуша была известна в Новом Риме под именем Феофано Мамас (Theophano) . При этом следует понимать, что вся семья Малуши относилась к императорам Лакапинам, соправителям Македонской династии. Отблески её подвигов попали на страницы летописей Руси, Булгара и Византии. Малуша пошла в отца – хана Мала, прославившегося сексуальной силой и любви обилием. Внук Мала и сын Малуши – Владимир получил от родственников дар сексуальной распущенности. Известно, что у Владимира были десятки жен и сотни наложниц. Интерпретации многочисленных приключений Малуши, известной в Византии как Феофано Мамас, послужили источником фальсификаций и выдумок историков.
Рисунок №
Итак, матерью Владимира была Малуша – Феофано. Что нам известно об отце князя?
Святослав Игоревич, Барыс (форма имени Кубар) – Князь Новгородский (945–969) и Великий Князь Киевский (945–972), годы жизни 942–972. Год рождения точно не известен. Отец Игорь и мать Ольга поженились в 903 году, поэтому дата рождения Святослава выглядит сомнительно. Упоминается в ПВЛ за 946 год в описании похода на древлян. Регент – мать Княгиня Ольга (умерла в 969 году), которая фактически правила государством. В Иоакимовской летописи стр. 433 (38) сказано, что Святослав убил своего единственного брата Глеба за принадлежность к христианству. Дети Святослава – Ярополк, Олег и Владимир, причем летописи отделяют Владимира от других сыновей Святослава.
Барыс (форма имени Кубар) – русский бек, сын Угыра Лачини – Игоря Рюриковича. Первый раз Барыс упоминается булгарами I том, стр. 51 в событии, датируемым 925 годом. Некий врач Субар построил больницу и аптеку в Башту (Киеве), где исцелил смертельно больного Барыса, сына Угыра Лачини, которого безуспешно пытались лечить балынские и румские врачи.
«Когда мать Барыса – анатышка Ульджай спросила его, почему он это сделал, Субаш ответил: “Мой отец сильно разбогател от продажи румских вещей, которые купил у Угыра , и считал себя обязанным ему. Поэтому я хочу помочь его сыну”. – “Каковы будут твои условия?” – поинтересовалась бика. – “Если я исцелю Барыса, пусть он не принимает христианства”, – сказал Отчы–Субаш. Он вылечил Барыса и дал ему новое имя Аудан…, и тот не принял христианства…»
Известно, что Святослав – Барыс остался до конца жизни тенгрианцем (ведизм).
Соответственно в 925 году Святослав был взрослым молодым человеком. По нашим данным ему было 18–20 лет от роду. За год до этого события Святослав получил титул со–императора Нового Рима. Стефан Лакапин (Stephen Lecapenus), сын и соправитель императора Романа I Лакапина в 924–945 годах .
По нашему мнению, Святослав стал приемным отцом Владимира в 945 году, после убийства настоящего отца Владимира – Глеба, младшего брата Святослава.
Глеб Игоревич, Талиб – русский Князь, младший сын Игоря Рюриковича и Ольги, муж Малуши и отец Владимира. Из русских летописей известно, что Глеб был христианином и принял мученическую смерть от руки старшего брата Святослава , стр. 432–433:
«Он же толико разсвирепе, яко и единаго брата своего Глеба (38) не пощаде, но разными муки томя убиваше. Они же с радостию на мучение идяху, а веры Христови отрещися и идолом поклонитися не хотяху, с веселием венец мучния приимаху.»
В описании начала царствования Мухаммеда (943–976), сына Ялкау Михаила, внука Алмуша, встречаются исторические персонажи Гали и его сын Кубар, I том, глава 13, стр. 85–90 . После 944 года Гали не упоминается в булгарских хрониках. Его сын Кубар начал упоминаться в хрониках в 944 году, а уже в 964 году был известен как бек и командир одной из армий Хазарского Каганата. В 966 или в 969 году Кубар сдал столицу хазар Итиль своему дяде Святославу без боя.
Глеб, согласно нашим исследованиям , это Константин Лакапин (Constantine Lecapenus), младший сын и соправитель императора Романа I Лакапина, правление 924–945 годы . Дата рождения неизвестна, был убит между 946 и 948 годами в ссылке при попытке к бегству. В 939 году Константин женился на Елене, а после её смерти 14 января 940 года, спустя две недели 2 февраля, женился на Феофане Мамас, родившей сына.
Соответственно, Глеб появился на свет около 907 года, был убит старшим братом Святославом за провал заговора против отца Игоря Рюриковича в 945 году. Являлся соправителем – императором в 924–945 годах. Был дважды женат. Последней женой была Малуша, отождествляемая нами как императрица Феофано Мамас. Малуша – Феофано Мамас есть мать Владимира. Отец Святого Князя Владимира есть Глеб.
Дедом Владимира был отец Малуши по имени Мал, сына хана Алмуша. В летописи говорится, что дочь Мала вышла замуж за Барыса (Святослава) в 946 году, а сын Мала Диу–Барын (Добрыня) стал первым русским боярином (воеводой в Новгороде), I том, стр. 87–88 . После убийства Игоря, князь Мал предлагал Ольге выйти за него замуж 6453 (945) .
Деяниям Мала в булгарских хрониках уделено много места. Впервые упоминается в событиях 912 года, I том, стр. 54 – 55 , когда Мал и его сестра Зухра попали в плен в детском возрасте. На этом основании мы можем утверждать, что Мал и Зухра родились в 900–910– х годах. Зухра вышла замуж за царя Болгарии Петра в 927 году взрослой девушкой. Несколько лет Мал прожил в плену в Итиле, столице Хазарии. Хазарский каган Арслан имел планы посадить Мала на престол после своей смерти, там же стр. 56. Булгарские хроники утверждают, что Мал был женат на одной из жен Игоря Рюриковича, которая убежала к Малу из–за происков Ольги, там же, стр. 85–86. Именно по её приказу, захваченный в плен Игорь был разорван на куски согнутыми деревьями в 945 году .
Итак, Владимир родился около 940 года в семье Глеба и Малуши. С 945 года приемным отцом Владимира стал дядя Святослав, взявший в любовницы Малушу. Отец и отчим до 945 года являлись со–императорами Нового Рима из династии Лакапинов. 945 год стал последним годом правления Лакапинов–Рюриковичей в Новом Риме, после чего они были изгнаны из Византии в результате проигранной войны.
В 955 году княгиня Ольга посетила Царьград, приняла крещение и имя Елена. В 957 году она вновь посетила Новый Рим с целью организации свадьбы между своими внуками – Владимиром и Анной Македонской. Во время визита княгиня Ольга получила предложение от Константина Багрянородного стать со–императрицей Рима . Ольга благоразумно отказалась, поминая последнюю войну 944 года Руси с Византией из–за трона империи.
Мы полагаем, что Владимир и Анна поженились в 960 году, а в 961 или 962 году у пары родилась дочь Мария, ставшая известной миру как Богородица. В это время Владимир служил в Хазарии воеводой. Императрица Анна Македонская решила посвятить Богу свою жизнь и дочь Марию, в чем её поддержал духовный наставник отец Иоаким, ставший впоследствии епископом Корсуни, а затем Великого Новгорода и написавший Иоакимовскую летопись . После женитьбы на Анне Македонской, Владимир стал родственником византийского императора Македонской династии Константина, приходившегося ему шурином. Известна золотая византийская монета, на которой запечатлены императоры Василий и Константин с большим крестом в руках. Василий изображен взрослым мужчиной с усами и бородой, а Константин показан молодым человеком. Это доказывает несостоятельность официальная версии истории, говорящей о том, что Василий был старше Константина всего на два года.
Византийская монета с изображением императоров Василия II и Константина VIII. Василий выглядит гораздо старше Константина:
Военная карьера Владимира – Кубара (Красное Солнышко) в хазарском Каганате закончилась в 969 году, после чего он получил во владение Великий Новгород в 970 году. Князю было вовсе не 10, но уже 30 лет, иначе как ребенок мог руководить одним из крупнейших княжеств Европы? Затем после убийства узурпатора и сводного брата Ярополка, в 980 году Василий – Владимир стал Великим Князем Киевским. Отметим также, что никак молодой человек в 20 лет от роду не мог стать главой одного из сильнейших государств Европы своего времени. На самом деле Василию было уже 40 лет.
Пока остается загадкой, когда на самом деле крестился Владимир и получил крестное и тронное имя Василий. Для брака с Анной Македонской князю Владимиру не обязательно было быть крещенным. Мы полагаем, что крещение Владимира прошло не ранее 976 года, когда он стал со–императором Нового Рима, ведь далее тронное имя Василий многократно встречается в византийских хрониках. Поэтому называть князя Василия языческим именем Владимир после воцарения в Риме в 976 году и в Киеве в 980 году, некорректно.
Согласно нашей реконструкции истории, князь Ярополк, убитый варягами Владимира летом 980 года, отождествляется нами с царем Иродом, устроившим избиение младенцев в начале 980 года. Целью акции Ярополка – Ирода были Иисус, сын Марии Владимировны, а также Иоанн Предтеча, родившийся в июле 979 года в семье Захара и Елизаветы, родственницы Марии.
Таким образом, Владимир в 980 году стал дедом Иисуса Христа Златоуста. Ближайшими родственниками Иисуса были мать Мария Владимировна, дед Владимир, бабушка Анна Македонская, прабабушка Малуша и прадед Добрыня. Духовным отцом стал епископ Корсуни и затем Великого Новгорода Иоаким.
В то время в Константинополе формально правил кузен и шурин Василия – император Константин VIII. Однако вся экономическая и административная власть находилась у первого министра скопца Василия Лакапина – ближайшего родственника князя Василия из старшей ветви Рюриковичей – восходящей к брату Рюрика по имени Джилки. Министр Василий был кастрирован в детстве во времена войны Руси и Византии в 945 году, дабы не смог претендовать на трон империи. Василий Лакапин стяжал богатства и имел весомую поддержку среди столичной аристократии. Он находился у власти в 945–985 годах, пока не был лишен должности и отправлен в ссылку своим внучатым кузеном императором и Великим Князем Василием. В нищете бывший первый министр умер от голода и невзгод.
Владимир начал княжить в Киеве в 980 году, став субъектом межгосударственных отношений своего времени. Традиционно Владимир исповедовал тенгрианство или ведизм, называемых в русских летописях язычеством, что теологически неверно. После фактического развода с Анной Македонской Владимир – Василий устроил в окрестных селах Киева множество гаремов, где жили более 700 любовниц и наложниц. При этом у него было семь или более жен. Как отец Богородицы и дед Иисуса Христа Златоуста, он сравнивал себя с Соломоном и стремился наплодить как можно больше детей.
Так как Василий – Владимир являлся со–императором Царьграда, то войска Древней Руси стали принимать активное участие в военных компаниях Нового Рима. Русские варяги с 988 года стали частью гвардии Византии. В Константинополе расположился варяжский корпус численностью 6000 человек. С тех пор варяги участвовали во всех войнах империи, например, разгромили восстание Варды Фоки. В 1014 году русские войска участвовали в войне против Дунайской Болгарии, разбили противника и взяли в плен 15000 болгар. Численность русского населения Константинополя в те времена составляла не менее сотни тысяч человек.
Мы полагаем, что события войны в Корсуни 988 года ошибочно интерпретируются церковью и официальной исторической наукой с целью создания благопристойной картины крещения Руси. На самом деле Русь была крещена еще князьями Аскольдом и Диром в IX веке, так как с 867 года в Константинополе существовала русская епархия.
Кроме того, увязывать осаду Корсуни с требованием женитьбы на царевне Анне Македонской нелепо, так как они были давно женаты и в браке имели дочь Марию. На самом деле военная операция Владимира – Василия в Крыму была прямо связана с восстанием Варды Склира (Bardas Skleros) и Варды Фоки (Bardas Phokas) против императоров Македонской династии в 987–989 годах. По нашему глубокому убеждению, князь Корсуни примкнул к восстанию и поддержал идею воцарение Варды Склира, как и многие другие провинциальные феодалы Византии.
Поэтому император Василий – Владимир напал на Корсунь и потребовал от местного царя присягнуть ему на верность, а также выдать замуж дочь. Наиболее корректное изложение событий сделано в «Житие Владимира особого состава» .
Согласно хронике вначале Владимир просил за себя дочь «князя Корсунского града», но тот с презрением отказал. Тогда оскорблённый Владимир собрал войско из «варяг, словен, кривичей, болгар с черными людьми» и двинулся покарать обидчика. Во время осады некий варяг из Корсуни по имени Ждберн (или Ижберн) послал стрелу в лагерь к своим соплеменникам варягам и крикнул: «Донесите стрелу сию князю Владимиру!» К стреле была привязана записка с сообщением: «Если будешь с силою стоять под городом год, или два, или три, не возьмешь Корсуня. Корабельщики же приходят путём земляным с питием и с кормом во град»
На основании этих сведений Владимир велел перекопать земляной путь (туннель) и через 3 месяца взял город. Далее последовала расправа с жителями города :
«А князя корсунского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их пред ними беззаконство сотворил. И по трех днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за боярина Ижберна дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил…»
Такое поведение Владимира уже случалось. Он скопировал образ своих предыдущих действий по отношению к полоцкому князю Рогволоду и его дочери Рогнеде, насильно ставшей его женой. Захватив Корсунь, Владимир отправил в Царьград посольство во главе с военачальником Олегом и варягом Ждберном. Эти персонажи не известны по другим источникам.
После взятия Корсуни местный епископ и духовный наставник Анны Македонской и ее дочери Марии по имени Иоаким был назначен архиепископом Новгорода, который крестил новгородцев в 988 году. Иоаким упоминается в Летописи Новгородской первой Младшего извода в статье 989 года в рассказе о крещении жителей, и именуется там «архиепископом Акимом Корсунянином». В летописи Новгородской второй (Новгородская летопись Малиновского) в статье 988 года сообщается, что в Новгород пришёл епископ Иоаким, «требища разори и Перуна посече» и оставался епископом новгородским 42 года, пока на его место не заступил его ученик Ефрем. Таким образом, смерть Иоакима датируется 1030 годом. Епископ построил несколько храмов, в том числе деревянный собор во имя Софии Премудрости Божией «о тринадцати верхах» и каменную церковь Иоакима и Анны, где был погребён, а также монастырь, называемый Софийским или Десятинным.
Булгарские хроники сообщают много информации о Владимире, которого называют Булымер и Кубар. Булымер – сын или пасынок Барыса (Святослава) и Малуши, дочери Мала. Активная деятельность Булымера начались сразу после начала княжения в Киеве в 980 году, I том, стр. 102–104 . Описаны военные походы Булымера против различных противников. В 981 году состоялся поход против волжских болгар, однако он закончился поражением Булымера, хотя официальная история говорит о победе и присоединении к Руси вятичей. В 988 году Булымер вторгся в Джалду и захватил румский город . В награду он получил много золота и серебра, а также Дима–тархан в придачу (речь идет о женщине). В 991 году войска Булымера вместе с румцами напали на город Хин . После смерти Булымера началась война между его сыновьями за престол Руси. Согласно источнику последнее сообщение об этой войне датируется 1021 годом, там же стр. 108 . Однако по официальной версии истории Владимир умер якобы в 1015 году.
Златник Великого Князя Василия — Владимира. На монете голова князя изображена как у императора Василия на византийском золотом солиде:
Византийские источники крайне противоречивы, так как подвергались многочисленным правкам и фальсификациям. Они скудно описывают императора Василия и его деяния.
Василий II (Basil II Bulgar–Slayer, Macedonian dynasty), византийский император Македонской династии, сын императора Романа II и царицы Феофано, преемник на престоле Иоанна Цимисхия. Годы жизни 958–1025, годы правления 976–1025, фактически начал править в 985 году после отстранения от власти евнуха Василия Лакапина.
Никаких подробностей о личной жизни императора и его семьи не известно. Считается, что император Василий II не оставил потомства. Вместо семейной жизни Василий якобы увлекался военными схватками. Всю жизнь он провел в битвах и завоеваниях, за победы над дунайскими болгарами получил прозвище Болгаробоец. Основу армии Василия составляли варяжские дружины, присланные в Константинополь Великим Князем Владимиром – Василием. Византийской гвардией стал варяжский корпус в количестве 6000 человек. При этом следует учесть, что каждый варяг имел семью, поэтому в Константинополе после 988 года разместилась огромная русская диаспора – более 30000 человек. Традиционные историки утверждают, что Василий II вел аскетический образ жизни, заботясь о своём войске больше, чем о повседневном благополучии. Из–за этого остался холостяком. Он ничем не помог, чтобы выдать замуж дочерей брата Константина. Безразличие Василия к семейной жизни вызвало угасание Македонской династии .
В мусульманских источниках князь Владимир описан как прямой предок Пророка Мухаммеда под именем Луайя, внук Фирха, сын Галиба и отец Кааба.
Мы отождествляем Владимира – Василия – Булымера – Кубара – Василия II – Луайя как одно историческое лицо, жившее в X–XI веках (940 – 1017). В своих работах мы подробно описали годы жизни, особенности правления и семейных отношений означенного правителя . Отцом Владимира был Глеб – Гали – Улеб император Константин Лакапин, младший брат Святослава – Барыса – императора Стефана. Матерью была Малуша – Феофано Мамас, дочь Мала – цезаря Романа Лакапина и внучка Алмуша – императора Христофора Лакапина. Первый брак Владимира, стр. 295–300 был заключен в 960 году, когда ему и его невесте Анне Македонской было примерно по двадцать лет. Свадьбу организовала Княгиня Ольга, посетившая Константинополь несколько раз в конце 950–х годов. В браке родилась одна дочь – Мария Владимировна, ставшая Богородицей. Дата рождения 961–962 год. В 960–970 годах Владимир был известен в Хазарии под именем бек Кубар, участвовавший в многочисленных войнах с туркменами, арабами и булгарами. Кубар сдал без боя Итиль своему дяде Святославу, покончившему с Хазарским каганатом. После этих событий Кубар появился в Новгороде в 970 году в качестве князя новгородского. Воеводой Новгорода стал дядя Владимира по имени Добрыня, брат матери Малуши и сын Мала. В 980 году Владимир захватил власть в Киеве и получил титул Великого Князя Киевского. В период 976–987 годов Владимир крестится под именем Василий. С 976 года был формальным императором–соправителем Византии совместно с двоюродным братом и шурином Константином VII, когда фактически правил империей евнух Василий Лакапин. В 985 году император Василий – Владимир изгнал своего родственника Василия Лакапина из власти и стал полноправным императором. В 988 году он захватил Корсунь и потом крестил народы Киева и Новгорода. Участвовал в подавлении восстания Варда Склира и Варда Фоки. Василий реорганизовал войска Византии, ввел в них пеший корпус варягов и морской флот на основе ладьей варягов. Русские войска участвовали во всех военных операциях империи в 985–1020 годов. За военные подвиги получил прозвище Болгаробойца. Святой Владимир – Василий приходился отцом Богородице и дедом Иисусу Христу Златоусту, а также стал свидетелем библейских событий Нового Завета. Владимир – Василий умер в период 1015–1021 годов. Точная дата смерти пока не установлена. Согласно ПВЛ Владимир правил в Киеве 37 лет, следовательно, умер в 1017 году. После смерти князя осталось многочисленное потомство, официально у него было 23 ребенка. Сколько имелось незаконнорожденных детей – неизвестно. Великий Князь и Император Василий был похоронен в киевской Десятинной церкви. Мощи Святого Владимира – Василия утрачены или спрятаны.
Сохранившееся древнее изображение Императора и Великого Князя Василия – Владимира:
Великий Князь Всея Руси,
Великий Понтифик Новой церкви Святой Руси,
Профессор теологии, доктор теологии и доктор исторических наук,
Валерий Викторович Кубарев Рюрикович
Москва – Константинополь,
07–17.07.2015.
Библиография:
Кубарев В.В., Веды Руси, М., IP Media, Inc. 2009. Ссылка:
Кубарев В.В., Генеалогия и генетика князей Руси, Доклад на XXI Международной Конференции по проблемам Цивилизации, 25.12.2010, РосНоУ, Москва. Ссылка:
Кубарев В.В., Реконструкция династических связей Рюриковичей в IX–XI веках, доклад на XXV Международной конференции по проблемам Цивилизации, РосНоУ, Москва, Россия, 21–22.12.2012. Ссылка:
Кубарев В.В., Атрибуция Рюриковичей и императоров Лакапинов, Доклад на XXVIII Международной конференции по проблемам Цивилизации, 26.04.2014, Москва, РосНоУ.
Бахши Иман, Джагфар Тарыхи (Летописи Джагфара) Гази–Барадж Тарыхи (Летопись Гази–Бараджа), I – III том. Ссылка:
Повесть Временных Лет (ПВЛ), Нестор.
Иоакимовская летопись.
Русская летопись по Никонову списку. Изданная под смотрением имп. Академии наук. СПб, 1767—1792.
Азимов А., Константинополь. От легендарного Виза до династии Палеологов. М., ЗАО «Центрполиграф», 2007.
Церемонии, Константин Багрянородный.
«Житие Владимира особого состава» из Плигинского сборника является источником XVII века. Корсуньская история из него частично содержится в Проложном житие XV века. Выдержки из него опубликованы в книге: Карпов А. Ю. «Владимир Святой» из серии ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2005.
Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.–Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950. — 659 с. //»Ізборник». Історія України IX–XVIII.
Дашков С.Б., «Императоры Византии», Москва, Издательский дом «Красная площадь», 1997.
Scisne?
Развенчиваем научные мифы и объясняем общепринятые заблуждения. Эксперты комментируют популярные мифы о князе Владимире, его семье и Крещении Руси.
Мать князя Владимира была рабыней
Это правда.
По крайней мере, так утверждает летопись. Мы не знаем наверняка историю происхождения матери Владимира. Ее звали Малуша, и она, как тоже говорится в источниках, была милостница или ключница, служанка княгини Ольги. То есть то ли служанка, то ли просто жила на попечении княгини — мы ничего об этом толком не знаем. И кто она была, тоже не знаем, хотя в летописи фигурирует ее родной брат Добрыня. Но тут, конечно, очень важен эпизод, который подробно излагается в летописи. Молодой Владимир, которому все мешал тогда еще живой старший брат Ярополк, решил посвататься к невесте Ярополка, Рогнеде Полоцкой.
В Полоцке княжили не Рюриковичи, а некий князь Рогволод, пришедший «из заморья», и у него была дочь, которая, вообще говоря, собиралась замуж за Ярополка, старшего в семье. Но Владимир перехватил инициативу и посватался к ней. И когда он посватался, Рогнеда ему отказала со словами: «Не хочу разуть робичича». Под выражением разуть робичича имеется в виду свадебный обряд, когда невеста снимает с жениха обувь. Тут ключевое слово «робичич», то есть сын рабыни. Суффикс -ич-, как в наших отчествах, указывает на происхождение. И вот это уникальное слово, которое употребляет Рогнеда, — робичич — говорит о том, что он, во всяком случае, считался сыном рабыни среди современников. То есть у него было вовсе не чистое происхождение. В то время было иное отношение к внебрачным детям, потому что это все еще происходит до христианства, до Крещения Руси, а как был устроен дохристианский брак у князей, мы не знаем. В ситуации, когда у правителя на стороне родился ребенок, огромное значение играет то, кто мать ребенка. Если она знатная наложница, тогда у этого ребенка высокий статус, а если она безродная служанка, рабыня, то тогда такой бастард не ценился остальными братьями.
Фёдор Успенский, доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.
Князь Владимир хотел принять ислам
Это неправда.
Известно, что, решив отказаться от язычества, мало способствовавшего делу объединения славянских племен и международному престижу, согласно Начальной летописи Владимир стал выбирать новую веру, которая стала бы общей для всех. Примерно в то же время, в 986 году, Русь вела переговоры с Волжской Болгарией, где главной религией было мусульманство. Послы болгар предложили князю принять ислам, но Владимир отверг это предложение, сославшись на непригодные для Руси обычаи. Неприемлемость отказа от алкоголя, который является одной из особенностей ислама, — «Руси есть веселие пити» — связана не с оправданием русского пьянства, а с тем, что «пиры» князя Владимира были способом, а также и местом распределения бюджета.
Наряду с исламом, согласно легенде, Владимир рассматривал и другие религии и, в частности, принимал по этому вопросу папских легатов и послов от хазарских иудеев. Но Владимир понимал, что за этими римскими миссионерами стоит не только папа, но и германский император с его натиском на Восток. А хазарское государство было разрушено еще отцом Владимира, Святославом. И он решил, что иудаизм не годится, потому что он губит ту государственность, где он внедряется в качестве религии. Как известно, Владимир остановил свой выбор на греческом, византийском варианте христианства. Помимо того факта, что к тому времени православие уже было распространено среди княжеской знати, много православных священников приехало на Русь вместе с Анной, византийской принцессой, которую Владимир взял в жены.
Владимир Петрухин, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средневековья и раннего нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.
Вместе с христианством на Руси появилась письменность
Это частично правда.
Известно, что славянская письменность в Древней Руси появилась несколько раньше. Она использовалась в великокняжеской канцелярии для международных актов, в богослужебных книгах немногочисленных христианских церквей, в книгах, находившихся в личном пользовании у христианизированной элиты, даже для бытовых нужд. Это подтверждают редкие источники, сохранившиеся от тех далеких времен: мирные договоры с греками 911, 944 и 971 годов, дошедшие только на церковнославянском языке в составе Повести временных лет; свидетельство одного из римских пап о проведении богослужения в Болгарии и на Руси на родном языке, датирующееся десятилетием раньше Крещения Руси; наличие в Киеве и Новгороде до Крещения Руси христианских церквей, упомянутых в русских летописях; надпись середины Х века кириллическими буквами «горунща» на глиняной корчаге, найденной под Смоленском (ее значимость в последнее время подвергается сомнению, но, с нашей точки зрения, новые интерпретации малоубедительны); известие русских, византийских и латинских источников о крещении княгини Ольги и одного из ее родственников, которое, скорее всего, произошло в 955 году. Летописи упоминают и духовника, то есть священника, Ольги, прибывшего с ней в Константинополь. Несомненно, часть придворных также приняла крещение вслед за фактически правящей великой княгиней. Первыми христианскими мучениками на Руси были варяги Феодор и его сын Иоанн, погибшие от рук русских язычников еще до Крещения Руси, вероятно, в 978 году. Это свидетельствует о существовании варяжской христианской общины в Киеве, в которой не могло не быть книг.
На самом деле акт принятия христианства в качестве государственной религии на Руси в 988 году, инициированный князем Владимиром, — это не начало христианизации, а скорее завершение ее первого этапа. Не стоит забывать об Окружном послании константинопольского патриарха Фотия 867 года, которое считается первым известием о проникновении христианства на Русь. Он пишет о добровольном принятии крещения «росами», которых в последних исследованиях уверенно трактуют как выходцев из Киевской Руси. Крещение ее фактической правительницы, княгини Ольги, в 955 году является важной вехой на этом пути. Проникновение христианства и появление славянской письменности неразрывно связаны, поскольку христианство — это религия Книги, а христианское богослужение невозможно без сакральных текстов, требующих записи. Развитие великокняжеского управленческого аппарата и внешнеполитические контакты со странами, имеющими высокоразвитую цивилизацию, прежде всего с Византией, также стимулировали использование на Руси славянской письменности, уже существовавшей у ее западных и южных соседей. Международные документы: мирные договоры, верительные грамоты русских послов, охранные грамоты русских купцов, ежегодно приезжавших в Константинополь, — писались на двух языках, в том числе и на церковнославянском, выступавшем в роли литературного языка Slavia Orthodoxa.
К сожалению, у нас очень мало источников от первоначального периода русского книгописания. От X века ничего не сохранилось, первая датированная рукопись — это Остромирово Евангелие 1056–1057 годов, а все остальное — это гипотезы, которые все же базируются на довольно прочном основании. Нам известно, например, что сразу после крещения князь Владимир собрал детей из знатных семей (до 300 человек) для «обучения книжного» или что в 1037 году князь Ярослав Мудрый, «книгамъ прилежа, почитая часто в день и вь нощи», собрал книжников и велел им переводить с греческого и переписывать книги на «словеньское письмо».
На Руси в XI веке и позднее в качестве основного алфавита использовали кириллический. Однако, помимо кириллицы, на Руси знали и другой славянский алфавит, созданный первоучителями Кириллом и Мефодием, — глаголицу. Насколько активно она использовалась в X — первой половине XI века, сказать сложно, поскольку источников от этого времени не сохранилось. В источниках второй половины XI — XII века глаголица находится уже на периферии. Мы видим ее, как правило, либо в виде граффити на стенах церквей, либо в небольших записях на полях кириллических книг, но мы не знаем ни одной древнерусской книги, написанной глаголицей. Она использовалась в качестве тайнописи или в инициалах для красоты. Из записей на книгах глаголица в основном уходит в середине XII века, граффити на стенах исчезают немного позднее.
Елена Уханова, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, хранитель отдела рукописей Государственного исторического музея.
Князь Владимир первый придумал крестить Русь
Это неправда.
Первой крестить Русь пыталась бабка Владимира, княгиня Ольга, но элита — ее сын, князь Святослав, и его дружина — отвергла попытку, рассчитывая решить государственные задачи силой оружия. Святослав потерпел поражение в политике экспансии, что предопределило более гибкую конфессиональную политику Владимира — выбор веры, которая подняла бы международный престиж государства и способствовала бы его сплочению. Известия о более раннем, так называемом Аскольдовом крещении Руси в IX веке легендарны: они связаны со стремлением византийского патриарха Фотия продемонстрировать победоносную политику Византии после разорительного набега Руси на Царьград в 860 году.
Вообще говоря, греки не очень активно занимались миссионерством. Кирилл и Мефодий, наши культурные герои, которые дали нам письменность, — это, по сути, единственный, хотя и самый яркий эпизод нашей совместной славяно-греческой истории. А вот крестить агрессивную Русь, которая собирала бесконечные армии и периодически штурмовала Константинополь с целью ограбления, греки не очень-то и собирались. А тут нужно было крестить всю Русскую землю, объяснять славянам, что им надо креститься. Владимиру Святому, уже носившему славянское имя и прогнавшему прочь варягов, которые собирались идти войной на Царьград, нужен был мир, чтобы провести христианизацию.
Владимир Петрухин, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средневековья и раннего нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.
Князь Владимир специально разжигал семейные междоусобицы
Это частично правда.
Отчасти это верно, если иметь в виду, что он, например, был виновником смерти своего старшего брата, Ярополка. Какое-то историческое зерно в этом, безусловно, есть. У Владимира была определенная генеалогическая ущербность: он был сыном рабыни. Его даже летописи называют робичичем, то есть сыном служанки или сыном рабыни Малуши. Мы не знаем, как был устроен брак в дохристианское время, но важно, что он сын Святослава, так сказать, от случайной связи. И, видимо, эту генеалогическую ущербность он так или иначе ощущал, хотя отец его вроде бы ничем не обделял, пока был жив, он дал ему на княжение Новгород. Но тем не менее он всегда был в семье в позиции, так сказать, немного неполноценной. Это, конечно, придавало ему, как часто бывает в таких случаях, дополнительную силу и энергию. В частности, он, говоря современным языком, заказал убийство своего брата Ярополка, киевского князя. Кончилось дело тем, что он остался единственным представителем потомков Святослава Игоревича, поскольку другой его брат тоже погиб в междоусобной борьбе — не по вине Владимира, но погиб. В общем, из трех братьев в конце концов остался один Владимир, который стал единовластным правителем.
Есть мнение, что он хотел изменить порядок престолонаследия, но это очень сложный, дискуссионный вопрос. Сыновей у него было огромное количество, что определялось его любвеобилием, о чем тоже говорится в летописи. Есть гипотезы, согласно которым он действительно хотел поменять порядок престолонаследия и передать власть не своему старшему сыну, Святополку Окаянному. Еще большой вопрос — его ли сын Святополк, потому что тут тоже сложная внутрисемейная ситуация, которую можно понять таким образом, что Святополк был его племянником, а не сыном. Но, так или иначе, Святополк был старший, и, по идее, после смерти Владимира все должно было перейти к нему.
И есть такие гипотезы, довольно обоснованные, что Владимир пытался передать власть другим сыновьям, в частности младшему, Борису. Из-за этого в 1015 году, сразу после смерти Владимира, разгорелась междоусобная борьба, в которой участвовали его потомки. Боролись Ярослав Мудрый, Святополк Окаянный и первые русские святые Борис и Глеб, которые пали жертвами этой междоусобной борьбы. Это только одна из версий, одна из гипотез, что он хотел передать власть именно Борису. Других версий тоже немало. Есть гипотеза, что порядок престолонаследия он не менял, но коллизия была в том, что когда Владимир умер в 1015 году, то очень забеспокоился Святополк, будущий Святополк Окаянный. Неважно, чей он сын: Ярополка, брата Владимира, или самого Владимира — это в точности не известно. Но он очень беспокоился, потому что он старший и, по идее, все должно было перейти к нему. Но против этого выступил Ярослав, и в конце концов именно он оказался победителем во всех этих междоусобицах и схватке за власть.
Фёдор Успенский, доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.
Викинг. 10 фактов из жизни князя Владимира Красное Солнышко
1. Точная дата рождения князя Владимира Святославича неизвестна. По разным данным, он появился на свет в период между 958 и 962 годами. Отцом его был князь киевский Святослав Игоревич, матерью, скорее всего, Малуша, ключница-рабыня княгини Ольги. По законам того времени сын рабыни-наложницы мог наследовать отцу-князю.
2. Великий князь Святослав распределил княжение в разных городах своих владений между сыновьями. Владимиру достался Новгород, Олегу — Овруч, а Ярополку — Киев. После гибели Святослава в 972 году между его сыновьями начался междоусобный конфликт, в результате которого Олег погиб, а Владимир бежал к варягам.
3. По законам того времени, Ярополк, погубивший Олега, считался братоубийцей, что давало Владимиру право на борьбу с ним за киевское княжение. Собрав войско наемников, Владимир Святославич в 980 году сначала возвращает себе Новгород, а затем захватывает Киев. Ярополк был убит во время переговоров наемниками брата.
4. Вопрос крещения Руси для Владимира являлся политическим. Киевский князь пытался развивать торговые связи с христианскими государствами, в первую очередь, с Византией, однако те крайне негативно относились к языческой Руси. Первоначально Владимир предпринял несколько попыток реформирования языческого культа, приближая его к единобожию. Убедившись, что такие полумеры не дают эффекта, он решился креститься сам и крестить своих подданных. Выбор византийской традиции объясняется тем, что к этому моменту из христианских государств у Руси были наиболее тесные отношения именно с Константинополем.
5. По наиболее распространенной версии, князь Владимир принял крещение в Крыму, в Корсуни (Херсонесе Таврическом), в 988 году, вместе со своей дружиной. Принятие крещения было также условием женитьбы Владимира на сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII Анне. По возвращении в Киев Владимир повелел опрокинуть языческие идолы, а подданных крестить в массовом порядке.
6. При крещении в Корсуни князь Владимир был наречен Василием, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. Также в истории он известен под народным прозвищем Владимир Красное Солнышко, а также под официальным церковным наименованием равноапостольный князь Владимир Святой.
7. До своего крещения Владимир Святославич отличался неуемной тягой к женскому полу. Он одновременно состоял в нескольких языческих браках, а также имел несколько наложниц, одной из которых являлась вдова его брата Ярополка. Всего от шести или семи различных женщин у Владимира было 13 сыновей и не менее 10 дочерей. При этом сыновей от христианской жены Анны у киевского князя не было. Есть предположение, что в этом браке родилась дочь, но достоверного подтверждения этому нет.
8. Князь Владимир Святославич, как и его предшественники, провел множество военных походов. Однако он одновременно вел и активную политическую работу. Помимо договора с императором Византии Василием II были заключены соглашения с королем Венгрии Стефаном II, королем Польши Болеславом I Храбрым, королем Чехии Болеславом II и папой римским Сильвестром II.
9. При Владимире Святославиче на Руси началась чеканка золотых и серебряных монет — «златников» и «сребреников». Образцами для них послужили византийские монеты того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и размещена надпись: «Владимѣръ на столѣ» (Владимир на престоле). На некоторых вариантах «сребреников» указано имя святого Василия, в честь которого Владимир был назван в крещении. Благодаря монетам сохранилось символическое прижизненное изображение князя Владимира как человека с небольшой бородой и длинными усами.
10. Первая каменная церковь Древней Руси — Десятинная церковь — была построена по приказу князя Владимира в 989-996 годах. Князь, правивший в то время, выделил на поддержание церкви десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. В этой церкви был похоронен и сам Владимир, и его христианская жена Анна. Судьба Десятинной церкви оказалась трагичной. Она неоднократно подвергалась разграблению во время княжеских междоусобиц, а в 1240 году была полностью разрушена войсками хана Батыя, захватившими Киев.
Открытие памятника Святому Равноапостольному князю Владимиру в Москве | Фотогалерея
© Агентство «Москва» / Зыков Кирилл © РИА Новости / Алексей Дружинин Президент РФ Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл (слева) на церемонии возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в рамках мероприятии, посвящённых Дню народного единства. © РИА Новости / Владимир Астапкович Президент РФ Владимир Путин выступает на церемонии открытия памятника. © РИА Новости / Владимир Астапкович Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступает на церемонии открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру. © РИА Новости / Михаил Климентьев Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освящает памятник. © РИА Новости / Владимир Астапкович Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин (второй справа) на церемонии открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру. © РИА Новости / Владимир Астапкович Владимир Путин, Дмитрий Медведев, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Федор Бондарчук, Сергей Собянин, президент Русского благотворительного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына. © РИА Новости / Сергей Пятаков Президент РФ Владимир Путин, патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев (слева направо) на церемонии открытия памятника святому равноапостольному князю Владимиру. © РИА Новости / Сергей Пятаков Фрагмент памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.