Церковь и магия: почему христиане не гадают на Рождество
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел один из таких сложных вопросов — Почему христиане не гадают на Рождество.
Вопрос в редакцию:
Скажите, почему Церковь запрещает магию, если это работает? Недавно услышал, как один священник предупредил своих прихожан об опасности лечения заговорами и особыми молитвами. Меня это всегда удивляет. Никак не пойму, что здесь противного Богу, если людям это реально помогает избавиться от боли? Почему Церковь признает целителей слугами дьявола, и чем тогда они отличаются от блаженной Матроны, от старцев, от священников, по молитвам которых тоже часто происходят чудеса? Это что, у церковных целителей конкуренция такая с их «несистемными коллегами»?
И что плохого, например, в безобидных гаданиях, которые никакого физического вреда причинить не могут? Мне кажется, кто-то из отцов Церкви (возможно, следуя своей гордыне) просто сказал когда-то, что целительство, гадание, всякая другая магия — это проявление темных сил, а люди восприняли это за истину, слепо следуя «установленным правилам» Церкви.
С уважением, Николай,
Псковская обл.
Николай, здравствуйте. Нас часто спрашивают о том, что значит то или иное бытовое явление – почему прикоснулся голубь, что означают сны, что будет, если прикоснулся к ограде на кладбище. Ваш вопрос затрагивает все основные аспекты того, что можно назвать “магическим мышлением” – сделаем это и будет то-то. И даже такой важный праздник для всего каждого человека праздник как Рождество Спасителя мира часто ассоциируется с гаданиями.
Как относится Церковь к магии и почему, отвечают два автора:
Александр Ткаченко – Теория заговоров: Кто стоит за колдунами и народными целителями
Отец Павел Великанов – Сглаз долой: почему Церковь не принимает механизмы магии
Почему православная церковь запрещает есть гематоген
Гематоген – любимое многими лакомство, которое является средством профилактики железодефицитной анемии и повышает уровень гемоглобина. Гемоглобин, входящий в его состав, вырабатывается из бычьей крови. Среди же православных бытует мнение, что вкушение крови в любом виде недопустимо.
В Ветхом Завете ритуал очищения грехов (необходимый залог праведности и долголетия) совершался посредством окропления жертвенной кровью. Потому именно в ней предполагали местонахождение «души» в ее ветхозаветном смысле – как некой физической животворящей субстанции.
В библейских текстах можно найти много эпизодов, где звучит запрет на употребление крови, обоснованный тем, что кровь предназначена для богослужения: «Душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши (…) ни одна душа из вас не должна есть крови» (Лев 17:10-11).
Кровь жертвенного животного почиталась сакральным элементом ритуала и средством духовного очищения.
Христианство не признает иной жертвы, кроме жертвы Христа, и потому оснований для почитания крови, кроме Крови Христовой, в христианстве нет. В текстах Нового Завета не раз говорится, что соблюдение ветхозаветного обряда для христиан является необязательным. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:11).
Однако в правилах Вселенских соборов подобный запрет зафиксирован. Но исследователи полагают, что он носит канонический, а не догматический характер, и не имеет сакрального объяснения, помимо того, которое отражено в текстах Ветхого Завета.
Историк Церкви, протоиерей Валентин Асмус, объясняет этот запрет тем, что первые христианские общины объединяли людей, вышедших из иудейской традиции и продолжавших соблюдать некоторые обряды древности, и бывших язычников. А потому, дабы избежать разногласий и обособлений, которые могли возникнуть на общих трапезах, сопровождавших всякое богослужение в общине, некоторые установления Ветхого Завета были утверждены как обязательные для всех. Среди современных священнослужителей нет единого мнения по поводу этого запрета, и многие склоняются к тому, чтобы рассматривать его как культурно и исторически обусловленное явление.