ВЕРУЮ, ГОСПОДИ… ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ! Удивительная история одной женщины, прошедшей путь ОТ НЕВЕРИЯ К ВЕРЕ В БОГА… Прочтите!
«Я пошла к отцу Иоанну Кормилину и позвонила в дверь. Он открыл мне сам и теперь стоял и смотрел на меня темными, проникающими в сердце глазами.
— Вам что-нибудь надо?
— Да, я пришла, чтобы спросить Вас… я хотела бы знать… верите ли Вы в Бога?
Он не удивился, не возмутился, а ответил всё тем же тихим голосом:
— Да, я верю в Бога.
И вдруг мне ужасно захотелось плакать. Как будто мое сердце говорило: Как ты смеешь, дерзкая и глупая, спрашивать у священника, который отдал всю свою жизнь Богу, верит ли он в Бога? Но я зажала сердце тоской и сказала цинично: „Я сомневаюсь, что можно верить, но если вы действительно верите, то научите и меня верить! Я ищу Бога и никак не могу найти и никто не может научить меня вере, хотя я многих просила и расспрашивала о их вере. Может быть вы сможете научить меня?“
Он увел меня к себе в дом и спросил:
— Сколько времени ты будешь Его искать?
— А сколько времени надо Его искать?
— ВСЮ ЖИЗНЬ, — ответил он. — ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО ВЗДОХА. ТОГДА ВЫ НАЙДЕТЕ ЕГО. Многие ищут Бога месяц, два и потом отходят от Него и считают, что это не их вина, что Бог не открылся им. Но те, кто ищет своего Создателя всю жизнь, находят Его.
Я ничего ему не ответила, но я поняла, что сейчас я уже не та, что была до прихода к о.Иоанну. Что-то во мне незримо изменилось. Потом он сказал, чтобы я пришла в храм, исповедовалась и он меня причастит. Я не хотела причащаться и мне трудно было придти в храм, но я пришла. Во время исповеди я снова дерзила батюшке и спорила с ним:
— Я не могу причащаться, для меня Причастие это только „хлеб и вино“! Я недостойна и вообще это грех так причащаться, а по-другому я не могу чувствовать… Или молитва лжет, что это истинные Кровь и Плоть Христа или вы меня сознательно толкаете на грех? Не пойму только зачем?
Он слушал меня и во всем его образе была тишина. Потом сказал так же тихо:
— Молитва не лжет. Принимать Причастие без веры, это еще больший грех, но я беру ваш грех на себя…
— Я не понимаю, батюшка, как это можно взять чей-то грех на себя? И вообще я не верю, что это возможно, каждый отвечает сам за себя.
— Вы можете не верить, но я беру этот грех на себя и поэтому благословляю вас приобщиться Святым Христовым Дарам.
Я стояла перед ним жалкая и ничего не смыслящая… Наконец я смирилась и причастилась. Утром следующего дня я спешила в храм, чтобы торжественно объявить о. Иоанну, что со мной ничего необычного не случилось, вера не спустилась ко мне с небес..
— Приходите в храм на каждую службу и выстаивайте ее от начала до конца.
— Но мне это скучно! Я вообще не понимаю, что происходит на службе, я просто стою и рассматриваю людей молящихся в храме. И ладно бы просто смотрела, а то критикую и осуждаю..
— А вы боритесь с этими мыслями и повторяйте про себя Иисусову молитву: „ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЕНЯ ГРЕШНУЮ“.
Я стала всё делать так, как сказал батюшка, но при этом думала о себе: „Ну, что ж, пусть это будет тренировкой мой воли“. Прошло около двух месяцев, я по-прежнему приходила в церковь каждые субботу и воскресение. Я приходила к началу службы и оставалась до конца, постепенно я привыкла к Иисусовой молитве, она проникла в меня так, что я повторяла ее механически.. Просто повторяла. Но однажды в субботу, во время всенощной хор запел: „Величит душа моя Господа и вся внутренная моя, имя Святое Его…“ Я не знаю, как это случилось, но я почему-то оказалась на коленях и по щекам моим обильно текли слезы. Душу мою переполняла неизъяснимая радость, РАДОСТЬ ВЕРЫ И ВСТРЕЧИ С БОГОМ В СВОЕЙ ДУШЕ. Мне было все равно тогда — жить или умереть, потому что свершилось главное чудо в моей жизни — ОН ЕСТЬ! Так по молитвам о. Иоанна, взявшего на себя грех причащения меня недостойной, у меня теперь началась совершенно новая жизнь, центром которой стал Бог и Его Церковь»…
Содержание
- Верую Господи слушать онлайн
- Как укрепить веру: «Верую, Господи, помоги моему неверию»
- Верую, господи, помоги моему неверию!
- Другие статьи в литературном дневнике:
- «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» (Об исцелении бесноватого отрока, 4-я Неделя Поста)
- Помоги моему неверию
- ВЕРУЮ, ГОСПОДИ, ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ
Верую Господи слушать онлайн
- 04:01
Христианские песни
Верую Господи истинно верую
- 04:55
Дом Сердца
Верую Господи истинно верую (минус) — fonki.pro
- 04:56
Track 11
Верую Господи истинно верую…
- 02:34
Неизвестен
верую господи верую
- 03:43
Верую Господи истинно верую
Прославление молодежи 04.08.19 Вечеря
- 02:34
Отец Евгений
Верую, Господи, верую!
- 03:41
Маша Михнюк
Верую, Господи
- 04:20
Эммануил
Верую, Господи, истинно верую
- 03:28
ц.Благая весть
Верую, Господи
- 04:00
Дом Сердца
Верую, Господи, истинно верую
- 03:35
Мария Михнюк
Верую, Господи
- 03:29
А. Семенова
Верую, Господи!
- 03:49
Марина Рогоза
Верую Господи
- 03:46
Билыки
Верую, Господи
- 03:41
Маша Михнюк ц. Благовестие
Верую, Господи
- 03:50
Камерный оркестр
Группа — Верую Господи истино верую…
- 02:34
верую
верую, Господи
- 04:10
Неизвестен
Верую Господи
- 02:34
отец Евгений (Самаркин)
Верую, Господи, помоги моему неверию
- 02:20
Дмитрий Смакович
Верую, Господи верую
- 04:54
Верую! — Хор
Тысячи звезд для Тебя зажигаются, Господи!
- 02:34
о.ЕВГЕНИЙ(Самаркин)
Верую,Господи верую
- 04:54
Верую, верую, верую…
Тысячи звёзд зажигает рука Твоя Господи
- 03:48
Марина Рогоза
Верую
- 05:46
Верующие.
Благодарю Тебя,Господь
- 04:54
Верую
верую, верую на все времена…
- 03:15
Струнный ансамбль
Господи,я верую
- 03:27
ВЕРУЙ В ГОСПОДА
ИИСУСА ХРИСТА
- 03:26
Вадим Ятковский
Веруй в Господа
- 03:16
Превознесу Тебя, Господи
Верую
- 03:02
Книга Пророка Исаии (733-701 г до н. э)
Глава 25 1-5. Хвалебная песнь Господу. 6-9. Благополучие общины истинно верующих из всех народов. 10-12. Суд Божий над Моавом.
- 04:00
Дом сердца
Верую, Господи — holychords.com
- 03:24
Вадим Ятковский
Веруй в Господа
- 04:54
Тысячи звезд
Верую
- 03:07
Азан
Призыв верующих на поклонение Господу миров
- 05:48
хор Богоявленского Патриаршего собора/Харитонов
Верую, господи, и исповедую
- 02:55
Татьяна Петрова
Господи, я верую!
- 05:08
муз. свящ. В. Зиновьева
«Верую, Господи, и исповедую»
- 14:14
Пророчество Об Украине. Только Для Истинно Верующих В Силу Господа.
- 03:04
Хор «Отрада»
Господи, я верую
- 03:22
Ятковский Валерий
Веруй в Господа
- 03:22
Вадим Ятковский
Веруй в Господа
- 03:24
Ятковский Вадим
Веруй в Господа Иисуса Христа
- 03:26
Неизвестен
Веруй в Господа
- 02:36
гр.Скиния завета
Веруй в Господа
- 03:25
Вадим Ятковский
Веруй в Господа
- 03:09
В.Лазаренко (Омск)
09 Господи, я верую (2000)
- 03:09
квартет
Верую, Господи, истинно верую
- 03:24
VADIM YATKOVSIY
Веруй в Господа
- 03:22
В.Ятковский
Веруй в Господа
Как укрепить веру: «Верую, Господи, помоги моему неверию»
Храм Христа Спасителя. Проповедь Протоиерея Андрея Овчинникова после Божественной Литургии
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Верую, Господи, помоги моему неверию.»
Эти слова как стон человеческого сердца, пораженного скорбью, стоят в центре евангельского события, о котором мы сегодня читали на воскресной Божественной Литургии.
Эти слова произнес отец, у которого был бесноватый сын. Это событие произошло одновременно с Преображением Господним. Только Господь воссиял и преобразился на горе, а вот это событие произошло на земле, у подножия Фавора.
Господь оставил на земле девять учеников, с тремя Он был наверху. И вот эти девять апостолов не смогли изгнать беса из несчастного больного отрока. И вот слова, которые произнес отец – они очень близки каждому из нас, потому что наша вера тоже нуждается в укреплении, потому что она очень слабая, она постоянно колеблется, обуревается всякими искушениями.
Самое печальное, что наша вера оторвана от нашей жизни, она почти мертвая и бесплодная. Поэтому сегодня на проповеди нам уместно поговорить о том, каким же образом мы можем укрепить нашу веру.
Это – самая главная проблема нашей христианской жизни, о которой мы должны переживать и думать. Потому что без веры Богу угодить невозможно – это слова апостола Павла из «Послания к евреям».
Итак: первое средство укрепления веры нам показано в Евангелии в словах несчастного отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию.» Эти слова являются самой краткой молитвой обращенной ко Христу. Первое средство укрепления веры – это молитва.
Мы должны верить, что источником всякого блага является Бог. Вера – это есть благодатный плод, духовное дарование Божие, которое дается человеку, который стремится к этому дару.
А вот молитва – это путь и средство для того чтобы стяжать этот благодатный дар. Поэтому мы должны постоянно, может быть, первым прошением во всякой молитве обращаться к Богу со словами: «Господи, умножь мою веру, сделай ее живой, сделай ее состоящей из конкретных дел, потому что вера без дел мертва есть».
Нам могут возразить: «А как я могу молиться, когда у меня нет этой самой веры? Когда мое сердце потеряло связь с Богом. В нем я не чувствую Его присутствия». И вот здесь надо понимать значение христианского подвига.
Веришь ты или не веришь, коснулась твоего сердца благодать Божия или не коснулась – ты должен трудиться в молитве. Для новоначального христианина иного пути нет.
На первых порах необходим труд, иногда кажущийся бесплодным, однообразным, совершающийся ежедневно без особых результатов. Но это не так. Господь ждет нашей верности. Господь хочет, чтобы мы проявили терпение, Господь хочет, чтобы мы показали, что мы действительно Его любим.
И вот если человек верен будет в малом своем подвиге, Господь обязательно придет к нему на помощь. Он всегда стоит рядом с нами, Господь не хочет чтобы какие-то страдания, скорби бессмысленные, несчастья были у человека — ничего подобного.
Он хочет дать человеку только одну радость, одно счастье и даже блаженство. Но с нашей стороны необходимо малое усилие, необходим христианский труд. И вот это первый шаг, который мы должны делать на пути обретения веры.
Вторым средством укрепления веры является видимый пример. Если бы рядом с нами жил бы настоящий христианин, мы бы тоже такими стали. Как говорится, с кем поведешься, от того и наберешься. Одно из самых тяжелых испытаний, которые выпали на нашу долю – это отсутствие примера.
Еще пророк Давид восклицал, что оскудел преподобный. И вот нам попустил Господь жить в такое время, когда вокруг нас мы почти не видим примера христианской жизни – нет юродивых, нет старцев, нет подвижников, нет святых. Может быть, они, конечно, и есть, но, согласно изречениям святых отцов древнего времени, они, эти люди, спасаются исключительно смирением.
Может быть, они есть среди нас, но мы их не видим, потому что святой человек – он, в первую очередь, смиренный и все свои подвиги он совершает тайно – для Бога.
Что нам остается делать? Нам необходимо обращаться к книге. Не было в истории Церкви времени, когда бы на прилавках храмов было такое количество замечательной душеспасительной литературы. И не было такого времени, когда бы люди проявляли такое безразличие и равнодушие к изучению своего Православия.
Мы должны постоянно читать о христианстве из самых разных источников, начиная со Священного Писания и кончая замечательными православными журналами, адресованными православным женщинам, молодежи, детям.
Это все – благодатная пища, которая укрепляет нашу веру. И без труда мы эту веру никогда не укрепим. Если нужно стремиться к доброму примеру, постараться его увидеть и запомнить, то также очень важно беречься соблазна, беречься негативного влияния на наше сердце, на нашу волю.
И тот же пророк Давид говорит, что с преподобным будешь преподобным, а вот с мужем лукавым развратишься. И часто мы забываем об этом предостережении.
Вера, пусть слабая, нуждается в бережном охранении. А похищается это сокровище с помощью людей, которые от этой веры отвернулись, которые строят свою жизнь не по воле Божией, а по воле диавола.
К сожалению, таких вокруг нас очень много, и часто мы не замечаем этой опасности, а ведь один пустой разговор, когда священные вещи осмеиваются, или о них говорят со скептицизмом, могут посеять в нашем сердце страшные семена сомнения.
Мы должны очень внимательно смотреть с кем мы общаемся, кто наши друзья. Мы должны беречься.
И, наверно, для христианина самое спасительное состояние – это одиночество, но не просто с самим собой, а с Богом.
Слово монах от греческого слова «monos» означает «один», но не с самим собой, а с Господом. И нам, живя в такое время, полезно поменьше общаться с людьми, а побольше обращаться к Богу – Он наш самый лучший друг, Он наш самый верный помощник, Который нас никогда не предаст, не отвернется и всегда придет на помощь.
И, наконец, третье средство, которое может укрепить нашу веру – то, о котором говорится во многих книгах… Но сегодня хочется привести пример не из Патериков, а из замечательного романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
В этом романе есть глава, которая называется «Неверующая дама». Речь идет о старце Зосиме – этот прекрасный образ взят из реальной жизни – говорят, что Достоевский писал своего старца Зосиму из созерцания преподобного Амвросия Оптинского.
Так вот к этому старцу приходило множество людей, и однажды пришла богатая помещица, которая стала говорить о том, что она теряет веру в свою бессмертную душу, в вечность и в Самого Бога. И она просила старца дать ей совет – как ей обрести веру.
И вот Достоевский говорит устами старца Зосимы прекрасное назидание, которое нужно каждому из нас усвоить. Он говорит, что вера обретается на путях стяжания деятельного любовного опыта, то есть тогда, когда человек сам упражняется в деятельной любви. Постоянно пытается исполнить эту самую главную евангельскую заповедь.
Эта дама говорила, что ей хочется – в порыве духовного вдохновения – стать медсестрой, работать в лазарете, ухаживать за ранеными, кормить их из своих рук, но она при этом сказала – при одном условии – когда будет благодарность за подвиг.
А вот мы должны совершать свой христианский подвиг не ожидая награды на земле. Потому что Господь хочет чтобы наше сокровище сохранялось на небесах.
Итак: опыт деятельной любви — от каждого дела мы можем приобрести себе крупицу христианского опыта. Опыт – это вещь бесценная. Никакие искушения, никакие наветы и разговоры не смогут увлечь человека от того, что он сам лично пережил.
Вот почему мы и говорим, что христианство – это постоянная практика, постоянное накапливание опыта – религиозного, покаянного, молитвенного, благодарственного. И вот когда человек почувствует этот опыт – у него действительно окрепнет вера.
Уже никто не сможет его переубедить в том, что есть Бог, что Этот Бог есть сама любовь, что Этому Богу можно молиться, и Он слышит наши молитвы. О том, что есть вечность, что душа бессмертна – вот эти вещи христианин должен еще в этой жизни опытно пережить.
И тогда его вера укрепится. Поэтому в сегодняшний день нам Церковь преподносит прекраснейший урок, который виден на примере отца бесноватого отрока. Да, он был слаб в вере, но он не отчаивался, он не опустил руки, он обращался к Богу с молитвой: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» И вот такой молитвой мы тоже должны постоянно обращаться к Богу. И тогда Господь нас услышит, придет в наше сердце со своей благодатью, и наша вера укрепится – она станет живой и будет выражаться в наших делах. Аминь.
Если Вам понравилась и была полезна эта статья, то оставьте, пожалуйста, под ней свой комментарий и поделитесь с друзьями. Ваше мнение важно автору сайта.
Заранее благодарна, Елена Фатеева
Верую, господи, помоги моему неверию!
Должник 2: литературный дневник
Митрополит Антоний Сурожский
«ВЕРУЮ, ГОСПОДИ, ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ!»
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Год за годом по воскресеньям мы слышим те же отрывки из Евангелия. И иногда люди спрашивают: почему они всё повторяются? Не в том ли ответ, что мы слышим, но не делаем того, что услышали? Не приходится ли Господу повторять нам те же заповеди, а Апостолам — те же события из жизни Христа в надежде, что рано или поздно они достигнут до наших сердец и выкуют нашу жизнь?
Один из отцов Церкви сказал, что можно понять Евангелие только в той мере, в какой мы становимся творцами того, что говорит Господь, и Его последователями, только когда мы делаем то, что услышали. И как редко мы можем сказать: да, я услышал — и это изменило мою жизнь.
В житиях святых мы читаем, как иногда фраза Евангелия повернула жизнь человека в совершенно новое измерение. Кто из нас может сказать, что он услышал Господа, обращающегося со словом к нему лично, что все его существо: сердце, и ум, и воля, и тело — отозвалось, сказав: Аминь! Да, Господи! Это — истина, и я буду жить по этой истине.
Сегодняшнее Евангелие — один из таких отрывков, он читается нам каждый год. Господь сходит со Своими учениками с Горы Преображения, где все было славой и гармонией, Царство Божие явленное, слава Божия блистающая, все вокруг охваченное этой славой и отзывающееся на нее. Это момент, когда любовь горела пожаром, момент, когда Христос беседовал с Моисеем и Илией о Своем распятии, момент, когда Он говорил им о Своей всеконечной жертве, то есть о совершенной полноте, предельной интенсивности Своей любви к человечеству и к Богу. В это мгновение всё, что было в Нем: Его Божество, Его человеческая душа, Его человеческая плоть, которые приносились в жертву, были самопожертвованием — все достигло вершины любви. И тогда случилось, что не только Христово лицо, или руки, или Его тело просияли, но сами одежды Его стали белы, как свет, потому что они были охвачены и включены в эту тайну спасающей любви. Мы видим здесь, как сама материальность мира отзывается, будучи изначально сродни Богу. И мы видим, как полыхание Божественной любви в ее жертвенный момент преобразило все, что составит эту жертву.
И вот после этого Христос с учениками оказываются в долине, поистине в низине тени и смерти, в долине слез, где они встречают человека в муке сердечной: сын его болен. Отец обращался к ученикам Христовым, и ничего не случилось. Христос оборачивается к ним и говорит: ничего не случилось, потому что у вас нет веры!.. Но у самого человека была ли такая вера, которая может двигать горами? Все, что он смог собрать из глубин своего отчаяния, было доверие, доверие Христову состраданию, доверие Христовой любви и доверие, что Тот, Кто может так глубоко быть ранен нуждой другого человека, имеет и силу помочь. «Если можешь поверить хоть самую малость, — говорит ему Христос, — исцелеет твой ребенок». И ответ отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»
Какая же разница между этим человеком и учениками? Не та же ли, какая между им и нами? Мы робеем поверить, мы не решаемся на доверие, мы не решаемся сказать из глубины душераздирающего сострадания, которое соединяет нас воедино со страдальцем, которое делает физическое или душевное страдание человека невыносимым для нас, — мы не способны сказать: Я МОГУ что-то сделать, и сделаю!..
В этом, возможно, наша главная трагедия; мы боимся, что если мы скажем: «Помолимся Господу, и Он поможет», — то ничего не случится, и мы будем посрамлены, а из-за нас будет посрамлен и Господь. Тогда как надо сказать: любовь Божия такова, что Он отзывается и на самую недостойную молитву, если только молитва эта искренняя, родившаяся из подлинного сострадания, из всей меры любви, которую мы можем собрать, как ее ни мало.
Мы не можем достичь уровня тех знамений верующих, которые перечисляются в конце Евангелия от Марка. Но мы можем сделать хотя бы одно — то, что Господь Иисус Христос повелел сделать Своим ученикам: Приведите его ко Мне! Если вы ничего не можете сделать, если у вас нет веры, если у вас нет мужества, если у вас нет надежды, если у вас нет сострадания, если любовь ваша колеблется — приведите его ко Мне!.. И это мы могли бы сделать в отношении каждого, кто вокруг нас находится в нужде, в муке душевной или физическом страдании и в опасности для жизни. Приведи его ко Христу, чтобы он встал перед лицом Господним во всем своем страдании. И чем больше отчаяние, чем безнадежнее положение, тем больше будет его способность встретить Бога, если только мы сами прозрачны, как свет, если только мы — те предвестники Христа, каким был Иоанн Предтеча или какими были Апостолы: те предвестники, которые открывают путь ко Христу, чтобы дать Богу действовать. Аминь.
© Copyright: Должник 2, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
«Верую, Господи! Помоги моему неверию!» (Об исцелении бесноватого отрока, 4-я Неделя Поста)
«Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий, — учит святитель Игнатий Брянчанинов. — Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие».
Одна из задач Великого Поста — открыть человеку правду о себе. Наш век полон иллюзий. Мы привыкли жить в мире, который внушает человеку убеждение о «вариантости» истины. Трудно понять где правда, где ложь, что есть грех. Чтобы человек вообще старался меньше задумываться, мир внушает ему ощущение безгрешности. Зачем задумываться о том, правильно ли ты поступаешь? Взгляни на других. Если многие (если не все) так делают, поступай и ты так же. Не задумывайся! Плыви по течению. А то ведь и жизнь так пройдет, в раздумьях…
Даже верующий человек нередко попадает в сети лукавого. Во дни Великого Поста Церковь помогает своим чадам взглянуть на себя с позиции правды. А она заключается в том, что человеческое естество не совершенно, что в большей или меньшей степени грех растворен в наших мыслях, словах и делах, что даже сама вера человека в свете Истины оказывается близка к неверию, о чем свидетельствует твоя жизнь. Одно из воскресных Евангелий, которое носит название «об исцелении бесноватого отрока (Мк.9:17-31)», призывает взглянуть правде в глаза и воскликнуть: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»
…После Божественного Преображения на горе Фавор, Спаситель спускался с тремя ученикам в долину и здесь застал следующую картину: толпа народа окружила оставшихся внизу апостолов, и книжники о чем-то вели с ними спор. «О чем спорите?» Один человек из народа ответил, что он привел к апостолам своего бесноватого сына, который страдал припадками падучей болезни, в надежде исцеления, но ученики так и не смогли изгнать беса.
«О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?» (Мк. 9:19)— сказал Господь и велел привести отрока. Как только бесноватый приблизился, с ним случился новый приступ. Подросток упал на землю, испуская пену. «Как давно это сделалось с ним?» — спросил Иисус. Отец отрока ответил: «С детства… Многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его. Но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Тогда Господь говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». Со слезами отец отрока воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»
Тогда Господь запретил бесу, сказав: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мк. 9:25). Затем Он поднял отрока за руку уже здоровым. Позже, наедине, ученики спросили Спасителя, почему же они не смогли изгнать беса, на что Господь ответил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29).
Известный богослов и церковный писатель XI века блаженный Феофилакт Болгарский, объясняя значение Евангелия о бесноватом отроке, обращает внимание на то, что вера у отца подростка не была безукоризненной. Увидев, что первая попытка изгнать беса была неудачной, он вслед за книжниками стал укорять апостолов. «Говорил я ученикам твоим, чтобы изгнали его, и они не могли». Тогда Господь обращает к нему слова вразумления: «О, род неверный! Доколе буду с вами?..» Этим Спаситель указывает на главную причину того, что исцеления отрока не последовало — это неверие отца.
Впрочем, Господь знает человеческую немощь и то, как редко встречается в людях истинная вера. Недаром Он говорил Свои ученикам: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лк. 17:6). Если даже в апостолах еще едва ли можно было найти веру величиной с горчичное зерно, что говорить о других? Но в ответ на смиренную просьбу о помощи Господь призывает отца отрока ободриться, даже если он может веровать хоть «сколько-нибудь». Тогда смирение любящего отцовского сердца простирается еще дальше, вплоть до признания того, что его вера скорее является… неверием. За это признание, за правдивый взгляд на самого себя, за смирение и любовь, Господь творит чудо: отрок исцеляется.
Один из авторитетных толкователей Святого Евангелия святитель Николай Сербский (Велимирович) (+1956 г.) называет слова: «Верую, Господи! Помоги моему неверию», — «громогласным поучением для всех поколений людских». В чем же состоит это поучение? По мнению святителя Николая Сербского, в момент, когда отец отрока заплакал, он покаялся перед Господом в самом тяжелом грехе — грехе неверия. Как много бед и скорбей принес в мир этот грех! Как часто мнимая, ложная, вера служит причиной падений людей и конфликтов в обществе! Но кто может сказать «моя вера велика и совершенна»? Если бы это было так, если бы ее величина была хотя бы с зерно горчичное, сколько чудес можно было бы совершить, как можно было бы украсить мир добротой, любовью и благополучием! Но увы, не то что горы переставлять, даже от маловажного греха отказаться у человека порой недостает сил…
Поэтому, правда о себе, о своих добродетелях, включая самое ценное — веру — заключается в том, что превозноситься, гордиться, тщеславиться по сути нечем. Не то что зерна горчичного — даже следа ее не найти в твоем характере, в твоих отношениях с ближними, в твоем терпении немощей других людей, терпении несовершенств окружающей жизни. Где она — твоя вера? Где твоя жизнь по Заповедям Блаженств, по Евангелию?
Эта правда о себе не лицеприятна и не приятна. Но она имеет несравненно большую ценность, чем «убеждение в «вариантности» истины». Дальнейший рассказ свидетельствует об этом. Отец отрока честно признает поражение в вере, бессилие её проявить. Но он произносит ключевое слово «помоги»: «…Помоги моему неверию!» И тогда происходит чудо — вера получает точку опоры, основание, ведь только с верой человек может обратиться к Богу с просьбой: «Помоги!» Святитель Николай Сербский описывает это так: «…Он покаялся в своем неверии и, в присутствии Божием, вера прибыла в нем стремительно, словно речная вода в половодье» («Беседы. Неделя Четвертая Великого Поста.»)
Доказательством тому, что отец отрока через покаяние приобрел истинную веру, служит само чудо исцеления. Ведь в Евангелии Господь совершает чудеса именно через веру людей. Вспомним, как исцелился расслабленный в Капернауме (Мф. 9:1-8), или прокаженный (Лк. 5:12-15), или кровоточивая женщина (Мф. 9:20-22), или слепорожденный (Ин. 9:1-38), или как воскрес Лазарь Четверодневный (Ин. 11:1-57). Все чудеса произошли по вере людей, и отец бесноватого отрока — не исключение.
Многие люди не ходят в храм, потому что считают свою веру слишком слабой. Но она, как мы доказали, не может быть иной в падшем человеческом естестве. Господь пришел «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10), восполнить то, чего нам недостает по ряду независящих от нас причин. Чтобы приобрести веру, не нужно много слов. Достаточно сказать: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!».
Опубликовано: «Воскресение», № 3, 2017 г.
Назад к списку
Помоги моему неверию
«Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога» Деян. 3:3-8.
В данном отрывке Священного Писания мы прочли о том, как произошло чудо Божье. В Евангелии от Марка можно найти историю о том, как один отец привел к ученикам Иисуса своего сына, с детства одержимого немым духом, чтобы те помогли ему. Но ученики ничего не смогли сделать. Тогда отец пришел ко Христу, и Иисус сказал ему: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» Мар. 9:23. Отец отрока тотчас воскликнул со слезами: «верую, Господи!», и далее последовала еще одна его фраза: «…помоги моему неверию» Мар. 9:24. Несмотря на то, что отец отрока ответил Господу весьма странно: с одной стороны – «верую», а с другой стороны – «…помоги моему неверию», тем не менее чудо Божье совершилось и в этом случае.
Эти два места из Библии имеют между собой некую связь. И суть вот в чем: и в одной, и в другой ситуации люди получили ответ, получили переживание действия любви Иисуса Христа. Произошло Божье чудо, и нужда разрешилась.
А какое представление о вере имеем мы? В евангельском мире, в евангельских церквах учат о том, что вера должна быть серьезная, основательная, очень твердая, так как: «без веры угодить Богу невозможно» Евр. 11:6. Мы часто слышали такое понятие, как: «мужи веры», и представляли, как крепкие седовласые мужи, закаленные в вере, передвигают горы. Ведь Слово Божье говорит: «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» Мф. 21:22.
Человек имеет образное мышление и когда слышит подобные вещи, то в его сознании возникают различные образы. Например, многие считают, что библейский герой Самсон имел атлетическое телосложение, хотя Библия ничего об этом не говорит. Его сила заключалась вовсе не в мышцах. Но когда речь идет о силе, в нашем сознании неизбежно рисуется картина крепкого атлета с большими мышцами. А если человеку подвластно изменение ландшафта, где горы передвигаются, деревья засыхают, море раздвигается, то это вообще – «суперлюди».
Поэтому, когда мы читаем о вере нечто подобное, то мы и представляем себе таких мудрых, сильных верующих, которые прямо «горят». Они приходят, повелевают стихиям, запрещают и так далее. Наше воображение рисует, что хороший верующий – это такой человек, который никогда ни в чем не сомневаются, не грешит и всегда поступает правильно. Может быть именно так и выглядит вера Божья? Бог же всемогущий, а значит и слуги Божьи всемогущие и какие-то особенные.
Если это действительно так, то каждый человек, хорошо зная себя, зная все свои недостатки, немощи, может сделать вывод, что ему очень и очень далеко до хорошего и сильного верующего. Но это не так. Бог принимает нас такими, какими мы являемся. В Слове Божьем Господь открывает нам жизни многих Своих верных слуг. Все они были разными и каждый из них имел свои недостатки. Да, они совершали чудеса, сила Божья являлась через них, но на самом деле, в жизни они были обычными людьми, как и мы с вами.
В Священном Писании говорится: «Илия был человек, подобный нам» Иак. 5:17. Пророк Илия, через которого Бог совершал великие чудеса, был подобен нам. То есть, он был подобен каждому, который читает Библию. Любой человек, который откроет Писание, поймет, что это говорится о нем лично. Ведь, посмотрев внимательно на жизнь Илии, мы видим, что он, действительно такой, как и мы. Он полон страха, бежит, прячется, и сомневается, и смерти у Бога просит. Но, при всех его недостатках и несовершенстве, он повелевает небу закрыться и три с половиной года на земле нет дождя. Затем повелевает пойти дождю и начинается дождь. Чудеса, однозначно, происходят через его жизнь, но, при этом, он не похож на такого, наполненного силой и уверенного героя веры. Он, действительно: «…человек, подобный нам» и Бог действует в его жизни.
Писание говорит о людях, что все мы обложены немощами и несовершенны. Кто же тогда такие эти – «мужи веры»? И что представляет собой призыв, повелевающий иметь веру Божью? Ранее, мы обратили внимание на одну историю из Евангелия от Марка, в которой отец имел проблемы с сыном. Когда он пришел ко Христу, то Иисус сказал ему: «если сколько-нибудь можешь веровать…». Господь не потребовал от него много, лишь самую малость. И этот человек воскликнул со слезами: «верую, Господи!», и сразу же: «помоги моему неверию» Мар. 9:24. После чего происходит удивительное чудо, сын этого человека получает полное освобождение.
Там, где в Писании говорится о вере, при помощи которой можно горы переставлять, какое требование предъявляется к этой самой вере? Написано: «…если вы будете иметь веру с горчичное зерно…» Мф. 17:20. А что представляет из себя горчичное зерно? Это самое маленькое по величине зерно из всех остальных. Иными словами, имея лишь самую малую частицу веры, можно горы переставлять. Оказывается, что Божья вера – это вовсе не то, что мы рисуем себе в голове. Вовсе не обязательно быть таким «героем» и примером для всех. Илия был подобен нам с вами, и Бог действовал через него.
Вера – это, когда ты имеешь в себе нечто совсем маленькое, и ты это маленькое высвобождаешь. Но есть и то, что мешает нам высвободить это, мешает водительству Божьему, которое имеет каждый из нас, так как Бог коснулся каждого и объединил нас в одно Тело Христово. Нам мешает высвободить это малое, нечто очень огромное, а именно: наше «я», наша плоть. Плоть рождает сомнения в разуме человека: стоит ли свидетельствовать, стоит ли молиться, что скажут люди, как отреагируют знакомые…?! Мысли обрушиваются на нас, рождая сомнения в наших сердцах. Именно плоть сдерживает человека Божьего, являясь мощным и сильным оружием против духа. Но ведь спасение, от начала и до конца – это дело только Самого Бога, и человек к нему вообще не имеет никакого отношения. Сомневаемся мы или нет – Бог спасает!
То же касается и исцеления. Какое отношение любой из нас может иметь к исцелению? Вообще никакого, потому что исцеляет Бог! И Он Своей славы людям не дает: «Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному…» Ис. 42:8. И вот, этот несчастный отец, имеющий нужду, придя к Иисусу за помощью для своего сына, исповедует свою немощь, но при этом, в этой немощи он обращается к Самому Христу. Потому, что Тот, Кто производит чудо – это не человек, это – Господь Иисус! Через малое Бог силен сделать великое.
Теперь обратите внимание на тот отрывок Священного Писания, который мы сегодня взяли за основу. Это место в Библии, где Петр и Иоанн в час молитвы идут в храм, обычно, в церквах приводится, как показатель «великой» веры у Апостолов: «…что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». Нам неоднократно доводилось слышать о том, что Петр и Иоанн имели «огромную» веру, поэтому взяли хромого за руку, поставили на ноги и тот пошел.
А теперь посмотрите на это место Священного Писания с другой стороны. Братья просто идут в храм, и они ничего не планируют такого. Перед входом в храм сидит хромой человек и смотрит на них, как на обычных прохожих, прося помощи. Этот человек был хромым: «от чрева матери». Он сидел у входа в храм не впервые, его: «сажали каждый день при дверях храма». Да и Апостолы не первый раз проходили мимо него. Но сегодня их глаза встретились, они всмотрелись друг в друга и хромой произнес: «Дайте мне хоть что-нибудь!» Петр же ответил: «серебра и золота нет у меня…». Иными словами: «Мы тебе ничем помочь не можем. У нас ничего нет. Мы бессильны что-либо сделать для тебя!» Вот, что они говорят. Но они чувствовали побуждение в своем сердце поделиться с этим хромым любовью Христа. И Петр далее говорит: «…а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа…». Все, что имели эти Апостолы – это была любовь Христа, которую они и передали хромому человеку. И все увидели чудо.
Бог использует то малое, что мы имеем и производит великое. А это малое имеем все мы. Мы часто слышим побуждение в сердце от Духа Святого: «Скажи, сделай, помолись!» И все это простое. Но, в это же время приходит и нечто гигантское, плотское: «А что скажут? А вдруг нет? А что подумают? Замолчи! Не делай!» И вот в этом мы имеем поразительное сходство с человеком, который сказал: «…верую, Господи! помоги моему неверию», соверши Господи! Если хоть сколько-нибудь можете верить – верьте. Бог будет использовать это горчичное зерно.
И через эту Работу будет прославлено не твое, но Божье имя. Когда хромой вскочил на ноги, народ увидел это, и все сбежались к Петру и Иоанну в изумлении, но: «Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его» Деян. 3:12-13. Петр стал объяснять людям, что не человек это сделал, а имя Христа поставило хромого перед всеми здоровым.
Какая слава Богу будет от того, что какой-то «муж веры» изменил ландшафт местности, передвинув пару гор? Человек не способен даже на локоть рост себе прибавить не то, что слепому открыть глаза, или хромому восстановить ноги. Мы сами не в состоянии спасти своего ближнего, чтобы его жизнь полностью изменилась в лучшую сторону. Для этого необходимо Божье чудо. Сердце человеческое в руках Бога. Можешь сколько-нибудь, имеешь побуждение – верь!
С этой стороны все Писание смотрится по-другому. Все герои веры, жизнь которых описана в Библии – это были люди, подобные нам, со всех сторон обложенные немощами, как и все мы. Но при этом сила Божья являлась через них. Очень важно понять, что мы не говорим здесь о том, что: «Живи, как хочешь и Бог будет через тебя прославляться». Нет! Мы говорим о смиренности сердца: «Господи! Мы – ничто, но Ты – все!» Если ты имеешь откровение или побуждение делать – делай. Твое малое горчичное зерно Бог будет использовать, чтобы растопить большие айсберги непонимания и разрушить громадные горы человеческих твердынь.
Это и есть вера Божья, которая исходит не от нас, не от нашего разума. Каждый из нас – это лишь драгоценный сосуд в руках Божьих. Доверяйте наполнению: Божьему водительству, Его Слову, которое живет в нас. Чтобы исполнить волю Божью необходимо быть послушным Господу и исполнять не то, что тебе хочется, а то, чего от тебя ожидает Господь.
Бог не создал нас способными летать или ходить по воде. Поэтому, когда Петр пошел по воде, то начал тонуть. Хождение человека по воде не является проектом Бога. А как часто это место из Библии преподносится в том плане, что Петр – это герой веры, который идет по воде. Это не так. На самом деле мы очень часто просим Бога о каких-либо глупых, не имеющих смысла вещах. И, даже, видя нашу глупость, Он, как любящий Бог, желая научить нас, позволяет нам делать многие вещи. Разве не так? Сколько глупостей мы делаем ежедневно?! И Бог позволяет. Так и Петр изъявил желание ходить по воде. Пару шагов сделал и начал тонуть. Иисус больше ни о чем не спрашивал Петра, а просто взял и поставил его в лодку, где тот ранее находился и где должен был находиться. Воду Петр должен был преодолевать в лодке. Лодка является образом Ноева ковчега, образом Церкви, где мы все вместе находимся в одном Теле. Только в этом «ковчеге» мы сможем добраться до точки нашего назначения. Иисус отнюдь не ободрял Петра, а упрекнул его, что он усомнился в том, что его место в лодке, решив, что сможет сам ходить по воде. Господь вернул его в лодку: «Здесь твое место, человек».
Тот, Кто может ходить по воде, Кто может исцелить калеку, изменить жизнь человека – это Господь Иисус. Не я, не ты, не все мы вместе взятые. Действует Иисус, Который и бури останавливает, и ветрам повелевает, и спасение осуществляет, и славы Своей людям не дает. «Илия был человек, подобный нам», но помолился и затворилось небо, снова помолился и отворилось небо. По его молитве и огонь сходил с неба. Он не был всесильным, но, как и любой из нас, он был немощным, поэтому Господь действовал в его жизни.
Апостол Павел делится своим свидетельством: «Но сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» 2 Кор. 12:9.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
ВЕРУЮ, ГОСПОДИ, ПОМОГИ МОЕМУ НЕВЕРИЮ
На вопросы читателей отвечает священник Александр ШРАМКО, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы, г. Минск.
Возможно, вопрос прозвучит смешно, но я действительно не знаю, как сформулировать его правильно… С чего мне начать свое приобщение к вере и Церкви? Или, может быть, так: как себя вести (или как строить свой образ мыслей), чтобы стать истинно верующей?
Анна
Чтобы быть истинно верующим, нужно иметь истинный предмет веры, надежды и любви. Нельзя же полюбить просто потому что хочется быть влюбленным. Для этого нужна встреча. Так и истинной веры не будет без встречи с Богом. Встреча эта происходит у каждого по-разному, тут нет готовых рецептов. Кроме, пожалуй, одного. В первую очередь, нужно прочитать Евангелие. И не просто прочитать, а проникнуться им. Само переживание описываемых в нем событий земной жизни нашего Бога – Иисуса Христа, Его дел, слов, страданий и смерти ради нас, Его Воскресения для нас, – может оказаться той самой главной и желаемой Встречей. Второе, без чего невозможна настоящая вера, это участие в Таинствах Церкви. Это может оказаться непросто, но нужно искать и найти священника, которому Вы сможете довериться, и, обязательно участвовать в Таинствах Исповеди и Причастия. Ведь в Таинствах уже не только мы ищем Бога, но и Он Сам выходит нам навстречу. А дальше уже сердце подскажет. И Бог поможет.
Как быть, когда в душе нет любви к людям? Я верю в Бога и люблю Его, но эмоциональной любви к людям не испытываю. Даже к собственному мужу и матери. Значит я – «медь звенящая», и вера моя ничто? Всякое доброе дело я делаю через усилие, а между тем знаю, что от Бога не отрекусь ни за какие сокровища на свете. Есть ли надежда, что чувство любви к ближнему со временем придет? Меня мучает мысль, что я духовный инвалид. Как быть дальше – не знаю. Помогите.
Александра
Во-первых, я бы не советовал никогда с такой уверенностью заявлять: «Я от Бога не отрекусь ни за какие сокровища на свете». Святые отцы Церкви всегда избегали таких деклараций. Они говорили по-другому: «Очень боюсь, чтобы по слабости или по своим грехам не оказаться мне без Христа»…
А по поводу любви к людям, христианину нужно помнить только об одном – истинно любящий Бога не может не любить своих ближних. Об этом красноречиво свидетельствует апостол Иоанн: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога… Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин., 4, 7,8,12,20,21).
Но, возможно, именно эти слова и повергают Вас в отчаяние. Мол, раз нет любви к людям, то нет и никакой другой. Конечно, это повод для беспокойства. Но, с другой стороны, само это беспокойство свидетельствует, скорее, о наличии любви, чем о ее отсутствии. Так, в Евангелии отец болящего отрока, воскликнувший: «Верую, Господи, помоги моему неверию», – показал истинную веру. Поэтому человек, молящий Бога о даровании любви, часто свидетельствует об истинной любви (Мк., 9, 24).
А еще важно помнить, что истинная любовь далеко не всегда эмоциональна, равно как и эмоциональность не всегда свидетельствует об истинном чувстве.
Здравствуйте!
В каждом сообщении о строительстве нового храма обязательно есть фраза: «Храм соответствует всем православным канонам». Пожалуйста, расскажите об этих канонах поподробнее.
Jessika
Почти каждая деталь внешнего и внутреннего облика православного храма имеет определенное символическое значение. Сохранение всей этой символики и имеют в виду, когда говорят о соответствии канонам.
Самим видом своим, зачастую напоминающим корабль или ковчег, храм призван напоминать, что Церковь подобна кораблю, помогающему христианину пересечь обуреваемое страстями житейское море и достигнуть гавани спасения – Царства Божия.
Встречаются храмы и в виде креста – символа спасения, или круга – символа вечности. Но духовное значение ковчега спасения сохраняется и в них. Церковь – это небо на земле, об этом напоминает имеющий форму неба купол, который венчает крест, установленный во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. А сам храм строится так, чтобы молящиеся были обращены на восток, где встает солнце – в напоминание о Господе как о Солнце Правды, Свете миру, лежащему во тьме греха.
Внутри храм разделяется на три части: притвор, среднюю часть (неф) и алтарь. В притворе раньше молились люди, еще только готовящиеся к крещению (оглашенные) а неф и алтарь – это уже территория самой Церкви, из земной и небесной. А в центре алтаря – престол, символическое место пребывания Самого Господа, Царя Небесного.
Алтарь отделяется от остальной части храма иконостасом, составленным из ликов святых, и среди них – изображения Иисуса Христа и Божией Матери. Во время богослужения они напоминают, что и святые, и ангелы, и Матерь Божия, и Сам Господь Иисус Христос невидимо присутствуют среди нас… По сторонам от иконостаса – клиросы, на которых располагаются хоры, по образу хоров ангелов, поющих на небе славу Господу.
Вот лишь некоторые из множества символических деталей православного храма, помогающих увидеть в нем не только внешнюю физическую, но и духовную реальность.
- Храм Богоявления
- Протоиерей Игорь Рысенко
Неделя преподобного Иоанна Лествичника. Вся предстоящая седмица посвящена воспоминаю этого удивительного угодника Божия и мыслям о спасении человеческой души, которые преподобный Иоанн изложил в своей книги и назвал её «Лествица, возводящая на небо». И по названию этой книги он теперь сам именуется Лествичником, т.е строителем той самой лестницы спасения, по которой можно от ступени к ступени, поднимаясь все выше, от земли подняться к небесам.
Не за то будем осуждены мы с вами на Страшном суде, — восклицает преподобный Иоанн в своей книге, — что не совершали чудес, не богословствовали, а будем осуждены за то, что не плакали о грехах своих.
Первая ступень, к которой подводит нас преподобный Иоанн в этой книге, первая ступень совершенства добродетелей на первый взгляд кажется нам с вами, живущим в миру, неисполнимой, поскольку ступень эта именуется отречением от мира. Конечно, эту книгу он писал преимущественно для монашествующих, которые отреклись от мира, приняв ангельский образ и живущих как бы уже вне этого мира. Но если мы с вами вдумаемся в смысл этих слов и представим себе, от какого мира мы бы могли с вами отречься, живя в миру, то станет очевидным, что эта ступень и для нас тоже.
Отречение от мира, по мысли преподобного Иоанна, – это, прежде всего, весь свой строй мыслей направить к небесам. Конечно, живущим в пустыне монахам это в прямом смысле слова необходимо сделать. А нам с вами, живущим в миру, необходимо отречься от того зла, в котором этот мир лежит и от которого гибнет. Мир, в котором мы живем сейчас, он временный, и мы в нем временные: впереди нас ожидает вечность. Мы не должны забывать о том, что будет потом, за гробом. В этом смысле бегство из этого мира для нас вполне допустимо и приемлемо.
Не бежать от проблем этого мира, не отворачиваться от него, но не принадлежать этому миру, не принадлежать порокам и страстям, которые пронизывают этот мир. Не жить по законам этого мира, когда все кругом говорят: «все так делают и ты такой же, чем ты отличаешься?». Задавали такой вопрос христианам и язычники: да, соглашались христиане, мы такие же грешники, но мы не согласны с нынешним своим положением. Мы каемся и плачем о своих грехах и стараемся бороться с ними, измениться, а вас всё устраивает. и вы в этих пороках погрязаете, а если бы и желали измениться, то не в состоянии это сделать.
Рабство миру – вот что страшно, рабство греху. И от этого рабства призывает нас бежать преподобный Иоанн. Плач о своих грехах – это необходимое условие и одна из первых ступеней совершенства. Это очень важная мысль: покаянные слезы, сокрушение сердечное. Именно при таком состоянии души и сердца человек способен бежать от мира, живя в миру, не принадлежать ему.
Когда человек плачет? Когда какое-то чувство особенно остро касается его. Это может быть и радость, это может быть и горе, это может быть и восторг или ужас – такое сильное чувство, которое подобно копью пронзает сердце человека и из сердца исторгаются слезы. Когда мы говорим о покаянии, о покаянных слезах и чувствуем, что в нашем сердце такие чувства бывают крайне редко, то стоит задуматься: почему этих слез нет. Потому что наше сердце черствое, потому что мы не чувствуем боли от наносимых себе нашими грехами ран.
Нам кажется, что всё нормально. И только какое-нибудь особо сильное потрясение, или особо тяжкий грех, или прозрение, когда Господь благодатью Своей касается сердца и исторгаются слезы. И часто они переходят в горечь — от уныния, от отчаяния, от безысходности. Но у христианина не должно быть таких слез. Не должно быть слез саможаления. Но когда он видит, что его душа погибает, и он мало на что способен сам без Господа, вот эти слёзы спасительны. Только когда во имя Божие мы что-то делаем, с призыванием Его святого имени, тогда это становится спасительным для нас.
Вот и сегодня мы с вами слышали воскресное евангельское чтение о том, как Христос исцелил больного бесноватого мальчика. И посмотрите, как это исцеление происходило. Господь только что вернулся с вершины горы Фавор. Преобразившись там перед Своими ближайшими учениками Петром и двумя братьями Зеведеевыми Иоанном и Иаковом. Он спускался, и у подножия горы Его уже ждала толпа людей. И посреди этой толпы его ждал человек со своим сыном. Среди народа шум и волнение: апостолы не сумели помочь этому отроку, не сумели изгнать из него беса. Апостолы в недоумении: уже после они наедине они спрашивали у Христа – почему они не смогли изгнать беса? Тогда же Христос, услышав, что ученики не смогли изгнать беса, восклицает: «о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне». (Мк.9:19)
Исцеление Христос начинает не с мальчика, а начинает с отца, поскольку отец этот тоже болен неверием. Ведь он говорит Христу: вот я привел сына своего к Твоим ученикам, а они ничего не сумели сделать, но если ты что-то можешь, помоги. И Господь говорит ему здесь очень важную мысль: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк.9:23)
Как возникает в человеке такая сила веры? Ведь Господь в другом месте говорит: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». (Мф.17:20) Самое малое семя! И если в человеке было хотя бы столько же веры, гора послушалась бы! Значит мы даже такой веры в себе не имеем!..Как её в себе воспитать? Господь говорит этому отцу, приободряя его, что всё возможно!
Другой случай, тоже говорящий о силе веры, когда другой отец, начальник синагоги, у которого была тяжело больна дочь, стоял у Христа, моля об исцелении, но уже на пути к ней прибежали слуги и сказали, что она умерла. «Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй» (Мк.5:36). И отец это шел дальше за Христом, может быть, так же и веря, и не веря.
Так и тут: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал». (Мк.9:24-27)
Отец мальчика хотел веровать, хотя разум говорил, что это «невозможно», но душа подсказала дальнейшие правильные слова: «верую, Господи! помоги моему неверию» — слова смирения. Верую, но моя вера не такая сильная, какою она должна быть, помоги, Господи, моему неверию!
Смирение – вот чего не хватило ученикам, когда они не смогли изгнать беса. Они ведь, наверное, надеялись тогда только на свои силы. Господь, видя слезы этого отца, его слезы о своем греховном состоянии и несовершенстве, исцеляет мальчика, который падает как бы бездыханным, так, что все даже говорят, что он умер. Но Христос берет его за руку и подымает мальчика, который встает на ноги, или восстает – это прообраз грядущего воскресения.
Так Господь врачует и исцеляет: сначала душу и сердце, укрепляет в человеке веру через смирение. И когда покаянное чувство пробивает сердце человека как копье, молитва такого сердца всегда будет Господом услышана. А когда мы молимся и не слышим ответ, не получаем просимого, вспомним этого человека – как он просил. Он просил у Господа, прежде всего, укрепить собственную веру, так, чтобы ему было возможно поверить в реальность помощи от Бога. А ведь часто человек просит о чем-то у Господа, а сам не верит в то, что это возможно, что Господь поможет.
Мы не верим, как дети. А Христос говорит: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». (Мф.18:3) Христос говорит о чистоте сердца, об искренности, о прямодушии. Дети так слушают нас с вами: они не испытывают наши слова – правда это или не правда, они абсолютно доверяют! Когда ребенка впервые кто-то обманул, у него недоумение, состояние шока, он не понимает, что произошло, потому что для него неправда – это неестественно. Так и мы с вами должны научиться слышать слова Христа и принимать их в свое сердце. А если не хватает веры, уподобимся отцу этого мальчика и будем вопиять из глубины души: «верую, Господи! помоги моему неверию».
Подробности Протоиерей Игорь Рысенко Категория: Слово пастыря Просмотров: 2033