Уж не знаю почему, прочитав дневник «И я полностью согласен», вспомнила эту фразу из книги Достоевского.
Красота! Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил. Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота? Верь, что в содоме-то она и сидит для огромного большинства людей, — знал ты эту тайну иль нет? Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей.
И классики ошибаются.. но слова эти он написал персонажу буйному с бурей в душе, который дьявола своего победил смирением.
Помните знаменитую фразу Достоевского: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей»? Несмотря на ее хрестоматийность, мне кажется, что классик не совсем прав. Точнее, эти слова допускают не совсем христианское понимание. Или совсем не христианское.
Бог не борется с диаволом. Во-первых, потому, что Сатана уже побежден. Смерть как следствие появившегося в мире зла и греха раз и навсегда побеждена Воскресением Христа. Во-вторых, Бог – Творец пространства и времени, человека и ангелов – слишком велик и могущественен, чтобы кто-то мог бороться с Ним. Творение не может бороться с Творцом как моська не способна стать соперником слону. Христианство – не дуалистическая религия, исходящая из постоянной, изначальной борьбы добра и зла, темных и светлых сил, равновеликих и поэтому постоянно пребывающих в противодействии. Мир христианина – не извечная диалектическая борьба начал инь и ян. В сотворенном Богом мире нет зла, поэтому у зла нет собственной природы. Говоря философским языком, зло неонтологично. Зло – это отсутствие добра или видоизмененное добро. (Может, поэтому говорят, что наши недостатки – продолжение наших достоинств?) Зло всегда – попытка паразитировать на добре, изменить добро. Как когда-то змей соблазнил жену Адама, исказив первый завет Бога и человека словами: «Подлинно ли сказал Бог, не ешьте ни от какого дерева в раю?» Змей лгал, его ложь удалась, и с нарушением завета добра в мир вошло зло. Но боролся диавол-змей не с Богом. Он боролся с человеком.
Сама мысль о борьбе диавола с Богом для христианина абсурдна. Особенно хорошо это видно в евангельском эпизоде искушения Христа в пустыне. Когда диавол предлагает Иисусу все царства мира, если Тот поклонится ему, Христос отвечает искусителю: «Отойди от меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». В славянском переводе Евангелия от Матфея эта фраза звучит так: «Иди за мною, сатано: писано бо есть: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужи». С языковой точки зрения русский текст более точен, а славянский является калькой с греческого и искажает смысл фразы (буквально: иди по направлению «за меня»). Но в каком-то смысле эта языковая неточность более жестко указывает на реальное положение вещей – на невозможность диаволу искусить Бога, на несоизмеримую «разность в весовых категориях». Недаром толкователи Библии традиционно отмечают, что в искушении в пустыне Христос отвергает все те соблазны, на которые в свое время прельстилась Ева: соблазн духа, души и тела.
А вторую часть фразы («написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи») можно истолковать не только как то, что Христос пришел послужить Богу, но и как то, что сам сатана, вместо бесплодных попыток искусить Спасителя, должен ему покориться и ему служить.
Дважды, в 1812 и в 1941 годах, становилась Бородинская земля местом ожесточенных боев за Москву. И со временем здесь все стало историческими реликвиями – сохранившиеся холмы, овраги, перелески, реки, ручьи, восстановленные укрепления, памятники, поставленные благодарными потомками.
Это славное поле у каждого, кто был здесь хотя бы однажды, остаётся в памяти на всю жизнь. Особый интерес у посетителей Бородинского поля вызывают Багратионовы флеши.
В день сражения они назывались Семеновскими, но в честь генерала, возглавившего их оборону и получившего здесь смертельную рану, их стали называть Багратионовы. В ходе сражения здесь были уничтожены лучшие дивизии Наполеона. Именно поэтому здесь в XIX веке возник комплекс памятников героям Бородина, полкам и дивизиям.
В числе первых, кто принял на себя удар, защищая флеши, была сводно-гренадерская дивизия генерала М.С. Воронцова. Из четырех тысяч человек на вечерней перекличке откликнулось 300. О подвиге гренадеров напоминает памятник у средней Багратионовой флеши, на котором высечены слова: «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой».
Рядом с гренадерами на флешах сражалась 27-я пехотная дивизия, памятник которой установлен на левой флеши. Надпись на черном граните гласит: «Бессмертной дивизии Неверовского – героям Шевардина и Семеновских флешей». Золотом горят наименования полков, перечислены их потери в Бородинской битве. Две трети дивизии полегло на поле брани.
На флешах билась и 3-я пехотная дивизия генерала П.П. Коновницына, подошедшая сюда для подкрепления из Утицкого леса. Еще на марше, перестроившись в колонны к атаке, вступила она в самое пекло, в бой за среднюю флешь. Французские гранаты и картечь вырывали целые шеренги Ревельского полка. Увидев, что солдаты заколебались, генерал Тучков подхватил из рук раненого знаменосца знамя, бросился вперёд и рухнул, сраженный картечью. На этом укреплении потомки установили в 1912 году гранитный обелиск: «Доблестным героям Бородина, потомки 3-ей пехотной дивизии генерала Коновницына». «Слава погибшим за Русь православную!» На пьедестале памятника обозначены названия полков, входивших в состав дивизии, сведения о потерях, фамилии раненых и убитых офицеров. Среди убитых генерал-майор Тучков 4-й, шеф Ревельского пехотного полка.
В память погибших за Отечество на флешах в 1838 году был открыт Спасо-Бородинский женский монастырь, основанный вдовой генерала А.А. Тучкова.
Архитектурный ансамбль Спасо-Бородинского монастыря, созданный в 30-70-е годы XIX века сильно пострадал в 30-40-е годы XX столетия. Храмы и здания монастыря восстановлены Бородинским музеем-заповедником. На территории монастыря открыты для посетителей четыре музейные экспозиции.
В восстановленном домике основательницы монастыря создана экспозиция «Дом-музей игумении Марии». Площадь музея невелика – три небольшие комнаты. В двух из них рассказывается о событиях мирской жизни М.М. Тучковой, о подвиге её мужа, об истории основания ею Спасо-Бородинского монастыря. Главная комната – мемориальная, воссоздана по сохранившимся фотографиям и описаниям очевидцев, она служила матушке Марии и кабинетом и молельней.
В помещении бывшей церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи Спасо-Бородинского монастыря размещается экспозиция «Военная галерея Бородинского поля». В экспозиции представлены 73 портрета русских генералов и офицеров из фондов музея. Это редкие гравюры и литографии, исполненные большей частью с прижизненных изображений героев известными мастерами эстампа александровской эпохи. Собранные в единый экспозиционный комплекс, портреты создают яркий, запоминающийся образ защитника Отечества в героическом 1812 году.
В здании бывшей гостиницы Спасо-Бородинского монастыря, где 26-27 сентября 1867 года останавливался великий русский писатель Л.Н. Толстой во время посещения Бородинского поля, открыта экспозиция «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле».
Монастырь и прилегающая к нему территория Бородинского поля хранят память и о суровых днях битвы за Москву. Следы от осколков снарядов видны на памятниках. Памятная доска, установленная на здании монастырских келий, свидетельствует о том, что с 10 августа по 9 октября 1941 года в постройках монастыря размещался полевой передвижной госпиталь №670. Здесь открыта экспозиция «Бородино в годы Великой Отечественной войны». Она рассказывает о времени, когда «… Бородино вновь увидело героев. В других шинелях, но с вечно русским сердцем».
На расстоянии одного километра от Багратионовых флешей находится главная музейная экспозиция с ярким поэтическим названием «Славься ввек, Бородино!». В залах экспозиции находятся подлинные образцы вооружения, снаряжения и обмундирования русской и наполеоновской армий.
Макет поля Бородинской битвы даёт возможность увидеть расположение русской и наполеоновской армий и услышать информацию о ходе сражения. Особую ценность представляют археологические находки, найденные на поле сражения: пули, ядра, осколки гранат, пуговицы, пряжки, ремни, предметы вооружения.
Привлекают внимание вещи участников войны 1812 года: походная икона, шкатулка, табакерка М.И. Кутузова, стакан в футляре братьев Олениных (Петру было 17 лет, Николаю — 19), трубка и табакерка Ивана Бадашкова.
О разгроме наполеоновской армии напоминают трофеи: походная кровать и серебряная тарелка из обоза Наполеона, солнечные часы с функцией компаса и розой ветров маршала Нея, сабля мамелюка, знамена.
На многочисленных живописных полотнах и графических листах – лица русских генералов, «покрытых славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года».
Все, приезжающие на Бородинское поле, обязательно посещают батарею Раевского, задерживаются у главного монумента, читают надписи: «Благодарное Отечество положившим живот на поле чести»; «Властолюбие неограниченное изумило Европу; здесь потрясено; успокоилось посреди пустынь океана».
С батареи Раевского открывается величественная панорама Бородинского поля. Здесь слились воедино две эпохи ратного подвига народов России. Бородино стало мемориалом двух Отечественных войн, уникальным памятником военной истории.
Коллектив Бородинского музея разработал экскурсии, рассчитанные на разные аудитории. Для школьников интерес представляет автобусная экскурсия «Бородино – мемориал двух Отечественных войн». Она включает осмотр памятников и памятных мест Бородинского поля и посещение экспозиций: «Славься ввек, Бородино!», «Военная галерея Бородинского поля», «Бородино в годы Великой Отечественной войны». Во время проведения экскурсий для младших школьников активно используются элементы игры и цитируется лермонтовского «Бородино».
Для учащихся старших классов разработана экскурсия «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле», которая рассказывает об участии героев романа в событиях Отечественной войны 1812 года, о Бородинском сражении в трактовке Л.Н. Толстого. Предусмотрено посещение экспозиций «Славься ввек, Бородино!», «Военная галерея Бородинского поля», «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле» и осмотр памятных мест Бородинского поля, упоминаемых в романе.
Для каждой группы по заявке классного руководителя составляется индивидуальная программа посещения Бородинского музея-заповедника в зависимости от интересов и времени пребывания на поле.
Содержание
Идеал содомский
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Идеал содомский — этико-философская модель человеческой личности, строящей свои отношения с людьми и миром на основе индивидуализма и эгоизма, т.е. принципов, противоположных христианским. Является противоположностью идеала Мадонны. Выражение «идеал содомский» восходит к известному монологу Дмитрия Карамазова об амбивалентности красоты (см.: 14; 100). У Дмитрия оно обозначает тип такой женщины, у которой внешняя обольстительность и эффектность сочетаются с порочностью, сладострастием и жестокостью. В «Ответе «Русскому вестнику»» Достоевский, анализируя образ Клеопатры из «Египетских ночей» А.С. Пушкина, дает развернутую характеристику такого типа. Он прямо указывает на то, что подобная личностная позиция связана с потерей веры в Бога, приводящей к потере смысла жизни и духовной ущербности: «Жизнь задыхается без цели. В будущем нет ничего; надо требовать все у настоящего, надо наполнить жизнь одним насущным. Все уходит в тело, все бросается в телесный разврат, и, чтоб пополнить недостающие высшие духовные впечатления, раздражает свои нервы, свое тело всем, что только способно возбудить чувствительность. <…> Даже чувство самосохранения исчезает. <…> Разврат ожесточает душу <…> это душа паука, самка которого съедает, говорят, своего самца в минуту своей с ним сходки» (19; 135—136). В Клеопатре идеал содомский выражен с наибольшей полнотой, но важные черты его встречаются во многих героях и героинях Достоевского. Понимание любви как права на деспотизм и мучительство по отношению к другой личности, как любви к самому себе в форме любви к другому присуще Полине из романа «Игрок», а в менее обнаженной форме — Аглае («Идиот»), Катерине Ивановне («Братья Карамазовы»), а также — Свидригайлову («Преступление и наказание»), Ставрогину («Бесы»), Федору Павловичу («Братья Карамазовы»). Более того, в мужских образах этот идеал воплощен даже ярче, чем в женских. Причем перечисленные личностные качества не ограничиваются у мужчин только сферой любви, а приобретают широкое миросозерцательное значение, что позволяет толковать данное понятие расширительно, как это зачастую и делала русская критика начала века. Воплощением идеала содомского становится красота содомская, прельстительная и губительная. При широком понимании термина — это этико-философская модель крайне индивидуалистичной личности, созданная Достоевским-художником. Такая личность признает ценность только за собой и видит высшую цель развития в никем и ничем не ограничиваемой реализации своих потенций, потребностей и капризов. Она воспринимает себя в качестве сияющей вершины огромной пирамиды, основанием которой служат окружающий ее мир и человечество, представляющие для нее бесконечный перечень опредмеченных вещей (как одушевленных, так и неодушевленных), мерой ценности которых является способность удовлетворения ими той или иной потребности этой личности. По этой причине она с легкостью жертвует другими людьми и не склонна к самопожертвованию (ведь нельзя же жертвовать высшим ради низшего!). Начиная с «Бесов», Достоевский присваивает этому антиидеалу имя «человекобога». Высшим проявлением свободы человекобога, его своеволия становится акт самоубийства, поскольку в нем он самовольно уничтожает высшую ценность собственной вселенной — ее «солнце» — самого себя. Разрыв с людьми приводит такую личность к утрате внутренней целостности, когда единство добра, красоты и истины (этико-эстетический идеал Достоевского) распадается, что имеет следствием отпадение эстетического от этического и бытийного, в конечном счете, ведет к той порочности и жестокости, которая характеризует Клеопатру.
Храпова А.О.
А.А. БЛОК: СОПЕРНИЧЕСТВО ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ И НЕЗНАКОМКИ («ИДЕАЛ МАДОННЫ» И «ИДЕАЛ СОДОМСКИЙ» В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА)
Блок, вслед за Вл. Соловьевым, полагает смыслом жизни, вселенской задачей угадывание имени Той, Которая скрывается за обликами Прекрасной Дамы и Незнакомки. Угадать имя означает, по Блоку, опознание, воплощение идеала. Вечно-Юная, Вечная Весна, Лучезарный Лик, Российская Венера, Любовь, Жена, Неизреченная, Недостижимая, Эвридика, Клеопатра, Беатриче, Офелия, Донна Анна, Кармен, Фаина, Коломбина – до бесконечности перебирает поэт имена, пытаясь воплотить невоплотимое. При этом среди множества имен выделяется имя Богоматери, рождающееся точно из звуков «мирового оркестра», которые в «бледных заревах искусства» образуют слой стиховой фонетики (доминирующий звук «м», дополняясь различными гласными, в конце с потрясающе гармоничной неизбежностью выливается в как бы интуитивно угадываемое – и угаданное! – имя Богоматери): «Мимо, все мимо – ты ветром гонима –/ Солнцем палима – Мария!» .
Едва ли не в один голос исследователи говорят об амбивалентности блоковского идеала, воплощенного во множестве женских образов. Так, Брюсов, тонко подмечая перекличку и разницу между словами-символами «прекрасный» и «красный», говорит о блоковском «переходе от «Прекрасной Дамы» к «красной подруге» и видит в этом переходе пародию на Вечноженственное и реабилитацию земной действительности. С. Соловьев критикует блоковское смешение Девы Марии с великой блудницей (о чем, комментируя, убедительно пишет П. Гайденко): «Жена, смеющаяся из ветхой позолоты, – обращается С. Соловьев в письме 1902 года к Блоку, – гениально. Но знаешь, кто она, по моему твердому убеждению? Не «Дева Радужных ворот!» Отнюдь. Поэты – цари земные. В Писании сказано, что они будут блудодействовать с великою блудницей. Все сбывается». После появления пьесы «Балаганчик», – продолжает П. Гайденко, – в которой С. Соловьеву нетрудно было увидеть злую пародию на их общие прежние идеалы, он совсем порвал отношения с Блоком, а в 1907 году в письме к В. Брюсову так отозвался о «Третьем видении» пьесы Блока «Незнакомка», помещенном в июльском номере «Весов»: «Незнакомка была бы б хоть куда, но, к сожалению, кузен мой по старой памяти во всякой б прозревает нечто вроде «Девы Марии», а под конец переносит действие в Шотландию и твердит о Мэри» . О борьбе в блоковском мире «идеала Мадонны» и «идеала Содомского» пишет и В.М. Жирмунский .
«Лжеименной гностицизм», в утрированной форме унаследованный Блоком от Вл. Соловьева, отмечает В. Никитин: «Стихи Блока 1901 – 1904 годов наполнены величальными эпитетами в честь Прекрасной Дамы. Последующая эволюция Блока свидетельствует, однако, что учение Соловьева о Вечной Женственности он воспринял явно неадекватно, ибо уверовал в возможность воплощения Души Мира в конкретной человеческой личности (именно – в Любови Дмитриевне Менделеевой; см. письма поэта 1902 года). Эволюция Блока пошла не по спирали, выравнивающей движение кверху, а зигзагообразно: от Прекрасной Дамы (Л.Д. Менделеева) к Незнакомке и Снежной маске (Н.Н. Волохова, В.А. Щеглова), к Фаине и Кармен (Л.А. Дельмас), к жрицам «свободной любви». Вероятно, прав о. Павел Флоренский, вынесший суровый приговор Блоку: «творчество культуры, от культа оторвавшееся, по существу – пародийно»; «характерная особенность блоковских тем о Прекрасной Даме – изменчивость ее лика, встречи с нею не в храме только, но в «кабаках, в переулках, в извивах», «перевоплощаемость Ее, святой, в блудницу», что изобличает у поэта «хлыстовский строй мыслей» .
Действительно, блоковская «знакомая незнакомка», предстающая и в пародийно-фарсовом, карнавальном, и в трагедийном ракурсе, совмещает в себе мировую душу и земную женщину, Деву Марию и великую блудницу. В мире и в сердце поэта, как он сам говорит, борются теза и антитеза, Прекрасная Дама и Незнакомка. Поэт раздваивается на мистика и скептика: «Прикорнувши под горою,/ Мистик молит о любви,/ Но влеченье половое/ Скептик чувствует в крови» .
Блоковский мир эволюционирует скорее не зигзагообразно (В. Никитин), а, по представлению самого поэта, «в виде концентрических кругов, которые становятся все уже и уже, и самый маленький круг, съежившись до предела, начинает опять жить своей самостоятельной жизнью, распирать и раздвигать окружающую среду и, в свою очередь, действовать на периферию» . Блоковский путь – это система концентрических кругов, постоянное соперничество Прекрасной Дамы и Незнакомки, составляющих, хотя у них разные облики, единое лицо, односущностных, но разноипостасных. Развитие осуществляется от одной пары тезы-антитезы к другой, исходя при этом из единого центра, где неразделимо соединяется «святое» и «грешное».
Три свои стихотворные книги Блок мыслит как этапы творческого пути – теза, антитеза и развязка, однако, подчеркнем, этот эволюционный ритм во многом умозрителен, теоретически реконструирован. На практике каждому из периодов в той или иной степени присущи характеристики, преобладающие в других периодах.
В тезе, первой книге стихов мистически прозревается Единое с его «земным небожительством», рыцарь культово поклоняется Прекрасной Даме, андрогинной Душе, соединяющей «отвагу мужей и нежность девицы» , долженствующей преобразить человека и мир, породить нового Христа. Вокруг ожидания Ее пришествия на землю разворачивается религиозно-фанатическая мистерия.
В целом в тезе мистически переживается рождение нового Христа, несмотря на опасность сорваться в бездну: «Над бездной плакал голос новый –/ Младенца Дева родила» . Поэт, забывая страх изменения облика, страх перед Афродитой Площадной, зовет всякого на поклонение своей Богоматери с Младенцем: «Здесь места нет победе жалких тлений,/ Здесь все – любовь. В открытые врата/ Входите все. Мария ждет молений,/ Обновлена рождением Христа» .
В антитезе, второй книге стихов господствует Незнакомка, «звезда падучая» , и падение идеала все более увеличивается. Если в «Пузырях земли» очевидна связь женственности с родимым хаосом, то в «Городе» блоковская героиня проникается «пошлостью таинственной», а Фаина в конце концов предстает «развенчанной тенью» . Клеопатра, бывшая Царицей Царей, становится кукольной проституткой в мировом балагане, бредом пьяного поэта: «Тогда я исторгала грозы,/ Теперь исторгну жгучей всех/ У пьяного поэта – слезы,/ У пьяной проститутки – смех» . Это же падение отражается и в рыцаре, символически превращающемся из гиганта в лилипута, карлика, нищего бродягу, пропойцу, незнакомца.
В своем пределе Незнакомка – это «на Звере Багряном – Жена» , Великая Блудница, прекрасная змея. Однако и в Незнакомке еще угадывается Лучезарная Жена, Сольвейг, Дева Мария. Проститутка еще способна покаяться: «Женщина-блудница – от ложа желанья –/ На коленях, в рубашке, поднимала руки ввысь…» . Более того, при тотальном «фаллизме» эпохи проститутка выступает образцом правдивости, человеколюбия, едва ли не святости; в эпоху безвременья наступает «час забвенья о зле и добре» – «час презренья к лучшим из нас,/ Кто, падений своих не скрывая,/ Без стыда продает свое тело/ И на пыльно-трескучих тротуарах/ С наглой скромностью смотрит в глаза » . Богородица утренняя попадает в ряды «вечерних Богородиц» (проституток), однако утренняя и вечерняя ипостаси объединяются все в том же то плачущем, то улыбающемся над бездной Младенце . Мария становится в толпе народной проституткой Мэри, но между именами Марии и Мэри есть музыкальная связь, поэтому не абсолютно грешна и эта «Мэри, в чьих взорах – свет, в чьих косах – мгла» .
После периодов тезы и антитезы наступает трагедийный период возмездия и очищения, Незнакомка и ее карлик пускаются в «нищий путь обратный» . Герой ощущает себя постаревшим, опустошенным, умирающим, его спутница – «старцем соблазненная жена» . Мир – публичный, мертвый дом, проститутка и развратник – обезличенные герои своего времени, времени возмездия – отправляются в последний путь, к последнему пределу падения, к смерти: «Шлем и перья. Нет лица. / Неподвижность мертвеца. / Переходят за порог/ Проститутка и развратник…» . Но путь, по которому идут герои возмездия, – путь именно возвратный, то есть снова, как встарь, должно повториться все пережитое. Где-то в конечной точке падения и начале обратного пути есть предчувствие и жажда смерти-преображения, за которой проглядывает образ милой.
Снова возникает имя Марии, страстно-непорочной, стоящей, как прообраз, по ту сторону добра и зла: «Дашь ли запреты забыть вековые/ Вечному спутнику – мне?/ Страстно твердить твое имя, Мария,/ Здесь, на чужой стороне?» . Поэт призвал некогда в храм своей богини всех, и она стала проституткой, оставаясь истинным божеством только для самого рыцаря: «Конец преданьям и туманам!/ Теперь – во всех церквах она/ Равно – монахам и мирянам/ на поруганье предана…/ Но есть один вздыхатель тайный/ Красы божественной – поэт…/ Он видит твой необычайный,/ Немеркнущий, Мария, свет!» . Если раньше поэт звал в храм своей богини всех, то теперь он, надев железную маску и услышав новое «Благовещение» (название стихотворения), гонит непосвященных от святого места любви, от золотого ложа его амбивалентной, страстно-непорочной Марии: «Лишь художник, занавесью скрытый, –/ Он провидит страстной муки крест/ И твердит: «Profani, procul ite,/ Hic amoris locus sacer est» .
Соперничество Прекрасной Дамы и Незнакомки образует основной конфликт и в драматургии Блока. В «Балаганчике» (1906) разыгрывается трагедийная пародия на реальную данность, тезу Прекрасной Дамы. Двуликая Коломбина выступает одновременно высшим идеалом для мистика Пьеро и предметом похоти для скептика Арлекина (при этом Пьеро и Арлекин – двойники).
В «Короле на площади» (1906) блоковский амбивалентный идеал сказывается в Дочери Зодчего, которая, с одной стороны, предстает дочерью пошлой толпы: «Королевной меня не зови,/ Я – дочь безумной толпы!» , а с другой – женской ипостасью Христа, дочерью, посланной Отцом для утешения мира и распятой этим миром. Шут и поэт в пьесе – это скептик и мистик, два лика, соответствующие амбивалентной героине.
В «Песне судьбы» (1908) отчетливо видна двуипостастность блоковской героини (героя): ликами Прекрасной Дамы-Незнакомки оказываются Елена (тишина, интеллигентность, счастье, но и безысходность) и Фаина (буря, весна, народность, но и разрушительность, падшесть). Аналогично двойниками предстают мистик Герман и скептик Друг Германа. Основная идея пьесы – необходимость второго крещения в снеговой купели, необходимость разрушения для нового созидания.
В «Розе и Кресте» (1912) выпукло представлена амбивалентность личного чувства, вытекающая из этической синкретичности бытия. Лейтмотив пьесы – идея «Радости-Страданья», жертвенной любви. Концовка, как всегда у Блока, остается открытой: перед героиней (Изора) открываются два пути – дальнейшего падения или нового взлета.
В целом лирические драмы Блока изображают «то горнило падений и противоречий, сквозь которое душа современного человека идет к обновлению» .
Фетовский «ряд волшебных изменений милого лица» проникает, как это характерно для жизнестроительной эпохи, и в реальную биографию Блока. Земным воплощением Прекрасной Дамы, а позднее и Незнакомки Блок считает свою избранницу и жену – Л.Д. Менделееву, которой он сначала говорит о своей «продолжительной и глубокой вере в Вас как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности «, а затем наблюдает изменение облика: «Люба на земле – страшное, посланное для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные. Но 1898 – 1902 сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее» .
Изменение облика Прекрасной Дамы воспринимается Блоком как «настоящее возмездие»: «Ответ на мои никогда не прекращавшиеся преступления были: сначала А. Белый, которого я, вероятно, ненавижу. Потом – гг. Чулков и какая-то уж совсем мелочь (А…), от которых меня как раз теперь тошнит. Потом – «хулиган из Тмутаракани» – актеришка – главное. Теперь – не знаю кто» . Однако в своих «преступлениях» Блок мистико-пророчески видит не только деяния, ведущие к возмездию, но и восстановление облика Прекрасной Дамы, о чем свидетельствуют, в частности, его упоминания о собственной «системе превращения плоских профессионалок на три часа в женщин страстных и нежных » .
С одной стороны, поэт отводит в своей жизни определенное место для встреч с «незнакомками»: «…нельзя соединяться с очень красивой женщиной, надо избирать для этого только дурных собой», но с другой – он всегда покорно возвращается к идеалу Прекрасной Дамы: «Опять я буду ждать – всегда раб Твой, изменивший Тебе, но опять, опять – возвращающийся» .
Что же, как видим, и в творчестве, и в жизни Блока постоянно сказывается некий идеал, амбивалентно соединяющий в себе небесное и земное, целомудренное и падшее, христианское и языческое начала и тем самым определяющий концентрическую конфигурацию, диалектическую спиралевидность сложного, неизбежно полного противоречий духовно-творческого пути поэта, конечная цель которого – всеобъемлющая, всепримиряющая любовь и рождение совершенного человека.
Список литературы
1. Блок А. Собрание сочинений в шести томах. – М.: Библиотека «Огонек». Издательство «Правда», 1971.
2. Брюсов В. Собрание сочинений. В 7-ми томах./ Под общ. ред. П.Г. Антокольского и др. – М.: Худож. лит., 1975.
5. Никитин В. «О Дева с огненным светящимся лицом…»// Наука и религия. – М., 1995. – №3. – С.23 – 26.
Философия сердца в миросозерцании Ф.М. Достоевского и И.А. Ильина
1. Проповедник милующего и смиренного сердца
Как известно творчество Ф.М.Достоевского было направлено на постижение тайны личности человека. Он об этом писал своему брату Михаилу: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
В своих стремлениях постигнуть тайну человека, Достоевский, не обращался к европейской философии рационализма, идущей от Аристотеля до Декарта. Начиная с эпохи Просвещения 18 века человека рационализм понимал, как существо произведенное от природы, социальной среды, государства, нации, той или иной идеологии.
«Человек есть политическое животное, провозгласил Аристотель. Было очевидно, что европейская философия не способна постигнуть тайну личности человека, его духовную природу. Поэтому в своих исследованиях и в своем творчестве Ф.М. Достоевский опирался на библейскую традицию, для которой тайна человека сосредоточена в его сердце — «сокровенном сердце» человека. Сердце в Священном Писании есть средоточие всей телесной и духовной жизни человека. Все, что приходит человеку на ум или на память — всходит на сердце.
Сердце есть та таинственная глубина, на которой происходит встреча человека с Богом — божественным Логосом. «Чистые сердцем Бога узрят». В Новом Завете сердце сеть орган Богообщения. «Христос вселяется верою в сердца наша» по словам ап.Павла.
Тайна сердца в частности состоит в том, что оно может быть источником доброй или злой воли. В Священном Писании говорится о том, что есть сердце лукавое, сердце суетное, сердце неразделенное, даже звериное. Согласно Евангелию из глубин сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства (Марк 7, 21).
Поэтому мы молимся обращаясь к Богу «сердце чисто сожижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Вот почему в Библии в Притчах Соломоновых говорится: «Больше всего оберегаемого оберегай свое сердце, ибо от него исходит жизнь» (Притчи 4, 23). При этом в Священном Писании также говорится, что тайна сердца открыта лишь Богу. Эту библейскую философию сердца Достоевский развивал в своем творчестве. Он раскрывает тайны сердца через судьбы своих героев. В итоговом романе «Братья Карамазовы» Дмитрий в исповеди своего горячего сердца высказывает библейскую мысль о том, что сердце это поле духовной битвы, где дьявол с Богом борются («тут Дьявол с Богом борются, а поле битвы сердца людей»).
Оказывается, что сердце как духовный центр личности расколото в человеке грехопадением и в результате в нем стали уживаться как идеал Мадонны, так и идеал Содома. Метафизическая природа сердца человека по мысли Достоевского стала антиномичной. Это открытие Достоевский излагает устами героя. «Перенести я при том не могу, говорит Дмитрий, что иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским, в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину горит, как и в иные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Судьба героев Достоевского, зависит от того, кто победит в их сердцах. Герои гордые сердцем: Свидригайлов, Ставрогин, Федор Павлович Карамазов приходят к отрицанию Бога и бессмертия. Своеволие, бунт и сладострастие побеждает в их сердцах идеал Мадонны, и ведут их к гибели. Есть и другие герои у Достоевского, которые готовы принять искупительные страдания на земле, лишь бы спасти свою душу от гибели, вывести из ада. Достоевский показывает нам таких героев в лице Раскольникова, Дмитрия Карамазова. «Страдания принять и искупить себя им, вот что надо» — советует Раскольникову Соня (София — премудрость). Страдания, которые посылаются Дмитрию Карамазову проведением Божием, спасают его от своеволия и сладострастия, которые владеют его сердцем. Они открывают ему христианский смысл жизни, он принимает посланные ему искупительные страдания. «Никогда, никогда не поднялся бы я сам собой! Но гром грянул, принимаю муку обвинения и всенародного позора моего, пострадать хочу и страданием очищусь!». Достоевский утверждал и проповедовал, что только во Христа и бессмертие души является истинным смыслом и целью жизни человека, да и всего человечества. «Уничтожь в человечестве веру в бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь», — утверждает Иван Карамазов.
«По-моему, Христова любовь к людям есть в своем роде невозможное на земле чудо», — говорит Иван своему брату Алешу, соблазняя его. Полагая своим умом и гордым сердцем, что Бога нет и все дозволено. Не случайно черт говорит ему: » Мы с тобой одной философии» — и это философия гордого сердца. Достоевский противопоставляет бунтующему Ивану смиренного сердцем человеколюбца Алешу. Он верит, что путь к Царству Божию хранится в сердце старца Зосимы. «Все равно, он свят, в его сердце тайна обновления для всех, та мощь, которая установит наконец правду на земле, и будут все святы и будут любить друг друга, и не будет не богатых не бедных, ни возвышаюшихся, ни униженных, а будут все как дети Божии и наступит настоящее царство Христово», — вот о чем грезилось сердцу Алеши — пишет Достоевский. Герои Достоевского, начиная от Сони Мармеладовой и князя Мышкина до Алеши Карамазова и старца Зосимы несут в своем сердце образ Христов через смиренную любовь к ближнему. В отличие от своевольной гордой плотской любви, которая является мучительной страстью и ведет к преступлению, как это происходит между Рогожиным и Настасьей Филипповной. Напротив, смеренная, кроткая и жертвенная любовь, по своей природе любовь спасает (Соня спасает Раскольникова). Эту смиренную любовь проповедует старец Зосима: «Взять ли силой или смиренной любовью?». Всегда решай: «Возьму смиренною любовью» — решиться так раз и навсегда и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное — страшная сила, изо всех сильнейшая, подобно которой нет ничего».
В проповеди смиренной спасающей любви старца Зосимы Достоевский воплощает идею «милующего сердца» преподобного Исаака Сирина, которая любит и милует всех и всю тварь Божию и плачет о ее спасении.
В лице старца Зосимы, Достоевский становится проповедником философии милующего и смиренного сердца, способного спасти мир. Это образ той любви, который заповедовал нам Христос в Евангелии: «Научитесь от меня, ако кроток и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим».
2. Философия поющего сердца
Часто русскую религиозную философию называют «философией сердца». В отличие от европейской философии Декартовского рационализма («мыслю, следовательно, существую»), философии жизни Ницше («Человек — это воля к власти») и философии экзистенциализма (Сартр «Человек обречен на свободу») русская философия не антропоцентрична, а христоцентрична или теоцентрична. Она являлась путеводительницей к вере во Христа как мере всех вещей. «Направление философии зависит в первом начале своем от того понятия, которое мы имеем о пресвятой Троице», — писал И.Киреевский. Исходя из библейских и святоотеческих представлений о человеке как образе и подобии Божием, русские мыслители 19 и 20 веков обращались к душе и сердцу, видя в них духовно-религиозные основы жизни человека. Одним из известных русских религиозных мыслителей 20 века стал И.А. Ильин. Философию Ивана Ильина часто называют философией «поющего сердца». В своей одноименной книге «Поющее сердце» Ильин писал: «И все великое и гениальное, что было создано человеком — было создано из созерцающего и поющего сердца». Человечество, по его мнению, за последние два века, порвав с верой во Христа, попыталось создать культуру без веры, без сердца, без созерцания, без совести. И поэтому в 20 веке произошли катастрофы, войны, революции, крушение духовной культуры и создание материалистической цивилизации. И сегодня мы живем в эпоху бессердечной культуры, сердце и связанная с ним любовь изгнаны из современной жизни. «Великая беда современного человека, что он утратил искренность сердца». И.А. Ильин стал проповедником русского православного Возрождения. Как мыслитель он верил и утверждал, что русское возрождение должно начаться из любящего и поющего сердца. «Русская идея есть идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно: и передающего свое видение воле для действия и мысли для осознания и слова. Вот главный источник русской веры и русской культуры. Вот главная сила России и русской самобытности. Вот путь нашего возрождения и обновления». Русская идея, по мнению Ильина, утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа. Эту идею русско-славянская душа издревле и органически предрасположенная к чувству, сочувствию и доброте, восприняла исторически от христианства: она отозвалась сердцем на Божие благовестие, на главную заповедь Божию и уверовала, что Бог есть любовь». В своей книге «Поющее сердце» Ильин утверждал, что царство Божие внутри нас появляется, когда мы обладаем поющим сердцем. «Есть только одно истинное счастье на земле — пение человеческого сердца. Сердце поет, когда оно любит, оно поет от любви, которая струится живым потоком из некой таинственной глубины и не иссякает и тогда, когда приходят страдания и муки. Тогда все остальное в жизни является не столь существенным: тогда солнце не заходит, тогда Божий луч не покидает душу, тогда Царство Божие вступает в земную жизнь, а земная жизнь оказывается освещенной и преображенной. А это означает, что началась новая жизнь, и что человек приобщился к новому бытию». В конце своей главной, вероятно, книги И.А. Ильин подытоживая ее, писал: «Человек с поющим сердцем есть остров Божий, его маяк, его посредник. Итак, на Земле есть только одно истинное счастье, и это счастье есть блаженство любящего и поющего сердца: ибо оно уже прижизненно врастает в духовную субстанцию мира и участвует в царствии Божием».
Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Здравствуй, родная! Я не Кот Базилио, но могу показать тебе Поле Чудес!
Совесть — это хаос химер, вожделений и дерзаний, горнило грёз, логовище мыслей, которых он сам стыдиться, это пандемониум софизмов, это поле битвы страстей.
Ромашка — это цветок, который борется за свою любовь до последнего лепестка.
Если бы я мог встретиться с Богом, я бы поблагодарил его за то, что он подарил мне такую маму.
Мудрый человек уходит от ненужной битвы, даже если его победа неизбежна.
Мир как зеркало отражает наше отношение к нему. Когда мы не довольны миром, он отворачивается, когда боремся с ним, он борется с нами, когда прекращаем битву, мир идёт нам на встречу!
Уметь победить людей на словах, но не мочь покорить их сердца — в этом ограниченность многих.
Уход за собой должен начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет.
Тот, кто полон любви, исполнен самим Богом.
С Богом я общаюсь без нытья
И не причиняя беспокойства.
Глупо на устройство бытия
Жаловаться автору устройства.
- Показать лучшие
О судьбе и белой магии
— «Прямая линия»? Владыка, скажите, по христианской религии есть ли у человека судьба и можно ли ее переделать?
— Есть самый важный момент в жизни каждого человека, который дал Бог, — это свобода. От свободы действий человеческих зависит и его жизнь, то, что мы называем судьбой. Хотя судьбы, как чего-то предопределенного, нет. Бог знает все о каждом человеке еще до его рождения. Но человек не запрограммированное существо. Свобода дает право выбора, а значит, его судьба зависит от его жизни, но никакого рока над человеком не висит.
— Добрый день. Меня зовут Нина Афанасьевна. Христианству на Руси более тысячи лет, учение Христа настолько справедливо и необходимо человеку, что отступление от его заповедей ведет к духовной и физической гибели. Но почему люди не воспринимают и не исполняют этих заповедей. Может, при создании человека была допущена возможность совершения греха?
— Спасибо большое. Вопрос замечательный. Я чувствую, вы человек грамотный. У Достоевского есть простое и ясное высказывание: «Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердце человеческое». Вы говорите, что хотите творить доброе, а не можете. Вспомните, что сказал апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Послание римлянам, 7,19). Это следствие первого греха, когда Адам нарушил заповедь и грех проник в род человеческий. Весь вопрос заключается в свободе. И то, как мы используем эту свободу, так и будет устрояться наша вечная жизнь. Самая главная наша задача — каждому на своем месте делать все по законам Христа, с помощью Божьей, поддержка в Боге. Бог создал церковь святую, надо идти в храм, молиться. Бог дал и средства покаяния, очищения — это исповедь, посты. Постепенно человек будет преображаться. Здоровья вам, храни вас Бог.
— Здравствуйте, «Прямая линия»? Владыка, Северный Кавказ — регион очень опасный. Наши священники помогают воинам, выезжают к ним в части?
— Естественно. В епархии есть отдел, который осуществляет связь с воинскими подразделениями, а также и с милицейскими службами, то есть с теми людьми, которые под погонами, которые защищают родину. Мы активно участвуем в их жизни, выезжаем в Чечню, в воинские подразделения, во многих из которых построены часовни. В военном комиссариате построен новый храм, мы постоянно ведем работу с призывниками, командным составом. Кстати, в обществе идут дебаты о возрождении официального капелланства в России. На мой взгляд, это необходимо.
— Здравствуйте, владыка Феофан. Меня зовут Анна, звоню из Ставрополя. У меня такой вопрос. Как церковь и вы лично относитесь к магии и знахарям, которые лечат людей?
— Отрицательно. Вам нужно запомнить одну вещь — это очень опасная игра — знахари и гадалки. В мире существуют две силы — Бог и дьявол. Так вот, как правило, все гадалки и знахари, магия черная и белая берут свою основу не от Бога, а от противной стороны, что опасно для человека. Вспомните, когда Чумак у нас лечил людей, все, как сумасшедшие сидели у телевизоров, и сколько потом было бед у людей, у них нарушалась психика. Я бы не советовал вам обращаться никогда к знахарям, магии, ни к белой, ни к черной.
Атеист — тоже верующий
— Добрый день. Владыка, а можно вам вопрос задать?
— Конечно.
— Ваше преосвященство, в Архызе неподалеку от лика Христа шашлыки жарят, встречают туристов, то есть ведут коммерческую деятельность у святыни. Как вы к этому относитесь?
— Я уже долгое время пытаюсь решить этот вопрос. Надеюсь, что в ближайшее время нам отдадут участок земли около лика Христа, и там мы возведем храм.
— А в селе Александровском есть источник, там и иконы стоят. К этому можно относиться серьезно, молиться там, ставить свечи?
— Обязательно наведу там порядок, построим часовню. А молиться там можно.
— И еще вопрос об оплате за венчание, крещение.
— Я давно дал такое указание, если в храм придет человек и скажет, что ему нечего дать за крещение, но он этого действительно хочет, его покрестят бесплатно. Недавно в Осетии я одновременно сам крестил 1200 человек, и ни о какой оплате речь не шла. Так же и с венчанием, отпеванием.
— Добрый день. Зовут меня Ксения. Вопрос владыке Феофану. Если человек считает себя верующим, он обязательно должен ходить в храм?
— Я постараюсь провести аналогию. Если человек считает себя больным, он идет к врачу, чтобы получить помощь, консультацию, лечение. Люди по сути все больны, поражены грехом без исключения. Церкви даны средства для излечения духа. В храме таинство исповеди, причащение, кроме того, посты, общие молитвы, то есть те средства, которые Господь дал через церковь для исцеления духа. Мы живем в мире, и он настолько действует на всю нашу природу, что мы как будто через репейник идем и цепляем грехи. А храм это то место, где освящается и душа и тело, где подаются дары, способные укрепить человека на шествование по этому морю житейского репейника. Но если ваша вера серьезна, постепенно вы сами придете в церковь.
— А чем верующий человек отличается от атеиста?
— Атеист тоже может быть и порядочным, и честным. Но все-таки верующий человек — это человек более жертвенного подхода и к окружающим, и к самому себе. А самое главное, верующий знает, что любой поступок, который он совершает здесь на Земле, не останется безнаказанным, и это его останавливает от совершения грехов. Вообще, нет неверующих людей. Один верит в то, что Бог есть, а другой в то, что его нет.
Сильную веру поменять не заставишь!
— Владыка Феофан, очень рада вас слышать. Ответьте на такой вопрос. Моему сыну семь лет, ему уже можно говорить о Боге, Библии?
— Не просто можно, а нужно. Сейчас в Кисловодске строится детский православный садик при Крестовоздвиженском храме, где детки будут учить слово Божье. Когда ваш сынок будет знать, что маму и папу обманывать нельзя, потому что Бог все видит и все знает, и если даже мама с папой не видели, то Бог-то все видел, то вашему сыну будет стыдно перед Богом. У него будет вырабатываться иммунитет добра и опасения творить зло.
— Сейчас очень много детских Библий разных издательств. Какую лучше для ребенка купить?
— Покупать лучше в храме. Некоторые издания могут быть и искажены, а в храме они проверены.
— Как считаете, должно ли в наших школах быть православное образование?
— Обязательно. Сейчас нам хотят навязать религиоведение. Но человек, который читает лекции по атеизму, не может на следующий день говорить о Боге, о вере, о заповедях, он признает Бога в таком случае как историческую личность, но не верит в него. Должны преподаваться основы традиционной религиозной и духовной культур: рассказывать о православии православным, об исламе — мусульманам, иудаизме — иудеям, буддизме — буддистам.
— А может ли священник
прийти по просьбе директора или завуча школы на классный час к детям?
— Конечно, может. Ведь это не противоречит законодательству.
— «Прямая линия»? Екатерина вам звонит из Ставрополя. Владыка Феофан, можно ли сменить веру? Моя подруга собралась замуж за мусульманина, он настаивает на смене ее веры. И какую веру должен будет принять их ребенок?
— Веру менять нельзя. Когда православная девушка будет выходить замуж за мусульманина, она должна обговорить с будущим супругом этот момент, объяснить ему, что они будут верны в браке друг другу, будут жить одной семьей, но веру она менять не будет. Желательно обговорить заранее и веру детей, ребенок должен быть той же веры, что и мать. Если же девушка меняет свою веру, это значит, что она у нее была не такой уж и сильной, настоящей.
— Здравствуйте, меня Анна зовут. У меня очень большая проблема. Мы с супругом поженились, а потом обвенчались. Жили трудно, собираемся развестись. Можно ли нам и развенчаться?
— Обряда на развенчание никакого нет. Если люди венчаются — это раз и навсегда. Надо бы научиться терпеть друг друга. Но есть и вопрос обстоятельств. Вам нужно пойти в храм к тому священнику, который вас венчал, объяснить ему, почему вы расстаетесь. Но обстоятельства должны быть действительно серьезными. Хотя я отрицательно отношусь к разводам. Жизнь супружеская — это подвиг, и в этом подвиге самое важное научиться уважать друг друга. А что происходит на самом деле? Юноша и девушка встречаются, влюбляются. Они думают друг о друге, рисуют в голове какие-то образы, он — сильный и красивый, она — умная, добрая. Поженились, а начали жить с реальным человеком, и может настать разочарование, как бы раздвоение личности, человек ведь продолжает жить с созданным образом. Надо научиться жить с человеком, любить его, прощать и уважать. Дай Бог, чтобы у вас все наладилось.
— Спасибо вам.
— «Прямая линия»? Меня Маша зовут, я скоро стану мамой. Владыка Феофан, а в каком возрасте можно крестить ребенка?
— На сороковой день после дня рождения уже можно.
— А крестик сразу надевать?
— Можно и сразу, но будьте осторожны. Ребенок есть ребенок.
— А брат у меня некрещеный, ему уже 25. Не поздно ли ему креститься?
— Обязательно нужно это сделать. Некрещеный человек, как горох при дороге, кто идет, тот и скубет его. Так и бесы потихоньку щиплют некрещеного, нет от них ограды.
— Это «Прямая линия»? Светлана меня зовут. Владыка Феофан, у моего брата родился сын, я бы хотела стать его крестной, но мне сказали, что родная тетя не может крестить племянника.
— Может, конечно.
— А мы ходили в храм, и там сказали, что нельзя.
— Вернитесь в тот же храм и скажите, что вам это разрешил владыка. Вопрос здесь в другом — в дальнейшем христианском воспитании ребенка, нельзя откупаться от него в дни рождения подарками. Крестный берет на себя ответственность за воспитание ребенка в христианском духе. А чтобы воспитывать, надо и самому знать, чему учить.
— Можно ли одному человеку быть крестным несколько раз?
— Здесь нет никаких противопоказаний. Только крестному надо помнить об ответственности за своих крестников.
— Здравствуйте, владыка Феофан. Беспокоит вас Елена, а можно ли держать дома животных, говорят, что собака — это бес?
— Во многих культурах есть понятие о нечистых или, наоборот, священных животных. К примеру, свинину не едят мусульмане и иудеи. В христианстве такого нет. Однако наша традиция не очень положительно относится к тому, чтобы собака, тем более большая, жила в доме, ведь и повадки у нее не очень хорошие. Отрицательное отношение к содержанию в доме или квартире собаки — это больше относится к традициям, а не к канонам. И конечно, собака — это не бес.
— Добрый день. Владыка Феофан, Игорь звонит. Многие сейчас освящают квартиры, машины. Хорошо ли это?
— Что такое освящение? Это призвание благодати, то есть божественной энергии, которая защищает человека от различных искушений, от влияния злых сил, бесов. В древности всегда все освящали — поле, реку, начало и окончание жатвы. Знайте, это кольчуга, которая будет вас защищать.
— А можно еще узнать ваше мнение о гражданских браках? Сейчас так много разводов…
— Я не приемлю понятие гражданского брака. На Руси это называлось простым и емким словом — блуд. Когда-то союз мужчины и женщины был на Руси твердым и вечным, особенно после таинства венчания, во время которого, в первую очередь, священник спрашивал — добровольно ли молодые люди вступают в брак, любят ли друг друга, не обещали ли кому замужества или женитьбы, и перед Богом и церковью они дают клятву. Священник молится о ниспослании благодати брачующимся на чадородие, на благополучие в доме, продолжение жизни. Венчание — великое дело, а гражданский брак — это блуд, который позволяет легко расходиться и сходиться, к добру это не приведет. Храни вас Бог!
О грехах и Григории Грабовом
— Владыка Феофан, беспокоит вас Ирина. Я курю. Считается ли это грехом? В Библии я не нашла на этот вопрос никакого ответа.
— Вы постепенно принимаете вещество, которое разрушает ваш организм. Так вот вы стоите на пути вреда своему здоровью. И делаете это сознательно, то есть убиваете себя. А самоубийство — грех. С другой стороны, это и ваша привычка. А есть много привычек, которые являются дурными.
— Я обязательно брошу.
— Здравствуйте. Владыка Феофан, беспокоит вас Инна. Как вы оцениваете деятельность Григория Грабового?
— Я был на Первом канале, когда шли дебаты, Грабовой там тоже был. Я подошел к Андрею Малахову и спросил: «Андрей, тут морг есть около Останкино»? Он очень удивился: «Какой морг? Не знаю, может, и есть». Я: «Принесите сюда парочку покойников, и если Грабовой их оживит, буду с ним разговаривать». Шарлатан.
— Я с вами согласна.
— Добрый день. Владыка Феофан, у нас в крае секты есть?
— Бесчисленное множество. Бойтесь сект, берегите свои корни, корни православные. Опасайтесь, когда вас на улице будут хватать за руки, просить поговорить о Боге, задавать вопросы, это все секты.
— А с сектами борются?
— Секты нередко нарушают законодательство, даже такое либеральное, как у нас. Однако, как правило, это вызывает только общественное возмущение, а сектанты продолжают свою деструктивную деятельность.
— Добрый день, владыка Феофан, уже более 10 лет отлученный от церкви бывший игумен Василиск строит на Кавминводах дома, называет их то монастырями, то церквами. К нему уходят молодые люди, отрекаясь от родных, уничтожая документы, без которых человек не может ни работать, ни учиться, и ждут за высокими заборами и железными решетками конца света. Почему ни правоохранительные органы, ни священнослужители не могут запретить Василиску манипулировать людьми?
— Действительно, Василиск создал нечто вроде тоталитарной секты со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. И наши священнослужители предупреждают людей об этой духовной опасности. Что касается правоохранительных органов, то могу только присоединиться к вашему вопросу.
На ком креста нет…
— Здравствуйте, это вам звонят из Кировского района, село Орловка. У нас строится храм, к декабрю должно завершиться возведение. Вы говорили, что периодически бываете во всех ставропольских храмах. К нам приедете?
— Конечно, я обязательно приеду освятить его.
— Здравствуйте, владыка Феофан. Меня зовут Светлана. Если свечку в церкви ставить за здравие, за упокой, как-то надо готовиться?
— Когда вы идете в храм, вы идете на беседу с Богом. И соответствующим должно быть и ваше внутреннее устроение. Идя в храм, сосредоточьтесь, оглянитесь назад, полистайте книгу своей жизни, что вас беспокоит, за что совесть мучает. Подойдя к иконе Божьей Матери или Спасителя, в первую очередь, попросите прощения, расскажите о своих недостатках. Потом можно прийти на исповедь к священнику.
Когда ставите свечу, покайтесь молитвой, не бойтесь ставить свечу, это видимый знак горения перед Богом вашей души, вы просите о прощении грехов, о здравии, не только физическом, а духовном, ведь чаще мы больны душой, нас терзают грехи и пороки. Если говорить о внешней стороне. То женщина должна идти в храм в юбке, но не короткой, в платке, никаких брюк и декольте, это традиции православные, уважение к православной культуре своего народа. Мужчины в храм идут без головного убора.
— Добрый день. Владыка, сейчас часто продают крестики, иконы, Библии вне храма. Можно их покупать?
— Я не советую покупать все это вне стен церкви. Я объясню почему. Когда вы покупаете в храме, в первую очередь, это ваша жертва на содержание храма. Не раз видел, как у икон и свечей стоит порнография, или продавец с папиросой в зубах продает крестики. Это кощунство для некоторых бесстыдных лиц стало формой бизнеса. Можно, конечно, освятить крестик или икону в храме, но лучше покупать в церкви. Зачастую певцы цепляют на себя кресты и поют блудные песни. И это кощунственно. Что такое крест? Человек надевает на себя крест как духовную защиту. Почему раньше говорили человеку, который поступал плохо: «Креста на тебя нет»? Значит, у человека нет христианского самосознания, защиты от бесов, и поэтому он поступает плохо.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (в миру — Иван Андреевич Ашурков) родился 21 мая 1947 года в городе Дмитрове Курской области в рабочей семье. Окончив школу, служил в рядах Советской Армии. В 1972 году окончил Московскую духовную семинарию и был зачислен в Московскую духовную академию. В 1973 году был принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 19 декабря 1973 года был пострижен в монашество с именем Феофан в честь преподобного Феофана исповедника. В 1976 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1977 году направлен в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме, где нес послушание до 1982 года. С 1984 по 1987 год нес послушание секретаря Экзархата Центральной и Южной Америки. С 1987 по 1989 год нес послушание в Отделе внешних церковных сношений Московского патриархата. С 1989 по 1993 год — Экзарх Патриарха Московского при Патриархе Александрийском и всей Африки. С 1993 по 1999 год — заместитель Председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. В 1999 году назначен представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока. В 1985 году, в Неделю всех святых, в Земле Российской просиявших, возведен в сан архимандрита. 7 мая 2003 года епископ Магаданский и Синегорский Феофан стал епископом Ставропольским и Владикавказским.
ИЗ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ
— Почему терроризм и ислам стали почти синонимами в последнее время. Даже устоялось такое выражение в сознании многих — «исламский терроризм»? Как на Северном Кавказе священники борются с терроризмом?
— Я не играю в дипломатию и всегда говорю, что среди мусульман есть хорошие, верующие, простые люди, которые никакого отношения не имеют к терроризму. Мы в ад превратим всю нашу страну, если поставим знак равенства между исламом и терроризмом.
Нашей епархией очень много делается для того, чтобы предотвращать на Кавказе терроризм. Это и конференции, и чтение лекций в университетах Нальчика, Грозного. Главное ведь воспитание будущего поколения. И эта работа ведется постоянно.
— Насколько духовна наша нация?
— Люди чаще стали ходить в храмы. Но вот насколько они духовны… Свободу смешали с произволом — свободная любовь, гражданский брак, а это разврат и произвол. Показывают по телевидению и пишут в прессе что хотят, это тоже развращает наше общество. Идти по течению — просто, а жить по вере — трудно. Этому надо учиться.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
В Ставропольской и Владикавказской епархии более 500 храмов, еще 76 строятся.