По особому дату отмечают в Крыму — ведь именно там, недалеко от Севастополя находится Херсонес, или древняя Корсунь, где Князь Владимир и принял христианскую веру.
Под колокольный звон и церковные песнопения нескончаемой рекой паломники c иконами и хоругвями словно плывут по улицам Севастополя. Крестный ход растянулся более чем на километр — от Князь-Владимирского собора, усыпальницы адмиралов, до Свято-Владимирского в Херсонесе. В день Крещения Руси неизменно по этому маршруту православные проходят ежегодно уже на протяжении более полутора веков. Моряки Черноморского флота несут Андреевский стяг — в честь святого, который проповедал на Черноморском побережье.
«Очень знаменательный день для православных, также для всех крещенных, также для всех военнослужащих в преддверии Дня Военно-морского флота», — подчеркивает матрос, участник Крестного хода.
Многие приехали в Севастополь издалека, чтобы приложиться к мощам Святого Владимира и ощутить непередаваемое чувство единения.
«Прошли весь Ход, идем дальше, чтобы дух и сила в нашем народе оставалась, чтоб мы были крепкой веры, любовь не иссякала», — говорит участница Крестного хода.
Возвышающийся над древним городом храм, рядом с которым в базилике Святого Иакова, вероятно, крестился и венчался сам князь Владимир, сегодня не смог вместить всех желающих. Во время праздничного богослужения люди стояли прямо на площади, под открытым небом. Для многих это семейный праздник, который передается из поколения в поколение.
«Сегодня день, когда Россия стала поистине православной. И от этого дня мы не откажемся никогда. И он для нас знаковым будет именно в крестных ходах», — говорит прихожанка.
Для тысяч верующих из России, Украины, Белоруссии Херсонес — колыбель православия. Священное место, где 1030 лет произошло событие, определившее ход нашей истории на века. Стараниями археологов город, основанный греками еще в V веке до нашей эры, возрождается и оживает заново. Реконструкторам удалось восстановить оборонительную башню и часть крепостного вала, а это III век до нашей эры!
Ворота в древний Херсонес, или Корсунь. В ширину чуть менее четырех метров, две повозки уже навряд ли разъедутся, и в высоту всего 2,5 метра.
Священный город, где по преданиям в 988 году был крещен Святой Равноапостольный князь Владимир. Православие распространилось на всю Русь и стало государственной религией. Впервые посетители заповедника получат уникальную возможность в прямом смысле заглянуть в колодец истории — ему как минимум 27 веков, как и казарме, которая располагалась у оборонительных стен Херсонеса.
Группа крымских энтузиастов, изучив летописи, графически воссоздала Херсонес Х века. Таким, по мнению авторов, его увидел князь Владимир. В нем 26 улиц — городская сеть сохранилась с античных времен, два порта, тысяча дворов и при этом около 20 храмов.
Торжества будут продолжаться весь день. Князь Владимир вместе со своей дружиной впервые станет гостем и участником Военно-морского парада, который в Севастополе отметят с размахом 29 июля.
А вечером 28 июля в Херсонесе откроется масштабный исторический фестиваль. На специально построенной сцене среди древних колонн и базилики в исполнении Хора Московского Сретенского монастыря можно будет услышать торжественные церковные песнопения и народные песни.
Когда звонили церковные колокола по древней русской традиции, мужики снимали шапки и крестились, будто уже вошли в храм божий. В колокольный звон словно вложена духовная сила и благозвучие. Их назначение — тревожить душу и призывать ее в храм.
Еще князь Владимир привез «сосуды звенящие» в русские города, как один из основных атрибутов христианской веры. В первую очередь их звон услышали киевляне, новгородцы, и прихожане полоцких и смоленских храмов. Об их существовании впервые упоминается в летописях 988 года.
Из истории колоколов
Конечно, звон колокольчиков был известен на Руси еще до принятия единой веры в Иисуса Христа. Простой люд часто пользовался бубенцами. Но церковные колокола канонической формы стали делать гораздо позже.
Мир услышал колокольный звон 4000 лет назад. По крайней мере, археологи этим временем датируют находки, сделанные ими в Китае. Поэтому первые христиане воспринимали колокольчики, как атрибут языческой веры. Но постепенно церковь стала использовать колокола, как средство борьбы с нечистой силой. Колокола стали голосом церкви.
Колокольная бронза – это сплав чистой меди и чистого олова без каких-либо примесей. Конечно, к такому составу пришли не сразу. Было много экспериментов. Когда-то считалось, что певучести металлу добавляет серебро, но вскоре убедились, что соотношение 80:20 меди и олова – самая «звонкая» пропорция. К тому же, начались эксперименты над размерами колоколов.
Этим занимались литейщики, которые приобретали в этом деле все больше опыта. Звучание церковные колокола теряли через 100-200 лет, поэтому их приходилось переплавлять. Как оказалось, переплавленные колокола становились почему-то тяжелее. Выгорало олово и медь теряла свои свойства, поэтому в литье приходилось добавлять еще 20% этих металлов в чистом виде.
Иногда церковные колокола раскалывались от непрофессионализма звонарей. Например, в зимнее время промёрзший металл становился более хрупким и требовал особого обращения. Но азартные звонари хотели побольше звона по округе, и лупили в колокола что было мочи.
Способы колокольного звона
Звонили в колокола двумя способами: раскачивая сам колокол, с помощью привязанной к нему веревки. Тогда свободный язык колокола сам ударялся о его стенки, извлекая звуки. Этот способ назывался очепной. Он был удобен для небольших колоколов с рычагом – очепом. Следующий способ язычный. Он применялся для больших колоколов, которые надо было крепить другим способом. В этом случае веревка вязалась к языку, и звонарю приходилось раскачивать сам язык, чтобы тот достал до стенок колокола.
Из колоколов огромных размеров трудно было извлечь звуки. Так, во время царствования Бориса Годунова изготовили колокол весом в 24 тонны. Чтобы его раскачать на звонницу забралось 100 человек.
Звонница и виды колокольного звона
Самые крупные и тяжелые колокола называют благовестниками. Управляют ими с помощью механизма с педалью. Иногда требуется второй звонарь, чтобы раскачивать язык колокола. Чуть поменьше колокола называют ползвонные. Их соединяют особым способом между собой, и приводят в движение левой рукой. В это время правая рука управляет зазвонными — совсем небольшими колоколами.
Известны четыре вида православного звона. Неспешные мощные удары в большой колокол называют благовестом. Бой во все колокола поочередно зовут перезвоном. А вот трезвон – это уже серия мелодичных ударов во все колокола, когда просматривается определенный ритм и композиция. Звон – мелодия попроще, где может быть использовано только несколько колоколов.
Благовест оповещает о скором начале службы и торопит мирян в церковь. После завершения службы можно услышать радостный трезвон. Перезвон, когда звонят вначале в большие колокола, а потом в малые, оповещает о потере сил Иисуса во время мук на кресте. Его можно услышать раз в году в Великий четверг, когда выносят плащаницу.
Существует еще и перебор, исполняемый во время похорон. В этом случае мелодия начинается с малых колоколов, символизирующих в этом случае детство, потом идет отрочество и взросление, и обрыв жизни, где уже звонят во все колокола.
Но не только церковная служба являлась поводом звонить в колокол. Колокольным звоном на Руси оповещали об опасности или пожаре, с его помощью собирали людей для оглашения какого-то указа или для совещания. Во время метели звонили, чтобы указать дорогу заплутавшему путнику или причал кораблю, если это был храм в приморском городе. Набатом сзывали народ на войну или на празднование победы.
Чудодейственная сила колокольного звона
Колокольный звон прочно вошел в жизнь народа, и, возможно, поэтому у самого колокола его части имеют почти одухотворенные названия: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). В других языках такого не наблюдается, там все части имеют более технические определения.
Колокольному звону приписывают и чудодейственную силу. Например, во время эпидемий холеры и чумы старались чаще бить в колокола. Так как было замечено, что звук ударов отгоняет от города болезни. Сегодня ученые предполагают, что в колокольном звоне есть частота, которая убивает патогенную микрофлору.
Также колокольный звон благотворно влияет на психику человека. Возможно, все дело в совпадении биоритмов, производимым звоном колокола и каждым органом человека. Замечено, что звук низкой частоты, издаваемый большим колоколом, успокаивает человека, а вот высокие частоты маленьких колоколов возбуждают нервную систему.
В наши дни даже появилась литература, где говорится о пользе звона для душевнобольных. К тому же, даются рекомендации для лечения этих больных особым сочетанием колокольного звона.
Стоит отметить, что рассказы о глухих звонарях тоже являются частью народного эпоса, связанного с церковью и ее атрибутами. Звонарем можно стать, получив благословение и пройдя обучение в любом из храмов, где есть разнообразие колоколов и хорошие специалисты своего дела. Священники говорят, что людям, жаждущим этих знаний, навряд ли откажут. Сегодня можно найти школы для звонарей, но это, скорей всего, коммерческие проекты — не совсем благочестивые.
По ком звОнит колокол?
Институт русского языка им. В.В. Виноградова выпустил новый орфоэпический словарь, который сразу вызвал оживленные споры среди людей, близких к филологии. Многие возмущены тем, что словарь допускает употребление в разговорной речи ударения «вклЮчит», и убирает запретительную пометку с варианта «звОнит». Кроме того, здесь прописано равноправие вариантов «мАркетинг» и «маркЕтинг», получил право на жизнь «дОговор», однако запрещено использование «жАлюзи».
Составление словаря заняло почти пятнадцать лет. Как рассказала «Культуре» один из авторов, заместитель директора Института русского языка РАН доктор филологических наук Мария Каленчук, «при подготовке словаря мы руководствовались теми нормами, которые употребительны в среде культурных образованных людей. Но кого сегодня считать образованными культурными людьми, — самый больной вопрос современной орфоэпии», — отмечает филолог.
Ни для кого не секрет, что сегодня русский язык находится под очень большим воздействием английского. Некоторые «американизмы» практически вытеснили из традиционной лексики исконно русские слова. Например, сатирик Михаил Задорнов замечал, что молодежь все чаще употребляет безликое слово «креативность» вместо творчества, «толерантность» вместо терпимости… Но лингвисты из Института русского языка не видят в этом ничего страшного. «В XIX веке на русский язык влиял французский, во времена Петра I — немецкий и голландский, но язык — очень устойчивая система. Он это все переваривает, что-то вбирает в себя, подчиняет своим правилам и законам и развивается дальше», — считает Мария Каленчук.
Так произошло, к примеру, с глаголом «включит», произношение которого теперь разрешено лингвистами с обоими вариантами ударения. По мнению составителей словаря, все глаголы, оканчивающиеся на «-ить» пережили подобный процесс. В качестве примера приводят ситуацию с произношением слов «варИт» и «солИт», что считалось языковой нормой еще каких-нибудь полста лет назад. «Произношение «вАрит» и «сОлит» казалось таким же недопустимым просторечием, как и «звОнит», — пояснила Мария Каленчук. По ее словам, уже в ближайшее время режущее филологам ухо «звОнит», скорее всего, станет сначала допустимой, а позже и общепринятой нормой произношения.
На этом моменте наше общение прервалось: в кабинет заглянул замдиректора по научной работе Виктор Живов, чтобы обсудить недавно опубликованную статью, в которой Институт русского языка называют «адептами ЦРУ» «в центре заговора по ослаблению России». Лингвисты посмеялись, но отметили, что повсеместное употребление буквы «ё» опасно для русского языка.
«Буква ё — хорошая буква, ничем не хуже остальных. Но, поголовное и обязательное введение этой буквы вызовет очень много проблем. От нас, в частности, уйдет целый пласт классической поэзии:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно,
так нежно,
Как дай вам Бог любимой
быть другим.
Ведь если в этом стихотворении расставить точки в слове «безнадежно» — рифма исчезает, а вместе с ней — и Пушкин», — привела поэтический пример Мария Каленчук.
В планах института — выпуск универсального словаря русского языка, словарей для школы, разговорной речи и первого тома словаря толкового… Работа кипит сразу над несколькими десятками изданий, но при этом сотрудники института успевают пополнять национальный корпус русского языка и даже оценить новый орфографический словарь MS Word. По их словам, в нем столько ошибок, что создается впечатление, будто этот словарь создавался против правил русского языка. В ближайшее время сотрудники института готовят письмо в Microsoft с предложением своих наработок для проверки орфографии в этом текстовом редакторе.
И вновь — о Рождестве. Ученики школы звонарей в Москве в эти праздничные дни проходят практику. Настоящий колокольный мастер — это почти дирижер. В его руках звонница превращается в огромный оркестр.
Музыку над городом слушал наш корреспондент Алексей Фокин.
Маленький закуток под крышей собора и есть главная аудитория знаменитой школы. Чтобы не оглохнуть, колокола на тренажерной звоннице приходится заглушать пластилином.
Чтобы стать звонарем, не нужно получать специальное музыкальное образование. Здесь самое важное — это координация и чувство ритма. Правая и левая рука должны выполнять совершенно независимые движения. А это сразу дается далеко не каждому.
Сегодня в школе больше 30 учеников. От 11 до 70 лет. Хотя научить можно многому, основные качества звонаря, как считают преподаватели, должны быть заложены с детства.
Максим Миронов, преподаватель школы колокольного мастерства Храма Христа Спасителя: «Дисциплина и ответственность. Потому что если человек хотя бы на минуту запоздал на звон, он уже не вовремя начал и уже он волнуется. И это слышно по качеству звона».
Колокольня — зона повышенного риска. Однако желающих освоить ремесло с каждым годом все больше. Причем не только мужчин, но и женщин.
Ольга Малахова, ученица школы колокольного мастерства: «А кем принято считать, что это мужское занятие? В женских монастырях — где вы видели мужчин-звонарей?»
В Новодевичьем монастыре уже 4 столетия поют колокола, приводимые в движение исключительно женскими руками. Звон не сильный, а скорее нежный, с переливами. Эту мелодию монахини выводят над Москвой еще с петровских времен.
Инокиня Ирина, звонарь Новодевичьего женского монастыря: «Когда идет колокольный звон, то этот звон разверзает небеса, т.е. Господь слышит этот звон. И слышит молитвы, которые звучат во время звона».
На главной звоннице Храма Христа Спасителя мелодия намного сложнее. Не меньше 10 человек должны выполнять четко выверенные движения. Основной тон задает 18-тонный «Святительский» колокол. Его предшественник-благовест погиб, когда большевики разрушали храм ровно 75 лет назад. У колокола особые акустические свойства. Звук после удара распространяется не равномерно, а только на четыре стороны, в виде креста.
Игорь Коновалов, главный звонарь Храма Христа Спасителя: «Мы с вами слышим до сих пор, как колокол вибрирует и звучит, хотя прошла уже не одна минута, а минут 5-6. Это единственный случай в мировой практике, когда столь тяжелый колокол сохраняет в себе это дрожание».
Всю рождественскую неделю над столицей будет слышаться перезвон. И Юрьевский, и Ростовский, и Коломенский, и, конечно, Московский. А все ученики школы получат право самостоятельно звонить в одной из московских церквей.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Натали_Пушкина Зачем звонит колокол?
Колокольный звон… Этот звук можно услышать в самых разных местах: и за стенами древнего монастыря, и высоко в горах при входе в буддийский храм, и на площади европейского города у здания ратуши. Даже в суете современного мегаполиса, наполненного грохотом машин и многоголосицей толпы, этот звук останавливает, словно приподнимает над шумом, над повседневностью.
Есть в колокольном звоне нечто такое, что властно захватывает нас, даже помимо нашей воли, затрагивает не только эмоции, но и более глубокие, сокровенные струны души. Психологи и физики строят самые разные модели, чтобы понять механизмы этого воздействия. Диапазон звучания колокола очень велик, он включает частоты, которые неспособно воспринять человеческое ухо; фактически мы воспринимаем этот звук не только ушами, а всем своим существом. И не только мы: на колокольный звон отзывается вся природа, даже камни — когда в храме звучит колокол, все здание вибрирует в резонанс, словно единый организм…
Литье колоколов всегда было таинством. Дело даже не в «рецептуре», хотя, конечно, у мастеров были свои секреты. О колоколе говорили как о живом существе, при рождении ему давали имя. Когда отливали колокол, при этом обязательно присутствовало духовенство, стояли с обнаженными головами. Новый колокол обычно несли к колокольне на руках…
К чему такая церемониальность? Чему призваны служить литые великаны? Зачем звонит колокол?
Колокольный звон — это всегда зов.
На Руси колокол всегда призывал людей в храм, на встречу с Богом. Величественный звон колоколов, который невозможно не услышать, побуждал человека вырваться из круговерти земных забот, чтобы обратиться к вечному, к Небу.
Раньше у колокольного звона были и другие предназначения. В итальянском Турине колокол, который называли Хлебный колокол, звонил в то время, когда хозяйкам надо было ставить тесто. Колокол чистоты звал на уборку улиц в Бонне. Трудовой колокол в Аахене звонил в начале и конце рабочего дня. По Пивному колоколу в Гданьске открывались лавочки и бары с алкоголем. Колокол в городе Бове звонил, когда открывались продуктовые лавки и называли его Торговка рыбой.
Иногда колокола безвинно страдали. Как-то раз набатный колокол Московского Кремля разбудил царя Федора Алексеевича и за это был сослан в монастырь. Другой набатный колокол Кремля был снят с колокольни и лишен языка за то, что призвал народ к бунту. Колокол в городе Угличе рассказал людям о том, что тайно убит царевич Дмитрий, и был отправлен на триста лет в ссылку в Тобольск.
Колокольный звон выполнял и выполняет в основном цели оповещения.
Но звоны бывают разные. Благовест звонит торжественно, тяжело и медленно. Набат звучит громко, торопливо, он оповещает о какой-то беде, например, о пожаре, наводнении или о приближении врага. В пургу и метель бухает Охранный колокол громко и размеренно, чтобы люди не заблудились и смогли найти дорогу. А есть просто колокола -часы, как Куранты в Московском Кремле, которые звонят в определённое время.
Особенно торжественен звон на колокольне, когда производится во все колокола, что бывает в большие праздники. А наиболее торжественный из всех — когда звонят в «красные» колокола, самые красивые, благозвучные.
В Москве в ночь под Пасху «красный звон» совершался по особому, старинному обычаю. Все московские церкви ждали, пока ударит громадный Успенский колокол Ивана Великого. Гул его первого удара перекатывался с кремлевского холма за Москву-реку и разливался далеко вокруг. Вдали, подобно эху, отзывался колокол Страстного монастыря, и затем уже разом начинали гудеть колокола всех «сорока сороков» московских церквей. Звуки, дробясь и переливаясь среди торжественной тишины ночи, постепенно наполняли город радостным, величавым звоном. Этот «язык неба» лучше всего было слушать с высоты Воробьевых гор.
Но не всегда колокола звонили радостно. Возвещая о нашествии, о мятежах, о пожарах, голоса их звучали тревожным всполохом или набатом. При эпидемиях, неурожаях и прочих бедствиях в колокола звонили непрерывно. А в последний земной путь человека сопровождал трезвон (когда все колокола перебираются поочередно друг за другом), возвышающий душу своей светлой печалью.
***Самые большие колокола на Руси имели собственные имена. Про Царь-Колокол все знают, его вес около 2125 пудов. Колокол Реут — 2000 пудов.
Колокол Святого Иоанна 3500 пудов, Новый колокол 3600 пудов, они отлиты из старых сибирских пятаков.
Но самый большой звонящий колокол в мире находится на колокольне Успенского собора в Москве. Называется он Большой Успенский и весит 3904 пуда, это примерно 62,5 тонны.***
КАК ПОНЯТЬ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН ?
Являясь символическим средством общения мира сакрального с миром «тварным», звон оказывает сильное воздействие на душу верующего человека.
Впрочем, и на далеких от церковной жизни людей колокольный звон всегда производил глубокое впечатление великолепием своеобразной музыки.
Множество примеров органичной включенности звонов в повседневную жизнь человека, четкого понимания смысла звона мы видим в русской художественной литературе XIX — начала XX вв. Но зачастую, не понимая этого смысла, не обращаем внимания на такие примеры, чем обедняем свое восприятие произведения. Научиться же понимать язык колокольного звона достаточно несложно — если приложить некоторые усилия. Следуя примеру одного из авторов «Школы Жизни», в статье «Как научиться понимать классическую музыку?», давшего «ключи» к пониманию музыки, предлагаю вниманию читателей нечто вроде «азбуки» колокольного звона.
Своеобразие звона определяется, прежде всего, тем, что каждый колокольный ансамбль уникален — индивидуальны (как личности!) колокола, их невозможно «настроить», обеспечить соответствие правильном звукоряду. Для каждого набора звукоряд оказывается особым. Комплекты колоколов формировались при каждом храме веками, и с приобретением нового колокола звон менялся, иногда — весьма ощутимо. Соответственно и «голос» каждого храма был особенным, без труда узнаваемым.
«Базовый» комплект колоколов на звоннице или колокольне должен был состоять из трех групп колоколов — больших, средних и малых. Больших колоколов могло быть несколько — по назначению: праздничный, воскресный, полиелейный и вседневный. Большие задавали фон звона. Средние — альты — вели мелодию, а малые — подзвонные и зазвонные — создавали мелкие ритмические фигуры.
Чем больше было колоколов на колокольне или звоннице, тем богаче оказывался звон. И тем свободнее могли чувствовать себя звонари в части составления новых схем звонов, либо в импровизации на малых и средних колоколах. Но — тем более слаженным должен был быть ансамбль звонарей, тем более изощренные требовались система развески колоколов, дополнительное оборудование.
Многовековая практика использования колоколов в русской церкви сформировала четкую систему звонов, их жанров — на основе церковного устава создала некие правила, канон. Жанр звонов, таким образом, определялся назначением их и характерными особенностями исполнения.
По характеру звона человек, например, понимал тип совершаемого богослужения, определял значительность приходящегося на конкретный день праздника, а также момент службы. Звон сообщал о происходящем в приходе событии — встрече архиерея, значительного чиновника, свадьбе или погребении.
Современная типология звонов следующая. Звоны разделяются на сигнальные и художественные. К первым относятся набат и благовест, ко вторым — перебор, перезвон и трезвон.
НАБАТ — частый звон в один колокол — сообщает о каком-то происшествии. Благовест призывает прихожан к богослужению. При БЛАГОВЕСТЕ ударяют в один колокол. Различают также большой благовест — когда ударяют несколько раз в большой колокол, как при обычном благовесте, а затем поочередно в остальные.
Именно большой благовест развился в художественный звон в два и более колоколов. Различаются перебор и перезвон. ПЕРЕБОР — погребальный звон — выполняют однократными ударами в каждый колокол, от малого к большому, «по кругу». ПЕРЕЗВОН — поочередные удары в обратном перебору порядке, от большого к малым, от одного до семи ударов в каждый колокол, завершение перезвона обычно — удар во все колокола.
ТРЕЗВОН — это идущие подряд три удара в несколько колоколов. Он бывает великий, средний и красный. Трезвоном великим и средним отмечались особые дни — например, царские, или дни памяти местночтимых святых. Пасхальный трезвон — красный — это тот звон, который длится весь день в Пасху, он же начинает и заканчивает воскресные обедни на протяжении от Пасхи до Вознесения.
Звонари, производя звоны, должны были руководствоваться каноном. Но, комбинируя разные виды звонов, они имели возможность создавать особые колокольные мелодии — чуть ли не концерты.
Церковная жизнь давала и дает для этого достаточно оснований. Например, крестные ходы сопровождает сложный колокольный звон, в котором благовест в один колокол сменяется благовестом в несколько, затем начинается трезвон.
Своеобразием отличается звон в Пасхальную ночь. В определенные моменты службы ударяют один раз в один колокол (возможно — от малого до великого), на последнем возгласе совершают общий удар во все колокола. Так выражается подобающее случаю ликование, которое переживают участники богослужения.
Составлялись и составляются особые праздничные звоны в честь особых же случаев. В этих звонах, порой достаточно сложных, используются все те же простые виды звонов, в различном порядке. Темп отчасти задается назначением звона и традицией, отчасти — техническими особенностями больших колоколов (на один удар языком в две (либо в одну) стороны колокола большого должно приходиться некое определенное количество ударов в колокол второй, соответственно — это число ударов должно быть согласовано с ударами в третий колокол, и так далее).
Научившись различать в звоне колокольного ансамбля голоса отдельных групп колоколов, чувствовать темп и отмечать составные части «мелодии», грамотный слушатель впоследствии сумеет эту разъятую на части гармонию объединить, и тем полнее окажется его впечатление от услышанного.
А дальше, возможно, вы научитесь за звоном чувствовать и исполнителей, отмечать моменты их импровизационного порыва. И это подарит вам сильные и красивые духовные переживания.
Колокольный звон — это зов. Зов иного мира, поднимающий нас над обыденностью. Это таинственная музыка природы, изливающаяся в голосе металла призывом к чистоте, гармонии, согласию. Это призыв отбросить все лишнее, настроиться в резонанс с величественным звучанием природы и Неба.
Колокол звонит для нас. Давайте прислушаемся…
Христианские богослужения с колокольным звоном — затея итальянская и, по легенде, принадлежит она святому Павлину. Будто бы увидел Св. Павлин во сне полевые цветы — колокольчики, трепетавшие на ветру, услышал благостные звуки… Этот сон так лег ему на душу, что приказал Павлин литейщикам-умельцам повторить форму этих цветов и научить их петь… Легенды не проверяют, им принято верить — или не верить.
У каждого мастера колокола по-своему пели, так, будто в колокол переходила часть его души. Возможно, поэтому колоколам, как людям, давали имена, во время военных действий их брали в плен, наказывали кнутами и вырывали язык…
Замечательна история колокола, имя которому — Углицкий Корноухий. Именно им били в набат по случаю умерщвления царевича Димитрия. Борис Годунов наказал не только людей, за дерзкое поведение колоколу было назначено отсечение уха, и в 1595 году «корноухим» он был сослан в Тобольск. Этот неумирающий ссыльный жив и сейчас. Звук у него резкий и громкий; надпись на нем по краям вырезана, а не вылита; она гласит: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку в град Тобольск к церкви Всемилостиваго Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитной».
С древности мастера хранили в секрете рецепты хорошего звона. Принято было перед литьем слух какой-нибудь нелепый распускать, чтоб люди в нелепицу поверили. Тогда колокол получался на славу! Была даже поговорка такая — «колокола льют», что означало — привирают или выдумывают. Впрочем, и сейчас можно услышать слово «заливаешь»! — мы говорим и даже не задумываемся, что слово это связано с древним искусством литья колоколов…
Был такой звон на Руси — во все колокола, о нем еще говорили «во вся тяжкая». Звонили так в особо торжественные дни при кафедральных соборах, монастырях и лаврах. Работа тяжелая, тонкая и совершалась несколькими звонарями: по пять и более человек. Красный звон возвещал Великие Праздники. И красным он назывался, потому что звучал удивительно красиво…
В звонах колоколов есть то, что невозможно анализировать с точки зрения логики, он воспринимается чувствами, ощущается на уровне подсознания… Это наше древнее прошлое и таинственный, уходящий в небеса сигнал…
Испокон веку люди испытывают особые чувства к звону колоколов, верят в их необычайную, чудесную силу. Известно, что звонари не болеют простудными заболеваниями. Считается, что под колоколами проходит любая головная боль… В ночь перед Рождеством и на Пасху женщинам разрешалось потрогать язык большого колокола или веревку. Верили, что после этого будет легче забеременеть и родить ребенка…
«Бесноватого» клали под благовестник, когда звонили в этот огромный колокол. Говорят, после такого сеанса наступало если не полное исцеление, то хотя бы снимались агрессивность и злоба.
Когда звучит колокольная музыка — лица светлеют. Где бы это ни происходило — у храма или в концертном зале… Даже маленький колокольчик прозвонит — и на душе легче, не случайно и сейчас жива традиция дарить колокольчики на счастье…
Возможно, это генетическая память пробуждает в нас особое чувство в те минуты, когда звонят колокола… Нас не было — они звучали, мы уйдем, они все так же протяжно и величественно будут напоминать людям о вечном…