Содержание
- Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче
- Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
- На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
- Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
- МОЛИТВЫ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ
- Канон Господу нашему Иисусу Христу, глас 6.
- Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче…
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче – первый из покаянных тропарей, которые мы можем слышать во время богослужения еще даже до начала самого Великого поста.
За три недели до наступления Великого поста начинается подготовительный период, который подводит нас к посту особыми чтениями и песнопениями. Каждое из подготовительных воскресений имеет свое название в соответствие с читаемым на Литургии Евангелиям. Первая из них называется Неделей о мытаре и фарисее. В 2020 году – 9 февраля.
Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели поста на Утрене после песни «Воскресение Христово видевше» поются покаянные тропари.
«Покаяния отверзи ми двери..» музыка А. Веделя.
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Перевод: Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
Перевод: Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.
Артемий Лукьянович Ведель (1767-1808) – украинский композитор, хоровой дирижер, певец. Был регентом в Москве, Киеве, Харькове. В начале 1799 года он стал послушником Киево-Печерской Лавры. В конце весны того же года была найдена книга «Служба Нилу Столбенскому», где на пустых страницах якобы рукою Веделя в символической форме было написано пророчество об убийстве действующего царя Павла I. Против Веделя немедленно возбудили «секретное дело». Ведель был объявлен сумасшедшим и передан киевскому коменданту под стражу. Осенью того же года Веделя поместили в Киевский сумасшедший дом, где он провел 9 лет, почти до самой смерти. Произведения Веделя долгое время были запрещены и распространялись в рукописях, но их знали и выполняли, несмотря на запрет. На сегодняшний день известно около 80 музыкальных произведений.
МОЛИТВЫ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ
Священник возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.
Мирянин же: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Молитва Святому Духу
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и все наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Трисвятое
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Святой Троице
Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.
Господи, помилуй (3).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Молитва Господня
Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да придет Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Тропари покаянные, глас 6
Слава:
И ныне:
Бесчисленно множество моих, Богородица, согрешений / – к Тебе я прибег, Чистая, нуждаясь в спасении. / Воззри́ милостиво на не́мощную мою душу / и хода́тайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим / дать мне прощение соделанных мною согрешений тяжких, / единая Благословенная.
Господи, помилуй (40). И поклонись сколько хочешь.
Молитва Святой Живоначальной Троице
Всесвятая Троица, Боже и Создатель всего мира! Поспеши и направь сердце моё, начать с пониманием и окончить делами добрыми богодухновенную сию книгу, которую Дух Святой изрёк устами Давида и которую ныне намерен читать я, недостойный. Но сознавая свое невежество, повергаюсь пред Тобою, молюсь и прошу помощи у Тебя: Господи, направь ум мой и утверди сердце моё заботиться не о словах уст, но о смысле произносимого веселиться и готовиться к исполнению добрых дел – того, чему учусь я и что произношу, – чтобы, добрыми делами просвещённый, на Суде Твоём я удостоился стать справа от Тебя со всеми избранниками Твоими. И ныне, Владыка, благослови, дабы, вздохнув от сердца, я и языком воспел, говоря так:
Придите, покло́нимся Царю нашему, Богу.
Придите, покло́нимся и припадём ко Христу, Царю, нашему Богу.
Придите, покло́нимся и припадём к Самому́ Христу, Царю и Богу нашему.
Затем постой немного, пока не успокоятся все чувства. Тогда сотвори начало не спеша, без лености, с умилением и сокрушенным сердцем. Скажи слова: «Блажен муж…» тихо и вдумчиво, со вниманием, а не торопясь, чтобы и умом понимать произносимое. Прочтя первую статию, там, где стоит слово «Слава:», читай:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами)
Господи, помилуй (3).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
И начинай вторую статию. Дойдя до «Славы:», снова читай: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами)
Господи, помилуй (3).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
И начинай третью статию. Дойдя до «Славы:», читай: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами)
И далее читай Трисвятое по «Отче наш:», покаянные тропари, Господи, помилуй (40) и положенную после кафизмы молитву. Если продолжаешь чтение, начинай вторую кафизму с троекратного «Придите, поклонимся:» и далее псалмы по указанному выше уставу. Если же завершаешь чтение, читай заключительные молитвы: «Достойно есть:» и последующие и произноси отпу́ст.
Канон Господу нашему Иисусу Христу, глас 6.
Тропарь, глас 6:
Помышля́ю день стра́шный и пла́чу дея́ний мои́х лука́вых, ка́ко отвеща́ю Безсме́ртному Царю́? Или́ ко́им дерзнове́нием воззрю́ на судию́, блу́дный аз? Благоутро́бный Отче, Сы́не единоро́дный, Ду́ше Святы́й, поми́луй мя.
Слава: Во юдо́ли плаче́вне, на ме́сте, е́же завеща́л еси́, егда́ ся́деши, Ми́лостиве, сотвори́ти пра́ведный суд, не обличи́ моя́ сокрове́нная, ниже́ посрами́ мене́ пред Ангелы, но пощади́ мя, Бо́же, и поми́луй мя.
И ныне: Упова́ние и покро́в держа́вный к Тебе́ притека́ющих, Богороди́тельнице, благо́е предста́тельство ми́ра, моли́ со безпло́тными приле́жно, Его́же родила́ еси́ Человеколю́бнейшаго Бо́га, изба́витися душа́м на́шым от вся́каго преще́ния, Еди́на Благослове́нная.
Кано́н покая́нен ко Го́споду на́шему Иису́су Христу́ Творе́ние Ио́сифово, гла́с 6:
Пе́снь 1
Ирмо́с: Чу́вственный фарао́н потопле́н бы́сть со всево́инством, Изра́иль же проше́д посреде́ мо́ря, вопия́ше: Го́сподеви Бо́гу на́шему пои́м, я́ко просла́вися.
Припев: Помилуй мя Боже, помилуй мя!
Впа́дшаго, Христе́, разбо́йников в ру́це лука́вых, и я́звами душетле́нными, и́сполу ме́ртва бы́вша, ми́лости еле́ем уврачева́в уще́дри мя́, да Тя́ прославля́ю. (Дважды)
Я́ко согреши́х мно́го, верте́п бы́х разбо́йником: рожде́йся в верте́пе Христе́, сле́з ту́чу да́руй ми́, и очи́сти, я́ко да Свято́му Ду́ху Твоему́ це́рковь бу́ду.
Слава и ныне, Богоро́дичен: С му́ченики, Чи́стая, с Боже́ственными проро́ки и со все́ми А́нгелы, Зижди́теля все́х моли́, спасти́ ве́рою Тя́ сла́вящих и велича́ющих.
Пе́снь 3
Ирмо́с: На тве́рдем ве́ры Твоея́ ка́мени помышле́ние утверди́в души́ моея́, утверди́, Го́споди: Тя́ бо и́мам, Бла́же, прибе́жище и утвержде́ние.
Пока́ятися Христо́ви обеща́хся, и от злы́х ника́коже отступа́ю: что́ бу́ду, слепото́ю обложе́н мно́гою? Сы́не Бо́жий, Ты́ мя уще́дри. (Дважды)
Помышля́ю Бо́жие долготерпе́ние, изжи́в жи́знь в ле́ности окая́нный, и бою́ся, да не внеза́пу посече́ние сме́ртное предвари́т мя́.
Слава и ныне, Богоро́дичен: Но́в на́м ра́й яви́лася еси́ жи́зни, чи́стая, посреде́ дре́во иму́щий, от него́же яды́й, Пречи́стая, умерщвле́ния Ада́м лука́ваго отпуща́ется.
Седа́льны. Гла́с 6.
Поми́луй на́с, Го́споди, поми́луй на́с: вся́каго во отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву я́ко Влады́це гре́шнии прино́сим, поми́луй на́с.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен: В хра́ме стоя́ще сла́вы Твоея́, на небеси́ стоя́ти мни́м. Богоро́дице, две́рь небе́сная, отве́рзи на́м две́ри ми́лости Твоея́.
Пе́снь 4
Ирмо́с: Покры́ла е́сть небеса́ доброде́тель Твоя́, Христе́, и Твоего́ хвале́ния, Го́споди, вся́ испо́лнишася.
Не осуди́ на́с согреши́вших Ти́ мно́го: но обы́чною Твое́ю, Влады́ко, ми́лостию уще́дри. (Дважды)
Пу́ть сы́й живота́, Спа́се, смертоно́сных путе́й греха́ уклоня́тися ми́ при́сно сподо́би.
Слава и ныне, Богоро́дичен: Ле́ностию жи́знь мою́ ижди́в, Пречи́стая, к Твоему́ притека́ю заступле́нию, уще́дривши спаси́ мя.
Пе́снь 5
Ирмо́с: Све́т возсия́вый ми́ру, Христе́, просвети́ се́рдце мое́ от но́щи Тебе́ зову́ща, и спаси́ мя.
И́же от Иессе́ова ко́рене израсты́й, Христе́, изсуши́ прозябе́ния страсте́й мои́х, всажда́я во мне́ стра́х Тво́й. (Дважды)
Воздыха́ния я́коже мыта́рь стя́жим, и злы́х отсту́пим, я́ко да воздыха́ния убежи́м ве́чнующаго.
Слава и ныне, Богоро́дичен: Небе́сная врата́ воспое́м Богоро́дицу, и́миже вхо́дят вси́ гре́шнии ко вхо́дом проще́ния.
Пе́снь 6
Ирмо́с: Ки́том пожре́н грехо́вным, вопию́ Тебе́, Христе́, я́ко проро́ка из истле́ния мя́ свободи́.
Воочи́вый слепы́я, Христе́, души́ моея́ отве́рзи о́чи: я́ко да све́т Тво́й у́зрю, и страсте́й тьмы́ изба́влюся. (Дважды)
Во́д животво́рных покая́ния испо́лнену ду́шу мою́ сотвори́, Ще́дре, ре́ки сле́з да́руя ми́.
Слава и ныне, Богоро́дичен: Свята́я Ма́ти Бо́жия, оскверне́ное се́рдце мое́ дея́нии нечи́стыми, моли́твами Твои́ми очи́сти.
Седален гла́с 6
Душе́, в ле́ности жи́знь провожда́ющи всю́, дне́ су́днаго гро́знаго во уме́ не прие́млеши, воспряни́ у́бо, и покая́ние себе́ избери́, обрати́ся и возопи́й ко Христу́: Ще́дре, не воспомяни́ на́ших мно́гих согреше́ний, в ча́с осужде́ния.
Пе́снь 7
Ирмо́с: Преподо́бных Твои́х отроко́в пе́снь услы́шавый, и пе́щь горя́щую ороси́вый, благослове́н еси́, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших.
От зе́льныя зло́бы умо́м ослепи́хся, и не воззре́х на све́т покая́ния, Христе́ Спа́се мо́й, спаси́ мя. (Дважды)
Наде́юся на Твое́ благоутро́бие, припа́даю Ти́, Ще́дре, прошу́ зо́л мои́х разреше́ния, не пре́зри мя́, Влады́ко.
Слава и ныне, Богоро́дичен: Ра́бий зра́к прие́мшаго Влады́ку, Отрокови́це, ражда́еши: его́же моли́, Чи́стая, страсте́й мя́ рабо́ты свободи́ти.
Пе́снь 8
Ирмо́с: Преподо́бнии Твои́ о́троцы в пещи́ херуви́мы подража́ху, трисвяту́ю пе́снь воспева́юще: благослови́те, по́йте, и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Поревнова́х немилосе́рдию бога́таго нра́вом, и презира́я моего́ обнища́вшаго ума́, пред две́рьми покая́ния огное́наго зло́бою, Христе́, да не во о́гнь по́слеши негаси́мый. (Дважды)
Зиме́ и в суббо́ту, до́брых пра́здности, да не от жития́ мя по́ймеши негото́ва, зи́му грехо́вную утоли́вый ще́дрый: но обраще́ние Боже́ственное пода́ждь ми́.
Слава и ныне, Богоро́дичен: Су́щи А́нгел честне́йшая, Бо́га пресвята́го родила́ еси́, премно́жественне освя́щшися, Богоро́дице Де́во: те́мже ду́шу мою́ освяти́.
Пе́снь 9
Ирмо́с: Е́же ра́дуйся от А́нгела прии́мшая, и ро́ждшая Созда́теля Своего́, Де́во, спаси́ Тя велича́ющыя.
Ио́сиф у́бо целому́дрствовав, пшеницода́вец позна́н бы́сть: а́з же блу́дствуя, гла́дом одержи́мь е́смь доброде́тельных дея́ний. (Дважды)
Я́ко Пе́тр пока́явся Христе́, сле́зы приношу́, я́ко мыта́рь воздыха́ю, я́ко блу́дный из глубины́ зову́: согреши́х, прости́ мя.
Слава и ныне, Богоро́дичен: Просвети́ мя омраче́ннаго грехи́, безстра́стия Све́т ро́ждшая: я́ко да пою́ Тя, Чи́стая Присноде́во.
Молитва
Возсия́й в сердца́х на́ших, Человеколю́бче Го́споди, Твоего́ Богове́дения нетле́нный свет, и мы́сленная на́ша отве́рзи о́чи, во ева́нгельских Твои́х пропове́даний разуме́ние, вложи́ в нас и блаже́нных Твои́х за́поведей страх, да плотски́я по́хоти вся попра́вше, духо́вное жи́тельство про́идем, вся, я́же ко благоугожде́нию Твоему́ и му́дрствующе и де́юще. Ты бо еси́ просве́щение душ и теле́с на́ших, Христе́ Бо́же, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отцем и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ныне и при́сно, и во ве́ки веко́в, аминь.
Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче…
Словами песнопения «Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче» — Церковь призывает нас еще до начала Великого поста приуготовить душу к глубокому покаянию. Покаянные тропари — единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому Посту и сам Пост. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной вплоть до пятого воскресения Великого Поста. По положению на Богослужении и по важности “Покаяния отверзи” можно было бы сравнить с торжественно поднимаемым знаменем, которое сопровождает войска не только во время самой брани, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя.
«Покаяния отверзи ми двери»
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Перевод: Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
Перевод: Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.
Тропари начинаются словами: «Покаяния отверзи ми двери», то есть, – «Открой мне двери покаяния». Дверь в данном случае есть образ. Господь Сам о себе говорил: «Я есть Дверь» (Ин. 10, 7- 9). Покаяние должно в нас открыться и раскрыться, но войти в состояние покаяния в полной мере мы можем только с помощью Божьей. Очень важно, конечно, и наше желание, и наша решимость, но мы идём, непременно прося Господа утвердить нас, укрепить в этом пути.
В песнопении также упоминается, что дух наш устремляется к храму: «Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему». «Утреннюет» — это глагол, т.е. действие предполагающее бодрость духа и сознательную активность. Хорошо могут понять это состояние те, кому когда-то приходилось ходить в крупном городе на раннюю воскресную литургию: чтобы добраться вовремя, надо проснуться за несколько часов до службы, в 4-5 часов утра, силой воли выдернуть свое еще совершенно непослушное и полусонное тело из теплой кровати. И вот ты уже на пути к храму – глаза еще слипаются, ноги заплетаются, но дух уже «утреннюет ко храму святому”! Образно же слово «утренневать» выражает наше стремление к свету из тьмы и поэтому точно соответствует состоянию покаяния. Мы еще погружены в пучину греха, но уже устремлены выбраться из нее.
Следующие строки молитвы говорят нам о состоянии нашего тела, – «храм носяй телесный весь осквернен». Тело наше от рождения призвано быть храмом Святого Духа “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.” (1 Кор 6:19-20). Нам кажется, что мы хорошо заботимся об этом телесном храме: моем его, украшаем красивой одеждой, укрепляем спортивными упражнениями, ведем к врачу при малейшей хвори. Но можем ли мы сказать, что во всем этом мы прославляем Бога? Действительно ли наше тело – достойный храм Духа? Нет, скорее наши тела подобны “окрашенным гробам”, которые “снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты” (Мф 23:27). Что бы мы ни делали сами, мы только больше и больше оскверняем храм своего тела. Со смиренным трепетом нам остается только воскликнуть Богу: “но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию”. Вместе с предыдущими словами о храме эта слезная просьба о милости, конечно же, напоминает нам молитву мытаря, духом которой проникнута вся эта стихира.
Во второй стихире молитва взывает к Богородице “На спасения стези настави мя, Богородице…”. Почему мы обращаемся именно к Богородице? В своей земной жизни Она была такой же, как каждый из нас. В Ней не было ничего сверхъестественного. И в то же время Она никогда не грешила. Богородица всегда выбирала правильный жизненный путь. Поэтому именно Она и может помочь нам в выборе “стезей”, ведущих к Спасению.
Описав в предыдущей стихире состояние «храма телесного» песнопение напоминает, о том, что и свою душу мы омрачили, загрязнили нашими всевозможными грехами, что «Студными бо окалях душу грехми», и она уже далека от того состояния, в котором должна была бы быть. Почему здесь речь идет о стыде? Стыд, в общем-то чувство хорошее, но не тогда, когда оно мешает нашему покаянию. .” Есть очень много грехов, о которых нам не просто стыдно сказать на исповеди, но даже стыдно о них вспомнить. Часто бывает, что мы пытаемся забыть о них или говорим: “Время вылечит”. Но именно такое отношение залепляет нашу душу грехом, как пятнами подсыхающей зловонной грязи. Забытый, нераскаянный грех тянет сильнее, поэтому Церковь неслучайно называет его “сугубым”, т.е. удвоенным.
“Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго…” Слово “лютый” – т. е. свирепый, жестокий, которое автор стихиры использовал для обозначения наших грехов, не случайно, оно связано со словами пророка Исаии о Страшном Суде: “Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее.” (Ис 13:9) Закон причинно-следственной связи: “лютые” деяния влекут за собой “лютые” последствия. В нашей мирской жизни мы часто ищем справедливости. Мы любим говорить о чьем-то успехе: “По справедливости-то он, конечно, этого недостоин!” Или сетуем о чьих-то проступках: “Справедливо ему бы было за такие дела в тюрьму сесть!” Так вот, по справедливости за наши “лютые” дела участь у нас одна – услышать в будущий судный день страшные слова Господа: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его!” (Мф 25:41). И, сознавая это, мы можем только в отчаянии трепетать и “надеяться на милость благоутробия” Божия, подражая в покаянии царю Давиду и вновь и вновь ища очищения в его спасительных словах “Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости!”, к которым нас возвращают заключительные строки стихиры.
Но одновременно, как и всегда в христианском мировоззрении, вместе с осознанием глубины падения нам сразу напоминается о том, что Господь, тем не менее, принимает нас по молитвам Пречистой Матери и по Своей милости. Мы надеемся на милость Благоутробия Божьего. Здесь происходит соединение глубочайшего осознания нашего недостоинства с уверенностью в Божией любви к нам. Чтобы это осознание греховности не перешло в пагубное уныние и отчаяние, Церковь сразу уверяет нас в том, что Господь и Матерь Божия любят нас, и святые – все они вместе с нами. Они помогают нам, чтобы мы, сознавая всю глубину своего падения, не теряли надежды и всегда помнили об этой Божьей любви к нам.
Итак, на протяжении нескольких недель, вплоть до пятой недели Великого поста, мы будем вновь и вновь слышать на всенощном бдении это песнопение. Мы будем вновь и вновь обращаться внутрь своей души, отвечая этому призыву, чтобы великопостное песнопение не осталось неким мимолётным переживанием, но приносило плоды покаяния. Говоря нам о покаянии Церковь напоминает и о том, что без милости и помощи Божией мы не можем покаяться как следует, т. к. не видим как должно своих грехов и не чувствуем их тяжести. Потому-то мы и молимся, чтобы Господь просветил наши очи, и этим открыл пред нами двери покаяния, без которого мы в царствие Божие никогда не войдем.