Содержание
- Первый русский летописец
- I. Сообщение темы урока
- II. Повторение
- III. Сообщение нового материала
- IV. Самостоятельная работа
- V. Творческое задание
- Преподобный Не́стор Летописец, Печерский
- Преподобный Нестор Летописец
- Краткий курс истории. Тот, кто подарил нам историю
- Ученый монах Нестор
- Первые литературные труды Нестора Летописца
- Несторова летопись «Повесть временных лет»
- «Повесть временных лет». Исследования
- Биография монаха Нестора и творчество преподобного, значение святого в православии
- Краткая биография
- Творчество
- Окончание жизненного пути
- Канонизация
- Где можно найти мощи
- Значение святого в православии
- Наследие преподобного летописца
- Почитание
Первый русский летописец
Конспект урока для начальной школы
9 ноября – день памяти преподобного Нестора Летописца.
I. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня мы поговорим о летописях. Это сложное слово, из каких простых слов оно состоит?
Дети. «Лето» и «писать».
У. Правильно, словом «лето» в Древней Руси назывался год. Кто же сможет сказать, что обозначает слово «летопись»?
Д. Описание года.
У. Да не одного года, а многих лет. Раньше монахи записывали основные события, которые происходили в стране, – так составлялись летописи.
Зачем нужна летопись?
Д. Из нее мы узнаем о прошлом нашей страны.
У. Первую русскую летопись написал преподобный Нестор Летописец.
Преподобный Нестор Летописец
II. Повторение
У. Преподобный Нестор был учеником преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерских. Давайте вспомним, что мы о них знаем.
Д. Преподобный Антоний в молодости был на Афоне, где и принял монашеский постриг. Игумен монастыря отослал преподобного Антония обратно на родину. Святой пришел к Киеву и поселился в пещерке на берегу Днепра. Постепенно к нему стали приходить ученики, и образовался монастырь. Преподобный Антоний поставил над монахами игумена, а сам удалился в пещеру и жил в ней до самой смерти.
У. Теперь расскажите о преподобном Феодосии.
Д. Преподобный Феодосий родился в богатой семье. У него рано умер отец, и воспитывала мальчика мать, она была очень строгой. В детстве преподобный Феодосий хотел убежать в Иерусалим, но мать его вернула домой и жестоко наказала. Хотя преподобный Феодосий был из княжеского рода, но он любил простой труд: работал со слугами, пек просфоры для церкви. Матери это не нравилось, и она часто наказывала сына, один раз даже посадила в темницу. Когда Феодосий услышал о подвигах преподобного Антония, то бежал в Киев и принял там постриг. Мать долго искала сына. А когда нашла преподобного Феодосия, то он упросил ее поселиться рядом в женском монастыре. По совету преподобного Антония вскоре братия избрала себе игуменом преподобного Феодосия. Обитель расцвела при нем.
Повесть временных лет
III. Сообщение нового материала
У. Преподобный Нестор с детских лет был наслышан о киевских старцах. В 17 лет он пришел к преподобному Феодосию и попросил принять к себе в учение. Преподобный Феодосий в то время был занят постройкой монастыря, а преподобный Антоний уединился в пещере. Преподобный Нестор стал их учеником, он с верой и любовью принимал наставления святых старцев. Вскоре его постригли в монашеский чин. Вместе с братией молодой инок нес различные послушания. Самым главным было переписывание книг. В то время еще не умели печатать книги, и каждую книгу писали вручную на пергаменте – коровьей коже – гусиным пером. Преподобный Нестор был очень образованным человеком. Он тщательно собирал все сведения по истории Руси и заносил для памяти в книги. Главный труд преподобного Нестора – это «Повесть временных лет», первая русская история, первая русская летопись. Именно из нее мы можем узнать, откуда пошла земля Русская, как жили люди Древней Руси. Поэтому и называют преподобного Нестора летописцем. А еще преподобный Нестор написал жития преподобных печерских отцов и святых мучеников Бориса и Глеба. А что вы знаете о святых мучениках Борисе и Глебе?
Д. Это были сыновья святого князя Владимира. Их убил родной брат Святополк, потому что боялся, что они займут его престол. Святые Борис и Глеб были первыми русскими святыми мучениками.
Нестор Летописец, скульптура
IV. Самостоятельная работа
У. Некоторые ученики получили карточки с отрывками из летописи, сегодня они расскажут, о чем они прочитали.
1-й ученик. Я расскажу, откуда пошла земля Русская. Давным-давно на нашей земле поселились люди. Наши предки пахали землю, охотились, торговали. Часто они ссорились между собой. И однажды они решили позвать князя со стороны, чтобы он мог мирить их, руководить ими. Таким князем согласился стать варяг Рюрик. Два воина из дружины Рюрика Аскольд и Дир решили отправиться в Царьград и завоевать его. Но по дороге они остановились в Киеве, им так понравился этот город, что они остались княжить в нем.
2-й ученик. Через несколько лет Аскольд и Дир все-таки поплыли в Царьград. Испуганные жители, увидев под стенами города вооруженную дружину, стали молиться Божией Матери. После молитвы они опустили край Ее ризы в море, и поднялась страшная буря. Аскольд и Дир в панике повернули обратно. После этого чуда, совершившегося на глазах у русской дружины, Аскольд и Дир и многие из воинов крестились и стали христианами.
3-й ученик. Через несколько лет умер Рюрик, его сын Игорь был тогда еще ребенком. Вместо него стал княжить его родственник князь Олег. Он решил объединить всех славян. Для этого он посадил своих представителей в Смоленске, Любече. А сам стал княжить в Киеве, убив обманом Аскольда и Дира. Олег присоединил к своему княжеству соседние славянские племена. Так образовалось первое древнерусское государство. Отсюда и пошла земля Русская.
У. Теперь вы знаете, откуда пошла наша земля. А если вы захотите узнать, что было дальше, про Игоря, святую Ольгу, Святослава, святого Владимира и других русских князей, то читайте рассказы из русской летописи в переложении для детей.
Повесть временных лет
V. Творческое задание
У. На доске вы видите изображения старинных книг. Обратите внимание, как тщательно выписывались писцом буквы, как украшались разными орнаментами буквицы – заглавные буквы начала текста. Недаром от тех времен сохранилось выражение «красная строка» – она именно была красная, то есть красивая. Теперь попытайтесь сами нарисовать красивую старинную букву. На доске вы видите старинную азбуку, некоторые буквы похожи на современные, а некоторые отличаются. Какие буквы похожи на современные?
Выберите любую букву и начинайте рисовать.
Юлия Клюева
Преподобный Не́стор Летописец, Печерский
Кондак 1
Избранников Божиих сожителю, иноче честный и летописче преславный, отче преподобне Несторе, приими приносимыя с любовию смиренныя похваления наша. Ты же, яко имея велие дерзновение на небеси, молися тепле о стране нашей и людех ея, во еже избавитися нам от всякаго зла, да зовем ти: Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Икос 1
Ангельскому иноческому житию поревновав и суету мира тленнаго презрев, во юности ранней притекл еси, отче преподобне, во обитель Печерскую града Киева, к стопам основателей ея Антония и Феодосия миренно припадая и о сопричтении тя ко братии усердно моля. Того ради взываем ти:
Радуйся, от юности твоея Богу служити вожделевый.
Радуйся, благую часть от утра жития твоего избравый.
Радуйся, мир и вся его прелести оставивый.
Радуйся, Господа всем сердцем возлюбивый.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Кондак 2
Видя благое произволение сердца твоего и провидяще в тебе сосуд благодатный добродетелей христианских, преподобный Феодосий с радостию велиею сопричисли тя ко братии обители своея и чина иноческаго тя удостои, умиленно поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разумом богопросвещенным возлюбил еси, Богомудре Несторе, научение книжное и зело к сему прилежа, аки пчела трудолюбивая, собирая сладчайший мед премудрости и умножая в души твоей во спасение сокровище неиждиваемое познания. Сего ради достоин явился еси похвалы сицевыя:
Радуйся, Премудрость просвещения книжнаго во младости стяжавый.
Радуйся, к собиранию многоценнаго бисера зело прилежавый.
Радуйся, медом познания истины от юности усладивыйся.
Радуйся, сокровищем негиблемым мудре обогативыйся.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Кондак 3
Силу духовную от Владыки своего восприяв, преподобне, Тому жизнь свою безраздельне посвятил еси, воспевая благих Подателю Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея дарование духовное от Господа твоего, талант тебе данный не скрыл еси, аки раб нерадивый, но Господу помогающу ти многажды, добродетели в житии твоем умножил еси, рабе благий и верный, да прославится в тебе Творец всяческих, темже зовем ти:
Радуйся, вверенное тебе сокровище мудрости в земли не скрывый.
Радуйся, добродетелей вертоград богатый духовно возрастивый.
Радуйся, благий собирателю богатства нетленнаго.
Радуйся, обретый блаженство Рая вожделеннаго.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Кондак 4
Бури страстей житейских уклонился еси, угодниче Христов, во утишное пристанище святыя обители Печерския достигши, идеже с честными насельники сея не преставал еси пети Спасителю твоему: Аллилуиа.
Икос 4
Слыша наставление душеспасительное, от Богоноснаго Феодосия и иных честных отец, тебе неоскудно подаваемое, сему со тщанием последовал еси в пещерном затворении твоем, молитвою, пощением и о плоти нерадением укрепляемь в подвизе многотрудном жития иноческаго. Сего ради слышиши ныне хваления сицевая:
Радуйся, от юности во мрак пещерный, спасения ради, вселивыйся.
Радуйся, тамо непрестанною молитвою от треволнения житейскаго оградивыйся.
Радуйся, яко в подвизе твоем наставника богомудраго Феодосия имел еси.
Радуйся, наставлением сего послушливо внимал еси.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Кондак 5
Боготечною стезею текл еси, отче преславный, ничесоже суетнаго желая, но града горняго, вечнаго взыскуя, Господу же неустанно поя: Аллилуиа.
Икос 5
Видя неустанныя труды твоя, ко спасению души направляемыя и радующеся братски о преуспеянии твоем в подвизе жития монашескаго, вси иноцы обители Печерския восхваляху тя сице:
Радуйся, трудниче неустанный, яко мзды благия достоин явился еси.
Радуйся, подвижниче добрый благочестия, яко в подвизех твоих не изнемогал еси.
Радуйся, образ честный жития иноческаго братии являяй.
Радуйся, в смирении и кротости душевней всех присно наставляяй.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Кондак 6
Провозвестника славы отеческия обрете тя, Несторе досточудне, страна Русская, уведев бо минувшия судьбы ея, письмены предал еси вся в научение, наставление и назидание родом грядущим, да тии уведевше промышление Божие к языку Словенску, воспоют Благому Промыслителю своему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсил еси, яко солнце светоносное, в Русстей земли, Богоблаженне отче, неведения бо мрак глубочайший, от века ю покрывающий, твоими писаньми первее озарил еси, к свету ведения и Богопознания соотчичи твоя призывая, от нихже сицевое похваление достойно восприял еси:
Радуйся, мглу неведения варварскаго в народе нашем разгнавый мудрости сиянием.
Радуйся, просвещению отечества послуживый твоим летописанием.
Радуйся, над сим усердно до кончины живота твоего труждаяйся.
Радуйся, ко труду писания теплою молитвою уготовляяйся.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Кондак 7
Хотяй свидетелем дивнаго чудеси тебе, отче, явити Господь Вседержитель, внуши тайно игумену Печерскому Иоанну, да вверено ти будет, купно со иным от братии, ископати погребенное в земли тело наставника твоего преподобнаго Феодосия, по симинадесятех летех от кончины сего, во уверение благодати Божия, на нем явленней. Темже узревши того во гробе нетленна суща и чудеса велия источающа, радуяся воспел еси со иноки Печерскими чудес Содетелю Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новый труд на пользу и в научение христианом подъял еси, преподобне Несторе, во еже списати житие великаго угодника преподобнаго Феодосия, иже бе купно со богоносным Антонием, первоначальником богоугоднаго иноческаго жития в земли Русстей и строитель обители Печерския, ейже устав от славныя киновии Студийския восприяв, той во веки соблюдати в ней заповеда. Темже и мы, благодарни суще за таковое твое к нам недостойным попечение, единодушно славим тя, отче, тако:
Радуйся, жития преподобнаго Феодосия благоговейный сказателю.
Радуйся, сему в подвизе твоем ревностный подражателю.
Радуйся, повестию твоею верныя утешивый.
Радуйся, тою ко иноческому подвигу многия подвигнувый.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Кондак 8
Странник и пришлец был еси, Несторе, на земли, ко временному и тленному бытию никакоже прилепляяйся, но ум и сердце устремляя ко блаженству нескончаемому Отечества Небеснаго, идеже ныне со Ангелы в веселии зовеши: Аллилуиа.
Икос 8
Все житие твое, Боголюбезне отче, Спасителю твоему и ближним посвящено бысть. Сердцем бо чистым заповедь Христову восприим, любве закон благодатный исполнил еси, в меру сил труждаяся на пользу братий твоих и выну прославляя Возлюбленнаго тобою Господа. Темже от Того прославление на небеси улучив, слышиши на земли блажащих тя похвалы сими:
Радуйся, светлый образе братолюбия и смирения.
Радуйся, благий наставниче трудолюбия и терпения.
Радуйся, спасению ближних крепце поревновавый.
Радуйся, похвалы от сих достойно приявый.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Кондак 9
Всякое наслаждение плотское возненавидел еси, преподобне отче Несторе, и житие иноческое возлюбил еси, темже и Господь возлюби тя, прослави и дарова нам, яко молитвенника усерднаго, выну поющаго Ему: Аллилуиа.
Икос 9
Витий многословных паче краткими словесы твоими землю Отечества нашего прославил еси, мудре наставниче, от «Повести временных лет»: уведехом бо откуду есть пошла Русская земля, юже велиею сыновнею любовию возлюбил еси. Сего ради сынове словенорусстии во вся роды и до ныне восхваляют тя, глаголюще:
Радуйся, риторы славныя в простоте слова твоего превосходяй.
Радуйся, мудростию научения твоего нас любовию озаряяй.
Радуйся, Отечества земнаго верный любителю.
Радуйся, о благе земли твоея усердный ревнителю.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Кондак 10
Спасения путь узкий и многотрудный волею избрал еси, Богоносне, и лица твоего николиже вспять обратил еси, к светозарному Солнцу правды Христу Богу выну очи твоя обращаяй и Того прославляя песнию хвалебною: Аллилуиа.
Икос 10
Стеною упования несумненнаго оградил еси, преподобне, душу твою от всякаго искушения и соблазна, верою крепкою познавая полноту благодати и милосердия Создателя твоего. Того ради слышиши от нас, недостойных и отчаянием колеблемых, таковая:
Радуйся, в души возрастивый благоуханный цвет добродетели.
Радуйся, верою невидимых, аки видимых, чаемых и ожидаемых, яко сущих, истинный свидетелю.
Радуйся, благочестия христианскаго неленостный поборниче.
Радуйся, изнемогающих в тягостном сомнении благий укрепителю и помощниче.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Кондак 11
Пение хвалебное от сынов Русских по достоянию приемлющи, отче досточудне, любовию твоею не престай заступати от всех бед и скорбей землю отеческую нашу, в нейже выну, прославляется имя Господне песнию: Аллилуиа.
Икос 11
Светолучными сиянии любви Божественныя уязвивыйся, летописче преславне, образы сея явил еси житием страстотерпец святых благоверных братий Бориса великодушнаго и Глеба кроткаго, да им последующе, добродетели братолюбия, отечестволюбия, смирения и послушания приобрящем, тебе же, деяний сих списателя богомудра, восхвалим сице:
Радуйся, яко благодать Божественная на тебе неоскудно почиваше.
Радуйся, яко тою умудряемь, угодники Божия с любовию прославил еси.
Радуйся, о благе земли твоея неустанный молитвенниче.
Радуйся, отечестволюбцем и мудрости познания искателем присный помощниче.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Кондак 12
Благодатный источник наставлений Богоугодных обретохом в тебе, отче Несторе, житием бо и списаньми твоими вся утверждаеши шествовати неуклонно во след Единому Человеколюбцу и Спасителю нашему Богу, зовуще Ему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Богоугодное житие твое, Несторе преславне, со умилением прославляем труды и подвиги твоя, имиже Христу Спасу зело угодил еси, и восхваляем дивное смотрение Божие на тебе, в нетлении мощей твоих доныне являемое. Почитая же мирную и непостыдную кончину твою, поклоняемся неизследимому Промыслу Всевышняго, сподобльшаго тя причастника быти неизреченныя славы Своея в селениих праведных, отонюдуже приклони ухо твое ко гласом нашим, взывающим ти сице:
Радуйся, козни, коварства и злобы демонския расторнувый.
Радуйся, духом твоим невозбранно в горняя обители востекший.
Радуйся, во мраце пещернем телом твоим нетленно до днесь почиваяй.
Радуйся, от мощей твоих многую помощь чтущим тя неоскудно подаваяй.
Радуйся, Несторе, земли Русския первый летописателю.
Кондак 13
О, преславный угодниче Божий, Богомудре отче Несторе! Призри любовию твоею с высоты небесныя на скорбь и слезы собратий твоих земных и умоли Всемилосерднаго Господа избавити землю Русскую и чад ея от бед и напастей, да восхвалим человеколюбие и щедроты Его, воспевающе выну: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва
О, преподобне отче, премудре наставниче и Боголюбезне подвижниче Несторе Летописче! Предстояй со дерзновением престолу Вечныя Славы, не забуди нас грешных и недостойных, бурями страстей отягченных, и ходатайством твоим непрестанным защити страну нашу, тебе присную, и соотчичи твоя от всяких зол и скорбей. Утверди сердца наша в православней вере, отечество свое научи любити и в братолюбии крепце пребывати. Настави нас на стези спасения, да молитвами твоими, заступниче наш, внидем в вечное Царство славы, восхваляюще Господа и прославляюще твое заступление во веки веков. Аминь.
Преподобный Нестор Летописец
Дни памяти: 28 сентября (Печер.(Б)), 27 октября
Преподобный Нестор Летописец
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. «Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами». В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть» — так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках — в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм » Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.
Краткий курс истории. Тот, кто подарил нам историю
9 ноября Русская православная церковь вспоминает святого Нестора Летописца (ок. 1056–1114) – первого и единственного русского историка, причисленного к лику святых.
Загадочный летописец
О личности Нестора и его жизни мы знаем крайне мало. Дата рождения монаха, подробности из детства и юношества – тайна, сокрытая навсегда. Согласно житийному повествованию, Нестор появился на свет около 1056 года в Киеве. Уже в 17 лет он подвизался в послушничестве в Киево-Печерском монастыре, который строил преподобный Феодосий, пока преподобный Антоний посвящал себя подвигу безмолвия в пещере. Затем Нестор стал монахом и нес послушание летописца. Скончался историк примерно в 1114 году и был похоронен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.
«Грубый невежда»
Судя по всему, Нестор напрямую учился жить монашеской жизнью у преподобных Антония и Феодосия Печерских, перенимая весь их опыт первопроходцев иночества на Руси. О скромности и смиренности личности Нестора можно судить по тому, как он, уже будучи монахом, пишет о себе в летописи. А пишет он, используя такие эпитеты, как «невежда», «недостойный», «грубый», «исполненный множества грехов», «меньший всех в монастыре». Вместе с тем именно Нестору игумен Иоанн поручил в 1091 году отправиться на поиски мощей преподобного Феодосия, которые и были чудесно обретены руками летописца и еще двух монахов. Автором жития преподобного Феодосия также является Нестор Летописец.
Наследие
Фактически мы обязаны Нестору Летописцу тем, что он подарил нам историю, написав ее. Нестор был свидетелем многих событий и мог пользоваться при написании летописи такими письменными источниками, которые до нас не дошли ни в каком виде. Впрочем, древнейший дополненный список летописного текста Нестора, дошедший до нас, датируется 1377 годом, автором этой летописи является игумен Лаврентий. Тогда как сама летопись Нестора датируется примерно 1113 годом.
Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Н.М. Карамзина. Но для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец (ок. 1056–114) — монах Киево-Печерской Лавры, отец русской истории.
9 ноября отмечается день памяти летописца Нестора. Годы его жизни пришлись на XI столетие. Для него буквально недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, ещё живы были свидетели этого чуда. Но уже настигли Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными, с каждым десятилетием возрастали междоусобные распри среди князей.
Ученый монах Нестор
Кем же был преподобный Нестор? Предание говорит, что, будучи семнадцатилетним отроком, он пришёл в обитель к святому старцу Феодосию Печерскому (ок. 1008–3 мая 1074 г.), где принял иноческий сан. Несомненно, что в монастырь Нестор пришел уже достаточно грамотным и даже, по уровню того времени, образованным юношей. К тому времени в Киеве было немало учителей, у которых и мог учиться Нестор.
В то время, по словам преподобного Нестора
чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные варёное зелье, другие — только сырое.
Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трёх. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании.
И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля Феодосия Печерского писал историю Руси. В своих литературных трудах летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя проявляется смирение, богобоязненность: человек, достигший таких высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, достаточно вникнуть в такое изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе», даже малейший помысел, а часто даже и оплакивали свои добродетели как грехи.
Первые литературные труды Нестора Летописца
Первым по времени был труд Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда». В нём присутствуют высокая молитвенность, точность описания, нравоучительность. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией. В словах летописца просматривается тяжкая печаль о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Нестор пишет:
Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Исусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия.
Второй, и не менее интересный и значимый труд летописца — «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного, и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно.
Цель моя, — пишет Нестор, — чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Русской явился такой муж и угодник Божий.
Несторова летопись «Повесть временных лет»
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112–1113 годам «Повести временных лет». Необычайно широкий круг источников, осмысленных с единой, церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода. «Повесть временных лет» дошла до нас в составе более поздних сводов:
- Лаврентьевской летописи (1377 г.)
- Первой Новгородской летописи (XIV в.) и
- Ипатьевской летописи (XV в.).
Предполагается, что Нестор использовал материал Древнейшего свода (IX в.), Свода Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093–1095). В тексте очевидны переклички с византийской хроникой Георгия Амартолы. Достоверность и полнота писаний преподобного Нестора такова, что до сего дня к ним прибегают историки как к самому важному и достоверному источнику сведений о Древней Руси.
«Повесть временных лет» — великое создание отца русской истории.
Не врéменных, а временны́х лет, охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Полностью она называется так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».
История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения её. Равноапостольный Владимир — главный герой «Повести временных лет» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизнеописание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа — русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? — вот вопросы, которые стояли перед Нестором.
«Повесть временных лет». Исследования
Первым исследователем «Повести временных лет» стал российский историк и географ В. Н. Татищев. Немало интересного о летописи удалось выяснить археографу П. М. Строеву. Он высказал новый взгляд на «Повесть временных лет», как на свод нескольких более ранних летописей, и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи.
Известный русский филолог и историк конца XIX–XX вв. А. А. Шахматов выдвинул версию, что каждый из летописных сводов — это историческое произведение со своей собственной политической позицией, продиктованной местом и временем создания. Историю летописи он связал с историей всей страны. Результаты его исследований изложены в работах «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год). По версии Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110–1112 годах. Вторая редакция была написана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116 г. В 1118 г. была составлена третья редакция «Повести временных лет» по поручению, или даже политическому заказу, новгородского князя Мстислава I Владимировича.
Советский исследователь Д. С. Лихачев предполагал, что в 30–40-е годы XI века по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христианства. Этот цикл послужил будущей основой летописи.
Александр Сергеевич Пушкин, создавая своего летописца Пимена в драме «Борис Годунов» (1824–1825 гг., опубликована в 1831 г.), брал за основу черты характера летописца Нестора, стремящегося к правде, даже если она кому-то и не нравится, ничуть «не украшает пишущего».
Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. Его преемники в летописании: преподобный Сильвестр, игумен Выдубицкого Киевского монастыря; игумен Моисей, продливший летопись до 1200 года; игумен Лаврентий — автор знаменитого Лаврентьевского летописного свода 1377 года. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель — и как писатель, и как молитвенник.
Как установили современные ученые, преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Ныне мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской Лавры. В начале XXI века «Общество любителей истории при Киевском университете» оковало серебром раку преподобного.
Вниманию всех любителей русской истории
Лицевой летописный свод →
Читать онлайн
Русская летописная история — это монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. В коллекции собраны погодные (по годам) летописи, повести, сказания, жития русской летописной истории на протяжении четырёх с половиной столетий (XII–XVI века).
Биография монаха Нестора и творчество преподобного, значение святого в православии
О монахе Несторе слышали многие люди, которые всерьез увлекаются историей и религией. Он написал немало произведений и из-за этого его называют Нестором Летописцем. Его творения оказали огромное влияние на развитие духовной литературы и славянской культуры.
Краткая биография
Каждый человек, который хочет узнать больше о жизни этого известного летописца, должен детальнее ознакомиться с информацией, взятой из его биографии.
Происхождение
О жизни Нестора известно совсем мало информации, и поэтому историкам удалось узнать о его жизни только благодаря изучению трудов, которые были написаны летописцем при жизни. Точная дата появления монаха на свет неизвестна. Однако принято считать, что он родился в первой половине 1064 года в Киеве.
О близких и родственниках Нестора практически ничего не известно. Однако многие считают, что он был из зажиточной семьи. Некоторые историки думают так, потому что летописец получил хорошее образование, которое было недоступно простым людям. Уже к подростковому возрасту парень научился читать и грамотно писать.
Начало служения Богу
О службе Господу Нестор начал задумываться еще с ранних лет. Однако окончательное решение он принял в семнадцать. Именно тогда он обратился к Феодосию, который на тот момент был основателем монашества на Руси. Он попросил принять его в послушники. Феодосий долго не мог ответить на просьбу, однако со временем он удовлетворил прошение молодого парня. Сначала Нестор выполнял различные мелкие поручения на территории храма. Этим занимались новички, которые в дальнейшем собирались стать монахами.
Затем ему пришлось пройти специальный монашеский курс, в ходе которого священнослужитель столкнулся с несколькими серьезными испытаниями. Нестор успешно прошел курс и доказал, что он имеет полное право на то, чтобы стать частью монашеского братства. Постриг поручили провести местному игумену Стефану, который в будущем стал преемником Феодосия. После нескольких лет служения Нестор был посвящен в иеродиакона.
Все монахи, которые проживали на территории Киево-Печерского монастыря, во многом себя ограничивали. Послушники монашества даже воздерживались от большого количества пищи. Единственное, что им дозволялось есть каждый день — вода с хлебом. Некоторые монахи отказывались даже от этого и начинали добровольно голодать. На протяжении голодания они много времени уделяли произнесению молитв.
Во время служения в монашеском братстве с летописцем произошел один интересный случай. Однажды ему пришлось участвовать в изгнании беса другого служителя монашества Никиты, у которого было прозвище «затворник». В монашестве ходили слухи, будто дьявол спустился к нему с небес, притворившись ангелом. Он ввел монаха в заблуждение, после чего священнослужитель начал давать послушникам монашества странные пророчества.
Сначала на странное поведение Никиты не обращали внимания. Однако потом он заперся в пещере. Это насторожило остальных монахов. Нестору и другим священнослужителям удалось вывести его оттуда и избавить от бесовских мыслей. Усилия братства закончились успехом, так как со временем Никита не просто встал на праведный путь, но и стал архиереем монашества.
Творчество
Свою личную жизнь Нестор решил посвятить истории Древней Руси. Большинство из его произведений были написаны, когда он проживал на территории Киево-Печерского монастыря. Современные историки приписывают летописцу три произведения.
«Повесть временных лет»
Историки считают это произведение главной работой летописца. В ней охватывается огромный временной промежуток. Нестор описал ключевые события, которые происходили на территории Руси с библейского времени до начала 1100-х годов. Нестору не удалось завершить эту летопись до конца и поэтому ее дописывали независимые авторы, имена которых остались неизвестными.
Начинается повествование с Ноя, сыновья которые поделили землю на три части. Также в этой работе летописец объясняет, откуда появились такие народности, как:
- варяги;
- русы;
- немцы.
Первой датой, которая подробно описывается в произведении, является 852 год. Именно в этом году была сформирована Русская земля. Ее основателями считаются Синеус, Трувор и Рюрик. По мнению историков, наиболее запоминающейся частью книги является смерть Олега, который умер после укуса змеи.
Стоит отметить, что в этом произведении рассказывается не только об исторических события, но и о религии. Нестор был верующим христианином, и поэтому он не мог обойти эту тему стороной. В «Повести временных лет» можно найти немало упоминаний библейских событий. Здесь можно найти мысли летописца о Боге. Он пишет, что Господь состоит из Отца, Сына и Святого духа. Немало внимания уделено крещению Руси. Это событие Нестор описал как спасение верующих от дьявольских соблазнов.
«Житие Бориса и Глеба»
В произведении рассказывается о жизни Глеба и Бориса, которые были сыновьями князя Владимира. Здесь они описываются как воплощение смирения и благочестия. Это показано на примере их смерти. Когда сводный брат пришел их убивать, вместо того, чтобы защищаться, Борис с Глебом начали читать молитвы.
«Житие Феодосия»
Это последняя работа летописца, которая до наших дней сохранилась частично. Датой создания этого произведения считается 1088 год. Работа полностью посвящена жизни Феодосия. В ней можно найти много информации об игуменстве.
Окончание жизненного пути
Точной даты смерти летописца никто не знает. Однако известно, что он умер, примерно, в 1114 году. Похоронен Нестор был в Ближних пещерах. В завещании священнослужитель обратился к другим летописцам. Он попросил, чтобы они продолжили его работу и дописали незаконченные произведения. Приемником монаха стал игумен Сильвестр. Некоторые считают, что именно он помог закончить «Повесть временных лет». Также на просьбу Нестора откликнулись Лаврентий и Моисей Выдубицкий. Они продолжили заниматься написанием летописей.
Канонизация
Монах, как и большинство других священнослужителей, был канонизирован Русской православной церковью. Его канонизировали как преподобного Нестора Летописца. Произошло это двадцать седьмого октября, согласно юлианскому календарю.
Где можно найти мощи
Многие считают, что мощи Нестора найти в Печерской Лавре нереально. Люди обосновывают такое мнение тем, что вследствие многочисленных разорений и погромов они были потеряны и перепутаны. Долгие годы люди точно не знали, чьи именно останки находятся на территории Киевской лавры.
Однако благодаря развитию судмедэкспертизы удалось узнать, чьи мощи находятся в Ближних пещерах. Проведенные исследования подтвердили, что там находятся останки Нестора Летописца. Поэтому каждый желающий, кто хочет собственными глазами увидеть мощи, может сделать это в Киевской Лавре.
Значение святого в православии
При жизни Нестор внес немалый вклад в развитие православной церкви на территории Киевской Руси. Благодаря написанным работам ему удалось рассказать не только об известных исторических событиях, но и о становлении православной церкви на Руси. Рассказы летописца содержали отсылки к Библии. Некоторые из них в настоящее время рассматриваются как поучительные притчи. За свою монашескую деятельность и за написанные произведения монах был канонизирован и навсегда вписан в историю Русской Православной церкви.
Наследие преподобного летописца
Говоря о Несторе Летописце, нельзя не упомянуть об оставленном после него наследии. Именно ему обязаны многие историки и священнослужители. Множество исторических фактов сохранилось до сегодняшнего дня благодаря работам, написанным монахом при жизни. Он был свидетелем немалого количества исторических событий. Также ему удалось пользоваться историческими источниками, которые не сохранились до сегодня.
Однако благодарить за летописи необходимо не только Нестора, но и его последователей. Именно они занимались доработкой некоторых произведений монаха. Последняя работа, начатая Нестором, была закончена в 1377 году, спустя более двухсот лет после его кончины.
Почитание
Как и у других канонизированных святых, у Нестора Летописца есть специальная дата для его почитания. Богослужения в честь святого проводятся в храмах 27 октября по старому календарю и 9 ноября по современному. В эти дни все люди, которые хотят почтить память Нестора и поблагодарить его за написанные труды, могут прийти в местный храм и вместе со священнослужителями помолиться в его честь.
Нестора вместе с другими преподобными часто изображали на иконах. Однако до сегодняшнего дня сохранилось не так много работ. Наиболее известной визуализацией святого считается картина, написанная художником Виктором Васнецовым. Создана она была в конце девятнадцатого столетия. Увидеть оригинал картины можно в Третьяковской галерее.