Содержание
- Патриарх Гермоген (смутное время)
- Ранняя биография
- Переезд в Москву
- В начале Смуты
- Апогей Смутного времени
- Память о Гермогене в искусстве
- Патриарх Гермоген. Фигура, залитая светом
- Краткий курс истории. Патриарх Смутного времени
- Патриарх Гермоген – краткая биография
- Житие Гермогена
- Подвиг патриарха Гермогена
- Русская православная церковь в смутное время
- Храм Гермогена в Чертаново
- Можно ли назвать Гермогена патриотом?
Патриарх Гермоген (смутное время)
Патриарх Гермоген (Ермоген, 1530-1612) – третий патриарх Московский и всея Руси, занимавший престол с 1606 по 1612 год. Проявил себя как один из патриотов России, активно противостоявший польскому нашествию во время Смуты. Решительно выступал против изменников родины и сторонников унии с католиками. Во время пребывания захватчиков в Москве был насильственно низложен с патриаршего поста и заточен в Чудовом монастыре. Церковь почитает Гермогена как священномученика и хранителя веры, не предавшего русское православие в тяжелые годы Смутного времени.
Миниатюра из Царского титулярника
Ранняя биография
Гермоген (в миру Ермолай) появился на свет около 1530 года, примерно в то время, когда родился Иван Грозный. О раннем периоде жизни великого соотечественника известно немного. Существуют версии о его принадлежности к Донским казакам, а также известным боярским династиям Голицыных и Шуйских.
В отроческие годы он отправился в Казань, где находился в Спасо-Преображенском монастыре, укрепившем его религиозные воззрения. В конце 70-х гг. XVI века Ермолай служил приходским священником в гостинодворской церкви во имя св. Николая. Как вспоминали современники будущего патриарха, он выделялся отличным знанием книг и был «премудростью украшенный».
Биография Гермогена включает интересный эпизод, связанный с чудесным явлением Казанской иконы Божьей матери. Это случилось летом 1579 года, когда в Казани была сильная жара и сушь, что вызвало сильнейший пожар. Огонь от церкви Николы перешел на Кремль, а затем и на жилые дома. В это время дочери местного стрельца Даниила Онучиана Матроне три раза снился сон, что под землей хранится икона Богоматери. Сначала ей никто не верил, но после угрозы, что девочка может погибнуть от непослушания ее родные пошли в указанное место и нашли святыню. После этого был организован Крестный ход и икону торжественно перенесли в Благовещенский собор. Участником этого события, во время которого исцелились двое слепых, был и Гермоген.
Переезд в Москву
После кончины в 1587 году супруги, имя которой не сохранилось, Гермоген отправился в московский Чудов монастырь, где прошел обряд пострижения в монахи. Через два года он был хиротонисан (рукоположен) в епископский сан, а вскоре по протекции первого патриарха Иова Гермогена назначили митрополитом Казанским и Астраханским.
В 1591 году Гермоген написал письмо Иову, в котором указал, что в Казани не выполняется поминовение православных воинов, погибших при взятии города, и предложил ввести памятную дату. В ответ Иов подписал указ, предписывавший совершение панихиды в субботу, следующую за Покровом Пресвятой Богородицы.
Патриарх Гермоген на монументе Тысячелетие России
Святитель Гермоген продолжал служение церкви, занимаясь распространением православия среди татар и других тюркских народов. В 1592 году он принял участие в перенесении останков Казанского архиепископа Германа из столицы в Успенский монастырь Свияжска, а через три года написал краткое житие святителей Варсонофия и Гурия. В 1595 году побывал в Угличе на открытии мощей местного удельного князя Романа Владимировича.
В начале Смуты
После смерти в 1598 году бездетного царя Федора Ивановича Блаженного (1584-1598) пресекается династия Рюриковичей и к власти приходит Борис Годунов (1598-1605), ранее бывший шурином покойного монарха. Гермоген присутствовал при избрании нового царя и принимал участие во всенародном молении, состоявшемся у стен Новодевичьего монастыря.
После воцарения на троне Лжедмитрия I (1605-1606) митрополит стал участвовать в работе Боярской Думы, но проявил себя как последовательный противник Отрепьева. Он категорически не принял избрание патриарха Игнатия и выдвинул требование обратить в православие несостоявшейся супруги Лжедмитрия I польской авантюристки Марины Мнишек.
Убийство Отрепьева в мае 1606 года и последовавший вслед за этим приход к власти Василия Шуйского (1606-1610) всерьез изменил судьбу Гермогена. По инициативе нового царя патриарх Игнатий был низложен, лишился епископского сана и отправлен в заточение в Чудов монастырь. На его место быстро избрали Гермогена, так как Шуйский опасался присутствовавшего в Москве Федора Романова (Филарета). 3 июля 1606 года Московский собор утвердил его в этом сане. Упрямый и жесткий по характеру Гермоген часто находился в противостоянии с Шуйским, но всегда его защищал, считая, что он освящен царским венцом и с этим нужно считаться.
Апогей Смутного времени
Прошедшая крестьянская война под руководством И. Болотникова, появление под Москвой Лжедмитрия II вместе с польскими захватчиками подорвали доверие к царю. В феврале 1609 года возник заговор с участием 300 человек, во главе которого стояли Р. Гагарин и Г. Сумбулов. Они были намерены добиться отставки Шуйского и силой притащили Гермогена на Лобное место, чтобы он поддержал низложение царя. Однако патриарх продемонстрировал твердую волю и не поддался на уговоры восставших. Не сумев поднять народ на борьбу, зачинщики заговора ушли в лагерь Лжедмитрия II. Гермоген им вслед послал две грамоты с призывом вернуться и раскаяться в содеянном.
Низложение Шуйского все же состоялось в июле 1610 года, но и тогда патриарх защищал его до последнего, проклиная Ляпунова и не признавая насильственного пострижения монарха. После помещения Василия в Чудов монастырь он продолжал настаивать на его возвращении на трон. Сменившую Шуйского Семибоярщину, Гермоген решительно осудил и пытался организовать выборы русского монарха. После заочного избрания царем Владислава Сигизмундовича он с тяжелым сердцем согласился его признать при соблюдении следующих условий:
- вывод армии Речи Посполитой с территории России;
- принятие им православия.
Во время начавшейся интервенции поляков Гермоген открыто выступил против захватчиков, обратившись с призывом к русскому народу выступить на защиту страны. С его благословения из Казани перевезли копию иконы Казанской Богоматери, впоследствии ставшей основной святыней ополчения.
После захвата Москвы Гермоген оказался в руках врагов, проявив в этой ситуации несгибаемую волю и твердый характер. Они силой отрекли его от патриаршего сана и посадили под арест в Чудов монастырь. Когда он находился в темнице неоднократно звучали требования поляков, чтобы Гермоген отдал приказ ополченцам прекратить попытки взятия города, но все их увещевания оказались безуспешными. Вместо этого, он обратился с последним посланием патриотам страны, благословив их на борьбу против оккупантов.
Патриарх Гермоген умер мученической смертью 17 (27) февраля 1612 года, страдая от невыносимого голода и жажды. Дело, за которое боролся святитель было завершено 24 октября 1612 года II ополчением во главе с К. Мининым и Д. Пожарским. Они сумели изгнать из Москвы польских интервентов, а в феврале 1613 года на престол был избран русский царь Михаил Федорович Романов (1613-1645), чего очень хотел Гермоген.
Память о Гермогене в искусстве
Имя великого патриарха упоминалось в анонимном произведении «Новая повесть о православном российском государстве», написанном ориентировочно в 1611 году. Она призывала к борьбе с польскими захватчиками и осуждала предателей, вставших на их сторону. Гермогену посвящена опера Г. Дмитриева «Святитель Ермоген», его историческая роль представлена в спектакле Московского Театра Русской Драмы «Царский путь». Среди наиболее значимых полотен о патриархе выделяется картина П. Чистякова, написанная в 1860 году, «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту».
Самый известный памятник Гермогену установлен в Александровском саду по инициативе главы РПЦ патриарха Кирилла. Он представляет собой четырехметровую бронзовую фигуру патриарха, расположенную на мраморном постаменте. По его сторонам находятся бронзовые барельефы со сценами известных исторических сюжетов. На одном из них изгнание Гермогеном поляков и действовавших вместе с ними бояр, которые требовали подчинения и признания подданства Владислава Сигизмундовича. Интересно, что памятник патриарху на Красной площади хотели поставить еще в XIX веке на месте нынешнего мавзолея Ленина, но тогда этим планам не суждено было сбыться.
В 1913 году по инициативе РПЦ Гермоген был прославлен в лике святых как священномученик. Его мощи были помещены в новую раку, созданную по инициативе Николая II и его супруги. Каждый год 2 марта отмечается день памяти знаменитого патриарха, отдавшего жизнь за свободу своей страны.
Патриарх Гермоген. Фигура, залитая светом
В субботу, 25 мая, в день 100-летия прославления священномученика патриарха Ермогена (Гермогена), патриарх Кирилл совершит чин освящения памятника святому в Александровском саду Москвы. Ермоген — фигура эта для современного человека практически неизвестная. Кроме того, что он писал воззвания против поляков и его за это уморили в заточении, о нем мало что знают. Мы решили восполнить этот пробел, обратившись к доктору исторических наук Дмитрию ВОЛОДИХИНУ.
Дмитрий Михайлович, что большинству НЕ известно о патриархе Гермогене, что следовало бы знать всякому образованному человеку?
Редко вспоминают о том, сколь прочно судьба патриарха Гермогена была связана с судьбой государя Василия Ивановича. Царь Василий Шуйский скорее вызывает у образованных русских людей нашего времени антипатию, нежели почтение. Между тем патриарх Гермоген был его стойким защитником. Даже когда Василия Шуйского свергли с престола и насильственным образом постригли в монахи, патриарх отверг ложное пострижение и продолжал звать государя мирским именем. Откуда такая преданность?
По разным источникам монарший венец возложил на Василия Ивановича то ли Гермоген в сане митрополита Казанского, то ли Исидор в сане митрополита новгородского. Это шло вразрез с установившимся обычаем, поскольку обряд должен проводить глава Церкви — митрополит, либо, позднее, патриарх Московский. Но его явно не мог вести лжепатриарх Игнатий, пособник свергнутого самозванца. А Церковь поддержала Василия Шуйского, в том числе и Гермоген. И потому князя все-таки возвели на царский престол понимая, пусть и не в полном соответствии с церковными устоями.
Надо полагать, Гермоген видел в затягивании междуцарствия путь к скорейшему торжеству социального хаоса. Видимо, он надеялся восстановить в стране порядок, воспрепятствовать распространению Смуты. А князь Василий Иванович занимал тогда положение своего рода «принца крови». Пресечение старой династии московских Рюриковичей давало ему самые серьезные и вполне «легитимные» права основать новую династию — в силу происхождения. Сделавшись правителем России, он в какой-то степени оправдал упования Гермогена и всей Церкви: если не остановил, то хотя бы притормозил страшную болезнь Смуты. Когда монарх не проявлял должной энергии, наводя в стране порядок, патриарх осуждал его, требовал действовать. В свою очередь, он всячески помогал царю. Однажды сделав выбор, Гермоген твердо придерживался его до конца.
А откуда мы вообще о нем знаем? Помимо церковного предания, существуют ли какие-то исторические источники?
Да, источники существуют. Судьба патриарха Гермогена отразилась в позднем русском летописании. Есть о нем сведения и в сочинениях иностранцев, например, писали о нем греческий архиерей Арсений Елассонский, поляк Маскевич.
Сохранились и документы, связанные с его именем. Их могло бы быть намного больше. Но как раз на период патриаршества святителя Гермогена приходится большой московский пожар 1611 года, а в 1626 году, уже после завершения Смуты, грянул другой, еще страшнее, еще разрушительнее. В огненной стихии погибли архивы целых ведомств. Сильно пострадал и архив Патриаршего дома. Несмотря на это, кое-какие документы сохранились, и ими можно воспользоваться, реконструируя судьбу святителя Гермогена.
Современному светскому человеку патриарх Гермоген известен только как политический деятель, боровшийся с польской интервенцией. А что знают о нем церковные люди? Что он сделал для Церкви и в бытность свою митрополитом Казанским, и, тем более, патриархом Московским и Всея Руси?
Во-первых, Гермоген прославился как великий миссионер. Он стал первым митрополитом Казанским и действовал на не до конца «замиренной» территории. Он строил храмы, читал проповеди, знакомил новокрещеных со Священным Писанием, а когда ситуация требовала, проявлял жесткость. Он способствовал канонизации новых святых, связанных с Казанской землей.
Во-вторых, Гермоген был хорошо известен современникам как духовный писатель. Он писал и редактировал жития святых, создавал богословские сочинения. Его трудами в Москве возродилось книгопечатание, пришедшее было в упадок. Гермоген был большим знатоком церковного пения и проявлял строгость ко всяким певческим уклонениям от старинных традиций. Некоторые специалисты считают, что при нем делались попытки наладить летописное дело, но тут уж, как говорится, обстановка не располагала… В целом же, как говаривали четыреста лет назад, Гермоген был «книжен умом» и любил «словесный виноград».
Какова была политическая позиция патриарха Гермогена в годы Смуты? Кого он поддерживал, против кого выступал? Оставалась ли эта его позиция неизменной?
Политическая позиция его была проста — он стоял на стороне Православия и всегда вел дело к торжеству истинной веры. Так, например, когда после падения Василия Шуйского в боярском правительстве возникла идея отдать русский трон представителю зарубежной династии, например, польскому королевичу Владиславу, Гермоген поставил условие: правителем России может быть только православный человек. И если дело дойдет до Владислава, то ему придется перейти из католичества в православие. Далеко не все готовы были тогда проявить твердость в этом вопросе. Впоследствии король Сигизмунд Третий пожелал стать государем российским вместо сына, Владислава. Ни о каком отказе от католичества он и слышать не хотел. Когда русская знать принялась поддаваться на его требования, патриарх во всеуслышание запретил москвичам целовать крест Сигизмунду. Гермоген и в отношении Марины Мнишек заявлял: прежде перекрестить, а уж потом делать русской царицей! За то подвергся от Лжедмитрия Первого опале.
Кто, когда и с какой мотивировкой заключил патриарха Гермогена под стражу? Какова тут была последовательность событий?
«За приставы» посадили его отнюдь не поляки и не литовцы, а свой же соотечественник Михаил Салтыков — главный пособник интервентов в боярском правительстве. Маленький Иуда, проще говоря. Причин у ареста было две: во-первых, Гермогена обвиняли в том, что он рассылает по отдаленным городам письма, призывающие бороться за веру и против оккупантов. Ему вменили в обязанность сочинить успокоительные послания, но патриарх отказался наотрез. Во-вторых, Гермоген осуждал устройство католического костела на дворе, принадлежавшем когда-то царю Борису Федоровичу.
В чем суть посланий, которые рассылал патриарх Гермоген? Считается, что он в них призывал всех встать на борьбу с польскими оккупантами. Главный ли это мотив, или святителя в первую очередь волновало состояние умов и сердец русских людей?
Сложный вопрос. Проблема прежде всего в том, что историки располагают, по большей части, беглым пересказом Гермогеновых грамот, а не самими текстами.
Вот то, что известно твердо, — по тексту дошедшего до наших дней послания Гермогена. Патриарх требует от провинциальных архиереев рассылать «учительные грамоты» начальствующим людям и в войска: «…чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили». Гермоген просит паству соблюдать телесную и душевную чистоту, благословляет стоять за веру «неподвижно».
Что с ним случилось в заточении? Что известно об обстоятельствах его смерти?
Двор его разогнали, имущество разграбили, а самого подвергли поношениям.
Боярское правительство, очевидно, пытаясь сделать Гермогена более сговорчивым, на время выпустило его из-под стражи и даже разрешило вести богослужение на Вербное воскресенье 1611 года. Но в дальнейшем, пользуясь терминологией XX века, склонить его к «сотрудничеству с оккупантами» не удалось. От него требовали разослать грамоты, призывающие Первое земское ополчение отойти от Москвы. Ему угрожали «злой смертью» в случае несогласия.
Ответ Гермогена известен в летописном пересказе: «Что… вы мне угрожаете, одного Бога я боюсь; если вы пойдете, все литовские люди, из Московского государства, я их благословлю отойти прочь; а если будете стоять… я их благословлю всех против вас стоять и помереть за православную христианскую веру».
В начале 1612 года, по словам летописи, патриарха «уморили голодной смертью».
В чем вообще суть его подвига? О чем говорит сам факт его канонизации? Какой в этом урок для христиан?
Тут, на мой взгляд, все довольно просто. Патриарх Гермоген — фигура, залитая светом, прозрачная, все главные его дела высвечены солнцем, всякое его поучение ясно. Как пастырь духовный, он говорил: следует стоять за веру, не колеблясь. Вокруг ложь и беснование? Будь тверд. Требуется претерпеть мучения? Претерпи, только не отступай от истины. Потребовалось смерть принять? Прими, это большое благо. И сам он поступал так, как требовал от «словесного стада»: не шатался в истине, терпел муки и отдал жизнь, когда ничего, кроме жизни, у него уже не оставалось. Его и канонизировали в 1913 году как священномученика.
Гермоген — камень веры. Он из тех, кого можно положить в фундамент любого здания, и здание будет стоять прочно.
Иногда жесткую позицию патриарха Гермогена по отношению к польским интервентам считают универсальной моделью взаимоотношения духовной и светской властей и требуют от нынешнего священноначалия вступить в борьбу с нынешней российской властью. Что Вы думаете насчет такого подхода?
Никто не смеет учить Церковь чему-либо. Это Церкви пристало духовно просвещать народ и властителей. Следовательно, не стоит даже обсуждать какую-либо содержательную ошибку подобного утверждения, ошибка тут прежде всего системная: общественный идеал создается Церковью и транслируется обществу в церковном учении, а не берется из общества и приращивается к церковному организму.
В достаточной ли мере прославлен святитель Гермоген? Что сейчас в нашей Церкви делается для его прославления? Существуют ли ему памятники?
Не думаю, что он прославлен в достаточной степени. Об этом говори, как минимум благословение Святейшего Патриарха Московского Кирилла, которое недавно было дано на возведение Гермогену памятника в Москве. В составе многофигурного новгородского монумента «Тысячелетие России» есть, среди прочих, и скульптурный потрет Гермогена. Но для личности подобного масштаба этого, я полагаю, недостаточно.
И очень славно было бы когда-нибудь войти под своды храма, освященного во имя святителя Гермогена, а затем погибшего в разрушенном при большевиках Чудове монастыре. Пришла пора задуматься о его восстановлении… либо о строительстве нового Гермогеновского храма в столице.
Отражена ли жизнь патриарха Гермогена в культуре? В частности, в популярной исторической и в художественной литературе, в кино? Что еще предстоит сделать?
Да все предстоит сделать. Есть ли биография Гермогена в серии ЖЗЛ? Нет. Есть ли хоть один художественный фильм о Гермогене? Нет. Есть ли широко известная пьеса о Гермогене? Нет. Есть ли знаменитый роман, главным действующим лицом которого является Гермоген? Нет. Ниша — пустует. Тут бы работать, работать и работать…
Справка журнала “Фома”:
Патриарх Гермоген
Родился в 1530 году. Мирское имя — Ермолай. Подростком ушел в Казань и стал послушником в Спасо-Преображенском монастыре. Первые сведения о нем относятся к 70-м годам XVI века, когда он был священником в Казани. В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии он переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Активно занимался миссионерством среди татар. В 1605 году Лжедмитрий Первый включил его в состав Боярской думы. Но там Гермоген показал себя противником Лжедмитрия: выступил против избрания патриархом Игнатия и потребовал православного крещения Марины Мнишек. Лжедмитрий приказал исключить его из Думы и сослать в Казань. Приказ выполнить не успели в связи с убийством Лжедмитрия. 3 июля 1606 года в Москве Собором русских иерархов святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. 17 февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы, умер от голода в заточении, в Чудовом монастыре. Прославлен в лике святых в воскресенье 12 мая 1913 года как священномученик. Первый храм в честь нового святого был устроен тогда же в подземелье Чудова монастыря. В советское время —разрушен.
Существует Сайт Регионального общественного фонда содействия инициативе общественных организаций по постановке памятника патриарху Гермогену.
Краткий курс истории. Патриарх Смутного времени
2 марта Русская православная церковь чтит память священномученика Ермогена (Гермогена), Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца.
Священство
О ранних годах жизни святителя ничего не известно, как и о его родителях. Перед историками он предстает уже приходским казанским священником. После явления Казанской иконы Божией Матери именно Гермоген переносит ее в Никольскую церковь по благословению местного архиерея. С 1589 года Гермоген уже епископ и первый митрополит Казанский. На этом посту он вел активную миссионерскую деятельность по христианизации татар и другого местного населения. Его перу принадлежит история обретения Казанской иконы. По его прошению канонизируются три казанских мученика: Иоанн, плененный татарами русский, и двое новообращенных татар – Петр и Стефан.
Твердый характер
Гермоген с самого начала служения был известен своей твердостью, ученостью и благочестием. Он играл важную роль в политической жизни Московского государства. Поскольку Гермоген был человеком известным и влиятельным, Лжедмитрий I решил включить его в состав Боярской думы, но личной симпатией митрополита ему заручиться не удалось – тот требовал принятия Мариной Мнишек православия. За это Гермоген был исключен из Думы и сослан в Казань (но власть сменилась, и поездка не состоялась). В 1606 году он стал патриархом Московским. Гермоген, как сторонник Василия Шуйского, оказывал ему поддержку и сопротивлялся его свержению до последнего. Семибоярщину не поддерживал и пытался организовать выборы нового царя из русского рода.
Призывал на борьбу
С кандидатурой на русский престол польского королевича Владислава патриарх согласился скрепя сердце и только при условии, что тот примет веру православную, а польские войска покинут территорию России. Когда стало понятно, что польская сторона на это не пойдет, патриарх стал писать воззвания к русскому народу, призывавшие восстать и свергнуть польскую власть. Он продолжал благословлять ополчения и рассылать грамоты, фактически находясь в заложниках в Кремле. Его заточили в Чудовом монастыре, где спустя девять месяцев заключения, 17 (27) февраля 1612 года, он скончался от голода, так и не дождавшись освобождения Москвы.
Патриарх Гермоген – краткая биография
Патриарх Гермоген Московский и всея Руси с 1606 года. Лидер русской православной церкви и активный участник в политических делах; патриарх с 1606 по 1612 год.
Именно он вдохновил народное восстание, которое положило конец смутному времени. Гермоген был прославлен Русской Православной Церковью в 1913 году.
Оглавление:
- Житие Гермогена
- Подвиг патриарха Гермогена
- Русская православная церковь в смутное время
- Храм Гермогена в Чертаново
- Можно ли назвать Гермогена патриотом?
Житие Гермогена
В Священном Синоде 1589 года, в котором был установлен патриархат в Москве, Гермоген был назначен митрополитом новоизбранного города Казани. Он был сторонником политики насильственного обращения в христианство нерусских народов Поволжья.
С 1605 по 1612 год Гермоген наиболее активно поддерживал интересы Православной Церкви, поскольку он понимал, что власть церкви зависит от поддержки царя.
В 1606 году Гермоген был вызван Лжедмитрием I, чтобы принять участие в недавно состоявшемся в Москве сенате. Там он узнал о намерениях царя жениться на католической женщине Марине Мнишек и твердо возразил против такого союза. После этого он был сослан из столицы, и только через несколько месяцев вернулся с великими почестями, когда ложный царь был свергнут.
Когда Василия IV избрали царем, Гермоген стал патриархом Москвы. Во время антифеодального восстания крестьян во главе с И. И. Болотниковым в 1606-1607 гг. Гермоген объединил людей церкви для борьбы с повстанцами, которые были объявлены еретиками и отлучены от церкви.
В 1610 году Шуйский был свергнут, Гермогеном была предложена кандидатура Михаила Романова на престол царя вместо польского князя Владислава. Но Владислав всё равно стал царем и Гермоген потребовал, чтобы он обратился в православную веру. Зимой 1610 года Гермоген выразил протест на предложение бояр поклясться в верности польскому королю Сигизмунду III.
Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о биографии иеромонаха Романа Матюшина.
Подвиг патриарха Гермогена
В конце декабря 1610 года Москву оккупировали польские феодалы, тогда Гермоген направил письма в города России, призывающие к восстанию всего народа против поляков. Он рассчитывал на поддержку вооруженных подразделений П.П. Ляпунова.
Когда добровольческая армия, наконец, подошла к Москве, он бросил вызов польским захватчикам. Несмотря на то, что ему грозила смертная казнь, он проклинал католиков и оказывал поддержку Ляпунову. После этого его арестовали и бросили в Чудовский монастырь.
Там он услышал о новой волонтерской армии, собранной Кузьмой Мининым и под командованием князя Пожарского, и благословил их обоих. Вслед за этим патриарх был избит и умер от голода.
Русская православная церковь в смутное время
В начале XVII в. против православной Руси развернулась духовная экспансия католического мира, которая приняла форму польской интервенции под руководством самозваных претендентов на русский престол. Они стремились навязать русскому народу не только иностранное политическое господство, но и религиозное иго, на что в свое время не решились даже монгольские завоеватели.
Боярская аристократия, которая неоднократно нарушала обязанность государственного служения ради торжества своих олигархических интересов, готова была примириться с тем, чтобы на российский престол стал польский королевич Владислав, даже не требуя от него твердых гарантий сохранения православных основ духовной и общественной жизни Руси.
Наконец, русский народ, который так часто обманывался в своих светских правителях, все больше втягивался в кровавую междоусобицу, которая угрожала обременить совесть миллионов русских людей страшным грехом братоубийственной войны и открыть опасную для него перспективу полного этнического исчезновения.
Именно в этот трагический момент русской истории, когда страна начала терять понятие национальной государственности и оказалась на грани исторической катастрофы, Господь поставил во главе Русской Православной Церкви святого мужа Святейшего патриарха Гермогена.
Храм Гермогена в Чертаново
Строительство храма Гермогена началось с освящения камня, который лежал на том месте, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом весной в 2012 году.
Новый храм выражает собой веру русского народа в то, что Русь никогда не предастся другой вере, а навсегда останется православной, ведь в православии спасение Руси.
Та память о святителе Гермогене, которая пробуждает в наших людях светлую, уверенную и святую любовь к Родине, также порождает желание мирно устроить жизнь государства, а в годы опасности — оборонять рубежи Родины, как Гермоген.
Можно ли назвать Гермогена патриотом?
Гермогена, который кровью своей запечатлел на скрижалях отечественной истории образ настоящего Русского патриарха. Он спас свою страну и свой народ от гибели, что им угрожала.
Поставленный на патриарший престол в 1606 году, в период кратковременного царствования боярского ставленника Василия Шуйского, патриарх Гермоген изначально воспринял свое первосвятительское служение не только как церковную, но и как общенациональную миссию.
Хорошо осознавая беспомощность государства и политическое корыстолюбие временных боярских правителей, боролись за власть, святитель Гермоген распознал в навязчивой польской дипломатии будущую гибель и Русской Церкви, и Российского государства.
Исходя из присущего всем выдающимся Первосвятителя Русской Церкви убеждение, что в Русском православии заключается возможность национального благоденствия русского народа, патриарх Гермоген, который тогда находился в заключении в захваченной поляками Москве, своими пастырскими посланиями обращался к русскому народу с призывом — во имя спасения Православие подняться на борьбу против иностранных и инославных захватчиков.
Русский народ повсеместно откликнулся на патриотический призыв святителя Гермогена, но еще больше зажжен на свою борьбу личным подвижничеством патриарха-мученика, сумел осуществить молитвенный завещание архипастыря и во имя сохранения Православной Церкви отстоял национальную независимость своего Отечества.