Содержание
- Князь Ярослав Мудрый
- Начало правления
- Завершение правления
- Ярослав Всеволодович. Смерть великого князя
- Русь и завоеватели
- Хан Батый — Ярослав Всеволодович. Курултай 1246 года
- Папа Римский — виновник убийства князя?
- История саркофага
- Анализ останков
- Куда делись останки Ярослава Мудрого?
- Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси
- Детство Ярослава Мудрого
- Ростовское княжество и Ярослав Мудрый
- Ярослав Мудрый против Владимира Святого
- Междоусобная война. Ярослав против Святополка
- Правление Ярослава Мудрого
- Ярослав Мудрый: загадки и тайны великого князя
- Ярослав Мудрый: биография великого князя
- Правление Ярослава Мудрого: достижения
- Ярослав Мудрый: личная жизнь, интересные факты
Князь Ярослав Мудрый
Лучше претерпеть обиду, чем нанести ее.
Князь Ярослав Мудрый родился в 978 году. Его отцом был князь Владимир, который посадил своего молодого сына на княжеский престол города Новгорода, которым тот правил вплоть до 1019 года. После кончины князя Владимира, киевский престол захватил Святополк, который ослепленный жаждой власти, убил трех своих братьев: Бориса, Глеба и Святослава. Желая наказать своего брата, Ярослав собирает войско для похода на Киев. Всего войско состояло из сорока тысяч славян и тысячи наемных варяг. Поход сей был начат в 1016 году. Противостояние со Святополком продолжалось до 1019 года, и закончилось убийством последнего.
Начало правления
Так князь Ярослав Мудрый начал свое правление, которое продолжалось 35 лет. Это время без сомнения можно назвать золотым временем в истории Киевской Руси. Но изначально все не было так гладко. Княжение Ярослава, даже после смерти Святополка, не было безоговорочным. Мстислав Удалой, занимавший в то время княжеский пост в городе Тмутаракани, отказался признавать брата единоличным правителем Киевской Руси. Мстислав собрал войско и пошел войной на Киев. Ключевое сражение этого противостояния произошло на реке Руда в 1023 году. В этой битве Ярослав был разбит и отправился в Новгород собирать новое войско. Следует отметить тот факт, что Мстислав проявил редкое великодушие и решил не оспаривать княжение брата. Он предложил Ярославу править всеми землями по правую сторону Дона, оставив за собой левую часть. Ярослав отказался.
Раздел и объединение страны
Однако, после возвращения в Новгород князь Ярослав Мудрый собрал новое войско и отправился на встречу с братом, которая произошла под Киевом. Браться договорились о заключении союза и разделили земли Киевской Руси между собой. Мстислав взял под свой контроль все восточные земли, Ярослав – западные. Единственной границей между владениями братьев был Днепр. Это событие было воистину ключевым для Руси. Впервые страна, до этого постоянно терзаемая внутренними и внешними врагами, обрела спокойствие. Согласие князей было полным и они не смели нарушать условия подписанного мира. Продолжалось это до 1036 года, когда Мстислав умер. После смерти брата князь Ярослав Мудрый стал полноправным властителем. Теперь под его контролем была вся Киевская Русь: ее западная и восточная части.
1036 год знаменуется не только воссоединением западных и восточных земель Руси. Именно в этом году под Киевом состоялось сражение с половцами. Русская армия одержала великолепную победу, наголову разбив противника. Отныне они не представляли такой грозной силы. Теперь князь мог сосредоточиться на решение других насущных проблем.
Завершение правления
В историю князь Ярослав вошел под именем Мудрый. Так его назвал народ Киевский, ведь именно при нем в стране были открыты первые образовательные учреждения, а также составлен первый письменный свод законов – «Русская правда».
Последние годы своей жизни этот правитель направил на борьбу с возможной после его кончины междоусобной войной. Для этого он сам решил разделить страну между своими сыновьями. Так, Изяславу, старшему сыну, завещался в управление город Киев, Святослав становился правителем Чернигова, Всеволод наследовал Переяслав, Игорь становился князем во Владимиро-Волынской земле, Вячеслав же становился правителем Смоленска.
Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, оставив своим сыновьям великую страну, которая после продолжительного периода спокойствия, заявила о себе, как о сильной державе.
Ярослав Всеволодович. Смерть великого князя
Серия вторжений монгольских войск на территорию древнерусских княжеств в 1237 — 1240 гг. имела судьбоносное историческое значение для Руси. Фактическое разорение южных и северо-восточных княжеств, разрушение почти половины городов, гибель огромного количества мирного населения — лишь неполный список прямых потерь, понесённых русскими государствами.
Монгольская армия на марше. (www.beijingwalking.com)
Русь и завоеватели
Политические последствия были не менее значительными. Отныне политика русских князей зависела от желаний и планов их монгольских хозяев. Теперь «ярлык», позволявший отпрыскам знатных родов управлять своей вотчиной, выдавался непосредственно в Золотой Орде (это государственное образование окончательно оформится к 60-м годам XIII века). Поездки князей в ставку хана-сюзерена с этих пор становились обычным делом. Кроме того, эти путешествия были одним из рычагов политического давления преемников Батыя — фактически, русские правители оказывались в заложниках и были вынуждены принимать условия своих покровителей.
Часто монгольские хозяева земли русской прибегали и к прямому устранению неблагонадёжных, по их мнению, князей. Удобнее всего это было делать в ставке хана. За первые полстолетия ига ордынцы ликвидировали по меньшей мере четырёх видных русских князей.
Хан Батый — фантазия современного художника. (asiarussia.ru)
Хан Батый — Ярослав Всеволодович. Курултай 1246 года
Ярослав Всеволодович оказался на владимирском княжении после смерти своего родного брата Юрия, активно противодействовавшего вторжению захватчиков с Востока. Во время второго нашествия на Юго-Восточную Русь он ничего не противопоставил кочевникам, видимо, понимая, что сил для сопротивления уже нет.
Великий князь Ярослав Всеволодович. (aminpro.ru)
Отец Александра Невского стал первым русским князем, посетившим ставку Батыя после окончания нашествия. В 1243 году монголы признали великое киевское княжение за Ярославом, однако тот предпочёл остаться во Владимире, своей родовой вотчине, назначив в Киев наместника. Таким образом, процесс перемещения политического центра из древней столицы Руси в главный город Владимиро-Суздальского княжества достиг своего окончательного итога.
Однако Ярослав через несколько лет, в 1246 году, был вновь вызван в ставку Батыя. Надо сказать, что к этому времени формируются несколько партий в зависимости от отношения к завоевателям: условные «проордынская» и «антиордынская». Ярослав Всеволодович, уже признанный «главным» на территории вассальной Руси, пытался лавировать между вождями этих движений. Так, Даниил Галицкий и черниговский князь Михаил Всеволодович не предпринимали активных шагов по сближению с Батыем, рассчитывая на помощь Европы. С другой стороны, ростовские князья быстро признали верховенство Каракорума. Оценивая политику владимирского княжеского дома, историк В. В. Каргалов приходит к выводу, что «великие владимирские князья после формального признания власти золотоордынских ханов пытались выступить против монголо-татарского владычества, и факт признания этой власти ещё не означал в действительности установления над страной иноземного ига». Однако никаких документальных подтверждений выступления Ярослава против сюзерена до сих пор не найдено.
С. В. Иванов. «Баскаки». 1909. Источник: (ru.wikipedia.org)
В 1245 году в Орду монголы вызвали большое количество русских князей, среди которых был и Ярослав. По всей видимости, эта акция была связана с окончательным установлением юридических основ подчинения русских княжеств власти завоевателей. Даниил Галицкий, избежав языческого обряда «очищения огнём», смог получить ярлык на княжение. Черниговский князь Михаил принял мученическую смерть. Ярослав же, в свою очередь, был отправлен для участия в курултае в столицу монгольского государства, Каракорум.
В 1246 на общем собрании монгольских предводителей был избран новый хан — Гуюк, внук Чингисхана, имевший не самые хорошие отношения с Батыем. Ярослав Всеволодович, как данник Батыя, оказался вовлечён в монгольскую политическую систему, в том числе и в монгольские дворцовые интриги.
Ханский дворец в Каракоруме. Художник XVIII века. (xponolog.blogspot.com)
О пребывании владимирского князя в ставке хана оставил воспоминания итальянский путешественник Иоанн де Плано Карпини, впоследствии написавший «Историю монголов». Он указал, что Ярослав был приглашён к столу матери Гуюк-хана. Та «в знак почёта дала ему есть и пить из собственной руки». После этой трапезы русский князь почувствовал недомогание и скончался через 7 дней, по пути домой.
Иоанн де Плано Карпини. Источник: (homsk.com)
Папа Римский — виновник убийства князя?
Русские летописи, сообщая о смерти великого князя, указывают, что он был оклеветан неким русским вельможей — Фёдором Яруновичем. К сожалению, подробной информации об этом человеке наука не располагает, но известно, что наказание за предательство настигло боярина весьма скоро — после приезда из Каракорума он был убит по приказу оставшихся сыновей Ярослава Всеволодовича, Андрея и Александра.
Историки до сих пор спорят о причинах, побудивших нового хана лишить владимирского князя жизни. Однако необходимо указать на несколько фактов, по-видимому, повлиявших на это решение.
Вполне вероятно, что Ярослав Всеволодович пал жертвой политических интриг внутри правящей верхушки монгольского государства. Батый был противником избранного хана Гуюка, и на курултай не поехал. Таким образом, владимирский князь остался без даже номинального покровительства в самом центре враждебного государства. В свою очередь, мать Гуюка, Дорегене, считала Ярослава верным человеком Батыя. Именно поэтому у великого князя оставалось мало шансов уехать из столицы ханства живым.
Всё же, что же за донос позволил вынести Ярославу смертный приговор? Свидетель произошедшего, итальянский дипломат Карпини, на этот вопрос в своей книге никак не отвечает. Однако в обнаруженном в XX веке письме римского папы Иннокентия IV Александру Невскому понтифик сообщал сыну убитого князя, что тот перед самой смертью принял католичество. В других источниках этот факт никак не освещался, однако можно почти с полной уверенностью предположить, что Ярослав Всеволодович поддерживал контакты с европейскими антиордынскими силами. Возможно, именно этот эпизод биографии владимирского князя стал причиной его убийства. Но сейчас достоверно сказать о том, что же стало истинным предлогом ликвидации великого князя, не представляется возможным.
Собор Святой Софии в г. Киев, Украина Саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе — одна из самых значимых и чтимых реликвий Киевской Руси. В этой гробнице в XI веке были похоронены великий киевский князь Ярослав Владимирович и его жена — шведская принцесса Ингигерда (в крещении Ирина). Это самые древние останки киевских властителей, местоположение которых известно. Вот только известно ли? События последних лет заставляют в этом усомниться.
В сентябре 2009 года учёные национального заповедника «София Киевская» вскрыли саркофаг, чтобы исследовать останки Ярослава Мудрого с помощью новейших технологий. Прежде всего они хотели сделать анализ ДНК, чтобы установить, кем были Рюриковичи — славянами или скандинавами. Но сделать этого не удалось — скелет Ярослава таинственным образом исчез из саркофага.
История саркофага
В гробнице находилась только куча костей, которую впоследствии идентифицировали как останки, принадлежавшие двум разным женщинам. А ещё там нашли газеты «Правда» и «Известия» за 1964 год. Но где же сам великий князь?
Он точно был на месте в 1936 году, когда впервые вскрыли шеститонный прямоугольный ящик с двускатной крышкой, украшенный резными изображениями виноградной лозы, пальмы, кипариса, рыб, птиц, крестов и других древнехристианских символов. Эта гробница была сделана византийскими мастерами из проконесского мрамора для мощей святого Климента в Херсонесе. Когда в 988 или 989 году Владимир Креститель захватил этот город, он приказал перенести мощи святого Климента вместе с саркофагом в Киев. После трудного пути они обрели покой в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси. В этой же гробнице был похоронен Ярослав Мудрый в 1054 году (святому Клименту, очевидно, предоставили другую раку).
Рядом с ним упокоились останки жены Ирины, которую князь нежно и преданно любил всю жизнь и с которой не пожелал разлучаться и после смерти. Когда её к князю подложили, не совсем ясно. По одним данным, Ирина умерла раньше мужа, в 1050 году, и в саркофаг перенесли её скелет из другого склепа. По другой версии, сия супружеская чета в последние годы жила не слишком дружно, так что гордая и властолюбивая княгиня переехала в Новгород к сыну Владимиру, где якобы и находится её могила.
В 1936 году киевские учёные обнаружили во вскрытом саркофаге два скелета — мужской и женский и несколько детских косточек (откуда взялись последние, вообще непонятно).
Судя по отсутствию на останках каких-либо украшений, гробница была разграблена. Скорее всего, это произошло в 1240 году, во время захвата Киева монголо-татарами. Тогда же в неё могли попасть «посторонние» кости.
Анализ останков
В 1939 году останки были отправлены в Ленинград, в Институт антропологии и этнографии АН СССР. Учёные с высокой долей вероятности установили, что один из скелетов действительно принадлежит Ярославу Мудрому. При этом они опирались на летописи, в которых сказано, что князь прожил 70-75 лет, был хромым от рождения, в боях получил ранения в ногу и голову.
Все эти повреждения были найдены на мужском скелете. Тогда же великий советский антрополог и археолог Михаил Герасимов восстановил по черепу предполагаемый облик Ярослава Мудрого, ныне известный всем, кто изучает историю. Женский скелет идентифицировать не удалось.
Ярослав Мудрый. Реконструкция М.М. Герасимова
В 1940 году останки были возвращены из Ленинграда в Киев. Но почему-то сотрудники музея не сумели поместить их в саркофаг. Якобы не хватило сил поднять двухтонную крышку мраморной усыпальницы — для этого нужна была специальная техника. Кости положили на полку в хранилище. А потом началась война, и стало не до них. Вспомнили об останках только в 1964 году и решили возвратить их на законное место. Саркофаг к тому времени был порядочно засорён. Его крышка неплотно прилегала к нижней части, и богомольные посетители, почитавшие князя святым, бросали туда записки с просьбами о помощи и поддержке, фотографии. А кое-кто из неверующих, но очень любопытных, бросал в саркофаг зажжённые спички, пытаясь рассмотреть, что там находится. И периодически всё, что попадало внутрь, загоралось.
Вскрытие саркофага Ярослава Мудрого
Поэтому, сняв крышку, прежде всего вычистили саркофаг. А затем достали с полки скелет и положили в усыпальницу (при этом какой-то шутник оставил там советские газеты). И вплоть до 2009 года сотрудники «Софии Киевской» были уверены, что Ярослав Мудрый благополучно покоится на своём законном месте. Можно представить себе их ужас и недоумение, когда выяснилось, что скелет в саркофаге вовсе не мужской, а составлен из останков двух разных женщин! Началось расследование.
Расследование о пропаже останков Ярослава Мудрого
В ходе расследования одна пожилая сотрудница музея вспомнила, как в перестройку здесь побывала американская делегация. В её составе была украинка, эмигрировавшая в США. И она будто бы заявила: «Ярослав Мудрый не здесь, а в Америке». Тогда её словам не придали значения. Но теперь решили разыскать эту даму, и с помощью украинской диаспоры в США это удалось сделать.
Нина Николаевна Булавицкая во время Великой Отечественной войны работала в оккупированном Киеве секретарём Олекса Постенко — тогдашнего директора музея. Она рассказала, что в 1943 году вместе с отступающими немцами Киев покинули и некоторые представители Украинской автокефальной православной церкви. При этом архиепископ Никанор забрал из Софийского собора мощи князя Ярослава и чудотворную икону XIV века Николы Мокрого. Помочь архиепископу вывезти реликвии из Киева взялся полковник немецкой жандармерии Пауль фон Денбах (он же Павел Дмитренко). По одной из версий, он должен был подвезти икону и ящик с мощами к эшелону, в котором уезжал Никанор, но опоздал к его отправлению. По другой версии, подельники договаривались, что полковник вернёт архиепископу реликвии в Варшаве. Но в условленное время Никанор в польской столице не появился, и фон Денбах вынужден был передать останки князя и чудотворную икону архиепископу Украинской православной церкви Палладию. Тот увёз их сначала в Германию, а затем в Соединённые Штаты. Там он передал ящик с мощами одному из священников — Ивану Ткачуку, который зачем-то 20 лет хранил реликвию в своей крошечной комнатке в Нью-Йорке под кроватью. В 1990 году Ткачук умер, и следы останков Ярослава Мудрого потерялись.
В настоящее время чудотворная икона Николы Мокрого, вывезенная вместе с мощами, находится в храме Святой Троицы в Бруклине. Представители украинской диаспоры, с которыми сотрудники «Софии Киевской» поддерживают связь, утверждают, что в этом же храме покоятся и многострадальные княжеские кости. Однако настоятель храма Владимир Вронский и глава Украинской православной церкви в США митрополит Антоний факт нахождения у них мощей Ярослава Мудрого категорически отрицают. Но даже если они, мягко выражаясь, говорят неправду и княжеский скелет действительно находится в Америке, вернуть его на Украину будет весьма проблематично.
Загадал учёным загадки и сам саркофаг. К примеру, армянский учёный Жирайр Тер-Карапетян считает, что на крышке усыпальницы есть и армянские буквы, с которых начинаются слова фразы «Аменаимастун мец такавори Киеви бнакчутюниц», которая переводится как «Всезнающему великому царю от жителей Киева». Может быть, саркофаг не привезён из Херсонеса, а изготовлен в Киеве армянскими мастерами?
Журнал: Тайны 20-го века №14, Виктор Медников
Список литературы
- Журнал: Тайны 20-го века №14, Виктор Медников
Когда в Киеве вскрыли саркофаг с останками Ярослава Мудрого то обнаружили пропажу. Из гробницы исчезли останки киевского князя, мощи супруги князя — Ингерды и сына – Всеволода. Во время исследований в 1964 году они еще были на месте…
После захвата города русским князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси. Сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонессой мраморной гробнице св. Климента.
Ярослав Мудрый, сын Владимира-крестителя, правил Киевской Русью в XI ст. При нем Киев начали сравнивать с Константинополем. Основал Киево-Печерский монастырь, завершил начатое отцом строительство Софии Киевской, собрал уникальную библиотеку. В его время началась переписка византийских книг на церковно-славянский и древнерусский языки, а также открылась первая большая школа.
Резная шеститонная мраморнаяй гробница, сделанная византийскими мастерами из проконесского мрамора для мощей святого Климента в Херсонесе.
Ранее саркофаг официально вскрывался в 1936, в 1939 и в 1964 годах. Однако сам прах доставали только в 1939 году.
В 1936 году в саркофаге нашли кучу перемешанных костей и определили, что там находятся два скелета: мужской, женский и несколько косточек ребенка.
В 1939 останки были отправлены в Ленинград, где ученые из Института антропологии впервые установили с высокой долей вероятности, что один из трех скелетов, найденных в захоронении, принадлежит Ярославу Мудрому.
Тогда же великий советский археолог и антрополог Михаил Герасимов восстановил по найденному черепу предполагаемый облик Ярослава Мудрого.
Помимо останков князя в захоронении были найдены фрагменты еще двух скелетов — женского и детского. И с тех пор ученые гадают, чьи же это могли быть останки и как они туда попали. Под сомнение была поставлена версия, что единственная жена Ярослава Мудрого, скандинавская принцесса Ингегерде (в крещении — Ирина), которую правитель Киевской Руси пережил всего на четыре года, похоронена в Новгороде. И уже совсем ничего не известно о том, кем приходился Ярославу ребенок, похороненный вместе с ним.
«К исследованиям проявили огромный интерес иностранные ученые — американцы, англичане, шведы. Шведов в первую очередь интересует Ингегерде. Но есть разные гипотезы и по поводу происхождения самого Ярослава», — рассказывает заместитель директора по научной работе Софии Киевской Ирина Марголина.
До сих пор не известна точная дата его рождения, а также остается открытым связанный с этим вопрос старшинства сыновей святого Владимира. Ученые утверждают, что старшим был Святополк, хотя в летописях встречается указание о старшинстве Ярослава.
Также нет абсолютной уверенности, что Ярослав — сын полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны. В этом сомневался русский историк Николай Костомаров, а французский ученый-медиевист Жан-Пьер Арриньон и сегодня утверждает, что Ярослав — сын византийской царевны Анны. На все эти вопросы должен дать ответ анализ ДНК останков.
В сентябре 2009 года саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском соборе был вскрыт и останки отправили на экспертизу.
Останки Ярослава – самые древние из сохранившихся останков рода Рюриковичей. Решение о вскрытии саркофага принимала высокопоставленная комиссия, состоящая из ученых и представителей украинского правительства. Деньги на исследования — около 60 тысяч гривен (7,5 тысячи долларов) дал некий меценат, топ-менеджер одного из украинских банков.
Саркофаг вскрыли , чтобы определить точный возраст, болезни князя, его внешность и с помощью ДНК установить: род Рюриковичей – скандинавы или все-таки славяне. Но оказалось, что останков князя там нет.
Из гробницы исчезли и мощи супруги князя — Ингерды и сына – Всеволода. Во время исследований в 1964 году они еще были на месте…
При вскрытии так же, были обнаружены советские газеты «Известия» и «Правда», датированные 1964 годом.
После того как выяснилось, что в саркофаге вместо двух скелетов мужчины и женщины находится только женский, сотрудники заповедника «София Киевская» провели расследование, куда могли деться останки Ярослава.
Сохранились акты 1940 года о возвращении с перечислением поштучно костей обоих скелетов. Выходит, следы Ярослава затерялись уже в Киеве.
Единственное предположение – в годы фашистской оккупации они были вывезены вместе с иконой Николы Мокрого представителями УГКЦ, отступавшими вместе с фашистами, в 1943 году через Польшу и Германию в США и икона обнаружена была в Свято-Троицком храме Бруклина (Нью-Йорк, США) в 1973 году. По мнению историков, останки великого князя также следует искать в США.
Решить вопрос о возвращении национальной реликвии было поручено украинскому МИДу.
У участников украинской делегации (состоящей из сотрудников заповедника и дипломатов), которая ездила в Нью-Йорк на поиски останков Ярослава, сложилось мнение, что они таки в церкви Святой Троицы, но отдавать их не хотят. Настоятель церкви Святой Троицы Владимир Вронский утверждал, что о княжеских останках ничего не знает.
Позже один из членов делегации рассказал, что, когда за помощью в поисках обратились к архиепископу УПЦ в США Антонию, тот в неофициальной беседе подтвердил, что останки – в США, но ему нужно время на раздумья. Ответа пока от него не было.
Нина Булавицкая, бывший секретарь директора Софийского музея в 1941–1943 годах, которая сейчас живет в США, рассказала, что они могут находиться в Штатах или Канаде. Потом в канадском журнале «Вера и культура» нашлось косвенное подтверждение.
По воспоминаниям митрополита Иллариона, в 1943 году, при отступлении немцев, Украинская православная церковь запрашивала у немецкого командования разрешение вывезти останки князя Ярослава и икону XI в. Николая «Мокрого», которая тоже хранилась в Софии. Кроме того, в журнале «Рідна церква» за 1967 год была напечатана статья «Софиевский собор в Киеве».
На третьей странице обнаружили такую информацию: «Когда началась эвакуация в 1943 году, Владыка архиепископ Никанор не имел возможности вывезти кости Ярослава Мудрого для сохранения. Вместо этого их, как военную добычу, взял майор немецкого войска Паульфон Денбах и 9 октября 1943 года вывез в Варшаву. Там он передал их для перезахоронения архиепископу Палладию, который вывез их в Америку, в свою епархию».
Интерьер церкви Святой Троицы в Бруклине. Справа в окладе видна икона Николая Мокрого, XI в., вывезенная в годы войны вместе с останками Ярослава. Но священники уверяют, что останков у них нет.
Сейчас известно только то, что икона Николая «Мокрого» и по сей день находится в церкви Святой Троицы в Бруклине, в Нью-Йорке. Там же должны находиться и останки киевского князя.
В Украине и в России пока продолжаются исследования оставшегося, скелета из саркофага Ярослава.
Первоначально предполагали, что это останки его супруги Ингигерды. Минкультуры дало разрешение вывезти из Украины в Россию кусок кости 1×1 см для анализа ДНК.
– Помощь предложили наши коллеги из Московского института антропологии, – говорит замдиректора заповедника по науке Ирина Марголина. – Сейчас исследуют ДНК и воссоздают портрет женщины из саркофага на основе томографического исследования черепа, но нам о результатах пока не сообщили. А украинские судмедэксперты установили, что у нее была первая группа крови.
Опубликованные в марте 2011 года результаты генетической экспертизы таковы: в гробнице покоятся не мужские, а только женские останки, причем составленные из двух скелетов, датирующиеся совершенно разным временем!
И снова очередная загадка саркофага Ярослава: женский скелет состоит из останков двух женщин с разным образом жизни.
– В Институте биохимии был проведен радиоуглеродный анализ, – рассказывает замдиректора заповедника по науке Ирина Марголина. – Были взяты анализы по каждой кости отдельно. Выяснилось, что скелет составлен из останков разных женщин. Верхняя часть – вообще доисторическая, где-то IV-VII в. до н.э., а нижняя датируется XI-XIII в.
Еще при первичном осмотре ученых насторожило, что кости скелета отличаются: верхние – массивные, а нижние – тонкие, грацильные. Тогда предположили, что скелет может принадлежать супруге Ярослава Ингигерде, так как для скандинавских народов характерны массивные черепа.
– Что касается более старых останков, то они вряд ли «княжеские», – продолжает Ирина Марголина. – У этой женщины очень развиты руки. Так, будто она всю жизнь занималась тяжелой работой – таскала воду, рубила дрова. Нижняя часть скелета более характерна для человека благородного происхождения.
Что еще известно о найденных останках
При жизни обе женщины были здоровыми, без патологий, кроме возрастных: артрит коленного сустава, наличие солей в позвоночнике.
Не было переломов
Первая группа крови
Высокий рост
Возраст старше 50 лет.
Еще одна загадка – в костях верхней «доисторической части» в большом количестве содержится радий. Этот химический элемент практически не встречается в чистом виде.
Основная его масса находится в горных породах и попадает в окружающую среду за счет распада и выщелачивания. Легко накапливается в организме людей, особенно в костях и мягких тканях. Видимо, где-то в горной местности и жила одна из женщин.
Как эти останки оказались в саркофаге, и куда пропал сам Ярослав, по-прежнему остается тайной.
Что написано на саркофаге?
Тайной окутан и сам саркофаг Мудрого. Вероятно, его изготовили в Византии и привезли в Херсонес, откуда он попал в Киев. Заказывал его еще отец Ярослава – Владимир. Стены саркофага украшают христианские рисунки. Есть и надписи – более 20. Одна из них, по данным знатока киевской истории Михаила Кальницкого, в переводе означает: «Иисус Христос победитель, свет Христа побеждает всех».
Однако армянский ученый Жирайр Норайрович Тер-Карапетян считает, что на крышке саркофага есть и армянские буквы: А, М, Тh, К, Б. Это начало армянских слов «Аменаимастун мец такавори Киеви бнакчутюниц», которые переводятся как «Всезнающему великому царю от жителей Киева».
И третья тайна. На одной из стен саркофага есть повреждение. Такое, будто кто-то сбил надпись – очень смутно проглядываются остатки орнамента и каких-то букв. Что же это было? Вспомним, как зловеще совпало вскрытие могилы Тамерлана с началом Великой Отечественной войны.
Исследователей не остановила надпись на могиле завоевателя: «Нарушивший завет Тимура будет наказан, а по всему миру разразятся жестокие войны». Слова оказались пророческими. Может быть, похожее предупреждение было и на саркофаге Ярослава? Спустя полгода после того, как потревожили его прах, разразилась Вторая мировая война.
– Не беспокойте прах умерших! – призывает астролог Влад Росс. – Ярослав Мудрый – знаковая фигура для Украины. И вскрытие его могилы может очень негативно отразиться на судьбе страны, вплоть до катастроф и войн.
via
Куда делись останки Ярослава Мудрого?
Новости почти полгода, но я наткнулся на нее только теперь. Может быть, будет любопытно и тем, кто, как и я, отстал от жизни :).
Очень надеялся увидеть результаты генетической экспертизы останков Ярослава Мудрого, которую обещали украинские ученые, вскрывшие в сентябре 2009 г. княжескую гробницу. Для пресловутого «варяжского вопроса» — исследование первостепенное.
И вот на тебе, наши малороссийские братья отжигают! А между тем все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Там или пропал
Из Киева исчезла величайшая славянская реликвия. Newsweek проследовал за учеными, которые ее ищут, и выяснил: она в США.
Сотрудники музея наконец сняли с деревянного ящика крышку, и тут антрополог Сергей Сегеда понял: дела плохи. Хватило буквально одного взгляда на кости, которые покоились внутри. Останки великого князя Ярослава Мудрого пропали, а на их месте лежал совсем другой скелет. «На этих костях не было хорошо описанных советскими специалистами повреждений»,—вспоминает ученый и признается, что был шокирован. Тем не менее журналисты, наблюдавшие за вскрытием усыпальницы, так ничего и не поняли. Сегеда и руководство музея при Софийском соборе Киева, рядом с которым хранились останки князя, решили не подавать виду, что с костями что-то не так.
Вскрытие усыпальницы состоялось 10 сентября прошлого года, после того как ученые получили долгожданное разрешение от Минкульта Украины. Антропологи cобирались исследовать скелет и реконструировать облик легендарного князя, правившего Киевской Русью в XI веке. Подняв крышку усыпальницы, они увидели желтую от времени газету «Правда» и деревянный ящик. Газету в 1964 году оставили советские специалисты—последние, кто работал с костями. Они же упаковали останки Ярослава и его супруги Ингегерды в отдельный контейнер—для надежности. «Я тогда подумал: а как это останки сразу двух человек могли поместиться в одном небольшом ящике?»—рассказывает Newsweek Сегеда.
Коробку, в которой обнаружился один только женский скелет, торжественно вскрыли на следующее утро, а когда мероприятие закончилось и все разошлись, сотрудники музея, посовещавшись, решили самостоятельно искать пропавшие останки Ярослава. В расследовании им помогал корреспондент Newsweek, который приехал в Киев вместе с российским антропологом Денисом Пежемским. Журналист и ученый рассчитывали взять небольшой образец костей великого князя и выделить из них ДНК. Когда киевляне по секрету рассказали о своем печальном открытии, гости из Москвы испытали то же самое, что и Сегеда при вскрытии ящика—»крушение всех надежд».
Дело даже не в том, что пропали самые древние из сохранившихся останков русских князей. И не в том, что Ярослав, сын крестителя Руси Владимира, один из наиболее важных персонажей славянского мира. И, конечно, не в том, что православные почитают его как святого. Дело в прадеде Ярослава, Рюрике, и в очень старом вопросе, имеющем не только историческое, но и политическое значение: кем был основатель русской государственности—славянином или все-таки скандинавом? Три года назад корреспонденты Newsweek вместе с учеными-генетиками сделали анализы ДНК ныне живущих Рюриковичей, но ответа так и не получили. Оказалось, что из-за какой-то семейной драмы (скорее всего измены) род Рюриков около 800 лет назад разделился на две ветви—как раз на славянскую и скандинавскую. Оставался только один выход: изучить ДНК самого Ярослава. «Это исследование разрешило бы многовековой спор»,—уверена Татьяна Джаксон из Института всеобщей истории РАН . Она много лет занимается происхождением Рюрика и очень хотела бы закрыть этот вопрос раз и навсегда.
И тут—очередной сюрприз: вместо генетических исследований нам пришлось принять участие в поисках реликвии. Недавно они дали первые результаты—сотрудники музея считают, что останки владыки Киевской Руси уже много лет находятся в США. Вернуть их будет очень непросто.
КОСТНАЯ МУКА
Почти невозможно представить себе, что кто-то мог незаметно проникнуть в Софийский собор и украсть оттуда кости Ярослава. Массивную крышку усыпальницы не поднять даже очень большой группе людей—тут не обойтись без громоздких механизмов. Специалисты музея прекрасно знали это на собственном опыте и потому предположили, что останки князя просто были потеряны. Что немудрено—за прошлый век усыпальницу Ярослава Мудрого вскрывали целых три раза. Первый раз—в 1936 году. Тогда сотрудники музея действительно нашли скелет князя и его жены.
В 1940 году эти останки были вывезены в Ленинград, где с ними работали знаменитые антропологи Вульф Гинзбург и Михаил Герасимов. Они зарисовали каждую кость, составили подробное описание скелетов и отправили останки обратно в Софийский собор. Там их поместили в специальное хранилище, а в фамильную усыпальницу перенесли только в 1964 году—вместе с номером газеты «Правда». Эту историю часто рассказывают посетителям музея. После того как обнаружилась пропажа, ее решили перепроверить.
И оказалось, не зря. Киевлянам удалось отыскать в архиве опись 1964 года. Речь в ней шла только об одном скелете, причем составители документа уверенно называли его «останками Ярослава Мудрого». Одна из девяти подписавших это заключение —киевский искусствовед Ирма Тоцкая. Сотрудники музея попробовали с ней связаться, но Тоцкая отказалась обсуждать документ. В беседе с корреспондентом Newsweek она допустила, что в усыпальнице все это время действительно мог лежать не Ярослав. По ее словам, перезахоронение шло очень поспешно—к особенностям скелета никто не приглядывался. Антрополога Дениса Пежемского такое объяснение очень удивило. «Многочисленные описания сделали останки Ярослава одними из самых узнаваемых в отечественной антропологии,—говорит он.—Их опознает даже студент». Известно, что Ярослав сильно хромал на правую ногу, кости которой были заметно повреждены.
Так или иначе, в 1964 году знаменитой реликвии в Киеве уже не было. Кости могли пропасть раньше—например, осесть в 1940-х в Ленинграде, где с ними работал Вульф Гинзбург. Корреспондент Newsweek попытался проверить эту версию и рассказал о пропаже останков директору Института и музея антропологии МГУ Александре Бужиловой. Но найти реликвию в Санкт-Петербурге не удалось. «Если бы останки были задержаны Гинзбургом в Ленинграде на долгий срок, на этот счет обязательно должны были оформить соответствующий документ,—уверена Бужилова.—А таких бумаг нет». Newsweek сообщил об этом директору национального заповедника «София Киевская» Нелли Куковальской, и очень скоро ее коллеги отыскали в своем архиве еще одну бумагу. «Это был акт передачи костей Ярослава и его супруги из Ленинграда в Киев,—говорит Куковальская.—Его случайно обнаружили меж страниц старого плана по реконструкции собора». Гинзбург вернул оба скелета в полной сохранности. Стало очевидно, что останки пропали на Украине. И произошло это скорее всего во Вторую мировую войну.
ИЗ УКРАИНЫ С ИКОНОЙ
Как раз в это время из Софийского собора была вывезена другая реликвия—очень старая икона Николая Чудотворца. Сначала она попала в Германию, а теперь находится в Нью-Йорке, в храме Украинской православной церкви в США. Помощники Куковальской обратились к местной украинской диаспоре с простым вопросом—не могло получиться так, что вместе с иконой в Америку привезли что-нибудь еще?
Беседовавшие с киевлянами люди ничего подобного вспомнить не могли, но тут Куковальской пришел факс от Майкла Херца из городка Рутефорд в Нью-Джерси. Он—один из руководителей местного христианского общества Святого Андрея. Больше о себе Херц ничего не сообщил. Зато рассказал Куковальской историю пропавшей иконы. А заодно—останков великого князя Киевского.
Икона и скелет исчезли из Софийского собора одновременно, в 1943 году. Немцы покидали Киев—в город вот-вот должны были войти советские войска. Обе реликвии забрал с собой некий украинец, бывший полковником немецкой жандармерии. Он сделал это по просьбе украинского архиепископа Никанора. Сам священник в это время уже двигался на запад за отступающими немецкими войсками. Жандарм, пишет Херц, просьбу архиепископа выполнил. Но найти его потом не смог и отвез икону и кости в Польшу. Там их принял другой украинский архиепископ—Палладий. Священник возил бесценный груз за собой. Сначала он жил в Польше, а после войны уехал в Америку, где вручил скелет своему хорошему знакомому—отцу Ивану Ткачуку. Тот хранил кости у себя дома всю оставшуюся жизнь. «Под кроватью»,—уточняет Херц. Он говорит, что после смерти Ткачука в 1990 году реликвии попали к архиепископу Украинской православной церкви в США Антонию. Именно под его началом находится Нью-Йоркская церковь Святой Троицы, где сейчас хранится икона из Софийского собора. Там же, предполагает автор письма, следует искать и пропавшие останки Ярослава.
Сам Херц услышал эту историю от потомков протопресвитера Владимира Вишневского—тот был священником Украинской автокефальной православной церкви во время немецкой оккупации. Поговорить с Майклом Херцем не удалось—телефон, номер которого он оставил Куковальской, не отвечает уже много недель. Рассказанную им историю можно было не принимать в серьез, если бы не одно обстоятельство. Сотрудники музея натолкнулись на старую заметку канадского митрополита Иллариона в иммигрантском журнале «Вера и культура». Еще в 1954 году священник писал примерно то же самое, что и Херц—останки Ярослава Мудрого тайно вывез в Америку или Канаду кто-то из эмигрантов. «Нам стало ясно, что за подтверждением надо лететь к местным православным священникам»,—говорит Куковальская. Она получила необходимые доказательства даже быстрее, чем могла надеяться.
ЧЕРЕП И ГОСТИ
В апреле из Киева в Нью-Йорк вылетела небольшая делегация из нескольких сотрудников музея. Сначала они отправились в церковь Святой Троицы—посмотреть на икону. А заодно поговорить с настоятелем, отцом Владимиром. «Разговор не задался,—рассказывает Newsweek один из членов делегации, попросивший не называть его имени.—Священник вел себя нелюбезно, а про останки Ярослава даже и слушать ничего не захотел». Из Нью-Йорка делегация поехала в городок Брук-Бонд в штате Нью-Джерси—к архиепископу Антонию.
«Мы рассказали ему о нашей пропаже,—говорит источник Newsweek.—Он долго молчал, а затем сказал, что ничего больше искать не нужно—кости у него». Где именно они хранятся, священник не сказал, и попросил дать ему три месяца на раздумья, после чего обещал вернуться к переговорам. Этот срок истек в июле, но ничего нового киевляне пока не услышали. Какие требования может выдвинуть архиепископ, неизвестно, но на всякий случай сотрудники делегации копят деньги. Им уже удалось получить от спонсоров довольно существенную сумму, которую они попросили не разглашать. Возможно, денгьги им пригодятся. «Американские священники несколько раз упоминали, что их Церковь очень нуждается в пожертвованиях»,—вспоминает один из членов делегации.
За эти три месяца Newsweek повторил путь, который проделали украинцы. Сначала мы посетили церковь Святой Троицы в Нью-Йорке. Ее настоятель, отец Владимир, маленький человечек лет семидесяти, несмотря на ужасную жару, одетый в свитер и вельветовые брюки, встретил нас у ворот храма. Он показал церковь и иконы, но при попытке что-либо сфотографировать быстро выпроводил на улицу. «Нам публичность только вредит. И без того уже несколько раз в церковь забирались воры и наркоманы»,—объяснил он. Проникнуть в храм им должно было быть очень непросто. Первое, что бросилось в глаза—забор из колючей проволоки и очень хорошо укрепленные двери.
На следующий день мы еще раз попробовали поговорить с настоятелем церкви. На этот раз корреспондент позвонил по телефону и прямо спросил про останки Великого князя. «Кто вам рассказал всю эту ерунду?—с раздражением спросил отец Владимир.—Я слышал, что сюда приезжала какая-то украинская делегация, но сам я их не встречал и ничего об этом не знаю». Он явно преувеличивает свою неосведомленность. На фотографии, которую Newsweek предоставили сотрудники киевского музея, члены делегации и отец Владимир стоят рядом.
Затем журналист побеседовал с архиепископом Антонием. Тот тоже начал все отрицать. «Я слышу истории про Палладия и останки Ярослава Мудрого всю свою жизнь,—сказал он.—Но никаких оснований считать, что они действительно находятся на территории США, у меня нет». Архиепископ остался недоволен визитом украинской делегации. В среде его прихожан начали распространяться слухи, что эта история—только вершина айсберга. «Теперь все опасаются, что Украина развязала кампанию по возврату православных реликвий, вывезенных во время войны из Советского Союза»,—объяснил священник. По словам Антония, он попытался помочь сотрудникам музея найти кого-нибудь, кто бы помнил покойного архиепископа Палладия, но никого из этих людей уже нет в живых.
Антоний ошибается. Корреспондент Newsweek нашел такого человека. Это американский священник украинского происхождения Сергей Пастухих. Когда архиепископ Палладий был жив, Пастухих часто приходил к нему в гости. Телефон священника журналисту дал историк Сергей Белоконь, который уже много лет изучает вывезенную из Софийского собора икону. Трубку сняла супруга Пастухих. «Как жалко, что вы не позвонили год назад, когда Сергей был здоров и еще мог говорить»,—сказала она. Самого Палладия она помнит хорошо. Но про останки Ярослава и даже про икону архиепископ при ней никогда ничего не говорил. Зато об утерянных костях великого князя слышала президент Украинской академии искусств и наук в США Оксана Радыш. Недавно ей исполнилось девяносто лет. «Я была знакома с человеком, который уверял, что держал в своих руках эти останки,—говорит она.—Но кто это был точно, я сейчас вспомнить никак не могу—столько времени прошло!»
Вполне возможно, что останки Великого князя, даже не догадываясь об этом, недавно держали в руках сами сотрудники киевского музея. По крайней мере, какую-то их часть. Это стало понятно Денису Пежемскому, когда он вместе с корреспондентом Newsweek отнес кости супруги Ярослава в киевскую клинику «Борис». Там вместе с директором местного радиологического центра Владимиром Рогожиным они просканировали останки на томографе. Теперь Пежемский строит трехмерную модель скелета Ингегерды. Получается это не очень хорошо. «Создается впечатление, что имеющиеся в наличии кости принадлежат разным и даже разнополым индивидам»,—полагает он. Среди останков супруги Ярослава вполне могли затеряться несколько фрагментов скелета самого князя—кости попросту перемешались. Сейчас это пытаются проверить в музее.
Киевляне тем временем продолжают свои попытки договориться с американскими священниками. «Было бы справедливо вернуть мощи Ярослава и захоронить его там, где он раньше упокоился, в храме, который был им же и построен»,—говорит глава Информационного управления Украинской Патриархальной церкви Киевского Патриархата епископ Евстратий. Он объясняет, что украинская православная церковь США и архиепископ Антоний относятся к Константинопольскому патриархату, и отношения с ними и у киевских священников, и у Русской православной церкви очень сложные. Поэтому, говорит он, практически невозможно повлиять на процесс по церковным каналам. «Это лучше сделать с помощью государства, через дипломатов»,—советует епископ. Он еще не знает, что на днях дело наконец вышло на государственный уровень. Как сообщили Newsweek сотрудники киевского музея, теперь им будет официально помогать МИД Украины.
Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси
Время правления князя Ярослава по праву считается одним из ключевых периодов в истории Древней Руси: выйдя победителем из междоусобной и братоубийственной войны за киевский престол, он смог объединить страну, ввести общие для всего государства законы и создать условия для подъёма культуры и искусства. Прозванный московскими летописцами XVI века «Мудрым», он оставил после себя сильное княжество с широкими международными связями.
Детство Ярослава Мудрого
Точная дата рождения будущего киевского князя и сына Владимира Святославича неизвестна. Историки, по-разному интерпретируя летописные сообщения о тех или иных событиях жизни Ярослава, называют разные же годы его появления на свет. Однако все исследователи сходятся во мнении, что князь родился не позднее 980 года.
Владимир Святославич. (Wikimedia Commons)
Будущий Великий князь стал плодом союза Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Ярослав не был первенцем в этом браке — его старший брат Изяслав, родившийся на несколько лет раньше нашего героя, в скором времени станет полоцким князем и родоначальником княжеского рода, с которым долгое время будут бороться Ярославичи.
В 988 году малолетний Ярослав принимает христианство, его крестят под именем Юрий. С этих пор начинается его жизнь при дворе Великого князя, а воспитанием будущего правителя Древнерусского государства занимаются наставники-кормильцы, преимущественно выходцы из великокняжеской дружины. Сам Владимир не утруждал себя заботой о сыновьях, по преданию, окружив лаской лишь Бориса и Глеба.
Святые князья Борис и Глеб. (Wikimedia Commons)
Ростовское княжество и Ярослав Мудрый
Около 10 лет от роду Ярослав начинает свою политическую карьеру, заняв княжеский стол в Ростове. Этот период жизни сына Владимира оброс огромным количеством позднейших легенд и преданий.
Летописцы говорили о мудрости князя, о его деятельности по распространению христианства на своей земле и обороне её от набегов кочевников и других иноплеменников. Но вряд ли Ярослав управлял княжеством самостоятельно в столь юном возрасте. Исследователи указывают на личность некоего воеводы Будыя, ещё с пребывания в Киеве являвшегося наставником князя. Возможно, что он, как минимум, помогал Ярославу княжить в Ростове.
С пребыванием сына Владимира в Северо-Западной Руси связана легенда об основании города Ярославля. Современные исследователи пришли к мнению, что город появился на берегу Волги не раньше 20-х годов XI века, когда Ярослав уже княжил в Киеве, в то время как, согласно народным преданиям, это произошло в 1010 году.
Ярославский кремль. (Wikimedia Commons)
Ярослав Мудрый против Владимира Святого
В 1010 году в Новгороде умирает старший сын князя Владимира, Вышеслав. В связи с этим глава государства провёл перераспределение уделов между своими сыновьями. Ярославу досталось Новгородское княжество, в котором как раз и княжил покойный брат.
В 1014 году происходит разрыв Ярослава и Владимира. Историки сходятся во мнении, что отказ новгородского князя платить дань в Киев был связан с планами Владимира передать великокняжеский престол ростовскому князю Борису. Кстати, по той же причине против отца восстал и Святополк, попавший в результате в тюрьму за неповиновение воле отца.
Ярослав нанял из-за моря варяжскую дружину для военных действий против своего отца. Однако на активные шаги он не решался. Викинги же, из-за долго бездействия, распустились и от этого сильно страдало местное население, которое в итоге восстало. События приняли серьёзный оборот, однако внезапная смерть Владимира в 1015 году разрешила наметившиеся противоречия. Ярослав урегулировал отношения со своими подданными, а те, в свою очередь, пообещали поддерживать князя в стремительно разворачивавшейся борьбе за престол.
Междоусобная война. Ярослав против Святополка
Основное противоборство за киевский престол проходило между новгородским князем Ярославом и киевским Святополком. После смерти Владимира киевляне освободили старшего сына умершего князя из темницы и возвели того на престол. Ярослав не был с этим согласен. Собранные для борьбы с отцом варяги были направлены новгородским князем против родного брата.
Святополк Окаянный. Картина В. Шереметьева. (Wikimedia Commons)
К этому времени уже не было в живых князей Бориса и Глеба, признавших старшинство Святополка. Древняя традиция приписывает убийство будущих святых именно «Окаянному», однако в современной исторической науке существует мнение, что они были лишены жизни варяжскими наёмниками новгородского князя — так Ярослав мог избавиться от лишних претендентов на престол.
В 1016 году Ярослав и Святополк, призвавший печенегов, начали активные действия. Первое сражение между претендентами на престол состоялось около города Любича — победу в нём одержало войско Ярослава. Новгородский князь вступил в Киев и занял отцовский трон. Однако Святополк и не думал сдаваться.
В 1017 году к стенам столицы Руси подошли печенеги. Город выдержал осаду, хотя победа далась дорогой ценой. Часть кочевников умудрилась проникнуть в город, однако была выбита варяжской дружиной и киевлянами. Захват столицы силами восточных соседей не удался, поэтому Святополк обратился к западным.
Печенежский всадник. (sfw.so)
Польский король Болеслав Храбрый приходился тестем окаянному князю. Он выступил на помощь своему родственнику в 1018 году, разбил силы Ярослава на реке Буг и вступил в Киев, отдав город Святополку. Киевляне не были довольны присутствием иноземцев в своём городе — учащались случаи убийств солдат Болеслава. Тогда Святополк, благодарный за помощь, передал тестю часть русских земель на Западном Буге — и поляки ушли восвояси.
Болеслав Храбрый в Киеве. (Wikimedia Commons)
Тем временем Ярослав был подавлен поражением и уже готовился бежать от гнева брата за море, в Швецию, но его остановили новгородцы. В следующем году под стяги Ярослава собрались новые воины, которые в битве на реке Альте разбили силы киевского князя. Ярослав занял Киев окончательно, а его брат, Святополк, умер по дороге к своему тестю.
Правление Ярослава Мудрого
Активность Ярослава на великом княжении была воистину феноменальной. До 1036 года князь не был единоличным правителем Руси — независимыми оставались Полоцкое и Тмутараканское княжества. Многочисленные столкновения трёх князей стали характерной чертой того времени — пока в 1036 году брат Ярослава, Мстислав Владимирович, не умер в Тмутаракани. С этого времени киевский князь контролировал все территории Руси, кроме Полоцка.
Территория Руси при Ярославе Мудром. (информа.рус)
Именно Ярослав Мудрый избавил население своего государства от постоянной опасности, исходящей от печенегов. В 1036 году он разбил кочевников под Киевом, и те перестали играть какую-либо значимую роль в политической истории региона.
Многочисленны были походы Ярослава на Запад — несколько раз ходил Ярослав с дружиной в Польшу, Литву, Мазовию. До сих пор некоторые города являются живыми свидетелями деятельность Великого князя — это город Ярославец в Польше и Юрьев (Тарту) в Эстонии.
Внутренняя политика Ярослава оказалась не менее блестящей. «Русская Правда», сборник законов, регламентировавших общественную жизнь русских людей в течение долгого времени вплоть до XV века, появилась именно при нём. Появление этого юридического памятника позволило теснее объединить разрозненные племена на территории Руси, создать единое правовое поле.
Имя Ярослава связано и с грандиозным храмовым строительством. Соборы святой Софии появляются в обеих столицах Древней Руси — Новгороде и Киеве. Именно в это время скандинавские скальды говорят о государстве Ярослава как о «Гардарике» — стране городов.
Храм Святой Софии в Новгороде. (Wikimedia Commons)
Киевский князь правил 37 лет и оставил своим сыновьям сильное государство, громко заявившее о себе в период его правления.
Ярослав Мудрый: загадки и тайны великого князя
Ярослав Мудрый — сын крестителя Киевской Руси Великого Владимира — вошел в историю как талантливый политик и дипломат. Узнайте подробности того, как удалось Ярославу — одному из 16 законнорожденных детей Владимира — стать киевским князем, превратить Киевскую Русь в сильное целостное государство с развитой культурой.
Фото: Википедия
Ярослав Мудрый: биография великого князя
Ярослав Мудрый, биография которого содержит множество интригующих темных и величественных моментов, — киевский князь, благодаря которому Киевская Русь стала самостоятельным сильным и влиятельным государством в Европе XI века.
Как удалось ему добиться внутреннего укрепления государства, прекратить междоусобицы, создать крепкие международные связи, развить культуру, — история, о которой написаны тысячи монографий и научных статей. Предлагаем узнать только самые важные факты биографии Ярослава Мудрого, историю его достижений и проигрышей.
Ярослав был третьим сыном князя Владимира. Его родила предположительно в 978-979 гг. вторая супруга киевского князя — половецкая княжна Рогнеда. Владимир Красное Солнышко, по утверждениям летописцев, имел восемь официальных жен и более 900 наложниц. Все они обеспечили его обильным потомством.
После смерти Владимира должна была развернуться нешуточная борьба за киевский престол. В открытом противостоянии выигрывал самый сильный, выносливый и талантливый князь-полководец.
Фото: Википедия
Среди шестнадцати детей князя Владимира явным аутсайдером был Ярослав. С рождения он был калекой: его правая нога была длиннее левой. Крепким здоровьем Ярослав не отличался, поэтому ему было сложно и практически нереально выжить в условиях жестокой борьбы за престол, а тем более стать князем.
Ненависть, а еще страх за свою жизнь сформировали жизненную позицию Ярослава. Природа, сделав мальчика инвалидом, щедро наделила его умом, стратегическим мышлением. В детстве он очень много читал. Это были не только рукописи культового предназначения, но и философские трактаты, диалоги, которыми славился античный мир.
Когда ребенку исполнилось 10 лет, князь Владимир отправил его править сначала Ростовом, а потом великим и независимым Новгородом. Историки до сих пор спорят о том, было это спасение для Ярослава или, наоборот, отец послал его на гибель.
Новгород был мощным и богатым княжеством, а его жители славились непокорным характером. Они неоднократно отказывались платить оброк Киеву. Князь Ярослав был чужаком для новгородцев, поэтому ему пришлось долго и упорно завоевывать авторитет, бороться с интригами и политическими заговорами. Это закалило его характер, прибавило ему мудрости и политической гибкости, а общение с ближайшими соседями-варягами еще и развило дипломатические способности.
Ярослав не только завоевал авторитет у новгородцев, но и нашел в себе силы противостоять отцу, отказавшись в 1014 году выплатить Киеву дань в размере 2 тыс. гривен. Владимир решил в следующем году усмирить сына и кинул клич дружине готовиться к походу на Новгород. Но этим планам воспрепятствовала смерть киевского князя в 1015 году. Ярослав, узнав об этом, решает форсировать события. Он отлично понимает, что тот княжич, который взойдет на киевский престол, убьет его, как и остальных конкурентов.
Поход Ярослава на столицу Киевской Руси, начавшийся в 1015 году и завершившийся в 1019, увенчался успехом. На зеленых киевских горбах появился новый князь — Ярослав Владимирович Мудрый. Правда, Мудрым она стал намного позднее, заслужив у летописцев такое прозвище своей политикой и реформами государства. Единоличным правителем Киевской Руси Ярослав стал только после смерти брата Мстислава в 1036 году.
Кадр из фильма «Ярослав Мудрый»
Ярослав Мудрый, годы правления которого пришлись на непростое время противостояния Киевской Руси внешним врагам — печенегам и половцам, внутренним междоусобицам, проявил себя как талантливый стратег и отважный воин. Несмотря на врожденное увечье, он был очень ловким наездником и великолепно обращался с мечом. Однако князь прославился не столько военными проектами, сколько талантами дипломата.
Правление Ярослава Мудрого — это период политического и культурного расцвета Киевской Руси. Благодаря ему все разрозненные русские княжества объединяются, был создан крепкий военный союз с другими князьями-русичами. Это позволило усмирить внешних врагов, добиться длительного мира. За тридцатипятилетнюю историю княжения на киевском престоле Ярослав Мудрый смог сделать Русь в политическом и культурном плане достойным конкурентом Византии.
Великий киевский князь Ярослав Мудрый ушел из жизни в 1054 году, оставив после себя экономически сильную, культурно развитую европейскую державу, которая задавала тон политической жизни в Европе XI века.
Борис Годунов: биография, личная жизнь, правление, фото
Правление Ярослава Мудрого: достижения
Исторический портрет Ярослава Мудрого неоднозначен. Это обусловлено не столько особенностями его характера, сколько эпохой, законами, которыми руководствовались в суровом мире Х–XI вв.
Современники Ярослава Мудрого говорили о том, что он был достаточно жестким и непреклонным во внутренней политике. Его путь к власти был трудным: князю пришлось воевать с братьями, противостоять непокорным воеводам.
Известно, что Ярослав жестоко расправился со своим братом Судиславом — псковским князем, лишил власти племянника Брячислава Изяславовича, посадил в темницу, а после приказал казнить Константина — посадника Новгорода, сына Добрыни — воеводы, который оказал помощь юному Ярославу во время его княжения в этом городе торговцев и ремесленников. Он жестоко расправился с волхвами, которые еще сохраняли влияние и власть в северных частях Киевской Руси. Таким образом, Ярослав завершил миссию Владимира — крещение Руси.
Фото: tOrange.biz
С другой стороны, великий князь Ярослав сделал Киевскую Русь политическим центром Европы. Он укрепил ее границы, избавил от набегов кочевников. Во времена его правления расцвело христианство, появились культовые и градообразующие сооружения. Некоторые сохранились до нашего времени.
Детальнее разобраться в том, почему Ярослав Мудрый — знаменательная историческая личность, поможет перечень его достижений:
- Оборона границ, расширение владений киевских князей.
Испокон веков огромной проблемой Киевской Руси были набеги кочевников, противостояние с польскими князьями. Немало сил тратил князь на усмирение скандинавских наемников, которые длительное время составляли военное и политическое ядро страны.
С печенегами он покончил в 1036 году, надолго запечатав для них южные границы: Ярослав приказал на степных рубежах выстроить огромные на сотни верст земляные валы с укрепленными крепостями. В народе их назвали «Змеиными валами».
Завоевательные походы Ярослава Мудрого в основном проходили в балтийском направлении. В них князю удалось победить чудь и отвоевать у поляков Червенские города, покорить ятвягов (литовские племена) и ямь — финское племя.
Совместный поход с Мстиславом в 1029 году в Тмутаракань (теперь — Краснодарский край) позволил прогнать с земель ясов — венгерские племена и присоединить эти южные земли к своим владениям. Во времена Ярослава Мудрого Киевская Русь существенно разрослась в территориальном плане и стала не менее влиятельной на политической арене, чем Византия.
- Внутренняя политика.
Укрепление границ, прекращение грабительских набегов кочевников позволило Ярославу Мудрому заняться внутренней политикой. Князь:
- Ограничил влияние варяжской военной знати на внутригосударственную жизнь Киевской Руси. Важные военные и административные должности распределялись между полянами.
- Добился прекращения внутреннего противостояния между русскими князьями. Ни один княжич за более чем двадцать лет не посмел идти походом на Ярослава.
- Составил и реализовал свод законов — «Древнейшая правда», или «Правда Ярослава». Эти предписания (18 статей) регламентировали гражданские отношения в обществе, предусматривали криминальное наказание за преступления. Таким образом ограничивалась кровная месть (допускалось только при убийстве), за большинство проступков русичей наказывали денежным взысканием.
Ярославу Мудрому принадлежит первенство по формированию различных государственных институтов в Киевской Руси, что обеспечивало единство законов и централизованное управление.
- Дипломатические проекты Ярослава Мудрого: внешняя политика.
Ярослав Мудрый отлично понимал, что нужно укреплять международные связи Киевской Руси, искать среди европейских государств союзников. Причина тому противостояние Руси и Византии и необходимость экономического развития государства. Династические браки — самый простой и надежный способ достижения этих целей.
Фото: uk.wikipedia.org
Ярослав Мудрый, дети которого женились или выходили замуж за представителей королевских семейств самых влиятельных европейских государств, получил прозвище «тесть Европы». Удачные стали такие матримониальные проекты киевского князя:
- старший сын Илья женился на дочери английского и датского короля Кнута;
- Изяслав создал семью с Гертрудой — дочерью польского короля Казимира;
- Святослав стал мужем внучки Генриха II — германского цесаря;
- Всеволод сделал предложение Марии — византийской принцессе;
- Игорь взял в жены Кунигунду — германскую принцессу;
- старшая дочь Анастасия обвенчалась с венгерским королем Андрашем I;
- Елизавета (Олисава) стала женой Харальда III Сигурдарсона — короля Норвегии;
- Анна стала французской королевой, выйдя замуж за Генриха I;
- Агата стала супругой Эдуарда Изгнанника — короля Англии.
Благодаря династическим связям Ярослав Мудрый оказывал влияние на европейскую политику и имел разностороннюю поддержку правителей сильных держав.
- Культура, религия и просвещение.
Культура Киевской Руси в период правления Ярослава Мудрого переживает расцвет. Князя называли основателем книжности и учености. Самыми важными достижениями Ярослава ученые считают:
- Создание школ. Доступ к образованию получали не только дети воевод, князей, но и ремесленников, купцов. Образование становилось нормой для русичей.
- Открытие монастырей. Благодаря этому укрепилось христианство на Руси, развивались книго- и летописание, книжная миниатюра.
- Объединил духовных и ученых людей, которые создавали литературу и занимались научными изысканиями.
- Поощрял развитие ремесел.
Во времена Ярослава Мудрого закладывались новые города: Корсунь, Белая Церковь, Новгород-Сиверский, Ярославль, Юрьев (Тарту).
Фото: Википедия
Особенное внимание уделил князь киевскому градостроительству. За время его правления были построены:
- Собор Святой Софии, церковь и монастырь святой Ирины и святого Георгия;
- Золотые Ворота — въездные ворота, украшенные драгоценными элементами;
- двух- и трехэтажные дома с галереями и балконами;
- рынки.
Ярослав Мудрый оказывал особую поддержку религии. Он построил более четырех сотен монастырей и церквей, сделал митрополитом киевским Иллариона, показав тем самым независимость религиозной общины Киевской Руси от константинопольского патриарха. Во времена его правления был утвержден церковный устав.
Грамотная и дальновидная политика Ярослава Мудрого привела к расцвету Киевской Руси, укреплению ее государственности и развитию культуры.
Ярослав Мудрый: личная жизнь, интересные факты
Загадки, недосказанности и исторические казусы — то, чем полны биографии великих правителей прошлого. И это касается не только политической или военной деятельности, но и личной жизни.
Известно, что Ярослав Мудрый имел многочисленное потомство. А кем были его супруги, что известно историкам о них? Вот что поведали киевские и норманские летописи:
- Анна — первая жена Ярослава.
Из какого рода происходила первая жена Ярослава и какой была ее судьба, неизвестно. Есть только догадки историков, которые исходят из скудных летописных упоминаний и домыслов.
Предположительно, на Анне Ярослав женился в Новгороде. Установлено, что ее след теряется во время трехлетней войны Ярослава со Святополком, Борисом и Глебом за киевский престол. Ее и сестру Ярослава Предславу взяли в плен и, вероятнее всего, убили.
Кадр из фильма «Ярослав Мудрый»
- Ингигерда (Ирина) — шведская принцесса.
На киевский престол Ярослав Мудрый взошел уже женатым во второй раз. Его супругой стала Ингигерда — дочь шведского короля Олафа Шенконунга.
Для нее брак с хромым русским князем, который ведет войну за киевский престол, был неприятным и унизительным. Девушка была влюблена и обручена с норвежским королем Олафом, но ее отец в последний момент нарушил слово и отдал ее Ярославу. Шенконунг собирался в поход на Данию, и ему нужен был сильный союзник. Норвегия была слабой, а вот Новгород и Киевская Русь могли прислать своих воинов.
Всю жизнь Ингигерда, а на Руси — Ирина, питала ненависть к мужу, но, несмотря на это, родила ему девятерых детей. В одной из саг говорится о том, что после смерти бывшего жениха Олафа Ирина призналась Ярославу, что это была ее единственная и настоящая любовь. Киевский князь был растоптан и уничтожен этим признанием. Утешение он ищет в градостроительстве и книжности.
История имеет множество загадок. Некоторые из них касаются и киевского князя Ярослава:
- Убийство Бориса и Глеба.
Некоторые историки высказывают мысль, что Ярослав был заказчиком убийства Бориса и Глеба — главных и законных претендентов на киевский престол. Якобы он составил интригу таким образом, что подтолкнул Святополка убить братьев, за что тот вошел в летописи как Окаянный по аналогии с библейским Каином.
По другой версии, которую историкам подсказали норманнские саги, убийцами Бориса и Глеба были варяги, подчинявшиеся Ярославу Мудрому. По его приказу они отрубили Борису голову и пытали до смерти Глеба, а вину переложили на Святополка, которого прозвали Проклятым.
- Ярослав Мудрый был калекой с рождения или травмировался в бою?
Антропологи установили, что Ярослав был инвалидом. Сказались обстоятельства его рождения. Княжна Рогнеда — мать Ярослава — была военным трофеем Владимира: в походе на половецкие земли киевский князь победил и убил ее отца Рогволода, а девушку насильно взял в жены. Рогнеда искренне и очень сильно ненавидела Владимира, настолько, что несколько раз пыталась убить его. Во время одной из попыток Владимир ударил беременную Рогнеду в живот. У младенца случилась внутриутробная травма.
По другой версии, высказанной историками и судмедэкспертами, исследовавшими скелет Ярослава, князь страдал болезнью Пертеса — дистрофией бедренного сустава.
Кадр из фильма «Ярослав Мудрый»
- Была ли у Ярослава борода?
Прижизненных портретов Ярослава Мудрого нет, но на тех, что были сделаны художниками позднее, у князя есть аккуратная бородка. Это историческая ошибка, потому что на Руси мужчины брились. Могли носить только усы. Бритье было обязательным ритуалом перед каждым военным походом, встречей с иностранцами и т. д.
- Библиотека Ярослава.
За время своего правления Мудрый собрал многотысячную библиотеку, следы которой были утеряны. Есть несколько предположений относительно судьбы этого собрания:
- Она была уничтожена или вывезена Батыем в 1240 году после захвата Киева.
- Перешла в руки Ивана Грозного и составила часть его легендарной библиотеки.
- Была вывезена немцами в 1941 году.
- До сих пор находится в подземных туннелях Киева или Вышгорода — последней резиденции Ярослава Мудрого.
Пока что эти загадки, как и личность великого князя Киевской Руси, прозванного Мудрым, остаются нераскрытыми. Однако установленные факты и догадки историков позволяют составить мнение о твердости характера, мужестве и политическом таланте этого правителя, выведшего Киевскую Русь в культурные и политические лидеры средневековой Европы.