Содержание
- Потребительское отношение к жизни и живущим рядом людям
- Потребительское отношение к жизни или как меняется мир
- Потребителькое отношение родственников — как побороть их влияние
- Проблема потребительского отношения к жизни…
- Проблема потребительского отношения к жизни по И.Маслову (ЕГЭ по русскому)
- Портал педагога
- Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Человек и природа (+ таблица)
- Таблица
- Забота о природе
- Потребительское отношение к природе
- Влияние человека на природу
- Взаимоотношения человека и природы
- Красота природы
- Влияние природы на человека
- Роль природы в жизни человека
- Экология
- Охрана природы
Потребительское отношение к жизни и живущим рядом людям
Потребительство все глубже проникает в человечество, затрагивает такие сферы, которые по идее должны быть свободны от корысти и к тому же, многие современные люди полностью не осознают весь масштаб проблемы. Это базовые потребительские отношения, к которым все давно привыкли. Понимают, что необходимо доплачивать учителям и врачам, чтобы получить более внимательное отношение. Знают, что за качественное обслуживание в ресторане нужно оставить официанту чаевые. Однако подобное уже проникло куда глубже — во взаимоотношения между близкими людьми и не только.
Потребительское отношение к жизни или как меняется мир
Наверняка многие замечали, что надежные и длительные браки стали редкостью. Люди часто разводятся, разочаровываясь в своем «супруге». Дело простое — ищут такие люди далеко не любви, а средства для исполнения своих желаний и интересов. Человека, от которого можно получить максимум ресурсов, при этом не прикладывая усилий. И когда оказывается, что партнер не готов к подобному формату отношений, брак распадается. Людям слишком сложно постоянно преодолевать личное эго, чтобы начать удовлетворять интересы своего партнера.
Настоящие отношения строятся на взаимном доверии. Любовь с первого взгляда не обязательно должна быть обоюдной, однако именно на уважении между будущими супругами все и начинается.
Неважно, какого человек достатка, или чем он обладает. Поскольку в этом случае, отношения основаны на том, что с рядом с ним приятно и хорошо находиться.
Чтобы в полной мере оценить результаты потребительских отношений, преодолеть их, сначала надо поработать над собственной личностью, заставить себя действовать иначе.
Правила просты:
- Важно оценивать человека не по внешним факторам, вроде богатства, внешности и общей успешности. Необходимо пытаться заглянуть в его внутренний мир и увидеть, что там.
- Надо думать не только о себе и своих интересах. Нужно смотреть на родственников и друзей, помогать им в их стремлениях, даже если придется потратить некоторое количество денег и сил. Помощь в современном мире — вещь нечастая, и пусть многие люди ее не ценят, она необходима самому человеку, чтобы не оскотиниться. Также это позволяет раскрыть свои наилучшие черты.
- Отказ от участия в потребительских отношениях означает признание своего супруга полноценной, равнозначной личностью, которая не является целью для получения материальных благ.
Распознать потребительские отношения несложно. Как пример: когда человек является в отношениях средством, а деньги целью — это потребительство.
Также в качестве цели может выступать недвижимость, связи, почти что угодно. Сам человек не играет роли, только то, к чему он имеет доступ. Подобные отношения долго не продержатся, поскольку в них нет ни любви, ни взаимного уважения.
Однако существует еще один тип потребительского отношения — рабовладельческий. Это когда мужчина относится к женщине так, словно она является вещью, вроде шкафа. Он требует чистоты в доме, вкусной еды и при этом вообще не интересуется внешним видом и состоянием жены. Подобные отношения необходимо прекращать резко и решительно. Исправить подобных людей нельзя, а дальше будет только хуже.
Возможны ситуации, в которых угнетателем становится женщина. Она способна часами говорить о будущих подарках и буквально требовать их. Либо ее потребительство может выражаться в постоянном желании жить слишком роскошно, растрачивая буквально все деньги, что есть на счету. Такие ситуации также необходимо пресекать.
Не нужно бояться говорить о проблемах прямо. Однако желательно действовать тоньше. Самостоятельно ограничивать траты и взывать к голосу разума у второй половинки. Если все бесполезно, и она видит только деньги — лучше расстаться.
Потребителькое отношение родственников — как побороть их влияние
Наверняка многие встречались с братьями, дядями, тетями и прочими людьми, которые вспоминают о родственных узах только в час нужды. Им всегда необходимы только ценности (недвижимость, деньги) и больше ничего.
В этом случае их главное оружие — комплекс вины. Необходимо перестать винить себя и заниматься самокопанием после очередного отказа. Если они способны обеспечивать себя самостоятельно — нет смысла быть донором. И именно на этом надо выстраивать отношения. Не стоит резко разрывать их, но необходимо дать им понять, что пользоваться денежным ручейком они больше не смогут. Только так можно окончательно побороть их потребительское отношение, чтобы перевести его в нормальное русло.
В современную эпоху матриархальной деградации в роли спонсирующего женщину мужчины все чаще и со все возрастающей степенью выступает государство, общество. Хотя женщина вполне способна самостоятельно заработать себе на жизнь, направление притязаний женщины не меняется: получение материальных благ от внешнего мира ею, женщиной. Относительно женщины поток перераспределенных правдами и неправдами ресурсов имеет одностороннюю направленность.
Подсознательное ощущение, что весь Мир должен женщине уже на том основании, что она обладает влагалищем, тот тут, то там вылезает в поведении женщин. И, разумеется, в первую очередь ей все должен мужчина.
Спонсирование мужчинами женщин почему-то и сейчас подается как норма. Хуже всего, что значительная часть мужчин добровольно принимает на себя роль спонсоров женщин, которых не несут перед мужчинами совершенно никаких ответных обязательств или обязанностей. Только берут и ничего не отдают.
В одном интернет-обсуждении демографической проблемы и необходимых мер по увеличению рождаемости одна дама заявила: «Конечно, женщины бы с большей охотой рожали, если бы государство давало каждой женщине квартиру и хотя бы 15 тыс. рублей в месяц в качестве пособия». И тут дело не только в глупости говорящей, но в глубоком убеждении: государство ей должно. Вернее, ей, женщине, должны ВСЕ и ВСЁ.
Еще один смешной пример, который демонстрирует неадекватность женских притязаний:
Но главный спонсор женщины все-таки не государство и не общество, а именно мужчина.
“Тоже не понимаю, что мужики так зажимают свои деньги, как будто собираются их солить. Ведь мужчина но то и существует, чтобы обеспечивать свою девушку. Должен зарабатывать и отдавать все деньги женщине. Мы ведь ими всё равно лучше распоряжаемся. Мужчина должен всегда. А что хочет женщина, то хочет бог.”
В качестве обоснований подобных претензий к мужчине служит усеченный патриархальный императив: “мужчина должен обеспечивать женщину всем необходимым”. Разумеется, женщины “не помнят” остальных принципов патриархальных отношений мужчины и женщины, особенно того, что касается женских обязанностей перед мужчиной и семьей, ее подчиненности, покорности.
Итак, мужчину нужно убедить делиться ресурсами с женщиной. В идеале, с точки зрения самочного инстинкта, все ресурсы мужчины должны находиться под контролем женщины. Но мужчина — существо прагматичное (?), здравомыслящее (?) и расставаться со своими ресурсами вовсе не спешит. Следовательно, мужчину нужно убедить отдавать женщине эти ресурсы. Логика и аргументы — не сильная сторона женщины, да и какие аргументы можно привести для «вынь, да отдай»?
Весь арсенал женской хитрости по отъему ресурсов у мужчин оттачивался тысячелетиями.
Основной инструмент вымогательства и отъема материальных благ у мужчин, как и тысячи лет назад, — секс. И часто даже не сам секс, как таковой, сколько призрачное обещание его, намек на него, возможность, вероятность получения доступа мужчины к вагине. Уже на этом основании женщина считает, что мужчина ОБЯЗАН делиться “мамонтом».
Итак, что мужчина, по глубокому внутреннему убеждению большинства женщин, «обязан»:
оказывать знаки внимания (дарить цветы и мелкие подарки, говорить комплименты, подчеркивать ее, женщины, исключительность и привлекательность);
платить в ресторане, на отдыхе;
создавать атмосферу праздника, комфортной и легкой жизни;
чинить ее автомобиль, помогать в ремонте квартиры, таскать продукты, переносить тяжести и вообще, брать на себя т. н. «мужские обязанности» на основании того, что она, женщина, «слабая», а он мужчина — «сильный», а, следовательно, ОБЯЗАН. При этом сама женщина “никому и ничего не должна”;
стремиться к «серьезным отношениям», — иначе (о, ужас!), мужчина относится к женщине «потребительски», — обратите внимание на то, как женщинам легко удается одурачить простаков-мужчин при помощи этого демагогического перевертыша: если мужчина не желает быть «потребленным» женщиной — значит, он — мерзавец, эгоист и «потребитель»;
“развиваться”, т.е. зарабатывать все больше и больше “в интересах семьи”, делать карьеру;
обеспечивать женщину, в т.ч. и ее детей от прошлых браков;
Предупреждаю, что список далеко не полный, имеет свойства дополняться множеством пунктов в зависимости от текущих потребностей конкретной женщины, степени ее наглости, необузданности фантазии и претензий (“хотелок”).
Эти умозрительные притязания к мужчинам сходятся воедино в образе «настоящего мужчины», необходимость соответствия которому в нашем матриархальном обществе вбивается мальчикам еще с детства. «Настоящий мужчина» — это супербренд, гениальное женское изобретение, благодаря которому околпачены уже многие поколения простофиль. «Настоящий мужчина» — мощнейший универсальный манипулятивный инструмент женщины, это обширная тема, которой будет посвящена целая глава этой книги.
Обезличивание мужчины как следствие потребительского отношения женщины
Большинство современных женщин нашей страны относится к мужчине как к обезличенному существу.
Мужчина, жених, муж — это не конкретный индивидуум со своим характером, принципами, надеждами, убеждениями, потребностями, мыслями, он — нечто обезличенное с определенным набором характеристик и качеств. Как стиральная машина оценивается по количеству оборотов вала режима отжима, потреблению воды, весу загрузки и геометрическим размерам, так и мужчина воспринимается через определенный перечень характеристик: толщину кошелька, рост, наличие своей квартиры, размер члена, автомобиль, управляемость.
Мужчина, муж — приобретение современной женщины, от которого должен быть профит.
Отношение женщин к мужчинам как к неким неодушевленным агрегатам, автоматам, обладающим определенными «тактико-техническими характеристиками» и приносящим ей ресурсы, обнажилось до такой степени, что мужчинам только и остается удивляться степени цинизма женщин.
В одной статье-предостережении для иностранцев, желающих жениться на русской женщине, я прочел это очень точное определение отношения российской женщины: мужчина существует для нее не как СУБЪЕКТ, но как ОБЪЕКТ, он обезличен.
Обратите внимание, что многие жены обращаются к мужьям или упоминают их в разговоре не по имени, а по фамилии: Никонов, Петров, Савельев. А то и вовсе обезличено — “он”: “он мне купил”, “он уехал”, “он поменял работу”.
Проблема потребительского отношения к жизни…
Сочинение ЕГЭ:
Известный поэт, прозаик и публицист И.А. Маслов в предложенном мне тексте поднимает важную для каждого из нас проблему потребительского отношения к жизни.
Рассматривая данный вопрос, автор рассуждает о первом поколении, выросшем в «обществе потребления». Действительно, мои современники придерживаются слогана «Бери от жизни всё», не делают ничего «просто так, по велению души». С точки зрения публициста, подростки стремятся вырасти побыстрее только для того, чтобы свободно распоряжаться деньгами. И.А. Маслов видит причину подобного отношения в том, что молодое поколение воспитывают «сверстники, телевидение и улица», что и взрослые нацелены на потребление.
Позиция автора не вызывает сомнений. Публицист уверен в том, что потребительское отношение к жизни для многих является приоритетным в ущерб нравственным законам, которые утверждают ответственность каждого за происходящее вокруг и способность пожертвовать собственными интересами ради других.
Прочитав внимательно текст, я поняла, что не могу полностью согласиться с выводами И.А.Маслова. Думаю, на моих сверстников можно положиться в самые трудные моменты жизни, и если будет необходимость, то они не предадут свои веры и убеждения.
Чтобы обосновать свою точку зрения, мне хотелось бы обратиться к произведению современного автора Л. Улицкой «Дочь Бухары». В центре внимания читателя история молодой женщины, у которой была возможность стать хорошим врачом, продвинуться по карьерной лестнице. Но тяжелое испытание перечеркнуло все её планы: героиня рожает ребёнка с синдромом Дауна. Грустно наблюдать, как, не выдержав этого удара, из семьи уходит муж, а из большой и когда-то дружной семьи около Алечки остаются главная героиня и преданная Паша. Можно только восхищаться упорством, настойчивостью и оптимизмом совсем ещё юной матери, жертвующей женским счастьем, работой, кругом своего общения, здоровьем и посвящающей себя полностью дочери. Повесть Л. Улицкой не позволяет согласиться с мнением И.А. Маслова, который утверждает, что современному человеку свойственно лишь потребительское отношение к жизни.
Подтвердить свою позицию я могу примером героического подвига моего современника Евгения Родионова. Наверное, восемнадцатилетнему солдату было очень страшно находиться в чеченском плену и были мысли поддаться требованиям боевиков, снять крест и отказаться от веры. Трудно представить, насколько тяжело было вдали от дома и от родных отстаивать свои убеждения, честь и достоинство, зная, что за отказом подчиниться последует смерть. Думая о подвиге Евгения Родионова, осознаешь, как похожи мои сверстники и поколение, которое отстояло наше Отечество в 1945 году, преданностью идее, вере.
Анализируя текст известного публициста И.А. Маслова, я убедилась в том, что даже если потребительское отношение к жизни отчасти присуще моим сверстникам, оно не затрагивает нравственных основ молодого поколения.
Текст И. Маслова:
(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века,- первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (3)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (Ю)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются. (12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране. (16)У современной молодёжи немало и положительных ориентации. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство. (18)Тенденция к самореализации — знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все. (21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них — хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать. (26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.
(По И. Маслову)
Проблема потребительского отношения к жизни по И.Маслову (ЕГЭ по русскому)
Взгляды человека на жизнь бывают разными. Один равнодушен к ней, другой любит и ценит, а кто-то растрачивает ее на постоянный поиск выгоды.
Автор ставит проблему потребительского отношения молодежи к жизни.
Он акцентирует наше внимание на том, что подростки, выросшие в «обществе потребления», живут по слогану «Бери от жизни все». Они «активны, но не умеют делать что-либо просто так», не для собственной выгоды. Также Илья Маслов отмечает их хитрость и практичность, желание «свободно распоряжаться деньгами», несмотря на незнание о том, как их заработать.
Я думаю, писатель хочет сказать читателям, что подростки, относясь к жизни потребительски, не делают чего-либо по велению души, а ищут во всем выгоду. Желают поскорее заработать деньги, пользуясь своей расчетливостью.
Автор старается донести до нас, что «подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия».
Молодые люди идут на многое, чтобы начать хорошо зарабатывать. Они стремятся получить высшее образование и престижную профессию, которая принесет им большую зарплату.
Эти слова автора убедительно доказывают желание подростков извлечь для себя выгоду, используя многие ресурсы, включающие в себя учебу и работу.
Данные примеры, дополняя друг друга, глубже раскрывают проблему. Вслед за автором, читая текст, мы понимаем, что молодые люди действительно идут на многое, чтобы получить как можно больший доход.
Позиция автора выражена довольно четко. Он убежден, что молодежь берет от жизни все, относясь к ней потребительски. Не умеет делать что-либо просто так, а стремится к денежной выгоде.
Я абсолютно согласна с позицией автора и считаю, что подростки, выросшие в обществе потребления», выбирают профессии, которые обеспечат им хорошую зарплату, а не по велению души.
Безусловно, молодежь стремится получить выгоду для себя и идет для этого на многое. Ярким примером является герой из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Анатоль Курагин, который, не считаясь с кем-либо и являясь эгоистом, думает лишь о своем удовольствии, заботится о собственной выгоде. Он берет деньги в долг и не возвращает их, а его карьера продвигается благодаря отцу. Анатоля смело можно назвать человеком, готовым на все ради потребления и дохода.
В заключение хочу сказать, что подростки стремятся получить как можно большую выгоду, что показывает их потребительское отношение к жизни.
Портал педагога
Потребительское отношение людей к жизни
Человек думает, что потребляет он,
а на самом деле огонь потребления сжигает его,
давая ему скромные радости.
В.Пелевин
Мир не стоит на месте. С каждым годом всё модернизируется , а вместе с тем в обществе
появляются новые проблемы. Одна их таких-потребительское отношение людей к жизни. Эта
нравственная проблема касается как детей, так и взрослых. Насколько важно для Вас
потребление? У многих людей вся деятельность нацелена на вечное потребление. Человек
стремится иметь что-то лучше, чем у другого. Негласное правило «Бери от жизни всё» уже не
кажется таким безобидным. Люди стремятся иметь всё и даже не задумываются ,действительно
ли это им необходимо.
Подростки воспринимают взрослых как людей, готовых удовлетворить их потребности. Модель
жизни, навязанная с детства , дает понять ребенку ,что главное – наличие «всего» и это «всё»
должны дать родители . Даже посмотрев безобидный фильм про богатенького мальчика, ребенок
непроизвольно стремится иметь всё то, что есть у него. И никто не задумывается ,как же тяжело
родителям зарабатывать деньги, которые помогут удовлетворить потребности их детей. Так было
и в фильме Д.Питри «Богатенький Ричи», где главный герой только требовал от родителей всё, что
было у других и даже больше. Сам ребенок не делал ничего для ублаготворения своих нужд.
Но не только дети нацелены на иждивенство .На первое место людей встают деньги, которые
нужны , удовлетворять потребности. И самое ужасное, что для удовлетворения этой надобности
люди способны играть чувствами других и делать нелогичные вещи, как ,например, Элен
Курагина из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Эта героиня играла чувствами, плела интриги
ради того, чтобы иметь всё, чего она так хотела. Её нацеленность к иждивенству уничтожила
любые другие стремления.
Единственный плюс потребительского отношения людей к жизни в том, что человек стремится
совершенствоваться :больше знать, повышать навыки в той или иной сфере. Тем не менее, нельзя
идти на поводу у тенденции «иметь всё и сразу» ,так как она заставляет человека забывать о
действительно важных вещах.
Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Человек и природа (+ таблица)
Многомудрый Литрекон любит природу, как и создатели ЕГЭ по русскому языку. Эта проблема часто встречается в текстах, предложенных для анализа в задании 27. Поэтому важно быть во всеоружии и готовить аргументацию заранее. В данной подборке собраны все самые популярные проблемы, связанные с окружающим миром, а к ним подобраны качественные литературные аргументы. Сначала Вы увидите таблицу с произведениями для примера, а потом сами аргументы. Начнем!
Таблица
Забота о природе
- Любовь к природе стала одной из главных тем рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Герой был лесником и следил за тем, чтобы крестьяне не воровали лес. Но люди все равно ходили за деревьями, ведь заработать другим способом не могли. Многие из них нищенствовали, поэтому ненавидели лесника, который мешал им зарабатывать деньги. Крестьяне искренне не понимали, зачем Бирюк так рьяно охраняет леса? Он и сам не смог бы этого объяснить: просто честно выполнял свой долг, оберегая природу от людей. Он любил свое дело и свою чащу, где находил все, что ему нужно. Бюрюк жалел эти заповедные кущи и заботился о них, навлекая на себя неодобрение и даже осуждение всех остальных жителей.
- Забота о природе была отличительной чертой героини повести А. Куприна «Олеся». Дикарка жила в лесу и знала об окружающем мире все, поэтому была против охоты. Истребление животных внушало ей отвращение, так как она подружилась с ними и нашла способ жить в гармонии с обитателями чащи, при это получая пользу от общения с ними. Мирная жизнь в лесу научила героиню врачеванию: она знала рецепты снадобий, которые могли излечить многие болезни. Взамен Олеся помогала окружающему миру: вызволяла и подлечивала животных и птиц, подкармливала их. Ее пример доказывает, что человек и природа могут сосуществовать мирно, и именно из этой гармонии родится процветание.
- В романе Ч. Айтматова «Когда падают горы: вечная невеста» герой жертвует собой ради того, чтобы спасти снежных барсов, обреченных загонщиками на верную смерть от рук богатых туристов. Автор перепутает жизни животных и человека в один прочный узел и показывает, что они взаимосвязаны, и эта связь дарована свыше. Арсен чувствовал то же самое, что и снежный барс, на которого объявили охоту. Схожесть их характеров поражает читателя, поэтому его совершенно не удивляет то, что герой предпочел рискнуть жизнью и спасти животных, а не промолчать и получить деньги за их убийство. Человек обязан встать на защиту природы хотя бы потому, что она вступает в неравный бой с людьми и обречена на поражение, которое сулит трагическую развязку всей человеческой цивилизации.
Потребительское отношение к природе
- В романе Ч. Айтматова «Плаха» описывается локальная экологическая катастрофа, возникшая по вине людей: чтобы закрыть план по добыче мяса, охотники истребили всех сайгаков, которые были естественной пищей для волков и других хищников. Люди не подумали о пищевой цепочке, ведь их интересовала только прибыль. Волки, оставшись без еды, были вынуждены скитаться и искать новые источники пищи. Этим воспользовались браконьеры, чтобы добыть шкуры зверей, и обычные люди, чтобы обезопасить свои пастбища от их набегов. В итоге одна из волчиц, доведенная до отчаяния, украла ребенка у людей и убила его. Таковы последствия потребительского отношения к природе: она будет не только оскудевать и умирать, но и мстить за свою боль.
- В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» люди выступают равнодушным игом природы, ведь их интересует лишь дань. Судьба плодовых деревьев волнует их в последнюю очередь: каждый ищет в них то, что ему нужно. Раневская и Гаев хотят сохранить их лишь как воспоминание о чудесном прошлом, а Лопахина интересует прибыль от участков. Аня и Петя вообще безразличны к будущему сада и лишь мечтают о новом его воплощении. Поэтому единственным, кто действительно боролся за сад, стал Лопахин. Он без зазрения совести приказал вырубить вековые деревья и разделить участок на дачные угодья. Вот так пустела Россия — богатейшая страна в мире, которую безжалостно обдирали ради сиюминутной наживы.
- В антиутопии О. Хаксли «О дивный новый мир» общество будущего загнало природу под железную пяту личной выгоды. Были полностью истреблены насекомые, а процесс деторождения был заменен искусственным выращиванием людей в пробирках. Все, что было не нужно гражданам Эры Форда, было уничтожено, и теперь окружающий мир напоминал гладкий безжизненный шар, где все было подчинено строжайшему порядку. Даже сами люди при таком подходе обесценились и стали лишь набором функций, упрощённом до одних лишь рефлексов. В такой пластмассовый и изуродованный мир ведет нас потребительное отношение к окружающей среде.
Влияние человека на природу
- В пьесе А. Чехова «Дядя Ваня» прослеживается влияние человека на природу: могучие леса оскудевают, и вместо прекрасных долин, полных жизни и цвета, герои видят обветшалые кусты, болотистую почву, безотрадные просторы без деревьев и птиц. Астров с горечью замечает, что мужики вырубают лес и ничего не оставляют потомкам. Россия редеет на глазах. Все потому, что люди были очень невежественны, поэтому искали топливо только в дереве, в то время как альтернативные источники были прямо под ногами. Этот пример доказывает, что зачастую человек оказывает деструктивное влияние на природу, потребляя, но ничего не отдавая взамен.
- В. Астафьев, автор рассказа «Людочка», описал последствия индустриализации на примере маленького городка в глубинке, где заводы и предприятия превратили местную речку в особо опасную свалку отходов. Постарались и местные жители, которые сваливали туда даже трупы отжившей свое скотины. Нетрудно догадаться, что все это варево (а река действительно бурлила как кипяток) попадало в грунтовые воды и влияло на экологическую обстановку. Деревья повалились, росли кривыми и чахлыми, воздух был загрязнен, как и почва. За полвека люди превратили это место в болото, где все гибнет или влачит жалкую уродливую жизнь.
- Проблему влияния человека на природу поднял в своем творчестве А.П. Чехов. В рассказе «Крыжовник» описывается неудачная покупка Николая Ивановича, который всю жизнь мечтал об усадьбе, где можно было бы выращивать его любимые ягоды. Но ему не повезло: по соседству расположился кирпичный завод. Он не придал этому значения, а зря, ведь отходы предприятия попадали прямо в реку, а значит, и в почву. Видимо, поэтому крыжовник, выросший там, был очень кислым. Так, живописное место, которое могло бы стать идеалом героя, было отравлено промышленниками, которые совсем не заботились о безопасности завода для окружающей среды.
Взаимоотношения человека и природы
- Отношения человека и природы могут быть гармоничными, если человек научится беречь то, что имеет. Например, Олеся из одноименной повести А.И. Куприна смогла наладить контакт со всеми обитателями леса и познать секреты целебных трав и снадобий. Она не воевала с природой, а училась у нее мудрости и гуманности. Именно поэтому девушка так отличается от жителей деревни, погрязших в предрассудках, ненависти и алчности. Единение с окружающей средой помогло героине стать терпимой и отзывчивой, ведь обитатели леса нуждались в защите и понимании, как и сама Олеся. Этот пример говорит о том, что человечество может научиться жить в гармонии с природой.
- В книге В. Распутина «Прощание с Матерой» демонстрируется специфика взаимоотношений природы и человека. Старшие поколения, которые жили и работали на земле и сроднились с нею, могли разговаривать на одном языке со своей малой родиной. Они знали наперед, какая будет погода, какой урожай, какое явление указывает на изменения в климате? Ярким представителем этого поколения была Дарья Васильевна, которая не хотела покидать деревню. А вот другое поколение было городским и уже разучилось понимать язык природы: сын Дарьи и ее невестка отдалились от земли и равнодушно наблюдали за гибелью Матеры. К сожалению, с приходом технологий и урбанизации человек все чаще теряет связь с окружающей средой и переходит на сторону ее гонителей.
- Отношения с природой говорят о нашем характере, что доказывает Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Так, Николай Ростов любит и ценит природу: он охотится с большим воодушевлением и нередко остается с пейзажами один на один. Совсем не удивительно, что свое призвание он нашел в работе на земле. Будучи помещиком, он весь день проводит на своих угодьях, наблюдая за сельскохозяйственными работами и преумножая природное богатство родной страны. Николай не только берет от нее возможности поохотиться, но и отдает взамен все силы воли и ума, создающие усеянные рожью поля и ухоженные дворы со скотиной. Этот пример демонстрирует гармоничные отношения природы и человека.
Красота природы
- Художественное изображение природы мы находим в прозе И.С. Тургенева, а именно в цикле рассказов «Записки охотника». Рассказчик путешествует по глубинке России и раскрывает ее колорит на страницах книги, описывая густые леса, заливные луга, богатые пашни. Леса становятся домом и источником жизни для крестьян вроде Хоря и предметом восхищения для мечтателей вроде Калыныча. Даже крестьянские дети из рассказа «Бежин луг» с упоением глядят на ночное небо, усеянное звездами, на росистые поля, где пасутся кони, и на реку, полную туманных видений и образов. Все герои книги вдохновляются природой и заражают этим ощущением читателя, который обозревает красоты вместе с ними.
- К.Г. Паустовский описал красоту природы в произведении «Мещерская сторона». Он начал повествование с описания прекрасных пейзажей в местности, пролегающей между Владимиром и Рязанью. Красивые туманные мшары, мягкие зеленые луга, душистые стога сена, громкие крики птиц, глубокие озера — все это окружает человека на пути через Мещерский край, поражающий богатством фауны и флоры. Прелесть этих мест заключается в их дикости: люди обходят стороной многие места из-за суеверий. Но в глазах опытного путешественника такие легендарные участки имеют особую ценность. Так, автор выразил красоту своего края через описание ее характерных деталей.
- В рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки» рассказчик описывает прекрасную пору осени в поместьях его родственников. В тех краях все люди занимались земледелием, поэтому осенью они встречали плоды своих трудов — душистые и вкусные урожаи. Особенно автору запомнился навязчивый и пряный запах яблок, чуть тронутых первыми заморозками. Столь же восторженно он описывает багряные леса, шумную охоту, вечера наедине с природой. В сельской местности его душа спокойна и умиротворена, потому что именно там происходит долгожданное слияние с вечной красотой природы, которая вдохновляет человека.
Влияние природы на человека
- В рассказе В. Астафьева «Людочка» описывается воздействие природы на человека. Угнетенная промышленными выбросами и наплевательским отношением, местная экосистема влачит печальное существование, как и герои книги. Кривые и чахлые деревья, мутная и грязная река, мусор и запустение — все это отражается на эмоциональном состоянии местных жителей. Они озлоблены и угрюмы, их моральное и нравственное уродство напоминает изъяны окружающего мира. В их репликах ощущается безнадежность, как и в пейзаже. В таком мрачном и болезненном месте жизнь не может идти по-другому, потому что люди тесно связаны с окружающей средой: если она загрязнена, то и жители ощущают слой грязи где-то внутри себя.
- В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» пейзажи оказывали непосредственное влияние на героев и их эмоциональное состояние. Так, теплая ночь позволила Николаю Петровичу окунуться в воспоминания и грустные думы о сыне. Она же дала ему облегчение, скрыв его горечь. На Аркадия вид родной земли подействовал успокаивающе: он целыми днями лежал и предавался неге размышлений. Базаров черпал в природе не настроение, а материал для своих экспериментов, и все же она настраивала его на рабочий лад. Таким образом, окружающий мир оказывает на нас определенное влияние, которое неоспоримо отражается на наших поступках.
- В произведении В. Астафьева «Царь-рыба» природа играет главную роль: она напрямую решает вопросы жизни и смерти героев. Аким, нашедший в тайге больную девушку, рисковал собой, спасая ее, и боролся за выживание со всемогущей стихией холода и ветра. Мир, лишенный людей и цивилизации, жил по своим законам, определяющим поведение охотника и его пациентки. Тайга навязывала им свой режим сна и бодрствования, предоставляла лекарства и отравы, давала пищу, а взамен требовала ловкость и упорство. По ее сценарию играли свои роли все жители таежных деревень, в этом и заключается влияние природы на человека: она создала биологические часы и то незримое расписание, по которому мы живем до сих пор.
Роль природы в жизни человека
- В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» отражена роль природы в жизни простого человека, который работал на земле. Крестьянка Лиза собирала цветы на продажу и другие дары леса, чтобы прокормить семью. Поэтому она так естественна и непосредственна: ее всему научила мать-природа. В тесной связи с ней живут все крестьяне: они трудятся и живут в соответствии с законами окружающего мира. Именно в этом автор видит причину их добродетели, ведь природа учит их мудрости, которая обеспечивает ей выживание и гармоничное сосуществование разных существ. В крестьянском мире все зависело от того, как поведет себя природа, поэтому Лиза и другие герои прислушивались к ней и подсознательно повторяли ее жизненные циклы.
- В произведении М. Пришвина «Кладовая солнца» природе отводится главная роль: она выступает кормилицей детей, но в то же время представляет собой угрозу для них. Лес таит в себе не только угощения, но и испытания, которые проходит в естественном мире каждое живое существо, даже ребенок. Но крестьянские дети с молоком матери впитали законы выживания в лесу и смогли выбраться из трясины и западни матерого волка. Добытые с таким трудом ягоды они отдали детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда. Для деревенских жителей такой риск был нормальной платой за щедрые дары природы, которая может быть не только сердобольной матерью, но и злой мачехой.
- В романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» главные герои связаны с землей неразрывными узами и очень зависимы от нее. Природа играет в их жизни главную роль: она и кормит, и одевает жителей деревни. Один каприз стихии может уничтожить все их достояние, а ее щедрость — обеспечить процветание семье и всему селению. Поэтому все герои бережно относятся к доверенному им богатству: бросают все дела ради жатвы и посева, берегут урожай и работают с утра до ночи, чтобы поспеть сделать все дела по хозяйству. Поэтому казачество ассоциирует себя с Доном: река кормит и поит людей, является их артерией. Все главные персонажи книги связаны с природой и живут в гармонии с ней, потому что она и есть основа их жизни.
Экология
- В пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» поднимается проблема экологии: из-за неконтролируемой вырубки деревьев леса оскудевают, и земля превращается в болота или неживые степи, где нет места жизни. Доктор Астров выражает свое беспокойство о судьбе грядущих поколений, которым в наследство достанется мертвая и разоренная почва. Природное богатство России гибнет даже не под топором, а под невежеством народа, который берет для топлива отборную древесину, не считаясь с экосистемой региона и нуждами осиротевших животных, которые вымирают и голодают без своего дома. Люди рубят леса, не щадя, как будто им ничего не жаль — в этом трагедия России, которую губят глупость и жадность.
- Последствия равнодушия к экологии описала Т. Толстая в антиутопии «Кысь». Мир столкнулся с ядерной катастрофой, и все люди, выжившие в ужасных условиях, больше не могли продолжать свой род: те, кто родился в новых реалиях, были совершенно не похожи на родителей. Все попытки воспитать их и привить им культуру оказались тщетными. Облик человечества кардинально изменился, как и окружающий мир, изуродованный радиацией.
- В книге А. Чехова «Степь» описываются вполне реальные экологические проблемы России в конце 19 века: из-за неконтролируемого природопользования земли теряют «богатство и вдохновение». Картины сухости, запустения, мертвого марева видит читатель в книге и вместе с автором тоскует о том, как глупо расточается изобилие, данное свыше. В отличие от Егорушки, взрослые люди не замечают красоты степи и попирают ногами то, что дает им жизнь.
Охрана природы
- В книге Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» главный герой рискует своей жизнью и даже расстается с ней, пытаясь защитить своих подопечных — прекрасных, но таких уязвимых птиц. Он работает лесничим и слывет недотепой: люди высмеивают его непрактичность и оторванность от реальности. Но на самом деле Егор Полушкин — глубокая и самодостаточная личность, которая способна пожертвовать собой ради высоких целей. Охраняя лес от браконьеров и буквально заслоняя его собой, он оставляет людям своеобразное послание о необходимости беречь окружающий мир.
- В произведении И. Бунина «Суходол» раскрывается проблема недостаточной охраны окружающей среды. Автор описывает, как оскудевал чернозем из-за вырубки лесов и неправильного земледелия. Когда-то почва рождала прекрасные урожаи и была домом для многих животных и птиц, но люди из-за своего невежества разорили прекрасные края: после вырубки деревьев высохли реки, а без воды земля оказалась мертвой и зияла пустотой безжизненных оврагов. Сухая и мертвая степь раскинулась на месте плодородных нив! Таковы последствия равнодушия к экологическим проблемам.
- В книге В. Астафьева «Царь-рыба» почти все герои является браконьерами, которые только черпают ресурсы из тайги, но не дают ей ничего, кроме новых амбиций и нового грабежа. Так поступал и местный рыбак Игнатьич, ему везло на промысле. Однажды он взял на крючок огромного осетра и не захотел делить добычу, поэтому не позвал на помощь, когда рыба начала топить его и лодку. Размеры жертвы оказались такими, что борьба была неравной: вскоре Игнатьич сам стал уловом, а рыба все рвалась и тянула преследователя на дно. Рыбаку чудом удалось выжить, но после этого инцидента его мировоззрение поменялось. Этот пример говорит о том, что рано или поздно природа воздаст свое преследователям и мучителям. Но лучше не доводить до этого и охранять ее от лихих людей.