Содержание
- Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 7-я по Пятидесятнице
- По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29)
- Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице
- 7 августа. По вере вашей да будет вам
- По вере вашей да воздастся вам
- По вере Вашей и воздастся Вам
- «По вере вашей да будет вам»
- Толкования Священного Писания
- Господь сказал — по вере вашей да будет вам. Что он имел в виду?
- Евангельское чтение с толкованием на 4 августа
- Толкование Евангелия блаженногоФеофилакта Болгарского
Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 7-я по Пятидесятнице
Мф., 33 зач., 9, 27–35
Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Сегодняшнее Евангелие – об исцелении двух слепых и немого. В каком бедственном состоянии находится этот мир, и как различны человеческие несчастья! Немого привели ко Христу, как только прозревшие слепые ушли. Как неутомим наш Господь в делании добра, как непрерывно одно доброе дело следует за другим! Сокровища милосердия всегда в избытке есть у Него, и сколько бы Он ни совершал чудес, они никогда не могут иссякнуть. Все заключается в нашей способности участвовать в Божием даре – в нашей вере и нашей молитве.
Двое слепых следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов». Обетование, данное Давиду, что от его потомков явится Мессия, было хорошо известно Израильскому народу. В это время было великое ожидание Его пришествия. Эти слепые люди знают, исповедуют и возвещают на улицах Капернаума, что Мессия пришел, что Он здесь. Удивительное дело – те, кто Промыслом Божиим лишены телесного зрения, могут иметь разумные очи столь просвещенными, что различать великие деяния Божии, сокрытые от премудрых и разумных. Перед нами подлинная вера.
Они просят только о милости. И мы будем учиться такой молитве. Как бы ни были велики наши нужды и скорби, нам не нужно ничего, кроме того, чтобы милостив был к нам Господь. Одного мы просим у Господа: чтобы быть нам причастными Его милосердию. Пусть даже Он не исцелит нас и не избавит от той беды, в которой мы сегодня оказались – если милость Его будет с нами, нам будет довольно этого, мы будем утешены.
И они – обратим и на это внимание – не говорят, каждый из них в отдельности, «помилуй меня», но оба молят друг за друга: «Помилуй нас». Они – друзья по несчастью, и их молитва едина. Если бы народ наш, все русские люди, осознали сегодня, в какой они общей беде, если бы единым сердцем и едиными устами обратились ко Господу, произошло бы чудо. У Христа достаточно милости для каждого и для всех.
Слепые следуют за Христом, взывая к Нему о помощи. Но Он как будто не замечает их. Много народу шло рядом с ними и все кричали, а потом, может быть, когда Христос проходил, они просто забывали обо всем. Он хочет увидеть, что их молитва подлинна и что их осознание беды реально. Он не отвечает порою сразу на нашу молитву, чтобы углубилась наша молитва и чтобы стало более дорогим для нас избавление, которое мы не можем получить по первому нашему слову. Господь хочет научить нас быть настойчивыми в молитвах, всегда молиться и не унывать.
И еще важная подробность. Когда Христос вошел в дом, слепые последовали за Ним и там подошли к Нему. Оттого, что Он не ответил им на улице, они вынуждены были войти за Ним в дом. Святые отцы видят в этом особый смысл. Рано или поздно каждый из нас должен встретить Христа наедине. Хорошо молиться в храме со всеми, при большом стечении народа, когда великий праздник и общее торжество невольно захватывает нас. Но в конце концов каждый должен встретиться лично со Христом, и это имеет решающее значение. Будет ли это в храме или в домашней нашей молитве, или когда нас посетит беда. Сам Господь ищет, чтобы это с нами произошло. Двери Христовы всегда открыты для тех, кто неотступно следует за Ним. Но эта встреча со Христом должна быть сокровенной. Потому-то, когда слепые прозрели, Христос строго сказал им: «Смотрите, чтобы никто не узнал».
Сегодняшнее Евангелие напоминает нам, что молитва наша должна быть соединена с несомненной верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам». Он мог бы, говорит святой Иоанн Златоуст, сразу всех слепых, немых и глухих на земле исцелить одним словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда стоит перед выбором добра и зла. Если он избирает добро, он вступает в дружбу с Богом и становится чадом света, наследником Его небесного Царства. Если он избирает зло, он становится ниже неразумных существ, погружаясь во тьму кромешную.
Не то ли же самое случилось с немым, об исцелении которого далее говорится в сегодняшнем Евангелии? Он – бессловесное существо. Мы часто повторяем, что сегодня все делается, чтобы превратить людей в бессловесных существ пропагандой скотской похоти. И самое главное, что сегодня происходит в мире – обессмысливание слова. Смешиваются святые и грязные слова, ложь звучит по телевидению как сквернословие, и они не стыдятся уже публично произносить любую срамоту. Еще немного, кажется, и они будут мычать и рычать.
Вначале Христос изгнал диавола из немого, и только потом тот стал говорить. Представьте, что Господь освободил бы его от немоты и оставил все как есть. Что бы произошло? Свободным, развязанным от стесняющих его уз языком немой стал бы хулить Бога и человека, и восхвалять грех. Господь показывает нам сегодня, как страшна такая свобода. И где можем мы обрести избавление от нынешней всеобщей слепоты и немоты. Он поражает корень зла и устраняет причину. Только силою Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. Только в истинной молитве отверзаются уста, приносящие хвалу Господу.
«Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» (Мф. 9, 28–30).
Почему из множества чудесных событий, связанных с земным поприщем Господа нашего Иисуса Христа, евангелист Матфей выбирает именно этот эпизод? Ответ на этот вопрос, важный для каждого задумывающегося о жизнеспособности своей веры христианина, даёт опытный духовник и наш постоянный автор протоиерей Димитрий Смирнов.
— Отец Димитрий, правильно ли мы оцениваем свою молитву? Часто, если нам удалось спокойно помолиться, никто нам вроде бы не мешал, на душе была тишина и мысли особенно не разбегались, то у нас возникает сладкое чувство исполненного долга — нам кажется, что мы помолились хорошо.
— На самом деле чаще всего это глубокое заблуждение. Собственно, плохой или хорошей молитвы не существует — молитва в принципе либо есть, либо её нет. Молитва может оцениваться только по её результату: то, что исполняется, и было молитвой, то есть общением с Богом.
Слепые, которые шли за Иисусом Христом, обратились к Богу — и получили просимое. За тридцать три года, живя на земле, Господь совершил столько чудес, что всему миру не вместить бы об этом книг, если бы они были написаны. Но отдельные чудеса остались в памяти церковной для нашего назидания. Чаще всего мы приходим в храм с какой-то нуждой, и каждый изо всех сил хочет, чтобы его прошение исполнилось, некоторые даже плачут. И в этом Евангелии написано, что нам надо делать, чтобы наша молитва исполнилась. Поэтому евангельское повествование нам надо усвоить назубок, чтобы по возможности следовать ему.
Когда у человека возникает какая-то нужда, он готов куда угодно обращаться, особенно если это касается его здоровья. Люди-то все в основном плотские, поэтому за плоть их зацепи — они сразу реагируют. Мать не беспокоится о том, что ребёнок Священное Писание не знает, что он не имеет какой-то добродетели: например, кротости или милостивого сердца.
А коснись тела: нога заболела или рука — тут она забеспокоится. Хотя, если подумать, милостивое сердце куда важней, чем здоровая нога. А почему мать не переживает, когда, например, начинает ребёнок капризничать? Как правило, она ничего не предпринимает. «Ну, подумаешь, все дети такие», — отмахнётся. А ведь каприз есть проявление гордыни, своеволия — мерзкого качества души. Когда же нос дитя расшибло или кто-то наподдал во дворе, она готова и в драку вступить, биться за него, спасать.
— Да, действительно нелогично. Но почему она не замечает главного?
— Потому что она сама плотская, вся её забота только о еде, о здоровье, о тепле; все наслаждения исключительно телесные: помягче поспать, повкуснее поесть, покрасивей одеться. Если же мать — духовное существо, то она будет думать: «Ой, да пусть горбатый, пусть слепой, лишь бы только к Богу пришёл, пусть калека будет, пусть его жена бросит, пусть телом пострадает — лишь бы душой спасся». Недаром ведь говорят: горбатого могила исправит. На том свете, в пакибытии, и горбы выпрямляются, и очи у слепых открываются. Человек достигает полноты бытия, только когда получает воскресшее тело.
— И всё же два евангельских слепых просили именно о телесном прозрении.
— Слепота, конечно, страшная трагедия. Легче без ноги быть, чем без глаз остаться. Это очень трудный, тяжёлый крест — света Божия не видеть. Как говорит наука, до восьмидесяти процентов всей информации мы получаем через глаза. Лишиться глаз — это на восемьдесят процентов лишиться внешней жизни, то есть с потерей глаз люди лишаются практически всех удовольствий, которые имеет человек зрячий, общаясь с внешним миром.
И вот евангельские слепые просят — и их молитва услышана. Почему? Чтобы понять, посмотрим, как же они просят. «Иисусе, Сыне Давидов», — обращаются они ко Христу. Назвать кого-то в Галилее и Палестине Сыном Давидовым — это значило совершить целую революцию. Нужно быть человеком очень храбрым, чтобы кого-то исповедовать Сыном Давидовым. Фактически это синоним слова «Мессия» — «Спаситель». Но их вера в Христа была так сильна, что они, даже будучи слепыми, познали: этот Человек не простой, а воистину Сын Божий. Именно в ответ на это исповедание Господь исцелил их. В Израиле в то время было множество и хромых, и слепых по причине войн, большого количества всяких инфекционных заболеваний. Среди этого множества Господь исцелил именно этих. Они твёрдо, несумненно веровали, что Господь может их исцелить, и знали, что им надо только упросить. И просили они долго, шли и умоляли до тех пор, пока Господь не счёл, что время пришло.
— Но почему Господь не сразу исполнил их желание? Чего Он ждал? Ему же достаточно было сказать одно слово, а Он увёл их в дом, быть может, даже и двери закрыл…
— Дело в том, что Господь не творил чудес напоказ. Он хотел, чтобы об этом прозрении знали только молившиеся. Он «строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф. 9, 30), потому что всякое пустословие о тех вещах, которые творит Бог с человеком, опустошает душу человека.
Отношения человека с Богом осуществляют через молитву и церковные Таинства. Молитва была налицо, и Господь совершил Таинство, прикоснулся к их очам. И мы с вами каждый день имеем возможность прикасаться к Телу Христа Спасителя в святом Причастии, каждый раз с нами происходит это чудо.
— Но часто мы не получаем того, о чём просим.
— Не получаем, во-первых, потому, что у нас нет несумненной веры в то, что Господь может это сделать. И Господь ждёт, пока наше желание получить просимое настолько усилится, что мы поймём: никто на свете, ни один человек нам не поможет, только Он, Господь наш Иисус Христос; только Он наш Спаситель, и только Он хочет нам помочь. Если эта вера заполнит всё наше существо и мы не будем ослабевать в молитве, а будем просить, твёрдо веруя, что Господь подаст, то Господь нашу веру не посрамит. Он нам даст просимое в тот момент, который будет благоприятен и для нас, и для всех окружающих, то есть когда мы созреем для того, чтобы принять дар, о котором просим.
К сожалению, мы часто просим совсем не то, что нам действительно нужно. Самый простой пример: живёт семья: папа, мама и дитя. Но они с Богом не имеют никакого общения — Бог Сам по Себе, они сами по себе. А Господь хочет их к Себе привести: даёт им всякие блага, таланты, всячески их ублажает, но ничего в них не просыпается, никакого чувства благодарности. Тогда Господь решает их спасти по-другому — и вот заболевает сынок.
Родители туда-сюда, туда-сюда и, наконец, к Богу: «Господи, помоги!». Но Господь медлит: если сразу поможет, то, скорее всего, они опять полностью не пробудятся. Нет, сын будет болеть до тех пор, пока они все не придут к Богу окончательно. Вот тогда Он его исцелит — когда увидит готовность человека служить Ему, а не себе: карьеру делать, стремиться к почестям, деньгам, то есть что-то своё строить здесь, на земле. Исцелит, когда увидит, что болезнь уже не нужна.
Люди часто просят: «Исцели, исцели!» — а Господь не посылает исцеления. Потому что всякая болезнь от Бога. Господь специально её попускает, чтобы человека немножко расшевелить по принципу: гром не грянет — мужик не перекрестится. Вот и гремит гром — это Господь облегчает человеку путь к Себе. Человек засуетился, погряз в своих земных делах и думает, что это и есть жизнь, а Господь хочет показать ему другую жизнь — жизнь молитвы, жизнь духовную. И человек сначала молится от ужаса, молится от горя, а потом уже входит во вкус и начинает молиться от радости, начинает Бога любить, познавать.
— Бывает, человек два раза в церковь пришёл, помолился, видит — никакого толку. Думает: пойду к экстрасенсу; этот не поможет — к бабке-колдунье. Церковь рядом, две остановки — нет, едет за тридевять земель, чтобы водичку ему какую-то дали или ещё что-то. Уж куда святее вода из церкви: не бабка освящает, а Сам Господь Иисус Христос! Но нет, это не годится, надо какую-то особенную. Почему?
— Веры нет. Не верит человек, что здесь присутствует Сам Христос — Тот Самый, Который эту Землю создал: и воду, и горы, и птиц, и зверей, Который создал всех нас, Солнце, всю Вселенную; Который управляет всеми процессами в каждой клеточке нашего организма; Который всё про нас знает — все наши грехи, все наши достоинства; у Которого только одно желание — спасти нас от греха.
Но у человека веры нет. Моя молитва, говорит, слабая. Как будто от наших усилий зависит молитва. Нет, от нас в молитве нужна только добросовестность. Сильная молитва не динамометром измеряется: у кого более упругая. Молитвы различаются одним: исполняет Бог просьбу этого человека или не исполняет. А связано это с тем, что один больше верует, а другой — меньше. Потому-то и нужно молиться долго, что от молитвы вера укрепляется. Одному, чтобы у Бога что-то вымолить, нужно два раза помолиться, а другому — двадцать лет. Он будет молиться, молиться до тех пор, пока его вера не укрепится. И тогда, наконец, Господь ему и подаст.
— Все мы замечали: вот идёт пост, и настроение у нас такое духовное, и есть у нас желание молиться. А пост кончился, разговелись — что-то и лень нас обуяла, и сонливость, и тяжесть, и в храм вставать не хочется.
— Мы расслабились, у нас как бы и вера ослабевает. И часто так бывает: если человеку дать то, что он просит, то он скоро успокаивается и охладевает к духовной жизни. Когда человек Бога забывает? Чаще всего в благополучии. Когда всё у него хорошо, его сердце «жиреет». Зачем Богу молиться, когда и так всё в порядке? Поесть-попить есть, одежда есть, квартира, машина есть, и гараж есть. Зачем Бог нужен? Нужен бензин, нужны деньги на книжке, нужны удовольствия, а Бог, Он совсем, получается, не нужен. И Бог знает эту нашу порочную сущность, нашу бесстыжесть и неблагородство.
Ведь и машину эту, и гараж — тоже Бог дал. Гараж из кирпичей сложен, а кирпич — из глины. А глину кто создал? Господь. И все металлы, из которых машина сделана, Господь создал. Масло, которым замок смазывают, тоже Господь создал — оно из нефти сделано.
Всё от Бога, а человек нахально считает, что всё само по себе. Поэтому такая беда и получается. Зная наше маловерие и себялюбие, Господь иногда нас ущемляет и затрагивает именно то, что мы любим. Пристрастился человек к своему здоровью, к своей плоти — Господь её затронет. Ведь человек любит себя и начинает себя спасать, начинает к Богу обращаться, и хоть в такой форме, но обретает связь с Богом. Хотя, конечно, в идеале человек должен просить не о телесном исцелении, прозрении, а о даровании зрения духовного. Господь ждёт, когда наши плотские просьбы превратятся в просьбы духовные, когда мы укрепимся духом настолько, что будем нашу жизнь земную вменять ни во что по сравнению с сокровищами духовными.
Так премудра Его милость к нам! Как из таких, так любящих свою плоть, почти животных, Господь нас через скорби, болезни возводит на высоту Небесную? Сначала делает нас человеками, а потом уже и ангелами, которые вообще о плотском не помышляют. Вот такая Его милость, такая забота о нас. И как нам надо эту заботу ценить!
Поэтому, когда нас коснулась какая-то скорбь, какая-то болезнь, мы должны знать, что это не несчастье. Некоторые говорят: вот несчастье приключилось, беда. Нет, это нас Господь спасает, это Он нас зовёт к Себе, это прикосновение Божией руки. Не беда случилась, не несчастье, а наука, вразумление пришло. Раньше говорили: Бог наказал — то есть дал наказ, учит нас, бестолковых, чтобы мы не зажирели в своей свинской сытости.
Он нас пробуждает, а мы — нет, нам только одно дай: чтобы всё было здорово, сыто, чтобы никто нас не трогал, никто ниоткуда нас не выгонял, а все только бы ласкали, берегли, жалели, ублажали, подарки нам дарили да гладили по головке. Мы все плотские, поэтому Господь нас так сурово порой врачует, а иначе не получается. Благодаря этой «порке» со временем мы более-менее на людей становимся похожими. И за это нам надо научиться Бога благодарить, а не роптать.
— Но те евангельские слепые тоже оказались неблагодарными. «Смотрите, чтобы никто не узнал», — говорит Господь. «А они, выйдя, разгласили о Нём по всей земле той» (Мф. 9, 31). Получается, они нарушили Божий наказ?
— Как и большинство из нас: дай нам скоро просимое — и мы забудем своё страдание, забудем Бога, опять будем жить по-старому. Оттого нам кажется, что мы просим у Бога, а Господь как бы и не слышит нас. Пока нас что-то гнетёт, пока нас что-то мучит, мы будем взывать к Богу, а отними это — и забыт Бог опять до следующего раза…
В Священном Писании Господь нам всё сказал: что можно, чего нельзя делать; а чего нельзя делать ни в коем случае, а что обязательно делать. Мы же всё равно хотим своего, живём по-своему, делаем что хотим, безобразничаем. Ну как ещё нас спасать?
Поэтому слава Богу, что Господь наш, милостивый Отец, несмотря на это, всё равно нас любит, жалеет и спасает.
Беседовал А. БОГОЛЮБОВ
По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29)
Слово в Неделю 7-ю по Пятидесятнице
27Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
28Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
29Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
30И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
31А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
32Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
33И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
34А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
35И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Сегодня Церковь предлагает нам евангельское чтение от Матфея — повествование об исцелении двух слепых и немого. Мы можем только поражаться, насколько велико милосердие Бога к людям, насколько чудесен этот неиссякаемый источник исцеления, который Господь подает каждому человеку. Вопрос в том: как мы можем принимать участие в этом чуде исцеления, хватит ли нашей веры и нашей молитвы?
Слепые следуют за Христом и кричат: «Помилуй нас, сыне Давидов». Обещание пророка Давида, что от него произойдет Мессия, было всегда живо в израильском народе. И вот эти два слепца идут и проповедуют в Капернауме о том, что Мессия уже здесь на земле. Можно только удивляться, как Промыслом Божиим, эти люди, лишённые телесного зрения, духовными очами уже прозрели великие дела Божии. Но также удивительно, что они просят Бога о милости. И именно такой же молитве нам нужно учиться у этих слепых. Мы должны просить Бога о милости, прежде всего. Возможно, Господь не исцелит нас в данный момент от болезни и не избавит от какой-либо нужды, но если мы будем пребывать в Божией милости, будем доверять Ему, то обязательно однажды получим от Бога великое утешение, будем знать, что не одиноки в своей беде.
Также вызывает удивление и то, что оба эти слепца молятся друг о друге. Они не говорят каждый за себя — «помилуй меня», но говорят — «помилуй нас». Если бы мы знали, что значит общая молитва, преодоление эгоизма и забота друг о друге в постигшей беде!
Назидательно в этом тексте и то, как Господь реагирует на их просьбу. Христос продолжал идти, как бы ни слыша их, не обращая внимания на эти крики. Господь тем самым просто желает испытать, насколько искренне и сильно их желание, насколько реально осознание ими своей беды. Это должно научить каждого верующего усердию в молитве. Молитва — это труд, а не «волшебная палочка», исполняющая любые желания по одному лишь слову.
Еще одна важная подробность: Господь не реагирует на их слова и поэтому они должны последовать за ним в дом. Святые отцы видят в этом особенное значение: для каждого из нас рано или поздно неминуема встреча со Христом. Мы принимаем участие в богослужении, молимся на Божественной Литургии вместе со всеми и каждому рано или поздно неизбежно предстоит лично встретиться со Христом. Будь то в пустом храме, в доме, при посещении болезни или беды. Господь обязательно откликнется на наше следование за ним. И это всегда будет тайна, Господь нам точно также скажет: «Смотри, только никому не рассказывай — это твоя личная тайна, которую ты должен сберечь в своем сердце».
Это евангельское повествование напоминает нам о том, что наша молитва обязательно должна быть совмещена с глубокой верой. Христос спрашивает слепых: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» и отвечает им: «По вере вашей да будет вам».
Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Христос мог бы исцелить всех слепых, немых и глухих на земле одним лишь словом. Но что бы это значило? Человек был бы поставлен на один уровень с неразумными существами, без свободной воли и свободного выбора, лишенный высокого своего предназначения. Но человек потому и называется человеком, что всегда имеет право выбора между добром и злом. Если мы выбираем добро, то живем со Христом, если выбираем зло — отвергаем Бога. То же самое происходит и с немым человеком, о котором повествуется в сегодняшнем Евангелии. Он как бы становится бессловесным существом.
Мы видим с экранов телевидения, и из средств массовой информации: как интенсивно идет пропаганда «скотского» образа жизни. Святые слова перемешиваются с грязными — происходит обессмысливание слова. Люди не стыдятся публично произносить любые постыдные вещи.
Господь сначала изгоняет беса из немого человека, только потом дает ему возможность говорить. Представьте себе, что Господь сначала просто исцеляет человека и этот человек своими нечистыми устами сразу же начинает хулить Бога и человека, и прославлять грех. Но Господь устраняет причину одержимости, корень зла, всех хульных слов и деяний — избавляет от беса. Нашими общими устами мы должны хвалить Бога, просить чистоты душевной и телесной, чтобы Господь избавлял нас от бесовского воздействия. Только силою Божией может быть сокрушена сила сатаны, сковавшая наш народ. Только подлинной верой можем обрести мы дар прозрения. В таком случае мы сможем прославлять Бога и принимать участие в тех великих чудесах, которые Господь творит на земле.
7 августа. По вере вашей да будет вам
Аудио
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 9, ст. 27 — 35.
27. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
28. Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
29. Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
30. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
31. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
32. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
33. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
34. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
35. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
(Мф. 9, 27–35)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о чуде исцеления Господом двух слепых и бесноватого немого. Когда Иисус шел из дома начальника синагоги Иаира, то за Ним последовали двое слепых. Они, конечно, желали исцелиться, а потому и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! (Мф. 9, 27). Такое наименование считалось в Израиле величайшею почестью. Царь Давид был образцом для всех израильских царей, и всякий праведный властитель назывался сыном Давидовым. А Христос был Царем, хотя и не по Своему положению в человеческом обществе, но по подлинной власти и силе.
Евфимий Зигабен пишет: » Узнав о совершенных Им чудесах и веруя, что Он есть ожидаемый Христос, о Котором часто слышали, они приходят и следуют за Ним, крича: помилуй, то есть исцели. Называют Его Сыном Давидовым, потому что они слышали также, что Он должен произойти из рода Давидова. Они кричат, чтобы оказать Ему честь, потому что у иудеев это название было величайшей честью».
Необходимо также отметить, что в течение многих веков иудеи ждали обетованного освободителя из рода Давидова, вождя и руководителя, который не только вернет им свободу, но поведет их к силе, власти, славе и величию. Возможно, эти слепые видели во Христе чудотворца, Который поведет народ к свободе и к победе.
Сам Спаситель, по-видимому, желая испытать веру кричавших и называвших Его сыном Давида, то есть Мессией, как бы не обратил внимания на эти крики. Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! (Мф. 9, 28).
Блаженный Феофилакт пишет: «Увлекает за Собой слепцов до самого дома с целью показать твердость их веры и изобличить иудеев. Спрашивает их, веруют ли они, показывая этим, что все совершает вера».
Получив утвердительный ответ на Свой вопрос, Господь коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29). То же самое Христос говорит и многим другим из приходящих к Нему, чтобы прежде исцеления телесных недугов обнаружить их сердечную веру. Когда же глаза слепых открылись, Спаситель строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал (Мф. 9, 30). Причиной же, по которой Христос запрещал разглашать об исцелении, было Его смирение и нежелание, чтобы слава о Нем распространялась и мешала проповеди.
Борис Ильич Гладков отмечает, что Господь «… знал, что пораженные чудесами евреи могли провозгласить Его Царем Израилевым, то есть признать Его не тем Мессией, каким Он был, а каким им хотелось Его видеть, поэтому Он всегда уклонялся от всяких поводов к провозглашению Его Мессией, и даже запрещал Апостолам разглашать, что Он Христос; поэтому-то Он запрещал и исцеленным рассказывать об их исцелении».
Когда же прозревшие выходили из дома, ко Господу привели немого бесноватого. Как жаждущие путники в пустыне спешат к единственному найденному источнику воды, так и люди, жаждущие здравия душевного и телесного, спешат ко Господу, Источнику всех этих благ. Господь, видя веру людей, приведших немого бесноватого, исцеляет его. И когда бес был изгнан, немой стал говорить (Мф. 9, 33).
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Так как этот бесноватый, будучи не в состоянии говорить, не мог просить ни сам, ни через других, так как бес связал его язык, а с языком и душу, – то Господь не спрашивает его о вере, но немедленно исцеляет от болезни».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о том, что наша молитва должна быть соединена с твердой верой. Самое же главное в стяжании такой веры – это чистота человеческого сердца, ведь присутствие Божие мы познаем не только внешними чувствами, но, что более, смиренным сердцем, наполненным доверием к Богу. И тогда Господь по Своему милосердию и по нашей вере может сподобить нас чуда и ввести в Свое вечное Царство, если мы, еще не видя красоты и славы Царствия Небесного, будем стремиться ко спасению и просить Господа просветить нас Его светом. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
По вере вашей да воздастся вам
А во что верите вы? Нет, не в своих фантазиях о том, какой бы чудесной могла быть ваша жизнь.
Во что реально вы верите?
Верите ли вы в то, что ваши мечты могут осуществиться?
Верите ли вы, что вы достойны лучшего в этой жизни? Хорошей работы с высоким доходом? Нежных и доверительных отношений? Талантливых детей, которые будут радовать вас своими достижениями? Исполнения ваших мечт и желаний? Самореализации? Тёплых отношений с близкими и друзьями? Хорошего начальника? Или собственного успешного бизнеса?
Если у вас нет того, чего бы вы себе хотели — увы и ах, вы не верите.
Я знаю, что вы можете возмутиться и сказать, что мол нет, я правда верю. Просто не везёт.
Но правда в том, что если бы вы правда верили в то, что достойны лучшего и прекрасного, это лучшее и прекрасное уже бы было в вашей жизни.
И если перестать себе врать, то можно увидеть, во что вы правда верите.
Вы можете верить в то, что вы недостойны хорошей работы с высоким доходом. В то, что у вас ничего не получится. Что лучшее и прекрасное — это не для вас.
И когда вы верите в это, то это действительно с вами происходит.
Мы сами творим свою реальность.
И то, во что мы верим, то с нами и происходит.
Иногда люди говорят, что им не везёт. Другим — да, а им — нет. И это лишь только потому, что эти люди сами искренне верят в то, что им не может повезти.
Люди верят в то, что не достойны быть любимым и счастливыми. Что отношения — это труд и работа. Что в отношениях один любит, а другой — позволяет себя любить. Что счастливых браков не бывает. Что нужно терпеть и прогибаться… Да много во что люди верят.
Так и происходит в их жизни.
И это — их реальность, созданная их верой и убеждениями.
Просто когда-то кто-то сказал, что это так, и они поверили.
Как изменить жизнь? Просто поверить в то, что счастье, которого вы хотите — возможно. И возможно именно таким, каким вы рисуете его в своих грёзах.
Вы можете возразить мне: «Но ведь мы верим! Но ничего не происходит!»
И я отвечу вам — почему.
Сейчас я проведу вас по лесенке:
- Первая ступень — ваша голова, которая упорно убеждает вас, что вы верите в лучшее.
- Вторая ступень — ваше бессознательное, в котором живёт ваша реальность — Не-верие.
И как бы голова ни старалась, бессознательное не обмануть. Если в глубине души вы считаете себя недостойными лучшего, так и будет. Что бы вы себе не говорили.
Но мы пойдём ещё ниже.
- Третья ступень — это то, за что держится ваше Не-верие, что вы достойны лучшего.
Вот именно на эту ступень и нужно спуститься.
- Четвёртая ступень — это ресурсы.
Сейчас объясню.
На третьей ступени находятся так называемые травмы.
Травма — это событие, которое провоцирует и запускает механизм неэффективного поведения.
Например, то же неверие, что вы достойны лучшего. Произошла некая травма (событие), в результате которого человек решил, что он не достоин лучшего.
Что же происходит дальше?
В первую очередь, перекрывается доступ к четвёртой ступени — к ресурсу. В нашем примере — к ресурсу в виде чувства собственного достоинства.
После травмы человек не чувствует больше собственного достоинства. И у него формируется механизм поведения: «Я не достоин лучшего».
Этот механизм живёт и развивается. Влияет на все сферы жизни человека, на поведение, на реакции.
И человек даже уже не замечает, что везде и всегда и он сам ведёт себя так, будто он не достоин лучшего. И люди к нему так относятся.
При этом он может хоть каждый день бубнить под нос: «Я достоин лучшего, я — магнит для денег и любви», — но это не поможет.
Потому что есть травма.
Она перекрывает доступ к ресурсу (из примера выше — к чувству собственного достоинства). И человек живёт, не ощущая своего ресурса.
Многие люди пытаются научиться чувствовать ресурс — например, то же достоинство. Ходят на тренинги, курсы, личную психотерапию (сейчас я говорю про классические методы терапии), занимаются самовнушением.
На короткий период это помогает. Но всегда происходит откат.
И возвращается прежнее состояние — в моём примере — чувство того, что я не достоин.
Так работает травма. Даже если вы занимаетесь аутотренингом, медитациями и убеждениями себя, травма никуда не девается. Она живёт и влияет на вашу жизнь, на механизмы вашего поведения. И все самовнушения — ничто по сравнению с силой травмы.
Хорошая новость в том, что травму можно убрать. Легко. Быстро. И навсегда.
Я люблю слово «исцелить».
Исцелить травму и открыть доступ к ресурсу можно с помощью технологии, которая называется РПТ — техника быстрых личностных изменений (Rapid Personal Transformation).
В этой технике есть пошаговый алгоритм, который позволяет найти травму (и вам совершенно не нужно знать, когда она была — алгоритм создан так, что он приведёт вас туда, куда нужно) и исцелить травму. И, соответственно, открыть доступ к ресурсу.
Например, к чувству собственного достоинства.
И после исцеления вам не будет нужно заниматься самовнушением, чему-то обучаться и так далее.
Вы просто будете ощущать своё достоинство (или другой ресурс). И всё.
И как только вы вернёте доступ к ресурсу, в вашей жизни начнутся изменения.
Вы начнёте ощущать и вести себя по-другому. Окружающие люди начнут относиться к вам иначе.
Так работает РПТ.
За одну сессию можно убрать одну (или даже несколько травм).
Кстати, из своей практики могу сказать, что когда убираешь травму, то открывается доступ к нескольким ресурсам.
А исцеление идёт во всех сферах жизни.
Иногда даже там, где не ожидаешь.
Например, когда я проходила первую сессию РПТ, я работала над темой денег. И за полгода похудела на 25 килограмм.
Казалось бы, как с деньгами связан лишний вес?
Но это уже другая история.
По вере Вашей и воздастся Вам
Здравствуйте!
Я сегодня хочу поделиться с Вами своими мыслями о Вере. Но тема при этом совсем не религиозная. Вера — это очень широкое понятие.
Хотя выражение «По вере вашей и воздастся вам» пришло к нам из Библии. А Библия — это такой учебник жизни, в котором записаны основные правила, по которым следует жить. Потому что это общечеловеческие правила. Даже моральный кодекс строителя коммунизма, который строился в СССР, можно сказать, повторяет в определенном смысле десять заповедей. Несмотря на то, что в обществе пропагандировался атеизм.
Так вот о вере. Это не только вера в Бога. Это и вера в себя (я все могу!), в своего ребёнка (всё будет хорошо), для женщины вера в мужа. Вера в свои убеждения, которые могут быть разными, в том числе и вредоносными.
Разберу по порядку. Если верить в себя, то можно добиться каких-то высот, построить карьеру, построить красивую жизнь, быть примером для других. Если не верить в себя, получишь обратный эффект.
Верить в ребёнка, в его успехи и в его возможности — залог его успешной жизни. Верить в ребёнка, значит поддерживать его, поощрять лучшее в нём. Когда мой повзрослевший сын сказал мне, что он всегда чувствовал веру в него с моей стороны и это ему помогало, я была счастлива.
Верить в мужа. Это такой вид веры, от которого у мужчины «вырастают крылья». Он становится сильнее, увереннее, ответственнее, в нём проявляются лучшие мужские качества и умения. За каждым успешным мужчиной стоит женщина, которая верила в него! Это точно!
Вера в свои убеждения. Убеждения складываются либо с детства ( дети впитывают образ мышления и пример родителей или других взрослых), либо под влиянием каких-либо обстоятельств, полученного опыта, который может быть как положительным, так и отрицательным. И эти убеждения (вера в них) так или иначе руководит нами и нашей жизнью. Например, если верить, что честным путем много денег не заработаешь, то так и будет: Вы честный человек — и денег у вас будет только на эковыживание.
Вот и получается, что в жизни мы получаем то, во что верим. Правило: «По вере вашей и дано вам будет» РАБОТАЕТ!!!)
Что делать? Ревизию в своей жизни! Смотрим, что имеем, если не так хотели, а по-другому, ищем первопричину, во что мы верили. Переосмысливаем, меняем установки с минуса на плюс. Когда новая установка (во благо) станет Вашим убеждением — в Вас прорастёт вера, тогда и воздастся по-новому.
Что еще даёт это знание? Что всё в нашей жизни зависит от нас. Ответственность за всё происходящее лежит на нас. Никто не виноват. Мы сами рулим, как умеем. Во что верим, то и происходит!
Благодарю Вас!
Счастливых вам ориентиров! Верьте в хорошее, доброе, лучшее! Вера — великая сила!
До новых встреч!
Тат Яна
По вере вашей воздастся вам. Эту истину познаешь только с опытом. А опыт приходит не сразу. Вера неразрывно связана с четвертым ментальным телом. Именно от него зависит духовное развитие.
Человек может считать себя атеистом и не верить в Бога. И тогда он станет древом без корней не имеющим опору в жизни. Или занимаясь внетелесным опытом и практиками осознанных сновидений, будет думать, что все нереально и происходит только в уме.
Ментальное тело живо откликнется на эту „веру” ограничив духовные возможности человека. Именно из-за такой „веры” люди и не могут реализовать свой духовный потенциал.
Наша жизнь и вера неразрывно связаны. Это было известно с древних времен. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков очень хорошо передал что ждет человека без веры. Это факт и от него не спрячешься.
Может кому-то хотелось бы обратного, но Аннушка уже разлила масло…
Мы живем во времена, когда скрытое стало явным. Шила в мешке уже не утаишь. Только от человека будет зависеть использовать свою веру (ментальное тело) чтобы двигаться вперед или ограничить себя в своих возможностях.
«По вере вашей да будет вам»
Вопрос о чудесах, даже явных, зиждется на вере человека: «По вере вашей да будет вам» (Мф 9:29).
Там где христианин увидит чудо Божие, Его промысел, человек неверующий увидит совпадение, случайность, стечение обстоятельств.
Человек, ведущий подлинный церковный образ жизни знает, что вся его жизнь наполнена чудесами, которые увязаны с нашими молитвами и обращениями ко Творцу.
Мое первое явное чудо случилось во время моего служения в больничном храме. Заканчивая службу я давал прихожанам прикладываться ко кресту, когда увидел подходящую ко мне женщину с ребенком на руках.
То, что ребенок был нездоров было видно сразу. Уставший, замученный вид, посиневшие губы. Как я и предполагал у девочки были врожденные пороки сердца и предстояло множество операций, которые, к сожалению, идут до сих пор.
Я разговорился с женщиной, оказалось, что в ближайшее время им предстоит сложная операция в Москве, на которую у них нет денег. Сама операция была бесплатна, по квоте, но вот проезд, питание и лекарства только за свой счет. Не знаю почему, но некое вдохновение подсказало мне, что нужно непременно ей помочь. Я пообещал найти на поездку 50 тысяч рублей, при моей зарплате в 20. Они приложились ко кресту, а я стал судорожно молиться и думать, почему я это сказал и где мне взять эти деньги в такой короткий срок.
На следующий день меня пригласила освятить квартиру незнакомая женщина. После молитвы, следуя ее приглашению я согласился выпить чаю и пообщаться.
В процессе знакомства выяснилось, что она профессиональный спортсмен. Но на данный момент она завершила карьеру и ей осталось выполнить свое последнее желание. В ближайшие дни ей должен был придти остаток гонорара за какое-то выступление. Сказав это она посмотрела на меня и спросила: “Батюшка, там немного, всего 50 тысяч рублей, не знаете, кому можно было бы отдать эти средства для доброго дела“?
Не 20, не 30 и не 80 тысяч, а именно та сумма, которая была нужна на поездку.
Иллюстрация: Хождение Иисуса Христа по водам. К. Лебедев, хромолитография, начало XX века.
Толкования Священного Писания
Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам
А тогда уже и Сам Он, возлагая руку, говорит: по вере вашей да будет вам. Делает это, чтобы укрепить их веру и показать, что сами они участвовали в своем исцелении, а равно и засвидетельствовать, что в словах их не было лести. Он не сказал: да отверзнутся очи ваши, но говорит: по вере вашей да будет вам.
То же самое Он говорит и многим другим из приходящих к Нему, чтобы прежде исцеления телесных недугов обнаружить сердечную их веру, а через то и исцеленных сделать более опытными, и в других возбудить большую ревность к добру. Так Он поступает и с расслабленным; прежде, нежели возвратил крепость телу, восставляет расслабленную его душу, говоря: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9:2)! Также, воскресив девицу, взял ее за руку, и, повелев ей есть (Мк. 5:41, 43; Лк. 8:54–55), научил ее познать своего Благодетеля; подобным образом поступил и с сотником, все приписав вере его (Мф. 8:13).
Равно и при избавлении учеников от бури морской, сперва избавил их от маловерия (Мф. 8:26). Так и здесь: хотя Он знал тайные их мысли прежде, чем они их высказали, но, чтобы и в других возбудить такую же ревность, открывает их и другим, совершением исцеления обнаруживая сокровенную их веру.
Беседы на Евангелие от Матфея.
Господь сказал — по вере вашей да будет вам. Что он имел в виду?
Это из Евангелия, от Матфея:
«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. <…> И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».
Речь, конечно, идет о чудесах. Прямых чудесах, которые происходят от изменения сознания. Если веришь, что Господь исцелит, то исцелишься и исцелишь. Но изменение сознание без веры невозможно. И эта вера в Бога, в божественное сознание, в Высший разум, или Разумное начало для тех, кто не любит слово «бог» : ).
Есть большая разница в том, чтобы верить в самостоятельное исцеление и в то, что исцеляет Сила, которая превыше нашего ограниченного ума. Это касается не только исцеления, а любой сферы жизни.
И вот что еще важно – Иисус на первое место ставил именно веру в Бога, а чудеса были следствием веры. Поэтому он и сказал – «смотрите, чтобы никто не узнал». Он не хотел афишировать чудеса, чтобы люди в погоне за чудесами не забыли божественную природу их происхождения, не стали преследовать свои интересы, общаясь с Господом.
Наша вера Богу не нужна, она нужна только нам, поэтому и сказано – «…да будет вам». Вера – это область сердца. Раскрывая сердце, мы переходим на другое мышление, чудесное, золотоносное.
Однако в Библии есть моменты, где Иисус исцелял и тех, кто не придерживался никакой веры, и вообще был в бессознательном состоянии, и даже мёртвых поднимал. Ему было без разницы, кому помогать — вероисповедание для него не играло никакой роли. Это потом люди разделились по религиям.
Евангельское чтение с толкованием на 4 августа
Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
От Матфея 9:27-35
Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского
Блаженный Феофилакт Болгарский
Мф.9:27. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
Слепцы говорили Ему как Богу: «помилуй нас», а как к человеку взывали: «Сын Давидов», потому что среди иудеев много говорили о том, что Мессия произойдет от семени Давида.
Увлекает за Собой слепцов до самого дома с целью показать твердость их веры и изобличить иудеев. Спрашивает их, веруют ли они, показывая этим, что вера все совершает.
Мф.9:29. Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. Мф.9:30. И открылись глаза их;
Врачует их в доме, наедине, чуждаясь славы, ибо Он всюду учит смиренномудрию.
и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
Мф.9:31. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
Видишь ли скромность Христа? Но они разгласили, однако, не в силу ослушания, но из благодарности. Если иногда Господь говорит: иди и проповедуй славу Божию, то здесь нет противоречия. Ибо Он хочет, чтоб о Нем ничего не говорили, проповедовали же только славу Божию.
Мф.9:32. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
Мф.9:33. И когда бес был изгнан, немой стал говорить.
Эта болезнь была не от природы, но от демона: поэтому и приводят его другие. Сам по себе не мог он просить, потому что демон связал ему язык. По этой причине Господь не требует от него веры, но тотчас врачует его, изгнав демона, который препятствовал говорить.
И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
Удивленный народ ставит Христа выше пророков и патриархов, потому что Он врачевал со властью, а не так, как те – молясь. Посмотрим же и на фарисеев, что они говорят.
Мф.9:34. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
Слова крайнего безумия! Ибо ни один демон не изгоняет демона. Допустим, что Он изгонял демонов, как слуга князя демонского или как маг, но болезнь и грехи – как их Он разрешал и как проповедовал царство? Демон поступает совершенно наоборот: он порождает болезни и отлучает от Бога.
Мф.9:35. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
Человеколюбивый Господь не ожидает, пока придут к Нему, но Сам ходил, чтобы никто не имел оправдания в том, что никто не учил нас. Делом и словом привлекает их, уча и творя чудеса.