Содержание
- Зачем нужно поститься
- Зачем нужен пост?
- Зачем нужен пост?
- Можно же не поститься и быть при этом хорошим человеком?
- Как правильно поститься?
- Нужно ли поститься больным или беременным?
- Пост — это значит быть грустным?
- Что главное в посте?
- Какие бывают посты?
- Сколько надо поститься перед причастием?
- Надо ли поститься перед исповедью?
- Зачем православным поститься? Это не вредно для здоровья? В чем надо себя ограничивать? Стыдные вопросы о посте
- Зачем вообще нужен пост и все эти ограничения? Какая связь между голодом и праздником?
- Почему в пост отказываются именно от мясного, молочного и яиц? Животных жалко?
- Для современных православных пост — это что-то обязательное? Если не постишься, не допустят к причастию?
- Я слышал, что в путешествиях православным можно есть и непостное. Это что, не считается грехом?
- Говорят, что пост придумали в том числе для того, чтобы объяснить народу недостаток еды. Это так? Как появился пост?
- Правила поста придумали давным-давно. Почему мир меняется, а эти правила не меняются?
- Как постятся веганы?
- В пост можно заниматься сексом? Курить? Смотреть сериалы?
- Пост — это не вредно для здоровья?
- Почему именно пост в России стал таким модным? Постятся даже те, кто и в церковь-то не ходит.
- Как правильно поститься, назначение поста, и что дает пост
- Назначение поста
- Как правильно поститься?
- Что дает пост?
- get_post() WP 1.5.1
- Как просто и понятно объяснить невоцерковленному человеку, зачем нужен пост?
- Что такое христианский пост? Как и зачем поститься?
- «Почему мы постимся, а ты не видишь? Смиряем души свои, а ты не знаешь»? (Исайя 58:3)
- Для чего нужен пост? Что говорит о воздержании от мясной пищи современная медицина?
- Дохристианские и раннехристианские посты
- Чем полезен пост?
- Почему люди в России перестали поститься и каковы последствия отказа от христианства?
- Что говорит о посте современная медицина
- Что нужно делать в Великий пост?
- Что нельзя и что можно есть в пост
- Зачем православные постятся
Зачем нужно поститься
Архимандрит Никифор (Хоря) – настоятель Ясского монастыря во имя трех святителей и административный экзарх монастырей Ясской архиепископии (Румынская Православная Церковь).
Архимандрит Никифор (Хоря)
– Отец архимандрит, зачем нужно поститься? Какую пользу приносят нам эти труды?
– Святой апостол и евангелист Лука говорил, передавая слова Спасителя: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Таким образом, увещание поститься исходит от Самого Спасителя, а слово Спасителя для нас, христиан, – высший ориентир. Мы, жаждущие жизни вечной и истины в мире сем, должны делать слово Господа нормой своей жизни.
С одной стороны, пост для нас – это аскетический подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала над душой, не замутняла проницательность ума, духовное внимание, а с другой стороны, пост – это естественное состояние человека, когда он сочувствует страданию другого или скорбит. Когда учеников Господа нашего Иисуса Христа фарисеи укоряли за то, что не постились, они услышали от Спасителя это слово: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19–20). Сам царь Давид, когда заболел его ребенок, долго постился, желая этими лишениями выразить свое раскаяние пред Богом.
– Православный пост можно назвать самым строгим во всем христианском мире. Как объяснить тот факт, что в Православии, в отличие от других вероисповеданий, не произошло приспособления к духу времени, заметного ослабления тех подвигов, которые требуются от верующих?
– Не только в том, что касается поста, но и во всем богослужебном цикле Православная Церковь не проводила аджорнаменто; она не стала приспосабливаться к изменениям, произошедшим с человеком, не последовала за модой времени – но сохранила унаследованные ею истинные ориентиры как сокровище. На подобный вопрос отец Галериу отвечал, что и пшеница, этот основной продукт питания, уже так стара, но, тем не менее, никогда не обесценится, ибо всегда будет хлебом насущным для человека. Все наследие, принятое нами от святых отцов, вся наша традиция – это сокровище, и мы его, надеемся, не лишимся.
Человеческая немощь может послужить причиной для индивидуальных послаблений в посте при известных условиях – например, в случае болезни, беременности, но ее ни в коем случае нельзя возводить в норму, потому что человек, в какое бы время он ни жил, нуждается в строгом исполнении всех тех подвигов, о которых Церковь учит, что они и есть та самая жизнь, полная смысла, взыскуемая нами. А Церковь не делала послаблений в посте потому, что в этом не было необходимости. Если бы, например, в каких-нибудь краях или при определенных жизненных условиях не было другой еды, кроме яиц и брынзы, то Церковь непременно разрешила бы употреблять их в пост.
Пост, который соблюдается в нашей Церкви, не вредит, но, напротив, оживляет душу и прибавляет здоровья телу.
– С одной особенностью все чаще сталкиваешься в последние годы, и вас, ваше преподобие, уже, вероятно, спрашивали об этом: не теряет ли пост своего истинного смысла, если мы употребляем специальные так называемые «постные продукты», продающиеся в магазинах? Например, постный паштет, постную колбасу…
– Сегодня у нас много всяких «помощников», но при этом перед нами встают все новые и новые проблемы, и мы оказываемся более занятыми, чем люди минувших времен. Деревенская хозяйка, у которой нередко было еще и по семь-восемь детей, все же успевала заготовить все необходимое для поста. Это была часть ее домашних обязанностей, и так она выражала свою любовь и к семье, и к христианскому учению. Сегодня же, особенно в городах, очень часто и муж, и жена заняты сверх всякой меры и совершенно измотаны этой ежедневной сутолокой дел.
Возвращаясь к заданному вопросу: если мы, например, едим соевый паштет, приготовленный без всяких искусственных добавок и специй, или соевое молоко, чтобы восполнить количество белков в период поста, то это не значит, что мы не почитаем и не ценим поста. Ведь можно, в конце концов, и картофелем или капустой объедаться и есть их с такой жадностью, что тут не будет ничего общего с идеей поста, а можно съесть немного соевого паштета на завтрак, и это более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином, к примеру.
– Некоторые говорят: «Я не пощусь, потому что боюсь заболеть от этого» – или: «Я не смогу работать весь день, если стану поститься».
– Есть в «Добротолюбии» одно место – у аввы Иоанна Карпафского, – где говорится следующее: «Слышал я некоторых братий, постоянно болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих их».
Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры каждого. По мере того как человек углубляет в себе молитву и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).
Если я пощусь, но не погружаюсь в слово Божие, если я мало молюсь, то, конечно, я ослабею, ведь у меня не будет достаточной веры, и в какой-то момент я почувствую себя беспомощным и испугаюсь. Сегодня многие из нас, исполненные немощей и жалости к себе, были бы готовы отступиться от поста, если бы можно было. У меня самого однажды был случай, когда дорогие мне люди, придя на исповедь, попросили: «Батюшка, благословите поститься только на первой и последней седмице, мы так постились всю жизнь». Я ответил им: «Очень хорошо, но если вы так постились всю жизнь, значит, вы не знаете, сможете ли вы выдержать весь пост. Так попробуйте же выдержать его, посмотрим, получится у вас или нет. Зачем исполнять заповедь о посте наполовину?»
Между делом объяснил им, что значит пост, зачем мы постимся и каковы плоды нашего пощения. Усвоив всё хорошенько, эти люди стали убежденными постниками и потом признавались мне, что не только выдержали весь пост, но даже старались, по возможности, добавить себе строгости. Так что лишь поняв смысл тех усилий, которые мы призваны приложить ради себя самих, а не ради кого-нибудь другого, мы обретем силу устоять перед искушениями нарушить пост.
Я знаю людей, у которых очень тяжелая физическая работа, и живут они в крайней нужде, но посты соблюдают строго, как монахи. Это нам пример того, что ищущим Бог подает силу, намного большую, чем мы можем представить себе. Люди, которые молятся, исповедуются, причащаются, обретают крепость в Теле и Крови Господней – этих истинной пище и истинном питье.
– Если члены одной семьи пост воспринимают по-разному, особенно когда один из супругов постится, а другой нет, то как сделать, чтобы это не сказалось на отношениях между супругами, например?
– Мужу, жене и вообще любому постящемуся, прежде всего, следует проводить пост в кротости, в душевной красоте, не изводя ворчанием другого и не ограничивая его. Рано или поздно тот увидит подвиг постящегося, и, может, наступит такой момент, когда он сам захочет поститься. А первый будет молиться о нем, и так исполнится слово, сказанное святым апостолом Павлом, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14). То же самое относится и к любому другому члену семьи. <…>
Архимандрит Никифор (Хоря)
– Некоторые спрашивают: как вынести насмешки и презрение коллег в ситуациях, когда на рабочем месте устраивают какие-нибудь мероприятия в постные дни?
– Такому человеку следовало бы понять, что в подобных ситуациях преимущество на его стороне. Люди привыкли «солидаризироваться», когда дело касается шуток, иронии и всего того, что способно ранить душу. Но наша твердость, в которой мы будем стоять непреклонно, покажет другим, что мы – люди, верящие в то, что делаем, и делающие то, во что верим. А если немного поскрести тех, кто смеется над тобой, то увидишь, что у них тоже есть какая-то вера, только они не следуют ей. Так кто же больше достоин иронии и жалости? Верящий до конца или верящий только когда гром грянет?
Очень важно исповедовать свою веру твердо, потому что наш пост – это не просто наше частное дело: в посте я сопряжен со всеми чадами Церкви, которые постятся. Я пребываю в послушании Церкви, в исповедании своей веры, а отходить от своей веры, совершая такой, казалось бы, малый поступок, – это уже отречение.
Даже если я куда-нибудь пойду, к коллегам по работе или друзьям, к примеру, и там на меня будут смотреть как на чудака, потому что я пощусь, все-таки обязательно наступит такой момент, когда, попав в какую-нибудь кризисную ситуацию, те же самые коллеги или друзья скажут обо мне: «Вот он – человек действительно верующий, он последователен в своей вере до конца. С ним надо посоветоваться, надо попросить его помощи».
Ведь люди не могут до бесконечности стоять на лжи. С одной стороны, они могут отвергать то, что ставит перед ними ограничения, но с другой – ценят твердо стоящих за свою веру в Бога, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, мы не можем быть теплохладными. Ситуации, когда на нас смотрят с насмешкой и презрением, – это проверка того, способны мы или не способны исповедовать свою веру.
Зачем нужен пост?
Стихира (церковное песнопение) говорит о посте: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение — пост истинный есть, и благоприятный». Пост — не диета, и воздержание от определенных видов пищи — не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь. В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес.
Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост — Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.
Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4:19) уже начинают заглушать в нем слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в воспоминание о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи. В древней Церкви это воздержание имело и благотворительное значение — сэкономленные за счет отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на помощь нуждающимся.
Пост также выступает свидетельством духовной природы человека — в отличие от животного, которое всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет добраться. Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы слышим, что человек — это не более чем «усовершенствованное животное». Религиозный пост — простейший способ показать, что это не так. В нашей биологической природе — стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту, но мы можем решить, что духовные цели важнее, и поставить свою животную природу на место. Поэтому пост — древнейшая религиозная практика, широко распространенная и в языческом мире.
Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело — темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда избавиться. Для христианина тело — это, как сказал один подвижник, «брат осёл», то есть нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел на нас.
Пост помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — слову Божию. Однако важно отметить, что в посте всем, а особенно людям, недавно вошедшим в церковную жизнь, следует проявлять рассудительность и умеренность, чтобы не нанести вреда своему здоровью — душевному и телесному.
Зачем нужен пост? Как правильно поститься? Когда надо поститься и какие бывают посты? Рассказываем самое главное, что надо знать о православных постах и постных днях.
Зачем нужен пост?
Пост — это воздержание. У поста могут быть разные формы: многодневный пост (например, Великий или Рождественский, которые длятся дольше месяца); однодневный (среда и пятница большинства недель, когда православные также стараются поститься) или пост-подготовительный (например, три дня перед Причастием).
Все посты объединены одной целью и только ради нее существуют: ограничить человека в телесном, чтобы помочь ему в духовном. Иными словами, пост это не цель (поменьше есть, поменьше смотреть фильмов), а помощник человеку — сосредоточиться на внутренней жизни. Вот, зачем нужен пост.
Молитва, созерцание внутренней тишины, попытки обрести эту тишину: чем больше вокруг отвлекающих факторов, тем сложнее человеку соприкоснуться с этим духовным миром.
Можно же не поститься и быть при этом хорошим человеком?
Православие не говорит, что главная цель жизни — это быть хорошим человеком. Достойные человеческие качества — это само собой разумеющееся, и чтобы быть хорошим человеком можно и не быть христианином.
Истинная и самая глубокая цель человека — стяжать Благодать Духа Святого, обрести мир в Духе Святом, соединиться душой и духом со Христом, и утвердить в себе Любовь Христову, которая выше любой любви человеческой — даже материнской или супружеской.
Пост в христианстве — это помощник в достижении этой Благой цели. Пост — это дни (или недели), в течение которых человек осознанно принимает решение: по своим силам и возможностям отвлечься от жизни тела. Отвлечься от жизни суетного мира и поместить свой ум в мысли о Боге — чтобы сосредоточиться на духовном. Потому что земная природа человека, к сожалению, такова: без внешних ограничений мы сосредотачиваться на духовной жизни всецело не умеем. Даже святые не могли!
Вот, зачем нужен пост…
Как правильно поститься?
С одной стороны, все просто. Правильно поститься — это соблюдать все установленные Православной Церковью нормы. Например, если говорить о еде, то Великий Пост — это запрет на любую молочную, рыбную или мясную продукцию. А в Рождественский Пост рыбу можно.
Или если говорить о развлечениях, то подразумевается, что человек старается в пост — или хотя бы в самые строгие дни его (например, в Страстную Седмицу перед Пасхой), — не ходить на увеселительные мероприятия: кино, вечеринки, праздники.
С другой стороны, священники часто говорят о том, что помня и чтя внешние установки, нужно не забывать о сути поста: воспитании в себе человека Вечного, который живет Духом и Любовью. И с этой точки зрения, правильно поститься это означает не всегда соблюдать все нормы буквально, а ограничивать себя по силам — в тех привычках, в которых тело действительно берет власть над человеком.
(Есть известная притча про мытаря и фарисея. Фарисей был великий аскет и постник, соблюдал все правила, но гордился и восхвалялся этим, а потому цена его посту была «ноль»)
Пост — это воспитания в себе Любви.
Известное изречение в христианстве: «Лучше есть в пост мясо, чем есть близких». Это напоминание о том, что нет никакого смысла в посте внешнем, если при этом человек продолжает озлобляться на тех, с кем живет под одним кровом и не поступает с ними по Любви.
Поэтому иной раз батюшки благословляют семьи на «необычную» форму поста: когда видя сложности в отношения супругов — разрешают им есть мясо, а пост для них — ни разу не поругаться друг с другом, и в спорных ситуация всегда уступать. Потому что так поститься — правильнее, чем блюсти букву, не есть рыбу-мясо, забывая при этом о Духе.
Очень проникновенные слова про суть и дух поста есть в книге пророка Исаии:
«Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме и мрак твой будет как полдень».
Нужно ли поститься больным или беременным?
Пост нужно соизмерять со своими силами и здоровьем. Больным, немощным или просто начинающим — священники разрешают смягчать пост. Например, перед Рождеством строго поститься не все 40 дней, а только в среды и пятницы его. Потому что нет никакого смысла в посте, если он не помогает человеку соединиться с Богом, а только раскачивает его по жизни и портит здоровье.
Известна история, когда один из самых строгих аскетов святой горы Афон — старец Иосиф Исихаст, — даже велел своему ученику Ефрему Филофейскому съедать в день по кусочку мяса — потому что тот был слаб здоровьем, а подвигов в их жизни и так было достаточно. И это в монастыре: где мясо не едят даже в «простые» дни!
Братия старца Иосифа Исихаста. Ефрем Филофейский, которому было благословено есть мясо — второй слева.
«Пост для человека, а не человек для поста». У каждого человека на земле — свои силы, свое разумение, свои этапы духовного пути. Поэтому, например, на вопрос: надо ли строго поститься беременным — почти всегда ответ «нет»: беременным, конечно же, можно и нужно делать поблажки. Мать сама знает, что нужно для ее здоровьея и здоровья ее плода.
В любом случае, строгость поста рекомендуется согласовывать со священником. Он будет помощником и советником в том, как лучше настроить себя на пост, и как лучше в вашей ситуации поститься. Как не взять подвиг, который не по силам, или наборот — не пойти на поводу собственных слабостей.
Пост — это значит быть грустным?
Пост — время строгости, сосредоточения, но никак не уныния.
В одной из своих проповедей Иисус Христос прямо сказал об этом: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» И продолжает: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое»
(обе цитаты — из 6 главы Евангелия от Матфея)
Фото: grees-is.com
Что главное в посте?
В общем, отвечая на вопрос «что главное в посте», можно сказать так:
В православном посте главное:
- Помнить, что пост — это не цель сама по себе, а — «инструмент» в достижении более благой и Святой Цели: жить жизнью Духа, быть со Христом и стяжать Благодать Духа Святого.
- Помнить, что степень и трудность воздержания нужно соизмерять со своими силами и ситуацией.
- Строгость поста стараться согласовывать со священником. Потому что как духовная жизнь каждого человека индивидуальна, так индивидуальны и все стороны его духовной жизни. Что одному — спасение, то другому может быть вред.
- Говоря о послаблениях, нужно помнить, что пост может принимать разные формы ограничений, но не должен пропадать совсем. То есть, если Великий или Рождественский Посты — то хотя бы в какой-то форме, но пост должен быть. Как минимум — в форме «не ругаться с близкими и в любом возникающем случае поступать с ними по любви»
Преподобный Паисий Святогорец кормит птичку.
Какие бывают посты?
Посты разделяются по продолжительности, строгости и — «поводам», по которым они держатся.
Есть четыре продолжительных поста:
- Рождественский Пост — 40 дней перед Рождеством (с 28 ноября по 6 января включительно). В плане еды, в этот пост благословляется есть рыбу, но нужно ограничивать себя в молочном и мясном. Этот пост подготавливает христианина к празднованию Великого праздника Рождества Христова.
- Великий Пост — 40 дней + 7 дней Страстной Седмицы перед Пасхой. Это самый строгий пост. В идеале — только растительная пища. Этот продолжительный пост готовит христианина к самому главному и светлому Празднику — Празднику Великой Пасхи.
- Петровский пост. Он завершается 12 июля, в день Петра и Павла, а продолжительно его зависит от того, когда в этот год была Пасха. Минимальная длина этого поста может составлять 8 дней, максимальная — 42. Это не самый строгий пост. В Петровский пост христиане стараются воздерживаться от молока и мяса, а от рыбы — только в среду и пятницу.
- Успенский Пост — две недели с 14 по 27 августа, до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Строгость поста — по возможности такая же, как и в Великий Пост.
Кроме того, в христианской традиции принято поститься в среду и пятницу: как напоминание о двух трагических днях в жизни нашего Спасителя Иисуса Христа: среде, когда Его предал Иуда, и пятнице — когда Его распяли. (Не считая тех случаев, когда на среду и пятницу выпадают большие Церковные Праздники, а также, например, в Светлую Седмицу — семь дней после Пасхи. Поститься в такие среды и пятницы — грех.)
Кроме того, Церковь обязует поститься перед Причастием.
Сколько надо поститься перед причастием?
Церковь определяет этот срок тремя днями — именно столько нужно поститься перед причастием. Считается, что, по возможности, это должен быть строгий пост. Он касается не только еды (не есть мясо, рыбу, молочные продукты), но и остальных сторон жизни человека: уход от развлечений, отказ от супружеской близости.
Цель поста перед причастием такая же, как и у любого поста: сосредоточить внимание человека на внутренней жизни. Но не только в этом. Пост перед причастием — это еще и «обязательный подвиг», которое поможет правильно настроить человека на это Таинство.
Причастие — главное Таинство в жизни Христианина: это момент его необъяснимого соединения с Богом, здесь — на Земле. Это Святой момент и отношение к нему должно быть соответствующим. Причастие — это не доблесть и не достижение, а — Дар Господень и Чудо, которое происходит с нами здесь и сейчас. Три дня поста помогают человеку помнить об этом.
Как правило, для глубоко воцерковленных и подвижников — пост перед Причастием был даже не правилом — а нечто само собой очевидным: прийти к Чаше готовым, держа ум во внутреннем, а не во внешнем.
(К слову: подготовка к Причастию заключается не только в посте и ограничениях, но и чтении специальных молитв. Христиане вычитывают перед Причастием Последование ко святому Причащению, а также три канона — покаянный канон Иисусу Христу, Канон Божией Матери и Канон Ангелу Хранителю. Все эти молитвы есть в каждом молитвослове).
Надо ли поститься перед исповедью?
Нет, поститься перед исповедью не нужно.
Другое дело, исповедь часто происходит перед причастием — прямо перед ним или накануне — поэтому и получается, что перед исповедью у человека несколько постных дней.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
И еще в Фейсбуке!
Зачем православным поститься? Это не вредно для здоровья? В чем надо себя ограничивать? Стыдные вопросы о посте
Обед в трапезной мужского монастыря в Рязанской области во время Великого поста Александр Рюмин / ТАСС / Vida Press
19 февраля у православных начинается Великий пост, который продлится до 7 апреля. В современной России сложно не заметить этот период: чуть ли не в каждом кафе появляется постное меню, а в некоторых магазинах — целые постные отделы. «Медуза» попросила ответить на простые вопросы о посте архимандрита Кирилла (Говоруна), профессора университета Лойола-Мэримаунт в Лос-Анджелесе.
Зачем вообще нужен пост и все эти ограничения? Какая связь между голодом и праздником?
Идея религиозного поста основана на двух предпосылках. Первая, что человек — это не только тело, но и душа; и реальность души такая же, как реальность тела. Вторая, что душа и тело тесно связаны между собой, так что происходящее с душой отражается на теле, и наоборот. На этих же предпосылках, кстати, основывалась идея спорта в классической античности: атлеты занимались им не столько чтобы продемонстрировать результаты и обойти конкурентов, сколько с целью приобрести нравственные навыки, которые позволили бы им стать лучше как личности. Современному человеку часто непонятен пост, потому что душа для него — это метафора, а тело существует как самодостаточная ценность. Кстати, по тем же причинам и современная идея спорта отличается от античного оригинала. Ну а связь между голодом и праздником прямая: только человек, который существенно ограничивал себя в еде в течение нескольких недель, знает, насколько полной бывает радость от праздника, в который наконец можно разговеться (то есть съесть непостной еды). В такой праздник радуются и душа и тело, и становится очевидным, насколько они связаны друг с другом.
Почему в пост отказываются именно от мясного, молочного и яиц? Животных жалко?
Возможно, что и из таких соображений, но не только. В древности еда животного происхождения считалась большей роскошью, чем растительная, поэтому от нее и отказывались в пост. Кстати, было время, когда птица и рыба относились к одной категории постной еды, потому что, согласно библейскому повествованию, они были сотворены в один день.
Для современных православных пост — это что-то обязательное? Если не постишься, не допустят к причастию?
Все без исключения религиозные традиции предполагают самоограничения в еде и других телесных нуждах и радостях. Пост — это условие необходимое, но недостаточное для принадлежности той или иной традиции. Совместный пост в Церкви усиливает чувство общности и солидарности. В XIX веке в России жил известный философ и богослов Алексей Хомяков. В отличие от многих своих образованных современников, он тщательно соблюдал все православные посты. По его словам, это усиливало его чувство причастности ко всему народу, который также постился. Он еще называл это чувство соборностью. Но одно только соблюдение поста еще не делает человека частью Церкви. Для этого также необходимы вера, дела милосердия, участие в таинствах — прежде всего евхаристии (причащении). Хотя к причастию, конечно, могут допустить и без поста — например, если вы болеете. Этот вопрос всегда решается индивидуально.
Я слышал, что в путешествиях православным можно есть и непостное. Это что, не считается грехом?
Действительно, есть древнее предписание, что путешествующий человек может не поститься. Это предписание было связано с тем, что путешествие в древности было целым приключением, и найти в дороге постную еду было совсем непросто. В наше время эта проблема легко решается и поститься путешествующим можно без проблем. Тем не менее, многие и сейчас пользуются этим древним предписанием и немного расслабляются в дороге.
Александр Рюмин / ТАСС / Scanpix / LETA
Говорят, что пост придумали в том числе для того, чтобы объяснить народу недостаток еды. Это так? Как появился пост?
Пост — неотъемлемая часть человеческой истории еще с тех времен, когда исторических записей не велось. А когда они появились, то человечество уже постилось. Так, древнейшие библейские книги говорят о посте как о явлении уже известном и понятном для ближневосточных народов. Поэтому нет исторических свидетельств, что пост кто-то придумал. Не существует религиозной традиции, которой была бы незнакома идея поста как добровольного ограничения в еде и других телесных потребностях. Это связано с тем, что все религиозные традиции сходятся в том, что человек — это не только тело, но и душа, которая чувствует себя лучше, когда тело ограничено в своих потребностях. И эти ограничения должны быть добровольными. Проще говоря, пост — это не когда недостаток еды, а когда ее хватает, но человек усилием свободной воли отказывается от нее.
Правила поста придумали давным-давно. Почему мир меняется, а эти правила не меняются?
На самом деле правила меняются — даже на памяти одного поколения. Тем более в масштабах столетий и культур. Например, в первые века христианства практиковался пост как полный отказ от еды до захода солнца. Сейчас эта практика осталась в исламе в течение месяца Рамадан. А христианство между тем перешло к обновленному формату поста — когда едят и днем, но ограничивают себя в том, что едят. В раннем христианстве не было некоторых постов, которые существуют сейчас. Так, в более позднее время появились все длительные посты кроме Великого перед Пасхой (Рождественский, Петров и Успенский посты).
Даже в современном православии традиции поста отличаются в зависимости от страны. Изначально нормы поста прописывались для условий Средиземноморья. И сейчас правила поста в том регионе несколько отличаются от правил в северных широтах. Так, например, в Греции есть обычай начинать Великий пост полным воздержанием от еды в течение первых трех дней. Далеко не все, но многие практикуют такой обычай. А вот в Эфиопии, которая тоже представляет древнюю восточно-христианскую традицию, пост вообще суров. В целом количество постных дней там доходит до 250 в году. Причем дольше всех постятся священники. У нас наоборот, священники постятся меньше, потому что как правило не говеют перед каждой литургией, как миряне.
Как постятся веганы?
Если ежедневная диета человека и так напоминает строгий пост, это не означает, что он не может поститься — ведь пост это не только диета. В принципе это может быть любое самоограничение: в активности, развлечениях, комфорте и даже сне.
В пост можно заниматься сексом? Курить? Смотреть сериалы?
Пост предполагает воздержание от супружеской жизни. Однако поскольку такая жизнь — дело не индивидуальное, а предполагает участие двух человек, то оба должны быть согласны на воздержание. Курение вредно для здоровья и в пост, и не в пост. Поэтому Церковь против курения в любое время года. А что касается сериалов и прочих развлечений, то многие в наше время в пост перестают смотреть телевизор или сериалы, а также уходят на этот период из социальных сетей. Впрочем, общих правил на этот счет нет, и подобные казуистические вопросы каждый решает для себя индивидуально с духовником или священником на исповеди.
Пост — это не вредно для здоровья?
Лучше об этом спросить у врачей, хотя их мнения по этому поводу разнятся. С религиозной точки зрения, которая предполагает наличие у человека не только тела, но и души, — пост однозначно полезен для человеческого естества в его психосоматической целостности. Если человеку нельзя соблюдать строгий пост по состоянию здоровья, это никак не осуждается Церковью.
Дарья Саркисян, медицинский редактор «Медузы»: Есть достаточно много исследований, насколько православный пост может быть вредным или, наоборот, полезным для здоровья. Общий вывод, который делают авторы систематического обзора, примерно такой: человек употребляет меньше калорий, изменяются некоторые жизненные показатели (артериальное давление, уровень холестерина), но какой эффект это имеет на развитие заболеваний, пока непонятно. А что касается вреда — во время поста люди употребляют меньше некоторых витаминов (D и B12) и минералов (в основном, кальция), что теоретически может вылиться в дефицит. Так что нужен индивидуальный подход.
Почему именно пост в России стал таким модным? Постятся даже те, кто и в церковь-то не ходит.
Возможно, мода на пост стала реакцией на новую культуру потребления. Во многом эта реакция инстинктивная, не обусловленная предписаниями какой-то конкретной религиозной традиции. Люди чувствуют, что для комфортного существования им нужно не только много еды и прочих радостей жизни, но и ограничения в них. Поэтому и возникает запрос на пост.
- Напишите нам
Как правильно поститься, назначение поста, и что дает пост
Как правильно поститься, назначение поста, и что дает пост при надлежащем его исполнении? Вот об этом я хочу поделиться с тобой, дорогой читатель, основываясь на собственном многолетнем опыте.
Назначение поста
Бытует неправильное мнение в мире о назначении поста, а именно: многие считают пост необходимым лишь для оздоровления и очищения своего физического тела или для получения стройной фигуры. Но назначение поста гораздо глубже. Учитывая то, что человек представляет собой тройственную натуру (дух, душа, тело), то воздействие правильного поста должно вызвать изменения во всех составляющих человеческого естества — в духе, душе и теле. Библия основной приоритет во время поста предоставляет изменениям в духовной сфере:
5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
(Исаия 58:5-8)
Из этого отрывка видно, что основное назначение поста — это духовное изменение человека, а исцеление — только приложение к этому. Вот это и есть самое главное и требует абсолютного исполнения. В этом послушание Богу.
Но в данной статье я хочу больше рассказать о самом процессе входа в пост и выхода из него.
В своей жизни я много раз применял пост для различных целей. Первый пост в течении 15 суток я применил для лечения язвенной болезни желудка в 1972 году, будучи еще неверующим человеком и не знающим истинного назначения поста. Это называлось лечебным голоданием по методике профессора Николаева. .
Пост с полным отказом от пищи проходил под контролем врачей с фиксированием всех физиологических изменений в организме: пульса, давления, температуры тела и так далее. За все время поста при моем весе 62 кг я потерял 10,5 кг. При постепенном грамотном выходе из поста в течение 15 суток восполнил свой вес до 66 кг. В результате я получил временную свободу от язвенной болезни желудка на 1,5 года. Позднее симптомы вернулись. Полное избавление от болезни я приобрел только в 1996 году, будучи уже верующим человеком. Сила Божья полностью и навсегда избавила меня от этого заболевания, о чем я уже свидетельствовал в статье «О Божественном исцелении».
Что происходит во время поста в нашем организме?
Во время длительного 15 дневного поста у меня происходили следующие изменения: снижение температуры тела до 35,9 градусов Цельсия. Понижение давления с обычного 80/120 на 60/90. Снижение пульса до 48-55 ударов в секунду. Где-то на седьмые сутки поста, плюс-минус два дня, наступает так называемый ацидотический криз (выделение повышенного количества ацетона из крови), что проявляется в некоторой нехватке кислорода, ощущении физической слабости, запаха ацетона изо рта, повышении температуры. На следующий день эти симптомы исчезают, происходит, как бы перерождение организма, самочувствие прекрасное, полное отсутствие желания пищи, даже отвращение от ее запахов. Ощущение какой-то внутренней свободы и эйфории. Начинается процесс очищения организма от различных шлаков, накопившихся с годами в нашей телесной храмине. Организм начинает интенсивно пожирать все больное и не нужное ему. Это больные клетки, излишки углеводов, жировые отложения. Идет изумительная перестройка внутри нас. Организм мудро распределяет энергию по всем участкам тела, отводя самым важным органам — мозгу и сердцу — основной приоритет. Бог изумительно устроил наше тело, вложив в него чудесную программу саморегуляции!
Как правильно поститься?
Во время поста по методике профессора Николаева () я применял ежедневно давящий массаж, горячий душ, очистительные клизмы, длительные прогулки до 10-12 км на свежем воздухе. Пил только чистую воду не менее 1,5-2 литра в сутки для качественного вывода шлаков из организма. Иногда применял боржоми для улучшения щелочного состава крови.
Очень важно занимать свой ум только положительной и конструктивной информацией, не несущей в себе никаких негативных эмоций.
Внимание! Учитывая повышенную восприимчивость человека к проявлениям духовного мира во время проведения поста, необходимо исключить полностью всякий род умственных занятий, связанный с оккультными практиками, потому что это может принести непоправимый вред душе человека. В это время душа человека — это открытые двери для вторжения различных духовных сущностей в наш дом. Вспомните, как во время 40 дневного поста дьявол искушал самого Господа Иисуса Христа в пустыне. Лучший способ оградить себя от всякого негативного воздействия извне — это чтение Библии и творение молитв.
Как правильно выходить из поста?
Многие люди, в том числе и христиане, часто безответственно подходят к вопросу проведения поста. Попостившись, к примеру, несколько суток, на следующий день жадно набрасываются на всякую пищу, как бы наверстывая упущенное. В оправдание говорят, что Господь не дал конкретных указаний по выполнению поста. А мудрость для чего? Бог отдал вопрос проведения поста на откуп людей. Разработаны научные методики проведения лечебного голодания. Ведь давно известно из жизненного опыта, что если человек длительное время голодал, то такого изможденного человека начинают кормить малыми дозами, чтобы не случился заворот кишок. Из медицинских исследований известно, что если человеку, пробывшему в посте 15 и более дней дать совсем немного белковой пищи (мясо, яйца), то это может привести к летальному исходу, так как для такого человека такая пища становится ядом, наподобие яда змеи.
Выход из глубокого поста в первые дни должен производиться осторожно с приемом легко усваиваемой пищи: разбавленные соки, кефир (по 100 грамм пять раз в день). Хлеб и винегреты — где-то после 4-5 суток восстановления. До конца восстановительного периода (количество дней восстановления равно количеству дней поста) исключается всякая белковая пища. Во все должна быть разумная постепенность.
Что дает пост?
Первый опыт поста, приобретенный мною в 1972 году, дал мне многое. Я научился правильно входить в пост и выходить из него, получая при этом максимальную пользу для всего организма.
В дальнейшем, уже будучи верующим человеком, я применял пост различной длительности — от 3 до 21 дня — для различных духовных целей. Предварительно я начинал заранее молиться Богу, чтобы Он укрепил меня во время поста и дал то, для чего предназначался пост.
Что же дает нам правильно выполненный пост?
* Очищение и исцеление физического тела
* Обновление всей имунной системы
» Улучшение эмоционального и умственного состояния (радостное восприятие мира, улучшение памяти)
* Раскрытие дремлющих в человеке творческих способностей (поэзия, музыка, живопись, драматургия, зодчество, новые блистательные идеи и т.д.)
* Раскрытие духовного видения и обострение интуиции
И в заключение хочу сказать: пост — это чудесный инструмент, данный нам Богом для разумного применения в целях нашего духовного и физического обновления. Главное: не забывать, что пост при не правильном применении может нанести больше вреда, чем пользы. Поэтому настоятельно рекомендую практиковать пост только в сопровождении молитв и чтении Священного Писания. Тогда все будет во благо. Да благословит вас Господь.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте
Всего доброго. С уважением, Вячеслав Ерогов
get_post() WP 1.5.1
Получает данные текущей или указанной записи (поста). Указывать нужно ID записи, иначе функция вернет текущую запись. Возвращает объект WP_Post.
Тип записи может быть любой: вложение, пост, страница, произвольный тип записи. Если запись не указана, функция получит текущую запись соответствующую глобальной переменной $post.
Не путайте с функцией get_posts(), которая получает данные нескольких записей.
Является основой для: get_page_uri(), wp_get_post_revision(), get_page_template_slug(), get_the_ID(), comments_open(), wp_get_single_post(), get_post_type(), get_post_status(), get_post_mime_type(), get_post_ancestors() Работает на основе: WP_Post::get_instance() ✈ 1 раз = 0.000879с = медленно | 50000 раз = 0.25с = очень быстро | PHP 7.2.5, WP 5.0.1
Хуков нет.
Возвращает
WP_Post/array/null. Объект WP_Post, если удалось получить запись и null, при неудаче.
Использование
$post = get_post( $id, $output, $filter ); $id(число/WP_Post/null) ID поста, данные которого нужно получить.
По умолчанию: null (global $post) $output(строка)
Флаг обозначающий в каком виде вернуть данные, может быть:
- OBJECT — данные вернутся в виде объекта
- ARRAY_A — данные вернутся в виде ассоциативного массива
- ARRAY_N — данные вернутся в виде простого массива (без ключей)
По умолчанию: OBJECT
$filter(строка) Как фильтровать пост. Смотрите описание функции sanitize_post_field() для полного списка значений. Может быть: ‘raw’, ‘edit’, ‘db’, или ‘display’.
По умолчанию: raw
Примеры
Получаем данные поста с идентификатором 7 и получаем заголовок записи:
$post_id_7 = get_post( 7 ); $title = $post_id_7->post_title;
Получаем данные поста 7 в виде ассоциативного массива и «вытаскиваем» заголовок из массива:
$post_id_7 = get_post( 7, ARRAY_A); $title = $post_id_7;
Возвращаемые данные
ID(число) Идентификатор записи. post_author(число) Идентификатор автора записи. post_date(строка) Дата записи в формате YYYY-MM-DD HH:MM:SS (с учетом исправления времени). post_date_gmt(строка) Дата записи в формате YYYY-MM-DD HH:MM:SS (время по Гринвичу (GMT)). post_content(строка) Текст записи. post_title(строка) Заголовок записи. post_excerpt(строка) Цитата записи. post_status(строка) Статут записи, может быть: publish|pending|draft|private|static|object|attachment|inherit|future|trash. comment_status(строка) Возможность комментирования для записи, может быть: open|closed|registered_only. ping_status(строка) Статус пингов/трэкбэков, может быть: open|closed. post_password(строка) Пароль записи. post_name(строка) Имя записи (слаг). Название которое обычно используется в УРЛ-е. to_ping(строка) УРЛ-ы из статьи, на которые нужно отправить уведомления при обновлении поста. pinged(строка) УРЛ-ы из статьи, которые уже получили уведомления. post_modified(строка) Дата изменения записи в формате YYYY-MM-DD HH:MM:SS (с учетом корректировки времени). post_modified_gmt(число/строка) Дата изменения записи в формате YYYY-MM-DD HH:MM:SS (время по Гринвичу (GMT)). post_parent(число) ID родительской страницы (отлично от нуля у прикрепленных типов записей). guid(строка) Ссылка на запись. Важно: использовать этот параметр в качестве постоянной ссылки для поста неправильно, если версия вашего WordPress выше 2.5. Это уникальный идентификатор записи, который позднее стал ссылкой на запись. menu_order(число) Порядковый номер для построения меню (используется для постоянных страниц). post_type(строка) Тип записи (post|page|attachment). post_mime_type(строка) Миме тип записи (jpg|png|zip|pdf и т.д.). Используется для прикрепленных записей. comment_count(число) Количество комментариев у записи.
Заметки
До версии 3.5 первый параметр мог получать только переменную, прямая передача числа вызывала ошибку:
// Верно: передаем переменную, а не число $post_id = 7; $the_post = get_post( $post_id ); // Неверно (вызовет ошибку до версии WP 3.5): передаем число, а не переменную $the_post = get_post( 7 );
C 3.5 это не так — можно передавать число.
- Global. WP_Post. $post Global post object.
Список изменений
С версии 1.5.1 | Введена. |
Код get post: wp-includes/post.php WP 5.3.2
function get_post( $post = null, $output = OBJECT, $filter = ‘raw’ ) { if ( empty( $post ) && isset( $GLOBALS ) ) { $post = $GLOBALS; } if ( $post instanceof WP_Post ) { $_post = $post; } elseif ( is_object( $post ) ) { if ( empty( $post->filter ) ) { $_post = sanitize_post( $post, ‘raw’ ); $_post = new WP_Post( $_post ); } elseif ( ‘raw’ == $post->filter ) { $_post = new WP_Post( $post ); } else { $_post = WP_Post::get_instance( $post->ID ); } } else { $_post = WP_Post::get_instance( $post ); } if ( ! $_post ) { return null; } $_post = $_post->filter( $filter ); if ( $output == ARRAY_A ) { return $_post->to_array(); } elseif ( $output == ARRAY_N ) { return array_values( $_post->to_array() ); } return $_post; }
Cвязанные функции
Из раздела: Запросы
Как просто и понятно объяснить невоцерковленному человеку, зачем нужен пост?
К нам в редакцию часто приходят вопросы от прихожан, на которые мы просим ответить клириков нашего монастыря. Часто эти вопросы носят частный, сугубо личный характер, но иногда бывают и такие, ответ на которые интересен многим. Чтобы самое актуальное и полезное стало доступно более широкой аудитории, специально для читателей нашего сайта и прихожан Свято-Елисаветинской обители была создана рубрика «Вопрос священнику». Сегодня мы публикуем ответ батюшки, касающийся темы поста.
Отвечает протоиерей Андрей Лемешонок: Невоцерковленный человек все понимает материально. Скажите ему, что постятся для того, чтобы душе было легче. Душе тяжело нести нашу плоть, и она хочет какой-то свободы, а мы ее все время угнетаем. Поэтому пост необходим, чтобы душа немножко передохнула.
Человеку нужно учиться брать себя в руки, контролировать, в чем-то ограничивать. Ограничение в пище — это борьба со страстями. Люди же должны себя как-то смирять. Это нам необходимо.
Пост — это не просто какая-то выдуманная диета. Пост помогает нам спасаться. Господь говорит, что постом и молитвой побеждается род греховный, род дьявольский (Ср.: Мф. 17: 21).
Пост напрямую связан с историей человечества. В раю был беспрестанный пост, и за его нарушение наши прародители потеряли красоту. В среду и пятницу пост связан с евангельскими событиями — предательством и распятием Бога. Рождественский пост, например, который идет сейчас, подготавливает нас к Рождению Спасителя.
Разговаривая с невоцерковленным человеком, можно привести примеры из медицины. Нашему организму нужны передышки, такие как пост, чтобы не надорваться, не перетрудиться. Помолившись, Вы найдете правильные слова.
О посте можно много говорить. Пост — это проявление нашей любви к Богу. Что мы можем для Него сделать? Мы должны понимать, что если не способны отказаться от миски супа, то говорить о какой-то космической любви бесполезно, бессмысленно. Мы не можем победить себя, свое чрево, а уже молимся обо всем мире!.. Это какое-то мечтание. Чтобы прийти к большому, надо начинать с малого. А то мы можем начать с высоких слов, а потом не пожелаем и шага ступить ради Бога. Пост — это маленький подарок Богу, «лепта вдовицы», которую человек Ему может принести. Себя ограничишь в чем-то, а от Бога получишь во сто раз больше.
Внимательную, глубокую сердечную молитву мы, наверное, не можем сейчас творить. Внешне себя ограничить немножко, прийти в храм, исповедоваться, подойти к Чаше — вот что нам нужно на сегодняшний день.
Я думаю, надо найти подход к сердцу близкого человека. Не внешними какими-то словами пытаться его убеждать, а вникнуть в его состояние, в его проблемы, желания. И здесь уже следует искать такое слово, которое бы разъяснило нашему ближнему, почему нужно идти к Богу, которое бы дало ему надежду на помощь Божию.
Сразу не скажешь человеку умереть, пойти на распятие, пригвоздить себя к кресту. Он ответит: «Я этого не хочу, я не хочу умирать, я хочу жить». Поэтому мы должны говорить о помощи, которая исходит от Бога. И Господь действительно дает отраду и утешение. Но человеку нельзя останавливаться. Ему нужно расти, искать новое отношение к жизни, преображение своего «Я». А это происходит через сострадание, сопереживание, через скорби и болезни.
Церковь мудро воспитывает человека. Мы смотрим на наши условия, на наше физическое состояние, чтобы, взяв на себя подвиг не по силам, не начать унывать и от всего не отказаться. Смотрите и размышляйте. Мы должны учиться рассуждать, искать золотую середину, тот узкий путь, который приведет нас в Царство Божие.
Что такое христианский пост? Как и зачем поститься?
«Почему мы постимся, а ты не видишь? Смиряем души свои, а ты не знаешь»? (Исайя 58:3)
Последние несколько лет у нас в стране стало «популярным» поститься во время объявленных православной церковью периодов, предшествующим наиважнейшим православным праздникам. Говоря о популярности, я прежде всего имею в виду мнение тех, кто не является прихожанином православной церкви, а просто под влиянием христианского мировоззрения ищет некоего духовного опыта.
Есть люди, которые постятся, чтобы заслужить, если получится, благословение от Бога за свое воздержание в пище. «Может быть, — думают они,- Бог, глядя на мое ограничение себя в удовольствии, простит мне грех или ответит на мою молитву».
Самое главное в нашем приближении к Богу помнить, что не мы устанавливаем то, как нам нужно относиться к Богу и что делать, чтобы Бог услышал нас и пришел к нам на помощь. Сам Бог устанавливает путь для человеческой души, посредством которого мы можем познать Бога и получить от Него благословение. Значит, не все, что мы хотим делать для Бога на самом деле, поможет нам получить от Бога одобрение или похвалу или милость, или ответ на молитву. К этому я еще вернусь в конце этой статьи.
Возьмем, к примеру, пост, как духовный опыт.
Где найти ответ на вопросы: зачем нужно человеку поститься, как ему это нужно делать и какую пользу человек может извлечь из поста?
Конечно же, в первую очередь, нужно обратиться к первоисточнику, к Библии, узнать, что говорил о посте Иисус Христос — ведь именно Его слова для всех, называющих себя Его последователями, христианами, являются абсолютной истиной.
Сам Иисус о посте говорил довольно мало, по сравнению с тем, сколько Он учил о Царствии Небесном, о вере или о любви. Но даже то немногое, что Он сказал о посте, поможет нам понять, с каким отношением в сердце нужно приступать к посту и что не менее важно, с какими мотивами в сердце вообще не стоит поститься.
Иисус сказал: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»1.
Как видно из этого отрывка, Иисус никого не призывает поститься. Он считает это само собой разумеющимся, что его ученики будут поститься. Поэтому Он и рассказывает им, о практике поста. Иисус учит, что не следует поститься, чтобы произвести впечатление на окружающих, чтобы изобразить духовность — потому что всякое дело, сделанное ради людской похвалы — не имеет ценности и не получит одобрения в глазах Бога. Значит главной причиной поста должно быть внутреннее желание делать это перед Богом и делать это с радостным сердцем, от души.
Иисус ничего не сказал о том, зачем нам нужно поститься, но в других эпизодах Ветхого и Нового Заветов мы видим женщин и мужчин, целые группы людей, даже всю страну Израиль постящимися в той или иной ситуации.
Например, в Ветхом Завете, когда всей израильской нации угрожало истребление от рук персидского царя, царица Есфирь попросила весь народ не пить и не есть три дня вместе с ней, по истечении этих трех дней она должна была прийти с ходатайством к царю Персии о своем народе. Бог ответил на их молитву и народ был спасен 2.
Израильский царь Давид постился 7 дней, смиренно раскаиваясь в своем грехе перед Богом и ожидая, не помилует ли Бог его сына и не отменит ли Он свое наказание Давиду. Бог сказал, что Он простил Давида, но не отменил наказание — сын умер, но Давид успокоился и принял это как окончательную волю Бога 3. Другой израильский царь — Иосафат объявил пост по всей стране накануне битвы, так как надежды на спасение от врагов практически не было. И так как народ смирился перед Богом и признал свою зависимость от Его силы — Бог дал им победу в этой битве 4.
Иногда люди постились в знак траура и оплакивали потерю близкого человека или народного лидера5.
Итак, видим, что люди в Ветхом завете постились, когда им предстояло делать что-то важное, когда они нуждались в особой силе и мудрости от Бога. Также они постились и смиряли свою душу пред Богом, приближаясь к нему, очищая сердца. Только чистое и смиренное, покорное Богу сердце может поститься так, чтобы угодить Богу и только такое сердце произведет добрые дела, угодные Богу. Именно такой пост объявил Бог правильным через израильского пророка Исайю:
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Мы уже рассмотрели, как, когда и зачем следует поститься. А теперь ответ от того же пророка Исайи на вопрос «что я получу от Бога в результате угодного Богу поста?»:
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!” Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и
тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой как полдень;
и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.
И застроятся твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.
Отсюда видно, что пост созидает душу человека, сам Бог начинает вести этого человека по жизни, этот человек как свет во мраке, получает способность от Бога указывать на правду людям, Бог заботится о нем, как о духовных, так и о физических нуждах этого человека. Можно сказать, что своим постом человек влияет на будущее своих потомков, на будущее своего народа.
Для нас, однако, главным вопросом о посте как ни странно, служит не причина поста, а пищевое ограничение во время поста. Опять таки, в практике постов Израиля Библия указывает только на полное воздержание от пищи или и от пищи и от воды, иногда и от половых отношений 6.
Поэтому, если придерживаться библейского примера поста, вопрос о том, что есть и что не есть, отпадает сам по себе.
Итак, подведем итоги всего вышесказанного:
Библейский пост – это воздержание от всякой пищи, иногда и питья (иногда и от половых отношений) в течение какого-то периода. Это время смирения и сокрушения своей гордыни перед Богом. Поститься нужно из любви к Богу и только перед ним, без внешней показухи и лицемерной духовности.
Если человек постится с праведным (правильным) сердцем и отношением к Богу, Бог обещает духовное благословение для этого человека. А теперь самый главный вопрос: с правильным сердцем вы приступаете к посту или нет? Услышит ли Бог вашу молитву и будет ли ему угоден ваш пост? Если этот вопрос важен для вас, и вы хотите убедиться в том, что Бог дейстительно услышит вас в посте или просто в молитве, вам надо узнать, как быть услышанным и принятым Богом. Нажмите , чтобы получить ответ на этот вопрос.
Когда вы убедитесь в том, что Бог принимает ваш пост и молитву, пусть для поста вам послужат вдохновением высказывания тех. Кто в ранней церкви были ее учителями и духовными пастырями:
Пост есть лекарство, но лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться (Иоанн Златоуст)
Истинный пост- удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи (Василий Великий)
Пост, наряду с молитвой и милостыней, есть одно из важнейших действий, выражающих перед Богом смирение, надежду и любовь человека к Богу
Пост для тела есть пища для души.
С постом всегда должна быть соединена молитва.
► | У меня есть вопрос… |
► | Как начать взаимоотношения с Богом… |
(1) Евангелие от Матфея 6:16-18 (2) Есфирь 4:16 (3) 2 Царств12:16-23 (4) 2 Паралипоменон 20:3-29 (5) 2 Царств 1:12,13 (6) 1Коринфянам 7:5
Для чего нужен пост? Что говорит о воздержании от мясной пищи современная медицина?
Здравствуйте, друзья!
Часто в разговорах со своими знакомыми, которые знают, что я человек воцерковленный, и по мере своих сил стараюсь выполнять установления церкви, я слышу такие слова: «Для чего нужен пост?». Им интересно, ради чего я отказываюсь от вкусной еды, чем я питаюсь и вообще, как можно так жить?
Эту заметку я написала для людей, у которых «Бог в душе», далёких от церкви, но всё же немного интересующихся, а что же там всё-таки творится и для чего оно нужно.
Наверное, все знают, что пост — это воздержание, причём, не только от мясной пищи. Это воздержание в делах, словах, мыслях. Это время, когда человек задумывается о своей душе. Это время милостыни и добрых дел. Пост – это время молитвы и покаяния.
Дохристианские и раннехристианские посты
Справедливости ради, надо сказать, что постились не только христиане, но и древние языческие философы. Платон считал, что есть 2 раза в день – это оскорбление человеческого достоинства.
Постились пифагорейцы Порфирий, Плотин, Ямфлих. Эпикур, как сказал святой Иероним, был человек трезвый и воздержанный. Постились древние римляне, особенно во время несчастий, тогда у них был особо «чрезвычайный пост». Римские императоры, Веспасиан, Марк Аврелий, Север были очень воздержаны в еде.
Наверное, многие из вас знают, какую сдержанную жизнь вёл Сенека, какие мысли он высказывал о нравственности и умеренности.
Но это всё «детский сад» по сравнению с постом православных святых. Например, Макарий Великий, который жил в пустыне Египта в первые века христианства, вообще ничего не ел и не пил весь Великий пост! И таких примеров очень много, поверьте, все не перечислишь.
Чем полезен пост?
Но нас интересует другое: а каковы результаты этого строгого воздержания? А результаты такие: почти все постники жили до глубокой старости, ходили на своих ногах и имели твёрдый и ясный ум, создавали глубокие по своему содержанию творения, которые дошли и до наших времён.
А что мы видим в плане здоровья сейчас? Куча болезней уже в 40 лет и даже раньше, склероз, старческое слабоумие…
Прежде всего, нужно осознать, что воздержание жизненно необходимо человеку. Нужно сдерживать свои дела, эмоции, чувства, помыслы. Очень трудно думать о душе, когда тобою руководит тело. А оно требует много вкусной еды, удовольствий и комфорта.
Святой Иоанн Колов сказал, что даже такое сильное животное, как лев, из-за своего чрева попадает в сети, и там его могущество смиряется.
Исследователь А. Ковальницкий писал о рациональности постов так:
Можно посмотреть на весенний пост и с другой стороны: в это время рождаются детёныши у животных, а их изобилие нужно для того, чтобы хватило пищи в будущем, ведь не убивая животных в это время, человек умножает продовольственный запас.
Но это рационалистическое понимание поста. Христианство возвело посты на новый духовный уровень, ведь пост заповедал нам сам Господь, когда ходил по земле в человеческом теле.
Его враги, фарисеи и другие, отступившие давным-давно от Бога, укоряли его учеников в том, что они не постятся, на что получили ответ от самого Господа, что они будут поститься, когда отнимется у них жених, а пока они не должны печалиться.
А потом, когда христиане начали поститься, те же враги стали нападать на них, говоря, что пост вреден, он ослабляет человека. В союзники себе они взяли науку, которая стала на их сторону.
Но первые христиане благоговейно относились к постам.Иоанн Златоуст описывал так время Великого поста: «Ныне нигде нет шума, нигде – крика, нигде не рассекают мяс, не бегают повара…» И, что самое удивительное, постились и бедные, и богатые, и даже цари: стол у них был практически одинаков.
Почему люди в России перестали поститься и каковы последствия отказа от христианства?
В России во времена царствования Алексея Михайловича даже был запрет на торговлю мясом в Великий пост. Европейские посланники, которые проживали тогда в Москве, удивлялись: на улицах городов пусто и тихо, народ, если и ходит куда, так это в храм и обратно. И ели люди, от царя до бедняка, квашеную капусту да немного хлеба.
Европа в то время уже отошла от установлений церкви, поставив во главу угла не Бога, а человека. Но с приходом к власти Петра I, пошатнулись устои и в России. Постепенно «просвещённая Европа», которая уже отреклась от евангельских истин, вошла в жизнь русских людей, и у нас началось отхождение от церкви.
Особенно отказ от постов порадовал богачей, которые предавались чревоугодию, и считали пост уделом бедняков, которых на голодный желудок было легче держать в узде.
С постоянно сытыми желудками стали обременительны многие этические и нравственные нормы. В итоге мы имеем «свободные нравы», распад семей, разврат, политические и социальные потрясения.
Это и есть цена отхода от христианского образа жизни.
Что говорит о посте современная медицина
Медицина, утверждавшая ранее, что пост вреден для здоровья, теперь говорит обратное. Пишутся диссертации о пользе воздержания, придумываются разные мудрёные диеты, на белом свете развелось множество клиник голодания. И всё это для того, чтобы люди могли вернуть здоровье.
Под «бдительным оком» медицины оказался и православный пост. И что мы слышим теперь?
Оказывается, скоромная пища засоряет организм и нарушает кислотно-щелочной баланс, она плохо усваивается, и чтобы освободиться от этой грязи, нужен огромный расход мозговой и телесной энергии.
Некоторые светила от медицины уверяют, что невозможно нормальное развитие умственных способностей в организме, загрязнённом и ослабленном несварением желудка.
Наш соотечественник доктор Н.Я Песковский пишет следующее:
Медицина не желает возвращать пальму первенства в отношении постов церкви, и поэтому у нас сейчас много методик оздоровления, и все они претендуют на уникальность.
Сейчас медицина не имеет запретов и публикует то, о чём церковь знала давным –давно, а именно: постоянное неконтролируемое употребление мяса, которое к тому же напичкано сейчас гормонами и антибиотиками, ведёт не только к болезням, но и к преждевременной половой зрелости у молодёжи, а это, в свою очередь, — к безнравственности, распущенности, а затем, и к постепенному вырождению человека.
Последние исследования обнаружили в мясе неизвестные ранее ферменты и элементы генетического ряда, которые плохо влияют на организм человека.
Быть может, и правы дикари, которые уверены, что поедая мясо животного, человек приобретает какие-то его черты?
Поэтому, с точки зрения современной медицины, христианский пост полезен и желателен для нашего здоровья.
Что нужно делать в Великий пост?
Я уже писала выше, что во время поста нужно воздерживаться не только в еде. Христиане в эти дни усиливают молитву, чаще посещают храм, исповедуются, причащаются. Они отказываются от увеселений, просмотра телевизионных передач и супружеских отношений (по возможности), делают добрые дела, подают милостыню.
Мы сейчас уже не такие здоровые, как наши предки, поэтому нынешним христианам часто даётся послабление во время поста. Ведь у многих есть хронические болезни, когда показано применение молочной пищи или даже рыбы.
Главное, в посте – быть воздержанным во всём. Никого не осуждать, не ругаться с ближними, не злиться, приструнить свои страсти.
Уже доказано, что те народности, у которых мясо – главная еда, очень агрессивные, и наоборот, поэтому постящиеся люди более спокойные и уравновешенные.
Постящийся человек как бы доказывает себе, что тело – не самое главное, не нужно позволять ему командовать и выполнять все его требования и желания, есть ещё и духовная пища, более важная для человека.
Что нельзя и что можно есть в пост
Постов в христианстве много – 4 многодневных и по средам и пятницам каждую неделю. Великий пост и Успенский – самые строгие. В это время нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, майонез, мороженое, сливочное масло, ограничивать себя в сладком и вкусном.
Можно есть каши, овощи, грибы, бобовые, в которых много растительного белка, растительное масло, фрукты, мёд.
Если сказать простыми словами: всё, что бегает и производные от них – есть нельзя, а то, что растёт – можно.
Если у вас есть желание узнать точно, что и когда можно или нельзя есть, купите церковный календарь, там всё расписано по дням.
Ну, вот, друзья, я рассказала вам простыми словами, для чего нужен пост, затронув, в основном, пользу для здоровья и особо не углубляясь в его духовную часть, которая скрыта от глаз окружающих.
На сегодня у меня всё. Если заметка была вам полезна, поделитесь с друзьями!
А как вы относитесь к воздержанию от мясной пищи? Интересно узнать ваше мнение.
Зачем православные постятся
Пост для православного человека является не просто воздержанием от вкушения продуктов животного происхождения. Он не является диетой! Пост — время особого покаяния и стремления исправить свою жизнь к лучшему, желание стать хотя бы немного чище и добрее. Это время называют «весной души», потому что человек стремится обратить свое сердце и ум к Богу, а также взглянуть в глубь своей совести.
По христианскому вероучению главной целью жизни человека является стремление к мистическому единству с Богом, достижению святости (в православном богословии это именуется обожением). Пост как раз и является той маленькой ступенькой к восхождению человеческой души к Господу.
Христианин старается постом не только не вкушать запрещенную пищу. Самой главной сутью воздержания можно назвать отвержение зла, удаление от тех поступков, которые негативно влияют на человеческую личность. Пост является своеобразной «тренировкой» нравственных качеств людей. Верующие в дни поста стремятся меньше ругаться, чаще посещать богослужение, воздерживаться от праздных развлечений, подавлять свою гордыню. Получается, что православные постятся потому, что имеют желание быть ближе к Богу. Это означает то, что главной целью поста считается очищение души. Обязательно за пост нужно постараться побороть в себе какой-либо грех, страсть. Необходимо исповедаться и причаститься. При этом нужно осознавать, что с окончанием поста нельзя вновь пускаться «во все тяжкие». В противном случае пост будет бесполезным, ведь главной причиной воздержания является подъем хотя бы на одну ступеньку к Богу и стремление оставаться на этой духовной высоте.
С наступлением следующего поста необходимо вновь стараться совершенствоваться и именно так продолжать всю жизнь, ведь главной причиной хранения поста для христианина является стремление быть лучше и лучше.