Церковь – место, в которое мы приходим для духовного очищения, и с молитвой обращаемся к Господу чтобы поведать ему о своих радостях и печалях, поэтому очень важно знать все нюансы общения с церковнослужителями, чтобы не допустить по своему незнанию ошибок. В зависимости от сана священнослужителя, существуют свои нормы обращения.
Придя в церковь, не говорите «Здравствуйте», вместо этого необходимо сказать: «Слава Иисусу Христу», а в ответ вы слышите – «Навеки, слава Богу».
Прощаясь, также не следует говорить: «До свидания», а употребить: «Прости Христа ради». В ответ же вы услышите: «Бог тебя простит; Бог благословит».
Общаясь с священником необходимо следить, чтобы ваши жесты, речь, поза, мимика, взгляд были благопристойными. На практике – человек во время разговора не должен грубить, использовать не нормативную лексику, жаргоны. Мимику и жестикуляцию также нужно держать под контролем, так как минимальная жестикуляция считается признаком воспитанности.
Категорически запрещается касаться священнослужителя руками или фамильярничать с ним. Разговаривать также необходимо на определенном расстоянии, так как, находясь слишком близко от священника, вы нарушаете не только нормы этикета, но и его личное пространство.
Во время разговора нельзя принимать вызывающую или развязную позу. Если священнослужитель стоит перед вами, вы также должны стоять, сесть можно только после того, как он вам это предложит. Взгляд должен быть смиренным, кротким, а не ироничным или слишком пристальным.
Не принято церковных служителей, даже пожилого возраста называть по отчеству, можно только по имени.
Священник, представляясь, будет говорить о себе: «Священник Василий» например, а не называть себя по имени и фамилии. Священнослужители никогда не представляются от первого лица, а только от третьего.
При прощании или встрече, мирянам положено поклониться и испросить у священника благословения: «Простите, батюшка и благословите».
Разговаривая со священником, верующий человек должен помнить, что с ним говорит, Сам Господь, поэтому необходимо внимать словам духовного наставника.
Если нужно пригласить священника для исполнения треб, например, по телефону, то разговор не начинают со слов: «Здравствуйте». Можно спросить: «Алло, это отец …» и вкратце описать цель вашего звонка. Заканчивая разговор, нужно сказать: «Благословите».
НА ПРИХОДЕ.
При обращении к духовенству для избежания ошибок необходимо иметь некий минимум знаний о священстве.
В Православии существует три степени священства : диакон, священник, епископ. Еще до рукоположения в диакона ставленник должен решить : будет ли он проходить священническое служение, являясь женатым (белое духовенство) или же приняв монашество ( черное духовенство).С прошлого века в Русской Церкви существует также институт целибата, то есть сан принимается с обетом безбрачия ( Целибат по- латыни «холост»). Диаконы и священники_ целибаты также относятся к белому духовенству. В настоящее время монахи- священники служат не только в монастырях, они не редки и на приходах, как в городе, так и в деревне. Епископ должен быть обязательно из черного духовенства. Священническая иерархия может быть представлена так :
БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО
1.ДИАКОН
Диакон Иеродиакон
Протодиакон Архидиакон
(старший диакон в соборе) (старший диакон в монастыре)
2.СВЯЩЕННИК
Иерей или священник, или пресвитер Иеромонах
Протоиерей Иегумен
( старший священник)
3.ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ)
Епископ
Архиепископ
Митрополит
Патриарх
Если монах принимает схиму ( высшая монашеская степень – великий ангельский образ), то к названию его сана прибавляется приставка » схи» — схимонах, схииеродиакон, схииеромонах (или иеросхимонах), схиигумен, схиархимандрит, схиепископ ( архиерей- схимник должен при этом оставить управление епархией).
В обращении к духовенству надо стремиться к нейтральной лексике и стилистике речи. Так, не является нейтральным обращение » отец» ( без употребления имени).Оно или фамильярно или функционально (характерно для обращения священнослужителей между собой: » Отцы и братья. Прошу внимания»).
Вопрос о том в какой форме (на «ты» или на «вы») следует обращаться в церковной среде, решается однозначно – на «вы» (хотя мы говорим в молитве самому Богу: «оставь нам», «помилуй меня»).Впрочем ясно, что при близких отношениях общение переходит на «ты».И все же при посторонних проявление в церкви близких отношений воспринимается как нарушение нормы. Так жена диакона или священника, разумеется, разговаривает дома с мужем на «ты», но подобное ее обращение на приходе режет слух, подрывает авторитет священнослужителя.
Следует помнить,что в церковной среде принято обращаться с употреблением имени собственного в том виде, в каком оно звучит по- церковнославянски. Поэтому говорят: «Отец Иоанн»(не отец Иван), диакон Сергий, а не диаконСергей, патриарх Алексий, а не патриарх Алексей.
ОБРАЩЕНИЕ К ДИАКОНУ.
Диакон является помощником священника .Он не имеет той благодатной силы, которой обладает священник и которая дается в таинстве рукоположения во священника.В силу этого диакон не может самостоятельно, без священника, служить литургию,крестить, исповедовать, соборовать, венчать (то есть совершать таинства), отпевать, освящать дом (то есть совершать требы).Соответственно к нему не обращаются с просьбой о совершении таинства и требы и не просят благословения.Но, безусловно, диакон может помочь советом, молитвой.
К диакону обращаются со словами: «Отец диакон». Если хотят узнать имя священнослужителя, спрашивают обычно следующим образом: «Простите, какое ваше святое имя?» (так можно обращаться к любому православному).Если употребляется имя собственное, то ему должно предшествовать «отец».Например:
«Отец Андрей, позвольте узнать…». Если говорят о диаконе в третьем лице, то следует говорить: «Отец диакон сказал мне…».
ОБРАЩЕНИЕ К СВЯЩЕННИКУ.
В священной практике не принято приветствовать словами: «Здравствуйте».Саи же священник, представляясь, должен сказать: «Иерей ( или священник) Василий Иванов».Но будет нарушением церковного этикета сказать: «Я-отец Михаил Сидоров».
В третьем лице, ссылаясь на священника, обычно говорят: «Отец настоятель благословил». Но режет слух: «Иерей Федор посоветовал…».Хотя на многоклирном приходе могут оказаться священники с одинаковыми именами, для их различения говорят:»Протоиерей Николай в командировке, а иерей Николай причащает.»Или же в этом случае к имени добавляется фамилия:» Отец Николай Маслов сейчас на приеме у Владыки»
Сочетание «отец» и фамилия священника ( «отец Кравченко») употребляется, но редко и несет оттенок официальности и отстраненности.
Знание всего этого необходимо, но порой оказывается недостаточным по причине многоситуативности приходской жизни.Рассмотрим некоторые ситуации
Как поступить мирянину, если он оказался в обществе, где несколько священников?
Вариаций и тонкостей здесь может быть много, но общее правило таково: берут благословленте в первую очередь у священников старших по званию, то есть сначала у протоиереев,затем у иереев.(Вопрос в том, какэто различить, если не все они вам знакомы. Некоторую подсказку дает крест, который носит священник: крест с украшением- обязательно протоиерей; позолоченный- или протоиерей, или иерей; серебряный- иерей.)
Если вы уже взяли благословление у 2-3 священников, а рядом находятся еще3-4 батюшки, возьмите благословление и у них. Но если видите, что почему-то это затруднительно, скажите: «Благословите,честные отцы» — и поклонитесь.
Заметим, что в Православии не принято обращаться со словами: «Святой отец». Говорят: «Честный отче, помолитесь за меня».
Другая ситуация. Группа верующих во дворе храма подходит под благословление священника. В этом случае следует поступить так.Вначале подходят мужчины (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь)- по старшинству. Затем — женщины (тоже по старшенству).Если подходит под благословление семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети( по старшенству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят: «Отец Петр, это моя супруга.Прошу вас, благословите ее».
Как поступить, если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте ( в приемной мэра, магазине и пр.)?Даже если он в гражданской одежде, вы можете подойти к нему и взять у него благословление, видя, конечно, что это не помешает его делу. В случае невозможности взять благословление ограничиваются легким поклоном.
При прощании, как и при встрече, Мирянин вновь испрашивает благословления у священника: «Простите, батюшка, и благословите».
ВЗАИМОПРИВЕТСТВИЯ МИРЯН.
Поскольку мы едины во Христе, верующие называют друг друга брат и сестра. Эти обращения довольно часто (хотя, может быть, и не в такой степени, как в западной ветви христианства) употребляются в церковной жизни. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: «Бритья и сестры». Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: «Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие». В широком смысле слова и епископ, священник для мирянина – тоже братья.
В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, зовут только по имени ( то есть как мы подходим к Причастию, ко Христу).
При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы ( даже на Пасху рекомендуются разумн6ость и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страсти).
Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: «Прости, брат». «Бог простит, ты меня прости». Расставаясь верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): » Всего доброго!», но: «Храни, Господи», «Прошу молитв», «С Богом!», «Помощи Божией», «Ангела хранителя» и т. п.
Если в миру возникает смущение: как отказать в чем- либо, не обидев собеседника, — то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим способом: «Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословления моего духовника». И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.
ПОВЕДЕНИЕ ПРИ РАЗГОВОРЕ.
Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, полученной им в таинстве Священства, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности и уважения. При общении со священнослужителем необходимо следить за тем, чтобы речь, жесты, мимика, взгляд были благопристойными. Это значит, что в речи не должны встречаться экспрессивные и тем более грубые слова, жаргоны, которыми полна речь в миру. Жесты и мимика должны свестись к минимуму (известно, что скупая жестикуляция есть признак воспитанного человека).В разговоре нельзя прикасаться к священнику, фамильярничать. При общении соблюдают определенное расстояние. Нарушение дистанции (чрезмерно близкое нахождение к собеседнику) есть нарушение норм даже и мирского этикета. Поза не должна быть развязной, тем более вызывающей. Не принято сидеть, если священник стоит; садятся после предложения сесть. Взгляд, который обычно менее всего подвластен сознательному контролю, не должен быть пристальным, изучающим, ироничным. Очень часто именно взгляд- короткий, смиренный, потупленный- сразу же говорит о человеке воспитанном, в нашем случае церковном.
Вообще следует всегда стараться выслушать другого, не утомляя собеседника своим многоречием и словоохотливостью.В разговоре же со священником верующий человек должен помнить, что через священника как служителя Тайн Божиих может часто говорить Сам Господь. Поэтому- то так внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.
Надо ли говорить, что миряне в общении между собой руководствуются теми же нормами поведения.
ОБРАЩЕНИЕ НА ПИСЬМЕ.
Письменное общение (переписка), будучи хотя и не столь распространенным, как устное, также существует в церковной среде и имеет свои правила. Когда — то это было почти искусство, и эпистолярному наследию церковных писателей или даже простых верующих теперь остается только удивляться, восхищаться им, как чем- то недостижимым.
Церковный календарь – это сплошной праздник. Не удивительно, что самые распространенные послания у верующих – это поздравления с праздниками: Пасхой, Рождеством Христовым, престольным праздником, именинами, днем рождения и т.д.
К сожалению, редко поздравления отправляются и приходят вовремя. Это почти всеобщее упущение, ставшее дурной привычкой. И хотя понятно, например, чио Пасхе, Рождеству Христову предшествует многодневный пост, что последние дни перед праздниками наполнены хлопотами и – все это не может служить оправданием. Надо положить себе за правило: поздравлять и отвечать на письма вовремя.
Строго регламентированных правил в написании поздравлений нет. Главное – поздравления должны быть искренними и дышать любовью. Все же некоторые принятые или установившиеся формы можно отметить.
Поздравление к Пасхе начинается словами: «Христос Воскресе!»( обычно красными чернилами) и заканчивается: «Воистину Христос Воскресе!»( тоже красным цветом).
Письмо – поздравление может выглядеть так:
Христос Воскресе!
Возлюбленная о Господе Н.! Со светлым и великим праздником – Светлой Пасхой – поздравляю тебя и всех твоих искренних. Какая радость на душе: «Христос бо восста- веселие вечное».
Пусть же это праздничное ликование сердца не покидает тебя на всех путях твоих. С любовью о Христе воскресшем- твоя М. Воистину Христос Воскресе!
Поздравление к Рождеству Христову может начинаться ( здесь нет освещенной веками формулы, как у Пасхи) словами: «Христос раждается – славите!»( «раж- дается»- по – славянски). Так начинается ирмос первой песни рождественского канона.
Вы можете поздравить ваших близких, например,следующим образом:
Христос раждается – славите! Дорогая сестра во Христе Р.! Мои тебе поздравления с ныне рождающимся Христом и молитвенные пожелания возрастать всю жизнь во Христе в меру возраста Его. Как очистить сердце, чтобы приблизиться к великой благочестия тайне: «Бог явился во плоти!»?
Желаю тебе помощи Богомладенца Христа в богоугодных делах твоих. Твой богомолец К.
При написании поздравления ко дню тезоименитства ( то есть памяти соименного с нами святого) обычно желают помощи небесного заступника. (Употребляющееся выражение «день Ангела» не совсем верно, хотя святые именуются «на земли ангелы»).
В престольный праздник поздравляют весь приход: настоятеля, прихожан. Если вы хотите обратиться простым слогом, можно начать так: «Дорогого отца настоятеля (или дорогого батюшку) и всех прихожан поздравляю (ем)…»
Если же вы хотите обратиться более торжественным и официальным слогом, то титулование должно быть иным.Здесь нужно будет вспомнить вышеприведенную таблицу. К диакону, иерею, иеромонаху обращаются: «Ваше Преподобие», к пртоиерею, игумену, архимандриту: «Ваше Высокопреподобие». Крайне редко употребляется бытовавшее ранее обращение к протоиерею: «Ваше Высокоблагословение». В соответствии с обращением и все поздравление должно быть выдержано в подобном стиле.
Этим же можно руководствоваться при произнесении поздравительной речи, тоста на праздниках, днях тезоименитства, которые на крепких приходах, где живут единой духовной семьей, устраиваются довольно часто.
ЗА СТОЛОМ В ПРИХОДСКОЙ ТРАПЕЗНОЙ.
Если вы пришли в тот момент, когда большинство собравшихся уже за столом, то вы садитесь на свободное место, не заставляя всех сдвигаться, или туда, куда благословит настоятель. Если трапеза уже началась, то, попросив прощения, желают всем: » Ангела за трапезой» и садятся на свободное место.
Обычно на приходах нет такого четкого разделения столов, как в монастырях: первый стол, второй стол и т.д. Тем не менее во главе стола ( то есть в торце, если один ряд столов) или за столом, поставленным перпендикулярно, сидит настоятель либо старший из священников. По правую руку от него — следующий по старшенству священник, по левую- священник по чину. Рядом со священником сидит председатель приходского совета, члены совета, церковнослужители( псаломщик, чтец, алтарник), певчие. Почетных гостей обычно батюшка благословляет трапезничать к голове стола. В целом руководствуются словами Спасителя о смирении за обедом (см.Лк.14,7-11).
Порядок трапеза зачастую копирует монастырскую: если это будничный стол, то учиненный чтец, стоя за аналоем, после благословления священника для назидания собравшихся громко читает житие или наставление, которое со вниманием выслушивается. Если это праздничная трапеза, где поздравляют именинников, то звучат духовные пожелания, тосты; желающим их произносить хорошо бы заранее продумать, что сказать. За столом соблюдают меру во всем: в ястии и питии, в разговорах, шутках, продолжительности застолья. Если имениннику преподносятся подарки, то это чаще всего иконы, книги, предметы церковной утвари, сладости, цветы. Виновник торжества в завершении застолья благодарит всех собравшихся, которые поют ему затем «многая лета». Хваля и благодаря устроителей обеда, всех тех, кто потрудился на кухне, так же соблюдают меру, «ибо Царствие Божие не ястие и питие, но радость о Дусе Святе».
КАК ПРИГЛАШАЮТ СВЯЩЕННИКА
ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ТРЕБ.
Иногда требуется пригласить священника для исполнения так называемых треб.
Если священник вам знаком, можно пригласить его по телефону. При телефонном разговоре, как при встрече, непосредственном общении, не говорят священнику: «Здравствуйте», но строят начало разговора так: «Алло, это отец Николай? Благословите, батюшка» — и далее кратко, лаконично сообщают цель звонка. Заканчивают разговор благодарением и вновь: «Благословите». Или у священника, или у стоящего за свечным ящиком в храме нужно выяснить, что надо приготовить к приходу батюшки. Например, если священник приглашен причастить (напутствовать) болящего, необходимо подготовить больного, прибрав комнату, увести собаку из квартиры, иметь свечи, чистый плат, воду. Для соборования же необходимы свечи, стручницы с ватой, масло, вино. При отпевании необходимы свечи, разрешительная молитва, погребальный крест, покрывало, иконка. К освящению дома готовят свечи, растительное масло, святую воду. На приглашенного для требы священника обычно тягостное впечатление производит то, что родственники не знают, как вести себя со священником. Еще хуже, если не выключен телевизор, играет музыка, лает собака, ходит полуобнаженная молодежь
По окончании молитв, если это позволяет обстановка, священнику можно предложить чашку чая – это прекрасная возможность для членов семьи поговорить о духовном, решить какие – то вопросы.
Содержание
Как задать вопрос священнику в храме
У каждого верующего человека, регулярно посещающего храм и живущего активной церковной жизнью, наверняка имеется множество вопросов. Но ответы на них получить не так -то просто. Современные приходские священники имеют сильную занятость. А духовники есть не у всех верующих, хотя, конечно, потребность в них у многих велика. Как же поступить?
Разновидность вопросов
Вопросы, как известно, бывают разные. Вопросы, которые задают священникам, делятся на:
- Житейские вопросы (типа можно ли покупать автомобиль, в какой вуз поступить, можно ли сейчас выходить замуж и за кого и т.п.). Как правило, такие вопросы не требуют ответа священника. Их можно решить самостоятельно. Конечно, в духовных книгах часто пишется, что на всякое мероприятие в жизни надо спрашивать разрешения и мнения священника. Но эти книги писались в те времена, когда священников было предостаточно, и у каждого верующего был личный духовник. Но сейчас батюшек катастрофически не хватает, один священник имеет в своем ведомстве два-три прихода, и время его ограничено, день рассчитан по минутам. По сути, эти вопросы надо задавать только духовникам, если они есть.
- Требные вопросы (когда можно принести ребенка на Таинство крещения, в какой день можно освятить машину или дом, когда отпеть покойника, причастить больного и т.д.). С такими вопросами лучше обращаться в церковную лавку, а не занимать драгоценное время священника.
- Духовные вопросы (можно ли конкретному человеку нарушить пост по болезни, какой длины читать молитвенное правило, можно ли молиться по четкам, можно ли читать книгу «Добротолюбие», можно ли верить снам и предчувствиям и т.д.). Эти вопросы можно и нужно задавать священникам, но лучше опять же духовнику или тому батюшке, который хорошо знает этого человека. Потому что к любому делу, а тем более к молитвенному, надо подходить ответственно. Часто бывает, что неправильно подобранное правило вредит душе человека, грозит серьезными последствиями, такими как: духовная прелесть или переутомление, надлом. На любое молитвенное правило, чтение псалтири, молитву по четкам и т.д. надо брать особое благословение.
- Вопросы, касающиеся данного храма (благословение петь на клиросе, желание пожертвовать чем-то на храм и т.д.). Эти вопросы надо задавать настоятелю храма.
После отсеивания вопросов по типу, надо подумать о времени, когда уместно их задать священнику.
Когда подойти и спросить
Всем понятно, что Божественная литургия – время сугубой молитвы. Священника запрещено отвлекать в это время. Он не имеет права прерывать богослужение. Даже если литургия прерывается исповедью (если в храме служит только один священник), отвлекать его различными вопросами и тем самым заставлять ждать людей, готовящихся принять Причастие, не совсем уместно.
Но если исповедует другой священник, и народу у него совсем немного, то можно подойти к нему и задать духовный вопрос, но не житейский. Если нужен конкретно настоятель, то лучше прийти в день, когда литургии не служится. Священники каждый день бывают в храме. Если же нет возможности прийти в будний день, то можно дождаться окончания литургии в воскресенье и поймать батюшку на выходе из храма или в доме причта. Если он сильно занят, торопится, то можно договориться о времени, когда подойти.
Но, конечно, лучше иметь своего духовника. Если его нет, молиться о том, чтобы Господь послал его. Но еще святая Матрона говорила, что плохо делают те, кто ходят из храма в храм, с целью найти подходящего духовника. Такие люди многое теряют. Лучше посещать один храм, усердно молиться, и Господь пошлет духовника.
Как подходить к священнику
Священнослужителям надо оказывать уважение, ибо они – слуги Божии. Они много трудятся на благо верующих, к ним надо относиться с благоговением. Иначе можно заслужить гнев Божий. Нельзя сразу обращаться к батюшке на «ты», вести себя панибратски. Не надо жать ему руку при встрече, называть по имени отчеству или «батя».
Если имя священника неизвестно, можно обратиться к нему просто: «батюшка», или узнать имя его в церковной лавке. Всегда, когда надо подойти к священнику, необходимо складывать руки под благословение и кланяться. Получив благословение священника, задавать свой вопрос. Без благословения не стоит обращаться к батюшке. Уважение и тактичность – самые главные правила в беседе со священником. Какой бы ни был батюшка, он – Божий служитель. Не стоит задерживать их и отвлекать пустыми вопросами. Надо несколько раз подумать, действительно ли этот вопрос представляет важность, не расстроит или не раздражит ли он священника. Люди целуют их руку при благословении, словно десницу Самого Христа. Потому что священник представляет на литургии образ Господа Иисуса Христа. Поэтому ему надо оказывать должное благоговение.
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
О чем говорить с батюшкой. Как. И когда
Одним из разделов, которые присутствуют едва ли не на всех более или менее крупных православных Интернет-порталах, является раздел с достаточно стандартным названием: «Вопросы священнику». И он же — один из самых востребованных, о чем свидетельствует как статистика посещений, так и количество самих поступающих на электронные почтовые ящики этих порталов вопросов. Огромную популярность приобрел за сравнительно короткое время проект «ВКонтакте» с чудным названием «Батюшка онлайн», о котором мы писали не так давно в нашей газете.
В чем же причина этой востребованности, в чем секрет популярности? И почему вопросы так похожи друг на друга, так часто повторяются и львиная доля их требует не просто ответа, а пастырского совета, наставления, утешения? Неужели только в Интернете-то и можно пообщаться со священником, неужели бОльшая часть батюшек и правда чаще находится в Сети, «онлайн», чем в храме, на приходе, там, где с ними можно было бы побеседовать вживую, а не на «удаленном доступе»? Если так, то кто же тогда служит в этих храмах, кто исповедует, причащает, венчает, крестит, отпевает? Не те же ли самые батюшки? Вроде бы, они же… Что же тогда получается? На службу, на требы приходят одни люди, а вопросы в Сети задают другие, которые в храм даже и не заходят? Бывает, конечно, и так, однако те же вопросы свидетельствуют: подавляющее большинство их авторов в храме как минимум бывают.
Странная какая-то ситуация, парадоксальная… Приходит человек на службу, исповедуется, причащается, целует крест, уходит и… Включает дома компьютер и пишет письмо священнику из другого города, которого никогда не встречал и даже фотокарточки, возможно, не видел. Или — заходит в храм, ставит свечи, молится, проходит мимо встретившегося ему настоятеля, выходит на улицу и далее — то же самое. Странно, правда…
А все оттого происходит так по большей части, что человек, имеющий к священнику немало вопросов, не знает толком, как к нему подойти, не говоря уже как эти вопросы задать — и не потому, что это особенно трудно, а просто навыка нет, не по себе как-то или опыты какие неудачные были. Однако все это вполне преодолимые препятствия. Я бы даже так сказал: нуждающиеся в преодолении. Остро.
Проблема доступа
Церковная жизнь без полноценного общения со священником вряд ли может вообще должным образом состояться. Человек приходит в Церковь, практически ничего не зная о ней. Книги, тот же Интернет, средства массовой информации, безусловно, могут оказать ему какую-то помощь, что-то прояснить, но живого собеседника не заменят. Тем паче не заменят они пастыря, имеющего определенный жизненный и духовный опыт, способного увидеть, кто стоит перед ним и какое слово, какое участие и совет ему потребны.
Распространенная (в Интернете, в частности) точка зрения такова: батюшкам чаще всего некогда, о чем они коротко скажут, сквозь зубы, на бегу, поэтому рассчитывать на их внимание особенно нечего. И вообще, не очень им интересно с разными «захожанами» общаться, да и с прихожанами тоже. Зато им очень нравится сидеть дома и иногда до поздней ночи, а иногда с раннего утра стучать по клавиатуре компьютера, отвечая очередному вопрошающему. В этом, видимо, корысть какая-то есть, заинтересованность. Вот, правда, какая — не совсем понятно. В Сети на вопросы отвечать — это ведь не иномарку дорогую освятить, не пару состоятельную повенчать — дохода никакого!
Шутки шутками, а на самом деле священников, неравнодушных к тем, кого посылает к ним за помощью и назиданием Господь, совсем не так мало, как кажется. И найти их и «доступ» к ним не так уж и сложно. Не исключено, что в некоторых особенно больших приходах стоило бы даже специальную инструкцию разместить — как это лучше сделать. Ну а пока этого нет, попробуем здесь что-то похожее на эту самую инструкцию изложить.
Время и темы
Для людей, еще не очень хорошо знакомых с церковной жизнью, необходимо сразу сделать следующее разъяснение: чтобы поговорить со священником, надо предварительно разобраться, как, где и в какое время его найти. Существенную помощь в этом плане может оказать висящее у входа в любой храм расписание богослужений. Совершенно естественно предположить, что когда есть в храме служба, есть там и священник, а во время между службами он может находиться на требах или быть занят какими-то иными делами. Так же естественно предположить и то, что непосредственно во время службы пообщаться не получится, потому что священник будет занят. И перед службой будет не очень удобно, потому что он может подойти непосредственно перед ее началом. А вот сразу после — вполне возможно.
Но можно поступить и еще проще: подойти к продавцу за свечным ящиком и вместо того, чтобы задавать ему вопросы обо всем — и в Церкви, и на свете (как нередко бывает), спросить только об одном: когда можно прийти для того, чтобы побеседовать со священником на интересующие темы.
Темы… С этим, на самом деле, тоже надо бы определиться — причем данное замечание касается людей, уже не только делающих в Церкви первые шаги, но и тех, которые находятся в ней далеко не первый день. О чем уместно говорить с батюшкой и о чем не очень? Вполне уместно и даже необходимо — о том, что такое христианство как таковое и как жить по-христиански в нашу столь непростую эпоху, что такое церковная жизнь и как ее начать, как правильно молиться, исповедоваться, причащаться, что читать, как учиться бороться со страстями, чем руководствоваться в той или иной ситуации, связанной с нравственным выбором. И еще о многих подобных вещах. А вот не очень уместно или даже неуместно совсем, так это о вопросах бытового, материально-технического или даже правового характера: стоит ли менять машину, продавать квартиру, как отсудить захваченную соседом по даче часть участка, класть ли деньги в банк, или вложить в недвижимость, или просто перевести их в валюту… И так далее. За такими советами, как ни странно, к духовенству обращаются совсем не редко, не учитывая почему-то при этом, что далеко не каждый священник способен совмещать в себе разом экономиста, юриста и специалиста по разрешению кризисных ситуаций. Хотя, стоит признать, что подчас и приходится совмещать: мало ли в наше и правда совсем не простое время людей, которых никто и нигде больше не выслушает, кроме как батюшка в церкви, и никто больше не поможет. Куда тут деваться… Но лучше бы все же без непрофильных вопросов. Бывает, разумеется, и так, что человек хочет по житейскому вопросу не совета попросить, а благословения и молитв, и это совершенно естественно.
Терпение вкупе с милосердием
По мере того, как человек начинает узнавать церковную жизнь, ему становятся понятны те ситуации, за которые прежде он мог обижаться на священников, которые «куда-то спешили». Прежде всего потому, что он постепенно узнает, что священнику есть куда спешить. Иногда он спешит соборовать, исповедовать и причащать умирающего, иногда — в отделение детской реанимации крестить новорожденного с трудно совместимым с жизнью диагнозом. У него может быть то или иное епархиальное послушание, которое требует его присутствия в определенном месте и в определенное время, у него вообще может быть немало обязанностей и дел. А еще может быть язва, требующая питания строго по часам, или диабет, или ишемическая болезнь сердца, или гипертония — причем не всегда в преклонном возрасте. Это все, к сожалению, не редкость. Ну и семья еще может быть собственная, и дети, которых надо забирать из школы. Или супруга в роддоме… И много еще всего такого. Почему? Потому что он всего лишь навсего человек.
И посему не стоит на него сердиться за «невнимание» и «неуловимость». Лучше проявить терпение вкупе с милосердием. Узнав, когда его застать в храме, не надо «набрасываться» на него сразу со всем, что накипело за долгие годы, правильней просто сказать:
— Мне хотелось бы с Вами поговорить. Как и когда это удобнее сделать?..
Исповедь и беседа — разные вещи
Для ведущего нормальную церковную жизнь христианина, регулярно исповедующегося и причащающегося, встреча со священником проблемой, конечно, не является, он регулярно видится с ним: подходя к Чаше, у аналоя с Крестом и Евангелием. Но, как ни странно, сложности именно с общением подчас возникают.
То, что у Чаши, во время Причащения, поговорить с батюшкой не получается — дело понятное. А вот исповедь кажется для разговора временем вполне подходящим. Ошибочно, конечно. И не только потому, что исповедников может быть много, а времени у священника мало. Бывает и так, что народу всего ничего и времени достаточно. Дело в другом: исповедь и беседу смешивать не стоит, слишком разные это вещи по самому характеру своему, по тому настрою, который необходим для первого и для второго. Лучше поступить иначе. Сначала исповедоваться, дождаться, когда будет прочитана разрешительная молитва. А уже потом спросить:
— Батюшка, у меня есть вопросы, могу ли я их сейчас задать?
Если обстоятельства позволяют, то и слава Богу. И очень хорошо, если хотя бы какая-то часть этих вопросов будет касаться предметов духовных: той же борьбы со страстями, чтения, молитвы. После исповеди, когда перед священником обнажились раны души, нужды конкретного человека, ему гораздо проще будет дать ему правильный совет, верное наставление. (В связи с этим же не лишним будет, думаю, сказать о такой странности современной церковной жизни: то и дело приходится встречаться с людьми, которые исповедуются у одного священника или даже вообще разных, а за советом и поговорить приходят к другому, у которого никогда не исповедовались. Это примерно то же, что, пройдя обследование в одной клинике и не забрав оттуда ни одной выписки, отправляться на консультацию в другую…).
Если же времени нет, то надо договориться, как уже выше было сказано, на потом, когда будет удобно и священнику, и прихожанину.
***
…Я уверен: большинство из нас, пастырей, время для беседы обязательно найдет. Большинство из нас вправду всерьез относится к тем, кто приходит к нам со своими духовными нуждами. Да и корысть, если честно, тоже, разумеется, есть: так ведь хочется видеть плоды своего служения, хоть малые, хоть скромные самые… А их трудно увидеть, если не будет этих бесед, этого общения, этой совместной и единой, насколько возможно, со своей паствой жизни.
Фото Александра Шурлакова
Газета «Православная вера» №12 (488)
Как подойти к священнику и начать разговор?
Вопрос читателя:
Накипело на душе. Заблудился, потерялся. В душе полный винегрет. А открыться и поговорить по душам трудно, если быть честным самим с собой, страшно. Как быть, не знаю. Но чувствую, что мне нужна помощь. Как подойти к священнику и начать разговор, не знаю. Но чувствую, что нужно.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Слава Богу, что у Вас возникла потребность разобраться в том, что происходит в Вашей жизни внутри и во внешнем мире. Это очень и очень здорово! Священника бояться не надо.
Если есть, в чем исповедаться, узнайте, когда в храме, куда Вы бы хотели прийти, проходит исповедь, и приходите.
“О сакральном смысле исповеди и покаяния написано много книг, статей и брошюр. И вроде бы все понятно: все грехи подробно описаны, нашел в книге совпадения, выписал их на листик и зачитал на исповеди. Но тут есть проблема — выходит то слишком общо, то сухо, а порой складывается впечатление, что эти грехи напрямую к тебе не относятся и все попахивает формализмом. Так как же каяться? Какие грехи называть? Пускаться в витиеватые описания подробностей ссоры с соседями или ограничиться фразой «делом, словом и помышлением»? Разбираемся в Слайдах «Фомы»” – .
Также у нас есть материал Как проходит исповедь в православном храме, чтобы Вы могли себе представить, как именно проходит это Великое Таинство.
Если же пока Вы бы хотели просто побеседовать – также узнайте в храме, есть ли у священников часы приема, когда можно приехать и поговорить. Если таковых нет, просто подойдите к батюшке после службы и скажите, что Вы бы хотели поговорить, нужен серьезный разговор, и договоритесь о времени.
Если вдруг окажется так, что священник не сможет Вам сразу назначить беседу, не отчаивайтесь. Желание разобраться настолько доброе, что всякие нехорошие силы будут всячески Вас сбивать с этого хорошего пути. Будьте готовы к этому и просто подходите еще и еще раз, можно в другом храме. Дерзайте! Храни Вас Господь!
Исповедь или беседа?
Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не просто осведомление духовника о себе.
ИСПОВЕДЬ — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии священника, как своего «адвоката», открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося.
Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для грехов и воскресаем для святости.
Грех — это нарушение христианского нравственного закона. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха:
Накопившиеся грехи, не снятые с совести, тяготят её. Если все же очень сложно сказать на Исповеди о своих грехах, то лучше записать их на бумагу и отдать священнику, чем скрывать.
Исповедь — это есть обличение только самого себя, без всякого самооправдания и саможаления.
Необходимое условие Исповеди — раскаяние.
Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога.
Надо говорить не только о собственных грехах, но также о тех грехах, на которые соблазнили ближних советами или дурным примером.
Русская православная икона. От исповедовавшегося отходит бес. Над ним ангел-хранитель держит венец. Над ангелом — Духъ С(вя)тый в виде белого голубя. НЕИЗВЕСТЕН, Public Domain
Надо обвинять только себя и не осуждать других, иметь твердое намерение исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним грехам. Недопустимо рассказывать на исповеди, какие люди нас подтолкнули ко греху. Они ответят за себя сами, мы же должны отвечать только за себя.
БЕСЕДА СО СВЯЩЕННИКОМ — это разговор со священником о себе, своей духовной жизни, вопросах веры, своих недостатках и сомнениях.
Если вы хотите поговорить со священником, поделиться переживаниями, посоветоваться — следует договориться с ним о времени для беседы.
Подготовиться к исповеди — значит посмотреть на свою жизнь и свою душу покаянным взглядом, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих, помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния.
«И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой»неизвестен, CC BY-SA 3.0
Покаяние — это истинное желание изменить свою жизнь к лучшему, стараться жить по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей — не только явных, но и тайных.
Желающему очистить свою совесть на Исповеди надо:
- иметь твердую веру и надежду на Бога;
- иметь сокрушение о том, что прогневал Бога;
- простить всем своим врагам и оскорбителям все обиды;
- иметь твердое намерение впредь жить по заповедям Божиим.
Не следует откладывать исповедь. Неизвестно, сколько нам Господь дал времени на покаяние. Каждую исповедь нужно воспринимать как последнюю, ибо никто не знает, в какой день и час Бог призовёт нас в Себе. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил:
Не нужно стыдиться исповедовать грехи, нужно стыдиться совершать их. Бог взирает не на множество и тяжесть грехов, а на усердие кающегося. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия ещё больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его к нам безмерна.
Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются.