Содержание
Размышления об ответственности
«Ответственность». Вслушаемся в слово, чтобы понять смысл.
«Ответ» слышится, как корень, в слове «ответственность». А ответы даются после заданных вопросов.
Кто и о чем спрашивает человека? На какие вопросы нужно давать ответ?
Спрашивают человека Бог, люди и совесть.
Бог спросит однажды всех, кто как жил, о чем думал и к чему стремился? Бог спросит, исполняли ли мы Его заповеди. Не все люди верят в Бога, но всем придется выслушать Его вопросы.
Люди, общество непрестанно засыпают человека вопросами. Ты ходил на выборы? Ты заплатил налоги? Это вы не убрали за собой после пикника? Почему ваши дети так плохо себя ведут?
Общество имеет право спрашивать с отдельного человека, потому что самый плохой порядок лучше, чем хаос. Потому что, живя среди людей, нельзя не соотносить с ними свое поведение.
Совесть спрашивает человека: доколе ты будешь жить, не исправляясь? Не устал ли ты стыдиться собственной тени и носить на себе ярмо ошибок?
Под перекрестным огнем вопросов живет человек. С трех сторон его спрашивают, и он должен давать ответы, должен быть ответственным. Это трудно. Страшно идти на урок, не зная урока. Страшно услышать «предъявите документы», если у тебя проблемы с законом.
А значит очень соблазнительно придумать себе теорию, согласно которой ты никому ничего не должен, и никто не смеет что-либо требовать от тебя.
«Не лезьте ко мне и не учите меня. Я сам все знаю. Кому какое дело, как я себя веду? За собой смотрите» Эти последние речи звучат в мире все громче, но хорошо ли будет нам жить, если звук подобных речей заглушит все остальные звуки?
Античный мир не знал величия личности и ее достоинства. Человека этот мир растворял в социуме, в государстве, роде или племени. Интересы отдельного человека целиком подчинялись интересам общественного целого.
Христианство освободило личность. Христианство возвестило, что личность уникальна, не сводима на общность, ответственна перед Богом напрямую и лично Богом любима. Эта прививка личного самосознания – становой хребет нашего самоуважения и мыслей о человеческом достоинстве. Добрый Пастырь Своих овец зовет по имени.
Но высокие речи о достоинстве человека работают там, где есть страх перед Великим Богом и неумолкающий голос совести. Если вера исчезает, если исчезает понятие религиозного долга, а понятие о личном достоинстве сохраняется и искусственно раздувается, это грозит катастрофой.
Если человек уверен, что никому не подотчетен, что он вправе делать что хочет, и даже Бог ему не Судья, то все остальные виды ответственности умрут неизбежно.
Умрет ответственность перед семьей и семья рухнет. Ее заменят разные формы временного сожительства вплоть до самых противоестественных. И ничего не возразишь. Ведь «я так хочу, и мне не надо никому отчитываться». Умрет ответственность перед Отечеством и в силу войдет принцип «где хорошо, там и родина». Солдат убежит с войны и судья будет судить только за взятки. Мысленные горизонты сузятся, все будет измеряться личной выгодой. Это – нравственная смерть.
Основа здорового общества – баланс между правами и обязанностями. Основа здоровой души – чуткая совесть, вера в Бога и уплаченные долги всем, кому ты должен.
Мы опять приходим к мыслям о воспитании, потому что животное все нужное для жизни берет с момента рождения, а человек приобретает необходимые навыки долго в процессе обучения. И уже лошаденок, родившийся только вчера, на слабых ногах бежит за матерью. А человека ожидают долгие годы обучения и воспитания, пока он сможет самостоятельно жить и ответственно действовать.
Народ дал отстояться своему коллективному опыту и поместил его в пословицы и поговорки. «Не дал слово – крепись, а дал слово – держись». Это значит, что нельзя разбрасываться обещаниями, но если уж пообещал – сделай. Это – ответственность. Сказал: «Приду в пять», так приди в пять, а не в пол шестого.
«Взялся за гуж, не говори, что не дюж». Это – ответственность. Постоянство и верность нужны человеку во всяком серьезном деле. И это не приходит само, но воспитывается, иногда со слезами и болью. Это нужно и для спасения, для угождения Богу. Ведь сказано, что «положивший руку на плуг и озирающийся вспять, не благонадежен для Царства Небесного».
Долг выше выгоды. Если выгода выше долга, тогда прощай мораль и здравствуй грядущее антихристово царство. Царство кратковременное и проклятое, слепленное из миллионов маленьких «хочу – не хочу» и «буду – не буду»; состоящее из победы сиюминутного интереса над вечными ценностями.
Тяжело быть человеком. Тяжело и страшно. Хочется временами отступить в область бессознательного и раствориться в природе, стать неразличимым с нею. Такое отступление невозможно.
Можно даже сказать, что человеком нельзя «просто быть». Человеком нужно долго становиться, чтобы наконец стать им. И то, насколько ты им стал, есть ответ трем непрестанно вопрошающим голосам.
Чтобы доктор лечил, милиционер защищал, а священник молился нужно сохранить нерастраченным некий неприкосновенный запас нравственности. Всякий человек будет хорошо делать свое дело и не погубит своего имени, если от вопросов Бога, совести и окружающих людей он не закроет свои уши и не отвернет лица.
Хоть и сто раз прав Экзюпери, мы в ответе не только перед теми, кого приручили. Мы в ответе и перед Тем, Кого нельзя приручить; и перед Его голосом в нашей душе; и перед множеством людей, большинство из которых мы не знаем по имени.
Ответственность человека
Итак, наш мир сотворен Богом – в нем есть цель и замысел, надежда и предназначение. Человек наделен владычеством – то есть у его решений есть реальные последствия для него самого и всего мира. Мы можем разрушать и созидать, спасать и губить. Мы наделены свободой и ответственностью.
Наша свобода означает, что именно мы сами являемся авторами наших решений. Конечно, на нас оказывают влияние, доброе или дурное, люди или обстоятельства – но решаем всегда мы. Не гены, не погода, не соседи, не государство, не Церковь – мы сами принимаем решения и сами выбираем свой путь в жизни – даже когда не признаем этого и приписываем наши поступки другим людям или обстоятельствам, которые “довели” нас или “не оставили другого выбора”. Это неправда, выбор – всегда наш. Мы можем совершить подвиг или преступление; совершить акт благородства или подлости, верности или предательства.
Из веры в творение следует, что этот выбор имеет подлинное, вечное значение. Очень важно, каким человеком вы являетесь и как вы себя ведете.
Конечно, неверующий человек может иметь твердые нравственные принципы и совершать достойные поступки; беда в том, что в мироздании без Бога это не имело бы абсолютно никакого значения. Без Бога в мире нет ни нравственного закона, которому нам следовало бы повиноваться, ни награды праведникам, ни кары злодеям.
Иногда люди говорят об “общечеловеческих ценностях” как о чем-то, вполне убедительном и без Бога, но это не так.
Люди придерживаются разных нравственных предпочтений. С точки зрения секулярных гуманистов (как и христиан), моральные убеждения нацистов – преступны и порочны. С точки зрения нацистов, преступны и порочны моральные убеждения гуманистов. Обе группы глубоко убеждены в том, что их взгляды вполне обоснованы с точки зрения науки и здравого смысла. Совершенно непонятно, кто полномочен выступать в роли пророка от имени “человека с большой буквы” от имени “общечеловеческих моральных ценностей”. Все что у нас есть – это мнение одной группы людей против мнения другой группы людей. В рамках атеизма вы можете поступать так, чтобы заслужить одобрение определенных людей – тех, чье мнение для вас важно, тех, кого вы считаете своими. Но вы не можете заявить при этом, что другие люди – которые возьмутся порицать вас за то же самое – неправы. Не существует никакой объективной, выходящей за рамки человеческих мнений правоты или неправоты. Ведь есть только люди (и группы людей) со своими субъективными оценками, несогласными между собою, а над ними нет никого никакого третейского судьи, который мог бы рассудить, кто из них прав.
Атеистический гуманист может сказать, например, что идеология и практика нацизма ему отвратительны, и он не намерен терпеть их рядом с собой. Но он не может сказать, что нацисты объективно неправы.
Я могу возмущенно воскликнуть: “Как, вы пьете кока-колу? Эту коричневую химическую гадость?” – и это будет не больше чем декларацией личного вкуса, с которой одни люди согласятся, а другие – нет. Не существует объективного критерия “гадостности” и “негадостности” напитка. Возможны только предпочтения определенных людей и групп. Точно так же одни люди могут одобрять кровавых диктаторов вроде Гитлера или Сталина, другие – подвижников милосердия вроде Фридриха Гааза или матери Марии. В рамках неверия между их точками зрения нет никакой объективной разницы – потому, что нет никакого объективного морального стандарта, с которым мы могли бы их соотнести.
Вы, в таком случае, можете совершить что-то хорошее или плохое в глазах определенной группы людей; но Вы не можете совершить что-то, что обладало бы объективной моральной значимостью.
Более того, окончательность и необратимость смерти в атеистической вселенной означает, что в вечной (и даже сколько-нибудь долгой) перспективе вы не отличите кости садиста от костей подвижника милосердия. Злодеи и благодетели, герои и изверги кончат одинаково – полным и окончательным небытием.
С точки зрения одних людей забота о больном ребенке в ситуации, о которой мы раньше упоминали, будет правильным и достойным делом; с точки зрения других – глупостью, с точки зрения третьих – преступлением. Кто-то (и не обязательно нацисты) может считать, что нравственный долг взрослых – как можно раньше избавить этого ребенка от мучительной жизни, а семью и общество – от лишних тягот и расходов. Люди, при помощи подложных свидетельств о смерти спасавшие “неполноценных” в нацисткой Германии, совершали преступление с точки зрения своего государства; с точки зрения многих современных людей, мать, которая отказывается пресечь жизнь больного ребенка еще в утробе, совершает предосудительную глупость. В разные времена в обществе может преобладать та, или другая, или третья точка зрения – как на эту, так и на другие моральные проблемы, и, чаще всего, люди следуют за большинством.
Доктрина творения говорит, напротив, что у человеческих поступков есть объективная моральная значимость; есть истинный Судия, в глазах Которого они получают оценку. В данном случае человек, который заботится о больном ребенке, поступает “воистину достойно и праведно, должно и спасительно”. Это так точки зрения вечного, объективного, независимого от переменчивых людских мнений критерия. Есть вечный Судия, который оправдывает такое поведение; Тот, кто скажет “хорошо, добрый и верный раб; войди в радость Господина твоего”.
Фото Chrissy Wainwright Фото Chri
Властью в творении, о которой мы говорили выше, наделил нас Бог, ответственность за то, как мы ей пользуемся, мы несем перед Ним. Государство, общественное мнение, партии, СМИ, какие-то еще общественные силы могут пытаться навязать нам свои заповеди и притязать на то, чтобы судить нас – но единственный Судия, перед которым мы отвечаем на самом деле, это Бог.
Христианин и ответственность
Христианин и ответственность,
или: Освобождает ли вера от ответственности? Или???
«Вы еще не верующие, вы только увлекаетесь религией?»
Вера, как известно, раскрепощает человека. Разрушает в человеке оковы греха и делает его свободным. Более того, обоживает человека, реализует первоначальный Божий замысел соделать из человека подобие Божие. Но освобождает ли вера от ответственности? Думаю, что наоборот, именно православная религия требует от человека максимум ответственности, доходящей до самопожертвования. Ведь только тогда человек становится в подлинном смысле человеком, когда перед лицом выбора он следует своим убеждениям, а не избирает «широкий путь».
Вера и воцерковленность
Ну, не может человек, для которого религия занимает центральное место в его жизни, быть невоцерковленным. Это значит, что христианин, посещающий храм от случая к случаю, вспоминающий о молитве по принципу пословицы «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», причащающийся раз в год, «потому что так надо», – не совсем и христианин. Нам, молодым ребятам, активным в то время прихожанам, как-то сказал схиархимандрит Зосима (Сокур): «Вы еще не верующие, вы только увлекаетесь религией». И действительно, время доказало правоту опытного пастыря. Прошло время – и одни из нас стали священниками, другие остались активными прихожанами и церковнослужителями, но некоторые отошли от Церкви. Вроде как и веру не потеряли, но в храме их не встретишь, да и вне храма они руководствуются жизненными принципами, далекими от христианских заповедей.
Верующий человек во всем руководствуется опытом Церкви. В Евангелии он видит для себя и обличение, и наставление, и ободрение. В житиях святых – назидание. В молитве укрепляется на пути христианского жительства. И этот путь невозможен без ежедневного духовного труда. Невозможен и без регулярного посещения храма, без Таинств Церкви. Тот, кто пытается совместить веру и теплохладность, идут путем самообмана и такой путь нельзя назвать правильным.
Вера и общество
Воцерковленного христианина легко узнать даже в толпе. Его выдает особая манера походки, специфическое выражение лица (иногда слишком уж постное, и такое, конечно, бывает), особенности одежды. Но все же мы не древние пустынники, мы живем в окружении людей, которые, хотя и считают себя верующими, но чаще всего прохладны к вере. Этот небольшой процент воцерковленных верующих можно назвать, по слову Евангелия, солью земли. Вроде бы нас немного, но без нас общество становится пресным, пустым, сообществом поглотителей тележвачки и пересудов желтой прессы. А значит, мы должны нести весь груз ответственности за свое положение. Нет смысла скрывать от внешних свою веру, да и не получится это у искреннего человека. Напротив, «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на Небесех» (Мф. 5: 16). И эта заповедь, несомненно, налагает на нас ответственность за наши слова и поступки. Христианин, будучи терпелив к чужим немощам, не может позволить такое же снисхождение к себе. Не может позволить даже молчанием потворствовать злу. Четко различая грех и согрешающего, православный человек должен преумножать добро в окружающем его социальном пространстве. Таков наш нелегкий крест, но в том утешение, что это – соработничество Христу.
Не менее важно для христианина исполнение тех обязанностей, которые возложены на него в силу его профессионального и социального положения. Безответственный, неисполнительный, необязательный христианин наносит вред христианству, потому что по его поведению оценивают как прочих христиан, так и христианство в целом. Да не станем мы тем соблазном, который столь опасен, что, по слову Христа, достоин лишь мельничного жернова на своей шее.
Христианин и политика
Меня всегда интересовал один вопрос. Имел ли возможность Никодим повлиять на решение синедриона? Мне кажется, выступи он тогда, евангелисты непременно запечатлели бы это событие. Но до нас дошло лишь свидетельство о том, что Никодим был против заочного суда. И в этом, мне кажется, за редким исключением, запечатлена традиция политиков всех времен и народов. Я с удивлением увидел в храмах вчерашних своих гонителей. Еще больше был удивлен их рассказами о том, что они были тайными верующими и посильно помогали Церкви. Может быть это и так, но как же их слова разнятся в зависимости от политической ситуации! Тот или иной чиновник или политик (в советское время эти термины почти слились воедино) могли тайно поддерживать Церковь, но при этом притеснять конкретных верующих или священнослужителей. Поэтому как-то к политикам нет у меня доверия.
Но все же честные политики бывают. Не называя конкретных имен, хочется поблагодарить тех людей, которые, находясь у власти, искренно выражают свои религиозные предпочтения и заявляют, что в своей как личной, так и общественной деятельности, руководствуются христианскими принципами. Хочется пожелать им помощи Божией и указать на них как на пример честности и порядочности во всем. Как жаль, что такие люди – приятное, но редкое исключение.
Христианин и брак
Наверное, сложнее всего реализовать христианство в семье. Именно здесь неуместны никакие маски, которые даже христиане, порой, надевают на себя, будучи «на людях». И то, что неизвестно окружающим, прозрачно для домашних. Это нелегкое испытание – быть абсолютно честным – не каждый может перенести. К этому стоит добавить и другие трудности: внутренняя необходимость жить не ради себя, но ради супруга (супруги), ради детей, умение разрешать неизбежные конфликты, идти на допустимый и, одновременно, необходимый компромисс. Не все выдерживают, поэтому даже среди православных нередки разводы. И эта беда неисправима до тех пор, пока в воцерковленной среде не сложится такое отношение к браку, которое только и возможно для христиан. Брак – это не на время, это навсегда. И любовь, которую имеют между собой супруги в начале совместного жизненного пути, следует воспринимать как дар Божий, который надо преумножать, а не расточать в небрежении. Только тогда, когда православные супруги готовы на самопожертвование, возможно не только сохранить семью, но и унести ее в Вечность. А то, что для нас не имеет ценности в Вечности, не стоит и приобретать. Поэтому в выборе будущего супруга поспешность преступна, так как это не только личный выбор, но и большая ответственность перед супругом (супругой) и будущими детьми.
Христианин наедине с собой
Но все же большую часть жизни мы проводим наедине с самими собой. И вот здесь сложнее всего всегда быть честным и ответственным. Иногда то или иное послабление, которое мы допускаем себе, – оставление ли молитвы или неполезное чтение, излишний просмотр телевизора или душевредное чтение – становится той страстью, которая изнутри разлагает нас, как гниль – внешне аппетитное яблоко. Важно ежедневно, даже ежечасно задаваться вопросом, правильны ли наши поступки, не согрешаем ли мы? Только такой постоянный самоконтроль приводит к духовному преуспеянию, любой другой путь чреват «накоплением системной ошибки». И на каждой исповеди должна происходить «перезагрузка» и «проверка системы». Если же «система зависла», тогда остается одно – «принудительное завершение работы» и «чистка системы специальными программами». Для каждого это реализуется по-своему. Одному надо поехать в паломничество, другому достаточно подробной исповеди, иногда, в самых крайних случаях, требуется смена работы и даже места жительства. Важно положиться на Господа и не мешать, но помогать Ему в Его работе над исправлением нашего внутреннего человека. И помнить, что быть христианином – большая ответственность, потому как мы «куплены дорогой ценой» (1 Кор. 6:19).
В каких странах Бог упоминается в конституции?
По его словам, эта «возвышенная идея» определяет и личную, и общественную, и политическую нравственность, и хуже от нее не будет. В Госдуме и Совете Федерации предложением заинтересовались и обещали его рассмотреть.
Преамбула сама по себе не так важна, как то, что следует за ней – зачастую ни исследователи, ни рядовые граждане страны не придают ей особого значения. Это попросту вводная часть. В российской Конституции она, к примеру, сейчас выглядит так:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».
А далее уже идет основная часть – по сути, свод законов, определяющих жизнь страны. И так – в большинстве государств. У преамбулы есть функция, но она довольно номинальная – собственно, в первую очередь обосновать наличие конституции, объяснить, зачем она нужна. В отечественном варианте эту функцию выполняют слова о «стремлении обеспечить благополучие и процветание» страны. Где-то преамбулы в конституции вообще нет – там сразу идут основные положения. Так, например, в Армении, Румынии, Латвии, Албании, Азербайджане. Однако государств с конституциями без вводной части все же меньшинство.
Упоминание Бога
Патриарх Кирилл, предлагая добавить Бога в Конституцию, отдельно отметил, что речь не только о христианах, но и «о многих и многих других». Но на деле с этим могут быть вопросы даже в случае с традиционными для России религиями. К примеру, около 1% россиян исповедуют буддизм, отрицающий саму идею единого Бога-творца. Правда, в Канаде цифры те же, что не мешает конституции страны «…базироваться на принципах, признающих верховенство Бога и закона».
С другой стороны, во многих, прежде всего европейских странах, упоминание Бога в каком-либо законодательном акте давно и прочно ассоциируется с христианством – да так, что никакие сторонние слова о широком смысле этого термина обычно всерьез не воспринимаются. Причина сугубо историческая. Тесные связи христианской церкви с властями были характерны для практически всех европейских монархий на протяжении многих веков. Поэтому даже до появления конституций многие договоры и законодательные акты сопровождались словами о Боге как о свидетеле и в некотором смысле «заверителе». Так что потом эта практика просто перешла и на конституцию – все же первые из них в своем современном виде начали появляться еще в конце XVIII века.
Вопрос об упоминании Бога был поднят и при написании конституции Евросоюза, которую разрабатывали всю первую половину нулевых. Особо религиозные страны Европы вроде Польши грозились голосовать против подписанного в 2004 году проекта, в том числе из-за отсутствия в нем «божественных» отсылок. Тогда возникла масштабная общественная дискуссия, к которой подключился и папа римский, поляк Иоанн Павел II.
«Чтобы Европа была построена на прочных основах, она должна опираться на подлинные ценности, берущие свое начало во всеобщем моральном праве, вписанном в сердце каждого человека. …Принимая во внимание то, что сказано выше, хотел бы еще раз обратиться к авторам будущего конституционного договора Европейского союза, чтобы в нем нашлось место для обращения к европейскому религиозному наследию, а в особенности к христианскому», – заявил тогда папа в своем обращении «Церковь в Европе».
Иоанн Павел II упирал на то, что все основные достижения европейской цивилизации – искусство, право и философия в том числе – основывались на христианских, евангелических ценностях. Однако голоса оппонентов, говоривших о «религиозной нейтральности» и свободе вероисповедания, все же оказались сильнее. В 2007 году страны ЕС подписали упрощенный Лиссабонский договор, где не было даже намека на какие-либо идеологические и нравственные аспекты.
Какие бывают упоминания
Если говорить строго, есть два основных вида «божественных» отсылок в законодательных документах, и у обоих есть собственное латинское название. Первый, invocatio dei, означает прямой призыв к Богу. Типичные примеры:
Греция: «Во имя Святого и Единосущного и неделимой Троицы…»;
Кувейт: «Во имя Аллаха, благодетельного и милосердного, мы, Абдулла аль-Салим аль-Сабах (эмир)…»;
Филиппины: «Мы, суверенный филиппинский народ, умоляем о помощи Всемогущего Бога…»;
Швейцария: «Во имя Всемогущего Бога! Швейцарский народ и кантоны, чувствуя ответственность перед Творением…».
И так далее – везде есть прямой призыв к Богу. Но выделяют также и nominatio dei – когда Творец упоминается косвенно, как некий свидетель или опекун. К примеру, именно в таком виде он присутствует в конституциях Германии и Украины. Украина стала вообще единственной страной бывшего СНГ, в конституции которой есть прямое упоминание Бога.
Украина: «…Осознавая ответственность перед Богом, собственной совестью, предшествующими, нынешним и грядущими поколениями…»;
Германия: «Осознавая свою ответственность перед Богом и человеком…»;
Бразилия: «Мы…, под защитой Бога, обнародуем эту Конституцию»;
Мавритания: «Полагаясь на всемогущество Аллаха, народ Мавритании провозглашает…»;
Польша: «Мы, пoльский народ, всe грaждaнe рeспублики, кaк вeрующиe в Бoгa, являющeгoся истoчникoм истины, спрaвeдливoсти, дoбрa и крaсoты, тaк и нe рaздeляющиe этой вeры…».
Эти два принципа – основные. Однако есть и третий – некий намек на «божественное», «христианское» или просто «сверхъестественное». Это тоже довольно популярный вариант. Например, российский вариант с его «верой в добро» или «объединением общей судьбой» сюда вполне подходит. Из других примеров:
Чехия: «…полные решимости сообща беречь и развивать полученное в наследство природное и культурное, материальное и духовное богатство…»;
Норвегия: «Наши ценности происходят из христианского и гуманистического наследия…».
В подавляющем большинстве стран наличие или отсутствие слов о Боге, как правило, не несет в себе никакой юридической нагрузки, и в судебной практике не применяется. Но это сейчас. Прецеденты все же были.
Например, в Ирландии, где в конституции есть и «Божественный Господь», и Святая Троица, и Иисус Христос. В 1983 году ирландский юрист Дэвид Норрис пытался через суд добиться отмены закона об уголовной ответственности за гомосексуализм. Один из отклонивших его апелляции судей, объявляя о своем решении заметил, что люди, принимавшие конституцию страны, явно руководствовались христианскими убеждениями, согласно которым «содомия» в любых ее проявлениях неприемлема. Однако спустя 10 лет закон все же отменили, а в 1996-м судьям страны запретили принимать во внимание преамбулу конституции.
Взгляд
Что несет в себе понятие “ответственность”
Ответственность – это сознательное и осознанное взятие на себя последствий за принятые решения и совершенные действия.
Часто путают ответственность с чувством долга и решением вопросов за другого человека.
Рождаясь на этот свет, человек как белый лист и он не знает ни морали, ни понятия ценностей. Родители несут ответственность, до определенного возраста, за жизнь ребенка и за привитие качеств поведения и ценностей. Зачастую часто перекладываемая обязанность на малыша, делает его взрослым, лишая детства. Общественные заведения, также прививают разные понятия этой задачи. И такой сценарий жизни приводит к различным последствиям.
Непонимание значения этого термина приводит к тому, что уже сформировавшаяся личность или принимает ответственность за другого или вообще не берет на себя эту функцию. Поэтому и возникает проблема, когда за свои поступки, он не хочет нести последствия.
«Давайте спрыгнем с моста!» – кто несет ответственность? Тот, кто предложил? Или тот, кто спрыгнул? Конечно, тот, кто спрыгнул. Он сделал действие и принял решение.
Человек злоупотребляет спиртными напитками. Виноват завод по изготовлению алкогольных напитков? Магазин, где продается эта продукция? Или тот, кто отравляет свой организм.
Избил другого человека. Виноват тот, кто ударил или обидел? Тот, кто считает, что его обидели.
Когда педагог ставит в пример отличника, кто несет ответ за это решение? Ребенок, на которого возложили эту ношу и он теперь должен соответствовать этим качествам? Или учитель?
Эти примеры наглядно показывают безответственность или перекладывание ее на другую личность.
Установленные правила ответственности, такие как: уголовная, административная, групповая, историческая и т.д., показывают моральные правила общества.
Врач берет ответственность за жизнь своего пациента. Учитель – за знания, которые он дает. Управленец за функциональность своего персонала и соблюдение правил. Уголовная – соблюдение законов и моральных норм человека. Историки – за правильное изложение фактов. А вот, за свою жизнь, поступки и решение – человек обязан взять ответственность на себя сам.
Осознанность своих действий и дает понятие этого термина.
Например:
- Человек дает или берет в долг, он сам принял это решение, а потом ждет когда отдадут или обвиняет того кто дал. Банки, что дали кредиты. Государство виновато, что нет денежных средств. Кредитор просит отдать долг, а сейчас нет возможности. Дающий деньги в долг человек, корит себя или взявшего эти средства.
- Зависимость от чужого мнения и навязанные убеждения, а также понятие – быть всем удобным, тоже зачастую приводит к безответственности: что подумают или скажут, так не принято одеваться, разговаривать, не положено в обществе свершать какие-то действия, что идет вразрез со своими личными понятиями и принципами.
- Родители, отдавая ребенка в разные учреждения, перекладывают эту задачу на педагогов. Обвиняя впоследствии, и дитя и воспитателей. Задаются вопросом: – В кого ж ты такой уродился? – Ставя опять ж в пример других людей и своих прародителей. Чем убивают личность и дают ложное понятие ответственности.
Когда говорят – ты должен сделать так-то, ты обязан. Это твой долг и твое обязательство.
То, что субъект должен, записано в налоговом кодексе, все, что не должен – в уголовном, остальное на усмотрение самого человека.
Именно это и дает человеку чувство свободы. В принятии собственных решений и последствия за них. Все лежит в основе ценностей и морали, которые были привиты маленькому человеку и его окружения, которое могло повлиять на его мнение.
Взрослый человек, осознанно принявший ответственность за свою жизнь, освобождён от навязанных правил, которое диктует общество. Так как он сам принимает последствия за свои решения. И совесть его чиста. Он так же не перекладывает на других проблемы и не навязывает свое мнение. У него не возникает вопроса как поступить. Он поступает согласно своим принципам и убеждениям, придерживаясь норм морали и ценностей.
Общие правила
Преимущества ответственности
- Ответственность даёт уверенность – в себе и своих силах.
- Ответственность даёт уважение – как самоуважение, так и уважение со стороны окружающих.
- Ответственность даёт возможности – для самоконтроля и контроля над внешней ситуацией.
- Ответственность даёт свободу – от мизантропии; ответственный человек не осуждает ошибок и не впадает в депрессию при виде неадекватного поведения кого-либо; он просто констатирует, что на данного человека в данной ситуации полагаться не рационально.
Проявления ответственности в повседневной жизни
- Родительство. Родители всегда ответственны за своих детей.
- Трудовая деятельность. Руководитель компании всегда возлагает на себя ответственность за деятельность подчинённых; чем более ответственным человеком он является, тем более работоспособный и дружный коллектив способен создать.
- Конфликтные ситуации. Ответственный человек при возникновении конфликтных ситуаций способен самостоятельно (ответственно) принять решение за всех участников ситуации и, тем самым, поставить ситуацию под контроль.
- Военная служба. Командир воинского подразделения всегда отвечает за жизнь и поступки подчинённых.
- Выполнение обязательств. Ответственный человек любое дело старается закончить точно в срок и наилучшим образом.
Как развить в себе ответственность
- Самоконтроль и работа над собой. Внимательное отношение к себе, к своим словам, обещаниям и поступкам помогают человеку стать более ответственным. Главное – не отступать, видя, что не всё удается сразу, так как работа над собой – процесс длительный.
- Письменные «поручения» самому себе. Один из вариантов, психологически помогающих нести ответственность за свои обещания и всегда выполнять их – записывать на листе бумаги задачу, которую ставит человек перед собой, и сроки её выполнения.
- Организационная работа. Работа с людьми, организация их скоординированных действий – большое подспорье в развитии собственной ответственности.
- Отношения с детьми. Общаясь со своими детьми, человек оказывается в ситуации, когда он не может не нести за них ответственность. При отсутствии выбора человек мобилизуется и становится в дальнейшем более ответственным.
Золотая середина
Безответственность | полное отсутствие готовности нести ответственность. Ответственность Гиперопека | избыточная ответственность за кого-либо.
Крылатые выражения об ответственности
Свобода – это ответственность. Вот почему все её так боятся. — Бернард Шоу — Чтобы быть, нужно сначала принять на себя ответственность. — Антуан де Сент-Экзюпери — Быть личностью трудно. Быть свободным – значит взять на себя бремя ответственности. — Николай Бердяев — Два смысла в жизни – внутренний и внешний
У внешнего – семья, дела, успех;
А внутренний — неясный и нездешний –
В ответственности каждого за всех. — Игорь Губерман — Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть. — Уинстон Черчилль —
Что почитать?
Сергей Туркин / Как выгодно быть добрым. Сделайте свой бизнес социально ответственным Меценатство и благотворительность становятся обязательными элементами стратегической политики построения успешного бизнеса. Автор разъясняет значение понятия «социально-ответственный бизнес» и доказывает, что быть социально-ответственным – выгодно. К. Экартсгаузен / Политика мудрого. Благоразумие, соединение с добродетелью Книга написана более 200 лет назад немецким философом. Предназначена она была отпрыскам аристократических семейств. Не потерявшее актуальность практическое руководство по достижению карьерного роста путем воспитания в себе добродетелей ответственности и благоразумия.